Когда наладится терморегуляция у грудничка. Терморегуляция у младенцев

Было бы весьма самонадеянным утверждать, будто младенец представляет собою обыкновенную уменьшенную копию взрослого человека, - это не так, причем не только в силу отсутствия у подобных крох умения ходить, говорить и т.п. Многие реакции организма у них значительно отличаются от того, что происходит у зрелых людей, - в силу несовершенства механизмов, влияющих на них; яркий тому пример - своеобразная терморегуляция у новорожденных.

Терморегуляция новорожденных сходна с аналогичным механизмом у остальных людей тем, что управляется особой структурой - гипоталамусом, расположившимся фактически в центре головного мозга. Этот орган получает должную информацию о температуре тела посредством нервных окончаний, а далее отдает нужным системам организма команды задействовать то или иное средство для повышения/понижения температурных значений. Однако в случае с младенцами данная система еще только проходит становление, и ее реакция не столь хорошо отработана, как у здоровых взрослых, к тому же, теплообмен с окружающей средой у первых осуществляется несколько иначе, нежели у последних.

Фактически любой специалист-медик наверняка скажет, что основными механизмами подобного теплообмена служат теплоотдача и теплопродукция, и, в частности, последняя у едва появившихся на свет крох разительно отличается от аналогичного процесса у зрелых людей. Она становится возможной за счет расщепления так называемого бурого жира, которые имеются только в детском организме (у взрослых наличествует иной тип липидных тканей - белые, образующие жировые прослойки и самостоятельно никоим образом не распадающиеся). Подобных клеток у доношенных младенцев в среднем порядка 3-8 процентов от общей массы (у недоношенных их бывает и меньше), и их распад для создания тепла активно стимулируется гормонами щитовидной железы. Уникальность такого процесса заключается в том, что он происходит при минимально возможных затратах энергии самим организмом (что чрезвычайно важно для новорожденного, ведь ему есть, на что еще тратить силы) и максимальной продуктивности.

Бурые жировые клетки начинают образовываться у еще не родившихся крох примерно на 26-й неделе гестационного срока и располагаются обычно между лопатками, около шеи и вокруг ряда внутренних органов, а единственная функция таких клеток - предохранение от переохлаждения.

По большому счету, по-настоящему теплообменные процессы у детворы достигают "взрослого" уровня лишь к младшему школьному возрасту, когда активную роль в них начинает играть нарастающая мышечная масса. В первые же годы существования на земле у ребят преобладает химическая терморегуляция; у новорожденных, в частности, весьма высок уровень метаболизма, из-за чего их тела подвержены быстрому перегреву, да и внутренняя температура тела у них и даже у младших дошкольников довольно высока. Необычайно интересен способ реакции младенческого организма на излишнее охлаждение: кроха начинает совершать хаотичные быстрые движения, цель которых - обеспечить ему возможность согреться.

Впрочем, ввиду ряда особенностей терморегуляции новорожденных, в условиях достаточного ухода за ними вероятность перегреться у них в разы выше, нежели риск переохлаждения, ввиду несовершенства другого механизма теплообмена - теплоотдачи. У взрослых "сбрасывание" лишнего тепла происходит через активную работу потовых желез и выделение ими жидкости (пота), а у младенцев данная система еще фактически не функционирует. Это - одна из причин нередкого, особенно в первые месяцы жизни маленького человека, явления, называемого физиологическим повышением температуры до +37,1-37,5 градусов (а то и до +38) - к примеру, из-за того, что кроха просто поспал под слишком теплым одеялом. Функцию избавления от избытка тепла у такого крохи берут на себя респираторные органы: ребенок начинает быстро и как бы "судорожно" дышать, выделяя теплые пары; такие процессы родителям и другим взрослым весьма важно отслеживать и не допускать развития из-за них проблем в детском организме.

Современные педиатры утверждают: определить, холодно ли младенцу, возможно, приложив руку к области чуть ниже его шеи (если там кожица теплая, значит, вышеупомянутой проблемы нет); а вот холодные конечности - отнюдь не показатель в этом плане, а очередные "бабушкины" россказни.

Механизму терморегуляции новорожденных (и ее составляющим - теплоотдаче и теплопродукции) предстоит пройти довольно долгий путь развития, который продолжится вплоть до школьного возраста, и чрезвычайно важно в этот период не навредить малышу излишним перегревом или переохлаждением.

Работа систем новорожденных детей еще не стабильна: кишечник только начинает заселяться микрофлорой, глаза учатся видеть, а уши — слышать. Не налажена и терморегуляция грудничков, привыкший находиться в теплой утробе, организм малыша еще не скоро приспособится к новым условиям.

Система терморегуляции позволяет нам поддерживать постоянную температуру тела при разных условиях за счет определенных механизмов.

Если окружающая среда прохладная, начинается активное расщепление жиров и углеводов, образующее энергию, которая идет на обогрев. Когда этого механизма не хватает, чтобы держать нужную температуру тела, подключаются мышцы, — за счет их дрожи человеку становится теплей.

Если же вам жарко, то для охлаждения организм направляет кровь ближе к коже. Таким образом, расширяются сосуды у поверхности тела, и лишнее тепло отдается окружающей среде. Если этих мер не достаточно, начинают действовать потовые железы, и влажная кожа охлаждается быстрей.

У новорожденных детей такая система еще не отлажена, поэтому младенец может быстро переохладиться и перегреться, в зависимости от температуры воздуха и количества одежды, надетой на него.

Тепло образуется из запасов бурого жира, накопленного организмом за последнюю треть внутриутробного периода. Используя этот источник энергии, малыш может немного поддерживать температуру своего тела. Механизма дрожания у новорожденных детей еще нет, поэтому ребенок инстинктивно будет согреваться за счет активного движения конечностей.

Потоотделение у новорожденных детей еще не функционирует как следует, поэтому дети довольно легко перегреваются в жару.

Ребенок может вспотеть, когда он неправильно одет, но испарения в таком случае у младенцев не происходит, поскольку влага остается под одеждой, а следовательно, охлаждение тела не получается.

Во взрослом организме активное участие в процессе терморегуляции принимают кровеносные сосуды. Если человеку жарко — они расширяются, кровь приливает к поверхности кожи и лишнее тепло уходит наружу. В холоде, наоборот, сосуды сужаются, не пуская кровь к периферии и не позволяя охлаждаться телу. У новорожденных детей подкожный слой жира еще слишком тонкий, и он не способен удерживать тепло внутри тела, даже если кровеносные сосуды сузятся.

Уход за новорожденным

Переохлаждение очень вредно для новорожденных детей. Если малыш замерзнет, защита слизистых носа и ротовой полости снизится, а в кишечнике и легких пробудятся присутствующие там микробы. Снижение температуры тела на 2,5 градуса непременно приведет к серьезным нарушениям обмена веществ, которые могут вызвать смерть младенца.

При перегреве также снижаются защитные функции организма новорожденного, а на его коже возникают потнички, аллергии и дерматиты. Отмечается, что из-за недостатка тактильных ощущений у постоянно укутанных детей возникает отставание в развитии.

Вы должны контролировать, комфортно ли малышу в той одежде, что вы на него надели, трогая его шейку или носик. Если они прохладные — значит новорожденный мерзнет, если горячие или влажные — малыша следует раздеть, вытереть насухо и облачить во что-то полегче.

Чтобы следить за тем, не перегревается ли ребенок, вам следует постоянно проверять его с помощью градусника. Температура у новорожденных детей порой может достигать 37,5 градусов, и это вполне нормальные цифры. После эпизода плача шкала градусника может подняться до устрашающих значений, но спустя 5-10 минут температура обычно приходит в норму.

Как определить, что младенец мерзнет?

  • малыш бледнеет;
  • синеет носогубный треугольник;
  • новорожденный беспокоится или, наоборот, слегка заторможен.

Чтобы быстро согреть малыша, прижмите его к себе, создав кожный контакт, — живое тепло вашего тела лучше всего согреет замерзшего грудничка, у которого терморегуляция пока еще не совершенна.

Как определить, что малыш перегревается?

Как правило, состояние перегрева можно определить, измерив температуру новорожденного. Если малыш не плакал, но она резко повысилась до 38-39 градусов, при этом шея грудничка горячая и влажная, а сам он одет в теплую одежду — немедленно раздевайте ребенка.

Состояние перегрева также характеризуется покраснением кожных покровов ребенка, апатией и отказом от еды. Если вы вовремя не заметите, что малышу жарко, его мозг может запустить защитную реакцию, — младенец уснет, причем сон его будет довольно длительным.

Заметив признаки перегрева, незамедлительно разденьте ребенка и напоите его грудным молоком, смесью или водой . Пропотев, малыш потерял много влаги, и во избежание обезвоживания, вам нужно дать ему побольше жидкости. Если через полчаса температура грудничка не снизится, вызовите врача.

Тренируем систему терморегуляции

Со временем терморегуляция придет в норму, и малыш будет справляться с перегревом и переохлаждением с помощью механизмов собственного тела. А пока вам придется внимательно следить за тем, комфортно ли новорожденному, и переодевать его, если это не так.

Чтобы система терморегуляции заработала как можно скорей, вам нужно помогать малышу подстраиваться под изменения температуры окружающей среды .

  • дома можете не надевать на новорожденного чепчик, рукавички и носочки, так его тело будет дышать;
  • тщательно подбирайте и контролируйте, не жарко ли малышу или не замерзает ли он;
  • подбирайте головные уборы по погоде, чтобы головка младенца не потела — ее перегрев негативно скажется на работе нервной системы и развитии малыша;
  • не забывайте о пользе закаливания, если температура в комнате комфортная — раздевайте ребенка и давайте ему полежать некоторое время голышом;
  • прогулки нужно устраивать в любую погоду хотя бы ненадолго, так организм младенца быстрей приспособится к перепадам температур;
  • температура в комнате, где спит и кушает новорожденный, в первый месяц его жизни должна составлять порядка 25 градусов, постепенно она должна понижаться и к полугоду быть около 20 градусов;
  • температура воды для купания должна быть идентичной температуре тела новорожденного малыша, по мере его взросления водичка будет становиться прохладней;
  • дома одевайте грудничка, как и себя — если вы ходите дома с коротким рукавом, не кутайте младенца в теплые вещи;
  • при прогулке в теплое время года складывайте козырек коляски, чтобы воздух внутри нее не застаивался и не перегревался.

Человека, как и всех млекопитающих, отличает постоянство температурного режима: температура его тела не зависит от температуры окружающей среды. Постоянство это достигается путем сложного механизма терморегуляции, который обеспечивает теплообмен между организмом и окружающей средой.

Как это устроено

Терморегуляция организма человека представляет собой многоступенчатый процесс, контроль над которым осуществляется центральной нервной системой, основным контролирующим звеном является гипоталамус - структура, расположенная в самом центре головного мозга. Гипоталамус принимает информацию от периферических нервных окончаний о температуре тела и посылает команды к различным системам, осуществляющим те или иные процессы, поддерживающие постоянство внутренней температуры. Теплообмен организма с окружающей средой осуществляется за счет двух разнонаправленных механизмов - теплопродукции и теплоотдачи.

Теплопродукция. У новорожденных детей она происходит в основном посредством окислительных процессов в так называемой бурой жировой ткани, которая имеется только в организме плода и новорожденного ребенка. Особенностью этого процесса является то, что он происходит с максимальным образованием тепла при минимальных расходах энергии. На эту функцию жировой ткани оказывают стимулирующее воздействие гормоны щитовидной железы, под действием которых и происходят окислительные процессы в бурой жировой ткани.

Бурый жир начинает образовываться в организме плода начиная с 26-й недели беременности и к моменту завершения ее составляет, по разным источникам, от 3 до 8% от общей массы тела ребенка. Бурый жир - это совершенно уникальная ткань, единственная функция которой состоит в том, чтобы предохранять новорожденного ребенка от переохлаждения. Расположена она в области шеи, между лопатками, за грудиной и вокруг некоторых внутренних органов. Второй по значимости для новорожденного механизм теплопродукции - это мышечное дрожание. При понижении температуры тела происходят непроизвольные мышечные сокращения, которые способствуют усилению окислительных процессов в ткани мышцы, что сопровождается повышением температуры тела. При переохлаждении новорожденные пробуждаются и начинают плакать, это сопровождается повышением двигательной активности, что способствует усилению процессов теплопродукции в мышцах и повышению температуры тела. Но этот механизм по своему значению существенно уступает роли бурой жировой ткани. В этом состоит принципиальное отличие теплопродукции взрослого организма и организма новорожденного ребенка. У взрослых бурый жир отсутствует, и основным механизмом теплопродукции у них являются мышечные сокращения - как произвольные, так и непроизвольные.

Теплоотдача. Осуществление одной лишь теплопродукции не могло бы отвечать требованиям поддержания внутренней температуры тела на постоянном уровне. Необходимо, чтобы между организмом и окружающей средой постоянно осуществлялся теплообмен - для этого существуют механизмы теплоотдачи. К ним относятся потоотделение и регуляция тонуса кровеносных сосудов. При повышении температуры окружающей среды организм человека начинает осуществлять усиленную выработку пота, который, испаряясь с поверхности тела, вызывает его охлаждение. У новорожденных детей количество потовых желез даже выше, чем у взрослых, однако они, в силу незрелости, не справляются с возложенными на них задачами: потоотделение у новорожденных очень незначительно. Второй важный момент регуляции теплоотдачи - изменение тонуса сосудов в зависимости от температуры окружающей среды или температуры тела. При ее повышении происходит расширение сосудов кожи, за счет чего теплоотдача усиливается. При понижении температуры тела или воздуха тонус сосудов повышается, что вызывает сужение сосудов и уменьшение отдачи тепла. Но и в этом механизме присутствуют важные отличия между организмом взрослого человека и новорожденного младенца: у взрослых достаточно хорошо развита подкожная жировая клетчатка, у новорожденных же она, как правило, развита недостаточно. Поэтому даже при сужении сосудов кожи потери тепла у них могут продолжаться.

Таким образом, к особенностям терморегуляции новорожденного ребенка можно отнести: склонность к перегреванию вследствие ограниченного потоотделения, склонность к переохлаждению из-за недостаточного развития подкожного жирового слоя, незрелостьмеханизмов терморегуляции.

Кроме того, в организме новорожденного значительно выше содержание воды по сравнению с содержанием ее в организме взрослого. Кожа новорожденного имеет очень тонкий слой эпидермиса, поэтому потери тепла обнаженного ребенка путем испарения влаги с поверхности кожи могут быть значительны.

В норме температура тела новорожденного ребенка составляет от 36,4° до 37,2°С. Измерять температуру лучше всего в подмышечной впадине. Для этой цели можно использовать как ртутные, так и электронные термометры. Распространенный прежде метод термометрии в прямой кишке не имеет преимуществ перед термометрией в подмышечной впадине: во-первых, можно травмировать слизистую прямой кишки, во-вторых, это вызывает рефлекторную реакцию (замедление частоты сердечных сокращений, спазм кровеносных сосудов). Кроме того, температура в прямой кишке всегда на 0,5 °С выше, чем температура кожи.

Первые минуты жизни

До момента рождения плод пребывает в условиях постоянства температурной среды: температура в матке поддерживается на уровне 38°С на протяжении всего периода внутриутробного развития. Поэтому механизмы терморегуляции остаются не задействованными. После рождения ребенок попадает в среду, температура которой резко отличается от той, к которой он привык. Кроме того, ребенок рождается с влажными кожными покровами. Испарение влаги с поверхности кожи вызывает быстрое и значительное охлаждение. Именно поэтому только что родившихся детей первым делом насухо вытирают и помещают под источник тепла.

Чтобы малыш чувствовал себя комфортно…

Учитывая все названные особенности терморегуляции, следует оптимальным образом организовывать уход за новорожденным.

Помня о том, что ребенка так же легко можно перегреть, как и переохладить, необходимо поддерживать оптимальную температуру воздуха в помещении, в котором находится новорожденный. Температурный режим в помещении во многом зависит от возраста ребенка. В периоде ранней новорожденности температура воздуха должна составлять около 25°С. На первом месяце жизни ребенка оптимальной для него температурой становится 24°С, для детей старше 1 месяца - 23°С. Такой температурный режим является наиболее комфортным для малышей, он предотвращает как перегревание, так и переохлаждение. Однако немаловажное значение имеет то, как одет ребенок. Если малыш, пребывая в комнате, температура воздуха в которой 24 °С, одновременно одет в пару распашонок, закутан в теплую пеленку и одеяльце, то он может перегреться.

Основными признаками перегревания являются беспокойство, отказ от груди, громкий крик, покраснение кожи. При перегревании температура тела ребенка может повышаться до 38-39°С. В этом случае ребенка необходимо раздеть до тонкой распашонки, напоить водой (30 мл кипяченой воды комнатной температуры), успокоить и через 10-15 минут измерить температуру вновь. При сохранении симптомов необходимо показать ребенка педиатру.

При переохлаждении отмечается бледность кожных покровов, синюшное окрашивание носогубного треугольника,вялость или беспокойство малыша. Прохладные на ощупь стопы и ладони ребенка не являются безусловным признаком переохлаждения: может возникать субъективное ощущение их пониженной температуры, так как, с одной стороны, они существенно прохладнее остального тела ребенка, а с другой - могут в большей степени потеть и, соответственно, остывать.

Если ребенок замерз, переохладился, его надо согреть, приложить к груди, обеспечить тесный контакт с матерью. Однако случаи переохлаждения новорожденных детей встречаются гораздо реже, чем случаи перегревания: родители в большинстве своем стремятся одевать ребенка как можно теплее и поддерживают излишне высокую температуру воздуха в детской комнате.

Одним из важнейших моментов организации ухода за малышом на первом году его жизни являются прогулки на свежем воздухе. Начинать выходить с ребенком на улицу надо с 10 дней его жизни. В первый раз следует гулять 10-15 минут и выбирать для этого погожие безветренные дни. Зимой можно -начинать гулять, если темпера тура воздуха не ниже - 10°С. Во второй день продолжительность прогулки можно удвоить и постепенно довести ее до 2 часов. Нежелательно выходить на прогулку в дни, когда высока влажность, идет дождь. Но эти ограничения касаются только первого месяца жизни ребенка - с малышом постарше можно гулять в любую погоду.

Чем дольше ребенок будет находиться на свежем воздухе летом, тем лучше. Но и тут существуют некоторые правила: не следует гулять с ребенком на открытом солнце, предпочитая тенистые места. Существует опасность перегревания малыша, если он находится в коляске: в закрытом пространстве ее значительно ограничена циркуляция воздуха, и температура в коляске может быть на несколько градусов выше, чем снаружи. Поэтому нельзя надолго оставлять коляску с малышом на открытом солнце. Вполне допустимы и полезны дозированные солнечные ванны на протяжении всей прогулки, но проводить их надо в кружевной тени и не в самое жаркое время дня.

Терморегуляция ребенка является одной из важнейших составляющих постоянства внутренней среды организма. Являясь незрелой к моменту рождения, постепенно она совершенствуется. Но для того, чтобы это взросление проходило успешно, необходимо тренировать все механизмы терморегуляции. Соблюдая рекомендации по уходу за ребенком, по организации температурного режима в помещении, достаточно времени проводя с ним на свежем воздухе, вы «настраиваете» этот сложный механизм, помогая малышу сопротивляться болезням, расти крепким и здоровым.

Как одеть малыша на прогулку?

Весной и осенью, одевая ребенка на прогулку, ориентируйтесь на свои ощущения - одевайте малыша так, как кажется комфортным лично вам. Гуляя продолжительное время, проверяйте, не слишком ли тепло вы одели малыша: если у ребенка влажная шея и затылок, значит ему жарко.

Беспокоясь о том, не слишком ли прохладно вы одели ребенка, не следует ориентироваться на температуру его носика. На прогулке он всегда на ощупь гораздо холоднее, чем остальное тело. Информативнее попробовать на ощупь ладони малыша: если они прохладные, лучше укутать ребенка теплее.

Нарушения теплового баланса у новорожденных детей Дмитрий Олегович Иванов

2.2. Особенности терморегуляция у новорожденных

По сути, терморегуляция может быть охарактеризована как совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание относительного постоянства температуры тела (изотермии). Если же применить это определение для ребенка, то необходимо внести важнейшее дополнение: это поддержание постоянной внутренней температуры тела, необходимой для оптимального роста и развития. И в этом педиатрия кардинально отличается от «медицины взрослых». Например, И. М. Воронцов (2001) указывает, «что даже незначительные степени охлаждения сказываются на дальнейшем развитии головного мозга в первые недели и месяцы жизни».

Как мы уже отмечали выше, поддержание постоянства температуры тела достигается с помощью баланса между количеством продуцируемого тепла и количеством тепла, теряемым организмом в окружающую среду. При этом с достаточной степенью условности выделяют три звена терморегуляции (Ткаченко Б. И. и соавт., 1994; Morrison S. F., Nakamura К., 2011):

1) восприятие и анализ температуры;

2) центральные механизмы регуляции теплообмена;

3) эффекторные механизмы теплообмена.

Как видно из рисунка 12 и описания к нему, восприятие и анализ температуры осуществляется сенсорными нервными клетками, получившими специальное название терморецепторов (холодовых и тепловых), расположенных в коже, мышцах, сосудах, дыхательных путях, тканях ЦНС. Установлено, что если в коже расположены преимущественно «холодовые» рецепторы, то в гипоталамусе – «тепловые», в «обязанность» которых входит «измерение» температуры крови, протекающей через мозг. Поскольку рецепторы гипоталамуса реагируют на тепло, а не на холод, то переливание холодных инфузионных растворов или препаратов крови не приводит к выраженной реакции организма, направленной «на согревание». Образно говоря, «организм не чувствует охлаждения». Это может являться одним из механизмов развития гипотермии, особенно у новорожденных, при неадекватной инфузионной терапии или проведении парентерального питания (вливании несогретых растворов).

Афферентный поток нервных импульсов от рецепторов, расположенных преимущественно в коже, поступает через задние корешки спинного мозга к вставочным нейронам задних рогов, затем по спиноталамическому тракту в передние ядра таламуса и после переключения проводится в соматосенсорную кору больших полушарий.

Рис. 13. Схема контроля терморегуляции (Morrison S. F., Nakamura К., 2011) «Тепловые» или «холодовые» сенсорные рецепторы передают информацию в соответствующие сенсорные нейроны дорсальных ганглиев (DRG). Далее информация «поступает» к тепловым сенсорным нейронам второго порядка, находящимся в дорсальных рогах спинного мозга (DH). Холодовые сенсорные глутаматчувствительные DH-нейроны активируют нейроны третьего порядка, находящиеся во внешнем боковом подъядре латерального парабрахиального ядра (LPBel). Нейроны третьего порядка «тепловых» сенсорных нейронов находятся в дорсальном подъядре латерального парабранхиального ядра (LPBd). Термосенсорные сигналы от нейронов спинного мозга (DH) передаются в таламус, а далее в кору больших полушарий для сознательного восприятия тепловой локализации. Термосенсорные сигналы, для возникновения терморегуляторного ответа, передаются от нейронов третьего порядка (LPB) в преоптическую область (РОА). В ней ГАМК-ергические (GABA) интернейроны, находящиеся в медиальном преоптическом подъядре (МпРО), активируются вводом глутамата из «холод»-активированных нейронов, локализующихся в парабранхиальном ядре (LPB), и ингибируют различные нейроны, чувствительные к «тепловым» стимулам (W-S) медиального преоптического подъядра (МРО), контролирующие вазоконстрикцию сосудов кожи (CVC), бурую жировую ткань (ВАТ), сократимость скелетных мышц (озноб). С другой стороны, глута-матергические интернейроны в медиальном преоптическом подъядре (МпРО), активируются глутаматом из «тепло»-активированных нейронов, находящихся в латеральном парабронхиальном ядре. Простагландин Е2 (PGE2) связывается с простагландиновыми рецепторами 3 (ЕРЗ г) на «тепло»-чувствительных нейронах в преоптической области (РОА), ингибируя их активность. Преоптические «тепло»-чувствительные нейроны обеспечивают контроль терморегуляции (вазоконстрикцию сосудов кожи (CVC)), симпатическими премоторными нейронами в продолговатом мозге, включающими ростральный бледный шов (rRPa) и симпатические преганглионарные нейроны интермедиолатерального ядра (IML). Премоторные нейроны могут увеличивать влияние симпатической НС выбросом глутамата и/или серотонина в пределах интермедиолатерального ядра (IML). Преоптические «тепло»-чувствительные нейроны, обеспечивающие терморегуляторный контроль термогенеза бурой жировой ткани, ингибируют нейроны гипоталамуса, активирующиеся во время охлаждения кожи. Некоторые премоторные нейроны, содержащие везикулярный глутаматный переносчик, могут выбрасывать глутамат, активирующий симпатические преганглионарные нейроны. Другие нейроны выбрасывают серотонин (5-НТ), взаимодействующий с 5-НТ1А рецепторами на нейронах, находящихся в интермедиолатеральном ядре (IML) и регулирующих термогенез. Преоптические «тепло»-чувствительные нейроны обеспечивают терморегуляторный контроль, обеспечивают контроль сократительного термогенеза, активируя альфа– и гамма-мотонейроны в скелетных мышцах.

Центральные механизмы регуляции теплообмена включают в себя центр терморегуляции, локализующийся в медиальной преоптической области переднего и заднем гипоталамусе. Именно этот центр устанавливает равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей через эфферентные нейроны заднего гипоталамуса. В центре терморегуляции имеются неодинаковые по функциям нейроны, соответственно реагирующие на различные БАВ (ацетилхолин, серотонин, норадреналин и др.). Так, нейроны, расположенные в переднем гипоталамусе и «задающие» уровень поддерживаемой в организме температуры тела, реагируют на ацетилхолин, а также соотношение концентраций ионов натрия и кальция. Поэтому патологические процессы, приводящие к изменению концентрации указанных электролитов (например, генерализованный инфекционный процесс или тяжелая интранатальная асфиксия), будут сопровождаться нарушениями температурного баланса. По нашему мнению, этот факт необходимо учитывать в повседневной клинической практике, особенно у ургентных больных. Поскольку переливание гиперосмолярных растворов, а, к сожалению, это бывает очень часто, приводит к нарушению одного из основных законов организма (закона изоосмолярности) и, как следствие, к гипертермии, что иногда трактуется врачами, как «присоединение инфекции» с последующими не вполне однозначными действиями (назначение массивной антибактериальной терапии, введение иммуноглобулинов и т. д.).

Доказано (Elmquist J. К. et al., 1997; Matsumura К. et al., 1998; Yamaga-ta K. et al., 2001) что при физиологических условиях в центральных механизмах терморегуляции простагландины и цитокины существенного значения не имеют. Но при патологических процессах, особенно при лихорадке или гипотермии (последнее у новорожденных), они могут изменять уровень поддерживаемой температуры тела. Важную роль в изменении температуры играют простагландины Е (Stitt J. Т. et al., 1973).

По нашему мнению, эти наблюдения редко используются в неонатальной клинической практике при трактовке состояния больного. Вероятно, напрасно. Так, многочисленные наблюдения подтверждают склонность недоношенных детей к гипотермии, в том числе и при развитии сепсиса. Механизмов развития снижения температуры тела у них много, но продемонстрировано (Fairchild К. D. et al., 2003), что у новорожденных детей, особенно недоношенных, более низкая, чем у взрослых, продукция ИЛ-1? и ФНОа. Кроме того, рецепторы к указанным цитокинам у детей менее чувствительны, чем у взрослых, что является одним из механизмов, объясняющих склонность недоношенных к гипотермии. Другими словами, отмечается не существующий на самом деле парадокс: уровень указанных провоспалительных цитокинов может быть высок, наблюдается «цитокиновый шторм», а выраженной температурной реакции нет. Вообще это достаточно распространенный феномен в неонатальной медицине, патогенетически связанный с поддержанием баланса в различных системах. Например, если рассмотреть такое часто встречающееся заболевание, как ГБН, а именно желтушную форму этой болезни. Иногда, врачей удивляет тот факт, что при гемолитической болезни, когда идет интенсивный гемолиз – анемии нет. При этом они забывают, что одновременно с разрушением эритроцитов происходит их синтез. И если синтез и разрушение (гемолиз) уравновешены, то желтуха будет, а анемия – нет. Или почему при назначении эритропоэтина анемия не купируется? Дело в том, что мало наличия эритропоэтина, мало наличия клетки, еще на клетке должен быть чувствительный рецептор. А если рецептора нет, в силу генетической причины, или он не чувствителен, то и эритропоэтин не поможет: не на что действовать… То же самое относится ко всем эндогенно вводимым веществам, например сурфактанту.

Эффекторные механизмы теплообмена включаются, если не совпадают величины температур, «установленные» центром терморегуляции и периферической температурой тела. Это несоответствие приводит к изменению просвета сосудов (изменению кровотока), изменению частоты сердечных сокращений и/или корректировке потоотделения симпатической нервной системой. Указанные механизмы, плохо развитые у детей, включаются при необходимости увеличить теплоотдачу.

Когда же, несмотря на вазоконстрикцию и минимальное потоотделение, уровень температуры ниже, чем «установленный» центром терморегуляции, активизируются процессы теплопродукции (терморегуляционная мышечная активность и липолиз). В повышении теплопродукции быстрое, но непродолжительное влияние оказывают адреналин и норадреналин (что необходимо учитывать при назначении инотропной терапии и трактовке появившейся гипертермии). Более продолжительное усиление обменных процессов достигается под влиянием тироксина и трийодтиронина, синтез которых снижен у глубоконедоношенных детей (см. рисунок 14 и таблицы 4 и 5 (Петренко Ю. В., 1995)) и ряде патологических состояний у доношенных новорожденных. Например, описанном нами, совместно с Н. П. Шабаловым и Н. Н. Шабаловой в 2002 году, гипоэргическом варианте неонатального сепсиса.

Интересно, что в 2011 году, обследовав 97 глубоконедоношенных детей, Goissen С. et al. получили результаты, аналогичные полученным Ю. В. Петренко в 1995 году. Они выявили гипотироксинемию у 29 % детей, родившихся на сроке гестации менее 32 недель и у 64 % новорожденных, родившихся на сроке гестации менее 28 недель. Корректировать или не корректировать это состояние, выявленное у глубоконедоношенных детей, для авторов остается вопросом. Ю. В. Петренко (1995) в заключение своей работы дает однозначный отрицательный ответ.

Таблица 4

Уровни сТ4, сТЗ, ТТГ и ПРЛ в крови у здоровых доношенных новорожденных (М±т)

(Петренко Ю. В., 1995)

Рис. 14. Динамика уровней тиреоидных гормонов, ТТГ и пролактина в крови здоровых новорожденных в течение раннего неонатального периода (Петренко Ю. В., 1995)

Таблица 5 Уровни сТ4, сТЗ, ТТГ и ПРЛ в крови у условно здоровых недоношенных новорожденных (М±т) (Петренко Ю. В., 1995)

Как мы уже указывали, новорожденные склонны как к гипотермии, патогенез которой будет рассмотрен ниже, так и гипертермии, особенно при нахождении в кувезе без сервоконтроля. Потому что именно в кувезе температура тела может достичь величин, равных температуре окружающей среды. У взрослых и у более старших детей ведущие значения при увеличении влажности и температуры окружающей среды приобретают потоотделение и испарение пота с поверхности тела. У недоношенных новорожденных эти механизмы не развиты. Поэтому расширение поверхностных сосудов может приводить к перераспределению ОЦК с нарушениями гемодинамики, микроциркуляции и функции внешнего дыхания, уменьшению диуреза, сдвигам кислотно-основного состояния, гиперосмии, развитию апноэ, то есть клиническая картина будет напоминать ту, которая наблюдается при «теплом шоке», как правило, инфекционного (септического) генеза.

Из книги Поликлиническая педиатрия автора М. В. Дроздова

Из книги Поликлиническая педиатрия: конспект лекций автора Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

Из книги Глазные болезни: конспект лекций автора Лев Вадимович Шильников

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

Из книги Уникальный лечебник врача-гомеопата автора Борис Тайц

Из книги Нарушения теплового баланса у новорожденных детей автора Дмитрий Олегович Иванов

Из книги Нарушения обмена глюкозы у новорожденных детей автора Дмитрий Олегович Иванов

автора

Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян

Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс

Новорожденный ребенок кажется самым беззащитным и неприспособленным существом на свете. Молодым родителям поначалу порой сложно справиться даже с боязнью брать его на руки — таким хрупким выглядит кроха.

Источник: shutterstock

Что уж тут говорить о приспособленности к внешней среде — ясно, что малыша хочется защитить. Обнять и, конечно же, укутать получше — чтобы не замерз.

Пресловутые шерстяные носки и свитера с шапочками, которыми истязали нас в детстве бабушки, больше не кажутся излишеством, когда в доме появляется новорожденный.

Однако в последние годы акушеры и педиатры все больше говорят о том, насколько вреден перегрев для ребенка. Оказывается, в своем желании защитить кроху от простуды мы можем навредить его здоровью.

Теплообмен у грудничка разительно отличается от теплообмена взрослого человека. Но, увы, на курсах для молодых родителей об этом почему-то часто забывают предупредить. О правилах теплообмена у малыша, которые должны знать все родители, рассказывает доктор Александр Кобаса.

Существует несколько простых правил отношения к теплообмену у маленьких детей.

Правило № 1

  • Когда взрослому человеку прохладно — ребенку комфортно.
  • Когда взрослому человеку комфортно — ребенку тепло.
  • Когда взрослому человеку тепло — ребенку жарко.
  • Когда взрослому человеку жарко — ребенок перегрет

Правило № 2

Второе правило — ребенок должен быть одет согласно температуре воздуха.

Правило № 3

Третье — дети проще переносят охлаждение, нежели перегревание.

Если ребенок остыл, согреть его очень легко. Нужно раздеться самой, раздеть ребенка догола, положить на себя и сверху укрыть. Ребенок быстро согреется. А вот при перегреве ситуация обстоит сложнее!