Эмоции – это реакции человека на положительные или отрицательные жизненные события. Они имеют огромное значение в жизни каждого ребенка, поскольку это часть общения, помогающая ему выразить отношение к происходящему.   Взаимодействие между людьми невозможно без понимания эмоционального состояния друг друга. Важный компонент становления личности и взросления ребенка - это понимание его собственных эмоций и ощущений.
Зачем малышу эмоции?:
Понимание чувств окружающих людей существенно облегчает малышу процесс общения. Если малыш не понимает эмоциональный мир окружающих, у него проявляются страхи, отчужденность и враждебность. Когда ребенок может хорошо понимать личное эмоциональное состояние, а также состояние окружающих, тогда у него проявляется сопереживание, симпатия, уважение к окружающим.
Общение не может быть эффективным, если собеседники не чувствуют эмоциональное состояние, не обладают умениями управлять своими эмоциями. Личность ребенка формируется правильно только если у него развита способность различать и понимать собственные ощущения, эмоции и чувства.
Понимание эмоций и их проявление - это очень сложный процесс, требующий некоторого уровня развития ребенка. Следует акцентировать внимание на развитии как интеллектуальных эмоций, так и нравственных, имеющих большое значение в формировании активной жизненной позиции. Такие эмоции важны для воспитания у ребенка человечности, сострадания, отзывчивости.
У физически ослабленных детей преобладает пониженное настроение, что негативно отражается на умственной работоспособности. Дети, у которых хорошо развита эмоциональная сфера являются более отзывчивыми, социализированными и популярными среди сверстников. У таких малышей высоко развиты способности к сочувствию, пониманию чувств и совершению обдуманных поступков. Поэтому очень важно развитие у детей эмоциональной стороны их характера.
Эмоциональное благополучие обеспечит формирование таких сторон характера:
адекватная самооценка
навыки самоконтроля
ориентацию на успех
эмоциональный комфорт
Возрастные особенности эмоционального развития:
Новорожденные дети
Новорожденный малыш получает эмоции от самых близких людей – родителей. Первая улыбка, смех, радость ребенка являются показателями его благополучного развития и здоровья. Позитивные эмоции помогают в развитии памяти, речи и движений. Это является залогом нормального развития малыша. Чтобы ребенок нормально развивался, необходимо поддерживать его во время активности в радостном настроении.
Развитие эмоциональной сферы малышей невозможно без участия родителей. Живое эмоциональное общение взрослых и детей обогащает эмоциональную сторону характера, а также влияет на развитие. Эмоциональное состояние не менее важное, чем физическое и психологическое.
Дети до трех лет
Дети первых месяцев жизни общаются только посредством проявления эмоций. Ребенок воспринимает окружающую действительность очень эмоционально. Но такие реакции младенца очень короткие. Малыш может рыдать, но через короткий промежуток времени – смеяться.
Дети после четырех лет
С четырехлетнего возраста у детей начинают проявляться разные виды отрицательных эмоций. Теперь изменения настроения не происходят без существенных причин.
Дети 5-6 лет уже способны правильно идентифицировать эмоциональное состояние окружающих. Они с легкостью отличат радость, восхищение, но с затруднением распознают грусть, испуг, удивление. Ребенок обращает более пристальное внимание на способы выражения лица и мимику, но еще не сильно проявляет интерес к позе, жестам. В процессе взаимодействий с людьми малыш способен ощущать ласку или несправедливость.
Если к ребенку относятся с добротой, тогда он такие же чувства будет испытывать к другим.   Если обидеть ребенка, тогда в ответ он будет проявлять агрессию. К семилетнему возрасту ребенок может правильно и адекватно оценивать практически все основные эмоции человека.
Факторы, которые влияют на развитие эмоций:
1. Общение с другими людьми
2. Активная деятельность малыша - танцы, музыка, вокал, спорт
3. Игровая деятельность. Положительное влияние на эмоциональную сферу оказывают сюжетно-ролевые игры
4. Трудовая деятельность малыша. В результате формируются эмоции от переживания малышом чувства радости, которую приносит успех, а также разочарования от неудач
Как влияет семья на эмоциональное развитие ребенка:
Психологический климат внутри семьи оказывает сильное влияние на эмоциональное развитие детей. Гармоничное развитие происходит только в семьях, где царит благоприятный психологический климат, а также высоко развиты сплоченность, взаимоуважение и доброжелательность. Родители в благополучных семьях проявляют к ребенку любовь разными методами:
Приветливым взглядом
Ласковыми прикосновениями
Нежными словами
Заботливыми действиями
Если в семье отмечается неблагоприятная обстановка, тогда отношения между ее членами характеризуются напряженностью, конфликтностью, отрицательным отношением к людям. Ребенок в такой семье чувствует себя незащищенным, постоянно находится в состоянии дискомфорта.
Группы родителей по типу реакций на переживания малыша:
1. Родители, проявляющие безразличие к детским эмоциям. Такие взрослые уверенны, что их основная задача - это удовлетворение физиологических потребностей ребенка: накормить, одеть, вылечить. У них нет времени на эмоциональный контакт с ребенком
2. Родители, проявляющие эмоциональную поддержку. Такие взрослые учат своих детей основам саморегуляции
3. Родители, наказывающие ребенка в случае проявления им отрицательных эмоций запретами, физическим насилием
Большая и серьезная ошибка многих родителей - это угнетение и подавление эмоциональных реакций малыша, что препятствует его полноценному эмоциональному развитию. Взрослые должны уметь определять настроение ребенка, правильно и обоснованно указывать на его недостатки. Чтобы обучить ребенка основам эмоциональной грамотности, взрослые должны уметь найти с ним общий эмоциональный язык. Задача семейного воспитания - создание внутри семьи благополучной атмосферы защищенности, любви и уважения к ребенку.
Прослушивайте совместно с малышом музыкальные сказки, сопереживая героям
обогащайте словарный запас ребенка словами, которые обозначают оттенки чувств: рад, зол, огорчен, недоволен, обижен
вводите правила проявления эмоций ребенком: «Ты имеешь право обижаться, но драться запрещено!» и т.д.
обсуждайте с ребенком жизненные ситуации, предлагайте описывать чувства т ощущения участников событий
обсуждайте с ребенком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями
предлагайте ребенку варианты деятельности, которые помогут ему успокоиться: танцевать, петь, рисовать, общаться, бегать. Пускай ребенок выберет действия, которые ему подходят
проявляйте к ребенку внимание, заботу, уважение, любовь для формирования эмоционального благополучия
создавайте в семье атмосферу взаимной любви, чтобы ребенок учился любить сам
во время беседы с ребенком давайте ему возможность рассказать о своих чувствах по поводу произошедших событий
читайте ребенку литературные произведения, насыщенные эмоциями
снимайте эмоциональное напряжение ребенка физическими упражнениями.
Игры, направленные на развитие эмоций у ребенка:
Взрослым необходимо развивать эмоциональную сферу малышей с помощью разнообразных простых игр:
«Альбом эмоций». Вырезайте из журналов или газет фотографии или картинки людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, наклеивайте их в альбом. Вместе рассматривайте изображения, обсуждайте настроение людей, причины его появления. Можно продемонстрировать любую эмоцию, а затем предложить ребенку повторить увиденное. Игру проводите с детьми старше 1 года
«Покажи-ка эмоции». Игра подойдет детям старше 4 лет. Попросите малыша показать следующие эмоции: разозлившегося медведя, обиженного малыша, злого человека, испуганного поросенка, веселого человека и т.д.
Эмоциональное развитие ребенка - основа его нормального психического состояния, общения, развития и успешности в будущем. Очень важно заниматься развитием эмоциональной сферы с раннего возраста, используя разнообразные виды деятельности, главным образом игры.
В состоянии понять и выполнить два указания: «Возьми мяч и положи его на стол».
Задает много вопросов.
Смотрит и иногда обсуждает телевизионные передачи.
Подведем промежуточные итоги данного раздела. Очевидно, что в рамках ведущей предметно-манипулятив-ной деятельности ребенок:
осваивает способы действий с предметами;
у него возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенное восприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление.
Центральным новообразованием, которым завершается этот период психического развития ребенка и с которым ребенок вступает в следующий возраст, является возникновение у ребенка сознания, которое выступает в виде его собственного детского «Я». (Более подробный анализ становления системы «Я» ребенка будет произведен в параграфе 3.8). А сейчас обратимся к характеристике эмоционального развития ребенка в раннем детстве.
3.6. Эмоциональное развитие ребенка
3.6.1. Общие особенности эмоциональной сферы ребенка
Наверное, правы те детские психологи, рассматривающие эмоциональную сферу ребенка раннего возраста как центральную в сфере его психики. Уже в первый год жизни эмоциональная жизнь младенца отличается тем, что хотя и в зачаточной форме, но представлены основные эмоции. Как подчеркивал В.В.Зеньковский, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни 1 . О значении эмоций в этом возрасте говорит хотя бы тот факт, что психика ребенка носит преимущественно бессознательный характер; произвольная, т.е. сознательная регуляция поведения практически отсутствует и потому именно эмоции в основном осуществляют регулятивную функцию. Не случайно мы так восхищаемся детской наивностью и непосредственностью. Ребенок свободен от внутренней серьезности и деловитости в силу непроизвольности, эмоциональности своей психики. Ребенок свободен в выражении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств, он весьма экспансивен, поскольку не в состоянии думать о последствиях выражения своих эмоций и чувств. Поэтому недооценивать роль эмоций в психическом развитии ребенка в этом возрасте, конечно, не следует. Эмоциональное восприятие окружающего ребенка мира приводит к тому, что он воспринимает его не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он ему кажется. Именно в этом возрасте, ближе к трем годам появляется способность к воображению, которая бурно развивается в дошкольном возрасте. Поражает и необыкновенная эмоциональная подвижность и лабильность ребенка, та скорость, с которой одна эмоция сменяется другой и необыкновенно быстрое развитие той или иной. эмоции. С одной стороны, это обусловлено особенностями нервной системы и темперамента ребенка, а с другой -отсутствием произвольной регуляции психической, в том числе и эмоциональной деятельности. Отсутствие или слабость произвольной регуляции оборачивается мощнейшим влиянием эмоций на психическую жизнь ребенка. Если взрослый в состоянии найти какие-то доводы, оправдывающие и смягчающие силу того или иного эмоционального состояния, то дети лишены этого защитного интеллектуального барьера. Не случайно принято говорить о хрупкости детской души. Незначительная на взгляд взрослого " негативная эмоция ребенком переживается как настоящее горе, равно и как несущественная, по мнению взрослого, положительная эмоция ребенком переживается как огромное счастье. Сказанное - лишь некоторые общие штрихи к эмоциональному портрету ребенка, необходимая ступенька на пороге дома, в котором помещается эмоциональная сфера ребенка.
3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста
Приступая к характеристике эмоций ребенка вспомним, что основными эмоциональными состояниями младенца были - собственно возбуждение, эмоции неудовольствия и удовольствия. В период раннего детства из неудовольствия выделяются эмоции страха, гнева и страдания, равно как из удовольствия выделяются радость, привязанность-любовь и собственно удовольствие (К.Бриджес).
Общее недифференцированное возбуждение |
|||||||
Собственно возбуждение |
Неудовольствие (дистресс) |
Удовольствие | |||||
Вснно ьствие |
|||||||
Гнев Страдание |
Радость Привязанность Собст Любовь удовсг |
Рис. 10. Дифференцировка эмоций в раннем детстве
Эмоция страха. Нет человека, который бы не был знаком с чувством страха. Раннее появление эмоции страха - это убедительное доказательство его инстинктивной природы, в частности инстинкта самосохранения. И хотя страх, беспокойство и тревога столь же неотъемлемые эмоции человека, как и радость, гнев, удивление или печаль, при чрезмерной податливости этому чувству меняется поведение человека, деформируется его личность. Страх считается одним из наиболее характерных чувств ребенка. По мнению некоторых исследователей, появление детских страхов диктуется самой программой развития ребенка, поскольку они являются «охранительным звеном поведенческого онтогенеза» 1 . Речь идет о защитной функции страха, когда его появление предупреждает ребенка о грозящей ему опасности. Однако фиксация страхов может привести к возникновению достаточно серьезных проблем в поведении ребенка. В большинстве же случаев, по мнению А.И.Захарова, детские страхи в раннем и дошкольном возрасте имеют преходящий, функциональный характер, обусловливая критичностть и эмоциональную лабильность этих возрастов 2 .
Каковы другие возможные последствия детских страхов?
Действие страхов на психическую сферу столь многообразно, что почти нет ни одной психической функции, которая бы не подвергалась их воздействию. В силу своей «энергоёмкости» страхи приводят к тому, что у ребенка порой не хватает энергии на проявление других эмоций. Эмоциональное перенапряжение ребенка проявляется в его заторможенности, раздражительности и импульсивности. Устойчивый страх - это мощный барьер на пути развития произвольности (самостоятельности) поведения, он подрывает.уверенность ребенка в себе, упорство и настойчивость в достижении цели, а, следовательно, приводит к деформации личности, ее системы «Я», затрагивая, прежде всего, эмоционально-волевую и потребностно-мотивационную сферы личности; страх уродует мышление, лишает его активности, упорядоченности, системности, гибкости, уверенности, когда второстепенное заслоняет главное, нарушается целостность восприятия, оно дробится на множество мелких осколков, которые невозможно собрать. Все это следствия отрицательного влияния страха на психику ребенка. А что, разве бывает положительное влияние?
Разве нам не доводилось, преодолевая жуткий страх, тем не менее, с любопытством и громадным интересом наблюдать или иметь дело с тем, что вызывает в нас этот страх? И страшно, и приятно! Удивительное сочетание эмоций. В свое время Ст.Холл обратил внимание на связь переживания страха с психологией риска, которому принадлежит активное, творческое начало в жизни человека. «Кто не рискует, тот не выигрывает!» Именно на этом пути развиваются смелость, героические порывы, творческая уверенность в себе. Таким образом, говоря о страхе нужно иметь в виду не только депрессивную функцию, но и активную.
Причины возникновения страхов у детей.
С одной стороны, - это биологические, связанные с инстинктом самосохранения (об этом говорилось выше). Уже у новорожденного мы видели инстинктивно-защитные формы поведения при неожиданном и быстром приближении предмета, резком звуке, ярком свете, сильном дуновений воздуха. Возникновению страхов способствуют и другие природные причины - особенности высшей нервной деятельности - слабость нервных процессов, повышенная общая и эмоциональная чувствительность. Такие страхи ребенка как страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков, по мнению А.И.Захарова, носят наследуемый характер, особенно если они присущи матери.
Наряду с биологическими предпосылками выделяются социально-культурные и психологические 1 . К ним относятся:
Урбанизация жизни: замечено, что у детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир;
Количественный состав семьи: число страхов больше у детей из неполных семей. Тут следует вспомнить фаллическую стадию из теории психосексуального развития З.Фрейда;
Наличие единственного ребенка в семье: такой ребенок - своеобразный эпицентр семьи, с которым эмоционально тесно связаны все другие ее члены, транслируя, " тем самым, ему свои тревоги и беспокойства, если они есть;
Возраст родителей: у детей пожилых родителей (после 30 лет и особенно после 35 лет) вероятность возникновения беспокойства, тревоги и страхов больше, чем у детей молодых родителей, в силу их более высокого фона тревоги;
недостаточная двигательная и игровая активность детей, что приводит к резкому обеднению их эмоциональной жизни и в некоторых случаях это способствует ранней интеллектуализации психики;
нервно-психические перегрузки, испытываемые матерью, вследствие вынужденной или реднамеренной смены семейных ролей. А.И.Захаров отмечает, что девочки и мальчики боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца, поскольку работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми;
ранний выход матерей на работу из декретного отпуска, стимулирует развитие страхов у эмоционально чувствительных детей:
личностные особенности матери: честолюбивые, сверхпринципиальные, бескомпромиссные, излишне требовательные матери с заостренным чувством долга стимулируют у детей развитие беспокойства, тревоги и страхов;
конфликты в семье: наиболее чувствительны к ним дети дошкольного возраста, при этом девочки оказываются более эмоционально ранимыми, чем мальчики.
Какие детские страхи чаще всего транслируются во взрослую жизнь?
Чаще всего это страхи высоты и смерти родителей, а также страх войны, сделать, что-либо нет так и страх не успеть. При этом матери в большей степени, чем отцы «виновны» в передаче своих страхов детям в силу большей биологической и эмоциональной связи. В целом матери «успешно» транслируют своим детям беспокойство, тревогу, а отцы - мнительность, сомнение в правильности своих действий. Как подчеркивает А.И.Захаров, это порождает у ребенка тревожно-мнительный способ реагирования, что является основой для возникновения у него страхов, опасений, предчувствий и сомнений 1 .
Страхи детей в раннем детстве
Интересно сопоставить динамику страхов современных детей с их сверстниками, жившими в начале века (см. Табл.4.
Таблица 4 Среднее число страхов, переживаемых детьми
Данные Ст. Холла || Данные А.И.Захарова |
||||
Среднее число страхов у детей и подростков |
||||
Мальчики |
Мальчики | |||
Нам неизвестны условия и методика исследования Ст.Холла и потому, строго говоря, трудно сопоставлять его данные с данными А.И.Захарова. Тем не менее, выраженная страховая симптоматика современных детей и подростков в сравнении с их сверстниками начала века очевидна. Другое замечание касается собственно динамики страхов. Если в начале века число страхов последовательно возрастало вплоть до подросткового возраста, то у современных детей пик страхов приходится на дошкольный возраст, после чего и у мальчиков и у девочек наблюдается последовательное снижение числа страхов. Единственное в чем совпадают данные, так это в том, что в обоих исследованиях зафиксировано большее число страхов у девочек, чем у мальчиков. Эти данные убеждают, прежде всего, в том, что количество переживаемых детьми страхов в значительной степени связано с социо-культурными и психологическими условиями. Нынешние условия жизни детей стимулируют более высокий уровень эмоционально-психической напряженности, что сказывается и на увеличении числа страхов. Интересно и то, что если у современных детей самым эмоционально напряженным возрастным периодом в их жизни можно считать дошкольный возраст, то у их сверстников начала века он был наименее напряженным. Если современная начальная и средняя школа (один из мощных источников эмоционально-психического напряжения учащегося ребенка) не стимулирует развитие страховой симптоматики, то школа начала века, напротив, весьма этому способствовала (увеличение числа страхов в школьные годы в два с лишним раза).
Обратимся к страхам детей в раннем детском возрасте.
По данным А.И.Захарова у детей в возрасте 1-2 года чаще всего отмечается страх неожиданных звуков (у 52% мальчиков и девочек); следующее по распространенности место занимает страх одиночества (у 44% мальчиков и 34% девочек) и замыкает этот ряд страх боли и уколов. У детей в возрасте более двух лет на первое место выходит страх боли и уколов (50% мальчиков и девочек); на втором месте остается страх одиночества, причем в сравнении с предыдущим возрастом он теперь более присущ девочкам, чем мальчикам - 36% мальчиков и 48% девочек), а последнее место занимают страхи неожиданных звуков - у 30% мальчиков и девочек. Таким образом, с возрастом происходит уменьшение числа безусловнорефлек-торных инстинктивных страхов и увеличение страхов ус-ловнорефлекторной природы. В качестве основных источников страхов в этом возрасте А.И.Захаров называет конфликты в семье, ревность к младшим братьям и сестрам, а также психологическое состояние матери, и, что особенно важно, отца 1 .
Не редкость в этом возрасте ночные страхи. Главный персонаж детских снов - волк, особенно часто у детей боящихся наказания отца. По-видимому, волк ассоциируется с физической болью. К двум годам у детей, особенно у мальчиков, увеличиваются страхи перед засыпанием, что связано с более частыми кошмарными сновидениями. Ближе к трем годам в ночных сновидениях начинают фигурировать и Баба Яга, что, по-видимому, отражает проблемы ребенка со строгой матерью, не очень мягкой и ласковой и часто грозящей наказаниями. И Волк, и Баба Яга символы угрозы жизни ребенка, его уничтожения, иными словами - страха смерти.
В завершении анализа страхов у детей в раннем детстве следует подчеркнуть, что повышенное внимание к возникновению и развитии страхов у детей в этом возрасте обусловлено сенситивностью этого периода, т.е. наибольшей неустойчивостью и уязвимостью по отношению к вредным воздействиям 1 . Именно этим обстоятельством объясняется пик страховой симптоматики, приходящийся на третий год жизни ребенка. Данные А.И.Захарова демонстрируют повышенную чувствительность детей раннего школьного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых 2 . Семейные конфликты, медицинские манипуляции, помещение ребенка в ясли и особенно пребывание в больнице может стать мощным источником эмоционального напряжения, беспокойства и страхов. Родителям важно не воевать с ребенком, а гибко реагировать на его эмоциональные состояния, учитывать нарастающие по разнообразию интересы, развивать их, а не заглушать собственной тревогой и неуверенностью.
Эмоция гнева. Из схемы К.Бриджес видно, что эта эмоция дифференцируется из эмоции общего неудовольствия именно в раннем детстве. И действительно эта эмоция часто встречается у детей этого возраста. Как и страх, так и гнев необычайно выразительно отражается на лице малыша. Красное лицо, наморщенный лоб, блестящие глаза, сжатые кулачки - все это выражает эмоцию гнева. Гнев выражается в активной и пассивной форме. Всем хорошо известна активная форма, не менее известен и так называемый «бессильный гнев», когда ребенок не в состоянии выразить свое чувство и вынужден таить в себе гнев: ребенок бессильно сжимает кулачки, у него дрожит голос, а слезы гнева выдают его эмоциональное состояние.
Гнев нередко ассоциируется со злобой и жестокостью. Однако для детей соединение гнева со злобой, столь частое у взрослых, не характерно. Гнев детей более чист, чем наш и, по мнению В.В.Зеньковского, это «верный симптом тяжелой наследственности или скверных условий жизни ребенка»". В то же время весьма распространено мнение о детской жестокости. Особенно часто при этом ссылаются на жестокое обращение детей с животными. С другой стороны, если взрослый при ребенке начнет мучить животное, то ни один ребенок не останется к этому безучастным: он плачет, умоляет оставить вас в покое бедное животное. В чем дело?
По-видимому, отвечает В.В.Зеньковский «мы имеем дело не с жестокостью, что психология ребенка здесь более сложна. ... Вообще это не есть проявление злого начала в ребенке, - продолжает автор, - а проявление игры фантазии, потребность в свободной активности, желание всего коснуться, все взять в руки, попробовать, заглянуть, что находится внутри» 2 . Вспомним, что ведущей деятельностью в этом возрасте является предметно-манипулятивная, что и обусловливает настойчивое стремление детей изучать все, что они видят, изучать не только глазами, но и руками. Этим можно объяснить порой небрежное обращение ребенка с игрушками, переходящее в «разрушительное» поведение. То же и с животными. То, что они пищат, царапаются, лишь повышает удовольствие от игры. Ребенок и не подозревает, что своими действиями приносит животному боль и страдание еще и в силу своей слабой отделенное™ от окружающих его предметов (отсутствие либо слабое «Я» ребенка).
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки - различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)
Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
Игры на выражение эмоциональных состояний
Умение выражать свои эмоции и управлять ими — важный фактор при общении людей. Для того чтобы понять настроение и чувства другого человека, нужно научиться сопереживать, а поможет нам в этом метод эмпатии — умение прочувствовать внутреннее состояние собеседника. Дети хорошо владеют этим методом: они безошибочно чувствуют, кто их любит, а кто нет; кто хороший человек, а кто плохой. Но не всегда умеют правильно выражать свои эмоции и управлять ими. Существуют игры и упражнения, которые учат ребенка этому. Предлагаем некоторые из таких игр.
«Сделай» лицо
◈ Попросите малыша мимикой изобразить различные эмоциональные состояния — радость, гнев, грусть и др.
Радость
◈ Показать, как радуется ребенок новой игрушке.
◈ Напомните малышу о том, как он радовался, когда ему подарили новую игрушку. Попросите его вспомнить эту ситуацию: «Закрой глаза. Представь, что ты держишь ее в руках. Вырази свои чувства мимикой».
Огорчение
◈ Показать огорчение ребенка, у которого заболел друг.
◈ «Представь, что ты хочешь поиграть в новую игру с другом, а он болеет. Что ты при этом чувствуешь? Изобрази огорчение».
Грусть
◈ Изобразить, как грустит больной ребенок.
◈ Напомните ребенку о том, что когда он болел, то сидел дома и смотрел в окно. А в это время другие дети играли в веселые игры. Спросите, что тогда он чувствовал.
Гнев
◈ Показать сердитого ребенка, у которого сломалась любимая игрушка.
◈ Возьмите эту игрушку, спросите ребенка, как он любит играть с ней, как он о ней заботится. Но что он почувствует, если узнает, что она сломана и ее нельзя починить. Как изобразить гнев?
Грустим-радуемся
◈ Когда ребенок научится правильно изображать эмоции, ему можно предложить менять мимику лица: с грустного на веселое (больной ребенок выздоровел), с сердитого на радостное (ему починили игрушку) и т. п.
◈ Он может смотреть при этом в зеркало, чтобы не только чувствовать эмоциональное состояние, но и видеть, как он его изображает.
Хитрая лиса
◈ Недаром говорят: «Хитрая лиса»! Предложите ребенку вспомнить сказки, в которых лиса кого-нибудь обманывает. Пусть он представит лису, которая хочет обманом выманить у волка петуха. Как она может это сделать? (Предложить волку свою помощь — посторожить петуха — или напугать волка известием, что по его следам идут охотники.) Пусть ребенок попытается изобразить лису в тот момент, когда она крадется к волку. Напомните ребенку о том, что это нужно делать так, чтобы было видно, что лиса что-то затевает.
Злой волк
◈ Предложите ребенку изобразить волка, у которого лиса украла петуха. Поговорите о том, как разозлился волк, когда узнал об этом.
Бабочка, радующаяся нектару цветка
◈ Вспомните вместе с ребенком, как наблюдали летом за бабочкой, пьющей нектар цветка. Отметьте, что ей нравится этот сладкий сок. Предложите ребенку представить себя такой бабочкой. Пусть он попытается почувствовать, как хорошо пахнет цветок.
Замерзший воробей
◈ Предложите ребенку вспомнить, как вы наблюдали за замерзшими в морозы птицами, как они сидели нахохлившись, сжавшись в комочек, дрожали, прятали под крыло голову. Дайте ему задание показать замерзшего воробья. Посоветуйте ему закрыть глаза, чтобы лучше войти в образ.
Сломанный цветок
◈ Поговорите с ребенком о том, как больно, наверное, сломанному цветку, ведь он такой же живой, как и мы. Теперь он засохнет. Предложите изобразить это.
Малыш? В три года дети очень подвижны и активны, развитие интеллекта позволяет им составлять логические предложения из трех-четырех слов.
Физическое развитие ребенка в 3 года
Трехлетний ребенок любит двигаться. Он залезает на унитаз, на стол и стулья, заползает под кровать, чтобы уже через некоторое время загадочным образом оказаться внутри шкафа! Его можно найти везде. Малыш с удовольствием танцует и участвует во всех играх, в каких только можно. Он очень подвижен, и, несмотря на все увеличивающиеся порции пищи, малыш хотя и вырос примерно на 10-12 см, он почти не прибавил в объемах. К концу третьего года он весит примерно 14-15 кг, рост составляет около 98-100 см. Если масса тела заметно увеличилась в последнее время, убедитесь, что у вашего ребенка нет избыточного веса.
- Старайтесь ограничивать количество сладкого – как родитель вы должны знать всю правду о сладостях. Содержащийся в них сахар не только плохо влияет на состояние зубов, но и подавляет аппетит, нарушая режим правильного питания. Хорошим правилом является употреблять сладости только в один день недели – например, в субботу. Помните, что шоколад, хотя он и хуже усваивается, полезнее леденцов и сахарной ваты.
- Обратитесь к врачу, если ваш трехлетний ребенок еще не умеет бросать мяч вперед , стоять на одной ноге хотя бы пару секунд и самостоятельно мыть руки. Отсутствие этих навыков может быть нормальным явлением, но стоит проконсультироваться со специалистом.
Рост и вес в 3 года
- Мальчики в среднем имеют вес - 14-15 кг., рост - 98-100 см.
- Девочки - в среднем имеют вес - 13,5-14,7 кг., рост - 96-98 см.
Эмоциональное развитие ребенка в 3 года
Ребенок в 3 года точно знает, что такое день рождения, и с энтузиазмом ждет его. В этом году стоит устроить настоящий праздник на день рождения малыша, который запомнит его на несколько месяцев. Он может сам составить список гостей. Скорее всего, именно в этот период наступит эра „головоногих": трехлетние дети с энтузиазмом рисуют „рожицы", то есть окружности с точками, а к ним дорисовывают две длинные черточки – „ножки"! Понаблюдайте, как меняются навыки рисования ребенка год за годом.
В возрасте трех лет малыш уже знает около 900 слов и составляет логические предложения из трех-четырех слов! Трехлетний ребенок уже способен сосредоточиться на первых играх – настольных и карточных, хотя для него правила „Монополии" или „Питера Пэна" являются достаточно сложными. Ему скорее нравятся более простые варианты типа „Войны", где сначала ходит он, а потом его противник. Можно также играть в „Китайца" – такие игры любят целые поколения родителей, бабушек и дедушек, они отлично помогают обучению счету и прогнозированию событий.
Трехлетний ребенок может в течение нескольких минут заниматься одной игрой. В такие моменты он чаще всего рисует, собирает конструктор, занимается с куклами или ездит машинками по трассе.
- Составьте сценарий празднования дня рождения своего подрастающего ребенка . Шумный праздник может очень утомить малыша. Вместо того, чтобы планировать дюжину развлечений, лучше сосредоточиться на нескольких разноплановых вариантах – желательно, чтобы игры подвижные игры чередовались с рисованием или лепкой из пластилина. От того, как вы устроите празднование, зависит, найдет ли виновник торжества силы, чтобы развлекать гостей до конца мероприятия.
- Хорошей идеей подарка на день рождения будут наборы кубиков, пазлы, интересные игры. Если вы ищете что-то оригинальное, можно выбрать модели из картона, дизайнерские или необычные игрушки.
Интеллектуальное развитие ребенка в 3 года
Наступает четвертый год жизни, и возникают реальные проблемы для родителей! Хотя ваш трехлетний малыш знает уже достаточно хорошо правила жизни в семье, он не до конца приспособлен к жизни в обществе.Нет, наверное, ребенка, который не захотел бы посягнуть хоть раз на чью-то собственность,не существует ребенка, родители которого не задумывались бы о большой ответственности за него или которых не смутила бы его игра „в доктора" со сверстниками. Это нормальные признаки развития, поэтому не стоит винить себя за плохие методы воспитания, смотрите на такое поведение с юмором.
Малыш к концу третьего года жизни испытывает полную гамму чувств – от стыда, ревности и страха, скуки и тоски до радости, сопереживания и сострадания. Вы можете использовать возможность, чтобы научить ребенка помогать другим.
- Даже если вся семья уже устала от слишком затянувшегося „бунта двухлетнего ребенка" , не реагируйте очень бурно на вспышки гнева вашего малыша. Здоровый ребенок должен проявлять эмоции. Излишняя покладистость – тревожный симптом, свидетельствующий об излишнем навязывании родительских представлений о дисциплинарной ответственности, давлении на личность малыша.
Третий год жизни ребенка – что может вас беспокоить?
У ребенка ночью болят ножки.
В конце третьего года жизни он может просыпаться посреди ночи с плачем и жаловаться на боль в ногах. Это, скорее всего, боли роста – такие симптомы являются нормальными для ребенка в возрасте между третьим и пятым годом жизни. Обычно они ощущаются в икре, коленке и бедре, но исключительно в ночное время и являются непродолжительными. Боли роста касаются 25-40% детей. Если ваш малыш жалуется на неприятные ощущения, стоит воздержаться от повышенной физической нагрузки – бега и прыжков.
Частые простуды.
Ребенок, особенно если он начал ходить в детский сад, может довольно часто страдать от насморка, потому что ему легко заразиться от других детей в группе, которые возвращаются в детский сад недолеченными после болезни. У некоторых малышей также проявляется аллергия, симптомом которой может быть насморк. Иногда это реакция на пыльцу.