Алгоритм кормления ребенка через зонд. Техника кормления недоношенных детей через зонд и из бутылочки

Манипуляция - Техника кормления недоношенных детей (через зонд и из бутылочки)

Кормление недоношенного ребенка через зонд.

Цель:
- обеспечение полноценного питания ребенку;
- обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.
Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса Противопоказания: нет
Оснащение стерильный зонд, 2 шприца в лотке, ватные шарики, пинцет, бутылочка или мензурка, 0,02% р-р фурацилина
- набор для пеленания, набор для туалета носа и умывания, емкость с 1% р-ром хлорамина, емкость "чистая ветошь", лоток для использованного материала, кастрюля с водой.
Мед.сестра работает в маске!
Подготовка к процедуре
1. Рассчитайте необходимое количество молока,
2. Вымойте руки с антисептическим мылом,
3. Налейте в чистую бутылку молоко,
4. Возьмите небольшую кастрюлю или металлическую кружку:
- прикройте дно кастрюли марлевой салфеткой,
- налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов,
5. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока в бутылочке,
6. Температура молока для бутылочки 40-45 градусов. Определите температуру молока, капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья,
7. Подготовьте ребенка к кормлению: перепеленайте, проведите туалет носа, положите ребенка на спину, повернув голову набок,
8. Вымойте руки, наденьте перчатки,
9. Возьмите одноразовый зонд:
- измерьте расстояние от переносицы ребенка до мечевидного отростка,
- сделайте отметку на зонде,
- положите зонд в стерильный лоток,
- возьмите шприц из стерильного лотка в правую руку.
10. Наберите молоко в шприц:
- возьмите в левую руку зонд,
- откройте зонд,
- заполните зонд молоком,
- отсоедините шприц, положите в лоток,
- закройте зонд заглушкой или зажимом.
11. Смочите конец зонда в молоке или в р-ре буры в глицерине.
Выполнение процедуры
12. Возьмите зонд в правую руку на расстоянии 7-8 см от конца,
13. Введите зонд в носовой ход и продвиньте зонд до отметки.
ЗАПОМНИТЕ! Не начинайте кормить ребенка не убедившись, что зонд находится в желудке! Контролируйте дыхание и цвет кожи ребенка!
14. Откройте зонд и подсоедините к нему шприц с остатком молока:
- введите медленно молоко в желудок
- отсоедините шприц и положите в лоток
- закройте зонд
15. Наберите в другой шприц 1-2 мл кипяченой воды:
- откройте зонд,
- подсоедините шприц к зонду и промойте зонд кипяченой водой,
- отсоедините шприц и положите в лоток,
- закройте зонд.
Окончание процедуры.
16. Закрепите зонд на щечке лейкопластырем до следующего кормления,
17. Положите ребенка в кроватку на бочок.

Кормление ребенка из бутылочки.

Показания: наличие глотательного и сосательного рефлекса у недоношенного ребенка, искусственное и смешанное вскармливание.
Противопоказания: отсутствие сосательного рефлекса
Оснащение: набор для пеленания, тонкая пеленка, кастрюля с горячей водой, чистая бутылочка, емкость, чистые соски, пинцет в стакане, ватные шарики, емкость "1% р-р хлорамина", емкость " чистая ветошь", лоток для использованного материала.
Мед.сестра работает в маске!
Подготовка к процедуре
1. Рассчитать необходимое кол-во молока,
2. Вымойте руки,
3. Возьмите чистую бутылочку,
4. Налейте в бутылочку молоко:
- закройте бутылочку стерильным ватным шариком.
5. Возьмите кастрюлю:
- положите на дно ветошь,
- налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов.
6. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока. Время 10 минут.
7. Возьмите бутылочку из кастрюли:
- уберите шарик в лоток для использованного материала.
8. Возьмите пинцетом из емкости "чистые соски" соску с небольшим отверстием.
Примечание: отверстие в соске сделайте раскаленной иглой.
9. Наденьте соску на бутылочку.
10. Проверьте величину отверстия в соске и температуру смеси: перевернув бутылочку вниз соской и капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья.
11. Поставьте бутылочку на стол.
12. Подготовьте ребенка к кормлению:
- перепеленайте,
- проведите туалет носа ватными жгутиками,
- умойте ребенка ватными шариками, смочив их 0,02% р-ром фурацилина.
Выполнение процедуры
13. Возьмите ребенка на левую руку,
14. Сядьте удобно на стул,
15. Положите пеленку на грудь ребенка,
16. Возьмите бутылочку в правую руку снизу, приподняв ее под углом 45 градусов так, чтобы горлышко было
постоянно заполнено смесью.
17. Ребенок должен плотно охватить соску губами Окончание процедуры.
18. Уберите соску изо рта ребенка, бутылочку поставьте на стол.
19. Оботрите губы ребенка пеленкой:
- подержите ребенка несколько минут вертикально для профилактики срыгивания
- положите ребенка в кроватку на бочок.
Инфекционный контроль:
1. Использованные соски замачивают на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы (50,0 на 10 л. воды) затем промывают под проточной водой, кипятят в кастрюле 10 минут, хранят в чистой, закрытой емкости, откуда берут их чистым пинцетом.
2. Бутылочки промыть проточной водой. Замочить на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы, затем промыть ершиком. Кипятить в течении 15 минут. Воду слить и хранить в кастрюле с закрытой крышкой.
3. Зонд замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут.
4. Обработать руки на гигиеническом уровне.

Когда больной не в состоянии есть в обычном режиме, то врач может назначить ему искусственное питание. Оно предполагает введение питательных веществ с помощью зонда, клизмы или внутривенно. Такое питание необходимо, когда обычное нежелательно, например чтобы не усугубить состояние больного, когда пища может попасть в дыхательные пути или вызвать инфицирование ран после недавно проведенной операции.

Доставить пищевые компоненты можно в организм пассивно. Одним из видов такой доставки является питание через зонд. Энергия при этом затрачивается только на этапе пищеварения.

Через проведенный зонд пища доставляется из ротовой или новосой полости в желудок. Также зонд может быть проведен так, чтобы один конец оставался свободным, выходя из отверстий, созданных искусственно.

Типы

В медицине различают несколько видов зондов:

  1. Назогастральный - когда установление зонда происходит через один из носовых ходов.
  2. Гастральный - установленный через рот.
  3. Гастростома - создание искусственных отверстий и проведение зонда через них.
  4. Еюностома - помещение одного конца прибора в тонкий кишечник, а другой конец остается свободным.

Зонды различают по диаметру. Гастральный больше, и так как питание осуществлять с ним удобнее, то зачастую кормление через зонд производят с помощью этого приспособления. Дополнительно используют когда нет возможности использовать первый. Диаметр гастростомы такой же, как у гастрального, но он короче. И к тому же, нужно делать дополнительные отверстия, чтобы осуществить кормление через зонд.

Показания

Чтобы появилась необходимость проводить питание с помощью зонда, у больного должны быть определенные показания:

  • потреблять пищу обычным способом невозможно;
  • желудок и кишечник больного функционируют нормально.

Поэтому кормление через зонд проводится лицам, которые находятся без сознания и ослабленным больным. Также названная процедура назначается, если пациент не может глотать по различным причинам. Кормление пациента через зонд, кроме этого, проводится и в случаях, когда была перенесена или пищеводе.

Положительный эффект

Когда работает желудок и кишечник, но возможности принимать пищу как обычно нет, тогда использование зонда дает определенные положительные эффекты:

  1. Недостаток питательных и энергетических веществ, которые нужны, чтобы организм функционировал нормально, восполняется.
  2. Нормальная работа кишечника при таком виде кормления обеспечивается.
  3. Когда пища попадает в желудок, а потом в кишечник, то желудочно-кишечный тракт продолжает функционировать.

Правило установки

Чтобы кормление через зонд проходило успешно, нужно соблюдать некоторые правила. Установление зонда, использование и уход за ним - это все должно четко соответствовать инструкции, чтобы не навредить еще больше пациенту, которому необходимо названное кормление.

Установка зонда предполагает его точное попадание в необходимый отдел ЖКТ. Особенно осторожным нужно быть при введении в дыхательные пути. Поэтому во время процедуры нужно внимательно следить за состоянием больного. А затем следует проверить, верно ли место нахождения установки. Проверку проводят с помощью воздуха.

Для этого проводят присоединение шприца Жане с поршнем, который выведен до упора, к свободному концу зонда. А на область, расположенную чуть ниже мечевидного отростка, кладут фонендоскоп. Давление на поршень позволяет протолкнуть воздух в зонд. Плеск, который будет слышен через фонендоскоп, говорит о правильности установления зонда.

Нужно обязательно помнить, что если что-то пройдет не так, то станет невозможным и кормление через зонд. Алгоритм введения этого инструмента для кормления является несложным, но сам процесс установки очень трудоемкий. Так, ввести зонд истощенному человеку не представляется возможным, потому что желудок у него почти без жидкости.

Кормление недоношенного малыша

Если ребенок родился недоношенным, в зависимости от степени его развития могут назначить искусственное кормление, если у него еще нет сосательных и глотательных рефлексов.

Кормление через зонд новорожденного может быть осуществлено двумя способами:

  1. Введение предусмотрено на период одного кормления, а потом его извлекают.
  2. Для многоразового использования приспособление вводится один раз и не извлекается.

Вводить зонд новорожденному нужно очень аккуратно. Перед этим нужно измерить расстояние от переносицы до грудины. Перед введением нужно влить в трубочку немного молока для последующей проверки, что установка прошла верно.

Кормление ребенка через зонд должно проводиться крайне осторожно. Нужно все время следить, чтобы ребенок не давился и свободно дышал. Если во время поступления молока началась рвота, то нужно повернуть малыша на бочок и прекратить кормить. Позже, когда ребенок сможет глотать, можно будет давать молоко или смесь через пипетку.

Кормление больных

Тяжелобольные люди требуют особо тщательного ухода. Когда снижается аппетит и жевательные и глотательные движения становятся слабыми, то может понадобиться кормление тяжелобольных через зонд.

В таких случаях важно подобрать сбалансированное питание пациенту, чтобы не только поддерживать жизнь в организме, но и стимулировать с помощью питания процессы, которые в дальнейшем могут повлиять на выздоровление человека:

  1. Пищу вводить нужно только жидкую. Кормление через зонд предусматривает специальные препараты с гомогенизированной эмульсией, со сбалансированным содержанием витаминов и минералов.
  2. Если вещества из введенной пищи медленно усваиваются, то можно сделать питательную клизму. Принцип выполнения такой же, как и у очистительной, только вместо воды в грушу набирают питательный состав.

После завершения процедуры кормления инструменты для введения дезинфицируют, а сам зонд остается в желудке на 4-5 дней.

Консультация специалиста необходима

Нельзя проводить установку зонда самостоятельно, без назначения врача. Помимо всего, консультация по такому типу питания должна проводиться медицинским работником, и все первые манипуляции с зондом он должен контролировать, исправляя недочеты и ошибки. Но это лишь в том случае, если больной находится дома и ему был назначен такой уход, что обычно редко бывает.

Когда же человек является пациентом больницы, то медперсонал сам осуществляет уход за ним. Если этим будет заниматься человек, который абсолютно не подготовлен к осуществлению такой процедуры, то он может нанести внутренние повреждения, которые затруднят в последующем установку зонда и приведут к тяжелым последствиям.

Цель: Обеспечить ребенка необходимым количеством пищи при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов.

Оснащение: 1) резиновые перчатки

2) косынка, маска

3) отмеренное необходимое количество молока на 1 кормле­ние, подогретое до t °+37°+38°С.

4) стерильный желудочный катетер

6) стерильный шприц 20 мл

8) электротсос или резиновая груша

1.

2. Подготовить оснащение.

3. Обработать руки гигиеническим способом, надеть косынку, маску и стерильные резиновые перчатки.

4. Уложить ребенка на бок с припод­нятым головным концом, зафиксиро­вать такое положение с помощью ва­лика.

5. Измерить глубину введения зонда - от мочки уха, до кончика носа, и от кончика носа, до мечевидного отрост­ка. Сделать метку.

6. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость.

7. Удалить поршень из шприца, а катетер поместить между средним и указательным пальцами левой руки, слепым концом вверх.

8. Заполнить шприц на 1/3 грудном молоком и опуская слепой конец зон­да, заполнить молоком, до появления первой капли из слепого отверстия зонда.

9. Зажать катетер зажимом на расстоя­нии 5-8 см со стороны шприца.

10. Смочить конец катетера в молоке.

11. Вставить зонд в рот по средней ли­нии языка и ввести до метки. Не при­лагать усилий и следить нет ли одыш­ки, цианоза

12. Приподняв шприц, снять зажим и медленно ввести молоко в желудок.

13. Зажать катетер большим и указательным пальцем правой руки на рас­стоянии 2-3 см от ротовой полости и быстрым движением извлечь из же­лудка.

14. Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом.

15. Снять перчатки, сбросить их в контейнер и вымыть руки. Ис­пользованный инструментарий помес­тить в дезраствор.

Примечание.

1. Размер желудочного катетера зависит от возраста и массы тела ребенка.

2. Недоношенному ребенку до и после кормления необходимо дать кислород.

3. При введении катетера через нос его необходимо зафиксировать с помощью клейкой ленты и не оставлять более 2 суток.



АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ ПРИ ГНЕЙСЕ

Показания: 1)Удаление себорейных корочек

2) Предупреждение расчесывания и инфицирования кожных покровов при гнейсе

Оснащение: 1) стерильное растительное масло

2) ватные тампоны

3) лоток для обработанного материала

4) шапочка

5) марлевые салфетки 10x10 или 15x15

1. Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2. Подготовить оснащение.

3.

4. Усадить или уложить ребенка на столик .

5. Ватным тампоном, обильно смочен­ным маслом, обработать волосистую часть головы промокательными дви­жениями в местах локализации гнейса.

6. Положить на обработанную поверх­ность марлевые салфетки и надеть шапочку (минимум на 2 часа).

7. Передать ребенка маме. Убрать пе­ленку и поместить ее в мешок для грязного белья, столик обработать.

8. Через 2 часа провести гигиениче­скую ванную, во время мытья осто­рожно удалить корочки.

Примечание.

1. Проводить процедуру за 2 часа до купания.

2. Исключить насильственное удаление корочек.

3. Если не все корочки удалены по­вторить процедуру в течении нескольких дней.

4. Плотно «сидящие на волосах» корочки срезать ножницами вместе с волосами.

АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ ПУПОЧНОЙ РАНКИ ПРИ ОМФАЛИТАХ

Показания: Воспалительный процессв пупочной ранке

Оснащение: 1)стерильные ватные палочки

2) лоток для обработанного материала

3) 3% перекись водорода

4) раствор бриллиантовой зелени (или 5% КМпО)

5) стерильная пипетка

6) чистый набор для пеленания

7) резиновые перчатки

8) дезраствор

1. Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2. Подготовить оснащение.

3. Обработать руки гигиеническим способом, надеть стерильные резиновые перчатки.

4. Обработать пеленальный столик дезраствором и по­стелить пеленку на него.

5. Растянуть края пупочной ранки ука­зательным и большим пальцами левой руки.

6. Капнуть из пипетки в ранку 1-2 ка­пли перекиси водорода, ждать 30-40 секунд и «пенку» уда­лить ватной палочкой изнутри кнаружи (палочку сбросить в лоток).

7. Обработать дно ранки раствором бриллиантовой зелени, промокнув им стерильную ватную палочку.

8. Одеть ребенка и положить в кроватку.

9. Пеленку сбросить в мешок для грязного белья, обработать пеленальный столик дезраствором.

10. Снять перчатки, сбросить их в контейнер и вымыть руки.

Примечание. По показаниям процедуру проводить 3-4 раз в сутки.

Цель : Кормление недоношенного или тяжелобольного ребенка, при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов

Показания : Назначения врача

Противопоказания : Стеноз пищевода, привратника

Оснащение :

Питательный зонд соответствующего размера (№4 – для новорожденных с массой тела менее 1000г – носовой, №6 – ротовой. При массе тела более 1000г - №6 – носовой и ротовой. При более 2500г - №6 – носовой, №10 - ротовой)

Стетоскоп

Лейкопластырь, шприц, электроотсос

Питание для ребенка (грудное молоко, смесь)

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

1.2 Перед началом процедуры выяснить показания к кормлению через зонд (отсутствие сосательного рефлекса, глотания и др.)

1.3 Измерить зонд от кончика носа ребенка за ухо и до края грудины или от переносицы до пучка

1.4 Иметь наготове электроотсос и шприц (для предотвращения аспирации)

2. Выполнение манипуляции :

2.1 Вставить зонд через нос или рот (направлять зонд свободно не вталкивая, следить нет ли одышки, цианоза, апноэ и т.д.)

2.2 Определить положение зонда оттягиванием поршня шприца (эту процедуру повторять перед каждым кормлением)

2.3 Закрепить зонд лейкопластырем к крылу носа или щеке

2.4 Подсоединить шприц с питанием или капельно через линеомат или через шприц без поршня под силой тяжести в течении 8-10 минут

2.5 Оставить зонд в желудке, хорошо закрепив его или удалить (в зависимости от назначения врача)

3. Окончание манипуляции :

3.1 После кормления поместить ребенка лежа на правый бок или с приподнятым головным концом (облегчает опорожнение желудка и уменьшает опасность аспирации)

3.2 Извлеченный зонд поместить в дез. раствор

Примечание : Нельзя вводить питание через шприц с усилением или давлением поршня, в связи с быстрым заполнением желудка, возможностью аэрофагии, рвоты.

Техника отсасывания слизи и околоплодных вод из верхних дыхательных путей

Цель : Освободить дыхательные пути от слизи и околоплодных вод

Показания : Попадание околоплодных вод в дыхательные пути, аспирация. Асфиксия.

Оснащение :

Вода, мыло, полотенце

Перчатки, стерильный лоток, стерильный катетер

Р-р фурациллина 1:5000, марлевые салфетки

Лоток, электроотсос

Резиновый баллон

Лоток для использованного материала

Емкость с дез. раствором

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Подготовить все необходимое для манипуляции, расположив на инструментальном столике.

1.2 Вымыть руки, надеть перчатки, маску.

2. Выполнение манипуляции :

2.1 Распечатать упаковку с катетором (предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности), или извлечь пинцетом катетор из емкости с дез. раствором (фурациллин 1:5000), индивидуальным для каждого ребенка.

2.2 Присоединить катетор к отсасывающей соединительной трубке электроотсоса (резиновому баллону). Для этого пинцетом охватить марлевую салфетку и положить ее на пальцы левой руки; пинцетом извлечь катетор из упаковки и проверить его целостность; вводимый конец катетора вложить в руку на салфетку, другой его конец присоединить к электроотсосу (резиновому баллону).

2.3 Переложить катетор с марлевой салфеткой в правую руку и взять его, как писчее перо, на расстояние 3-5 см от вводимого конца.

2.4 Увлажнить катетор в р-ре фурациллина.

2.5 Ввести катетор, осторожно продвигая его вперед с помощью вращательных движений в местах сопротивления.

2.6. Произвести прерывистую аспирацию, включив электроотсос, или сжав баллон, в течении 5-15 сек в зависимости от возраста больного. Аспирация повторяется до полного удаления содержимого.

2.7. Отключить электроотсос или разжать баллон и быстро удалить катетор.

3. Окончание манипуляции :

3.1 Использованный катетор, резиновый баллон, перчатки поместить в емкости с дез. раствором, обеззаразить сосуд-сборник, детали из пластмассы и резины, контактировавшие с отсасываемой жидкостью дезинфектантом.

3.2 Вымыть и осушить руки.

Техника проведения гигиенической ванны

Цель : Обеспечить универсальную потребность ребенка быть чистым

Показания : Для очищения кожи

Противопоказания : Повышение t тела выше 38 градусов, гнойничковые заболевания кожи

Оснащение :

Ванночка, мыло детское, мягкая губка (рукавичка)

Водяной термометр, вода (t - 36-37),

Кувшин с теплой водой (t – 36-36,5) для ополаскивания ребенка,

Простыня или полотенце для высушивания, чистая одежда для ребенка

Для грудных детей 5% р-р перманганата калия или отвар трав череды, ромашки

Примечание :

1. Первую гигиеническую ванну новорожденному ребенку проводят после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки (7-10 день жизни, это через 1-2 дня после выписки из родильного дома)

До 6 месяцев ребенка купают ежедневно

С 6 месяцев – через день

До 2 лет – 2 раза в неделю

С 2 лет – 1 раз в неделю

Летом следует купать детей чаще

2. температура воды:

Для детей первого полугодия 36,5-37 градусов

Старше 6 месяцев 36-36,5 градусов

3. Продолжительность ванны:

Для детей первого года 5-7 минут

На втором году жизни 8-10 минут

Старше 2-х лет 10-20 минут

4. Детей первого года жизни погружают в воду в пеленке

5. Лицо водой из ванны не моют

6. Детей первого полугодия купают в положении лежа, а старшего сидя

7. Купать детей следует перед кормлением, лучше перед ночным сном

8. Детей до 2-х месяцев купают в кипяченной воде

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Вымыть ванночку теплой водой с мылом и ополоснуть ее горячей водой

Примечание: если купание производить в детском учреждении, то

Вымыть ванночку горячей водой с мылом и щеткой

Обработать ванночку 1% р-ром лизафина

Ополоснуть ванночку горячей водой

1.2 Налить в ванну воду t 36,5-37 градусов (проверить термометром)

1.3 Вымыть руки

2. Выполнение манипуляции :

2.1 Завернуть ребенка в пеленку:

Уложить ребенка себе на левую руку так, чтобы его голова лежала у Вас на средней трети предплечья, а кистью захватите левое плечо ребенка

Поддержать правой рукой ножки ребенка, осторожно погрузить ребенка в воду

2.2 Правой рукой мыть последовательно, постепенно снимая пеленку:

Волосистую часть головы, по направлению спереди назад

Туловище спереди и сзади

Запомните! Особенно тщательно следует мыть естественные кожные складки.

2.3 Облить ребенка чистой водой t 36-36,5 градусов из кувшина

2.4 Завернуть ребенка в полотенце

3. Окончание манипуляции:

3.1 Обсушить кожу промокательными движениями

3.2 Одеть ребенка в чистую одежду соответственно возрасту

Техника обработки пупочной ранки

Цель: Способствовать заживлению пупочной ранки и ее рубцеванию; профилактике инфицирования пупочной ранки.

Показания: Отпадение пуповинного остатка, образование на его месте пупочной ранки.

Противопоказания: Нет.

Оснащение :

Набор стерильных палочек с ватным тампоном (крафт - пакет или «укладка» из бикса)

3 % р-р перекись водорода, 95 % спирт

Перчатки стерильные, маска

5% р-р перманганата калия

Лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала

Возможные проблемы пациента : Беспокойство ребенка, кровоточивость ранки, серозные или гнойные выделения, гиперемия кожи вокруг ранки.

Этапы:

1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Объяснить маме смысл манипуляции.

1.2 Вымыть тщательно руки, наденьте перчатки, маску

1.3 Распеленать ребенка.

2. Выполнение манипуляции :

2.0 Осмотреть пупочную ранку.

2.1 Раздвинуть большим и указательным пальцем края ранки (до конца манипуляции руку не убираем)

2.2 Обработать дно пупочной ранки стерильной палочкой, смоченной 3% р - ром перекиси водорода (или закапайте пипеткой 2-3 капли 3% р-ра перекиси водорода), опустить использованную палочку в лоток для использованного материала

2.3 Просушить дно ранки сухой стерильной палочкой, опустить ее в лоток для использованного материала

2.4 Обработать ранку 95 % этиловым спиртом, опустить палочку в лоток для использованного материала

2.5 Обработать пупочную ранку 5% р-ром калия перманганата не касаясь кожи, опустить в лоток для использованного материала

3. Окончание манипуляции:

3.1 Снять перчатки, поместить их в дез. раствор

3.2 Вымыть руки, осушить

3.3 Снять маску

Примечание:

1. Ранку обрабатывайте ежедневно до ее эпителизации.

2. Строго соблюдайте правила асептики.

3. При наличии изменений (кровоточивость, выделения из пупочной ранки) срочно сообщите врачу.

Цель: обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.

Показания:

Невозможностьестественного кормления через рот;

Отсутствие сосательного и глотательного рефлекса.

Противопоказания:

Крайне тяжелое состояние ребенка;

Глубокая недоношенность с дыхательными растройствами, нарушением кровообращения, угнетением ЦНС.

Оснащение:

Резиновые перчатки;

Косынка, маска;

Отмеренное необходимое количество молока на одно кормление, подогретое до температуры 37 - 38◦С;

Стерильный желудочный катетер (зонд);

Пинцет в крафт – пакете;

Стерильный шприц 20 мл;

Лоток для оснащения;

Лоток для использованного оснащения;

Электроотсос или резиновая груша;

Кислородная маска с системой обеспечения подачи кислорода;

Стерильный материал (марлевые салфетки) в биксе или крафт – пакете;

Пеленки;

Емкость с дезраствором для обеззараживания поверхности и использованного оснащения.

Обязательные условия: размер желудочного катетера зависит от массы тела ребенка:

Масса менее 1000 г - №4 носовой или №6 ротовой;

Масса 1000 - 2500г - №6 носовой и ротовой;

Масса более 2500г - №6 носовой или №10ротовой.

Недоношенному новорожденному ребенку до и после кормления необходимо провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения манипуляции Обеспечение права родителей на информацию
2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения манипуляции
3. Надеть косынку, маску. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
4. Уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика Предупреждение аспирации
5. Провести санацию носовых ходов и полости рта Предупреждение аспирации
Выполнение манипуляции
1.Положить на грудь ребенку стерильную пеленку Предупреждение контакта катетера с нестерильным бельем ребенка
2. Распечатать упаковку с катетером, предварительно проверив герметичность упаковки и срок годности катетера. Обеспечение инфекционной безопасности
3.Измерить глубину введения катетера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать метку. Примечание: можно измерить глубину введения катетера следующим образом: от кончика носа за ухо и до верхнего края грудины Обеспечение введения катетера в желудок
Этапы Обоснование
4. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух. Примечание: следить чтобы свободный конец катетера был постоянно зафиксирован рукой Обеспечение эффективности проведения манипуляции
5. Удалить поршень из шприца. Поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепыи концом вверех. Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком Предупреждение истечения молока из катетера при дальнейшем его заполнении
6. Взять слепой конец зонда в правую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появления первой капли молока из отверстия в области слепого конца зонда) Вытеснение воздуха из катетера предупреждает попадание воздуха в желудок малыша
7. Вернуть зонд в левую руку в исходное положение. Примечание: во время заполнения зонда молоком следить, чтобы слепой конец зонда постоянно был поднят вверх Обеспечение эффективности выполнения манипуляции
8. Зажать катетер зажимом на расстоянии 5 – 8 см со стороны шприца. Кольцо зажима поместить на большой палец левой руки. Исключение вытекания из катетера молока. Предупреждение соскальзывания катетера со шприца.
Правой рукой взять зонд на расстоянии 7 – 8 см от слепого конца. Смочить его в молоке Влажный зонд легче ввести. Предупреждение травмирования слизистых оболочек
9. Вставить зонд через нос по нижнему носовому ходу или рот по средней линии языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и т.п.) Исключение попадания зонда в дыхательные пути
10.Присоединить шприц к катетеру, проверить фиксацию и попытаться отсосать содержимое. Если при этом будет получено содержимое желудка, значит, катетер введен правильно. При отсутствии патологических примесейсодержимое желудка возвращают для сохранения электролитов и ферментов Контроль нахождения катетера в желудке


Этапы Обоснование
11. Добавить в шприц молоко. Приподняв шприц, снять зажим с катетера и медленно (регулируя высоту расположения шприца) ввести молоко в желудок младенца Медленное поступление молока предотвращает резкое усиление перистальтики желудка и появление рвоты
12.При достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер. Примечание: если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количество молока, вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку Предупреждение попадания воздуха в желудок
13.Отсоединить шприц, перкрыть катетер и оставить его на 3 – 4 мин в желудке, чтобы успокоилась перистальтика и не произошло срыгивания вслед за извлечением катетера. Быстрым движением извлечь его через салфетку и бросить в лоток. Профилактика рвоты
Завершение манипуляции
1.Взять ребенка на руки и подержать в вертикальном положении пока не произойдет отрыжка воздухом Примечание: недоношенным детям, выхаживаемым в кувезе, а также травмированным вертикальное положение не придается Профилактика аэрофагии
2.Положить ребенка на бок с приподнятым головным концом и верхней частью туловища Уменьшается вероятность аспирации. Облегчается опорожнение желудка
3.Использованные катетер, шприц, пинцет обеззаразить в соответствующих емкостях с дезраствором Обеспечение инфекционной безопасности
4. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание : детей с малой массой тела и гестационным возрастом менее 32 недель кормят через назо – или орогастральный зонд (предпочтительнее последний, так как введение зонда через нос вызывает затруднение дыхания). Во избежание развития инфицирования и пролежней не рекомендуется оставлять постоянный зонд на время свыше 2 – х дней. Введение молока необходимо осуществлять капельно, через специальные шприцевые перфьюзоры (автоматические дозаторы «Линемат» и др.), при их отсутствии можно использовать стерильные шприцы и капельницы.



Кормление ребенка с ложки

Цель: обеспечить полноценное питание, при невозможности грудного вскармливания.

Показания:

Абсолютные и относительные противопоказания к кормлению грудью;

Отсутствие сосательного рефлекса.

Противопоказания: нет

Оснащение:

Хлопчатобумажные салфетки (разовые бумажные салфетки);

Чайная ложка с неострыми краями;

Блюда питания (грудное молоко, адаптированная молочная смесь)

Техника безопасности: держать ребенка на руках с приподнятой головой.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Выяснить у мамывкусовые особенности ребенка Обеспечение рационального питания с учетом индивидуальных особенностей ребенка
2.Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
3.Приготовить грудное молоко или смесь в необходимом количестве. Примечание: температура молока/смеси не должна превышать температуру тела Предупреждение недокорма или перекорма Обеспечение улучшения вкусовых ощущений
Выполнение манипуляции
1.Проверить температуру молока/смеси, капнув несколько капель на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава Теплая пища не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки
2. Взять ребенка на руки. Прикрыть его грудь салфеткой Предупреждение аспирации пищи Предупреждение загрязнения одежды
Этапы Обоснование
3. Ложкой, наполненной на ½ пищей, коснуться нижней губы (ребенок открывает рефлекторно рот), затем прикоснуться ложкой к языку и влить молоко/смесь в рот. Извлечь пустую ложку Обеспечивается попадание пищи в ротовую полость
4. Подождать, пока ребенок проглотит пищу, при необходимости вытирая салфеткой губы. Примечание: кормить медленно, следующую порцию молока вливают в рот только после того, как ребенок проглотит предыдущую Предупреждение загрязнения белья Предупреждение аспирации пищи
Завершение манипуляции
1.Осмотреть полость рта, убедиться, что молока во рту не осталось Предупреждение вторичной асфиксии
2. Придать ребенку вертикальное положение для отрыгивания воздуха Профилактика аэрофагии
3. Убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребенка. Уложить ребенка в кроватку на бочок Обеспечение комфортного состояния
4. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности