Как заставить себя писать статьи. Что если не получается заставить себя писать тексты

Доброго здоровья!

Вы любите писать тексты? Любите работу веб-райтера или веб-копирайтера? Вас хлебом не корми, дай только написать статью или продающий текст? Тогда, скорее всего, этот пост не для вас. Он будет интересен лишь тем, кто не знает, как заставить себя писать тексты.

Да, к сожалению, есть немало людей, которые сталкиваются с этой проблемой. Не хочется им писать и всё тут. Пробуют и сидя, и стоя, и лежа на диване в обнимку с ноутбуком… Не получается.

И вот сегодня один из подписчиков подкинул мне идею для очередного поста, задав вопрос:

«Как заставить себя писать статьи для сайта? Каждый раз, когда мне нужно выполнить такую работу, я долго сижу за компьютером, подыскивая чем мне можно заняться другим, лишь бы не текст писать. А деньги зарабатывать ведь надо. Что же мне делать? Дайте мне совет.»

Постоянные читатели наверняка знают, что я уже не раз давал ответы на похожие вопросы. Рассказывал о том, . Давал , которые помогли многим райтерам. Делился тем, (у меня такое очень редко, но бывает).

Однако сегодня уделю внимание еще одному моменту…

Итак, все мы знаем, что настроение человека с течением времени изменяется. Меняются наши желания, самочувствие. И понятно, что райтеру-фриласеру, которому приходится практически каждый день работать, постоянно сохранять большое желание писать тексты… непросто.

Даже если любишь свою работу! Как ни крути, порой, могут наступать дни, когда писать тексты совсем не хочется. Да и не только тексты. Вообще работать не хочется.

Например, планировали, что в среду активно поработаете и напишете для заказчика столько-то текстов. Однако… оказалось, что в этот день была на улице дождливая погода, которая ввела вас в сонное состояние, кто-то испортил вам настроение, появилась какая-то усталость, плохо спали ночью или еще что-то…

В общем, получается, что активность и желание поработать явно малы для выполнения необходимого объема задач. В упрощенной форме это можно представить в виде графика:

Что делать в таком случае, если отложить работу никак нельзя? Что если сроки «горят»?

Конечно же, приходится себя заставлять.

Пообещал заказчику - значит, нужно выполнять свои обещания. И тут дело не в том, что человек не любит свою работу. Просто так сложились звезды - в этот день не то настроение, активность снижена. В таких ситуациях отлично помогают советы, о которых я говорил выше.

Есть люди, которым приходится ОЧЕНЬ часто заставлять себя писать тексты. Есть такие райтеры, которые в таком состоянии постоянно и работают:

Не хочу, противно — а знаю, что надо…

Для них написание текстов - это обязательно какой-то барьер. Им практически постоянно приходится заставлять себя работать. И они спрашивают: что же делать, как себя заставить написать текст?

И тут невольно хочется задать им встречный вопрос:

А своей ли работой вы вообще занимаетесь?

Может, написание текстов - это не ваше?

Ведь если человеку очень нравится какой-то вид деятельности, то… возникает, скорее всего, другая проблема: как оторваться от работы , Да, как оторваться, чтобы вовремя поесть, размяться, прогуляться на улице и т.д.

По себе знаю: как увлекусь каким-то проектом - оторваться не могу. Пишу, пишу тексты. Вот идея возникла, еще одна, можно это написать, и это…

Интернет, Интернет, отпусти в туалет!)))

Такое происходит, когда любишь то, чем ты занимаешься.

Конечно, у меня тоже бывают дни застоя. Дни, когда мне не хочется писать. Просто потому, что настроение, самочувствие не то. Думаю, такое бывает у каждого. Мы же не роботы. Мы же не можем каждый день сохранять высокую активность и продуктивность в работе. Всякое бывает…

Но в основном, когда любишь свою работу, то заставлять себя ее выполнять, как правило, и не нужно . Всё происходит само собой.

А вот когда каждый раз , когда пытаешься приступить к работе, испытываешь какие-то трудности и приходится себя заставлять… Возникает вопрос: а действительно ли это та работа, которой стоит заниматься? Может, стоит выбрать другую работу - работу по душе?

Как заставить себя писать текст, если платят копейки?

Согласен, это важный момент. Действительно, когда заработки не радуют, то сложно постоянно находиться в активном состоянии и с большим удовольствием выполнять свою работу.

Особенно тяжело тем райтерам, которым с самого начала попались скупые заказчики и хороших заработков во фрилансе они никогда не видели.

Вроде и нравится писать, а заработки - сплошное разочарование.

В таком случае нужно делать всё для того, чтобы как можно скорее вылезти из этой «ямы». Потому как по-настоящему ощутить, как хорошо быть райтером-фрилансером, вы сможете, когда заработаете хотя бы 30 000 рублей в месяц .

Ведь во фрилансе (как и в любой другой работе) заработок — это дополнительная, весьма сильная мотивация.

Как райтеру выйти на нормальные расценки, чтобы в полной мере оценить прелести своей работы? Думаю, среди следующих моих публикаций будет то, что поможет решить эту проблему.

А суть этого поста, надеюсь, Вы поняли.

Если райтер по-настоящему любит свою работу, то у него зачастую и не возникает вопрос — как заставить себя писать тексты. А если и возникает, то очень редко, когда уж совсем устал, нет настроения, а срочной работы полно.

Кстати, мне совсем не пришлось себя заставлять, чтобы написать этот пост (за который мне никто не заплатит ни копейки). Просто захотелось, сел и написал. На одном дыхании.

Потому что я люблю писать для вас посты в блоге и читать ваши комментарии.

Сергей Сокарп

02/11/2016 by

Что если не получается заставить себя писать тексты : 18 комментариев

  1. Артем 02/11/2016

    Вот и я однажды своему другу сказал: «Зачем ты вообще взялся за копирайтинг?» Писать толком никогда не умел и не хотел. А на бирже зарегистрировался. Зачем? Ответ был: «Хочу денег заработать. Говорят, это просто!» Ага, как же…

  2. Натали 02/11/2016

    Это верно. Как заставить себя писать тексты для сайтов — да никак! Что это за работа, если постоянно приходится себя заставлять. Займитесь лучше чем-то другим. У нас будет меньше конкурентов.)))

  3. Василий 02/11/2016

    Интересный подход к ответу на такой вопрос. Раньше и не задумывался над этим. Действительно получается, если человек постоянно себя заставляет что-то делать, значит он занимается не своей работой.

  4. Роман С 02/11/2016

    «… мне совсем не пришлось себя заставлять, чтобы написать этот пост (за который мне никто не заплатит ни копейки). Просто захотелось, сел и написал».
    В том- то и дело, что писать то, что ты придумал и желаешь сам — это совсем другое. Нежели если тебе надо наполнить сайт о буровых машинах, которые тебе совершенно не интересны. А в блог о своих путешествиях я могу писать круглосуточно.
    И еще здесь не прозвучало слово прокрастинация. Когда ты занимаешься более приятными вещами, но не тем, за что тебе платят деньги. Я, к примеру, очень любознательный человек и могу сутками читать кучу статей, интервью, смотреть видео, в том числе и касающихся профессии (не только копирайтера, но и по SMM). И вот тут уже проблема — все остановить, перестать ходить от ссылки к ссылке и писать комментарии (как я это делаю сейчас) и начать, наконец, писать про буровые машины, установку розеток или проблемы ухода в декретный отпуск.

  5. Иван 02/11/2016

    Роман С, а кто Вас заставляет браться за заказы, которые Вам неинтересны? И уж тем более никто не заставляет писать здесь комментарии. Зачем же себя так мучить?)))
    Например, я никогда не берусь за темы, в которых плохо разбираюсь или которые мне совсем не нравятся. По-моему, у фрилансера всегда есть право выбора. На то он и фрилансер!

  6. Виктор 02/11/2016

    У меня другая проблема. Рерайт пишу на любые темы и почти всегда получается. Да и желание (если забыть о цене) есть. Однако с вебрайтингом ситуация иная — побаиваюсь его, долго не могу начать писать текст, хотя пишу иногда и заказчики не жалуются. И это годами — прямо не знаю, что с этим делать. Ну, что это за заработок на рерайте? Никак не могу себя сломать! Может посоветуете что?

  7. Иван 02/11/2016

    Виктор, по-моему, Ваша проблема надумана, её просто нет. Пишите статьи, не бойтесь. Тем более если иногда таки пишете и заказчики не жалуются. В чем проблема? Кстати, если Вы делаете рерайтинг для сайтов, то это тоже относится к веб-райтингу.)

  8. Екатерина 02/11/2016

    А у меня всегда есть барьер начала, как я это называю. Пишу статьи быстро, все отлично получается, но вот могу часами ходить, или сидеть и думать над первым абзацем. Если придумала, все, считай статья написана, остальное выходит быстро. А пока сидишь, «ловишь мысль за хвост», вот тогда грустно.

  9. Екатерина 02/11/2016

    А мне вообще подруга говорит что все таки проще на конвейере стоять за 2100 чем, дома в тепле за компом, постоянно увеличивая заработок. Даже не спорю уже с ней)))))

  10. Ирина 02/11/2016

    Екатерина, это другое. Такое бывает с каждым писателем, долго думают над первым абзацем.

  11. Ирина 02/11/2016

    Екатерина, по поводу Вашей подруги — каждому своё, как говорится:)))

  12. Андрей 02/11/2016

    Что-то я вижу, что Сокарп стал своими публикациями сокращать число желающих заниматься веб-райтингом.))) Видимо специально — — то подписчиков несколько тысяч удалил, то сделал отсев за счет закрытия Смартреспондера (предложил переподписаться кто хочет), то начинает вообще говорить о том, как всё сложно и надо много пахать, типа подумайте, может оно и не ваше. И вот теперь этот пост — явно не способствующий росту желающих заняться написанием текстов для сайтов. Другие завлекают, обещаю золотые горы, а Сокарп делает всё наоборот. Подозреваю, что идет специальный отсев подписчиков. Наверное слишком много набралось лишних людей за эти годы))) Думаю, скоро в закрытом разделе блога — Сливки КпМ — появится что-то для очень узкого круга подписчиков, для самых-самых. Не, ну другого объяснения я найти не могу. Надеюсь, меня не удалят из базы подписчиков после этого коммента?)))

  13. Екатерина 03/11/2016

    Андрей, могла бы поставила бы вам лайк)))))

  14. Сергей Турбин 08/11/2016

    Здравствуйте, Сергей и коллеги.
    По-моему, умение с интересом писать на нелюбимые темы признак мастерства. Вспомните пословицу: «Если трудное сделать привычным, то привычное станет легким, а легкое станет приятным».
    Вам, Сергей, видимо посчастливилось. Видимо прежняя преподавательская деятельность научила проскакивать сложные ступеньки. А вот у вчерашних школьников к сочинительству отвращение. Издержки образования. Как любить то, что тебя заставляли делать «из-под палки»?
    Внутренний конфликт мешает писать людям. Эмоциональный барьер. Хочется поведать о чем-то и страшно, что не поймут.
    Достаточно снять этот барьер и все наладится. Хотя бы с помощью той же ТЭС (техники эмоциональной свободы). Ведь не бывает же такого, чтобы человек не любил говорить. Т.е. устно излагать свои мысли. Так почему он должен не любить излагать свои мысли письменно:-)

  15. Влад 09/11/2016

    Работу надо работать. Бывают конечно застои или задание не слишком интересное. Но если само написание текстов даётся с трудом, то действительно стоит задуматься своим ли делом занимаешься.

  16. Наталья Изотова 11/11/2016

    В студенческие годы меня распирали новые мысли и всегда хотелось записывать их на бумаге. Собственно поэтому я решила работать веб-райтером. Я хорошо помню то ощущение, когда мысли так и льются на бумагу, только успевай записывать. А сейчас такого состояния трудно добиться. И я знаю почему это происходит. Так получается, потому что во взрослой жизни мы не обучаемся самостоятельно и прекращаем систематически обрабатывать большой объем информации. думаю в этой ситуации выход один: обучаться каждый божий день, много читать, слушать обучающие аудио и смотреть обучающие видео. Делать это самостоятельно очень трудно, но надо!

  17. Ирина 03/12/2016

    Очень понравилась пословица про привычное- легкое- приятное. Сергея Сокарпа можно понять в его стараниях оградить себя от ненужных усилий и трат, каждого из его читателей от подобного интернет пространство от информационного шума.

  18. Иван 04/01/2017

    Сложно начинать после длительного перерыва… Вот где нежелание работать!

Кризисы бывают у многих людей, а у творческих личностей они случаются чаще обычного.

Бывает, что сидишь часами перед ноутбуком, а идея все не идет. Часики тикают, иногда и заказчик начинает беспокоиться в аське, все ли нормально, как продвигается работа, не нужно ли каких данных…

Что делать в такой ситуации?

Ну не насиловать же свой мозг, право слово. Выход есть, и он очень прост, на самом деле. Во время предварительного общения с заказчиком я делаю пометки в документе Word или блокноте, выделяя важные моменты и копируя цитаты прямо из аськи. Я делаю эссенцию желаний заказчика, собирая ответы на интересующие меня вопросы. Которые нужно знать для исполнения заказа. Советую Вам делать также, это помогает.

Теперь к делу.

Перед началом работы сходите на кухню, сделайте себе чашечку кофе, или чая, в зависимости от Ваших личных предпочтений. Потом вернитесь на свое рабочее место и сядьте перед монитором. Поставьте таймер на 30 минут, и расслабьтесь. Откройте документ, где будете писать и где есть те самые цитаты и ответы на вопросы. Расслабьтесь еще раз.

В течение следующих 30 минут Вы вольны делать что угодно, но не вставая из-за стола и не закрывая документ. Сделайте глоток свежего кофе или чая, насладитесь видом документа и цветом цитат из аси, рассмотрите кнопочки, даже можно подумать о том, что пора бы сменить старую клавиатуру. Крошки в клавиатуре тоже могут привлечь внимание, но это не займет Вас надолго.

Как правило, через пять минут становится скучно. Вставать нельзя, открыть контакт и полазить в нем тоже нельзя. Нельзя даже полить грядки в «Любимой ферме», как бы сильно этого сделать не хотелось.

Тут начинается самое интересное. Единственное, чем может занять себя Ваш мозг – цитаты и записи в документе. Вы начинаете читать их, и постепенно в голове рождаются мысли о тексте. Записывайте каждую из них, сортировкой можно заняться потом, после перерыва.

Такой способ работает у меня в 100 случаях из 100, и, как правило, в течение 30 минут я успеваю собрать довольно интересный текст. Корректировка, вычитка и структурирование подождут.

Сейчас, в течение этих 30 минут, идет чистый поток сознания, мыслей и идей, которые просто необходимо зафиксировать в документе.

Почему этот прием работает?

Все просто: пока мы можем отвлечь себя чем-то более интересным, чем работа и написание текста, наш мозг будет отвлекаться на посторонние вещи.
Многие примеры из истории доказывают, что именно когда мы запираем свои мысли внутри, не давая им расползаться по пустякам, происходят чудеса. Ньютон мирно расслаблялся под деревом, когда на него упало яблоко, так ведь?

Ко мне интересные идеи приходят в самые неожиданные моменты: когда чищу зубы, или готовлю обед. Поэтому мой ноутбук переезжает со мной из комнаты в комнату, чтобы я успела все записать. Если же я ухожу из дома – со мной кусочек бумаги и ручка. На крайний случай – телефон.

У всех, кто пишет что-то большее, чем пару предложений в соцсетях, рано или поздно наступает момент, когда любая попытка собрать слова в предложения заканчивается полным провалом.

То есть наступает такой момент, когда выпить десятую чашку чая, вытереть пыль по пятому кругу и даже почесать пятку становится важнее, чем написать одно предложение. Даже если написано оно должно было быть уже вчера. Даже если за это предложение заплатят деньги. Даже если поспорил на 100 баксов. Даже если твои читатели забудут тебя и уйдут читать другого блогера. Почесать пятку всё равно важнее .

И вместо того, чтобы взять себя в руки, закрыть все окна на компе, открыть Word, привязать Музу к ножке стула, выгнать кошку с колен, чтобы не отвлекала на погладить, продолжаешь чесать пятку одной рукой, держа кружку чая в другой и обвиняя себя во всех писательских грехах. И обещаешь себе, что завтра (обязательно, стопроцентно, точно, зуб даю) напишешь сразу два предложения. И пока это не будет сделано, ни за что другое браться не будешь. И если пятка зачешется, чайник закипит, кошка будет проситься на колени, то так им и надо!

Правда, на следующий день всё повторяется снова. И иногда и на следующий, и ещё через один. Знакомо? 😉

Мне - очень. И то, что последняя статья-отзыв на , была написала 2 недели назад, тому подтверждение. Даже пятка перестала чесаться от возмущения. А рука, у которой больше нет занятия, потянулась к телефону. И написала инструкцию, как выйти из писательского запора.

Если вдруг вам сейчас очень нужно расслабить мышцы и выдать миру что-то большее, чем пост-пук с пожеланием доброго утра миру, вы в нужном месте и в нужное время.

Итак, как заставить себя писать, если не пишется? Инструкция по применению.

Вырубить интернет, отключить чайник, запереть кошку, привязать руки к клавиатуре, запереться в туалете, а лучше сразу уйти в монастырь. Никто и ничто не должно отвлекать вас от погружения в собственные мысли.

Убедитесь, что возле вас находится блокнот, тетрадь, клочок бумаги, даже старый чек или обёртка от конфеты. Не спрашивайте - зачем, следуйте инструкции.

Открыть ворд или заметки в телефоне, посмотреть на белый экран, испугаться, закрыть. Вспомнить, что русские не сдаются и открыть снова.

Написать одно слово в любом месте. Или поставить точку. А лучше написать фразу: "Мне не пишется" (эта статья с неё, кстати, и началась и разрослась до многобукв, которые вы сейчас читаете)

Печатать всё, что приходит на ум. Даже если мысли никак между собой не связаны.

Не пугайтесь, если вдруг вспомните день рождения троюродной тёти, пин код от потерянной когда-то карточки, номер телефона бывшего или слова песни, которой никогда не слышали.

Это нормально на этапе очищения.

Когда почувствуете, что высказались, просмотрите записи. Всё, что относится к фразе "Мне не пишется", оставляем. Для остального - кнопка delete.

Сохраняем то, что осталось. Даже если это всё та же изначальная фраза. Встаём и идём гулять. Желательно без телефона. Хоть на 5 минут, но на улицу и пройтись. Смотреть по сторонам, трогать деревья, кататься на качелях, маршировать, шлепать по лужам, мечтать...

После прогулки вернитесь к документу и снова начните писать всё, что приходит на ум. Вспомните, какие идеи и мысли приходили во время прогулки, запишите. Чаще всего, в результате этих нехитрых действий, появляются статьи, начинающиеся со слов "Как...", "Что делать...", "Уроки..." и просто философские размышления.

Для идей и не связанных между собой мыслей используйте блокнот или клочки бумаги, которые лежат возле вас. Те самые из первых пунктов. Не позволяйте ни одной мысли дезертировать ! А вот приводить пленных очень даже разрешается 🙂

Не вставайте, пока не допишите. Обещайте себе чай с печеньками, кофе с шоколадкой или виски с колой. В зависимости от желаний вашей души и количества потраченных нервных клеток. Для особо тяжёлых случаев подключайте артиллерию из пирожков, пиццы и конфет.

Убедитесь, что писательский запор прошёл. Появление писательского зуда на этом этапе не является побочным эффектом .

Нажмите "опубликовать". Захлопните крышку компа или закройте телефон. Станцуйте что-нибудь зажигательное, можно в обнимку с кошкой. Почешите пятку, ухо, глаз, голову. Выпейте то, что пообещали себе. Вы заслужили этот маленький праздник души.

Выпишите себе грамоту, повесьте медаль, позвоните или напишите сообщение своим друзьям. Пусть знают, какая вы молодец, и разделят ваш успех.

Если не помогло, повторять, пока не поможет.

А если серьёзно, то просто возьмите и напишите. Вот как я сейчас, в поезде, в заметках в телефоне, без редактирования и исправлений. Как думаете, как есть.

Просто начните. С середины, с конца, с одной мысли или зацепившей цитаты. Не думайте, что получится в итоге, наслаждайтесь процессом.

Дайте публичное обещание, поспорьте с другом или с собой, вступите в группы анонимных неписунов, запишитесь в марафон "Раскачай свой блог" или любой другой курс блогинга Маши Олендарь (скидка 10% по промокоду anikusha) и дождитесь дедлайна. Но главное - пишите.

Да, кстати, все инструкции, законы и правила придумывают люди, и не факт, что они вам подходят. Поэтому нарушайте правила, выдумывайте свои! Главное - чтобы в результате у вас было что опубликовать и за что себя похвалить.

Есть у меня ученики, который уже два курса по раскрутке сайта прошли и вроде бы все знают. Но нет у них желания писать - оттого и результата особого нет.

Кто пишет статьи и правильно их оптимизирует - тот несомненно добьется успеха.

Но вот кто пишет редко, хотя и правильно оптимизирует - не раскрутит свой сайт.

Поэтому кроме законов поисковых систем обязательно нужно учиться умению часто писать статьи.

Как заставить себя писать статьи много и часто

1. Дисциплина

Возьмите себе за правило писать каждый день. Хотя бы абзац, хотя бы одно предложение. Но каждый день.

Очень многие считают, что если писать, то сразу статью. Но так не всегда получается (даже я иногда не могу сразу статью написать, приходится 2-3 дня собирать информацию или свои мысли, или просто ждать, когда в голове утрясется понимание вопроса).

Из двух зол - «не писать совсем» и «написать мало» выберите второе, не прогадаете.

Главное в этом деле - регулярность, а не объем созданной информации.

Заведите внутреннего или внешнего надсмотрщика, который не давал бы вам спокойно заснуть, пока вы не выполните заданную на сегодня задачу - написать хоть что-то.

У меня есть неплохой внутренний надсмотрщик (которого я тренировала несколько лет) и он пробуждает мою совесть всякий раз, когда я решаю отложить процесс написания статьи (лекции) на завтра.

Но если у вас такого еще нет, вы можете попросить кого-нибудь выполнить эту роль. Самые лучшие надсмотрщики - дети (они активные и не устают). Пусть ваш ребенок (младший брат или сестра) ходит вокруг вас целый день и спрашивает: «Ты сегодня написал что-нибудь?». И отстанет от вас только когда вы их заверите, что написали (либо, если вы можете соврать, вы должны показать им написанное).

2. Разозлиться

Очень хороший мотиватор (или даже вдохновитель) - это злость или гнев (на себя или на кого-то еще). Разозленный человек способен на чудеса решительности и творчества. Разгневанный мямля может вдохновенно выступить со сцены перед толпой незнакомых людей. Доведенный до бешенства скромный служащий может поставить на место начальника и бесстрашно и красиво высказать ему все, что он о нем думает. Начинающий автор в состоянии злости или досады может написать речь, которую сможет оценить даже сам Джо Витале (если, конечно, выучит русский язык).

Я испробовала это моментальное приобретение творческого запала и вдохновения, когда записывала некоторые свои видеолекции (в чем я являюсь неопытным начинающим автором, в отличие от написания текстов). Однажды я очень долго не могла записать один урок. То забуду сказать что-то важное, то ляпну что-то не то - и приходилось останавливать запись и начинать все сначала (нельзя ведь выпускать на свет видео, где вы допускаете массу ошибок).

Так продолжалось несколько раз до тех пор, пока я не разозлилась на саму себя («Да что же это такое! Да сколько можно повторять одно и то же! Да когда же ты наконец скажешь все правильно?!).

И я очень сразу вдруг почувствовала в себе какие-то новые силы. , которое окутало меня как облаком и встало на защиту моего начинающего творчества. Я вдруг увидела все свое выступление в объеме. Я видела, что нужно сказать вот на этом этапе, что на другом. О чем даже можно пошутить, чего лучше не касаться (чтобы не опрофаниться) и так далее. Я как будто стояла на мостике и уверенно управляла своим выступлением и имеющимися в наличии фактами для выступления.

Если до этого я чувствовала себя как квашня, которой что-то надо сделать (но так не хочется, язык не ворочается, мысли не слушаются), то после хорошей порки (самой себе) всё прояснилось. Мышцы и сознание напряглись, я стала больше видеть, лучше соображать, мне стало интересно вести этот видеоурок (хотелось говорить еще и еще…).

Вот что значит сила злости (или пинка под зад, как хотите).

Вы знаете, что после того как жена с мужем поругаются, в доме начинает наводиться порядок? Жена начинает генеральную уборку, муж идет чинить давно протекающий кран или ремонтировать стиральную машину… Всё по той же причине. Каждый из них получает порцию вдохновения и наконец-то с удовольствием принимается за дело.

Вот так и с написанием статей. Разозлитесь на себя, если у вас что-то не получается. Подеритесь с кем-нибудь. Нарвитесь на скандал с женой (мужем). Создайте себе необходимый тонус для начала творческой работы.

И тогда запишет даже неумеха.

3. Желание научить

Представьте, что вы хотите научить незнакомого человека тому, что вы очень хорошо знаете (по теме вашего сайта). Желание научить - это тоже хороший двигатель творчества.

Не зря так много умных людей являются занудами - они всех хотят научить. Но не бойтесь стать занудами в письменном творчестве - здесь занудство и дотошность - скорее плюс, чем минус. Чем подробнее и доскональнее вы будете описывать все, что знаете, тем более объемной и полноценной будет ваша статья.

4. Желание сделать красиво

На днях мне показали сайт с рецептами, где страницы были оформлены просто ужасно. Текст, картинки смешались в каком-то хаосе. Одна статья была вообще не дописана (видимо, у автора не хватило терпения ее закончить). И автор этого сайта как раз жаловалась, что не может много и часто писать. Написала за сентябрь 8 статей - и все, выдохлась. На октябрь и ноябрь пришлись всего по 1 статье.

А я вспомнила другой блог, тоже с рецептами, автор которого не только все делала красиво, она придиралась даже к однажды написанным предложениям - всё ей казалось, что написано не идеально.

Тот, кто чувствует красоту, может черпать из желание создать подобную красоту (еще одну статью) еще раз.

Помню, поменяли мне шаблон на одном блоге (пришлось поменять, потому что обновился движок, а старый шаблон к нему не подходил). Новый шаблон мне очень не нравился. Первое время я как-то с этим мирилась. А потом поняла - не могу я писать в таком блоге. Ну, не люб он мне!

Подобрала себе новый шаблон - и дело пошло!

Вот видите, даже такая мелочь, как красивый/некрасивый шаблон может влиять на творчество написания статей.

Если вы чувствуете в себе объем информации, но не хотите ее выкладывать вот на этот сайт, может быть, вам просто поменять шаблон?

5. Свежие впечатления

Одна моя знакомая блогерша говорила: вот если сразу не напишу статью, потом уже не могу. Сразу, по свежему впечатлению, слова складываются удачно, даже думать не надо, просто сижу и пишу. А когда пройдет время - уже ничего не помню, ничего не хочу и ничего не получается.

Это как с явлением «разозлиться». Пока есть ощущение, чувство - всё получается само. Чувство прошло - прошло желание и умение.

Поэтому если что-то в течение дня вас покорило, вдохновило, не откладывайте дело до вечера или до завтра. Сядьте и напишите.

Я тоже на себе проверила это правило. Я очень часто ищу в Интернете новые идеи бизнеса (для сайта «Домашний бизнес»), это мой стойкий жизненный интерес. И я заметила: как найду несколько интересных идей - хочется обо всех сразу написать. Но так как физически я их все описать сразу не могу (на написание одной идеи, бывает, целый день уходит, а то и два), откладываю их на потом (заношу в закладки или записываю заметки в тетрадь).

Но на следующий день эти идеи мне уже не интересны (кажутся уже слишком знакомыми, неоригинальными). Я так и оставляю их в закладках и иду искать новые идеи, которые смогут создать во мне новое ощущение новизны и желания сказать: «Ах! Как это здорово!».

6. Срочно надо

И последний очень хороший мотиватор - это когда вам срочно надо (лекцию, пособие или еще что-нибудь).

Вы заметили, что школьники почти никогда не пишут заданное сочинение в момент, когда им его задали? Они пишут его только когда до его сдачи остался один день.

Я сама так писала. И не потому, что ленилась написать сразу. А потому что сразу и не очень-то получалось.

А когда ты понимаешь, что времени в обрез, что сочинение нужно завтра уже сдать - получается, и очень неплохо.

Я все свои лекции для обучения раскрутке сайта до сих пор пишу в самый последний день, когда их пора уже рассылать ученикам. Не потому, что я очень занята и тяну до последнего. А потому что уже знаю - в самый последний день получится то, что надо. Я четко и логично все напишу, ничего не забуду. Более того, припомню массу примеров из практики и вставлю их в текст по делу. И текст будет звучать красиво и ритмично, как музыка.

Как это применить для ежедневного написания статей?

Поставьте с утра таймер или будильник на вечернее время. И знайте, что он прозвенит в определенное время. И что к этому времени вы должны статью уже написать. Чем меньше у вас будет оставаться времени, тем напряженнее и взволнованнее вы себя будете чувствовать.

И в один прекрасный момент это волнение заставит вас сесть за стол и написать (вы почувствуете такое облегчение и такую радость от творчества, когда напишете первые строки и они потянут за собой и остальные…).

И если вы успеете написать в срок - это будет такая награда, что вы на миг почувствуете себя счастливым. И весь вечер вас будет греть ощущение, что вы смогли. Вы творец (а не тряпка). Вы можете писать статьи.

Это ли не настоящая награда?

Самое трудное для писателя -- это писать. Те, кто хоть раз пробовал заниматься писательским трудом, знают, что это истина, а не пошлый псевдопарадокс типа "Я недостаточно богат, чтобы покупать дешевые вещи". Более того это знают и с этим живут и профессиональные и маститые писатели. Не все, конечно. Дюма и Агата Кристи писали очень легко; до поры до времени. Джойс, Кафка и Пруст -- очень тяжело. Чехов, обремененный семьей в коротких окнах, которые ему оставляла докторская практика, писал много и легко, а добившись имени -- мало и тяжело.

Поэтому шутливые советы Олтиона или Олшена "50 способов заставить себя писать", показались мне вещью весьма серьезной. Единственное, мне показалось, что англичанин все свалил в одну кучу. Поэтому, во-первых, я решил рассортировать эти советы, а во-вторых, по возможности, подкорректировать и дополнить.

В качестве основополагающего я бы предложил такую рекомендацию: "Разделите процесс писания и редактирования", обратив только внимание на то, что творческий процесс включает не две, а пять стадий:

1. Подготовительная работа

2. Замысел

3. Составление плана

4. Собственно писание

5. Редактирование и отработка

Советы, полезные на стадии "Подготовительная работа":

1. Не давите на себя. Дайте себе свободу писать тогда, когда чувствуете толчок, и не писать, когда не чувствуете

Толчок -- это то самое пресловутое вдохновение. Его нужно ждать, и пока его нет, ничего не стоит начинать. Уточним: "ждать" -- это не значит ничего не писать, а заниматься обыденными делами типа зарабатывания денег. "Ждать" -- это значит заниматься подготовительной работой: делать записи, сортировать их, вести дневник, переводить, переписывать понравившие фрагменты произведений других авторов и т. д.

"Мы складываем поленья для костра и стараемся, чтобы они были сухими, а когда наступит урочный час, костер вспыхнет сам — к немалому нашему удивлению" -- в образной форме об этом написал Гете. Или как выразился Бодлер: "Вдохновение зависит от регулярной и питательной пищи".

Полезно обратиться к знаменитому примеру с Ньютоном и яблоком. Приведен этот пример в воспоминаниях его племянника (а также биографом). Однажды в тихий осенний и совершенно безветреный день великий ученый сидел в саду и наблюдал, как созревшие яблоки одно за другим строго вертикально падают на землю. "Дядя, -- удивился племянник, -- вы так внимательно смотритете за падающими яблоками, словно никогда этого не видели". -- "Я не перестаю удивляться, что это за странная сила, которая так неизменно и так одинакова притягивает их к земле?" В этом рассказе ясно присутствуют два понятия -- "сила" и "притягивает". Если обратить внимание, что как раз в это время Ньютон усиленно размышлял над законами Кеплера, а именно, что удерживает планеты на эллиптических орбитах, становится понятно, что "дрова были наготове" а яблоки как раз и стали тем костром, который неожиданно вспыхнул в урочный час.

Хочется обратить внимание, что идея, приходящая в голову в момент вдохновения, это отнюдь не та гениальная идея, которая прописывается в учебниках, а рабочая идея, порой банальная мысль, позволящая сконцентрировать и связать порой разнородный материал ("дрова") неким общим образом ("сила" и "притягивает").

2. Ежедневно читайте. Для вдохновения.

"Могучим стимулом может оказаться книга, если собственная мысль ослабевает и вынуждена искать поддержку в силе чужих слов. Ни для кого не тайна, что писатели открывают прекрасное в неожиданных встречах, прочитанная чужая страница дает им постичь вещи, которых они сами, может быть, никогда бы и не разглядели".

Только мало от чтения будет толку, если вы будете читать все пордяд, Нужно читать только то, что позднее пригодиться для будущей работы. А чтобы узнать, что пригодится, а что нет -- обязательно делайте выписки или хотя бы пометки на полях читаемых книг (разумеется, своих). В компьютерную эпоху особенно осторожно нужно относится к этому ящику. В течение многих лет я делал выписки из книг: понравившиеся цитаты, интересные факты, иногда фрагменты произведений. Все это я заносил в особую тетрадку и нумеровал. Особенно мне нравилось собирать случаи из жизни замечательных людей. За порядка 15-20 лет я набрал таких случаев около 1000. А потом появился компьютер, где в Интернете эту 1000 можно накропать при усердии за месяц, а то и быстрее.

Но вот незадача, все скаченное из Интернета, так и лежит мертвым грузом в компьютерных мозгах, тогда как собранные и записанные собственноручно анектоды и др выписки так прочно засели в голове, что стоит только упомянуть имя знаменитости, как эти анектоды сами, порою и непрошенно, приходят на ум

"Замысел" (когда он возникает)

1. Спрячьте Ваши часы в ящик стола. Имеется в виду: ослабьте Вашу зависимость от часов. (Это же относится и к "Составлению плана", но никак не к писанию и редактированию)

2. Вынашивайте вашу идею до тех пор, пока она не будет обсосана полностью. Иначе вы будет запинаться на каждом слове и только зря психовать.

Боюсь, объяснить, что такое "обсосана полностью" -- вещь невозможная. Лучше показать на примере. "Обсосана полностью" -- это не значит, что будущее произведение становится ясным во всех деталях. Это значит, что есть та путеводная звезда, следуя за которой нужно идти и идти, то есть задано, если без метафор, направление работы. Например, автор данных заметок большой любитель размышлять над психологией творчества. У меня накоплено большое количество фактов и наблюдений в этой сфере. Среди прочего я детально прочитал и отконспектировал книги Паранодоского "Алхимия слова" и Моэма "Подводя итоги". И когда случайно наткнулся на "50 способов заставить себя писать", у меня в голове сразу же возникла идея отсортировать их по стадиям процесса. Перечнь этих пяти стадий с 50 советами и стали той "полностью обсосанной идеей", которую я и наполнял примерами из собственной практики и конспектами книг Парандовского и Моэма.

3. Отключите свой телевизор, выключите радио, сотрите все игры на вашем компьютере. Что для вас важнее: писать или смотреть телевизор? Определяйтесь. То же относится и к чтению электронной почты, блогов и серфингу в сети

"Составление плана"

1. Делайте наброски. Планируйте всё что собираетесь написать, сцену за сценой, буквально всё вплоть до самого конца.

2. Не оглядывайтесь назад пока не достигните финала.

3. Используйте каждую свободную минуту, для того чтобы что-либо написать, будь это даже одно предложение. Крайний случай: не планируйте никакого официального времени для письма, просто используйте свободные моменты вашего дня.

4. Не думайте, просто пишите. Не беспокойтесь о неудачных кусках, вы можете исправить их позже.

"Написание и редактирование"

1. Главное здесь -- это работать регулярно . При всех особенностях -- писательская работа процентов на 90 -- такой же каждодневный и нудный труд, как и любая другая работа.

Нельзя полностью согласиться со Стендалем. Если не было вдохновения, того первоначального толчка, которые запускает весь механизм творческого процесса -- дело швах. Но пока оно не пришло -- нужно "готовить дрова", собирать материал, читать. А когда оно посетило, нужно составить план и скрупулезно выполнять его. Обычная работа писателя -- такая же нудная и однообразная как у клерка, только он выполняет не циркуляры начальство, а поступивший свыше приказ вдохновения.

Антони Троллоп ежедневно писал назначенное себе количество слов и выполнял это с добросовестностью, приобретенной за тридцатилетнюю практику почтового чиновника. Метерлинк каждый день в один и тот же час садился за письменный стол и не вставал из-за него до обеда, даже если ему и не удавалось написать ни единой фразы. Жорж Санд ежедневно работал по 8 часов.

Хотя мне кажется, это не для каждого. Все-таки творческий труд требует неимоверных усилий. 3 часа, скажем, для автора этих строк -- предел. Потом глаз начинает замыливаться, и уже пишешь что попало. А вот собирать материал, рассортировывать его можно часами. Поэтому если есть свободное время, нужно поделить его между собственно говоря писанием и подготовительной работой. Здесь однако важно "не выйти из темы", то есть читать, выписывать только то, что относится к данной работе.

И еще. Регулярность требует правильной организации рабочего места. Можно писать утром, а можно вечером. Можно писать за столом, а можно полулежа на диване, можно писать везде, а можно только в строго определенном месте. Вообще, сколько типов людей, столько и методов работы. Один писатель сел и пока не поставил финальную точку, не может остановиться, другой доработав до определенной точки, вдруг останавливается и только через большой промежуток времени способен вернуться к начатому. Так, в частности, работал Марк Твен: буквально каждую свою книгу он начинал запоем, потом после того, как была написана четверть, как выяснялось потом, вдруг застапаривался примерно на 5-6 лет, а потом так же запоем дописывал остальное. Если под требованием издателей он вынужден был нарушать этот порядок и писал сразу, то даже невооруженным глазом можно провести в таких книгах границу между искрометной, брыжущей юмором, а то и сатирой, первой четвертью и натужной, вымученной остальной частью.

Очень важно однако определить свои психологические особенности, и сообразно с ними составить свой распорядок рабочего дня и режим работы

Вот несколько практических советов по организации регулярной работы

а). Составьте распорядок дня, и запланируйте часы для писательства первыми

б). Постоянно имейте в загашнике несколько рукописей. Выберите такое число, которое позволит вам быть более гибкими, но не больше того, что вы реально можете потянуть

в). Отредактируйте до совершенства, прежде чем двигаться дальше.

2. Учитесь концентрироваться на своей работе

Проблема концентрации очень важна и актуальна для творческой работы. Она важна для любой работы, но если инженера и рабочего заставляет концентрироваться сама обстановка рабочего места, причем не последнюю роль играет включенность в коллективное производство, то писатель творит в одиночестве, никем не подгоняем, а потому должен уметь сам находить способы входить в дело, "разогреваться".

Первым делом здесь нужно научиться не отвлекаться по пустякам. "Поэты, по-настоящему намеренные создать что-то ценное, должны отказаться от пиров с друзьями, от приятностей столичной жизни, а также и от всяких иных развлечений и даже обязанностей и — как они сами говорят — удалиться в леса и рощи, то есть в одиночество" -- писал еще в римские времена писатель Апер.

Главная сложность писательского труда в отличие от любого другого -- он требует одиночества и полного погружения в себя. В этом же, кстати, и его прелесть. Поэтому, пиша даже стихи и рассказы необходимо уйти на момент писания от общества.

Очень заботился о тишине и одиночестве Пруст. Стены его кабинета были обиты пробкой, но даже и в такой тщательной изоляции он не мог работать днем, опасаясь шумов. Если ему случалось покинуть свое жилище на бульваре Гаусмана, где каждая мелочь была продумана и все приспособлено для удобства и тишины, он нанимал в отеле несколько комнат, чтобы изолировать себя от соседей.

Прямо противоположный пример дает наш алтайский писатель М. Юдалевич. Писал он только за столом -- прикиньте в 80 лет! -- с раскрытыми настежь окна -- был жаркий май. А поскольку он обитал в самом центре города и окна выходил на одну из самых оживленных автомобильных трасс Барнаула -- Ленинскй проспект -- не нужно большого воображения представить себе, сколько шумов прилетало в квартиру. Другие комната выходила во двор, где было несравненно тише. "А почему вы не пишете там?" -- спросил я. "Тишина меня угнетает. Если бы ты проработал столько в газете, сколько я, где постоянно приходилось дописывать материал чуть ли не в типографии, ты бы, старик, не задавал своих вопросов".

Еще важнее не допускать общества к себе. В процессе работы необходимо отключить телевизор, радио, не лазить без толку по Интернету. Большинство моих пишущих знакомых не могут писать, если рядом не журчит телевизор, или не бултыхает радио -- это правда. Но ведь и пишут-то они вещи суетливые, поспешные, так что здесь скорее пример от обратного.

Заметим, что не в меньшей степени, чем средства массовой информации, на стадии регулярной работы мешают писателю книги, те самые книги, которые необходимы в подготовительный период. Бывает, что увлекшись чужими книгами, писатель забывает писать свои. Так жена польского писателя Реймонта отбирала у него книги, чтобы тот не отрывался от писательского труда.

Конечно, книги нужны в процессе работы, как и выписки и Интернет: например, при переводе, если делаешь его на компьютере, мне кажется, удобнее искать слово в on - line словарях. Полезны и электронные энциклопедии, которые, похоже, уже вытеснили талмуды. Здесь я могу повторить то, что написано вначале: необходимо отделить разные процессы друг от друга. Весь необходимый материал в процессе написания должен быть под рукой. Если его не хватает, значит нужно прервать писание и вновь отключиться на собирание материалов.

Первостепенное значение имеет обустройство рабочего места .

Вечным и идеальным маяком здесь может служить Л. Толстой, у которого в рабочем кабинете не было ничего лишнего: стол, стул, письменные принадлежности и бумаги, и книги, только те, которые относились непосредственно к тому, над чем он работал в данный момент. Или, допустим, Гете, превративший свой дом в музей, однако, выделил для работы комнату скромную, как келья, где ничто не рассеивало его внимания.

Будучи богатым, он, конечно, мог себе все это позволить. Но для многих, даже людей т. н. среднего класса, иметь собственный кабинет -- непозволительная роскошь. Хорошо устроился Торо, которому при его непрезентабельных жизненных условиях дневал и ночевал в богатой и удобной библиотеке своего друга Эмерсона. Маркс и Ленин, особенно в эмиграции, работали в публичной библиотеке, где уж точно не было ни отвлекающих радио или телевизора или Интернета.

У многих писателей в ходу прием обустраивать само рабочее помещение так, чтобы уже его внешний вид втягивал в работу. Франс в пору, когда писал свою "Жанну д"Арк", окружил себя огромным количеством предметов из средневековья, а по окончании работы они ему так опротивели, что он умолял своих знакомых освободить его от этого хлама. А когда работал над "Таис Афинской" его комната напоминал музей античной культуры. "Достаточно было немного интуиции, чтобы, не прочитав ни одной страницы Гюисманса, догадаться о его видении мира и о его стиле, войдя лишь в его кабинет. Затянутый алой материей, с гравюрами и картинами голландских мастеров, редчайшими книгами в великолепных старинных переплетах, изделиями из слоновой кости, бронзы, средневековыми вышивками — вот был тот кокон, из которого появился в романе "Наоборот" аристократ Дез Эссент, плод многолетних раздумий автора. Юнг писал свои мрачные "Ночи" при свете свечи, воткнутой в человеческий череп."

Важно устроить вокруг процесса писания своеобразный ритуал .

А также научится делать перерывы. Невозможно только писать и писать

4. Сотрудничайте. Вы будете менее склонны ослаблять своё рвение, если кто-то еще рассчитывает на вас. Например, я веду рубрики на сайтах, куда как журналист должен раз в неделю поставлять материал. Это очень дисциплинирует. Хочешь -- не хочешь, есть вдохновение -- нет вдохновения: пиши