Екатерина Климова: «Если бы я не ушла от Игоря, случилась бы беда. Интервью с екатериной климовой Как же так

Одна из ярчайших актрис современного российского кино, звезда фильмов и сериалов "Мы из будущего", "Все не случайно", "Грехи отцов", "Грозовые ворота" и многих других. Всего на счету Климовой несколько десятков ролей в кино и на телевидении. И это при том, что у актрисы трое детей!

Кроме того, Климова почти всегда безупречна на красных дорожках (неслучайно она постоянно попадает в наши ). Словом, Екатерина интересна со всех сторон. Потому сайт решил порадовать своих читателей эксклюзивным интервью с замечательной актрисой. Мы побеседовали с ней о семье, красоте и, конечно же, о творчестве.

У вас множество проектов, интересных ролей. А какое кино вам самой нравится? Какие фильмы вас впечатлили в последнее время?

Ох, неправильно актрисе говорить, что у нее нет времени на кино, но, к сожалению, этим летом я - сапожник без сапог. Снимаясь сразу в трех картинах в трех разных городах, я делю время между съемочной площадкой, гостиницей и самолетами. Ни на что другое времени просто не остается. Вы скажете, что можно было бы посмотреть на iPad’е в перелетах, но тут я крайне консервативна - считаю, что хорошее кино можно и нужно смотреть только в кинотеатрах.

Последний раз, когда я смогла себе позволить утолить киноголод, был в феврале. Месяц выдался свободным, и я поставила себе цель отсмотреть всех номинантов на "Оскар". Я в восторге от этих фильмов. "Даласский клуб покупателей", "Август", "Волк с Уолл-стрит", "Афера по-американски", "Жасмин", "Она", "Гравитация" - все картины, которые мне удалось посмотреть, произвели на меня впечатление. И очень жаль, что многие из номинантов не получили премию - по мне, они все достойнейшие.

Если выбирать только один фильм, затронувший больше всего, то я бы назвала "Жасмин" с . Недаром ее отметили "Оскаром" в этом году. Это такое чисто женское кино, причем для женщин моего возраста. Но самое поразительное, что снял его почти 80-летний мужчина. Поразительно, как может чувствовать женщин и рассказывать про них.

Вы снимаетесь уже 15 лет. Изменилась ли за это время киноиндустрия, условия работы, возможно, даже подход к актерской профессии?

Очень многое изменилось в российском кино за эти 15 лет. И, на мой взгляд, к лучшему. Радует как наличие хороших картин российских режиссеров в последнее время, так и наличие работы у меня как у актрисы. Работы стало много и работы очень интересной.

В последние несколько лет стало очевидно, что работа актера над фильмом не заканчивается на съемочной площадке. Фильм, если он претендует на широкое зрительское внимание, важно еще правильно подать и продать. Не стоит стесняться этого слова. Голливудом доказано, что лучше всего это делают актеры, звезды того или иного фильма. Фотосессии, интервью, премьеры, фестивали, красные дорожки - все это нужно, все это не просто так, не ради актерского тщеславия. И этому нигде не учат. Мне кажется, что в театральные институты нужно добавить новый предмет или факультатив: как нужно выходить на красную дорожку, в чем, как правильно фотографироваться и как правильно готовиться к этому.

С годами ты, конечно, сама приходишь к тому, что надо не только надеть что-то на себя, и не сарафан, и не самой накраситься... Необходимо обратиться к профессионалам, но это еще не все. Ведь в созданном образе надо и сфотографироваться, принять нужную позу, словом, понять, что ты выходишь на дорожку - и это тоже часть твоей работы. Сейчас я это понимаю, а 10-15 лет назад - нет.

Нас этому не учили, и сегодняшних дебютанток тоже не учат..

Мне совсем не сложно самой накраситься, причесаться и одеться, но если дело касается важного мероприятия - фестиваля или премьеры, то рецепт один - нужно доверять профессионалам. Благо они у нас есть!

15 лет назад не было еще такой профессии "стилист", который правильно соберет образ, не было профессии "пиарщик", который правильно выстроит отношения с прессой, как не было и отечественных модельеров, готовых специально шить именно для тебя платье и именно для этого мероприятия. Долгие годы я собирала свою команду и очень рада, что эти люди существенно помогают мне делать ту "Екатерину Климову", которую вы видите на страницах журналов и на вашем сайте.

Есть ли в вашей карьере работы, которыми вы особенно гордитесь, и те, о которых сожалеете?

Наверно, не мне об этом говорить. И точно - не мне жаловаться. Слава богу, у меня есть работа, ее много, и она интересная. И есть шанс, что, наверное, появится когда-нибудь то, чем я буду долгие-долгие годы гордиться по-настоящему. Сейчас у меня есть какие-то свои внутренние рейтинги, но мне бы не хотелось их озвучивать.

Артисты по своей натуре - самоеды. И, безусловно, я трачу какое-то время на то, чтоб найти в каждой своей работе недостатки и недоработки.

Интересно фраза про самоедов... А как именно вы анализируете свои работы? Например, смотрите уже готовые фильмы, чтобы находить ошибки, или наоборот - подмечать, что какой-то эпизод удался?

Лично мне, как правило, уже на озвучании становится все ясно. Редко, когда я ошибалась или придумывала то, чего нет. В принципе, почти все понятно про будущий фильм, даже на той стадии, когда нет еще музыки и окончательного монтажа. Могу больше уже и не пересматривать свои фильмы.

У меня в прошлом году было много премьер, а я, не поверите, не смогла посетить только одну - работа не позволяла. Но я должна признаться, что редко смотрю свои фильмы. Могу, если случайно по телевизору попадаю. И прихожу на премьеры тоже не для того, чтобы посмотреть свои фильмы, а больше для профессионального общения.

Ведь премьера для артиста - это, скорее, праздник, повод вновь встретиться с коллегами, привлечь внимание к фильму, а отнюдь не возможность критически пересмотреть и оценить свою работу.

С какими режиссерами вам было комфортнее всего работать?

В кино, безусловно, у меня есть, если можно так сказать, крестный отец - Андрей Игоревич Малюков, которого я очень люблю. Он доверяет мне новые роли почти во всех своих картинах: "Грозовые ворота", "Мы из будущего", "Побег", "Матч", "Куприн" и "Распутин", который должен выйти на экраны осенью.

Роль в "Распутине" - особенный опыт для меня. Впервые я играла не вымышленного персонажа, а реально существовавшего в истории, причем совсем не так давно. Еще и ста лет не прошло с тех событий. И хотя при подготовке к такой роли обращаешься к каким-то литературным источникам, дневникам, к письмам людей, все равно создаешь художественный образ. И мы снимаем не документальное кино. В нашей работе есть место фантазии и трактовке, и важно соблюсти правильный баланс.

Окончив училище имени Щепкина, вы сразу попали в Театр Российской Армии. Потом играли в антрепризе, сотрудничали с разными театральными проектами. Какие отношения с театром у вас сейчас?

Прекрасные! Я работаю в антрепризе. Но антреприза антрепризе рознь. Так получилось, что сейчас я работаю только в спектаклях, которые поставил один режиссер, Сергей Алдонин. Спектакль "Боинг-Боинг", который живет уже больше 10 лет, мы до сих пор играем с большим успехом и, надо сказать, с таким же удовольствием.

В прошлом году Сергей поставил "Заговор по-английски" по комедии французского драматурга Эжена Скриба "Стакан воды". Прекрасный спектакль, я очень люблю этот жанр. Ну и третья наша работа - "Мастер и Маргарита". Так что у меня "театр одного режиссера" на данный момент.

Спектакль "Мастер и Маргарита" в постановке Алдонина существует уже много лет. Я ввелась на роль Маргариты совсем недавно. Мне вообще это не свойственно. Стараюсь не вводиться на роли в спектаклях, которые кто-то играл до меня. Но это совершенно особенный роман и совершенно особенная постановка, которая, как мне кажется, будет жить, когда сменится уже не одно поколение артистов.

Что-то Сергей там угадал… И Маргарита тоже в мою жизнь пришла в тот правильный момент и в том возрасте, когда я прямо понимаю, что, зачем и почему. Не уверена, что правильно сыграла бы ее еще лет 10 назад.

У ваших детей есть творческие задатки, или они предпочитают другие занятия? Возможно, вы уже видите Елизавету, Матвея и Корнея в каких-то профессиях. Какого будущего вы бы хотели для них?

Лиза сейчас увлечена театром. Она ходит в театральный кружок. Замечу, что она сама это выбрала, безо всякого понукания с моей стороны. Я была очень удивлена, когда пост-фактум узнала, что она записалась на занятия театром. И я страшно гордилась дочерью на ее первой школьной премьере.

Но мне кажется, что сейчас это не главное. Я все-таки больше в данный момент слежу за тем, чтобы они учились. Я настаиваю на каких-то вещах, которые непосредственно связаны с учебой, контролирую и вмешиваюсь именно в учебный процесс.

Все их увлечения - хип-хоп, шахматы, бокс, театральные кружки - это именно увлечения, как и должно быть в их годы. Придет время, и они сами сделают правильный выбор. Но я как мать строго отслеживаю лишь то, чтобы они получили полноценное базовое образование, тот основной набор школьных знаний, без которого в жизни никуда. Я это действительно очень строго контролирую. А загадывать, кем они станут, пока рано.

Часто актерам приходится работать в сложных условиях - по много часов, на жаре или в холоде, во время болезни и так далее. Наверняка после напряженных съемок требуется особый отдых, а женщине - еще и уход за собой. Какой именно? Как вы поддерживаете тело в правильном тонусе, чтобы быть готовой к съемкам? Как советуете восстанавливать кожу после стресса, грима, прожекторов и прочего?

Тут вы правы, тело и лицо артистки - это ее рабочие инструменты. Они должны быть в порядке. И если следить за собой, и я сейчас не только о фигуре, уход должен быть регулярным. Увидеть проблему и решать ее экстренными мерами - уколами, подтяжками и прочим - это не про меня. Я много лет хожу к одному и тому же косметологу Елене Старостиной. Если появляется свободный день, то сразу к ней. Ибо доверяю ей во всем.

Что касается спорта, то не могу сказать, что я активный посетитель спортзалов, а вот бассейн - это мое. Минимум два раза неделю мне надо проплыть по паре километров. Но семья-то большая, детей на спорт водить надо, так что спортзал, совмещенный с бассейном - это самое правильное. Живем мы за городом, и наличие рядом любимого клуба стало для нас реальным спасением. Ходим туда уже очень давно.

А если выдается пара свободных часов в городе, то хожу поплавать в уникальный спортзал в Сити, на последнем этаже одного из небоскребов - у них потрясающий бассейн с замечательным видом на весь город с высоты 61-го этажа. Красота!

Сейчас для меня это самый оптимальный вариант — приехала, когда смогла, поплавала, отпустила все проблемы... Я это называю спортивным самолечением.
Что для вас счастье? Есть ли составляющие, без которых ощущение счастья невозможно?

Мне кажется, человек иногда может быть просто счастлив, даже если у него нет никаких причин. Я могу честно сказать, что я учусь быть счастливой. Ведь счастье - это то внутреннее состояние души, которое лишь иногда тебя посещает. Ты же не можешь всегда быть в этом состоянии, иначе оно обесценивается. Но вот ловить и дорожить такими мгновениями - можешь и должен. Вот этому я учусь. Хотя, знаете, попробую ответить одним предложением: счастье - это один из фильтров, через который человек смотрит на жизнь.

У актрисы на счету несколько фильмов о войне. И хоть держать в руках оружие не любит, тема эта ей очень близка. Трое ее дедов сражались на фронтах Великой Отечественной. 9 Мая актриса вместе со своими детьми идет на Красную площадь с фотографиями близких.

– На Первом канале завершился второй сезон сериала «По законам военного времени». Расскажите о нем.

– Моя героиня Светлана Петровна – военный юрист. Вообще, женщины на войне – это, конечно, отдельная тема для любого творчества, будь то кино, книги или песни, потому что все равно, в каких бы обстоятельствах они ни находились, они всегда остаются женщинами. Это удивительно. Моя героиня не исключение, она хоть и совершает порой настоящие мужские поступки, но все равно остается наивной, эмоциональной, по-женски трогательной.

– Что было самым сложным в работе?

– Большая часть съемок проходила на территории Украины, небольшая – в Москве. Военные картины всегда физически выматывающие. Это на самом деле тяжелый физический труд. Экипировка того времени не похожа на современную одежду. Она непривычна, в ней не так просто быть органичным, выполнять какие-то трюки, эмоциональные сцены, чтобы с тебя не упала пилотка, чтобы при этом можно было суметь выстрелить в конце сцены и это было бы не смешно. Но ради хорошего результата, достоверности на экране мы и учимся, получаем актерское образование. Это как в школе, а жаловаться на то, что много уроков задают, актерам нельзя: они должны выполнить в кадре все правдоподобно. Остальная кухня остается для зрителя закрытой.

– Насколько комфортно вам было в военной форме?

Она красивая, чувствую себя в ней органичнее, чем с оружием в руках. Если помните историю, в форму вносили изменения уже в ходе Великой Отечественной. Но, как я уже говорила, женщины и во время войны хотели быть привлекательными, поэтому что-то перешивали в обмундировании под себя, делали его «носибельным». Ну и стандарты фигуры в те времена отличались от сегодняшнего дня. Я достаточно хрупкого телосложения. В какой-то момент пришлось найти мастера, который переделал мою шинель, потому что она была мне велика. Или, к примеру, галифе. Знаю, что раньше ценились специалисты, которые их шили. Мастеров было днем с огнем не найти, редко кто мог исполнить галифе так, чтобы смотрелись красиво. Николай Расторгуев рассказывал мне, что ему кто-то подарил галифе для концертного костюма, в них он отыграл множество лет, ему они шли. Но больше никто не смог ему сшить такие же.

Кадр из сериала «По законам военного времени»

– В кадре вы стреляете. Брали уроки?

– Стреляю я в принципе неплохо, но не очень это дело люблю, мне кажется, оно мне не подходит. Я внутренне все время подобные сцены с улыбкой делаю, не по-настоящему, что ли.

– Вы сыграли в нескольких военных фильмах. Какой из них вам ближе всего?

– Да, на моем счету «Матч», «По закону военного времени»... И любимый – «Мы из будущего», а Ниночка – самая дорогая мне героиня. Это такое художественное произведение, которое, как мне кажется, получилось, и ты смотришь его как зритель. Меня эта история волнует до сих пор, она симпатична, очень горжусь тем, что принимала в ней участие.

Екатерина на акции «Бессмертный полк» со своими детьми Лизой, Матвеем и Корнеем

– Чем вас привлекает та эпоха? Ваш дедушка прошел войну, и вы принимали участие в акции «Бессмертный полк».

– Конечно, мы не завидуем людям, которые жили в ту пору, любили, рожали детей, защищали Родину... Но ты всегда встаешь по стойке смирно, когда речь заходит о войне. Помню все это еще по рассказам фронтовиков, их переживаниям – этого коснулось и наше поколение. Стараюсь, чтобы мои дети (Елизавета 16 лет, Матвей 12 лет, Корней 10 лет и Белла 3 года. – Прим. «Антенны») тоже знали о войне и помнили ее героев. Мы пойдем на «Бессмертный полк» и в этом году. В моей семье воевали трое, мой прадедушка Арсений, дедушка Владимир, отец моей мамы, и дедушка Григорий, папин папа. Каждый выполнял свою работу – кто-то был водителем, ездил на линию фронта или работал в тылу. Арсений прошел даже две войны. Но никогда никто из них не бил себя в грудь и не говорил, что он герой, хотя у нас хранятся медали, но они скромно лежали всегда в серванте. И все они рассказывали о войне просто: да, воевали, победили, вернулись домой….

– Что для вас 9 Мая? Как отмечаете этот день, что рассказываете детям?

Это замечательный праздник, один из моих любимых, как Новый год, Пасха, День космонавтики. Почему-то в такие дни радуется душа, и хочется запомнить их в мельчайших деталях. 9 Мая мы выходим на улицы, гуляем по Москве. Стараюсь проводить его с детьми, потому что их много и они все разновозрастные. Что-то показываем, рассказываем. Как правило, идем на Красную площадь с портретами дедов, дарим цветы встречным героям, которые прошли войну.

Актриса Екатерина Климова признается, что находится на распутье и переживает тот самый момент, когда женщина ощущает наступление нового этапа в своей жизни. Но сама по этому поводу особенно не переживает, поскольку считает многие свои мечты сбывшимися, а цели – достигнутыми.

Как вам кажется, насколько вы сейчас развиваетесь в верном направлении?

У меня сейчас странное мироощущение. Не могу сказать, что оно очень солнечное и позитивное или, наоборот, депрессивное. У меня в жизни такой этап, когда я знаю, что ничего не знаю, и я перестала по этому поводу переживать, просто ощутила фатальность происходящего. И если раньше я предъявляла всем гамбургский счет и понимала, что мне тоже нужно соответствовать, то сейчас стала многое прощать себе и окружающим.

Не хочу ничего доказывать, не хочу обижаться и требовать себе что-то от этого мира. Знаете, это как в детстве: хочешь пойти на улицу, а там дождь. И если тогда это так расстраивало, что жить не хотелось, то сейчас - миришься с этим, ведь ничего не изменить.

Вы помудрели?

Безусловно. И повзрослела. Это отчасти благодаря моей профессии. Мне посчастливилось переиграть и пережить разных персонажей. Судьбы моих героинь, их поступки, платья – все это примеряешь на себя, и значимость своего Я нивелируется.

Я сейчас не про самооценку говорю, а скорее про переживания, связанные с проблемами и трудностями конкретного персонажа Екатерины Климовой. Некий взгляд со стороны, над ситуацией. Это позволяет не копить в себе обиды и гнать подальше маргинальные мысли.

Опять работа? А отдых для вас не повод перезагрузиться?

Конечно. На меня сильно повлияли каникулы на Бали. Поездка организовалась случайно, в последний момент. Как говорится, упала на хвост друзьям и не пожалела об этом ни разу. Не буду описывать местные красоты и достопримечательности – все это было восхитительно.

Что больше всего поразило – там все тебе улыбаются. Но улыбаются не так, по-американски, будто им от тебя что-то надо, а иначе – какой-то детской улыбкой. Дело в том, что там все ощущают себя букашками, они понимают, что их может смыть каждую минуту, и улыбаются потому, что им так проще жить.

У них похороны – самый большой праздник. Я в первый раз увидела процессию и решила, что это свадьба каких-то местных богачей. А это оказались похороны бедняков. На эти праздничные похороны они копят всю жизнь.

И я не заметила, когда наступил тот момент, когда я сама начала всем улыбаться этой особенной балийской улыбкой.

Как вы думаете, можно ли остаться ребенком в душе, живя в городских джунглях? Да и надо ли?

У мужчин, мне кажется, эта программа заложена на уровне самосохранения. Люблю по этому поводу цитировать мою героиню из фильма "Икона сезона": "Все мужчины – вечные дети… ребенок, ребенок – а потом бац, и уже старик!" У женщины в большинстве своем взросление происходит раньше и, конечно же, глобальнее. По крайней мере, я всегда чувствовала себя старше своих сверстников. И мои лучшие подруги на протяжении всей моей жизни были намного меня старше. Не потому, что я боялась, будто они уведут у меня мужа, – это повелось с детства.

Может, повлияло то, что проводила много времени в компании своей старшей сестры Вики (конечно, если меня туда брали). Странный мы народ, женщины. Нам первую половину жизни хочется стать старше, а вторую – наоборот.

Скажите, есть ли у вас свои секреты красоты?

Да, и это счастливое совпадение с новой серией съемок для "Гарньер Колор Нэчралс". Я стала лицом этой марки два года назад, и вот это (откидывает назад свои роскошные блестящие локоны) – результат нашей работы для нового рекламного ролика.

Знаете, я никогда не была сумасшедшей в плане выбора стилиста, могу заехать на укладку в совершенно незнакомый мне салон красоты. И потому считаю большой удачей для миллионов российских женщин высокое качество этой краски. С ней каждая будет сама себе стилистом.

Бывает, у девушек наступает кризис среднего возраста. Но вам-то, я думаю, рано об этом думать. Да и зачем? Вы производите впечатление успешной молодой красивой женщины…

Спасибо. Многие мои мечты сбылись. И даже больше того, о чем мечтала. Но поверьте, что и меня тоже, бывает, накрывает: вот так вот иногда лежишь в своем отдельном СВ или едешь на хорошей машине и задумаешься: а об этом ли я мечтала? Хроническая усталость, опять заболели дети, всех денег не заработаешь, а время летит, а жизнь-то проходит… И если бы не профессия, в которой, как в топке, сгорают все мои ужасы, обиды и страхи, думаю, я была бы более подвержена всякого рода кризисам.

За это я очень благодарна судьбе и в процентном соотношении большую часть времени провожу в благостном состоянии. А возраст? Надеюсь, что с ним сумею договориться. Главное – быть востребованной на работе и дома.

А над чем работаете? Какие фильмы с вашим участием ожидаете и нам советуете?

Только что закончили снимать летний блок в сериале "Распутин". Это было сложно, но очень интересно. Работали на площадке с такими партнерами, как Владимир Машков, Андрей Смоляков, Ингеборга Дапкунайте.

Это, конечно же, подарок от моего любимого режиссера Андрея Малюкова и продюсера Рубена Дишдишяна, которые доверили мне сыграть такую неоднозначную историческую личность, как Анна Вырубова.

Что это за персонаж?

Анна Вырубова сыграла важную роль в жизни императорской семьи. Она была фрейлиной Александры Федоровны. И, собственно, она и привела Распутина ко двору по просьбе государыни, так как цесаревич был неизлечимо болен.

Я ощущала огромную ответственность, так как этот человек жил менее столетия назад. Ни в коем случае не хотелось, создавая художественный образ, исказить судьбу реального человека. Нас с ней мало что объединяет внешне и внутренне – таких ролей у меня еще не было. Эта работа занимала все мое существо с апреля по август.

Именно со съемок Распутина, если я не ошибаюсь, вас не отпустили в этом году в жюри "Кинотавра"?

Да, я, конечно, очень расстроилась. Для меня это была бы огромная честь. Но в глубине души я понимала, что выпадать из атмосферы такого сложного процесса и материала в вечный праздник "Кинотавра" было бы неправильно.

Кстати, о вечном празднике. Полтора года назад на фестивале "Кинотавр" в Сочи я сидел глубокой ночью в ресторане гостиницы "Жемчужина", когда туда завалилось три десятка кинематографистов и среди них были вы. Теперь ресторан на ночь закрывают. Поговаривают, что из-за того случая.

Я прекрасно помню этот вечер. Мы ввалились туда, как вы говорите, в поисках караоке. Нам хотелось петь. Не вижу в этом криминала – испокон веков на Руси застолья сопровождаются песнями, плясками и драками. Но так как это был просто ресторан, пели мы а капелла, строили голоса очень красиво и, как наши предки, – без подстрочника караоке.

Танцевать нам было не подо что, драк тоже не затевали. И на всякий случай напоминаю, что я была с мужем. А что вы там делали, кстати, в столь поздний час? Может, ресторан закрыли после вашего визита? (Смеется.)

Хорошо, в этом году попеть, значит, не получилось? У вас ведь параллельно еще один проект? "Отмена всех ограничений", где вы снимаетесь вместе с Игорем Петренко.

Да, мы снимаемся с Игорем, чему я очень рада. Он – выдающийся актер и замечательный партнер. Спасибо нашему режиссеру Стасу Назирову за классный актерский ансамбль. Думаю, этот сериал полюбит массовый зритель. Душевная история. Все как в жизни – и смех, и слезы.

Посмотрим. Но это ведь еще не скоро? А что в ближайшее время появится с вашим участием на экранах?

Телесериал "Куприн". Я была занята в серии "Поединок". Роль Раисы Петерсон до меня играла Людмила Гурченко. Это характерный персонаж, так что пришлось немного похулиганить. Как говорится, не наиграешь – не сыграешь. Это еще один творческий подарок от Андрея Викторовича Малюкова. Мне там даже позволили спеть романс. Это счастье для актера.

Огромная разница – участвовать в шоу, где поешь и танцуешь, – в этом есть уже что-то спортивное. И совсем другое – делать это от лица своего героя в кино, театре. К сожалению, это бывает крайне редко.

Могли бы назвать роль, которую считаете своей вершиной?

Из театральных работ очень люблю спектакль, которого сейчас уже, правда, не существует, – "Ленинградский романс" по пьесе Алексея Арбузова "Мой бедный Марат" в постановке Петра Штейна. Пожалуй, моя первая драматическая роль в театре, хотя я и до этого много играла. Просто "шестидесятники", послевоенная драматургия очень мне близки своей человечностью, всепрощением.

Мне приятно говорить этот текст, переживать происходящее с моим персонажем, и я ощущаю, как зритель становится лучше, будто возвращается в детстве, обретает надежду и уходит совсем другим человеком.

Популярность мне принесла роль Натальи из "Бедной Насти", по-своему люблю эту работу. Она для меня знаковая. Конечно же, Ниночка из картины "Мы из будущего" – моя первая работа у режиссера Андрея Игоревича Малюкова, которая дала мне дорогу в кино. Но хочется верить, что лучшая роль еще впереди.

А ролью в третьей части "Любви в большом городе" тоже гордиться будете?

Да. Почему бы и нет? Это уже была сложившаяся история, полюбившаяся зрителям, и сценаристы посчитали нужным ввести еще одного персонажа, дабы не обделить любовью героя Филиппа Киркорова – святого Валентина. Хеппи-энд предполагает, что у всех должно быть все хорошо в жизни и в любви.

Мне было интересно еще и потому, что снималась картина в Америке – хотелось посмотреть, как у них там все в кино работает. Опыт получился забавным – партнеры на площадке все отечественные, а съемочная группа – почти полностью американская. Но трудностей перевода не возникало.

Кстати, об Америке. Сейчас ряд наших актеров – Светлана Ходченкова, Данила Козловский, Юлия Снигирь – неожиданно стали востребованны на Западе. Как вы это объясняете и нет ли желаний самой попробовать себя за рубежом?

Я уверена, что гений абсолютно заслуженно получает признание. Однако без труда ничего не выйдет – чудес не бывает, тем более в нашей профессии. Когда мы с тем же Козловским снимались в "Мы из будущего", то, пока все гуляли, он занимался английским, читал книги, не пил, не курил, грубо говоря – уже тогда работал на это будущее. И сейчас такое время, когда перед тобой открыты многие двери. Но, судя по тому, что я до сих пор не выучила английского языка, у меня пока таких амбиций нет.

Знание английского – эту проблему можно разрешить за несколько месяцев.

Это даже не проблема, просто я так живу – где родился, там и пригодился. Все, о чем мечтала, сбывается. А "Оскар" можно получить, снявшись и в российском кино.

Что дает основание актеру думать, что все получится?

Любой солдат хочет стать генералом. И любой человек, поступая в театральный институт, уверен, что, конечно же, он станет звездой, иначе бы он просто туда не пошел. Да, это самоуверенность, даже наглость, но без них – никуда. Поступление – твой первый взлет или твое первое падение. Для меня было самое страшное – не поступить в институт. Ведь после этого придется появиться в своем дворе, где будут сидеть твои друзья и посмеиваться: не поступила? Ну конечно, куда тебе!

Если ты прошел конкурс, значит, победил. Поэтому и говорят, что на первом курсе все – гении. На втором ты понимаешь, что ничего не умеешь. А дальше начинаются новые достижения: в театр приняли – хорошо. В кино снялся – тоже плюсик. И так всю жизнь. Мне хорошо запомнилась одна фраза в фильме "Хичкок": в Голливуде тебя ценят по последней работе, а не по тому, что ты сделал до этого.

О какой роли вы мечтаете?

Самый сложный вопрос для меня: какую роль вы хотели бы сыграть? Я никогда не мечтала о какой-либо роли. Если бы мне сейчас дали кучу денег и сказали снимать кино с собой в главной роли, я бы растерялась. Когда сам себе выбираешь роль, то пропадает интрига, – совсем другое дело, когда тебе кто-то предлагает ее: "Катя, прочитайте текст – я вас вижу в такой-то роли". Ты читаешь и пытаешься примерить эту роль на себя.

Это самое интересное. Не сразу понимаешь, как будешь играть, что хочет режиссер. Ты волнуешься, выходишь из зоны собственного комфорта, у тебя смещается сознание, и в результате что-то получается. Впрочем, это мои личные ощущения – может, кто-то скажет: да, Климова везде одинаковая.

Чего вы хотите от профессии в глобальном плане? Заработать много денег, получить "Оскар"?

"Во всем мне хочется дойти до самой сути – в работе, в поисках пути, в сердечной смуте". Это не я, это Пастернак. Лучше, чем он, я не скажу.

Конечно, я хочу и "Оскар" получить, и денег заработать. Я – классическая девочка, люблю спа-салоны, украшения, вещи, отдых. Правда, поймала себя на мысли, что, как только стала работать, у меня исчезли все хобби. Раньше-то, в детстве, как было: хватаешься за все.

Сегодня шьешь, завтра на лошади катаешься, потом стрижешь. И тут мне попалась профессия, которая позволяет попробовать разные виды деятельности ради роли. Нужно мне для конкретного персонажа танцевать – иду к хореографу. Нужно петь – беру уроки вокала. И личные увлечения ушли на второй план, а после того, как я обзавелась таким семейством, то и вовсе собственные интересы ушли на второй план – важнее, чем хотят заниматься дети.

То есть вы осваиваете какой-то навык для персонажа, а сыграв это, бросаете?

Бросаю. Умение никуда не девается, но и не развивается. И я благодарна тому, что в меня закладывали в институте, хотя многие навыки до сих пор не пригодились – мне, например, нигде не довелось фехтовать, хотя нас очень хорошо этому учили. Или же ездить верхом. Я была бы счастлива, если бы узнала, что в картине мне предстоит сидеть в седле. Поехала бы на ипподром, потренировалась. Просто для себя делать этого не буду. Но, вы знаете, я не жалуюсь.

А вообще, бывает, что на жизнь жалуетесь?

Есть у меня такое, бывают моменты.

Кто это выслушивает?

Да честно – никому это не нужно.

Как же так?

Ну да, есть подружки, мы соберемся в ресторане, обсудим разные проблемы и разойдемся по делам.

Я, конечно, не ваша подружка, но что обычно является причиной ваших жалоб?

Вот поэтому я вам жаловаться и не буду. Я бы, наоборот, сказала, что мы слишком хорошо живем.

Грубо говоря, зажрались?

Да! Перестаешь все это ценить, воспринимаешь как должное. Верно говорят: нельзя купить крепкий сон – можно купить мягкую кровать. Нельзя купить здоровье – можно купить лекарство в аптеке.

У вас есть город-отдушина?

Если честно, люблю Москву – так уж редко в ней бываю. Когда подхожу к своему дому, то мне становится хорошо на душе. Я даже люблю стоять в московских пробках.

У нас в этом номере журнала – так сложилось – очень много Парижа. Как вы относитесь к этому городу?

Лично у меня нет какой-то тайной сопричастности к этому городу, но есть эмоции, впечатления.

Вам не кажется, что Париж нам часто преподносят как чересчур романтический город, а это далеко не так?

Конечно. Отчасти Париж, как и Москва, является своего рода открыткой, эти ожидания могут не сбыться, если считывать все напрямую.

Думаю, у каждого может быть свой Париж. Зависит от того, с кем и зачем ты туда приезжаешь. Для кого-то – это город заносчивых официантов, огромного количества афроамериканцев и туристов-китайцев с фотоаппаратами, которые не подпускают тебя к "Джоконде". Зато можно выпить самый лучший в своей жизни кофе с круассаном, просто погулять по Парижу в шесть утра, покормить голубей и ощутить атмосферу города.

Первый раз я приехала в Париж еще студенткой, со спектаклем. И мы были очень удивлены, что ночью в Париже нельзя купить вина. Ну как это? Вино и Париж – это же вещи неотделимые. Но далеко не так. Возможно, так же обстоят дела и с романтикой в этом городе.

Интересно, как менялось ваше отношение к понятию "любовь" на протяжении жизни?

Оно менялось, меняется и, видимо, еще будет меняться. Любовь для меня – это вещь основополагающая для существования. Но я не знаю ответа на вопросы, что такое любовь, как ее найти и как не потерять. Тем не менее думаю, что это счастье, когда человек способен любить, когда он встречает вторую половину, с которой проживет всю жизнь. Это ведь дано не каждому.

Вы во вторые половины верите?

Верю. Но оставим эти разговоры для мемуаров.

Вам не кажется, что ваша личная жизнь во многом объясняет ваш творческий путь, предопределяет его, дает ключи к вашим ролям? Мы же, читая стихи Пушкина, знаем, кому он посвятил стихотворение, кого он любил в тот момент.

Многие дневники Пушкина до сих пор не признаны его официальными текстами. Мы также не знаем, убили ли Маяковского или Есенина, сама ли покончила с собой Цветаева. И я вовсе не желаю ковыряться в этом нижнем белье. Хотя ощущение, что нас всех к этому приучили, есть. Что-то вроде манипуляции: нам кидают это, как рыбкам корм в аквариум.

Потом ведь в книгах по истории кино и театра будут писать: роль была близка Екатерине Климовой потому, что в ее жизни сложилась похожая ситуация…

Ну пусть об этом знаю я – зрителю не нужно быть сопричастным к таким тайнам. Писала же Ахматова: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…" Они ведь и правда из сора растут.

Екатерина Климова. Стиль: Надина Смирнова; Макияж: Кирилл ШАБАЛИН (национальный визажист YSL Beauty в России); Прически: Дарья ДЗЮБА; Декор: Ольга ФРАНЦУЗОВА (студия флористики и декора «КЛЕМАТИС»)

Екатерина Климова как олицетворение весны: годы идут, прибавляются проекты и дети, а она, кажется, и не меняется вовсе. Такая же стройная, красивая, улыбчивая, как и несколько лет назад, когда мы также снимали обложку «Атмосферы». Немудрено, что во многих интервью ей задают один и тот же вопрос: как ей удается замечательно выглядеть при таком-то сумасшедшем графике жизни? Мы же решили поговорить о переменах внутренних и выяснили, в чем сегодняшняя Катя Климова завидует себе двадцатилетней. Подробности - в интервью апрельского журнала .

Екатерина, вы рассказывали про свои цыганские корни. Кочевому народу свойственно свободолюбие. Вы в большей степени ощущаете себя человеком свободным или зависимым?

С возрастом для меня изменилось понимание этого слова. За любую свободу надо платить. Я как человек, обремененный семьей, детьми, у которого профессия отнимает большую часть времени, хорошо это понимаю. Много лет я не могу позволить себе какого-либо хобби, у меня нет времени, чтобы посмотреть телевизор или почитать книгу. Так что кому угодно рассуждать на эту тему, только не мне. Но появилась свобода выбора в профессии: я могу сниматься в тех картинах, которые мне действительно интересны. У меня уже нет каких-то юношеских комплексов, которые в свое время меня сильно ограничивали. Кроме того, как оказалось, многие вещи навязаны нам социумом: успешная женщина должна попробовать все дорогостоящие новинки бьюти-индустрии, жить на Рублевке, носить украшения от Картье и срочно избавляться от айфона, как только вышел новый. А на самом деле это все не так уж и важно.

- Бывают у вас моменты, когда хочется все бросить, убежать?

Я человек импульсивный, и такие порывы случаются. Но у меня очень много обязательств. К тому же я часто езжу в киноэкспедиции: для меня, наоборот, дороги моменты, когда я дома. Я растягиваю это время, когда могу побыть с семьей, детьми. Получаю радость от того, что могу приготовить им что-то вкусное на обед.

- Не было соблазна посидеть подольше в декретном отпуске?

Скажу по секрету, сейчас практически даже не существует такого понятия. Очень немногие женщины позволяют себе находиться в отпуске по уходу за ребенком полтора-два года. Мы стали сильными, инициативными и не хотим терять завоеванные позиции в карьере. Я, наверное, самый яркий представитель женщин, которые пытаются совместить и семью, и работу, но не всегда это удается. С каждым ребенком мой, как вы сказали, декретный отпуск становится все короче. Я закончила съемки в середине августа, а моя младшая дочь Бэлла родилась 30 сентября. И уже в декабре я снова снималась в картине «Я люблю своего мужа». Это было тяжело - уходить от крохотной дочки, но, как назло, попался интересный сценарий. (Улыбается.)

- То есть тенденция «я родилась в год Лошади и пашу так же» сохраняется?

И рада бы вырваться из упряжки, но не получается. Я как лошадка в шорах: уже лечу по инерции по этим проектам, спектаклям, гастролям, красным дорожкам. Есть контракты, ты не можешь подвести людей, на какие-то мероприятия просят прийти друзья… Наверное, надо учиться говорить «нет». Сначала так стремишься к успеху, а потом получаешь и другую сторону популярности. Поскольку профессия публичная, даже в личной жизни ты на виду. Не можешь расслабиться, зная, что к тебе могут подойти в любой момент, порой самый неподходящий. И в купе могут постучать, и в номер отеля. Не представляю себе, как живут голливудские суперзвезды! (Улыбается.)

- На образе жизни семьи ваша популярность сказывается?

Насколько помню, я всегда была активная, инициативная, как говорил мой папа, летящая. Так что родители к этому привыкли, а дети выросли с такой мамой-актрисой. Я утешаю себя мыслью, что, поскольку у нас большая итальянская семья - четверо детей, бабушки, дедушки, папы, няни, - они не чувствуют дефицита любви и мое вынужденное отсутствие не мешает им жить нормальной жизнью. Конечно, у нас нет идиллии: совмещать семью и работу сложно. Но что поделать: существуют люди, одержимые профессией, и я из их числа.

То есть вы вряд ли можете себе позволить семейный поход в торгово-развлекательный центр типа «Авиапарка», где проходит наша съемка?

Нет, почему же, мы иногда проводим так выходной - в таких комплексах, как этот, можно и в кино сходить, и в кафе посидеть, покататься на катке. Лиза, кстати, любит поиграть в игровых автоматах. Она очень везучий человек и мягкие игрушки, которые, кажется, просто невозможно зацепить, вытаскивает на раз. Можем весело в супермаркете прокатиться вместе на больших тележках с продуктами. Актерская жизнь неупорядоченная: то работаешь по полгода без отпуска и почти без выходных, а потом вдруг случается перерыв, который чудесным образом совпадает с каникулами детей.

- А шопинг вы любите?

Да, мне нравится пробежаться по магазинам: для женщины это сродни антистрессовой терапии. С удовольствием занимаюсь шопингом, когда появляется возможность. Как правило, с пустыми руками я не ухожу: зашла в один бутик, в другой, попала на какую-то распродажу…

Как дети реагируют, если во время пробежки по магазинам к вам кто-то подходит за автографом или просит сфотографироваться?

С пониманием - отходят в сторонку, ждут. До поры до времени они не замечали, что их родители какие-то особенные, думали, может, у всех маму по телевизору показывают. Они редко приезжают ко мне на съемки или на спектакли в театр.

- Почему? Им неинтересно?

У них своя насыщенная жизнь. Сейчас они учатся в Ломоносовской школе, чему я очень рада. Я серьезно отношусь к вопросу учебы. Мне даже не столь важны оценки, сколько реальное знание предмета. Но еще больше хочется воспитать в них самостоятельность, предоставить свободу выбора. Лиза любит музыку, играет на многих инструментах: фортепиано, гитаре, укулеле. Когда я принесла домой кельтскую арфу, чтобы потренироваться для съемок в картине «Любовь и сакс», дочь освоила ее гораздо быстрее. А сыновья увлекаются спортом. Матвей занимается боксом, Корнея привлекают шахматы. Еще он хочет стать авиаконструктором. А ходит на уроки музыкального развития.

- Ей же всего два года?

Два с половиной. Но у нее тоже свои интересы, ей хочется общения со сверстниками.

- А Лизе уже шестнадцать. Вы стали подругами?

Надеюсь. Но, если честно, я к этому никогда не стремилась. На мой взгляд, мама должна быть в первую очередь авторитетом. Дети зависят от нас и порой манипулируют своим хорошим поведением или оценками, ложным вниманием к нам, чтобы избежать наказания. И только когда они станут самостоятельными, можно говорить о дружбе. Сейчас я пытаюсь сохранить трезвость в наших отношениях. Мне не хочется, чтобы Лиза думала, что в какой-то момент панибратство позволит мне закрыть глаза на ее проступки. Должно быть взаимное уважение, отсутствие эгоистических мотивов. Сначала надо воспитать человека, а потом с ним дружить.

- Она помогает вам с младшими детьми?

Конечно, помогает. Но жизнь изменилась. Это раньше родители могли отправить нас в пять лет в магазин за хлебом. Мы сами ездили на трамвае, в метро. Приходили из школы и подогревали себе еду. Сейчас такое просто невозможно представить. Детьми занимается няня, и они стали инфантильнее, беспомощнее в плане быта, хотя информации им приходится обрабатывать гораздо больше, чем нам в свое время. Бэлла ловко управляется с телефоном, знает, как зайти в настройки и подключить Wi-Fi. На Лизе никогда не лежала ответственность как на старшей сестре в плане помощи младшим: накормить, постирать, уложить спать… Я всегда считала, что это мои проблемы, а у нее есть школа и своя жизнь. Конечно, у детей имеются кое-какие домашние обязанности: они убирают за собой игрушки, могут помыть посуду, вынести мусор, но все это не в таком объеме, как было у нас, когда старший брат или сестра в буквальном смысле слова заменяли родителей.

- Раньше считали, девочка должна быть хозяйкой.

Как говорила моя мама: выйдет замуж - научится! (Смеется.) Действительно, какие-то вещи в нас природой заложены и потом раскрываются в нужной среде, когда становишься женой и матерью. Только выйдя замуж, я наконец поняла, почему моя мама почти каждый день мыла полы. В своем доме видишь каждую соринку.

- Вы перфекционист в этом плане?

О да! Я очень люблю чистоту, и с каждым годом ситуация все усугубляется. (Смеется.) Мне нравится создавать уют. А поскольку людей в доме много, каждой вещи пытаешься найти место и приучаешь к этому себя и остальных. Например, штора обязательно должна быть задернута с равными промежутками. Пока меня не было, в серванте чашки переставили - надо вернуть на место. Комнаты детей заросли ненужными предметами, которые еще вчера были замками и гаражами в их фантазиях, - надо все разобрать. (Смеется.) Когда мои ребята приходят из школы и видят в дверях мусорные пакеты, говорят: «О, мама приехала!». А я помню с детства, как в старых квартирах на антресолях хранились какие-то коробки, висели в шкафу дедушкины довоенные пальто, пропахшие нафталином… Поэтому стремлюсь расчищать завалы. Дети вырастают - их вещи сразу же находят новых владельцев. Хотя какие-то дорогие памятные сувениры я храню в специальной коробочке: их рисунки, записки, открытки на 8 Марта…

- Вы романтичный человек?

Сентиментальный: меня трогают грустные фильмы или книги. Но во мне преобладает материальное понимание жизни. Я люблю комфорт, и зачастую мое отношение к человеку тоже выливается в материальном эквиваленте. Увы! Подарки я стараюсь выбирать практичные. (Смеется.) Еще романтики склонны к постоянным душевым страданиям, а я не хочу страдать, мне надо, чтобы все было хорошо.

- А в браке нужна романтика? Стоит что-то придумывать, чтобы дать новый импульс отношениям?

Придумывать - точно нет. Хочется ухаживать за отношениями, как за драгоценной вазой. Ведь если ее не чистить, не полировать, не ставить туда цветы, она покроется слоем пыли. А по неосторожности ее вообще можно разбить. Так рисковать отношениями желания у меня нет. Встряхивать их, добавлять перца - увольте! Наоборот, стараешься сохранить то, что имеешь. С возрастом для меня приобрели особую ценность уважение, взаимопонимание, комфорт существования рядом.

- Вы сейчас нравитесь себе больше, чем в юности?

В чем-то больше, в чем-то меньше. Всему свое время. Когда ты молода, то чаще всего собою недовольна. Больше обращаешь внимание на собственные недостатки: не нравится нос или фигура кажется не такой стройной. А взрослея, начинаешь ценить красоту не внешнюю. Я восхищаюсь Джулией Робертс: она уже не девочка, нет обаяния молодости, но от нее идет сияние, свет. Хорошо, когда ты осознаешь, что развиваешься в нужном направлении. Мне нравится то тело, в котором я нахожусь, мои помыслы, мое сознание. Мне с собой комфорт-но. Но при этом той прелестной двадцатилетней Екатерины Климовой, которая могла любоваться травинкой с ползущей по ней божьей коровкой, уже нет. (Улыбается.) Может, в старости снова буду наблюдать за букашками и писать стихи…

Не возникает у вас чувства профессиональной ревности, когда кто-то получил роль благодаря своей внешности, молодости?

В театре точно такого не бывает. Наоборот, я прошу, чтобы кто-то дублировал меня в спектаклях, потому что периодически ухожу в декрет. (Смеется.) Никогда не цеплялась за роль. А в кино порой переживаешь, что куда-то не утвердили. Но потом я поняла: если роль не твоя, она твоей не будет. Все, что ни делается, к лучшему. Если бы меня взяли в тот проект, не случилось бы другого, гораздо более интересного. К тому же у меня столько работы, что некогда размышлять на подобные темы.

- В театре сразу чувствуешь реакцию зала. В кино - не так…

Тут такая проблема. Между актером и зрителем много посредников. Я всегда про себя думала: допустите меня до зрителя, и мы поймем друг друга. (Смеется.) Но в начале карьеры ты - это не ты. Как-то одевают не так, ты произносишь текст, который тебе написали, и не смеешь перефразировать его, безропотно выполняешь волю режиссера. Лишь постепенно, шаг за шагом, становишься собой. Говоришь: а можно я вот такую юбку надену, мне эта длина не идет? А можно я эту фразу произнесу с тем же смыслом, но немного по-другому? И пока ты такая как есть дойдешь до зрителя, может пройти немало времени. Не у каждого хватает сил сохранить себя, поверить, что ты вообще существуешь. Начинаешь подстраиваться под мейнстрим: ой, а вот сейчас же модны пухлые губы - давай и я себе увеличу? А может, сыграть в пошлой пьесе и раздеться догола? Или поменять ориентацию? Тогда я понравлюсь?.. (Смеется.)

- Это как найти своего мужчину.

Мужчина-то один, а зрителей много. Но в принципе - да. Рецепт «оставаться собой» может быть применим ко всему. Разумеется, нельзя распускаться, становиться самодовольным, непробиваемым, негибким эгоистом.

- Что глобально заставило стать актрисой - желание популярности, любви?

Не могу сказать, что в детстве я очень активно проявляла творческие способности. Наоборот, я была закрытым, тихим ребенком. Порой просила подружку хлеб купить. Стеснялась сказать на кассе: «Мне буханку белого и половину черного». Я всегда думала, что в эту профессию меня привел случай - повезло. Сейчас понимаю, что все-таки изначально нам предопределен какой-то путь. Интересно, что на самых ранних детских фото у меня везде заплаканное лицо. Мама рассказывает: «Непонятно, но почему-то, когда на тебя наставляли камеру, ты начинала плакать». Может, я уже тогда что-то знала про эту девочку, видела, что в будущем мне предстоит много сниматься, а в тот момент еще была не готова к пристальному вниманию: не накрашена и не наряжена! (Смеется.)

- Вы довольны тем, как складывается ваша творческая судьба?

Да. Иногда мне кажется, что я сплю, все это происходит не со мной. Сложно давать отчет каждому дню. Мы смотрим на себя в зеркало и не замечаем, как меняемся. Но если бы меня сегодняшнюю, такую популярную актрису, показали той двадцатилетней Кате Климовой, она бы не поверила, наверное. Если оценивать объективно мою карьеру, она сложилась удачно. Мне кажется, у меня довольно разноплановые роли. И, наверное, ни один персонаж ко мне не привязался. У меня нет непомерных амбиций - покорить Голливуд например.

- Как вы считаете, кино кому-то помогает жить?

Сейчас благодаря соцсетям можно многое узнать о себе и о своей работе. (Улыбается.) Иногда я получаю интересные письма. Не про то, что вот «я тоже хочу быть актрисой» или «где вы такое пальто купили, в котором снимались в "Елках»?«. Бывают конструктивные замечания. А порой кто-то признается, что наша картина помогла ему решить личную проблему, изменила жизнь. И тогда у меня сразу будто крылья вырастают. (Улыбается.) Я всегда стараюсь себя так настраивать: если меня тронула эта история, она и зрителя не оставит равнодушным.

- В чем-то вы ощущаете свой возраст?

Я стала серьезнее. Но в душе я остаюсь маленькой девочкой, которой хочется и поспать подольше, и погулять, но, увы, есть ответственность. Возраст ощущается в том, что ограничиваешь себя в мечтах. Сразу начинаешь спрашивать себя: а ты точно этого хочешь? А ты понимаешь, что для этого придется сделать? Конечно, у меня есть мечты, но они другие - чтобы все были здоровы и счастливы и воцарился мир на земле. (Смеется.)

- Неужели все так серьезно? А с подружками в кафе сходить, попеть в караоке?..

Есть подружки, с которыми дружим много лет, и новые появляются. В принципе я открытый человек, но сейчас не могу так горячо поддерживать отношения, как когда-то. Когда есть возможность, мы с девочками встречаемся. Но я, наверное, друг такой же, как мать и жена: не самый завидный вариант.

Одна ваша коллега рассказывала, что когда в работе все на твердую "пятерку», надо переключиться на семью, где все на «тройку», подтянуть там и снова вернуться к работе…

Так мило звучит в теории, но на деле это невозмож-но. Бывает, что сразу наваливается по всем фронтам, и тогда одни колы по всем предметам. «Пятерка» - это результат не сегодняшнего дня. Ее получаешь, когда долго, упорно работаешь. И я не понимаю, как это - сегодня на «троечку»? Я не умею в работе не затрачиваться. До сих пор у меня такое волнение перед выходом на сцену, что мне кажется, будто сердце разорвется. В такие моменты не знаю, почему я вообще занимаюсь этой профессией. (Смеется.) И что касается воспитания детей, эту «пятерку» тоже зарабатываешь не сразу. Но так приятно, когда кто-то говорит: «Какие у вас хорошие дети!». Значит, были посеяны нужные зерна.

Как найти себя, когда тебе уже под 40, а за спиной два развода и четверо детей? Подстраиваться под «так принято» или делать то, что хочется? Что предпринять, чтобы от тебя не могли отвести глаз, если природа обделила тебя красотой? Актриса Екатерина Климова знает ответы на эти вопросы.

Она не может не восхищать. Улыбкой, мягкостью, светом и каким-то неуловимым ощущением, что вот у нее-то, у Кати Климовой, все всегда хорошо. Кажется, что и дети у актрисы идеальные - не плачут и не болеют, и мужчины ее на руках носят, и проблем никаких не бывает. Она никогда не выглядит замученной и несчастной, всегда в прекрасном настроении, хотя честно признается, что ее жизнь далеко не так беззаботна, как всем кажется.

В подобных случаях принято спрашивать о неких пресловутых секретах молодости и красоты. В ответах, как правило, - лишь общие, ничего не значащие фразы. А вот у Кати все вполне конкретно. Есть четкие принципы и правила, которым она неукоснительно следует.

Принцип 1-й:


ВСЕ РАДОСТИ - НАПОКАЗ!

Как и все работающие женщины, Катя крутится как белка в колесе. Тяжелые съемки, выматывающий быт, беготня по магазинам, четверо детей… Младшей дочке нет еще и года, а это значит - мамы знают! - хронический недосып. Наступает момент, когда сквозь пелену усталости уже ничего не радует. Все становится беспросветным - женщина перестает замечать то хорошее, что есть в ее жизни.

Климова нашла способ встряхнуть себя: завела Инстаграм, где показывает фотографии своей реальной жизни:

«Это, конечно, светская забава. Но ты не будешь же выкладывать что-то про проблемы и трудности. Наоборот, хочется показать радость, «мимимишность», и, наверное, это правильно. Стремиться надо к хорошему», - говорит она.

Яркие, радостные фотографии поднимают настроение не только читателям блога, но и самой актрисе. Это простой способ сконцентрироваться на том, сколько всего замечательного в твоей жизни, считает Катя.

Принцип 2-й:

НЕ ГОНИСЬ ЗА ИДЕАЛОМ

Я никогда не считала себя красавицей, - признается Климова. - Не нравились курносый нос, уши, которые казались излишне оттопыренными, смуглый цвет кожи. Расстраивалась по поводу худобы. В юности объедалась грецкими орехами - кто-то сказал, что от них грудь растет. Два года проходила с пластинкой, чтобы исправить неровные зубы, но так и не получилось… Думала даже об операции на челюсти.

Мучилась и переживала о своей внешности Климова довольно долго. Гналась за идеалом красоты, который сама себе и напридумывала. А потом вдруг успокоилась и поняла простую истину: нет предела совершенству. Да и влюбляются мужчины не в правильные черты, а в энергию, увлеченность и талант женщины.

Надо ценить то, что дала природа и родители, - говорит Катя. - Женское желание улучшать себя с возрастом исчезает, и на смену приходит логичное желание сохранить то, что у тебя есть. По сути - ты просто начинаешь себя любить. Во всяком случае сейчас я чувствую именно так. А красота - это рок. Красавицы редко бывают счастливыми. И уж старость у них - врагу не пожелаешь. Отдавать подарки природы обратно сложно…

Принцип 3-й:

УЛУЧШАЙ ФИГУРУ, НЕ ОТРЫВАЯСЬ ОТ ЖИЗНИ

При росте 170 см Климова весит 55 кило. При этом времени заниматься спортом у нее просто нет. А даже если время появляется, Екатерина предпочитает провести его в компании детей, а не тренажеров. Но для того, чтобы всегда быть в форме, она выработала для себя простое правило: нагружать тело несколько раз в день, не отрываясь от жизни.

Надо всего лишь в течение хотя бы 10 секунд сильно напрягать, а потом расслаблять те мышцы, которые вы хотите проработать. И делать такие упражнения хотя бы по 10 минут два раза в день, - советует Катя. - Едете в транспорте - и втягиваете в себя ягодицы. Сидите на работе - и напрягаете мышцы пресса или спины. Когда я еду на съемки, а это может занимать и час, и два, всегда то напрягаю, то расслабляю мышцы живота.

Принцип 4-й:

ОЩУТИ СЕБЯ ГАРМОНИЧНОЙ

Сегодня одна форма губ в тренде, завтра совсем иная. Мода - тетка переменчивая. А уж переделывать какую-то часть своего тела, чтобы понравиться определенному человеку, - совсем глупо. Можно ведь перешить себя целиком и все равно не стать ему интересной! И что дальше - перекраивать себя под другого? Ни за что! Внутри должен быть собственный стержень, ощущение того, что ты гармонична. Не нужно гнаться за стандартами с экрана, на самом деле и у топ-моделей хватает недостатков. Конечно, если что-то откровенно мешает жить - поправить любым доступным способом, но не зацикливаться. Иначе можно превратиться в Барби или Кена.

Принцип 5-й:

УБЕРИ ИЗ ЖИЗНИ ВСЕ, ЧТО РАЗДРАЖАЕТ

Катя не скрывает: развод со вторым мужем, Игорем Петренко, был для них обоих болезненным. И страхи ее терзали те же, что и любую другую «разведенку». Кому она будет нужна, да еще и с тремя детьми? Но сейчас Климова снова спокойна и счастлива - у нее новый муж и полная семья.

На гармонию можно настроиться, - осмысляет свой опыт Катя. - Убрать из жизни все, что раздражает. Некомфортно в каком-то месте - уйдите оттуда. Неприятен человек - не общайтесь. Если мешает недосказанность - выскажитесь. Если вы одиноки, используйте свободное время для самообразования, развития. Займитесь своей внешностью, сделайте то, до чего никак не доходили руки. Расслабьтесь! Женщины так редко это себе позволяют. Отдохните, побалуйте себя и увидите: откроются новые горизонты.

Фото В. Горячева