Лёгкие скороговорки. Лучшие скороговорки для развития речи и дикции

Сейчас в мире новых компьютерных технологий, появилась масса развлечений для взрослых и детей. Множество художественных и мультипликационных фильмов, детских каналов на различную тематику, компьютерных игр. Ребёнка можно оставить на целый день около телевизора или дать ему в руки планшет и он будет занят, не мешая родителям заниматься домашней работой.

Результат – минимальное общение с ребёнком, слабое речевое развитие, замкнутость, необщительность. А ведь не секрет, что для развития ребёнка необходимо общение с родными и близкими, сверстниками. Будущее малыша зависит от многих факторов, в том числе и коммуникабельности. Умение общаться с людьми способствует выстраиванию отношений с окружающими людьми.

На развитие речи благотворно влияет частое общение , прежде всего с мамой, беседы, словесные игры, разучивание стихов, детских песенок, потешек, скороговорок. Соблюдая данные требования, ребёнок будет правильно развиваться и осваивать необходимые навыки:

  • правильно выстраивать предложения;
  • Разговаривать размеренной речью;
  • улучшается дикция;
  • говорить спокойным голосом, без выкриков;
  • быстро учиться читать.

Формируется чёткая и красивая речь

Но не стоит забывать что развитие каждого ребёнка индивидуально, и подход должен быть особенный, также учитывается фактор наследственности.

Примерная таблица усвоения звуков русского языка детьми по годам:

Если усвоение отдельных звуков русской речи у ребёнка не совпадает с данными в таблице не спешите расстраиваться, так как это приблизительные данные, а период формирование речи у каждого свой.

Но если в 6 лет ребёнок не выговаривает какие-то звуки, это повод обратится к логопеду.

Однако это не значит что всю ответственность можно переложить на плечи логопеда, в надежде что он все исправит, работа должна быть совместная с родителями. Желательно проводить занятия в игровой форме. При помощи словесных игр, скороговорок.

Детские скороговорки для развития речи

Детские скороговорки - это рифмованные, обычно простые по произношению стишки, с повторением каких-то звуков, которые требуют чёткого выговаривания, что осложняет быстрое произношение. Сначала их выучивают медленно, с чётким выговариванием трудных слов, но в процессе тренировки постепенно увеличивается скорость произношения. Придуманные ещё в старину для лёгкого обучения детей родной речи. В народе их называли чистоговорками. Делятся на народные и современные, детские и взрослые.

При помощи скороговорок:

  • формируется артикуляционный аппарат;
  • выстраивается правильная речь;
  • Устраняются речевые дефекты;
  • развивается фонематический слух.

Необязательно ждать пока ребёнок начнёт хорошо говорить. С самого раннего возраста можно во время игры проговаривать скороговорки, чистоговорки. Чтоб ребёнок слушал различные звуки, словосочетания, учился их различать и запоминал правильное произношение. Вот так развивается фонематический слух, что очень важно при формировании речи и чёткой дикции.

Детям очень нравится играть со скороговорками, занятия в игровой форме проходят интереснее, веселее и материал лучше усваивается. Причём стихотворная форма легко запоминается, что способствует развитию памяти.

Их очень любят использовать в своей практике логопеды,

  • Не требуйте от ребёнка проговорить все сразу, и в быстром темпе.
  • Наберитесь терпения, оно вам понадобится.
  • Ваше занятие не должно длиться дольше 10 минут.
  • А тренироваться в столь интересной игровой форме можно сколько вам угодно. Только не переусердствуйте, чтоб не исчезло желание.

И ваши усилия будут вознаграждены.

Скороговорки на букву [Р] и [Л]

Одни из самых важных, это скороговорки на букву [Р] и [Л] .

Очень много детей, которые долго не выговаривают эти согласные. При помощи этой методики можно избавиться от такого дефекта.

Сначала можно размяться на лёгких чистоговорках:

После можно перейти и к главной части занятия, к скороговоркам на букву [р] для детей:

Скороговорки для первого класса на букву [р]

На букву [Л] :

Для формирования шипящих звуков [Ч] , [Ш], [Щ]:

Смешные скороговорки для детей

Весёлые скороговорки очень нравятся детям. Особенно когда они используются в игровой форме, а также с картинками, различными иллюстрациями. На таких занятиях не только развивается речь. А ещё и воображение, формируется память. Смешные стишки с весёлым смыслом поднимают настроение, вызывают положительные эмоции, что также благотворно влияет на психологическое развитие ребёнка.

В форме загадок

Скороговорки бывают в форме загадок, что тоже очень нравится детям, легко запоминаются, с удовольствием загадывают их друг другу. Тренируют речь, и способствуют развиватию логического мышления.

Сложные скороговорки для 7–8 лет

Длинные и тяжело выговариваемые логопедические стишки, нужно выучивать наизусть и тренироваться в выговаривании, пока не будет получаться без запинания. Не спешите сразу пытаться выговорить всю от начала до конца, медленно, трудные места можно повторить несколько раз, пока не получится правильное произношение. После постепенно увеличивайте скорость.

Необходимы такие скороговорки для улучшения дикции. Помогает обрести навыки спокойной не тараторящей речи.

Для каждого возраста своя сложность построения стишка, для малышей используются несложные звуки, обычно без таких как [Р] [Л] и [Ф] [В].

Для детей 7–8 лет используются все звуки в любых сочетаниях.

Скороговорки для 1 класса

На букву [Р ]

Скороговорки для 2 класса

Игры со скороговорками

Очень весело и эффективно проходит занятие в игровой форме. В игре ребёнок чувствует себя раскрепощённым, не зажимается, обучение сопровождается позитивными эмоциями, и яркими впечатлениями.

  1. Предложите ребёнку игру «Обезьянка», Взрослый проговаривает скороговорку, малыш повторяет. Можно усложнить эмоциями. Повторять грустно, радостно, сердито, удивлённо. Такая игра проходит очень весело. Способствует развитию мимики и фантазии, а также творческого мышления.
  2. Можно во время занятия взять мяч и во время чтения скороговорки перекидывать его из руки в руку.
  3. Общая игра «Кто быстрей». Первый читает скороговорку медленно, после увеличивает темп, пока не запнётся. Так, по очереди проговаривает каждый играющий, увеличивая темп. Кто скажет быстрее всех тот и победил.
  4. Игра называется «Испорченный телефон». Играющие делятся на две команды, игроки своих команд садятся друг за дружкой. Ведущие дают две трудновыговариваемые скороговорки, капитанам команд. По сигналу капитаны проговаривают логопедическую рифмовку на ухо рядом сидящему, и так информация должна дойти до последнего в команде, а он должен будет правильно произнести вслух. Та команда побеждает, в которой будет самое верное произношение скороговорки.
  5. Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий раздаёт по скороговорке каждому, одинаковые по сложности. И по очереди каждый должен выйти на шаг вперёд, проговорить скороговорку три раза. Если три раза проговорил и не запнулся, остаёшься на месте. Если, наоборот, шаг назад. Выигрывает тот, кто оказался впереди всех.
  6. Музыкальная игра «Проговаривай и пой». Необходимо под определённую чистоговорку подобрать какую-то мелодию из знакомой песни и пропеть её.

Такие занятия можно проводить каждый день, и уже через месяц будет виден результат. Звуки, как [р], [л], [ш], трудно ставятся, наберитесь терпения. Если же, на протяжении долгого времени нет изменений в лучшую сторону, стоит обратиться к логопеду. Во многих садах и школах, работает логопед, который может заниматься с ребёнком после занятий. Помните правильная и красивая речь показатель культуры и воспитания.

Толковый словарь Ушакова называет скороговорками фразы, в которых сочетание звуков в словах подобрано таким образом, что их сложно произнести в быстром темпе. Они отличаются ритмичностью, часто бывают рифмованными.

Повторение таких сложных текстов на любом языке способствует тренировке четкой дикции. Особенно большое значение имеют скороговорки для детей 7–8 лет, которые уже свободно владеют речью, но иногда имеют проблемы с четким и быстрым выговариванием отдельных звуков русского языка.

Освоение в совершенстве любого, в том числе и русского, разговорного языка, даже если он является родным, - это достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий нескольких лет.

У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры - скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией.

Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.

Важно! Родители могут использовать тренировочные фразы самостоятельно в домашних условиях. Также, чтобы лучше заинтересовать маленького человека, можно применять скороговорки с картинками.

Взрослые также с удовольствием участвуют в подобных играх, более того, для них существуют даже официальные соревнования по скороговоркам на скорость и четкость.

К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров - их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:

  • народные, то есть известные издавна и не имеющие автора - подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке;
  • авторские - сочиненные профессиональными литераторами.

Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.

Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер - это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.

Русские и иностранные примеры

Великий русский лингвист В.И. Даль для своего «Толкового словаря живого великорусского языка» собирал не только пословицы и поговорки, но и скороговорочные фразы. Его заслуга состоит в том, что он первым из отечественных языковедов собрал, обработал, систематизировал и издал народные скороговорки на русском языке.

Однако по сравнению с пословицами и поговорками количество истинно народных скороговорок в русском языке не так велико. Некоторые из них совмещают в себе обе фольклорные формы. Так, например, фраза: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», является одновременно скороговорочной фразой и пословицей, намекающей на то, что человек, пытаясь сделать дело правильно, перестарался, запутался, и все у него вышло неудачно и невпопад.

К числу русских народных образцов, не имеющих конкретно авторства, безусловно, можно отнести знаменитого греку, ехавшего через реку, а также следующие фразы:

  1. Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.
  3. Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.
  4. Во лесу вяжу лозу, на возу лозу везу.
  5. Евсей, эй, муку просей, испеки в печи калачи, да мечи на стол горячи.
  6. Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  7. Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
  8. Косарь Касьян косой косит косо – не скосит косарь Касьян покоса.
  9. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа тупа.
  10. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Как и другие формы народного фольклора, многие иностранные фразы поддаются переводу с сохранением не только общего смысла, но и своей скороговорочной функции, направленной на отработку отдельных звуков:

  1. Пуд перца Питер Пайпер съел (англ.).
  2. В жандармерии, когда один жандарм засмеется, то смеются все жандармы жандармерии (франц.)
  3. Щетки с белой щетиной чистят лучше, чем щетки с черной щетиной (немецк.).
  4. Понемножку Пакито пакует крошечные стаканы в пакеты (исп.).

При обучении ребенка иностранному языку очень полезно использовать этот тип упражнений на языке оригинала. Они помогают без зубрежки, в игровой форме освоить артикуляцию и произношение новых звуков.

Детям очень нравятся книжки, представляющие собой скороговорки с картинками, иллюстрирующими их содержание. С их помощью освоение материала идет гораздо быстрее.

Авторские скороговорки

Поэты, пишущие для детей, часто сочиняют скороговорки-стихи, запомнить которые ребенку гораздо проще из-за их рифмованного вида. Они также подчиняются правилам жанра - ритмичному повторению сложных согласных звуков, краткости, юмористичности, и подходят не только для проговаривания, но и для чтения. Вот пример такого веселого скороговорочного стихотворения детского поэта Владимира Приходько, где акцент делается на шипящие звуки русского языка:

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки,

А в деревушке Ложки

У них устали ножки -

Обратно в Пешки мышки

Приехали на кошке.

Известное стихотворение поэта Даниила Хармса про Ивана Топорышкина также можно отнести к данному жанру. Такие стихи обычно представляют собой книжную форму - скороговорки с картинками. Благодаря красочным и веселым иллюстрациям они гораздо лучше откладываются в памяти, и читать подобные книги интересно не только детям, но и взрослым.

Интересно! Иногда широко известные образцы этого творчества на русском языке, считающиеся народными, на самом деле оказываются авторскими. Так, лингвист В. Лунин в своей книге «Загадки. Скороговорки», вышедшей в свет в 1999 году, доказывает, что автором текста про кукушку, купившую кукушонку капюшон, является И. Демьянов.

Методика разучивания

Начинать заучивание нужно с осмысления содержания, чтобы до ребенка полностью доходил смысл сказанного. Взрослый может разложить короткую скороговорку на небольшой рассказ, придумав сюжет вместе с малышом.

Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.

Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.

Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.

Заучив одну фразу - для начала пусть они будут короткие - можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.

Полезное видео

Подведем итоги

Длительность уроков не должна превышать 15–20 минут, чтобы из них не уходил игровой элемент, а дети не переутомлялись. По окончании каждого занятия нужно непременно похвалить малыша, пусть он поймет, что не всегда удается достичь желаемого с первого раза, но если хорошо постараться и приложить усилия, все обязательно получится.

Вконтакте

ВЕСЕЛЫЕ СКОРОГОВОРКИ С КАРТИНКАМИ

(составлено Мамаевой Н.В. по материалам Интернет)

Всем известно, что самым простым и эффективным способом развития дикции (четкого, внятного произношения) являются скороговорки.

Скороговорки представляют собой простой ритмичный текст, в котором сочетаются звуки, затрудняющие легкое произношение слов. Скороговорки бывают разные: простые и сложные, веселые и смешные. С давних пор они создавались для забавы детей. Произношение скороговорок улучшает подвижность языка, развивает внимание. Это своеобразный речевой тренажер.

Эти скороговорки с картинками мы предлагаем для детей старшего дошкольного возраста, которые уже научились произносить все звуки правильно. Цель в данном случае – тренировка четкости и внятности произношения при быстром повторении с заучиванием наизусть. Детям с трех лет лучше подойдут более простые чистоговорки.

Первый шаг изучения любой скороговорки – ее отчетливое произношение и понимание смысла текста пока без учета скорости. Второй шаг – заучивание текста скороговорки, а затем – тренировка в проговаривании с ускорением темпа речи. Забавные картинки помогут ребенку быстрее запомнить текст.

Обучение детей процесс сложный и трудоёмкий, к тому же в нём обязательно должны присутствовать игровые моменты и возможность чередования процесса постижения знаний и отдыха. Скороговорки на русском языке являются одним из способов учиться с удовольствием.

Вконтакте


Польза скороговорок

Согласно словарю – это ритмичный, несложный и шуточный текст, собранный из таких слов, чтобы произносить их быстро было затруднительно. Относится этот вербальный жанр к народному творчеству.

Разучивание и проговаривание таких фраз и стишков помогает активному обучению в приятной игровой форме, это способствует:


Причём делать это можно с юмором, ведь многие скороговорки имеют шуточный смысл. Специалисты по детскому развитию рекомендуют совмещать разучивание этих коротких фраз с подвижными играми. Вот несколько сценариев:

  • можно попросить малыша ритмично ударять по мячу во время проговаривания текста;
  • отбивать ритм ладошками;
  • показывать пантомимы на героев и события в тексте.

Скороговорки проговаривают в медленном ритме, со средней скоростью, в быстром ритме и очень быстром. Обязательно нужно следить, чтобы ребёнок выговаривал все слоги, не глотал окончания и чётко разделял слова .

Дети, как правило, очень эмоциональны, их психика только учится справляться с волнами чувств, поэтому рассказывая или отвечая на вопросы родителей, они иногда спешат, не полностью проговаривают слова или же теряют нить разговора. Разучивание скороговорок способствует концентрации, осмысленному чтению, умению анализировать короткий текст, находить параллели и выстраивать ассоциации. Ребёнку обязательно пригодятся все перечисленные навыки в последующем обучении в школе, да и в повседневной жизни.

Если малыш научится переключаться с одного осознанного действия на другое, концентрироваться на определённом действии или предмете, то уже с детства у него улучшится усидчивость и запустится формирование волевых процессов.

Кроме того, речь очень важный инструмент социализации. Правильная речь помогает донести свои мысли и установить контакт с другими людьми. Такой навык, закладываемый в детстве, сформирует определённое мировоззрение у ребёнка.

Есть несколько типов восприятия мира:

  1. я плохой - мир плохой;
  2. я плохой - мир хороший;
  3. я хороший - мир плохой;
  4. я хороший - мир хороший.


Психологи считают, что одна из таких картин мира формируется с самого детства под влиянием родителей, близкого окружения, а потом и посторонних людей. Со временем человек осознанно может изменить своё отношение к миру и пересмотреть интерпретацию отношения окружающих к нему.

Пересматривать свои суждения сложнее, чем формировать их изначально более адекватными и соответствующими реальной жизни. В детском возрасте и происходит закладка многих шаблонов и установок.

Если малыш получает одобрение от родителей при обучении, то приходит важное для него понимает собственной ценности . Примерно к восьми годам, при контактах с другими детьми самооценка такого ребёнка будет более адекватной, появится уверенность в себе. При таком положении дел ему легче признавать свои ошибки. Если знаний недостаточно, он менее конфликтен и стремится их получить, вместо того, чтобы обороняться или проявлять агрессию.

Обучение воспринимается не как повинность, а как игра, приятная и интересна, если с детства ребёнок усвоил лёгкость от самого процесса постижения знаний. Самооценка очень важна для общения и способности дружить и достигать целей.

Виды скороговорок

Скороговорки, которые помогают проработать трудные звуки, известны давно. Условно можно разделить скороговорки на такие виды:

  • На одну букву.
  • Смешные стихи.
  • Народные.

Скороговорки с определённой буквой

Хорошая дикция, правильное произношение, большой запас слов и умение ими пользоваться, навыки, которые нужно развивать не только дикторам, ораторам или преподавателям. В современном мире общение и умение коммуницировать становится всё более важным навыком. Поэтому скороговорки на русском языке помогут сформировать красивую и правильную речь ребёнка, которая будет способствовать развитию и успешной реализации в разных сферах жизни.

На букву Б :

Белые бараны били в барабаны.

На букву К :

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

На букву Р :

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Скороговорки стихи

Детям 7-8 лет можно давать стишки более длинные. Такие упражнения помогут развивать память , а также концентрировать внимание и задерживать его на длинных предложениях, с чем иногда возникают проблемы при обучении в школе. Можно подобрать картинку или целый визуальный ряд вместе с ребёнком, это поможет развить фантазию и творческие способности малыша. К тому же формируя ассоциативный ряд, процесс запоминания происходит легче и быстрее. А находить картинки, которые соответствовали бы темам скороговорок может стать занимательной и весёлой игрой.
Примера таких стихов приведены ниже.

Грачиха говорит грачу:

- Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

Карасёнку раз карась Подарил раскраску.

И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка – Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Народные

Скороговорки, дошедшие до нас из глубины веков, передают самобытность языка . Динамика изменений в современном мире оказывает влияние на речь, приводит и к появлению новых слов, и к утрате редко употребляемых. Разучивая наследие нашего богатого и прекрасного языка можно передавать народные традиции, чтобы не прерывалась связь поколений.
Примеры скороговорок на старый лад приведены ниже.

Архип осип. Осип охрип.

На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня?

От топота копыт пыль по полю летит.

Привила при изучении

Многие считают, что проговаривать скороговорки нужно только быстро. Специалисты рекомендуют определённую последовательность при обучении:

  1. Прочесть медленно, чтобы проговорить все буквы и слоги.
  2. Осмыслить содержание, чтобы легче запомнить смысловую часть фразы или стиха.
  3. Проговорить сначала медленно, затем пару раз в среднем темпе, чтобы запомнить последовательность слов.
  4. Контролировать дыхание при произношении в разных темпах.
  5. Проговорить несколько раз подряд в очень быстром темпе.

Для детей 6-7 лет такая схема может занять два дня, важно, чтобы ребёнок не уставал. Создайте ребёнку комфорт при обучении, делайте паузы и хвалите не только за результаты, но и за сам процесс. Малыш будет рад, что его поощряют, даже если у него не получается воспроизводить фразы правильно ни первого, ни со второго раза.

Скороговорки при всей своей простоте могут стать прекрасным инструментом для улучшения дикции , лёгкого и полезного общения, улучшению понимания между родителями и детьми. Главное, регулярность занятий на первых порах, повторение для восстановления навыка и хорошее настроение от времени проведённого с малышом.

Представляем Вам подборку русских скороговорок для детей и взрослых из народного фольклора, использующихся для отработки произношения различных звуков. Их ещё называют «Русские потешки». Лучшие скороговорки для развития речи и тренировки дикции.

Отработка звуков:
б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
11. Ткет ткач ткани на платки Тани.
12. Водовоз вез воду из-под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
15. Стоит копна с подприкопёночком.
16. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
17. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
18. У елки иголки колки.
19. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
20. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
21. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
22. На меду медовик, а мне не до медовика.
23. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
24. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
25. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
26. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
29. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
30. Рододендроны из дендрария даны родителями.
31. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
32. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
33. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка звуков:
р, л, м, н

34. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
35. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
36. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
37. Клара-краля кралась к ларю.
38. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
39. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
40. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
41. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
42. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
43. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
44. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
45. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
46. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
47. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
48. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
49. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
50. Дробью по перепелам да по тетеревам.
51. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
52. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
53. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
54. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
55. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
56. Король-орел.
57. Курьера курьер обгоняет в карьер.
58. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
59. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
60. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
61. Гонец с галер сгорел.
62. Талер тарелка стоит.
63. Идти на рать, так бердыш брать.
64. Интервьюер интервента интервьюировал.
65. Либретто Риголетто.
66. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
67. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
68. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
69. Во мраке раки шумят в драке.
70. На дороге с утра тарахтят трактора.
71. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
72. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
73. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
74. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
75. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
76. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
77. А мне не до недомогания.

Отработка звуков:
з, с, ж, ш, ч, щ, ц

78. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
79. У осы не усы, не усища, а усики.
80. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
81. Осип охрип, а Архип осип.
82. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
83. По семеро в сани уселися сами.
84. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
85. Свиристель свиристит свирелью.
86. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
87. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
88. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
89. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
90. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
91. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
92. Четверть четверика гороха без червоточинки.
93. Инцидент с интендантом.
94. Прецедент с претендентом.
95. Константин констатировал.
96. У ежа ежата, у ужа ужата.
97. Жутко жуку жить на суку.
98. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
99. Тщетно тщится щука ущемить леща.
100. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.