Молитвы и деяния в месяц рамадан. Толкование суры "гадр" Если встретил Рамадан в одном месте, а прощаешься в другом

Главной особенностью этого месяца, указывающей на его важность, является то, что в этом месяце началось ниспослание Корана, являющегося последним божественным откровением. Также в этом месяце мусульмане соблюдают пост, являющийся одним из основных видов поклонения. На месяц Рамазан приходится Ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр), которая лучше тысячи других месяцев. За поклонение, совершенное в этом месяце, дается большее вознаграждение, чем за поклонение, совершенное в любом другом месяце года. Рамазан является месяцем прощения и милости, взаимопомощи и поддержки, изобилия и достатка. В этом разделе мы поговорим именно об этих особенностях.

1. Коран начал ниспосылаться в месяце Рамазан

В суре аль-Бакара о ниспослании Корана говорится следующее:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 2/185).

Ниспослание Корана началось с того, что в 610 году в месяце Рамазан в Ночь Предопределения ангел Джабраил(алейхиссалям) передал первые пять аятов суры аль-’Аляк пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который в это время находился в поклонении в пещере Хира на горе Нур в Мекке. В суре аль-Кадр говорится:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (аль-Кадр, 97/1).

Чтобы в полной мере воспользоваться баракатом месяца Рамазан, нужно посвящать больше времени изучению Корана. На самом деле, верующий должен часть из двадцати четырех часов суток отвести для чтения Корана; в эти благословенные дни нужно приложить больше старания, чтобы основная часть дня была предоставлена Корану. Нужно постараться, погрузившись в атмосферу смыслов и наставлений Корана, действовать в соответствии с его содержанием. Изменить в лучшую сторону свое состояние и поведение, а также работать над своими недостатками.

2. Месяц Рамазан – это месяц, в котором соблюдается обязательный пост

В Коране говорится:

«Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен, или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185).

3. Одна из ночей месяца Рамазан является Ночью Предопределения, которая лучше тысячи месяцев

Аллах Всевышний говорит в Коране:

«Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джабраил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] – ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (аль-Кадр, 97).

Совершенно точно известно, что Ночь Предопределения является одной из ночей месяца Рамазан, но какой именно по счету – неизвестно. Мать всех правоверных ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамазана» (Тирмизи, Саум, 71).

Выражение «ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамазана» означает, что эта ночь может приходиться на любой из этих дней, и указывает на необходимость увеличения поклонений в эти дни.

Наибольшее распространение получило мнение, по которому эта ночь приходится на двадцать седьмую ночь месяца Рамазан, и во всем исламском мире она отмечается, как Ночь Предопределения.

В некоторых хадисах сказано, что жизнь людей предыдущих поколений была гораздо более продолжительной, чем у наших современников, и, соответственно, у них было больше времени для совершения богоугодных дел. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) печалился, что по причине малой продолжительности жизни верующие его общины не в состоянии были заслужить столь большой награды, несмотря на все усилия. Поэтому Всевышний Аллах наградил общину пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Благословенной Ночью, которая лучше, чем тысяча месяцев.

Мудрость того, что точно не установлен срок Ночи Предопределения, заключается в том, чтобы люди, приложив усердие и старание, в полной мере смогли прочувствовать и осознать ценность этой Ночи и милость Творца, скрытую в ней.

Безусловно, лучше всего проводить в поклонении все последние ночи, начиная с двадцатой, чтобы быть более уверенным, что за­станешь Ляйлятуль-Кaдр и все ее блага. Провести 10 или 11 ночей в пол­ном служении Аллаху не так уж и сложно, особенно если учитывать, ка­кое огромное благо и вознаграждение обещано за это.

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов сказал: «Тому, кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и наде­ждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари, Муслим).

В Ляйлятуль-Кадр самым лучшим для человека будет искреннее по­каяние, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, прощаются былые обиды, анализируются ошибки проведенных дней, меся­цев, строятся планы на будущее.

На эту тему существует немало хадисов. Но важно знать, что Ал­лах даровал нам такую благословенную ночь как особую милость. И сколь же удачливы те, которые никогда не пропускают ее!

Многочисленные хадисы свидетельствуют о том, что ду’а, сделанные в эту ночь, принимаются. Сообщается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: (Однажды) я спросила: «О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) ночи Предопределения, что мне следует говорить?» . Он ска­зал: «Говори: “О, Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Щедрый Ты любишь прощать, так прости же меня”» (ат-Тирмизи, Байхаки).

4. В месяц Рамазан открываются двери рая и закрываются двери ада, а дьяволы заковываются в цепи

В одном из хадисов говорится: «В первую ночь Рамазана шайтаны и джинны заковываются в цепи, закрываются ворота ада, и ни одни из них не открываются. Открываются ворота рая, и ни одни из них не закрываются. И глашатай объявляет: «О те, кто желает совершить благое! Осуществите свое желание, совершая благое. О те, кто желает совершить плохое! Откажись от этого. В месяц Рамазан Аллах освобождает многих людей из ада. Это продолжается каждую ночь этого месяца. Когда наступает месяц Рамазан, небесные врата открываются, а врата ада закрываются, и шайтаны заковываются в цепи» (Саум, 1; Бухари, Саум, 5).

5. В месяц Рамазан совершается намаз-таравих

Слово «таравих» – это форма множественного числа слова «тарвиха», означающего «предоставление отдыха». В религиозной терминологии слово «таравих» означает добровольный намаз, совершаемый в месяц Рамазан после намаза ‘иша. Этот намаз получил свое название в связи с тем, что после каждых четырех ракаатов, молящиеся делают небольшую паузу для отдыха. Как уже было сказано, таравих-намаз является добровольным поклонением. Поэтому из-за усталости, занятости и других подобных причин намаз-таравих можно совершать дома в 8, 10, 12, 14, 16 или 18 ракаатов. Совершение намаза-таравих таким образом также соответствует сунне.

Этот намаз является обязательной сунной (сунна-муаккада) для муж­чин и женщин, который совершается каждый день в течение месяца Рамазан. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в 23-ю, 25-ю и 27-ю ночи месяца Рамазан совершал намаз-таравих вместе со своими сподвижни­ками в мечети.

Время этого намаза наступает после ночного намаза аль-‘иша и длится до времени утреннего намаза. Намаз-таравих выполняется до витр-намаза и состоит из двадцати ракаатов, о чем стало из­вестно из действий второго праведного халифа ‘Умара (радыйаллаху ‘анху). Он окончательно утвердил количество ракаатов с согласия сподвиж­ников Пророка. Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «После меня не отступайте от моей Сунны и сунны праведных хали­фов» (Абу Дауд, ат-Тирмизи). А также: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамазан с верой и ожиданием воз­награждения от Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи».

6. В Рамазан прощаются грехи верующих, которые оживляют этот месяц своим поклонением

Оживление месяца Рамазан поклонением имеет огромное значение. Понятие «оживление месяца Рамазан» включает чтение Корана, зикры и тафаккур (размышление), изучение жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получение религиозных знаний.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пятикратный намаз, джума-намаз до наступления следующего джума-намаза и пост месяца Рамазан вплоть до наступления следующего Рамазана будут искуплением за совершенные малые грехи при условии избегания больших грехов» (Муслим, Тахара, 17).

7. Рамазан – это месяц милости и изобилия, а также общественной взаимопомощи

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря о достоинствах месяца Рамазан, сказал: «В месяц Рамазан моей общине было дано пять вещей, которые не были даны прежним общинам. Это:

  • В первую же ночь Рамазана Аллах посмотрит на мою общину взглядом милости. Того, на кого Аллах посмотрит взглядом милости, Он не подвергнет наказанию.
  • Запах изо рта постящегося верующего, приятней для Аллаха, чем запах мускуса.
  • Ангелы денно и нощно просят прощения для моей общины.
  • Аллах приказывает раю: «Приготовься и украсься для моих рабов, ибо приблизилось то время, когда они, избавившись от усталости земной жизни, войдут в Мою милость и в рай».
  • В последнюю ночь месяца Рамазан вся моя община будет помилована. На вопрос одного из сподвижников о том, является ли эта ночь Ночью Предопределения, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Нет. Это не Ночь Предопределения. Разве вы не видите? Работники получают свою плату по завершении работы» (Мунзири, II, 2).
8. За поклонение, совершенное в месяц Рамазан дается большее вознаграждение

Аллах Всевышний безгранично милостив и всепрощающ к Своим рабам. Наш Господь дает нам от десяти до семисот вознаграждений за каждое совершенное нами благое дело. Что касается вознаграждения за терпение, то оно безгранично. По сравнению с другими месяцами, в месяце Рамазан за совершенное поклонение верующий получает гораздо большее вознаграждение.

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (аль-Ан’ам, 6/160).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто соблюдал пост месяца Рамазан, а затем еще шесть дней месяца Шавваль, тот подобен тому, кто соблюдал пост на протяжении всего года» (Тирмизи, Саум, 53).

9. Рамазан – это месяц терпения и воспитания духа

Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета» (аз-Зумар, 39/10).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подтвердил это, сказав: «Рамадан – это месяц терпения. А вознаграждением за терпение является рай» (Мунзири, II, 94-95).

Таким образом, мусульманин, соблюдающий пост в месяц Рамазан, воспитывает свой дух и учится быть терпеливым путем противостояния низменным желаниям и отказа от дурных слов и поступков.

10. В месяце Рамазан совершается такой вид поклонения, как итикаф

Итикаф – это уединение с соблюдением определенных правил в мечети или в месте, которое считается мечетью, с намерением совершения поклонения Аллаху. Сунной является совершение итикафа в последние десять дней Рамазана. В состоянии итикафа мусульманин проводит время, совершая намазы, читая Коран и другие книги, молясь и делая зикр.

Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на про­тяжении своей жизни в последние десять дней каждого Рамазана не покидал мечети» (аль-Бухари, Муслим).

Этот вид поклонения считается очень достойным деянием. Благодаря уединению, душа человека на некоторое время отрешается от мирской суеты и устремляется к Господу, и верующий, поклоняющийся в мечети – доме Аллаха, обретает спокойствие. Сколь велико благо, когда мусульманин ис­пользует проходящие дни своей жизни, устремляясь всем сущест­вом к своему Творцу в таком священном месте и пребывая в по­клонении, приближается к Аллаху с чистой душой!

Совершение итикафа означает посвящение своего времени поклонению и мо­литвам, ибо, даже не совершая намаз, но пребывая в мечети, человек нахо­дится в готовности к молитве. А это стремление само по себе равносильно молитве. Итак, благодаря итикафу, человек возвышается духовно, просветля­ется душой, и облик его источает свет служения. Как же благословенны и прекрасны эти мгновения жизни!

Рамадан неразрывно связан с Кораном, потому что именнно в этом месяце была ниспослана эта великая Книга. Всевышний сказал:

Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран (2:185).

Пост - одно из лучших средств для устранения человеческих привязанностей, мешающих видеть свет Всевышнего, который пронизывает Коран. Соответственно связь между постом и Книгой Аллаха также очень прочна. Поскольку Коран ниспослан в Рамадан, то и пост должен быть предписан в этот месяц, потому что постящийся лучше всего может восппринимать верное руководство Аллаха, ниспосланное Им в Коране.

Аяты дают нам понять, что одно из величайших предназначений поста - очищение мышления для пониманния Корана. После упоминания об обязательности поста: «Вам предписан пост» (2:183) говорится о ниспослании Книги Аллаха в Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспосллан Коран» (2:185) . То есть Коран - это причина поста в этот месяц. И Рамадан, и пост - все это ради Корана, и поэтому нет ничего удивительного в том, что Рамадан называют месяцем Корана.

Наши праведные предшественники хорошо понимали это. Они знали, что главное предназначение Рамадана - уделять внимание Корану, беречь и соблюдать его заповеди, а пост нужен для того, чтобы очистить сознание человека для восприятия Корана. Аз-Зухри (да помилует его Аллах) спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей».

При чтении Корана, как в Рамадан, так и в другое время, мы должны помнить о том, что наша цель - размышлять над Словами Всевышнего и углубляться в их смысл. Поэтому Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал, что первое из десяти дел, помогающих снискать любовь Всевышнего, - это «чтение Корана, сопровождаемое размышлением и попыткой понять заключённый в нём смысл и значение каждого конкретного аята, подобно тому, как человек размышляет над книгой, которую он заучивает наизусть и разбирает, стараясь до конца понять то, что имел в виду автор».

А аль-Хасан ибн ‘Али сказал: «Поистине, те, кто жил до вас, рассматривали Коран как послания от своего Господа, старались осмыслить их ночью и изучали их днем».

Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Читающий Великий Коран должен понимать, какую милость оказал Всевышний Аллах Своим творениям, донося смысл Своих Слов до их понимания, и знать: то, что он сейчас читает, - не слова человека. И при этом он должен осознавать величие Того, от Кого исходят эти Слова, и размышлять о заключённом в них смысле».

И это великое облегчение и милость Аллаха, что Он позволил таким слабым созданиям, как мы, вести тайную беседу с Ним, исследовать и изучать Его Книгу и размышлять над заключёнными в ней значениями.

Ибн ас-Салях сказал: «Чтение Корана - это почёт, оказанный Всевышним человечеству. Передается, что ангелам не было оказано такого почёта, и что они стремятся услышать его от людей».

Однако Всевышний Аллах не только разрешил нам по милости Своей и Своему великодушию вести с Ним тайную беседу и смотреть на Его Слова. Он еще и даровал нам самое высокое положение за то, что мы делаем это. Всевышний сказал:

Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он - Прощающий, Благодарный (35:29–30).

Всевышний избрал для себя людей Своего Писания, которые читают его и поступают в соответствии с ним, и сделал их достойными обладателями его.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди людей есть люди Аллаха». Люди спросили: «Кто же они, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Люди Корана. Они - люди Аллаха и Его приближенные».

Если вы будете внимательны к Корану в Рамадан, дорогие братья и сёстры, будете читать его и изучать - ваше отношение к Священной Книге начнет исправляться, и вы сможете стать людьми Корана и, соответственно, людьми Аллаха и Его приближенными, и не быть одними из тех, кто забросил Писание и тем самым навлёк на себя гнев Аллаха и жалобу Посланника (да благословит его Аллах и приветствует): «Господи! Мой народ оставил и заббросил этот Коран» (25:30) .

Определите для себя тот объем, который вы можете прочитыввать ежедневно в месяц поста, и постарайтесь читать столько же каждый день, когда Рамадан закончится, чтобы быть вам «людьми поминания», а не «людьми покидания». Делить Коран на небольшие части, читаемые постоянно - Сунна, однако она давно забыта даже проповедниками Ислама и соблюдаюющими мусульманами, не говоря уже о простых людях. Наши праведные предшественники ежедневно прочитывали определенную часть Корана. Часто это была часть, позволяющая им прочитывать Коран полностью за месяц, или столько, чтобы можно было прочитать его за неделю или, например, за три дня. А на то, что это Сунна, указывают достоверные хадисы, например, слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто проспал чтение того, что он обычно читает ночью или часть этого, а потом прочитал его между утренней и полуденной молитвой, ему запишется, как будто он прочитал его ночью».

И сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) брали с Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пример в делении Корана на части. Как-то он принимал у себя несколько человек из племени Сакыф, и каждый вечер он приходил к ним после вечерней молитвы и беседовал с ними, а однажды он задержался, и когда он пришёл, они сказали ему: «Ты задержался». Он сказал: «Я начал читать часть Корана, которую читаю обычнно, и не хотел выходить до тех пор, пока не дочитаю её». Передатчик этого хадиса Аус ибн Хузейфа ас-Сакафи сказал: «Я спросил сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): как вы делите Коран? И они сказали: три, затем пять, затем семь, затем девять, затем одиннадцать, затем тринадцать, а затем часть, состоящая из коротких сур».

А ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) делила Коран так, чтобы прочитывать его полностью за семь дней. Она сказала: «Я читаю свою часть (или: седьмую часть), сидя на своей подстилке или постели». Однако в Рамадан отношение наших праведных предшесственников было иным. В этот месяц от чтения Корана из их домов доносился звук, подобный жужжанию пчёл. И хотя весь Рамадан является наиболее достойным и подходящим временем для чтения Корана и поминания Аллаха, больше всего для этого подходит ночь - ведь в это время чувства человека обостряются, и он лучше воспринимает читаемое. Возможно, именно поэтому в Рамадан Джибриль приходил к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) по ночам, чтобы повторять с ним Коран, как об этом упоминает Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими).

Ибн Раджаб прокомментировал этот хадис следующим образом: «Он указывает на то, что лучше читать Коран в Рамадан по ночам, поскольку ночью кончаются дела и заботы, человек сосредоточивается, и его язык и сердце лучше настроены на углубленное чтение Корана и размышление о заключённом в нем смысле. Ведь Всевышний сказал: “Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи производят более сильное впечатление и яснее по изложению” (73:6) ».

Это что касается времени. А если говорить о месте, то лучше всего, конечно же, читать Коран в мечети, особеннно если вы совмещаете чтение с обучением.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда бы ни собирались люди в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится у Него».

«О Аллах! Сделай великий Коран весной наших сердец, светом нашей груди, удалением нашей тревоги и печали. Помоги нам вспомнить то, что мы забыли из него, и научи нас тому, чего мы не знаем из него… Амин!».

05.06.2017 Fatima_bint_Dzhabrail 💜 15 1583 1

Fatima_bint_Dzhabrail 💜 💜

В арабском языке «пост» звучит следующим образом: «ас-сыям» или «ас-савм». Выражения «ас-савм» и «ас-сыям» означают воздержание от чего-либо, будь то высказывание чего-либо или приём внутрь. Подтверждением тому служат слова Марьям, приводимые в Коране (смысл): «Поистине я дала Милостивому обет поста» (сура «Марьям», аят 26), т. е. дала обет не говорить ничего.

إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَنِ صَوْمًا

В Шариате же выражения «ас-савм» и «ас-сыям» обозначают воздержание от всего, что нарушает пост , в промежутке времени от наступления утренней молитвы до захода солнца, намерившись держать пост .

История поста

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Вменение в обязанность мусульманского поста

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение) . Всевышний в Коране сказал (смысл): «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран , будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост ... » (сура «Аль-Бакара», аят 185).

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

Если встретил Рамадан в одном месте, а прощаешься в другом

Именно поэтому мусульманские богословы и вынесли решение о том, что, если мусульманин начал поститься, увидев луну в своём населённом пункте, а затем отправился в путешествие в далёкий (где другой часовой пояс) населённый пункт, ему вменяется в обязанность завершить месяц Рамадан тогда, когда его завершат в местности, в которую он прибыл. Это положение распространяется даже на того, кто уже завершил 30 постов , потому что по Шариату с того момента, как он прибыл в новый населённый пункт, он как бы становится одним из жителей этой местности, следовательно должен соблюдать пост так же, как и все остальные жители. Если в местности, в которую прибыл мусульманин, увидели луну (указывающую на завершение месяца Рамадан и наступление Шавваля), то он обязан отпустить пост . И не имеет значения, соблюдал он всего 28 постов (потому как в этой местности Рамадан мог быть 29-дневным) или 29 постов (потому как Рамадан мог быть 30-дневным). Однако в первом случае, когда приезжему пришлось разговляться вместе с жителями, тогда как он соблюдал всего 28 постов , ему вменяется в обязанность восполнить один пост в любое удобное для него время после праздничного дня Ид аль-Фитр (праздник разговенья), потому что минимальное количество дней месяца Рамадан бывает 29.

Тот же, кто в праздничный день (Ид аль-Фитр) отправился в местность, в которой всё ещё постятся, обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост , до наступления времени вечерней молитвы.

Согласно остальным трём мазхабам при видении новолуния поститься обязательно не только жителям близлежащих населённых пунктов, но и всем остальным, даже тем, кто живёт на другом полушарии Земли.

Условия обязательности поста

Таклиф. Таклифом называется наличие в мусульманине следующих качеств: совершеннолетие и рассудок. Сам мусульманин, который подпадает под эту категорию, называется мукалляфом. Т. е. поститься обязательно только совершеннолетнему мусульманину, достигшему половой зрелости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Троим не записываются грехи: 1) спящему, пока не проснётся, 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним, 3) сумасшедшему, пока не поправится» («Сунану Аби Давуда», № 4403).

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِل

Отсутствие обоснованной по Шариату причины, препятствующей поститься или разрешающей разговляться.

Причин, препятствующих соблюдению поста, две

Наступление месячных или послеродовых выделений у женщин.

Потеря сознания или потеря рассудка в течение всего дневного времени (т. е. со времени утренней молитвы до времени вечерней молитвы). Если потерявший сознание или сумасшедший придёт в себя даже на миг в течение светового промежутка дня, он обязан с этого момента поститься до конца дня.

Причин, разрешающих не соблюдать пост, три

Болезнь, при которой соблюдение поста наносит вред организму или доставляет сильную боль и недомогание. А если болезнь или боль будут настолько тяжкими, что будет вероятность угрозы жизни, – такому человеку вменяется в обязанность отпустить пост !

Дальнее путешествие. Дальним путешествием считается, когда расстояние пути не менее 83 километров. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост , необходимо, чтобы путешествие было дозволенным и продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост, а затем в течение дня отправился в путь, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост .

Основанием для вышеизложенных двух причин, разрешающих не поститься, служит аят Корана , в котором говорится (смысл): «<...> тот же, кто болен или в пути, пусть восполнит пост в другое время...» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Бессилие поститься. Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например язвы желудка, разрешено разговляться. Поститься обязательно тем, кто физически в состоянии делать это. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка » (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), давая комментарий к этому аяту, сказал, что речь идёт о людях преклонного возраста, которые не в состоянии поститься и которые вместо каждого пропущенного поста должны накормить одного бедняка (одним муддом (600 граммов) основного продукта питания данной местности) («Сахих аль-Бухари», № 4235).

В эту же категорию входят беременные и кормящие матери. Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке, так что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Однако, если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только из опасения нанести вред зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов ей ещё вменяется в обязанность выплатить штраф в размере 600 граммов (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост .

Условия, необходимые для действительности поста

- Месячные и послеродовые выделения . Их наступление тоже нарушает пост, даже если их продолжительность будет недолгой. И, конечно же, пропущенные посты по причине их наступления надо возмещать.

- Потеря рассудка или, да убережёт нас от этого Всевышний , вероотступничество тоже нарушают пост.

Каждому постящемуся необходимо остерегаться всех вышеперечисленных семи причин, в противном случае пост нарушится и будет недействительным. Пост того, кто совершит что-либо из вышеперечисленного, предполагая, что время утренней молитвы ещё не наступило, а в действительности оно уже наступило и это каким-то образом выяснится, – нарушается, но вместе с этим этот человек обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост, до конца дня, проявляя уважение к месяцу Рамадан. Аналогично и в том случае, когда постящийся отпустил пост, предполагая, что время вечерней молитвы уже наступило, а как оказалось – нет, его пост нарушается, и ему необходимо возместить этот пост.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com

5 шагов к Рамадану

Дуа перед началом Рамадана

Дуа в ночь Ляйлят-уль-Кадр

О глотании слюны во время поста в Рамадан

Можно ли совершить таравихи, если есть пропущенные намазы-фарз?

5 наград за пост

Топ 5 – фрукты против жажды в Рамадан

Закят уль фитр – закят в Рамадан

Полностью прочитать Коран

Мы все с вами прекрасно знаем, что Священный Коран был ниспослан в месяц Рамадан. Рамадан – месяц Корана, поэтому мусульмане во всём мире стараются прочитать его полностью. В Коране говорится: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран» - сура «Баккара, аят185. Сподвижники пророка и ученые прекрасно понимали суть этого аята, поэтому они перечитывали Коран не просто один раз, а по нескольку!

Они знали, что главное предназначение Рамадана – уделение особого внимания Книге Аллаха! Аз-Зухри , да помилует его Аллах, спросили о том, что нужно делать в Рамадан, и он сказал: «Читать Коран и кормить людей».

АбдуРаззак передает от имама Суфьяна ас-Саури , что с наступлением Рамадана он оставлял все необязательные виды поклонения и все свое время уделял чтению Корана! А Ибн Абдуль-Хакам передает, что имам Малик в этот месяц отдалялся от изучения наук, и читал Коран!

Не забывайте, что в Рамадан ангел Джибрииль приходил к Пророку, мир ему и благословение Всевышнего по ночам, чтобы повторять с ним Коран. Об этом упоминает Абдулла Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Выстоять молитву «Таравих»

Данная молитва является обязательной сунной - сунна муаккяда как для мужчин, так и для женщин. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой в ее значимость и ожиданием вознаграждения за нее только от Господа, тому будут прощены предшествовавшие грехи» - передает аль-Бухари .

Пророк Мухаммад в 23, 25 и 27-юночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фард). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома. Об этом передаётся от Абу Зарра , а также от Аиши в сборниках Муслима, аль-Бухари и ат-Тирмизи .

О том, что Пророк и его сподвижники читали в Таравихе до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба . Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. Абдурахман ибн Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джамаатом!» Именно так он и поступил, поставив имамом Убейю ибн Кягба» - передано аль-Аскаляни и аш-Шавкяни . Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь - Сунна и путь праведных халифов». Не стоит забывать, что Умар был одним из них - вторым праведным халифом! Имам Малик дополняет: «Во времена Умара читали двадцать ракяатов молитвы Таравих. С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны».

Выплатить Закят, дать Садака и накормить нуждающегося

Традиционно мусульмане всего мира стараются выплачивать Закят именно в месяц Рамадан, а также усердствуют в раздаче милостыни нуждающимся. С чем это связано? Скорее всего они опираются на изречение пророка, мир ему и благословение Всевышнего, со слов Ибн Аббаса , в котором говорится: «Пророк был самым щедрым из людей, и он был самым щедрым в Рамадан, когда ему являлся Джибриль. Джибриль являлся ему каждую ночь Рамадана, чтобы преподавать Коран. Щедрость Пророка была сильнее ветра» - передаёт Аль-Бухари.

Также до праздника Ид аль-Фитр или Ураза-байрам мусульманам предписано давать садака аль-фитр. Считается, что благословенное время Рамадана влияет на любое праведное дело, а раздача милостыни Закята – одна из форм поклонений, которая предписана Всевышним и является столпом, на котором зиждется религия ислам.

Сделать «Итикаф»

Итикаф – это наиболее любимое для Всевышнего Аллаха из благих деяний в месяц Рамадан. Слово «итикаф» в переводе с арабского означает «пребывание». С точки зрения шариата это означает пребывание в мечети с целью приближения к Аллаху.

Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, усердствовал в этом виде поклонения, за ним следовали и сподвижники. Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт: «Пророк усердствовал в итикафе в последние дни месяца Рамадан, пока не ушёл в мир иной» - передано аль-Бухари и Муслим .

Сообщается, что пророк не выходил из мечети в дни итикафа, кроме как для естественных надобностей. Когда подходили последние десять дней месяца Рамадан, он и его сподвижники усердствовали в поклонении, ибо на эти дни приходится «Ляйлят аль-Кадр» -Ночь Предопределения.

Найти ночь Предопределения «Ляйлят аль-Кадр»

Мы все прекрасно знаем, что «Ляйлят Уль-Кадр» - Ночь Предопределения лучше, чем тысяча месяцев». Об этом говорится в Коране. Застать её, значит убедиться в том, что просьбы твои услышаны. Это шанс изменить свою жизнь к лучшему!

От Аиши, передаётся, что Пророк сказал: «Ищите Ляйлят-Уль-Кадр среди последних десяти ночей месяца Рамадан» - передаёт аль-Бухари. В другом хадисе говорится: «Ищите Ляйлят-Уль-Кадр в нечётных числах, среди последних десяти ночей» - аль-Бухари.

Тимур Шарафиев

Сура "Гадр" по счёту 97-я сура Корана. Как видно из названия, в этой суре говорится о ниспосланном свойстве Корана.

Предположения о том, где была ниспослана сура "Гадр" - в Мекке или Медине - расходятся. В некоторых хадисах подчёркивается, что эта сура была ниспослана в Медине (по толкованию Суюти "Дуррул-Мансур"). Однако по утверждению других толкователей, эта сура была ниспослана именно в Мекке.

О савабе, приносимом чтени ем суры "Гадр", Хазрет Пророк Мухаммед (с) изрёк: "Каждый, кто прочтёт эту суру, заработает саваб, равный савабу соблюдения оруджа в месяц рамазан и богослужению, совершённому в ночи ахья". А Хазрет Мухаммед Багир (а) говорил так: "Человек, звучно читающий суру "Гадр" зарабатывает саваб, равный савабу человека, который, обнажив меч, ведёт джихад во имя Аллаха. Человек, тихо читающий эту суру, зарабатывает саваб, равный савабу человека, истекающего кровью от ран, полученных во имя Аллаха".

1-Й СТИХ:
"ВОИСТИНУ, МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО (КОРАН) В НОЧЬ ГЯДР"

Из других сур Корана известно, что наша Священная Книга была ниспослана именно в благословенный месяц рамазан: "Месяц рамазан, в котором был ниспослан Коран..." (Сура "Багара", стих 185).

Хотя в первом стихе суры "Гядр" и не упоминается Священный Коран, ясно, что слова "Мы ниспослали его" относятся именно к Корану.

Слова "Мы ниспослали его" подчеркивают величие Корана. Всевышний Аллах связывает такое неповторимое и важнейшее действие, как ниспослание Корана только с собой, и поэтому использует множественное местоимение "Мы", выражающее почёт и величие.

В суре "Багара", цитата из которой приведена выше, говорится, что ночь Гядр, в которую был ниспослан Коран, находится в месяце рамазан. Интересно, какая из ночей месяца рамазан является ночью Гядр? Хотя в стихах Корана нет конкретной информации по этому вопросу, он широко освещается в достоверных хадисах, рассказанных святыми Ислама.

Читающий суру "Гядр", естественно, может задаться вопросом: известно, что Священный Коран по частям ниспосылался в течение 23 лет Пророку и через Пророка доводился до людей, но если так, насколько соответствуют истине стихи Корана и хадисы, говорящие о том, что Коран был ниспослан в ночь Гядр?

Учёные богословы дают такой ответ: Коран был дважды ниспослан Всевышним Аллахом. В первый раз Всевышний Аллах ниспослал Коран с Лёвхи-Мехфус, как отмечено ранее, на Землю (душе Пророка). В этот раз Коран был ниспослан целиком, единовременно.

После того, как Хазрет Мухаммед (с) стал Пророком, Всевышний Аллах изволил посылать стихи Корана частями (постоянно в течение 23-ч лет) посредством архангела по имени Джабраил (а), донесшего их Пророку.

Специалисты арабского языка находят в тексте Корана знаки, указывающие на то, что Коран был ниспослан в два этапа. В стихах Корана, говорящих о его ниспослании, используются два слова, имеющие один корень, но различные формы: "инзал" и "тензил". Например:

"Инна энзелнаху фи лейлетил-Гядр" ("Мы ниспослали его в ночь Гядр") (сура "Гядр", стих 1).
"...Вя незелнаху тензила" ("...И ниспослали его постепенно") (сура "Исра", стих 106).
"Тензилул-китаби мин-Алла-хил-эзизил-хаким" ("Книга (Коран) была ниспослана постепенно почитаемым и мудрым Аллахом")(сура "Зумре", стих 1).

По мнению филологов, "инзал" - это ниспослание Корана единовременно, а "тензил" - постепенно, частями (в книге Рагиба Исфахани "Муфрадат" даётся подробная информация на эту тему).

Покойный Аламе Суюти, считающийся одним из самых известных специалистов по Корану в книге "Ал-Итган" приводит следующий хадис со слов Абдуллаха ибн Аббаса: "Коран был ниспослан в ночь Гядр на Землю сразу. Затем Аллах посылал его частями, когда считал нужным, своему Пророку".

2-Й СТИХ:
"ЗНАЕШЬ ЛИ, ЧТО ТАКОЕ НОЧЬ ГЯДР?"

Какая из ночей месяца рамазан является ночью Гядр, неизвестно. В разных хадисах говорится о том, что ночь Гядр - одна из ночей 17-й, 19-й, 21-й, 23-й, 27-й, 29-й. Табари пишет в своём толковании: "В месяце рамазан есть одна ночь, которая называется "ночь Гядр". Эта ночь является праздником всех ангелов. Они спускаются на землю. Джабраил, Микаил, Исрафил и многие другие ангелы спускаются в эту ночь на землю. Ночь Гядр - одна из ночей между 19-м и 27-м числами рамазана".

Фатхуллах Кашани в толковании "Минхаджус-Садиги" пишет:

"Наиболее правильна мысль о том, что ночь "Гядр" - одна их десяти последних ночей месяца рамазан". Хазрет Али (а) говорил, что Пророк в последние десять ночей Рамазана будил членов свой семьи со словами: "Ищите ночь Гядр в одной из последних десяти ночей".

Желательно, чтобы мусульмане во все нечётные числа между 19-м и 27-й бодрствовали (соблюдали ахья), совершали богослужения. В самых достоверных хадисах говорится о том, что наиболее вероятно ночь Гядр находится между 23-м и 27-м числами месяца рамазан. В настоящее время в Исламском мире именно в эти две ночи повсеместно проводятся богослужения.

Уместно будет отметить, что неопределенность ночи Гядр имеет вескую причину. Знаменитый мусульманский богослов Аламе Багави даёт такое объяснение: "Аллах сокрыл точное время ночи Гядр от мусульманского сообщества, дабы мусульмане в надежде встретить ночь Гядр совершали богослужения в течение всего месяца рамазан".

В одном из хадисов говорится, что Имам Джафар Садиг (а) одному из сподвижников сказал, что ночь Гядр - одна из двух ночей рамазана. Сподвижник настойчиво спросил: "Если у меня не будет возможности совершать богослужение в обе ночи, какую же из них предпочесть?" Имам вновь не дал конкретного ответа: "Разве трудно бодрствовать две ночи, посвятив их богослужению?"

Таким образом, во втором стихе суры "Гядр" Всевышний Аллах напоминает людям истину, вопрошая: "Знаешь ли, что такое ночь Гядр?".

Во-первых, человек не знает определённо, какая из ночей является ночью Гядр. Во-вторых, ночь Гядр настолько могущественна, что человек не в силах осмыслить её значение, чтобы совершить богослужения, достойные этой ночи..

СТИХ 3-Й:
"НОЧЬ ГЯДР БЛАГОСТНЕЕ ТЫСЯЧИ МЕСЯЦЕВ"

Многие думают, что слова "тысяча месяцев" используются всего лишь для гиперболизации и не имеют конкретного значения. Всевышний Аллах использует эти слова для определения величия ночи Гядр (для примера отметим, что такой способ изъяснения вполне соответствует общечеловеческой логике. Например, мы часто говорим: "Я тебе тысячу раз говорил...", или "тысячу раз быть полезным", "тысячу раз благодарить" и т.д. Ясно, что этими словами мы не стремимся определить конкретное количество. Наша цель - передать значительность обсуждаемой темы).

Но в некоторых повествованиях отмечается, что слова стиха "тысяча месяцев" используются для определения конкретного периода. Однажды Пророк поведал своим сподвижникам историю одного человека из Сынов Израиля, жившего в давние времена. Этот человек в течение 80 лет вёл джихад с врагами религии, не прекращая свою борьбу ни на один день. Сподвижники, желая уподобиться ему, спросили, как же они могут достичь этого, если человек живёт менее 80 лет? Пророк ответил им: "Если вы проведёте в богослужениях ночь Гядр, то заработаете саваб, равный савабу богослужения тысячи месяцев (80 лет)".

СТИХ 4-Й:
"В ЭТУ НОЧЬ АНГЕЛЫ И ДУХ (ДЖАБРАИЛ (А)) ПО ВОЛЕ ГОСПОДА ИХ СПУСКАЮТСЯ НА ЗЕМЛЮ СО ВСЕМИ ПОВЕЛЕНИЯМИ ЕГО"

В стихе глагол "таназзалу" находится в настоящем времени и говорит о том, что действие продолжается. Из этого становится ясным, что ночь Гядр повторяется каждый год со времён Пророка и будет повторяться до конца света.

По поводу того, что Всевышний Аллах подразумевает под словом "Дух", учёные расходятся во мнениях. Некоторые толкователи говорят, что речь идёт об архангеле по имени Джабраил (а). По другому толкованию, "дух" - это откровение, ниспосланное Хазрету Пророку. Поскольку в другом стихе Корана под словом "дух" понимается откровение: "Так, чтобы доставить тебе Свои приказы как откровение, Мы послали дух" (сура "Шура", 52-й стих). По другой теории, "дух" - это не ангел, а полностью отличающеся от ангела существо. По некоторым хадисам, переданным святыми Ислама, мы узнаём, что "дух" - это существо, ещё высшее, чем ангел.

Среди этих трёх теорий наиболее распространённой является первая теория.

О том, по каким делам ангелы и дух спускаются на землю, в толкованиях даётся такая информация: в ночь Гядр определяется судьба людей на будущий год, распределяется благодать, отмеряется срок жизни. Конечно же, это не отвергает положения Ислама о свободе действий и ответственности людей.Так как Всевышний Аллах определяет судьбу каждого человека достойно его поступкам. Каждый получит заслуженное своей верой, стермлениями и действиями.

СТИХ 5-Й:
ЭТА НОЧЬ МИРНАЯ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЗАРИ!

Почему Всевышний Аллах называет ночь Гядр мирной ночью? По этому поводу выдвигаются нижеследующие теории:

А) в ночь Гядр ангелы и дух спускаются на землю, принося правоверным благословение Аллаха. Так как эта ночь полна благословения, она называенся благословенной.
Б) ночь Гядр полна милостью и милосердием Аллаха, в эту ночь человечество получило величайший дар - Коран. По некоторым повествованиям, в эту ночь шайтаны скованы цепями и не могут вредить правоверным.

Почему ночь называется "Ночью Гядр" ("Ночью Могущества"), также интересный вопрос. Известно, что определение событий, которые произойдут в будущем, называется "тегдир". Говорят, что так как в ночь Гядр определяются события будущего года, она называется словом, одноко-ренным со словом "тегдир".

По мнению некоторых учёных, слово "Гядр" означает узкость и тесноту. Потому что в эту ночь на землю спускается столько ангелов, что им становится тесно.

По мнению другой группы толкователей, так как каждый, кто провёл эту ночь в богослужениях, заслуживает пред Аллахом цену, ночь получила такое название.

Некоторые учёные говорят, что поскольку ночь Гядр имеет большое значение сама по себе она получила такое название. В одном из стихов солово "гядр" используется именно в этом смысле: "Они не знали о могуществе (гядр) Аллаха" (сура "Хадж", стих 74).

НОЧЬ ГЯДР - ДАР МУСУЛЬМАНАМ

Интересно, была ли у прошлых сообществ ночь Гядр?

Из Исламских источников становится ясно, что в доисламских религиях не былот ночи Гядр и этот дар имеют только мусульмане. В одном из хадисов о Хазрете Пророке Мухаммеде (с) говорится: "Несомненно, Аллах подарил Ночь Гядр моему сообществу, предыдущие сообщества были лишены этого богатства" (Из толкования Суюти "Дуррул-Мансур").

В исламских источниках всесторонне рассматриваются действия, которые должны быть совершены в ночь Гядр. В эти ночи совершить омовение и очиститься, надеть чистое и аккуратное одеяние считается богоугодным. Также в течение всей ночи надо читать молитвы и долго совершать намаз, читать Коран, особенно суры "Анкебут", "Рум", "Духан" и "Гядр". Так как молитвы, прочитанные в Ночь Гядр, будут услышаны, то желательно прочесть много молитв.

Дорогие мусульмане! Давайте в Ночь Гядр будем молиться о здоровье и счастье мусульман. А особенно в этот тяжёлый период жизни будем молиться Аллаху об освобождении захваченных территорий, об улучшении жизненных условий нашего народа.

Да примет Аллах наши молитвы. Аминь!