Мир эмоций ребенка 3 лет. Эмоциональное, социальное и психическое развитие ребенка

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки - различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

В состоянии понять и выполнить два указания: «Возь­ми мяч и положи его на стол».

Задает много вопросов.

Смотрит и иногда обсуждает телевизионные передачи.

Подведем промежуточные итоги данного раздела. Очевидно, что в рамках ведущей предметно-манипулятив-ной деятельности ребенок:

    осваивает способы действий с предметами;

    у него возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенное восприятие предметного мира и на­глядно-действенное мышление.

Центральным новообразованием, которым заверша­ется этот период психического развития ребенка и с кото­рым ребенок вступает в следующий возраст, является воз­никновение у ребенка сознания, которое выступает в виде его собственного детского «Я». (Более подробный анализ становления системы «Я» ребенка будет произведен в па­раграфе 3.8). А сейчас обратимся к характеристике эмо­ционального развития ребенка в раннем детстве.

3.6. Эмоциональное развитие ребенка

3.6.1. Общие особенности эмоциональной сферы ребенка

Наверное, правы те детские психологи, рассматри­вающие эмоциональную сферу ребенка раннего возраста как центральную в сфере его психики. Уже в первый год жизни эмоциональная жизнь младенца отличается тем, что хотя и в зачаточной форме, но представлены основные эмоции. Как подчеркивал В.В.Зеньковский, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни 1 . О значении эмоций в этом возрасте говорит хотя бы тот факт, что психика ребенка носит преимущественно бессоз­нательный характер; произвольная, т.е. сознательная регу­ляция поведения практически отсутствует и потому именно эмоции в основном осуществляют регулятивную функцию. Не случайно мы так восхищаемся детской наивностью и непосредственностью. Ребенок свободен от внутренней серьезности и деловитости в силу непроизвольности, эмо­циональности своей психики. Ребенок свободен в выра­жении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств, он весьма экспансивен, по­скольку не в состоянии думать о последствиях выражения своих эмоций и чувств. Поэтому недооценивать роль эмо­ций в психическом развитии ребенка в этом возрасте, ко­нечно, не следует. Эмоциональное восприятие окружаю­щего ребенка мира приводит к тому, что он воспринимает его не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он ему кажется. Именно в этом возрасте, ближе к трем го­дам появляется способность к воображению, которая бур­но развивается в дошкольном возрасте. Поражает и нео­быкновенная эмоциональная подвижность и лабильность ребенка, та скорость, с которой одна эмоция сменяется другой и необыкновенно быстрое развитие той или иной. эмоции. С одной стороны, это обусловлено особенностя­ми нервной системы и темперамента ребенка, а с другой -отсутствием произвольной регуляции психической, в том числе и эмоциональной деятельности. Отсутствие или сла­бость произвольной регуляции оборачивается мощнейшим влиянием эмоций на психическую жизнь ребенка. Если взрослый в состоянии найти какие-то доводы, оправдыва­ющие и смягчающие силу того или иного эмоционально­го состояния, то дети лишены этого защитного интеллек­туального барьера. Не случайно принято говорить о хруп­кости детской души. Незначительная на взгляд взрослого " негативная эмоция ребенком переживается как настоящее горе, равно и как несущественная, по мнению взрослого, положительная эмоция ребенком переживается как огром­ное счастье. Сказанное - лишь некоторые общие штрихи к эмоциональному портрету ребенка, необходимая сту­пенька на пороге дома, в котором помещается эмоциональ­ная сфера ребенка.

3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста

Приступая к характеристике эмоций ребенка вспом­ним, что основными эмоциональными состояниями мла­денца были - собственно возбуждение, эмоции неудоволь­ствия и удовольствия. В период раннего детства из неудо­вольствия выделяются эмоции страха, гнева и страдания, равно как из удовольствия выделяются радость, привязан­ность-любовь и собственно удовольствие (К.Бриджес).

Общее недифференцированное возбуждение

Собственно возбуждение

Неудовольствие (дистресс)

Удовольствие

Вснно ьствие

Гнев Страдание

Радость Привязанность Собст Любовь удовсг

Рис. 10. Дифференцировка эмоций в раннем детстве

Эмоция страха. Нет человека, который бы не был знаком с чувством страха. Раннее появление эмоции стра­ха - это убедительное доказательство его инстинктивной природы, в частности инстинкта самосохранения. И хотя страх, беспокойство и тревога столь же неотъемлемые эмо­ции человека, как и радость, гнев, удивление или печаль, при чрезмерной податливости этому чувству меняется по­ведение человека, деформируется его личность. Страх счи­тается одним из наиболее характерных чувств ребенка. По мнению некоторых исследователей, появление детских стра­хов диктуется самой программой развития ребенка, по­скольку они являются «охранительным звеном поведенчес­кого онтогенеза» 1 . Речь идет о защитной функции страха, когда его появление предупреждает ребенка о грозящей ему опасности. Однако фиксация страхов может привести к воз­никновению достаточно серьезных проблем в поведении ре­бенка. В большинстве же случаев, по мнению А.И.Захаро­ва, детские страхи в раннем и дошкольном возрасте имеют преходящий, функциональный характер, обусловливая критичностть и эмоциональную лабильность этих возрастов 2 .

Каковы другие возможные последствия детских страхов?

Действие страхов на психическую сферу столь мно­гообразно, что почти нет ни одной психической функции, которая бы не подвергалась их воздействию. В силу своей «энергоёмкости» страхи приводят к тому, что у ребенка порой не хватает энергии на проявление других эмоций. Эмоциональное перенапряжение ребенка проявляется в его заторможенности, раздражительности и импульсивности. Устойчивый страх - это мощный барьер на пути развития произвольности (самостоятельности) поведения, он под­рывает.уверенность ребенка в себе, упорство и настойчи­вость в достижении цели, а, следовательно, приводит к де­формации личности, ее системы «Я», затрагивая, прежде всего, эмоционально-волевую и потребностно-мотивационную сферы личности; страх уродует мышление, лишает его активности, упорядоченности, системности, гибкости, уверенности, когда второстепенное заслоняет главное, на­рушается целостность восприятия, оно дробится на мно­жество мелких осколков, которые невозможно собрать. Все это следствия отрицательного влияния страха на психику ребенка. А что, разве бывает положительное влияние?

Разве нам не доводилось, преодолевая жуткий страх, тем не менее, с любопытством и громадным интересом наблюдать или иметь дело с тем, что вызывает в нас этот страх? И страшно, и приятно! Удивительное сочетание эмоций. В свое время Ст.Холл обратил внимание на связь переживания страха с психологией риска, которому при­надлежит активное, творческое начало в жизни человека. «Кто не рискует, тот не выигрывает!» Именно на этом пути развиваются смелость, героические порывы, творческая уверенность в себе. Таким образом, говоря о страхе нуж­но иметь в виду не только депрессивную функцию, но и активную.

Причины возникновения страхов у детей.

С одной стороны, - это биологические, связанные с инстинктом самосохранения (об этом говорилось выше). Уже у новорожденного мы видели инстинктивно-защитные формы поведения при неожиданном и быстром приближе­нии предмета, резком звуке, ярком свете, сильном дунове­ний воздуха. Возникновению страхов способствуют и дру­гие природные причины - особенности высшей нервной де­ятельности - слабость нервных процессов, повышенная общая и эмоциональная чувствительность. Такие страхи ре­бенка как страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков, по мнению А.И.Захарова, носят на­следуемый характер, особенно если они присущи матери.

Наряду с биологическими предпосылками выделя­ются социально-культурные и психологические 1 . К ним от­носятся:

Урбанизация жизни: замечено, что у детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир;

Количественный состав семьи: число страхов боль­ше у детей из неполных семей. Тут следует вспомнить фал­лическую стадию из теории психосексуального развития З.Фрейда;

Наличие единственного ребенка в семье: такой ре­бенок - своеобразный эпицентр семьи, с которым эмоци­онально тесно связаны все другие ее члены, транслируя, " тем самым, ему свои тревоги и беспокойства, если они есть;

Возраст родителей: у детей пожилых родителей (после 30 лет и особенно после 35 лет) вероятность воз­никновения беспокойства, тревоги и страхов больше, чем у детей молодых родителей, в силу их более высокого фона тревоги;

    недостаточная двигательная и игровая активность детей, что приводит к резкому обеднению их эмоциональ­ной жизни и в некоторых случаях это способствует ранней интеллектуализации психики;

    нервно-психические перегрузки, испытываемые ма­терью, вследствие вынужденной или реднамеренной смены семейных ролей. А.И.Захаров отмечает, что девочки и маль­чики боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца, поскольку работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми;

    ранний выход матерей на работу из декретного отпуска, стимулирует развитие страхов у эмоционально чувствительных детей:

    личностные особенности матери: честолюбивые, сверхпринципиальные, бескомпромиссные, излишне требо­вательные матери с заостренным чувством долга стимули­руют у детей развитие беспокойства, тревоги и страхов;

    конфликты в семье: наиболее чувствительны к ним дети дошкольного возраста, при этом девочки оказыва­ются более эмоционально ранимыми, чем мальчики.

Какие детские страхи чаще всего транслируются во взрослую жизнь?

Чаще всего это страхи высоты и смерти родителей, а также страх войны, сделать, что-либо нет так и страх не успеть. При этом матери в большей степени, чем отцы «виновны» в передаче своих страхов детям в силу боль­шей биологической и эмоциональной связи. В целом ма­тери «успешно» транслируют своим детям беспокойство, тревогу, а отцы - мнительность, сомнение в правильнос­ти своих действий. Как подчеркивает А.И.Захаров, это порождает у ребенка тревожно-мнительный способ реаги­рования, что является основой для возникновения у него страхов, опасений, предчувствий и сомнений 1 .

Страхи детей в раннем детстве

Интересно сопоставить динамику страхов современ­ных детей с их сверстниками, жившими в начале века (см. Табл.4.

Таблица 4 Среднее число страхов, переживаемых детьми

Данные Ст. Холла || Данные А.И.Захарова

Среднее число страхов у детей и подростков

Мальчики

Мальчики

Нам неизвестны условия и методика исследования Ст.Холла и потому, строго говоря, трудно сопоставлять его данные с данными А.И.Захарова. Тем не менее, выра­женная страховая симптоматика современных детей и под­ростков в сравнении с их сверстниками начала века оче­видна. Другое замечание касается собственно динамики страхов. Если в начале века число страхов последователь­но возрастало вплоть до подросткового возраста, то у со­временных детей пик страхов приходится на дошкольный возраст, после чего и у мальчиков и у девочек наблюдает­ся последовательное снижение числа страхов. Единствен­ное в чем совпадают данные, так это в том, что в обоих исследованиях зафиксировано большее число страхов у девочек, чем у мальчиков. Эти данные убеждают, прежде всего, в том, что количество переживаемых детьми страхов в значительной степени связано с социо-культурными и пси­хологическими условиями. Нынешние условия жизни детей стимулируют более высокий уровень эмоционально-пси­хической напряженности, что сказывается и на увеличе­нии числа страхов. Интересно и то, что если у современ­ных детей самым эмоционально напряженным возрастным периодом в их жизни можно считать дошкольный возраст, то у их сверстников начала века он был наименее напря­женным. Если современная начальная и средняя школа (один из мощных источников эмоционально-психическо­го напряжения учащегося ребенка) не стимулирует разви­тие страховой симптоматики, то школа начала века, на­против, весьма этому способствовала (увеличение числа страхов в школьные годы в два с лишним раза).

Обратимся к страхам детей в раннем детском воз­расте.

По данным А.И.Захарова у детей в возрасте 1-2 года чаще всего отмечается страх неожиданных звуков (у 52% мальчиков и девочек); следующее по распростра­ненности место занимает страх одиночества (у 44% маль­чиков и 34% девочек) и замыкает этот ряд страх боли и уколов. У детей в возрасте более двух лет на первое место выходит страх боли и уколов (50% мальчиков и девочек); на втором месте остается страх одиночества, причем в срав­нении с предыдущим возрастом он теперь более присущ девочкам, чем мальчикам - 36% мальчиков и 48% дево­чек), а последнее место занимают страхи неожиданных звуков - у 30% мальчиков и девочек. Таким образом, с воз­растом происходит уменьшение числа безусловнорефлек-торных инстинктивных страхов и увеличение страхов ус-ловнорефлекторной природы. В качестве основных источ­ников страхов в этом возрасте А.И.Захаров называет конфликты в семье, ревность к младшим братьям и сест­рам, а также психологическое состояние матери, и, что осо­бенно важно, отца 1 .

Не редкость в этом возрасте ночные страхи. Главный персонаж детских снов - волк, особенно часто у детей боя­щихся наказания отца. По-видимому, волк ассоциируется с физической болью. К двум годам у детей, особенно у маль­чиков, увеличиваются страхи перед засыпанием, что связано с более частыми кошмарными сновидениями. Ближе к трем годам в ночных сновидениях начинают фигурировать и Баба Яга, что, по-видимому, отражает проблемы ребенка со стро­гой матерью, не очень мягкой и ласковой и часто грозящей наказаниями. И Волк, и Баба Яга символы угрозы жизни ребенка, его уничтожения, иными словами - страха смерти.

В завершении анализа страхов у детей в раннем дет­стве следует подчеркнуть, что повышенное внимание к воз­никновению и развитии страхов у детей в этом возрасте обусловлено сенситивностью этого периода, т.е. наибольшей неустойчивостью и уязвимостью по отношению к вредным воздействиям 1 . Именно этим обстоятельством объясняется пик страховой симптоматики, приходящийся на третий год жизни ребенка. Данные А.И.Захарова демонстрируют по­вышенную чувствительность детей раннего школьного воз­раста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых 2 . Семейные конфликты, ме­дицинские манипуляции, помещение ребенка в ясли и осо­бенно пребывание в больнице может стать мощным источ­ником эмоционального напряжения, беспокойства и стра­хов. Родителям важно не воевать с ребенком, а гибко реагировать на его эмоциональные состояния, учитывать нарастающие по разнообразию интересы, развивать их, а не заглушать собственной тревогой и неуверенностью.

Эмоция гнева. Из схемы К.Бриджес видно, что эта эмо­ция дифференцируется из эмоции общего неудовольствия именно в раннем детстве. И действительно эта эмоция ча­сто встречается у детей этого возраста. Как и страх, так и гнев необычайно выразительно отражается на лице малы­ша. Красное лицо, наморщенный лоб, блестящие глаза, сжатые кулачки - все это выражает эмоцию гнева. Гнев выражается в активной и пассивной форме. Всем хорошо известна активная форма, не менее известен и так называ­емый «бессильный гнев», когда ребенок не в состоянии вы­разить свое чувство и вынужден таить в себе гнев: ребенок бессильно сжимает кулачки, у него дрожит голос, а слезы гнева выдают его эмоциональное состояние.

Гнев нередко ассоциируется со злобой и жестокос­тью. Однако для детей соединение гнева со злобой, столь частое у взрослых, не характерно. Гнев детей более чист, чем наш и, по мнению В.В.Зеньковского, это «верный сим­птом тяжелой наследственности или скверных условий жизни ребенка»". В то же время весьма распространено мнение о детской жестокости. Особенно часто при этом ссылаются на жестокое обращение детей с животными. С другой стороны, если взрослый при ребенке начнет мучить животное, то ни один ребенок не останется к это­му безучастным: он плачет, умоляет оставить вас в покое бедное животное. В чем дело?

По-видимому, отвечает В.В.Зеньковский «мы име­ем дело не с жестокостью, что психология ребенка здесь более сложна. ... Вообще это не есть проявление злого начала в ребенке, - продолжает автор, - а проявление игры фантазии, потребность в свободной активности, жела­ние всего коснуться, все взять в руки, попробовать, загля­нуть, что находится внутри» 2 . Вспомним, что ведущей де­ятельностью в этом возрасте является предметно-манипулятивная, что и обусловливает настойчивое стремление детей изучать все, что они видят, изучать не только глаза­ми, но и руками. Этим можно объяснить порой небрежное обращение ребенка с игрушками, переходящее в «разру­шительное» поведение. То же и с животными. То, что они пищат, царапаются, лишь повышает удовольствие от игры. Ребенок и не подозревает, что своими действиями прино­сит животному боль и страдание еще и в силу своей сла­бой отделенное™ от окружающих его предметов (отсут­ствие либо слабое «Я» ребенка).

Эмоции отличают человека от животного, помогают ему общаться с другими людьми, справляться со сложными ситуациями. Они определяют наше будущее и настоящее. Умение владеть собственными чувствами, выражать их при помощи различных средств − важное умение для каждого человека. Но это умение не появляется просто так.

Новорожденный ребенок имеет ограниченные возможности выражения собственного недовольства или радости: крик или молчание. Задача каждого родителя – помочь малышу научиться понимать свой внутренний мир, выражать его в доступной форме, сдерживать при необходимости. Это непростой процесс, требующий внимания и времени.

Зачем развивать эмоциональный мир

Среди множества причин для развития эмоциональной сферы можно выделить:

  • Развитие головного мозга. Расширение спектра эмоций стимулирует работу нервных окончаний, способствуя формированию новых нейронных связей. Чем ярче и многограннее эмоциональная жизнь малыша, тем быстрее происходит физическое и сенсорное развитие;
  • Регулировка действий. Осваивая окружающее пространство и познавая мир, крошка испытывает разнообразные чувства, опираясь на реакции взрослых формирует линию поведения. Испуг мамы на попытку исследовать розетку вызовет понимание опасности задуманного действия;
  • Развитие игровой деятельности. Дети учатся через игру. Эмоциональный отклик на игровые действия позволяют формировать базу для будущего обучения;
  • Социализацию. Дети, обладающие широким спектром чувств, легче проходят этап социализации, относятся к окружающим более мягко, формируют дружеские отношения;
  • Подготовку к трехлетнему кризису. Родители, занимающиеся развитием эмоциональной сферы малыша, преодолевают негативные проявления легче и быстрее;
  • Управление чувствами. Через познание внутреннего мира карапуз учится их понимать, управлять ими.

Направления эмоционального развития

Развитие эмоциональной сферы ребенка включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Расширение спектра эмоций. При рождении малыш имеет возможность выразить любые ощущения через крик или молчание, постепенно взрослея, начиная овладевать собственной речью, мимикой, движениями; спектр проявления чувств расширяется, накапливается эмоциональный опыт. Наращивание познаний о собственных чувственных возможностях происходит в течение всей жизни человека, позволяя ему справляться со всеми возникающими вопросами.
  • Углубление осознанности переживания. Каждое чувство вызывается определенными событиями, действиями и не всегда хватает слов, чтобы описать весь испытываемый спектр. На помощь в этом вопросе приходит эмоция.
  • Освоение возможности контролировать поведения. Новорожденный не может сдерживать собственный крик от голода или другого неприятного события, ребенок дошкольного возраста уже умеет сдерживать эмоции.

Дети учатся, копируя родителей и окружающих людей. В период до 3 лет хорошо показать малышу варианты проявления внутренних ощущений.

На первом этапе кроха будет очень рад смотреть, как изменяется ваше лицо, интонация, голос. Его будет забавлять возникшая перемена, а с течением времени он сможет проводить логические цепочки, связывающие ваше настроение и определенные события. Видя эту связь, будет пытаться повторить за вами, не всегда вначале удачно выбирая необходимый вариант, но со временем все четче показывая свои чувства.

В зависимости от возраста крохи его эмоциональный спектр имеет разные характеристики, позволяя вести работу исходя из необходимых для определенного возраста занятий.

Эмоции и их развитие с рождения до 1 года

Первая и основная эмоция в начале жизненного пути ребенка – крик. Сразу после появления на свет малыш оповещает мир о своем появлении, и впоследствии этот вид проявления чувств становится основным для отражения всех ощущений крохи.

Эмоции первого года жизни характеризуются неустойчивостью, кратковременностью и вместе с тем бурным проявлением. Наличие факторов, приносящих новорожденному неудобства (голод, грусть) выражаются криком. Через короткое время появляется первая улыбка, за нею смех. Крик постепенно начинает различаться в зависимости от причины, его вызывающей. Многие мамы быстро начинают различать интонации и применять необходимые действия для нормализации эмоционального состояния. Если мама, слыша плач ребенка, понимает причины его появления, четко реагирует, то малыш очень быстро поймет, каким образом попросить о необходимых действиях.

Эмоции ребенка до года формируются из ощущений. Чувства становятся мотивом для определенного поведения, импульсивного выражения пожеланий. Через соответствие внутренних переживаний действиям формируются будущие поступки. Одной из хитростей формирования поведения является наблюдение за реакцией, контроль собственных действий.

Хорошо, когда мама не устраивает паники в простых ситуациях, не выказывает ужас от небольших огрехов, излишне не опекает кроху. Это работает очень просто. Если малыш упал, но при этом не ушибся, верным будет не хватать его на руки и жалеть, а приобняв спокойно ему сказать, что ничего страшного не случилось.

В обратной ситуации дети, подрастая, прибегают к хитрости, требуя повышенного внимания, начинают плакать без видимой причины.

Формируя эмоциональную сферу ребенка до года, родителям стоит показывать собственным примером, какие разные реакции могут быть на схожие ситуации. При падении мама может пожалеть и даже поплакать вместе с крохой, если удар очевидно сильный. Но в другом случае может просто пожалеть и утешить.

Характеристика эмоционального развития от года до 2 лет

Формирование эмоциональной сферы ребенка после 12 месяцев начинает изменяться.

Малыш осваивает хождение и начинает активно играть с разнообразными предметами. Направление развития чувственности крохи переходит из среды ощущений в предметную деятельность. Наличие тех или иных эмоций начинает проявляться в результате успешной или провальной деятельности. Часто негативные чувства направлены непосредственно на предмет, вызвавший недовольство. Появляется стремление изменить ситуацию через давление на взрослых, применяя уже изученные варианты эмоционального поведения.

Среди наиболее часто встречаемых проявлений негативного направления у детей с года до 2 присутствуют:

  • Гнев;
  • Злость;
  • Огорчение;
  • Неудовольствие.

Видя эти проявления, родители должны понять, какой именно предмет или действие не получается у крохи, и объяснить или показать, как правильно поступить. Объяснения должны быть спокойными и ласковыми. Уже в этом возрасте стоит рассказать малышу, что все когда-то этого не умели, но постепенно, прилагая усилия, все получится. В награду за родительское терпение и помощь, дети проявляют большой спектр положительных эмоций:

  • Улыбку;
  • Радостные возгласы;
  • Смех.

Эмоциональное развитие ребенка в этом периоде происходит по пути последовательной социализации. Чувства чаще применяются как возможность показать свою самостоятельность, привлечь внимание, подчеркнуть успех. Ближе к двум годам малыши начинают эмоционально воспринимать не только действия, но и сюжеты сказок, задумки в организованных играх.

Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет: от действия к сопереживанию

Ребенок третьего года жизни уже активно осваивает родную речь. Переживания медленно переходят от реакции на действие к сюжету игры. Малыш часто сам создает вымышленный мир, развивая первоначальную задумку по знакомым шаблонам. Если кроха видит, как мама стирает или готовит, то герои его игр будут использовать это действие. Отличительной чертой такой игры будет полное копирование эмоций взрослого.

К этому периоду желательно полностью контролировать свои чувства, не допускать негативных реакций на ситуацию. Не стоит, ударив молотком по пальцу, употреблять ругательные выражения. Их эмоциональная окраска заинтересует карапуза, уже спустя пару секунд вы услышите четкое повторение ваших слов и действий.

В период от 2 до 3 лет появляются эстетические реакции. Малыш начинает воспринимать характер музыки, красоту природы и одежды. Четко улавливается попытка разграничить мир на красивое и не очень. Эти эмоции появляются на базе младенческого опыта изучения окружающего мира. Постепенно удивление от новых предметов преобразуется в любознательность, появляются первые вопросы, связанные с сутью вещей и событий, а не внешней характеристикой.

Общие положительные проявления чувств дополняются новыми негативными эмоциями:

  • Зависть;
  • Ревность;
  • Жадность;
  • Соперничество.

Проявлению негативных эмоций способствует появляющийся интерес к сверстникам. Отсутствие опыта социального общения, попытка сконцентрировать внимание на себе, непонимание возможных вариантов коммуникации приводят к формированию неправильных эмоциональных реакций. Задача родителей на этом этапе:

  • Показывать, как нужно общаться с другими детьми;
  • Научить играть в команде;
  • Объяснить, почему проявляемые реакции не желательны.

Этап эмоционального развития ребенка от 2 до 3 лет – переломный момент, заканчивающийся . До достижения малышом 3 лет необходимо максимально помочь ему освоить основные эмоции, научить выражать их при помощи творчества, слов.

Для гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка до 3 лет родители должны учитывать некоторые особенности подхода к этой работе.

Последовательность

Все ваши действия и эмоции должны быть постоянны и логичны. Не стоит по-разному реагировать на одинаковую ситуацию или проявление негативных чувств. Хорошо, если на семейном совете будет выстроена общая линия поведения для основных ситуаций. Чтобы малыш мог четко понимать, как нужно реагировать на те или иные события, все члены семьи должны быть едины в проявляемых эмоциях.

Сдержанность

Для минимизации негативных эмоций хорошо контролировать собственные чувства. Проблемы, загруженность, усталость — не причина срываться на ребенке. Ваше умение сдерживать свои порывы станут для карапуза лучшим примером контроля.

Творчество

Знакомьте своего кроху с разными сторонами жизни и творчества. Гуляйте, рисуйте, танцуйте. Наполните жизнь красками и удивлением. Через открытие нового малыш познает не только окружающее пространство, но и собственный внутренний мир. Предлагайте в момент гнева нарисовать его чувства, слепить из пластилина причину расстройства. Пусть он попробует перенести внутренний негатив на физические объекты, посмотреть на них со стороны.

Беседа как инструмент коррекции

Развивая умение малыша проявлять свои чувства, старайтесь корректировать нежелательные проявления при помощи разговора. Пытайтесь найти причину негативной реакции. У детей до 3 лет она чаще всего кроется в незнании как поступить. Подскажите выход, расскажите, что не стоит кричать и злится, а нужно просто сказать. Объясняя ребенку важность сохранения спокойствия, внимательно следите за собственными эмоциями. Никакие слова не научат лучше, чем пример, на который можно сослаться.

Игра

Появление новых ощущений желательно проиграть вместе с крохой, показав, как она выглядит со стороны, подсказав в каких ситуациях ее использовать. Любую негативную эмоцию легко объяснить на игрушках. Пусть машинка или кукла станут жадными, грубыми или ревнивыми. Видя наглядно как выглядит ощущение, варианты отношения к нему, малыш сможет понять, почему его нужно контролировать.

Актерское мастерство

Одним из способов развития эмоциональной сферы является тренировка лицевых мышц перед зеркалом. Вместе с крохой попробуйте изобразить гнев, боль, радость и другие эмоции. Пусть малыш посмотрит, как они выглядят. Спросите, какая из них ему нравится, а какая нет.

Эмоциональное развитие ребенка – важный этап становление личности, влияющий не только на его социальные способности, но и на физическое и психическое развитие. Каждый человек развивает свою чувственность на протяжении всей жизни, учится справляться с негативными проявлениями. Чтобы ваш сегодняшний карапуз в будущем умел противостоять критике, внутренним позывам, социальной несправедливости, начните работу по совершенству его внутреннего эмоционального мира уже сегодня.

психика эмоция дошкольник

И в жизни взрослого человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции -- своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций, как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства .

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей .

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций -- интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний . Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

  • -- освоение социальных форм выражения эмоций; -- формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  • -- благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  • -- эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствияц.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.

Общение как фактор в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, как и объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности .

Ребенок дошкольного возраста существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести-семи лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок - пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка. Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств. При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов - восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни - это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

Виктория Сахно

Эмоциональное развитие ребенка происходит с рождения. Сначала кроха учится испытывать и выражать свои эмоции, а позже контролировать их и управлять эмоциональным состоянием. Развитие этих возможностей происходит параллельно с физическим, и . Тем не менее, на эмоциональное развитие часто направлено меньше внимания, чем на другие сферы.

Основы социальной компетентности, которые ребенок получает в течении первых пяти лет, связаны с его эмоциональным благополучием и влияют на способность ребенка адаптироваться в школе и формировать успешные отношения на протяжении жизни. Позже, эти же социально-эмоциональные навыки необходимы для формирования прочных дружеских и семейных отношений, способности работать в коллективе.

Давайте рассмотрим основные этапы эмоционального развития ребенка , через которые проходит каждый малыш и разберем, на что стоит обратить особое внимание для успешного развития эмоциональной сферы.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год

В возрасте одного года ребенок учится распознавать и управлять своими чувствами. Он испытывает широкий спектр эмоций и может устроить истерику, если сильно устал или расстроен. Также он проявляет эмоции посредством смеха, крика, плача и даже укусов. Годовалые малыши уже начинают проявлять автономию, могут заявить категоричное «Нет!» на предложение взрослого и настаивать «Я сам!» в выполнении задач, которые им еще не доступны. За этот год ребенок испытывает широкий спектр эмоций: любовь, радость, гнев, страх, печаль, разочарование и др.

В этом возрасте ребенок действует импульсивно, но с помощью взрослого уже учится управлять своими эмоциями. Например, он может идти за плюшевым зайцем, когда расстроен, чтобы помочь себе успокоиться. Он сильно привязан к значимым взрослым и получает удовольствие, находясь рядом с ними. Кроха активно наблюдает за эмоциональной реакцией других людей и делает выводы на основе мимики взрослых. Например, поднимаясь по лестнице на детской площадке, оглядывается на маму, ища одобрения или предупреждения в выражении ее лица.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

Двухлетки начинают интересоваться обществом других детей. Им нравится играть рядом, но в совместную игру они не вступают, поскольку еще недостаточно зрелы для коллективных игр. Когда возникают конфликты, взрослые должны вмешаться, чтобы предотвратить агрессию и научить малыша соответствующему поведению. Управлять эмоциями крохе по-прежнему трудно. Любимые игрушки могут помочь двухлеткам справиться с новыми ситуациями или сильными эмоциями.

Расширяются доверительные отношения с другими взрослыми и детьми, с которыми малыш часто играет. Увеличивается понимание языка эмоций. Ребенку проще справиться с эмоциями, когда они названы, и взрослый признает эмоциональную реакцию ребенка. Сильное разочарование все также может спровоцировать истерику.

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года

В три года начинает развиваться чувство индивидуальности и личных предпочтений. Малыш начинает говорить: «Смотрите, это !». Умеет определять чувства других людей на основании тона голоса и выражения лица. Понимает, что у чувства есть причина, и может рассуждать примерно так: «Девочка расстроилась, потому что потеряла любимую игрушку». Трехлеткам все также нужны взрослые, чтобы чувствовать себя в безопасности, когда они играют или исследуют мир вокруг.

С этого возраста дети начинают строить дружеские отношения между собой. Им интересны совместные и ролевые игры. Когда возникают конфликты, малыши все еще продолжают искать помощи взрослых, чтобы разрешить ситуацию. Продолжают учиться простым альтернативным, не агрессивным способам разрешения конфликтов, способны согласиться на компромисс в спорной ситуации. В трехлетнем возрасте дети уже способны сопереживать другим и проявляют участие. Так, ребенок может обнимать и гладить другого малыша, жалеть, если тот чем-то расстроен, и предлагать ему своего любимого медведя для скорейшего успокоения.

В три года ребенок все лучше справляется со своими эмоциями, но рассчитывать, что он будет реагировать, как взрослый, не стоит. Наступает кризис трех лет, и малыш, хоть и настроен нравиться родителям, начинает проявлять агрессию, своеволие, упрямство, негативизм. Это период становления личности и отделения себя от взрослых. Пройдя его, ребенок станет более самостоятельным, у него сформируется самооценка, и малыш будет готов к новым этапам развития.

Эмоциональное развитие ребенка в 4 года

В четыре года ребенок в состоянии спокойно переносить длительное отсутствие взрослого. Малыш все лучше самостоятельно справляется со стрессом с или проговаривания проблемы. Все чаще выражает собственную точку зрения и свои предпочтения в отношении какой-то ситуации. Ребенок начинает сравнивать себя с другими.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

В четыре года ребенок продолжает разбираться в причинах чувств и начинает понимать, что разные люди могут чувствовать разные эмоции в одной и той же ситуации. Игра остается главным инструментом, с помощью которого малыш моделирует различные ситуации и пробует различные варианты решения проблемы. Это помогает ему накапливать опыт положительного разрешения конфликтных ситуаций и все лучше понимать и контролировать свои эмоции.

Варианты проведения игр на развитие эмоциональной сферы вы можете увидеть в этом видео:

Четырехлетки все больше интересуются развитием дружеских отношений со сверстниками, пытаются им угодить. Ребенок успешно входит в группу других детей, активно инициирует и участвует в коллективных играх. В спорных ситуациях предлагает варианты решения проблемы, при этом все еще ожидает помощи взрослых.

Эмоциональное развитие ребенка в 5 лет

В пять лет ребенок может управлять чувствами и ситуацией с большей независимостью. Он использует все более сложные речевые обороты, для того чтобы назвать свои чувства и их причину. Например, может рассуждать: «Я вроде бы и хочу покататься на этих качелях, но мне страшно, потому что они высокие». Также глубоко рассуждает, чтобы продемонстрировать осведомленность, понимание и заботу в отношении окружающих. Например, подходит к ребенку, чья постройка рухнула и говорит: «Не расстраивайся, Маша. Я тебе сейчас помогу построить новый домик, и мы сможем вместе поиграть».

Ребенок все больше осознает свои умения и поднимает самооценку, хвастаясь новыми навыками. Малыш использует свои физические, творческие и познавательные ресурсы в кризисной ситуации. Способен самостоятельно успокоиться и контролировать выражение своих эмоций.

Любит общаться с другими детьми и взрослыми. В этом возрасте ребенок уже имеет более широкий репертуар навыков для «вхождения в группу». Играет в более сложные и длительные коллективные игры, в том числе разыгрывает спектакли. Продолжает устанавливать и поддерживать дружеские отношения со сверстниками, ищет подтверждения дружбы, спрашивает «Мы же с тобой друзья?». Пятилетки используют различные варианты ведения переговоров и установления компромисса для разрешения конфликтов. Тем не менее, периодически они тоже сталкиваются с трудностями и нуждаются в помощи взрослых.

Задачей родителей на протяжении всего дошкольного периода является:

  • научить ребенка идентифицировать свои эмоции,
  • контролировать их и выражать социально приемлемыми способами,
  • показать не агрессивные способы разрешения конфликтных ситуаций,
  • помочь ребенку устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

Все эти навыки не приходят одномоментно и в полной мере, ребенок ими овладеет только в школьном возрасте. Но целенаправленное их развитие и помощь со стороны родителей помогут ребенку развить свой и быть успешным в разных сферах жизни.

А как вы занимаетесь эмоциональным развитием своих малышей? Расскажите в комментариях!