Интимно личностное общение в каком возрасте. Современные проблемы науки и образования

Данный период характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела в длину. Продолжается окостенение скелета (до этого скелет ребенка представлен в большей степени хрящами), кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения. Развивается легочный аппарат, дыхание в этом возрасте учащенное. Объем мозга приближается к объему мозга взрослого человека. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения.

В данном возрасте происходит половое созревание. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, в частности половых желез. Поступление в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности.

В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появляться раздражительность, возникать ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с взрослыми. Для данного возраста достаточно характерны гнев, упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний.

Периоды подъема энергии и активности подростков, так же приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свое физическое и моральное превосходство. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков.

Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам.

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому должно качественно измениться мышление ребенка. Суть изменения - в переходе от словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.



В 11-12 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.

Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для детей данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации: «подросток усиленно требует доказательств».

Одно из центральных психологических новообразований возраста - возникновение чувства взрослости у подростка. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций, расширением прав и обязанностей.

Стремление к взрослости проявляется в следующем:

Подростки очень чувствительны к внешним формам обращения к себе как к «взрослой личности»;

Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный, грубый тон и т. п.).

Возникает ориентация на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои кинофильмов, книг и т. д. Могут стать моделью и сверстники, выделяющиеся из окружающих какими-то особыми качествами, заметными достижениями.

Взрослые становятся образцами в деятельности. Подростки овладевают в общении с ними многими полезными навыками и умениями. Тяготение к взрослым - противоречивое и сложное явление.

1. Противоречие между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка, официальным статусом «школьник» в общем, и «отдыхающий в детском оздоровительном лагере» в частности. Во многом это связано с разрывом между реализацией потребностей «быть» и «казаться». «Быть» - не удается, остается только «казаться».

2. Противоречие в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в, то время как он сам предпочитает обратную зависимость.

У подростков так же отмечается рост самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень их требования к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к личности взрослого (в первую очередь вожатого) и сверстника (такие личностные качества как аккуратность, честность, ответственность и т.д.).

Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны.

Мальчики и девочки стараются, глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности.

Общения подростков превращается в самостоятельный вид деятельности.

Общение становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, ближними.

Основное содержание общения подростков - поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеал подростковых отношений - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. Вместе взятое, это формирует способность ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Большое место в общении подростков занимают откровенные разговоры. В них заключен и обмен информацией, и согласование оценок, и выработка каких-то общих позиций. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.

Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Это одна из самых главных, основополагающих потребностей подросткового детства. Если для дошкольников мнение родителей было наиболее авторитетно, для младших школьников наиболее убедительно мнение учителя, то для подростков наиболее значимо мнение сверстников , коллектива класса, отряда. Подростки очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.

Процесс самоутверждения может идти различными путями, но главный из них - «играние ролей» (социально-психологический термин), причем именно тех, на которые подросток претендует. Перечень таких ролей: «умный», «сильный, смелый, волевой», «талантливый», «активист», «надежный друг, верный товарищ», сюда могут добавиться и другие роли, к сожалению не всегда положительные.

Потребность в половой идентификации. Она заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Какие проблемы при этом возникают?

Проблема 1. Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием, особенно в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщины доминируют, и в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает.

Проблема 2. Ее можно условно обозначить как «половая дезориентация», масштабы которой приобрели почти глобальный характер.

Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах производственной и общественной жизни, независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеют не только плюсы, но и серьезные минусы. Так, мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готовностью перекладывать на плечи девочек (будущих матерей) именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.

Изменить в корне установки подростков вожатый не в состоянии. Но внести определенную коррекцию, смягчить остроту проблемы в какой-то мере возможно и даже необходимо.

Проблема 3. Стихийное сексуальное просвещение. На подростков идет мощный информационный поток по линии средств массовой информации (журналы, эротические фильмы, интернет). В результате на подростков с большой эмоциональной впечатлительностью, нравственно неустойчивых, просмотр такого рода фильмов может оказать очень сильное негативное влияние, толкнуть на правонарушения и сексуальные преступления (Пропаганда жестокости, насилия, и т.п.).

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками - создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

СОВЕТЫ ВОЖАТОМУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому конфликты с взрослыми выходят на новый уровень. Детям важно отстоять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию вожатому. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в группы. Вам важно выделить лидера в детском коллективе, сделать его своим помощником и союзником.

Для детей данного возраста следует проводить мероприятия направленные на:

Развитие нравственных и моральных качеств.

Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания.

Раскрытие личностных качеств подростка.

Подростки начинают испытывать потребность в профессиональном самоопределении. Это связано, с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни.

Интеллектуальное развитие

Применение мероприятий проблемного характера.

Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание ребенком собственной точки зрения.

Для подростка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься.

На развитие лидерских качеств и чувства коллективизма

Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что вожатому следует внимательно изучать взаимоотношения ребят со, своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

На разрешение конфликтных ситуаций.

Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. ("Что за лажа, я в этом участвовать не буду!"). В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с вожатым и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий.

Лекция: Старший школьный возраст

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний.

Со стороны физического развития организма, в этом возрасте сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старших школьников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.

Происходит формирование соматотипа, т. е. определенного типа внешности, анатомо-морфологических особенностей. Современная наука различает три главных соматотипа: эндоморфный (рыхлый, с избытком жира), мезоморфный (стройный, мускулистый) и эктоморфный (худой, костлявый). Каждый тип имеет в глазах старших школьников определенную значимость.

Во всех возрастах наиболее привлекателен мезоморфный тип, наименее - эндоморфный. С первым типом у старших школьников связаны представления о спортивности, элегантности, лидерстве. Второй - предмет насмешек, иронического, снисходительного отношения. Немаловажное значение для старшего школьника имеет рост. Многие из них воспринимают рост и величие как синонимы. Существует прямая связь между ростом и социальным статусом старшего подростка.

Родителям и педагогам необходимо знать эти особенности. Излишняя полнота - источник глубоких, порой мучительных переживаний, предрасполагающих к неврозам, депрессиям. По исследованиям ученых 73,7 % старших подростков, занимающих агрессивную позицию в группе сверстников - небольшого роста. Акселераты, т. е. подростки с ускоренным темпом физического развития воспринимаются взрослыми и сверстниками более зрелыми, поэтому проблему лидерства они решают без особых проблем.

Девочки-акселераты нередко оказываются в сложном положении. Они могут быть более крупными, рослыми не только по сравнению с девочками, но и с мальчиками. Это может и улучшать, и затруднять их отношения со сверстниками. Старшие не принимают их в свою среду, а сверстники либо избегают, либо подвергают насмешкам.

Со временем это проходит, но в минуты терзаний старшим школьникам нужна не только психологическая поддержка, но и правильная ориентация.

Из рассказа матери девятиклассницы.

«Когда дочь рассказала мне о своих переживаниях, я не стала убеждать ее, что она красива или будет красивой. Я ей сказала просто: красота проходит. К ней могут привыкнуть. Женщина привлекает не столько красотой, сколько женственностью. Именно женственность, то есть умение быть обаятельной, располагающей к себе, со вкусом одетой, умение "подать себя", - вот изюминка настоящей женщины. Дочь поверила мне и успокоилась. И стала, как я заметила, не столько смотреться в зеркало, сколько делать себя».

Матери старшего школьника

«Я объяснила Андрею, что красота мужчины не в высоком росте, а в высоте ума! Мужчина красив благородством, смелостью, мужеством. Ведь корень слова "мужчина" именно в мужестве!

У старших школьников на более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. abstraction - мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи происходящих явлений.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Годы ранней юности для многих учащихся характеризуются личными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Задача взрослых и всех тех, кто соприкасается с учащимися этого возраста, - бережно относиться к их интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их.

Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии.

Они становятся более требовательными к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Все это показывает, какое большое значение имеют внутренние факторы (цели, мотивы, установки и идеалы) в развитии личностных качеств старшеклассников.

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы (Л. И. Божович).

На фоне всех этих процессов происходит формирование представлений о собственной уникальности, появление синдрома «Колумба». Представление о неповторимости, исключительности собственного «Я» - результат дальнейшего развития самосознания, т. е. представлений у ребенка о самом себе. В основе этого процесса прежде всего развитие абстрактно-логического мышления. У старших школьников появляется устойчивое тяготение к абстракции, к размышлению о вещах, которые их интересуют, но в которых они нередко слабо разбираются.

Ценность этого процесса в том, что старшие школьники внезапно для себя открывают картину собственного внутреннего мира. Они проецируют эту картину на внешний мир, сравнивают и приходят к новым, неожиданным для себя выводам, которые, как им кажется, неведомы никому, скрыты для окружающих. Они чувствуют себя «Колумбами», которым открылась никем не изведанная ранее страна удивительных по своей новизне мыслей и чувств.

Именно это чувство первооткрывателей делает старшеклассников одновременно самонадеянными и нерешительными, смелыми в суждениях и сдержанными в поступках. Они жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных. Чтобы помочь старшим школьникам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций.

Позиция первая. Поддержать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показать, что каждый из них точно так же убежден в своей уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уникальность - не привилегия, а дар природы, доступный всем.

Позиция вторая. Юношеский период порождает немало иллюзий: представления о своих безграничных силах и возможностях, о длительности, неизбывности молодости, о необходимости сделать в молодые годы нечто выдающееся, исторически значительное.

Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание старших школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни. Важно доказать им, насколько относительно их понимание времени. Известно, что в 15-17 лет даже двадцатилетние кажутся пожилыми, а сорокалетние родители представляются чуть ли не стариками. В то же самое время 13-14-летние воспринимаются старшими школьниками как «малолетки».

Позиция третья. В работе со старшими школьниками необходимо раскрывать перспективу их жизни. Старшие школьники живут будущим. Его они связывают с основным видом труда, с профессией, со статусом Человека и Гражданина, будущего Мужа и Жены, будущего Отца или Матери.

СОВЕТЫ ВОЖАТОМУ

Для данного возраста следует проводить мероприятия следующей тематики:

Дружба и любовь

Взаимоотношений между полами;

Познание себя, своего «Я»;

Профессиональной направленности;

Семейной жизни;

Патриотизм, развитие понятия гражданский долг

Мораль современного общества;

Взаимоотношения с окружающими;

Формированию навыков конструктивного общения.

Снятие агрессии

Ошибки вожатого (записать обязательно)

Вожатые ошибочно полагают, что дети младшего школьного возраста слишком маленькие и не способны:

К планированию собственной деятельности (поэтому не развивают самоуправление в отряде, решая абсолютно все за детей);

К рефлексии (поэтому не проводят полноценных свечек, не подводят итоги дня, недели, смены);

К осмыслению нравственных и моральных норм (поэтому не включают в план-сетку мероприятия предполагающие ситуации «нравственного выбора» - диспуты, беседы и т.д.).

Вожатые ошибочно полагают, что дети среднего школьного (подросткового) возраста

Намеренно раздувают свои проблемы, и относиться к этому надо как к детским капризам (поэтому не реагируют на метания ребенка связанные с отношением к собственной внешности, положению в отряде, и т.д.)

Не имеют значительных физиологических и психологических изменений (поэтому сюсюкаются с подростком как с маленьким, не опираются на возрастные особенности при включении тех или иных мероприятий в план-сетку и т.д.)

Сами разберутся в своих отношениях со сверстниками (поэтому ограничиваются тем, что растаскивают враждующие стороны по углам, не принимая мер по разрешению конфликта, не ведут работу по профилактике конфликтных ситуаций в отряде)

Вожатые ошибочно полагают, что дети старшего школьного возраста

Уже достаточно взрослые и сами решаю, как им жить и что им делать (поэтому снисходительно относятся к курению табака, пробам алкоголя, мату и т.п.)

Наивны (поэтому с улыбкой воспринимают новости о первой любви детей (это очень важно для ребенка), а так же их аморальные и безнравственные поступки (осознанные поступки показываю изнанку личности))

Сами способны без помощи вожатого организовать досуг (поэтому сводят работу на отряде до кураторства - отвел туда, завел сюда, показал это).

За каждой из подобных ошибок следует шлейф последствий, и чем старше ребенок, тем эти последствия более явные, но это не значит что более важные. Последствия ошибок в работе вожатого с детьми младшего возраста (не развитое самоуправление), будут не так видны, как последствия ошибок с детьми старшего (пьяный дебош с участием детей и заблеванные стенки в корпусе), но зато одинаково негативно отразятся на климате в отряде и на эффективности работы вожатого.

Литература

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с. ISBN 5-7695-0658-Х

Воспитание

И так мы с вами изучили особенности физического и психического развития детей возрастных категорий, с которыми нам придется работать в ДОЛ. Изучили механизмы влияния на личность через отношение и деятельность. И можем подойти к разбору деятельности вожатого как таковой.

Деятельность вожатого деятельность – воспитательная.

И вот по поводу воспитания хотелось бы с вами поговорить: Что вы понимаете под воспитанием и можно ли добиться каких-нибудь результатов на этом поприще за 21 день пока длиться лагерная смена.

Все участники записывают свою точку зрения на листочках, затем отвечают.

Воспитание – это…

Скажите, что можно воспитывать?

Качества личности – патриотизм, уважение к старшим, любовь к творчеству и т.д.

Желание заниматься физической культурой, интерес к спорту и т.д.

Представьте, что ребенок (подросток) попал на 21 день в камеру с уголовниками, что-то в нем измениться?

Да, измениться манера разговора, поведение, если ребенок асоциальной направленности, то он утвердиться в своих антиобщественных ценностях (воровать – это правильно, грубить это естественно и т.д.).

Нет, не изменился – значит, решил, что никогда не встанет на подобный путь, утвердился в своих социально значимых ценностях (помогать окружающим, уважать свободу свою и других)

Согласитесь и в том и в том случае изменения на лицо – видны результаты воспитательной работы. Видны? (да)

Работы проводимой кем? (сокамерниками, тюрьмой)

Работы проводимой самим человеком.

Запишите основные принципы воспитательной деятельности

1. Воспитание, процесс непрерывный, он длиться на протяжении всей жизни человека.

2. Формирует человек себя всегда сам

3. Возникновение личностных новообразований, укоренение тех или иных взглядов на жизнь прямым образом связано со средой, в которой человек находиться.

Если соотнести понятия личность, отношение, деятельность и среда. То мы увидим, что определенная среда располагает (физически -нет возможности, или психологически – поощряются/порицается), только к определенным видам деятельности.

В библиотеке нельзя играть в футбол, а на футбольном поле проблематично читать книги, в окружении честных людей сложно лгать, в компании сверстников грызущих семечки на лавочке сложно вышивать крестиком а в компании скинхедов не получится поговорить о равенстве всех национальностей и т.д.

В подростковом возрасте изменяются отношения между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола.

В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина».

Вначале интерес к другому полу проявляется в неадекватных формах: «задирание», приставание, игнорирование. Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении: проявляется демонстрация безразличия или стеснительность. Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако

внешне возникает еще большая изолированность.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени. Они побуждают к мечте, фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Отрок учится действовать в своих фантазиях,

но отрабатывает свои действия и поступки понастоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

В отрочестве начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью.

Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и

собственными внутренними табу. Социально приемлемой формой таких контактов считаются танцы.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров.

37. Особенности общения подростка со взрослыми.

Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится

к родительской семье.

Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено

отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот

раз это «Мы» составляют сверстники.

Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Друг здесь обретает особую ценность. В друге как в зеркале подросток отражает собственное «Я». Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты (подвержены мнению группы). Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего.

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ОВЗ №3» г. Курска

Доклад на методическом объединении воспитателей

на тему: «Воспитание основ интимно-личностного поведения у старшеклассников»

Подготовила:

воспитатель Л.В. Будылина

2017-

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности и свои сложности. Не исключением является и юношеский возраст. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение . Одной из значимых сфер активности личности на этапе ранней юности является воспитание интимно-межличностного общения. В этом возрасте меняется его содержание и общая направленность, оно становится избирательным и выполняет собой функцию главного, социального полигона самоутверждения и самовыражения юношей и девушек.

Период обучения в старших классах коррекционных школ - юношество - особая пора. Именно в это время границы между душой и телом очень размыты. Недаром во все времена такое большое внимание уделялось физическому воспитанию молодых, юных людей. Овладение пространством собственного тела как психологическая проблема появилась в науке благодаря работам Стенли Холла, который обратил внимание на то, что сил подростков не прибывает по мере роста массы их тела. Половые различия очень ярко проявляются в развитии скорости движений. У мальчиков сила и ее увеличение выступают на первый план, у девочек больше развивается быстрота движений. Координация также улучшается, почему и движения становятся более ловкими.

Из-за особенностей развития мышечной системы и ее координации нервной системой подросток с ОВЗ очень быстро утомляется, что вызвано напряжением всей нервной системы, в том числе и центральной. Перед воспитателями подростков стоит непростая проблема создания для них необходимых условий жизни с целью предотвращения переутомления, раннего истощения нервной системы.

Исследователи подросткового возраста считают что, подросток-девочка и подросток-мальчик - это две различные биологических величины. В этот период жизни они переживают необходимость решения такой жизненной задачи, как установление близких отношений с лицами противоположного пола. Биологическая основа этой формы поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооценивать.

В подростковом возрасте расцветает такое, еще мало изученное, явление, как собственный язык подростков. Явление, которое отмечается во многих странах. Подростки уходят в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно отражающего те переживания необычного космического порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному. Словесный максимализм обычного порядка переходит в образование жаргона. Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с их точки зрения, словесные выражения.

Для подростков с ОВЗ совершенно естественно в своем умственном образовании стремиться к углублению и расширению своего психологического пространства, своего Я. Секрет в том, что это стремление осуществляется среди взрослых, которые решают свои задачи в отношении обучения молодых. Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке старших по решению жизненно важной задачи - развития своих интеллектуальных возможностей, так как в этот период жизни реальность собственного мышления такова же, как реальность тела.

Это обостряет значение содержания общения между подростком и взрослыми людьми. На поверхности бытового поведения подростков с умственной отсталостью видно, что они очень много сил и времени отдают общению со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых существенно меняется в сторону уменьшения его значения. Но чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у юного человека может только человек зрелый.

В юношеском возрасте человек сталкивается с тайной своего изменчивого Я, постоянно ускользающего от него же самого. Для сохранения Я необходима огромная работа по его построению, - выстраиванию. Без необходимого психологического материала этого не сделать. Подростку с ОВЗ требуется психологическая информация для дальнейшего осуществления жизни его Я, как проявления в конкретной, индивидуализированной, в его лице персонифицированной форме сущностных свойств человека. Основным условием получения такой психологической информации может быть его встреча со взрослым человеком, который воплощает в отношении с подростком обобщенную, но персонифицированную, сущность человека. Является, говоря педагогическим языком, нравственным идеалом, жизненным идеалом, но не абстрактным, а конкретным, может быть, ежедневным воплощением его в отношении подростка. Слово “воплощение” можно было бы заменить без потери смысла словами “труд”, или “любовь” как синонимами. Иначе говоря, подросток своими потребностями, главной потребностью - жить - ставит перед людьми, его окружающими, в самой острой форме проблему любви к жизни, к себе как к живому человеку, к нему - подростку, а значит, к нему как к другому человеку. Его проблемы - это тот «огонь», который обращен к «веществу» отношений с другими людьми - к тем нормам и правилам построения и осуществления проявлений жизни, с которыми он уже успел встретиться в своем детстве.

Подростки с умственной отсталостью чувствуют себя загнанными в трудный период своей жизни, потому что взрослые не находят для них места - элементарного пространства - в жизни, так как не знают, что для осуществления Я ребенка необходимо и внешнее, и внутреннее пространство. Такое пространство, где можно себя чувствовать защищенным, переживать границы своего Я, своего психологического пространства как надежные.

В этот период подросток ставит главный вопрос: «Зачем живут люди?» Он видит в этом вопросе как ключевое слово «живут», освоение пространства жизни во всей его полноте и целостности - вот главная проблема подросткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музыкальных странствиях современных подростков. Родители знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных функций.

Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка с ОВЗ. Напряжение, вызванное этим требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка систем оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.

У роста есть свои законы, у растущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вызреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость переживаний в юношеском возрасте - это проба на глубину своего психологического пространства, приближенность к экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость естественно связана с жизнью тела молодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построения новых переживаний.

В это время юным людям снятся космические сны - они видят, как бы со стороны свое собственное тело, которое соотносится по размеру или положению с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Обращает на себя внимание общность сюжетов: во всех них есть переживание противоречивых чувств по отношению к планете или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкивания. В этих снах юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (воплощения) своей сущности, своего назначения.

В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы такой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Женская роль в этом смысле очевиднее, - давно замечено, что девушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, связанных с воплощением собственного Я, они сравнительно быстро достигают устойчивости. Недаром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрослого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом возрасте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.

У юношей диапазон колебаний в переживаниях значительно шире и они дольше идут к обретению устойчивого отношения к самому себе, то есть к ощущению границ своего Я и его динамической силы. Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огромную работу по построению своего мирового психологического пространства, ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни именно в таком масштабе.

Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни, основанной на собственных усилиях по ее построению. Это одно из оснований для появления чувства взрослости и его укрепления по мере роста физических и духовных сил юных людей. Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих сил, которая будет приносить переживание полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека - одно из важнейших переживаний, отражающих реалистичность усилий по организации и осуществлению жизни.

Получается, что в отношениях подрастающих юных людей со взрослым миром постоянно актуальной оказывается важнейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и ответственности Я за свое же собственное воплощение в конкретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чувство реальности собственного Я дает человеку то достоинство, за которым другими людьми читается его уверенность в наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще называют чувством социальной принадлежности, может быть это его формула: «Я не чужой на этом свете». Когда возникают проблемы в становлении этого переживания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плотностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравнительно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно-утешительной, снижающей как бы степень риска перед возможными жизненными трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтированностью, невыраженными и неопределенными волнениями и думами, которые они не могут реализовать в соответствующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдателя это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, например, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение каким-то видом коллекционирования и тому подобное.

Потребность в общении со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии. Значительное большинство старшеклассников испытывают острую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение.

Обращает на себя внимание еще одна особенность общения подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то есть не понимают отношения с подростками - переоценивают или недооценивают их. Реально то, что взрослые, скорее, не понимают, чем понимают потребности детей.

Юные люди, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники воспринимают и оценивают как «взрослое».

Совершенно иная картина характерна для старшеклассников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В поведении этих подростков отмечается агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.

Подросток с ОВЗ потенциально готов к освоению морали, как он уже переживает необходимость в интегративных механизмах, позволяющих сохранить его Я от воздействия других людей. У него уже есть готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни.

В период юности подросток открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах. Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети с ОВЗ проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей - изоляция ребенка. Изолированный ребенок - одинокий ребенок. Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?», с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой само регуляции не вызывают сложностей в развитии. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

Остается значимым и общение со сверстниками, более значимым становится общение со взрослыми, родителями. Общение носит интимно-личностный, т.е. камерный характер. Важна не включенность в группу сверстников, а установление личностных, глубоких отношений с человеком, который подростку нравится, в котором он нуждается.

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек бывают недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей

Готовность к самоопределению - это основное новообразование ранней юности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания. Он проявляется в открытии своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремлении к самопознанию; формировании личной идентичности, чувство индивидуальной преемственности и единства; самоуважении; становлении личностного способа бытия, принятие на себя личной ответственности.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1)юношество - особо важный период в становлении личности; 2)юношеству присущи некоторые особенности развития: быстрое развитие мышечной системы; стремление к углублению и расширению своего психологического пространства, своего Я; необходимость в общении с противоположным полом; интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные; осязаемость проблем взрослой жизни; нарастающий груз ответственности; готовность к организации своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни и др.; 3)период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции.С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми.Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками.Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества". Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы.С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь".

Главная ценность отметки для учеников 3-7 классов в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой "нормы", чтобы него было "как у всех", "как у других".Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие <норм>. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ <Я>. Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

«Переходный», «трудный», «критический» - так зачастую называют подростковый возраст.

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

1. «Кризис независимости». Основные проявления.

ь Негативизм

ь Упрямство

ь Грубость

ь Бунтарство

ь Стремление во всем поступать по-своему

ь Ревностное отношение к личному пространству

2. «Кризис зависимости». Основные проявления:

ь Чрезмерное послушание

ь Возврат к детским интересам и формам поведения

ь Зависимость от взрослых

ь Несамостоятельность

ь Инфантильность в суждениях и поступках

ь Подчинение мнению большинства

ь Стремление быть «как все»

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:

Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.

Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания - максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.

Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.

Наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста:

ь Повышенный интерес к собственной внешности.

ь Стремление к независимости и свободе.

ь Группирование со сверстниками.

ь Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов.

ь Потребность в уединении.

ь Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.

ь Резкость и безапелляционность суждений.

ь Ранимость в сочетании с показной холодностью.

Кризис подросткового возраста - самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача - осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.

ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, чаще всего, не может. Отсюда стремление к <внешней взрослости>, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.

ПОВЕДЕНИЕ. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток-правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом. Часто подростки не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая проявляется в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.

Подростковый возраст характеризуется неоднозначностью в определении ведущей деятельности. Наиболее распространенными являются точки зрения, согласно которым ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение (Д.Бы.Эльконин), общественно полезный труд (Д.И.Фельдштейн).

Общение подростка со сверстниками по уровню значимости занимает ведущую позицию. В отличие от младшего школьного возраста, когда взрослый занимает авторитетное положение, подросток имеет сильное стремление к общению со сверстниками. Наибольшее желание подростка - заслужить уважение и признание сверстников, стать авторитетным в группе. Поэтому он должен соответствовать ожиданиям сверстников, а это иногда противоречит моральным нормам.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для этого ему необходимы личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои "кодексы чести". В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для этого ему необходимы личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои "кодекс чести". Подросток начинает ценить такие качества как принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту, силу, а также качества, которые относятся к его взаимодействию со сверстниками.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Часто подростки для усиления этого "Мы" используют автономную групповую язык, автономные невербальные знаки.

В неформальных подростковых в " соединениях формируется своеобразный сленг - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг создает впечатление усиления чувства "Мы" тем, что сокращает дистанцию между теми, кто общается, через идентификацию всех членов группы общими знаками общения.

Кроме автономной сленгового языка, которая объединяет подростков в группы, необходимо выделить также площадные жесты и позы-агрессивные, снимающие дистанцию, иногда откровенно циничные. Невербальное общение может вызывать протест со стороны взрослых.

Подростки мало интересуются глубинным смыслом невербальных средств, которые они используют в общении. Конечно, значительную роль в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще.

Для подросткового возраста большое значение имеет обретение друга, который имеет особую ценность. Характерной чертой дружбы в подростковом возрасте является непостоянство, изменяемость отношений и интересов, авторитетов, усиление или ослабление влияния сверстников в группе. Это является проявлением процесса внутреннего осмысления, переживания поступков друзей, соответствие их морали.

Подросток начинает больше времени проводить вне дома, с друзьями. Большое значение приобретает подражание рис высокостатусных, авторитетных сверстников и старших по возрасту подростков или юношей. Появляется дружба, которая основывается на общих интересах и симпатиях. Друзья вместе проводят время, имеют сходство в манере одеваться и вести себя, читают одинаковые книги, слушают одинаковую музыку. Подростки положительно оценивают своих друзей, наделяя их такими качествами как ум, веселость, искренность, а все негативные реплики взрослых по поводу друзей отрицаются и не имеют никакого влияния.

в то же Время для подростка важное значение имеет оценка друзьями его личностных качеств, знаний и умений, способностей и возможностей. Друзья лучше, чем взрослые проявляют сочувствие, адекватное восприятие радостей и невзгод друг друга.

Подростковая дружба, начавшись в 11-12 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации.

Общение подростка со взрослыми также отводится важная роль. В общении со взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий. При этом подросток находится в позиции младшего, подчиненного, а это не всегда способствует усвоению морально-этических норм.

из-За возникновения у подростка чувства взрослости, он стремится выглядеть как взрослый, иметь его права и возможности. Для него характерно подражание взрослого, поэтому в совместной деятельности взрослый имеет возможности влиять на становление личности подростка, его взросления.

Общение с родителями, учителями и другими взрослыми складывается под влиянием чувства взрослости, что возникло. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к требованиям со стороны взрослых, которые раньше выполнял, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, которая отождествляется в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Вместе с тем подросток начинает критично оценивать взрослых, их слова, поступки, поведение, отношения, социальную позицию. Однако, требования подростка к взрослому являются категоричными и противоречивыми. С одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля, недоверия, с другой испытывает страх и тревогу при необходимости преодолевать проблемы, надеется на помощь и поддержку взрослого, хотя не всегда откровенно признается в этом.

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Подросток скорее притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, что исходит от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отрицается.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс не всегда происходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет, ряд факторов, прежде всего, экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроений. В течение незначительного промежутка времени оно может меняться на прямо противоположный. Смена настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении освободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побег из дома.

Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на ее внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Это бывает кто-то из родителей, что принесли много горя и обид подростку.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком, поскольку он чувствует себя лишним. В таких случаях подросток начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и контроль со стороны родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности, на что взрослые реагируют более жестким контролем, изоляцией подростка от сверстников. Противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

При условии привязанности взрослых, подростки способны во многом доверять им. Наличие взрослого друга является важным условием нормального развития личности подростка. Позитивным в отношениях со взрослыми является включение подростка в совместной деятельности, которая организуется на основе единства интересов, увлечений. В ходе выполнения такой деятельности возникают совместные переживания, чувства, настроения, намерения, обусловливающих эмоциональную и духовную близость.

Общение с взрослыми помогает подростку понять особенности взрослой жизни, сопоставлять свои поступки и поступки взрослого. Подросток категорически и критически относится к просчетов и ошибок взрослого, особенно остро реагирует на несправедливость учителя.

Несмотря на важное место, которое занимает общение подростка со взрослыми, все же типичной для этих отношений является наличие конфликтов, проявлений грубости, упрямства, агрессии. Это связано с тем, что подросток чувствует себя взрослым и требует соответствующего отношения к себе, а взрослый все еще продолжает относиться к нему как к ребенку. При условии изменения отношения взрослого к подростку ситуация может нормализоваться и их общение станет более продуктивным.

Таким образом, интимно-личностное общение в подростковом возрасте является ведущей деятельностью, в ходе которой происходит полноценное развитие личности подростка.

Общественно полезная деятельность является не только средством освоения знаний, развития умений и навыков, но и развития личности подростка. В ходе этой деятельности подросток усваивает правила поведения, общественной морали, у него формируются взгляды, убеждения, принципы, идеалы, жизненные цели.

Исследованием общественно полезной деятельности в 60-80-е годы занимался Д. И. Фельдштейн, который считал эту деятельность ведущей в подростковом возрасте. Исходными положениями для исследования были: во-первых, способность подростков осознавать свои растущие возможности, которые дают основы для реализации потребности в самостоятельности, потребности в признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей; во-вторых, развитие у подростков ориентирован на нормы человеческих отношений.

Д.Л.Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности. В связи с переустройством государственной системы с 1991 года, потребность в общественно полезной деятельности не исчезла - она является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системы.

Как правило, ученики средних классов охотно берутся за любое общественно полезное дело, их увлекает содержание и форма внеклассной или внешкольной деятельности, романтика, им нравятся походы, путешествия. Эта деятельность обеспечивает условия для самовыражения подростка в общественно значимых делах, что дает возможность занять более весомое положение в системе общественных отношений. Главной положительной чертой здесь является возможность моделирования реальных общественных отношений, что отвечает потребности подростка войти в активную жизнь общества.