Аликс гре. История моды

Мадам Гре (Madame Grés) – великий французский модельер. Её платья были произведеньем искусства. Её клиентками были Марлен Дитрих, Виьен Ли, Грейс Келли, Барбра Стрейзанд, Жаклин Кеннеди, Гарбо.

Настоящее имя Мадам Гре - Жермен Эмили Кребс. Она родилась в 1903 году в Париже, в небогатой семье. Жермен мечтала стать балериной или скульптором. Позже она училась на скульптора, но семья не поддержала её увлечения.

Свою карьеру Жермен начала делая шляпы в небольшом салоне. В 1932 она открыла свой салон "Alex Couture”, специализирующийся на спортивной одежде. В 1933 она с подругой Жюльеттой Бартон начала создавать свою одежду под вывеской "Alix Barton". А в 1934 Жермен берёт псевдоним Аликс и, уже одна, открывает собственный салон с одноимённым названием.

Первым её успешным шагом было создание костюмов для пьесы Жана Жироду "Троянской войны не будет", поставленной в 1935 году.

Силуэт платьев Аликс основывался на полном переосмыслении методов пошива одежды. На протяжении многих лет форма платья была примерно одинаковой: сверху лиф, часто с корсетом, снизу – юбка. Жермен же хотела, чтобы женщина выглядела как древнегреческая статуя. Особенностью модельера было то, что она работала, не используя выкроек и лекал, что делало её модели неповторимыми. Жермен не пользовалась плечиками, подкладками, застроченными складочками, она всегда добивалась того, чтобы ткань ложилась строго на определённое место.

В 1935 году Жермен Кребс выпустила широкое манто без какого-либо кроя. Её модели становились всё известней, и в 1939 получили приз за лучшую коллекцию Высокой моды на Международной выставке в Париже.

Но наступил 1940 год. Началась война. По плану Гитлера Дома Высокой Моды должны были переместиться в Берлин, чтобы столица Третьего Рейха стала столицей высокой моды. Салон “Аликс” был закрыт, а Жермен бежала на юг Франции вместе с семьёй. Но, оставшись без средств к существованию, ей пришлось вернуться в Париж, чтобы начать своё дело.

“Мадам Гре”- псевдоним, который был перенят у мужа, русского художника Сергея Черевкова, который подписывал свои картины “Гре”.

В 1942 году Жермес открыла ателье, но просуществовало оно до 1943.

В 1941 году оккупационными властями были введены карточки на продовольствие и ткань. Для уменьшения расходов материалов на производство одежды были введены ограничения на длину юбки, ширину брюк, запрещены отвороты на одеждах и т.п. Из изъятых на фабриках материалов выполнялись немецкие военные заказы. На этом этапе мода становится формой протеста оккупантам. Модельеры старались использовать как можно больше ткани, чтобы немцам доставалось меньше.

Мадам Гре была активной участницей этого движения. Она не обслуживала любовниц немецких военных, а на показе мод для немцев показала платья всего трёх цветов – синего, красного и белого – цвета французского флага. Дом Мадам Гре закрыли за превышение лимита использования ткани. Она вывесила свой национальный флаг на здание салона, после чего ей пришлось бежать, чтобы избежать ареста.

Вернулась она только в 1945 году, и Дом Мадам Гре был снова открыт.

Ударом для Дома Мадам Гре было введение в 1947 году Диором стиля New Look. В моду вновь возвращаются пышные юбки и корсеты.

В 1956 году Мадам Гре была выбрана для поездки в Индию, с целью изучения индийских ткацких технологий и приспособления их к западному рынку. Пленённая редкими ароматами, она решилась на создание духов для женщин.

В 1959 году вышел в свет легендарный кожно-шипровый парфюм – «Cabochard» (в переводе - упрямец).

В 1947 кутюрье была удостоена награды ордена Почетного легиона.

В 1966 году Ричард Аведон провёл фотосессию с Барброй Стрейзанд для Vogue, где Барбара в пончо и туниках от Мадам Гре.

В 1976 была запущена линия одежды Grès Boutique.

В 1982 году парфюмерное производство было продано, а все средства Мадам Гре вложила в линию Haute Couture. Но в 1984 году Модный Дом был продан бизнесмену Бернару Тапи. В одном из интервью бизнесмен рассказывал о своих планах: "Я дам ей средства, чтобы она посвятила себя творчеству, не думая о деньгах. Ей не нужно будет ни перед кем отчитываться. Я буду отвечать на вопросы, а она... просто будет. Я не знаю, сколько ей лет, и я делаю ставку на знаменитую женщину, способную проработать трое суток без остановки для своей последней коллекции. На это не способен ни один из моих тридцатилетних коллег". Но его слова оказались пустым звуком. Через три года Тапи продал производство дизайнеру Жаку Эстрелю. Модный Дом был исключён из Синдиката Высокой моды, в связи с проблемами с налогами.

В 1987 году Модный Дом Мадам Гре был закрыт.

Немного фото с обложек журналов и фото с моделями

Само платье Санни

Дочь Жермен – Анна в течение года скрывала смерть матери от общественности. Официально о смерти Жермен Эмили Кребс было объявлено в 1994 году.

Мадам Гре обладала большим количеством наград и титулов. В 1973 году она была избрана президентом "Синдиката Высокой моды", в 1976 году она первая, кто получил награду "Dé d"Or de la Haute Couture" ("Золотой Напёрсток Высокой моды"), а в 1980 году её назвали “Самой элегантной женщиной в мире“ и она стала кавалером ордена Почетного Легиона.

Имя Мадам Гре, к сожалению, незаслуженно забыто. Историки моды связывают это с тем, что в отличие от таких имён как Шанель, Ланвен, Скиапарелли, которые до сих пор известны обществу, хотя Дома Ланвен и Скиапарелли уже не существуют, Мадам не устраивала революций в мире моды, а её техника создания одежды на моделях очень сложна и практически невоспроизводима, поэтому немногие могут повторить её. К тому же Мадам Гре была лишена светской жизни. Она не любила рассуждать о своём искусстве, не рассказывала о себе. На фоне других модельеров, таких как Коко Шанель, она выглядела замкнутой и скучной.

Собственно Жермен.

Рaris.chance продолжает серию статей по книге Бертрана Мейер-Стабле «12 кутюрье. Женщины-легенды, изменившие мир». Сегодня наша героиня - истинная парижанка по духу и праву рождения. В ее «золотой» книге клиенток - принцессы, герцогини, первые леди и звезды мирового масштаба, на ее счету - ни одной провальной коллекции! Благодаря своему художественному совершенству ее платья принадлежат истории европейской культуры, как портреты кисти выдающихся художников. Именно ее имел в виду американский дизайнер Билл Бласс, говоря: «Мода - не искусство и никогда ею не была, за исключением того, что производилось в ателье двух мастеров - Кристобаля Баленсиаги и Мадам Гре». Скульптор высокой моды Мадам Гре, чье сидение в автомобиле было обито норковым мехом, ушла из этого мира в полном забвении и бедности. Сегодня ее имя незаслуженно забыто, оно явно держится в тени более предприимчивых современниц, сумевших создать не только уникальный стиль, но и бизнес-империю, увековечившую их достижения. Для проекта paris.chance огромной честью будет исправить эту историческую несправедливость, тем более, что у нас в запасе - такой замечательный источник, как книга Бертрана Мейер-Стабле.

Жермен Кребс родилась в 1903 году в Париже. Мы мало знаем об ее детстве, но судя по мечте стать балериной, а затем скульптором можно сделать вывод - искусство играло заметную роль в воспитании девочки. Первой работой во взрослой жизни для будущей Мадам Гре стала должность помощницы закройщицы в модном доме на Вандомской площади. Знаковое место для профессионального старта, особенно, в условиях 20-х годов прошлого века, когда Парижем грезила и Европа, и Америка. Уже в 1930 году она начинает продавать свои выкройки платьев и манто крупным закупщикам и комиссионерам обоих континентов. Тремя годами позже она становится совладелицей модного дома Alix Barton. Надо сказать, эта удивительная женщина с легкостью меняла имена! История моды знает ее, как Жермен Кребс, Марсель Аликс, Аликс, Аликс Бартон, Аликс Гре, Мадемуазель Гре, Мадам Гре - творческий поиск в действии! На самом деле, это был поиск абсолютного совершенства - совершенства ткани, технологии и эстетики. Созданный ею новый стиль драпировки получил признание после спектакля Жироду «Троянской войны не будет» . Работая на тот момент под маркой Alix, она сумела придумать такие костюмы для спектакля, что актрисы начали носить их в жизни, заставив Париж заговорить о новом модельере.

Уже в первых коллекциях Alix Barton проявились основы индивидуального стиля будущей Мадам Гре, в частности, ее особой техники - создания силуэта при помощи драпирования фигуры тканью при минимуме швов. Чем ей удалось выделиться на фоне других кутюрье? Прежде всего, виртуозной техникой драпирования, и, конечно же, скульптурной эстетикой. В эпоху, когда в моде торжествовали две женщины-кутюрье, представлявшие два полярно противоположные взгляда на моду - Вионне и Шанель , творчество Жермен Кребс явило собой искусство в чистом виде, рассказанное доступным языком волнистых линий и завитков. Мишель де Брюнхофф, бывший на тот момент постоянным представителем парижского стиля в журнале Vogue и открывший для публики немало гениев высокой моды, был настолько потрясен технологией ее кроя, что посвятил ей целых две страницы журнала, стимулировав интерес заокеанской клиентуры.

В 1934 году Аликс открыла собственный модный дом, став его единственным творческим директором. В то время понятие «минимализм» еще не было введено в обиход, но сама эстетика минимализма была с успехом воплощена в доме 83 по улице Фобур-Сент-Оноре. Вот как описывает Бертран Мейер-Стабле обстановку дома Alix: «Салон с белыми стенами, зеркала от пола до потолка, стулья и кресла из светлого дерева, никаких украшений; ковер, прибитый к полу - светлых тонов, как и обивка мебели. При модном доме нет магазина, здесь не увидишь витрины с сумочками или шарфами. Интерьер и обстановка подчеркнуто строгие и аскетичные...».
После успеха ее костюмов к пьесе «Троянской войны не будет» ее завалили заказами звезды сцены и экрана. У нее одевались аристократки и особы королевской крови - и все восхищались оригинальностью ее стиля. Как художник по костюмам, Аликс всегда умела верно передать тональность и колорит пьесы - от костюма Смерти для пьесы по П. Мериме до костюма индийского мальчика по Р. Тагору. На парижской Всемирной выставке 1937 года Аликс одела в платье из уложенной складками ткани статую в Павильоне «Элегантность». Она также продемонстрировала горельеф в платье из драпированной ткани во французском павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Она исследовала формы человеческого тела как скульптор и создавала одежду, облекающую это тело, как модельер: «редко бывает, чтобы человеку удалось выполнить обе эти задачи с одинаковым успехом».

Псевдоним Grès появился в жизни Жермен Кребс, как обратный акроним имени ее второго мужа - русского художника Сергея Черевкова , который, как поговаривают, пришел в ярость, узнав, что жена присвоила его собственный псевдоним. Но для Жермен (она же Аликс) он оказался очень успешным. Между стилем Grès и стилем Alix нет принципиальной разницы, и кутюрье осталась верна методу, который сделал ее знаменитой еще во время первых экспериментов с драпировками из шелкового джерси. Показ первой коллекции дома Grès пришелся на период оккупации Парижа, и свою позицию Мадам Гре выразила через цветовую гамму.

Если отдельные модели коллекции синего, белого и красного цвета могли натолкнуть на мысль о флаге независимой Франции, то последнее платье, объединившее в себе все три цвета в нужном порядке, снимало напрочь все сомнения. Немцы закрыли дом Grès. После войны дом не просто возобновил свою работу, но и вышел на пик успеха, несмотря на то, что концептуально он противостоял новым веяниям в лице Кристиана Диора с его женщиной-цветком в стиле New Look.
Идеальная одежда в понимании Аликс должна быть сделана без швов из одного куска ткани. Ее стиль по праву называют неоклассицизмом во французской моде. Как определить знаменитую складку Гре? Если верить организаторам выставки Madame Grès, состоявшейся в музее Бурделя весной 2011 года, «это последовательность складок, укладываемых на ткани по прямой через каждые 3 см. У складок одинаковая глубина -1,5 см, они зашиваются с изнанки, а их высота с лицевой стороны составляет 2 мм. Специально для платьев, состоящих из таких складок, в конце шестидесятых годов на фабрике Racine была изготовлена шелковая ткань исключительной ширины. 280 см такой ткани после укладывания складками по технике Гре превращаются в 7 см.

Складки фиксируются с помощью огромного количества булавок на деревянном манекене, обтянутом крафт-бумагой. В процессе работы джерси отматывается от рулона по мере надобности и отрезается только один раз - когда работа завершена. Уложенный складками лиф платья нашивается на бюстье с косточками… Юбка (для нее используется джерси без складок) составлена из полотнищ, которые представляют собой продолженное бюстье. Обычно на юбку для драпирующего платья Гре уходит от 13 до 21 метра ткани».

Новизна платьев Мадам Гре складывается из трех компонентов: новизна материала, новизна техники и новизна колорита. Для нее были созданы ткани с причудливыми названиями: дьерсафин, дерисил, дерсатимикс. Она первая начала работать с джерси из искусственного шелка, и на фоне тяжелых платьев Диора, Фата и Бальмена ее костюмы облегают тело, как вторая кожа. Говоря о виртуозности ее техники, приведем один, но яркий пример - за период создания каждой коллекции Мадам Гре приводила в негодность, в среднем, три пары ножниц. «Когда я драпирую манекенщицу шелковой тканью, она начинает реагировать на мои прикосновения, а я пытаюсь отгадать смысл этой реакции и использовать ее в моих целях. Так я придаю платью силуэт и форму, которую хотела бы принять сама ткань» , - признавалась кутюрье. Ее кредо - тело должно ощущать себя свободным, поэтому ткань на ее платьях, как живая, обвивается вокруг тела, обрисовывает его формы. Избыток собирается в мягкое плиссе, подчеркивая изгиб поясницы, талия не бывает широкой, бедра тяжелыми, а декольте непристойным. Это искусство! Плюс ко всему, Мадам Гре - непревзойденная колористка, которая всегда безошибочно находила нужный цвет и гармоничные переходы.

Любопытная деталь: показы коллекций модного дома Grès принципиально отличались от тех показов, к которым мы привыкли сегодня. Холодная белизна салона, отсутствие отвлекающих факторов в виде шоу, торжественно запертая перед началом дефиле дверь… Манекенщицы выходили на подиум без шляп, драгоценностей, перчаток и почти без макияжа. Зрители не распыляли внимание, рассматривая разряженных кукол, а сосредотачивались на архитектуре каждой модели. «Одна из целей, к которым я стремлюсь - безупречность, - призналась Мадам Гре. - Чтобы платье, созданное в одну эпоху, могло оказаться востребованным в следующей, оно должны обладать абсолютной чистотой линий. В этом секрет долголетия модели». К 1967 году у великого кутюрье наметился творческий кризис, но ей помог совет главного редактора французского Vogue Франсина Крессана - забыть о классике и нацелиться в своем творчестве на «молодых сексапильных женщин». Первым прорывом в попытке объединить неоклассицизм и эротическую эклектичность конца 20-го века стало белое шелковое платье с черным бархатным передником для Жаклин Кеннеди. Фотография этого платья обошла весь мир! Вторая волна успеха преобразила затворницу, какой всегда оставалась гениальная, но очень непростая в общении Жермен Кребс. Она начала участвовать в жизни своей отрасли, путешествовать, получать премии, выставлять свои произведения в музеях. У нее появились проекты в области парфюмерии, совместный проект по производству ювелирных изделий с домом Cartier и даже попытки найти себя в прет-а-порте.

Если бы мы задались целью снять фильм о Мадам Гре, то нам пришлось бы немало потрудиться над психологическим портретом героини, тем более что она тщательно скрывала от публики все, что не касалось творчества. Писательница и журналистка Эдмонда Шарль-Ру назвала ее «диктатором, который прикидывается мышкой. Это великая скрытница. Вытянуть из нее, кто она такая, гораздо труднее, чем заставить разговориться главаря мафии». А дизайнер дома Grès Пегги Юин Лин рассказывала: «Она носила на поясе связку ключей и казалась каким-то женским вариантом Синей Бороды. Она тряслась от холода, даже когда на ней была лисья шуба мехом внутрь. С теми, кого она любила, всегда была мягкой, готовой помочь, а с остальными держалась высокомерно и презрительно. Она ревновала друзей к их окружению» …. Фильм о Мадам Гре, к большому сожалению, не может завершиться хеппи-ендом. Будучи гениальным скульптором моды, она не сумела противостоять нечистоплотности хитрых дельцов. Уступив контрольный пакет акций Бернару Тапи, она перестала владеть ситуацией. Ей довелось воочию наблюдать падение собственного детища - были разворованы архивы, перекрыты кредиты, и в 1987 году модный объявлен банкротом. Даже поддержка Юбера Живанши , истинного аристократа и джентльмена, не сумела остановить судебную машину. Три этажа модного дома были опустошены за один день. Судебные исполнители порубили топорами мебель и деревянные манекены, а выкройки и платья - вынесли в мешках для мусора….
Уход из жизни Мадам Гре стал причиной для общественного расследования и взаимных обвинений между французским модным сообществом и дочерью кутюрье Анной Гре. В нашем фильме заключительным кадром стал бы взгляд уже состарившейся Мадам Гре, которая провела последние годы в специальной лечебнице, куда-то вдаль, где над горизонтом плывут причудливые облака, и из их изгибов и завитков рождаются плавные линии платьев Grès . Платьев, не подвластных времени, словно статуи античных богов и героев….

Трудолюбивым - яркий свет горит по жизни, ленивым - тусклая свеча

Греческое платье. Секреты великих модельеров Франции

Для тех, кто решился создать греческое платье своими руками, будет очень полезно, узнать, как создавали свои удивительные античные наряды два великих модельера Франции. Две талантливейшие женщины, чьи платья сегодня выставлены в музеях Франции, как образцы высочайшего мастерства их создательниц.

Аликс Гре

Мадам Гре – великий французский модельер. Создательница платьев достойных богинь Олимпа. Ее платья в греческом стиле – уникальны и неповторимы. Они не имеют и никогда не имели выкроек. Мадам Гре не признавала чертежей на бумаге, ведь тело женщины трехмерно, и его нельзя разложить и рассчитать на двухмерной плоскости бумажного листа. Никаких эскизов — только живое тело модели, ткань и руки великого мастера

Она создавала свои греческие платья, драпируя ткань методом наколки прямо на манекенщице.

Любимые ткани мадам Гре – шелк, шерсть, джерси. Подобно скульптору она лепила из них модели, достойные соперничать с греческим статуями.

Пытаясь найти струящуюся ткань со свойствами одновременно драпа и муслина, она придумала джерси из шелка.

Глаза мастера строго следили, как струится по телу ткань. Умение увидеть, поймать тот самый миг, когда складки легли, наилучшим образом оттеняя красоту конкретной женской фигуры, – вот оно великое искусство Мадам Гре. Искусство королевы скульптурной драпировки. Искусство королевы греческого платья.

Немногие могут постичь и воспроизвести ее фантастическую технику создания платья в греческом стиле. Платье органично формировалось, создавалось, исходя из фигуры женщины. Оно созревало на модели, как созревает на дереве плод. Зачастую на одну модель уходило более 20 метров легчайшей ткани.

Модели Аликс Гре в 1939 году получили Приз за лучшую коллекцию высокой моды на Международной выставке в Париже. Именно мадам Грэ была первым модельером, получившим награду «Золотой Напёрсток Высокой моды» в 1976 году.

К тому же она была не только выдающимся модельером: в течение 20 лет (1972-1992) Аликс Гре руководила Синдикатом высокой моды

Великолепные греческие платья от мадам Грэ носили Марлен Дитрих, Грейс Келли, Грета Гарбо, Вивьен Ли, Жаклин Кеннеди, принцесса де Бурбон, герцогиня Виндзорская и Барбара Стрейзанд.

Её платья сравнимы с портретами кисти выдающихся мастеров, и достойны быть увековеченными как великие шедевры в истории искусств.

Она родилась в Париже и мечтала стать скульптором, но стала знаменитым модельером, создавшим дивные платья легкие как ветер, текучие как вода и чистые как свет, способные превратить женщину в античную богиню.

Сегодня имя непревзойденной Аликс Грэ незаслуженно забыто…

Мадлен Вионне.

«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней», — любила повторять Мадлен Вионне

Большинство платьев в греческом стиле от Мадлен Вионне на вешалке выглядит вялым и бесформенным и только на женском теле расцветает подобно цветку.

Она первая среди модельеров создала греческие платья, собранные с помощью всего лишь одного шва или узла.

Платье в греческом стиле – крой.

Мадлен Вионне мастерски экспериментировала с техникой кроя, играла с тканью, проверяла, испытывала ее свойства: текучесть, тяжесть, эластичность.

Свои модели она создавала на небольшой деревянной кукле. Она брала кусок ткани, определенной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник). Прикладывала, закрепляла его на плечах куклы и начинала драпировать методом наколки, мягко укладывая ткань в складки и фиксируя их булавкой.

Благодаря головокружительному покрою, простая геометрическая форма превращалась в платье, полное изящества и непостижимой гармонии.

Когда портные в русском доме моды «Адлерберг» распороли греческое платье Вионне и разложили его в гостиной на ковре, они увидели простые геометрические фигуры, ни одной неправильной линии.

Она любила усложненные драпировки, жгуты и узлы, от которых, подобно струям воды, во все стороны растекалась, струилась ткань.

Чтобы добиться свободной текучести ткани, Мадлен создала принцип кроя по косой – то есть ткань кроилась не по долевой линии, а под углом 45 градусов. Таким образом, отпадала необходимость в вытачках и рельефах — легчайшая ткань сама обтекала тело, подчиняясь его формам.

Платья в греческом стиле от Вионне имело весьма необычный крой – зачастую это был единый кусок ткани, либо застегивающийся на одну застежку сзади, либо и вовсе без нее. Вот почему клиенткам мадам Гре нужна была специальная инструкция, обучающая искусству надевания ее моделей. И дамы, которые получали платья Вионне по наследству, просто напросто не знали, что с ними делать.

Платье в греческом стиле – ткань и отделка.

Другой важной составляющей искусства Вионне была ткань. Она использовала исключительно мягкие ткани: шелковый креп, бархат, муслин и сатин .

Чтобы кроить свои греческие платья по косой, ей необходима была ткань не менее двух метров в ширину.

Специально для Вионне ее поставщик Бьянчини-Ферье в 1918 году изготовил новый материал: бледно-розовый креп из шелка и ацетата. Рецепт изготовления «крепа Вионне» на сегодняшний день утерян.

Мадлен Вионне любила ткани чистых цветов, без рисунков и узоров. Спектр, с которым работала модельер – это различные оттенки белого и слоновой кости, а также матовые — синий, красный, желтый.

При декоративной отделке греческого платья, Вионне всегда соблюдала принцип сбалансированности конструкции модели, поэтому столь модную в то время бахрому она пришивала отдельными маленькими кусочками. А вышивку Мадлен располагала вдоль основных нитей ткани, чтобы не нарушать ее текучесть. Этот принцип вышивки до сих пор использует модный дом Лесажа.

Каждое греческое платье великого мастера было уникальным. Поэтому ее заказчицами были неповторимые женщины – Марлен Дитрих и Грета Гарбо.

Удивительным образом соединяя роскошь и простоту, она превращала женщин в античных небожительниц. Ее мастерство Кристиан Диор называл «вершиной haute-couture, которую невозможно превзойти».

Многие в то время пытались подделать платья в греческом стиле от Мадам Вионне, поэтому она придумала логотип, который нашивала на платья изнутри. Также она фотографировала платье с трех сторон и помещала фотографии в альбом. Всего было накоплено 75 таких альбомов, сейчас они находятся в UFAC (Французский Союз Дизайнеров Костюма), вместе с коллекцией из 120 платьев.

Секрет филигранной драпировки Мадлен Вионне до сих пор не разгадан, как и секрет ее знаменитого вечернего греческого платья из слоновой кости с одним единственным швом. Как эталон великого мастерства модельера оно выставлено в Парижском Музее Моды и Текстиля.

Великий архитектор моды Мадлен Вионне прожила 99 лет…

Две простые женщины стали двумя великими мастерами. Они не боялись экспериментировать с драпировкой, и сама ткань, струясь и растекаясь в их руках, раскрывала секреты создания красивейших античных платьев.

Да-да, Нужно просто взять струящуюся ткань, горсть булавок, подойти к зеркалу и ткань сама вам все покажет и расскажет

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЖЕЛАЕТ СКОПИРОВАТЬ ЭТУ СТАТЬЮ на страницы своего блога или дневника, сообщаем следующее:

Копирование самого текста статьи запрещено, даже с активной ссылкой на источник .

Разрешается поместить на странице вашего блога или дневника только

название статьи,

Специальная программа ежедневно отслеживает наличие несанкционированных копий . В случае обнаружения таковых, незамедлительно подается исковое заявление без всяких предупреждающих писем с нашей стороны.

Мы дорого ценим свой труд. И уважаем интересы наших читателей.

Ольга Клишевская специально для сайта .


На вопрос, является ли Мода искусством, американский дизайнер Билл Бласс ответил: "Нет, мода - не искусство и никогда ею не была, за исключением того, что производилось в ателье двух мастеров - Кристобаля Баленсиаги и Мадам Гре".

Среди клиенток Мадам Гре (Madame Grés) были Марлен Дитрих, Гарбо, Виьен Ли, принцесса де Бурбон, Грейс Келли, Барбра Стрейзанд, Жаклин Кеннеди и герцогиня Виндзорская.Рядом с экстравагантной Эльзой Скиапарелли и Коко Шанель, склонной к пророчествам и яростной полемике, она казалась замкнутой, холодной и скучной. Её способность полностью отдаваться своему искусству людям поверхностным давала основание говорить о высокомерии и расчетливости Мастера.

Ее настоящее имя Жермен Эмили Кребс. Она родилась в Париже в 1903 году, в семье небогатых буржуа. Девочка мечтала стать скульптором или...балериной. Затем она училась на скульптора и основательная художественная подготовка, широкий кругозор, знание законов подлинного искусства позволили ей впоследствии создавать одежды, достойные не подиума, а музея и античного форума.
Свою карьеру Жермен начинала как и Шанель - делая шляпы в небольшом модном салоне. В 1932 году она входит в мир моды, открывая свой первый салон "Alex Couture", который специализировался на спортивной одежде. В следующем году, вместе с подругой Жюльеттой Бартон, Жермен обосновывается в трех-комнатных апартаментах на улице Миросмениль и создают одежду под вывеской "Alix Barton". В 1934 году модельер переезжает на более престижную Фобур Сент-Оноре, 83 и открывает салон уже в одиночестве, под именем "Alix". Так Жермен Эмили Кребс становится Аликс.

Alix (Alix Barton), 1933
Характерный силуэт Аликс Гре базировался на радикальном переосмыслении методологии пошива женской одежды. Более тысячи лет форма платья оставалась более или менее одинаковой: сшитый, часто с использованием корсета, лиф над цельной юбкой. В начале XX века Марианно Фортуни изобрел: платье-тунику из плиссированного шелка. Оно напоминает древнегреческий хитон и ниспадает с плеч до пола, без вытачек, подкладок или сборок. Модель Марианно Фортуни 1907 года никогда не выйдет из моды, ибо она никогда и не была в моде. Знатоки сразу признали ее произведением искусства - это платье, которое ничего не показывает и ничего не скрывает. Интерес художника к тканям и краскам заставлял его экспериментировать с бархатом, шелком и новыми способами нанесения рисунка. Форма же Фортуни не интересовала.


Mariano Fortuny

Аликс мечтала создавать платья натянутые как струна, точно подогнанные по фигуре: пусть любая женщина смотрится как греческая статуя. Она приступала к работе без лекал и выкроек, сразу берясь за ткань. Эта особенность делала ее модели практически невоспроизводимыми. Она никогда не использовала никаких прокладок, подплечников, ни даже застроченных складочек, старалась, чтобы ткань ложилась строго на определенное ей место. Не сумев добиться нужных ей складок от муслина, она, покомкав в руках кусочек шелковой подкладки, подумала о шелковом джерси, и в 1935 году Родье создал для нее эту ткань. В том же году она выпустила в свет широкое манто без всякого кроя, и для него специально соткали ткань шириной намного больше обычной. Модели «Аликс» становятся очень известными, а в 1939 году получают приз за лучшую коллекцию Высокой моды на Международной выставке в Париже.

Аликс была трудоголиком, фанатично преданным работе и редко выходила в свет. Но 1937 году она познакомилась и сразу вышла замуж за Сергея Черевкова, русского художника, который подписывал свои работы "Гре" (Gres) - анаграмма имени во французском написании Serge. Замужество не продлилось долго - Черевков уехал на Таити и забыл вернуться. Аликс, однако, продолжала помогать ему деньгами до самой его смерти в 1970 году. За две недели до начала войны рождается ее дочь Анна. Из оккупированного Парижа они с дочерью бегут на юг Франции, в маленькую деревушку. Её знаменитый фирменный головной убор - тюрбан - появился как раз в это время, по вполне прозаической причине: отсутствие приличного парикмахера.

Оставшись без средств к существованию, она приняла мужественное решение возвратиться в Париж и начать там новое дело. Дом моделей она назвала «Мадам Гре», позаимствовав псевдоним у своего мужа. В 1942 Аликс открывает ателье, но просуществовало оно недолго, до 1943 года. Мадам Гре не желала сотрудничать с оккупантами и вела себя вызывающе по отношению к ним.


Grecian evening dress (front detail), pink silk jersey, 1955

Беспощадность, с которой мода может обходиться и делать прежде считавшиеся красивым - уродливым, должно быть сильно ударила по Мадам Гре, когда в 1947 году Диор взорвал общественность своим стилем New Look. Всё против чего выступала Гре, неожиданно вновь возвращается в моду: корсеты, пышные юбки. Хотя многие женщины по-прежнему отрицают новинки и носят ее платья. Спустя годы после войны ее ателье становится одним из самых больших в Париже, 180 сотрудников и семь рабочих лабораторий.

В 1956 году, Фонд Форда выбрал Мадам Гре из всех парижских Кутюрье, для путешествия в Индию, с целью изучить лучший способ приспособить индийскую ткацкую технологию к западному рынку. Очарованная редкими и экзотическими ароматами, она задумала создать духи и подарить их женщинам, как некоторые дарят драгоценности. В 1959 году появился один из легендарных кожанно-шипровых парфюмов - «Cabochard», единственное, что осталось от её Дома в наше время. Это слово означает «Упрямец». Он предвосхитил целое поколение духов с кожано-шипровыми нотами: Miss Balmain (1967), Aramis (1964), Cachet (1970) и Montana (1986).

MADAME GRES gown worn by Sunny Hartnett, 1957, Richard Avedon

В шестидесятых она столкнулась с еще одним препятствием: массовым производством. Мадам Гре была кутюрье в истинном смысле: это значило не только создавать эксклюзивные наряды для богатых клиенток, но и то, что все вещи изготавливались исключительно вручную. Станки не могли воспроизвести её уникальную технику скульптурных драпировок. А бесчисленные дешевые мини-платьица трапецевидного силуэта уже затопили рынок. И все же, именно в этот период, Мадам Гре смогла в последний раз вызвать сенсацию серией своих этнических моделей, которые, в отличие от "греческих" платьев 30-х годов, не облегали тело, а свободно ниспадали и струились вдоль него. В 1966 году известный фотограф Ричард Аведон сделал фотосессию с Барброй Стрейзанд для журнала Vogue, где она предстала в пончо и восточных туниках от Мадам Грэ. Для "Baby" Джейн Холцер, модели и одной их "factory girls" Энди Уорхола, кутюрье придумала платье из шелкового сатина цвета ржавчины с необычной проймой.

Madame Alix Gres, for Harper"s Bazaar, February 1964, Diane Arbus
Альбом Vogue"s History of 20th Century Fashion, изданный в 1988 году, называет ее "величайшим из живущих Кутюрье". Коллеги-модельеры относятся к ее работе с большим почтением и восхищением. Американский дизайнер Билл Бласс, например, на вопрос, является ли мода искусством, ответил: "Нет, это ремесло. Иногда творческое, иногда техническое. Только в руках Мадам Гре и Баленсиаги мода становится искусством". А Ив Сен-Лоран утверждал что,"никто не работает так, как она".


Yves Saint Laurent and Madame Gres at Fashion Exhibit

В 1982 году, Мадам Гре была вынуждена продать парфюмерное производство, самое выгодное свое предприятие. Она вложила все средства в линию Haute Couture, но в 1984 году рассталась со своим детищем и продала Модный Дом французскому бизнесмену Бернару Тапи. В то время этот человек еще не подорвал свою репутацию многочисленными скандалами и судебными исками и смог очаровать пожилую женщину. В интервью журналистке Figaro Жани Самэ бизнесмен делился своими грандиозными планами: "Я дам ей средства, чтобы она посвятила себя творчеству, не думая о деньгах. Ей не нужно будет ни перед кем отчитываться. Я буду отвечать на вопросы, а она... просто будет. Я не знаю, сколько ей лет, и я делаю ставку на знаменитую женщину, способную проработать трое суток без остановки для своей последней коллекции. На это не способен ни один из моих тридцатилетних коллег". Всё это были пустые слова. Три года спустя Тапи продал компанию дизайнеру Жаку Эстрелю. Модный Дом Gres исключили из Синдиката Высокой моды из-за проблем с налогами. В 1987 году Модный Дом Gres на 1, Rue de la Paix окончательно закрывают. "Они сломали мебель и деревянные манекены топорами. Ткани и платья сложили в мусорные мешки и выкинули на помойку. В один момент Дом опустел",- рассказывала дочь Мадам Грэ Анна Лоуренсу Бенэиму, журналисту из Le Monde и автору замечательной книги GRES.

Бернар Тапи

Японская компания Yagi Tsusho приобрела имя Gres в 1988 году. В 1990 Анна увезла Мадам Гре на юг Франции и поместила в клинику неподалеку от Ля-Колль-сюр-Лу в Провансе. За шесть дней до своего девяностолетия, в ноябре 1993 года, Мадам Грэ скончалась в доме престарелых, забытая всеми. Её дочь Анна скрывала смерть матери в течении года, посчитав, что коллеги недостойны узнать о её судьбе.
Великая женщина и кутюрье ушла из жизни так же тихо, как и жила.

Вы не поверите, насколько сильно я волновался из-за сегодняшнего дня, но, честно, говоря, это было даже лучше, чем я мог себе представить.

После завтрака мы все встретились в холле Paris American Academy, где по плану мы должны были провести весь день в обществе Колет Пико, которая была руководителем дома моды Madame Grès с 1964 и до его закрытия в 1988 году.

Американская школа в Париже размещается в здании 17-го века рядом с Монпарнасом и Сорбонной, эти места были описаны в своих творениях Хемингуэем, Пикассо, Шагалом, Модильяни, Дали, Миро Беккет и Дега, именно здесь все они жили.



Здание очень впечатляет человека, который видит это впервые. Это очень прекрасный район Парижа с большим количеством широких дорог и величественных зданий, построенных архитекторами с прекрасным чувством света и пространства.

Мадам Пико попала к мадам Гре в качестве ученицы, когда она была очень молода, постепенно она стала начальником мастерской, а так же лауреатом многочисленных швейных премий и наград в области кутюр. Она очень веселый, теплый и основательный человек.

Первый час пролетел незаметно, за рассказами мадам Пико о истории и эволюции дома моды, а так же о о его основательнице. Пико высказывала свои мысли и воспоминания о том времени. Прежде, чем ей было разрешено сделать первую юбку для клиента, мадам Пико прошла стажировку при доме моды. На стажировку потребовалось четыре года. По ее воспоминаниям выполнять первый заказ было очень страшно, но со временем были выполнены и платья с драпировками на заказ.




Дом моды ГРЕ в конечном итоге был закрыт из-за небывалой популярности RTW, а так же из-за отсутствия готовности дома развиваться и идти в ногу со временем. Мадам Гре, судя по всему, была очень упрямой и желала делать только то, что она любила, но к сожалении, это принесло ей только разорение и ничего больше.

Мадам Пико рассказывает, что в один из дней, когда они пришли на работу, то двери были закрыты, хозяйка хотела сжечь здание и все его содержимое из-за неоплаченного месяца аренды. После долгих просьб работников было разрешено войти в дом, чтобы забрать вещи, которые им были нужны, так мадам Пико удалось сохранить некоторые оригинальные эскизы и образцы принадлежащие этому легендарному дому моды.



Я был так удивлен, узнав, что когда дом был закрыт, мадам Пико потребовался год для того, чтобы найти другую работу. Видимо дизайнерские ателье предпочитают обучить молодого ученика, нежели прибегать к услугам работника, пришедшего из другого дома моды, который имеет свои собственные привычки и идеи.

В конечном итоге мадам Пико присоединилась с дому Balmain и проработала там три года, после чего перешла в дом моды Nina Ricci.

И хотя сейчас мадам Пико находится на заслуженном отдыхе, она передает свое мастерство всем желающим, создавая копии тех платьев, которые были созданы ей во времена работы дома моды мадам Гре. Мини платья полностью повторяют пропорции, детали тех платьев, вплоть до корсетных косточек и технологии сборки корсета.

Плиссированные платья прикрепляются к очень тонкому корсету, выполненного из двух слоев шелковой органзы, нить основы верхнего слоя идет перпендикулярно нити основы нижнего слоя органзы для большей прочности. Нижний корсет помогает держать вес плиссированной основы, которая из-за большого расхода ткани становится очень тяжелой.

Сам трикотаж, из которого создаются эти шедевры, очень тонкий, благодаря его текстуре возможно создание многочисленных тонких складочек. В свое время такой трикотаж стоил огромных денег, потому как на создание двенадцати дюймов ткани уходило примерно 8 часов. Нам показали образец оригинальной ткани, которой пользовались в доме моды мадам Гре, я был, действительно, удивлен насколько это тонкий трикотаж, почти как самый тонкий китайский шелк. А еще, мне очень понравился рассказ мадам Пико о том, что некоторые клиенты настаивали на том, чтобы изделие было без подкладки, для того, чтобы они могли видеть работу, которая была проделана и то, за что они отдают свои деньги. Судя по всему, платье от дома Grés сегодня обойдется вам примерно в 35 000 долларов.

Мы получили углубленный урок о том, как создаются вещи разряда haute couture и как создавать подобные складки. И знаете что? Это занимает часы и часы, огромное количество времени и кропотливой работы.

Нам выдали по куску бумаги и органзы. После чего мы прикололи сначала бумагу, а затем и кусок органзы к манекену, так, чтобы они лежали идеально ровно и плоско, после чего начали набирать мелкие складки. Мы вырезали приличный кусок ткани, а затем с помощью специального приспособления начали размечать ровные расстояния, примерно полтора дюйма каждое. Затем ткань скалывается так, как видно на фото. После того, как складки будут набраны, ткань переносят на манекен. Важно не растягивать ткань на манекене, сохраняя складки, которые вы сделали ранее. Как только складки прочно прикреплены к манекену посередине, ткань укладывают по краям, так же закалывают булавками, а затем закрепляют строчкой. После того, как ткань закреплена вертикальными строчками, начинают прокладывать горизонтальные строчки, отгибая складки, так как это видно на фото. Важно, чтобы ваша горизонтальная строчка не была в дальнейшем. Затем ткань снимается с манекена и обрабатывается утюгом с паром, а следующим этапом будет соединение этого куска с корсетом.