Нужно ли сюсюкать с грудным ребенком. Сюсюкать ли с ребенком

Часто при виде маленького трогательного новорожденного крохи или очаровательно-умилительного малыша 3-5 лет многие, казалось бы, серьёзные взрослые люди вдруг преображаются и резко переходят на какой-то неестественный птичий язык, изобилующий всевозможными полусловами неясного происхождения. Попросту говоря, начинают сюсюкать. В отношении этого явления общественность разделилась на два прямо противоположных лагеря: одни считают, что делать этого нельзя категорически, другие же утверждают, что это необходимо и заложено в нас, людях, на генетическом уровне.

Для того, что бы попытаться понять, на чьей стороне истина, необходимо, прежде всего, разобраться, что считается сюсюканьем и в какой форме оно чаще всего проявляется.

Под сюсюканьем подразумевается:

  • любое намеренное искажение слов или звуков («халёсый матик» вместо «хороший мальчик»);
  • упрощение сложных слов (машина – «бибика», кушать – «ням-ням», гулять – «гуль-гуль»);
  • подражание детскому произношению;
  • чрезмерное употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Всё это сопровождается изменением интонации речи. Меняется тон, тембр, динамика. Речь становится слишком мягкой, нежной, милой, радостной; голос выше, чем обычно; слова произносятся нараспев.

Почему же так происходит?

Конечно, в первую очередь многими взрослыми, особенно родителями и близкими, движет любовь и умиление. Мало у кого получается обращаться по-взрослому к совсем ещё крошечному человеку. Да и нужно ли это, если, речь идёт, скажем, о малыше, которому всего несколько дней или недель? Родители просто не знают, как по-другому выказать свою любовь к ребёнку, передать ему свои эмоции.

Также причиной сюсюканья может стать, наоборот, отсутствие искренних чувств к ребёнку. Чаще это бывает со стороны неблизких родственников, друзей семьи или посторонних людей. Взрослый чувствует себя не в своей тарелке рядом с малышом, хотя умом понимает, что это же маленький ребёнок, им нужно умиляться и испытывать к нему хотя бы симпатию, но этих чувств и эмоций на самом деле нет. Он боится показаться излишне грубым и пытается скрыть своё равнодушное или даже неприязненное отношение, начиная сюсюкать.

Кроме того, такая манера разговаривать с детьми присуща инфантильным людям, которые сами немного застряли в детстве. Не стоит ожидать нормального взрослого общения от людей, личность которых, несмотря на возраст, осталась незрелой, несформировавшейся должным образом.

К чему же может привести сюсюканье, насколько это вредно для детей?

Начать стоит с того, что специалисты рекомендуют разговаривать с ребёнком с первых дней жизни. Малышу важно слышать обращённую речь. В 4-5 недель от роду он уже начинает проявлять явный интерес к речи взрослых, в 5-6 месяцев пытается воспроизводить какие-то звуки (появляется лепет), к 9-10 месяцам уже произносит первые простые слова («мама», «папа»). Ребёнок познаёт мир, наблюдает за взрослыми, впитывает всё, как губка. Он слушает, как говорят родители, следит за их артикуляцией, пытается им подражать, издавать похожие звуки. И на данном этапе сюсюканье может сыграть злую шутку. Ведь если взрослый всё время коверкает звуки, заменяет одни другими, например, «ш» на «ф», произнося «малыф», откуда ребёнку узнать, что звук «ш» вообще существует? Кроме того, всяческие «уси-пуси» не несут в себе никакой смысловой нагрузки и только сбивают с толку. Для ребёнка будет гораздо полезнее, если взрослый будет просто и понятно комментировать свои действия или давать доступную характеристику предметам (например: «это мячик, он красный, посмотри, как он скачет»).

Если родители, бабушки дедушки, а бывает, что и воспитатели в детском саду продолжают разговаривать с ребёнком таким образом, у него формируется неверное представление о родном языке, неправильное произношение становится для него нормой, и не из-за того, что у него есть какие-то проблемы с дикцией, а потому что он просто не знает, как надо говорить.

Ещё одна грубая ошибка – передразнивать малыша, подстраивая под него свою речь. Сказал он что-то неправильно, забавно, все посмеялись, не объяснили, как надо, и ввели это слово в обиход. И вот уже вся семья говорит «бабака» вместо «собака».

Часто «засюсюканные» в раннем возрасте детишки даже после перехода из детского сада в школу продолжают говорить неверно. И бывает, что переучивать их приходится уже логопеду.

Помимо сложностей в развитии речи сюсюканье может повлечь проблемы психологического характера. Даже трёхлетнему малышу уже неприятно и не по себе, когда к нему наклоняется незнакомый взрослый и начинает приторно-сладким голосом говорить: «Ути бозе мой, кааакой холёёёсенький зайтик!». Подросшему ребёнку, который уже имеет опыт общения с другими людьми и замечает, что не все вокруг разговаривают так, со временем может стать просто неловко. Он будет стесняться своих родителей и самого себя (ведь он половину слово говорит неверно). Ребёнок может замкнуться, стать неуверенным в себе, почувствовать себя не таким, как все.

Положительные аспекты сюсюканья

Не исключая всё выше сказанное, нужно отметить, что сюсюканье не является сугубо вредным.

Сложно не согласиться с тем, что все мы так или иначе сюсюкаем с маленькими детишками. У каждой мамы в лексиконе есть милые словечки, которые она использует в общении со своим малышом. Сюсюканье действительно свойственно людям на уровне инстинкта, и значит, для чего-то оно всё-таки нужно.

Во-первых, сама «сюсюкательная» интонация в раннем возрасте малыша даже полезна. В первые недели жизни ребёнок слышит речь взрослых как нечто монотонное, когда же родители сюсюкают, смягчая произношение и меняя тембр голоса, малыш лучше воспринимает звуки. С помощью ласковой интонации можно заинтересовать ребёнка, расположить его к себе, успокоить. Сюсюкая, взрослый утрирует свою речь, и это помогает младенцу овладевать её просодической стороной, он лучше усваивает ритм, интонации, частоты, характерные для его родного языка.

По поводу упрощённых слов нужно сказать, что на определённом этапе они не то, что не вредны, а даже важны и полезны для малыша. Пока он совсем маленький, ему сложно воспринимать длинные слова. Поэтому нет ничего страшного, если годовалый малыш называет уточку «кря-кря», а куклу — «ляля». Просто нужно следить, чтобы по мере взросления ребёнка эти полуслова постепенно исчезали из его лексикона.

Подводя итог, скажем, что в вопросе сюсюканья важно знать меру, чувствовать золотую середину. Избыточное сюсюканье, безусловно, вредит малышам. Но совсем исключать его не стоит. Коверкать слова, а тем более звуки ни в коем случае нельзя, это может привести к неправильному формированию речи. А вот особый тон и употребление уменьшительно-ласкательных форм просто необходимо. Наличие слов-сокращений помогает ребёнку быстрее научиться говорить, ласковая интонация способствует правильному эмоциональному развитию. Главное, родителям нужно помнить, что их малыш взрослеет, развивается, расширят свой кругозор. Важно вовремя прекратить сюсюкаться с ребёнком, и когда ему исполнится год, с ним уже нужно разговаривать иначе, чем в первые месяцы жизни.

Как часто от современных продвинутых мам можно услышать нечто вроде: «Терпеть не могу, когда с детьми сюсюкают! Я разговариваю с сыном (дочкой) только нормальным языком»! Считается, что использование упрощенных и уменьшительных слов тормозит развитие речи ребенка, заставляет его самого говорить неправильно, способствует формированию инфантилизма в будущем. Главный аргумент противников сюсюканья тоже звучит убедительно: не каждому под силу спокойно слушать, как иная пожилая дама (они грешат этим чаще) в диалоге с малолетним внуком безбожно коверкает великий и могучий.

Все это так, но, милые мамы, давайте будем честны с самими собой. Несмотря на все наши продвинутость, образованность и священное негодование в адрес сюсюкающих бабушек, мы сами порой едва сдерживаемся, чтобы при взгляде на маленькое трогательное существо не излить на него поток нежнейших благоглупостей. В особо интимные моменты, обращаясь к ребенку, мы непроизвольно меняем тембр голоса и интонацию. И, безусловно, в лексиконе каждой любящей мамы есть целый набор несуразных ласковых прозвищ для обожаемого чада. Так что же, неужели нужно пожертвовать всем этим во имя правильного воспитания?

Интересно узнать мнение специалистов по данному вопросу. А они, как ни странно, относятся к проблеме сюсюканья не столь категорично. Детские психологи утверждают : ребенку первого года жизни необходимо слышать обращенную к нему речь, а лучше всего он воспринимает ее именно в таком виде. Неосознанно повышая тембр голоса, придавая ему мелодичность, используя ласковые слова, мы повинуемся древнему инстинкту. Благодаря этому малыш более полноценно усваивает родную речь на слух.

В защиту сюсюканья выступает еще одна неоспоримая истина: ребенку нужна любовь, в том числе и в словесном проявлении. А разве существует иной понятный малышу способ выражения нежных чувств посредством речи?

Что касается слов-сокращений, которые так раздражают некоторых («ням-ням» вместо «кушать», «ав-ав» вместо «собака» и других), то и их, оказывается, не стоит безжалостно изгонять из лексикона. Такой лепетный язык на начальной стадии освоения речи ребенку более понятен. Малыш скорее воспроизведет упрощенное слово, чем правильное. Конечно, впоследствии всевозможные «би-би», «кря-кря», «ляля» и «кака» должны уступить место нормальной человеческой речи.

Из всего вышесказанного делаем выводы.

1. Избыточное с ребенком и намеренное искажение слов действительно вредны, особенно если они вытесняют правильную речь. К счастью, среди адекватных родителей такое встречается редко.

2. В разумных пределах сюсюканье не только допустимо, но и необходимо для нормального речевого и эмоционального развития ребенка. Правда, здесь имеется в виду не коверкание языка на манер детского произношения, а особый тон и употребление уменьшительно-ласкательных слов.

3. Стремление к использованию в определенных ситуациях «детского языка» присутствует в нас на уровне инстинкта. Сопротивляться ему бесполезно и бессмысленно. И если природа так задумала, значит, это кому-нибудь нужно. Кому - нетрудно догадаться.

4. Упрощенные слова помогают ребенку быстрее научиться говорить. Для полуторагодовалого карапуза нормально, если речь состоит исключительно из них. Конечно, когда четырехлетка предпочитает называть машину бибикой, а подругу по детской площадке - лялей, это уже, простите, клинический случай. Поэтому по мере активного речи ребенка от таких «полуслов» надо постепенно отказываться.

5. Наконец, главный вывод: как бы ни выражалась ваша любовь к малышу, ее не может быть слишком много.

Почему нельзя сюсюкаться с детьми?

Одно из проявлений любви в нашем мире, есть предмет сюсюканья с детьми или любимыми. Таких людей можно назвать сюсюкающими. Свою любовь они проявляют сюсюканьем с детьми и с теми людьми, которых любят. На первый взгляд сюсюканье может показаться безобидным и даже смешным, однако как говорил в своих прошлых статьях, мракобесие периода Кали-юга сделало свое темное дело и люди перестали предавать значение словам. В то время как монахи учатся заново думать и говорить, превращаясь, таким образом, в просветленных людей, мирские жители на мысли, слова, и речи порой не скупятся, со всеми вытекающими последствиями.

Так что же за последствия такие?

Дело в том, что Земля уже перешла в четвертое измерение и даже перескочила, и немного внедрилась в , а это значит, что многие жители Земли обрели способность воплощать в жизнь не только свои слова, но и мысли. Если в период проживания Земли в третьем измерении людям нужно было годами кряхтеть и пыхтеть, чтобы что-то воплотить в своей жизни, то сейчас для многих эта задачка далеко позади. Поэтому, не удивляйтесь, если вы вдруг чего-то пожелали от всей души и это мигом исполнилось. Ваш покорный слуга периодически проживает подобное, поэтому данная информация взята не из пустого воздуха и вымысла.

Собственно , которую ваш покорный слуга создал, является первым шагом к мгновенной материализации своих желаний и на данном этапе, для вас убрано время, которое ранее затрачивалось на реализацию производимых товаров. Чем быстрее вы поймете принцип работы товарообменной площадки, тем быстрее перейдете на более высокий уровень пятого измерения, где ваши желания будут осуществляться еще быстрее. И еще важный момент, пока вы будете жить только для своих удовольствий и потребностей, быстрого перехода в пятое измерение не ждите, потому, что там люди живут для других! Все очень просто и пока люди этого не поймут, то ни о каких мгновенных материализациях автомобилей, домов и прочего речи быть не может!

Возвращаемся к сюсюканьям

Как сказал выше, невежественный человек не следит за своими словами, мыслями и делами, а воспринимает это как должное, а отсюда все страдания современных мамаш и папаш.

Вспомним такое понятие как аутотренинг и советский фильм «Самая обаятельная и привлекательная!». Собственно в фильме показано преображение невзрачной девушки в прекрасную девицу с помощью банального аутотренинга. Как говорил в прошлых статьях, если человеку все время говорить, что они свинья, то через время в таковую и превратится. В итоге такой обращенный человек будет выглядеть как человек, но скорее будет похож на свинью, и даже иметь соответствующий запах.

А теперь к этому прибавьте приближение людей к пятому измерению и поймете, что эффект от слов и мыслей будет только усиливаться. Поэтому, когда мама говорит все время своему ребенку слово подобное «буньць», то дитя будет периодически падать, создавая проблемы ушибов на руках и ногах. Если избранница все время говорит своему любимому «мой хрюшка», то в итоге получит желаемое. Если ребенку все время говорить «обезьянка», как итог получим подрастающую обезьянку и далеко неприятного в воспитании человека. Кроме этого, у детей ломается лексика языка и правильное восприятие мира.

В том числе читая сказки детям, нужно пояснять смысл этих сказок, в противном случае, ребенок вырастет с увеченным восприятием мира. Если родители не понимают смысла сказок, то лучше героев приравнять к современным аналогам и персонажам, чтобы ребенку было на кого равняться. В любом случае, в интернете и на Ютубе появились толкователи значений сказок, и сказочных понятий. Если родители сами не готовы к переменам грядущего, то и ребенок будет к ним не готов!

Лучше всего уже начинать детей подготавливать к славянскому языку, потому как грядет смена власти в мире с западной на восточную, где доминирует славянский язык, и который ближе по смыслу к большинству народов мира.

Всем процветания!

В последнее время, особенно среди молодых родителей, все чаще наблюдается тенденция к отказу от применения в общении с малышом так называемого детского языка, или «сюсюканья». И аргументы приводятся, на первый взгляд, вполне убедительные, - «Ребенок будет думать что так и надо говорить», «задержится развитие речи», «необходимо с детства уважать ребенка и общаться с ним на равных» и др.

Это все конечно правильно, но! Как и в любом вопросе воспитания детей, так и в этом, главное это не перегнуть палку. Задаться вопросом, делаем ли мы это ради самого ребенка?! Конечно каждый родитель стремиться чтобы его малыш рос сообразительным, способным, умным. Но не слишком ли рано мы начинаем требовать от него проявлять эти качества? Не превращается ли это в бесконечную гонку за достижениями, в угоду своему тщеславию, «а вот мой оочень серьезный, он с самого детства говорит как взрослый»? Может надо притормозить немного и посмотреть на самого ребенка, а действительно ли ему нужно быть маленьким взрослым, не слышащим от родителей такого умилительного и нежного «сюсюканья».

Если честно, даже представить не могу, как я своему сладкому пупсенку, принесенному из роддома, сказала бы ровным голосом - «ну вот Айван, теперь ты живешь здесь, в этой квартире, это твоя кроватка, здесь ты будешь спать, располагайся, привыкай и т.д.» Нет, нет и нет - это крошечное существо, глядя на которое, замирает дыхание от переполняющих чувств, ничего бы не поняло из этой равнодушной «взрослой» фразы (и еще долго не поймет). Но зато, пусть глупое, пусть заезженное и писклявое «и кто это у нас тут такой маааленький, такой хорооошенький», по интонации, по улыбке, по выражению лица, я просто уверена, ОН поймет все что ему нужно понять - его любят, он под защитой, все будет хорошо!

Ну и само собой с сюсюканьем тоже не надо перебарщивать. Все эти ломаные, коверканые слова «хоёсенький» «мимимишик» «мася-пасечка», на которые часто сбиваешься от избытка эмоций, не думаю что нанесут непоправимый эмоциональный и интеллектуальный ущерб ребенку, но и пользы особо никакой не принесут. Второй момент - всему свое время. Если до года «сюсюкать» с ребенком это вполне нормально и даже необходимо для него (психологи, кстати, уже смилостивились и многие признали необходимость «детского языка»), то после года необходимо стараться (а кому-то большим усилием воли))) переходить на «нормальную» человеческую речь. И еще аргумент в пользу сюсю)) - это заложено на подсознательном уровне, это инстинкт - глядя на малыша, лицо само расплывается в улыбке, и все эти смешные, глупые слова сами лезут изо рта, это придумано природой, и соответственно это не может нанести ребенку вреда.

Еще много хотела написать, примеров из жизни, но, к сожалению, цейтнот (пупс просыпается)), поэтому закругляюсь.

В итоге, не надо бояться говорить с детьми на «детском» языке, это не затормозит их речь, и не сделает их инфантильными на всю оставшуюся жизнь, наоборот даст им уверенность, что они любимы нужны и защищены, и главное, что они - ДЕТИ. Не надо торопить время, не надо пытаться быстрее изгнать из детей проявления детскости, не надо делать из них насильно маленьких профессоров. Но и не нужно перегибать палку, чтобы пресловутое «ути-пути» до школы входило в лексикон.

Они - наши милые, нежные и самые любимые.. Глядя в наивные и самые доверчивые глазки своих малышей, мы хотим казаться им доступнее, понятнее и ближе. И в этой точке общения наступает место самой распространённой ошибке взрослого.

Так почему же нельзя сюсюкаться с ребёнком, шепелявя, картавя или коверкая слова и звуки?

Ничего сверх научного в этом вопросе нет. Помните одну главную истину: ребёнок всё понимает, всё слышит и хочет также быть понятым взрослым. Дураков среди детей ровно столько же, сколько и среди взрослых. Не стоит опрометчиво думать, что ваши сюсюканья с малышом станут приятнее или понятнее. Разговаривайте всегда и везде с вашим малышом нормальным вашим привычным голосом. Стоит ли тут упоминать о последствиях такой распространённой ошибки? Ведь все наши коверканья очень быстро и легко передаются ребёнку. Он как губка впитывает всё, что слышит извне.

Таким образом, речь малыша может существенно отставать в развитии и быть достаточно долго непонятной и неразборчивой. Последствия таких сюсюканий придётся устранять уже у логопеда.

Вторая очень распространенная логопедическая проблема молодых мам и бабушек – это насыщение словарного запаса ребенка несуществующими в родном языке словами типа «би-би», «ням-ням», «пи-пи» и т.п. Если описанное выше объяснение вас не убедило в том, что ребенок достоин нормального общения и не нуждается в упрощении, подумайте хотя бы о том, что, запомнив эти слова, ребенок когда-то должен будет с неизбежностью обучиться новым - настоящим.

Понимаю, что такое серьёзное заявление, как отказ от «пи-пи» и «ням-ням» , может вызвать ряд вопросов от молодых родителей. Но всё же настоятельно рекомендую обратить внимание на эту проблему и прислушаться к совету. Вдумайтесь, ребенок, зная, как звучит слово правильно, но, не имея возможности произнести его самому, будет стремиться произнести слово так, как оно могло бы звучать из детских уст и максимально напоминало изначальную форму. Само собой, что такие слова будут не намного понятнее тех же «би-би» или «ав-ав» , но это будет шагом на пути к правильному произношению, а не промежуточным словом-символом, от которого позднее всё равно необходимо будет отказаться. Кроме того, символичные слова – заменители от родителей чаще всего не склоняются. Это затрудняет восприятие ребёнка грамматической стороны произношения . Применяя обычную речь без сюсюканий и заменителей слов, мы тем самым приучаем малыша к сложному восприятию языка с учётом грамматических и фонетических звучаний.

Дети - это наше всё! Это наше будущее и наше настоящее. И как бы ни хотелось выразить своим заискивающим сюсюканьем максимальную любовь к малышу, пожалуйста, помните, что это вполне понимающие почти самостоятельные и взрослые люди. Относитесь к ним как к равным!