Физические упражнения для детей 1 2 лет. Гимнастика для детей от года до трех лет

Гимнастика для грудничков разрешена с первого месяца жизни. Зарядка развивает двигательные навыки, мышечный аппарат, равновесие, координацию движения, а также благотворно влияет на дыхательную, кровеносную, сердечно-сосудистую, нервную систему грудничка. Упражнения нужно проводить в игровой форме и при этом ласково разговаривать с малышом.

Перед началом процедуры нужно убедиться, что ребенок здоров, не голоден и в хорошем настроении. Лучше раздевать малыша полностью и делать зарядку при комфортной температуре в помещении. Также важно помнить, что связочный аппарат у грудничка, особенно у новорожденного, нежный и эластичный. Все движения должны быть мягкими и щадящими. Интенсивность и амплитуда упражнений увеличивается после полугода, когда грудничок постепенно овладевает базовыми моторными навыками: переворачивается на живот, сидит, стоит на четвереньках, ползает, встает, приседает, делает первые шаги. В этом возрасте из пассивного наблюдателя малыш превращается в активного участника зарядки.

Зарядка для новорожденных

Как проводится гимнастика для новорожденных? И нужна ли она вообще? Этот вопрос должна задать себе мама, малыш которой родился абсолютно здоровым. С первых дней жизни начинается сложный период адаптации к новой среде. В этом возрасте большую часть времени дети спят, а в перерывах питаются. Кроме материнского тепла и заботы, малышу больше ничего не нужно в первые недели жизни. Поэтому можно услышать и такое мнение: не надо спешить ни с массажем, ни с гимнастикой. Что включает гимнастика для месячного ребенка? Все упражнения направлены на развитие равновесия и стабилизации в теле, а также тренировки мускулатуры. Никаких активных движений быть не должно. Все упражнения выполняются в максимально щадящем, плавном режиме, без силового нажима.

  • Упражнение № 1. Малыш лежит на спине, его таз находится в свободном положении, его не надо приподнимать или, наоборот, прижимать. Взрослый становится со стороны стоп малыша и сгибает его ноги под прямым углом по отношению к тазу. Также ноги должны быть согнуты под прямым углом в коленях. В этом положении нужно зафиксировать ножки младенца. Необходимо следить, чтобы колени грудничка находились на одной линии с плечевыми суставами. Следует обхватить колени малыша руками так, чтобы большие пальцы лежали на голени и внутренней поверхности коленного сустава. В таком положении нужно удерживать ноги на протяжении 3 минут. В этот период нужно воздействовать на колени на протяжении 7 секунд, потом уменьшать воздействие на протяжении 10 секунд, затем снова плотнее удерживать ноги.
  • Упражнение № 2. Это упражнение тренирует мышцы спины и шеи, формирует навык удерживания головы. Малыш лежит на животе. Взрослый, находящийся сзади, наклоняется и обхватывает руками плечи грудничка. Таким способом помогает ребенку удерживаться на локтях. Эта поза самостоятельно осваивается примерно в 3 месяца. Можно слегка разводить плечи малыша в стороны, это приведет к реакции - младенец начнет поднимать голову.
  • Упражнение № 3. Грудничок находится на спине, а взрослый стоит слева от него. Нужно подложить ладонь под голову малыша так, чтобы зафиксировать его голову. А другой рукой фиксируется правое колено грудничка таким же способом, как это выполняется в первом упражнении. Удерживать малыша также нужно в течение 3 минут, с поочередным воздействием и расслаблением. Затем нужно перейти на правую сторону и выполнить то же упражнение с левой ногой.

Никакой боли во время гимнастики малыш не должен испытывать. Он может заплакать из-за непривычных ощущений в теле, которые ему были до этих пор неведомы. Перечисленные упражнения полезны тем, что дают возможность телу проявлять ответные реакции на воздействие. Таким способом происходит самостоятельная тренировка мышц и формирование координации движения.

Второй месяц

Что включает гимнастика для ребенка в 2 месяца? Зарядка начинается с поглаживания и должна чередоваться массажными движениями. Подробнее о том, как делать массаж грудничкам читайте в другой нашей статье. Все перечисленные упражнения считаются универсальными. Их можно проводить в любом возрасте у детей до года. Изменяется только продолжительность и интенсивность движений.

  • Упражнение № 1. Малыш лежит на спине. Нужно взять его за запястья и развести руки в стороны, затем скрестить на груди, как будто малыш сам себя обнимает, и потом вернуться в исходное положение. Такое упражнение можно проделать 5-8 раз.
  • Упражнение № 2. Малыш в том же положении. Нужно обхватить его за предплечья и поднимать ручки вверх на уровень плечевого пояса, а затем опускать вниз, прижимая к туловищу.
  • Упражнение № 3. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить грудничка за запястья и выполнить несколько круговых движений руками вперед, а затем в обратную сторону.
  • Упражнение № 4. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить малыша за предплечья и выполнить несколько попеременных движений руками вверх и вниз.
  • Упражнение № 5. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить ребенка за запястья и предплечья и выполнить несколько ударных, боксирующих движений руками вперед.
  • Упражнение № 6. Грудничок в том же положении. Можно совершать круговые движения тазобедренными суставами с разведением коленей в стороны. Также можно применять метод пассивной стабилизации, как это делается в зарядке для новорожденных.
  • Упражнение № 7. Грудничок в том же положении. Нужно попеременно поднимать и опускать ноги, прижимая их к животу.
  • Упражнение № 8. Грудничок в том же положении. Нужно касаться пяткой правой ноги о колено левой, затем поменять ноги и таким же способом выполнить упражнение.
  • Упражнение № 9. Грудничок в том же положении. Необходимо выпрямить и соединить ноги малыша в коленях и стопах, после чего поднимать их вверх и опускать вниз.
  • Упражнение № 10. Грудничок в том же положении. Нужно приподнять его ножки вверх и сделать всем известное упражнение «велосипед», попеременно вращая ногами.
  • Упражнение № 11. Малыш лежит на животе, опираясь на предплечья. Необходимо согнуть ноги в коленях и прижать их к тазобедренным суставам, получится поза «лягушки».
  • Упражнение № 12. В этом же положении можно поочередно раздвигать ноги в стороны и вверх, сгибая в коленях. При раздвигании ног нужно действовать мягко, без нажима. Также можно попеременно сгибать ноги в коленях под прямым углом и имитировать движение, похожее на бег.

Гимнастика для грудничков в 2 месяца в большинстве видов упражнений пассивна. Ребенок только наблюдает за мамиными руками, эмоционально реагирует на ласковые слова и поглаживания. Но при этом у малыша рефлекторно включаются ответные мышечные реакции. Об осознанных движениях в этом возрасте, конечно, говорить рано.

Третий месяц

Гимнастика для ребенка в 3 месяца должна быть направлена на формирование важного навыка - переворачивания на живот. Для этого необходимо укреплять мышцы шеи, спины и пресса, развивать равновесие. В этом возрасте можно проводить ту же гимнастику, что и в 2 месяца. Также зарядка усложняется другими упражнениями.

  • Подъем из положения на животе. Для этого необходимо вложить в ладошки ребенка большие пальцы и обхватить предплечья. Затем нужно осторожно приподнять кроху, как бы присаживая его, затем опустить в исходное положение. Можно выполнить 3-4 подъема.
  • Повороты на живот при помощи рук. Ребенок лежит на спине. Нужно взять его за одну руку и переместить ее через корпус в противоположную сторону. Затем такое же движение нужно повторить с другой рукой. Рефлекторно тело грудничка будет тянуться за рукой. Таким образом отрабатывается навык переворота со спины на живот.
  • Повороты на живот при помощи ног. Малыш лежит на спине. Нужно согнуть ногу и повернуть ее в сторону разворота корпуса, как бы закидывая ее на другую ногу. Тело рефлекторно начнет двигаться в сторону поворота ноги. Также повороты на живот можно совершать из положения на боку.
  • Разгибание позвоночника на весу. Для выполнения этого упражнения грудничка нужно взять под живот и приподнять. Рефлекторно малыш приподнимает голову и разгибает спину.

Четвертый месяц

Гимнастика для ребенка в 4 месяца повторяет комплекс предыдущих упражнений. Что особенно полезно детям в этом возрасте и что они воспринимают с восторгом?

  • Зарядка для ног. В этом возрасте малыш начинает воспринимать все действия взрослых как игру. Интересным для крохи будет упражнение «велосипед». Также дети любят «аплодировать» стопами. Для этого нужно приложить ступни ребенка друг к другу и прихлопывать ими. Можно складывать ноги в положение «лягушка» и раскачивать малыша, дотягиваться пальчиками стоп до носика и т.д. Также можно проводить растяжку таким способом: правую руку и левую ногу нужно подтягивать навстречу друг другу, затем поменять руку и ногу.
  • Зарядка для рук. Упражнение «ладушки» хорошо развивает мелкую моторику и приносит много позитивных эмоций. Можно выполнять перекрестные движения руками в форме объятий, «боксировать», «плыть» - все те упражнения, которые выполнялись в первые месяцы жизни.
  • Упражнения для пресса. Дети этого возраста уже пробуют подтягиваться на руках, если вложить в их ладони большие пальцы. В течение дня можно несколько раз устраивать для малыша такие подъемы, которые хорошо тренируют мышцы брюшного пресса, а также спины, рук и шеи.

В этом возрасте все движения становятся более энергичными и интенсивными. Ребенок из пассивного наблюдателя постепенно превращает в активного участника процесса.

Пятый месяц

Гимнастика для ребенка в 5 месяцев уже не приносит дискомфорта, поскольку к этому возрасту проходит гипертонус. При сгибании и разгибании конечностей, поворотах туловища и головы малыш чувствует себя более раскованным и свободным в движениях. Что в этом возрасте наиболее интересно и полезно?

  • Приподнимание за ручки из положения лежа.
  • Сгибание ног в коленях и скользящие движения стопами по поверхности в положении лежа на спине.
  • Шаговые движения в вертикальном положении при опоре стопами о твердую поверхность (нужно держать грудничка под мышки).
  • «Полет» на животе с прогибом позвоночника (выполняется на весу).
  • «Полет» на спине, когда ребенок напрягает мышцы пресса и пытается удерживать тело на весу (выполняется на весу).
  • Переворот со спины на живот и обратно.

Малыш этого возраста в период бодрствования все время двигается, то есть тренируется, даже если мама не проводит никаких специальных упражнений. Важно мотивировать ребенка к движению.

Шестой месяц

Гимнастика для детей в 6 месяцев направлена на постепенное формирование навыка сидения и ползания. В этом возрасте и позже грудничок может предпринимать первые попытки вставать на четвереньки. И нужно всячески поощрять его желание принимать именно эту позу. Если малыш в этом возрасте еще не сидит - это нормально. Не стоит слишком часто его присаживать и форсировать развитие моторных навыков.

  • Подъем туловища. Упражнение выполняется из положения лежа на животе. Нужно приподнять ручки ребенка, развести в стороны и слегка подтянуть корпус к себе. В этом положении малыш хорошо удерживает голову, пробует вставать на колени. Если упражнение не получается, ребенку дискомфортно, не надо его повторять. Нужно вернуться к нему позже.
  • Навык ползания. Этот навык заложен природой, его не надо специально развивать. Но подтолкнуть к ползанию грудничка можно, мотивируя его новыми игрушками, привлекательными, яркими предметами быта и т.д. Когда грудничок лежит на животе, можно положить перед ним яркую игрушку. Это будет хороший стимул для продвижения вперед по-пластунски. Также можно немного помочь малышу, стимулируя ноги к движению. Для этого нужно поочередно сгибать их в коленях.
  • Мелкая моторика. Гимнастика для малышей этого возраста развивает не только крупную, но и мелкую моторику. Важно делать гимнастику пальчиков и массировать ладошки, при этом рассказывать потешки. Пальчиковые игры нравятся всем детям, кроме того, стимулируют работу мозга. Во время разведения рук в стороны, можно вкладывать в ладони ребенка игрушки в виде колец.

Особенности гимнастики во втором полугодии жизни

Гимнастика для детей до года делится на два этапа: пассивный и активный. После 6 месяцев начинается активная гимнастика, когда ребенок уже многое понимает (особенно к концу первого года жизни) и может выполнять ряд упражнений самостоятельно, в игровой форме.

  • Поощрение ползания. Хорошо, если малыш не спешит подниматься в вертикальное положение. Нужно время, чтобы окрепли и сформировались мышцы спины. Как и раньше, ползание можно стимулировать новыми игрушками, яркими предметами. Из положения на четвереньках грудничок со временем попробует подняться на ноги.
  • Укрепление мышц спины и живота. Можно уложить грудничка к себе на колени животом вниз, так, чтобы голова, грудь и плечи провисали. Из этого положения нужно попросить малыша поднять игрушку с пола. Это задание можно дать, когда ребенок лежит в таком же положении только на спине. Ребенок будет прогибаться, делая мостик, а затем подниматься в исходное положение.
  • Спортивный инвентарь. Чем старше становится малыш, тем больше навыков крупной моторики у него формируется. В упражнениях уже можно использовать подручные средства и спортивный инвентарь: скакалки, мячи, обручи, кегли. О фитболе для грудничков читайте в другой нашей статье.
  • Навык ходьбы. Примерно после 10-11 месяцев (у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже) дети самостоятельно поднимаются, пробуют стоять без поддержки и делают первые шаги, держась за руку мамы или папы. В этом возрасте уже можно поощрять желание малыша ходить, приседать на корточки, вставать.

К концу первого года жизни дети любят копировать действия взрослых. Поэтому зарядку можно делать вдвоем. Малыш охотно будет приседать, делать наклоны в стороны, поднимать руки вверх, бросать мяч, наклоняться за игрушкой, становится на носочки, повторяя движения за мамой.

Азы динамической гимнастики: стоит ли начинать

Динамическая гимнастика - комплекс активных двигательных упражнений, которые выполняются на весу, в воздухе. Динамическая гимнастика для грудничков - тема спорная. Можно найти справедливые положительные отзывы об этой экстремальной зарядке. Какие именно?

  • Хорошо развивается не только скелет, мышечная система, но и вестибулярный аппарат.
  • Корректируется мышечный тонус.
  • Динамическая гимнастика формирует стойкий характер, уверенность в себе.
  • Дети в большинстве случаев позитивно настроены на воздушные упражнения.

Полярный негативный взгляд связан с опасениями, что динамическая гимнастика может навредить ребенку, привести к лабильности суставов, угасанию естественных двигательных рефлексов, стрессу. Что важно знать?

  • Да, действительно, при неумелом, неправильном выполнении упражнений грудничку можно нанести травму, в первую очередь - повредить суставы, хрящи, связки.
  • Поэтому родители, которые приняли решение заниматься с малышом динамической гимнастикой, должны пройти обучение у сертифицированного инструктора.
  • Важно научиться делать правильные и надежные захваты конечностей малыша.
  • Начинать нужно с самых простых упражнений, постепенно увеличивая время и интенсивность воздушных упражнений.
  • Нельзя сразу выполнять сложные упражнения: перебросы через голову, прокруты, кручения и т.д.
  • Взрослый должен быть уверен в своих силах и действиях, а если есть сомнения, то лучше упражнение не делать.
  • При динамической гимнастике высок риск падений малыша.
  • Риск травм увеличивается, если начинать заниматься после 6 месяцев, поскольку связки не тренированы, а масса тела ребенка значительно увеличилась.
  • Оптимальный возраст для начала занятий - 1,5 месяца.

Динамическая гимнастика для малышей включает такие базовые упражнения:

  • маятник за руки;
  • маятник за ноги;
  • маятник за руку и за ногу;
  • раскачивание вперед и назад за руки и ноги;
  • крестик за ноги и крестик за руки;
  • забросы на руку;
  • повороты за руку и ногу.

Противопоказания к динамической гимнастике: гипертонус или гипотонус, связанный с неврологическими заболеваниями; дисплазия тазобедренных суставов, подвижность суставов и другие ортопедические нарушения. Не всегда эти отклонения могут заметить родители. Поэтому перед началом занятий нужно обязательно проконсультироваться с невропатологом и ортопедом.

Гимнастика для младенцев может быть лечебной и общей оздоровительной. Лечебную гимнастику должен проводить специалист по ЛФК. Но если у ребенка нет никаких нарушений, родители могут самостоятельно освоить простые, безопасные упражнения и выполнять их ежедневно.

Распечатать

Новорожденный малыш проводит большую часть времени в состоянии сна, просыпаясь только в определенное время от чувства голода или дискомфорта. Между тем, ему необходимо развиваться физически с первого года жизни. Обязательным режимным пунктом должна стать гимнастика для новорожденных.

О пользе гимнастики

Хотя в пользе гимнастики не стоит никого убеждать, относительно грудничков она оказывает особое действие:

  1. Тактильный контакт с мамой благотворно влияет на психическое состояние. Малыш дольше и спокойнее спит.
  2. Малыш познает свое тело и привыкает к нему. У него развиваются необходимые рефлексы, мышцы и суставы, развивается координация движений.
  3. В процессе занятий улучшается обмен веществ, работа надпочечников, ускоряется кровообращение. Зарядка обеспечивает прочную сцепку мышц и костей.
Благодаря гимнастическим упражнениям малыш учится лучше чувствовать свое тело, совершенствуется также и работа нервной системы, отвечающей за передачу импульсов от мозга к мышцам

По словам педиатра Комаровского О.Е., от того, насколько правильно организовано развитие детей с грудничкового возраста, зависит состояние их здоровья в дальнейшем. Гимнастические упражнения должны соответствовать возрасту. В сочетании с массажем активные физические упражнения окажут благотворное влияние не только на физическое, но и на умственное развитие новорожденного.

Самое элементарное и распространенное утреннее упражнение, которое можно применять после выписки из роддома - раннее выкладывание карапуза на животик. Малыш поначалу инстинктивно будет поворачивать голову набок, потому что ему в этом положении легче дышать. Позже он начнет поднимать голову вверх и стараться удерживать ее в течение нескольких секунд.

Упражнение укрепляет мышцы шеи, спинки, плечей, позвоночник. Через несколько недель ребенок держит голову в приподнятом состоянии достаточно долго, затем начинает приподнимать плечи, в дальнейшем – опираться на локти и поднимать корпус.

Упражнением назвать сложно, но именно оно поможет крохе адаптироваться к окружающему миру после рождения. Конечно, время выкладывания необходимо регламентировать, чтобы ребенок не устал.

О принципах физических упражнений

У новорожденного строго регламентирован распорядок дня, поэтому на проведение физических упражнений рекомендуется подобрать специальное время. Лучше, если это будет первая половина дня. Если получится проводить зарядку в одно и то же время, то у него выработается рефлекс, в это время малыш не будет капризничать. Некоторые условия, которые необходимо соблюдать при проведении упражнений:

  • Маме перед началом гимнастики или массажа с новорожденным нужно тщательно помыть и согреть руки. Температура воздуха в комнате должна быть 20 градусов. Перед началом утренней гимнастики необходимо разогреть мышцы малыша легким массажем.
  • Зарядку необходимо проводить за час до кормления. Общая продолжительность упражнений - в пределах 15 минут.
  • Нужно разговаривать во время гимнастики с месячным новорожденным. Если ребенок начинает капризничать, зарядку следует прекратить.

Бывает так, что грудничку противопоказаны динамические упражнения. В этом случае можно ограничиться простым поглаживанием тела по всей поверхности.



Во время зарядки с ребенком необходимо разговаривать: так он будет с радостью заниматься и весь процесс пройдет без негативных эмоций и переживаний

Как развивать малыша физически?

В первые месяцы жизни особенно важно наблюдать за определенными особенностями поведения ребенка, его физическим состоянием. Как отмечает известный педиатр Комаровский О.Е., самое характерное для них в этот период – срыгивание, колики в животе, запор. От этих проявлений есть 2 способа защиты – правильное питание и достаточные физические нагрузки.

В то время, когда ребенку еще несколько недель от роду, необходимо запланировать ежедневные физические упражнения дозировано, наращивая интенсивность постепенно, сочетая их с массажем. В этом возрасте все мышцы малыша находятся в гипертонусе, поэтому упражнения должны быть направлены на расслабление (рекомендуем прочитать: ). Чередование действий, направленных на ослабление напряжения мышц, включает в себя массаж и специальные гимнастические упражнения:

  • Массаж – его можно проводить, не дожидаясь назначения врача. Стоит научиться приемам элементарного массажа для грудничков, проконсультировавшись с детским массажистом и приступить к его выполнению самостоятельно.
  • Гимнастика – представляет собой утренний комплекс упражнений для младенцев, направленных на развитие нескольких групп мышц. Все движения маленького должны быть приближены к естественным.

Для малыша собственное тело является игрушкой: он хватает себя за руки и за ноги, разглядывает их, играет с ними, изучая их, и тем самым получает о них определенную информацию. В гимнастических упражнениях нужно задействовать по возможности все части тела. Гимнастика для грудничков и массаж проводятся на ровной поверхности с подложкой из тонкого слоя поролона.

Классическая гимнастика от рождения до 2 месяцев

Ребенок в грудничковом возрасте недостаточно владеет телом, единственное, что он может - бессознательно размахивать руками и ногами, поэтому необходимо упорядочить его движения. Для этого вполне подойдет самая элементарная, но очень эффективная утренняя зарядка. В возрасте 2 месяцев можно проводить те же упражнения, но увеличить их продолжительность:

  1. Ползание - ребенка нужно перевернуть на живот, ноги при этом согнуты в коленях. Ладонью необходимо упереться в его ступни. Рефлекторно он оттолкнется от нее и продвинется вперед. Малыш может выполнить это действие несколько раз, но злоупотреблять его терпением не стоит.
  2. Эмбриончик - следует положить ребенка на спинку. Ручки складываем на груди, ножки подтягиваем к животу. Голову малыша нужно бережно направить к груди и придерживать так некоторое время.
  3. Ходьба - держа малыша под мышки, поставить его стопами на поверхность стола, слегка наклонить корпус вперед. Он инстинктивно начнет перебирать ногами, слегка упираясь в поверхность.
  4. Велосипед - традиционное классическое упражнение (рекомендуем прочитать: ). Дитя лежит на спине, ноги согнуты в коленях, их нужно поочередно подтягивать к животу, имитируя кручение педалей.
  5. Не нужно бояться осваивать мяч для фитнеса. Ребенка кладем животом на мяч с раздвинутыми в стороны руками и ногами. Мяч нужно покачивать с небольшим размахом, контролируя, чтобы кроха не соскользнул.


Упражнения на фитболе - отличный вариант для детишек с 1 месяца и старше. Единственный нюанс - маме придется быть очень осторожной, чтобы кроха не упал с мяча

Классическая гимнастика для новорожденных рекомендуется детишкам с 1 месяца, потом упражнения на физическое развитие можно переводить на более сложный уровень. Длительность зарядки – 10-15 минут.

Классическая гимнастика в возрасте 3 месяцев

К 3-хмесячному возрасту малыш уже достаточно натренирован, поэтому можно вносить в занятия новые элементы в комплекс утренних упражнений. Когда крошке исполнится 3 месяца, упражнения, уже освоенные в 2 месяца, можно дополнить следующими элементами:

  • Переворачивание на живот – мама берет ребенка за одну ручку. Второй рукой мама захватывает в области голени обе ножки. Поворот на бок начинается с ног, потом подтягиваем руку, пока он сам не перевернется.
  • Неполное присаживание – лежащему на спине малышу нужно подать большие пальцы, чтобы он их плотно сжал. Остальными пальцами захватываем ладошку и приподнимаем его, не доводя до положения сидя. В результате происходит тренировка мышц пресса, шеи, позвоночника.
  • Скользящие ступни - уложить малыша на спину, захватить ноги внизу, медленно выпрямить одну ногу, выполняя ею скользящее движение. Затем упражнение повторяется для второй ноги.
  • Пловец - ребенок лежит на животе, мама подводит ладонь под его живот и грудь, второй рукой держи ноги. Его нужно поднять на несколько секунд на ладони, ноги должны быть чуть выше, чем голова. Это упражнение достаточно повторить 1 раз.


Упражнения с ножками и ступнями очень важны, поскольку там расположено огромное количество жизненно важных точек. Кроме того, именно мышцы ног отвечают за дальнейшую двигательную активность ребенка

Как проводятся занятия по динамической гимнастике?

Динамическая гимнастика считается одним из видов интенсивных развивающих упражнений. Они отличаются тем, что у упражнений повышается уровень сложности. Основные движения – вращение, качание ребенка вниз или вверх головой, чего не нужно пугаться родителям, так как при соответствующей подготовке и сопровождении инструктора это реально можно делать без ущерба для здоровья крохи.

Для тех родителей, которые хотят заниматься с малышом динамической гимнастикой, не стоит приступать к ней, не пройдя предварительную подготовку со специалистом. Как и у всяких тренировочных упражнений для детей, существуют определенные противопоказания для их раннего выполнения: повышенное мышечное напряжение, неправильное развитие тазобедренных суставов или увеличенная их подвижность.

Динамические упражнения

Динамическая гимнастика проводится в специально организованных группах под руководством инструкторов. Потом, набравшись опыта, можно проводить такие упражнения самостоятельно:

  1. Ребенок лежит на животе. Одной рукой берем его за ручку в районе запястья, другой – в районе икры. Нужно поднять его вверх несколько раз. Потом упражнение выполняется аналогично с другой стороны.
  2. Малыш лежит на спине. Его нужно взять руками за щиколотки, поднять за ноги кверху, покачать с минимальной амплитудой 3 раза.
  3. Положить ребенка спиной на кроватку, большие пальцы рук мамы у него в ладошках, остальными пальцами обхватываются запястья. Плавно поднимаем его с кровати, затем нужно вскинуть ребенка таким образом, чтобы его руки были разведены в стороны. Повторить 3 раза.

Эти упражнения считаются основными, с них можно постепенно практиковать занятия динамической гимнастикой. Существует масса упражнений в динамической гимнастике, которым можно научиться у инструктора, расписав для ребенка индивидуальную программу. Можно также посмотреть комплекс на видео, чтобы убедиться, что упражнения безопасны для ребенка, если проводить их правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, уместно проконсультироваться со специалистами. Родителям необходимо знать, что динамическая гимнастика может быть травмоопасна для детей. Необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка родителей и отсутствие противопоказаний у ребенка.

Те родители, которые не поддерживают приверженцев динамической гимнастики, аргументируют это тем, что она травмоопасна. Родители, которые применяют на практике динамическую гимнастику, считают, что упражнения укрепляют малыша, корректируют мышечный тонус, развивают вестибулярный аппарат, а также укрепляют психологический контакт с родителями.

Динамическая гимнастика для малышей может практиковаться интенсивно с 1 месяца или с полутора. К этому возрасту грудничок уже выходит постепенно из ранней аутической стадии развития и более активно реагирует на окружающих его людей. Если до этого он только и делал, что лежал в одном положении, то благодаря гимнастике он познакомится с окружающим миром.

Давайте вместе научимся проводить
гимнастику для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев и от 9 месяцев до года на простых комплексах.

Возрастные особенности детей от 6 до 9 месяцев

После 6-ти месяцев у ребенка особенно быстро развиваются произвольные движения. По просьбе взрослого он подает ручку, машет ею, подолгу занимается с игрушками, начинает лепетать.

Семимесячные дети сидят без опоры; в положении сидя выпрямляют и наклоняют туловище; встают на колени; цепляясь за сетку кровати, поднимаются на четвереньки; начинают ползать.

Восьмимесячные сами садятся и ложатся; встают на ноги, цепляясь за неподвижный предмет; хорошо ползают; переступают при поддержке за руки. Девятимесячные могут долго стоять, держась за одну руку; переступают, ухватившись за перила кровати.

Поэтому в комплекс включаются упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию, и дыхательные упражнения.

Общая продолжительность занятий 8-10 минут.

Гимнастика: упражнения для детей от 6 до 9 месяцев

1. Круговые движения руками. Исходное положение (в дальнейшем: И, п.) - лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить руками большие пальцы взрослого. Выпрямленными ручками проделывайте круговые движения в плечевых суставах снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз). Цель - углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

2. Поднимание выпрямленных ног. И. п.- то же. Обхватите голени малыша так, чтобы большие пальцы лежали на задней стороне ножки, а остальные на коленях. Приподнимайте выпрямленные ножки до вертикального положения и плавно опускайте (4-6 раз). Цель - укрепление мышц брюшного пресса, ног и углубление дыхания (рис. 1).

3. Отведение плеч назад со сведением лопаток. И. п.- лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Дайте малышу обхватить свои указательные пальцы и выпрямляйте его руки вперед. Головку слег­ка приподнимите над столом; затем согните ручки в локтях и прижмите их к бокам, а плечи отводите на­зад до наибольшего сближения лопаток (1-2 раза). Цель - укрепление мышц спины и плечевого пояса.

4. Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки. И. п. - лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить указательные пальцы взрослого. Слегка потягивая за согнутые в локтях ручки, помогайте ребенку приподняться и присесть (1-2 раза). Цель - укрепление рук, плечевого пояса и брюшного пресса, развитие навыка самостоятельно садиться.

5. Приподнимание ребенка на ноги при поддержке за кисти рук. И. п.- лежать на животе, ногами к переднему краю стола, обхватить указательные пальцы взрослого. Ручки выпрямите вперед, приподнимите взерх и отведите немного назад. При этом ребенок зстает сначала на колени, а затем на ноги (1-2 раза). Цель - укрепление мышц спины, шеи и ног, развитие навыка вставать.

6. Присаживание при поддержке за одну руку. И. п.- лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Положите одну руку на колени, другой придерживайте отведенную в сторону ручку. Со словами «сядь», «сядь» помогайте присаживаться. Придерживайте попеременно за одну и другую ручку (1-2 раза). Цель - укрепление мышц брюшного пресса и развитие навыка садиться.

7. Ползание. И. п. - лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Перед малышом положите яркую игрушку. Ножки его согнуты в коленях и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не продвигается вперед, то подложите свою правую руку под его грудь и продвигайте вперед (4-6 раз). Цель - укрепление мышц ног, живота и спины, развитие ползания (рис. 2).

8. Переступание при поддержке за кисти рук. И. п.- стоять лицом к взрослому. Придерживая за кисти согнутых в локтях ручек, со словами «иди», «иди» помогайте ребенку переступать и делать 5-8 шагов (1-2 раза). Цель - укрепление мышц ног и туловища, развитие умения ходить.

Возрастные особенности детей от 9 месяцев до года

Девятимесячные дети при небольшой поддержке хорошо стоят. Вот почему некоторые упражнения даются из исходного вертикального положения. В этом возрасте возникает понимание речи, поэтому и упражнения сопровождайте краткими словами.

Десятимесячные недолго стоят без опоры, ходят, придерживаясь, например, за каталку.

Одиннадцатимесячные долго стоят без опоры, ходят при поддержке за одну ручку, пытаются делать первые шаги.

Годовалые дети начинают самостоятельно ходить; стоя без опоры, приседают и выпрямляются.

Общая продолжительность занятий 10-12 минут.

Гимнастика: упражнения для детей от 9 месяцев до года

1. Круговые движения руками. И. п.- лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Ребенок и взрослый держатся за небольшие кольца. Круговые движения производите в одну и другую стороны (4-6 раз). Цель - углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

2. Приподнимание выпрямленных ног. И. п.- то же. На высоте выпрямленных ножек поднимите палочку и со словами «выше», «выше» добейтесь, чтобы ребенок дотянулся до нее ногами (2-3 раза). Цель-укрепление мышц брюшного пресса и углубление дыхания.

3. Вставание на ноги из положения лежа на животе. И. п. - лежать на животе, ногами к переднему краю стола. При помощи колец, за которые держатся ребенок и взрослый, помогите встать на ножки малышу (1 - 2 раза). Цель - укрепление мышц плечевого пояса, ног и туловища.

4. Наклон и выпрямление туловища. И. п. - стоять, прислонившись спиной к взрослому. У ног ребенка положите игрушку, удобную для захватывания. Одной рукой придерживайте малыша за колени, а другой за животик. Со словами «возьми», «возьми» добейтесь, чтобы он взял игрушку и снова выпрямился (2-3 раза). Цель-укрепление мышц спины, живота и разви¬тие координации з работе мышц туловища (рис. 3).

5. Сгибание и разгибание рук. И. п.- стоять лицом к взрослому и держаться за кольца, которые одновременно держит и взрослый. Производите попеременное сгибание и разгибание рук в плечевом и локтевом суставах (6-8 раз). Цель - укрепление рук и мышц плечевого пояса.

6. Приседание. И. п.- то же. Придерживая ребенка за обе согнутые в локтях руки, побуждают его к приседанию, произнося: «присядь», «присядь» (2-3 раза). Цель - укрепление мышц туловища, ног, рук и плечевого пояса (рис. 4).

7. Ходьба за каталкой. Держась за спинку каталки обеими руками или одной рукой, ребенок шагает за ней в течение 1-2 минут. Цель-развитие навыка к самостоятельной ходьбе.

Мамочки, внимание! Если у ребеночка есть особенности в развитии, врач наверняка «пропишет» вам специальную лечебную гимнастику для детей до года.

И напоследок очень полезное видео, которое наглядно покажет, как проводить массаж и гимнастику с детьми до 1 года:

В период жизни детей от 1 года до 3 лет совершенствуется развитие уже имеющихся двигательных навыков и статических напряжений мышц, вырабатывается правильная осанка.

Вот некоторые показатели развития основных движений следует использовать родителям для оценки двигательных возможностей своего ребенка.

Что должен уметь ребенок в 12-14 месяцев:
Самостоятельная ходьба; лазание по лесенке высотой 1 м; перелезание на четвереньках через препятствие; подпрыгивание на месте при поддержке за обе руки; бросание мяча двумя руками.

Ребенок в 14-16 месяцев:
Перешагивание через палку; бросание мяча на расстояние до 50 см; ходьба по лестнице приставным шагом; залезание на горку.

Что умеет ребенок в полтора года (1 год 6 мес):
Перешагивание через препятствие высотой 10 см; влезание на бревно; бросание мяча в цель с расстояния в 20- 40 см; подпрыгивание на месте; ходьба по гимнастической скамейке.

В 1 год 7 месяцев - 2 года:
Ходьба по наклонной доске, поднятой на 20-25 см от пола; влезание на лестницу высотой 1,5 м; перешагивание через веревку, поднятую на 20 см над полом; бросание мяча в цель с расстояния 50-70 см; бег без «полета»; прыгание.

В 2-2,5 года:
Ходьба по наклонной доске, поднятой на 25- 30 см от пола; влезание на табурет высотой 20 см; перешагивание через палку, приподнятую на 20- 30 см от пола; бросание мяча в цель на расстояние 80-100 см; бег с «полетом».

Что нужно для занятий спортом с детьми

Предоставьте ребенку для занятий специально оборудованную комнату или часть комнаты, где должны быть лесенка, скамейка, наклонная плоскость, кубы, 2 обруча, мячи разного размера, веревка, гимнастические палки 40 и 50 см, корзина, скакалка, 2 булавы, игрушки.

Ежедневно в утренние часы проводите зарядку с одним из этих предметов, используя уже знакомые упражнения, в течение 10 мин. При недостатке времени проведите занятие с мячом: побегайте, попрыгайте. Непременно проветрите помещение и расстелите ковер для смягчения прыжков, так как свод стопы ребенка еще формируется.

До обеда ребенок должен гулять на свежем воздухе: кататься на самокате, велосипеде, играть в песочнице. В это время можно провести интенсивный урок в течение 15- 20 мин, включая упражнения на снарядах. Проведите подвижные игры для развития навыков лазания, бега, равновесия и развития физических качеств - ловкости, силы и выносливости.

Летом полезны прогулки по пересеченной местности: ребенок должен преодолевать подъемы, кочки, пройти по бревну, доске, залезть на пенек, перепрыгнуть канавку. В возрасте 2-3 лет прогулки совершаются на расстояние 200- 500 м и более.

Зимой берите с собой на прогулку метелки, лопатки, санки, играйте с детьми в снежки. Дети 1 1/2-2 лет охотно катают в санях кукол, грузы, съезжают с горок на ногах, держась за сани.

В 2,5-3 года можно обучать ребенка ходьбе на лыжах, сначала без палок. Длительность первых занятий не должна превышать 15 мин, постепенно время увеличивается до 1 ч. Приучайте детей к холоду и ветру. В любую погоду ребенок должен гулять, активно двигаться - это наилучший способ воспитания здоровых детей.

Во второй половине дня после дневного сна занятия нацелены на освоение разнообразных движений с мячом, флажками, обручами и другими предметами. Можно широко использовать лазание по гимнастической стенке, ходьбу по гимнастической скамейке, горке. Часть таких упражнений проводят на свежем воздухе на «дорожке здоровья», которая оборудована спортивными снарядами для детей раннего возраста. В ходе совместных занятий проявляется взаимопонимание детей и родителей, которые помогают ребенку преодолеть страх, быть внимательным при выполнении заданий, не отставать от коллективных действий всей группы.

Гимнастика для малышей

Основная задача физического воспитания детей раннего возраста - совершенствование двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, метание, прыжки) и выработка правильной осанки.

Физические упражнения в возрасте от 1 года до 3 лет:
1. Общеразвивающие физические упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц конечностей.
Упражнение «велосипед» - выполняется лежа на спине на коврике - сгибание и разгибание ног, имитирующие движения на велосипеде. Способствует укреплению мышц брюшного пресса.
Упражнение «лодочка» - лежа на животе на ковре вытянуть прямые руки вверх. Служит для укрепления мышц спины.

2. Для совершенствования ходьбы и бега используют подвижные игры: «Воробьи»,
«Дождик», «Паровозик», « Лошадки».

Например, игра «Паровозик »: дети встают друг за другом, первый из них изображает паровоз, а все остальные - вагоны. Дети ходят за «паровозом», двигают руками и произносят: «Чух-чух-чух, ту-ту-У-У».

Игра «Лошадки »: дети изображают лошадок и кучеров; бегают, высоко поднимая ноги, меняют темп движения по команде.

Для ловкости и смелости - игра «Мишка на наклонной плоскости ». В игре используется гимнастическая скамейка или доска, один конец которой поднимается на высоту 10- 20 см от пола. Дети по очереди на четвереньках поднимаются вверх по скамейке и осторожно слезают с нее.

3. Для развития метания - игра «Кегли», «Мяч в корзину». Дети бросают по очереди в корзину маленькие мячи диаметром 3-5 см. Корзина расположена от места бросания на расстоянии 1 м.

4. Акробатические подготовительные упражнения:
- быстро сесть на пол и встать;
- преодолеть высоту (ребенка поднять на вытянутых руках);
- качание на руках и на ноге взрослого.
Родители должны помнить, что ни в коем случае нельзя подкидывать ребенка вверх!

5. Музыкально-ритмические физические упражнения:
- имитационные упражнения с песнями «Ладушки», «Каравай», «Утята»,
- имитационные упражнения со стихами: «Наши пальчики писали», «Мельница», «Часики тик-так».

В естественных условиях на свежем воздухе рекомендуем:
- перебросить мяч через кустарник;
- залезть на пенек;
- подняться на горку с пологим склоном;
- качели.

Примерные комплексы упражнений для детей разных возрастных групп

1,5 года:
1. Ходьба вокруг обруча под песню «Каравай» (взрослый придерживает ребенка за
руки).
2. Быстрая ходьба за катящимся вперед обручем.
3. Прыжки в обруч.
4. Ползание через вертикально стоящий обруч.
5. Метание мяча в горизонтально расположенный обруч, находящийся на расстоянии 50 см от ребенка.
6. Имитационное упражнение «Велосипед».
7. Упражнение «Лодочка».
8. Сидя на стуле, подтянуть к себе обруч ногами (упражнения для развития мышц стопы).

1,5-2 года:
1. Ходьба по наклонной доске (слегка помогая ребенку).
2. Прыжки «Зайка»: менять направление, сопровождать стихом «Уши выше, лапы шире».
3. Проползание под веревку.
4. Бросание мяча из-за головы на расстояние 80-100 см.
5. Перешагивание через мячи (совершенствует равновесие).
6. Лежа на спине, поочередное поднимание ног вверх.
7. Лежа на животе, поднимание мяча вверх двумя руками.
8. Лазание по лесенке на высоту 1,5 м. Повторить 1-2 раза.
9. Имитационные движения для рук со стихом «Наши пальчики устали». Расслабление рук и кистей.

2-3 года:
1. Ходьба по кружкам - перешагивание с одного кружка в другой.
2. Бег «Лошадки»: менять темп (быстрее, медленнее) 16-20 с.
3. Бросание мяча одной и другой руками в цель с расстояния 1 м.
4. Лежа на спине, ноги удерживает взрослый. Упражнение - сесть, лечь.
5. Лежа на животе, поднимание туловища и прямых рук вверх.
6. Подлезание под палку, находящуюся на высоте 40-46 см от пола.
7. Прыжки на двух ногах через палку, лежащую на полу.
8. Ходьба на носках, на пятках со стихом «Цапля ходит по балкону».
9. Упражнение на расслабление мышц рук и ног - «Стряхнуть снежинки».

Утренняя гигиеническая зарядка для детей 1-3 лет

Для перехода от сна к бодрствованию рекомендуется проводить утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку) вместе с родителями. Важно помнить, что для малыша главное - делать все так, как это делают мама и папа, братья и сестры. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы.

Не превращайте утренние занятия в тренировку: на всю зарядку отводится 10-15 мин.

Схема комплекса утренней гимнастики:
- потягивание;
- ходьба и бег на месте или в движении;
- упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса;
- упражнения для мышц туловища, живота;
- упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);
- упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады в сторону);
- упражнение на расслабление мышц;
- дыхательные упражнения.

Комплексы следует менять через 3-4 нед, при этом возможно повторение отдельных упражнений при изменении исходных положений рук, ног, туловища. В комплексы утренней зарядки следует включать упражнения на выработку правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Эффективность зарядки возрастает, если выполнять упражнения с предметами: гимнастической палкой, скакалкой, мячами и т. д. В конце зарядки включайте легкий бег. После зарядки переходите к водным процедурам.

До и после зарядки подсчитайте пульс у ребенка (у детей-дошкольников - 100-110 уд/мин).

Эффективность во много раз возрастает, если зарядка проводится на открытом воздухе. При этом увеличивается насыщение крови кислородом, столь необходимым для питания клеток и тканей организма, совершенствуются функции дыхания и кровообращения. На открытом воздухе создаются наилучшие условия для реализации потребностей в движениях, возникает возможность использования большого пространства.

Если же Вы занимаетесь в помещении, не забудьте хорошо проветрить комнату, откройте форточку или окно при хорошей погоде; занимайтесь в трусиках и майке, босиком или в спортивных тапочках

В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! - пусть эти слова станут девизом вашей семьи.

Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5-10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.

Зарядка для самых маленьких

Достань солнышко . Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.

На носочках и на пяточках . Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.

Приседания . Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.

Мостик . Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»

Паровозик . Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.

Самолетик . Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».

Ножницы . Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное - старание!

Кошечка . Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косолапый . Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.

Бег и прыжки . Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.

Профилактика плоскостопия

Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».

◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.

◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)

А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)

А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)