Албанские мужчины. Хорошие плохие парни


Согласно легендам албанцы, считали себя потомками орлов, а сама страна на албанском языке и поныне именуется Шкиперия - «Страна орлов». Красный цвет флага - символ крови албанских патриотов, пролитой ими в многовековой борьбе против поработителей (в первую очередь, турецких).

В 1468 году Албания стала частью Османской Империи, и только в 1912 году, во время Первой Балканской войны, турки были вытеснены, и страна объявила о своей независимости.

Общая численность населения Албании достигает 3,6 миллиона человек. Уровень рождаемости в Албании составляет чуть больше двух детей на женщину.

Итак, первый город на нашем пути - Шкодер. Он расположен недалеко от довольно крупного Скадарского озера, и ландшафт здесь густо сдобрен всевозможными речками, каналами, островами.

Как и в других балканских странах, в Албании часто можно встретить цыган, тут у них тоже есть небольшое поселение. Чаще всего видишь их едущими на таком вот примерно тарантасе.

Узнавая, что мы русские, местные чаще всего показывают большой палец руки (не путать со средним)) Русских любят - убедились на собственном опыте!

Фишка Шкодера - пенсионеры на велосипедах! В других городах Албании это не так выражено, а здесь просто чума! Их сотни... Может им государство пенсию велосипедами выдает? Загадка.

Шкодер туристами не удивишь, но почему то в нас узнавали именно русских и это вызывало особенную реакцию.

Ну красотка же! Албанка! Да, по-русски звучит грубовато, почти болванка... Как-то не очень образ этой девахи соответствует образу страны, где большинство населения - мусульмане. 70 % албанцев являются мусульманами, 20 % принадлежат Албанской православной церкви, а остальные - Римской католической церкви.

Погуляли мы один вечер по Шкодеру, а на следующий день тоже решили уподобиться местным пенсионерам - взяли в прокате велик.

И поехали в местечко Месси, что неподалеку. Оно известно своим старинным каменным мостом.


Такие тачки - тоже не редкость в Албании. Еще постарше и покруче встречаются.

Тирана, столица Албании.

Албания - одна из самых маленьких и самых бедных стран Европы. Тем не менее, после нескольких десятилетий коммунистического правления, она медленно переходит к системе открытой рыночной экономики, двигаясь на пути к прогрессу. Куда движется страна в настоящее время?

Мозаичное панно времен Энвера Ходжи:

И снова, узнав в нас русских, местные идут на помощь. Этот дядька был рад до слез встрече с нами. Часа полтора ходил, показывал и рассказывал, вспоминал о своей молодости, когда он учился в России.

Как ни странно, это очень распространенная машинка в Албании, гораздо чаще встречается, чем у нас.

Да, это столица! Но по количеству бродячих собак может посоперничать с абхазским Сухуми, например) И замашки у них все те же. На дороге, например, постоять - любимое развлечение.

По официальным данным, уровень безработицы в стране составляет около 15 %. И это очень заметно. Всевозможных магазинов секонд-хэнд, б\у вещей, комиссионок разного пошиба - большинство. Обычные супермаркеты, которых здесь не так много - только для богатых.

Гуляя по ночной Тиране, встретили большое количество молодежи, студентов. Уровень грамотного населения в Албании достигает 93 % у мужчин и 80 % у женщин. Высшее образование здесь получают в университетах, педагогических институтах и сельскохозяйственных колледжах. На снимке как раз один из университетов.

Женщины-полицейские выглядят достаточно грозно, но при этом довольно милы.

Ну и такая картина - конечно же, не редкость, типичная сцена для стандартного жилого квартала.

«Я занимаюсь в хореографическом кружке, мы танцуем русские танцы», - огорошил нас этот продавец выпечки в пекарне на выезде из Тираны. И продал нам 10 коржиков по 2 рубля за штуку на наши деньги. Мы потом ели эти коржики три дня и вспоминали его добрым словом.

Дальше был невероятный автостопный бросок через полстраны обратно на север, в городок Кукес. До сих пор поеживаюсь, вспоминая с какой скоростью ночью мчал нас молодой парень бандитского вида по бесчисленным тоннелям и эстакадам.
А утром прямо с крыши открылся вид на футбольное поле и горы! Целый матч посмотрели, пока готовили и ели завтрак.

Едем дальше на север страны. Такие куклы, подвешенные в самых необычных местах - тоже фишка Албании!

Байрам Цурри - кажется как-то так назывался очередной городок на нашем пути, тоже довольно колоритный. Так выглядят стандартные албанские дома.

А мы едем дальше, до местечка Вальбона.

По пути - горы северной Албании. Это нечто!

Чего только стоит всевозможный подножный корм, которым здесь можно насытить наши непритязательные желудки! Заросли ежевики, алычи, яблок, шиповника и, конечно, виноград!

Рельеф Албании гористый, вершины горных цепей достигают высоты 2100 - 2400 метров. Самая высокая точка страны - гора Кораб (Korab) высотой 2 753 м. Около 40 % общей площади страны занимают леса.

В Драгоби палатки ставили уже в темноте, а когда проснулись наутро, то оказались в раю. Вокруг были плантации эдельвейсо - так, не долго думая, мы назвали эти цветы. Не уверен, что верно.




В Албании существует традиционный кодекс чести, который называется «канун». Это закон гостеприимства, который накладывает на хозяина обязанность быть ответственным за безопасность гостя.

Главные отрасли индустрии страны образуют пищевая промышленность, производство текстиля и одежды, древесины и добыча нефти. Что касается животноводства - подтверждение тому долго искать не нужно.





Заночевали тут же, на окраине поселка, рядом с бетонными бункерами и другими разрушенными войной постройками.

В 1967 году правитель социалистической Албании Энвер Ходжа запустил программу всеобщей «бункеризации» страны на случай войны. Она действовала почти 20 лет, и за это время было построено более 700 тысяч бетонных бункеров - по одному на каждую семью.

В среднем, на каждый квадратный километр территории Албании приходилось 24 бункера. Сегодня они частично демонтированы в городах, но большинство продолжают стоять и являются самой узнаваемой чертой албанского ландшафта. Некоторые бункеры переоборудованы в кафе или мини-отели, а самое популярное применение им нашли подростки - для свиданий.

А дальше мы решили рвануть прямо через горы в Сэс. Нет, не так - Theth! Как звучит по-английски представили? Именно так произносится это странное для русского слуха название.


Эта дорога от Вальбоны до Сэса

Старые заброшенные дома с деревянной черепицей - обязательный элемент здешнего пейзажа. Почему ушли люди, почему их место не заняли другие - вопрос. Жить в таком месте - да это же просто сказка!

В Албании до сих пор жива традиция «переделки» женщин в мужчин – их там несколько тысяч. Они берут мужские имена, носят мужскую одежду, ведут себя как мужчины. К этому их толкает Канун – свод архаических, родо-племенных законов.

В этой подборке вы узнаете о причинах появления такого явления и увидите снимки этих «женщино-мужчин» фотографа Джил Петерс.

(Всего 21 фото)

1. Несмотря на то, что треть албанцев – христиане (половина из которых католики, другая половина православные) средневековый свод законов распространяется и на них. В этом Кануне нет ничего удивительного – подобные законы для самосохранения нации есть практически у всех горных, замкнутых социумов – от адатов в Чечне до билус в стране Басков. Другое дело, что в Албании Канун продолжает определять жизнь всего общества, а не только его архаических слоёв.

2. Одна из главных составляющих Кануна – кровная месть. Вот описание обыденной жизни в Албании по Кануну в 1990-е, которое давала газета Die Welt.

3. «Более половины населения северных горных территорий Албании не выходят из своих домов. Они опасаются кровной мести. Дело в том, что если провинился один человек из семьи, кара распространяется и на его родных.

4. За поруганную честь в Албании можно заплатить только кровью, а за пролитую кровь - опять же только кровью. После перемен последнего времени этот закон снова вступил в силу, причём чем меньше государственный контроль и управление на данной территории, тем большую силу набирают законы вендетты.

5. Планы кровной мести вынашивают годами. В деревне Блеран, находящейся недалеко от границы с Монтенегро, был убит Герг Капаклиа. За 13 лет до своей гибели он толкнул на улице представителя семьи Гека, а такое оскорбление, по албанскому кодексу чести, смывается только кровью. Капаклиа, вероятно, убили бы ещё тогда, но железные руки диктатора Энвера Ходжи надежно защищали албанцев от традиции. Герги отправился в Грецию, а когда вернулся, два брата кровно обиженного представителя семьи Гека пристрелили его прямо на улице.

6. Младший брат Герги - Пепин, бывший вместе с ним, заголосил и бросил камень в убийц, которые, недолго думая, пристрелили и его. Теперь уже настал черёд семьи Гека. Один из пяти братьев Герги всё-таки пристрелил одного из Гека, но попутно был застрелен и полицейский, который пытался остановить насилие. Таким образом, семья Капаклиа нажила себе сразу двух кровных врагов: к Гека прибавилась еще семья убитого полицейского.

7. Единственный способ остаться в живых для человека, приговорённого к смерти, - безвылазно сидеть у себя дома. Согласно албанскому кодексу Канун, кровного врага нельзя убивать у него дома, поэтому для семьи типа Капаклиа дом остаётся единственным спасением. Сейчас в Албании всего около 10 тыс. человек заперто таким образом в своих домах.

8. Кровную месть может остановить только глава семейного клана, который должен в случае намерения установить мир направиться добровольно к враждебному клану и предложить свою кровь в обмен на мир и спокойствие своей семьи. Если вторая сторона согласна, то они либо убивают отважного поборника мира, либо дают своё слово - «беса», оговаривая срок, в течение которого они не будут трогать членов клана, запросившего мира, до принятия окончательного решения. «Беса» означает начало возможного мира, который, в свою очередь, означает прощение, часто измеряемое в количестве передаваемого личного имущества и скота.

9. Возможно также обращение к признанному авторитету. Таким является, например, Ндрек Пьетри, проведший много лет в исправительных лагерях. После перемен он возглавил Союз политических заключенных и прославился своей способностью остановить ненависть и прекратить кровную вражду. Пьетри не призывает отказаться от вендетты вообще, считая, что она приобщает албанцев к настоящим законах их предков, реальная суть которых сейчас забыта и искажена.

10. Раньше, рассказывает Пьетри, провинившаяся семья скрывалась в горах и ждала решения совета старейшин. Старейшины обычно наказывали только убийц и непосредственных виновных и не трогали всю семью. Вот эту традицию и собирается восстановить Пьетри».

11. Сегодня, конечно, Албания в какой-то мере европеизировалась, но жизнь по Кануну осталась. В частности, согласно 88 параграфу, Канун признаёт наследником сына, а не дочь, в том случае, если в семье нет сыновей-наследников. Дочь при этом может стать только «бурнеша», то есть «женщино-мужчино»»: принять клятву оставаться целомудренной и не вступать в брак, и эта клятва не должна нарушаться до конца её жизни. Только таким образом женщина может стать главой семьи и официальным наследником. Бурнеша хорошо приняты в рамках общности, ими даже восхищаются за силу воли… Бурнеша одеваются как мужчины, ведут себя как мужчины и обладают равными с мужчинами правами – вот только не могут иметь детей.

12. А с учётом того, что сотни, а то и тысячи семей албанцев из-за кровной места лишены сыновей-наследников, «бурнеша» – очень распространённое явление. Точного их числа в Албании никто не знает, но обычно подсчёт идёт на тысячи – минимум 3-5 тыс.

Албанцы относятся к балканским народам. Они составляют основное население Албании и являются весьма уникальными благодаря сложившейся истории. Во многом это связано с длительным господством Османской империи, однако влияние Европы оставалось и остается главенствующим, что и породило во многом удивительные особенности жизненного уклада людей.

Где живут (территория)

Албанцы в основном проживают в Албании - здесь их более 2 миллионов, на втором месте Косово, можно встретить албанцев также в Великобритании, Сербии, Черногории, Македонии, Италии, Германии и Швейцарии. Меньше всего албанцев проживает на Украине.

Название

Албания является международным названием страны. Считается, что его придумал Птолемей. Происходит название от слова «олба». Перевести его можно как «селение». Само слово берет корни из иллирийского языка.

История

История происхождения албанцев как народа является весьма запутанной. Историки считают, что формироваться он начал после захвата территории византийцами. Начиная с 12 века происходит расселение народа по долинам и горам, что сопровождалось ассимиляцией иллирийцев. Частично территорию населяли греки и славяне, македонцы, сарматы. В кругах историков бытует мнение, что албанцы появились в результате изменения условий жизни славян и представителей Римской империи.

В 14 веке началось влияние Османской империи, население было вынуждено принять ислам, хотя до этого их религией было христианство (католицизм). На территории страны жили и православные, которые выступали против господства османов.
В начале 20 века происходит распад Османской империи, в народе происходит переосмысление, но в то же время устанавливается сталинистский режим в главе с Энвером Ходжей, который привел к изоляции в политическом плане. Границы государства были закрыты до 80-го года, после чего начался массовый отток населения. Процесс создания государственности длится до сих пор.

Жизнь

Албанцы из тех людей, у которых «все сложно». В знак отрицания они могут кивнуть головой, одни и те же слова произносят по-разному (то же касается имен и названий городов). Из-за этого приезжающие сюда за экзотикой иностранцы часто не могут понять местных жителей, не говоря уже об указателях, информация на которых зачастую верна для албанца, но никак не для приезжего.
Сами албанцы обращаются друг к другу как «госпожа» или «господин», хотя еще недавно они знали такое слово как «товарищ». В гости ходят с подарками, любят общаться, причем в любом месте. Для албанца позвать много гостей означает показать всем, что он человек важный. Но накрывать на стол - удовольствие довольно дорогое, поэтому позволить себе подобное развлечение может не каждая семья. Выходят из положения, угощая гостей чашкой кофе и сладостями - деликатесы на столе у скромных хозяев редкость, даже для них самих.
Албанцы любят устраивать променад. Прогуливаются они по площадям городов, непременно посещая кафе. Такую форму развлечения называют «джиро». Причем одеваться для джиро нужно непременно дорого, чтобы показывать окружающим свой статус. Для среднестатистического албанца такое времяпрепровождение является практически праздником.
В барах нужно не забывать об этикете. При знакомстве с мужчиной или женщиной нужно обязательно заплатить за человека, чтобы показать себя щедрым.
По отношению друг к другу албанцы остаются приветливыми и учтивыми людьми. Их едва ли волнует вероисповедание, и даже ортодоксальный мусульманин спокойно отнесется к православному, ведь страна формировалась под влиянием разных народов.

Язык

Албанский язык является одним из самых сложных европейских языков. В нем есть не только диалектизмы, но и так называемые балканизмы. Если алфавит рядовому европейцу покажется вполне понятным, то сама письменность и произношение способны запутать даже профессиональных переводчиков, не являющихся носителями языка. Плюс ко всему стоит учитывать влияние русского народа, привнесшего множество неологизмов.
Массовый приток советских специалистов в середине прошлого века привел к появлению большого количества научных терминов. В албанском языке помимо прошлого, настоящего и будущего, есть первое предпрошедшее и второе предпрошедшее время, указывающие на предшествующие действия. А среди падежей есть такой редкий, как отложительный.

Культура


В культуре Албании можно выделить несколько направлений. Музыка, например, имеет древние корни, поэтому является развитым направлением. Албанцы с древних времен изучали инструменты, сочиняли народные песни, каждый регион формировал собственный музыкальный стиль. Музыку Албании делят на 3 группы:

  • лабскую
  • тоскскую
  • гегскую.

Северный стиль (гегский) характеризуется героичностью, а южная лабская музыка отличается спокойствием, то же самое можно сказать и о тоскской. Играют албанцы на знакомых каждому европейцу инструментах, среди них скрипки, кларнеты, есть и довольно специфические: лахуты (инструменты, напоминающие лютни), албанские гусле (смычковый инструмент с одной струной).
Другим направлением в культуре Албании стала архитектура. В этом отношении страна уникальна, ведь в ней есть римский, греческий, итальянский, османский и редчайший иллирийский стили. Весь этот калейдоскоп нашел свое отражение в религиозных и жилых постройках прошлых веков.

Фольклор

Албанцы сочинили много эпических поэм, рассказывающих о богатырях. В албанских поэмах можно найти каноничные истории о молодом рыцаре и влюбленной в него девушке из княжеского рода, яркие народные баллады, повествующие о смельчаке, который отправился в опасное путешествие. Часто в мифах можно проследить влияние ислама и других религий.

Еда


У албанцев кухня изобилует простыми блюдами. В ней нет особых секретов, однако она понравится многообразием и необычными десертами.

  1. Албанцы употребляют в пищу много овощей, из сыров предпочитают овечий, а хлеб едят кукурузный.
  2. Мясные блюда раньше подавали только на праздники, сейчас они встречаются чаще. Причем готовить тушу албанцы могут целиком, хотя это довольно дорогое удовольствие.
  3. Османы привнесли свои блюда в албанскую кухню. Благодаря их влиянию она стала более разнообразной, появилось множество соусов, сладостей, турецкий кофе.
  4. Кофе, между прочим, принято пить на свадьбу или в знак завершения сделки.
  5. Состоятельные граждане часто едят свежие морепродукты.
  6. Широкое применение нашел кефир, больше напоминающий йогурт. Его используют для приготовления десертов, в качестве соуса для мяса и едят как отдельное блюдо. Популярными блюдами стали пудинг, который готовят из овечьего молока, пирожки из риса и мороженое акуллоре.

Внешность

Одежда


Скотоводам нужна была теплая одежда, поэтому они шили ее из шерсти. Жители долин использовали в качестве материала для пошива лен. Сейчас национальные костюмы редко можно увидеть на жителях Албании, их заменяет типичный европейский наряд. Хотя есть и такие, которые не забывают о предметах национального гардероба. К примеру, мужчины могут надеть деловой костюм и шерстяные шапочки, колпаки. У сельских жителей из моды до сих пор не вышли фартуки, платки и передники. Когда люди собираются в горы, многие надевают опинги - это такие сандалии, которые очень удобно носить в горах.
Национальный костюм Албании может быть исполнен в 200 различных вариантах. Женщины, живущие в горах, носили по 2 передника, в теплое время года ограничивались одним. Нередко приходилось надевать короткие куртки. В теплых регионах девушки носили платья без рукавов, сверху накидывали джуббу - местную разновидность кафтана. Вся женская одежда украшалась узорами и орнаментом, бахромой, аппликациями.
У мужчин отличительным предметом гардероба служила юбка. Обычно ее носили южане, а жителям севера по душе были тирчет - длинные штаны. Сверху надевали рубашку, жилет и куртку без рукавов. Зимой тирчет заменяли потурэ, похожие на мешки, а куртки сменяли на более теплые, отделанные мехом. Основным головным убором стала турецкая феска, хотя более привычная кече все еще не утрачивала свое значение. Это маленькая войлочная шапка с характерным расшитым узорами ободком выделяет албанцев среди прочих народностей.

Жилище


Еще в начале 20 века албанцы строили дома из брусьев, используя в процессе строительства топор и технологии, сохранившиеся с давних времен. Скот держали прямо в доме, отделяя от жилой части перегородкой. В основном в подобных домах жили пастухи. Позднее постройки стали возводить из камня, причем при строительстве не использовали цементообразующую смесь, а переднюю стену делали из досок. Особенностью таких домов стала малая жилая площадь: пастух нуждался только в месте для трапезы и койке для сна. По большей части жилье предназначалось для скота. В приморском регионе до сих пор можно видеть хижину косолле - маленький домик с крохотными окнами. Камина в таких домах не было, ведь чтобы его построить, необходимо было платить налог. Куда лучше выглядит кула - дом-башня, характерный для горцев. Это не просто дом, а настоящая крепость, имеющая бойницы и мощную дверь. Такой дом практически невозможно было поджечь или взять штурмом. Такое жилье могли себе позволить только состоятельные люди. Их и сейчас можно видеть в горах Албании.
Но наиболее распространенным является каменный дом в 2 этажа. Иногда у такого дома второй этаж частично дощатый. На первом этаже в сельской местности устраивают хлев, а в городе - кладовые. Там же можно организовать мастерскую или лавку для продажи товаров.
Старым горным постройкам уступают каменные дома с крышей, которую делают из теса. Кухня в таких домах располагается на втором этаже и называется «комнатой очага». Отопление осуществляется с помощью камина. Такое жилье стало очень популярным у туристов, занимающихся каучсерфингом. Молодые люди любят приезжать в гости к албанцам, чтобы прочувствовать специфический для современного человека быт.
Кровати в домах сельских жителей сколачивают из досок. Они обычно делаются в 2, а то и в 3 яруса. Хозяева собираются на трапезу вокруг маленького стола, сидят на табуретках. Самым почетным местом в доме является место у камина. В остальных регионах Албании люди обедают и спят на циновках с подстилками из овечьих шкур. Обычным предметом обихода в албанском доме является ковер. Самыми зажиточными считаются жители равнин, у которых может быть один или даже два дивана, большие балконы, красивые наружные лестницы. Практически у всех албанцев мебель деревянная, может быть много шкафов и книжных полок.

История у албанцев сложная, их страна сейчас переживает непростое время. Но сами албанцы остаются патриотами и радуются богатствам, которые у них есть. И это не только курорты, но и прекрасная культура.

Видео

Морфологические черты (по Куну (т.е. некоторая их часть безнадёжно устарела)):

Рост. Племена Мальсия е Мадхе – 173; Дукагин (живут на границе с Черногорией) -174 см. Племена Центральной Албании – 169 см. Племена Мати и Мирдита (живут на юга страны) – 167 см. Тенденция уменьшения роста: Север-Юг. Рост албанцев, с хронологической точки зрения, является постоянным – нет письменных свидетельств о его изменении.
Средний рост в сидячем положении – 52,8 см
Средний головной указатель – 85. У племён, живущих на побережье – 86,5 / 87. У племён живущих на восточной границе страны – 83. Тенденция уменьшение ЦУ: Запад-Восток.
Длина головы: 186-190 мм - на Севере. 183-185 – на Юге. Ширина головы: 162 мм – у племени Мальсия е Мадхе; 165 мм – у племени Лума. Высота черепа: 129 мм – на Севере; 126 мм – на Юге.
Метрика лицевой части черепа. Тенденция к уменьшению значений: Северо-Запад – Юго-Восток.Ширина лба – 110-112 мм на Северо-Западе; 107-108 мм – на Юго-Востоке.
Ширина лица – 144 мм - на Северо-Западе; 140-141 мм – на Юго-Востоке.
Ширина челюсти – 109 мм - на С.-З.; 107 мм – на Ю.-В.
Высота лица: 124 мм – на Севере; 126 мм – на Востоке; 121 мм – в Центре.
Лицевой указатель: 86 – в Центре и на Западе; 89 – на Востоке.
По антропометрическим показателям Север и Запад страны являются продолжением антропогеографической области, которая берёт начало в Черногории.
Жировая прослойка в мягких тканях лица практически отсутствует.
Цвет кожи. Почти все геги светлокожи (оттенки 3-7 по Лушану). Веснушки встречаются редко – 5% (максимум) - на Севере.
Цвет волос (выборка – 1100 человек): 40% - чёрные; тёмно-каштановые и каштановые – 45%; светло-каштановые и светлые – 15%. Лишь у 2-х человек были найдены пепельные оттенки.
Цвет бороды: 6% - чёрная; 36% - каштаново-рыжая или тёмно-рыжая; 30% - золотисто-белокурая или светло-каштановая с золотистым оттенком; 3% - рыжая; 25% - другие оттенки. Самые тёмные оттенки – у племени Мирдита на Востоке; самые светлые – у племен, живущих на Юге и Западе.
Форма волосы – волнистаа.
Рост волос на лице и на теле – выше среднего.
Форма спинки носа: 50% - выпуклая; 6% - вогнутая; 44% - прямая или волнистая.
Затылка обычно являются слабовыпуклыми. Плоские затылки – 30% (у Мальсия е Мадхе – до 50%). Уплощение лямбды – в 44% случаев.

Албанцы динарского типа:

Албанец из баираки Лума:

Представители племени Лума обладают наиболее светлой пигментацией, длинными и узкими лицами, мезо-/долихоцефалией. К. Кун предполагал, что они являются потомками освеших в Иллирии германцев.

Географические вариации ЦИ на территории Балкан...

Здесь заметно, что для черногорцев и гегов характерны аномально большие значения ЦИ.

“…албанский язык принадлежит к индоевропейской семье, занимая в ней обособленное место. По грамматическому строю он обнаруживает аналогии с болгарским, румынским и новогреческим языками, с которыми образует так называемый балканский лингвистический союз. Это обстоятельство указывает на очень древние связи коренного населения Балкан. По лексическому запасу албанский язык – единственный живой наследник исчезнувшей группы индоевропейских языков, к которым принадлежали языки иллирийцев и фракийцев. То обстоятельство, что предки албанцев принадлежали не к фракийским, а к иллирийским племенам, подтверждают материалы археологии. VIII-VII вв. до н.э. – период широкой греческой колонизации. На землях, занятых иллирийцами, возникали греческие колонии – Эпидамн или Диррахий (совр. Дуррес), Аполлония Иллирийская, Бутротум (современный Бутринт) и др. С этими приморскими центрами иллирийцы поддерживали оживлённые связи, происходил постоянный обмен культурными ценностями между ними и греками. Иллирийский этнический элемент был довольно силен среди жителей греческих колоний, особенно в последние века до н.э . “

© сборник "СТРАНЫ и НАРОДЫ"

[ + если учитывать типологическую ретро-концепцию, среди албанцев, помимо классических динарских и ультра-динарских вариаций, распространены варианты, широко распространенные среди греков и болгар - как классические атланто-средиземноморские, так и переходные атланто-средиземноморско-динарские вариации. ]

Существует ли албанская мафия в Чехии на самом деле? Это был первый вопрос, который мы задали редактору албанской службы «Радио Свобода»/ «Свободная Европа» Фатмиру Буюпи, косовскому албанцу.

«Нет, я не верю, что что-то подобное существует. Возможно, кто-то из албанцев и занимается незаконной деятельностью, но я такой информацией не владею и не хочу разводить спекуляции. Большинство моих соотечественников очень много работает, у них много проблем, но это честные люди, я так думаю».

Такое же впечатление об албанских иммигрантах - как о трудоголиках, готовых работать по 12 часов в сутки, чтобы прокормить свои семьи, сложилось у меня при знакомстве с несколькими албанцами, живущими в Праге. «Здесь я испытываю такой же стресс, как во время войны в Македонии, когда я спасал семью от верной гибели. Такое у меня здесь настроение» , - поделился со мной македонский албанец Реджеп, уже больше года работающий в Чехии каменщиком. За плечами у него многолетний опыт работы на стройках Германии, Австрии и Швейцарии. Собственно, работать в Чехии Реджеп даже не хотел. Хотел снова рвануть в Германию, а визу не дали. В одной из албанских деревушек в Македонии его денег ждет жена и четверо детей.

По словам Реджепа, большинство албанцев-мусульман в Чехии работает на стройках и в пиццериях, а албанцы-христиане, в основном, держат ювелирные магазины. Чешский историк Филип Тесарж - исследователь жизни албанской диспоры в Чехии, подтверждает это:

«Македонские албанцы, живущие в Чехии, практически все мусульмане. Косовцы большей частью тоже, но косовские ювелиры традиционно католики. Ювелирное дело всегда было профессией католиков, их еще называют «яневцы» по названию городка Янево, где в средние века добывали серебро и золото».

Каковы отношения между албанцами-мусульманами и албанцами-христианами в Чехии, спросили мы у Фатмира Буюпи.

«Для нас, албанцев, религиозная принадлежность не играет большого значения. На первом месте - то, что мы албанцы. В моей стране мусульмане, католики и православные живут в гармонии, относятся к вере друг друга очень терпимо».

Попытки вычислить хотя бы предположительную численность албанских мигрантов в Чехии кого хочешь заведут в тупик. Историк Тесарж, например, ударялся в сложные математические изыскания, высчитывая албанскую составляющую в количестве виз, выдаваемых чешской полицией гражданам Македонии, Албании, Косово, Сербии и Черногории. По его подсчетам, на 2001 год в Чехии находилось постоянно и временно до 1800 албанцев, включая просителей политического убежища албанской национальности. Более свежих данных, к сожалению, нет.

Если религиозный вопрос для албанцев значения не имеет, то страна происхождения все-таки накладывает на них определенный отпечаток, утверждает Филип Тесарж. Например, при выборе рода занятий на чужбине.

«Большинство албанцев из Албании имеют в Чехии собственные фирмы или работают на какие-то фирмы, а косовские албанцы - это чаще всего рабочие или мелкие предприниматели».

Журналист Фатмир Буюпи, смеясь, говорит, что у его соотечественников торговля в крови.

«У меня есть друзья из Косово, которые живут в Чехии уже 15 лет и держат магазин с одеждой. Это очень известная фирма. В Кралупах-на-Влтаве один албанец торгует строительными материалами и металлоконструкциями».

Албанская диапора в Чехии - одна из самых закрытых. Владельцы нескольких ювелирных лавок в центре Праги отказывались общаться со мной, узнав, что я журналист. По словам Филипа Тесаржа, албанцы традиционно не выставляют свою личную жизнь напоказ и очень настороженно относятся к чужакам.

«Это очень закрытая диаспора, как бывают закрыты сообщества эмигрантов и гастарбайтеров. Закрытость албанцев объясняется и тем, что с 1997-1998 года албанцам стало труднее получать визы в европейские страны, и в Чехию многие албанцы ехали, чтобы впоследствии перейти чешско-немецкую границу. Многие сюда приезжали по фальшивым документам, выправляли визы за взятки. Понятно, что общение с чешскими властями и с чехами вообще было для албанцев рискованным».

Фатмир Буюпи характеризует албанскую диспору в Чехии так:

«Я знаю, что албанцев в Чехии много, но, к сожалению, сплоченной нашу диаспору не назовешь. Имеют место отдельные мероприятия, например, в прошлом году в Праге проходила выставка нашего известного художника, живущего сейчас в Бельгии, но никакой объединяющей организации у нас тут нет. Каждый живет как может, как умеет».

Одна из немногих объединяющих вещей для выходцев с Балкан - футбол. Фатмир Буюпи рассказывает, что в Чехии существует албанский футбольный клуб «Бенаго», но объединяет он игроков не в обычный футбол, а в малый.

До ноября 1998 года у Чехии существовали безвизовые отношения с Македонией и с Союзной Республикой Югославией, в то время, как немецкие визовые службы уже вовсю отказывали югославским албанцам в визах. Албанцы смекнули, что к чему, и осадили чешское приграничье. Когда число македонских граждан, задержанных при попытке перехода чешско-немецких границ, превысило все мыслимые нормы, чешские власти решили, что для южных братьев славян пора вводить визы. Но нелегальные переходы албанцев через границу все-таки имеют место до сих пор. Поэтому многие представители этого народа предпочитают селиться не в Праге, а в приграничных городах - в Брно, Теплицах, Либерце, Усти-над-Лабем. Так повелось еще в старые добрые чехословацкие времена. Продолжает Филип Тесарж.

«С самого начала албанцы больше селились в Брно и Северной Чехии, вдоль границ с Германией, чем в Праге, но хорваты, боснийцы и сербы больше тяготели к столице. Прага привлекала ювелиров, владельцев ресторанов и входящих в сеть организованной преступности».

Каменщик Реджеп живет в общежитии, но это, скорее, исключение, чем правило, говорит историк Тесарж.

«В отличие от украинцев албанцы не живут в общежитиях: они снимают целые дома, где обычно живут целыми группами. Часто вместе селятся люди из одной деревни или родственники».

Семья вообще играет большую роль для выходцев с Балкан. Основа албанского гастербайстерства - патриархальная семья, финансовое обеспечение которой ложится поочередно на плечи всех мужчин рода. В 1990-х годах по такой модели жила третья часть всех семей в Косово.

«Мужчины в семье чередуются - на заработки выезжает то один брат, то другой, а присылаемые ими деньги распределяет глава огромной семьи. Женатые дети получают больше, неженатые - меньше. А вообще албанские мужчины рано заводят семью: в 25 лет у них уже может быть несколько детей»,

Говорит пан Тесарж.

Смешанные албанско-чешские браки, по словам историка, чаще всего создаются на пляжах Хорватии, где чешские женщины заводят курортные романы. Шансов познакомиться с местной женщиной у албанца, приехавшего на заработки в Чехию, практически нет.

«У них очень разный стиль жизни. Средний возраст вступления в брак у чешек - около 25 лет, албанцы женятся раньше и предпочитают партнерш младше себя. Кроме того, албанцы работают за границей на износ, чем вычеркивают из своей жизни несколько лет. У них нет времени на развлечения».