История появления бумаги виды бумаги. История бумаги — интересные факты Как родилась бумага история возникновения бумаги

Но как из огромного дерева получается красивая тетрадь, книга или пачка белых листов? Разберемся в этом вместе.

Как делают бумагу

Бумага производится на бумажных фабриках. Из леса на фабрику привозят бревна. Чаще всего используют сосну, ель, березу, а также эвкалипт, тополь, каштан.

На специальной площадке из бревен сдирают кору и измельчают на щепки. Затем на конвейере осколки транспортируют на целлюлозный завод, где они варятся в специальном растворе. В результате получается целлюлоза - основное сырье для изготовления бумаги.

Интересно! Из одного дерева получается 2857 тетрадей на 12 страниц. Чтобы вырастить взрослое дерево, нужно 60 лет. Вот почему важно бережно пользоваться учебниками и тетрадями, ведь все это - срубленные деревья.

Самый экономный способ получить древесную целлюлозу - механический . Деревообрабатывающее предприятие измельчает лесоматериалы в крошку и смешивает с водой. Так изготавливают бумагу низкого качества - например, для газет.

А вот для изготовления высококачественной бумаги - для журналов, книг и брошюр - применяют химический способ . С помощью сит осколки сортируют по размеру. Дальше измельченная древесина с добавлением кислоты варится в специальных машинах.

Затем целлюлоза проходит через фильтры и промывается, освобождаясь от примесей. На этом этапе к сырью могут добавить макулатуру, однако предварительно ее непременно очищают от чернил.

Следующий этап - добавление клеев и смол. Первые - отталкивают влагу, вторые - предотвращают растекание чернил, которые часто изготавливаются на водной основе. Именно благодаря этим процессам написанное в Твоей тетради не размазывается и легко читается. Бумага для печати такой проклейки не требует, ведь печатные краски не готовят на водной основе.

Но и это еще не все. Потом к бумажному сырью добавляют пигменты и красители. Например, белый цвет бумаги получается благодаря добавлению каолина.

После этого бумажная масса попадает в бумагоделательную машину на ленточный конвейер. Здесь с помощью крошечных пористых отверстий и отжима различными валиками из бумаги удаляется влага и образуется сплошная рулонная лента.

На этапе «мокрого прессования» бумагу окончательно высушивают, обезвоживают и уплотняют. Результат - ровная белая лента наматывается на огромный рулон. Бумага готова! Можно отправлять на книжные фабрики. Там бумажное полотно разрезают, создавая книги и тетради.

Узнать все тонкости производства бумаги можно из видеоролика.


Как делают книги?

Итак, после того, как автор напишет текст, а редактор издательства его утвердит, начинается процесс корректуры . Произведение проверяется на наличие ошибок. В идеале команда корректоров вычитывает текст несколько раз. После этого книге подбирают иллюстрации.

Затем начинается верстка . С помощью специальной компьютерной программы верстальщик выбирает формат книги, размер полей, виды и размеры шрифтов, определяет расположение иллюстраций и текста.

Следующий этап называется цветоделением . Знаешь ли Ты, что для того, чтобы напечатать обложку модного журнала, нужно всего четыре краски: голубая, розовая, желтая и черная? Поэтому сейчас дизайнер должен разделить все иллюстрации на четыре составляющие.

Самый ответственный этап - печать книги . Краска с помощью валиков на печатной машине раскатывается до тоненького слоя, подается на печатную форму, которая вращается и наносит изображение на сплошной виток бумаги.

Интересно! За одну смену работники типографии могут напечатать несколько тысяч листов.

Любую книгу трудно представить без обложки. Поэтому следующий этап - создание «лица» будущей книги. Если обложка готова, ее накладывают на книжный блок и подрезают. Если изготавливается твердая обложка, книгу обрезают до приклеивания обложки.

Вот и все - книга готова радовать глаза восхищенных покупателей, осталось лишь запаковать. Увидеть воочию, как делают книги, Ты можешь в следующем видео.


Из чего делали книги и бумагу в древности?

Когда-то не было книг в таком виде, в котором Ты видишь их на витринах магазинов или в библиотеках сегодня. А все потому, что люди не умели их изготавливать. Вместо бумаги человечество использовало стены пещер, камни, посуду, кору деревьев

Прошли годы, и люди придумали делать записи на сырой глине . Однако такие книги были слишком тяжелы, неудобны и недолговечны.

Спустя некоторое время тяжелое глиняное полотно сменили книги из телячьей или козьей шкуры - легкие и практичные. Поскольку первую такую книгу создали в древнем городе Пергаме, «бумагу» из кожи животных назвали пергаментом.

Однако такой материал был слишком дорогой, ведь чтобы создать одну книгу, надо было забить много телят. Поэтому люди продолжали искать более дешевые и легкие способы создания книг. И это им удалось.

Вдоль рек Африки растет высокое болотное растение - папирус . О его удивительных свойствах люди догадались не сразу. Сначала растение использовали при строительстве домов. Но однажды один мужик чинил свой дом. Разрезал стебель, вынул волокнистую середину и положил на солнце. Каково же было удивление мужчины, когда он заметил, что волокна превратились в сухие узенькие ленточки. А когда он увидел, что папирус еще и хорошо впитывает краску, то понял: на папирусе можно писать! Так появились книги из папируса.

Но кто и когда изобрел бумагу такой, какой мы видим ее сейчас? Исследователи уверяют: пальма первенства принадлежит китайцам. Они додумались производить бумагу из молодых побегов бамбука.

Интересно! …А до того времени китайцы писали на шелке или бамбуковых дощечках. Таинство изготовления шелка китайцы ревностно берегли. Однако шелк был очень дорогим, а значит - недоступным большинству населения, а бамбук - слишком тяжелым. На одной доске помещались всего 30 иероглифов. Сохранились сведения: для того, чтобы перевезти некоторые произведения, китайцам необходима была целая телега.

Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел в 105 г. н. е. Цай Лунь .

«Всякий высоко ценит деятельность Цай Луна: он изобрел бумагу, и слава его живет до сих пор...» - говорит летопись.

ІV век сталпереломным в истории изготовления бумаги. После совершенствования технологии ее производства бумага навсегда вытеснила бамбуковые дощечки. Новые эксперименты доказали: бумагу можно производить из дешевого растительного сырья: коры деревьев, тростника, бамбука. Последнему китайцы были особенно рады: бамбука в их стране - пруд пруди.

Как ни старались китайцы сохранить тайну производства бумаги, им это не удалось. В 751 году во время борьбы с арабами несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы узнали секрет создания загадочного товара и в течение пяти веков выгодно сбывали его в Европу.

Как ни странно, но европейцы последними из цивилизованных народов научились изготавливать бумагу - где-то в XI-XII ст. Первыми позаимствовали технологию производства бумаги испанцы, потом - итальянцы, немцы, англичане...Интересно, что долгое время бумагу изготавливали не только с размоченных волокон деревьев, но и с тряпок и другого лохмотья.

Первую производственную машину по выпуску бумаги промышленным способом изобрели во Франции в 1798 году.

На территори и украинских земель производство бумаги началось в XIII веке в Галиче. Однако документально подтвержденные сведения об украинских бумажных «фабриках» сбереглись начиная с ХVІ века. Исследователи истории украинской бумажной промышленности нашли материалы о 200 «фабриках», действовавших на территории Украины с XVI до начала ХХ века, что свидетельствует о высоком культурном уровне тогдашнего населения.

Замок Радомысль в Радомышле, Житомир щина - первая в Центральной Украине бумажная фабрика, построенная в 1612 году.

Сейчас бумага окружает нас повсюду, ежегодно завоевывая все новые и новые сферы применения. Именно поэтому так важно помнить, что изготавливается она из деревьев - лесных ресурсов, которые с каждым годом на планете катастрофически уменьшаются.

Бережно относиться к книгам, экономно использовать бумагу, сдавать макулатуру, сажать деревья - самое малое, что может сделать каждый для сохранения лесов. А один изобретательный мальчик, чтобы сохранить лесные насаждения, даже отказался писать сочинение. =)

История бумаги началась очень давно и имеет увлекательное развитие. В этой статье вы узнаете кто, где и когда изобрёл бумагу, а также о том, какое влияние она оказала на ход истории разных цивилизаций.

После изобретения письменности люди пытались изобрести более лёгких носитель для текста, чем или , а также более лёгкое и дешёвое в производстве. Но потребовалось более 3000 лет, чтобы изобрести бумагу!

Бумага была изобретена около 100 г. до н.э. в Китае. В 105 г. н.э. под покровительством династии Хань правительственный чиновник Цай Лун был первым, кто создаёт полноценную бумажную промышленность.

Первая китайская бумага

Рецепт изготовления бумаги Цай Луна был следующим. Он смешивал мелко нарезанную кору шелковицы и конопляную тряпку с водой, сдавливая всё это в полоску, а затем выжимая воду и давая бумаге высохнуть на солнце. Возможно, что идея изготовления бумаги таким способом была развита из идеи тканевой коры тутового дерева, которая была очень распространена в Китае.

Возможный прародитель бумаги — тканевая кора тутового дерева

Бумага по технологии изготовления Цай Луна получила огромную популярность по всему Китаю. Развитие бумажной технологии также позволило сделать следующий шаг для буддийской религии. К 650 году н.э. буддийские монахи начали использовать бумагу для распечатки молитв, что делало религию ещё более массовой.

Но изобретение бумаги в Китае ещё не означало её массовой распространение по всему миру. Прошла ещё тысяча лет, прежде чем бумагу начали использовать во всей Евразии. К 400-му году производство бумаги началось в Индии, а в 600-х годах бумага попала в Корею и Японию. С расширением Аббасидского халифата и включения в его состав Пакистана, бумага появилась и в халифате, распространяясь на всю огромную империю.

Аббасидский халифат

Для торговцев Шёлкового пути бумага имела огромное преимущество, ведь она могла поглощать чернила, что затрудняло её подделку.Сначала торговцы закупали бумагу из Китая, Средней Азии и Индии, но к 800 году появились собственные исламские производители.

Когда газета дошла до Западной Азии, люди стали изготавливать из неё книги, а не свитки, которые были популярны в Китае и Индии. Идея изобретения книг распространилась на восток, и примерно к 1000 году люди делали книги уже в Китае и Индии. Для перехода на книжный формат был ручной набор посредством подвижных литер.

Китайская система подвижных литер, изображенная в книге печатника Ван Чжэня в 1313 г.

Но европейцы всё ещё использовали пергамент, либо покупали бумагу по высокой цене из Египта, но вскоре это изменилось. К 1250 году н.э. египетская технология изготовления бумаги достигла Италии и итальянцы настолько хорошо освоили эту технологию, что сумели сделать свой вариант качественной бумаги и продавать его по всей Европе. Затем чума стала катаклизмом, который полностью разрушил бумажную промышленность Египта. В 1338 году французские монахи также начали производить свою собственную бумагу. Европейцы догадались использовать водяные колёса (нарушившие нерест лосося) для питания своих фабрик, что сделали их бумагу ещё дешевле. К 1350-му году европейцы уже сами продавали бумагу (наряду с другими вещами, такими как и швейные напёрстки) для людей в Северной Африке и Западной Азии.

К 1411 году — почти через полторы тысячи лет после того, как бумага была изобретена, — люди в Германии наладили выпуск собственной тряпичной бумаги. Как только немцы научились делать бумагу, они стали больше интересоваться технологией китайской печати, а в 1453 году Иоганн Гутенберг выпустил первую печатную Библию.

Стоит отметить, что бумага 15-го века по-прежнему намного дороже современной бумаги, изготовленной из древесины с добавлением химикатов.

К этому времени ацтеки из ещё не открытой Америки также изобрели бумагу, но сделали это самостоятельно. Их бумага была изготовлена из растительных волокон агарового дерева, и они также использовали её для изготовления книг.

Области применения бумаги в Китае росли. Китайцы использовали бумагу для воздушных змеев (650 год), игральных карт (800 год), фальцевальных вентиляторов (1100 год), а в 1300-м году китайцы изобрели туалетную бумагу!

Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги и журналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т. д. Редко кто задумы­вается о том, что бумага - необыкновенное изобретение человека, одно из важней­ших и величайших его завоеваний.

С момента своего рождения бумага стала активным средством общения между людьми, приобщения их к знаниям, культуре. Недаром ее называют «источником мудрости», так как она помогает сберечь для будущих поколений огромное наследие прошлого и настоящего. Бумага и возникла в результате многовековых поисков материала для закрепления мыслей, чувств, отношений. Человек всегда стремился поведать о себе, вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, базальтовых валунах, стенах пещер. Они открыты археологами во многих странах, в том числе и в нашей стране. Много подобных рисунков обнаружено в Монголии, Индии, Австралии, Мексике, среди песков Сахары, на Кубе. Этим рисункам по пять - пять с половиной тысяч лет. Позднее на смену камню пришли глиняные таблички. Рисовали на них палочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображения на камне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры. Плитки письма стало возможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны.

Человек не переставал искать все более легкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записи делали заостренными палочками. Китайцы использовали бамбуковые план­ки и выжигали на них иероглифы накаленным шилом. Жители древнего Новгорода писали письма, записывали долги, счета на бересте. Большое количество таких берестяных грамот было обнаружено археологами при раскопках культурных слоев новгородской земли XI-XIV вв..

В Древнем Египте широко использовался папирус, который в изобилии произрастал на мелководных участках озер и рек. С берегов Нила он поступал в Европу и Азию. На папирусе египтяне изображали события своей жизни, различные обычаи, обряды, ремесла.

Соперником папируса стал пергамент. Тонкий и прочный материал полу­чил свое название от города Пергама, который являлся крупным ремесленным центром по выделке кож и где во II в. до н. э. начали изготовлять новый материал для письма.

На Руси пергамент стали выделывать в XV в. для государственных грамот, сводов законов, особо ценных книг. Например, свод древнерусского феодального права «Русская Правда» написан на пергаменте.

Пергамент - прочный, эластичный, долговечный, но очень дорогостоящий ма­териал, прослужив людям на протяжении столетий, уступил дорогу только бумаге. Она была впервые получена во II в./в Китае. Считается, что бумагу изобрел Цай Лунь. В течение многих веков перед его изображением в древнем китайском храме Гуэ-Фэнг паломники ежегодно возжигали курения.

Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на ее изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей - в Средней Азии, Японии, Корее и др.

Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумаги овладе­ли в Индии, Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старых парусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов. В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китай­скую, которую изготовляли из бамбуковых стеблей.

В этих странах вырабатывали много различных видов бумаги и научились разнообразному их применению. В торжественных случаях художественно оформ­ленные листы «серебряной» и «золотой» бумаги навешивали на триумфальные арки, а также создавали всевозможные украшения. Прозрачную бумагу исполь­зовали вместо стекол, вставляя ее в оконные рамы. Производились бумажные плат­ки, веера, зонтики, салфетки. Бумажными обоями оклеивали комнаты, но это могли позволить себе только богатые люди. Вырабатывался и особый вид душистой бумаги, которую для благовоний сжигали в храмах. В праздник Нового года улицы украшались гирляндами цветов, разноцветными бумажными фонариками. По улицам двигались процессии с изображениями драконов, тигров, слонов и других животных, созданными из бумаги. В каждой семье тщательно готовились к встрече Нового года - вырезали из цветной бумаги фигурки зверей, делали фона­рики, красивые бумажные поделки путем сгибания и складывания. В этой работе активно участвовали дети, что придавало ожиданию торжества радостное, празд­ничное настроение.

Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Смоченные водой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручной труд, таким образом, заменили сначала мускульной силой домашних животных, а затем энергией воды.

Изобилие бумаги позволило арабским халифам создавать огромные библиоте­ки. Например, библиотека халифа Абдар-Рахмана в конце X в. насчитывала свыше 400 тысяч рукописей на бумаге по разным отраслям знаний.

В Европе бумага стала производиться с XII в. сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии.

Россия ввозила бумагу из Франции и Голландии, потому что первая бумаж­ная мельница была построена лишь в XVI веке в селе Вантеевка в тридцати километрах от Москвы, но просуществовала эта мельница всего два-три года, а потом сгорела.

Известно, что в XVII в. работали две бумажные мельницы. Первая из них появилась в 1655 г. на реке Пахре по приказу патриарха Никона. Но несколь­ко раз строение было снесено половодьем, выработка бумаги прекратилась. Затем мельница была сдана в аренду голландцу Ван-Сведену, он пригласил из Германии опытных мастеров, и производство бумаги вновь наладилось. Вторую бумажную мельницу построили на реке Яузе в 70-х годах XVII в. Производительность этих мельниц была низкой, а потребность в бумаге Московского государства все возрастала, и поэтому приходилось по-прежнему привозить ее из-за границы.

Несколько крупных бумажных мельниц, построенных по европейским образ­цам, появилось при Петре I. Например, в 1716 г. близ Петербурга, в Красном Селе, выстроили большую по тому времени бумажную мануфактуру, а через четыре года была построена еще одна бумажная мельница в самом Петербурге. Чтобы иметь достаточное количество сырья для работы этих мельниц, Петр I издал указ, где было отмечено следующее: «...всяких чинов люди, кто имеет у себя изношенные, тонкие полотна и такие бы тряпицы приносили и объявляли в Канцелярии Полицмейстерских дел». За тряпье платили из царской казны.

Интересен такой исторический факт. Огромный завод по производству бумаги построил Афанасий Гончаров - прадед Н. Н. Гончаровой-Пушкиной. На этом за­воде работало 500 человек, не считая крестьян, отбывавших барщину.

Ко второй половине XVIII в. в России работало 20 крупных бумажных фабрик, а к 1825 г. их стало 88. На них производилось 700 тысяч стоп разной бумаги в год. С 1861 по 1900 г. производство бумаги в России увеличилось в 5 раз. Это связано с тем, что уже появились бумагоделательные машины, и, начиная с 1812 г. по решению правительства полностью прекратился ввоз бумаги из-за границы. В век научно-технического прогресса бумага стала универсальным материалом, который все чаще используют не только для издания книг, журналов, газет, изобразительной продукции, но и в промышленности, строительстве, электротехнике и радио­технике, медицине и т. д. Из бумаги делают одежду, белье, даже мебель. Все шире применяется бумага для изготовления посуды: стаканчиков, тарелок, бутылок. Из­делия из бумаги гигиеничны, дешевы, поэтому выгодны и удобны для одноразового пользования (носовые платки, пеленки, белье, посуда, мешки для упаковки продук­тов, промышленных товаров и т. д.).

Обрабатывая бумагу определенными химическими составами, ей можно при­дать разные свойства. Так, бумажная промышленность выпускает велюровую бумагу, которая очень похожа на настоящий бархат. Такая бумага является хорошим отделочным материалом. Научились делать и конденсаторную бумагу, которая в 10 раз тоньше человеческого волоса. Она необходима при изготовлении некоторых радиотехнических деталей. Бумага может стать электропроводной и заменить собой металл, а также дерево или камень. При помощи термореактивных смол бумагу превращают в слоистый пластик. Так получают легкий и прочный декоративный облицовочный материал, которым отделывают пассажир­ские вагоны, внутренние помещения учреждений, широко применяют его и при изготовлении мебели. Поверхность слоистого пластика обычно имитирует текстуру древесины ценных пород или поделочных камней (мрамора, яшмы, малахита и пр.). Рисунок наносят печатным способом на кроющий лист бумаги.

Применяя различные технологические способы, дающие возможность эконо­мить немало хвойной древесины, бумажники создают новые виды бумаги. В настоящее время начата выработка синтетической бумаги, ведутся поиски произ­водства бумаги из стекла, полимерной пленки и других материалов, чтобы изменить технологию изготовления бумаги, увеличить ее производство и сэкономить лес.


История бумаги начинается в Китае. Произошло это еще в первом веке нашей эры, когда Цай Лунь, воспитатель императора, попытался найти альтернативу прежним материалам для сохранения письменных знаков – камню, глине, металлу, коже, пальмовым листьям, покрытым воском дощечкам из дерева или бамбука, ткани, папирусу. Он немало поэкспериментировал с различными растениями, но первый реальный результат получил, мелко, нарезав волокна шёлка, сделав из них кашицу и осадив её на мелком сите. В одной из китайских рукописей, относящейся к 69 году, есть упоминание об этом изобретении, которое было названо «бумагой».


История изготовления бумаги также имеет несколько версий. Другой датой рождения бумаги называют 105 год. Неутомимый Цай Лунь попробовал добавлять в кашицу волокна из старых рыбацких сетей, веревок, поношенной ткани и даже древесного луба. В конце концов, он остановился на коре тутового дерева, которую перед этим долго разбивал молотком, разделяя на волокна, к которым потом добавлял толику растительного клея. Надо сказать, что изготовленная в Китае бумага была жёсткой и хрупкой. Но тем не менее на ней уже можно было писать тушью.

История изобретения бумаги

Считается, что впервые японцы познакомились с бумагой в 610 году. И привез ее из Кореи монах-врачеватель Там Чин (в японской истории он остался под именем Донтё). В те годы практически правивший страной в роли регента при императрице принц Сётоку стремился насадить в Японии буддизм. Он приглашал в Японию священнослужителей и монахов из Китая и Кореи обосновываться на японской земле, строить храмы и монастыри, воздвигать изваяния Будды, знакомить японцев со священными текстами. Естественно, что для размножения буддийских сутр и их сохранения требовалась бумага. Привозимой из Китая бумаги не хватало, поэтому принц приказал выращивать по всей стране шелковицу и коноплю. Эти растения и раньше культивировались в Японии, но в основном для изготовления тканей. Теперь же японским мастеровым было предписано на основе этих растительных волокон создать бумагу лучшего качества, чем у импортной. Ремесленники приступили к поискам новых рецептов и технологий и добавляли в бумажную массу волокна других растений, кипятили их, промывали, добавляли в раствор древесный уголь, различные клеящие субстанции. И результат не заставил себя ждать.
Виды бумаги, полученной в Японии, были значительно лучше качеством, чем китайская бумага. Японскую бумагу стали звать ВАСИ (ВА – другое иероглифа Ямато, обозначающего название японского государства, СИ – бумага) в отличие от привозной с континента КАРА-ГАМИ.
Появление ВАСИ связывают с двумя технологическими новшествами. Во-первых, японские мастера не отцеживали волокнистую пульпу через неподвижное сито, как это делалось в Китае, а постоянно покачивали его, заставляя бумажную массу оседать более равномерно (этот прием назвали НАГАСИ_ДЗУКИ). А во-вторых, было найдено водное растение ТОРО-АОИ, чей сок оказался великолепным средством для проклеивания бумажного листа.


Золотой век листа бумаги

В период Нара (710-794) возросшие потребности императорского дворца, храмов и монастырей породили настоящий бум ее производства. Чаще всего её использовали для написания буддийских сутр. Но так как тексты были священными, для этого требовалась непростая, а очень высококачественная бумага. В то время в Наре в ходу было около 180 типов бумаги, различавшихся плотностью и цветом. С точки зрения буддиста белый цвет означает траур. Очевидно поэтому, для буддийских свитков стали изготавливать красные, синие, желтые и голубые ее сорта. Переписывание таких сутр стало любимым развлечением (а можно сказать, и обязанностью) придворных вельмож. К концу восьмого века в столицу поступали целые кипы бумаги из 23 провинций. Она стала вторым посоле риса средством уплаты натурального налога. Лучшие виды бумаги того времени хранятся в Сёсоин, сокровищнице храма Тодайдзи в Наре. Там представлено 233 ее разновидности.
Буддийские монахи приобрели при дворе чуть ли не абсолютную власть. И император Каму в 794 году перенес свою столицу в новый город Хэйан(будущий Киото), подальше от окружавших его старый дворец храмов и монастырей. В новой столице пышным цветом расцвела изысканная и утонченная культура аристократии. Но без бумаги, изящной и нежной, было просто невозможно обмениваться стихотворными посланиями, записывать в дневники впечатления и , рождавшиеся в ходе медитаций на природе, писать вошедшие в моду мемуары. Не менее остро в бумаге нуждались чиновники и священнослужители. Спрос на бумагу ещё более увеличился. Ремесленникам пришлось искать для этого новое сырье, поскольку запасов конопли уже не хватало. Ремесленники –бумагоделы перешли целиком на кору шелковицы.

Чтобы обеспечить постоянное снабжение столицы бумагой, в 807 году на реке Канъягава в пригороде Хэйана была построена правительственная мастерская по производству бумаги (КАНЪЯИН, или КАМИЯИН). Для работы там были мобилизованы лучшие ремесленники страны. Мастерская стала выпускать высококачественную продукцию – листы размером 60х36 см, получившие название КАНЪЯ-ГАМИ.

Но первенство КАНЪЯ-Гами было недолгим. Великолепная бумага стала поступать из северных провинций, в частности из Муцу (нынешняя префектура Аомори). Появились в обращении бумажные листы, в ткань которых для повышения декоративного эффекта вплетали засушенные травы и цветы. Иные листы были надушены благовониями. Эти листы как нельзя лучше передавали настроение поэта или страсть автора любовной записки. Затем появилась высококачественная МИТИНОКУ-ГАМИ – бумага из Митиноку. Повышенным спросом стала пользоваться «мраморная» бумага, а так же листы декорированные золотой и серебряной фольгой.

Захиревшая в столь жестких условиях конкуренции мастерская Канъянин вынуждена была перейти на производство более дешевых и менее трудоемких сортов бумаги. Сырьём для нее стала макулатура. При ее обработке окончательно вытравить следы старых надписей было невозможно, поэтому СУЙИНСИ (дословно бумага водяного облака), как стали называть эту продукцию, получалась серовато –голубоватой.

Васи или Ёси?

Приход в самом начале 17 века к верховной власти в стране самурайского клана Токугава прекратил в стране кровавые междуусобицы. В Японии на два с половиной века установился мир. Однако, политика самоизоляции страны которую жестко проводили в жизнь сёгуны клана Токугава, заставляли японских ремесленников «вариться в собственном соку». Новые технологии изготовления бумаги, освоенные в Европе оставались для японских мастеров неизвестными. Они шли своими путями, совершенствуя дедовские способы производства бумаги. Однако, при всем различии конкретных приемов в каждой провинции качество вырабатываемой бумаги постепенно приходило к единому стандарту.
Этому способствовал, кстати, и широко распространенный в то время промышленный шпионаж. Князья посылали своих тайных агентов к соседям, чтобы выведать секреты производства.

В то время на рынке доминировали три основных поставщика бумаги – провинция Гифу, чья бумага МИНО-ГАМИ стала стандартной для печатания книг, провинция Коти, поставлявшая свою ТОСА-ВАСИ осакским купцам, и провинция Огава, удовлетворявшая потребность Эдо с его 1,3 миллионным населением в бумаге.

Спрос на бумажную продукцию в Японии был столь высок и потому, что ее предназначение не ограничивалось почтовыми и издательскими нуждами. Так, в Сидзуоке выпускали СУРУГА-ХАНСИ, чьи стандартные листы бумаги (25х35см) шли на производство бумажных зонтиков. Текстура ЁСИНО-ГАМИ была столь тонкой и нежной, что её использовали в качестве фильтров для масла или лака. Из особых сортов бумаги делали носовые платки и одежду, бумагу вставляли в окна вместо стекла, из нее изготавливали веера, фонари, коробки, ширмы и подвижные перегородки для комнат. Соответствующим образом обработанная бумага (промасленная, гофрированная бумага , лакированная, проклеенная) могла заменить ткани, веревки, солому, бамбук, кожу, дерево…
Она вошла в быт японцев как универсальный материал, превратив национальную жизнь и культуру в уникальный образец «бумажной цивилизации».
Однако, при всем своем разнообразии ВАСИ оставалась исключительно продукцией ручного производства. Ситуация стала меняться только после реставрации Мэйдзи (1868), когда были отменены все ограничения на торговлю и иное общение с заграницей. Первое в Японии промышленное предприятие, оснащенное импортной техникой, заработало в предместьях Токио в 1873 году. И, конечно же, это была фабрика по производству бумаги. Станки для нее были закуплены во Франции. По всей стране стали появляться такие же предприятия, владельцами которых были и иностранцы, и японцы. Рынок был завален дешевой фабричной ЁСИ (дословно европейской бумагой) . Это имело двоякий результат. С одной стороны резко подешевела вся печатная продукция. Книжка стоила столько же, сколько стоила порция лапши. Но с другой…
Японские мастерские по производству ВАСИ стали закрываться одна за другой, не выдерживая конкуренции. Процесс этот шел медленно, но неотвратимо. Если в 1928 году в стране насчитывалось 28 532 семьи занятые в производстве Васи, то к 1973 году эта цифра упала до 851.Вместе с закрытием мастерских утрачивались знания, опыт, ноу0хау, семейные секреты… Великолепная бумага ВАСИ уходила в прошлое. Лишь в конце 20 века, когда в стране вновь вспыхнул интерес к традиционной японской продукции, народные промыслы вновь стали возрождаться, забытые было технологии,вновь стали востребованными. Сейчас при государственной поддержке вновь активно заработали бумагоделательные центры в префектурах Фукуи (Гока), Гифу (Макидани), Коти (Тоса). Работающие там мастера получили статус «живое национальное сокровище». Хотя, конечно же, «золотой век» японской бумаги уже восстановить не удастся.

Сегодня специальная техника китайского производства производит тонны бумаги, качество которой ничем не уступает японскому. Актуальность бумажного производства в наше время становится всё меньше. Производители от количества переносят приоритеты на качество.







А как вы думаете, что было бы если бумаги не было?

Ответы детей.

А ведь и правда! Когда-то бумаги не было. Древние люди писали на скалах, на камнях (слайды). Но эти надписи и изображения нельзя было унести. Долго думали, как же можно сохранить надписи. Пробовали использовать различные материалы -делали глиняные таблички, пока они еще не высохли, писали на них. Но тексты были короткими, а таблички тяжелыми.

Это тоже оказалось не удобным, также как и письмо на скалах и на камнях. Как же быть? Ведь уже появились первые буквы. Нужно как-то сохранять информацию и обмениваться ею.

И вот в древней стране под названием ЕГИПЕТ, появляется «папирус». Его делали из стеблей тростника (растение). Можно показать слайды, сопровождая показ рассказом.

Растения срезали, снимали верхний зеленый слой, белую сердцевину извлекали и нарезали тонкими полосками. Выдерживали в воде 2-3 дня, раскатывали деревянной скалкой и опять помещали в воду. Так повторялось несколько раз, пока полоски не становились полупрозрачными. Далее полоски сушили под прессом и разглаживали камнем. Изготавливать такую бумагу было, достаточно, сложно. И такая бумага была очень дорогой.

К тому же она могла легко испортиться. Но все ровно папирус использовали долгое время.

Почти в это же время, на другом краю земли появился другой материал «пергамент». Его придумали в городе ПЕРГАМ (Малая Азия). Этот материал делали из кожи животных. Такой материал был гораздо прочнее, чем папирус. На нем можно было писать уже с двух сторон. И все-таки, изготовить такую бумагу было очень трудно и дорого. А иногда ее приходилось использовать и второй раз смыв старые чернила.

А вот саму бумагу придумали в Китае. Секреты создания бумаги узнали в других странах. Способы ее изготовления совершенствовались, бумага становилась белее, прочнее, становилась дешевле и доступнее.

Сейчас бумагу производят на больших предприятиях (слайд). Вы знаете, что существует много различных видов бумаги. Благодаря

Бумаге у нас с вами есть книги, мы можем рисовать в альбомах, писать в тетрадях. А хотите попробовать написать на «глиняных табличках»? Детям предлагает картон на котором тонким слоем размазан пластилин (сделано заранее ), дети тонкой палочкой наносят изображение.

В заключении рассматриваются изображения и дается оценка работам детей.