Игры для детей от рождения до года. Игры для малышей Какие игрушки выбрать ребенку

Когда в семье появляется ребёнок – это огромная радость, бессонные ночи и колоссальная ответственность родителей за здоровье и развитие малыша. Успешное развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, но основным из них является то, как с рождения занимаются с ребёнком, сколько времени ему посвящают, какие развивающие игры и занятия используют, а также то количество любви, которое направлено на маленького человечка. Не бойтесь проявить излишнюю нежность – это никак не может повредить психологическому состоянию карапуза. А внимание к ребёнку, развивающие игры до года и всевозможные игрушки помогут ему увереннее перейти годовалый рубеж навстречу интересному и пока загадочному миру.

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

  • Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.
  • Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.
  • Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)
  • Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).
  • Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две–три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года

  • При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.
  • Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.
  • Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.

Развивающие игры для ребёнка до года по месяцам

Развивающие игры для ребёнка в 1 месяц (игры и потешки для новорождённого)

Разговор с ребёнком. Говорите с малышом постоянно, когда заходите в комнату, когда переодеваете или купаете его. Меняйте интонацию и тембр голоса. Тихий голос успокоит, а громкий привлечёт внимание.

Мамино лицо. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на мамином лице, медленно двигайтесь в разные стороны – малыш будет поворачивать за вами голову и следить взглядом.

Наблюдатель. Возьмите яркую игрушку и водите ею перед лицом малыша из стороны в сторону, по кругу, по вертикали. Расстояние от лица должно быть примерно 25–30 см. Когда ребёнок сможет взглядом следить за одним направлением движения, дайте ему отдохнуть. Потом попробуйте другое движение.

Я слышу маму. Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление – отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух.

Не забудьте про массаж, в этом возрасте он не менее важен, чем развивающие игры для новорождённого. Чем чаще вы прикасаетесь к телу ребёнка (во время переодевания, кормления, купания), тем спокойнее и увереннее чувствует и ведёт себя ребёнок.

Развивающие игры для ребёнка в 2 месяца

Колокольчик. В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки. Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун. Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки. Пора начинать знакомит ребёнка с простенькими стишками, потешками, песенками и прибаутками. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам гугуканьем».

Фигурное плавание. Положив голову ребёнка на ладонь, попробуйте «поводить» его по поверхности воды в разные стороны, описывая восьмёрку, вправо-влево. Эта развивающая игра для ребёнка в 2 месяца поможет пространственному ориентированию малыша, а такая близкая ему водная среда поможет снять гипертонус и просто доставит удовольствие.

Развивающие игры для ребёнка в 3 месяца

Занятия на мяче. Ребёнок уже может достаточное время лежать на животике и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Возьми игрушку. Положив малыша на живот, разложите передним 2–3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки – почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Слушаем музыку. Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

Чудо-браслет. Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Развивающие игры для ребёнка в 4 месяца

Ответь мне. Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку. Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики – напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили. Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи. Тряпичный : с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком – развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался. Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем. Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки. Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев

Кнопочки на игрушках, коробочки. Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки . Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы. Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Развивающие игры для ребёнка в 7 месяцев

Мешочки с крупой. Маленькие мешочки, наполненные различными крупами (гречка, горох, фасоль, рис). Дайте их вашему малышу и они помогут в развитии мелкой моторики, дают возможность исследования, их можно хватать, жевать, бросать.

Молоточек. Игрушка с пищалками на концах. Детки в 7 месяцев любят стучать такими игрушками об пол. Весело и полезно для координации движений.

Барабан. Любая кастрюлька, миска и деревянная ложка подойдут для игры. Малыш ударяет по разным «барабанам» и слышит разницу в звуках. Полезно для развития слуха и логики.

Книжки и кубики из ткани, «шуршалки» вызовут интерес, разовьют внимание, полезны для мелкой моторики. Показывайте книжку ребёнку, потом он сможет рассматривать её сам.

Развивающие игры для ребёнка в 8 месяцев

Пластиковые бутылки с крупами или водой. Их можно крутить и трясти. Звук и вид перекатывающейся крупы или булькающей воды стимулируют развитие зрения и внимание.

Музыкальные игрушки. Помогут развить мышление и слух. Ребёнок поймет связь между действием и полученным результатом: нажав на кнопку, выскакивает игрушка или играет музыка.

Кубики, посуда, пищащие игрушки. Все, что можно уронить на пол. Развивается способность к познанию и мелкая моторика. Немного позже, примерно в 9 месяцев, можно немного усложнить эту развивающую игру и учить кидать предметы специально (мяч в ведёрко, игрушку в коробку).

Свет. Если есть настольная лампа, позвольте малышу включать и выключать её, нажав на кнопку или потянув за шнурок торшера. Действия озвучивайте: «Свет загорелся!» «Выключили лампочку!»

Третий лишний. Дайте в руки малышу две игрушки. А затем предложите ещё одну. Заинтересованный ребёнок должен сообразить освободить одну руку, чтобы взять предложенную игрушку.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной. Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему – покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики. Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера. Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь. Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки. Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Развивающие игры для ребёнка в 10 месяцев

Машинки на устойчивой основе. Купите вашему десятимесячному малышу подвижную машинку на колёсиках. Покажите, что если её толкнуть, она укатится по полу. Для такой развивающей игры великолепно подойдут инерционные машинки. Катание вперёд и назад учат совершать базовые движения, необходимые и девочкам, и мальчикам.

Игрушки музыкальные (барабан, пианино). Происходит развитие слухового восприятия, координации. Играть лучше под стишки или песню.

Конструкторы. Несложные варианты развивают моторику, логику, мышление.

Тряпочные игрушки или куклы , у которых крупные черты лица. Игра познакомит ребёнка с названиями части тела, лица. Предложите показать, где у куклы глазки, носик. Если у малыша не получается показывать, делайте это вместе с ним, водя его ручкой и указывая названные части лица.

Развивающие игры для ребёнка в 11 месяцев

Каталки. Игрушки на колёсиках, которые на прогулке можно везти впереди себя (колесо, бабочка). Учат ходьбе, равновесию, понятию опоры и движения.

Игрушки с механическим заводом (машинки, поезда, мышки). Развивают моторику и логику. Предложите малышу самому завести игрушку.

Игрушки со спортивным уклоном (качалка в виде коня, машинка, на которой можно ехать сидя). Развивается координация, навыки ходьбы, бега. Эта развивающая игра для ребёнка в 11 месяцев должна проводиться под присмотром взрослых . Благодаря ней ребёнок постигает ориентацию тела в пространстве.

Развивающие игры для ребёнка в 12 месяцев

Кубики, мячи, прищепки, рисование, лепка – это всё можно смело предлагать маленькому исследователю.

Грабли. Рассыпьте по столу не крупные игрушки и покажите, как можно песочными грабельками всё сгребать в кучку или со стола в коробку.

Ботинок. Предложите ребёнку самому надеть ботинок. Помогайте ему справится с этой задачей и обязательно похвалите его, даже если практически всё сделали самостоятельно. Это отличное упражнение для ребёнка до года на развитие моторики, терпения и самостоятельности.

Альбом с фотографиями родных, близких и самого малыша займёт его внимание. Узнавание лиц развивает память. Только проследите, чтобы малыш случайно не порвал и не помял ценные семейные фотографии.

Все развивающие игры до года по месяцам для конкретно указанного возраста можно использовать и позже, в возрасте постарше, главное – интерес к ним ребёнка. Не забывайте про музыку и массаж в любом возрасте – массаж полезен для здоровья, а музыка развивает творческое начало.

Игры с малышами первых месяцев жизни – очень бережные и осторожные. Их главная задача – показать ребенку, что новый для него мир – добрый и невраждебный, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания. Но они также нужны и родителям, потому что помогают установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность…

Что малыш умеет?

Подбирая игры для самых маленьких, важно понимать, какие навыки и умения малыш приобретает в том или ином возрасте, что он может, что понимает, на что реагирует.

Итак, в возрасте 1 месяца ребенок способен несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается ее приподнимать. В ответ на раздражители малыш начинает двигать ручками и ножками. В течение первого месяца кроха адаптируется к условиям окружающей среды, привыкает к маминым рукам, ее голосу, запаху. В этом возрасте особенно полезны игры, связанные с прикосновениями, поглаживанием, ношением на руках, ласковыми разговорами.

К 2 месяцам ребенок уже может удерживать головку вертикально 1–1,5 минуты, реагирует на речь, поворачивает голову в сторону говорящего, замечает яркие игрушки и другие предметы. Если вложить малышу в руку погремушку, он хватает ее ладонью и крепко удерживает. На втором месяце у ребенка появляется так называемый комплекс оживления: видя лицо близкого взрослого, кроха сосредоточенно замирает, затем начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки. Наибольшую пользу принесут игры с погремушками и другими звучащими игрушками, привлечение внимания к лицу взрослого, разговоры с малышом.

Три месяца – это уже совсем «солидный» возраст. Кроха уверенно держит головку, пытается переворачиваться со спины на бок, а потом и на живот. Ищет взрослого глазами, тянется за игрушкой, любит, когда с ним разговаривают и играют, заливисто смеется, гулит. Лучше всего кроха реагирует на эмоциональные игры, когда взрослый ему улыбается, произносит разные звуки, поет песенки. Не забывайте и об играх с погремушками, о первых спортивных играх для малыша, укрепляющих мышцы маленького человечка и стимулирующих движение.

1 месяц

Итак, первый месяц – период приспособления малыша к новым условиям жизни. С помощью игр поможем ему побыстрее с этим справиться.

«Посмотри на меня». Мамино лицо – самая лучшая игрушка для малыша. Наклонившись над крохой, начните ласково разговаривать с ним. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, медленно отодвиньтесь сначала вправо, затем влево. Постепенно он научится следить за вами глазами.

«Погремушка, погреми!». Возьмите в руки яркую погремушку и потрясите ею перед крохой на расстоянии 40–45 см от его лица, привлекая внимание. Погремите справа от малыша, слева, медленно подвигайте рукой, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой глазами. Желтый, красный, оранжевый цвета дети начинают различать раньше других. Так что первые погремушки лучше выбирать именно этих цветов.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

«Ай да ножки!». Возьмите в руки ножку малыша и погладьте указательным пальцем наружный край стопы. Он повернет ногу наружу. А затем погладьте внутренний край стопы. Ножка тут же развернется вовнутрь. Дотроньтесь до подушечек на стопах возле пальцев – кроха подожмет пальчики ног. Если потрогать середину стопы, пальчики распрямятся. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Скоро ножки, скоро ножки
Будут бегать по дорожке.

2 месяца

К двум месяцам расширяются и возможности ребенка, и диапазон игр.

Гримасы. Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Кроху обычно забавляют мамины гримасы. Он наблюдает за ними, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом легонько подуйте на носик: «Вот носик!» Дуйте на разные части тела малыша: коленку, животик, лобик, шейку и называйте их.

Яркие носочки. Малыш уже стал замечать свои ручки и может подолгу их рассматривать? Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Наклонитесь над малышом, поговорите с ним немножко, а затем скажите «ку-ку» и закройте лицо руками, как будто вы спрятались. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Схватить игрушку – это действие кажется нам таким простым! Но крошечному человечку нужно, во-первых, заметить предмет, во-вторых, оценить, как далеко он находится, затем заставить мышцы двигаться и, наконец, точно подвести неумелую пока ручку к предмету и схватить его. Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца

Играть с трехмесячными малышами - сплошное удовольствие! Кроха уже многое понимает и радостно реагирует на внимание близких.

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

Бибабо. Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает. У вас получится очень веселый дуэт!

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз. При этом можно приговаривать:

На качелях я лечу,
Веселюсь и хохочу!
Раскачаюсь я повыше
И рукой достану крышу…
(Ю. Каспарова)

Игр с малышами очень много! И, конечно, у каждой мамы, папы и их малыша есть свои собственные игры, ими вместе придуманные и любимые. Ведь именно они по-настоящему сближают родителей и детей, учат их любви, заботе, взаимопониманию.

С первых дней жизни главным занятием грудничка является познание внешнего мира. Чем активнее ребёнок взаимодействует с окружающей средой, тем быстрее проходит его развитие. В этом грудничку наибольшую помощь способны оказать его родители. Проявляя заботу и внимание к ребёнку, вы привяжете его к себе, став своеобразным мостом между внутренним и внешним миром. Начиная с третьего месяца одной заботы становится мало, необходимо вводить в общение с грудничком развивающие игры, которые помогут ему выработать правильную реакцию на явления, протекающие во внешнем мире. Ниже мы расскажем о том, в какие можно играть с ребёнком и какую пользу они способны принести.

1) Повторушка

Начиная с первых дней своей жизни грудные дети произносят разнообразные звуки. При достижении 6-7 месяцев малопонятные гуления и крики преобразуются в полноценные слоги, которые малыш пытается повторить за взрослыми.

Чтобы изучение первых слов было интересным, проявите интерес к стараниям ребёнка. На первых месяцах его жизни старайтесь копировать жесты, выражения лица и прочие проявления активности. Когда малыш немного повзрослеет, повторяйте за ним произнесённые звуки. Если у вас всё получится правильно, ребёнок будет улыбаться и махать ручками, проявляя таким образом положительные эмоции, и со временем научится копировать ваши жесты и звуки.

2) Ку-ку

Развивающая игра для детей , о которой, наверное, знают все. Суть её заключается в том, что молодая мама прячется от ребёнка за какой-то преградой, в качестве которой может выступать обычная газета или книга, и через некоторое время показывается перед ребёнком, приговаривая: «Ку-ку». Сначала малыш может немного испугаться или вообще проигнорировать ваши действия.

Спустя несколько месяцев ребёнок начнёт понимать, что с ним играют, а при достижении 8-10 месяцев вообще начнёт пытаться найти вас, отбирая предметы, за которыми вы прячетесь. Польза от такой игры очевидна - малыш учится реагировать на изменения окружающей обстановки, особенно если они заключаются в уходе взрослых или их возвращении.

3) «Где наш ротик?», «Где наш носик?»

Эта игра позволит малышу с первых месяцев познать тактильные ощущения. Суть её заключается в том, что мама называет часть тела и прикасается к ней. Например: «Где наш носик?», дотрагиваясь до носика грудничка, «Где наша ручка?», прикасаясь к руке. Когда малыш повзрослеет, аналогичным образом можно исследовать разнообразные предметы: чашку, мягкую игрушку, мячик или книжку. Со временем малыш научится различать предметы и будет сам тянуться в нужную сторону.

4) Свойства предметов

Почему бы, показывая различные предметы, не познакомить своё чадо с их свойствами? Когда вы показываете ребёнку различные предметы, дайте ему их пощупать, понюхать, погрызть, если это не нанесёт ему вреда. Спустя некоторое время ваш малыш будет знать, что зеркало очень гладкое, книжка шершавая, а вода мокрая. Это упражнение отлично развивает память и позволяет быстрее адаптироваться к тактильным ощущениям.

5) Танец для самых маленьких

Вы не знали, что с малышом можно танцевать? Это же одни из лучших развивающие игры для детей до 1 года Как только ваше чадо более-менее научилось ходить, время от времени включайте негромкую музыку и совершайте вместе с ним плавные танцевальные движения. Если малыш отказывается танцевать, попробуйте показать ему, как это делается, и спустя некоторое время он с радостью к вам присоединится. В итоге ребёнок будет получать массу удовольствия от таких танцев, а само упражнение поможет развить моторику.

6) Конструктор для самых маленьких

Когда у вас нет времени уделять внимание ребёнку, нужно придумать , которое будут полезны для его развития и к которому он будет проявлять интерес. Одним из самых популярных выходов является конструктор для малышей, состоящий из крупных деталей, так, чтобы он случайно не проглотил одну из них. Подобные игрушки предназначены для детей от 10-11 месяцев. Они прекрасно развивают логическое мышление, тренируют моторику и память. Если ваш малыш отказывается собирать конструктор, попробуйте помочь на первых порах, возможно, он ещё, что с этой игрушкой нужно делать.

Игры и занятия, выполняемые с малышом, могут быть самыми различными. Главное - делать всё с любовью, получать искреннюю радость от общения с малышом.

Пособия

Серия книг "Школа семи гномов". Это 12 красочных альбомов на каждый месяц. Ничего выдумывать не надо - открываешь их, показываешь ребенку, рассказываешь по ним, развешиваешь по квартире, создавая развивающую среду. Темы там очень интересные: Квадрат и кружок", "Это какого цвета?", "Сложи картинку" и т.д.

Книжка "Игры в памперсах" Кузнецовой. Там написана куча простых игр с детьми до двух лет буквально на каждый месяц.

Общаемся

Необходимо постоянно разговаривать с малышом, буквально с самого рождения. Например, в автобусе - смотрим в окно и всё называем: это машина, это тетя идет, это большой дом и т.д.

Крошкам (первые месяцы) очень нравится изучать мамину мимику. Нужно расположить свое лицо сантиметрах в 25-30 от мордашки ребенка и "строить рожицы" - улыбаться, хмуриться и т.д., сопровождая это подходящими звуками и улюлюканьями. Дети охотно реагируют. Главное, не напугать малыша.

Гимнастика

В раннем детстве у маленького ребёнка формируется отношения к своему телу, он познаёт его через активное движение, через действие и общение с другими людьми.

Указательным пальцем дотрагиваётесь до глазок, затем до носика ребёнка, а потом ладошками легонька шлёпайте по его маленьким щёчкам, приговаривая при этом: «Глазки - уголь, нос - картошка, щёчки - булочки у нас».

Пальчики.

Возьмите ручку малыша и, показывая его пальчики, по очереди разгибайте и загибайте их:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

Песни пел и плясал,

Родных братцев потешал!

Качалка.

Малыш лежит на спинке. Коленки подтянуты к животу, ручки обхватывают их. Мама покачивает ребёнка, как колыбельку. Можно петь песенку или поговаривать стишок: «Ай качи, качи, качи! Прилетели к нам грачи». Данное упражнение позволит малышу хорошо почувствовать свою спинку.

Чувство безопасности. По мнению большинства психологов, чувство безопасности, базовое доверие к миру - одно из важнейших новообразований раннего детства. От того, сформировано оно или нет, зависит уверенность крохи в себе и своих силах в будущем, возможность совершать самостоятельные поступки.

Сядьте на пол и посадите малыша у себя между ног, обхватив его руками. Руки и ноги, как бы образуют яйцо, внутри которого находится кроха. Осторожно покачивайтесь из стороны в сторону, можно включить приятную медленную музыку, а ещё лучше, если вы будете тихонько медленно напевать колыбельную песенку. Тесный телесный контакт между мамой и малышом позволяет ребенку почувствовать границы собственного тела, защищенность, поддержку близкого человека. А это, в свою очередь, поможет ему в будущем вырасти психологически устойчивым и уверенным в себе человеком.

В ямку бух.

Сажаем кроху к себе на колени и приговариваем:

Еду-еду к бабе к деду

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке.

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг в яму -

Другая песенка:

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке

По кочкам, по кочкам

По ухабам, по ухабам

Бух - в канаву!

Папа с мамой кладут малыша на одеяло, берут одеяло за края и осторожно поднимают малыша. Медленно, раскачивая его, поют:

Ай туту, туту, туту,

Не вари кашу круту,

Вари жиденьку,

Корми Сашеньку.

Раскачивайте лучше в ритме песенки, при этом тихо напевая. Можно петь любую колыбельную или любимую песенку малыша.

Ориентация в пространстве. Благодаря постоянным движениям, играм и упражнениям кроха начинает хорошо ориентироваться в окружающем пространстве. Это очень важно для его физического развития.

Великаны и гномы.

Упражнение выполняется стоя. Поднимите руки вверх, подсказывая малышу ход игры: «мы с тобой большие, как великаны. Затем опустите руки и быстро садитесь на корточки: «А теперь мы маленькие, как гномики». Через свой собственный опыт ребенок переживает, чем отличается большой и маленький. Аналогичным образом вы можете разыграть переживание любых полярных состояний: высоко - низко, там - здесь, далеко - близко и т.д.

Катаем мяч.

Научите малыша катать мяч. Катайте с начала друг другу. Потом можно ставить разные задачи, например докатить мяч до двери, до стола, до окна. Чтоб малышу было интересно придумайте сюжет для игры. Мяч может стать колобком, он катиться по лесной дорожке к зайке, к медведю и т.д.

Спокойной ночи.

Ах, сапожник - старичок,

Подчини мой башмачок,

Не могу идти домой,

В дырке виден пальчик мой.

Игры на подушке

От полугода и - до года, а если нравится, то и после.

Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает.

Тушки-тушки, сели на подушке,

Пришли подружки, столкнули с подушки.

Подниму дочушку на крутую горку.

Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спинке, а мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки.

Ножки - топтыжки пошли молотить,

Ручки - грабельки сено воротить.

Две ножки сгибать к животу, перевернуть на бочок.

Толкачики - рогачики, оп! Перевертушки!

Тащу за ножки на себя.

Поехали - поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

Куй, куй, ковалек,

Подай сапожок,

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Упражнения с игрушками, материалом

С рождения

В родильный дом маме можно взять с собой яркую пластмассовую игрушку диаметром 8 - 10 см. Цвет её может быть зелёным, синим, голубым, оранжевым или красным. Новорожденный лучше всего реагирует на эти цвета, так как они соответствуют природной цветовой гамме. Эта игрушка должна быть прикреплена к прочному стержню длиной 30 см: так взрослому будет показывать её ребёнку. Можно держать игрушку в своей руке, но тогда малышу будет сложнее различить её конфигурацию.

В первые дни взгляд у новорожденного блуждает. Чтобы научить его сосредотачивать на «ярком пятне», нужно как можно чаще привлекать его внимание к игрушке, которую мама держит не выше 20 -30 см над ним и медленно перемещает, подстраиваясь к «прерывистому» движению глаз малыша. Не забывайте при этом произносить ласковые слова, создавая благоприятную обстановку.

Частое выполнение подобных упражнений приведет к тому, что на 5-8 день своей жизни новорожденный плавно поведёт глазами, следя за передвижением игрушки.

Такие занятия развивают зрительную активность. Малыш начинает рассматривать разные предметы, замечать детали, переводить свой взгляд с одного объекта на другой.

Повесить на шнурок разные разные пуговки. Получатся своего рода бусики. С ними можно и гулять ходить и больницу.

Колокольчики. Можно использовать штатив от игрушки-мобиле. Повесить на нее три колокольчика, и привязать веревочку, которую вложить в руку ребенку. Ребятишкам нравится дергать и звонить.

В первый месяц

Дома в течение первого месяца жизни продолжайте демонстрировать ребёнку различные по цвету и конфигурации игрушки. К стержню могут крепиться плоскостные или объёмные геометрические формы: Кольца, круги с изображением «лица», пластмассовые шары или кубики, фигурки (однотонные, блестящие, в полосочку, в крапинку).

Малыша надо учить за передвижением предмета не только по горизонтали, но и по вертикали, приближая и отдаляя от него объект. Можно также производить медленные и плавные круговые движения.

Помогайте ребёнку увидеть то, что показываете, помещая игрушку в поле его зрения. Добивайтесь, чтоб скачкообразные движения глаз становились всё более плавными.

После этого учите малыша сосредотачивать взор, для этого, передвигая игрушку, время от времени останавливайте её, чтобы ребёнок зафиксировал её взглядом. Следите за эмоциональными реакциями младенца. На 2-3-й недели у него обязательно возникнет ответная улыбка при виде склоненного улыбающегося лица папы или мамы. В эти он также может отреагировать на появление знакомой игрушки, которую вы постоянно ему показываете.

Со 2 месяца

К концу 2-го - началу 3-го месяца, видя и слыша вас или при восприятии игрушки с «лицом» малыш отреагирует «комплексом» эмоциональных реакций: ненадолго замрёт, улыбнётся, интенсивно задвигается и начнёт произносить звуки.

Такое комплексное реагирование является показателем того, что ребёнок развивается нормально.

Для развития звукового сосредоточения полезно звенеть колокольчиком (желательно валдайским), использовать пищалку, музыкальные игрушки, неваляшку, некоторые погремушки - грохотушки или с бубенчиком.

В два месяца жизни важно, чтобы у малыша возникла взаимосвязь между зрительным и слуховым восприятием, чтобы он, услышав характерный звук, «ждал» появления игрушки и реагировал специфическими эмоциональными реакциями, поворачивая глаза и голову в сторону сигнала.

Если уже возникло сосредоточение и слежение взгляда, то перед малышом, лежащим на спине, взрослый перемещает игрушку с приятной мелодией.

Вначале появление объекта одновременно сопровождается звуком. Плавно передвигайте игрушку на фоне звучания от верхней точки (например, вправо). Затем уберите игрушку и отключите звук. Повторяйте это «действо» по нескольку раз в день.

Через два - три дня усложните упражнение. Дайте ребёнку возможность вначале услышать звук игрушки и только после этого покажите её. Опять стимулируйте слежение за её перемещением в том же направлении.

Постепенно звук для ребёнка станет своеобразным сигналом того, что если посмотреть вверх, можно увидеть полюбившуюся игрушку. А если она не обнаруживается, то кроха поворачивает голову в правую сторону, «ожидая» её увидеть. Подобные занятия можно разнообразить, изменяя направление и предъявляя другую игрушку с иным звучанием. Поисковые действия младенца всегда нужно подкреплять, показывая то, что он «ищет». В этом случае возникает эмоциональное реагирование, которое в следующий раз простимулирует его к ответственным действиям - поворотам в определённую сторону.

Для прислушивания и рассматривания можно приобрести музыкально - заводную игрушку. Музыкальные карусели-подвески завораживают ребёнка, он учится следить за перемещением предметов по кругу, но часто утомляется, так как ему не предоставляют смену впечатлений.

Со второго месяца карусели чередуйте с лёгкими объёмными игрушками диаметром 5-8 см. Подвешивайте их над кроваткой или манежем, прикрепив нитью к специальному кронштейну. Расстояние от игрушек до лица ребёнка должно составлять 50-60 см.

Игрушки - подвески периодически меняют: колобок с глазками и ротиком на шар или кубик, «зеркальную игрушку» - на однотонную, узорчатую - на полосатую или в горошек.

Положите ребенка на спинку, качните или раскрутите над ним игрушку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за её движением, а при остановке сосредоточит взгляд, улыбнётся и скорее всего, начнёт «разговаривать» произнося лепетные звуки.

Можете предложить малышу рассмотреть сразу две игрушки, располагая их одну над другой или рядом. Прикрепляйте так же небольшой предмет и более крупный (сначала пластмассовый цветной шарик, потом прочный надувной шар).

Позже можно подвесить гирлянду с игрушками разной конфигурации из разного материала (дерева, ткани, пластмассы), перемещающимися свободно по тесьме. Малыш научится передвигать их из стороны в сторону. Гирлянду со звуковым эффектом стимулируют малыша, чтобы извлечь звук. При этом к 3 месяцам ребёнок может пытаться приподнять головку из положения на спине, в надежде увидеть то, что звучит.

Для развития движения ног полезно подвесить гирлянду с маленьким колокольчиком и пушистыми небольшими игрушками. Малыш станет их касаться пальчиками ножек, колокольчик зазвенит, ему понравится, и он захочет повторить упражнение.

Вместо мобиля и громких погремушек, можно использовать веревочку и подвесить маленькие мягкие игрушки на кроватку. Когда надоест малышу, можно поменять игрушки.

За 2 месяца ребёнок неузнаваемо меняется. Он уже не новорожденный, теперь его называют младенец, а это новый этап его развития. Малыш уже способен замечать и рассматривать предметы, не только лёжа на спинке, но и в положении на животике, на боку или находясь у родителей на руках.

С 2,5 месяцев малыша вполне можно научить согласовывать движение рук, подчиняя их зрительному и слуховому восприятию (или же наоборот).

Погремушки теперь следует использовать по новому - давать малышу попеременно в каждую руку и учить применять её «по назначению»: удерживать и рассматривать. А если игрушка лежит с боку или впереди, - тянуться, переворачиваться или подтягиваться.

Можно сделать карточки с фотографиями папы, мамы, и т.д. С другой стороны крупными буквами написать мама, папа и т.д., заламинировать и показывать ребенку попеременно обе стороны. Можно дать потрогать, попробовать на зуб - будут задействованы сразу несколько анализаторов: зрительный, тактильный и слуховой. Это позволит ребенку быстрее запомнить, тех, кто на картинке изображен, а впоследствии читать эти слова целиком.

Альбомчик. Берем маленький фотоальбом. Вместо фотографий подбираем картинки на одну тему. Например: "МАШИНЫ", «еда», «животные». Для детишек чуть старше - "МЕБЕЛЬ", "ОДЕЖДА", "ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ", "ПОСУДА". Когда это уже надоело, пересортировать всё. Разделяем сильнее - "ФРУКТЫ", "ОВОЩИ", "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ", "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ", "ПТИЦЫ", "НАСЕКОМЫЕ", "КТО ЖИВЕТ В МОРЕ" и т.д. К каждой картинке можно сделать подпись печатными буквами. На каждой странице должно быть только по одной картинке, иначе внимание ребенка будет рассеиваться.

Можно по комнате развесить яркие картинки со зверюшками. Подходить к ним с ребенком и рассказывать про каждого.

Надписи. Крупными печатными буквами подпишите все в доме, что можете. У нас, например, было: «ДВЕРЬ», «СТОЛ», «СТУЛ», «ТЕЛЕФОН», «ПОЛ», «ОКНО», «КУХНЯ» и т.д. Широким скотчем заклейте бумагу с надписью. Подносите иногда ребенка к надписям и четко читайте. Если ребенку по какой-либо причине не интересно, то не подносите его к ним недели 2-3. Потом можно попробовать снова. (У нас была такая пауза месяца два, а потом снова надписи стали очень интересовать).

С 6 месяцев

Очень крепко пришить разные пуговицы на тряпочку. Ребенку будет интересно их ощупывать. Это очень полезно для развития мелкой моторики. Можно добавить к пуговицам застежки от старых бюстгальтеров, пряжки и т.п.

Только не разрешайте брать в рот!

С 7 месяцев

Отыскивать глазами и находить называемые предметы.

Подборку сделала Marinqa

В отличие от детенышей животных, которые становятся самостоятельными очень быстро, наши дети рождаются совершенно беспомощными и требуют ухода и внимания несколько лет. Направленные на физическое и умственное развитие игры до года имеют для малышей огромное значение, ведь первый год не менее, чем каждый последующий - драгоценное время для закладывания основ успешного гармоничного развития личности.

Игры и упражнения на разных этапах развития

Логика развивающих занятий для детей любого возраста, начиная с самого рождения, основывается на том, чтобы поддержать и укрепить возникающие естественным путем новые возможности и интересы ребенка, а не научить его чему-то раньше времени. Есть приблизительные нормы по месяцам и годам, выверенные поколениями, на которые можно ориентироваться, не забывая при этом, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития.

Не требуйте слишком много от вашего малыша. Если по параметрам развития он соответствует хотя бы нижней границы нормы - терпеливо занимайтесь с ним, не ожидая быстрых успехов, и результат обязательно придет.

От 0 до 2 месяцев

Один из важных показателей физического развития младенца - его умение держать голову. Некоторые могут это чуть ли не с первых дней, другим нужно 2 или даже 3 месяца, чтобы научиться. Стимулировать малыша к освоению этого навыка помогают упражнения:

  • почаще кладите ребенка на живот - это положение само по себе вызовет у него желание поднять голову, особенно если на расстоянии 10 см перед ним будет лежать привлекательная игрушка;
  • совершайте медленные прогулки по дому или по улице (в теплую погоду), держа младенца вертикально и придерживая его плечи и головку правой (ведущей) рукой: малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир, попутно укрепляя шею;
  • вложите указательные пальцы в ручки ребенка, лежащего на спине, и тихонько потяните на себя, когда он как следует уцепится - ему придется стараться удержать голову.

Не менее важно в это время давать малышу возможность как можно полнее пользоваться органами чувств - зрением, слухом, осязанием. Вся информация, которую он от них получает, идет в копилку его опыта, а значит - интеллекта.

  • В коляске или в кроватке обязательно используйте подвешенные игрушки, гирлянды из погремушек, но не оставляйте ребенка часами лежать, разглядывая их. Лучшим упражнением для глаз и ума малютки будет наблюдение за мамой, старшими детьми, домашними животными (но не по телевизору!), а так как сидеть он сможет еще нескоро, можно поместить его в переноску в положении полулежа или приспособить в качестве «шезлонга» горку для купания.
  • Звуки, окружающие малыша, не должны быть резкими, громкими. Для тренировки слуха идеально подойдет мелодичный колокольчик. Покажите его лежащему на пеленальном столике или в переноске малышу, дайте ему побить его ручками, потрогать. Потом спрячьте колокольчик в ладони, так, чтобы он не шумел, вытяните руку в сторону и позвените. Повторите опыт, вытянув руку в противоположную сторону.
  • Давайте малышу в руки как можно более разнообразные по материалам игрушки, следя за их безопасностью: деревянные, пластиковые, тканевые, гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Очень полезны специальные игрушки со множеством трансформирующихся, но не распадающихся деталей.

Во время кормления грудничка надевайте крупные бусы - он с удовольствием будет теребить их ручкой.

От 3 до 5 месяцев

Это возраст, когда малыш, уже освоившийся в новой для него среде, начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Он понемногу учится удерживать погремушку, делает попытки перевернуться и даже поползти. Узнает и радостно реагирует на маму, знает голоса и лица всех домочадцев, гулит.

Для физического развития в этот период рекомендуются следующие упражнения:

  • положите перед лежащим на животе ребенком интересную игрушку так, чтобы он не мог дотянуться до нее, и в то же время приложите руку к его ножкам, давая возможность оттолкнуться;
  • в положении лежа аккуратно перекрестите ножки малыша, взяв их за ступни двумя руками или зажав их между большим, указательным и средним пальцами одной руки (это очень ловко получается у педиатров), так, чтобы запустить переворот на бок. По инерции кроха перекатится на живот;
  • аккуратно поднимайте и опускайте на пальцах ухватившегося за них ребенка из положения лежа на спине: раньше это упражнение помогало научить держать голову, а теперь тренирует спину, подготавливая ее к сидению;
  • практикуйте «материнский массаж» каждое утро или перед купанием. Движения должны быть легкими, поглаживающими, приносящими радость и малышу, и его маме.

Не бойтесь «приучить к рукам» ребенка, носите его как можно чаще, пока он относительно легкий. Так вы подарите малышу чувство защищенности, и он уже не будет таким «ручным», когда начнет ползать.

Полезное упражнение для развития речи - своеобразный разговор с ребенком, который в этом возрасте активно пробует распевать различные гласные звуки. Попробуйте максимально точно повторить то, что произносит малыш, ему в ответ. Такие диалоги помогут ему быстрее овладевать возможностями своего голоса.

От 6 до 8 месяцев

После перехода через полугодовую отметку физическое развитие ребенка переживает качественный скачок: малыш начинает садиться и ползать. Мир открывается ему по-новому, и это, в свою очередь, стимулирует его мозговую деятельность. План занятий в этот период обязательно должен включать взаимодействие с разборными игрушками - пирамидкой, коробкой с кубиками, шкатулками-развивалками с отверстиями для разных фигур. Это первый серьезный шаг на пути развития мелкой моторики.

Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать ему, как разбирается пирамидка. Сначала помогите малышу снять одно кольцо, а когда он освоит этот навык, предложите повторить операцию с несколькими. Следующий этап более сложный - нанизывание колец обратно на стержень. Далеко не сразу у ползунка получится сделать это самостоятельно, но если заниматься ежедневно, очень скоро станет заметен прогресс.

Продолжает активно развиваться и речевая деятельность, гуление сменяется лепетом - произнесением различных слогов. Очень важно в это время продолжать разговаривать с малышом, повторять за ним сочетания звуков, предлагать ему простые слова, например, «мама», «папа», «баба». Возможно, он даже произнесет нечто подобное, но скорее всего это будет неосознанно.

Обязательно нужно показывать малышу яркие детские книжки, читать стихи и сказки. Во время таких занятий у ребенка развиваются не только память и речь, но и зрительное восприятие: он учится понимать, что названия предметов связаны с картинками, а слова - с буквами.

Разложите на полу большой лист бумаги и дайте ползунку толстые восковые мелки: ему понравится рисовать.

От 9 до 12 месяцев

Развитие ребенка в этом возрасте идет очень быстро: каждый день он учится чему-то новому. Его лепет перестает быть бессмысленным, появляются первые «слова», часто непонятные, но обозначающие вполне конкретные предметы. Малыш начинает проявлять свои предпочтения в еде, выделяет любимые игрушки и книжки. Приближается новый виток физического развития: родители ожидают от своего ребенка первых шагов. Игры-развивашки должны соответствовать требованиям этого возраста:

  • стимулировать развитие речи поможет следующее упражнение: уберите игрушки из зоны досягаемости малыша, но так, чтобы он их хорошо видел (например, поместив на невысокую полку), и спросите, что ему дать. Если ребенок не соглашается назвать игрушку, а просто тянется к ней рукой - отдайте ее ему и попробуйте повторить опыт в другой раз;
  • для тренировки координации движений очень полезны жестовые игры, например, «Ладушки»; чувство равновесия развивают покачивания на фитболе в положении сидя;
  • навыки общения начинают формироваться благодаря ролевым и сюжетным играм: это может быть укачивание на руках куклы, кормление ее с ложечки. Малыш начинает лучше понимать устройство жизни, взглянув на нее со стороны.

Интенсивность занятий, направленных на стимулирование ходьбы, должна зависеть прежде всего от желания самого ребенка. Не стоит торопить его, сажая в ходунки, если малыш успешно передвигается по дому на четвереньках. Если кроха уже умеет подниматься на ножки, хватаясь за опору, предложите ему приспособление в виде тележки или специальной игрушки с ручкой и на колесах. Чтобы свести к минимуму падения, нужно позаботиться о том, чтобы малыш не скользил по полу.

Научите ребенка ходить во время купания в большой ванне: находясь в воде, он не будет бояться упасть, и поймет, какие движения нужно делать.

В первый год жизни закладываются основы для дальнейшего развития малыша, поэтому важно внимательно следить за его достижениями, закрепляя успехи и не расстраиваясь при неудачах. Много полезной информации об играх и упражнениях для детей от 0 до 12 месяцев вы найдете на нашем канале . Следуя различным методикам воспитания и выполняя рекомендации специалистов, главное - ориентироваться на желания и возможности самого ребенка, не стараясь загнать его в условные рамки.