Конформное поведение. Конформность – что такое феномен конформности в психологии

По мнению философов, человек, проживающий в социуме, является зависимым от мнения общественности. В течение всей своей жизни, человек вступает в различные взаимосвязи с окружающими его людьми. Каждый человек в какой-то мере воздействует на свое окружение и подвергается действию окружающих. Нередко поведенческая модель и восприятие окружающего мира строятся именно под влиянием социума. Данная поведенческая модель характеризуется как склонность к конформизму. В данной статье мы разберем, что такое конформизм, определение этого термина в различных науках.

Конформность – склонность человека изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других

Конформизм – является приспособлением или пассивным согласием с мнением подавляющего большинства людей, составляющих общественную группу, в которой находится человек . Под данным понятием следует понимать беспрекословное исполнение требований, которые ставит общество перед индивидуумом. Такие требования могут быть высказаны как общественностью, так и признанным авторитетом. Помимо этого, немаловажную роль играют традиции определенной этнической группы. Также под термином конформизм часто скрывается отсутствие личного мнения, касательно каких-либо вопросов. Значение слова конформизм – подобный и сообразный.

Феномен конформизма изучается на протяжении долгого времени. Еще в тридцатых годах прошлого столетия турецкий ученый Музафер Шериф провел интересный эксперимент. Во время эксперимента, испытуемых оставляли в темной комнате, где в течение определённого промежутка времени появлялись световые сигналы. Эти сигналы двигались в хаотичном порядке, после чего исчезали. После проведения эксперимента испытуемым задавался вопрос, касательно расстояния смещения источника света, после первого появления. На этот вопрос испытуемые были обязаны самостоятельно дать ответ.

На втором этапе эксперимента в темной комнате находилось уже несколько человек. В их задачу входило дать согласованный ответ на тот же вопрос. Согласно данным этого эксперимента, большинство испытуемых изменяло свое первоначальное мнение, в отношении усредненной нормы для группы. Довольно интересен тот факт, что люди, проходившие групповой эксперимент, в дальнейшем придерживались согласованного ответа. Таким образом, Музафером Шерифом было доказано наличие у людей склонности соглашаться с суждениями окружающих. Именно Шериф первым высказал мнение о том, что многие люди готовы поступиться собственными убеждениями, для того, чтобы «не выделяться из толпы».

Рассматривая различные проявления данного феномена, следует сказать о том, что термин «конформизм» был впервые использован американским психологом Соломоном Ашем. В пятидесятых годах двадцатого века этим ученым были проведены эксперименты, в которых принимали участие подставные люди и только один испытуемый. Суть эксперимента заключалась в изучении восприятия продолжительности отрезков. Испытуемым предоставлялось три отрезка, из которых нужно было выбрать один, который соответствовал образцу. На этапе самостоятельного прохождения теста, большинство испытуемых всегда приходили к правильному выводу.


Усвоение норм и правил поведения также является проявлением конформности

Однако при групповом проведении эксперимента, подставные люди заведомо давали ложный ответ. Так как человек, проходящий эксперимент не знал о том, что остальные участники группы являются подставными, под давлением большинства он соглашался переменить свою точку зрения. По данным исследователя, примерно сорок процентов людей, прошедших подобную проверку, соглашались с мнением большинства, что является проявлением конформизма.

Как возникает конформизм

По мнению специалистов из области психологии, развитию конформизма способствует совокупное влияние различных факторов. Сила проявления этого феномена возрастает под давлением обстоятельств, требующих принять человека решение в вопросах, в которых он малокомпетентен. Важное значение имеет численность группы, так как человек склонен придерживаться той точки зрения, что была одновременно озвучена несколькими людьми.

Конформизму особенно сильно подвержены люди с низкой самооценкой, так как модель их поведения не подразумевает отстаивания собственного мнения.

Если в составе конкретной группы людей, имеются эксперты, разбирающиеся в возникшем вопросе, то уровень конформности значительно увеличивается. Также специалисты отмечают важность сплоченности коллектива. По их мнению, уровень сплоченности имеет прямую связь с уровнем власти лидера над остальными участниками группы.

Необходимо отметить, что наличие союзника, принимающего сторону человека, который высказывает сомнение во мнении общественности, автоматически снижает уровень давления социума на человека. Особую роль в этом вопросе играет социальный статус и авторитет человека, занимающего лидерскую позицию. Наличие высокого статуса позволяет человеку с легкостью оказывать влияние на окружающих его людей.


В социальной психологии термин обычно используется для обозначения податливости личности человека реальному или воображаемому давлению группы

Особенности модели поведения

По мнению специалиста – отказ от собственных убеждений и согласие с точкой зрения большинства, является неотъемлемой составляющей процесса интеграции в группу. Наличие конформизма в личностной модели поведения выявляется своеобразным выражением подчинения и принятия стандартов, принятых нормой в обществе. Групповое давление, оказываемое на индивидуума, может вызвать как согласие с мнением большинства, так и явное сопротивление оказываемому давлению. По мнению специалистов, существует четыре основных модели поведения в обществе:

  1. Внешнее согласие – при этой модели поведения, человек соглашается с мнением большинства только внешне. Однако само подсознание индивидуума говорит ему, что люди ошибаются, но такие мысли не произносятся вслух. По мнению психологов, подобная модель поведения является проявлением истинного конформизма и характерна для людей, пытающихся найти собственное место в социуме.
  2. Внутреннее согласие – проявляется в том случае, когда индивид соглашается с мнением общественности и внутренне принимает его. Данная модель поведения говорит о высокой степени личностной внушаемости. Эта модель поведения является типом адаптации в изменчивых условиях.
  3. Отрицание – данная модель поведения более известна, как негативизм и проявляется в виде сопротивления мнению большинства. Данная модель поведения подразумевает отстаивание собственной точки мнения, для доказательства собственной независимости. Многие люди, придерживающиеся данной модели, предпочитают занимать лидерские позиции, для того, чтобы навязать свою точку зрения окружающим. Данная модель говорит о том, что человек не желает вести приспособленческий образ жизни, и желает встать во главе пирамиды.
  4. Нонконформизм – синоним негативизма, при котором человек проявляет стойкость к давлению общественности. Данная модель поведения характерна для самодостаточных личностей, точка зрения которых не изменяется под давлением большинства. Главное отличие нонконформизма от негативизма заключается в том, что люди, придерживающиеся первой модели поведения, не навязывают свою точку зрения другим членам общества.

По мнению специалистов, существуют следующие виды конформизма: психологический, политологический, социальный и философский.

Понятие конформизма в психологии и социологии

Конформность в психологии - это модель личностного поведения, которая определяет степень податливости давлению, оказываемому группой людей. Под воображаемым или реальным давлением, индивидуум отказывается от своей точки и зрения и соглашается с точкой зрения большинства, даже в том случае, когда ранее подобные установки не разделялись. Помимо этого, данный термин используется для обозначения безусловного согласия индивида с мнением общественности. В этой ситуации не имеет значения уровень согласованности мнения окружающих, с собственными представлениями мира. Нередко человек, проявляющий конформизм, внутренне сопротивляется навязанным морально-этическим правилам и нормам.


О внешнем конформизме говорят, когда человек, соглашаясь с навязываемым мнением большинства, внутренне остается при своих убеждениях

В социологии рассматриваемый феномен проявляется в виде пассивного принятия того социального устоя, что господствует в обществе. Важно уметь отличать конформность от одинаковых мнений и взглядов на социальный порядок общества. Чаще всего многие суждения о социальном порядке формируются в процессе личностного формирования. Изменить свой взгляд на мир человек может только при наличии убедительных аргументов.

Термин «конформность» используется в социологии для описания процесса изменения собственных убеждений под влиянием большинства. Подобные перемены в собственном мировоззрении объясняются страхом перед различными санкциями и боязнью стать одиноким. Согласно проведенным исследованиям, примерно каждый третий человек соглашается принять мнение большинства, чтобы не выделяться из группы.

Как проявляется социальная форма конформизма

Социальный конформизм является некритическим изменением в собственном восприятии мира, для того, чтобы соответствовать нормам, установленным обществом. Подобная модель поведения не предполагает сопротивления массовой стандартизации, несмотря на то, что индивид может внутренне не принимать подобные установки. Подавляющее большинство людей спокойно воспринимают экономические и социально-политические изменения, не стремясь высказать собственное недовольство сложившейся ситуацией.

По мнению специалистов, социальная форма конформизма является своеобразным отказом взять на себя какую-либо ответственность и слепое подчинение требованиям социума. Нередко подобная модель поведения объясняется сложившимися традициями и особенностями менталитета.

Достоинства и недостатки

У феномена конформизма имеются определенные плюсы и минусы. Среди достоинств этой модели поведения следует отметить небольшое количество времени, требующееся для адаптации в новых условиях. Помимо этого, конформизм упрощает организацию совместной деятельности группы людей. Такой коллектив проявляет сильную сплоченность под влиянием стрессовых ситуаций, что помогает в течение короткого промежутка времени найти решение возникшей проблемы.


Внутренний конформизм – реальное изменение внутренних взглядов и поведения в результате принятия позиции большинства членов группы

Важно упомянуть, что феномен конформности имеет определенные недостатки:

  1. Потеря возможности самостоятельного принятия различных решений.
  2. Высокий риск развития сектантских групп, а также проведения массовых убийств и геноцида.
  3. Появление предрассудков в отношении различных меньшинств.
  4. Значимое снижение возможности развиваться в творческой сфере, что отражается на вкладе в культурную и научную жизнь общества.

Заключение

Человек, входящий в определенные социальные группы, вынужден соответствовать правилам и нормам, которые в ней сложились. Стандартизированная манера поведения и конформность имеют тесную взаимосвязь, что подтверждается различными жизненными примерами. Примеры конформизма из жизни приведенные ниже имеют как положительный, так и отрицательный отказ, так как давление общества на принятие важных решений может иметь катастрофические последствия.

Один из примеров негативного воздействия феномена конформности на общество, является та ситуация, когда подавляющее большинство людей вынужденно исполнять приказ своего лидера. Нередко подобные приказы отдаются для достижения сомнительных целей, однако человек не может высказать собственную точку зрения из-за страха неподчинения. Примером такой ситуации являются карательные отряды фашистов, которые во время Второй Мировой Войны уничтожили множество невинных людей.

Положительным историческим примером конформизма является революция тысяча девятьсот восемьдесят шестого года на Филиппинах. Жители этого государства совершили переворот в своей стране, сместив с правящей должности Фердинандо Маркоса, который был известен, как тиран.

Феномен конформности встречается и в повседневной жизни каждого человека. Создание ячейки общества является одним из ярких примеров конформизма в жизни людей. Создание семьи подразумевает отказ от собственной точки зрения для достижения компромисса. В противном случае, отсутствие взаимопонимания может привести к разладу в жизни людей, что закончится расторжением брака.

Суть конформного поведения заключается в стремлении человека во всем подражать другим. Как правило, это касается даже ситуаций, когда в группе приняты стандарты поведения, противоречащие общепринятым нормам. Например, школьник, подражая какой-то группе своих одноклассников, может начать курить, обижать младших или допускать другие поступки, которые осуждаются обществом. Он полностью перенимает образ жизни людей, входящих в его основной круг общения, и отказывается от своих привычек и вкусов. Конформное поведение особенно ярко проявляется тогда, когда человек меняет свой внешний вид, включая одежду и прическу, чтобы быть похожим на других, даже если новый облик противоречит его вкусам.

У конформного поведения может быть несколько причин. Чаще всего его выбирают для себя люди, не желающие сталкиваться с проблемами. Они стремятся добиться авторитета или хотя бы защитить себя от осуждения окружающих, во всем подстраиваясь под них и полностью подчиняясь чужому мнению. Есть, впрочем, и другой вариант: человек может приспосабливаться, покоряться правилам группы, чтобы добиться какой-либо цели.

Конформное поведение, как правило, считается приемлемым только в случае, если оно помогает человеку избавиться от пагубных привычек и черт, принимая правильное мнение большинства. В целом наиболее удачный вариант – это использование лишь некоторых элементов конформного поведения при условии, что человек сохраняет свою индивидуальность. Это позволяет ему оставаться собой и при этом сохранять хорошие отношения с окружающими.

Виды конформного поведения

Существует два основных вида конформного поведения – внутреннее и внешнее. В первом случае речь идет о ситуациях, когда мнение группы человек принимает за свое собственное мнение. Во втором он лишь внешне придерживается определенных рамок, принятых в конкретном обществе – например, использует одежду, которую принято носить, соблюдает особый этикет.

Также есть три дополнительных вида конформного поведения. Первый – подчинение, когда человек выполняет требования только внешне, и влияние группы на него ограничивается одной конкретной ситуацией. Второй – идентификация, когда люди начинают уподобляться другим, строго соблюдают правила поведения и ждут этого от окружающих. Третий – интернализация, т.е. полное совпадение системы ценностей, вкусов, предпочтений человека и представителей группы.

Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм , а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом .

Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это . В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной между ним и группой вынужден ее покинуть.

Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия как для окружения, так и для группы в целом и данного индивида в частности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемые , если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека , выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы .

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового . На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Конформизм — подчинение группе

Влияние, которое социальные группы оказывают на поведение индивидов, является не случайным фактором. Оно основано на серьезных социально-психологических предпосылках. В специальном эксперименте американского социолога Соломона Эша ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на ее члена. Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы — шесть человек обоего пола — давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился). Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте.

Вначале вопрос экспериментатора был адресован первым шести членам группы, затем — испытуемому. Вопросы касались относительной длины различных отрезков, которые предлагалось сравнивать между собой. На картинке, показанной членам группы, были изображены три отрезка, причем два отрезка были одинаковой длины, а третий — меньше, чем два других (не намного, но вполне различимо). Участники эксперимента (шесть членов группы) по договоренности с экспериментатором утверждали (вопреки очевидной разнице в длине отрезков), что отрезки равны между собой.

Тем самым испытуемый экспериментально ставился в условия возникновения конфликта между своим восприятием реальности (длины отрезков) и оценкой той же реальности окружающими его лицами, членами его социальной группы, перед нелегким выбором. Не подозревая о «сговоре» экспериментатора с его товарищами по группе, с которыми его связывали тесные отношения, он должен был либо опровергнуть мнение группы, фактически выступить против нес, противопоставить себя в такой ситуации всей группе, либо не поверить самому себе, своему восприятию того, что он видит, и собственной оценке увиденного. Выявилось, что значительный процент «жертв» подобного эксперимента предпочли «не верить глазам своим», но не противопоставлять свое мнение мнению группы.

Подобного рода согласие испытуемого с явно неверными оценками длин отрезков, которые давались при нем другими участниками группы, рассматривалось как критерий подчинения испытуемого группе, подчинения, обозначаемого понятием конформизм. Конформизм есть подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от того, соответствует ли это оценке самого лица, отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.

В эксперименте российского психолога А. П. Сопикова обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса. Выводы экспериментатора были следующими: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются даате- нию группы); в) конформизм — фундаментальное социально- психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; л) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; с) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека с 15-16 лет постоянной.

Следовательно, социальная группа, во-первых, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, и, во-вторых, служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Принуждающее влияние часто (в случаях непосредственного общения) может быть связано с так называемым эффектом внушения. Экспериментально доказано, что внушение, направленное на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. В первом случае на личность действует не только первоисточник внушения (например, руководитель), но и каждый член группы. Поэтому мнение группы и обладает большей силой, чем мнение его отдельных членов. Несколько человек, объединенных в группу, действуя совместно, коллективно оказывают на соответствующего индивида гораздо большее воздействие , чем в случаях, когда те же люди пытаются повлиять на такого индивида, действуя изолированно, по одиночке.

Два следующих принципиальных момента предопределяют конформизм как реакцию индивида на влияние группы:

нормативное влияние группы: подчинение ее нормам, боязнь быть отвергнутым группой, потерять ее поддержку, стремление заслужить одобрение группы, опасение быть изгнанным, стать чужим и т. д. Конформизм повышается с ростом интенсивности внутригрупповых связей;

информационное влияние: стремление в условиях неочевидности, неясности ситуации положиться на мнение других, обладающих, предположительно, более надежной информацией. Конформизм тем выше, чем сложнее, чем более неоднозначна, неопределенна оцениваемая лицом ситуация.

Конформизм и уровень моральной зрелости

То обстоятельство, что конформное поведение не представляет собой наивысшую форму социального повеления, находит подтверждение в социально-психологическом эксперименте американского исследователя Л. Колберга.

Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней достижения человеком моральной зрелости:

  • первая ступень — поведение индивида определяется повиновением и стремлением избежать страданий;
  • вторая ступень — индивид ориентируется на удовлетворение собственных физических потребностей;
  • третья ступень — поведение индивида производно от выполняемой им в межличностных отношениях роли и связано с желанием заслужить одобрение тех лиц, с которыми он связан этими отношениями (конформизм);
  • четвертая ступень — индивид стремится укрепить власть группы, утвердить групповые правила;
  • пятая ступень — человек стремится укрепить социальные нормы, общественные обязанности и права личности;
  • шестая — самая высокая ступень моральной зрелости — индивид руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.

Вслед за определением признаков, по которым можно различить указанные уровни моральной зрелости, исследователем с помощью специальной методики были выделены две полярные группы подростков: одна — с самым высоким, другая — с самым низким уровнем моральной зрелости. Затем экспериментатор дал указание каждому из подростков из обеих групп включить электрический ток, якобы подключенный к одному из подростков. Из обстановки эксперимента было видно, что удар током должен быть явно болезненным для «подключенного» к проводу подростка — «жертвы» эксперимента. (На самом деле ток не включался и «жертва» была в сговоре с экспериментатором, имитируя острые болевые ощущения.)

Из группы морально зрелых подростков почти две трети (76%) отказались выполнить это указание экспериментатора (причинить боль своему товарищу), т. с. проявили не конформное, но морально ориентированное поведение. Из числа морально незрелых отказались его выполнить только 13% подростков. Иными словами, чем выше моральная зрелость человека, тем ниже степень его конформности. Одновременно экспериментально подтвердилось, что высокая степень конформности личности более присуща индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости и, с другой стороны, что с ростом уровня морали индивидов уменьшаются элементы конформизма в их поведении.

Степень конформности

Нормы определенной группы представляют собой лишь один из взаимодействующих элементов системы «личность-группа». К числу иных взаимодействующих элементов относится социальная ситуация, в которой находится индивид. Последнее в свою очередь связано с его принадлежностью к той или иной социальной общности, зависит от конкретных характеристик этой общности. Степень конформности в поведении лица в рамках социальной группы зависит от двух основных факторов: 1) основы, которая предопределяет включение индивида в социальную группу; 2) социально-психологического механизма, действующего в группе, который оказывает влияние на поведение се членов.

В качестве общего принципа можно указать, что чем сильнее у индивида желание отождествить себя с социальной группой, тем конформней его поведение, т. е. тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении членов данной группы. Степень конформности поведения зависит также от того, в какой мерс такое поведение вознаграждается группой или в какой мере неконформное поведение порицается, наказывается.

В свою очередь реакция социальной группы на отклонения в поведении ее членов от разделяемых этой группой норм зависит как от внутренних (для данной группы), так и от внешних факторов. К числу внутренних факторов относится степень единства группы, степень единства разделяемых ее членами позиций, взглядов, установок. Важным фактором служит также значение соблюдения той или иной нормы в поведении членов группы для существования самой группы. Группа оказывает тем большее давление, подчиняя поведение ее членов определенным нормам, чем большее значение имеют такие нормы для сохранения группы, для зашиты се коллективных интересов. Чем выше степень единства взглядов и позиций членов группы, тем выше вероятность выявления отклоняющегося от нормы поведения и тем чаше вознаграждается конформное поведение.

Различные социальные группы требуют от своих членов различного рода поведения — более конформного или менее подчиняющегося групповым нормам. Первичные группы — семья, тесная группа постоянно общающихся лиц и т. д. — обычно не удовлетворяются внешним конформизмом, т. е. формальным соблюдением определенных норм поведения.

Для первичных групп, в рамках которых происходит постоянное и интенсивное взаимодействие, характерно стремление обеспечить полное единство мнений, позиций, социально-психологических ценностей. Это не случайно, поскольку такого рода максимальный конформизм жизненно важен для функционирования этих групп, а разлад в их деятельности чаще всего начинается с разъединения ценностей, т. е. появления у различных членов такой группы различных оценок, позиций, мнений. Здесь может крыться источник конфликта и появления отклонений в поведении.

Каждая социальная группа обладает определенной степенью терпимости в отношении поведения се членов, а каждый член такой группы позволяет себе определенную степень отклонений от норм группы, которые, однако, не подрывают позицию индивида как члена группы, не наносят ущерб его чувству единства с группой. Конфликты же во взаимоотношениях членов группы могут возникать именно в силу перехода кем-либо из них границ терпимого отношения.

Деиндивидуализация

Существенным негативным результатом влияния, производимого группой на ее члена, является эффект обезличивания (деиндивидуализации). Обезличивание проявляется в утрате лицом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков. В свою очередь, эффект обезличивания произволен от протекающего в группе процесса социального умножения интенсивности поведения индивидов (так, одновременное усилие нескольких лиц, действующих сообща, много выше, чем простое сложение той силы, которую каждый из них проявил бы, действуя в одиночку), а также значительного размывания индивидуальной ответственности («все так делали»).

Суммарным последствием подобных процессов является возможность совершения индивидами в группе поступков, маловероятных или кажущихся невозможными для их совершения теми же индивидами в одиночку. Ясно социальное значение эффекта деиндивидуализации, обезличивания, утраты индивидом сознания своей автономности, утраты способности действовать вопреки всем.

Социальное умножение интенсивности поведения связано с экспериментально подтверждаемым феноменом: одновременное совершение совместно осуществляемых действий (либо просто наличие других вовлеченных в данную ситуацию лиц) повышает эмоциональное возбуждение, обеспечивает взаимное заражение настроением, взаимно усиливает устремление к достижению результата. В подобных условиях также утрачивается чувство личной ответственности, что открывает дорогу для актов крайней жестокости, группового вандализма, насилия и иных форм агрессивного поведения. Личность теряет себя, растворяется в групповых эмоциях и чувстве групповой безответственности.

Конформное поведение по приказу

Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение человека команде лица, обладающего (по мнению такого человека) властным авторитетом. Экспериментально было доказано, что в значительном проценте случаев люди в состоянии причинить боль, страдание, даже посягнуть на жизнь другого, единственно руководствуясь своим представлением о том, что отдающий такой приказ имеет на это право. При этом собственная оценка человеком содержания такого приказа устраняется, как устраняются и такие сдерживающие мотивы, как чувство жалости, требования морали и т. д.

В эксперименте американского исследователя С. Милгрэма испытуемым предлагали обучить другое лицо запоминанию списка парных слов. При неверном ответе испытуемым предлагалось подвергнуть такое лицо вначале слабому удару электрическим током. При повторном неверном ответе каждый раз силу удара током предлагалось увеличить. На самом деле электрический ток отсутствовал, «обучаемый» был помощником экспериментатора, и каждый раз он лишь изображал страдания, якобы причиняемые ударом тока. Шкала силы удара током простиралась от слабого до сильного и очень сильного (от 15 до 450 вольт). «Обучаемый» вначале стонал, затем кричал, требовал прекратить эксперимент, а затем, при очень сильном ударе замолкал. Но и это не останавливало испытуемых. Автоматическое подчинение испытуемых авторитету экспериментатора вплоть до нанесения «обучаемому» удара током напряжением в 450 вольт проявили в эксперименте Милгрэма 63% испытуемых. При этом сами испытуемые никак не зависели от экспериментатора, в любой момент они могли свободно отказаться от продолжения эксперимента. Подчинение авторитету в подобном эксперименте смоделировало картину конформного преступного поведения, совершения преступления по приказу.

Присутствие членов группы по-разному влияет на каждого из них. Это отражено в различных феноменах, которые установлены в социальной психологии: социальной фасилитации, социальной ингибиции, феномене Рингельмана, социальной лени, сдвига риска, групповой поляризации, духа группы, группового давления .

Ряд феноменов касается эффективности групповой деятельности. Феномен социальной фасилитации - это побуждение человека лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; социальной ингибиции - ухудшение выполнения таких действий в присутствии других. Выяснено, что присутствие других влияет положительно на характеристики деятельности количественные и отрицательно - на качественные.

Согласно феномена Рингельмана КПД каждого члена группы зависит от размера группы и снижается при росте ее размера. Обнаружена также обратная зависимость между привлекательностью группы для своих членов и ее размером: чем больше группа, тем меньше ее привлекательность для членов группы. Феномен социальной лени: люди прилагают меньше усилий в том случае, если свои усилия объединяют ради общей цели, чем в случае индивидуальной ответственности. Однако, если члены группы друзья, они бездельничают меньше.

Целый ряд феноменов касается решений, принимаемых малой группой. Феномен сдвига риска: решения, принятые группой, более рискованные, чем индивидуальные решения. Феномен групповой поляризации: после обсуждения взгляды отдельных членов группы сближаются и усиливают среднюю тенденцию относительно принятого решения. Феномен духа группы : очевидно правильное решение приносится в жертву единодушия группы.

Члены группы становятся интеллектуально нечувствительными к другим взглядам, в частности к оппонентам, а любая альтернативная информация блокируется. Важнейшими факторами формирования этого феномена является ярко выраженное чувство «мы», высокая сплоченность группы, изоляция группы от альтернативного источника информации, неодобрение индивидуальных взглядов членов группы. В таком случае группа становится жертвой своей сплоченности. Это часто вызывает ошибочные решения, в частности в политике.

Сущность конформизма

Одним из самых распространенных является феномен группового давления , или конформизма (от лат. conformis - подобный, соответствующий). Он заключается в изменении лицом своих взглядов или поведения под реальным или представляемым давлением группы. Феномен возникает тогда, когда есть конфликт между мнением группы и индивида и этот конфликт решается в пользу группы.

Конформизм порождает конформность, внешнюю или внутреннюю. При внешней конформности индивид лишь внешне принимает мнение группы: внешние действия соответствуют давлению группы, однако внутренне человек не согласен. Такое поведение еще называют покладистым. При внутренней конформности индивид действительно под давлением других усваивает мнение большинства.

Примеры конформизма

Первый эксперимент , который продемонстрировал феномен конформизма , провел американский психолог С. Аш (1951). Группе студентов (7-9 человек) предложили сравнить длину отрезков. Каждому дали две карточк: в правую и левую руку. В левой руке на карточке был изображен один отрезок; в правой - три, из которых один по длине равен отрезку в левой карточке. Два других были короче и длиннее. Исследуемые должны были определить, какой из отрезков с правой карточки одинаковый по длине отрезку в левой.

В первой части опыта, во время индивидуального исполнения, задачи решались верно. Во второй части опыта образовали так называемую «подставное группу». Экспериментатор заранее договорился со всеми участниками, кроме одного («наивный субъект»), что они будут отвечать неверно. Опрос начинался именно с этой «подставной группы». Результаты ответов таких «наивных субъектов» были разные, однако более трети (37%) принимали навязанный большинством взгляд, демонстрируя нежелание отстаивать собственный взгляд в условиях, когда это не совпадало с мнением других участников эксперимента. Так было доказано существование конформизма .

Подверженность конформизму

Конформизм является проявлением определенной пассивности и беспомощности относительно группы. В основном человек выбирает конформное поведение для того, чтобы не быть отвергнутым группой, однако могут быть и другие причины. Склонность к конформизму зависит от:

Увеличения численности группы: увеличение числа членов группы приводит к усилению коллективного давления, однако эта связь не является прямо пропорциональной. Так, 3-4 человека «давят» больше двух, однако дальнейший рост размера группы до 10-15 человек давления практически не добавляет;

Референтности группы: если группа является эталонной для человека, трудно с ней не согласиться;

Состава группы: трудно противостоять группе, в которой есть выдающиеся люди или лица, которые являются общепризнанными экспертами в определенной области;

Сплоченности группы: чем больше дел связывают членов группы между собой, тем сильнее будет ее давление;

Единодушия членов группы: наличие в данной группе хотя бы незначительных расхождений во взглядах существенно снижает уровень давления;

Профессионализма человека: когда в области, относительно которой осуществляется давление, лицо не чувствует себя специалистом, давление группы будет сильнее;

Статуса лица: чем ниже статус в группе имеет определенное лицо, тем больше вероятность, что оно займет конформистскую позицию; чем выше социальный статус лица,которое инициировала давление, тем больше будет давление;

Уровня самооценки: чем ниже уровень самооценки, тем конформнее человек;

Сложности проблемы: чем сложнее проблема решается группой, тем большее давление группы;

Понятности задачи: чем не понятнее сформулировано задание, тем ощутимее будет давление группы;

Способа ответа: при публичном образе ответа конформность растет;

Возраста: у детей конформность выше, чем у взрослых;

Пола: у женщин конформность выше, чем у мужчин.

Конформное поведение играет двойную роль в жизнедеятельности человека. С одной стороны, если правильным является взгляд группы , она помогает откорректировать взгляды человека; однако, с другой, она мешает утверждению независимого поведения и самостоятельных взглядов человека. Связь лица с группой будет крепче и длительнее, если принятие ее норм происходит на почве внутреннего одобрения, а не конформизма .

Нонконформизм

Кроме лиц, одобряющих нормы группы или относящихся к ним конформно, существуют также люди, готовые противостоять давлению группы, их называют нонконформистами. Выделяют два основных типа нонконформистов: агрессивных и творческих. Агрессивные нонконформисты противятся почти всем предложениям группы. Руководствуются они комплексом превосходства или неполноценности и враждебности.

Творческие нонконформисты противостоят тенденциям «уравниловки» в группе. Оригинальные предложения такого человека могут представлять проблему для руководителя группы, который порой неправильно трактует инициативность творческого нонконформиста как угрозу для собственной должности или положения в группе.

Как развить самостоятельность и ответственность у детей.
Самостоятельность - это свойство личности, проявляющееся в критичности, инициативности, чувстве...

Как избавиться от невезения в личной жизни
Как избавиться от невезения? Везение представляет собой череду удачных моментов в жизни, повторяю...

Как избавиться от воспоминаний прошлого
Как избавиться от воспоминаний прошлого? Говорят, что тот, кто не способен управлять своим прошл...

Как отличить депрессию от плохого настроения
Многие не раз сталкивались с таким явлением, как плохое настроение. То родные по...

Психология социального взаимодействия людей и их групп
Взаимодействие – система отношений между людьми, которая включает в себя передачу и...

Конформное поведение - соглашательское, бездумное поведение по принципу «Я согласен. Я - как все!».

Какова природа конформизма? В основе конформного поведения обычно лежит страх "высунешься - хуже будет!": как правило, группа негативно реагирует на того, кто ей противостоит. Люди, активно выходящие за рамки шаблонов, обычно подвергаются давлению и агрессии со стороны конформистов - «молчаливого большинства». Конформное поведение и соглашательство иногда может быть проявлением осознанной лояльности к внешним требованиям: «Как мне скажут - так я и буду думать, так и правильно. Тем, сверху - виднее». Такая осознанная лояльность - иногда мудрость, но чаще - трусость и лень думать самому, превращающиеся в привычный стандарт поведения в группах, в которых ответственность распылена.

Страх и лень думать самостоятельно - две главные причины конформного поведения.

Конфо́рмность - свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму (от позднелат. conformis - «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности.

17. Управление малой группой: лидерство и руководство.

Ответ: Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель».

В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии.

Лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решении определенных задач, заботиться о средствах, при которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что дает право при рассмотрении проблемы описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает, как регламентированный обществом правовой процесс.



Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выявить действительные возможности лидера, значит выявить, как воспринимают лидера другие члены группы.

18. Сплоченность малой группы.

Ответ: Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Военные называют подобный процесс «боевое слаживание».

«Согласно представлениям американских исследователей сплоченности Кута Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С данной точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп.

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего:

· сходство главных ценностных ориентаций членов группы;

· ясность и определенность групповых целей;

· демократический стиль лидерства (руководства);

· кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

· относительно небольшой объём группы;

· отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы.

Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:

· уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);

· степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, - тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий».

Крысько В., Словарь-справочник по социальной психологии, СПб, «Питер», 2003 г., с. 231-232.

Психологическое состояние своей защищенности, чувство, что с группой ничего не случится, обеспечивают лидеры, пользующиеся уважением и непререкаемым авторитетом. При твердой уверенности в правильности действий лидера все усилия членов группы интегрируются и направляются на творческое выполнение отданных им распоряжений».

Рогов Е.И., Психология группы, М., «Владос», 2005 г., с. 369-370.

Сплоченность малой группы может быть и вредна.

ПРИМЕР. Еще в 30-е годы XX века, изучая паровозные бригады, советские психологи обнаружили, что количество аварий и производственных травм выше именно в тех командах, где установилось наибольшее доверие: "Зачем я буду его проверять? Я ему и так доверяю", - объясняли свое поведение машинисты.