Чувства ребенка меланхолика отличаются. Воспитание ребенка меланхолика: важные секреты для родителей

Всем нам известно, что для нормального общения с взрослыми людьми важно учитывать характер человека, однако при воспитании ребенка многие родители забывают об индивидуальном подходе.

Ведь для воспитания гармоничной личности, важным этапом является стимулирование развития недостающих и мягкое подавление ярко выраженных черт характера.

Давайте разберем особенности каждого темперамента ребенка, какие лучше предпринимать меры по воспитанию.

Холерик

Это подвижный, уравновешенный и сильный тип темперамента. Один из наиболее ярко выраженных темпераментов.

Ребенок - холерик это постоянные хлопоты для родителей. «Покой нам только снится» - так обычно утверждаю родители про своего малыша.

Положительные черты такого темперамента:

  • Энергичность и повышенная активность;
  • Общительность и быстрое осознание новой обстановки;
  • Решительность, речь возбужденная и убедительная.

Однако не стоит забывать и об отрицательных качествах:

  • Неустойчивое поведение, вспыльчивость, агрессивность;
  • Невыдержанность, цикличность в настроении и в работе.

Обладатель такого типа темперамента - это озорной и непоседливый ребенок. Драчун, устраивающий постоянно скандалы и ссоры.

Речь у холерика быстрая, отрывистая и с проглатыванием некоторых слов, при этом очень эмоциональная.

Движения у такого ребенка энергичные и резкие. Быстро усваивает новую информацию, однако она также быстро и вылетает из головы.

Холерик не умеет ждать, ему свойственны активные и шумные игры, с удовольствием пойдет на риск.

Из за такой активности и впечатлений пережитого дня, холерики проблематично засыпают.

Какие же особенности темперамента холерика?

Главным подходом в успешном воспитании ребенка-холерика можно назвать девиз «Ни минуты покоя », то есть родители должны поддерживать активность малыша, при этом направлять его энергичность в сторону полезных дел.

Отдайте предпочтение спокойным играм и чтению, таким образом, пытаясь, учит контролировать свои эмоции. Пытайтесь развить у малыша усидчивость, хоть это и достаточно сложно для холерика.

Упорно, но мягко приучайте выполнять начатое дело до конца. Так как холерику свойственна повышенная чувствительность, то общаться с ним необходимо мягко, иначе испортятся отношения между ребенком и родителями.

Данному темпераменту очень важно знать и быть уверенным, что к его словам родители прислушиваются.

Темперамент ребенка - сангвиник

Сангвиник - это уравновешенный, сильный и подвижный тип темперамента. Ребенок с таким темпераментом - это жизнерадостный и общительный малыш. При этом он рассудительный и весьма спокойный.


Положительные черты сангвиника:

  • Общительность, доброжелательность, жизнерадостность;
  • Высокая подвижность и легкая адаптация к новым условиям;
  • Мимика и пантомимика очень выражены;
  • Увлеченно будет заниматься интересным делом.

Негативные черты сангвиника:

  • Несобранность, легкомыслие, ненадежность (обещает и не выполняет);
  • Не хватает настойчивости, восприятие поверхностное, их тяготит однообразие.

Такой ребенок с легкостью пойдет на компромисс и спокойно переживает неприятности.

Он безгранично любопытен и готов в любую минуту познавать все новое.

Быстро и легко переключается на новое дело, при этом может выполнять несколько дел одновременно.

Малыш - сангвиник это всегда активный, подвижный и импульсивный ребенок, если ему скучно, то он будет вялым и сконцентрироваться на происходящем «здесь и сейчас» ему сложно.

При воспитании данного темперамента, необходимо придерживаться основного правила, как говориться «доверяй , но проверяй ». Ребенок всегда много обещает, но при этом не всегда выполняет обещанное, поэтому важно проконтролировать, сдержал ли слово и выполнил обещанное.

Важно вести контроль поступков и действий. Хвалите осознанно и по делу, так как сангвиники склоны к зазнайству. Не стоит забывать, что оптимизм и жизнерадостность, могут легко обернуться обратной стороной и привести к изменчивости и легкомысленности.

Темперамент ребенка - меланхолик

Ребенок - меланхолик это послушный и мягкий малыш. Такие детки робкие и застенчивые, а нерешительность - главная особенность темперамента. Нерешительность проявляется во всех жестах и движениях, даже в произношении.

Его способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь. И это не каприз. Это особенность темперамента, даже на повышенный голос малыш отреагирует слезами. И эти слезы неистощимы у меланхоликов, ведь они всего боятся - новой обстановки, новых людей.

Положительные качества:

  • Тонкая восприимчивость, доброжелательность;
  • Повышенная чувствительность;
  • Ответственный работник в привычной для него обстановке;

Негативные качества:

  • Задумчивость, низкая активность;
  • Замкнутость, неуверенный в себе;
  • Застенчивость, впечатлительность.

Достаточно часто ребенок-меланхолик замыкается в себе, тяжело адаптируются в новом коллективе, предпочитает оставаться в «тени». Такие дети очень мнительные и могут часто волноваться по пустякам.

Знания такому темпераменту даются тяжело, так как малыш часто отвлекается на посторонние предметы.

Любой вид деятельности для меланхолика - это ответственная работа, которая быстро его утомляет. Даже во время игры малыш устает.

Свойственно частое изменение настроения, проблемы знакомства со сверстниками. Он долго готовится ко сну и потом медленно засыпает, просыпается с трудом, так же проблематично переходит от одного дела к другому.

Воспитание такого ребенка базируется на основном принципе «не навреди ».

При общении с таким ребенком важно учитывать уязвимость его психики - не стоит повышать голос и давить на малыша. Возникшее свое недовольство высказывайте ровным и спокойным голосом, не обзывая его.

Важно поощрять даже при малейшем успехе в каком-либо деле. Старайтесь чаще хвалить его, ведь меланхолику важно чувствовать, что его ценят и любят.

Помните о том, что такие дети быстро устают, так как у них слабые нервные процессы, не стоит перегружать развивающими заданиями. Ведь даже игры могут привести к утомляемости, делайте перерывы.

Различные соревнования меланхолик воспринимает как стресс, поэтому такие игры и ситуации лучше избегать. Старайтесь развивать у своего малыша общительность и инициативу.

При развитии активности запаситесь терпением. Ни в коем случае не пугаете его! Для них это сильный стресс, который может привести к нервному срыву. Обсуждайте с ребенком его чувства и эмоции.

Темперамент ребенка - флегматик

Это инертный, уравновешенный и сильный тип темперамента. В семье часто такого малыша из-за его упорства называют «копушей ». Такой малыш всегда спокоен и невозмутим, он никогда и никуда не спешит, как будто время вокруг него остановилось.

Положительные черты:

  • Терпелив и всегда спокоен, уравновешен;
  • Выдерживает большие нагрузки в работе, настойчивый;
  • Такого ребенка очень трудно вывести из себя;
  • В отношениях очень уравновешен.

Негативные стороны:

  • Малоподвижный и медлительный;
  • Упрямый, безынициативный;
  • Необходимо время для сосредоточения.

Такие дети отличаются замедленным, но сильным реагированием, медленным, но при этом прочным запоминанием.

Это спокойный и уравновешенный ребенок.

Флегматик никогда не меняет своего решения, для их отстаивания проявит максимум упрямства. Такие дети не по возрасту миролюбивы и преданны. В случае необходимости отойдут в сторону, что бы избежать конфликта и риска.

Речь у флегматика спокойна и нетороплива, без особой мимики. Засыпать будет без особых трудностей, а вот просыпается, наоборот, с трудом.

Родителям стоит помнить, что флегматика практически невозможно переучить, но можно научить!

Главный принцип воспитания - это «непоспих» (не спеши). Учитывайте, что ребенок-флегматик не будет работать в условиях нехватки времени, его ни в коем случае нельзя подгонять, ему нужен индивидуальный темп работы.

Не нужно давить на него, так ка под давлением взрослых он станет еще более пассивным и неуклюжим.

Дети - флегматики нуждаются в регулярном одобрении своих поступков.

Малоподвижный флегматик нуждается в развитии активности - играйте с ним в активные и подвижные игры, где требуется ловкость и быстрота движений.

Развивайте любознательность малыша - для этого подходят интересные и захватывающие книги про путешествия и приключения. Посещайте музеи и выставки. Обязательно необходимо стимулировать ребенка проявлять инициативу. Развивайте навыки общения.

Зная основные особенности и отличия всех темпераментов, родители смогут подобрать правильный подход в воспитании ребенка, а также отношения между ребенком и родителями, окружающим миром.

Дети бывают разные: быстрые и медлительные, громкие и тихие, это зависит от многих факторов, в том числе и от типа темперамента. При воспитании ребенка нужно учитывать его темперамент, это поможет избежать многих ошибок.

Темпераментом называют врожденный тип нервной системы, который определяет уравновешенность и подвижность психических процессов. Темперамент человека накладывает отпечаток на все его психические проявления. Свойства темперамента устойчивы, они присущи человеку с рождения. Выделяют 4 основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В чистом виде темпераменты проявляются редко, но какой-то тип нервной системы у каждого человека преобладает. С возрастом благодаря воспитанию и воздействию социальной среды темперамент может изменяться.

Четыре основных типа темперамента

Сангвиник (уравновешенный)

Ребенок-сангвиник – подвижный, активный, энергичный, обладает хорошей приспосабливаемостью к изменяемым условиям жизни. Он легко возбуждается и успокаивается, уравновешенный и сильный. Жизнерадостный, общительный, предприимчивый, впечатлительный и остроумный.

Движения у ребенка-сангвиника, несмотря на его активность, нерезкие, мимика живая, но одновременно спокойная. Говорит ребенок громко и быстро. Быстро засыпает и легко просыпается. Настроение ровное, спокойное, без резких переходов. Такой ребенок быстро находит товарищей в любой обстановке, может одинаково хорошо руководить и подчиняться, довольно легко переживает неудачи, быстро забывает обиды. Сангвиник легко меняет привязанности в общении, может быстро увлечься и быстро потерять интерес. Интересное дело повышает продуктивность ребенка, при отсутствии такого дела он может стать вялым и скучным. Эмоции у такого ребенка легко возникают и изменяются, но преобладает оптимистический взгляд на мир.

Нервная система ребенка-сангвиника очень податлива, поэтому он легко переключается, переходит от подвижных игр к спокойным занятиям. Однако это качество имеет и отрицательную сторону – ребенок часто меняет игрушки, может не доводить дело до конца, относиться легкомысленно к делу и переоценивать свои возможности. У него может быть много товарищей, но ни одного друга. Родителям нужно формировать у такого ребенка устойчивость, целеустремленность и постоянство.

Сангвиник послушен, что так же имеет плюсы и минусы. Ребенок может послушаться кого угодно, поэтому нужно прививать ему некоторую критичность – понимание того, что жизнь окрашена не только в светлые и радостные тона, но часто в темные.

Холерик (легковозбудимый)

Ребенок-холерик обладает повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. Его реакции бурные, он легко раздражается и не скоро успокаивается, резко реагирует на малейшие неудобства (крошка на простыне или мокрая пеленка могут легко вызвать неудержимый крик до посинения).

У таких детей выразительная мимика, быстрая и громкая речь. Они не просто смеются, а хохочут, не сердятся, а приходят в ярость. Движения у холерика резкие, он энергичен, но ему не хватает самообладания. Такие дети часто агрессивны, вспыльчивы, прямолинейны в отношениях с людьми. Они не могут сдерживать свои желания и ждать, нетерпеливы. В компании с другими детьми холерики очень шумны, могут быть вспыльчивы.

Дети-холерики легко увлекаются каким-то делом, но быстро пресыщаются (особенно, если деятельность однообразная и нужна усидчивость). Склонны перетруждаться и временно истощаться. Такие дети очень любят подвижные игры и хотят исполнять в них главную роль. Игр, в которых нужна сдержанность, стараются избегать. Холерики засыпают с трудом, спят беспокойно, быстро просыпаются и сразу включаются в обычный ритм жизни.

Активность холерика является ценным качеством, если ее направлять в нужное русло: подвижные игры, занятия спортом, технические увлечения. Такого ребенка не стоит постоянно водить за руку, все запрещать, иначе его активность может исчезнуть и он превратиться в послушное орудие чужой воли или станет бороться с любыми требованиями взрослых. Таких детей не стоит наказывать лишением движений: сидением, укладыванием в кровать (поскольку это место для сна, а не наказания), нужно стараться не кричать и не угрожать, поскольку от этого возбуждения еще больше усиливается.

Холерик легко возбуждается, его трудно успокоить и уложить спать, поскольку у него слабый процесс торможения. Часто он перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но отказывается ложиться, уверяя, что он не устал. В таких случаях нужно ограничить до умеренного количество все, что возбуждает ребенка (шумные игры, телевизор, музыку). За 2 часа до сна хорошо организовать спокойные игры.

Детям-холерикам полезны занятия, которые развивают сосредоточенное внимание, требуют усидчивости и внимания: настольные игры (несоревновательного характера), лепка, рисование. Полезны игры с внезапной остановкой или игры, в которых ребенок должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Холерику полезно иметь обязанности по дому (выносить мусор, мыть посуду и др.), которые нужно систематически выполнять. Ребенка нужно учить правилам общения: разговаривать спокойно, не перебивая, просить, а не требовать, извиняться, если нагрубил. Однако, всего этого нужно добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Сдержанность к таким детям приходит не сразу, с возрастом у ребенка, скорее всего, появится умение управлять собой. Таких детей нужно воспитывать очень терпеливо и гуманно, без нажима и репрессий.

Меланхолик (слабый)

Ребенок-меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью и ранимостью. Он слабый, быстро истощается и медленно восстанавливается, легко тормозиться. Достаточно замкнут, тяжело приспосабливается к переменам, нерешительный. Такие дети сильно реагируют на слабые раздражители, очень чуткие и ранимые. Маленький ребенок-меланхолик не кричит, а попискивает, не смеется, а улыбается, не просит, а жалостно смотрит на желаемый предмет. Такой ребенок малоактивный, стремиться к спокойной, без лишнего движения, деятельности. Он слишком фиксирует внимание на трудностях, зависим от мелких повседневных воздействий. Обидчив, тревожен, не уверен в себе, избегает публичных выступлений, склонен к пессимистическим оценкам.

Даже обладая хорошими знаниями, такой ребенок может отвечать медленно, плохо, нерешительно, создавая впечатление того, что он не знает материал. Ребенок старается играть один или с товарищем, которого хорошо знает.

Чувства у меланхолика длительные и глубокие, но внешне он их проявляет слабо. На резкое обращение внешне может не реагировать, что иногда взрослые принимают за безразличие. Но ребенок молчит именно потому, что у него возникли сильные чувства, и он находится как бы в заторможенном состоянии. Взрослый быстро забудет этот инцидент, а ребенок будет еще долго переживать, не спать.

Дети-меланхолики быстро устают от шума, новых лиц. На формирование новых навыков у такого ребенка уходит много времени, поскольку это дается им с трудом. Но если привычки сформировались, то они будут прочными, устойчивыми, дальше их контролировать уже не нужно будет. Меланхоликов тяжело переучивать, например, держать ложку или вилку в другой руке. Таких детей нужно постепенно приучать к умеренному шуму (не сильному), спокойному отношению к новым лицам. Также нужно обучать ребенка коллективизму, подключать к играм сначала одного товарища, затем расширять круг общения. Очень полезны для таких детей спорт, соревновательные игры, которые развивают двигательную активность, учат упорству, стойкости, преодолению трудностей. Детей-меланхоликов нужно научить избегать чрезмерного самокопания и воспоминаний об обидах, переключать внимание на оказание помощи другим. Если ребенка одолевает меланхолия, то полезно выполнить комплекс физических упражнений и принять контрастный душ.

Флегматик (медлительный)

Ребенок-флегматик – уравновешенный, спокойный, сильный. Возбуждения и торможения медленно сменяются. Он терпелив, выдержан, вынослив, обладает большим самообладанием. Флегматик малообщителен, медлителен, не любит перемен, недостаточно гибок, ему нужно время для переключения на другой вид деятельности. Он медленно приспосабливается к новым ситуациям.

В раннем детстве такой малыш много спит, а проснувшись, лежит спокойно, редко плачет или смеется. Быстро засыпает, просыпается с трудом, некоторое время остается вялым. Все реакции у такого ребенка нечеткие: у него слабая мимика, он тихо плачет и смеется, речь медленная, с паузами между словами предложениями, движения нерезкие. Такого ребенка тяжело вывести из себя. Ребенок-флегматик медленно реагирует на любые воздействия, к делу приступает не сразу, но может заниматься однообразным делом долго, не уставая. Привычки и навыки у флегматика формируются долго, зато затем становятся устойчивыми.

Когда такого ребенка отдают в детский сад, то он долго приспосабливается к новому режиму, тяжело расстается с родителями, неохотно знакомится с новыми людьми, не играет с другими детьми. В привычной обстановке тщательно выполняет правила поведения, порученное дело всегда доводит до конца.

Ребенка-флегматика не стоит торопить окриками “Опять копаешься!”, “Быстрее, не возись!”, иначе он еще больше затормозиться. Не стоит делать все дела за ребенка, чтобы укорить его действия, – это мешает развиться самостоятельности ребенка, вызвать неуверенность в собственных силах, стремление избегать всего “быстрого”. После многократных повторений действий (умывания, одевания и др.) появится быстрота действий, и ребенок будет рад делать это самостоятельно. Таким детям полезны игры соревновательного характера, но ему нужно помочь научиться побеждать. Такому ребенку очень важно привить привычку быть деятельным и отзывчивым.

Дети-флегматики могут часами сидеть, перекладывая игрушки с места на место. Это хоть и удобно для родителей, но нехорошо для ребенка, поскольку движения и реакции у ребенка не развиваются, остаются замедленными, не совершенствуется игровая деятельность. Родителям стоит побуждать флегматиков к выполнению движений, иначе может развиться лень. Такому ребенку хорошо дружить с подвижным ребенком, но стоит следить, чтобы более инициативный ребенок не превратился к вечного командира, а флегматик – в вечного подчиненного.

Врожденный темперамент новорожденного

Американские ученые доказали, что у каждого ребенка есть определенные индивидуальные качества, которые свойственны только ему, поэтому одних детей легче растить, чем других.

У новорожденного ребенка выделяют 9 темпераментов. Это главные характеристики ребенка, которые в основном, сохраняются у него и в дальнейшем. Они могут немного измениться, улучшиться или ухудшиться, но в целом, остаются свойственными человеку всю жизнь. К эти темпераментам относятся следующие:

  1. Уровень активности – степень наследственной моторной активности, которая определяет, является ребенок активным или пассивным.
  2. Ритмичность (регулярность или нерегулярность) – предсказуемость голода, типа питания, выделений, ритма цикла сон-бодрствование.
  3. Приближение или удаление – тип естественной реакции ребенка на новые стимулы (незнакомая еда, игрушка или человек).
  4. Приспособляемость – скорость и легкость, с которыми ребенок способен видоизменять свое поведение в ответ на изменение окружающей среды и структуры.
  5. Интенсивность – количество энергии, которая используется для выражения эмоций и настроения.
  6. Порог реактивности – уровень интенсивности стимула, который требуется для проявления нужной реакции.
  7. Качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному) – веселый, радостные, приятный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.
  8. Способность отвлекаться – степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения.
  9. Интервал внимания и настойчивость – продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, продолжительность активности в случае возникновения препятствий.

Решающую роль при определении того, насколько легко или трудно будет вырастить ребенка и заботиться о нем, играют 3-й, 4-й, 5-й и 7-й типы темперамента. Ребенок с высокой степенью реактивности (“птичка’), ребенок, которые склонен замыкаться при изменении ситуации (“улитка), ребенок, который тяжело приспосабливается к новым ситуациям (“черепаха’) или ребенок, у которого обычно плохое настроение (“нытик’) – эти дети крайне подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях. К сожалению, именно этим детям обычно достается меньше любви и привязанности со стороны взрослых.

Новорожденных, о которых сложнее заботиться, тяжелее растить, можно назвать “трудными” детьми. Они требуют от родителей гораздо больше внимания и любви. Родители таких “трудных” детей при условии, что они относятся к ребенку доброжелательно и с любовью, принимают его таким, как есть, хоть и столкнутся с определенными сложностями в воспитании, но, скорее всего, успешно с ними справятся.

Родительская любовь важна и для “легких” детей. Было замечено, что у “легких” детей не любящих матерей больше осложнений в жизни, чем у “трудных” детей любящих матерей.

Поэтому тип темперамента учитывать, конечно, стоит, но важнее всего безусловная любовь и принятие в воспитании детей, независимо от того, “трудные” они или “легкие”, холерики или меланхолики, сангвиники или флегматики.

Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается...

— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6-8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.

— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие...

— А у моего уже характер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.

Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова. Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охарактеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы. Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.

Совсем просто и с долей иронии четыре основных темперамента можно описать так:

  • холерик — быстро заводится и быстро тормозит
  • сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит
  • флегматик — медленно заводится и медленно тормозит
  • меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.

Меланходик: ребенок, который не любит перемены

Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.

Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру , а потом к психологу.

Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.

Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).

Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.

Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:

«Те обязанности и привычки, которые были привиты... с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам... По три раза в день.

Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось... По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки...). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».

Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.

Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек , к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.

Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника — могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.

Но, предположим, ваш ребенок здоров, «просто характер такой». Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.

Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50-100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.

В остальном — побольше свободы. и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15-20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.

Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.

А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам — с цифры на цифру.

Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая «биты знаний». Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.

Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30-35 минут, слушая преподавателя.

Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия — например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание — чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.

Вот пример из писем.

«Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает — успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года. Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь — уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол — она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть. И вообще чем ни займется — до конца никогда не доводит начатое.

Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань. Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала — энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: „Я поел и не забуду за собой убрать посуду“. А она отвечает: „А я пойду какое-нибудь занятие найду“. Вот и всё».

О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем .

Обсуждение

Когда продолжение?

Комментировать статью "Как определить темперамент ребенка по поведению? "

Это темперамент.Никакое не воспитание. Меланхолик либо флегматик.Я такая детстве Что интересно,у меня теперь ребенок - холерик.А у нее дочка- меланхолик.Зато мы теперь знаем Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Детско -родительские отношения. Детская психология. Как определить темперамент ребенка по поведению? Какой вам достался ребенок? 3 типа характера: тест для родителей.

Как определить темперамент ребенка по поведению? Кто сильнее: вы или ребенок. Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад Как говорить с ребенком о детском саде Адаптация к детскому саду и новый режим дома.

Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание Как определить темперамент ребенка. Холерик или меланхолик - самые сложные типы...

Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Как определить темперамент ребенка по поведению? Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента. Как определить темперамент ребенка по поведению?

Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Как определить темперамент ребенка по поведению? Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Прежде всего помнить, что все эти особенности - и безудержные...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями Разные темпераменты у родителей и детей. Понятно, что у всех они разные, да и в чистом виде А вот средний сын - настоящий меланхолик, очень медленный, обидчивый...

Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Темперамент и оценки. Холерик и меланхолик. Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента.

Как определить темперамент ребенка по поведению? - Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается... Появляются „ не хочу “ и „не буду“.

Как определить темперамент ребенка по поведению? - Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается...

Как определить темперамент ребенка по поведению? Как воспитывать холерика? Всем добрый день! Как вести себя с детьми разных темпераментов? Как мы уже выяснили много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, но зато выучит он это хорошо, на совесть.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия Имеем: ребенок - холерик в семье сангвиников. Родители- бывшие отличники, красные димпломы универов, уравновешенные, спокойные.

Как определить темперамент ребенка по поведению? Флегматик должен помнить, что его поведение в экстремальной ситуации может оказаться для просто плачу.... мне бы такого заботливого мужа... нравится слушать когда ругаются.

Как определить темперамент ребенка по поведению? Как воспитывать холерика? Всем добрый день! Про темперамент. Прошла тест на определение темперамента. Оказывается, я холерик. А я думала, сангвиник, хотя я в этом особо не разбираюсь.

Беременность и характер ребенка. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни Мне кажется все дело в наследствености, темперамент передается от родителей, это я имею в виду, что у ребенка нет никакой клиники...

Холерик в школе. У кого дети - холерики? У моей дочки холерический тип. Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Как развитие ребенка зависит от типа темперамента? Как мы уже выяснили, ребенка - меланхолика надо с осторожностью отдавать...

Особенности разных типов темпераментов детей: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. Ребенок - холерик. Спокойным этого ребенка никак не назовешь. В школу в 6.3. Как воспитывать холерика? Холерик в школе. Как определить темперамент ребенка по поведению?

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Вот уже 4 года живу с холериком под одной крышей (мой ребенок - холерик), а все никак не могу приспособиться к особенностям поведения: резкость движений (хочет обднять - валит с ног...

А родителям- меланхоликам ребенок - холерик - буйным и гиперактивным. Попадется педиатр- меланхолик, еще и диагноз какой-нибудь Свекровь ходила в больницу и после курса кварцевой лампы, все прошло. Особенности разных типов темпераментов детей: холерик...

Разные темпераменты могут сильно осложнить отношения детей и родителей. О том, как избежать этого, мы и поговорим.

Темперамент - это тип высшей нервной деятельности, определяющийся реакцией на внешние и внутренние раздражители. Одни обижаются на все подряд, вторые обладают слоновьей кожей. Третьи вспыхивают, как спички, четвертые никогда не повышают голос. Кто-то склонен к эмоциональным скачкам, кто-то, наоборот, надолго «зависает» в одном состоянии (апатия, гнев, радость).

Суть этой разницы много столетий назад постиг Гиппократ: он открыл 4 вида темперамента и таким образом поделил человечество на группы.

✓Флегматики замкнуты и спокойны. Реакции у них долгие и медленные, речь - плавная, движения - основательные. Восстанавить силы такие люди могут только наедине с собой.

✓Холерики беспокойные и открытые. Нервные импульсы толкают их на кипучую деятельность и яркие эмоциональные проявления. Энергичные, подвижные люди с активной мимикой и жестикуляцией.

✓Меланхолики замкнуты и беспокойны одновременно. Интроверсия не позволяет им «выплескивать» эмоции, поэтому они часто чувствуют себя растерянными. Движения их обычно плавны, взгляд - печален, интонации - «убаюкивающие».

✓Сангвиники спокойные, открытые, веселые и необидчивые. Они обожают шумные компании и «вянут» без общения.

Конечно же, «чистых» проявлений темперамента не существует в природе. Однако в каждом из нас превалируют черты того или иного типа.

1. Мама - холерик, ребенок - флегматик

«Что ты возишься!», «Ты час шнуруешь один ботинок», - примерно так реагируют быстрые мамы на детей, у которых от природы более спокойный нрав. Когда малыша-флегматика торопят, он начинает нервничать и… становится еще более медлительным. А мама, разумеется, раздражается еще больше. Даже самые маленькие «флегмы» - весьма основательные ребята: они долго планируют свои действия, а потом выполняют их точно и тщательно. На самом деле, такой ребенок меньше других нуждается в родительском контроле.

➤ Решение: Вас спасет тайминг! Засеките, сколько времени уходит у ребенка на то или иное занятие. Если малышу нужно полчаса для того, чтобы собраться в садик, не торопите его, используйте это время для своих личных нужд. В конце концов, можно просто спокойно попить кофе.

➤ Делайте вместе: Холерики и флегматики одинаково любят прогулки. Для первых - это способ активно провести время, для вторых - возможность спокойно наслаждаться красотами природы. По такому же принципу этой паре подойдут музеи и выставки.

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Флегматики реже плачут, сангвиники стремятся к контакту с окружающим миром и т. д. Переделать это невозможно. Лучше с первых же месяцев стараться выработать устраивающую обе стороны стратегию общения с ребенком. И уж точно не нужно вешать на малыша обидные и несправедливые ярлыки, вроде «копуша», «лентяй» или «шило в попе».

2. Мама - холерик, ребенок - меланхолик

Активная и общительная мама может просто не замечать переживаний «печального» малыша и таким образом обижать его. Энергичные холерики плохо чувствуют чужие границы, легко делятся сокровенным и требуют того же от других. «Ты что, влюбился?», «Что ты там рисуешь в своем блокноте, покажи!..» - эти фразы скрывающий свои чувства меланхолик воспринимает очень болезненно.

➤ Решение: Возможность побыть наедине с собой такому малышу необходима, как воздух. Выделите ему пару «личных» часов в день: за это время он разберется со своими переживаниями, восстановит ресурс, разложит эмоции по полочкам и успокоится. Можно попробовать наладить с ним «эпистолярный» диалог. Хочется обсудить с ребенком проблему, а он избегает разговора? Предложите ему ответить на ваши вопросы письменно, а потом сами сделайте то же самое.

➤ Делайте вместе: У меланхоликов и холериков есть нечто общее - богатый эмоциональный мир. Поэтому творческие занятия будут интересны обоим. Можно, например, вместе рисовать: ребенок пусть работает над деталями, а вы закрашиваете поля и контуры.

3. Мама и ребенок, оба - холерики

Люди подобного склада известны своей вспыльчивостью. Результат взаимодействия двух холериков предсказуем: спровоцировать громкий скандал может абсолютно ничтожное событие. В этой паре и мама, и ребенок обладают уникальным свойством - они заражают своими эмоциями окружающих и при этом легко поддаются на чужие проявления чувств. Так, стоит маме чуть повысить голос, как ребенок тут же отвечает ей вдвое эмоциональней.

➤ Решение: Самый важный навык холериков - способность контролировать свои чувства. Для того чтобы этого добиться, их надо научиться распознавать. Договоритесь не выкрикивать обвинения, а сразу спокойно рассказывать о тех эмоциях, которые испытываете. Приучите ребенка (и себя) обозначать только свои ощущения, начиная со слова «я». Вместо «ты меня злишь!» говорите - «я испытываю гнев». Так вам будет гораздо проще научиться слышать и понимать друг друга.

➤ Делайте вместе: Любые виды активности придутся по вкусу: танцы, спорт, походы. А из домашних игр мы бы посоветовали этим двоим попробовать «Твистер».

4. Мама - меланхолик, ребенок - холерик

В этой паре один замкнут и пассивен, а другой - возбудим и деятелен. Благодаря природной напористости, малыш-холерик может легко взять верх над мамой и практически стать ее «руководителем». Он вечно тянет за руку - «пойдем, посмотрим, что там!», «давай проедем на троллейбусе еще остановку», «нам надо срочно купить новый комикс». Нередко у мамы попросту не хватает сил сопротивляться, и она начинает подстраиваться под более сильного в энергетическом плане ребенка.

➤ Решение: Научите детку «сбрасывать» напряжение с помощью активных занятий - спорта или танцев. Купите скакалку: прыжки (как и бег) помогают холерикам успокоиться. А также постоянно направляйте его бешеную энергию на благие цели. Хочет активностей? Пожалуйста! Пусть помогает вам в работе по дому. Ему понравится!

➤ Делайте вместе: В принципе, вам подходят все способы, в которых один может «созерцать», а другой - совершать подвиги. Можно, например, отправиться в парк аттракционов и наблюдать за бесстрашно покоряющим карусели малышом.

5. Мама - меланхолик, ребенок - сангвиник

Малыш живо интересуется миром, носится по квартире, как электровеник, и бесконечно задает вопросы. Мама, тем временем, мечтает исключительно о тишине и покое. Восторги ребенка ее тревожат, энтузиазм - выматывает. В результате малыш не получает нужной ему эмоциональной реакции.

➤ Решение: Сангвинику необходима частая смена впечатлений, спокойная обстановка для него невыносима. Внесите в расписание ребенка как можно больше кружков: на занятиях, помимо прочего, он компенсирует недостаток общения с детьми. Кроме того, когда сангвиник чем-то увлечен, он становится тихим и сосредоточенным. Научитесь заинтересовывать детку! Например, так: «А знаешь, почему у радуги 7 полос? Найди ответ в этой книжке!»

➤ Делайте вместе: Настольная игра не потребует от мамы-меланхолика излишней активности, и в то же время поможет интересно провести время с маленьким сангвиником. Рисование, лепка, любые другие занятия и игры, в которых задействованы воображение и интеллект, понравятся вам обоим.

Считается, что в современном мире легче всего жить сангвиникам. Флегматики - на почетном втором месте. Говорят, что их нервная система напоминает неваляшку: эмоциональные удары - замечания или критику они воспринимают очень спокойно. Эти люди легко переживают неудачи и никогда не концентрируются на неприятностях. Берите пример!

Как определить темперамент ребенка?

Попросите ребенка назвать животное, которое он с собой ассоциирует, и объяснить свои выбор. Ответ типичного холерика: «Конечно,- гепард, потому что это быстрый и сильный зверь!» Сангвиник скажет что-то вроде: «Я - собака: она дружелюбна и общительна». Меланхолик вспомнит кошку - ведь она гуляет сама по себе. Флегматик, скорее всего, назовет ленивца или панду - они такие же спокойные и задумчивые.

Определить темперамент малыша можно и по цветовой гамме его рисунков. У холериков преобладают оттенки красного. Сангвиники выбирают оптимистичные оранжевый и желтый, флегматики - спокойные синий и зеленый. Меланхолики предпочитают пастельные оттенки, а также неяркие серый и коричневый.