Игры с песком на логопедических занятиях. Картотека игр с песком на логопедических занятиях

Подгорбунских А. Ф.

г.Шадринск
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка. Основными компонентами речи как устной, так и письменной, являются фонематические процессы. От того насколько хорошо они развиты и зависит успешность ребёнка. Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т. Г. Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения.

Спасибо волшебный песочек,

Наш дорогой дружочек!

В логопедической практике активно использую кинетический песок, на различных этапах занятия, преследуя разные цели: совершенствование фонематических процессов, развитие мелкой моторики, развитие воздушной струи, совершенствование звукопроизносительной стороны речи. Разные виды работ с песком стимулируют у учащихся начальных классов речевое развитие, внимание, мышление, память, так как это доставляет им огромное удовольствие.

Тема: Дифференциация звуков К – Г (2 кл.)

Цель: Коррекция и исправление недостатков речевого развития.

Задачи: 1) Учить учащихся различать звуки К – Г на слух и на письме, в слогах, в словах, фразах.

2) Продолжить учить детей оперировать терминами: звук, слог, слово, предложение, текст.

3) Развивать фонематическое восприятие.

4) Учить грамматически правильно оформлять предложение и упражнять в чтении.

5) Коррекционная: развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, просодической стороны речи.

6) Воспитательная: воспитывать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, набор геометрических фигур, речевые профили, сигнальные карточки, нитки, фланелеграфы, фишки, карточки для индивидуальной работы, сказочные герои.

Ход занятия

1. I. Организационный момент.

Психологический настрой.

− Настрой на урок: Поприветствовали друг друга и настроились на урок.

− На улице выглядывает солнышко, оно пригревает по – весеннему, и лучики, касаясь, нашего лица припекают, давайте ощутим это тепло (поглаживание щёк)

− Развитие мимики мышц лица: Улыбнулись, как солнышко. Нахмурились, как туча. Упражнения: лягушка, слоник, футбол (поочерёдное надувание щёк).

− Артикуляционная гимнастика:

Чистим зубы, киска сердится, качели.

Какое сегодня число?, какого месяца? (открыли тетради и записали)
II. Дифференциация согласных к - г

Слепите из кинетического песка грузовички . Встаньте те, у кого машина едет слева, направо, а теперь те, у кого справа налево.

1. Развитие умения составлять из частей целое.

- На какую геометрическую фигуру похоже колесо?
2. Развитие зрительного восприятия.

- Из каких частей состоит машина? (кабина, кузов, колеса).

- Какой одинаковый звук встречается в каждом из этих слов ? (К).

3. Разбор артикуляционного уклада.

Давайте возьмем зеркала и покажем правильную артикуляцию звука (К).

Губы чуть приоткрыты, зубы сближены, язык выгнут горкой (сопровождение руками), струя как будто взрывается, а горка резко опускается.

- Дайте характеристику данному звуку.

- Чем похожи и отличаются данные звуки?

4. Сообщение темы и цели.

Один из учеников выходит к доске и записывает тему занятия (к - г)

Помогите мне определить тему нашего занятия.

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки К - Г на слух и на письме.

5. Развитие мелкой моторики.

Работа с кинетическим песком

Песок чудесный и приятный,

Течет сквозь пальцы, как вода.

Он замечательный и увлекательный,

Мы будем мять его всегда!

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить.

Будем мы песочек мять,

Речь мы будем развивать!

Ребята!, каждый возьмите в руки песок и сделайте плотный, плотный комок! (какие звуки можно отнести к такому комочку?)

Твёрдые к, г

А сейчас, давайте пересыплем из одной руки в другую песок, пропуская его между пальчиками. (какие звуки можно отнести к такому песочку?)

- Мягкие к, г

Молодцы!


- Я буду называть слоги, слова, предложения, а вы ребята, услышав твёрдый или мягкий изучаемый звук покажете мне комок или рассыплете его.

Логопед называет: ку, ги, ага, оки, сок, мак, гимн, пурга, кисель, газ и т.д.)

Работа над образом буквы.

Поднимите левую руку вертикально вверх. Зажмите карандаш кончиками пальцев.

Какая буква получилась? (Г)

- Выложите буквы г и к нитками на фланелеграфе.

- Вылепите из песка букву, которая чаще других встречается в тексте (логопед сначала читает текст, где чаще встречается звук г, потом текст со звуком к)

III. Развитие фонематического восприятия.

Логопед называет звуки, слоги, слова, а дети кладут фишку на нужную букву.

(к, г, г, к, ка, го, ук, аг, радуга, конверт, капуста, гусь, кот, грач, коза ).

Развитие логики и зрительного внимания.

Если я покажу колокольчик, значит звук какой? (г - звонкий), если на ушки (к- глухой)

- Сейчас я буду показывать слоги (беззвучно), а вы будете записывать то, что получится , будьте очень внимательны!

ка, го, гу, ок, уг, аку

IV. Лексическая тема.

Ребята, сегодня мы отправимся в пещеру ГОРНОГО КОРОЛЯ, за несметными богатствами и узнаем что - за сокровища скрывает от нас злобный карлик.

У горного короля, есть свой герб. Символом горного королевства считаются 2 магические буквы г и к.

1. Развитие просодики. Приключения начинаются, для начала мы должны спуститься в подземелье. Спуск в подземелье. (Сопровождение музыкой)

Чтение слогов сначала громко, потом тише.

2. Развитие слогового анализа. Зашумлённые рисунки.

- Вот и повстречали мы с вами злодея , а вместе с ним и первое задание. Смотрите!, здесь наскальный рисунок, который в себе что-то скрывает, что это ? Спортивные принадлежности (зашумлённые рисунки спортивных принадлежностей)

Здесь дано какое-то задание. (найти все предметы и определить в названии наличие звука к или г – выделить слог с данным звуком и записать его)

3. Диф – я звуков г - к в словах. Приключения продолжаются и перед нами подземное озеро. В подземном королевстве произошла экологическая катастрофа , озеро загрязнилось .

Что такое Экологическая катастрофа? Изменения в природе, которые приводят к гибели живых организмов.

Тут какая-то пелена в виде надписи, давайте прочитаем!

Спасите рыбок и составьте слова добавив звуки [К]-[Г], запишите слова с буквами Г/К

Слова: -олос, -алька -ол, -ора. Ура мы спасли их!, озеро снова чистое!

4. Работа на уровне предложения. Мы зашли с вами кажется в тупик. Нет, здесь снова какое – то задание. Следуя стрелочкам - указателям прочитай мудрые высказывания! (логопед раздаёт учащимся индивидуальные карточки, где записаны вразброс буквы и даны стрелки – указатели по прочтению)

Голод не тётка; где родился, там и пригодился; когда я ем, я глух и нем; кончил дело, гуляй смело.

Что это вы составили? - поговорки!



Х

О

Р

К

Л

У

З

В

Д

Ц

С

О

Н

Е

Ч

Г

У

Р

Ф

Т

Ш

И

П

Ш

И

Й

Л

Ы

Я

А

Г

А

И

Й

М

У

Молодцы, давайте прочитаем ещё одну наскальную мудрость, по стрелкам- указателям : Хорошая книга – лучший друг!

Так вот ребята оказывается, что таит в себе пещера Горного Короля . Почему же книга это несметное богатство?, что она в себе таит? Много интересного, познавательного, таинственного и полезного!, благодаря ей мы становимся грамотнее, умнее, смышлёнее и мудрее.

На последок, давайте выполним ещё одно интересное задание.

- Слова, рассыпались. Составьте и запишите предложения по карточкам.

5. Работа со звуками г - к на уровне текста.

В магазине продавали книгу. Книга (она) была очень увлекательной. Мама купила книгу (её) моему другу на день рождения. Гена будет рад.
VI . Итог занятия. Мы можем выбираться из подземелья, давайте прочитаем слоги.

Давайте вспомним всё о звуках К/Г, чем они похожи и чем отличаются? Подведение итогов.

Спасибо за работу!


Г

Н

Е

Т

У

Р

О

С

Н

Ё

В

П

Л

О

Д

Т

К

А

Г

В

Й

Л

С

Я

П

А

К

Д

И

Д

В

Ы

И

Н

Т

П

В

Ц

О

Л

Р

О

Д

О

А

В

В

Ы

Г

С

В

Л

Ч

Ф

Т

М

И

П

Р

И

Я

К

В

Л

О

Г

Ц

Л

О

Ц

О

Д

Е

Ш

У

К

Е

К

Ш

Н

Е

Д

К

Л

О

М

Ж

Д

Ч

И

Л

У

Я

Й

С

Э

У


К

Л

Е

Г

О

С

У

Е

З

А

Р

Х

Й

Ж

О

К

Я

Д

Р

В

П

О

Ч

О

Литература:


  1. Л. П. Барылкина Эти трудные согласные

  2. Л. Я. Гадасина Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004

  3. И. Р. Калмыкова Таинственный мир звуков.- Ярославль: «Академия развития», 1998

  4. М. А. Калугин Развивающие игры для 1-4 классов. Кроссворды, викторины, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 2006

  5. Л. П. Парамонова Упражнение на развитие речи ребенка.- М.: «Аквариум-Принт», 2005

  6. И. Л. Пожарская. Предупреждение дисграфии у учащихся с фонематическим недоразвитием // Логопед, 2006 №3

  7. И. Н. Садовникова Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.- М.: АРКТИ, 2005

  8. А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007
9. www.logoped.ru

10. pedagogplus . wix . com

Игры с песком:

● развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

● снимают мышечную напряжённость;

● совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

● способствуют расширению словарного запаса;

● помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

● позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

● способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

● помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: · Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». · Выдыхай медленно и плавно. · Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение. «ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

«БУРЯ»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Вредных нет детей в стране -
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок - мирная страна. Можно строить и чудить,
Можно много сотворить: Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Чтоб запомнить и дружить!

«Чувствительные ладошки» 1) (Т.Д. Зинкевич – Евстиг.)
- Положите ладоши на песок, закр. глазки, почув., какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали?
- Сдел. то же самое, повер лад. др. стор.. Расск. о св. ощущ..

Скользить по поверхн песка как змейка или как машина.

Пройтись лад. как слон, как мал. слон., как быстр. зайчик.

Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

Создать узоры и рис. – солн., бабочка, бук.(А) целое слово.

«Пройтись» каждым пальчиком пр. и лев руки поочередно.

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

2) Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

Посч. камешки и решить на песке матем. задачку.

Выложить фишками геометрическую фигуру.

Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

Можно "поиграть" на поверх. песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

3) Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Игра "Мой город" . Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

«Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

«Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

«Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Пед. достаёт из кор. карт. (баб., корова, ляг., петух, медведь) разд. их детям.
- Сдел. дом. для этих жив., скоро к ним в гости придут их братья. Затем пед. достаёт из кор след. кар. (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произн. назв. животных и выд. 1 зв. в этих сл.. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к кор., 1 звук в этом сл [к]; [к] и [к"] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

Игра «Какой звук лишний?»
- А сейчас жив. поигр в и. «Кто лишний?». Вспомним, какие Зв. издают животные? (Дети повторяют звуки.)
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те жив, зв. Кот. я не назову, д. б. спр в песок:
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

Игра «Эхо» . Пед. произн слоги, а д. повтор. их по очереди, при этом за каждое правильно выполн. повторение реб. предл. взять люб. игрушку для посл. игры в песке.
- та-ка-па - па-ка-та - ка-на-па - га-ба-да - па-ба-па
- по-бо-по - пу-бу-пу - пы-бы-пы - та-да-та - да-та-да
- ла-га-ка - га-ка-га
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение "Необыкновенные следы" .
"Идут медвежата" – реб. кул. и ладон с сил. надавл на песок.
"Прыгают зайцы" – конч. пальцев реб. ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабл./напряженными паль. рук дел. поверхн. песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" – реб. дв. всеми паль., имитируя движ. насек. (можно полностью погр. р. в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Игры с песком развивают:

1) разв. такт.-кинетич. чувств. и мелкую моторику рук;

Снимают мышечную напряжённость;

Помог реб. чувств. себя защищ. в комфортн для него среде;

Разв. активность, расш. жизн. опыт, передаваемый педаг. в близк. для реб. форме (принцип доступности информации);

Стабилизируют эмоц. сост., поглощая негативную энергию;

Позв. реб. соотн игры с реальн. жизнью, осмысл происх., найти способы решения проблемной ситуации;

Преодолевают комплекс «плохого художника», создавая худож. композиции из песка при помощи готовых фигурок;

2) развивают твор. (креативные) действия, находят нестандарт решения, приводящие к успешному результату;

Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

Способствуют расширению словарного запаса;

Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

Позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Изучению правил поможет стихотворение Т. М. Грабенко :

Вредных нет детей в стране - Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять! Песок - мирная страна.
Можно строить и чудить, Можно много сотворить:
Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня? Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

Развитие слогового анализа.
"Поставь в 1-ую ступеньку животных в названии которых один слог, на вторую ступеньку, животных в названии которых 2 слога" и т. д.

3) ● Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нар. речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

Развитие фонематического слуха.

- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

- «Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

Совершенствование грамматического строя речи .

-«Лодочка» - в этом игр. упр. с водой или с песком можно учить правильно употр. в речи некоторые грам. категор.:

Предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

Приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

Наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

- «Чего не стало»- игр. упр. для закр. Исполь. сущ. в род. п. как ед., так и мн. числа. Это упр. исполь. только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песоч. картин., а затем просит реб. расск., что изменилось в песочной картине.

Связная речь.

«Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый

речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать,

т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои

ощущения:

“Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло

песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне

приятно”.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«ЛОШАДКА» Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«ИНДЮКИ» Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

«КАЧЕЛИ» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

«ЧАСИКИ»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

«СИЛЬНЫЙ МОТОР»

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК» Произн. Р (мягкий), проводя мизинцем дор. по песку, воде.

«ГОРОЧКА» Набрать в руку песок и произ. (С) насыпая горку. Вариант этого упр. - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«ДОРОЖКА» Произн. заданные логоп. слоги, «прошагивая» их пальч или легко отшл. по песку ладошками.

«СОВПАДЕНИЕ» Л. закап. в песок игрушки со (Ш) : мышку, и т.п. так, чтобы игр. на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предл. Реб. вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Реб., наз. игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.


Игры с песком на интерактивном комплексе «Колодец» как средство формирования речевых навыков у детей с ТНР.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить - это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Слайд № 2 У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Слайд № 3 В России по данной теме ведутся исследования в Институте специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга Грабенко Татьяной Михайловной - доцентом кафедры общей и специальной педагогики и Зинкевич-Евстигнеевой Татьяной Дмитриевной директором Санкт-Петербургского Института сказкотерапии.

Слайд № 4 В ноябре 2015 года в нашем учреждении в комнату интерактивного обучения «Донская мозаика» был приобретён комплекс песочной анимации «Колодец» и интерактивная сенсорная панель «Облако» которая позволяет в режиме ОНЛАЙН производить видео и фотосъёмку проводимых игр и упражнений на интерактивном столе песочной анимации. За этот сравнительно небольшой период уже можно говорить о том, что те формы работы и технологии, которые мы используем способствуют не только художественно-эстетическому, но и всестороннему развитию детей, и особенно развитию речи.

Слайд № 5 Цели:

Эмоциональное благополучие ребенка,

Самоактуализация,

Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности:

Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, речь и моторика.

Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Слайд № 6 В самом начале использования интерактивного столика «Колодец» у нас появились правила игры с песком . Их знают и выполняют все дети:

береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы;

песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей;

у детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

Свои правила у нас есть и для педагогов:

1. ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе;

2. структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка;

3. необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила;

4. надо ценить инициативу ребенка и его мнение;

5. важно стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами;

6. нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные задачи.

Слайд № 7 В логопедической работе с помощью игр с песком решаем следующие задачи

Развитие диафрагмального дыхания

Регуляция мышечного тонуса

Развитие артикуляционной моторики

Автоматизация звуков

Развитие фонематического слуха

Словарная работа

Звуковой анализ слов

Обучение грамоте

Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Слайд № 8 Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Слайд № 9 Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики .

Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

Погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше - и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Жучки - паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Слайд № 10 Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

«Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Слайд № 11 Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Слайд № 12 Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка - быстрая, блюдце - пластмассовое, тигр - полосатый).

Слайд № 13 Автоматизация звуков

«Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Слайд № 14 Развитие фонематических представлений

«Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Пространство делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Слайд № 15 Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Слайд № 16 Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Слайд № 17 Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Вывод:

Использование песочных игр с детьми позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Игра с песком ребенка с ДЦП

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Выровняй дорогу»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«Что под песком?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

«Ямка»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

«Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

«Добрый великан»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

«Путешествие»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

«Буря»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

пропедевтика и коррекция фонетико - фонематических нарушений речи.

Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«Индюки»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

«Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

«Накажи непослушный язычок»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

Автоматизация звуков.

«Сильный мотор»

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

«Совпадение»

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Спрячь ручки»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"Мой город".

Цель.

Развитие фонематического восприятия.

Оборудование:

Песочница, фигурки и конструктор для постройки города.

Ход игры.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

пропедевтика и коррекция лексико-грамматических Нарушений речи

«строители» (2-3 занятия)

Цель.

Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование:

Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

«Чего не стало»

Цель.

Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование:

Песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

«Родные слова»

Цель.

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Оборудование:

песочница с песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

«Я делал - я сделал»

Цель.

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю -закапывал, откапываю -откапывал).

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

«Зверюшки на дорожках»

Цель.

Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры.

Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

Игры с песком в логопедической работе

Песо́чная терапи́я - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

  1. Самоактуализация,
  2. Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности

  1. Регуляция мышечного тонуса
  2. Автоматизация звуков
  3. Словарная работа
  4. Звуковой анализ слов
  5. Обучение грамоте
  6. Связная речь

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

- «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

- «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

- «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

- «Помоги зайцу»- в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

- «Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

- «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

- «Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

- «Путешествие»- на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

- «Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

- «Морская прогулка»- воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики .

Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.

Погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

Артикуляционные упражнения.

-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

- «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

- «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков.

- «Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

- «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

- «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

- «Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха.

- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.

- «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

- «Водолаз» - со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

- «Два моря» - коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

- «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Формирование слоговой структуры слова.

-«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

-«Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

-«Раздели слово на слоги»- ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

-«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Словарная работа.

-«Сложные слова»- ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду - анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика – происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку – образуется слово «водослив».

- «Родные слова»- в играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет); в играх с песком – песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

-«Я делал- я сделал»- глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.

Совершенствование грамматического строя речи.

-«Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

Предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

Приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

Наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

- «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

- «Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Звуковой анализ слова и предложения.

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение грамоте.

- «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.

- «Буква потерялась» Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Связная речь.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

- «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

- «Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.

- «Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

- «Что случилось?» - при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

- «Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар . Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

- «Рыбка» - выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

Песо́чная терапи́я это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

Эмоциональное благополучие ребенка,

Самоактуализация,

Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности

Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.

Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

В логопедии с помощью игр с песком решаем следующие задачи

Развитие диафрагмального дыхания

Регуляция мышечного тонуса

Автоматизация звуков

Развитие фонематического слуха

Формирование слоговой структуры слова

Словарная работа

Звуковой анализ слов

Обучение грамоте

Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Для этого мы используем контейнеры с песком, мелкие пластмассовые игрушки, буквы пластмассовые, «ходики» (картинки с отверстиями для пальцев)

Для развития диафрагмального дыхания используем такие игры, как «Выровняй дорогу», «Помоги зайцу замести следы», «найди секрет» и др.

При регуляции мышечного тонуса используем массаж пальцев рук по методу Зинкевич Т.Д и Грабенко Т.М., а также игры «пальцы силачи», «Кто быстрее?», «Рисуем песочные картины»….

При автоматизации звуков произносим заданный звук и одновременно проводим пальцем дорожку по песку или рисуем «клубочек».

Проговариваем слоговые дорожки и прошагиваем их пальчиками по песку.

Для развития фонематического слуха используем игры «спрячь ручки», «Два моря».

Для развития слоговой структуры такие игры, как «Полоски»,»Кружки»

При словарной работе ребенок выполняет определенные действия и анализирует их, кораблекрушение разбирает кораблик.

При игре с песком можно учить правильно употреблять некоторые грамматические категории;

Предлоги ОТ, К, НА, МЕЖДУ, В,ИЗ ЗА, У, ПЕРЕД.

Приставочные глаголы пришел, отошел…

Наречия далеко, близко глубоко…..

«Чего не стало» закрепление сущ. в Р.П. ед и мн. Числе. «Подбери слово».

На песке можно выкладывать слова и чертить схемы слов и предложений.

Обучая грамоте используем игр «Напиши букву», «Буква потерялась»

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение стоить как простые так и сложные предложения, а также составлять диалоги и придумывать сказки.

Результаты использования песочной терапии таковы

  1. Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  2. Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
  3. Совершенствуются гуманные чувства детей.
  4. Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
  5. Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.