Что делать чтобы голос не дрожал во время пения. Естественное и неестественное дрожание голоса во время пения

Звучание человеческого голоса при пении обычно сопровождается своеобразными периодически пульсирующими толчками, в результате чего непрерывное течение звука представляется распадающимся на отдельные, с той или иной быстротой следующие друг за другом, звуковые отрезки. Это - так называемая вибрация голоса.

Термин вибрация, в применении к рассматриваемому явлению, акустически не точно выражает его сущность. Под вибрацией в акустическом смысле понимается правильное периодическое колебательное движение в определенных границах частоты, обусловливающее образование сплошного, беспрерывного течения звука, имеющего определенную высоту. Нарушение этих условий в части периодичности и количественного минимума превращает музыкальное звуковое явление в шумовое. То же явление, которое в голосе именуется вибрацией, представляет собою нарушение акустической вибрации со стороны ее сплошного непрерывного течения при неизмененном почти сохранении прочих характерных для музыкального звука условий - высоты, силы и тембра. Если, таким образом, понятие вибрация с точки зрения правильности акустической терминологии охватывает необходимые условия для возникновения и непрерывного течения звука, то термин вибрация, примененный к человеческому голосу, определяет частный случай вибрационного периодическое звукового движения. Являясь органическим элементом певческого звука, вибрация придает голосу особую красоту, выразительность и способность большого эмоционального воздействия.

Характер вибрации индивидуален у каждого голоса и в некоторой мере определяет его качество. Таким образом, вибрация может быть в известной степени рассматриваема даже как некий элемент тембра голоса.

Характер вибрации определяется с детства и в неизмененном виде остается на всю жизнь. Только в преклонном возрасте у многих певцов вибрация меняется в своем характере и часто переходит в так называемое тремолирование голоса (качание звука).

Голоса, имеющие некрасивую вибрацию (слишком крупную или, наоборот, слишком мелкую - так называемый козлиный голос), или такие, у которых вибрация отсутствует или слабо выражена, считаются не имеющими художественной ценности. И, наоборот, голоса, которым вибрация придает особую красоту, являются полноценными.

Лица, обладающие некрасивой вибрацией голоса, прибегают иногда к искусственным приемам, дающим возможность изменить ее характер. Достигается это при помощи периодических дрожательных движений руки или пальца, приложенных к гортани. Путем систематических упражнений некоторым удается создать искусственную вибрацию голоса настолько удовлетворительную, что ее трудно отличить от естественной. Полную иллюзию естественной вибрации голоса, вызванной вышеописанным способом, мне приходилось наблюдать у служителей культа (канторов) у евреев: благодаря употреблявшемуся при богослужении покрывалу (талес), облекающему все тело, они искусно скрывали дрожательные движения руки, вызывающие вибрацию звука. Вибрация представляет собою настолько ценный элемент человеческого голоса, что, надо полагать, именно в подражание ему вибрация стала применяться при игре на разных музыкальных инструментах (например, на скрипке, виолончели, некоторых духовых инструментах).

Но, в то время как для искусственных музыкальных инструментов вибрация является все же лишь некоторой механической примесью к первичной звукооснове, в человеческом голосе вибрация неразрывно связана со звуком и отделена от него быть не может.

Освободить звук от вибрации или изменить ее характер применением волевого импульса не удается без значительного насилия над голосом, но и это возможно лишь на некоторые короткие моменты.

Если естественная (физиологическая) вибрация голоса является чрезвычайно ценным его украшением, то нередко встречается и другой вид вибрации, но уже патологической (неестественной, ненормальной). Это - так называемое тремолирование (качание) голоса, производящее крайне тягостное впечатление на слух.

Тремолирование звука встречается обычно у певцов, вступивших в преклонный возраст, но нередко наблюдается и у субъектов, находящихся в расцвете сил, а иногда даже и у молодежи, только начинающей петь или обучаться пению.

Тремолирование голоса тоже представляет собою периодически следующие друг за другом толчки звука, но толчки эти являются более резкими, грубыми, без постепенности перехода один в другой; они обычно совершаются с более длинным, нежели при естественной вибрации, периодом следования друг за другом.

Если в общем виде графически вибрация может быть изображена в виде кривой с постепенно и плавно убывающей и возрастающей амплитудой (рис. 10.1), то тремолирование характеризуется внезапными толчками, которые могут быть изображены в виде, например, кривой, показанной на рис. 10.2.

Рис. 10.2

Рис. 10.1

Таким образом, вибрация и тремолирование голоса, хотя в известной степени и сходны между собою по своему внешнему акустическому характеру, - в смысле физиологического воздействия на слух являются диаметрально противоположными.

Вопрос об акустической и физиологической сущности вибрации голоса мало изучен. Как ни странно, но вопрос этот до последних лет находится как бы совершенно вне поля зрения исследователей.

В настоящее время уже имеются кое-какие данные о вибрации в певческом звуке. Ржевкин и Казанский установили в кривой записи голоса певцов наличие пульсаций, характеризуемых постепенным нарастанием и падением амплитуды в группах вибраций, следующих друг за другом. Без этих пульсаций голос приобретает безжизненный характер.

О происхождении вибрации и причин, ее вызывающих, эти авторы ничего не говорят.

Бартоломью 1 выяснил, что наличие вибраций в темпе 6-7 раз в секунду придает голосу особую звучность, которую слушатель обычно оценивает скорее как тембральную характеристику, а не как вибрацию. За период вибрации спектр гласной сильно меняется, максимум энергии перемещается, например, для тона 2600 кол/с из области 10-й гармоники в область 4-й и обратно.

  • Bartolomew. Journ. Acoust. Soc., 6, p. 15. 1934.
  • Wolf, Stanley, Sette. Journ. Acoust. Soc., 1934.
  • Левидов И. И. К вопросу о механо-акустической природе вибрации и тремолирования голоса. Доклад в Ленинградском отоларингологическом обществе в 1931 г.

Здравствуй, дорогой друг!

Сегодня получила письмо от девушки, которая просит помочь решить очень сложную для нее проблему.
По словам 27-летней Анны, ее недавно назначили руководителем отдела. И кроме новых обязаностей и теперь она должна проводить еженедельные собрания для 20-ти человек, которые у нее в подчинении, что стало для девушки настоящей пыткой!

“Вообще-то я научилась довольно неплохо себя контролировать во время выступлений на публику - я стараюсь не выдавать свое волнение в жестах и мимике, но вот

мой голос меня постоянно подводит и выдает мой страх и неуверенность!

Когда я провожу собрание для своих сотрудников, для этих 20-ти пар глаз, которые пристально смотрят на меня и следят за каждым словом - удачным и не очень - мне кажется, что все они прекрасно слышат волнение, которое передает мой голос.

Подскажите, пожалуйста, как избавится от этого? Как сделать, чтобы голос не выдавал мое волнение во время публичных выступлений? ” - пишет Анна.

Если такие ситуации тебе тоже знакомы, когда голос начинает себя вести по-предательски во время важных выступлений или переговоров, у меня есть для тебя

5 прекрасных и простых способов, как быстро справится с волнением в голосе.

1. Глубокое диафрагмальное дыхание помогает снять лишнее напряжение и волнение, которое мы часто испытываем во время публичных выступлений.

Непосредственно перед выступлением сделай 20-ть глубоких и неспешащих вдохов-выдохов. При вдохе старайся наполнить воздухом все легкие - и верхнюю их часть и нижнюю.

Запомни главное правило - дыхание должно быть диафрагмальным (или брюшным). Ведь при поверхностном дыхании (а, как правило, когда мы волнуемся - воздух набираем только в верхний отдел легких), нам очень легко сбиться ритма во время речи, голос звучит высоко и невыиграшно, мы начинаем шумно набирать воздух, что окружающие расценивают, как излишнее волнение.

2. Зевай! Снять лишнее волнение помогают 20 вкусных-превкусных и широких во весь рот зевков! Зеваем 10 раз с закрытым, и 10 раз с открытым ртом! При этом не стесняемся выдавать звуки, которые хочется озвучить при “смачном зевке”! :)
Чем громче и вкуснее зевнешь - тем больше волнения со своего голоса уберешь! (Проверено на практике сотнями моих студентов!)

3. Волнуешься - перейди на тактильные ощущения! С волнением, которое выдает голос, помогут справится тактильные ощущения. Для этого можешь воспользоваться хитростью, которая помогала снять лишнее напряжение перед выступлением молодому и перспективному политику в фильме “Госпожа Горничная”.

Это - обычная скрепка. Она незаметна в руке, поэтому ее можно смело использовать при выступлении.
Инструкция по использованию: как только чувствуешь, что начинаешь сильно волноваться и твой голос наинает подводить тебя - возьми скрепку в руки, постарайся сконцентрироваться на ней, а именно: почувствуй, какие ощущения вызывает у тебя скрепка в руке, из какого материала она сделана, какая у нее поверхность, изгибы и т д. Таким образом, ты переключаешь свое внимание на другой обьект и перестанешь думать о том, как тебя воспринимают остальные и что они о тебе думают.

4. Голосовая разминка! Для того, чтобы голос не срывался и не дрожал во время выступления - сделай небольшую разминку. Громко и выразительно прочитай свой любимый стих или спой любимую песню до выступлений.

5. Улыбайся и буть дружелюбно настроеным.
Если ты боишься свою аудиторию - твой голос это боязательно выдаст, как бы ты не старался это скрыть.Поэтому до выступлений подумай, какие замечательные, добрые и приекрасные люди тебя ждут. И даже если это не совсем так, а может и совсем не так, подумай о том, что в каждом из нас ест как хороше, так и плохое.Сконцентрируйся на хорошем - это тебе поможет звучать спокойно и дружелюбно.

Пусть мои советы помогут звучать тебе всегда выиграшно и с этого момента пусть каждое твое публичное выступление приносит и тебе, и твоим слушателям глубокое удовольствие!

Желаю успехов и быть всегда на высоте!

PS Используя эти упражнения, ты будешь всегда звучать намного выиграшней многих своих друзей, коллег и знакомых!

Если же ты хочешь стать полноправным хозяином своего голоса и
благодаря этому достичь невероятных высот во многих сферах жизни - от личной жизни до карьеры - рекомендую пройти один из мох тренингов по развитию голоса:

В этих тренингах упражнения и другая практическая информация подобраны таким образом, чтобы раскрыть весь потенциал звучания твоего голоса всего за 3 недели!

Пройди тренинг и удивляй всех своим новым, сногсшибательным голосом!

Наверное, многие сталкивались с такой проблемой, как дрожь в голосе. Интересно, отчего же это происходит? И порой даже становится камнем преткновения в общении, что порождает комплексы. Разберемся в этом вопросе.

О чем может рассказать голос?

По нему можно определить характер, воссоздать образ, составить физиологическую и психологическую картину о человеке. Голос вещает окружающим о текущем состоянии личности. По тону можно прочесть эмоции человека (гнев, печаль, радость, ревность, нервозность).

Что выдает дрожь в голосе?

На это может быть много причин. А главные - волнение и страх, которые, как правило, необоснованны. Но сначала все же необходимо обратиться к врачу-неврологу. Возможно, потом придется пить антидепрессанты, посетить психотерапевта.

Если в процессе обследования (проверка щитовидной железы, анализ крови) врачи не выявили физиологической причины, скорее всего, необходимо работать с психикой. Если при волнении дрожь в голосе усиливается, речь идет о тревожном расстройстве.

Почему это происходит?

Есть объяснение с физиологической точки зрения. Дело в адреналине, который в стрессовом состоянии начинает вырабатываться в огромных дозах. Человек, страдающий от повышенной тревожности, может разволноваться от чего угодно, к примеру:

  • в школе при вызове к доске;
  • от общения с незнакомыми, а также властными и высокопоставленными людьми;
  • предстоящего выступления с докладом перед публикой;
  • в диалоге с возлюбленным человеком и так далее.

Поговорим о боязни общения

А теперь узнаем, почему дрожит голос при разговоре. Часто случается так, что пред предстоящим диалогом оппонент начинает испытывать панические атаки. Кажется, что произнесенные слова будут нелепыми, вызовут смех или порицание. Легче просто отойти в тень и отмолчаться, но это не выход. Если это явление крайне редкое, значит, не стоит волноваться, это можно списать на плохое настроение. Когда же это повторяется систематически, а рабочий звонок по телефону вообще становится катастрофой, нужно задуматься.

Чтобы понять, почему дрожит голос, необходимо отыскать корень проблемы. Конечно, срабатывает защитный механизм. Может быть, в прошлом вас сильно оскорбили или унизили. И тогда в вашем подсознании сформировалась мол, зачем общаться с людьми, если это причиняет боль. Поэтому получается так, что вы себя защищаете. И это происходит неосознанно, и это нехорошо.

Необходимо понять, что без общения невозможно добиться высоких целей, даже просто нормально жить. Ведь для счастливой жизни необходима престижная высокооплачиваемая работа, семья, которую нужно создать и так далее. Только после осознания этой истины, можно двигаться дальше, отыскивать сложившиеся фобии и избавляться от них.

Рассмотрим причины

  • Критики. Но речь идет не о здоровой критике. Когда она жесткая и грубая, указываются не только недостатки, но и происходит преувеличение и выставление на всеобщее обозрение, вынести такое давление крайне сложно.
  • Издевательств. Это скорее относится к школьному возрасту, когда происходит унижение ребенка. Тогда он замыкается, закрывается ото всех, боясь насмешек.
  • Неумения выстраивать диалог с противоположным полом. У девочек этому могло послужить воспитание строгого и деспотичного отца, у мальчиков наоборот.
  • Неудачного выступления в прошлом. Никогда не топчитесь на месте. Всем необходимо проанализировать ситуацию, извлечь полезное и двигаться вперед. Это не значит, что промах вновь повторится.
  • Застенчивости. Стеснительность мешает. Но все хорошо в меру. Конечно, но лучше быть более раскрепощенным, нужно поднимать самооценку.
  • Неумения формулировать мысли. Тут все просто: необходимо самосовершенствоваться, больше читать, осваивать методики и практические рекомендации, которые помогут научиться правильно выстраивать мысли и речь.

Зачастую психологические травмы тянутся из девства, главное, понимать это, и стараться устранить проблему. Если самостоятельно не получается, обратиться к специалисту.

  1. Необходимо наладить зрительный контакт. Начните с малого, общайтесь сначала посредством социальных сетей, ходите по магазинам, к примеру, разговаривайте с продавцами.
  2. Если трудно общаться с оппонентом вживую, поговорите с ним по телефону.
  3. И постепенно переходите на живой диалог. Пробуйте обращаться с просьбами к незнакомым людям.

Страх общения необходимо преодолевать, потому что по-иному не получится социализироваться и нормально развиваться.

Как побороть страх общения?

  • Не стоит моделировать предстоящий исход события, особенно в негативном ключе. Это не решит проблему, а только усугубит.
  • Не волнуйтесь о мнении окружающих. Если они и думают что-то, то недолго, в течение нескольких минут. Задумайтесь, сколько вы помните лица проходящих мимо людей на улице или выступающих с докладом за кафедрой, если это не знаменитости. Буквально пять минут, не больше. Вот и ваши ошибки так же быстро забываются.
  • Не бойтесь диалога. Делайте домашние заготовки, которые помогут в общении, впоследствии это не пригодится.
  • Всматривайтесь в оппонента, его жесты, мимику, возможно, он не испытывает сильной заинтересованности в вас, поэтому и не стоит волноваться.
  • Не сосредотачивайтесь на своем страхе. Если панические атаки начинают подкрадываться, абстрагируйтесь, на что угодно: на вкус кофе, красивую чашку, аксессуар на собеседнике и так далее.

Быстрого результата вы не получите, но не стоит опускать руки, в процессе постоянного самоконтроля и совершенствования все получится.

Как быстро справиться с волнением перед публичным выступлением?

  1. Поможет глубокое диафрагмальное дыхание. Оно снимает лишнее напряжение и волнение. Сделайте 20 вдохов-выдохов. Но дышать необходимо обязательно животом.
  2. Зевайте. По 10 раз с закрытым и открытым ртом. Не стесняйтесь издавать сопутствующие звуки.
  3. Переходите на тактильные ощущения. Прекрасная методика, позволяющая избавиться от волнения во время выступления. Когда оно начинает подступать, возьмите в руку обычную скрепку, она мала, поэтому будет незаметна. Прощупайте, сосредоточьтесь на материале, из которого изготовлена, какова поверхность, форма. Таким образом, происходит переключение внимания на другой объект, и волнение отступает. Теперь неважно, что о вас думают люди.
  4. Тренируйтесь перед выступлением. Громко и с выражением пропойте или прочтите текст доклада.

И конечно же, не забывайте про хорошее настроение. Когда вы излучаете внутреннее тепло и радость, улыбаетесь, такую же энергетику получите обратно. Представьте, что перед вами сидят добрые люди, которые желают счастья и тогда волнение и дрожь в голосе не появятся.

Поговорим о технике «заземления»

Главное, запомните, не стоит твердить себе «успокойся», это не поможет, а только усилит тревогу. Когда паническая атака возросла и вы не в состоянии себя контролировать, отыщите глазами пять вещей, доступных взору, четыре - до которых можете дотронуться, три - услышать, две - понюхать и одну - попробовать на вкус. Эта техника вернет вас в реальность, отрезвит и избавит от волнения и дрожи в голосе.

И еще один совет, чтобы избавиться от панической атаки, запомните две истины:

  • Не бойтесь ее.
  • И не старайтесь подавить.

То есть выброс адреналина (гормона страха) происходит в течение 90 секунд. Все остальное время вы испытываете не истинную фобию, а ваш «страх страха». Необходимо продержаться первые полторы минуты, и тогда паническая атака отступит.

И главное - понять, что все страхи часто надуманы нами. Совершенствуйтесь, учитесь самоконтролю, и тогда вам не предстоит бороться с волнением и дрожью в голосе.

Дрожь в голосе способна породить неловкость и подорвать веру в свои силы. Такая ситуация во время публичного выступления или разговора один на один мешает собеседникам понимать вас. Они не смогут разобрать вашу первоклассную речь или остроумные замечания! Уделите немного времени дыхательным и разговорным упражнениям, чтобы научиться контролировать дрожь и стать уверенным в себе оратором.

Шаги

Как выполнять дыхательные и разговорные упражнения

    Дышите диафрагмой, чтобы контролировать голос. Делайте глубокие вдохи и смотрите на себя в зеркало. Если плечи поднимаются, то вы задействуете грудную клетку, а не диафрагму, которая является мышцей и находится в нижней части легких. Вдыхайте и старайтесь увеличить грудную клетку в объеме, но при этом следите, чтобы плечи и грудь оставались неподвижными.

    Укрепляйте диафрагму. Теперь, когда вы узнали о диафрагме и где она находится, пришло время укрепить данную мышцу. До или после душа обмотайтесь полотенцем вокруг пояса. Вдыхайте и пытайтесь сдвинуть полотенце, но при этом не поднимайте плечи или грудную клетку. Медленно выдохните. На следующий выход произнесите “Ах”. Выполните упражнение десять раз.

    • Когда будете произносить “Ах” при дыхании с помощью диафрагмы, обратите внимание, что вам проще говорить громко и размеренно. Тренируйтесь говорить громким и тихим голосом. Можно даже делать несколько поверхностным вдохов грудной клеткой, чтобы сравнить два вида звуков.
  1. Выдыхайте с шипящим звуком, чтобы контролировать темп дыхания. Стойте ровно и вдыхайте с помощью диафрагмы, а затем выдыхайте воздух через зубы с шипящим звуком. Повторите данное упражнение десять раз. Остается надеяться, что никто не зайдет в комнату, пока вы будете шипеть как змея! Это кажется странным, но упражнение на контроль скорости выдоха позволяет укрепить диафрагму.

    Выполняйте голосовые упражнения, чтобы расширить свой вокальный диапазон. Один из лучших способов избавиться от дрожи в голосе - расширить диапазон голоса. Иногда при волнении люди с дрожащим голосом также производят высокие и трескающиеся звуки. Выполняйте упражнения для голоса хотя бы один раз в день, чтобы избавиться от подобных проблем.

    • Произносите “мм-мм” (будто хотите сказать “очень вкусно”) и “мм-хм-м”. Во время занятия важно всегда дышать с помощью диафрагмы и стараться громко произносить эти звуки. Повторите такое упражнение пять раз.
    • Произносите “ней, ней, ней, ней” более высоким и более низким голосом. Сначала постарайтесь произносить эти звуки максимально высоким голосом, а затем опуститесь до максимально низкого голоса. Забудьте о серьезности, ведь все это будет звучать очень странно. Повторите десять раз.
    • Многократно произносите “ооо-иии” и задействуйте весь диапазон голоса. Повторите десять раз.
    • Произносите “ммммм” и сосредоточьтесь на дрожащих ощущениях в нижней части лица и вокруг рта. Издавайте гудящий звук так долго, насколько хватит дыхания. Повторите пять раз.
  2. Используйте скороговорки, чтобы улучшить артикуляцию. Благодаря хорошей артикуляции люди будут четко слышать каждый звук, который вы произносите. Это очень важно, так как в противном случае они могут ослышаться или вовсе не понять ваших слов. Выполняйте данное упражнение один раз в день.

    • Используйте предложенные здесь скороговорки или найдите более подходящие варианты. Темп должен быть максимально высоким, но при условии, что вы четко произносите каждый слог.
    • Примеры: “Интервьюер интервента интервьюировал”, “Пакет под попкорн”, “Около колодца кольцо не найдется”, “Осип охрип, Архип осип” и “По семеро в сани уселись сами”.
  3. Читайте стихи, статьи или книги вслух. Лучший способ избавиться от дрожи в голосе - как можно чаще говорить. Читайте разные тексты вслух, чтобы потренироваться в спокойной обстановке. При этом можно представлять, что вы читаете перед аудиторией. Говорите громко и тихо, высоким и низким голосом, а также выражайте эмоции. Когда будете готовы, почитайте близкому другу или родственникам.

    • Вам нужно подготовить конкретную речь? Просто отлично! Читайте речь вслух каждый день.
    • Также можно записывать себя на диктофон или на видеокамеру. Смотрите или слушайте запись, чтобы найти аспекты, которые необходимо улучшить.
  4. Твердо упирайтесь ногами в пол, чтобы занять правильную позу. Это важно, не только когда вы стоите, но и когда сидите. Расположите ноги на ширине плеч. Ступни должны полостью упираться в пол всей площадью. Не раскачивайтесь и не перемещайте вес с ноги на ногу. Это ваша сильная поза, которую нужно принять.

    Распрямите плечи для правильной и открытой осанки. Сгорбленные плечи и плохая осанка тоже мешают глубоко дышать. Так вам будет трудно говорить четко даже без дрожи в голосе. Не нужно сутулиться во время публичных выступлений, иначе вы будете выглядеть взволнованно.

    Полагайтесь на дыхательные упражнения. Если вы волнуетесь, то сосредоточьтесь на дыхании. Представьте, что вы обмотаны полотенцем и попробуйте его мысленно сдвинуть. Так, кислород придаст вам сил, а концентрация на упражнении поможет взять себя в руки.

    Сделайте глоток воды перед речью. На всякий случай возьмите с собой бутылку воды. Жидкость сделает голос более четким, в отличие от сухого и грубого звучания. Также не следует допускать обезвоживания во время презентации, иначе у вас может закружиться голова.

Образование голоса происходит в гортани за счет смыкания голосовой щели и вибрации при этом голосовых связок. Если по каким-то причинам это становится невозможным, то голос будет отсутствовать, будет только процесс вдоха и выдоха, или же голос будет сиплым, хриплым. Сами голосовые связки - это маленькие мышечные складки, расположенные между глоткой и трахеей, они располагаются в форме буквы V и прикреплены на внутренней стороне гортани, связки эластичные, с выраженной упругостью. Когда через них проходит воздух, нагнетаемый легкими под давлением, они смыкаются, начинают вибрировать, при этом рождается звук, называемый нашим голосом. Обладатели баса имеют толстые и длинные голосовые связки, у оперных певиц связки тонкие и ровные. Человеческая гортань - это орган в форме трубы, она используется человеком при дыхании, разговоре, глотании. Ее наружная стенка - хрящ адамова яблока, или кадык.

Обычно люди не обращают внимания на такой ценный дар природы, как голос, воспринимая его как должное, и только когда возникают с ним проблемы, начинают его ценить и беречь. По голосу определяется гендерная принадлежность, настроение, голос дает человеку возможность общаться, это главный компонент второй сигнальной системы, с его помощью люди выражают свои эмоции, мысли и многое другое. Осиплость голоса - это невозможность звучно говорить. Охриплость голоса возникает при раздражении или повреждении связок.

Любые патологические изменения голоса называются дисфониями. От чего же голос у взрослого может вдруг осипнуть? Это встречается при поражениях самих связок или появлении препятствий на пути звуковых волн. Причины воспалительного характера: простуда, бактериальная инфекция в носоглотке, гортани с участием голосовых связок. Это ларингиты, трахеиты, различные ангины, ОРВИ, ранее еще и дифтерия, тогда, кроме охриплости и сипения, развиваются и другие симптомы воспаления глотки и гортани: недомогание, подъем температуры, боли при глотании, желание кашлять, першение и щекотание в горле, при фолликулярных гнойных ангинах могут появиться гнойные пробки и налеты, горло имеет покраснение задней стенки глотки. Если при осиплости голоса человек пытается разговаривать, ситуация при любой этиологии может ухудшиться, потому что, получая нагрузку, измененные связки в таких случаях деформируются и утолщаются, а сам голос грубеет, становится хриплый, хронические ларингиты могут вызвать осиплость голоса навсегда.

Существуют и невоспалительные этиологии изменения голоса и его осиплости и охриплости, это различные спастические дисфонии, т.е. при этом горло не болит и не беспокоит, но голос сиплый, и звука нет. Такая слабость голоса отмечается из-за неполного смыкания голосовых связок. Спастическая дисфония в своей основе имеет неврогенное происхождение, при этом голосовые связки непроизвольно сокращаются, издаваемые звуки вибрируют, прерываются, и в то же время, они сдавленные, напряженные, как будто их обладатель заикается, человек сам контролировать их не может. В таких случаях микроциркуляция в связках нарушена. При работе здоровых связок человек сокращает их сам, произвольно, т.е. замолкает и говорит легко, когда сам захочет, здесь такой произвольности нет.

Невоспалительные причины включают в себя два вида нарушений: в 80% случаев встречается аддукционное нарушение, в остальных 20% - абдукционные нарушения. Наиболее часта спастическая дисфония. При этом возникает спастическое сокращение мышц, оно держится длительно, хронически. Из-за такого спазма голос или пропадает совсем, или основательно садится, но нарушения эти все равно носят функциональный характер, налета органики нет, связки по строению не нарушаются, они без органических изменений.

Отличительно то, что болей в горле при таких состояниях не бывает, но голос садится. Такие функциональные нарушения лечатся около месяца, голос восстанавливается полностью. Такие расстройства чаще возникают у людей к 40 годам, причем, у женщин на 50% чаще. В связи с этим при первом их описании в конце 19 в. они считались исключительно женской болезнью и назывались истерической глоткой, а с возможностью пропажи голоса при этом - истерической афонией. Точные причины на сегодняшний день не установлены, но провоцирующими факторами могут быть неврогенные нарушения работы связок. При них может отмечаться как гипер-, так и гипотонус связок.

При гипотонусных нарушениях имеется снижение мышечного тонуса, голос при этом становится хрипло-придыхательным, человек быстро устает, и верхний регистр в звучании заметно снижен. При гипертонусе связок они сильно напряжены, севший голос имеется, но он при этом резкий, сильно охрипший. Оба вида нарушений возникают у взрослого по следующим причинам:

  1. Профессиональные - отмечаются у представителей голосовых профессий. В группе риска певцы, ораторы, актеры, дикторы, учителя при длительном крике, разговорах на повышенных тонах. Случаи севшего голоса бывают у них часто.
  2. Психогенные причины - изменения голоса могут возникать у истерических личностей при неврозе, во время внезапных потрясений, волнений или сильного страха (перед выступлениями, на собеседованиях, экзаменах). Поэтому нередко человеку предлагают выпить воду и успокоиться. Часто, действительно, помогает стакан воды.
  3. Органические структурные нарушения. К относятся врожденные аномалии голосового аппарата, усиленное курение, возникновение полипов, кист, фибром и других доброкачественных новообразований (чаще у мужчин) на связках. При сдавливании ими сосудов и нервов, раке щитовидной железы, гортани симптом охриплости появляется рано, затем добавляется болевой синдром, и голос пропадает полностью (афония). При патологии щитовидной железы, если при этом имеется ее гипофункция, и выработка гормона тироксина снижена, в тканях ее задерживается жидкость, ведущая к отеку окружающих тканей, в частности гортани, при этом голос также меняется. Отек от патологии щитовидной железы плохо устраним и мало поддается лечению. Проблемы с голосом могут быть следствием миастении, сифилиса, бешенства, различных врожденных заболеваний сосудов (аневризма дуги аорты, правой подключичной артерии, любых видов инсультов), стволовых нарушений мозга. При последней патологии отмечается невнятность и хрипота голоса, он становится сиплый, тусклый, нарушается акт глотания, человек может поперхнуться во время еды, нарушается дыхание, от этого больной может погибнуть. К потере способности говорить приводят травмы головы, аутоиммунные процессы в организме - ревматоидный артрит, тиреоидит, болезнь Шегрена.
  4. Поведенческие - нередко после длительного молчания люди вдруг замечают, что горло охрипло. Такое может случиться при сухом холодном воздухе, при различных переохлаждениях, резком питье залпом ледяных напитков летом, при повышенном потоотделении, при аллергиях, когда от воздействия аллергена наступает стеноз и затруднение дыхания, при ожогах (уксусная кислота, смолы, этиловый спирт у алкоголиков), химических отравлениях такими реагентами, как хлор, аммиак, фтор, домашняя бытовая химия (Доместос, АСЕ, Prill, Comet и пр.). В этих случаях может развиться отек гортани (отек Квинке) вплоть до летального исхода. Это может случиться при обезвоживаниях, операциях на гортани (трахеотомия, из-за существующего риска травмы гортани во время этой процедуры сейчас используют только коникотомию - рассечение связки посередине щитовидного и перстневидного хряща), травмах возвратного (верхнегортанного) нерва во время операций на щитовидной железе. Охриплость голоса остается после этого постоянной, при заболевании бешенством и ботулизмом наступает паралич возвратного нерва, голоса нет, потому что голосовая щель сужается, а связки остаются неподвижными. Поведенческая этиология вызывает изменения голоса в виде дребезжания, скрипучести, голосовые связки смыкаются не до конца, но органических повреждений при этом у них нет.
  5. Мутационные (появление фальцета) - отмечаются у подростков при возрастной ломке голоса. Причина в том, что гормоны провоцируют удлинение связок, а позже, при завершении полового развития такие изменения голоса проходят сами, без лечения в силу физиологии. За 4 -6 месяцев у мальчиков голос становится на одну октаву ниже и примерно на 3-4 полутона снижается у девочек.

Функциональные нарушения всегда обратимы, только при длительности их наступают уже органические нарушения, исправлениям они не поддаются, например, атрофический ларингит. Аддукционные нарушения - такие патологии, при которых связки расположены близко друг от друга, они излишне напряжены, натянуты, и голос при этом тоже натянут и неестественен, звучание его охрипшее.

Если возникло абдукционное нарушение, имеется разомкнутость голосовых связок, они отдалены друг от друга, голос беззвучный, не просто севший, он воздушный, человек говорит с трудом и только шепотом. Эти нарушения могут быть при сифилисе, туберкулезе, опухолях и др. Нередко при этом может быть так, что голос вдруг появляется, например, при смехе, кашле, пении, потом снова напрягается и сипнет. У окружающих может возникнуть мысль о притворстве или психической неадекватности таких людей, но они абсолютно нормальны, психически здоровы.

Пациент во время визита к врачу может отмечать, что у него уже длительное время осип и изменился голос, горло охрипшее, голос прерывист, при разговоре дрожит, он ощущает спазмы в горле при попытках говорить, больной будет жаловаться на чувство распирания груди, причем, это не связано с заболеваниями сердца. Визуально кажется, что разговор доставляет пациенту мучительные страдания, потому что у него в этот момент натуживаются и сильно напрягаются лицевые мышцы, он усиленно морщит лоб, на лице - выражение усилия, он старается помогать себе при попытке общения всем телом. При этом он потеет, краснеет от натуги, шейные вены набухшие, но несмотря на все его усилия, разобрать речь невозможно, она все равно неразборчива, шепотная, часто прерывается. Если признаки поражения сохраняются более 2 недель, необходима консультация врача.

Строение верхних дыхательных путей у детей имеет свои особенности: аппарат голосовых связок до конца не сформирован, функционирует не полностью, очень хорошее кровоснабжение, гортань уже, вследствие чего легко развиваются отеки связок и сужение голосовой щели. Осиплость голоса у детей - не отдельная нозология, а симптом. Причины аналогичны таковым у взрослых, но есть и свои особенности: мутация у мальчиков в пубертатном возрасте, этот процесс в случае физиологии длится и нормализуется в течение 6 месяцев, а если он продолжается, необходима консультация ЛОРа.

У детей, особенно маленьких, есть привычка все тащить в рот, глотать шелуху от семечек, это может стать причиной попадания инородного тела в гортань, которое при неоказании экстренной помощи может закончиться летально. Ребенок синеет, задыхается, возможна потеря сознания. При воспалениях гортани у детей от 3 месяцев до 3 лет нередко развивается “ложный круп” - в ночные часы на фоне температуры ребенок вдруг начинает задыхаться, появляется лающий кашель, развивается отек и стеноз гортани, дыхание затруднено, со свистом, при отсутствии экстренной помощи возможен летальный исход вследствие асфиксии, необходима срочная трахеотомия. У грудных детей часто встречаются кисты или папилломы гортани. Чем чаще ребенок кричит во время плача, каприза, тем чаще у него на связках появляются узелки, провоцирующие осиплость голоса.

После громкого крика ребенка ему требуется только помолчать, не говорить даже шепотом, так как он вредит, как и крик, ввиду сильного напряжения связок. Осиплость голоса в этих случаях проходит за несколько дней. Нужно исключить продукты, раздражающие слизистую гортани, увлажнять воздух помещения. При воспалениях, помимо антибиотиков, применять полоскания и ингаляции теплыми растворами 3 раза в день по 15 минут, после которых полчаса не есть и не пить. Хорошо помогают спреи, но у детей до 2 лет их не применяют. С 4 лет можно применять рассасывающие таблетки.

Статистика показывает, что при различных дисфониях люди приходят к врачу не сразу, а только спустя месяцы и годы после появления изменений. Обращаться нужно к ЛОРу и фониатру (специалист, занимающийся непосредственно аппаратом голоса). Во время приема всегда проводят подробный сбор анамнеза больного, выявление характера его работы. Невоспалительная этиология оценивается проведением скрининга, когда оценивается работа голоса на слух, гендерное соответствие, проводятся нагрузочные тесты. Когда после исследования обнаруживается изменение диапазона голоса, его тембра, снижается сила голосовых связок, появляется хрипота, быстрая усталость от голосовых нагрузок, изменения дыхания при этом, нарушения четкости и плавности речи, ее разборчивости, это говорит о нарушениях работы голосового аппарата. При этом больному проводится ларингоскопия, МРТ, КТ гортани, при показаниях необходима консультация логопеда, но это бывает редко.

Лечение определяется природой возникновения недуга; особенностью лечения дисфоний любой этиологии является соблюдение молчания, если осип голос - молчите. Связки должны находиться в покое, это позволит лечить их с наилучшим эффектом и сократить время выздоровления. При лечении невоспалительных дисфоний применяются: психотерапия, дыхательная терапия, речевая и медикаментозная.

Традиционные методы лечения осиплости голоса: полный покой связок, не разговаривать нужно в течение нескольких дней, избегать охлаждений, делать сухие компрессы на горло. Питье должно быть теплым, не горячим, при простудах полностью исключить курение. Для устранения стрессовых состояний показан прием седатиков, валерьянки, хорошо будет расслабиться в теплой ванне.

Немедикаментозное лечение осиплости голоса считается самым востребованным по своим результатам при неорганических нарушениях. Это прежде всего фонопедия - специальные гимнастики по артикуляции и дыханию. Кроме этого, физиопроцедуры (электрофорез с Неостигмином, кальцием, бромом, амплипульс, токи диадинамические, УФО облучение, лечебные ванны углекислые, йодобромные, гальванический воротник по Щербаку), массаж воротниковой зоны, ЛФК, рациональная психотерапия, поведенческая терапия, иглорефлексотерапия. Очень хороший способ лечения - проведение занятий с фонопедом по специальным методикам.

Медикаментозная терапия - применяют витамины группы В, стимуляторы ЦНС (элеутерококк), Прозерин, Стрихнин, Неостигмин курсом 2 недели (улучшает нервно-мышечную передачу), при спастичесих дисфониях помогут производные гамма-аминомасляной кислоты, применяют блокаду мышц, фонофорезы. Гиперкинетические случаи стимуляторов не требуют, назначают электросон, спазмолитики, седатики. Очень популярен сегодня Ботулотоксин, его в очень маленьких количествах вводят в мышцы гортани, и он их парализует и расслабляет, снимает спазм и не дает проходить нервным импульсам. Его действия хватает на 3-4 месяца. При его неэффективности используют хирургию. При оперативных вмешательствах гипертрофированные складки иссекаются, при показаниях проводят тиропластику, возможны удаления нервов гортани.

Противовоспалительная терапия. Необходимо сказать о применении народных методов и средств: вылечить воспаление они не могут, для этого требуются антибиотики, они могут использоваться только как дополнение к основному в виде отваров для полоскания, травяных чаев, если вы уверены в отсутствии аллергического фона. Применять же только травы и ждать выздоровления бессмысленно. В случае воспалений лечится основное заболевание с применением антибиотиков и симптоматического лечения, прописывается постельный режим. Универсальное лекарство, которое помогло бы всем одинаково, на сегодняшний момент не создано, поэтому не стоит применять какое-либо средство по совету и рекламе своих знакомых. Лечение ларингита обычно занимает 1 -1,5 недели. Что нельзя делать при воспалениях горла и осиплости голоса? Противопоказано горячее питье, паровые ингаляции, мороженое. Из антибиотиков чаще других применяют макролиды, цефалоспорины и пенициллины, при вирусной инфекции антибиотики будут бесполезны, помогут только антивирусные средства:

  1. Макролиды - Азитромицин, Сумамед, Хомомицин, Эритромицин, Кларитромицин, Рокситромицин, Спирамицин, Рулид и др.
  2. Пенициллиновый ряд - Амоксиклав, Ампициллин, Ампиокс, Аугментин, Панклав, Френоклав и др.
  3. Цефалоспорины - Цефиксим, Аксетин, Цефтриаксон, Цефуроксим и др.
  4. Противовирусные препараты - Виферон, Эргоферон, Кагоцел, Ремантадин, Амизол, Арбидол и др. Механизмы действия у них разные, но все они направлены на уничтожение вируса.
  5. Таблетки для рассасывания с антисептиками - Фалиминт, Аджисепт, Граммидин, Септолете, Суприма-ЛОР.
  6. Растворы антисептиков для местного применения - Хлорофиллипт, Йокс, Ингалипт, Йодинол, Каметон, Люголь, Мирамистин и др.

Параллельно с антибиотиками для уменьшения отечности тканей применяют антигистаминные средства. Если аллергия развилась внезапно, нарастает стеноз гортани, больного необходимо срочно доставить в больницу, где ему окажут специализированную помощь с применением введения глюкокортикостероидных гормонов, адреналина, антигистаминов в виде инъекций, оксигенотерапии. Реанимационные мероприятия включают в себя также введение кетамина, атропина, при показаниях - интубацию трахеи, ИВЛ, коникотомию.

Для ингаляций применяют эвкалиптовое и ментоловое масло. Хороший эффект дает орошение горла раствором 5% аскорбиновой кислоты.

При различных отравлениях лечение специфическое, при новообразованиях - хирургическое, при всех других этиологиях лечить необходимо основное заболевание.

Некоторые популярные народные средства:

  1. Половину стакана с теплым молоком долить таким же количеством минеральной воды “Боржоми”, добавить две чайные ложки меда. Пить раствор с температурой 36 градусов маленькими глотками в течение 20 минут.
  2. Гоголь-моголь: 2 желтка (в сырых яйцах могут быть сальмонеллы!) растереть с 1 ч.л. сахара, добавить 1 ч.л. сливочного масла. Принимать по четверти ложки между приемами пищи.
  3. 10 г аптечной ромашки залить стаканом кипятка, довести до кипения на паровой бане, остудить до температуры 60 градусов, делать ингаляции.

Меры профилактики

Голосовые связки нужно укреплять: отказаться от курения, дышать только носом. Если есть искривления носовой перегородки, их желательно оперативным методом устранить. При искривлении перегородки человек постоянно дышит ртом, это увеличивает вероятность заболеваний горла, гортани и связок. Горло закалять надо обязательно, но делать это грамотно. Пить холодные напитки нужно небольшими глотками и регулярно. Можно сосать кусочек льда. Следует всегда увлажнять воздух в квартире, не разговаривать в самолете во время полета, т.к. герметизированный воздух очень сухой.

Каковы прогнозы?

Если лечение не запаздывает и проведено правильно, то прогноз благоприятный. Представителям голосовых профессий необходимо и важно соблюдать голосовую гигиену, ходить на специальные занятия и тренинги с постановкой голоса, необходимо устранение травм связок, отказ от курения, увлажнение воздуха в помещениях. Следует пить нужное для увлажнения слизистой рта количество воды, должна лечиться и не запускаться простуда. Осиплость голоса - не рядовое обычное явление, лечить его надо всегда своевременно.