Как называется намаз делают ночью. Ночной намаз (желательный «салят ал-лейл»)

Не всем известно, что исламское служение может проводиться в различных формах. Все зависит от того, в какое время оно совершается. Также молебен может видоизменяться в зависимости от обстоятельств. Ночной намаз у мусульман называется «иша».

Иша

Это молитва, которая состоит из четырех частей. Ее прочтение является обязательным, независимо от обстоятельств. Время ночного намаза иша приходит после того, как зайдет солнце.

Прочтение молитвы заканчивается с восходом солнца. Хотя многие неосведомленные считают, что прочтение этой молитвы можно завершать в полночь.

Иша - одна из обязательных ежедневных молитв.

Помимо основных, ночной молебен имеет вспомогательные молитвы.

Намаз ночной. Как он проходит

При прочтении данной молитвы важно соблюдать малейшие детали.

Важно понимать, как проходит сама процедура ночного намаза и сколько ракатов необходимо произносить.

Итак, читая ночную молитву, необходимо произносить четыре ракаата, так называемые сунны. После этого совершается фарда. На следующем этапе молящийся совершает еще два ракаата сунны, похожие на те, которые читаются утром.

Разница между этими ракаатами только в нийяте.

После совершается три ракаата витр. Прочтение их приходится на полуночное время.

Схемы прочтения ракаатов для мужчин и для женщин немного отличаются.

Итак, во сколько ночной намаз читается, мы разобрались, теперь попробуем более подробно рассмотреть вопрос о правилах, которых необходимо придерживаться при прочтении намаза.

Правила молитвы

Первое правило состоит в том, что молящийся должен приходить в мечеть не только с чистыми и светлыми мыслями, но и очищенным физически. Его одежда и тело должны быть полностью омыты.

Одеяние максимально прикрывает тело. Минимум, который должен закрываться у мужчин, - это тело от пупка до колен. Что же касается женщин, то они имеют право заходить в мечеть только при условии, что у них открыто лишь лицо, кисти рук и стопы. Все остальное тело должно быть спрятано под одеждой.

Следующим и, пожалуй, одним из важных правил является то, что в начале чтения молитвы необходимо поклониться в сторону Кыблы. Кыблой у мусульман считается первое священное здание на Земле, которое было построено специально для поклонения Аллаху.

Очень важно намаз ночной, как и все остальные, проводить своевременно. Его начало и окончание должно осуществляется строго по времени.

Каждый молящийся должен серьезно относиться к молитве. Его намерение должно формироваться в сердце и исходить от души.

Особенности прочтения намаза мусульманками

В первую очередь женщина, так же как и мужчина, должна подробно изучить все нюансы проведения намаза.

Также через эту молитву выражается поклонение Аллаху. Намаз - это своего рода общение человека и Всевышнего. Если женщина отказывается от намаза по каким-либо причинам, то она лишается благословения, благополучия в семье, душевного покоя.

Для того чтобы ночной намаз для женщины прошел благополучно, первое, что ей необходимо, - это запомнить, какое число намазов должно пройти. Также важно, чтобы мусульманка запомнила, из какого количества ракаатов состоит каждый намаз. Помимо этого, она должна запомнить, как правильно делать вуду и гусль, знать три основные суры и несколько дуа.

Для того, чтобы намаз для женщины прошел, как этого требует религия, она имеет право обратиться за помощью к любому родственнику мужского пола или к мужу. Ей разрешается обучаться по книгам и просматривать соответствующие видеоматериалы.

Очень важно, чтобы женщина следила за началом и окончанием своего менструального цикла. В определенный период мусульманка не имеет право заходить в мечеть. Во всех религиях во время менструации женщина считается "грязной". Ей даже запрещается посещать храмы и мечети. В подобных случаях мусульманка обязана прекратить намаз и завершить его после "таких дней". Это не будет считаться грехом. Женщина, как и мужчина, имеет право отложить прочтение намаза на какое-то время.

После окончания "критических дней" женщина должна совершить омовение. Для этого ей следует очень внимательно следить за тем моментом, когда закончится менструация. Если это произойдет как раз накануне ночного намаза, она тут же должна очиститься и отправится на прочтение молитв.

Что считается нарушением во время прочтения намаза

Во время ночного намаза запрещается разговаривать, пить, есть. Смех считается нарушением не только намаза, но и малого омовения. Поворот туловища в любую сторону от Каблы, приветствие или ответ на него даже малейшим кивком головы. Нельзя потягиваться, зевать или совершать любые другие мелкие движения. Также считается нарушением, если мусульманин во время процедуры намаза на некоторое время закроет глаза, посмотрит по сторонам или в небо.

Не разрешается кашель без причины, кроме болезненного. Категорически запрещается читать Коран с ошибками.

Мужчины и женщины в мечети должны находиться в разных частях, при этом разделенными оградой.

Класть руки на пояс, закатывать рукава, чесаться, вытирать пыль с лица, читать молитву сидя по-турецки или лицом друг к другу - все это и многое другое считается нарушением.

"Иша (ясту) намаз

"Иша намаз состоит из 4-х рака"атов фарза и 2-х рака"атов сунны.

Фарз "Иша намаза

Фарз "иша намаза совершается так же, как фарз зухр намаза. Отличается только намерение: «Намерился выполнить 4 рака"ата фарза сегодняшнего "иша намаза ради Аллаха».

Сунна "Иша намаза

Сунна "иша намаза совершается так же, как сунна фаджр, зухр намаза. Отличается только намерение: «Намерился выполнить 2 рака"ата сунны сегодняшнего "иша намаза ради Аллаха».

Витр намаз

Витр намаз состоит из 3-х рака"атов. Его совершают после "иша намаза. Витр намаз отличается от других намазов тем, что в 3-м рака"ате после чтения суры «Фатиха» и ещё одной суры из Корана, перед совершением руку"а (поясного поклона) со словами «Аллаху Акбар» руки поднимают (как во время вступительного такбира), а затем вновь складывают. После этого читают ду"а «аль-Кунут», и со словами «Аллаху Акбар» совершают руку".

Порядок совершения витр намаза

1-й рака"ат:

1. Встать в направлении к Кыбле так, чтобы расстояние между стопами было шириной в 4 пальца.

2. Намерение: «Намерился выполнить 3 рака"ата фарза сегодняшего витр намаза ради Аллаха».

3. Со словами «Аллаху Акбар», совершить вступительный такбир. Мужчины поднимают руки, направив их ладонями в сторону Кыблы – так, чтобы подушечками больших пальцев коснуться мочек ушей. Женщины поднимают руки, направив их ладонями к Кыбле с сомкнутыми пальцами так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.

4. Кыям – стоять после такбира. Руки сомкнуты, смотреть желательно на место суджуда. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой, при этом мизинцем и большим пальцем правой руки обхватить кисть левой. В таком положении руки следует держать на животе чуть ниже пупка. Женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди.

5. В положении кыям (стоя), последовательно читается: ду"а «Субханака», «А"узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и сура из Корана.

6. Руку" – поясной поклон. Со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и в этом положении читать:

Мужчины во время руку"а руки с разведенными пальцами кладут на колени и держат прямыми ноги и спину; у женщин колени и спина согнуты не полностью, а пальцы собраны вместе.

7. Выпрямляясь с руку"а произносится:

«Сами"Аллаху лиман хамидах»

Полностью выпрямившись, произносится:

«Раббана лякяль хамд»

8. Суджуд – земной поклон. Сказав «Аллаху Акбар», коснуться пола сначала коленями, потом руками, потом лбом и носом; при этом голова находится между кистями рук, ноги не отрываются от земли, глаза смотрят на кончик носа. В этом положении повторить 3 раза:

«Субхана Рабби аль А"ля»

Во время суджуда у мужчин локти не касаются земли и разведены от боков. Стопы ног параллельны друг другу, пальцы направлены в сторону Кыблы. У женщин локти прижаты к бокам, ноги в том же положении, что и у мужчин.

9. Ку"уд - сидение между двумя суджудами: со словами «Аллаху Акбар» оторвать лоб от земли и сесть на колени. Руки положить на колени, взгляд направлен на бедра.

Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы; женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.

10. Со словами «Аллаху Акбар» совершается второй суджуд и в этом положении читается:

«Субхана Рабби аль А"ля» - 3 раза

11. Выход из суджуда. Сначала следует поднять голову, затем оторвав от земли руки, положить их на бедра и подняться с колен. Встать со словами «Аллаху Акбар» (для чтения второго рака"ата) и в положении кыяма (стоя) сложить руки на животе (мужчины) или на груди (женщины).

2 - й рака"ат:

2. Так же, как и в первом рака"ате, со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и произнести:

«Субхана рабби аль "Азым» - 3 раза

3. Выпрямляясь произносится: «Сами"Аллаху лиман хамидах». Полностью выпрямившись проговаривается

«Раббана лякяль хамд».

4. Со словами «Аллаху Акбар», совершить саджда. В этом положении читается «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.

5. Со словами «Аллаху Акбар», сесть между суджудами

6. Со словами «Аллаху Акбар», совершить второй суджуд и произнести «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.

7. Сидение. Произнося «Аллаху Акбар», подняться из положения саджда и сесть на колени. Кисти рук находятся на коленях, глаза смотрят на бедра. Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.

8. Сидя, читается «Ташаххуд» (это считается первым сидением).

После встать со словами «Аллаху Акбар» (для чтения третьего рака"ата).

3 - й рака"ат:

1. Стоя, последовательно читается «Бисмиллях», суру «Фатиха» и другую суру.

2. Со словами «Аллаху Акбар», руки поднимаются до уровня ушей (как во время вступительного такбира), затем руки вновь смыкаются.

3. Читается ду"а «Кунут»

4. Со словами «Аллаху Акбар» совершается поясной поклон и произносится:

«Субхана рабби аль "Азым» - 3 раза

5. Выпрямляясь, проговариваются слова: «Сами"Аллаху лиман хамидах», полностью выпрямившись произнести:

«Раббана лякяль хамд».

6. Со словами «Аллаху Акбар», совершить саджда. В этом положении читается «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.

7. Со словами «Аллаху Акбар», сесть между суджудами.

8. Со словами «Аллаху Акбар», совершить второй суджуд и произнести «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.

9. Последнее сидение. Произнося «Аллаху Акбар», подняться из положения саджда и сесть на колени. Кисти рук находятся на коленях, глаза смотрят на бедра. Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.

11. Салям - Сначала повернуть голову направо (при этом смотреть на плечо) и произнести «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах».

12. Так же, повернув голову налево, произносится «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах».

13. Подняв руки до уровня плеч, ладонями к верху прочитать ду"а после саляма:«Аллахумма антассаляму ва минкассаляму табаракта йа заль джаляяли валь икрам». После этого протираем ладонями лицо.

Илдус хазрат Файзов, специально для сайт

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Желательный ночной намаз (мустахаб «салят ал-лейл») настолько важен, что в школе Ахль уль-Бейт (А) считается близким к обязательному.

Ночной намаз в Коране и хадисах

Об этом намазе неоднократно сказано в Коране:

«Их бока отклоняются от их лож; они взывают к своему Господу со страхом и желанием и расходуют из того, чем Мы их наделили. Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что они творили » (32: 16-17).

«Была малая часть ночи, что они спали, и на заре они взывали о прощении. ..» (51: 17-18).

«И ночью усердствуй в нем добровольно для себя, — может быть пошлет тебе твой Господь место достохвальное! » (17: 79).

Имам Садык (А) сказал: «Величие верующего – в ночной молитве».

Пророк (С) сказал: «Два ракята молитвы, прочитанные в темноте ночи, дороже мне, чем все богатства этого мира».

Имам Садык (А) сказал: «Ночной намаз делает лицо сияющим и увеличивает удел (ризк)».

Пророк (С) сказал: «Когда раб Аллаха обращается к Нему с поклонением в середине тёмной ночи, Аллах устанавливает Свой свет в его сердце... И Он говорит Своим ангелам: “О, Мои ангелы! Взгляните на Моего раба, который обратился ко мне в середине темной ночи, когда лицемеры забавляются, а отчаявшиеся спят! Засвидетельствуйте же, что Я простил его!”»

Пророк (С) сказал: «Если раб Аллаха – мужчина или женщина – встаёт на ночной намаз, искренне ради Аллаха, и берёт омовение, и совершает этот намаз ради Аллаха с чистым намерением, с дрожащим телом и мокрыми от слёз глазами, Аллах повелит выстроиться за ним девяти рядам ангелов, и число их в каждом ряду не подсчитает никто, кроме Аллаха. Одна сторона каждого ряда будет на Западе, в другая – на Востоке. И когда он завершит молитву, получит награду всех ангелов в каждом ряду».

Человек пришёл к повелителю верующих (А) и сказал: «Я забыл прочитать ночной намаз». Он сказал: «Твои грехи заставили тебя сделать это».

Имама Саджада (А) спросили: «Почему те, кто совершает ночной намаз — самые красивые люди на лицо?»
Он сказал: «Потому что они уединились с Аллахом, и Аллах покрыл их Своим светом».

Награда ночного намаза:

1. Он является искуплением за грехи, совершённые днём;

2. Увеличение удела (ризка);

3. Озарённость лица;

4. Защита в течение следующего дня;

5. Дом, в котором читается ночной намаз, светит обитателям неба, так же как звёзды светят для обитателей земли;

6. Ночной намаз прогоняет шайтана;

7. Становится причиной искреннего признания Аллаха;

8. Оружие против врагов, причина принятия дуа;

9. Облегчение участи и свет в могиле.

Как совершается ночной намаз?

Ночной намаз состоит из 11-ти ракятов.

Сначала читаются 8 ракятов, то есть 4 намаза по два ракята в каждом. Каждый двух-ракятный намаз читается так же, как обычный утренний намаз в 2 ракята, только с намерением «салят ал-лейл». В каждом из ракятов читается «Фатиха» и любая другая сура.

Наконец, в конце совершается намаз «салат аль-витр» в один ракят. После «Фатихи» и суры совершается кунут, в котором читается следующее дуа:

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيْمِ

لآ اِلَهَ اِلاَّ اللّهُ الْحَلِيْمُ الْكَرِيْمُ لآ اِلَهَ اِلاَّ اللّهُ الْعَلِيُّ الْعَظِيْمُ

سُبْحَانَ اللّهِ رَبِّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَ رَبِّ الاَرْضِيْنَ السَّبْعِ

وَ مَا فِيْهِنَّ وَ مَا بَيْنَهُنَّ وَ مَا فَوْقَهُنَّ وَ مَا تَحْتَهُنَّ

رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيْمِ وَ سَلاَمٌ عَلى الْمُرْسَلِيْنَ

وَ الْحَمْدُ لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِيْنَ وَ صَلَّى اللّهُ عَلى مُحَمَّدٍ وَ آلِهِ

الطَّاهِرِيْنَ

Бисмилляхи ррахмани ррахим. Ля иляха илля ллаху ль-халииму ль-кариим, ля иляха илля ллаху ль-Алийю ль-Азым. Субхана ллахи раббу ссамаавати ссабА ва ль-ардиина ссабаА ва маа фихинна ва маа бейнахунна ва маа фаукахунна ва маа тахтахунна раббу ль-Арши ль-Азым ва салямун Аля ль-мурсалиин валь хамду лилляхи рабби ль-алямиин ва салла ллаху Аля мухаммадин ва аалихи т-таахириин

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Нет бога, кроме Аллаха, Терпеливого, Щедрого! Нет бога, кроме Аллаха, Высокого, Великого! Пречист Аллах, Господь семи небес и семи земель и того, что на них, и что между ними, и что над ними, и что под ними, Господь великого Трона! И мир над посланниками и хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах Мухаммада и его пречистое семейство!»

Потом 70 раз скажи:

اَسْتَغْفِرُ اللّهَ رَبِّي وَ اَتُوْبُ اِلَيْهِ

Астагфиру ллаха рабби ва атуубу илей

«Прошу прощения у Аллаха, моего Господа, и обращаюсь к Нему».

Потом желательно попросить прощения за 40 верующих, живых или мёртвых.

Потом скажи:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِيْنَ وَ الْمُؤْمِنَاتِ

Аллахумма гфир лиль муминина валь муминат

«О Аллах, прости верующих мужчин и женщин!»

Потом скажи:

رَبِّ اغْفِرْ لِي وَ ارْحَمْنِي وَ تُبْ عَلَيَّ اِنَّكَ اَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيْمُ

Рабби гфирли ва рахмни ва туб Алеййа иннака анта таввабу ррахим

«О, Господь мой, прости меня и помилуй и обратись ко мне: поистине, Ты – Обращающийся, Милостивый!»

Затем сделай руку, саджду, прочитай, ташаххуд и салям и на этом закончи намаз.

Время ночного намаза

Время ночного намаза начинается с шариатской полночи и заканчивается с наступлением времени утреннего намаза фаджр. Самым лучшим для его выполнения является время непосредственно перед намазом фаджр.

Ночной намаз настолько важен, что если ты не можешь прочитать все 11 ракятов, прочитай сколько сможешь, — хотя бы один ракят намаза витр.

Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых - поддержите проект! Сделать это можно здесь: Каждый рубль, перечисленный вами - это ещё один шаг к победе Истины.

Ночной намаз – это логическое завершение дня верующего, в ходе которого он молит Аллаха о принятии совершённых в течение суток благих деяний и просит помощи в предстоящих делах.

В Священном Коране во многих местах можно найти слова Всевышнего о необходимости выполнения людьми молитв в течение дня. Приведём лишь один аят, но весьма красноречивый:

Пятым по счёту обязательным намазом в течение дня является иша (на арабский манер) или ясту (как обычно говорят представители тюркских народов). Многие русскоязычные мусульмане называют эту молитву ночной.

Согласно мнению подавляющего большинства богословов всех направлений ислама, ясту-намаз можно читать с момента наступления темноты, то есть исчезновения вечернего света на горизонте, и до утра. Но в сборниках высказываний Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), составленных прославленными хадисоведами аль-Бухари и ат-Тирмизи, можно найти информацию о предпочтительности совершения ночной молитвы либо в первой трети тёмного времени суток, либо до начала второй половины ночи.

Время совершения иша-намаза в российских городах на этот год можно посмотреть здесь

Формально ночной намаз состоит из четырёх ракагатов (ракаатов) фарда и двух – суннат. Также многие мусульмане практикуют чтение молитвы витр, которая находится в ранге ваджиб (обязательной, но отрицание её обязательности не приводит к выходу из ислама, однако составляет большой грех), сразу после двух ракагатов суннат. Кроме того, в ранге сунны, но не усиленной (муаккада), находятся 4 ракагата суннат перед фардом. Мы не будем подробно останавливаться на описании этих дополнительных ракагатов суннат и сразу приступим к фарду (пример которого вы можете посмотреть на видео).

Ракагат №1

Ният (намерение). Любое дело оценивается, помимо результативности и пользы, по намерению, которое вкладывал в него человек. Именно поэтому важно, чтобы непосредственно перед намазом верующий мысленно подготовился к поклонению своему Создателю. Скорее всего, именно с этим связано то, что нет какой-то одной формулы нията. Готовый к молитве и очистившийся при помощи омовения мусульманин должен в сердце иметь стойкое желание в данную минуту и в этом месте совершить религиозный обряд как мысленно, так и своим телом. Иначе повторение из раза в раз зазубренной формулы может поменять искреннее стремление к довольству Аллаха, по сути, бессмысленным автоматизмом.

Кыям (стояние). Во время кыяма взгляд верующего направлен в точку, которой предположительно коснётся его лоб в момент земного поклона. Правая рука поставлена на левую, обхватывая её большим пальцем и мизинцем. При этом руки расположены ниже пупка (у ханафитов), или выше пупка до груди (шафииты), или же вовсе опущены (маликиты). Ханбалиты сами решают, как именно будут держать руки в кыяме.

Суджуд (саджда или земной поклон). При переходе в положение суджуда мусульманин поначалу опускает на пол колени, а за ними уже руки и голову. Ладони должны быть поставлены на линии головы (ханафиты). Шафииты располагают их ближе к плечам. Молящемуся необходимо прикасаться к коврику для намаза или иной поверхности носом и лбом одновременно. Глаза закрывать нельзя. Ханбалиты в первую очередь опускают на пол ладони, а за ними – колени и голову.

Ракагат №2

Ракагат №3

Ракагат №4

Итак, мы разобрали пошагово порядок совершения фарда намаза ‘иша в деталях. Переходим к следующему этапу.

Порядок этой молитвы не сильно отличается от описанного выше. Однако в заключительном – третьем – ракагате есть несколько важных нюансов.

Так, вся молитва витр обычно читается про себя и отдельно (не с джамаатом), даже в мечети. Но во время Рамазана мусульмане, собравшиеся в мечети, совершают её коллективно. Если же в месяц поста верующий во время ясту-намаза остался дома, то в ходе витра он тоже проговаривает соответствующие элементы вслух.

Это лишь краткое описание намаза витр. Более подробно о порядке её совершения с позиции различных мазхабов можно узнать в специальном материале на нашем сайте.

Ещё раз напомним, что эта часть ночного намаза ’иша, не считается усиленной сунной, в отличие от описанных выше 2 ракаатов, и читается в самом начале – перед фардом.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Данная статья содержит: молитва ночная мусульман — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Намаз-тахаджжуд – это намаз-суннат, совершаемый после ночного намаза и его ратибата и после некоторого сна. Его можно совершать до наступления времени утреннего намаза. Сколько бы ни продолжался сон, намаз, совершаемый после ночного сна и до рассвета, – это тахаджжуд.

Если по праву путешественника человек перенёс ночной намаз к вечернему, то после некоторого сна он имеет право совершить тахаджжуд, даже если еще не наступило время ночного намаза.

За любой намаз, совершаемый ночью после пробуждения, будь это возмещаемый, совершаемый по обету, витру или другие намазы-суннат, мусульманин получит вознаграждение и за намаз-тахаджжуд.

Количество ракаатов для намаза-тахаджжуд не установлено. Чем больше – тем лучше. Есть учёные, которые говорят, что лучше совершать двенадцать ракаатов. Но человеку, который постоянно совершает этот намаз, лучше самому установить для себя определённое количество ракаатов. Для того, кто постоянно совершает тахаджжуд, отступление от своей традиции совершения этого намаза нежелательно.

Перед отходом ко сну мусульманину желательно (суннат) иметь твердое намерение проснуться ночью и совершить тахаджжуд. При этом даже если он не проснется ночью, Аллах вознаградит его как за совершенный тахаджжуд и сон будет для него милостью Аллаха. Так говорится в хадисе.

В хадисе, приводимом аль-Имамом аль-Бухари, Ахмадом и другими, говорится: «Если пробудившийся от сна попросит прощения грехов и прочтёт следующую молитву (ду‘а):

В Коране и хадисах многократно упоминается о пользе намаза, совершаемого ночью после пробуждения.

Если человек сам поднялся ночью на молитву, то лучше разбудить и тех, кто имел такое желание, особенно супругу (супруга), – это сунна Пророка (мир ему и благословение).

При желании мы тоже можем сделать так, чтобы эта ду‘а касалось и нас.

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

А вы знаете, как называется ночной намаз? Всем известно, что исламское богослужение может приобретать различные формы, которые напрямую зависят от его времени совершения. Молитва также видоизменяется сообразно обстоятельствам, сопровождающим её событиям, по случаю которых совершается.

Наиболее заметно отличие намазов в числе ракаатов, которые в них входят, хотя большая часть молитв состоит из двух ракаатов. Единственное богослужение, не имеющее привычных ракаатов, называется погребальным молебном (джаназой). Его читают стоя, воздев руки к солнцу и произнося между молебнами-дуа такбир.

Итак, иша - одна из пяти ежедневных обязательных молитв. Время ночного намаза наступает сразу же после завершения молитвы магриб и заканчивается перед началом утреннего молебна фаджр. В ханафитском мазхабе ишу читают через полтора часа после свершения вечернего молебна магриб.

Завершение богослужения наступает перед началом чтения утреннего молебна. Кстати, намаз ночной имеет вспомогательные молитвы. После прочтения молебна-иша рекомендуется совершать дополнительное двухкратное богослужение и намаз-витр.

А сейчас попытаемся наиболее подробно рассмотреть намаз ночной (аль-иша) и намаз витр. Совершая ночное моление, нужно сперва произнести четыре ракаата сунны, аналогичной сунне послеполуденной молитвы. Затем совершается икамат, а после четыре ракаата фарда, похожих на фард полуденного богослужения. Далее молящийся читает два ракаата сунны, похожей на сунну утреннего намаза. Между ними разницу найти можно лишь в нийяте.

Вообще существуют специальные схемы совершения ракаатов ночной молитвы и для женщин, и для мужчин.

С чего начинать намаз ночной женщине? Как правило, сначала они выясняют, что такое намаз и зачем его нужно совершать. Вообще намаз является одним из пяти исламских столпов. Его обязан читать каждый мусульманин и мусульманка. Это богослужение очищает душу человека, зажигает сердце верующего и возвеличивает его перед Святым Аллахом. Именно через эту священную молитву выражается поклонение человека Всевышнему.

Ночной намаз для женщин является такой же обязательной молитвой, как и для мужчин. Многие мусульманки боятся читать молебен, так как они не умеют его совершать. Но такой нюанс не должен служить препятствием перед свершением верующей её обязательств перед Аллахом. Ведь если женщина отказывается от намаза, она лишается не только божественной награды, но и душевного покоя, семейного мира и возможности воспитания малышей в исламской вере.

Как делать ночной намаз женщине? Сперва она должна запомнить число необходимых намазов и знать, из какого числа ракатов они состоят. Мусульманке необходимо понимать, что каждый намаз составлен из нафль-намаза, сунна-намаза и фард-намаза. Интересно, что для мусульман выполнение фард-намазов является обязательным действием.

Что такое ракаат? Это порядок манипуляций и слов в намазе. Один ракаат состоит из единственного поясного поклона (руку) и двух саджа (земные поклоны). Для выполнения этих намазов начинающая женщина должна весьма быстро вызубрить дуа и суры, которые читаются в намазе, освоить все шаги и порядок действий.

Мусульманка должна запомнить, как верно делать гусль и вуду, выучить минимум три суры из Корана и суру Фатиха, несколько дуа.

Чтобы правильно научиться совершать намаз, женщина может обратиться за помощью к родственникам или мужу. Она может также изучить различные обучающие видеоматериалы и книги. Хороший учитель подробно расскажет очерёдность действий, в какой момент читаются суры и дуа, как правильно расположить тело во время саджа или руку.

А теперь изучим молитву тахаджуд. Это ночная молитва, которая читается в определённую часть ночи, в промежутках между молитвой ятсы (иша) и утренним намазом. Данный намаз имеет свои особенности: после ятсы нужно обязательно поспать несколько часов и лишь затем, пробудившись, исполнить эту молитву.

Данная молитва совершается так же, как и иные, по два ракаата. Зачитывать суры здесь можно как про себя, так и вслух.

Если верующий в том, что может пробудиться ночью, не уверен, он должен исполнить перед сном витр. При этом, если он всё же поднялся ночью, он может прочесть тахаджуд, но повторять витр здесь нет необходимости.

Вообще наступление Рамадана предоставляет великолепную возможность для того, чтобы замечательная сунна нашего обожаемого Наставника прочно закрепилась в жизни каждого.

Известно, что Посланник Аллаха вдохновлял умму исполнять тахаджуд. Факихи определили: тахаджуд является самым значимым из всех нафль-намазов.

Вы должны запомнить пять благ, существующих в мирской жизни:

  1. Аллах защитит от бед.
  2. След подчинения Творцу выявится на лице мусульманина.
  3. Его буду любить все люди и сердца праведных.
  4. Мудрость будет исходить с его языка.
  5. Аллах одарит его пониманием, превратит в мудреца.

Необходимо знать и четыре блага, которые в ахирате будут дарованы:

  1. Мусульманин воскреснет, и лицо его будет озарено светом.
  2. Отчёт в День Суда ему будет облегчён.
  3. Он, как блеск молнии, через мост Сират пройдёт.
  4. В Судный день будет дана ему в правую руку Книга деяний.

А как читать ночной намаз женщине? Мусульманки обязаны весьма тщательно относиться к этой молитве, особенно во время наступления и окончания менструального цикла. Для того, чтобы намаз не превратился в долг, в первую очередь нужно знать время исполнения всех богослужений. Сегодня у каждого есть возможность приобрести часы и расписание молитв (рузнама).

Вообще начало намазов можно определять по азану. Завершение времени молитвы можно выяснить таким образом: начало времени обеденной молитвы до наступления момента послеобеденного молебна - это время обеденного богослужения, до вечернего азана - время молебна, совершаемого после обеда. С наступлением поры вечерней мольбы до ночной - это время вечернего богослужения. После ночного намаза наступает ночное время, которое заканчивается на рассвете. А с рассвета до восхода солнца - время утренней молитвы.

Итак, если время обеденной мольбы наступает в 12 часов, а послеобеденной в 15 часов, то сроком обеденного намаза называют три часа. Известно, что если изменяется долгота дня и ночи, меняется и время намазов, на что указывает рузнама.

После того, как женщина изучила и узнала время намазов, она должна проследить за началом и завершением своего менструального цикла.

Итак, как читать женщине ночной намаз, да и все остальные в начале цикла? Предположим, время обеденного богослужения начинается в 12 часов. Если у мусульманки после этого момента через пять минут (фактически в момент начала времени молитвы) начнутся месячные, то после того как очистится, она обязана возместить этот намаз.

Многие уже поняли, как совершить ночной намаз, иные виды молитв. Но нельзя делать вывод, что если мусульманка не совершила молитву сразу, как только пришло время, это будет считаться грехом. Женщина, так же как и мужчина, вправе немного отложить момент совершения намаза. Однако если она имела возможность прочесть молитву в то короткое время и не прочла её, после очищения должна возместить долг.

Появляется вопрос: как женщина определяет прекращение менструации? Она должна быть весьма внимательной в те дни, когда завершается её цикл. Очистившись, она должна моментально искупаться и исполнить намаз, пока не истёк срок.

Если же верующая, имея возможность, не поторопилась совершить намаз, то она согрешит так же, как если пропустит фарз. Нельзя стесняться выполнять полное омовение. При любом удобном случае необходимо искупаться и прочесть намаз. Для достижения данной цели можно и небольшой холод перетерпеть, дабы вовремя исполнить фарз.

Возможно, с помощью данной статьи читатели смогут разобраться в правилах совершения ночного намаза.

Прежде, чем отойти ко сну, следует положить сивак рядом и подготовить кувшин, наполненный водой для омовения. Перед сном следует сделать намерение подняться ночью для поклонения Всевышнему Аллаху. Проснувшись, следует освежить ротовую полость сиваком и поминать Аллаха. Если же вы не в состоянии подняться, совершить омовение и сделать намаз, можно находясь в постели поминать Аллаха и читать молитву (дуа), размышлять о созданиях Аллаха, над милостью и благодатью, которыми Он нас наделил. Это равносильно пробуждению и поклонению Аллаху в ночное время.

В хадисе говорится: «Каждому, кто лёг в постель и заснул с намерением подняться ночью и поклоняться Аллаху, т.е. совершить намаз, но не смог перебороть сон и подняться, запишется вознаграждение по намерению » (Имам Малик, Абу Давуд, Насаи).

Говорят: «Пусть человек, который не поднялся и не поклонялся ночью Аллаху, заплачет, ибо его настигла такая беда, из-за которой ему следует плакать». Спящему следует иметь завещание под подушкой. Тому, кто умрёт без завещания, в могиле не дадут говорить ни слова.

Каждый раз перед сном следует раскаяться в совершённых грехах, очистить свои мысли, иметь о других хорошее мнение и сделать намерение впредь относиться ко всем людям по-доброму, помогать им воздерживаться от совершения запретного.

Не следует стелить слишком мягкую постель, ибо тому, кто спит на жесткой постели, легче просыпаться ночью. Пророк (мир ему и благословение) спал на ткани типа бархата, сложенной вдвое. Однажды одна из жён Пророка (мир ему и благословение), чтобы ему было мягче спать, сложила эту ткань вчетверо, и в эту ночь наш дорогой Пророк (мир ему и благословение) не проснулся, а на другой день Пророк (мир ему и благословение) повелел, чтобы ему постелили бархатную ткань, как и прежде, сложенную вдвое.

Не следует ложиться спать, когда не хочется спать. Но если это поможет проснуться ночью для поклонения Аллаху, тогда рекомендуется лечь пораньше. Не одобряется совершать намазы, если одолевает сон. В таком случае следует спать, но постепенно следует приучать свое тело ночному поклонению Аллаху. Перед сном следует размышлять о том, что сон похож на смерть и что пробуждение ото сна похоже на воскрешение после смерти. Лукман аль-Хаким сказал однажды своему сыну: «О, сын мой, если ты сомневаешься, что умрёшь, то не спи, ты умрёшь так же, как и спишь. Если ты сомневаешься в том, что воскреснешь после смерти, то не просыпайся; как ты просыпаешься ото сна, так же ты и воскреснешь после смерти ».

Когда проснётесь, сразу поминайте Аллаха, восхваляйте Его и читайте молитвы.

Ниже перечислим смыслы некоторых хадисов Пророка (мир ему и благословение), повествующие о ценности и важности ночного бодрствования для поклонения Аллаху, а также назовём некоторые более значимые деяния, которые следует выполнять ночью.

1. «Когда вы спите, сатана на вашем затылке завязывает три узелка; постучав по каждому узелку, сатана говорит: «Ты успокойся, спи, ночь длинна». Если, проснувшись, вы упомянете Аллаха, развяжется один узелок, совершите омовение – развяжется второй узелок, совершите намаз – развяжется третий узелок, и вы станете бодрыми и добродушными, а если будете спать – останетесь ленивыми и эгоистичными » (Аль-Бухари и Муслим).

2. «Самый лучший намаз – это намаз, совершённый в полночь, а его совершают очень мало людей » (Байхаки).

3. «Если каждый, кто проснется, произнесёт: «Ля иляха илляллаху вахдаху ля шарика ляху лахуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхйи ва юмиту биядихиль-хайру ва хува аля кулли шайин кадир. Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля хавля ва ля куввата илля билляхи» и попросит «О, мой Аллах, прости мои грехи!» или же прочтёт молитву (дуа), то Аллах ответит на его молитву, и если он поднимется, совершит омовение и намаз, Аллах примет его намаз» (Аль-Бухари, Ахмад, атТирмизи).

4. «О, Абдуллах! Ты не будь похожим на тех, кто поднимался ночью, потом бросил это » (Аль-Бухари).

5. «Если кто-либо из вас проснулся ночью, пусть совершит два ракаата намаза (а далее – можно совершать как можно больше ракаатов) (Абу Давуд).

6. «Тому, кто знаком с Кораном, необходимо подняться ночью и совершить хотя бы двухракаатный намаз (т.е. настоятельно рекомендуется) » (Дайлами).

7. «Если кто-либо, проснувшись ночью, прочтет десять аятов из Корана, то его имя не будет записано в список людей беспечных к религии. Если он прочтёт сто аятов, то его запишут среди покорившихся Всевышнему. Если же он прочтёт тысячу аятов, не будет границ вознаграждениям, которые ему запишутся» (Ибну Хиббан).

8. «Величие, достоинство верующего заключается в поклонении Аллаху, проснувшись ночью » (Абу Нуайм).

9. «Мать пророка Сулаймана сказала ему: «О мой сын, ты ночью много не спи, долгий сон в ночное время обедняет человека в Судный день» (Байхаки, Ибн Маджа).

10. «Если человек, постоянно просыпающийся ночью для поклонения, однажды не проснулся, то ему запишется вознаграждение за намазы, которые обычно он совершал ночью, и сон его запишется как милостыня». (Абу Давуд, Насаи).

11. «Ты соверши ночью намаз, хотя бы за время, в течение которого можно подоить овцу» (Ат-Табарани).

12. «Самое лучшее время – последняя часть ночи » (Ат-Табарани).

13. «Самый лучший намаз после обязательного – это намаз, совершённый ночью (за исключением важных сунна-намазов) » (Муслим).

14. «Когда остается одна треть ночи, милость Аллаха снисходит на самое ближнее небо и Он до рассвета говорит: «Нет ли кающегося? (чтобы принять его раскаяния). Нет ли просящего? (чтобы дать ему блага). Нет ли читающего молитвы? (чтобы ответить на его молитвы)» (Ахмад и Муслим).

15. «Спящий после утреннего намаза упускает жизненные блага » (Ибну ‘Ади и Байхаки).

16. «Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, постоянно поминающих Аллаха» (Абу Давуд, Насаи, Ибн Хиббан, Хаким).

17. «В ночи есть один час, во время которого Аллах не откажет дать своему рабу то, что он попросит из благ этого и потустороннего мира, и этот час есть в каждой ночи » (Муслим, Ибн Ахмад).

18. «Да смилостивится Аллах над тем, кто поднимется ночью и совершает намаз, и кроме того, разбудит жену, и если она ленится, забрызгает её водой. Да смилостивится Аллах над той женщиной, которая поднялась ночью и совершила двухракаатный намаз, которая разбудила мужа, и при отказе подняться, забрызгала его водой» (Ибн Ахмад, Абу Давуд, Насаи и Хаким).

19. «Двухракаатный намаз, совершённый ночью, смывает грехи ». (Дайлами).

20. «Двухракаатный намаз, совершённый ночью, ценнее этого мира и всего, что в нём есть. Если бы я не думал, что это затруднит мою умму, я бы повелел совершить двухракаатный ночной намаз обязательно» (Ибн Насир).

21. «Вы усердно старайтесь поклоняться Аллаху, поднявшись ночью. Это и традиция прежних праведных поколений, и то, что приближает вас к Всевышнему Аллаху, и искупление за ваши прежние оплошности, и то, что смывает ваши грехи, и лекарство, которое лечит, очищает вас от пороков, болезней» (Ат-Тирмизи, Хаким, Байхаки, ат-Табарани).

22. «Ценность ночного намаза по сравнению с намазом, совершённым днем, такая, какова ценность милостыни, поданного тайно, по сравнению с милостыней, поданноё открыто, при людях » (Ибн Мубарак и ат-Табрани).

23. «Ночью намаз совершают по два ракаата, накануне рассвета следует совершить один ракаат намаза-витру, Аллах един и Он любит витру-намаз» (Ибн Наср, ат-Табарани).

24. «Если кто-либо из вас проснётся ночью, то пусть скажет: «Вся хвала принадлежит Аллаху, Который вернул мне мою душу, оздоровил меня, и Который разрешил мне поминать Себя» (Ибн Сунни).

25. «Самое ценное и лучшее, что человеку следует произносить после пробуждения, это: «Субхана-ллязи юхйиль-мавта ва хува аля кулли шайин кадир».

26. «Тот, кого одолевает сон во время намаза, пусть прервёт намаз и поспит, пока не будет в состоянии понять то, о чем сам говорит » (Аль-Бухари, Ахмад).

27. «Вы совершите намаз ночью, проснувшись, хотя бы один ракаат намаза: ночной намаз смывает грехи, защищает от гнева Всевышнего Аллаха, защищает от огня Ада. Аллах больше всех ненавидит три типа людей: тех, которые спят днём и не поднимаются на ночной намаз, тех, которые много едят, и при этом не произносят в начале приёма пищи «Бисмиллах» и в конце не произносят «Аль-хамду лилля», и тех, которые беспрестанно смеются, когда ничего смешного нет. Постоянный смех опустошает душу и приводит к бедности» (Дайлами).

28. В другом хадисе говорится: «Когда раб Аллаха старается одолеть сон, совершить омовение и выстоять намаз, Всевышний Аллах говорит ангелам: «Смотрите, как Мой раб борется со своей душой, нафсом, пусть он просит Меня, и Я обеспечу его тем, что он просит» (Ибн Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табрани).

29. «Когда ты, поднявшись ночью, совершаешь намаз, подними немножко голос, чтобы напугать сатану, разбудить соседей и приобрести довольство Всемилостивого Аллаха » (Дайлами).

30. «Если, проснувшись, кто-либо совершит омовение, сполоснет рот и по сто раз произнесет: «Субханаллах», «Аль-хамду лилля», «Аллаху акбар», «Ля иляа илляллах», то его грехи смоются полностью, кроме грехов, связанных с имуществом и кровью другого человека» (Ат-Табрани).

31. «О люди, вы приветствуйте друг друга, кормите голодного, укрепляйте связи с родственниками, совершайте намазы, когда большинство людей спят, и вы в целости и сохранности войдете в Рай » (Ат-Тирмизи, Хаким, Ибн Маджа).

32. «В Раю находятся дворцы, внутренние покои которых можно увидеть снаружи». Абу Малик аль-Аш‘ари спросил: «О, Посланник Аллаха, кому они принадлежат?» Он сказал: «Они принадлежат тем, кто говорит с другими мягко и добродушно, кто кормит других, и тем, кто совершает намазы, когда другие спят» (Ат-Табарани и Хаким).

33. «В Судный день всех людей соберут на одну площадь – Арасат. Все услышат голос: «Где те, которые отрывали свои бока ночью от постели?». Поднимется немногочисленное количество людей. Без суда и допроса их отправят в Рай, и далее начнётся допрос Судного дня для остальных» (Байхаки).

34. «От ночного поклонения и многочисленных намазов обе ноги Пророка (мир ему и благословение) опухали. Его спросили: «Когда твои все прежние грехи прощены, и ты застрахован от будущих грехов, почему ты берёшь на себя столько труда?» Он ответил: «А разве я не должен быть благодарным рабом Аллаха?!» (Аль-Бухари и Муслим). (Так же и все пророки бывают защищены от грехов).

35. «Самый любимый намаз для Аллаха, это намаз пророка Давуда. Он полночи спал, одну треть ночи совершал намазы, а оставшуюся часть ночи (одна шестая часть) снова спал (до рассвета) » (Муслим и аль-Бухари).

36. «Самые достойные и лучшие люди моей уммы – это те, которые знают Коран и, бодрствуя ночью, поклоняются Аллаху » (Ибн Аби ад-Дунья и Байхаки).

37. «Время, в котором Господь больше всего приближается к Своему рабу – это последняя часть ночи. Если ты можешь стать одним из тех, кто в этот период поминает Аллаха, то стань им» (Ат-Тирмизи).

38. Аиша (да будет доволен ею Аллах!) говорила: «Ты никогда не прерывай свое ночное поклонение Аллаху, Пророк (мир ему и благословение) тоже никогда не прерывал ночное бодрствование и поклонение, даже если он сильно уставал или болел: он совершал намазы сидя» (Абу Давуд, Ибн Хузайма).

39. «Аллах любит того, кто, оставляя мягкую постель и красавицу жену, поднимается ночью для поклонения Аллаху » (Ат-Табарани).

40. «Пророку (мир ему и благословение) рассказали о человеке, который не поднимался всю ночь и до рассвета беспробудно спал. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это человек, которому в оба уха мочились шайтаны» (Аль-Бухари, Муслим и Насаи).

41. «Когда раб Аллаха хочет подняться для поклонения ночью, к нему подходит ангел и говорит: «Поднимись, соверши намаз и поминай Господа своего, пока не рассвело». Затем подходит сатана и говорит: «Успокойся, ночь длинна, потом сможешь помолиться и совершить намаз» (Ат-Табрани).

Запомни! Пророк (мир ему и благословение) довёл до нас столько достоинств ночного поклонения, а большинство мусульман ленятся приобрести эти достоинства и милости Аллаха. Внук шейха Саадухаджиясул Мухаммада (да будет свята его душа!), имам Центральной мечети города Махачкалы, Мухаммадрасул-хаджи рассказал: «Мой дедушка часто вспоминал о женщинах, которые ранним утром подметают улицы города. Он говорил: «Только посмотрите, ради мизерной зарплаты они встают ещё до рассвета каждый день и в холодное, и в тёплое время года, в любую погоду они подметают улицы, а вы ленитесь встать вовремя на совершение утреннего намаза». И на самом деле, не удивительно ли, что в надежде получить в конце месяца маленькую зарплату эти бедные женщины могут встать рано утром, а мы, зная даже, что Всевышний Аллах вознаградит нас на том свете бесценными дарами, не можем встать ночью для поклонения. Мы даже не ходим утром в мечеть для совершения утреннего намаза коллективно, в джамаате мусульман.

Что поможет нам просыпаться ночью:

1. Умеренность в еде . Плотная еда утяжеляет желудок, требует употребления большого количества воды, клонит ко сну и затрудняет подъем.

2. Освобождение от чрезмерной тяжелой работы в течение дня, чтобы слишком не уставать . Тяжелый труд ослабляет суставы, от него болят мышцы, и он вызывает сонное состояние.

3. Отказ от греховного в течение всего дня . От грешных дел черствеет сердце, закрываются врата милостей Аллаха. Хасану аль- Басри (да смилуется над ним Аллах!) сказали: «О, Абу Саид, я и не болен, и хочу подняться ночью для поклонения и подготавливаю всё для этого, но не знаю почему, я не могу вставать ночью». Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «Тебя сковывают грехи, которые ты совершил днём».

4. Отказ от запретной пищи .

Один из праведников сказал: «Нередко бывает так, что мы один раз употребляем в пищу запретное и целый год лишаем себя пробуждения ночью для поклонения».

5.Очищение сердца от скверного характера .

Тому, чьё сердце осквернено завистью, нововведениями, мыслями об обустройстве этой бренной жизни, нелегко подняться ночью и поклоняться Аллаху, если он и сможет, даже во время намазов он будет думать о мирских проблемах.

6. Размышления о жизни после смерти .

Человек, который размышляет о Судном дне и его допросе, о горьком наказании за грехи, не может спокойно спать, не просыпаясь для поклонения Аллаху, он старается заслужить довольство Всевышнего Аллаха.

7. Изучение ценностей ночного поклонения .

Если человек из Корана, хадисов и книг праведных учёных изучит и усвоит ценности ночного поклонения, блага потусторонней жизни, которые он может получить за это, то надежда на их приобретение заставит его легко вставать для ночного поклонения. Человеку свойственно стремление приобрести ценности, преодолевая лень и другие трудности.

8. Любовь к Всевышнему Аллаху .

Когда в сердце укрепляется настоящая любовь к Всевышнему Аллаху, его мечтой и желанием становятся уединение и духовная связь со Всевышним Аллахом в то время, когда никто не мешает, в полной тишине ночи. Али бин Баккар (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «В течение сорока лет ничто меня не огорчало, кроме наступления времени рассвета». Другой спросил его: «Тебе нравится наступление ночи?». Он ответил: «Меня охватывает два разных чувства: радость наступления ночи и печаль её ухода».

Другой сказал: «Когда я стою, меня настигает ночь, не успеваю я сесть, как она проходит». Фузайл бин Ияз (да смилуется над ним Аллах!) говорил: «Если бы не было ночи, то я не захотел бы остаться в живых». Чем больше вы служите Аллаху, поклоняетесь Ему, тем лучше. Самая высокая оценка за поклонение, молитвы, намазы, за прошения об отпущении грехов и раскаяние – исполненные в последнюю треть ночи.

Если многое не получается, надо стремиться хотя бы совершить двухракаатный намаз, если и это не получается, то проснувшись, следует сесть лицом к Кибле и хоть немного упомянуть Аллаха, это тоже может принести неоценимую пользу. Да поможет нам Всевышний Аллах. Аминь!

Одним из современных факторов, затрудняющих ночное пробуждение и поклонение, является просмотр ночных телепередач или посиделки, где чаще всего злословят и бесцельно проводят время. Конечно, после этого при всем желании мы не сможем проснуться ночью и поклоняться Аллаху. Для истинных праведных учёных самое ценное времяпровождение – поклонение Аллаху, поминания Его и совершение намазов в ночной тишине. Среди них часто встречаются и такие, которым не хватает ночного времени, которые не насыщаются поминанием Аллаха. Когда одного из таких людей спросили: «Как ты проводишь ночное время?». Он ответил: «Я не могу проследить за ходом ночного времени, оно показывает мне лицо и быстро исчезает из виду».

Другой праведник говорил: «Меня и ночь, которую я провожу, можно сравнить с двумя конями, которые соревнуются в беге. Иногда я опережаю ночь, а иногда и ночь опережает меня ».

Немало было и таких, которые выстаивали всю ночь. Были среди них и такие, которые в течение сорока лет с омовением для ночного намаза совершали и утренние намазы. Среди них Абу Ханифа, Саид бин Мусайиб, Сафван бин Салим – оба жители Медины, Фузайль бин Ияз, Вухайб бин Вард – оба мекканцы, Тавус, Вахб бин Мунаббах – оба йеменцы, Хакам, Раби бин Хайсам – оба куфийцы, Абу Сулайман Дарани, Али бин Баккар – оба из Шама, Хаввас и Абу Асим – оба убаданцы, Хабиб, Абу Джабир – персы, и многие другие, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах.

Дай Аллах нам силу просыпаться и поклоняться Тебе так, чтобы Ты был доволен нами. Аминь!