Говорят ли глухонемые. Задалась вопросом плачут ли при рождении глухонемые детки? Немые люди: причины невозможности говорить

Опубликовано 15 марта 2011, 00:59 | 280 людей просмотрели Все ли "глухонемые", по вашему, глухие и немые? ...

Глухонемые люди - насколько хорошо Вы знаете эту часть нашего общества?

Все ли "глухонемые", по вашему, глухие и немые ?

Если нет, то тогда как же лучше сказать когда говорим о этих людях?

Если говорить чисто медицинскими терминами, то "глухонемых" людей на планете очень мало. Почему?

Человек может быть абсолютно глух , но немота , как заболевание, в сочетании с глухотой - явление крайне редкое. Но, если течение жизни неслышащий человек не развивает свою речь (а это в разы сложнее чем слышащим людям), то он просто не научится или перестанет говорить, имея совершенно здоровый речевой аппарат.

К тому же немым глухого делало и делает нежелание и неспособность общества дать ему возможность адаптироваться в слышащем мире. Вся же путанница началось со времен 100-летней давности, когда о мире глухих было известно совсем мало и неслышащим людям, из-за невозможности их обучить, приходилось довольствоваться лишь теми средствами общения, которые они сами себе придумывали (и тому пример известный рассказ "Му-Му").

Ясно, что окружающие люди, видя что человек и не слышит, и не говорит, не долго думая по ошибке называли его глухонемым ! (Точно также, не разбираясь долго, мы можем корейца назвать японцем или китайцем - они же там все на одно лицо, - но это неправда, и это может даже обидеть его. Он нас поправит и скажет, что он кореец. ) Это же можно применить и к различию слов "глухие" и "слабослышащие".

Поэтому на сегодняшний день слово "глухонемой" употребляют чаще всего глухие люди старшего поколения, а вот молодым больше нравится говорить "глухой" или слабослышащий".

И не удивляйтесь если кто-то из них вас поправит, сказав что он не глухонемой, а глухой или даже слабослышащий. Это вполне нормально и нам, слышащим надо это понимать - кому хочется прикреплять себе ярлыки болезней, которыми он не болеет! Лично мне даже проще называть их не "глухонемой", а "глухой", хотя в начале надо было чуть переучиваться.

Кстати, многие глухие в самом деле достойны похвалы , так как не сосредотачиваются на названии а смотрят гораздо глубже. Вот как выразился один из них:

Я твердо знаю, что если меня назовут "глухонемой" - я не стану от этого хуже! И мои друзья не будут меня уважать и любить меньше. И те люди с которыми я знаком - не будут относится ко мне хуже. И наоборот, если меня назовут "слабослышащим" - ни мое отношение к себе, ни отношение ко мне окружающих не изменится. Мнение тех, с которыми я не знаком - мне безразлично, а если я с ними познакомлюсь, то тогда они будут судить обо мне вовсе не по ярлыку.

13 фактов о глухих и всём, что с ними связано, о которых вы не знали и никогда не задумывались.

Прежде всего, я хочу сказать, что глухие люди - абсолютно такие же люди, как и все остальные. Поясню на понятном примере. Мы же не дискриминируем испанцев или канадцев за то, что они не русские и родились в другой стране. Так же и с глухими. Они как будто составляют отдельную нацию со своим языком и традициями. Мало того, они воспринимают окружающий мир иначе, чем мы, но не могут представить, как это возможно - слышать, и что это такое. Примерно так мы не можем представить себе, например, четвёртое измерение, живя в трёх. У них есть нарушения слуха, но зато другие чувства крайне обострены, причём настолько, что мы можем им только завидовать. И несмотря на это, все мы в равной степени люди, как с биологической, так и с психологической точки зрения, и относиться к глухим нужно как к равным.

1. 30 декабря 2012 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 и 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», в соответствии с которым существенно изменился статус русского жестового языка со «средства межличностного общения» на «язык общения», появились возможности для его изучения и развития. Ведь с точки зрения современной науки, жестовые языки глухих являются полноценными естественными языками.

2. Глухонемых людей - не существует. Все глухие могут издавать речевые звуки, просто они не могут научиться делать это самостоятельно - они не слышат "образца" речи. Таким же образом дети-"маугли", не слышавшие человеческой речи тоже не в состоянии научиться говорить сами. С другой стороны, у глухих есть свой язык - жестовый, и они им активно пользуются для общения.

3. Глухие называют нас не «слышащими», а «говорящими», потому что с их перспективы мы отличаемся от них только тем, что при общении зачем-то шевелим губами.

4. Всем глухим очень важны тактильные ощущения, и чувствительность к ним у них повышена. За неимением слуха они острее чувствуют вибрации и реагируют на них незамедлительно. Также у глухих очень развита светочувствительность, поэтому в темноте они замечают даже малейшие отблески света. Таким образом природа компенсирует отсутствие слуха и помогает адаптироваться таким людям в мире.

5. Глухота - это только общее определение. На самом деле, существует 3 степени тугоухости и 4 группы глухоты. Степени тугоухости различаются по количеству воспринимаемых децибелл (ниже 80 дБ). По системе Неймана глухота начинается, когда человек не слышит звуки ниже 90 дБ, а её группы варьируются по диапазону воспринимаемых частот (в герцах). Люди с I группой глухоты воспринимают от 125 до 250 Гц, то есть часть неречевых звуков: громкий топот, шум машин и прочее. Только 3% глухих не слышат совсем ничего, и чаще всего это связано с аномалией строения ушной раковины и/или внутреннего уха.

6. В обычной жизни глухим помогают различные приспособления. Например при нажатии на дверной звонок по всей квартире начинают мигать лампочки. А для присмотра за маленьким ребёнком используются вибрирующие радио-няни, оповещающие о том, что ребёнок плачет.

7. Существует три вида переводчиков, работающих с глухими. Дактильные - показывают слова буквами с помощью специального жестового алфавита - "дактиля". Переводчики РЖЯ (русского жестового языка) - полноценные переводчики, переводящие с русского языка на РЖЯ (и наоборот) с помощью жестов. Калькирующие переводчики - переводчики, специализирующиеся на быстром дословном переводе с русского на РЖЯ, игнорируя грамматику и особенности жестового языка; это называется КЖР - калькирующая жестовая речь. Также, раньше существовала профессия "сурдопереводчик", совмещающая в себе переводчика и социального работника. Сейчас эта профессия исчезла из реестра профессий и должностей, заменившись на "переводчика русского жестового языка" и не содержащая в себе функций соц.работника.

8. В РЖЯ, как и в любом другом языке, есть свои правила. Причём грамматика РЖЯ больше похожа на английскую, чем на русскую.

9. Существует два метода обучения глухих: мимический (мимико-жестикулярный) и чистый устный метод (без использования жестов).

10. Существует заболевание под названием синдром Ушера. Он является наследственным заболеванием, которое характеризуется потерей слуха и прогрессирующей потерей зрения. То есть у глухого человека постепенно сужается угол зрения по горизонтали и вертикали (у глухих он изначально намного шире, чем у здоровых людей) и он примерно к 40 годам почти теряет зрение. Это заболевание диагностируется на ранних стадиях, но, к сожалению, не лечится. В таких случаях людей с этим диагнозом заранее учат тифлосурдопереводу. Такая речь тоже является жестовой, но у неё отсутствует размах, и все жесты показываются одной рукой, накрытой рукой собеседника.

11. Многие здоровые люди считают, что глухие - это бедные-несчастные инвалиды. Но сами они про себя так не считают. Они ведут максимально полную жизнь, учатся, занимаются бизнесом, водят машину (существует специальный знак "глухой водитель за рулём"), заводят семьи, воспитывают детей... Молодёжь часто даже ходит на дискотеки. Они не слышат (или почти не слышат) музыку, но чувствуют вибрации битов, которые как раз и вводят в своеобразный транс всех посетителей вечеринок.

12. Глухие имеют свою особенную культуру и психологию. Например, они говорят правду напрямую, без лести и ухода от прямого ответа, в отличие от слышащих. Это считается абсолютно естественным, и они искренне не понимают, когда говорящие обижаются на честные слова, вроде «Ты потолстела» или «Эта причёска тебе не идёт».

13. Существует жестовый театр и даже жестовое пение.

Как нас называть?

Да-да, тема не нова. Уже сто раз писали об этом. Неоднократно ВОГ объяснял слышащим, что не стоит называть глухих глухонемыми. Глухонемых людей не существует. Так или иначе, все глухие могут говорить. Просто речь у разных неслышащих - в разной степени разборчивости. Это зависит от степени слуха, от результатов занятий с сурдологопедами, от природных способностей и т.д. Глухие общаются на своём языке — жестовом, богатом по своей лингвистической структуре. Зачем я вам, глухим читателям, это рассказываю? Потому что и в мире глухих нет единства по отношению к термину «глухонемой», а так же — к словам, заменяющим его.

Часто видим-слышим слово «глухонемой» на официальных встречах с чиновниками, в поликлиниках, в социальных учреждениях. На полосах газет и журналов, сайтов слышащих средств массовой информации постоянно сталкиваемся с этим термином.

На официальном сайте mos.ru в новостях о фестивале «Территория жеста» в Театре мимики и жеста слышащие журналисты сообщают: «В составе театральных трупп, приглашённых к участию в событии, работают как глухонемые , так и слышащие актёры».

А вот скриншоты страниц учебника «Обществознание» (2012 год), по которому учатся сейчас шестиклассники в общеобразовательных школах. После изучения раздела «Общение» деткам задают вопрос: «Как общаются глухонемые ? К какому виду общения можно отнести этот способ?

Почему слово «глухонемой» так устойчиво в разговорном обиходе? На протяжении многих тысячелетий неслышащие-неговорящие люди считались необучаемыми и влачили почти полуживотное существование. Лишь в 1760 году во Франции впервые для глухих людей открыл школу аббат (священник) де Л’Эпе. В России первая школа для глухих детей была открыта в 1806 году в Павловске.

До 50-х годов XX века термин «глухонемой» использовали во всех документах и печатных изданиях.

— «19 марта на массовом митинге в Петрограде член Петроградского комитета глухонемых Евгений Журомский призвал: «Граждане глухонемые, объединимся в единый союз!»;
— «В апреле 1917 г. вышел первый номер газеты «Известия Московского Комитета глухонемых»;
— «В 1912 году в Москве регистрируется Московское общество глухонемых им. И.К. Арнольда».

Заметьте, тогда даже сами глухие не задумывались над обидностью словоформы «глухонемой». С середины 20-го века появились первые соображения о том, что жестовый язык равен языкам мира. Глухие перестали быть немыми. Однако, термин «глухонемые» прочно закрепился в сознании большинства людей.

Сейчас стало модным предъявлять претензии к тем, кто невзначай употребит слово «глухонемой». Это, пожалуй, простительно людям, далёким от своеобразного мира глухих, но вот сотрудники социальной сферы, а также педагоги и директора учебных заведений, где учатся глухие должны твёрдо знать, что слово «глухонемой» не считается приемлемым, когда речь идёт об инвалидах по слуху.

Сами неслышащие москвичи а также их слышащие знакомые по-разному воспринимают слово «глухонемой» :
Дмитрий Алексеевских (слабослышащий): Откровенно говоря, я привык к тому, что нас называют в обыденной жизни глухонемыми. Особо не коробит. Вот, если его употребляют на официальном уровне специалисты, работающие с глухими, то я, если есть возможность, поправляю людей. А почему термин не исчезнет? Да потому что, обыватель имеет скудное представление о мире глухих.

Сергей (слабослышащий): Нормально отношусь. Потому что, слышащие вкладывают иной смысл в это слово, нежели сами глухие. У слышащих «немой» - это тот, кто, по каким-либо причинам не может говорить, а «глухонемой» - ещё и не слышит. И слышащие не вкладывают в это слово никакого оскорбительного смысла.

Татьяна Бродская (глухая): Ничего страшного. Слово произошло из дореволюционного времени и до сих пор не исчезает. До сих пор остаётся категория глухих, которая относится к Герасиму, это уж точно и не исчезнет. Даже в больницах при поступлении в регистратуре пишут «глухонемая, контакт с ним затруднён». Хотя я с врачами легко общалась. Чему учат в медицинском институте, непонятно.

Любовь Бочкова (слабослышащая): Очень хорошо помню, когда 25 лет назад заведующая терапевтическим отделением Тамара Беляева чётко объяснила моему мужу, Александру Михайловичу, тогдашнему председателю общества глухих: «Запомните навсегда, что слово «глухонемой» ‒ это медицинский термин для науки, изменений нет и по-другому никак. Многие глухонемые ‒ глухие и слабослышащие ‒ не могут свободно общаться со слышащими и все. Медицина менять ничего не будет». Для меня лучше слово «глухой», чем «глухонемой». Помню хорошо, как редакция «Жизнь глухонемых» очень долго добивалась от ЦК КПСС изменить это слово и там дали добро. Но медицина осталась при своём.

Алина Дерина (слышащая): Мне не нравится слово «глухонемой». Человек всего лишь не слышит, но речь какая-то у него всё равно есть. Немой звуков не издаёт вовсе, так что сочетание слов не соответствует действительности. Глухим людям не очень приятно читать на их медицинских картах, в каких-либо документах, что он глухонемой. Почему из уст слышащих людей это слово не уходит? Мне кажется из-за сравнения глухих с Чарли Чаплином в немом кино. Мне кажется больше оттуда пошло это. Слышащие думают, что глухие не умеют говорить, и поэтому они ‒ глухонемые. Я в своей практике всегда исправляю людей, когда слышу и объясняю, что глухие могут говорить, но своеобразно. Глухого порой можно понять даже без переводчика.

Ирина (слышащая): Отношусь плохо. Потому что этим термином обозначают всех подряд и слабослышащих говорящих тоже. А это неправильно. Неясно как избавиться от стереотипа. Надо исключать этот термин из учебников, больше акцентировать на то, что есть глухие, слабослышащие.

Галина Гаврилова (глухая): Стереотип живуч! Слово «глухонемые» ‒ бессмертно. Я лично отношусь спокойно. Не дёргаюсь от этого слова. Немая так немая... И что? Представь себя на месте слышащего. Если ты не слышишь звука, но видишь машущего человека, автоматически приходит мысль «глухонемой». Надо в школах на уроке ОБЖ объяснять детям, что есть глухие, есть слабослышащие, есть позднооглохшие и т.д., что слово «глухонемой» давно кануло в лету.

Как видите, реакция на слово «глухонемой» очень разная. Кто-то спокойно относится, кому-то слово режет ухо и глаз, кто-то яростно отрицает это понятие… Почти все единогласно говорят, что надо активнее проводить пропаганду по истории и культуре глухих среди слышащих коллег, друзей, детей…

Текст: Марина АВРИНА

Зрение, слух, обоняние, осязание – это те качества человеческого организма, без которых нельзя представить обычную повседневную жизнь. Ходить на работу, обнимать родных людей, совершать покупки в любимом магазине и многое другое, большинство этих действий невозможно совершить, не опираясь на возможности нашего организма. Но жизнь непредсказуема. Иногда, в результате болезней либо несчастного случая, на свет появляются люди, у которых ограниченны, либо полностью отсутствуют эти возможности. Как же они справляются в этом мире?

Слепоглухонемые люди – одна из самых тяжелых категорий таких людей. Существует много больных с самыми различными симптомами этой болезни, но условно их можно поделить на четыре типа:

Тотально слепоглухонемые – эти люди полностью лишены слуха и зрения. В большинстве случаев речь может быть восстановлена с помощью специального обучения.

Слабослышащие слабовидящие – такая категория людей сохраняет остаточное зрение и слух, которые помогают им ориентироваться в пространстве.

Слабовидящие глухие – больной полностью лишен слуха, но сохранено остаточное зрение.

Слабослышащие слепые – у больного человека отсутствует зрение, но имеется небольшая возможность слышать звуки.

Казалось бы, эти люди обречены. И история нередко подтверждает фактами из жизни, как такие люди становились полу идиотами, которых семья прятала в самых дальних углах дома, ухаживая за ними до конца их жизни. Но никто не пробовал встать на их место.

Слепоглухие – самые одинокие люди в этом мире. Если человек видит, для него доступны все цвета, если слышит, то люди могут разговаривать с ним, но если он не видит и не слышит, то он практически полностью изолирован от нашей жизни. Чтобы у него была возможность развиваться и жить, ему необходимо обеспечить доступ к информации, которой владеют зряче слышащие, помочь перестроится на чувства, которые у него имеются, и научить общаться.

Как это возможно ? Ведь человек не видит, что ему показывают и не слышит, что ему говорят. Но он может ощупать руками необходимый предмет, исследовать его запах и попробовать на вкус. Всего лишь надо помочь ему перестроится.

Любой человек привыкает опираться в жизни на зрение и слух, порой забывая о том, что у него есть и другие возможности. После потери главных чувств собственного организма психика дезориентирована, без необходимой поддержки человек перестает развиваться, разговаривать, возникают проблемы с вестибулярным аппаратом. В этом случае с помощью специального обучения его можно научить общаться с помощью языка жестов, обучить навыкам самообслуживания, опираясь на чувства, которые у него есть, даже читать и писать с помощью системы Брайля. Некоторые люди с помощью педагога, смогли заново научиться разговаривать, и понимать, что говорят другие, положа руки на горло и губы собеседника. Человеческий организм сохраняет способность к обучению на протяжении всей жизни, лишь бы был педагог, который готов открыть перед своим учеником двери в другой мир.

Наличие остаточных чувств осложняет это обучение. Одно дело, когда человек лишился полностью слуха и . Тогда он может, используя предыдущий жизненный опыт, перестроится на другие чувства. Но, когда имеется остаточный слух или зрение, организм подсознательно пытается опираться на них, игнорируя тот факт, что их уже недостаточно для полноценной жизни. С помощью педагога можно преодолеть это сопротивление, и обучить человека новым возможностям. И тогда остаточные, когда то главные чувства, станут не помехой, а приятным дополнением к такому необычному способу жизни.

А как же быть с теми, кто рожден слепоглухонемым ? Такие дети не знают что такое человеческая речь, для них вообще не существуют предметы такими, какими мы их себе представляем. Их мир, это мир темноты и безмолвия, где нет ничего и никого.

Но и таким детям можно помочь. Важно лишь вовремя начать процесс обучения, не запустив до того момента, как ребенок повзрослеет. Как показала практика, взрослый уже не способен усвоить столько информации, сколько может понять ребенок. И такой человек обречен на полу животное существование, и пожизненную зависимость от других людей…

Процесс обучения глухих с рождения и слабослышащих детей навыкам общения зависит от многого:

  • степени потери слуха,
  • слышат ли родители (то есть речевая среда, в которой воспитывается ребенок),
  • какое образовательное учреждение посещает ребенок – специальная школа для глухих и слабослышащих или массовая (инклюзивная) школа,
  • уровня компетентности педагогов,
  • насколько родители вкладываются в создание специальных условий для развития ребенка,
  • имеются ли какие-то дополнительные особенности.

Поэтому и методики формирования произношения и развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей разные.

Глухие дети в семье глухих или слабослышащих родителей общаются на жестовом языке и навыкам общения на нем учатся точно так же, как слышащие дети в семье слышащих родителей. Тут нет абсолютно никакой разницы, кроме того, что во время общения глухие дети используют не слух и речь, а руки и глаза. Глухие родители точно также маленьким детям говорят на жестовом языке медленно и образно, как слышащие родители своим детям говорят медленнее и вместо «собака» говорят «гав-гав». Точно также повторяют им множество раз правила поведения в обществе, пока ребенок их не усвоит.

Другое дело – коммуникация глухого ребенка со слышащими. Навыкам общения на звучащем языке глухих и слабослышащих детей обучают специально. Формированием произношения и развитием слухового восприятия целенаправленно занимаются с самого рождения. Слуховые аппараты для использования остаточного слуха (тотально глухих людей во всем мире единицы) можно подбирать уже с 3-4- месяцев, сурдопедагоги и логопеды занимаются с ребенком, учат его произносить звуки и понимать обращенную речь слухо-зрительно.

Но важно понимать, что слуховые аппараты и даже кохлеарные имплантаты не делают глухого ребенка или ребенка с сильной потерей слуха слышащим. В специальных детских садах и школах для глухих или слабослышащих детей весь образовательный и воспитательный процесс построен так, чтобы ребенок в итоге смог самостоятельно контактировать со слышащими. Причем в образовательных учреждениях обучение глухого или слабослышащего ребенка почти всегда происходит без использования жестового языка, используется только дактиль (ручная азбука).

Таким образом, получается, что глухого ребенка учат на одном языке, а во внеурочное время он говорит на другом – ребенок растет вроде бы билингвом, но тут есть один очень важный нюанс. Когда слышащего ребенка обучают новому языку, ему на его родном языке объясняют правила и значение слов. В ситуации с глухим ребенком этого не происходит. Отсюда вытекают такие последствия, как неграмотность в русском языке, непонимание или неверное понимание значения слов. Самостоятельно научиться общаться со слышащими глухой ребенок с рождения или ребенок, потерявший слух до 3х лет, никогда не сможет. С самого его рождения для того, чтобы он смог общаться со слышащими, необходимо создавать специальные условия. Прежде всего - это насыщенная речевая среда, то есть ребенок должен видеть вокруг себя говорящих людей. Играя с глухим или слабослышащим ребенком, взрослому нужно следить, чтобы ребенок играл вместе с ним, а не просто безучастно наблюдал. В такой ситуации ребенок привыкает смотреть в лицо говорящего, пытается понять, что ему говорят по ситуации, по настроению взрослого, действиям. Ребенка мотивируют на то, чтобы он использовал голос, чтобы ему пришлось говорить, даже если его поняли и без слов. В процессе специальных игр и на занятиях фонетической ритмикой ребенка учат подражать звукам взрослого.