Бенджамин спок ребенок и уход за ним. Методика воспитания бенджамина спока Бенджамин спок

Доктора Бенджамина Спока называют реформатором. В 1946 году американский педиатр выпустил книгу «Ребенок и уход за ним», ставшую бестселлером и перевернувшую представление родителей о воспитании детей. О методиках Спока до сих пор спорят. Так в чем же их суть и за что мамы со всего мира так любят книги американского доктора?

Основные принципы Спока

«Ребенок – не черновик человека» , - именно это заявление лежит в основе методики воспитания Бенджамина Спока. Он всегда пытался донести до родителей простую мысль: каждый малыш – личность, мнение которой нужно уважать, именно поэтому доктор в первую очередь призывает не наказывать детей, а договариваться с ними.

«В тот момент, когда вы даете понять ребенку, что он самый исключительный малыш на свете, это насыщает его дух тем же образом, что и молоко - его тело» , - говорит доктор.

Иными словами, любовь – основа всего воспитательного процесса, и нужно постоянно демонстрировать малышу эту .

Детей в возрасте до трех месяцев, по совету доктора Спока, надо чаще брать на руки – убаюкивать, ласкать, часто пеленать. Сегодня эту позицию оспаривают многие психологи, но американский педиатр был уверен: малыш вырастет послушным только в том случае, если будет в этот период развития физически чувствовать близость с родителями.

Когда же ребенку исполняется три месяца, его психика меняется. По мнению Спока, в этом возрасте малыша нужно начинать приучать к самостоятельности – оставлять одного в кроватке, учить засыпать без родителей, кормить не по часам, а тогда, когда ребенок просит есть. При этом очень важно уметь отличать желания и потребности детей от капризов. По мнению Спока, желания надо уважать и удовлетворять, а капризы – игнорировать. «Хочу играть», - это желание, «Хочу играть такой же точно куклой, как у соседской девочки, поэтому купи мне ее», - это уже каприз.

А еще Спок уверен, что детям не стоит запрещать слишком много. Если ребенок раскидывает пуговицы по дому, то, вероятно, он создает из них какой-то свой сказочный мир, и препятствовать этому – тормозить развитие фантазии и воображения у ребенка. Запрещать нужно лишь то, что в самом деле опасно – перебегать через дорогу на красный свет, подходить близко к огню, смотреть страшные фильмы перед сном. Если же окружить ребенка сплошь запретами, то, повзрослев, он продолжит запрещать себе многие вещи, и это негативно скажется на развитии личности ребенка.

Самый же сложный возраст, по мнению Спока, начинается у ребенка в три года – именно в этот период малыш начинает проявлять негативные черты характера, в том числе – упрямство.

Как успокоить ребенка, если он плачет?

Критики теории Спока осуждали американского доктора за то, что тот, якобы, учил родителей не обращать внимание на детские слезы. На самом же деле, Спок разработал целую систему советов, как стоит успокаивать ребенка, когда причиной слез становятся капризы и упрямство, а не потребности, но при этом сделать это так, чтобы замечания не были похожи на запреты.

Вот лишь несколько из предложенных доктором вариантов.

Придумать важное дело, ради которого стоит отложить плач: «Давай ты потом поплачешь, а то скоро стемнеет и мы не успеем сходить в магазин».

Предложить плакать тише, чтобы не разбудить папу, бабушку или даже котика.

Попробовать отвлечь ребенка от и, не обращая внимания на слезы, предложить попить чая или посмотреть, как распускаются листочки на деревьях. Еще один хороший способ – переключить внимание малыша на что-то другое: «У тебя ресничка выпала, давай, ее уберем, а то она мешает плакать».

Проговорить вслух проблему из-за которой ребенок плачет: «Я понимаю, что ты расстроился из-за того, что мы не купили тебе машинку, но купить ее сейчас мы не можем».

Предложить лекарство от плохого настроения. Таким лекарством может быть любая вкусная мелочь – мармеладка, печенька. Главное, чтобы ребенок понимал: если лекарство не поможет, ему его больше не дадут, тогда он будет вынужден подыгрывать и успокаиваться.

Методики развития Бенджамина Спока

Помимо принципов воспитания, доктор Спок разработал и несколько методик развития ребенка. Вот несколько игр, предложенных Споком. Их, к слову, активно используют во многих развивающих центрах.

Развитие зрительной памяти

Предложите ребенку порисовать вместе с ним. Нарисуйте двор, домик, кошку на окне, дым из трубы, собачку в будке, а потом предложите малышу повторить рисунок. Важно, чтобы он вспомнил и отобразил как можно больше деталей – и собачку, и дым, и кошку. Если у него это не получилось, то вместе поищите ошибки и потом дорисуйте картинку.

Развитие слуховой памяти

Постоянно предлагайте ребенку отгадывать, что за звук раздался рядом с ним: мама хлопнула дверцей духовки или холодильника, мама включила фен или миксер. Ребенок таким образом научится внимательно слушать окружающие звуки, концентрироваться на них и будет лучше воспринимать звуковую информацию.

Развитие речи

Чтобы развить речь ребенка, Спок предлагает простейший метод – просто чаще с малышом разговаривать. Чем богаче и красноречивее будет речь родителей, тем лучше будет разговаривать ребенок.

В присутствии малыша маме и папе следует вслух комментировать все свои действия: «Сейчас мы почистим картошечку, сварим ее, приготовим из нее пюре, вот берем первую картофелину – красивая, круглая». Со стороны это, возможно, выглядит странно, но ребенок таким образом запоминает все, что говорят родители.

Развитие тактильной памяти

Развитие мелкой моторики – залог правильного развития ребенка. По крайней мере, именно так считал доктор Спок и предлагал очень простую игру: в миску с крупой нужно спрятать всякие мелкие предметы и предложить малышу отыскивать их и угадывать, не вынимая. В этот момент мама может что-то готовить и заниматься своими делами на кухне, ребенок же при этом будет занят, увлечен, и при этом будет тренировать мелкую моторику.

Хорошая речь, зрительная память, способность быстро воспринимать информацию на слух – вот основные качества, которые необходимо развить в ребенке, по мнению доктора. При этом проявлять любовь, но не ограничивать малыша в самостоятельности и не окружать запретами. Все это поможет избежать проблем с воспитанием ребенка. Проведя собственное исследование, Спок заметил, что послушные дети болеют реже, чем непослушные, а непослушными они становятся от того, что им не хватает любви и внимания.

Юлия Шершакова

Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
Бенджамин Спок Автор книги - известный американский педиатр и общественный деятель, борец за мир и разоружение. В своей книге, адресованной родителям, доктор Спок рассказывает о том, как воспитывать ребенка… - Машиностроение, (формат: 84x108/32, 496 стр.) 1990
250 бумажная книга
Бенджамин Спок На свет появился ваш малыш. Его плач вызывает сострадание, а недомогание - панику. Однако если у вас есть книга Бенджамина Спока, вы не беспомощны. Его богатый опыт поможет решить весь круг вопросов… - ФАИР-ПРЕСС, (формат: 84x108/32, 576 стр.) Популярная медицина 2001
380 бумажная книга
Бенджамин Спок Бенджамин Спок - самый почитаемый детский доктор во всем мире. На протяжении уже 55 лет его книга Ребенок и уход за ним является неизменным спутником молодых родителей с момента рождения их малыша до… - Эксмо-Пресс, (формат: 84x108/32, 576 стр.) Настольная книга для родителей 2003
350 бумажная книга
Бенджамин Спок Миллионы родителей во всем мире растят детей по Споку. Книга знаменитого доктора Бенджамина Спока Ребенок и уход за ним уже многие годы является настольным пособием по воспитанию и уходу за ребенком… - Нижне-Волжское книжное издательство, (формат: 60x90/16, 454 стр.) 1980
350 бумажная книга
Бенджамин Спок Бенджамин Спок - самый почитаемый детский доктор во всем мире. На протяжении уже 55 лет его книга Ребенок и уход за ним является неизменным спутником молодых родителей с момента рождения их малыша до… - Мой Мир, ГмбХ&Ко. КГ, (формат: 84x108/32, 320 стр.) Чудо-хозяйка 2005
240 бумажная книга
Спок Бенджамин Автор книги - знаменитый американский педиатр и общественный деятель, борец за мир и разоружение. В своей книге, адресованной родителям, доктор Спок рассказывает отом, как воспитывать ребенка… - Политехника, (формат: 84x108/32, 496 стр.) 1991
280 бумажная книга
Бенджамин Спок Автор книги - знаменитый американский педиатр и общественный деятель борец за мир и разоружение. В своей книге, адресованной родителям, доктор Спок дает научно обоснованные рекомендации по воспитанию… - Казахстан, (формат: 84x108/32, 512 стр.) 1989
330 бумажная книга
Бенджамин Спок В своей книге известный американский врач, психолог Бенджамин Спок освещает многие вопросы воспитания детей, дает полезные советы родителям, иллюстрируя свои рекомендации различными примерами - Правда Севера, (формат: 84x108/32, 560 стр.) 1994
210 бумажная книга
Бенджамин Спок Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок известен всему миру. В разных странах уже выросло не одно поколение детей, воспитанных по Споку. Теперьего главная книга снова переработана… - Попурри, (формат: 70x100/16, 704 стр.) 2014
326 бумажная книга
Бенджамин Спок Американский учёный, детский врач и педагог Бенджамин Спок известен всему миру. В разных странах уже выросло не одно поколение детей, воспитанных по Споку. Теперьего главная книга снова переработана… - Попурри, Рипол Классик, (формат: 70x100/16, 704 стр.) 2014
315 бумажная книга
Спок Бенджамин Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и выросло уже не одно поколение детей, воспитанных по Споку. Книга поможет вам спокойно, уверенно и… - Попурри, (формат: 84x108/32, 512 стр.) Педагогика. Образование 2010
1444 бумажная книга
Спок Бенджамин Американский учёный, детский врач и педагог Бенджамин Спок известен всему миру. В разных странах уже выросло не одно поколение детей, воспитанных по Споку. Теперь его главная книга снова переработана… - Попурри, (формат: 84x108/32, 512 стр.) Педагогика. Образование 2018
664 бумажная книга
Бенджамин Спок Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок известен всему миру. В разных странах уже выросло не одно поколение детей, воспитанных по Споку. Теперьего главная книга снова переработана… - Медицина, (формат: 60x90/16, 456 стр.) 1971
400 бумажная книга

Отзывы о книге:

Молодые мамочки, слушайте свое сердце и не читайте Спока! Медицинские советы в этой книге безнадежно устарели, а многие советы по уходу за ребенком - бесчеловечны (например вышеупомянутый совет не брать ребенка на руки когда плачет и тп). Моя свекровь по глупости и отсутствии другой литературы в то время применяла советы Спока к моему мужу, тогда еще младенцу, так он, бедный, наорал себе грыжу пока она стояла и тоже плакала за дверью. В результате делали 3 раза операцию по удалению грыжи (последний раз она вылезла у него в 7 лет)!

Маргарита 0

Старые взгляды и вредные советы, много детей выросло травмированными из-за соблюдения его рекомендаций, а его родной сын не разговаривал с ним до конца его дней, а это даёт наиболее ясную характеристику его подходу.

Бенжамин Спок «Ребенок и уход за ним. Разговор с матерью» устарела, в принципе. Есть кое какие главы верные. Но их мало, и после книги Сирсов и курсов по естественным родам и уходу за младенцем, я ее не принимала морально и на интуитивном уровне в процессе чтения. Где-то просто пролистывала. Например, главы о искусственном вскармливании – как разводить сироп с коровьем (!) молоком младенцу, козье вредно.(!) Или фраза: младенца не приучайте к рукам, если кричит не подходите, воспитывайте первый день покричит 30 минут, второй 20, третий 10 и успокоится. Сколько советских и не только детей было воспитано на таких педагогических опытах, формирования враждебного отношения мира к ребенку. Он зовет мать, а ее нет и никому он не нужен. А мать в это время за дверью мается. Просто разлом естественных процессов Матери и Дитя. Когда известно, что первый год – это «ручное» пребывание ребенка, постоянный контакт с матерью, отцом для развития правильного понимания мира у младенца. Ношения в слингах, т.к младенец на первых порах ощущает все кинеститически и аудиально, вплоть до того что он слышит привычное (с момента нахождения в утробе) биение сердца матери и успакаивается. Нет, не рекомендую Спока. Сирсы – вещь.

Наталья 0

очень хорошая книга,мама посоветовала,и я не жалею не капельки)все доступно написано и успокаивает в нужный момент)

Издание оказалось просто отличным, скорее всего самое лучшее у этой книги. Красивая, яркая, с настоящими фотографиями, схемами, картинками на КАЖДОЙ странице:)

См. также в других словарях:

    УХОД - за больными целый ряд мероприятий, имеющих целью облегчить состояние больного, устранить лишние страдания и обеспечить правильность течения б ни и успех лечения. Т. к. самочувствие больного и его псих, состояние имеют большое значение для… …

    I Уход за больными. Уход совокупность мероприятии, обеспечивающих всестороннее обслуживание больного, выполнение врачебных назначений, создание оптимальных условий и обстановки, способствующих благоприятному течению болезни, быстрейшему… … Медицинская энциклопедия

    Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения … Википедия

    СПОК Бенджамин Маклейн - (р. 2.5.1903, Нью Хейвен, шт. Коннектикут), амер. педиатр и обществ, деятель. Окончил Йельский ун т (1925). и мед. курсы при нём (1929). В 1933 44 занимался частной практикой в Нью Йорке. В 1944 46 на воен. службе. В 1947 50 адъюнкт проф.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Термин «младенец» (infant), от латинского слова infans «неговорящий», обычно охватывает возрастной диапазон от рождения до 2 2,5 лет. Социализация это процесс, посредством к рого индивидуум превращается в члена семьи, культуры и об ва,… … Психологическая энциклопедия

    НОВОРОЖДЕННЫЙ - НОВОРОЖДЕННЫЙ, ребенок в течение двух трех недель с момента рождения. В это время происходит приспособление его к внеутробной жизни, отпадает и заживает пуповина, служившая связью между ним и матерью, и выравниваются последствия родовой травмы.… … Большая медицинская энциклопедия

    РОДЫ - – физиологический процесс изгнания из матки плода, околоплодных вод и последа (плаценты, плодных оболочек, пуповины) после достижения плодом жизнеспособности. Жизнеспособным плод, как правило, становится по истечении 28 нед беременности, когда… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/7 ноября 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия

    I Патронаж (франц. patronage покровительство) форма работы лечебно профилактических учреждений, основными целями которой являются проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение… … Медицинская энциклопедия

    Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Эшерихиоз». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} и добавь … Википедия

Знаменитый радикальный способ справиться с нежелающим засыпать ребенком.

«Лечение очень простое: положите ребенка в постель в положенное время, нежным голосом пожелайте ему спокойной ночи, выйдите из комнаты и не возвращайтесь. Большинство детей в первую ночь гневно кричат минут 20-30, а потом, видя, что ничего не происходит, неожиданно засыпают. На следующий день они уже будут плакать только 10 минут, а на третий день они обычно вообще не плачут».

Современный психолог, специалист по детско-родительским отношениям в книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» критикует идею оставлять детей одних. Она напоминает, что во многих традиционных культурах младенцы весь первый год жизни проводят, прижавшись к матери. По мнению Петрановской, если бы опасения про «избалуется, приучится» были бы верны, то дети едва ли не до взрослого возраста настаивали бы на том, чтобы их носили на руках: «Однако наблюдения говорят ровно обратное: эти малыши намного более самостоятельны и независимы к двум годам, чем их городские сверстники».

№2. Отказ от ночного кормления

«Если ребенку уже месяц и он весит около 4,5 кг, но все еще просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком.… Вообще говоря, ребенок, весящий около 4,5 кг и нормально питающийся днем, не нуждается в ночном кормлении».

Сегодня врачи убеждены, что не стоит прекращать ночные кормления так рано: именно они стимулируют выработку гормона пролактина, отвечающего за образование грудного молока. Важно сохранять ночные кормления, пока ребенок нуждается в них. ВОЗ тоже рекомендует кормить по требованию – то есть так часто, как этого хочет ребенок, и днем, и ночью.

№3. Игнорирование плача

Если ребенок капризничает или плачет, «по Споку», не нужно на это реагировать: «У некоторых детей легко возникает рвота , когда они возбуждены. Это пугает мать, она смотрит на ребенка тревожным взглядом, торопится убрать за ним, старается быть по отношению к нему более предупредительной и в следующий раз немедленно бежит к нему, как только он закричит… Если мать решила приучить его засыпать без крика и укачивания , то она не должна отступать от намеченного плана и не входить к ребенку» .

Однако результаты недавнего исследования, проведенного американскими учеными, свидетельствуют о том, что мама может смело, ничего не боясь, следовать своему материнскому инстинкту. Чем больше «обнимашек» и «ручек», чем больше , чем больше маминого внимания и заботы, тем более успешным, уверенным в себе, добрым, чутким, психически и физически здоровым человеком станет ваш ребенок, когда вырастет. К таким выводам исследователи пришли, данные о детстве и взрослой жизни более чем 600 человек.

№4. Сон на животе

«Желательно приучать ребенка с самого рождения спать на животе, если он не возражает. Впоследствии, когда он научится переворачиваться, он сможет сам изменить позу, если захочет» .

В XXI веке педиатры говорят, что ребенок должен спать исключительно на спине и на твердом матрасе. Сон же младенца на животе опасен: это синдрома внезапной младенческой смерти.

№5. Апельсиновый сок в качестве первого прикорма

«Обычно врачи советуют вводить апельсиновый сок в питание ребенка в возрасте нескольких месяцев, – говорится в книге « Ребенок и уход за ним» . – Вы можете сами выжимать сок из апельсинов или пользоваться консервированным соком… Обычно до 5-6 месяцев дети пьют сок из соски, а потом из чашки».

№6. Мясной прикорм с 2 месяцев

«Как показали исследования, мясо очень полезно детям даже на первом году жизни, – пишет доктор Спок. – Многие врачи сейчас рекомендуют давать мясо, начиная с 2-6 месяцев. Мясо для маленького ребенка или провертывают в мясорубке несколько раз, или протирают через сито, или трут на терке. Поэтому ребенку легко его есть, даже пока у него нет зубов».

Два месяца – это безусловно, слишком ранний возраст для начала прикорма – тем более, мясом. Педиатр рекомендует начинать мясной прикорм не раньше 8-9 месяцев.

№7. Слишком большие распашонки

Об одежде для новорожденного в бестселлере Бенджамина Спока можно прочесть следующее: «Ночные рубашки. Вам понадобится от 3 до 6 рубашек. Покупайте сразу размер на возраст в 1 год. Распашонки. Вам понадобятся 3-6 распашонок размером на 1 год».

Новорожденный, несомненно, растет очень быстро, однако не по размеру доставит и ребенку, и маме, сплошные неудобства.

«Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»

Многие советы из книги «Ребенок и уход за ним» наивны и даже опасны для современных реалий. Однако Спок был первым педиатром, который выступил вразрез с общепринятым мнением, что воспитание ребенка прежде всего должно вырабатывать дисциплину. Его идеи для своего времени стали революционными и повлияли на многие поколения родителей, сделав их более чуткими к своим детям.

В предисловии к своей знаменитой книге Бенджамин Спок подчеркивает, что не стоит слепо следовать всем приведенным в книге советам.

Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, – это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»

Бенджамин Спок

«Ребенок и уход за ним»

Дорогие родители! Большинство из вас имеет возможность, если нужно, обратиться к врачу. Врач знает вашего ребенка и только он может дать вам самый лучший совет. Иногда ему достаточно лишь взгляда и одного-двух вопросов, чтобы понять, что с вашим ребенком.

Настоящая книга не имеет в виду научить вас ставить диагнозы или лечить самостоятельно. Автор хочет дать вам лишь общее представление о ребенке и его нуждах. Правда, для тех родителей, которым в силу исключительных обстоятельств трудно добраться до врача, в некоторых разделах даются советы об оказании первой помощи. Лучше уж совет книги, чем никакого совета! Но нельзя надеяться только на книгу, если есть возможность получить настоящую медицинскую помощь.

Я хочу также подчеркнуть, что не следует слишком буквально понимать все, что написано в этой книге. Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, - это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем.

О родителях

Доверяйте себе

1. Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется.

Скоро у вас родится ребенок. Может быть, он уже родился. Вы счастливы и полны энтузиазма. Но если у вас недостаточно опыта, вы, возможно, опасаетесь, что не справитесь с уходом за ребенком. Вы наслушались разговоров о воспитании детей, вы начитались специальной литературы на эту тему, вы говорили с врачами. Проблема ухода за ребенком может показаться вам чересчур сложной. Вы выясняете, как ребенку нужны витамины и прививки. Одна знакомая говорит вам, что яйца нужно начать давать как раньше, потому что они содержат железо, а другая - что с яйцами надо подождать, потому что они вызывают диатез. Вам говорят, что ребенка можно избаловать, если часто брать его на руки, и что, наоборот, его нужно много ласкать. Одни говорят, что сказки возбуждают ребенка, а другие - что сказки благотворно влияют на детей.

Не воспринимайте слишком буквально все, что говорят вам знакомые. Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу. Воспитание ребенка не будет сложным, если вы сами не будете его усложнять. Доверяйте своей интуиции и следуйте советам детского врача. Главное, что нужно ребенку, - ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания. Всякий раз, когда вы берете ребенка на руки, даже если сначала вы делаете это неуклюже, всякий раз, когда вы меняете ему пеленку, купаете его, кормите, разговариваете с ним, улыбаетесь ему, ребенок чувствует, что он принадлежит вам, а вы ему. Никто в мире, кроме вас, не может дать ему этого чувства. Вам, наверное, покажется удивительным, что при изучении методов воспитания детей ученые пришли к выводу, что хорошие, любящие родители интуитивно выбирают самые правильные решения. Более того, уверенность в своих силах - залог успеха. Будьте естественны и не бойтесь ошибок.

Родители тоже люди

2. У родителей свои нужды.

Книги об уходе за ребенком, так же как и эта книга, говорят в основном о многочисленных нуждах ребенка. Поэтому неопытные родители порой впадают в отчаяние, начитавшись о той огромной работе, которую им предстоит проделать. Им кажется, что автор стоит на стороне детей и обвиняет родителей, если что-то не ладится. Но было бы только справедливо отвести столько же страниц нуждам родителей, неудачам, с которыми они постоянно сталкиваются, их усталости, нечуткости со стороны детей, которая так больно ранит родителей. Вырастить ребенка - долгий и тяжелый труд, и у родителей также есть человеческие потребности, как и у их детей.

3. Дети бывают "легкими" и "трудными".

Известно, что дети рождаются с разными темпераментами и это не зависит от ваших желаний. Вам приходится принимать ребенка таким, какой он есть. Но у родителей также свои сложившиеся характеры, которые уже нелегко изменить. Одни родители предпочитают тихих, послушных детей и им будет трудно с энергичным и шумным ребенком. Другие легко справляются с мальчишкой-непоседой и драчуном и будут разочарованы, если их ребенок вырастет "тихоней". Родители стараются приспособиться к своему ребенку и делать для него все, что в их силах.

4. В лучшем случае вас ожидает тяжелая работа и отказ от многих удовольствий.

Работы по уходу за ребенком очень много: нужно готовить ему пищу, стирать пеленки и одежду, постоянно убирать за ним, разнимать драчунов и утешать побитых, слушать бесконечные малопонятные истории, участвовать в детских играх и читать детям книжки, которые вам совсем неинтересны, совершать утомительные прогулки по зоопарку, водить детей в школу и на детские утренники, помогать им готовить уроки, ходить на родительские собрания по вечерам, когда вы очень устали.

Вы будете тратить на детей большую часть семейного бюджета, из-за детей вы не сможете часто ходить в театр, кино, на лекции, в гости и на вечера. Вы, конечно, ни за что на свете не поменялись бы местами с бездетными родителями, но все-таки вам не хватает вашей былой свободы. Разумеется, люди становятся родителями не потому, что они хотят быть мучениками, а потому, что любят детей и видят в них плоть от плоти своей. Они любят детей еще и потому, что в детстве их тоже любили их родители. Забота о детях, наблюдение за их развитием дают многим родителям, несмотря на тяжелый труд, самое большое удовлетворение в жизни, особенно, если в результате из ребенка получается прекрасный человек. Дети - наши создания, залог нашего бессмертия. Все другие достижения в нашей жизни не идут ни в какое сравнение со счастьем видеть, как из наших детей вырастают достойные люди.

Семейные уроки доктора Спока

Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом. Не бойтесь любить его и наслаждаться им. Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны. Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают вас его рабом. (Б. Спок)

Революционная педагогика доктора Б. Спока

Поклонники американского ученого, детского врача и педагога Бенджамина Спока часто называют его гуру, учителем и добрым советчиком для всех молодых родителей. Не одно поколение выросло на его книгах, с тех пор как в 1946 году появилась и самая знаменитая из них — «Ребенок и уход за ним».

Эта настоящая «библия» воспитания выдержала множество переизданий, была переведена на 42 языка, став настольной книгой для родителей всего мира и самым раскупаемым изданием после Библии. Ее общий тираж превысил 50 миллионов экземпляров. С простотой и изяществом, с юмором и тактом автор сумел донести до родителей идеи, которые к тому времени были известны лишь узкому кругу психологов и психиатров.

С именем доктора Спока связан настоящий переворот в семейном воспитании, обозначивший решительный переход от авторитаризма в общении с детьми к гуманизму, к демократической педагогике. Спок не столько теоретик, сколько практик-экспериментатор, гарантирующий педагогический успех, заботливо оберегающий родителей от неоправданного риска, неумелого новаторства и ошибок. Особой популярностью пользуются рекомендации Спока у молодых матерей. А выражение «воспитание по Споку» уже стало крылатым. Это воспитание гуманистическое, творческое, опирающееся на две силы — на научное знание и народную мудрость.

Сегодня вряд ли найдется мама, которая не знает, что ребенка не следует туго пеленать и не обязательно кормить по расписанию. Но в середине XX века эти «странные» советы доктора Спока стали настоящей сенсацией. Какие еще тайны открыл родителям американский педиатр, ставший авторитетным семейным воспитателем?

Бенджамин Спок родился в 1903 году в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) в семье преуспевающего юриста. Мать Бенджамина, Милдред-Луиз, женщина строгая и властная, привыкшая скрывать свои чувства, была воплощением пуританства. Одним из главных авторитетов по «детским» вопросам в Америке считался тогда доктор Джон Уотсон.

«Никогда, ни за что не целуйте своего ребенка, — строго-настрого наказывал он папам и мамам в книге «Психологическое воспитание младенца и ребенка», — никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель».

Похоже, Милдред-Луиз была прилежной ученицей Уотсона, а педагогический арсенал в ту пору состоял, по определению одного из журналистов, из «закоснелых пособий, суждений, унаследованных от викторианской эры, поучений бабок и доброжелательных, но не всегда грамотных советов соседок, свекровей и тещ». Вполне вероятно, что в знак протеста против методов воспитания, практиковавшихся, в частности, и в его семье, Бенджамин Спок и написал свою книгу.

Для большинства американских пап и мам новое пособие было подобно глотку свежего воздуха. Даже Милдред-Луиз, прочтя сочинение сына, сказала: «Что ж, Бенни, на мой взгляд, весьма недурно». А молодые мамы читали книгу как увлекательный роман. «У меня такое чувство, — признавалась в письме автору одна из читательниц, — будто вы разговариваете со мной, а главное, считаете меня разумным существом...»

Наибольшее влияние оказали на Спока идеи Зигмунда Фрейда. Молодой медик решил пройти курс Дидактического анализа. С аналитиком ему повезло — им оказался Дональд Винникотт, гуманист в не меньшей мере, чем фрейдист. Результаты анализа воодушевили Спока, позволили ему пересмотреть свое мироощущение, по-новому взглянуть на собственные эмоциональные проблемы с опорой на ранний детский опыт.

Спок был увлечен настолько, что решил сам стать практикующим психоаналитиком. По его убеждению, решение детских проблем следовало начинать с проблем родительских. Некоторое время он работал с молодыми семьями, стремясь предостеречь будущих родителей от предстоящих проблем. Свои размышления, предназначенные родителям, он обобщил в первой книге «Психологические аспекты педиатрической практики».

Фактически книга явилась приложением теории Фрейда к практике ухода за ребенком: кормлению, отлучению от груди, приучению к горшку, дисциплине и многим другим поведенческим и эмоциональным проблемам. Избегая теоретических рассуждений, — Спок, по существу, пытался вложить основы психоанализа в умы американского среднего класса. Опираясь на еще одно положение Фрейда — что подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьезные невротические нарушения, — Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определенные стадии детского развития. Через несколько лет материал этой первой и наименее известной книги доктора Спока лег в основу другой книги — той, что принесла ему всемирную славу.

Сам Бенджамин Спок не раз говорил, что постарался воплотить в жизнь идеи крупнейших мыслителей-гуманистов начала XX столетия, полагая, что «вовсе не обязательно загонять детей во взрослую жизнь с помощью дисциплинарных методов — они вполне могут стать взрослыми по собственной воле».

Британский психолог Пенелопа Лич, считающаяся одним из ведущих в мире специалистов по проблемам развития ребенка, называла Спока «первым, кто взглянул на маленького ребенка, даже младенца, как на полноправного человека. Детская душа интересовала его так же, как и тело, что не было характерно для большинства врачей того времени».

Парадоксы воспитания доктора Б. Спока

Доктор Спок — личность, безусловно, выдающаяся, но в то же время и достаточно противоречивая, о чем не раз говорили и его критики, и сторонники. Но удручает то, что «гуру либералов от просвещения», настаивавший на воспитании детей без стрессов, в любви и радости, с собственными детьми вел себя совсем иначе.

Несколько лет назад сыновья доктора Спока, Майкл и Джон, устав от легенды об «апостоле мягкости», впервые нарушили молчание, выступив в программе ВВС с исповедью о своем «счастливом детстве». «Портрет Б. Спока в семейном интерьере» не имел ничего общего с расхожим имиджем. Добрейший «доктор Айболит», весь жар души отдававший чужим детям, с домашними был холоден, суров и деспотичен. Скупой на ласку, улыбки, задушевные беседы, т. е. на все то, к чему сам рьяно призывал каждого родителя, Спок своим отчуждением доставил немало страданий сыновьям и жене, которая в конце жизни впала в глубокую депрессию.

Неосознанно копируя собственных родителей, знаменитый доктор воспитывал своих детей методами предшественника, Джона Уотсона, слывшего главным авторитетом по этой части в так называемый доспоковский период. Мрачный и педантичный Уотсон, считавший ребенка аморфной массой, из которой можно вылепить что угодно, указывал родителям на необходимость формировать отпрысков холодно и точно, как гончар глину, дабы не испортить человеческий материал (не целовать, не обнимать, не реагировать на капризы, кормить по часам и по схеме и т. д.).

Выпустив книгу, быстро превратившуюся в бестселлер, Уотсон апробировал изобретенную систему на Двух своих сыновьях. В итоге один из них покончил Жизнь самоубийством, а второй стал психоаналитиком.

Сраженный результатом, «гуру» публично отказался от принесшего ему известность сочинения, признав, что «слишком мало знал то, о чем решил написать». Но было поздно. «Гуруманы» уже воспитывали детей по-уотсоновски, мучая их и страдая сами.

С появлением Спока, резко качнувшего систему воспитания в противоположную сторону, многие облегченно вздохнули. Его рецепт счастья для родителей с детьми был сказочно прост и приятен: максимум любви, минимум запретов и никаких конфликтов. Миллионы энтузиастов пошли по жизни с книгой нового гуру в руках. Прошли годы, прежде чем появились первые тревожные сигналы: методика популярного педиатра давала сбои.

Чтобы избавиться от возникших сомнений, одна из последовательниц Спока, психолог М. Гриббин, провела исследование: несколько лет подряд она изучала и сравнивала детей из обычного садика (где требуют соблюдать дисциплину, ставят в угол, заставляют есть полезный, но нелюбимый шпинат) и, так сказать, «эксклюзивного», с богатым арсеналом всевозможного развивающего оборудования, где дети делают все, что хотят, а персонал в случае «невежливого поведения» обласкивает каждого маленького забияку, интерпретируя его выходки как «потребность обратить на себя внимание окружающих, сигнал того, что он обделен заботой и любовью».

Результаты оказались неутешительными. Дети из «традиционного» садика не только выглядели, но и чувствовали себя гораздо счастливее тех, кого воспитывали по-новому. Неограниченная свобода лишала малышей необходимых ориентиров в сложных ситуациях, что делало их нервными, агрессивными и вело к той или иной патологии. В то время как обычные дети увлеченно играли в групповые игры (по 3—4 человека), легко осваивая азы социализации, «споковцы» поодиночке без конца ссорились друг с другом, постоянно выясняли отношения. Разочарованному «отцу вседозволенности» пришлось в конечном счете признать, что его методы воспитания не сделали подросшие поколения молодежи более счастливыми и психически крепкими.

Однако Спок хорошо понимал проблему слишком буквального восприятия своей системы воспитания. Ухаживая за ребенком «по Споку», родители теряли свое ведущее положение, так как верили, что ребенок лучше знает, что ему нужно, а свою роль видели лишь в том, чтобы следовать за его побуждениями.

Уже в 50-е годы Спок начал предостерегать от крайностей. Во втором издании своей знаменитой книги (1957) он акцентировал роль родительского авторитета, в третьем (1968) значительно расширил главу «Дисциплина», где, оставаясь на своих прежних позициях относительно определяющей роли родительской любви в воспитании ребенка, подчеркивал также обязанность родителей ставить перед Детьми разумные ограничения, учить их на примерах и наставлениях, что правильно и что прилично.

Авторитет скончавшегося в 1998 году Спока продолжает оставаться очень высоким. Однако свято место пусто не бывает, и сегодня «гуруманы» от воспитания уже поклоняются новому кумиру — семейному доктору Стиву Биддалфу. Выросший в Австралии англичанин, психолог по образованию, написал очередной бестселлер — «Секрет счастливых детей», который был переведен на 15 языков и издан миллионным тиражом.

Помимо Великобритании особую популярность эта книга приобрела в Китае и Германии. Ее адресат универсален (родитель с любым уровнем образования, стоящий на любой ступеньке социальной лестницы, имеющий детей от грудничка до подростка), язык прост, картинки похожи на комиксы, мысли — здравые, советы — максимум практичности.

Автор призывает родителей избегать двух основных ошибок: не становиться тиранами самим и не позволять превращаться в них детям. Ведь родители — тоже люди, только взрослые. Действовать методом убеждения «по Споку» хорошо, считает Биддалф, но трудно и долго. Не у каждого родителя в наши дни хватит на это времени и энергии. Поэтому смоделировать правильный стереотип поведения малыша лучше четкой и ясной подсказкой в утвердительной форме.

Например, вместо того чтобы увещевать неуемное чадо фразой «Не выбегай на проезжую часть!», лучше коротко, не вдаваясь в подробности, скомандовать ему: «Стой на тротуаре рядом со мной!» — и точка. Биддалф привлек родителей здравомыслием: детям необходимы интеллектуальные и эмоциональные стимулы, без них они устают и скучают; занимаясь с ребенком, не следует предъявлять к нему завышенных требований, ибо совместная деятельность, которая сближает и творчески обогащает, — уже сама по себе польза; важно выслушивать и поддерживать ребенка в решении его проблем; будь последователен в своих действиях, за плохое поведение наказывай, но плохое настроение на детях не срывай и т. д.

Впрочем, нынешние родители не так доверчивы, как предыдущее поколение. Их пытливый ум, щепетильность, а также доступ к большим объемам информации, в том числе и благодаря Интернету, позволяет не вдаваться в крайности, а рассчитывать на свою интуицию. Они прислушиваются к советам, но не перекладывают ответственность за ребенка на авторов многочисленных воспитательных программ. Доступность специальной психологической литературы, многочисленные журналы, посвященные развитию малышей, расширяющиеся возможности общения на форумах с другими мамами и папами повышают уровень самосознания современных молодых родителей.

Не так давно был проведен опрос 200 мам, имеющих детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет. Было интересно, прислушиваются ли они к советам доктора Спока или же вообще отказываются от каких- либо «внешних влияний» и ориентируются на свою интуицию. Оказалось, что:

➣ лишь 3 % молодых мам используют в уходе и общении с ребенком советы доктора Спока;

➣ 50 % опрошенных, хотя и не читали его книг, категорически против данных доктором Споком рекомендаций, о которых они слышали от знакомых. Именно поэтому они либо обращаются к другим авторам, либо при необходимости советуются со своими знакомыми, родственниками, друзьями;

➣ 30 % мам читали его книгу, но не согласны со многими описанными в ней советами, хотя и признаются, что периодически открывают ее, в случае если возникают трудности и необходимо срочно их преодолеть;

➣ 17 % респондентов пытались следовать советам Спока после прочтения статей, посвященных идеям знаменитого доктора, или понаблюдав за другими семьями, где активно используют его советы, но не получили ожидаемого эффекта, поэтому больше ориентируются на свой опыт и собственные принципы воспитания.

Что ж, воспитание «по Споку» критикуют давно и постоянно, но при этом иногда забывают: Спок ведь не педагог! Он и не собирался создавать целостную педагогическую систему с методиками, пособиями, конкретными программами и разработками. Педагогика Спока — это просто комментарии к ответам на медицинские вопросы. Добрый доктор учит юную маму, что делать, если у ребенка болит животик, а заодно рассказывает, как малыш видит мир. «Ребенок не готовится жить, он уже живет!» — вот суть споковского учения. В то же время его гуманистические идеи с годами не теряют актуальности.

Споку более чем кому-либо подходит определение «сын своего века». Его рождение пришлось на начало, а смерть — на последние мгновения ушедшего столетия, когда взоры человечества устремились уже в грядущий век. Спок не обогнал свое время, он шел в ногу с ним, проживал его шаг за шагом, чутко впитывая научные идеи и общественные настроения и сам создавая ту идейную атмосферу, которую с готовностью приняли современники.