Как воспитать девочку: советы и рекомендации. Психология воспитания девочки

Каждый ребенок является индивидом, который принадлежит к роду человеческому. Однако люди делятся на два пола – женский и мужской. Это предполагает, что воспитание каждого ребенка будет в какой-то момент сдвигаться в сторону того, к какому полу он принадлежит и какие качества в нем нужно развить. Воспитание девочек отличается от воспитания мальчиков..

Почему девочку нужно воспитывать не так, как мальчиков? Это связано с теми ценностями, качествами характера и манерами поведения, которые ожидаются от каждого пола. Мальчики должны вести себя не так, как девочки. А в будущем дети станут взрослыми людьми, чье поведение должно отличаться по половому признаку. Женщины не должны открывать двери перед мужчинами, а мужчины не должны лить слезы, как это делает слабый пол. Таким образом, чтобы каждый человек усвоил свою роль, согласно половой принадлежности, его воспитанием нужно заниматься с детства.

Как воспитывать девочку?

Почему психологи поддерживают идею о том, что воспитание девочек и мальчиков должно отличаться, несмотря на то, что современный мир уже значительно сократил разницу между полами? Несмотря на то, что женщина должна работать наравне с мужчинами и быть независимой, она продолжает оставаться женщиной по своей физиологической природе. Воспитывать девочку нужно не так, как мальчика, поскольку душевно она более ранима и физиологически заточена на другие функции.

Каждый родитель озадачивается вопросом, как воспитывать своего ребенка. Здесь никто не имеет права настаивать на соблюдении конкретных правил. Психологи могут лишь дать советы, которые помогут взрастить своих чад счастливыми. Придерживаться их или нет, уже решать самим родителям, которые имеют свои планы и представления о том, как должно проходить воспитание.

Как правильно воспитывать девочку?

Девочка – это девушка и женщина в будущем. Когда дочка вырастет, все общество будет требовать от нее определенного поведения и качеств характера. Если она ими не будет обладать, то начнет страдать. Общество отвергнет ту женщину, которая не желает жить по его правилам. Вот почему важно правильно воспитывать девочку, постепенно ее готовя к взрослой жизни:

  1. К ней нужно относиться, как к принцессе. В первую очередь ваша девочка должна понимать, что она прекрасна и красива внешне. Ей сейчас может быть непонятным, зачем внешняя привлекательность так важна. Однако со временем она столкнется с тем, что все люди начнут ее оценивать в первую очередь по внешней привлекательности.

Девочка с самого детства должна знать и быть уверенной в том, что она красива. Родителям не следует подгонять ее под идеалы современной красоты. Если она физически полноценна, значит, красива. Если же существуют некоторые внешние изъяны, то можно их исправить различными способами.

Не следует родителям, особенно отцу, смеяться над желанием дочки покрасоваться перед зеркалом. Если она хочет изучать свою внешность, пусть изучает. Если она хочет учиться краситься, пусть мать ей в этом поможет. Приобретите специальную детскую косметику, чтобы девочка изучала искусство красивого макияжа.

  1. Учите дочку любви к себе. Это должно проявляться не только в принятии своей внешности, но и в адекватном отношении к своей личности в целом. Девочек нельзя судить очень строго и во всем отказывать, все запрещать. Это в итоге может привести к комплексу жертвы, когда ваша дочка, уже будучи взрослой женщиной, будет заслуживать любовь мужчины, а не получать. Она будете стараться и всегда обвинять себя в том, что мужчина ее не любит.
  2. Дочку нужно любить обоим родителям. Если кто-то из родителей или оба не дают ей ласки, внимания и заботы, то дочка начнет компенсировать данный недостаток во взрослом возрасте. Она будет влюбляться в первого, кто только обратит на нее внимание. А этим человеком может оказаться манипулятор, тиран или еще какой-то недостойный мужчина. Чтобы ваша дочь не цеплялась за первого попавшегося мужчину, ее нужно любить.
  3. Дочку должна воспитывать не только мать. Пример отца тоже очень важен. Во-первых, на примере отца дочка будет выбирать себе супруга. Она выберет того, кто поступает так же, как и ее отец. Во-вторых, дочка должна понимать, что такое семейные отношения. Это она наблюдает в семье своих родителей. Если мать воспитывает ее сама, то и дочка, скорее всего, повторит ее судьбу – будет матерью-одиночкой.
  4. Учите дочку реальному взгляду на людей. Поскольку девушки более эмоциональные и доверчивые, следует обучать их разбираться в людях. Отличайте два понятия: запугивать дочку страшными историями о том, как плохо себя могут вести парни, и обучать ее разбираться в поведении противоположного пола, понимая истинные намерения. Дочка должна понимать, что не все и не всегда будут к ней относиться по-доброму. Это не должно ее пугать. Просто она должна это замечать.
  5. Учите дочку женственности. В первую очередь это проявляется в доброте к ближним. Здесь не нужно переусердствовать, ведь быть добрыми – не значит быть жертвенными. Дочка должна уметь быть заботливой, порядочной, нежной и хрупкой, но при этом не позволять людям садиться ей на шею и использовать во благо своих прихотей.
  6. Обучайте дочку хозяйственности. Данное качество до сих пор ценится мужчинами. Ее будут звать в жены, если она будет способна сохранить очаг в доме. Если же она будет неряхой, то парни не захотят с ней жить.
  7. Обучайте лидерским качествам. Поскольку современные барышни тоже должны работать, то многим из них не помешают лидерские качества, которые помогут продвинуться по карьерной лестнице и достичь определенных высот.
  8. Поощряйте индивидуальность. Девочка может совершенствоваться, но она должна улучшать себя, а не становиться такой, как все. Пусть она будет индивидуальностью со своими уникальными качествами и манерами. А если ей что-то не нравится, то пусть это в себе меняет.

С первого года жизни девочку нужно приобщать к домашним делам, которыми занимается мама. Это поможет ей понять свою женскую роль в семье. Нужно развиваться женственность, что предполагает не обретение слабых качеств характера, а выработку черт, которые будут делать ее женщиной.

Если дочка интересуется какой-то одеждой или игрушками, то следует ее в этом поощрять, особенно если они относятся к тем, которыми обычно играются девочки.

Начиная со второго года жизни, дочке следует позволять играть в любые игры, даже если они не считаются «девичьими». Позволяйте ей оставаться свободной в своем выборе. Это позволит ей проявлять свои эмоции, что способствует развитию творческой натуре. Женщина – это эмоциональность и творчество, которые взаимосвязаны между собой.

Следует помнить о том, что дочки копируют поведение своих матерей. Если в поведении дочери проглядываются неприятные моменты, то следует отметить, от кого она набирается таких манер. Может оказаться, что она подражает соседке, маме своей подружки или даже мужчинам. Это следует корректировать, чтобы не упустить шанс все изменить.

По мере последующего взросления дочурки следует не забывать, что эталоном женственности является ее мама. Здесь очень важно не только на собственном примере показывать, какой женщиной нужно быть, но и демонстрировать эмоции, проявлять их. Позволяйте дочке быть эмоциональной и демонстрировать чувства различными способами. Это, естественно, потребует некоторой дозволенности, когда девочку не будут наказывать за малейшие провинности.

В 4-летнем возрасте малыши становятся менее активными, нежели в предыдущие года. Они все больше начинают интересоваться умственными играми, а также ролевыми занятиями. Девочка начинает играть с куколками, домиками, детской посудой и прочими принадлежностями. Это следует поощрять, поскольку таким образом она отрабатывает свои женские навыки.

В этом возрасте можно девочке предложить различные секции спортивного характера. Здесь идеальными станут танцы, плавание или гимнастика. Пусть она займется тем, что ее интересует. Не нужно вынуждать ее заниматься тем, что не нравится.

В пятилетнем возрасте девочки все больше научаются контролировать свое поведение. Данный возраст знаменуется окончательным осознанием того, кто такие девочки и мальчики, в чем их отличия. Начиная с этого возраста, у девочки начнут появляться подружки, с которыми она будет выступать против мальчишек.

Также девочка начинает сильно любить папу. Теперь она негласно начинает соревноваться с собственной матерью за то, чтобы получать его любовь. Таким образом дочка репетирует свои первые женские повадки, которые она будет отрабатывать, когда станет встречаться с парнями.

Единственный совет, который могут дать психологи, — родителям нужно быть едиными во мнении, как нужно воспитывать свою дочь и какие качества в ней развивать. Не нужны разбежности и противоречия, иначе дочка начнет этим пользоваться. Родители должны единым фронтом выступать, чтобы правильно воспитать дочь.

Как воспитывать подростка-девочку?

Если дочка достигла подросткового возраста, то родители непременно столкнулись с тем, что она уже стала не такой послушной, как раньше. Если раньше доченька была послушной и прислушивалась хоть к чьему-то мнению, то сейчас она вообще не слушается родителей. И это нормально. Подросток-девочка начинает все больше ориентироваться на мнение своих сверстников, становиться более независимой от родителей, отдаляясь от них, а также учится привлекать противоположный пол.

Чтобы воспитывать дочку в пубертатном возрасте, необходимо принимать ее желание быть модной и современной. Девочки больше ориентируются на свою внешность. Если девочка недовольна собой либо желает красиво одеваться, то следует поддержать ее в этом стремлении. Это больше не ее прихоть, а скорее требования ее круга друзей, которые начнут ее отвергать и высмеивать, если она будет не соответствовать им.

Девочка в данном возрасте наверняка будет чего-то хотеть. От родителей требуется поощрение интересов своей дочки, особенно если они являются вполне нормальными.

Как в итоге воспитывать дочь?

Воспитать дочь – это долгие годы длительного и утомительного процесса, который наверняка не будет лишен неприятностей и проблем. Родители не смогут везде и во всем поспеть. Здесь важно дать дочке все, что есть в ваших силах, а все остальное оставить на ее усмотрение.

Дочка должна в будущем стать настоящей женщиной, с которой мужчинам будет интересно, которой будут делать предложения жениться. Все зависит от самих родителей и их взглядов на то, какой должна быть их дочка. А дальше в действие вступают меры воспитания, которые и сделают из нее того человека, которым она станет в будущем.

Появление ребенка в семье накладывает на родителей огромную ответственность. В немалой степени от их воспитания зависит то, каким будет сформирована его личность. Казалось бы, достаточно руководствоваться принципами добра, взаимопонимания и сострадания, но в большинстве случаев этого не хватает. И если с мальчиками набор характерных для мужчины качеств более или менее понятен, то воспитание ребенка - девочки не так однозначно. С одной стороны, существуют концепции развития независимой, целеустремленной и сильной характером девочки - возможно, будущей деловой леди. С другой стороны, в обществе все больше прослеживается ценность классического представления о женщине как о милосердной и радетельной хранительнице домашнего очага. Чтобы не сделать ошибку и соблюсти оптимальный баланс, стоит рассмотреть вопросы воспитания девочек с разных сторон.

Воспитание девочки до 3-х лет

Многие психологи этот возраст считают неактивным с точки зрения развития каких-либо качеств, влияющих на последующее формирование ребенка. В Японии, к примеру, детей до 7 лет совсем не воспитывают, предоставляя им полную свободу. Но это слишком радикальное и даже опасное отношение к ребенку относительно его будущего. Некоторые принципы того, как воспитывать девочку в год, все же стоит учитывать. В это время происходит знакомство детей с внешним миром, и задача родителей заключается в обеспечении максимально позитивного опыта в процессе познания. Вместе с этим ведется и практическая работа по физической подготовке девочки - на этом этапе она учится ходить, садиться на горшок, питаться самостоятельно и т. д. Необходимо заботливо и терпеливо вместе с ребенком проделывать пока еще малознакомые и неотработанные для него действия.

Период с 3 до 5 лет дает больше возможностей для «работы» с девочкой, но здесь важно учитывать, что откладывается преимущественно опыт сделанного, а не абстрактные наставления взрослых, пока еще непонятные малышу. Именно опыт, приобретенный малышкой в это время, станет основой для становления ее психики и проявится в дальнейшем. Определяя стратегию того, как воспитывать девочку 3 лет, желательно делать упор на игровые процессы. Игра позволит неосознанно для ребенка развить важные способности, среди которых умение думать, воображать, понимать слова и эмоции.

Воспитание после 3-х лет

С этого момента начинается этап самоидентификации ребенка. Девочка начинает осознавать свою гендерную принадлежность, чувствовать первые страхи перед миром и требует больше внимания, заботы. Для родителей это время знаменует начало воспитания в новых направлениях и по-прежнему с полной самоотдачей, проявляющейся в любви и ласке, которую девочка будет чувствовать гораздо сильнее.

Многие молодые родители также интересуются, как воспитывать девочку 5 лет, чтобы она смогла реализовывать свои творческие способности. Уже с 4-летнего возраста можно начинать думать о кружках и секциях. Танцы, гимнастика, рисование и другие направления пойдут только на пользу в этом возрасте. Помимо обретения девочкой определенных навыков, участие в кружке благотворно скажется и на ее социализации. Первые контакты в обществе в этот период особенно полезны.

Также следует делать уклон в сторону развития женских навыков и качеств. Если мальчиков интересуют машинки и солдатики, то девочке стоит предложить игры с куклами, ознакомить ее с детской косметикой и правилами ухода за собой. Важно отметить, что мальчиковые игры в этом возрасте имеют в большей степени значение развлекательного занятия. Если же говорить о том, как правильно воспитывать девочку 6 лет через игровые процессы, то на первый план выйдут «дочки-матери». В ходе этой игры у юных леди развиваются чувства милосердия, сострадания и заботы. Именно они в дальнейшем позволят стать уже выросшей девушке хорошей женой и мамой.

В этот же период, до 7 лет, психологи рекомендуют заложить базу для полового воспитания. Дочке следует объяснить различия между слабым и сильным полом, рассказать о правилах поведения с мальчиками. Но перед тем как воспитывать девочку в половой сфере, необходимо заложить в нее и нормы культурно-этического направления, без которых усилия в формировании ее личности могут оказаться напрасными.

Переходный возраст

Взросление девочки и ее самостоятельность вовсе не означают, что для родителей задачи воспитания упрощаются и можно предоставить дочь самой себе. Даже наоборот, пеленки с детским питанием и бессонные ночи многие вспоминают как счастливое время по сравнению с теми проблемами, которые возникают в данный период.

Уже в 11-12 нужно внимательно следить за состоянием здоровья девочки, поскольку в этом возрасте начинаются физиологические изменения. В частности, усиливается работа щитовидки и гипофиза, вырабатывающего гормоны. Эти изменения, в свою очередь, отражаются на внешности подростки девочки - интенсивный рост, развитие вторичных половых признаков, возможные проблемы с кожей и т. д. Все это не может не сказаться на психологическом состоянии ребенка. Соответственно, юной девушке требуется поддержка в борьбе с комплексами.

Роль матери на этом этапе особенно значима, так как девочке требуется человек, с которым она поделится своими проблемами и страхами. Отсутствие близкой подруги нередко загоняет девушек в депрессивное состояние, которое выражается в агрессии и раздражительности. Доверительные отношения с мамой помогут обрести внутреннее спокойствие и найти ответы на многие вопросы. Не стоит забывать, что воспитание дочки предполагает и решение многих проблем в интимной сфере. Для их корректного разрешения может потребоваться и соответствующая подготовка самих родителей, чтобы как можно деликатнее разобраться с возникшими задачами.

Воспитание юной хозяюшки

Уже с первых лет жизни девочке следует прививать навыки будущей хозяйки. Это не значит, что нужно в каждом случае заставлять малышку делать уборку, но в вещах, которые непосредственно связаны с ее содержанием, желательно задействовать ребенка. Чрезмерное навязывание скучной рутинной работы может дать обратный эффект - дочка будет стремиться увильнуть от заданий или выполнять их недобросовестно. Здесь можно обратиться к общим принципам того, как правильно воспитывать девочку без давления. Во-первых, следует объяснять, для чего необходимо выполнить то или иное дело. Например, почему посуда должна быть чистой, вещи прибраны, а мусор выброшен. Во-вторых, девочка должна получать одобрение после каждого выполненного задания. Это даст основания для гордости за свое примерное поведение и научит ценить свой труд.

В 3-4 года не стоит поручать сложные и ответственные дела. Будет достаточно, если ребенок в этот период научится следить за вещами, игрушками и укладывать их по местам. Начиная с 7 лет можно поручать уход за посудой, несложные процедуры по уборке, а по возможности стоит обучать и некоторым приемам кулинарного искусства. Параллельно с выполнением таких заданий дети учатся обращаться с бытовой техникой, оборудованием и хозяйственными приспособлениями. Отвечая на вопрос о том, как воспитывать девочку с привитием навыков домохозяйки в 11-12 лет, можно сказать, что в этом возрасте большинство дел можно поручать ей. Но это вовсе не значит, что с этого момента дочка должна полностью взять на себя функции мамы. Следует рационально распределять нагрузку, учитывая обязанности в школе и возможное участие в различных кружках и секциях.

Если девочка растет без отца

Несмотря на доминирующее участие матери в физиологическом и психологическом становлении девочки, мужчина также оказывает немалое влияние на формирование характера ребенка. Девочка ощущает в нем защиту и опору, без которой ей будет сложно строить полноценные отношения с мальчиками. К сожалению, нередки ситуации, когда семьи рушатся, и возникают вопросы о том, как воспитать девочку без отца, чтобы она могла в дальнейшем создать крепкий супружеский союз и не допустить ошибок своих родителей.

Казалось бы, плохой пример с неприятными последствиями должен усилить в ребенке чувство ответственности перед своей будущей семьей. Однако на практике все выходит иначе. Разочаровавшись в муже, мать нередко выплескивает негативные эмоции на дочь. В результате у девочки в подсознании формируется отрицательное отношение к мужчинам, обусловленное наглядным сценарием маминой судьбы.

Чтобы избежать опасностей, которые сулит воспитание дочки без отца, необходимо как минимум не создавать негативный образ мужчин. В первую очередь это относится к отцу, покинувшему семью. Он не должен быть однозначно плохим. Даже если его вина очевидна, следует разделять этот негативный пример и в целом романтический образ мужчины. Также для понимания того, как воспитывать девочку без папы, следует обращаться к положительным примерам нормальных семейных отношений. Возможно, чаще бывать в гостях у друзей, живущих в счастливом браке. Это как минимум даст дочери надежду, что и у нее получится создать такую же крепкую семью.

Воспитание дочки отцом-одиночкой

Бывают и случаи, когда неполные семьи становятся таковыми в силу отсутствия матери. На мужчину ложатся и свои непосредственные функции отца, и задачи, которые должна выполнять в семье женщина. Главная проблема заключается в восполнении того объема нежности, ласки и тепла, который обеспечивает процесс воспитания мамой. Особенно подростки-девочки очень чувствительны к этой стороне семейной коммуникации и дефицит женской опеки может отразиться негативно на формировании дочки как будущей матери.

Тем не менее, как показывает практика, воспитание отцами-одиночками может заложить хорошую базу навыков для девушки. Тесный семейный контакт с папой, наполненный позитивными эмоциями, сформирует у нее хороший образ мужчины, на который она будет ориентироваться при выборе своего партнера. Во всяком случае, у нее будет опыт дружеского общения с представителем сильного пола, который любит ее и заботится о ней.

Разумеется, многое зависит от самого отца, которому важно знать, как воспитывать девочку без мамы. Ему надлежит относиться к дочке с нежностью, терпеливо прислушиваться ко всем возникающим проблемам и давать советы. Важно, чтобы между отцом и дочерью возникло доверие, которое позволит ей чувствовать себя комфортно и уверенно. По возможности в некоторых вопросах интимной сферы рекомендуется обращаться за помощью к другим женщинам. Это может быть знакомая или подруга отца, которая сможет доверительно беседовать с девочкой на темы, которые она постесняется обсуждать с мужчиной.

Отношения мамы и папы - в пример

Примеры, когда девочки растут в неполных семьях, очевидно, относятся к негативным и требуют особых подходов к воспитанию ребенка. Но и далеко не каждая полная семья может стать образцом, на который смогут ориентироваться дети. Своим примером родители должны показывать, что только в любви, взаимопонимании и заботе можно обрести счастье и гармонию. Разумеется, можно рассказывать о том, как в теории должны выстраиваться семейные отношения, но только собственная наглядная иллюстрация благополучия в союзе жены и мужа окажет нужное влияние на девочку.

При этом важно учесть, что имитировать счастье не получится. Дети очень чувствительны к любой фальши и первыми ощущают признаки разлада. Конечно, назревающий скандал с ругательствами необходимо всеми силами скрыть от глаз ребенка. Но если девочка почувствует что-то неладное в семье, то желательно ей объяснить причины, делая скидку на возраст. Но лучше всего стремиться к взаимопониманию и пресечению конфликтов. Именно дети подчас становятся главными мотиваторами для бесконфликтного решения спорных ситуаций. Видя, что взрослые стараются находить общий язык несмотря ни на что, девочка будет стараться поступать так же и в своих взаимоотношениях с людьми.

Регуляция отношений с братом

Конфликты в семье между братом и сестрой - довольно распространенное явление. Более того, они могут быть вполне естественными и безобидными. Через некоторое время они забываются и не имеют последствий в виде неприязненных отношений в подростковом возрасте. Но бывают и другие ситуации, когда в семьях культивируется ненависть между братьями и сестрами, причем в этом неосознанно могут участвовать и родители. Всякий раз, когда мальчику или девочке ставят в пример одного и стыдят другого, это откладывает отпечаток в сознании и ничего кроме отрицательных эмоций не вызывает. В семьях, где есть мальчик, особенности воспитания девочек могут быть основаны на том, что он должен им уступать. Но это не значит, что юная леди имеет право всякий раз делать все, что ей захочется, не учитывая интересы и желания брата. Родители должны путем компромиссов выстраивать баланс в этих взаимоотношениях.

В большинстве случаев отмечается два повода для конфликтов - игрушки и ревность. Неправильное распределение игрушек может заставить одного из детей агрессивно относиться к другому. Поэтому, если покупается машинка для мальчика, то и для девочки следует предусмотреть равноценный аналог в виде куклы, набора для рисования или желанного предмета одежды. Ревность же основана на том, что одному ребенку уделяется больше внимания, чем другому. Это особенно распространено в семьях, где у брата и сестры большая разница в возрасте. Например, мальчику 6-7 лет, а девочке 1-2 года. Понятно, что процесс воспитания сестренки будет требовать больше внимания. Выходом может стать компенсация в виде походов с сыном в кино, кафе, посещение цирка или выезд на пикник.

Индивидуальный подход

Многое в выборе тактики воспитания зависит от индивидуальных особенностей девочки, которые проявляются уже в первые годы жизни. Тщательно наблюдая за поведением ребенка, можно понять, каким сторонам личности следует уделять больше внимания. Так, если девочка растет молчаливой тихоней, радоваться этому не стоит. Она, скорее всего, будет послушно выполнять домашние дела и справляться со школьными уроками, но в отношениях со сверстниками все может обстоять не так хорошо.

Отстраненное отношение к друзьям и компаниям со временем станет сигналом о развитии социофобии. Родители должны на ранних этапах выявить причины такого поведения и принять адекватные меры. Если причиной являются комплексы, то необходимо оказать помощь в их преодолении. Если девочка замыкается в себе из-за отсутствия понимающих ее друзей, следует также оказывать психологическую поддержку и чаще бывать с ней в гостях и на общественных мероприятиях, где она сможет познакомиться и подружиться с детьми в более комфортных обстоятельствах.

В переходном возрасте ситуация может смениться на противоположную, и тогда возникнет вопрос: как правильно воспитывать девочку с характером бунтарки? В данном случае назревает опасность иного рода. Активные девушки требуют максимальной свободы от родителей, много времени проводят с друзьями, а также начинают интересоваться всем, что некогда запрещалось. Единственным выходом для управления ситуацией родителями станет разъяснение рисков, которые может предполагать такой образ жизни. Радикальные запреты не способствуют поиску компромисса, поэтому только нахождение взаимопонимания может решить проблему.

Заключение

Воспитание детей в первую очередь предполагает родительскую любовь и заботу. Только на этих принципах можно сформировать порядочною, уверенную в себе и добрую личность. В данном случае важно учитывать и особенности воспитания девочек в семье, поскольку слабый пол в большей степени нуждается в родительской опеке. Молодым семьям также рекомендуется перенимать опыт у своих родителей, бабушек и дедушек. Это позволит справляться с проблемами воспитания на разных этапах. При этом стоит исключить методы жесткого контроля. Даже если девочка растет послушной и воспринимает критику взрослых, есть риск, что она не обретет достаточную уверенность в себе и не вырастет самостоятельной. Свобода в определенных границах является важной составляющей для формирования личности. Находя балансы в процессе воспитания, родители смогут вырастить из малышки заботливую маму, надежную подругу и любящую жену.

Многие мамы задаются вопросом о различии в воспитании девочек и мальчиков. Ведь нельзя будущих мужчину и женщину воспитывать одинаково. Чтобы понять в каком направлении следует двигаться, и какие нюансы следует соблюдать при воспитании девочек, стоит поближе узнать их характер, привычки и потребности.

Различия в воспитании

Женщины от природы очень хрупкие и ранимые. С самого рождения они уже наделены целым спектром чувств и эмоций. По сравнению с мальчиками девочки обычно более спокойные, послушные и покладистые. Безусловно, бывают и исключения. Есть такие девочки с бунтарским характером, которые дадут фору любому мальчику.

Но даже к такой девочке есть возможность найти правильный подход и привить ей главные ценности в жизни. И тогда она наверняка она вырастет любящей, нежной и женственной.

Различие в воспитании, как правило, начинается примерно с трех летнего возраста. Когда у мальчиков и девочек происходит становление личности. До этого возраста достаточно заниматься общим развитием ребенка и окружать его заботой и лаской.

От трех до пяти лет

Воспитание и отношения родителей с дочкой в этом возрасте должны основываться на любви, установлении границ и терпении.

Для девочек очень важно проявлять свои чувства без стеснения и всегда показывать им свою любовь. Чаще обнимайте, целуйте и проявляйте нежность по отношению к ней.

Когда девочка понимает, что она является индивидуальностью и что папа, мама, бабушка и дедушка безгранично любят ее, она начинает этим пользоваться в своих целях. Тут возможны хитрости и уловки, чтобы добиться желаемого. Например, она знает, что стоит лишь только попросить любимого папу о новой игрушке или забавном домашнем питомце, он непременно все купит. Поэтому важно всегда обозначать границы дозволенного и не потакать всем детским прихотям, чтобы не разбаловать ребенка.

По мере взросления дети уже способны отождествлять себя как личность и сопоставлять себя другим. Как правило, в возрасте от 3 до 5 лет девочки уже становятся достаточно самостоятельным. И тут начинается проверка на прочность окружающего мира и родительского терпения. Безусловно, считается, что мальчиков стоит наказывать строже, чем девочек. А девочкам нужно давать больше свободы и дозволенности. На самом деле, по мнению психологов, подход к наказанию детей должен быть одинаковым. И он выражается в нескольких правилах.

  • Заранее обозначать рамки дозволенного и объяснять ребенку что можно, а чего нельзя. Ведь если он будет стоять во дворе и топтать цветы, а вы его потом строго накажете, то получится не справедливо по отношению к нему. Потому что ваш ребенок даже и не подозревал, что так делать не стоит, и вы его об этом не предупреждали.
  • Наказывайте с добротой в глазах. Конечно, это очень трудно применимо на практике, когда родитель разгневан. Но многочисленные исследования показывают, что детей больше всего в момент наказания пугает не само наказание или стояние в углу, а «злые мамины глаза» в этот момент. Ребенок начинает думать, что его больше не любят.
  • Высказывая критику и порицание, не переходите на личность ребенка. То есть не стоит говорить «Ты очень плохой, потому что слишком быстро бегал и упал в грязь». Стоит говорить, за что вы конкретно наказываете и на какой срок. Например: «Я наказываю тебя за то, что ты слишком сильно баловался и ближайшую неделю запрещаю тебе играть на компьютере».

Младший школьный возраст

Девочки любят работать в коллективе. Они, как правило, хорошо идут на контакт и помогают учителям. Поэтому быстро и легко адаптируются в школе. Обычно на уроках они старательно и прилежно занимаются, чтобы получить хорошую оценку или устное поощрение. А дома они потом любят похвастаться своими достижениями. Задача мамы и папы в этот момент всячески поддерживать заинтересованность девочки в учебе и во всех ее начинаниях.

С детства прекрасная половина человечества тяготеет ко всему красивому и яркому. Поэтому, чтобы создать дополнительный стимул к учебе и дополнительную мотивацию, вбирайте яркие тетради, ручки и другие школьные принадлежности.

В возрасте 6-7 лет девочки особенно начинают ценить дружбу и у них появляются школьные подруги. С ними они делятся своими сокровенными мыслями и мечтами. Дружеские отношения очень важны для девочки в этом возрасте. Поэтому нельзя препятствовать этому. При этом нужно ненавязчиво объяснить дочери, что она самостоятельная личность и не должна зависеть от чужого мнения или поведения.

Объясните дочке, что такое настоящая дружба, чего от нее стоит ожидать и как сделать ее крепче. Если возникают какие-то спорные вопросы между подругами, обязательно выделите время, чтобы пообщаться с ней на эту тему. Ваша поддержка очень важна в сложной ситуации. Потому что только вы сможете подсказать дочери, как правильно нужно реагировать, сохраняя лицо и не обижая при этом подруг.

Первоклашки обычно очень хорошо общаются со всеми сверстниками, как с девочками, так и с мальчиками. Поэтому не стоит удивляться, паниковать или смеяться над девочкой, если она дружит с мальчиком. В этом возрасте характерен обмен симпатиями, подарками, записками или т.д. Поддержите её и дайте совет, как общаться с мальчиками, если она об этом спросит.

Подростковый возраст

Как правило, подростковый возраст для девочек начинается уже с 10 лет. В этом возрасте для них важней всего соответствовать своим сверстницам и выглядеть не хуже, чем они. Поэтому постарайтесь обеспечить дочь всем необходимым: одеждой, гаджетами и т.д.

Очень важно не допускать порождения комплексов из-за собственной внешности. К примеру, если есть какие-то моменты, которые заставляют ее, стыдится себя, то их нужно обязательно исправить. Это могут быть прыщи на лице, лишний вес или что-то еще. Поговорите с ней и выясните эти моменты, постарайтесь вместе их преодолеть. Тогда она будет доверять вам еще больше.

В старшем школьном возрасте для подростков очень важно самоутверждение. Кто-то делает это за счет учебы, а кто-то за счет курения в компании друзей и ненормативной лексики. Чтобы такого не происходило, постарайтесь максимально устроить досуг девочки подростка. Например, вместе выберите спортивную секцию или интересное хобби.

Не зависимо от возраста следует помнить о том, что главным примером для подражания для девочки всегда является мама. И то, как она будет вести себя и проявлять свои чувства к отцу очень важно для ребенка. Потому что дети любят все копировать, а с возрастом перенимают все привычки и поведение родителей на себя. Поэтому мама должна всегда уважительно отзываться об отце дочки. Даже если родители в разводе, не стоит постоянно говорить девочке какой папа плохой. Потому что, вырастая, девочка начинает думать так же обо всех окружающих ее мужчинах. И чувствует, что им нельзя доверять. Поэтому нужно всегда следить за своим поведением и подавать дочке только положительный пример, настраивая ее на счастливую личную жизнь.

Если вы регулярно читаете наш портал обучения и саморазвития, то могли подумать, что тема того как правильно воспитывать именно девочку несущественна, так как вы уже знаете и недавно читали о том, как воспитывать счастливого ребенка. И зачем же делить воспитание детей на мальчиков и девочек, наверняка спросите вы.

Вот здесь вы не правы, так как воспитание по общим правилам для всех детей, размножает бесполых людей. В любом веке у мужчин ценится мужественность, сила характера, уверенность, а у женщины женственность, доброта, заботливость, неповторимость.

Сегодня мы попытаемся разобраться именно в нюансах не шаблонного воспитания для всех ребят, а поговорим об отдельных штрихах правильного воспитания именно девочек.

Творческая лепка

В основном, в воспитательном процессе ребенка женского пола, принимают участие женщины. Казалось бы, что тут сложного. Дочка сама всему научится, если будет брать пример со старших сестер, мам, бабушек, воспитательниц или учительниц.

Да, пример взрослых – это один из основных пунктов правильного воспитания девочки и вообще подрастающего поколения, но это не единственная возможность научить малышку быть счастливой. Не удивляйтесь, именно научить.

Научите ребенка быть счастливым

Да, есть случаи, когда человек уже рождается счастливым, но такие факты единичны.

Обычно, человек строит свое счастье сам, получая опыт от своих дальних предков и близких родственников.

Надо не просто ждать своего счастливого мгновения, а уметь ловить удачу за хвост.

Часто, счастье в жизни находит не самая эффектная и умная красавица, а обычная мудрая, женственная и добросердечная девушка, способная чувствовать себя неповторимой и уникальной особой.

Победы в конкурсах красоты, профессиональный макияж и материальное благополучие – это не гарантия успеха.

Не надо творить из дочери пуп земли, необходимо просто верить в ее личные достоинства, давать ей право выбора, поощрять ее заботу о младших или домашних животных, развивать в ней тягу к природной или культурной красоте, веру в себя, самостоятельность и мягкость.

Правильные качества характера при воспитании девочки

[Девочка не может быть всегда только самой лучшей или первой, но она должна стать единственной в своем облике. Воспитывая девочку необходимо её научить бладать внутренней красотой, уметь сочувствовать и сопереживать, любить себя и окружающих, прощать обиды, понимать нужды других, обладать особой привлекательностью.

Красота не зависит от губной помады и пудры или туши для ресниц, женственность развивается в истинно женском окружении, в нежных материнских объятиях, романтических книгах, милом интерьере, играх для леди.

Пацанки рождаются в мужском обществе, а девочки-сорванцы среди детей, рожденных вопреки ожиданию, не сыновьями, а дочерями.

Правильное воспитание девочек

Не зря в прошлых веках мальчиков воспитывали и обучали отдельно от девочек. Поэтому в те времена было больше рыцарей и истинных благородных леди. Мир движется, люди меняются, желания трансформируются, исходя из времени и потребностей, но всегда будут цениться романтизм, доброта, уверенность, самостоятельность, женственность и добросердечность.

Девочки намного чувственнее и эмоциональнее мальчиков. Не стоит потакать капризам, но и упрекать за чувства девочек тоже нельзя.

Учите своих детей женского пола не холодности и сдержанности, а умению понимать свои ощущения, описывая их словами. Подавайте личный пример. Говорите о своих чувствах. Проговаривайте при дочери, что вы злитесь на собаку, которая вас облаяла на улице по дороге с работы, что вы рады теплому дождику, вам смешно от того, что бабочка хотела сесть вам на нос.

Позволяйте девочке самой выбирать себе наряд, чтобы он был не только красивым, но и удобным, подходящим по сезону, чистым и выглаженным. Пусть учится сама принимать решения, выбирать друзей, решать свои дела во дворе, садике или школе.

Важен личный пример родных, примеры из романтических произведений, классическая музыка, которые развивают вкус, внутреннюю красоту и духовность.

Внешняя привлекательность может заинтересовать на короткое время, но это все недолговечно, а ведь жизнь не проходит за несколько лет, а счастливым хочется быть вечно. Только внутренний мир может расцветать и обогащаться изо дня в день.

Женщина, способная принимать мудрые решения, постоять за себя, находить золотую середину между здравым смыслом и нахлынувшими чувствами, способна ощущать себя нужной, любимой и любить сама.

Роль поощрений

Никогда похвала и любовь не портили ни одного ребенка. Не будет исключением и ваша дочечка. Замечайте хорошие поступки, хвалите за заботливость, доброжелательность, приветливость, мягкость, достижения, показывайте свою любовь, говорите о своих чувствах. Только так ваша девочка превратиться в успешную леди и счастливую женщину.

Уважение взрослых

Маленькая барышня, которая не слышала в семье грубых слов, издевок, не была участницей домашних разборок и саркастических насмешек, легко и самостоятельно превращается в уверенную и успешную даму.

Уважайте личность дочери с самого раннего детства, доверяйте выбору малышки, прислушивайтесь к ее мнению. Это поможет девочке во взрослой жизни разбираться в людях и действовать открыто и уверенно.

Изящество и женственность

Как вы думаете? Какая женщина станет счастливой, когда вырастет? Похожая на грубого мужлана, в солдатских сапогах и сигаретой в зубах или леди с правильной осанкой, мягким взглядом и изысканными манерами, и великолепной речью?

Конечно вторая. Здесь даже нечего обсуждать.

С самых первых дней жизни, учите девочку манерам, аккуратности, правилам этикета, умению поддерживать разговор, говорите о вере, читайте вместе классическую литературу, посещайте картинные галереи, театры, выставки, окружайте маленькую барышню цветами, одевайте в платьица, завязывайте бантики.

Воспитание не начинается и не заканчивается, оно идет своим бесконечным ходом не только в поучениях, объяснениях, наказаниях, но и в те минуты, когда вы подаете пример в личных разговорах, отношениях с мужем, во время обеда или стирки, в часы общения по телефону с подружками или посещении соцсетей в Интернете.

Не забывайте, что вы всегда на глазах, на вас смотрит будущая жена, мама, подруга или сестра. Если вы неряшливы она запомнит это поведение, если не уважаете своего мужа и родственников или постоянно ругаетесь, то скорее всего и её семья будет несчастливой, а брак неудачным. О том, как поддерживать подобное счастье и гармонию в семье и показывать правильный пример ребенку, .

Но главное запомните одно, девочка рождается чистым листочком, готовым расти красивым и ярким запоминающимся цветком, поэтому то что вы вложите в нее в детстве своим поведение и будет на большую половину определять её дальнейшую жизнь.

«Мягкое побеждает твердое».
Старинная китайская пословица

Принято считать, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойнее. Да и матерям их понять проще — все-таки женская психология... Но при ближайшем рассмотрении, как это часто бывает, оказывается, что подобные взгляды ошибочны.

Когда задумываешься о воспитании всерьез, то выясняется, что еще неизвестно, чьим родителям легче: мальчиков или девочек. Ведь XX век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при этом возложил на них бремя огромной ответственности. Получив равные с мужчинами права, женщины смогли учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И все, казалось бы, шло отлично, да только семья вдруг затрещала по швам. Времени у женщин стало хватать на что угодно, только не на детей и мужа. Изменение образа жизни и психологии вело к разводам, которые коверкали детские судьбы. Вырастая, дети копировали поступки родителей, и, таким образом, одно поколение за другим втягивалось в порочный круг... По статистике, сейчас из трех семей у нас распадается две, и конца этому не видать. Мне уже не раз приходилось сталкиваться с тем, что психология матери-одиночки с трудом изживается в нескольких поколениях. Например, прабабушка развелась и воспитывала дочь одна. Та, в свою очередь, тоже не смогла ужиться с мужем и передала сей горький опыт своей дочери. Дочь опять-таки не извлекла из случившегося должных уроков, в результате чего осталась одна с малышкой на руках. И вот теперь выросшая малышка мается со своей дочуркой, жалуясь на ее поведение, но одновременно культивируя в ней черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с мужем. Ведь отрицательные стереотипы поведения с противоположным полом настолько уже укоренены в этой семье, что преодолеть их чрезвычайно трудно. Это бремя наследственности: в каждом поколении оно становится все тяжелее и тяжелее.

Интересно, что во всем мире большинство разводов совершается по инициативе женщин. Почему? Вам не кажется это странным? Ведь женщины тысячелетиями традиционно выступали в диаметрально противоположной роли — в роли хранительниц семейного очага! Значит, произошли какие-то драматические изменения в женской психологии и характере. И здание семьи начало рушиться, погребая под руинами всех: и мужчин, и детей, и, конечно же, самих женщин.

Вот и получается, что воспитать девочку в наше время — задача не из легких. На что ее нацеливать: на создание семьи или на карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить? Одно дело с детства внушать ребенку, что главное — это активность и независимость. И совсем другое — воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность, то есть качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с представлениями о лидерстве. Выбор, естественно, за родителями. Другое дело, что далеко не всегда у нас получается так, как мы хотим. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Но мне кажется, выбор должен быть осознанным. А для этого нужно отчетливо представлять себе результаты воспитания, том числе и достаточно отдаленные.

Главное — семейное счастье. Остальное приложится

Очень многие взрослые, убедившиеся на собственном опыте, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать, прежде всего, на создание крепкой семьи. А остальное приложится. Наверное, кому-то это покажется странным. «Ничто ни к чему не прикладывается, — скажет он. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть. Либо семья, либо карьера. Так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой». Но, как ни странно, в данном вопросе эта железная логика сплошь и рядом дает сбои. Хотя, если задуматься, что здесь такого уж странного? У женщин с неудавшейся судьбой часто искажается характер. Факт? Факт. Многие озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться...

А если, допустим, у женщины постоянно скандалы в семье? Если дети отбились от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться. Но тогда работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит.

Как часто в наши дни женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя на то, что им приходится тратить время на воспитание родившегося ребенка! Но случись с ним что-нибудь — и оказывается, ничто не мило. Лишь бы ребенок был жив и здоров. Однажды я услышала рассказ матери: «Все Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук, мне прочили блестящее будущее. Сын оставался с моими родителями. Он скучал, плакал, просил: „Мама, не уезжай!“ Потом подрос и вроде бы привык. А затем, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал конфликтовать с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась больше бывать дома, даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но было поздно. Теперь его нет (мальчик покончил собой — авт.), и я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу».

Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе или в библиотеке?! Конечно, не все истории кончаются так трагично, но общий их смысл остается неизменным: строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина в итоге проигрывает на обоих поприщах.

Немного о минусах «бесполой педагогики»

Изменение традиционных ролей и моделей поведения всегда чревато отрицательными последствиями. Хотя порой это бывает очевидным не сразу. В последние годы не только у нас, но и в других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В одном английском графстве недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе. Странно? Ничуть! Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек. Поэтому когда они учатся вместе, у мальчиков развивается комплекс «неуспешности». В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически часто слабее, и менее аккуратны. В тетрадках у них грязь, почерк хуже, оценки, соответственно, тоже... Все это, как вы понимаете, не стимулирует у большинства мальчишек желание учиться... Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты. С другой стороны, девочки, обычно раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, не отвлекаются при раздельном обучении на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записочками...

Недавно я побывала в московском детском саду, где тоже пытаются и девочек раздельно. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры — проходит порознь. Побывала я там и подумала: «Это ж надо! Сколько в последние годы пришлось услышать об ошибочности „бесполой педагогики“ (той, которая не учитывает половые различия) и о необходимости полового воспитания детей. А вот оно здесь, у нас под боком! Нормальное, без непристойностей, без рассекречивания тем, которые традиционно считаются у нас недетскими, без циничного подглядывания в замочную скважину...» С детьми в этом детском саду не муссируют тему «откуда я взялся», а просто каждый день преподносят им образцы эталонного мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, выносливыми, галантными по отношению к маленьким барышням.

О девочках же поговорим подробней. Когда попадаешь на их половину, вспоминается роман Э. Золя «Дамское счастье». Чего там только нет! Гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином. Мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты. Праздничный стол с множеством блюд, вылепленных из теста и раскрашенных красками. Куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка — маленькая принцесса. Она и держится соответственно. Такая непринужденно-прямая бывает разве что у балерин: пластика поражает женственностью, а фигура — грацией.

Поначалу многие девочки, впервые придя в садик, своим поведением напоминали мальчишек. Особенно те, у которых были старшие братья. Да и у других малышек манеры не отличались изяществом, ведь в саду немало детей из неблагополучных семей, где грубость и агрессивность — норма жизни. Но вскоре стало заметно, как здесь девочки начали быстро меняться. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Просто в этой уютной и очень благородной обстановке вести себя по-хамски было противоестественно. А дети чутко улавливают фальшь.

Приходя на девичью половину в гости, мальчишки явно столбенеют от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно мужскому антуражу — саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай. Хотя вообще-то мальчишек хлебом не корми — дай только поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над плаксами и ябедами. Это их способ утвердиться, показать, кто «самее». И пока детсад был обычным, сорванцы, естественно, не упускали возможности навредить девчонкам. Теперь же, когда делить нечего, они не только не обижают девочек, но и с удовольствием пропускают их вперед, уступают лучшие места и т.п.

Воспитание женственности

По-моему, основная проблема воспитания нынешних девочек — это воспитание женственности. Вроде бы чепуха. Зачем воспитывать то, что заложено самой природой? Однако произошла парадоксальная вещь: в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, а свои позиции сдали, утратили женскую мягкость, чистоту и наивную милость, которая так трогает сильных мужчин.

Современный стиль — напористый, агрессивный, дерзкий. Девочки-подростки стараются не отстать от парней: матерятся, занимаются карате и у-шу, курят, пьют, «меняют партнеров», все чаще вступают в банды. Для многих кажется непрестижным быть женственными — это воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на обе лопатки. Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями, но это им и не нужно, они «не по этой части».

А посмотрите на игрушки. Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных самым разным оружием? Справедливости ради замечу, что очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже, конечно, есть на прилавках. Но, во-первых, они не всем по карману, а во-вторых, это вчерашний день, стиль ретро.

Я уж не говорю про книги. Собственно, и двадцать лет назад у нас было мало специфически девичьей литературы (вот она, «бесполая педагогика»!): зачитанная до дыр «Динка» Асеевой, некоторые повести Льва Кассиля, новеллы Александра Грина, очень популярная в 1970-80-е гг. «Девочки, книга для вас»... Сейчас книг для девочек и того меньше. Старые далеко не все переизданы, а новые — это, в основном, детективы и приключения для мальчишек и про мальчишек. Даже «Алису» Кира Булычева, по моим наблюдениям, больше нравится читать мальчикам! (Ну да, это ведь фантастические приключения!) Мы справедливо ругаем латиноамериканские телесериалы, но не предлагаем девочкам качественных образцов романтической киноистории. То же можно сказать и о популярных сейчас среди девочек-подростков бульварных книжонках, срочно переведенных с английского или наспех состряпанных отечественными авторами.

Мало того, что они портят литературный вкус, и без того не развитый у современных детей. Кроме этого — и это главная опасность! — поглощая подобную литературную стряпню, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству обольщения», усваивают взгляды и психологические установки, которые, как правило, не доводят до добра. В этих книгах очень часто соединены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочки-подростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви платонической, возвышенной, нацеливают юных читательниц совсем на другое — на то, что с предельной откровенностью выражается в подростковых журналах в заголовках типа: «Неужели ты в тринадцать лет все еще девственница?» В книжках это может быть заретушировано, но суть остается неизменной.

Большинство современной бульварной литературы для девочек-подростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням (у нее это называется «добиваться своего»), часто ведет себя как законченная проститутка, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы, считая их глупыми, дремучими предрассудками. Одно из основных качеств такой девицы — разгулявшееся своеволие, названное «жаждой свободы». Родители, конечно, ее «не понимают», «мешают», «давят». При этом все описано так, чтобы вызвать у девочек сочувствие к героине и восхищение ею. Она нарисована умной, смелой, независимой, успешной. В конце книги ее, как правило, ждет удача. И обольщенные девочки-подростки начинают подражать любимым персонажам, не задумываясь о том, что попадают в ловушку. Игра на чужом поле — занятие опасное. Отказываясь от естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения терпеть и сострадать, девушки, сами того не подозревая, отсекают свою природу и прививают себе свойства другой. Нет, не мужской. Это все равно невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала себе полос на спине, она от этого в тигра не превратится. А вот посмешищем в зверином царстве стать может.

Так и с «продвинутыми» девочками-подростками. Поначалу им кажется, что они обрели свободу и независимость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними ухаживать, все от них без ума. Но очень быстро выясняется, что парни смотрят на них как на вещь, объект потребления. А вещь, особенно в обществе, основанном на потребительской психологии, ценится только, пока она новая. Попользовался — и бросил. Зачем беречь, когда за копейки, а то и даром, можно взять другую?

Как только девичья свежесть проходит (а сейчас, с распространением педофилии это случается очень быстро: например, для поклонников Лолит 18-19-летняя девушка — уже «старуха»), «объект» становится неинтересен. И это логично. Почему, собственно, должно быть по-другому? В обществе потребления вещи взаимозаменяемы. А чувства, переживания... Даже смешно. Какие чувства у вещи?

Поэтому родителям, которые всерьез задумываются о будущем дочерей, я бы посоветовала уделить особенное внимание именно романтическому воспитанию девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно, жестче, чем в романах Ш. Бронте. (Хотя и не насквозь цинична, как нам пытаются внушить «желтые» страницы СМИ). Романтизм удивительным образом закаляет душу. Тем более что он соответствует самой женской природе. Не ограничивайтесь литературой — естественно, ее классическими, качественными образцами. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания. Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней ведь немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия. Чаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться. И, конечно, отмечайте это как большое достоинство! Признание заслуг — огромный стимул для ребенка, но многие родители, к сожалению, до сих пор им пренебрегают. Не поощряйте интерес девочек-подростков к косметике. Сейчас некоторые мамы, наслушавшись советов о том, как важно сызмальства приучать девочек краситься и ухаживать за кожей (дескать, в этом и заключается воспитание женственности), накупают 10-12-летним дочерям «детской» губной помады или «детских» теней для век. Почему это настойчиво пропагандируют фирмы-производители косметики, понятно: для них, чем больше покупателей, тем лучше. А вот почему родители покупаются на эти дешевые уловки, понять нелегко. Ведь в восприятии девочек употребление косметики — очень важный шаг на пути во взрослую жизнь. И поощряя такие шаги, мамы невольно подталкивают дочек ко всему остальному, что сопряжено с современными подростковыми понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготочки, «как у мамы», и пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашенные девочки идут совсем в другие места и играют в другие, уже не столь невинные игры.

Мягкое побеждает твердое

«И все-таки, — спросите вы, — почему одни девочки — „маленькие принцессы“, а другие — „маленькие разбойницы“? Неужели дело только лишь в воспитании?» Нет, конечно. Очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. «Маленькими разбойницами» часто бывают гиперактивные дети или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает, что у ребенка авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые подают взрослые. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто (хотя далеко не всегда), подражают мальчишкам. В каждом конкретном случае надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и подумать, как настроить ее на что-то положительное. Согласитесь, что между «бандиткой» и заядлой любительницей походов — большая разница.

Примечательно, что в том детском садике, о котором я рассказывала (где к мальчикам свой подход, а к девочкам — свой), даже «отпетые маленькие разбойницы» постепенно становятся ласковей и послушней. «Мягкое побеждает твердое», — гласит старинная китайская пословица. И эта древнее выражение сегодня мне кажется мудрым.

Т. Л. Шишова, педагог, член Союза писателей России