Хранение бересты. Подготовка бересты к работе

Дмитрий Житенёв | Берёста


Берёста

«Дай коры мне, о Берёза!

Жёлтой дай коры, Берёза…

Генри Лонгфелло. Песнь о Гайавате


Из Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля. «Берёста - верхний, светлый, ремковый слой берёзовой коры, она идёт кроме высидки дёгтя, на подстилку под тесовые кровли и столько же других нужд, как лыко. Бела берёза, да дёготь чёрен. Кабы не лыко, да не берёста, так бы мужичок рассыпался».


Когда едешь по сибирской или северной реке, вдоль которой расположены редкие посёлки или деревеньки, то на безлюдных и поросших лесом берегах вдруг начинают попадаться ободранные берёзки. Среди своих белоствольных сестёр они выделяются тёмными стволами. Это местные жители брали кору берёзы для своих нужд.


Ведь берёста всегда, испокон веков использовалась сельскими жителями. Много чего полезного можно изготовить из этого уникального природного материала. Вот далеко не полный перечень этих самых изделий. Во-первых, всяческие ёмкости - туески , коробочки и шкатулки, коробички и пестери (об этом я уже писал). Приспособления для оснащения неводов (кибаса-грузила) и сетей (наплава-поплавки), обувь (лапти), рукояти для ножей и даже ножны. Она шла на изготовление обуви (лапти).


Ну и, конечно, берёсту использовали в качестве материала для кровли на чум или шалаш. Народности Дальнего Востока и индейцы Северной Америки делали из берёсты лодки - берестянки и пироги .


Разные ковшики , корцы упоминаются в книге И.Забылина «Русский народ, его обычаи обряды, предания, суеверия и поэзия». Вот что, в частности, там написано об этом. «Корцы отличались от ковшей том, что дно у них было плоское; маленькие корцы назывались корчиками. Их название произошло от того, вероятно, что прежде их делали или из берёзовой коры или из древесных кореньев».


Из берёсты гнали дёготь, который использовался не только для смазки тележных осей и кожаной обуви, но и как лекарство для человека и домашних животных.


Раньше ведь не знали, что такое рубероид, вот и применяли берёсту для кровли. Я, например, когда жил на Печоре, то сделал себе погреб, выкопав огромную яму, а перед тем, как засыпать её, покрыл листами берёсты для того, чтобы дождевая вода не проникала в погреб. Вероятно, ни один синтетический материал не заменит эту кровлю. Эвенки испокон веков покрывали свои чумы листами берёсты, применяли её в качестве подстилки на постели. Да много ещё чего полезного можно извлечь их применения этого природного материала. Это производство даже называли «берёстовое дело».


Позволю себе привести длинную цитату из книги «Сельскому учителю о художественных народных ремёслах Сибири и Дальнего Востока» (М., «Просвещение», 1983).


«Пожалуй, самым распространённым материалом в быту у хантов и манси является берёста. Они искусно выделывают и сегодня самую разнообразную посуду для своих повседневных нужд и для продажи, изготовляют покрышки для летних жилищ - тиски, ночные колыбели (в отличие от дневных - из дерева).


Берёсту ханты и манси снимают с дерева три раза в году, в период наиболее интенсивного движения соков: весной по насту, в июле, когда цветёт шиповник, и осенью, когда опадает лист. Вначале делают вертикальный надрез, до луба. Затем - два горизонтальных, определяющих размер снимаемой части коры. Отдирают руками справа налево. Соскабливают самый белый шероховатый верхний слой.


Вот как раз это и показывает нам Рэй Мирс, побывавший и в нашей стране.



Прежде чем из берёсты что-либо делать, её необходимо проварить. Для этого отдельные куски берёсты свёртывают в трубки, ставят вертикально в котёл, заливают поверх водой, плотно укрывают мхом и варят в течение 10-12 часов. Берёста становится эластичной, годной для последующего употребления. Иногда берёсту так же проваривают в рыбьем жиру, и тогда она становится особенно прочной, не пропускает влагу и не делается хрупкой на морозе. Берёсту в изделиях сшивают сухожильными нитками из жил оленя, лося, а иногда и волосяными нитками из конских волос…

В хозяйстве народов Приамурья берёста использовалась чрезвычайно широко. Охотники и рыбаки покрывали ею шалаши в летнее время, её употребляли на подстилки для спанья в шалашах, из берёсты делали колыбели, лодки, веера, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия и т.п.


В конце мая, июне, июле мужчины, вооружившись специальными длинными (до 30-40 см) ножами с рукоятями длиной 80-100 см, отправлялись в тайгу за берёстой. Они отыскивали толстые берёзы с ровным, без изъянов берестяным покровом. На дереве делали длинный, до 1-1,5 м, вертикальный разрез, внизу и вверху его - два горизонтальных, кольцевых. Некоторые снимали берёсту «винтом», делая спиралевидные разрезы на коре.


Заготовленную кору для придания ей эластичности варили: её свёртывали в толстые рулоны, перевязывали их и ставили в большие котлы, подвешенные над кострами на улице. В воду иногда добавляли костяки различных рыб, так что при варке получалось нечто вроде слабого рыбного бульона. Удэгейцы между слоями берёсты прокладывали листья папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору. Процесс варки продолжался 3-5 часов. Если рулон был очень высок, сильно выступал из воды, его после варки переворачивали другим концом вниз и варку продолжали. Обработанная таким образом берёста становилась мягкой и эластичной, как кожа, её можно было сшивать крапивными нитками. Из такой берёсты изготовляли тиски - полотнища, которыми накрывали шалаши, укрывали от дождя поклажу в лодках, подстилали их в шалашах; берёсту сшивали в несколько слоёв по длине, делая полотнища в 3-4 м, их окаймляли берестяными каймами, чтобы края не рвались. Рыбаки и охотники в летнее время возили эти полотнища, свёрнутые в рулоны, с собой, они были нужны постоянно



Для изготовления сумочек, мешков, вёдер, коробок, шляп, корзинок берёсту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнём, отчего она размягчалась и становилась гибкой, а также расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий».


Надо ли говорить, что и сегодня в тайге не обойтись без берёсты. Пироги и берестянки делают едва ли, но мелкие коробочки пользуются успехом у таёжного люда и до сего времени. Правда, в большинстве эти изделия идут на сувениры. Кое-что можно сделать и самому. Не надо только для этого валить огромную берёзу. Берёсту можно добыть на лесосеках, которые в действии, по-моему, круглый год.


Как же изготовить из берёсты туесок? Довольно просто, но только для того, кто имеет хоть какие-то навыки в работе с древесиной. Но попытка, как говорят, не пытка…


Отрезок берёзового бревёшка надо брать в начале или середине июня. В это время кора, как говорят, у берёзы сама падает.



Во-первых, со ствола или толстого сука надо снять так называемый скoлотень (1 ). Это будет внутренняя часть туеска. С более толстого отрезка надо снять два куска коры. Один несколько длиннее, чем окружность сколотня, и пошире его (2 ), а второй - такой же длины, но поуже (3 ). В них делают вырезы так, как показано на рисунках. Стрелочки потом будут вставляться в треугольные вырезы. Расстояния а и б должны быть равны.


Все делается на глазок и подгоняется, как говорится, по месту.


Сколотень (4 ) обёртывают широкой полосой так, чтобы её наружная сторона была внутри и прилегала к такой же у сколотня (5 ). Стреловидные вырезы, осторожно сминая, вставляют в треугольные вырезы. Выступающий верхний край сколотня немного распаривают и аккуратно загибают на обёртку (6 ). Нижний же обёртывают узкой полосой и так же закрепляют замком (7 ). Это, собственно и есть замок. Однако перед этим вставляют донышко, которое вместе с крышкой готовят заранее. Из тонкой кедровой, берёзовой или осиновой дощечки аккуратно вырезают (лобзиком или просто ножиком) два кружка (донышко и крышку) диаметром каждый чуть больше внутреннего диаметра сколотня. Когда берёста высохнет окончательно. Донышко будет прилегать к ней так плотно, что вода не просочится. Крышку надо несколько раз вынуть и вставить, чтобы она не «срослась» с туеском. Однако с первого раза едва ли всё хорошо получится.



Чтобы легко было вынимать-вставлять крышку, надо приделать к ней ручку. Можно просто просверлить по центру дырочку и вставить в неё петельку из нетонкой верёвочки или из полоски той же берёсты (7 сверху).


Однако лучше сделать настоящую ручку (рисунок справа - 1). Для этого в крышке просверливают два отверстия, в которые ручка и будет вставлена. Она делается из сырого ивового прута необходимой длины и толщины (опять же на глазок - 2). Среднюю часть срезают вдоль наполовину, чтобы легче было согнуть и ручка бы не сломалась(3). Концы подгоняют по диаметру отверстий в крышке так, чтобы они выступали с нижней стороны. В этих концах шилом или буравчиком просверливают дырочки, в которые вставляют деревянные клинышки (4).


Крышку с такой ручкой снимать легко и удобно.



На Верхней Печоре повсеместно и до сего времени используют берестяные коробички. Сделать такую элементарно просто. Лист берёсты необходимой величины кладём на землю наружной стороной вниз и сгибаем противоположные стороны (1 и 2 ). Затем сгибаем углы (3 ), прижимаем их к торцам, прокалываем дырочки ножом или твёрдой острой палочкой и скрепляем заострёнными прутиками. Времени на это уходит не больше 5-10 минут.




А вот какое приспособления для хранения слепней, которых использовали как наживку при ловле хариуса используют сибиряки. Его я нашёл в книге Юрия Анатольевича Герасимова «Тропой таёжного охотника» (Чита, 1960 г.). Кстати он тоже охотовед и ещё перед Войной (в 1940 году) закончил наш Московский Пушно-меховой институт. Цитирую:


«Охотник нарезал из бересты шесть прямоугольников размером 6 на 8 сантиметров. Короткие стороны он нагрел над огнем и завернул так, что получились правильные квадраты. Из них он собрал глухую кубическую коробочку. Затем на одной стороне прорезал окошко, а над ним, под завернутые края бересты задвинул, как в пенале, берестяную полоску, служащую крышкой».


Вот такая получилась коробочка. Её можно использовать и для каких-нибудь других целей.



Материалы: http://www.dmitriyzhitenyov.com/index/berjosta/0-46

Береста сразу пригодна только для строительных нужд (например, прослойка между фундаментом и срубом) и для растопки печей. Для производства изделий же нужна первоначальная обработка бересты и, в нашем конкретном случае, дальнейшая подготовка бересты к плетению . В данной статье я рассмотрю основные этапы, которые включает в себя обработка бересты.

Основные этапы подготовки бересты

  1. Первый этап - предварительная очистка бересты
  2. Второй этап - сортировка
  3. Третий этап - слоение
  4. Четвёртый этап - нарезка

Стоит оговориться, что первые два этапа подходят исключительно для листового материала, а не ленточного в клубках. Клубки же трогать не следует до самого использования. К тому же слоение и нарезка клубковой бересты гораздо проще, чем листовой.

Предварительная очистка бересты

Предварительная обработка бересты (очистка) может быть проведена и во время заготовки, чтобы не нести лишнюю грязь в дом. Но иногда время играет против нас, и такое мероприятие приходится делать позже. Однако, свежая заготовленная береста слоится в разы лучше той, которая успела полежать и просохнуть за несколько месяцев, поэтому не откладывайте этот процесс надолго. Как показывает практика - отложив обработку бересты в долгий ящик, вы рискуете потерять гораздо больше полезного материала.

Чистятся обе стороны листа ото мха, лишайника (насколько возможно), прилипших фрагментов растительности. Должно получиться примерно так, чтобы при тряске листа бересты от него не летели в стороны шелуха и прочие элементы. Обработка бересты на этом этапе будет более продуктивной, если использовать жёсткую щётку, но главное не переусердствовать и не повредить нежный слой свежей бересты.

Сортировка бересты

На этапе сортировки необходимо определить предназначение каждого листа. Хотя деление бересты на сорта довольно условно, я все равно опишу общие свойства бересты и объединю их в группы.

Масштабность операции «сортировка» зависит от количества всей собранной бересты. Если бересты всего пару листов, говорить о сортировке, наверное, не стоит. Однако этот этап никак нельзя пропустить, и если вы отложите его сейчас, то обязательно вернётесь к нему перед самым плетением.

Первый сорт - ровные, в меру плотные листы, с наименьшим количеством наростов и повреждений, с ровным приятным цветом лицевой стороны замечательно подходят для плетения. Обработка бересты такого типа не вызовет больших неприятностей в дальнейшем.

Важно обратить пристальное внимание на чечевички. Они не должны сильно по цвету отличаться от самой бересты. Хорошо если слегка зеленоватого оттенка и не трескаются при деформации.

Ещё одним важным моментом является способность к расслоению. С края листа попытайтесь отслоить примерно половину от толщины листа. Если слоится тяжело с чистой стороны, то это доставит ряд хлопот при подготовке, а если слишком легко - при плетении. Этот опыт можно получить только когда попробуешь плести из нескольких видов бересты, поэтому не стану здесь больше разглагольствовать.

Ко второму сорту можно отнести более заросшую и грубую бересту. На лицевом слое заметны некоторые вкрапления и пятна, береста сложно (или слишком легко) слоиться, а чечевички тёмные длинные и с трещинами. На такой бересте много наростов и уплотнений от сучков. Из этого материала тоже можно плести, но большие изделия вроде коробов, корзин и пестерей, где её грубость будет способствовать требованию нагрузки.

Подобную бересту вплетали у лаптей в подошву, когда родной слой начинал изнашиваться. Она имеет разнообразную фактуру и текстуру, может пригодиться также для производства сувенирной продукции и игрушек. Иногда чрезмерная обработка бересты второго сорта излишняя, так как можно лишить её имеющихся узоров и сделать непригодной для части продукции. Будьте внимательней.

Самой неудачной берестой считается толстая кора со старых берёз или снятая в ранние (или поздние) сроки периода сбора. На лицевом слое много разноцветных участков, фрагментов присохшего луба и прочих образований. Очень мало чистых участков белого материала. Чечевички черные или дырявые и их края деформированы и создают бугры на бересте. Для плетения чаще всего такая береста не пригодна, так как подготовка этой бересты займёт много времени, а брака и отходов будет очень много.

Но не стоит сразу выбрасывать эти листы. Мастера находят в такой поверхности свою неповторимую привлекательность, и иногда специально ведут сбор некачественной бересты. Из такой породы получаются удачные композиции в сочетании с другим материалом. А можно, обладая некоторым художественным талантом, писать живописные картины, если увидеть в текстуре некоторый образ.

Клубковый сбор бересты вообще имеет смысл только для первого и второго сорта. В таком случае сорт определяется ещё на этапе заготовки и для третьего сорта бересты данный способ сбора попросту невозможен или малоэффективен.

Расслоение бересты нужно для приведения её к требуемой толщине для конкретного вида и размера изделия. Данную обработку бересты можно проводить непосредственно перед плетением и в нужной дозировке.

Сложно объяснить в физических величинах подходящую толщину и плотность материала, пригодного для плетения. Все зависит от величины и рода изделий. Самой универсальной толщиной считается толщина 0,7 мм. - это примерно толщина фотобумаги или листа для черчения, но для мелких изделий можно чуть тоньше. Ощущение нужной толщины придёт с опытом, и потом будет казаться, что береста сама подсказывает как надо, потому что она разделяется проще на определённом слое - сопротивляться этому ни в коем случае нельзя, потом проблем не счесть.

Новичку для удобства стоит разлиновать лист на полоски одинаковой ширины и настричь необходимое их количество. Нарезать ленты обязательно вдоль волокон (определить по направлению чечевичек). У мастеров, постоянно занимающихся подобным ремеслом, должно имеется приспособление (станок) для нарезки полосок бересты. Это позволяет сократить время на подготовку и получить ровные одинаковые ленты. Разлинованный лист стрижётся обычными ножницами или нарезается ножом-косяком по линейке.

Когда получили нужное количество полосок, их края лучше обстричь в виде трапеции. Это делается для того, чтобы облегчить плетение, когда требуется продёрнуть одну ленту под другой. Не стоит делать слишком острые концы - они при плетении начнут загибаться и слоиться. Разумеется, эта процедура проделывается только для количества лент, участвующих в плетении.

Если делается не плетёное изделие, а, например, сувенир, тогда производится начертание и выстригание необходимых выкроек. Здесь удобно использовать шаблон, чтобы рациональнее тратить материал.

Особенности клубковой бересты

С собранной в клубки берестой дела обстоят куда проще. И слоится она легче, и длина ленты не ограничена шириной листа. Когда расслаиваешь такую бересту, то получается две ровные ленты, одна с важной лицевой поверхностью, а другая в отходы либо на изготовление менее качественных изделий. Но есть и пара минусов.

Первый заключается в ограничении видов изделий, которые возможно изготовить. Ведь ленты ограничены по ширине и редко превышают 4-5 сантиметров. Такая береста пригодна только для плетения. Возможно изготовление некоторых сувениров, не требующих широких выкроек.

Второй минус - чечевички. Их направление (как и волокон) не соответствует направлению самой ленты, и находится под некоторым углом. Поэтому, особенно когда чечевички черные и длинные, на ленте появляются заусеницы, которые могут вызвать обрыв ленты.

После расслоения бересты из клубка до нужной толщины производится нарезка лент. Разлиновка тут больше тормозит, чем помогает, а станок окажется бесполезным в силу своих технических возможностей. Опытные мастера «на глаз» настригают ленты обычными ножницами и те получаются достаточно ровными. После нарезки края также стоит обстричь трапециевидно.

Если расстригается большее количество, чем необходимо, или вся береста, то стоит полученные ленты скрутить снова в клубки или рулоны. В последнем случае нужно перевязать ниткой, чтобы рулон не распался, или использовать канцелярскую скрепку.

Нет специальных правил подготовки бересты к хранению, есть только рекомендации, потому что хранить бересту можно в любом виде: неочищенной и очищенной, отсортированной или нарезанной. Каждый способ хранения может быть подвержен критике, но все же можно дать несколько советов.

Листовой материал следует хранить под прессом между двух ровных поверхностей, не давая бересте возможности (для манёвра) скрутиться (это дело береста любит больше всего). Листы при таком способе хранения не должны содержать на поверхности жидкости (липкий берёзовый сок, например), так как это вызовет скорое появление плесени. Желательно предварительно такую бересту подвергнуть первоначальной обработке в виде грубой очистки. Сортировка тоже не будет лишней из рациональных соображений - из-под пресса каждый раз придётся выбирать подходящие листы, когда этого можно избежать.

Хранить листовую бересту можно в любом месте, но от условий хранения будет зависеть сохранение её свойств, таких как эластичность и прочность. В сухом помещении она быстро станет ломкой, а во влажном - не сгниёт, конечно, но вырастит на себе множество микроорганизмов.

Самым лучшим вариантом будет в меру сухое, тёмное и прохладное помещение, что-то вроде проветриваемого подвала. Но по сути можно даже зимой в неотапливаемом гараже хранить:)

Клубковая береста не менее прихотлива. Её можно подвесить или просто расположить на сухом и чистом полу. Однако из-за рыхлости клубка высыхает такая береста гораздо быстрее, так как листы под прессом лучше сохраняют влагу и к тому же они цельные, то есть имеют меньшее отношение периметра к площади.

Аналогичная ситуация с расслоений берестой - её следует как можно раньше израсходовать, чтобы она не успела иссохнуть.

Ни в коем случае нельзя бересту хранить с использованием полиэтилена. Высыхая, береста будет выделять влагу, которая сконденсируется на полиэтилене и будет накапливаться, создавая благоприятную среду для микроорганизмов, а это уже даже опасно. Минусовая температура, разумеется, скроет такой недостаток, но она в нашей полосе далеко не весь сезон, а выделять холодильник для бересты - смешно. Картонные коробки лучше всего подходят в качестве тары для бересты в любом виде.

Все этапы подготовки бересты выполнены. Теперь все готово и можно переходить непосредственно к производству.

Заготовка бересты — это неотъемлемая часть ремесла плетения из бересты и требует наработки навыков и опыта так же как и само плетение.

Прежде чем начинать пробовать что-то делать из бересты своими руками нужно хорошо понимать как сделать заготовку для изделия.

Ключевые моменты заготовки бересты:

Место сбора

Березовая роща — лучшее место для сбора бересты. Технические и эстетические свойства бересты во многом зависят от места, где растут березы, и от их возраста. В густом смешанном лесу береста чаще всего непригодна для использования , так как она слишком поражена лишайником и грибами . На окраинах леса березы слишком узловаты и коренасты, что тоже не подходит мастерам . В рощах с умеренной тенистостью на не очень засушливых землях березы вырастают гладкими и стройными. А значит с качественной берестой .

Сбор бересты нужно проводить в разрешенных местах . Лучше заранее узнать у лесничество места предстоящей вырубки деревьев.

Можно договориться с местными заготовщиками дров. Помните — сбор бересты с живого дерева может сильно ему навредить .

Заготовка бересты регулируется местным законодательством . Например:

  • Закон Красноярского края о порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд
  • Закон Псковской области о заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов на территории Псковской области
  • Закон Московской области об использовании лесов на территории Московской области

Время сбора

Береста обычно прочно соединена со стволом березы, и лишь весной , во время «линяния», она без принуждения, легко отделяется от него. Именно этот временной момент используют для ее заготовки. В этот же период наблюдается сокодвижение. Лист набирает свою силу, становится темно-зеленым. В это время гремит первый гром, идет первая гроза. В Ленинградской области средние сроки заготовки бересты колеблются в пределах от 15-20 мая до 15 июня. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания березы, времени наступления и характера весны. В этот период — с середины мая — надо просто чаще наведываться в лес. По окончании сокодвижения береста как бы присыхает к лубу, а в конце лета заготовка ее становится практически невозможной .

В средней полосе России кору заготавливают в основном с середины мая до середи­ны июня.Вологодской и Архангельской областях период может начинаться с середины июня и продолжаться месяц, чаще всего, или немного дольше. Если правильно определе­но время, кора режется с легким по­трескиванием, края в местах разре­за приподнимаются. Перед планированием похода за материалом необходимо сделать пробные «вылазки» , чтобы определить, как хорошо отделяется береста от луба. Такие проверки можно начинать делать в разных местах уже с начала июня. В зависимости от периода и места сбора будут наблюдаться различные дефекты бересты. Так, например, в конце сезона сбора бересты в засушливых местах или на открытом солнечном месте вы будете наблюдать отслоение полезного (желтого) слоя бересты в виде вздутий пленки или изменение цвета бересты. Такого рода дефекты могут быть интересны для изготовления различного рода декоративных изделий, но негативно скажутся на качестве плетеных предметов.

Период заготовки бересты совпадает с периодом активности клещей, поэтому необходимы прививки против клещевого энцефалита и защитная одежда

Заготовка бересты может начаться и раньше срока, ведь мероприятия по поиску места заготовки - тоже требуют времени, и такая работа с берестой должна быть учтена мастером, чтобы не спохватиться в самый разгар сезона.

Инструмент

Перед походом нужно приготовить необходимые инструменты и приспособления, чтобы работа с берестой была эффективной и безопасной.

Первым предметом, имеющимся в распоряжении, должен быть нож-косяк . Такой нож изготавливается из полотна для пилки по железу, вклеенную в деревянную рукоять из мягких, несмолистых пород дерева. Лучше всего иметь пару ножей , с короткой и длинной ручкой (до метра длиной). Ножи должны быть заблаговременно заточены .

Так же придется изготовить что-то вроде плоской деревянной лопатки с неострыми краями. Этим инструментом аккуратно отделяется береста от луба, предотвращая повреждения материала и дерева. Бечевка пригодится для связывания пачек добытой бересты.

Список основных инструментов :

  • нож-косяк
  • деревянная лопатка (сочалка)
  • бечевка

Выбор дерева

В зависимости от вида изделий собирается разная береста . Для плетения небольших и средних изделий необходима береста с берез от 15 до 25 см. в диаметре. Для коробов и пестерей необходим более толстый материал, значит и березы должны быть старше.

Из сорока видов берез, растущих в России, только береза пушистая или ее гибридные формы с березой бородавчатой могут служить источником получения бересты, пригодной для изготовления изделий. Отличительной особенностью березы пушистой является мелкий густой пушок , покрывающий одногодичные побеги ее и листья. Листья березы пушистой имеют овальную или яйцевидную форму без оттянутой к черешку вершины, чаще всего двоякозубчатые. Ветви не обвислые, сережки после созревания долго остаются на дереве. Береза пушистая растет на почвах с умеренной влажностью, в смешанных лесах с умеренной тенистостью (она теневынослива), на боровых склонах.
Заготовка бересты начинается с тщательного обследования дерева . Необходимо выяснить ряд свойств, таких как толщина бересты , наличие сучков и мха, вид чечевичек. Чечевички – продольные полоски на бересте, через которые выполняется некоторый обмен веществ, поэтому в народе их называют «форточками» . Чечевички не должны быть слишком темными и большими, следует обратить внимание, не слишком ли они выступают над уровнем коры. Необходимо сделать разрез и отделить часть бересты от дерева. Только таким способом можно определить наличие некоторых дефектов и готовность бересты к сбору, при этом не навредив дереву .

Самая ценная береста для всех видов изделий — широко-пластная, слоистая, ровная, тонкая (средняя толщина до 1 мм), с небольшими узкими поверхностными чечевичками, теплая и бархатистая на ощупь, растяжимая, желтого, золотисто-желтого или желто-зеленого цветов. Такая береста бывает у берез в возрасте от 20 до 40 лет с гладким ровным стволом (диаметром более 160- 200 мм), без болезненных утолщений, наплывов, сучков, порезов, ярко выраженных корок и грибов. Исключение составляют случаи, когда необходима береста для прорезной резьбы. Тогда ищут молодые деревья в возрасте не старше 15-16 лет.

На окраинах полей, опушках леса часто растут березы с толстой корой. Береста у них с длинными и широкими чечевичками, гладкая, прочная, малорастяжимая, желтого, иногда красноватого оттенка или даже разноцветная: с северной стороны — желтая, с южной — красноватая. Это — береста второсортная . Она требует много усилий и времени при обработке. Береста с берез, растущих на торфянистых болотистых местах или отдельно на открытых пространствах,- непрочная, нерастяжимая, со множеством мелких и крупных почерневших чечевиц, толстая, пятнистая, в коросте, с отверстиями от ходов насекомых, однобокая, с утолщениями. Такую лучше не брать.

Перед непосредственным сбором береза очищается от старых слоев бересты, мха и лишайника. Делать это можно в перчатках, поглаживая ствол по направлению чечевичек.
Сняв хорошую, по вашему мнению, бересту, еще раз проверить ее вид, место, где растет данная береза, определить ее примерный возраст, диаметр ствола, его характерные особенности. Первая неуверенность, неопытность со временем проходят. Остаются знания. Подобные выходы в лес не исключают возможности и быстрой заготовки бересты (в местах рубки деревьев и их разделки), но и в этом случае надо суметь найти свою березу.

Заготовка бересты

Самым непрактичным и редким способом является использование специального инструмента – станка, который нарезает бересту по спирали на стволе. Из-за разного диаметра берез использование такого способа проблематично и ресурсоемко, а так же наносит больший вред самой березе.

Самый популярный , думаю, способ – сбор листами. Для этого делается вертикальный надрез на стволе ножом. Необходимо выдержать определенное давление на рукоятку ножа, чтобы не повредить луб и древесину, поэтому тут нужен некоторый опыт, который придет после нескольких таких операций.

Перед разрезом необходимо определить наиболее чистый край березы. С северной стороны всегда больше лишайника, поэтому там обычно береста хуже чистится и слоится. Не стоит делать надрез посреди чистой стороны березы – эта часть более пригодна для использования, и ее нужно сохранить как можно больше. Разрез делается между чистой и заросшей лишайником частью так, чтобы последняя осталась с краю предполагаемого листа. Резать посреди заросшей части тоже не стоит – это может вызвать трудности с отделением листа от луба и его дальнейшим расслоением.

После того как сделан разрез, аккуратно деревянной лопаткой отделяется береста от луба по всей длине разреза в обе стороны. В самый разгар сезона сбора бересты можно наблюдать, как береста сама отходит от ствола при надрезе. В этом случае и лопатка не нужна, можно собрать своими руками.

С чистой стороны береста отходит проще – начинать отделять лист нужно именно оттуда. Не стоит увлекаться большими листами. Вполне хватит ширины порядка 40-70см, в зависимости от готовящегося изделия. Широкие листы сложнее транспортировать и обрабатывать.

Самый старый , наверное, способ – сбор бересты в клубки (лентами). Он удобен для плетения массивных изделий, требующих длинные полоски. При таком способе у выбранной березы делается надрез шириной 3–4 см. как можно выше, затем аккуратно отгибается лопаточкой или ножом и ведется снятие бересты по спирали, слегка оттягивая полоску бересты вниз и на себя. Такие ленты сворачиваются в клубок с оставлением обязательного отверстия для просушки.

Такой способ может доставить поначалу некоторые неудобства, так как направление чечевичек будет отклонено от общего направления самой ленты, и может вызвать образование заусениц на бересте при плетении. Опытные мастера легко справляются с такими неудобствами и не считают это проблемой.

Для туесов береста собирается сложнее всего, ведь нужно собрать ее цилиндром, а значит березу придется спиливать. В таких случаях береза выбирается особо тщательно, потому что должна быть чистой и легко отслаивающейся. Спиливается дерево, оставаясь на пню. Валится так, чтобы не упала прямо на землю, а осталась на весу примерно в полуметре от почвы. Затем выбирается нужный участок коры и надрезается с двух сторон вкруговую. После этого очень аккуратно, не допуская разрывов, отслаивается тонким прутом или лопаточкой не от луба в этот раз, а от древесины. Эту процедуру нужно выполнить с двух торцов цилиндра, пока он не начнет проворачиваться по оси вокруг дерева. По всему стволу делается несколько таких цилиндров, а потом спиливается верхушка.

Когда все сделано бересту можно сдергивать со ствола, начиная с верхнего. Остатки луба после снятия со ствола можно отделить, слегка деформируя цилиндр. Потом заготовки вставляются друг в друга матрешками для транспортировки.

Транспортировка и хранение

Снятые листы аккуратно складываются, чередуя лицевую сторону к лицевой и изнаночную к изнаночной, подбираясь примерно по ширине. Делается это, чтобы защитить материал от загрязнения, так как листы первое время смочены в соке, и к ним может прилипнуть нежелательные элементы растительности, тем самым испортив ценный лицевой слой бересты. Сложенные листы можно связать в рулоны по 8–7 килограмм или в стопки, сжимая их с помощью бечевки и палок. Последний способ предпочтительнее тем, что распрямленную бересту проще обрабатывать и использовать.

Обратите внимание на то, что береста очень любит скручиваться , особенно в период сбора, ведь в это время уже печет солнце и температура воздуха достаточно высока. Поэтому сразу же после сбора листовой материал нужно поместить под пресс между двумя ровными поверхностями, например, двумя досками или полом и листом фанеры.

Заготовленная впрок береста может храниться несколько лет . Для этого ее помещают в закрытое сухое (летом прохладное) помещение. Куски пластовой бересты укладывают на деревянный щит в небольшие стопки, совмещая поперечные края, и прослаивают листами фанеры. Сверху уложенную бересту накрывают деревянным щитом, на котором размещают значительный груз, препятствующий сворачиванию концов бересты. Тогда она сохраняет свое первоначальное состояние и не коробится. Берестяную ленту хранят в клубках или рулонах, а сколотни — вставленными друг в друга.

Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определенное время, после чего её можно использовать в работе.

Экология заготовки бересты

Заготовка бересты своими руками сопровождается рядом особенностей, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить природе и самому себе, а также рационально заготовить сырье. Ведь не стоит забывать, что от срока хранения зависят свойства бересты (со временем ухудшаются), поэтому не стоит брать больше, чем сможешь израсходовать до следующего периода сбора.

По приходу в лес будьте предельно внимательны и осторожны - в траве и на кустах на уровне роста человека могут в это время попадаться чьи-нибудь жилища (с желторотыми юнцами например), не доставляйте неудобства обитателям столь прекрасного места.

Определив район посещения, в санэпидемстанции уточняется, не эндемичен ли он в отношении клещевого энцефалита. Там же решается вопрос о необходимости вакцинации и мерах предосторожности. Весной в лесу при заготовке бересты лучше находиться в резиновых сапогах, в рубашке с длинными рукавами (рукава на резинке или манжетах) и закрытым воротом, в шапочке с козырьком и пелеринкой, закрывающей уши и шею и смоченной в растворе диметилфталата, в перчатках.

Выйдя из, леса, обязательно проверьте, нет ли клещей на теле и одежде.

Бересту можно заготовить не в любое время, а только в период сокодвижения. Сроки заготовки бересты немного отличаются в разных географических зонах, в среднем это середина мая- середина июля. Чем раньше наступает весна, тем раньше сроки заготовок. У людей, которые занимаются берестой, есть верная примета: как начали пушиться одуванчики и зацвел шиповник, пора заготавливать материал. В это время листья березы уже набирают силу, а березового сока не получить. Позже береста прирастает к лубу и отделить ее становится невозможно. Проводят заготовку в лесах, где где намечаются плановые вырубки деревьев. Предварительно надо все согласовать с представителями лесхозов. Для заготовок надо выбрать солнечный день без осадков. Итак, заготовку начинают с осмотра березы. Выбирают деревья с более-менее гладким стволом, с минимальным количеством сучков и без коросты.

Очень декоративна береста у поваленных и немного подгнивших берез. С них можно снять бересту в любое время без проблем.
Делают вертикальный надрез коры ножом-косяком на глубину слоя бересты (1-2мм) до луба(это нижний слой коры березы) и две горизонтальных насечки сверху и снизу надреза:

Затем надо поддеть край пласта бересты и начать аккуратно его снимать




Если сроки выбраны правильно, береста буквально сама отделяется от дерева


В местах, где береста прирастает к лубу сучками, аккуратно подрезают ножом. Березы с большим количеством сучков, бородавок следует избегать

Принесенную из леса бересту необходимо просушить. Для этого ее раскладывают под навесом в 1 слой изнанкой (белой стороной) вниз. Я сушу бересту на чердаке.


После того, как береста окончательно просохнет, пласты складывают в пачки, чтобы береста была «лицом» к «лицу»и прессуют пачку с помощью палок и веревок

Как заготовить бересту. Заготовка бересты. Для рукоятки ножа из бересты своими руками.
Идеальной бересты практически не существует. Поэтому приходится с помощью ножа удалять все неровности и шероховатости с внешней (белой) стороны бересты.


Береста к зиме. Для рукоятки ножа из бересты своими руками. Бересту режим небольшими квадратами со старых берёз. Она толще, у каждого дерева береста имеет свой цвет. Дома с бересты с обоих сторон счищаем лишнею грязь и остатки под берестяного слоя. Нарезаем на прямоугольники поперёк и вдоль черных прожилок. Сверлим или прорезаем центр я испольную шаблон. Потом надеваем на центрирующую шпильку чередуя светлую тёмную бересту, и чередуем прямоугольники с направлением прожилок. Обязательно смазать маслом пластину струбцины иначе потом на отодрать бересту.




Центральную шпильку надо брать без резьбы, а то всё это придётся гнать по резьбе чтобы вынуть.


Стягиваем струбцину по максимуму но деликатно а то шпилька лопнет




Кипятим минут 20-30 можно дольше но тогда береста начнёт темнеть. Достаём всё это дело и стягиваем на горячую. процедуру повторяем раза 2-3


Потом сушим я сушу дня 4.Те дёгочные масла которые выделились при варке и спресовки склеют бересту лучше вяких клеев,не разломать только по слоям бересты и то с трудом. Потом раскручиваю струбцину, вынимаю центральнуя шпильку на шлифе обрабатываем края заготовки.




Слои прижимаются так что если даже на бересте имеются по темным прожилкам неровности лопины после спресовки таким способом они пропадут. Поэтому можно брать бересту с очень старых берёз.


Такую заготовки ставил на не сквозной монтаж до сих пор работает даже не думает расслаивается. По крепости не уступает деревяшкам.


  1. Береста, иными словами, тонкая податливая березовая кора, - благодатная почва для творчества. Что можно сделать из бересты? Да что угодно, любые изделия, начиная от хлебниц и прочих бытовых предметов и заканчивая бижутерией. В статье мы покажем несколько примеров с мастер-классами по изготовлению простых, но очень красивых поделок из бересты своими руками.

  2. Друзья, в этой записи я собрала ценнейшие сведения по созданию поделок и изделий из бересты своими руками. Древнейший, исконно русский промысел, представляет огромный интерес для нас, ведь мы наследники великой культуры. С помощью этой публикации мне бы хотелось расширить ваш кругозор в области прикладного творчества.

    Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой - мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению.

    Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Обработанная береста становится податливой и не коробится.

    Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом.

    Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.

    Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

  3. Время заготовки бересты.

    Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

    Теперь давайте поближе познакомимся с процессом изготовления изделий из бересты. На самом деле все просто, главное, узнать азы, как и в любом другом деле. Изучать технологию мы будем на примере создания туеса - традиционной емкости древней Руси.

    Как заготовить бересту для поделок?
    Тем, кто ни разу до сегодня не сталкивался с таким творчеством, следует знать, как заготовить и обработать бересту для поделок.

    Итак, существует несколько основных правил:

    1. Срезать кору с березы для поделок следует только в период сокотечения.
    2. Далее бересту следует тщательно высушить естественным способом, не применяя радиаторов и вентиляторов.
    3. После этого следует срезать с коры все неровности, сделав ее максимально гладкой.
    4. Далее связываем листы бересты пачками и кипятим 20-30 минут.
    5. Затем высушиваем и материал для работы готов.
  4. Основные инструменты для работы с берестой:
    1. Резак

    2. Пробойник из трубок различного диаметра, которым придают формы треугольника, круга, овала, ромба и т. д. (вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.)

    3. Чеканы - инструменты для, нанесения углубленного рельефа, из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника.

    4. Шило с притупленным концом.

    5. Подрезная доска из липы или осины.

    6. Молоток - желательно деревянный

    7. Проволока

    8. Металлическая линейка

    9. Ивовые прутья для туеса

    10. Еловый или кедровый кусок древесины для дна туеса.

  5. Технология работы с берестой.

    Внутреннюю сторону бересты считают лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой. Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.

    Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.

    Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту - он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.

    Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку.

    Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником - стержнем с насечкой на торце.

    Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.

    Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите её мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.

  6. Мастер-класс по изготовлению туеса.

    Вы можете попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции. Больше всего ценится в качествах туеса его способность быть своего рода термосом. Например, вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает.

    Само устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.

    Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная - быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой.

    Для внутренней части туеса нужен сколотень - это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней, с коротких - один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.

    Достаточно слегка постучать черенком ножа по коре - и она легко снимется «чулком». Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты - деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусенцев - они могут поцарапать бересту.

    Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня. Нужно обязательно снимать сколотень по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.

    Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.

    Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3-5 см.

    Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.

    Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижний края не перекошены - выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите бересту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке вы видите туеса с различным оформлением рубашек.

    На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выполнена из узких полос бересты. Такая рубашка выполняется прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень. Расписывают туески обычно масляными красками.

    Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

    Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.

    Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

    Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

    Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

    Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

    Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а). В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

    Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, - располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

  7. Испытание туеса на прочность.

    Чтобы испытать туес, налейте в него воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания - из него не выльется ни капли воды.

    Открыть крышку можно лишь осторожно наклонив, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

  8. Сувенир - магнит из бересты своими руками.


    Мастер-класс для педагогов, детей школьного возраста и родителей.

    Назначение : подарок или украшение интерьера.

    Цель : Способствовать развитию творческой активности через проявление индивидуальных способностей в работе с берестой.

    Задачи:

    Обучить приёмам работы с берестой

    Развивать творческие способности

    Воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе.

    Оборудование: береста, плотный картон, клей «Мастер клей» (прозрачный), ножницы, фигурные дыроколы, берёзовая веточка, карандашная точилка, губка, акриловая краска «Сиена жженная», тонкий берёзовый срез, магниты.

    Береста необыкновенный и удивительный материал! Попробуем сделать сувениры-магнитики из бересты. На подготовленной к работе бересте вырезаем форму основы. Она может быть любая, по вашему замыслу.

    Чтобы береста не скручивалась, с обратной стороны приклеиваем плотный картон.

    Можно сразу приклеить магнит и положить основу под пресс.

    В центре композиции должны быть розочки, они делаются с помощью точилки из свежей веточки.

    Из тонких слоёв бересты вырезаем детали композиции или пользуемся дыроколом. Слегка тонируем края основы и деталей губкой с краской.

    Составляем композицию и аккуратно приклеиваем детали к основе.

    Другие варианты магнитиков.

    Основой может быть тонкий берёзовый срез. Получается вот так (фото14,15,16).

    Просто и доступно!

    Творческих успехов!

    Из бересты можно сделать чудные панно.

  9. Плетение из бересты

    Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

    Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий – салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

    Берестяные короба, изготовленные способом косого плетения (работа С.В. Иванова)

    При прямом плетении используют любое количество лент, при косом четное количество.

    Первый этап плетение создания дна, получают переплетением полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д. Количество лент соответственно берется 8,12,14 и т.д.

    Для фиксации полос при плетении используют грузы (например стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. При прямом плетении углы дна обозначены буквой – в, при косом плетении, проекция квадратного дна обозначена буквами – г, прямоугольного – д.

    Изготовление дна изделия: а – начало плетения; б – готовое полотно; в – места соединения углов полотна зажимами и размещение дна изделия при прямом плетении; г – проекция дна изделия с квадратным дном при косом плетении; д - проекция дна изделия с прямоугольным дном при косом плетении; 1-6 – горизонтально расположенные полосы; 7-12 – вертикально вплетаемые полосы

    Далее начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия.

    Изготовление изделия способом прямого плетения: а – выведение полос в вертикальное положение; б – фиксация полос веревкой и вплетение горизонтальных лент; в – образование края изделия; г – готовое изделие

    При косом плетении угол образуется на месте разметки путем перекрещивания и переплетения расположенных рядом полос. После заплетения всех четырех углов изделия выводят на нужную высоту. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

    После формирования внутренней части изделия, ленты перегибают наружу вниз и начинают плетения наружного слоя. Любое изделие состоит из двух слоев, при этом видимым будет, как внутри так и снаружи изделия внутренний - лицевой слой бересты.

    Если длины нарезанных полос не хватает ее наращивают: заводят под предыдущий слой приподнимая его ножницами или шилом-кочедыг. Заканчивают плетении на наружной стороне дна.

    Изготовление изделия способом косого плетения: а, б, в, - этапы образования угла изделия; г, д – этапы образования края изделия; е – готовое изделие

  10. Работа с пластевой берестой

    Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Пластевая береста используется для изготовления большого ассортимента изделий. Это сшивные туеса, шкатулки, сувениры, куклы, посуда и многое другое.

    Шкатулка украшенная прорезной берестой

    Чайный набор работы В. Махнюка

    Изделия из пластевой бересты и теса часто дополнительно украшают тем или иным способом.

  11. Способы декорирования изделий из бересты

    Тиснение

    Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.

    Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)

    Применяют еще горячие тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, насыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.

    В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.

    Туеса украшенные методом горячего прессования

    Гравировка выжиганием

    Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.

    Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

    Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное (см. раздел выжигание).

    Лазерная резка и гравировка

    Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.

    Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

    Выскабливание или Процарапывание

    Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 смв течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.

    Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.

    Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в.

    Аппликация

    Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.

    Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)

    Картина выполненная аппликацией из бересты

    Резьба

    Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.

    Изготовление прорезного орнамента

    Туес украшенный прорезной берестой

    Роспись

    Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывал фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрываю масляными лаками.

    Я люблю делать разные украшения из бересты, у нее бывает разнообразная фактура и очень красивые природные рисунки, которые можно обыграть. Предлагаю мастер-класс по украшению из бересты своими руками, это будет кулон с натуральным камнем.
    Изготовление украшения своими руками, этапы работы.
    1) Для работы нам понадобятся кусочки бересты (желательно с интересными природными наростами), клей ПВА, кусочек плотного картона, нож-косяк, ножницы, полукруглая стамеска, натуральный камешек-самоцвет, шило, линейка, а также несколько канцелярских скрепок, кожаные шнурки:

    И наклеиваем ее вокруг камня.
    9) теперь просверливаем или прокалываем шилом дырочки для декоративной «прошивки» украшения и для тесемок:

    12) Остается вырезать кожаные ленты для нашего украшения и для бусин-подвесок. Можно использовать ленточки из искусственной замши, которая продается в магазинах швейной фурнитуры:

    Наше оригинальное украшение-кулон своими руками готово: