Как разоблачить продавца-афериста и не купить искусственный шёлк за баснословные деньги? Суррогатные деньги города билефельд из тканей Какие лозунги печатали на деньгах.

Сегодня во многих странах ученые работают над повышением долговечности бумажных денег, в результате чего появляются в том числе деньги пластиковые. Как показывает история, похожую задачу решали и в двадцатые годы прошлого века. В результате появились деньги на шелке. Впрочем, причиной использования шелка в качестве банкнотной основы стала не столько долговечность этого материала, сколько дефицит бумаги на отдельно взятой территории.
В апреле 1920 года в Хивинском ханстве была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР). В этом же году правительство республики вынуждено было осуществить эмиссию местных денежных знаков, которые стали выпускаться на шелковой материи и лишь частично - на бумаге.
Решение о выпуске денег на шелковой материи, так называемых «шелковок», было принято по нескольким причинам. Во-первых, на территории республики была хорошо развита кустарная шелковая промышленность. Во-вторых, для массового выпуска денег отсутствовали необходимые запасы бумаги, даже плохого качества. В-третьих, была принята во внимание перспектива увеличения срока службы денег - благодаря большей, по сравнению с бумагой, долговечности шелкового материала.



Эмиссия денег республики, в соответствии с данными каталогов, состояла из купюр номиналом 250, 500, 750, 1000, 2000 и 5000 рублей, выпущенных двумя сериями в 1338 и 1339 годах по хиджре. Из сопоставления дат по хиджре с соответствующими интервалами григорианского календаря (так, 1338 год соответствует интервалу с 26 сентября 1919 по 14 сентября 1920 года) можно установить, что денежные знаки первой серии вводились в оборот в 1920 году в период между апрелем (когда была провозглашена республика) и серединой сентября. Знаки второй серии (1339 год соответствует интервалу с 15 сентября 1920 года по 3 сентября 1921 года) вводились в оборот в период с середины сентября 1920 года по март 1921 года.



Технология изготовления денег на шелке была удивительно примитивной. На специально вытканной кустарями-умельцами из натурального шелка ленте шириной 11 сантиметров ручным способом при помощи штампа наносились своеобразные рисунки, точнее - цветные художественные орнаменты на лицевой и оборотной сторонах денежных знаков. Штампы изготавливались из древесины растущего в Средней Азии дерева рода ильм (карагач), применявшегося при изготовлении резных художественных изделий. Полоса шелка после нанесения орнамента на обеих ее сторонах разрезалась на равные части, соответствующие ширине создаваемых купюр.
Это были одни из самых нарядных и оригинальных денег, когда-либо выпускавшихся в мире. Историки-бонисты отмечают, что особой нарядностью отличались «шелковки» достоинством 1000 рублей. С этим трудно не согласиться, рассматривая этот денежный знак. Текстовая часть тысячерублевки была отпечатана на шелке фиолетового, синего и голубого оттенков. Это настоящая художественная миниатюра, удивительно напоминающая восточный ковер.

С помощью научных сотрудников восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета удалось с высокой достоверностью расшифровать содержание всех надписей на лицевой и оборотной сторонах купюры в 1000 рублей, выполненных по-тюркски.
Номинал денежного знака проставлен арабскими цифрами.
На лицевой стороне купюры справа и слева от виньетки с надписью «Тысяча рублей» проставлены по-восточному орнаментированные цифры номинала.
Над виньеткой надпись: «Бумажные деньги Хорезмской Народной Советской Республики». На рамке стоит год выпуска по хиджре - 1338. Над виньеткой выполнены надпечатки:
- Председатель Совета народных назиров Хаджи Палван Нияз Юсупов
- Назир финансов Мухаммед Пенах Мухаммед Рахимов
- Кассир
- Мухаммед Амин Ишджанов
Внизу на рамке проставлен год выпуска - 1920.
На оборотной стороне банкноты в верхней части рамки напечатано: «Эти бумажные деньги обеспечены всем имуществом правительства».
В нижней части рамки надпись: «Человек, подделывающий эти бумажные деньги, предается революционному уголовному суду». Здесь же год выпуска - 1920.
В центре оборотной стороны представлен герб республики. Слева от него напечатано: «Тысяча рублей», справа - цифровой номинал.
Шелковые боны Хивы представляют большую коллекционную редкость. В России в частных и государственных коллекциях насчитывается всего несколько сотен хивинских бон.

Одним из наиболее популярных товаров, провозимых по трассе Великого шелкового пути, являлся шелк, производство которого было освоено в Китае. Там куски шелка еще в глубокой древности использовались в качестве средств платежа. В средневековье китайцы начали печатать денежные знаки на шелковой материи. Их производство продолжалось до ХХ в.: центральные финансовые органы империи Цинь, казначейства городов и провинций, частные банки и торговые фирмы для обеспечения крупных платежей выпускали специальные шелковые ассигнации. Имела шелковые банкноты и Восточно-Туркестанская исламская республика, существовавшая в 1933 – 1934 гг. на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Здесь это тоже была давняя традиция. Так, Махмуд Кашгарский (XI в.) в своем словаре сообщает: “Куски материи с печатью уйгурского хана (камду), имевшие хождение в качестве денег, раз в семь лет чинились, стирались, и на них снова ставили печати”.

В начале ХХ в. денежные знаки на шелке выпускались на территории Узбекистана – в Хорезме. Тогда зависимым от Российской империи ханством управляли представители династии Инаков из узбекского рода кунграт, которые формально считались самостоятельными: они имели право выпускать свои деньги и содержать собственную армию, которую составляли, в основном, отряды наездников, набранных из нескольких подвластных хивинским ханам туркменских родов, всегда игравших большую роль в политической жизни Хивы. После 1917 г., пользуясь распадом империи, фактическую власть в Хиве захватил вождь туркменского рода йомудов Джунаид Курбан Мамед (1860 – 1938 гг.). В январе 1918 г. он с вооруженным отрядом занял столицу ханства, приказал казнить законного хивинского правителя Асфандияра и посадил на престол в качестве марионетки несовершеннолетнего брата Асфандияра Сейида Абдуллу.

Экономика Хивы в это время находилась в критическом состоянии, и правительство “падишаха Сейид Абдуллы хана” (а фактически хунта Джунаида) провело денежную реформу, главной задачей которой было быстрейшее изъятие у населения звонкой монеты в обмен на кредитные деньги – ассигнации. Так как достаточного количества пригодной для этой цели бумаги в государстве не было, монетный двор Хивы, основанный в первой четверти XIX в. в Куня-Арке, приступил к выпуску денежных знаков крупных номиналов на шелковой материи местного производства.

О технологии изготовления хивинских шелковых ассигнаций сохранилось очень мало сведений. На простейшем станке ткалась из натурального местного шелка лента шириной 11 см, которая нарезалась на прямоугольные куски длиной 15 см. Неаккуратная поперечная резка шелковой ленты давала характерные “махры” по вертикальным сторонам банкнот, что, кстати, является признаком подлинности.

Надписи и изображения наносились на шелк вручную со специальных штампов-клише (калыбов). Если бумажные денежные знаки в Хиве печатались с помощью бронзовых калыбов, то штампы для шелковок, скорее всего, были деревянными – в соответствии с местной традицией печати на тканях. Об этом свидетельствует большое число разновидностей шелковых ассигнаций, что может быть только при быстром износе клише для печати. Известный ташкентский коллекционер старшего поколения М.С. Кожухин, например, считал, что калыбы для шелковых ассигнаций Хивы изготовлялись из древесины карагача. Они были отдельные для каждого цвета, и изображения создавались с их помощью последовательно, в несколько операций. Внешне калыбы выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев мастера на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал калыб, как пианист аккорд на рояле, и, обмакнув его в краску, наносил вручную соответствующий рисунок или надпись на шелковой заготовке – полотне.

Красители употреблялись традиционные: чернильный орешек на листьях фисташкового дерева (бузгун), высушенные соцветия растения Sopsora Japonica (тухмак), кошениль индийского происхождения (сиапар-ранг), марена (руян). Краски готовились на абрикосовом клее (елим).

Первый выпуск шелковых денег Хивинского ханства, датированный 1337 г. хиджры (7.10.1918 – 25.09.1919), имел пять номиналов: 200, 250, 500, 1000 и 2500 тингов. На каждом банкноте по-узбекски арабским шрифтом помещались две надписи: “Ассигнация (дословно – “бумажная деньга”) по высочайшему указу правительства Хорезма”; “Каждый, кто подделает эту ассигнацию, карается государственным законом”. Надписи сопровождаются пятью круглыми печатями должностных лиц ханства: министра финансов, главного управляющего государственным банком, министра внутренних дел, управляющего государственной казной и кассира государственного банка. Собственные имена чиновников не указаны.

Кроме того, на ассигнациях помещены изображения полумесяца и звезды, проставлены номера банкнот, год выпуска по хиджре и обозначен номинал по-узбекски и по-русски (в последнем случае часто с ошибками в правописании и начертании букв). Размещение перечисленных элементов оформления зависело от номинала и было, очевидно, производным. Тинга (правильно – таньга) старинная местная денежная единица. В Хивинском ханстве в описываемое время 5 таньга приравнивались 1 российскому рублю. На хивинских шелковых ассигнациях второго выпуска указано пять номиналов: 200, 250; 500; 1000 и 2500 тингов с переводом в российскую денежную систему.

В узбекских надписях рубль именуется “манат”, а в остальном банкноты первого и второго выпусков похожи между собой, но второй выпуск датирован 1338 г. хиджры (26.09.1919 – 14.09.1920). Правда, известны шелковки трех низших номиналов второго выпуска с датой 1337.

Наконец, третий выпуск шелковых ассигнаций Хивинского ханства (т.н. “вертикальных”) осуществлен в 1338 г. хиджры и имеет только два номинала – 100 и 250 рублей (без указания эквивалента в таньгах).

По имеющимся данным, при Сейиде Абдулла-хане было выпущено ассигнаций (на шелке и на бумаге) всего на сумму 3 млн рублей. В связи с этим шелковые банкноты всех трех выпусков Хивинского ханства в наше время представляют большую редкость.

В апреле 1920 г. на территории бывшего Хивинского ханства провозгласили Хорезмскую народную советскую республику, которая продолжила практику выпуска собственных денежных знаков на шелковой материи. Они встречаются чаще, чем шелковки Хивинского ханства, так как их эмиссия была обильной (к 24 апреля 1921 г. напечатано ассигнаций на 500 млн рублей).

Существуют шелковые ассигнации ХНСР четырех номиналов: 500, 1000, 2000 и 5000 рублей. Каждая из них имеет три пространные надписи по-узбекски арабским шрифтом: “Ассигнация (дословно – “бумажная деньга”) Хорезмской народной советской республики”; “Подделка этой ассигнации преследуется по закону революции”; “Эта ассигнация обеспечивается всем имеющимся достоянием государства”.

В элементы оформления входят обозначения номиналов по-узбекски и по-русски, номер банкноты, различного рода разноцветные рамки, даты по хиджре и европейские (кроме экземпляров последнего варианта 5000 рублей), изображение флага, а также герба республики, который в то время не имел четко зафиксированной графической формы и поэтому приобретал на каждом номинале разный вид.

Кроме того, каждая республиканская шелковая ассигнация имеет три подписи по-узбекски арабским шрифтом. Известно два варианта наборов подписей.
Первый из вариантов таков:

“Назир финансов Мухаммад Рахимов (Мухаммадшах Мухаммадрахимов). Председатель Совета народных назиров Ходжинияз Юсупов. Казначей Мухаммад Амин (Ишчжанов)”.

На ранних шелковых ассигнациях республики 1338 г. хиджры (1920 г.) номиналами 500 и 1000 рублей первая и последняя из перечисленных подписей заключалась в фигурные пятиугольные рамки, а позднее все три подписи стали помещаться в рамках прямоугольных. Номиналы 2000 и 5000 рублей известны только с прямоугольными рамками, они датированы 1339 г. хиджры (15.09.1920 – 3.09.1921).

Второй набор подписей в рамки не заключался:

“Временный казначей Мухаммад Амин Ишчжанов. Председатель Временного революционного комитета Джаббарберган Кучкаров. Временный назир финансов Мухим Нуруллаев”.

Этот набор подписей стоит только на номиналах в 1000, 2000 и 5000 рублей в сопровождении европейской даты – 1921 год.

Все шелковые денежные знаки Хорезма имеют значительное число вариантов и по оформлению, и по цвету шелка, что вызвано ручным способом печати. Известный исследователь банкнот В. М. Соколов еще в 1938 г. отметил: “В шелковых тинговых знаках Хивы так много различий…, что каталогизировать их невозможно. При сравнительно небольшом количестве сохранившегося тингового шелка почти каждый знак имеет свои особенности”. Тем не менее в последние годы в разных странах осуществлены серьезные попытки научной классификации этих экзотических денежных знаков.

Несмотря на несовершенство внешнего вида, шелковые деньги завоевали популярность у населения. Когда по постановлению Ташкентской экономической конференции в марте 1923 г. было объявлено об обмене хивинских денежных знаков на бумажные деньги общегосударственного образца, как пишут свидетели, ни одна из шелковых ассигнаций к обмену предъявлена не была. Владельцы оставили эти деньги себе на память. Еще в 40-е – 60-е гг. ХХ в. можно было увидеть в некоторых домах Хивы даже лоскутные одеяла, сшитые из описанных шелковых денежных знаков.

*Все надписи на банкнотах прочитаны и переведены Ирпоном Тухтиевым (Государственный музей истории Узбекистана), за что авторы ему глубоко благодарны.

Литература
1. Шэфер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981.
2. Махкамова С. К истории ткачества в Средней Азии. Художественная культура Средней Азии IX – XIII вв. Ташкент, 1983.
3. Кожухин М. С. Боны-историографы // Звезда Востока, 1968, №1.
4. Гейер И. И. Туркестан, изд А.Л. Кирснера. Ташкент, 1909.
5. История Хорезмской народной советской республики. Сборник документов. Ташкент, 1976.
6. Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.
7. World Paper Money, Krause Publication Inc., New York, 1994; Рябченко П. Ф. Полный каталог бумажных денежных знаков и бон, выпущенных в России, СССР, странах СНГ (1769 – 1994). Киев, 1995; Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918 – 1923). Санкт-Петербург, 2005

Шелковые банкноты Хорезмской Народной Советской Республики достоинством 5000, 1000 и 500 рублей

Выпустившая их республика просуществовала меньше полудесятка лет, и выпущенные ею банкноты были в обиходе недолго. Тем не менее, когда пришла пора обменивать необычные деньги, мало кто согласился с ними расстаться. Их было много, но до современных коллекционеров дошли единичные экземпляры, потому что, даже перестав быть платежным средством, эти яркие разноцветные купюры служили людям до самого конца. Угадаете, о чем речь?

Когда хан Хорезма отрекся от престола, был объявлен Первый Хорезмский Курултай (т.е. «собрание») и вместо Хивинского ханства в 1920 году на картах появилась Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР, узб. Xorazm Xalq Sho"ro Jumhuriyati). По заключенному юной республикой с РСФСР договору ХНСР признавалась полностью самостоятельным и независимым государством — а значит, нуждалась и в собственной валюте, тем более, что с упразднением Хивинского ханства его деньги — медные, серебряные и бумажные таньги — чеканиться и печататься перестали. Вместо них появились рублевые банкноты и монеты. Первыми были монеты в 20 рублей и банкноты в 250 и 750, далее ассортимент и номинал выпусков увеличивались — и за год дело дошло до того, что самой крупной банкнотой стала 25 000-рублевка.

Монеты Хорезмской Народной Советской Республики достоинством 500, 100, 25 и 20 рублей

Первые революционные годы были богаты на бонистические изыски — деньгами при необходимости провозглашали любую привлекательную вещицу, которую было трудно подделать на территории того или иного государственного образования — известны даже «купюры» из винных этикеток с соответствующими надпечатками. С одной стороны, у хорезмских назиров (министров) не было не то, что готовых этикеток — даже толкового типографского оборудования и пригодной для изготовления дензнаков качественной бумаги. С другой — Хивинское ханство не зря находилось в тех краях, где в древности пролегал Великий Шелковый путь: высококачественного шелка здесь хватало. Кроме того, местные мастера превосходно умели наносить на ткань разнообразные цветные рисунки стойкими растительными (марена, чернильный орешек, составы из листьев разнообразных местных деревьев и кустарников) и животными (кошениль) красками. Для закрепления цвета и дополнительного уплотнения ткани использовалась смола плодовых деревьев, чаще всего абрикоса. Проверенные временем рецептуры красок, развитое ткацкое производство и освященность идеи почтенными традициями (деньги из ткани имели хождение в средневековом Китае) натолкнули на идею выпуска собственных банкнот на ткани еще последних правителей Хивинского ханства. Первый выпуск шелковых денег Хивинского ханства, датированный 1337 г. хиджры (7.10.1918-25.09.1919) был надписан арабским шрифтом: «Бумажная деньга по высочайшему указу правительства Хорезма», украшен изображениями полумесяца и звезды, предупреждением о каре за подделку по законам государства и круглыми печатями министров финансов и внутренних дел, главного управляющего и кассира государственного банка, а также управляющего государственной казной. Также банкноты нумеровались и снабжались написанием номинала, как по узбекски, так и по-русски (во втором случае частенько с ошибками в правописании и начертании букв). Всего выпусков было три, на общую сумму 3 млн рублей (пять таньга равнялись одному российскому рублю), так что сегодня эти деньги являются редкостью.

Шелковые банкноты Хивинского ханства достоинством 250, 200 и 100 рублей

Варианты герба Хорезмской Народной Советской Республики

И.Богословская и Б. Голендер в своем очерке «Хорезмийские шелковые деньги» описывают процесс их изготовления так:

«На простейшем станке ткалась из натурального местного шелка лента шириной 11 см, которая нарезалась на прямоугольные куски длиной 15 см. Неаккуратная поперечная резка шелковой ленты давала характерные «махры» по вертикальным сторонам банкнот, что, кстати, является признаком подлинности.

Надписи и изображения наносились на шелк вручную со специальных штампов-клише (калыбов). Если бумажные денежные знаки в Хиве печатались с помощью бронзовых калыбов, то штампы для шелковок, скорее всего, были деревянными — в соответствии с местной традицией печати на тканях. Об этом свидетельствует большое число разновидностей шелковых ассигнаций, что может быть только при быстром износе клише для печати. Известный ташкентский коллекционер старшего поколения М.С. Кожухин, например, считал, что калыбы для шелковых ассигнаций Хивы изготовлялись из древесины карагача. Они были отдельные для каждого цвета, и изображения создавались с их помощью последовательно, в несколько операций. Внешне калыбы выглядели как деревянные кубики с углублениями для пальцев мастера на двух противоположных нерабочих поверхностях. Большим и безымянным пальцами мастер брал калыб, как пианист аккорд на рояле, и, обмакнув его в краску, наносил вручную соответствующий рисунок или надпись на шелковой заготовке — полотне».

Деньги ХНСР, точно по таким же «рецептам» выпускавшей собственные вариации на тему хивинских «шелковок», дошли до наших дней в бОльших количествах — в отличие от Хивинского ханства, народная республика не стеснялась широких жестов и за первый же год выпустила на 500 млн рублей банкнот. Так же, как и «шелковки», деньги Хорезмской республики были очень яркими. Нарядные надписи по-узбекски арабским шрифтом сообщали, что «бумажная деньга» выпущена Хорезмской народной советской республикой, обеспечивается всем имеющимся достоянием государства, а подделка ассигнации преследуется по закону революции. В силу того, что производились эти банкноты из шелка ручной работы, надпечатывались вручную же растительными красками, очевидно заметное расхождение материалов и цветов на разных банкнотах одного и того же номинала и партии. Если добавить, что не только дизайн купюр, но также герб и флаг молодой республики на момент выпуска этих денег еще не имели каноничной, официально утвержденной и зафиксированной формы, никого не удивит, что хорезмские шелковые деньги потрясают разнообразием: каждый номинал их украшен на свой лад нарисованным гербом. Разнятся и надписи, и наличие или отсутствие вокруг подписей назиров многоугольных или прямоугольных рамок. В варианте «Назир финансов Мухаммад Рахимов (Мухаммадшах Мухаммадрахимов). Председатель Совета народных назиров Ходжинияз Юсупов. Казначей Мухаммад Амин (Ишчжанов)» подписи встречаются на банкнотах номиналом 500, 1000, 2000 и 5000 рублей, датированных 1338 и 1339 гг. хиджры. В варианте «Временный казначей Мухаммад Амин Ишчжанов. Председатель Временного революционного комитета Джаббарберган Кучкаров. Временный назир финансов Мухим Нуруллаев» подписи зафиксированы только на датированных по-европейски, 1921 годом, номиналах в 1000, 2000 и 5000 рублей.

В 1938 г. исследователь банкнот В. М. Соколов отметил: «В шелковых тинговых знаках Хивы так много различий…, что каталогизировать их невозможно. При сравнительно небольшом количестве сохранившегося тингового шелка почти каждый знак имеет свои особенности».

Опыт веков свидетельствует, что такие деньги не только сложнее подделать, чем примитивные бумажные без соответствующих степеней защиты, но они еще и намного прочнее, чем любая печатная ассигнация. «Куски материи с печатью уйгурского хана (камду), имевшие хождение в качестве денег, раз в семь лет чинились, стирались, и на них снова ставили печати», — сообщал в своем словаре-справочнике «Диван лугат ат-турк» (XI в.) Махмуд аль-Кашгари. Т.е. даже после семилетнего хождения по рукам, стирки, штопки и повторного нанесения рисунка кусочки ткани оставались достаточно прочными и цельными, чтобы продолжать служить платежным средством! Прочность и красочность шелковых денег сослужила коллекционерам, с одной стороны, добрую службу — дошедшие до нашего времени банкноты из ткани безупречно сохранились и почти не выцвели. С другой стороны, именно эти качества лоскутков плотного шелка лишили современных бонистов неисчислимого количества потенциальных превосходных экспонатов!

После преобразования ХНСР сперва в ХССР (Хорезмскую Советскую Социалистическую Республику), а затем и вовсе упразднение ее (ХССР по частям вошла в состав вновь образованных Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО) деньги ныне несуществующего государства также перестали существовать: обмен хорезмских рублей на советские по курсу 1:1 завершился к осени 1923 года. Однако практичные местные жители старые, деноминированные денежные «лоскутки», похожие на миниатюрные восточные коврики, сдавать не стали, предпочтя использовать их в хозяйстве. Из качественного плотного шелка получались шикарные стеганые халаты, покрывала, одеяла и тюбетейки, изготовленные в лоскутной технике «пэчворк». Путешествовавшие по Средней Азии в советские времена видели у населения подобные предметы одежды и обихода не только в 40-х, но и в 60-х годах ХХ века — «денежный» шелк оказался невероятно носким и в прямом смысле слова передавался по наследству. Правда, о том, чтобы превратить красочные изделия народных промыслов обратно в коллекционные банкноты не приходилось даже мечтать — о сохранности купюр мастерицы, создававшие из них одежду и ковры, не заботились, банкноты подрезались, обметывались и подгонялись друг к другу в соответствии с замыслом швеи. Разумеется, в своем новом виде они могли заинтересовать разве что этнографов и специалистов по истории костюма, а бонистам оставалось только кусать локти.

Тем ценнее для увлеченных коллекционеров и специалистов по банкнотам первых лет советской власти те шелковые ассигнации, что все же дошли до наших дней в минимально поврежденном и выцветшем виде, сохранили первоначальные размер и форму. Сегодня они стоят куда больше, нежели в момент своего создания, и уж точно никто не осмелится святотатственно сострочить из них коврик или покрывало на кровать!

Список литературы

Богословская И., Голендер Б. Хорезмийские шелковые деньги, http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/4-09/bogoslovskaya_golender.shtml

Жуков А. А. Малышев В. П. Энциклопедия. Денежные эмиссии Средней Азии. Туркестанский край (1918-1923). Санкт-Петербург, 2005

Соколов В. М. Полный каталог бон, выпущенных на территории СССР в период времени с 1914 по 1925 год. ВОК, Ростов-на-Дону, 1938.

История Хорезмской народной советской республики. Сборник документов. Ташкент, 1976.

Шэфер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981.

Шелковое волокно и шелковая ткань всегда вызывали повышенный интерес, окруженные ореолом таинственности. Возвращаясь к истокам появления этого удивительного материала нельзя не вспомнить одну легенду.

ЛЕГЕНДА ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Еще пять тысяч лет назад в Поднебесной жена третьего правителя Хуан Ди, юная императрица по имени Си ЛингЧи, сделала своему супругу роскошный подарок – удивительную одежду, достойную только императора. Из нитей коконов тутового шелкопряда она выткала тонкую шелковую ткань, из которой и был сшит благородный наряд.

Об удивительных свойствах коконов шелкопряда 14-летняя императрица узнала совершено случайно: во время чаепития в саду, один кокон шелкопряда упал в ее чашку. Упал и развернулся, вытягиваясь нитью, красивой и прочной. Тысячи коконов были собраны служанками Си ЛингЧи для того, чтобы она смогла порадовать любимого мужа.

Благодаря императрице и бабочке-шелкопряду мир узнал о шелке, а сама первооткрывательница стала для китайского народа настоящим божеством, увековечив свое имя в истории Китая.

ДОСТОЯНИЕ КИТАЯ ИЛИ КАК О ШЕЛКЕ УЗНАЛ ВЕСЬ МИР?

Китайские торговцы быстро оценили ценность шелка, да и для государства торговля этим удивительным по своим свойствам материалом представляла реальный финансовый интерес. Именно поэтому в течение более чем 3 тыс. лет секрет его создания бдительно оберегали. При попытке вывезти из страны хотя-бы малую партию коконов положили свои головы многие смельчаки-авантюристы. Под страхом смертной казни секреты шелка пытались украсть неоднократно, но лишь в 550 г. н.э. личинки бабочки-шелкопряда были тайно переправлены в Византию, спрятанные в посохах двух бродячих монахов.

В Индии появление шелка связывают с ухищрениями царя, который посватался к одной китайской принцессе и потребовал личинки бабочки-шелкопряда и семена тутового дерева в качестве приданного для молодой супруги. Юная принцесса была очарована женихом и рискнула вывезти драгоценный дар в недрах своей замысловатой прически. Чего не сделаешь ради любви?

Огромным спросом шелк пользовался и в Европе. Великий Шелковый путь, караванная дорога между Средиземноморьем и Восточной Азией, появился именно благодаря ему. Но цена на драгоценный материал была заоблачной – в Риме шелк стал торговой валютой, привилегией очень богатых людей и ценился, практически, на вес золота. Приведем хотя бы такой пример: Юлий Цезарь, во времена своего правления императором повелел укрыть тенты повозок и паланкинов тканью из шелка, чем продемонстрировал свое богатство, могущество и силу.

Есть у шелка еще одно неоспоримое преимущество – гигиеничность. В одеждах из него не заводились насекомые, которые терроризировали богатых людей, не привыкших тратить слишком много времени на личную гигиену.

Французские ловеласы устилали свою постель шелковистой тканью для поднятия тонуса и приумножения любовной прыти, а известная покорительница сердец и законодательница моды маркиза де Помпадур ввела моду на белье из чистого шелка, соблазнительное и роскошное.

Тысячелетиями человек пользуется деньгами и их предшественниками – ракушками, камушками, шкурками животных и другими некогда аналогами привычных нам бумажных купюр.

И все это время существует необходимость как-то эти ценности хранить и удобно носить с собой. Представьте, что было время, когда у человека не было карманов на одежде, еще никто не придумал кошелек, а портные не шили сумок. В ту эпоху деньги было принято прятать в голенища сапог, под шляпы. Из монет нередко делали бусы и просто вешали их на шею, а дамы, одежды которых тогда были уже достаточно пышными, прятали денежные знаки в складки между тканью.

Слово "кошелек" использовалось с первого столетия нашей эры, для обозначения сумки или мешка, в которой переносились разные необходимые в обиходе вещи и предметы. Происхождение слова "кошелек" скорее всего можно отнести к прото-германским праязыкам.

Древнегреческим словом kibisis называется мешок, который несет бог Гермес, и в котором нес отрубленную голову Медузы Горгоны мифический герой Персей, переводится это слово на русский язык обычно,как "кошелек".

Использование термина "кошелек" в его современном значении "небольшого плоского предмета для наличности" датируется 1834 годом.

В Древней Руси в кошелек представлял собой тканевый или кожаный мешочек, стянутый сверху специальным шнурком. В то время деньги функционировали только в виде монет, и такая форма кошелька была очень удобна. Богатые князья и бояре носили кошельки из дорогих тканей: парчи, шелка, бархата, которые были украшены вышивкой, драгоценными камнями и так далее.

На Руси кошельки появились начиная с XI века (прототип современного кошелька найден в Новгороде). Представлял собой тканевую мошну, стянутую в верхней части специальным шнурком, что препятствовало потере не только крупных монет, но и мелких. Помимо денежного инвентаря в кошелек вмещались и всевозможная атрибутика – складные весы для малых взвешиваний с гирьками, позволявшие владельцу кошелька принимать в качестве платы за товар драгоценные металлы и камни. Появились и разговорные обороты речи: тряхнуть мошной (потратиться), набить мошну, тугая мошна.

На Западной Украине деньги хранили в кожаных кошельках, сшитых в виде жаб. Выглядели они довольно устрашающе, однако считалось, что такая жабка не только сохранит, но и преумножит доверенное ей богатство! В европейских странах традиционной формой кошелька начиная со средневековья тоже считался кожаный или полотняный мешок-кисет с завязкой или продернутым по краю шнурком. Со временем на смену монетам пришли бумажные деньги, мешочек на завязке превратился в плоский и гладкий бумажник под названием портмоне (слово, позаимствованное из французского языка в XVIII веке, в котором porter "носить" и monnaie "деньги", буквально — "то, в чем носят деньги"), объединяет в себе и кошелек для мелочи и бумажник.

В Египте носили кошельки, напоминающие по своим размерам и выполняемой функции скорее сумки. В них они хранили драгоценные камни, травы и другие предметы, нужные, как они считали, в будущей загробной жизни.

Ассирийцы и вавилоняне в качестве кошелька использовали специальный мешочек из холста, носимый на поясе. Как правило, он не украшался и был атрибутом исключительно мужского костюма. Намного позже такой кошелёк практически без изменений позаимствовали у них древние греки, которые приспосабливали мешочек к поясу хитона, используя его для ношения монет, чеканившихся более чем в тысяче городов Древней Греции.

В Европе же первые кошельки появились в эпоху Средневековья и назывались «омоньерами». По форме и размеру они абсолютно не отличались от славянских собратьев. Единственное исключение состояло в том, что они служили еще и небольшой сумочкой, в которой помимо денег носили разные полезные мелочи, религиозные реликвии, драгоценности и так далее.

На восток , в частности в Японию и Китай, кошельки пришли довольно поздно. Этому послужили своеобразная форма денег: монеты имели отверстие в середине и носились на кожаной либо шелковой веревочке.

В Средневековье стали популярны необычные кошельки под названием «омоньер». Их использовали для благородных дел – подачи милостыни, так как существовало поверье, что если жертвовать деньги из своего обычного кошелька, дающий обеднеет. Фасон и размер омоньеров никак не отличался от привычных мешочков, и носили их, как правило, в паре.

Существенные изменения во внешнем облике кошелька появились у римлян . Они не только самыми первыми стали делать кошельки из кожи и украшать их (в Риме они даже инкрустировались для очень состоятельных людей и украшались уникальной вышивкой), но и стали их использовать в качестве обязательного атрибута женского костюма.

В XVI-XVII веках кошельки разделились на мужские и женские и стали сильно отличаться друг от друга. Дамы носили их под верхней юбкой, где располагался специальный разрез. В кошельках девушки носили не только деньги, но и другие мелкие вещи: заколки, украшения, письма. Мужские кошельки были скромного размера, предназначались только для ношения монет, а носили их в карманах брюк или камзола, которые к тому времени уже стали популярны.

В XIXвеке кошельки уже были похожи на современные. Под основу использовался картон, который оббивался цветным атласом. Традиционно они были кожаными, с двумя отделениями и закрывались на застежку, для украшения нередко использовалась вышивка. Форма кошельков была самая разнообразная: от овальных до шестиугольных.

Также в это время были популярны кошельки-монетницы из кожи на металлических зажимах. В России вплоть до 1917 года использовались кошельки для пожертвований. Они шились из парчи, бисера и других материалов. На них нередко вышивались поговорки и пословицы, связанные с подачей милостыни.

XX век, когда мода менялась столь стремительно, внес множество новых фасонов в историю кошельков: появились модели на кнопках и молниях, разноцветные кошельки из искусственной или натуральной кожи, славящиеся особыми формами и нестандартными линиями. Одновременно с этой тягой к новизне, дизайнеры вновь и вновь возвращались к достижениям прошлого, используя в своих работах элементы старинных кошельков.

На данный момент кошелек — это изящный и функциональный аксессуар, позволяющий ненароком подчеркнуть индивидуальность своего владельца. Им будут пользоваться до тех пор, пока существуют наличные деньги. И будем надеяться, что в ближайшее время его не заменят электронными аналогами.