Новая мода. Как дизайнеры «осовременили» шорский костюм

Путешественниками, этнографами оставлена обширная литература о традиционном костюме алтайцев, в состав которых они включали и предков современных шорцев. Собранные ими материалы говорят о том, что одежда, прически «инородцев», обитающих на Северном Алтае не были одинаковыми у различных групп, которые Георги И. Г. именовал «народными остатками» (Георги, 1776, с. 171). Так, «бирюссы», по его данным, шили одежду «...по большей части из кожи и мягкой рухляди», и была она сходна с качинской. Абинцы «...в отношении к мужскому и женскому одеянию сходны с содержащими языческой закон телеутами». Верхо-томские татары «в рассуждении языка, обрядов и одеяния, сходствуют с Абинцами. Бабы и девки заплетают волосы в четыре косы, который украшают корольками, бисером и змеиными головками. Девки разнятся от баб покрытым корольками и проч. нательником» (Георги, 1776, с.170). Спустя столетие, одежда кузнецких инородцев описывается князем Н. Костровым: «Мужская рубаха у них так длинна, что едва не сходится с оконечностями штанов, от чего эти инородцы представляются длинноспинными. На халаты употребляют большей частию или толстый холст, или рядной в роде ревендука, приготовляемый самими инородцами. Шубы обыкновенного покроя. Войлочные кафтаны покрываются холстом и слежатся. В верховьях Мрассы мужчины и женщины на верхней одежде и рубахах имеют на плечах в один вершок шириною нашивки синего и зеленого цвета.
Воротники у халатов вышиты красною, желтою и синею шерстями. Головы покрываются обыкновенными картузами, шапками круглыми с остроконечной тульей и высоким околышем, летом - шапочки из холста, дабы или нанки в роде усеченного колпака с кружком.

Волосы стригутся как у русских мещан. Праздничный наряд состоит из пальто или суконного сюртука с пуговицами, которые были бы повиднее, например из белого железа величиною в серебряный рубль. Сапоги - с красными отворотами, завязанные пониже колена шерстяными шнурками с кисточками. У женщин и девушек ворот рубахи стоячий, около одного вершка шириною из черного плиса с нашитыми большими пуговицами и раковинами. Повязываются платками, завязывая концы на затылке. Женщины заплетают волосы в две косы, которые, будучи соединены на концах, висят ниже пояса. В торжественные дни надевают на себя кафтаны, преимущественно плисовые, у которых ворот и правая пола обшиты позументом. В косах у девушек (три, пять, семь, непременно нечет), кроме пуговиц, встречается стеклярус, бисер и маленькие, величиною с наперсток, колокольчики, возвещающие издали шествие этих детей природы. Все кочевые инородцы, раз надевши рубаху, никогда ее не моют и не снимают до тех пор, пока она не изорвется на куски» (Костров, 1875, с. 39.).

Почти в это же время посетивший Горную Шорию А. В. Адрианов был так поражен ужасающей нищетой и убожеством быта и одежды жителей верховьев Мрассу, что не стал вдаваться в подробности описания их костюма: «Население улуса Чанай-алы ходит в таком рубище, которое постоянно сползает, обнажая изнеможенное тело, покрытое сыпями, коростами и насекомыми. Жена сказочника, гостившего у меня вчера на Кызасе, была почти совсем голой - брюхо, грудь и ноги не были покрыты» (Адрианов, 1888, с. 300). Нечто подобное сообщается и другим современником - академиком В. Радловым, присутствовавшим на собрании в д. Протока на реке Томи выше города Кузнецка: «Собрание состояло из 60-80 человек в самых различных одеждах (лохмотьях): тут были мужчины в женских шубах, полуголые женщины в мужских халатах, мужчины с платками на голове, женщины в мужских шапках, короче говоря, всевозможные вариации из пяти предметов: халат, штаны, шапка, головной платок, женское платье» (Радлов, 1989, с. 199).

Вероятно, по причине однообразия и бедности костюма северных алтайцев, в литературе, посвященной культуре и быту народов Алтая, более значительное место всегда отводилось одежде южных алтайцев, отличающейся более богатым набором: «Какая-нибудь алтайка..., самая бедная, может затмить роскошью своего наряда и украшений самую богатую черневую татарку» (Адрианов, 1888 , с. 301).

На резкое различие одежды южных и северных алтайцев «по покрою, материалу и терминологии» указывает и самая подробная публикация о костюме алтайцев Л. П. Потапова: «Одежда южных алтайцев отличается исключительной приспособленностью не только к хозяйственному быту, но и к климату Горного Алтая. Этого нельзя сказать о холщовой одежде северных алтайских племен, видимо, южного происхождения, которую никак нельзя признать рассчитанной на обитание в суровых климатических условиях Горного Алтая, покрытого тайгой, с его длительной зимой, морозной и глубокоснежной, с его коротким и дождливым летом. Можно только удивляться физической выносливости шорцев или челканцев, которые зимой в своих легких холщовых халатах и шапочках месяцами скитались в тайге, промышляя зверя» (Потапов, 1951, с. 5-59). Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что в XIX - начале XX в. бытование традиционной одежды отмечается только в южной части Шории. Однако и здесь к середине XX века дни холщового костюма уже были сочтены. Он повсеместно вытесняется покупной одеждой фабричного производства.

Сегодня, когда проснулся интерес к прошлому своего народа, к его корням, появилась необходимость собрать имеющиеся сведения о традиционной одежде, исследовать ее самобытность и особенности, что, несомненно, скажет помощь фольклорным ансамблям при изготовлении истинно народного, а не бутафорского костюма.

Одежда щорцами шилась вручную. Материал выкраивался острым ножом. Служил материалом в основном кендырный холст, который женщины ткали из конопляных волокон на самодельном ткацком станке кендырь тыбеге. Детали сшивались с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками. Во второй половине XIX - начале XX вв. шили также из гладкого черного сатина фабричного производства, кубовой бязи «дабы», приобретаемой у русских, и из других покупных тканей темных практичных расцветок.

Дифференциации по покрою мужской и женской одежды у шорцев не существовало. Однако, довольно широко бытовавшая в качестве украшения вышивка на женской одежде выполнялась не только по вороту, как на мужской, но по подолу и обшлагам рукавов (Потапов, 1956. с. 509). Для детей шили такую же одежду, что и для взрослых, только меньших размеров. Кроме того, одежда подразделялась на осенне-зимнюю и весенне-летнюю. Нижнего белья шорцы не носили. Особой ритуальной, праздничной одежды не было. Хотя и не повсеместно, но существовали особые элементы охотничье-промысловой одежды, обеспечивающие незначительный комфорт охотника. Так, Л. П. Потаповым отмечено, что «у шорцев верхнего течения Кондомы охотники надевали в дождливую погоду специальный наплечник узан, сшитый в виде капюшона из шкуры козули шерстью наружу (Потапов, 1951, с. 59.). Аналогичный экземпляр имеется в шорской коллекции музея Томского госуниверситета (Каталог, 1979, с. 71). В коллекции Омского государственного музея хранится меховой наплечник из шкурок, снятых с ног марала и сшитый в виде безрукавки без боковых швов (ОГОИЛМ, кол. N 9 3064). Есть описание промысловой одежды жителей рек Кондомы, Мрассу и Томи у А. В. Анохина: «Большинство охотников ходят зимой на охоту в конопляном шабуре. Но есть у них и специальный костюм. Он шьется из войлока в виде длинной куртки, весь простегивается нитками и накрывается какой-нибудь старенькой материей. Такой костюм имеют только некоторые из охотников, он очень теплый и легкий» (Анохин, Архив., ф. 11, оп. 1, № 84). Аналогичная одежда шорца-охотника описана А. В. Адриановым. «Шуба из простеганного войлока, покрытого кендырем считается теплой, легкой, прочной, не стесняющей движений промышленника, которому приходится на лыжах сделать сотни верст, таща за собою легонькие нарты с припасами и, главное, не промокаемой в такой степени как промокает нагольный тулуп». (Адрианов, 1888, с. 301). Иногда к такому халату пришивался воротник-перелина из барсучьего меха (Потапов, 1956, с. 500; Кимеев, 1989, с. 90).

Мужская одежда

Легкой верхней одеждой, заменяющей одновременно и белье, у мужчин-шорцев были штаны кендырь штан и рубаха кӱнек.

Штаны - кендыр штан шили из домотканого грубого холста или из дабы. Каждая штанина выкраивалась из прямоугольного куска полотна, сложенного пополам по основе. К штанинам пришивались клинья, широкие концы которых переходили в мотню, где сшивались друг с другом. Вверху, спереди и сзади, вшивалось по одному небольшому трапецевидному куску ткани. Верхний край штанов подгибался, подшивался и крепился в поясе при помощи «вздержки» - шнурка из конского волоса или кендырных волокон, продернутого в подогнутый край. Выпущенные спереди концы шнурка подвязывались.

Описанный крой был сходен с кроем штанов других тюркских и монгольских народов Сибири.

Рубаха - кӱнек. Ее шили из домотканого холста или покупного ситца. Рубахи были длинными, ниже колен и не подпоясывались. Выкраивались из перегнутого пополам прямоугольного полотнища ткани. В боковые швы вставлялись длинные клинья от линии проймы рукава до подола. Грудной разрез делали прямой или косой, застегивающийся на пуговицы. Воротник, стоячий или отложной, иногда обшивался цветной материей. На плечах нашивались полоски материи синего или зеленого цвета. (Костров, 1875, с. 30).

Рукав был прямым или немного зауженным к кистям рук. Имелись ластовицы прямоугольной формы.

В первой четверти XX в. повсеместно на территории Горной Шории подобный тип одежды вытесняется рубахами русского образца, сшитыми в местах бытования или покупными. Шили их из самодельного холста или из покупных тканей (Прыткова, 1961, с. 227).

О верхней одежде шорцев можно сказать немного. Она ограничивалась коротким холщовым халатом кендырь-шабыр, именуемым так по названию растения (конопли), из волокон которого делали холст (Потапов, 1951, с. 17). Шабыр являлся повседневной и праздничной одеждой. Во время промысла шорец-охотник надевал для тепла два халата и проводил в тайге не один месяц.

Покрой таких халатов был туникообразным. Стан выкраивался из перегнутого пополам полотнища ткани. В бока вшивались косые клинья. Рукав был втачным, широким, зауженным к кистям рук. Разрез прямой, полы сходящиеся. Воротник мойдрак или нага, чола (бархатный), мончыр (ситцевый) (Курпешко,1993, с. 82) являлся главным и единственным украшением шабыра. Он представлял собой «полосу черного сукна, ткани или плиса, нашитую по вороту в виде стоячего воротника, спускающегося на груди по краям полок» (Прыткова, 1961, с. 227). Воротники расшивались гарусом или шерстью двух-трех цветов, преимущественно красным и желтым.

«Шитье совсем простое - или крестики в одну нитку, или полоски, зашитые сплошь» (Адрианов, 1888, с. 303). Воротник мужского халата расшивался преимущественно по вороту, но иногда и по подолу, обшлагам рукавов, как и женский. Шорские мастерицы использовали простейший прямолинейный и криволинейный орнамент. «Прямолинейный состоял из полос, горизонтальных линий, зигзага, простых, покрытых сеткой или вписанных треугольников, диагонально пересеченных квадратов, шевронов, ромбов, звезд, крестов, косых линий, сетки, чередующихся между собой темных и светлых прямоугольников, рогообразных узоров, состоящих из ломаных линий. Криволинейный орнамент - концентрические кружки, дуги, овалы, растянутый зигзаг с округлыми петлями в изломах». Называлась такая вышивка коштаган, сыран, коулен (Иванов, 1961, с. 369).

Вместо вышивки ворот иногда зашивали сплошь раковинами каури. Подклада кендырный халат не имел. Запахивался левой полой поверх правой, подпоясывался поясом кур, который ткали на самодельном станке «из шерсти нескольких цветов с оригинальным узором, но опять-таки однообразным. Узор делается из черной шерсти на белом фоне, а вдоль пояска, по краям, проходит зигзагообразная красная нитка» (Адрианов, 1888, с. 304).

В первой четверти XX в., наряду с шабыром, появляется верхняя одежда русского образца: овчинные полушубки, кафтаны. Иногда овчинные полушубки покрывались сверху материей и назывались чыпча или тон. Такая одежда отмечается у шорцев, живущих неподалеку от г. Кузнецка. В XX в. шорские мужчины предпочитали носить одежду военного образца.

Головные уборы шорцев, в основном, заимствованы у русских. Уже во второй половине XIX в. исследователи отмечают, что у шорцев «головы покрываются обыкновенными картузами» (Костров, 1875, с. 30). Они были как покупными, так и самодельными - из домашнего холста, из кожи или бересты. У холщовых шов тульи и околыша украшался кантом из цветной ткани). Сохранялись и традиционные холщовые шапки пӧрӱк с цельной круглой тульей, собранной на макушке в сборки, пришитые к кружку из холста или из другого материала. Нижний край тульи отворачивался наружу. Иногда поверх отворота нашивали полосу черного плиса и расшивали ее шерстяными нитками. Встречались шапки с тульей, сшитой из треугольных клиньев с отворотом и кистью или перьями глухаря на макушке. Зимой отворот обшивали полосой из шкурки кабарги (Прыткова 1961 с. 227).


Обувь.
Шорские мужчины обувались и летом и зимой в сапоги из сыромятной кожи собственной выделки - ӧдӱк. Шили сапоги всегда просторными, вместо чулок использовали траву азагат, хорошо предохраняющую ноги от холода и влаги. Подошва выкраивалась из кожи, была тонкой, без каблуков. Голенище было пришивным - либо кожаным, либо холщовым. В последнем случае его всегда подвязывали ремешками или веревочками под коленом. При этом «верхний край отворачивался и напускался на подвязанное место» (Потапов, 1951, с. 23). Встречалась обувь из оленьего камуса (Дыренкова, Архив, ф. 3, оп. 2, д. 2).

К поясу крепились - ситцевый или холщовый кисет нанчык, деревянная, с выгнутым чубуком, трубка, канза, огниво оттык, кремень оттык таш, нож пычак в деревянных ножнах калып (Каталог, 1979, с. 115-117).

Из украшений мужчины носили лишь медные, редко серебряные, кольца на пальцах.

Женская одежда

Женский костюм почти также прост, как мужской. Но в нем присутствует стремление оживить его вышивкой более обильно, чем мужской. Верхняя одежда представлена халатом кеден по покрою и материалу аналогичным мужскому.

Реже, и только торговцы-садыкчи , шили халаты из бархата. Кроме названных халатов бытовал и другой - пантек с подкладом из черного плиса. По покрою и характеру украшений он не
отличался от кеде на. Штаны из холста или бязи также не отличались от мужских, лишь были немного короче. Все отмечают преобладание синего и черного цветов в одежде, сшитой из покупных тканей - бязи, намбука и др. (Анохин, ф. И, оп. 1, д. 85). Под халат в холодное время года надевалась хлопчатобумажная рубаха. В летнее время она составляла единственную одежду. В конце XIX - первой половине XX в., с появлением покупного нижнего белья, такая рубаха стала служить платьем. У шорских платьев прослеживается пять ти пов, выявленных на основе музейных коллекций городов Таштагола, Томска, Омска, Кемерова, Новокузнецка и Санкт-Петербурга.

1 тип . Традиционная шорская рубаха, длиною до пят, шилась с косыми боковыми клиньями от проймы рукава до подола. Стан выкраивался из перегнутого пополам прямоугольного куска холста. Широкий рукав немного суживался к кистям рук. Обычно такие рубахи шили со стоячим воротником и прямым воротом (Адрианов, 1888, с. 301). Воротник-стойка был узким, без жесткой прокладки, лицевая часть обшивалась дорогой тканью, например, атласом. Грудной разрез застегивался с помощью пуговиц и прорезных петель. Вдоль подола нашивались декоративные полоски ткани (МАЭ, кол. № 5071-42).

2 тип. К началу XX в., наряду с проникновением в шорский быт городской культуры, характер женской одежды несколько видоизменился. Появляются детали, возможные только в женской одежде - оборки, рюши и т.п. Прежняя форма часто вытесняется платьем прилегающего силуэта, отрезным по линии талии, подогнанным по фигуре с помощью вытачек. Юбка обычно выкраивалась из четырех-шести расширенных книзу клиньев. Традиционный воротник-стойка мог быть заменен отложным. Рукав вшивался в глубокую пройму, благодаря чему исчезли ластовицы (МЭП, кол. М» № 91, 285).

3 тип. Культура телеутов оказала влияние на одежду шорцев, проживающих вблизи Кузнецка. Так, шорские женские рубахи из покупных тканей полностью повторяют покрой телеутских. Воротник-стойка фиксируется на жесткой прокладке, прямой грудной разрез обшивается шнурком, который на левой стороне образует петли. Изнутри, по спинке и груди, пришивается подоплека из хлопчатобумажной ткани, отстрочка которой по лицевой стороне имитирует кокетку. Воротник же расшивался по традиции, свойственной шорским мастерицам, цветными нитками желтого, красного и др. цветов (ТГУ, кол. № N9 127-129).

4 тип. Тесные этнокультурные контакты с хакасами не могли не оказать влияния на формирование костюма шорцев. В коллекциях музеев имеются шорские мужские и женские рубахи с наплечниками, хакасского покроя (ОГОИЛМ, кол. № 3153; МЭП, кол. Ме № 958,976). Отдельно выкроенные перед и спинка обильно собраны у ворота в мелкие складки. Прямой грудной разрез застегивается на одну пуговицу с помощью воздушной петли. Имеется широкий отложной воротник. Рукава у широких манжет также собраны в мелкие складки.

5 тип. Под влиянием русского старожильческого населения и переселенцев из северных губерний России в рубахах традиционного кроя появляются элементы, характерные для одежды северорусского типа. Рукав в верхней части и у узких манжет собирается в мелкие складки. Подол над широкой оборкой украшается широкой лентой.

Традиционная женская обувь состояла из кожаных галош чирок и сапог ӧдӱк - точной копии мужской обуви. В начале XX в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства.

Женские пояса выглядели точно так же, как мужские.

Женский костюм оживлялся самодельными или покупными украшения ми - ушными, накосными, шейными, налобными, а также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные и шелковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос и т. п.


1. Ушные украшения.
Среди них, в первую очередь, выделяются серьги с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных монет (Каталог ТГУ, 1979, с. 76). Как пишет А. В. Адрианов, серьги ыэырга «делаются из медной проволоки, которая сгибается в спираль из пяти-шести оборотов и свободным концом, загнутым в виде крючка, вдевается в отверстие ушной мочки; иногда на проволоку перед крючком нанизывается одна-две бусы» (Адрианов, 1888, с. 303).

Кроме того, встречались подвески из сплетенных в тонкие шкурки шерстяных нитей, с кисточками, бисером и пуговицами на концах.


2. Накосные украшения.
Шорские женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии (Потапов, 1951, с. 45). В косы также вплетались приплетки чынча, изготовленные из конского волоса и унизанные раковинами каури, бусинами, маленькими медными колокольчиками.

3. На шею надевали несколько нитей бус.


4.
Вероятно, у шорских женщин были и налобные украшения из прямоугольного куска плиса с льняной подкладкой. Завязывались они сзади тесемками. Лицевая часть расшивалась металлическими бляшками, железными узорчатыми пластинками. По бокам свисали по пять цепочек из круглых металлических, соединенных между собой кольцами из проволоки, пластинок. На нижнем конце каждой цепочки имелся шаровидный бубенчик. Цепочки спускались вдоль кос, имитируя одновременно и ушные подвески. Подобный и единственный экспонат имеется в Омском объединенном историческом и литературном музее (ОГОИЛМ, кол, М° 3159).

Особенности традиционной одежды шорцев объясняются их образом жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводством, примитивным земледелием и относительно низким уровнем социально-экономического развития.

С XX века начался активный процесс заимствования от русских верхней одежды, головных уборов и нижнего белья, которое стали носить под влиянием городской культуры. Традиционный костюм в настоящее время практически нигде не сохранился. Только сапоги ӧдӱк из кожи собственной выделки продолжают носить мужчины-охотники в таежных поселках (Усть-Анзас, Эльбеза и др.) В повседневном же быту они уступили место фабричной обуви: валенкам, сапогам, ботинкам и др.

Из наиболее ценных традиционных элементов для сценического костюма можно порекомендовать представленные в иллюстрациях: покрой мужской и женской одежды, вышивку, пояса, головные уборы, обувь, украшения.

В. М. Кимеев, Т. И. Кимеева,
«Шорский сборник», Кемерово, 1994 г.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШОРЦЕВ И ТЕЛЕУТОВ Шорцы и телеуты - это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам. В наше время они расселены по всей Западной Сибири. Основная масса проживает в Кемеровской области. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории. Телеуты наиболее распространены в Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области.


НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА Почему важно изучать национальные костюмы Почему важно изучать национальные костюмы Телеутский национальный женский костюм Телеутский национальный женский костюм Шорский национальный женский костюм Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов Таблица сходства костюмов


Почему важно изучать национальные костюмы Национальная одежда - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность..


Телеутский национальный женский костюм Одежда телеутов по сравнению с соседями- шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне-зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Женщины носили пояс всегда, повязывая его на левую сторону.ширина пояса была около 3-5 см,иногда до 12 см,длина до 2,5-3 см. Платья шили с подкладкой на плечиках которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица - кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба, размером около 10Х10см. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4- 5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали,обычно таким же, что и ластовица материалом.




Шорский национальный женский костюм Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеуток. Она изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Материя раскраивалась острым ножом, детали сшивались с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками.. Дифференциации по крою женской и мужской одежды у шорцев не было. Разве только женская одежда более обильно украшалась вышивкой. Особой ритуальной или праздничной одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи- платья (кунёк), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви.


Шорские украшения Очень популярными у шорок были украшения: серьги из стальной проволоки в виде полукольца, к которому подвешивались нити с бисером или раковинами, тонкие кольца или медные перстни с камнями, накосники и ожерелья. Шорский женский накосник


Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов При тщательном анализе можно обнаружить сходство, например: использование в крое платья клиньев, туникообразной выкройки, наличие воротников, украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисера. И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы (тон). Очень сходными были украшения и обувь.



Член Союза дизайнеров России, директор кемеровской компании «Камена » Виктория Агафонова совместно с региональной общественной организацией «Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области » разработали модель национального женского шорского костюма.

«Шорианка » - это платье в пол из красной полушерстяной ткани, длинные рукава которого оторочены мехом сибирского соболя. Платье вручную расписано красками золотого цвета и инкрустировано черными и золотыми стразами. Причем рисунок выполнен по мотивам татуировок Укокской принцессы. Серьги, браслеты, нашейные и налобные украшения сделаны из бисера.

В пресс-службе добавили, что этот костюм шорская национально-культурная автономия области представит на ХI международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера. Мастера и художники России-2016 », которая пройдет в Москве с 28 апреля по 2 мая 2016 года.

В планах у Виктории Агафоновой - создать целую коллекцию национальных шорских нарядов.

НГС.НОВОСТИ
Фото ako.ru

Последние новости Кемеровской области по теме:
В Кузбассе представили национальный костюм шорцев с мехом соболя (фото)

В Кузбассе разработали современный шорский национальный костюм «Шорианка» - Кемерово

НИА-Кузбасс Виктория Агафонова, член Союза дизайнеров России, директор кемеровской компании «Камена» совместно с региональной общественной организацией «Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области» ра
14:51 01.04.2016 KuzzBas.Ru

В Кузбассе представили национальный костюм шорцев с мехом соболя (фото) - Кемерово

В Кузбассе разработали шорский национальный костюм с мехом соболя и золотыми стразами, сообщает пресс-служба областной администрации.
14:48 01.04.2016 Ngs42.Ru

Медиаресурс «Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Сибирского федерального округа» создан в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» при поддержке Министерства культуры РФ (государственный контракт 6269-01-41/14-14 от19.12.2014 г. )

Рис.1. Женский шорский костюм. Из фондов Музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета.

Рис.2. Модели национальной шорской одежды (фото предоставлено О.А. Соловьяновой).

В произведениях устного народного творчества часто упоминается о том, что благополучно живущий человек – это тот, у кого есть хорошая одежда; счастливый человек – кто имеет про запас вторую одежду, а не имеющий в жизни удачи – тот, у кого через истертую одежду ветер холоди тело.

Мужская и женская одежда почти одинакова, состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах и подоле. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины – шапки. Характерной особенностью шорского женского платья было наличие аппликаций – двух полосок контрастной ткани, которые пришиваются поперёк платья в разных местах.

Особое внимание обращается на материал, который определял предназначение зимней и летней одежды. Если повседневная одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приёмов драпирования фигуры. Многосоставность народной одежды определяет тот идеал прекрасного, которому женщина (девушка) соответствует в народной среде, т.е. одежда формирует её пластический образ.

Будничные платья – из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка, украшают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.

Рис.3. Современная стилизация шорского национального женского костюма (фото И.А. Сечиной).

Рис.4. Кожаные сапоги. Из фондов музея Детского этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета «кунек» длиною до пят, застёгивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из чёрной ткани. Бязевые синие штаны «штан» не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата «пантек» украшали двумя рядами раковин каури «чаланабаш» или вышивали геометрическим узором из цветных ниток. Отмечают преобладание синего и чёного цветов в одежде. На ногах были кожаные галоши «чарык» или сапоги «удук».

Традиционный фасон – спереди и сзади на кокетке; рукава – длинные; под мышкой вставляют четырёхугольник из той же или другой ткани; на спине под кокеткой делают крупные складки. Воротник обычно простой, как у рубашки. Ворот застёгивается на пуговицы. Манжеты на рукавах часто украшают узором, подол окантовывают тканью. Поверх платья надевают халат, сшитый из хлопчатобумажной ткани и богато орнаментированный аппликацией из другого материала.

Одним из наиболее орнаментируемых изделий является женская распашная одежда саки, халаты. У шорцев лёгкая верхняя одежда представлена коротким халатом кендырь, именуемым так по названию растения, из волокон которого делали ткань. Его покрой разрез прямой, полы сходящиеся, спинка и полочки из одного или двух перекинутых прямых полотнищ, в боках вшиты косые клинья. Халат этот шьётся без подкладки, длиною до колен. Он запахивается при подпоясывании левой полой наверх, но носятся и нараспашку. Ворот, а иногда и обшлага его обшиты какой-либо материей с весьма простой вышивкой шерстяными нитками.

Замужней женщине нельзя ходить с непокрытой головой даже у себя дома, чтобы не показаться в таком виде старшим мужским родственникам мужа и не нарушить старого обычая. Обычно голову повязывали платком, складывая его треугольником: один угол опускается на спину, а два других завязывают на затылке узлом. Другой способ: концы платка не завязываются сзади, а перебрасываются на лоб, где свиваются жгутом. Платок обычно ситцевый с узором размером 80х90 см или 65х86 см. В узоре платков преобладали красный и жёлтый цвета. В праздничные дни надевают старинную шапку порук, отороченную мехом соболя.

Рис. 5. Халат охотника. Из фондов музея Детского этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

Рис.6. Отделка женского платья. Из фондов музея Детского этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

Мужская одежда , так же как и женская, состояла из рубахи (кунёк), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. На плечах нашивались полоски материи синего или зелёного цвета.

Мужская рубашка шьётся из той же хлопчатобумажной ткани, что и женские платья и халаты, по кокетке украшается мелким узором или полосками другой ткани, по подолу пропускается орнамент аппликацией по ткани. В целом утвердилась традиция дополнения аппликации всевозможными украшениями. Среди них такие, как бисер, разноцветные бусы, пуговицы различной формы и размера, монеты, кусочки меха и другие. Головные уборы мужчин разнообразны: картузы из ткани, кожи или бересты; круглые холщовые шапки в форме колпака с круглой тульей, на макушке собранной в сборки, иногда вышитой; охотники носили подобие капора с завязками; зимой – меховые шапки. Обязательным элементом мужской одежды являлся кисет «нанчик».

Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая длинным поясом кур, который ткали на самодельном станке из шерсти нескольких цветов.

Южные шорцы делали одежду из кендыря (домотканый холст из волокон конопли или крапивы), северные – чаще из покупных тканей, зажиточные носили покупную одежду, зимой – овчинные шубы мехом внутрь, крытые материей. Обувью служили кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами (у бедняков – из кендыря). Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой «азагат».

Особой праздничной, ритуальной одежды у обычных людей не было, а вот костюм шамана отличался рядом деталей.

Костюм шорского шамана. В конце 19-начале 20 вв. шаманки камлали в обычной одежде. Мужчины-шаманы камлали в летнем халате, кафтане из чёрной материи, который опоясывали зелёной или синей опояской (опояска белого цвета не разрешалась!). Голову повязывали: мужчины – белым или красным платком, женщины – платком, концами спереди на лбу. Иногда вместо платка была шапка из шкурки филина с крыльями или матерчатая шапка в виде колпака с нашитыми на макушку перьями филина. В более поздние времена шаманы одевали во время камлания специально выполненные костюмы, которые обильно украшались шаманскими атрибутами: колокольчиками, жгутами, перьями птиц. На шаманских костюмах встречались различные виды подвесок и накладок:

  • плоские металлические подвески прямоугольной формы, овалы и кольца;
  • бубенцы, колокольцы;
  • раковины каури или медные пуговицы, которые прочно прикреплялись или подвешивались к одежде.

Эти гремящие и звенящие элементы призваны были отпугивать злых духов.

На шаманской одежде располагались узелки или шишечки, которые делались из кручёной верёвки, шнура или золотой нити и соединялись прямыми нитями из того же материала. С левого плеча до земли свешивается большой чёрный жгут, на верхнем конце которого изображена голова и белая пасть (как змея); 4 ноги и раздвоенный хвост. Это символ чудовища из подземного мира. С правого плеча до земли свешивается большой зелёный жгут – символ помощника. На жгуте изображается: вверху – голова с перьями совы, медный глаз; внизу – ноги и хвост из красного материала. На плече пришивали два пучка перьев беркута, на них будто шаман летел на «седьмое небо». На спине ниже ворота пришиваются 9 кукол с перьями филина, ниже – колокольчики (60-90 штук) и железные кольца с подвесками. На спине также висели 9 связок жгутов до земли. Впереди по линии груди и по талии пришиваются по 9 жгутиков.

.

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 18»

Кукла

в национальном

костюме

коренных народов

Кузбасса

с региональным компонентом.

Учитель ИЗО

Ленинск-Кузнецкий

Технологическая карта урока

Чернова Марина Федоровна

Место работы

МБНОУ «Гимназия №18» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

Должность

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

Темы и номера уроков в теме

4 четверть (4)

Мода, культура и ты. Композиционно -конструктивные принципы дизайна одежды. Особенности костюма шорцев и телеутов.

Базовый учебник

Изобразительное искусство. учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменског. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.

Тип урока: изучение и нового материала

Класс: 8

Урок № 30

Тема: Мода, культура и ты. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Особенности костюма шорцев и телеутов.

Задание: Выполнить куклу в национальном костюме коренных народов Кузбасса

Цели для ученика

Познакомиться с особенностями костюма телеутов Выполнить куклу в национальном костюме.

Задачи

Образовательные:

Собрать информацию о народном костюме телеутов

Развивающие:

Развивать наблюдательность, память, речь, мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитательные:

Расширять кругозор, интерес к национальной культуре

Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, усидчивости

Тип урока : у рок изучения нового учебного материала

Опорные понятия, термины: : костюм, телеуты, тошток, чампар, телен, очкор, тагайа, чарык

Зрительный ряд: таблицы с национальным орнаментом телеутов, презентация преподавателя, готовая кукла,

Литературный ряд : Лаврина В. История Кузбасса в рассказах для детей. - Кемерово.: ИПП Кузбасс, 2007.- 28-29с.

Оборудование для учащихся : гуашь или восковые мелки или фломастер, карандаш, ножницы, клей, кисти, бумага, ткани.

1 Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9) классы [Текст] / [Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 200 с.

2 Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В., Павлова Г.В. / Под ред. Савенковой Л.Г Издательство Русское слово

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверяют наличие материалов и инструментов

Регулятивные УУД

Самооценка готовности к уроку

2.Введение в тему (2-3 мин.)

Решение ребуса [прил.№1]

Как называются коренные народы Кузбасса? Где проживают.

Решают ребус. Слово «костюм»

Личностные УУД сформированность уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

3.Восприятие учащимися учебными материалами (7-10 мин.)

Показывает презентацию. Знакомит с особенностями национального костюма телеутов[прил.№2]

Сравнивают телеутский костюм с русским национальным женским костюмом.

Отвечают на вопросы:

Какие особенности костюма телеутов вы узнали? Какие элементы русского женского костюма вы знаете? Что общего в этих костюмах и чем они отличаются? Какие новые слова узнали и что они обозначают?

Предметное УУД

сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Коммуникативные УУД

аргументировать свою точку зрения и давать оценку о выборе

4.Подготовка к практической работе (3-5)мин

Формулирует задание «Выполнить по шаблону куклу в национальном костюме»

Предлагает:

1.Вырезать куклу по шаблону;

2. Рассмотреть орнаменты в таблицах;[прил. №3]

3.Оформить шаблон материалами по выбору (гуашь, мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги, коллаж из ткани);

4. Собрать куклу

Выбирают материал для практической работы

Регулятивные УУД

Развивать умения планировать свои действия в соответствии творческой задачей,

фиксировать способ деятельности, составлять план работы над образом, формировать способы деятельности,

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

5.Практическая работа(15-20)мин

Показ работы с элементами шаблона.

Показ вариантов готовых кукол.

Выполняют работу индивидуально

6.Рефлексия деятельности на уроке (3-5)мин

Подводит обучающихся к выводу о особенностях национального костюма телеутов.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Выделяет оригинальные куклы.

Оценивание работ одноклассников

Познавательные УУД

Уметь определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения

Перечень оборудования Компьютер, проектор

Список информационных источников 1.Кацюба Д.В. Материальная культура бачатских телеутов [Текст]; учеб. пособие./Д.В. Кацюба - Кемерово, КемГУ,1991- с.128-139.

2.Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? [Текст] Этнографические очерки В.М. Кимеев - Кеме­ровское книжное издательствоД989. -с. 103-106.