Что делать когда человек незрячий. Как помочь слепому ребенку

Наверняка, вы обращаете внимание не только на его слова, но и на внешний вид, манеру поведения, мимику, жесты и др. Психологами установлено, что эти невербальные элементы, большинство из которых воспринимается визуально, составляют 60 – 70% межличностных коммуникаций.

Именно такой доли информации о собеседнике лишается незрячий человек в процессе общения. Более того, это отражается и на его внешнем поведении – из-за отсутствия обратной связи мимика и жестикуляция незрячих часто бывают обедненными и даже неадекватными, что может затруднять их восприятие окружающими.

Не поддавайтесь первому впечатлению, если вдруг ваш незрячий партнер по общению выглядит немного странно. Просто он мог никогда воочию не наблюдать за общением людей: не видел, какие жесты они используют, как двигаются и во что они одеты. Не заостряйте внимание на внешних характеристиках, и тогда, возможно, вы поймете, что общаетесь с интересным человеком, у которого есть свои увлечения, семья и работа.

Все же некоторые невербальные элементы используются незрячими в качестве источника информации о собеседнике. К ним относятся голосовые и речевые характеристики, такие как громкость, темп, интонации и др. Например, эмоциональное состояние партнера незрячие обычно оценивают по голосу. По признанию многих незрячих, звучание голоса и речевые манеры также создают первое эмоциональное впечатление о человеке. Кроме того, на слух воспринимаются походка и общий стиль движений человека.

Вопреки распространенному мнению в социальной практике незрячих для получения информации о внешности окружающих неприемлемо осязательное восприятие. Так, в повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко, изображая сцену, в которой Петрусь ощупывает лицо Эвелины, описал нехарактерный случай. Слепые, даже дети, не ощупывают лица окружающих.

Обычно в общении большую роль играет зрительное взаимодействие. Взгляд на партнера мы часто используем в качестве сигнала готовности к общению, а зрительный контакт помогает поддерживать обратную связь. Отсутствие возможности использовать коммуникативное значение взгляда серьезно осложняет общение слепых с посторонними людьми, особенно установление первоначального контакта. Известны случаи, когда собеседник не мог сосредоточиться и вести разговор с незрячим человеком из-за отсутствия с ним зрительного контакта.

Чтобы не возникало подобных ситуаций и общение с незрячими не казалось вам неловким, хочется предложить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд, могут помочь лучше представить проблемы и возможности инвалидов по зрению и облегчить общение с ними.

Во взаимоотношениях зрячего и слепого нельзя брать за исходный момент слепоту. Здесь действует, прежде всего, комплекс общечеловеческих качеств: характер, эрудиция, внешность, а затем уже учитывается физический дефект. Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком, знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет в одном мире с Вами с теми же чувствами, мыслями, заботами.

Не стоит делать преждевременных выводов (ни положительных, ни отрицательных) о личностных качествах слепого человека на основании предыдущего опыта общения с другими слепыми, ведь незрячие люди отличаются друг от друга ничуть не меньше чем зрячие.

Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, не спешите высказать свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу.

При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему.

Не забывайте, что незрячий человек не видит обращенных к нему взглядов и жестов. Поэтому, желая начать разговор с незрячим, ему необходимо дать понять (словами или легким прикосновением), что Вы обращаетесь именно к нему, обращенного к собеседнику взгляда в данном случае недостаточно (разумеется, речь не идет об очевидных ситуациях, например, когда вы находитесь в помещении только вдвоем с незрячим).

Поскольку многие слова и выражения, связанные со зрением, часто употребляются в значительно более широком смысле (например, “увидим” часто обозначает “Узнаем” и т.п.), незрячие так же активно используют их. В разговоре со слепыми пользуйтесь обычной (традиционной для зрячих) лексикой, не стоит говорить “пощупайте” или “потрогайте” вместо “посмотрите”.

Помните, что слепота для многих незрячих является болезненной темой, многие из них не любят рассказывать о ее причинах, своих переживаниях по этому поводу и т.п. Поэтому постарайтесь не проявлять излишнего любопытства, а если все же решили расспросить незрячего о его слепоте, делайте это тактично и будьте готовы к его отказу от обсуждения этой темы.

Зрячим в присутствии слепого нужно избегать объяснений друг с другом только с помощью мимики и жестов. Незрячий замечает это и чувствует себя исключенным из общения.

В шумном помещении не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что Вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. А затем, обнаружив, что Вас нет, почувствует себя неловко. И соответственно предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что Вы еще отсутствуете.

Если оставляете незрячего одного в каком-либо помещении при включенном свете, не принимайте решения сами, узнайте у незрячего, оставить свет включенным или выключить его.

При встрече со слепым не гадайте и не спрашивайте его, узнает ли он Вас, лучше после приветствия сразу представиться.

Незрячим легче ориентироваться в знакомом помещении и находить необходимые предметы, если вещи находятся на отведенных им местах. Незрячий не имеет возможности быстро получить общую картину помещения, как это делают зрячие, окидывая комнату взглядом. Поэтому, чтобы обнаружить какой-либо переставленный с привычного места предмет, ему придется последовательно обследовать помещение.

Помните, что специфичные трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие – люди, имеющие глубокие нарушения зрения, но не утратившие его полностью. Поэтому не удивляйтесь (а тем более не обижайтесь), если мимо, не поздоровавшись с Вами, прошел Ваш слабовидящий знакомый. Даже, если он посмотрел в Вашу сторону, совершенно не означает, что он Вас узнал.

Ориентировку в пространстве и самостоятельное передвижение незрячих серьезно осложняют сильный ветер и осадки, нерасчищенный снег, громкие и продолжительные звуки (работа двигателей, играющие дети и т.д.). Поэтому, если Вы видите незрячего, идущего в одном с Вами направлении, предложите свою помощь. Также для незрячего особенно важна помощь при переходе через дорогу.

Зрячему сначала следует спросить незрячего, нужна ли его помощь и, получив положительный ответ, помочь. Если Ваше любезное предложение будет отклонено, не сердитесь, не раздражайтесь и помните, что есть незрячие, которые чужой помощи предпочитают самостоятельность.

Не следует голосом на расстоянии “регулировать” движения незрячего. Если это неизбежно и слепому грозит опасность, следует не только ясно и точно сказать незрячему, что надо сделать, но и проинформировать его о причине (например, остановитесь, впереди яма).

Если Вы сопровождаете незрячего, спросите, с какой стороны ему удобнее идти. Предпочтения у разных людей могут быть различными, однако общие правила рекомендуют, чтобы сопровождающий шел справа, то есть по той стороне, где встречается больше препятствий (зеленые насаждения, столбы, ларьки и т.п.).

При передвижении незрячий слегка берет сопровождающего под руку и идет, отставая на полшага. В таком положении незрячий по Вашим движениям может получать информацию о характере дороги (подъемах, спусках и т.п.). Однако о сложных препятствиях (крутой лестнице, луже, которую надо перешагнуть и т.п.) лучше специально предупредить. Когда не сопровождаемый держится за Вашу руку, а, наоборот, Вы берете его под руку, в процессе передвижения возникает неудобное для незрячего положение, в котором он должен идти чуть-чуть впереди Вас, а Вы непроизвольно его подталкиваете.

Перед спуском или подъемом по лестнице спросите незрячего, как ему удобнее идти под руку или держась за перила.

Когда идете со слепым и несете чемодан, портфель и т.п., по возможности не несите их в той руке, за которую он держится (иначе ноша будет бить его по ногам).

Не оставляйте незрячего одного на проезжей части улицы, на открытом крыльце или в дверях, проведите его в безопасное место.

По возможности информируйте незрячих об изменениях в окружающей среде (перестановках мебели, дорожных работах, перекрытии движения по улице и т.д.

Если Вы заметили незрячего человека на остановке, предложите ему свою помощь. Когда подойдет нужный транспорт, достаточно довести слепого до двери и при возможности указать поручень, положив на него его руку. Дальше незрячий справится сам. Если Вы по каким-либо причинам не можете продолжать ждать (например, Вам нужно уехать на подошедшем транспорте), обязательно проинформируйте об этом незрячего, иначе он будет продолжать ждать Вашей помощи. При этом не стоит испытывать неловкости.

При выходе из транспортного средства не пытаетесь поддержать слепого сзади, лучше выйдите первым и подайте руку.

В общественных местах или в транспорте не пытайтесь во что бы то ни стало усадить незрячего, прежде спросите, желает ли он этого. Чтобы помочь незрячему сесть, надо показать ему, где находится сидение. Для этого достаточно положить руку слепого на спинку стула или сиденья.

Обслуживая инвалида по зрению за столом, не давайте ему столовые приборы в руки, не кладите их в его тарелку, просто сообщите незрячему, где находятся столовые принадлежности. Он после этого все найдет сам.

Надо всегда информировать незрячего, что из еды находится на столе, чтобы он мог выбрать по своему вкусу.

Если знакомите незрячего с каким-либо предметом, не водите с силой его руками по поверхности, а слегка направьте руку на предмет, дайте незрячему самому его потрогать.

При этом Вы можете заострить внимание незрячего на интересных с Вашей точки зрения деталях.

Помочь незрячим людям, это благое дело. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Рай станет обязателен тому, кто поможет пройти слепому человеку сорок шагов» .

Гульназ Сабитова

Кто есть кто в благотворительности? Мы продолжаем публикацию серии интервью с действующими лицами и героями милосердия.

Вера Ремажевская создавала свою методику обучения и реабилитации слепых детей, чтобы помочь своей дочке. Сегодня основанный ею центр для детей с проблемами зрения «Львенок» — единственный в Украине.

Что ожидает в нашем жестоком мире слепого человека? Обидное название «инвалид», скудная помощь от государства, ощущение, что ты не нужен, ты – обуза. Родные, если и пытаются помочь, как это делать — не знают. Что делать? К кому обращаться за поддержкой?

Все эти вопросы обступили в одночасье юную студентку из Львова Веру Ремажевскую, когда ее новорожденной девочке в 1980 году был поставлен страшный диагноз «слепота». Надо отдать должное мужу героини нашего рассказа – он не испугался трудностей, добросовестно выполняя обязанности главы семейства. Но основное бремя ухода за незрячим ребенком легло на молодую маму. Детские сады в СССР не занимались слепыми детьми. И пришлось ей доходить до всего самой. Гуманитарное образование ответов на ее вопросы не давало, интернета тогда не было. Да что интернет – книги зарубежных психологов можно было достать лишь в «спецхранах». Но чего не могли дать книги, восполняла материнская любовь, интуиция, и врожденный педагогический талант. Занималась с дочерью как могла, как умела, как чувствовала.

Когда дочка подросла и пошла в школу для слепых детей, Вера устроилась туда же секретарем-машинисткой. Уже тогда она увидела: благодаря домашним занятиям, дочь лучше подготовлена к учебе, чем ее сверстники. Ремажевская тогда уже заочно получала второе высшее образование на дефектологическом факультете пединститута. И постепенно ее интуитивные наработки по дошкольному и школьному воспитанию детей с нарушениями зрения обрели форму стройной научной системы.

Для реализации своей мечты – помочь таким же мамам слепых детей, Вера Николаевна в 1996 году добилась открытия в родном Львове уникального учебно-реабилитационного центра «Левеня» («Львенок») для детей с проблемами зрения – единственного в Украине, руководителем которого является по сей день. Здесь Ремажевская внедрила свою систему помощи слепым и слабовидящим детям.

    В чем особенности методики Ремажевской? Если описывать очень упрощенно и кратко, она зиждется на «пяти китах»:
  • Раннее развитие остаточного зрения, слуха, двигательного восприятия, мелкой моторики рук. Ведь 90% информации об окружающем мире обычный человек получает благодаря зрению. А слепой всего этого лишен – поэтому ему приходится компенсировать сенсорный голод в первую очередь тактильной чувствительностью. Недаром такие люди даже читают пальцами – благодаря азбуке Брайля. Важно заметить: часто слепые дети не любят мягких игрушек, из-за своей бесформенности те для них малоинформативны. Вместо этого таким ребятишкам лучше дарить игрушки твердые – можно деревянные, с помощью которых гораздо легче осваивать формы окружающего мира.
  • Ранее приобщение к бытовому самообслуживанию, воспитание самостоятельности. Понятно, что мама быстрее накормит слепого ребенка с ложечки, оденет его, умоет. Но гораздо лучше, если все это он будет делать сам – пусть медленнее, пусть с ошибками, но постоянно тренируясь и лучше познавая окружающий мир через практическую деятельность.
  • Социальная адаптация, умение общаться со сверстниками. Важно рассказывать ребенку о реакции собеседника – ведь он ее не видит. Слепые дети четко слышат в голосе усталость, ложь, скрываемые эмоции. По этой причине из них получаются хорошие психологи, чье понимание душевного состояния пациента настолько глубоко и безошибочно, что вызывает у окружающих почти мистическое благоговение. Кстати, незрячая дочка Веры Николаевны успешно закончила университет и работает психологом в Центре «Львенок».
  • Осознание важности выстраивания отношений с другими детьми в семье. Если слепым родится младший ребенок – взваливать на старшего значительную часть обязанностей по уходу за ним категорически не следует. О младших здоровых детях – и говорить нечего. Ведь все должно идти от сердца – что и есть любовь в чистом виде, невозможная без свободы и добровольности. И здоровых детей ни в коем случае нельзя обделять любовью в пользу «особенного» ребенка – ведь она вернется к нему через любимых и любящих братьев и сестер. Понимание этого пришло в семью Ремажевских, когда у незрячей дочери родилась здоровая младшая сестра.
  • И, наконец, для нормального воспитания слепого ребенка необходимо принятие ситуации родителями. Это особенно близко Вере Николаевне — православной христианке. Ведь на все Воля Божья, Его Промысел и замысел. И как же нужно следование молитве: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпения перенести то, что я изменить не могу; и мудрости – отличить одно от другого».

    А последнее бывает, ох, как трудно. Ведь все родители искренне любят своих детей, и хотят, чтобы те были здоровы. И каким же шоком оборачивается для них известие, что их ребенок родился слепым. А случаи эти, увы, наблюдаются все чаще. Количество детей с проблемами развития неизбежно растет. Несколько лет назад и Россия, и Украина приняли стандарты Всемирной организации здравоохранения относительно того, что «недоношенным ребенком» будет считаться любое дитя, родившееся преждевременно, после 20 недель беременности весом более 500 г. Статистика же, увы, насчет таких глубоко недоношенных детей безжалостна – у 90% из них наблюдаются, помимо других патологий, нарушения зрения, вплоть до полной слепоты.

    Конечно же, в таких случаях родителями немедленно предпринимаются попытки зрение вернуть. Но, увы, в большинстве случаев медицина пока оказывается бессильной. Однако смириться с этим очень нелегко. Начинаются поездки в специализированные клиники в поисках «самой надежной», дорогостоящие операции, не приносящие ожидаемого эффекта. Более того, их проведение не только требует огромных денег из карманов родителей, но и приносит слабому здоровью ребенка значительный, а часто и непоправимый вред. Ведь большинство хирургических вмешательств проводится под общим наркозом, а препараты, используемые для него, далеко не безвредны для клеток незрелого мозга. И чем больше на юный организм действуют наркотические лекарства – тем больше вероятность развития дополнительных проблем у недоношенных детей.

    В таких случаях важно вовремя понять, что твое жизненное предназначение не в том, чтобы вопреки здравому смыслу добиваться чуда, но дарить свою любовь «особенному» ребенку. Ведь из него, при соответствующем воспитании, может вырасти писатель, психолог, учитель, юрист и, главное, просто настоящий человек. Только важно помнить, и об этом Вера Николаевна всегда говорит на встречах с родителями: нельзя полностью «растворяться» в заботе о ребенке. Ведь только высокодуховная, самоценная личность может воспитать такого же человека. Вспоминая название центра, основанного героиней нашего рассказа, можно сказать, что «львенок рождается только у львицы», и львом его можно воспитать лишь не предав самого себя…

    Откуда бы ни позвонили в центр «Львенок» родители (а звонят и из Украины, и из других стран), их постараются принять максимально быстро. Для этого в центре есть комнаты для круглосуточного пребывания, ведь не каждый может позволить себе гостиницу или «частный сектор».

    Денежные пожертвования? От них не отказываются. Ведь, кроме государственного финансирования, центру помогают добровольные жертвователи. И, как в причте о бедной вдовице с ее двумя лептами, бедные люди жертвуют больше богачей. Может потому, что они сочувствуют таким же страждущим не из-за абстрактной благотворительности – а потому что сердцем понимают их боль и нужду, как собственные. Тем более, что помощь детям с проблемами зрения и их родителям периодом пребывания во «Львенке» не заканчивается, ведь в ней семья будет нуждаться довольно продолжительное время. Родители, которые обращаются в центр «Львенок», нуждаются в поддержке психологов, иначе их желание сотрудничать может просто перегореть. Поэтому сотрудники центра часто на своем стареньком служебном автомобиле, подобно бригаде «скорой помощи», выезжают к тем, кто нуждается в их помощи, в радиусе до 100 км от Львова.

    Коммерческой заинтересованности в монопольном использовании своей методики у основательницы центра «Львенок» нет. Кроме того, Вера Николаевна прекрасно понимает, что один центр не в состоянии помочь всем нуждающимся слепым детям. Поэтому она с удовольствием делится своим опытом – с педагогами и врачами, как отечественными, так и зарубежными. Совсем недавно, например, Львов посетили коллеги из Нижнего Новгорода и Софии.

    Благодаря этому, наработки героини нашего рассказа все шире используются в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Выпускаются методические пособия для педагогов и родителей, специальные тетради и учебники для детей, в этом немалую помощь оказывает и Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины. Правда, возможности эти, ввиду перманентного экономического кризиса последних лет, довольно ограничены. К сожалению, до сих пор уникальная методика практически не представлена в интернете.

    Возможно, внедрение метода доцента Ремажевской пошло бы быстрее, согласись она перейти на более влиятельную должность, и тогда указанные разработки обрели бы силу обязательных рекомендаций. Вера Николаевна смеется: «Это не для меня». Центр стал для нее настоящим «третьим ребенком», а «своих детей не бросают никогда», говорит В. Н. Ремажевская. Настоящий педагог, она не мыслит себя без практической работы с детьми – а времени на это и так хватает с трудом.

    Наша героиня – еще и заведующая кафедрой коррекционной педагогики Института последипломного педагогического образования. Так что знания, так щедро раздаваемые, попадают на нужную почву. Ну а то, что не все специалисты в Украине эти рекомендации исполняют – так «насильно мил не будешь». Если нет желания самосовершенствоваться, нет веры в положительный результат, то работа не принесет ни радости самим педагогам, ни пользы детям с нарушениями зрения.

    Собственно, интервью у нее бралось в период отпуска, который, по сведениям, полученным автором статьи от секретаря директора «Львенка», отличается от обычной работы разве что более свободным графиком посещения «отпускницей» рабочего места. Вместо отдыха — регулярные семинары, поездки, встречи с сотрудниками. И, самое главное – работа с детьми и их родителями.

  • Как научиться продолжать радоваться жизни, когда глаза навсегда окутаны пеленой?

    Если человек из-за проблем со зрением перестает узнавать в подъезде своих соседей, не может даже с помощью самой сильной лупы прочесть газету или уследить за перемещениями футболистов на телевизионном экране – он смиряется с этим. Но вот наступает момент: он подходит к зеркалу и… не узнает своего лица. Вместо себя слепнущий видит только странно-размытое, невнятно-туманное изображение, напоминающее картины некоторых «особо продвинутых» современных художников. И ему становится по-настоящему страшно и даже жутко.

    Зеркало «исчезло»…

    У человека, полностью потерявшего зрение, ситуация складывается еще более тяжелая. Тифлологи (специалисты по реабилитации слепых и слабовидящих) говорят в этом случае о психологическом эффекте «исчезновения зеркала». Невозможность взглянуть на собственное отражение – пожалуй, наиболее болезненное последствие слепоты. С этим смириться тяжелее всего.

    «Когда пациент теряет зрение, для него эта ситуация является не просто стрессовой, а поистине шоковой. Избежать депрессивного состояния в первые несколько месяцев слепоты почти никому не удается», – рассказывает психолог Санкт-Петербургского центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Юлия Ломакина.

    «Не сочтите меня за сумасшедшего, но иногда я ловлю себя на мысли, что как бы отделяюсь от собственного тела, становлюсь просто незрячим и незримым духом», – написал в одном из своих очерков ослепший журналист и писатель из Ставрополя Дмитрий Гостищев.

    Не только люди, потерявшие зрение, но и, например, узники, помещенные в светонепроницаемый карцер, уже через несколько дней начинают испытывать странные ощущения – как будто бы они растворяются в окружающей темноте. В первые дни, недели и даже месяцы слепота нередко ассоциируется у пациента с собственной смертью.

    Дать возможность перестроиться!

    «Острая, болезненная реакция на потерю зрения совершенно естественна и нормальна, – поясняет Юлия Ломакина. – Важно, чтобы и сам «потерпевший», и его родственники сохраняли спокойствие и присутствие духа. Необходимо дать организму возможность перестроиться, привыкнуть к «жизни в темноте».

    Человеку нередко кажется, что его страдания будут продолжаться вечно, до конца жизни. На самом же деле даже в самых тяжелых случаях период адаптации к слепоте обычно длится не более года. За это время пациент способен не просто привыкнуть к своему новому положению, но и фактически вернуться к прежней жизни. Уже через год незрячие люди способны без посторонней помощи обслуживать себя, следить за чистотой в доме, стирать и гладить свои вещи, пришивать пуговицы, готовить простые блюда на электрической или газовой плите.

    Когда человек научился хорошо ориентироваться в собственном жилище, самое время «выходить в большой мир», перемещаться по своему родному городу или селу. Выучить 10–15 маршрутов за год вполне реально.

    Домашняя работа – лучшая терапия

    Разумно ли показывать ослепшему близкому человеку свое сочувствие? Поможет ли это в процессе реабилитации? Или только вызовет горечь и отчаяние?

    Вопрос не простой. В первые дни, недели и даже месяцы слова сопереживания уместны. Но «оплакивать» слепого всю жизнь неверно. Задача родственников, друзей и близких в том, чтобы показать попавшему в беду: он может вести гармоничную, успешную, благополучную и даже счастливую жизнь.

    Не нужно путать инвалидность с беспомощностью. Инвалиды по зрению, если слепота не сопряжена с другими тяжелыми заболеваниями или преклонным возрастом, в уходе обычно не нуждаются. Более того, выполнение домашней работы для них – один из эффективных способов реабилитации.

    Ослепший человек часто не может продолжать работать по специальности. Это приводит к чувству невостребованности. Проблему можно решить очень просто: необходимо пересмотреть и перераспределить семейные обязанности. При этом не стоит разделять работу на мужскую и женскую.

    Часто встает вопрос: нужно ли проводить какую-то перепланировку или реконструкцию жилья, чтобы слепой член семьи чувствовал себя уютно? В этом нет необходимости. Для незрячего человека не нужно создавать какие-то «особые условия». Важно лишь не переставлять мебель и не переносить вещи с места на место, не проинформировав об этом слепого родственника.

    Моя жена – самая красивая!

    Ослепший человек порой теряет уверенность в собственной привлекательности, в притягательности для противоположного пола. Особенно это касается женщин. В этой ситуации очень важно, чтобы зрячий муж поддержал свою слепую жену, чаще говорил ей: «Ты у меня самая красивая! Ты у меня лучшая!»

    Вполне реально без визуального контроля научиться пользоваться косметикой. Незрячий человек при желании может выглядеть не просто опрятно и аккуратно, а нарядно и элегантно. Это тоже важная часть терапии.

    В отношениях между людьми очень важен зрительный контакт, возможность «посмотреть в глаза и увидеть душу». В супружестве с незрячим такая возможность отсутствует. Иногда это приводит к досадным недоразумениям. Например, во время разговора слепой может неожиданно начать качать головой или повернуть голову в другую сторону. Зрячему человеку такое поведение кажется проявлением невнимания. Но злого умысла здесь нет. Деликатно попросите своего собеседника всегда держать голову строго по направлению к говорящему – и общение станет более приятным для обеих сторон.

    Происходят и другие казусы. Во время посещения общественных мест незрячие люди порой воспринимаются как «бессловесные создания». Например, зрячая жена сопровождает своего слепого мужа к врачу. А эскулап и не думает обращаться непосредственно к пациенту. Он спрашивает у поводыря: «Что случилось с вашим мужем?». Так же часто ведут себя официанты. Им не приходит в голову, что «особенный» посетитель хочет и может сам сделать заказ. В этой ситуации сопровождающему лучше не высказывать недовольства, а вместо этого вежливо, но четко попросить «официальных лиц» обращаться непосредственно к инвалиду по зрению.

    Магические прикосновения

    Как влияет отсутствие зрения на интимную жизнь? Во время посиделок в Обществе слепых можно услышать немало примечательных историй. Нередко рассказывают о том, что женщины, испытавшие наслаждение в объятиях «слепого рыцаря», уже никогда не смогут встречаться со зрячими мужчинами. Даже если они расстанутся с нынешним возлюбленным, то все равно будут искать нового кавалера только в «слепецкой» среде. Дело, мол, в особых магических прикосновениях, которыми владеют только незрячие.

    Верить этому или нет – каждый решает сам. Но факт остается фактом: среди инвалидов по зрению немало успешных донжуанов. Да и незрячие красавицы не отстают. Секрет этой привлекательности прост. Человеческий организм щедро компенсирует недостаток одного из чувств: при отсут­ствии зрения усиливается осязание. С помощью кончиков пальцев слепой мужчина или незрячая женщина доставляют партнеру такое наслаждение, на которое не способен ни один «глазастый» Казанова. Разумеется, «ослепление» одного из супругов является огромным ударом для всей семьи. Но произошедшая трагедия парадоксальным образом помогает супружеской паре по-новому открыть друг друга.

    А еще психологи говорят об «эффекте человека-невидимки». При общении со слепым «глазастик» может видеть своего собеседника, а противоположная сторона лишена этой возможности. В психологическом плане такая ситуация очень комфортна для зрячих людей. Она помогает им расслабиться, раскрыться, чувствовать себя увереннее, избавиться от комплексов и внутренних страхов, поэтому общение получается более доверительным и душевным.

    Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с форсмажорными ситуациями, связанными с временной потерей возможности видеть. Виной тому стихия и отключение электричества. Представьте, что в вашей местности случился ураган, который привел к неисправности линии электропередач. И вот, когда внезапно погас свет, ваши глаза какое-то время никак не могут приспособиться к темноте. Вы не можете отловить свои ощущения и идете куда-то вдоль стены, на ощупь, исследуя предметы руками.

    В такой момент у человека наступает растерянность, он чувствует, что лишился самого важного чувства - возможности видеть, остается только прислушиваться к темноте. А теперь представьте, что слепой человек проходит через все это ежеминутно. Чтобы узнать больше о людях с дефектами зрения, нужно примерить их ощущения на себя.

    В этой публикации будет приведено 13 интересных фактов о незрячих людях, ознакомившись с которыми, вы, возможно, по-иному станете воспринимать людей с ограниченными возможностями.

    Полностью лишены зрения только 16%

    1. На самом деле только 16% людей из незрячих, полностью слепы. Остальная (большая) часть инвалидов страдают лишь от частичной потери зрения. Кто-то из них способен воспринимать цвета в виде отдельных пятен, кто-то ориентируется на свет, кто-то может различать движение предметов, а иные люди могут уловить даже очертания. Размытые и искаженные пятна, а не кромешная тьма - вот что видят наши сегодняшние герои.

    Сочувствие окружающих неуместно

    2. Люди с ограниченными способностями никогда не жалеют себя и не винят судьбу за произошедшее с ними. Они сильны морально и умеют радоваться жизни. А самое главное, они не ищут у окружающих сочувствия. И если когда-нибудь на вашем пути встретится незрячий человек, остановитесь и подумайте, прежде чем бросить ему в след слова утешения. Воспринимайте инвалидов, как равных себе.

    Незрячий сам попросит о помощи

    3. Слабовидящие люди намного больше осведомлены о среде своего обитания. Да, иногда у них случаются проблемы с тем, что они не могут найти выход в незнакомом помещении. Видя, что рядом с вами незрячий человек, не обижайте его, предложив услуги поводыря. Если человек действительно в чем-то нуждается, он сам скажет вам об этом.

    Навязчивое вмешательство со стороны оскорбительно

    4. Продолжая предыдущую тему, углубимся в детали. Многие потерявшие зрение остро реагируют на внезапную помощь со стороны, порой считая таковую унизительной для себя. Любой намек на их неполноценность со стороны окружающих принижает наших героев. Они очень раздражаются, когда кто-то вызывается перевести их через дорогу, в то время, когда они просто поинтересовались, где находится то или иное здание. Им не нравится, когда за них покупают продукты в магазине, а уж тем более пересчитывают деньги рядом с кассовым аппаратом. Прежде чем навязывать свою помощь, спросите у них, нуждаются ли они в этом.

    Принцип эхолокации

    5. Психологи навязали массам расхожее мнение об обострении у незрячих людей слухового восприятия. На самом деле, это утверждение весьма спорно, а в иных случаях некорректно. С уверенностью можно лишь сказать, что человек, потерявший зрение, может в качестве вспомогательного ориентира в своем ежедневном существовании воспользоваться приемом эхолокации, когда звуковые волны помогают определить местоположение и размеры того или иного объекта.

    Слепота - это не приговор

    6. Обычный человек не должен подбирать слова в разговоре с незрячим. Необходимо называть вещи своими именами и помнить, что скорее можно обидеть собеседника молчанием, нежели чем упоминанием о его особенности. Никто из них не считает, что слепота - это клеймо.

    Среди них тоже встречаются разные темпераменты

    7. Среди людей с ограниченными возможностями тоже есть интроверты и экстраверты. Да, они не смогут оценить значимый экспонат в музее или заняться экстремальным видом спорта. Однако иной незрячий любит размеренный и спокойный образ жизни, а иной предпочитает искать приключения.

    Любители помечтать во сне

    8. Повышенное сенсорное восприятие в течение дня приводит к тому, что во время сна у незрячих людей обостряется восприятие своих тайных желаний. Иными словами, такие люди способны частично программировать сны, видя по ночам то, что они действительно хотят.

    Яркие цвета моделируются через ассоциации

    9. Не все незрячие пришли в этот мир с врожденным пороком, многие приобрели таковой в течение жизни. Поэтому у людей так свежи и остры восприятия цветков, они помнят, как ранее могли по долгу стоять и любоваться прекрасной розой, ароматной лилией, умиляться обычной полевой ромашке. Сейчас они способны моделировать прежние восприятия через ассоциации. Они помнят, что небо голубое, а солнце и огонь желтые. Яркие цвета по-прежнему имеют для них значение.

    Подверженность фобиям

    10. Потерявшие зрение часто впадают в зависимость от собственных обостренных страхов, ежедневно испытывая необъяснимую тревогу и беспокойства. Считается, что, таким образом, люди с ограниченными возможностями избегают стрессов. Больше всего они бояться упасть в кювет, оказаться под колесами автомобиля, преследования со стороны других людей. Таким образом, навязчивые фобии не способны влиять на качество жизни.

    Собака-поводырь вместо трости

    11. Не все люди привыкли использовать трость в качестве помощника и ориентира на улице. Палка белого или красного цвета часто служит сигналом для окружающих, указывая на степень инвалидности. Охотнее слепые люди используют при передвижении специально обученных собак-поводырей. С живым умным помощником больше шансов не наткнуться на прохожего, не споткнуться о бордюр, найти нужную дверь.

    Откровенность в общении

    12. Мы уже говорили о том, что слабовидящие не воспринимают свой дефект как изъян. Поэтому, если вам захочется с ними пообщаться по душам, больше расспросить про образ жизни - не стесняйтесь, делайте это. Собеседник откровенно сможет ответить на все интересующие вопросы.

    Как достигается уверенность в собственных силах?

    13. Для достижения определенного статуса в жизни слабовидящим также нужно верное позитивное окружение, одобрение людей и повышенная самооценка. Чем больше вокруг них будет дееспособных, тем лучше для самих инвалидов и их уверенности в собственных силах.