Какие люди идут в монахи. Почему люди уходят в монастырь? Молитва не прекращается ни днем, ни ночью

Так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество - удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской - побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Постриг в монахи

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру - хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков - подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах - в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками - от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь - это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика - подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки - первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва - стоит и мир. Это главная работа монахов - молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм , но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило ;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника , который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество - это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.

Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество - достойное решение ребенка, и поддержка родителей - важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником - человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание - христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу - первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов - тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон - всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие - это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое - обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание - отсечение своей воли перед всеми - старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего - остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Посмотрите виде о том, как уйти в монастырь

Многие невоцерковленные люди недоумевают по поводу того, что молодые здоровые парни или девушки, у которых вся жизнь еще впереди, уходят в монастырь. В обществе прочно утвердилось еще с советских времен, что монастырь - это конец всей жизни. Но сами монахи, улыбаясь, отвечают: «Это не конец, это только начало».

Считается, что в монастырь чаще всего уходят от большого горя. Но тогда непонятно, зачем человеку обрекать себя на еще большие страдания в монастырских стенах? Между тем, все, монахи и миряне, понимают, что за стенами монастыря - покой. Здесь нет тех забот, которые отягощают нас в миру: не нужно каждый день ходить на мирскую работу, готовить, не отвлекают дети, главное, - не нужно заботиться о том, как прокормить семью, сколько денег отложить, а сколько можно потратить. Не нужно бесконечно ходить по магазинам и покупать то еду, то одежду, то мебель, то стройматериалы. Ведь делая все это, мы проживаем драгоценные минуты нашей жизни, хотя потратить мы их можем на что-то гораздо более важное.

В монастыре жизнь проходит, как в одной большой семье: каждый выполняет свою работу добросовестно. Потребности у монахов очень скромные, поэтому не требуется столько времени и сил на обеспечение себя всем необходимым, сколько тратится на это у мирян. Благодаря этому, монахи имеют больше свободного времени на молитву, участие в богослужении, размышления о своей духовной жизни. Несомненно, монашеская жизнь очень тяжелая, полная трудностей и забот, но вместе с тем, она дает возможность близкого общения с Богом, а это огромная радость, ради которой люди идут в монастырь.


Ч то такое монашество

Монашество - это добровольное мученичество, взятие на себя креста и несение его безропотно до конца жизни. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что монах - это воин Христов, ведущий непрестанную духовную битву со своими страстями ради Царствия Небесного.

Человек, желающий принять монашеский постриг, приносит 3 обета:

1.Обет послушания или отречения от своей воли. Он обязуется подчиняться игумену или игумении и духовному отцу, который отныне будет направлять монашествующего в духовной жизни.

2.Обет целомудрия или безбрачия - отречение от супружеской жизни ради Царствия Небесного.

3.Обет нестяжания. Монахи, не имея ничего в собственности, кроме личных вещей, проживают в монастыре и заботятся только о благе обители, а не о личных потребностях.


Еще в Древней Церкви были святые подвижники, которые посвятили свою жизнь молитвенному подвигу: они уходили в пустыню, затворялись в столпах и непрестанно возносили молитвы Господу. Подвижники не желали жить рядом с язычниками и исполнять законов языческих правителей. Например, обязательным для всех римлян было посещение ужасных зрелищ в Колизее. Как могли христиане идти и смотреть, как дикие звери истязают их бедных братьев по вере? Многие убегали в пустынные места от преследований и проживали здесь всю жизнь.

Когда христианство распространилось по Европе, в обществе все еще остались языческие обычаи и нравы. Огорчало то, что распущенность нравов наблюдалась в самом христианском обществе. Стремясь к идеалам христианской жизни, огромное количество верующих предпочло «христианскому» обществу жизнь в общинах со строгими правилами - первых монастырях.

Разница между духовным состоянием общества и евангельскими заповедями по-прежнему очень велика, и по-прежнему есть множество желающих следовать узким путем монашеского подвига за Христом.


Чем занимаются монахи

Сегодня жизнь в монастыре отличается от той, какой она была в древние времена. Кроме ежедневной молитвы, монастыри активно занимаются просветительской, социальной работой, строят храмы и кельи, кроме того, многие из них ведут натуральное хозяйство. Выращивая урожай, вышивая своими руками для мальчиков крестильные наборчики, делая свечи, платки, четки и многое другое в мастерских и на заводиках, они занимаются продажей своей продукции, а на вырученные деньги строят храмы. Монашествующим могут подобрать в монастыре работу по любым способностям и специальности. Это и пение, и продажа церковной утвари, и социальные проекты, и издательская деятельность, строительство, образование, медицина и многое другое.


Брак или монашество - пути ко спасению

Жизнь в браке тоже полна трудностей, поэтому не нужно думать о браке как о чем-то, недостойном самых способных и деятельных христиан. Если жить в браке по евангельским заповедям, то такая жизнь может оказаться даже сложнее, чем в монастыре. Возможно, мама, вырастившая четверо детей, смогла бы исполнять серьезную работу в монастыре и помогать десяткам обездоленных. Но она посвятила лучшие годы своей жизни детям: не имела ни выходных, ни перерывов, заботясь о своей большой семье. В свою очередь, папа семейства мог бы горы свернуть, имея хоть немного личного времени, но он с утра до вечера занят на работе, чтобы прокормить семейство и поставить детей на ноги. Кроме постоянных забот о детях, православная семья призвана еще стать образцом христианской жизни и примером для многих нецерковных семей, а это нелегкая задача.

Несомненно, монашество - подвиг, так же, как и христианский брак, и только сам человек решает, каким путем он пойдет ко спасению.

Что заставляет россиянок становиться монашками

Сегодня мы на волне патриотизма становимся все более набожными — по крайней мере, внешне. А что у нас с женским монашеством — нашим отношением к нему и его к нам? Кто и почему становится монахинями? Есть ли у Бога испытательный срок, а то вдруг желание пройдет? И можно ли вернуться в мир, если оно прошло?

При СССР толковый словарь толковал монашество как зародившуюся при самодержавии «форму пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни, как жест отчаяния и неверия в возможность изменить эти условия». Тогда при слове «монахиня» представлялась разве что пожилая бабуля, так и не избавившаяся от предрассудков прошлого. Сегодня же те, кто отправляются в монастырь, выглядят совсем иначе.

Например, романтические барышни, «книжные» девушки, почерпнувшие свои представления о монастырях из романов и фильмов. Москвичка Лариса Гарина в 2006 году соблюдала послушание в испанском монастыре босоногих кармелиток (одном из самых строгих, с обетом молчания), готовилась к принятию обета и уверяла, что в эти стены ее привела только любовь к Богу. «Это неделю без секса тяжело, — уверяла Лариса, — а всю жизнь — нормально!» Сегодня Лариса счастлива, замужем, мать двоих детей. Юность на то и юность, чтобы ставить эксперименты.

Значительный контингент представляют собой девушки с проблемами, изначально попадающие в монастырь лишь на время. 25-летняя Алина 7 лет назад, в свои 18 пристрастилась к наркотикам. «Родители отправили меня в монастырь на 9 месяцев, — вспоминает она. — Это специальный монастырь, там таких, как я, было 15 послушниц. Тяжело было — вставать до рассвета к заутрене, целый день молиться и в огороде ковыряться, спать жестко... Некоторые сбежать пытались, ходили в поле какую-нибудь траву найти, чтобы хоть чем-то «убиться». Через какое-то время организм, видимо, очищается. А еще чуть позже наступает просветление. Я хорошо помню это состояние: как пелена с глаз падает! Я полностью пришла в себя, пересмотрела свою жизнь — и родители меня забрали».

— Монастырь — это еще и своего рода реабилитационный центр для людей «заблудших»: пьющих, бездомных, — подтверждает слова Алины духовник Богороднично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря отец Павел. — Заблудшие живут и работают в монастыре и пробуют начать нормальную жизнь.

Среди уходивших в монастыри немало и известных людей. Например, младшая сестра актрисы Марии Шукшиной Ольга, дочь Лидии и Василия Шукшиных. Сначала Ольга пошла по стопам родителей и снялась в нескольких кинофильмах, но вскоре поняла, что в этой среде ей некомфортно. Смысл жизни молодая женщина нашла в Боге, жила при православном монастыре в Ивановской области, где некоторое время воспитывался ее больной сын. Ольга несла «послушание» — помимо молитв пекла хлеб и помогала по монастырскому хозяйству.

В 1993 году оставила сцену и ушла в монастырь актриса Екатерина Васильева. В 1996 году актриса вернулась в мир и в кино и объяснила причину своего ухода: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала…» Супруг Васильевой, драматург Михаил Рощин, после развода с которым она и покинула мир, уверял, что монастырь излечил его бывшую жену от алкогольной зависимости: «В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира — и он помог ей вылечиться. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».


В 2008 году народная артистка России Любовь Стриженова (мать Александра Стриженова) поменяла мирскую жизнь на монастырскую, дождавшись, когда вырастут ее внуки. Стриженова ушла в Алатырский монастырь в Чувашии.

Знаменитая актриса Ирина Муравьева не скрывает своего желания скрыться в обители: «Что чаще всего приводит в храм? Болезни, страдания, душевные муки... Вот и меня к Богу привела скорбь и щемящая пустота внутри». Но духовник актрисы пока не разрешает ей покинуть сцену.

Отправляюсь в подворье Новоспасского мужского монастыря в ближнем Подмосковье, известный тем, что принимает послушниц, а также предоставляет приют женщинам — жертвам домашнего насилия. Притом что сам монастырь — мужской.

Сообщаю батюшке, что приехала посоветоваться насчет 20-летней племянницы Лизы — мол, хочет уйти в монастырь и никаких уговоров не слушает.

Батюшка, отец Владимир, успокаивает:

— Вы приводите ее. Взять не возьмем, но поговорим непременно. Наверняка безответная любовь была. Возраст располагает... Нельзя ей в монастырь! К Богу нельзя приходить от горя и отчаяния — неразделенная ли это любовь или еще что. В монастырь приходят только от осознанной любви к Богу. Вон у матушки Георгии спросите, она 15 лет назад в сестричество пришла, хотя все у нее было хорошо — и работа, и дом полная чаша.

Сестру, а ныне матушку, в монастыре названную в честь Святого Георгия, в миру звали по-другому. Несмотря на черные одеяния и отсутствие макияжа, выглядит она лет на 38-40.

— В 45 пришла, — лукаво улыбается матушка, — а сейчас мне 61-й год пошел.

То ли взгляд просветленный дает такой эффект, то ли лицо расслабленное, доброе... Интересуюсь, что же привело ее к Богу?

— Вот у вас цель в жизни есть? — отвечает матушка вопросом на вопрос. — И какая она?

— Ну, жить счастливо, любить детей и близких, пользу обществу приносить... — пытаюсь формулировать я.

Матушка Георгия кивает головой: «Хорошо, а зачем?»

И как я ни стараюсь подобрать к своим, вроде бы благородным, целям объяснение, все время встаю в тупик: действительно, а зачем? Получается, что вроде как и цели мои не высокие, а суетные. Мелкие хлопоты — все затем, чтобы жилось комфортно, чтобы ни совесть, ни нищета не тревожили.

— Вот пока цели своей земной жизни не осознаешь, в монастыре делать нечего, — резюмирует матушка Георгия, а отец Владимир одобрительно улыбается. — Я пришла, когда вдруг одним прекрасным утром поняла, для чего живу. И проснулась с четким пониманием, куда мне идти. Даже не пришла в монастырь, ноги сами принесли. Все бросила, не задумываясь.

— И неужели ни разу не пожалели?

— Это такое состояние, когда ты ясно видишь свой путь, — улыбается матушка. — В нем нет места сомнениям и сожалениям. А Лизу свою приводите, мы с ней поговорим, расскажем, что не надо ей от мирской суеты отказываться — рано еще. Идти в монастырь только из-за неприятностей в личной жизни не годится! Да и от юной плоти все равно будут искушения, не до молитвы ей будет. Но поговорить надо непременно: а то если упрямая, секта какая заманить может.

— Вы молодых вообще, что ли, не берете? А вот эти женщины кто? — указываю на группу женщин в черных одеяниях, работающих на приусадебном хозяйстве. Некоторые из них кажутся молодыми.

— Есть те, кто пострига ждет, — поясняет батюшка, — но они давно тут послушницами, уж проверили свою любовь к Господу. А вообще до 30 лет женщине обычно настоятель благословения не дает. Есть те, кто просто послушание несет, они всегда могут уйти. А есть те, кто от мужа-изверга сбежал, они вон там живут, некоторые с детишками, — батюшка указывает на отдельно стоящий бревенчатый дом. Мы каждую приютим, но, чтобы как-то жить, надо трудиться в монастырском хозяйстве.

— А есть такие, кого принципиально не берут в монашки?

— Противопоказания примерно такие же, как к вождению, — улыбается батюшка, указуя перстом на свое авто. — Эпилепсия, психические отклонения и нетрезвый ум.

Но от какого же такого счастья может потянуть в монастырь, если от горя и разочарований нельзя? Мои беседы с теми, кто лишь собирался в монастырь или побывал, но вернулся в мир, показывают, что от хорошей жизни такие мысли не приходят.

У москвички Елены попала в страшную аварию взрослая дочь. Пока за ее жизнь боролись в реанимации, она поклялась, что уйдет в монастырь, если девушка выживет. Но дочь спасти не удалось. Через год после трагедии Елена признается, что иногда ей кажется, что дочь умерла, чтобы избавить ее от монашества. Потому что Елена рада, что ей не пришлось исполнить свое обещание и отказаться от мирской жизни. Сейчас осиротевшая мать корит себя за то, что тогда не сформулировала свою мысль иначе: пусть дочь выживет — и мы будем вместе жить полной жизнью и наслаждаться ею.

32-летняя саратовчанка Елена признается, что год назад хотела уйти в монастырь, депрессию вызвали серьезные осложнения после операции. Сегодня Лена счастлива, что нашлись добрые люди, которые сумели ее отговорить:

— От этого шага меня удержал мой духовник, а еще родные, близкие, друзья и психологи. Батюшка мне попался хороший, он меня выслушал и сказал: у тебя семья — это самое главное! И посоветовал обратиться к православному психологу. Сегодня я понимаю, что мое желание уйти в монастырь было лишь попыткой убежать от реальности и не имело ничего общего с истинным желанием придти к Богу.

— Стремление девушек в монастырь — чаще всего попытка самореализации таким образом, — подтверждает Эллада Пакаленко, психолог с редкой «православной» специализацией. Она является одним из немногих специалистов, работающих именно с «монашеством» — теми, кто хочет уйти от мирской жизни, но сомневается. К Элладе приходят сами, иногда приводят родственники, которым не удается самостоятельно отговорить близких от такого шага. Именно Пакаленко помогла Лене из Саратова избежать монастырской кельи. Эллада знает, о чем говорит: она сама в 20 лет ушла в Донецкий монастырь послушницей.


Эллада Пакаленко. Фото: из личного архива

— Вообще повальным бегством в монастыри всегда сопровождается экономический кризис, геноцид и перенаселенность, — утверждает Эллада. — Если обратиться к истории, видно, что массовые исходы мирян всегда происходят на фоне и как следствие больного социума. А массовый исход женщин — верный признак давления на них. Это происходит, когда женщины перестают справляться с поставленной перед ними задачей и хотят сбросить с себя груз ответственности, доверившись Богу. А у нас исстари девочек воспитывают с очень высокими требованиями: она должна быть и жена, и мать, и красавица, и образованная, и уметь детей прокормить. А мальчики вырастают безответственными, ощущая, что они сами по себе — счастье и подарок для любой женщины.

Православный психолог уверена: уход в монастырь замещает женщине нереализованную любовь:

— Как показывает практика, в монастырь идут девушки вовсе не из воцерковленных семей, а эмоционально закрытые, с низкой самооценкой и со слабой сексуальностью, полагая, что только в монастырских стенах они будут «поняты». Они не понимают, что это не выход и уж тем более никакое не благо Богу. Для усмирения плоти монастырь тоже не лучшее место: девушкам с нормальной сексуальностью, пытающимся ее таким образом подавить, в монастыре будет тяжко. В том смысле, что они не обретут там успокоения, которого ждут.

Пакаленко рассказывает, что посещала много монастырей, беседовала с послушницами и монахинями и может точно сказать, что приводит вчерашних беззаботных девчонок в кельи. Это плохие отношения с родителями, особенно с матерью, заниженная самооценка и перфекционизм.

— В одном монастыре я увидела таких монахинь, что Голливуд отдыхает! — вспоминает Эллада. — Высокие, стройные девушки модельной внешности. Оказалось, и правда — вчерашние модели, содержанки богатых людей. И такой вызов у них и в глазах, и в речах: «Мне здесь лучше!». Для молодых монастырь — это всегда убегание от проблем, от неудач. Попытка «смены координат» в собственной жизни, чтобы к ним относились иначе. Это не плохо, но это не про истинную веру, а про то, что у этих девушек нет другого инструментария, чтобы изменить свою жизнь — не унывать, работать, учиться, любить. Это про слабость и отсутствие воли к жизни, а вовсе не про любовь к Богу. Хорошие духовники таких отговаривают. А вот всякие секты, напротив, ищут и заманивают. Сектам всегда нужна свежая кровь из разочарованных, отчаявшихся, морально неустойчивых. И они всегда заманивают именно тем, что сулят избранность: «Мы особенные, мы другие, мы выше».

Эллада рассказывает о собственном пути в монастырские стены. Дело было в ее родном Донецке, ей было 20, она была статная и красивая девушка, пользовалась повышенным вниманием мужчин, за что в строгой семье ее постоянно упрекали. В какой-то момент ей захотелось паузы — внутренней тишины, чтобы познать себя. И она убежала в монастырь. С тех пор прошло 20 лет, и Эллада уверяет, что путь назад из монастыря есть. Хотя он, безусловно, нелегкий.

— Я знаю, что такое жить в монастыре послушницей, а потом понять, что это не твое, и уйти оттуда и вернуться в эти стены только в качестве специалиста — «отговаривателя» от монастыря. Сейчас мне 40, я учу людей верить в Бога и соблюдать его заповеди, а не отгораживать себя от внешнего мира просто потому, что нет сил получить то, что хочется, противостоять насилию, злу, боли.

Эллада вспоминает, что при монастыре кроме послушниц и монахинь жили и просто женщины с детьми, которым некуда было идти. У всех обитательниц монастырских стен были свои истории, но в постриг сразу не брали никого. Нужно было пробыть в обители от полугода и, если желание сохранялось, испросить благословения настоятельницы. В основном это были простые женщины, без особых запросов и образования.

Эксперт по православной этике и психологии Наталья Лясковская признает, что после наступления кризиса женщин, желающих удалиться от мира, стало больше. И выделяет 5 основных типажей «кандидаток в монашки».


Наталья Лясковская. Фото: из личного архива

1. На сегодняшний день чаще всего становятся монахинями воспитанницы монастырей. В России существует множество приютов, где находят защиту, заботу и уход девочки-сироты, потерявшие родителей, дети из неблагополучных семей. Эти девочки растут в женских монастырях под опекой сестер во Христе, которые не только заботятся о физическом здоровье своих воспитанниц, но и душевном — к детям относятся с той любовью, которой они были лишены. По окончании средней школы они могут выйти из стен монастыря, найти свое место в социуме, что нетрудно при обретенных навыках. Однако часто девушки остаются в родном монастыре на всю оставшуюся жизнь, принимают постриг и, в свою очередь, работают в приютах, домах престарелых, в больницах (по послушанию), в школах — а при монастырях есть и музыкальные, и художественные, и гончарные, и другие школы, не только общеобразовательные и церковно-приходские. Эти девушки не мыслят себе жизни без монастыря, вне монашества.

2. Вторая частая причина, по которой приходят в монастырь уже взрослые девушки и женщины, — большое несчастье, перенесенное в миру: потеря ребенка, смерть близких, измена мужа и т.п. Их принимают на послушание, если в течение долгого времени женщина все еще хочет стать монахиней и матушка-настоятельница видит: из нее получится монахиня, ее постригают. Но чаще всего такие женщины постепенно приходят в себя, обретают в монастыре душевные силы и возвращаются в мир.

4. Есть еще одна категория женщин, над которыми все чаще берут опеку наши монастыри. Это женщины, не сумевшие встроиться в социальную модель общества или по каким-то причинам выброшенные на обочину жизни: например, потерявшие жилье по вине черных риелторов, изгнанные из дому детьми, пьющие, борющиеся с другими зависимостями. Они живут в монастыре, кормятся при нем, работают по силам, но монахини из них получаются крайне редко. Нужно пройти большой духовный путь, чтобы в таком человеке возгорелся монашеский дух.

5. Иногда встречаются экзотические причины: например, я знаю одну монахиню, которая пошла в монастырь (кроме искренней душевной расположенности к монашескому образу жизни) из-за уникальной библиотеки, которой располагала обитель, избранная ею. В одном из сибирских монастырей есть девушка-негритянка, она приехала в Россию специально для того, чтобы стать монахиней и «жить в тишине»: на ее родине ей приходилось жить в негритянском гетто, где день и ночь стоял ужасный шум. Девушка приняла святое крещение и вот уже четыре года как постриглась в монахини.


Отец Алексей Яндушев-Румянцев. Фото: из личного архива

А отец Алексей Яндушев-Румянцев, префект по учебной и научной работе высшей католической духовной семинарии в Санкт-Петербурге, так объяснил мне истинное женское монашество:

«В избрании женщинами монашеского пути церковь видит особое благословение — как и всегда, когда ее чада посвящают себя молитве и духовному подвигу за мир и за все человечество, ибо в этом и есть любовь к ближнему. Сегодня, как и во все предыдущие эпохи, начиная с раннего Средневековья, среди людей, посвящавших всю свою жизнь служению Богу и молитве, большинство были женщины. Опыт нашей жизни говорит о том, что, будучи по природе деликатными и беззащитными, женщины на самом деле нередко являются более сильными и несравненно более самоотверженными личностями, нежели мужчины. Это сказывается и на их жизненном выборе».

М ир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

П риоткрывая завесу монашеской жизни, публикуем ответы на следующие вопросы, касающиеся ухода в монастырь и последующей иноческой жизни:

П очему люди идут в монастырь? Какие люди идут в монастырь?

К аковы причины, влекущие человека оставить мир и уйти в монастырь?

К то такие монахи и чем они занимаются? В чем разница между монахом и мирянином? В каких словах можно выразить содержание жизни монаха?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«В монастырь идут и монахами становятся люди, прежде всего, мудрые и смелые.

Сначала о мудрости. Все мы знаем, что Бог есть, знаем, что во всей вселенной нет никого и ничего, что могло бы с Ним соперничать. Он над всеми, занимает самое важное, господствующее место в системе ценностей.

Здесь мысль большинства из нас останавливается. Но есть люди, которые не боятся думать дальше. Раз нет ничего выше Бога, значит, и в моей жизни Он должен быть на самом главном месте, исполнение Его воли должно быть главным делом моей жизни, а все, что мешает этому, нужно из жизни убрать. Так рассуждает человек, решившийся на монашество.

Если у человека хватает решимости и последовательности, то он идет в монастырь, где жизнь всех и каждого, полностью направлена на угождение Богу, а все, отвлекающее от этого, отсечено. Согласитесь, это смелый поступок, и большая часть из нас на него не способна.

Итак, желание максимально угодить Богу — одна из причин, приводящих человека в монастырь. Другая — покаяние. Искреннее раскаяние в своих грехах — это не просто сожаление о случившемся когда-то, это еще и изменение своей жизни с целью не допустить ничего подобного впредь. В монастырь идут люди, стремящиеся не только не повторять грехов, но совершенствоваться в добродетелях.

Монашество — это не какой-то особый вид Православия. Каяться и угождать Богу должен любой христианин. Поэтому, и у мирских людей, и у монахов, направление жизни одно то же. Единственное значительное различие — то, что монахи берут на себя обет (обещание Богу) безбрачия, а мирские — нет.

Монах, кроме упоминавшегося обета безбрачия, дает еще два обета — нестяжательности (отказ от личного имущества) и послушания (отказ от своей воли). Обеты эти пожизненные.

Прежде, чем стать монахом, человек продолжительное время (обычно, не менее трех лет) живет в монастыре. Этим испытывается его решимость, твердость намерения стать монахом. Затем совершается постриг — чин, после которого у человека начинается новая, монашеская, жизнь.

Давайте поясню на светском примере: вы любите рисовать. Очень любите. Вам хочется рисовать каждый день. Вам нафиг не сдалось рисовать по заказу. Вам тем более нафиг не сдалось идти в иллюстраторы и работать на яхту Абрамовича. И вам совсем-совсем нафиг не сдалось работать менеджером чтобы рисовать по выходным между стиркой и уборкой, поскольку по вечерам нет времени засесть, разложиться.

Вот поэтому у художников есть резиденси, удаленка, гранты, патронаж, рынок и так далее. Чтобы заниматься этим на нормальных условиях и все время.

Так вот, у нас вместо рисования будет духовная жизнь. Для нас это специальность и отдых одновременно. Вся пирамида Маслоу в одном флаконе – да еще, по одним сведениям, с возможностью спасения души (вариант: избавления от страданий).

Мы там, где нам интересно. У нас тут тонны литературы, воздух, близость природы, творчество, чревычайно хорошее пропитание и время со всей сосредоточенностью ковырять бытие. Мы живем так, как половина людей в городе мечтает жить и боится, и не имеем ни малейших угрызений совести, поскольку убеждены в индивидуальной важности этой работы.

Ради чего мы должны от этого отказаться – ради ежедневного греха, бегства за капиталом, шума, отсутствия времени на душевную работу? Серьезно? Давайте лучше вы к нам.

Прям характерно для "духовных" людей, что не могут прямо, по-человечески написать, тянет на иносказания, примеры какие-то. Ещё и за анонимностью спрятались зачем-то. Лукавите вы, любезный, в общем, аки бес. И важностью своей работы прикрываете что-то гораздо менее лицеприятное, о чём вам совесть ещё напомнит. Врать себе - это ваше личное дело - вам с этим жить, а вот миряне и капиталисты тут точно со-о-овсем ни при чём.

Ответить

Прокомментировать

Так как в вопросе конкретная религия не затрагивалась, то ответить можно об общей психологии иночества. Некоторым людям не интересны государство и общество, как таковые. Всё это кажется ненужной помехой, заслоняющей солнце. Такие "ништяки" общества, как брак-семья, труд-успех, компания-признание - не привлекают так же, как сладкоежку солёное. Этим людям не верится в цивилизацию, как цель бытия. Не то, чтоб другие убеждения запрещали - а просто не верится. Одним словом, есть люди с другими бытийными целями. Это до-религиозное основание иночества. (К слову, иногда религиозным оно и не становится, остаётся "хикканским"). И тут комментаторы уже показали свою нетерпимость к такому. Их даже можно понять: бесит, когда кто-то рядом с тобой реальность твою игнорирует, да ценности твои не ценит.

Думаю, будет разумнее если на этот вопрос ответят сами монахи и целибатники. Отправил запросы экспертам, м б ответят. Было бы интересно почитать. Я лишь попытаюсь описать типажи из которых можно понять причины их ухода. Я никого не очерняю и никого не превозношу, пишу то, как вижу и как думаю.

    Социофоб и по совместительству религиозный фанатик, у которого не сложилось с личной жизнью, возможно, что и не могло сложиться изначально. Нельзя критиковать таких людей лишь по той причине, что они такие, но с другой стороны это хорошо, что они ушли от общества. Не надоедают обществу и им самим комфортно. Такие монахи и монахини, резкие, колкие, никогда не улыбаются и по большому счету я бы даже описал их как агрессивных. С другой стороны, попытавшись их понять, может быть эта неблагосклонность понятна. Он ушел от мира, а я и мои коллеги (люди из мира) пришли к нему в зону комфорта и у него из-за этого дискомфорт. Ну это моя догадка, я уж не знаю, что у него в голове творится, да и желания большого нет.

    Радикальный альтруист у которого мирская (светская) жизнь не сложилась. Да, бывают такие примеры в жизни. Они на оборот улыбчивые, постоянно кипят в работе (к слову, если кто-то думает, что в монастырях монахи лясы точат и только молятся - это не правда, у них очень много работ, которые называются послушаниями), даже могут поднять настроение хорошими беззлобными шутками. Очень пацифистичные люди, мухи не обидят. Таких, к сожалению меньше. Впрочем, думаю, именно такой типаж к счастью остается в обществе, т е в миру, в больше степени. Я такими людьми восхищаюсь, т к таким людям действительно тяжело. Мало того, что они ушли от общества, так еще вынуждены терпеть выходки других монахов по разряду муштры и банальной человеческой тупости. Однако, они все-равно остаются на позитиве, летают в облаках и эти пиявки им вреда причинить не способны. Хотя, думаю, они все-равно подвержены обидам, как любой человек.

    Самые обычные люди, как и вы. Просто у них в жизни произошла какая-то беда, к примеру, супруг\супруга погиб(ла) в автокатастрофе, или не нашли себя в жизни обычной, стали замкнутыми, или проблемы с репродуктивной деятельностью\либидо и им просто в миру делать нечего.

    Церковь - пристанище для юродивых, по этому, в монастыре есть люди с самыми разными психическими заболеваниями. Я не имею ввиду, что все монахи душевно больные, я лишь пишу, что есть и такие. Конечно, они выбрали не лучший способ терапии, но думаю такие вещи и не лечатся, а человек все-равно хочет наполнить свою жизнь смыслом, вот нашел этот смысл в религии.

    Люди, которые можно сказать уже прожили свою жизнь, отпраздновали юбилей в 50 копеек и в силу своих религиозных рвений решили посвятить свою оставшуюся жизнь религии на старости лет. Ну не хочет человек в дом для пенсионеров, имеет на это право.

    Сейчас конечно таких монахов уже нет, т к социокультурные взаимоотношения изменились, но раньше были монахи, которые были вынуждены стать монахами что бы сохранить себе жизнь, к примеру. В средневековой истории таких примеров полно.

    Церковные карьеристы. Видите ли, если человек монах, это не значит что он хороший человек и уж тем более что он хороший монах. Как правило, такие в монастырях и не задерживаются, но монахами являются.

    По глупости. Это вариант для людей начиная от молодых совсем заканчивая ну порядка возраста около 45. Возраст, когда человек может творить\трудиться\жить семейной жизнью, уделять свое существование другим людям, но ставит на себе крест, разочаровывается и уходит сходить с ума в одиночку. Фактически можно задать вопрос "Почему люди уходят в тоталитарные секты?" мотивы будут весьма схожими в данном случае. Именно таких людей, думаю, нужно отговаривать и спасать от такой участи.

Может что-то упустил, что вспомнил, то написал. В завершение хочу отметить, что если человек монах, то это не основание для того, что бы им восхищаться. Вы понятия не имеете что у него творится в голове, почему он стал монахом и что сделал в мирской жизни. Вообще официальное мнение Церкви (по крайней мере православных Церквей, думаю, что и римо-католической тоже) таково, что монашеская жизнь ни разу более святой ни является, чем жизнь обычного мирянина. Это как в тибетской пословице, которая гуляет по интернету "Легко быть святым, сидя на горе Тайшань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре" - вот это весьма в тему. Жить в обществе куда сложнее, тут громадное множество проблем и искушений. У монаха, может быть, только один единственный дискомфорт в отсутствии того, что у него нет своей женщины, отсюда у него вырастает столько психозов. У человека семейного проблем столько, что нужно терпеть свою же женщину, воспитывать детей и постоянно следить за собой, что бы его комплексы не терпела его жена и его же дети, а еще работа, назойливые родители и т. д. Сумасшедший круг проблем, который в монастыре просто отсутствует. К слову монастырь это впринципе не лучшее место. Любое место это главным образом люди, а эти люди ушли от общества, а вы это общество пытаетесь им принести к ним же в монастырь. Так вот, когда мне впаривают, что кто-то хочет пожить в монастыре аля помедитировать\помолиться\подумать о жизни мне становится смешно. По моему, лучший способ помедитировать и разрядить весь накопившийся шлак в жизни - это кружка пава с лучшим другом за разговором о жизни или рыбалка, к примеру. Ну а ходить в Церковь молиться никто не запрещает, не при коммунистах же живем. Ну и еще, однозначно можно отметить, что человек в монастырь уходит не из-за хорошей жизни. Так что монахов счастливыми людьми я называть не стал бы, впрочем, я не отрицаю того, что монахи могут обрести свое собственное счастье в монастыре.вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
(Иоан.6:26,27)

Даже ответ, который стоит в шапке от монашествующего "анонима" отчасти это подтверждает: "свежий воздух, полный пансион, хороший вид из окна, кормят - чрезвычайно хорошо и можно на досуге по философствовать о бытии и т.д. И как бонус - обещают вроде спасение - что еще нужно, полный пакет!?!?"

Поэтому иногда не совсем верные мотивы могут со временем корректироваться и т.д. Но это - приход к Самому Христу, но ведь Монастыри это не Сам Христос, это некая общность со своими уставами и правилами, которая сама по себе не совершенна поэтому тут сложности увеличиваются. Почему я так говорю? Потому что есть очень много свидетельств того, что в монастырях не все так чинно и благородно, но существуют перегибы, существуют манипуляции, существуют помноженные людские слабости, которые делают спасение для человека с мира еще сложнее. Чтобы не быть голословным приведу некое свидетельство от одной бывшей послушницы.