Какая гитара у дэвида гилмора. Дэвид гилмор и его гитары

В связи с тем, что гитар, усилителей, эффектов и аксессуаров существует огромное множество, то поиск звука (“того самого” звука) представляется многим чем-то крайне сложным, даже загадочным. Не будем отрицать, что во многом это действительно так, но, если взглянуть с другой стороны, то это творческое занятие, приносящее огромное удовольствие. В этой статье не удастся сказать, как каждому найти индивидуальный звуковой окрас, но мы представим примеры, которые помогут ориентироваться, возможно, послужат эталоном.

Курт Кобейн

Итак, в первую очередь нужно сузить тематику. Ведь кто-то интересуется музыкой гранж, другим нравится металл, третьим – блюз. При этом у каждого стиля есть свои легенды, поэтому стоит смело читать интервью со своими кумирами и узнавать технические подробности музыкального ремесла. Приведем пример, Курт Кобейн на одной из бесед с журналом Guitar World говорил, что “основа моего звучания – дисторшн BOSS DS-1”. Также, и многие музыканты это знают, что ему крайне по вкусу была педаль перегруза BOSS DS-2. Согласитесь, эта информация уже о многом говорит и великолепно поможет тем, кого интересует стиль игры на гитаре от лидера Nirvana. Как он играл? Фото ярко демонстрирует.

А сейчас отправимся в далекие времена, которые нередко называют эпохой классического рока, и узнаем о других хитростях, дающих удивительное звучание гитары.

Истоки экспериментов с эффектами

Считается, что в 60-х годах создание гитарных педалей (в большинстве случаев это символическое название) набрало активные обороты, особенно благодаря британским командам – The Beatles, The Rolling Stones, The Who, Pink Floyd. Они искали яркости звука, даже анормальности. Электрическая гитара давала огромный потенциал для развития. Хорошим примером служит Pink Floyd и гитарист команды Дэвид Гилмор. На его решениях остановимся поподробнее и отметим, что технические идеи музыканту помогал воплощать в жизнь изобретатель, дизайнер Пит Корниш. Он организовывал эффекты, создавал педалборды.

В 60-70-х многие использовали фузз. Гилмор – один из лучших гитаристов, которые сумели “приручить” этот эффект. Наряду с ним Джими Хендрикс, Джордж Харрисон, Питер Таунсенд и другие легенды. Сама педаль имеет название Fuzz Face. Звук искажается транзисторами и напоминает порой тембр не гитары, а скорее органа. Дисторшн и овердрайв имеют другие характеристики – в определенной степени ограничивается амплитуда, звук становится жестче, но изначальный тембр узнается. Так или иначе, но различные педали дисторшна популярнее фузза, потому что они позволяют играть более чисто, в том числе одновременно на нескольких струнах. Чтобы понять, о чем речь, стоит посмотреть видео, герои которых как раз Fuzz Face от Dunlop, из серии в честь Джими Хендрикса, а также упомянутый перегруз Boss DS-1.

Что касается Дэвида Гилмора, то также известно, что он использовал в конце 60-х действительно простую цепочку эффектов: указанный фузз, wah-wah (квакушку) от Vox и пару других. Для наглядности представляем историческое фото. Естественно, что записи происходили на профессиональном оборудовании. С годами арсенал “примочек” увеличивался, до сих пор Гилмор с удовольствием рассказывает, как ищет звук и дает советы на своем официальном сайте – www.gilmourish.com .

Ну а напоследок отметим, что обучение азам игры на гитаре (в том числе и электрической) рекомендуется проводить на чистом звуке, чтобы лучше прочувствовать инструмент. Можно порой даже не включать усилитель (ночью в полной тишине, к примеру) и просто практиковаться играть определенную мелодию, улучшать звукоизвлечение медиатором и делать упражнения на растяжку пальцев. Ведь как ни крути, эффекты лишь подчеркивают умения гитариста.

23.12.07 Фил Тэйлор: Главный секрет саунда Гилмора - сам Гилмор!

Техник Дэвида Гилмора Фил Тэйлор (Phil Taylor) продолжает об оборудовании, которым пользуется Дэвид, и отвечает на вопросы поклонников-гитаристов.

У модели David Gilmour Strat останется та маленькая кнопка Черного Страта, которая комбинирует датчики грифа и бриджа, как я об этом где-то читал?
Да, она будет у Fender David Gilmour Strat.

Станет ли модель Gilmour Strat серийной продукцией Fender, такой же, как модели Clapton и S.R.V. ?
Да, так запланировано. Об "ограниченном издании" речи не идет. Дэвид настаивает на том, чтобы эта модель, хорошая точная реплика по показателям звучания, настройки, внешнего вила и пригодности для игры, стала доступной по цене. Он не даст Fender разрешения на выпуск ограниченного издания, которое будет раскуплено теми немногими, кто может позволить себе такие вложения.

Правда ли, что дека черного Страта сделана из двух сортов ольхи?
Я не знаю, ведь она, кажется, покрашена в черный цвет.

Как датчики Черного Страта Дэвида соединяются с селектором?
Эта информация есть в моей книге .

Защищает ли Дэвид уши? Если нет, то как у него получается играть громко и не оглохнуть, да еще и иметь прекрасный слух?
Нет, он не пользуется "берушами". Не играйте слишком громко и фокусируйте динамики пониже, то есть не направляйте прямо в уши.

Дэвид пользуется только кабелями Evidence Audio, или он использует их наряду с другими? И почему Вы перешли на Evidence Audio?
Все кабели Дэвида (и для сигнала, и для динамиков) Evidence Audio, и они у меня припасены в криогенной заморозке для масштабных выступлений. Во время все кабели у всех музыкантов на сцене были заменены на такие — и с отличным результатом.

Насколько важным Вам представляется качество кабелей при прохождении сигнала?
Очень важным: ведь по кабелю идет звук от инструмента к усилителю. Качество кабеля может сильно сказываться как на уровне, частотной характеристике, глубине и деталях полезного сигнала, так и на нежелательном постороннем шуме. Это так же относится и к кабелям динамиков.

Я знаю, что у Дэвида два усилителя и две колонки. Они все используются совместно или бывают разные комбинации усилителей и колонок для разных песен?
В основном они используются все вместе. В туре "On An Island" был третий усилитель и колонка для его эффекта Long Delay в "Shine On You Crazy Diamond".

Какие лампы в Hiwatt... EL34s или KT-77?
Mullard EL34 — мы всегда их использовали.

Я присмотрел оригинальные усилители 1970 Hiwatt SA212, но боюсь, что не смогу ухаживать за ними должным образом. Я вижу, что Hiwatt переиздает David Gilmour SA212, это второй вариант. На Ваш взгляд, что мне следует купить, может, даже Fender?
Во-первых, дома Вы наверняка не нуждаетесь в 50-ваттном усилителе — более приемлемы от 3 до 10 Вт. Оригинальные Hiwatt известны как наиболее надежные усилители среди когда-либо созданных, но они слишком мощны для дома. Они бы только работали вхолостую. Лучше использовать что-то поменьше и включать посильнее. (Я пробовал и сравнивал некоторые из новых Hiwatt, — они не звучат так, как прежние.)

Какая часть оборудования Дэвида самая ценная?
Понятия не имею. Спросите у него, когда определитесь с тем, что Вы подразумеваете под "ценным".

Гитара Дэвида 1955 Fender Esquire выглядит довольно потрепанной. Какая у этой гитары биография?
В таком состоянии Дэвид получил ее от Сеймура Дункана (Seymour Duncan) в начале 70-х. Дэвид просто любит этот инструмент и не гнушается его внешним видом. Интересно, что на древесине деки есть следы, из-за которых мы называем ее The Workmate (как скамейки фирмы Black & Decker).

Техника игры Дэвида, особенно его бенды, требует частой замены струн. Но ведь из-за этого значительно укорачивается жизнь колков, тоже требуя их частой смены?
Нет, я так не думаю. Я не знаю, что такое средняя продолжительность жизни колка.

Были ли в красные Stratocaster внесены какие-нибудь изменения, кроме EMG и электроники? Может быть, Pre-CBS или блок Callaham...
Не сейчас. В разное время у них были другие части: бриджи, стринг-три, пружины.

Говорили, что Эрик Клэптон (Eric Clapton) отказался от Blackie потому, что гитара стала непригодной для игры. Может ли такое быть с электрической гитарой, особенно со Stratocaster, который столь ремонтопригоден (сменные грифы, сменная электроника и т.д.)? Если да, то сколько, как Вы предполагаете, осталось жить Черному Страту Дэвида?
Части Stratocaster всегда могут быть заменены. Все переделки для Дэвида описаны в моей книге "The Black Strat".

Если бы Вы могли загипнотизировать Дэвида так, чтобы он подарил Вам три свои гитары, то какие бы гитары это были и почему?
Почему только три?

Я только что узнал на этом сайте [Дэвида], что Дэвид — болельщик "Арсенала" ("Gooner"). А Вы тоже "гунер"?
Manchester United навсегда!

Что, по Вашему мнению, передает "истинную" интонацию Pink Floyd: Pete Cornish P-2 или более новая G-2?
Ни та, ни другая. Дэвид почти никогда не пользовался дисторшн-педалями Pete Cornish — это популярное, но неправильное заблуждение. Они есть в его панели, но только как альтернатива его излюбленным, и как отдельные педали. Он пробовал их, как и многие другие — Rat, Boss HM2 и так далее, но его выбором всегда оставались EH Big Muff, BK Butler Tube Driver и, в прошлом, Fuzz Face или Colorsound Overdriver.

Как Вы считаете, верно ли, что секрет саунда Гилмора — это сам Дэвид? То есть, он мог бы играть на дешевой копии Страта за 80 фунтов и всё равно звучать как Гилмор, или это — только отговорка для тех, кто сталкивается с тем, что "саунд не тот"?
Да, это безусловно верно. В том, как играет Дэвид, соединяются и выбор ходов, и чувство мелодии и темпа, и одновременно напор и утонченность в работе обеих рук с инструментом, и его настройка аппарата, и контроль над ним. Всё это — комбинация того, что и есть его саунд. Говорят, что качество звука может быть достигнуто использованием лучшего звукового оборудования. Но подумайте — звучит ли это как Дэвид, когда он играет на Telecaster, Les Paul, Gretsch Duo Jet или Lap Steel вместо Stratocaster? Однажды мы снимали телешоу с Марком Нопфлером (Mark Knopfler) — он использовал красный Stratocaster Дэвида с усилителем Дэвида и настройками Дэвида, — и на кого же он походил? На Марка Нопфлера, конечно. Как и любой большой гитарист, он сам и есть его звук. Я никогда не слышал, чтобы кто-то походил на Дэвида, потому что этот саунд реально происходит от человека, который его создал. Можно быть похожим только на себя, даже если пытаться имитировать кого-то другого. Это как профессионально пародирующие попугаи, типа группы Роджера Уотерса или кавер-групп Pink Floyd, которые стараются изо всех сил, но не звучат так, как Дэвид. В этом отношении лучше всего подходит аналогия с факсимиле оригинала произведения искусства.


Среди новых психоделических групп, появлявшихся подобно взрыву в Лондоне в 1967 году, был и квартет под названием "The Pink Floyd". В маленьких, прокуренных клубах вроде "UFO" или "Rounhouse" "The Pink Floyd" восхищали лондонскую сцену своими длинными, свободными от всякой формы инструментальными джэмами. Молодые "дети цветов" тащились от захватывающих новых звуков в залах, казалось, качавшихся и поднимавшихся, как пятна многокрасочного жидкого света, стекавшего по стенам вокруг них.

"The Pink Floyd", возможно, были еще более психоделичными, чем "Cream" и "The Jimi Hendrix Experience", дебютировавших в том же 1967 году.

В течение следующего года, однако, группа была вынуждена противостоять быстро ухудшающемуся психическому состоянию Сида Баррета, их блестящего, но нестабильного гитариста и лидера. В 1968 году "The Pink Floyd" избавилась от артикля "The" в названии и от Сида Баррета. Гитарист Дэвид Гилмор, школьный товарищ Сида, заменил его. Бесспорно, "The Pink Floyd" были детищем Баррета и его беспокойный гений позже послужит темой для некоторых из лучших песен группы.

Но тем человеком, чей лиричный гитарный звук создал фирменное звучание "Pink Floyd", и дал им возможность приобрести мировую известность в семидесятые, когда прокуренные клубы уступили свое место огромным аренам и стадионам, был Дэвид Гилмор. Непрерывно развивающиеся инструментальные полотна группы достигли высочайших уровней сложности, прекрасно дополняющие их потусторонние образы, используемые во время концертов.

Guitar World: Существует известная история о том, ка Сида Баррета выгнали из группы в 1968 году: вы все ехали в фургоне на концерт в Саутгемптон...

Gilmour: Да нет, не в фургоне. Мы ехали в "Бентли".

Guitar World: Верно. И вдруг кто-то сказал: "Давайте не будем брать сегодня Сида". Вы можете припомнить, кто это сказал?

Gilmour: Наверное, Роджер. Во всяком случае, не я - я был тогда новичком в группе. Я сидел на заднем сиденье. Возможно, кто-о сказал: "Будем заезжать за Сидом?" А Роджер, наверное, ответил:(заговорщическим тоном) "Нет, давайте не будем". И мы поехали в Саутгемптон.

Guitar World: Вы не ощущали себя на первых порах суррогатом Сида?

Gilmour: Конечно, ощущал. Они хотели, чтобы я играл его партии и пел его песни. Никто больше не хотел их петь, и они выбрали меня. В основном, этим я и занимался, по крайней мере, что касается живых концертов. Я выступал вместе с Сидом всего пять раз. Или, может быть, четыре. Может быть, пятым должен был как раз быть концерт в Саутгемптоне, я не помню точно. Пока все это происходило, мы пытались сделать новый альбом, "A Saucerful of Secrets". Но "вживую" мы не исполняли песен из него, а играли все старые, написанные еще Сидом. Поскольку больше нечего было делать. Это все же было лучше, чем снова играть каверы на песни Bo Diddley.

Guitar World: Что повлияло на решение группы записать такой длинный и сложный для понимания инструментал, как "A Saucerful of Secrets" (1968) ?

Gilmour: Трудно сказать. Я пришел в группу лишь незадолго до этого. Я не думаю, что группа действительно знала, чего они хотят после ухода Сида. "A Saucerful of Secrets" очень много значила для нас, она указала нам путь, по которому идти. Возьмите "A Saucerful of Secrets", "Atom Heart Mother" (Atom Heart Mother, 1970) and "Echoes" (Meddle, 1971) - все логически следует к "Dark Side of the Moon". На создание "Saucerful" Роджера и Ника (Мейсона, ударника Pink Floyd) вдохновило рисование ими причудливых фигур на листе бумаги. Затем мы сочинили музыку, основанную на структуре картины. Мы пытались писать музыку, повторяющую пики и впадины рисунка. Моя роль, я подозреваю, заключалась в попытках придать всему этому немного музыкальности, создать баланс между бесформенностью и четкостью, дисгармонией и гармонией.

Guitar World: Есть различные мнения относительно того, участвовал ли Сид в записи "A Saucerful of Secrets"...

Gilmour: Нет, это все ложь. Сид есть на трех или четырех других песнях из альбома, например "Remember a Day" или "Jug Band Music" (единственная в альбоме композиция, написанная Сидом). Также он немного поиграл в "Set the Controls for the Heart of the Sun". Я думаю, столько же, как и я.

Guitar World: Вы не припомните что-нибудь из тех приемов, что вы использовали для создания необычного гитарного звука при записи песни?

Gilmour: Ну, во время записи средней части "A Saucerful of Secrets" большую часть времени гитара лежала на полу студии. Вам, вероятно, известно, что у микрофонных стоек есть три металлические ножки длиной около фута?

Я отвинтил одну из них и скользил ей по струнам очень медленно вверх и вниз. Другой прием, который я стал использовать чуть позже, заключался в том, что я брал кусочек железа и круговыми движениями водил его поперек струн. Просто перемещаете его и задерживаете в тех местах, где это хорошо звучит, наподобие смычка.

Guitar World: Как вам в голову пришла идея использовать слайд-гитару в инструментале "One of These days" на альбоме "Meddle" (1971)?

Gilmour: Я думаю, я никогда не был уверен в своих способностях относительно собственно игры на гитаре, поэтому я старался использовать все известные мне хитрости.

Мне всегда нравились "сидячие" или педальные стил-гитары, и тому подобное. Единственное, из-за чего я не использовал слайд-гитару постоянно - это та самая "штуковина", которую надо надевать на палец. Это всегда меня раздражало.

Guitar World: Кто сочинил это фирменное вступление в размере 7/4 для песни "Money" на альбоме "Dark Side of the Moon" (1973)?

Gilmour: Это рифф Роджера. К тому времени, когда мы впервые услышали песню, у Роджера уже были более или менее готовы куплеты и слова. Мы всего лишь придумали среднюю часть, гитарное соло и все такое. Также мы сочинили несколько новых риффов - мы задумали размер 4/4 для гитарного соло, а несчастного саксофониста заставили играть в 7/4. Затишье во время второго припева в соло было моей идеей.

Guitar World: Какова была роль продюсера/звукорежиссера Криса Томаса в записи "Dark Side of the Moon"?

Gilmour: Крис Томас принимал участие в микшировании, и его основной задачей было прекращать споры между мной и Роджером по поводу того, как нужно это микшировать. я хотел, чтобы "Dark Side" звучала громко и мрачно, с сильной реверберацией и все в таком духе. А Роджер "задвинулся" на том. чтобы создать очень "сухой", ясный звук. Я думаю, на него повлиял первый сольный альбом Джона Леннона ("Plastic Ono Band"), который звучал очень "сухо". мы спорили так долго, что решили прибегнуть к мнению третьей стороны. Мы оставили микширование Крису, чтобы он сделал его по своему вкусу, с помощью звукорежиссера Алана Парсонса. Разумеется, в один прекрасный день я обнаружил, что Роджер все-таки лезет со своими советами. Тогда и я стал лезть с советами. И с тех пор, мы сидели за спиной Криса, вмешиваясь в процесс микширования.К счастью. Крису была ближе моя точка зрения.

Guitar World: Это был первый альбом, когда возникли трения между тобой и Роджером?

Gilmour: Да трения всегда были, но их еще можно было контролировать до того момента, как мы начали работу над альбомом "The Wall".

Guitar World: Существуют творческие разногласия и открытая вражда...

Gilmour: Существуют творческие разногласия и разногласия, вызванные окончательной эгоцентричностью и манией величия, если вам так угодно.

Guitar World: Оказывала ли на вас при записи альбома "Wish You Were Here" (1975) давление необходимость следовать успеху "Dark Side of the Moon"?

Gilmour: Да, это как раз то, что беспокоило Роджера во время записи. Это напоминает то чувство, с которым мы заканчивали "Dark Side" - "Что мы можем сделать еще, когда все и так уже сделано?" Однако мы смогли преодолеть его. И, с моей точки зрения, "Wish You Were Here" - самый лучший наш альбом. Я действительно люблю его. Я имею в виду, я лучше буду слушать его, чем "Dark Side of the Moon". Потому что на "Wish you Were Here" мы достигли лучшего баланса между музыкой и словами. "Dark Side" зашел слишком далеко в плане значимости текстов. Иногда мелодии игнорировались, были лишь средством для донесения слов до слушателя. На мой взгляд, одной из неудач Роджера является то, что в своем стремлении донести до слушателя текст песни, он пользуется далеко не самыми удачными средствами.

Guitar World: На всем протяжении 70х и 80х каждый следующий успешный альбом "Pink Floyd" становился все более технически сложным. Было ли вам тяжело отражать эту возраставшую сложность на сцене к примеру во времена "Animals" (1977)?

Gilmour: Разумеется, очень трудно. Мы потратили годы, чтобы собрать вокруг себя специалистов для того, чтобы иметь квалифицированную поддержку во всех областях нашейдеятельности. Это всегда было тяжким трудом, зато это отражалось на качестве наших выступлений.

Guitar World: Когда вы чувствовали себя более свободно: в ранний период свободных психоделических экспериментов на сцене или позже, когда вы полагались на тщательно отрепетированную постановку?

Gilmour: Где-то посередине,я полагаю. Шоу "The Wall" было отличным и большим достижением. Но мне пришлось взять на себя роль музыкального директора, если вам угодно, и иметь дело с чисто техническим проблемами для того, чтобы Роджер о них не задумывался. У меня был огромный лист (у нас у всех лежали такие на мониторах или у занавеса), где были записаны настройки моих усилителей и настройки задержки, которые постоянно приходилоь менять. Очень сложно. В коце концов, ты вполне удовлетворен тем, как ты все настроил и как все прекрасно работает, и практически нет недостатков, кроме соло в "Comfortably Numb", где ты можешь сказать себе: "Плюнь, и играй как есть". Сказав это, я должен заметить, что я довольно-таки строго отношусь к форме.

Я люблю мелодичность, я большой поклонник "Beatles", и практически вся музыка, которая мне нравится, блюз, например, играется с соблюдением формы. Абсолютно свободная форма мне не по душе, как, впрочем, и чересчур жесткая.

Guitar World: В то время, как ранние альбомы "Pink Floyd" были концептуальными, "The Wall" (1979) - первый с цельным замыслом. Как вы к этому относитесь?

Gilmour: Мне понравилась сюжетная линия, придуманная Роджером. Хотя и не до конца согласен с ней, нужно было дать ему представить свое видение. У меня был иной взгляд на наши отношения с зрителями, нежели у Роджера. Он не чувствовал связи с аудиторией, сидящей перед ним. У меня была другая точка зрения, она и сейчас не изменилась. Я считаю, что "The Wall" сегодня звучит более злобно, чем она звучала тогда. Она похожа на список людей, которых Роджер проклинает за свои неудачи в жизни, вроде "ты мне испортил то, ты это..."

Guitar World: Как насчет твоего соло в "Comfortably Numb"? Долго ли ты придумывал его?

Gilmour: Нет. Я просто пришел в студию и записал пять или шесть разных соло, а потом действовал по своей обычной схеме: прослушивал каждое соло и помечал себе, какие части хорошо вышли. Иными словами, составил себе таблицу, расставляя галочки и крестики на различных частях, ставя две галочки, если получилось очень хорошо, одну если просто хорошо и крестик, если плохо. Затем я, следуя таблице, поднимаю один регулятор на пульте, потом другой, переходя от фразы к фразе и пытаясь получить действительно красивое соло.

Guitar World: Как бы ты определил свое отношение к гитаре?

Gilmour: Гитара - это инструмент, играя на котором, я могу выразить все свои чувства лучше всего. Я играю не очень быстро, но мне это и не нужно. Это похоже на то, как играет Джон Ли Хукер. Между строчками вокала он просто ударяет по первой струне, и одна нота говорит все.

Расскажи друзьям!


      Дата публикации: 22 марта 2012 г.

Развязка

В принципе, да, конечно, Пинку было не привыкать - первое время он смотрел на себя в зеркало, и в нем отражался Клив Меткалф, потом - Баррет, потом - Уотерс.. Что бы ему еще раз не переродиться?..

Но все же возраст - на момент ухода Уотерса, Пинку исполнилось двадцать с лишним. Что для подростка, каковым он всегда являлся, уже многовато.

И теперь остался просто Гилмор и Уотерс, Мэйсон и Райт. Первые два плевались друг в друга в прессе, последние два были оттеснены этой борьбой куда-то очень сильно в тыл - и ни у одного из них в итоге не осталось сил, чтобы возродить Пинка.

Тем не менее, Pink Floyd как бренд был к тому времени уже чрезвычайно успешным и раскрученным - и потому Гилмор, Мэйсон и Райт продолжили выступать, втроем без Уотерса, выдержав с его стороны пару попыток отсудить право использования этого названия..

К середине девяностых они даже начали работу над следующим альбомом, "Momentary Lapse of Reason" - Гилмор к тому времени приобрел себе чудесный дом на Темзе, вскоре переоборудованный им в студию звукозаписи "Астория", где и была записана большая часть альбома.

"Momentary Lapse of Reason" вышел в свет в сентябре 1987 года.

Отряд не заметил потери бойца - и альбом занял третье место по UK и США.

Со стороны казалось, что Пинк Флойд по-прежнему живее всех живых - однако на деле он стал лишь вторым сольным проектом Гилмора. По его словам, "Ник сыграл на паре тамтамов в одной из песен, а для остальных мне пришлось нанимать других ударников. Рик играл в нескольких фрагментах. В основном же играл на клавишных я, делая вид, что это он."

Стоит ли удивляться, что звук нового альбома, лишенный драматизма и социального пафоса, столь присущих Уотерсу, и музыкальных экспериментов эры Баррета, был ну вот практически идентичен звуку сольных альбомов Гилмора?..

В 90ом году Гилмор развелся. И через год женился снова, на английской писательнице и журналистке тридцати двух лет Полли Самсон. Вскоре пара усыновила ребенка, Чарли, а потом сделала еще троих - плюс к одному у Полли и четырем у Гилмора - Джо, Габриэля и Романи.

В 1994 вышел последний альбом группы Pink Floyd - названный, по предложению Дугласа Адамса, автора "Автостопом по галактике", "Division Bell". Включавший в себя одиннадцать композиций, альбом добрался до первых строчек чартов UK, а в США так и вовсе стал трижды платиновым - хотя и не получил особенно горячего признания у музыкальных критиков. Красной нитью через альбом проходит тема непонимания, плохой связи, символизируемых коротким телефонным разговором между Стивом О"Рурком, менеджером группы и приемным сыном Гилмора Чарльзом в конце заключительного трэка "High Hopes".

Постпозиция

"D ivision Bell" стал последним альбомом группы. Да, издавались еще концертники и бутлеги, собирались еще вместе музыканты, играя старые хиты и участвуя в сольниках друг друга - однако Пинк Флойд остался в прошлом.

Шестого марта 2006 года Гилмору - на тот момент, отцу большого семейства, почетному доктору искусств, командору ордена британской империи и лауреату многих музыкальных премий - исполнилось шестьдесят - возраст, внушающий уважение.

Мне 60 лет, - говорил он газете La Repubblica в 2006. - У меня больше нет желания работать так много.

На свой шестидесятый день рождения он презентовал альбом "On an Island" - весьма отличный от всего, что делалось им ранее, и уж тем более - от классического pink floyd sound. Для сравнения, если первый альбом группы рисовал бездонные от ЛСД глаза Баррета, если «the Wall” описывал очень человеческую душу Уотерса и социальную драму общества, то "On an Island" вообще отрекался от человеческой составляющей - в этом альбоме звучит море, небо, земля, реки, все стихии и природные явления - эдакий «мир без людей». Только за эту прелестную картину альбом заслужил первое место в чартах UK и ряде других европейских стран.

В создании его поучаствовал, что свойственно Гилмору, весьма впечатляющий список весьма впечатляющих людей: гитарист "Roxy Music" Фил Манзанер, Роб Уайат из "Soft Machine", органист Джорджи Фейм, барабанщик Энди Ньюмарк, американцы Грэм Нэш и Дэвид Кросби на бэк-вокале и композитор Збигнев Прейснер - который, впоследствии, выступил дирижером польского симфонического оркестра, игравший с группой на концерте в Гданьске, Польша - по материалу которого был сделан альбом "Live in Gdansk".

Концерт и альбом по нему стал одним из лучших произведений группы - и последней записью для Ричарда Райта, скончавшегося от рака за несколько дней до выхода альбома в свет.

Эпилог

Е сть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. И альбом "On an Island" - яркое тому свидетельство. Однажды Дэвид сказал, рок-звезда перестает таковою быть в тридцать лет. На момент записи "On an Island" ему было шестьдесят.

И несмотря на то, что Гилмор еще отнюдь не планирует бросать творчество (в прошлом году, например, записал донельзя концептуальный альбом с группой the Orb), становится видно, что он все сказал - и очень здорово, если где-то в душе ему звучит свое "Je ne regrette rien"*.

And if you sit don"t make a sound
Pick your feet up off the ground
And if you hear as the warm night falls
The silver sound from a time so strange
- как пелось в одной из его любимых песен, балладе «Fat Old Sun“... Все должно уйти в тишину.

___
* Я ни о чем не жалею (фр.)

Gilmour sound

"Д эвид Гилмор использует помногу эффектов, таких как Биг Мафф и дилэй, но по-настоящему важны его пальцы, его вибрато, его выбор нот и настройка эффектов. Я нахожу странным, когда люди пытаются достичь его звука, копируя его сеты. Неважно, как хорошо тебе это удастся, важно, что тебе не скопировать его личность" - Фил Тэйлор, техник Пинк Флойда [и друг Гилмора, к слову].

За многолетнюю музыкальную карьеру Дэвид Гилмор стал в некотором роде абсолютной величиной гитары - и качество гитарных соло, полагается мне, уже вполне можно начинать мерить в гилморах.

На этом долгом и тяжелом пути он скопил за сотню гитар - не говоря уже об усилителях, педальках, пультах, фирменных сетах и звукорежиссерах...

Всю сотню рассматривать, наверное, смысла нет, однако хочется остановить свое внимание на трех из них:

  • Трехцветный Sunburst Fender Stratocaster (перекрашенный в радикально-черный и выпущенный потом в двух вариациях fender custom shop),
  • Fender Stratocaster №0001 - формально говоря, первый выпущенный страт с самого начала серийного производства.
  • Candy Apple Red "57 - тоже страт, его он, помимо прочего, использовал на туре в поддержку "A Momentary Lapse of Reason", записи живого альбома "Delicate Sound of Thunder", тура "On an Island" (во время исполнения "Shine on..."), на "Пульсе" и в последнем "Division Bell". Гитара снабжена набором активных звукоснимателей EMG SPC (перекомутированных из SA), двумя регуляторами тона и EXG расширителем высот и басов - набор называется DG-20 и является именным сетом Гилмора: перламутровый пикгард и звукосниматели цвета слоновой кости, сделанные из сплава alnico (алюминий, никель, кобальт), специфика звука достигается засчет встроенного синглбакера: двух катушек и магнита.

    Сет DG-20 стоит 310$. Информация на 2007 год - сейчас, с учетом инфляции, где-то под 350$.. Хотя с рук можно купить и дешевле, так что ищущим да улыбнется удача.

    Впрочем, по собственному опыту могу сказать, что характерный gilmourish sound звукоснимателями определяется далеко не в первую очередь - и рецепт звука определяется очень во многом следующими параметрами:

    Педалями эффектов:

    Digitech WH-1 Whammy,
    Dunlop Wah Wah,
    Demeter Compulator,
    Pete Cornish G-2,
    Pete Cornish P-1,
    T-Rex Replica delay,
    Electro Harmonix Big Muff

    Усилителями:

    Hiwatt DR103 All Purpose 100W heads,
    WEM Super Starfinder 200 cabinets,
    Fender 1956 tweed Twin 40w combo.

    Вообще же, welcome to gilmourish.com. Или, пока он закрыт, английская википедия проявляет необычайную осведомленность.

    P.S. Впрочем, помимо сотни гитар, Гилмор играет еще и на басу, клавишных, банджо, гармошке и ударных (например, в Барретовском "Dominoes"). С недавнего времени так и вообще на саксофоне...


  •       Дата публикации: 13 декабря 2011 г.

    Экспозиция

    С писку музыкальных открытий провинциального города Кембриджа может позавидовать не одна столица - и, пожалуй, он не в меньшей мере ответственен за британское нашествие, нежели Лондон. Там, в университетском городе, известном одноименным университетом и восьмьюдесятью семью связанными с ним нобелевскими лауреатами, образовались, помимо Pink Floyd, такие группы как Soft Boys, Katrina and the Waves и Henry Cow, родились Оливия Ньютон-Джон и Мэттью Беллами, «учился» Ник Дрейк и один из сподвижников панк- и инди-рока Тони Уилсон...

    Время было странным - Европа оправлялась после шестилетней войны, в семьях, не разрушенных ею, росло новое, послевоенное поколение, которому суждено было изменить и начать заново музыкальную историю. Уинстон Черчилль выступал в Фултоне, знаменуя эру железного занавеса, а в Великобритании шла реформа образования и здравоохранения - весь мир будто просыпался от тяжелого военного сна и хлопал глазами - "это что же мы сделали?".

    Чета Дугласа и Сильвии Гилмор жила на узкой, поднимающейся в гору Hills rd., в южной части Кембриджа. Дуглас работал старшим преподавателем зоологии в Кембриджском университете, Сильвия была учительницей и киномонтажером (в Кембридже, кстати, с 1977 года проводится один из крупнейших кинофестивалей UK) - не то, чтобы они бедствовали, но и «нуворишами» их можно было окрестить только в шутку. Однажды, 6 марта 1946 года - городок зеленел свежими красками, близился первый в истории кембриджский фестиваль фолка и до летней сессии оставалось еще три месяца - громким криком огласил окрестности их первенец. Назвали Дэвидом.

    Завязка

    В возрасте семи лет Дэйв отправился учиться в близлежащую школу - Perse Upper School, ныне известную музыкальными достижениями своих учеников (на данный момент, она, скажем, содержит три хора, две джаз-банды и три ансамбля: два духовых и один струнный). Тем смешнее, что находясь в столь музыкальном месте, Дэвид и не думал получать музыкального образования..

    На дворе стоял 1960 год - мода на рок-н-ролл завоевала себе поклонников по обе стороны океана, став олицетворением свободы и бунта. Как и вся прогрессивная молодежь того времени, Дэвид заслушивался эпохальной "Rock around the Clock" Билли Хейли и его Комет, наслаждался уже тогда популярными Битлами и Бобом Диланом, вникал в партии изобретателя блюза Лида Белли и его последователя Howlin" Wolf... Когда ему было четырнадцать лет, он взял у соседа свою первую гитару - акустическую, с нейлоновыми струнами, которую хранит по сей день - и начал осваивать на ней эту музыку вместе с приятелем Сидом, учившемся в соседней, чуть ниже по склону холма, школе.

    Спустя два года после получения Гилмором первой гитары он уже играет в блюз-роковом секстете "Joker"s Wild" - бета-версии его будущего коллектива, в состав которого тогда входит его младший брат Питер, Рик Уиллс (которому суждено будет стать басистом Big Company) и саксофонист Дик Пэрри, сохранивший дружеские отношения с Гилмором и игравший потом как с Пинк Флойдом, так и на его сольных альбомах.

    Невзирая на упорство и творческий потенциал, "Дебрям Джокера" (так, к слову, еще называлась британская телевикторина, шедшая с 1969 по 1974 годы и песня группы Ventures, made in 1950) не суждено было добиться серьезных успехов - впоследствии в записи вышло лишь пять песен этого коллектива, да и то, аж на пятнадцатом диске бутлегов Пинк Флойд "A tree full of secrets". Вживую, впрочем, группа добилась чуть большего - и выступала на разогреве у заезжих звезд the Animals, джазового клавишника Зута Мани и, что отчасти даже символично, у набиравших силу лондонских Pink Floyd.

    Впрочем, успех все же не шел - и в возрасте двадцати лет Гилмор решает бросить Кембриджский Королевский колледж, где учится на отделении управления, изучая современные языки, и вскоре уезжает с друзьями в долгое путешествие по Франции и Италии - в попытках схватить с неба свою музыкальную звезду во время живых выступлений на оживленных улицах. Но то ли потому, что играют они, преимущественно, чужие хиты, то ли потому, что вероятность добиться приятного звука посреди оживленной улицы заведомо стремится к нулю, уже спустя пару месяцев они возвращаются из своего первого импровизированного турне домой - причем в более чем побитом состоянии.

    В качестве иллюстрации - картина маслом: после двух недель вынужденной голодовки, побывав в больнице с диагнозом "истощение", в родные края данная веселая компания ехала на угнанном со стройки грузовике...

    Впрочем, пока Гилмор играл в школьных ансамблях и колесил по Европе на угнанном автотранспорте, в Центральном Лондонском Политехе aka University of Westminster созревал перспективный ансамбль Sigma 6. В него, на правах лидеров-вокалистов, входили Кит Нобл и Клив Меткалф - и вскоре примкнувшие к ним Ник Мэйсон, Роджер Уотерс и Ричард Райт. Коллектив играл каверы the Searchers, выступал по клубам и даже, что странно, исправно учился.

    Однако то ли распределение инструментария было слишком фееричным (Уотерс с Райтом на гитарах - где ж такое видано?), то ли креатива им было недостаточно, но вскоре тройка будущих "классических пинк флойдов" оттеснила основателей группы от ее штурвала - а потом и окончательно вытеснила за борт, провозгласив новый музыкальный курс - в эксперименты. А уж когда в 1963 в Лондон на учебу приехал цветущий музыкальными идеями семнадцатилетний Сид Баррет…

    Страшно до жути: а если бы они не нашли друг друга?.. Если бы между Лондоном и Кембриджем было не 70 километров (что там 70, у нас, бывало, и по 700 гоняли, по Е-95-то, туда и обратно), а, скажем, тысяча, если бы в роли барабанщика был не Мэйсон, а техничный профессионал своего дела, если бы басистом был не Уотерс, играющий на большинстве песен одну и ту же ноту через октаву, а какой-нибудь фанат слэп-энд-попа, лишенный пока латентной склонности к тоталитаризму и тирании... Не было Пинк Флойда! Не было бы!

    Пока Sigma 6, вскоре сменившая тысячу названий и укрепившаяся в итоге как Pink Floyd Sound, играли по лондонским клубам за очень скромный, но уверенный, прайс, Joker"s Wild в пятидесяти милях оттуда переживали упадок. Не помогла даже смена названия - они, оседлав мэйнстрим, уже назывались the Flowers - и к 1967-у от них осталось трио Bullitt (с Гилмором на гитаре и вокале, Риком Уиллсом на басу и Уилли Уиллсоном на ударных), так же, впрочем, не снискавшее себе популярности за пределами Кембриджа.

    Пинк Флойды же, напротив, цвели бурным цветом: заключили контракт с EMI, записали первый альбом и пользовались большой популярностью в клубах - и все ничего, коли бы не один факт: Баррету, фронтмену и главному креативщику группы, все сложнее было держать себя в рамках нормы. Поговаривают, ему открылось новое звездное небо в алмазах, недоступное пониманию психически здорового человека - должно быть, виною там был ежеутренний допинг ЛСД и ежевечерний - крошечных таблеточек метаквалона: вместо снотворного и лекарства от кашля.. И после того, как он пару раз простоял на сцене, не издавая ни звука, с остановившемся взглядом и висящими вдоль тела руками, группа, проезжая на концерт мимо его дома, просто его не забрала.

    Это не очень нормально - взять и выкинуть вокалиста и фронтмена прочь. Сейчас сотни примеров, когда скорее фронтмен выкидывает свой бэнд - ибо, в основном, именно он является брендом группы, ее голосом и душой. Однако времена были сильно другие, тем более, что у Пинк Флойдов - еще в бытность их Sigma 6 - как мы помним, уже был некоторый опыт в этом вопросе - поэтому их ничего не остановило.

    Существует народное поверье о том, что Гилмор долго (ну вот серьезно - целый год!) ломался идти в Пинк Флойд - и это-то после многих неудач с the Flowers, брошенной учебы и, главное, несмотря на все возрастающую звездность Пинков. Дело было, конечно, далеко не так - и заблуждение кроется в специфике забугорных календарей.

    Под рождество 1967 года (а за кордоном это, соответственно, двадцать пятое декабря, самый конец года) Пинк Флойды давали концерт в Королевском Техническо-художественном колледже и после его окончания пригласили в группу Гилмора (кандидатура которого уже давно рассматривалась в качестве преемника Баррету) - и вот уже в январе 68, меньше, чем через месяц, тот дал свое согласие. Что, учитывая его тогдашнюю работу натурщика на полставки, в некотором роде, закономерно.