Ориентация на успех против ориентации на смысл жизни. Секреты успеха или как нацелить свое сознание на успех? Правильная формулировка намерения

| Дмитрий Николаев | 19454

В идеале, став старшеклассником, школьник уже должен хорошо представлять, как сложится его жизнь после школы, кем он хочет стать, и что нужно сделать, чтобы этого добиться, в какой вуз ему лучше поступать, чтобы поступить.

Я закончила в 1977 году.

Девиз: «Компетентность, креативность, ответственность» - это девиз и нашего лицея. Лестница к знаниям – и в прямом, и в переносном смысле.
Девиз лицея и девиз директора лицея.

В принципе сложная задача, но в знают, как решить эту проблему. Благодаря специальной программе школьники, окончив девятый класс, с большой долей уверенности могут сказать, как будет развиваться дальше их образовательная траектория. Об этом мы беседуем с директором лицея Людмилой Владимировной Кузьминой.

- Опираясь на свой опыт, кем по вашему легче работать - учителем или директором?

Эти функции нельзя сравнивать, хотя бы потому что они предполагают решение разных задач. Сейчас я могу сказать - директором работать конечно сложнее, директор сегодня - это «универсальный солдат». Руководителю образовательного учреждения недостаточно просто быть педагогом - нужны юридические, экономические, даже психологические знания, во многое тут приходится вникать самостоятельно - изучать документы, читать специальные журналы, смотреть в интернете, хотя в идеале тут надо говорить о втором высшем образовании - в области управления.

По современным требованиям - директор в большей степени менеджер, чем педагог, его задача - управлять учреждением.

- Как складывалась ваша педагогическая карьера?

Сколько себя помню - хотела быть учителем, и хотя после пединститута я осталась работать на кафедре, спустя семь лет я пришла в школу. Именно в эту школу, где и прошла вся моя педагогическая жизнь. Сначала я работала учителем русского языка и литературы, потом меня назначили зам. директора, а когда прежний директор школы вышел на пенсию, директором стала я - это было в 2006 году. Нашей школе повезло с тем, что за 29 лет существования тут сменилось всего два директора - в моем понимании это показатель стабильности.

- Расскажите о школе, которую вы возглавляете?

За 29 лет школа перепробовала самые разные статусы: общеобразовательная школа, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов, и вот с 2003 года мы стали лицеем. Причем, если в большинстве своем лицей ориентирован на реализацию физико-математических программ, то можно сказать, что у нас лицей многопрофильный.
Мы для тех детей, родителей и педагогов, которые готовы работать в режиме самоопределения, развития, открытости и взаимной ответственности.

В этом году лицей внедряет новую технологию построения образовательного пространства: в основу деятельности старшей школы положена новая модель индивидуализации образования. Наряду с традиционными видами занятий (уроки, спецкурсы, индивидуальные консультации) активно применяются технологии блочно-модульного обучения, обучения в сотрудничестве, дистанционного обучения, проектной технологии; лицей работает в режиме активного применения информационно-коммуникативных и интерактивных технологий. В прошлом году мы разработали программу развития лицея «Стратегия гармонизации ». Стратегия лицея исходит из идеи разумного баланса знаниевого, личностно-ориентированного, компетентностного и культурологического подходов в образовании.

- Сокращение числа одиннадцатикласссников в школах города в этом году заметно особенно сильно. Насколько это коснулось вашей школы?

Начать надо, наверное, не с одиннадцатых классов, а гораздо раньше. В старшие классы у нас идет очень серьезный отбор, так из 4-х девятых классов мы формируем только 2 десятых - в них поступают наиболее сильные, подготовленные учащиеся, кто действительно сможет обучаться по углубленным программам. В какой-то степени это и правильно - после предпрофильной подготовки в 9-м классе ребята уже знают свои возможности, на занятиях по выбору профессии им объясняют, что кроме «что я хочу», нужно учитывать и «что я могу», ну и различные пробы, тестирования тоже помогают определиться и с будущим обучением и с будущей профессией.

Проходит все это очень интересно - в начале обучения в девятом классе каждый школьник публично заявляет о своих образовательных намерениях, озвучивает свои цели, например, хочет ли он дальше учиться в лицее, или может быть его интересует профиль, которого у нас нет (тогда он переходит в другую школу), кто-то выбирает себе ссуз.

Ответив на первый вопрос, переходим ко второму - «А что ты для этого делаешь?». Это уже - план на год, тут и учебная работа, и научно-практические конференции и другие виды образовательной деятельности и социальной практики. А в конце девятого класса у нас проходит опять же публичная защита портфолио, где ребята представляют свои образовательные результаты, комиссия дает рекомендации по дальнейшему обучению.

Вот так у нас формируются выпускные классы - очень тщательно. Сегодня у нас 1 одиннадцатый класс, и 2 десятых - то есть в следующем году выпускников будет больше.

- Как у вас сдают ЕГЭ по сравнению с другими школами?

Если говорить именно про наш кластер, то мы занимаем 4 -5 места из восьми лицеев и гимназий города. Если же делать оценку внутреннюю - сравнивать себя не с другими школами, а смотреть на свои потенциальные возможности, то с каждым годом мы наблюдаем динамику результатов итоговой аттестации.

- Что вы вспоминаете в первую очередь, когда спрашивают о достижениях школы?

Вспоминаю призеров всероссийских олимпиад - по этому показателю мы одни из первых в городе, за этот год у нас уже 3 победителя всероссийской олимпиады по праву. Достижений много, вот (показывает кубки) - уже третий год наше объединение «Лидер» становится лучшим школьным объединением района. Или вот грамота - наша команда заняла 3-е место на российских соревнованиях по айсштоку.

В чем мы видим условия успеха? В ставке и ориентации на лидеров (лидера ученика, лидера учителя, лидера администратора). Это, нам кажется, и есть развитие достоинств любой системы. Надо вдохновенно, самоотверженно работать, потому что побеждает профессионал. Мы стремимся, чтобы лицей стал территорией развития интеллекта учеников и учителей.

Соперничество профессионалов

Побороться за звание «Лучший по профессии» приехали рабочие территориально-производственных предприятий из Западной Сибири, Перми, Татарстана, Волгоградского региона. Соревнования по профмастерству проходили в трех номинациях: «Оператор по добыче нефти и газа», «Оператор товарный», «Оператор обезвоживающей и обессоливающей установки». Сначала шла проверка теоретических знаний, потом — практических навыков. Внесла свои коррективы и погода. Однако нефтяников, привыкших работать при любых условиях, совершенно не смутили ни дождь, ни ветер.

Возглавлял конкурсную комиссию заместитель генерального директора - главный инженер ОАО «РИТЭК» Александр Масланов.

Я рад, что в Котово состоялся такой профессиональный праздник, которым все остались довольны. Если в прошлом году мы отмечали, насколько увеличилось количество участников общеритэковского конкурса, то в этом уже говорим о том, что существенно выросло и качество, - подчеркнул Александр Анатольевич. - Одно дело - победить у себя в ТПП, другое - успешно выступить на общеритэковских соревнованиях. И там, где подготовка лучших рабочих к конкурсу шла основательно, с участием главных инженеров, конкурсанты достойно справились со всеми заданиями. Уверен, что если мы в следующем году на таком же высоком уровне проведем конкурс по РИТЭКу, то сможем успешно выступить и на конкурсе среди рабочих Группы компаний «ЛУКОЙЛ». Там всегда сильны представители лукойловских предприятий Западной Сибири и Перми. И приятно отметить, что сейчас мы подошли в РИТЭКе к их уровню. Конечно, особое внимание надо уделить психологическому состоянию конкурсанта, чтобы он мог быстро адаптироваться на незнакомой площадке и приспособиться к незнакомому оборудованию.

В Котово для многих стала неожиданной победа Александра Денисова (ЦППН ТПП «Волгограднефтегаз») в номинации «Оператор обезвоживающей и обессоливающей установки». До состязания он имел только третий разряд и стаж работы в нефтянке всего 2,5 года.

Теорию операторы ООУ сдавали в тестовом режиме, и, по сути, первый этап ничего не решил. Все зависело от практики. Представителю ТПП «Волгограднефтегаз» достался первый номер.

С одной стороны, начинать всегда тяжело. К тому же первого участника в любых соревнованиях оценивают более придирчиво. С другой стороны, ты выступил - и все, можешь спокойно наблюдать за остальными. Потому что если долго ждешь своей очереди, можешь извести себя переживаниями или «перегореть», - рассказывает Александр. - Вообще-то, на конкурсе нет ничего особенного. Во время практической части ты делаешь то же самое, что и каждый день во время работы. Правда, волнуешься. Мастер установки Николай Васильевич Дворников, готовя меня к состязанию, говорил: не торопись, будь уверенным в себе и делай все, как в повседневной работе. Я так и старался действовать. Правда, без ошибок не обошлось. Но допустил на одну меньше, чем Равил Галимов из ТПП «ТатРИТЭКнефть», занявший 2-е место. Знаю, за меня многие переживали. Наверное, энергетика всех, кто болел, передалась мне, несмотря на расстояние, и помогла в конечном итоге стать первым. Когда узнал результат, то первым делом позвонил своему наставнику и супруге Полине. Но осознал то, что действительно стал лучшим оператором ООУ в ОАО «РИТЭК», только в момент награждения.

Что касается остальных представителей ТПП «Волгограднефтегаз», то оператор товарный Максим Дроботов занял 2-е место, а оператор по добыче нефти и газа Сергей Дроботов замкнул тройку призеров среди операторов по добыче нефти и газа.

Всех победителей конкурса профмастерства ждет 25-процентная надбавка к заработной плате в течение года.

Волгоградцы - сильнейшие!

В общекомандном зачете спартакиады первое место заняли спортсмены ТПП «Волгограднефтегаз», второе - ОАО «УралОйл», третье - ТПП «РИТЭКБелоярск-

Нефть». По сути, между ними и разворачивалась основная борьба. Однако и в целом накал страстей в мини-футболе, пляжном волейболе, настольном теннисе, бильярде, шахматах, дартсе был весьма велик. Достаточно сказать, что до окончания последней партии в бильярде (а именно этот вид спорта ставил точку в спортивных баталиях) положение в верхней части таблицы в общекомандном зачете оставалось неясным.

Подчас в тех или иных соревнованиях объявлялся перерыв, поскольку многие спортсмены выступали в разных видах спорта. И это еще больше обостряло интригу.

Самым ожидаемым, пожалуй, был финал матча по мини-футболу. За кубок победителя боролись команды ТПП «Волгограднефтегаз» и ТПП «РИТЭКБелоярскнефть». Итоговый счет - 5:1 в пользу хозяев спартакиады. Болельщики, обсуждая ход игры, замечали: «Хорошо, что быстро первый гол волгоградцы забили. А то, когда игра не налаживается с самого начала, победить трудно!».

Большая ответственность лежала на всех игроках, а не только на мне, как на вратаре, - говорил нам после игры капитан команды ТПП «Волгограднефтегаз» Владимир Картушин. - Самый трудный матч - финальный. И потому, что решается судьба первого места. А ты играешь у себя дома. И потому, что выступаем на спартакиаде, посвященной юбилею Общества. Выиграть на таком мероприятии очень почетно. Сегодняшняя победа - итог наших тренировок, куда каждый шел после работы. Средний возраст игроков - 30 лет. Костяк команды составляют котовчане. Василий Клочков, начальник смены, - наш ветеран. Александр Коцубняк, Владимир Коваленко, Олег Сердюков, который больше всего забил голов, и я - операторы по добыче нефти и газа. А вот Роман Рзянин - геолог из Жирновского нефтяного района. Но он быстро влился в коллектив и показал хорошую игру. Если команда еще подтянется, то сможет играть еще результативнее. Хотя главный секрет успеха, наверное, все же в сплоченности коллектива!

Также спортсмены ТПП «Волгограднефтегаз» были первыми в пляжном волейболе (победной стала игра операторов по добыче нефти и газа Сергея Ширеметова, Василия Зюзина, ведущего инженера отдела разработки нефтяных и газовых месторождений Александра Бредиса), дартсе (начальник смены ЦППН Виктор Парнюк, машинист технологических насосов Андрей Шапкин, оператор котельной Надежда Ивахненко, Сергей Ширеметов).

Награждение победителей прошло на Центральном стадионе города Котово. В торжественной церемонии участвовали генеральный директор ОАО «РИТЭК» Николай Николаев, вице-премьер правительства Волгоградской области Юрий Сизов, председатель ОПО «РИТЭК и ПС» Павел Иванов, заместитель генерального директора - директор ТПП «Волгограднефтегаз» ОАО «РИТЭК» Алексей Ваньков, глава Котовского района Александр Яковенко.

Здесь собрались лучшие представители ОАО «РИТЭК» с разных точек страны - от Юга России до Крайнего Севера. Несмотря на то, что кто-то занял первое место, а кто-то вообще не оказался в призерах, все равно победили в Котово все, - подчеркнул генеральный директор ОАО «РИТЭК» Николай Николаев. - Я горд, что у нас такая команда, в которой есть единый дух, единое понимание целей и задач! Боевой настрой, заряженность на победу присутствуют не только во время соревнований, но и во время работы на всех производственных объектах. Ритэковцы нацелены всегда и во всем быть лучшими. Именно в таком подходе - успех любого предприятия. А ОАО «РИТЭК» по итогам 2011 года было признано лучшей организацией Группы «ЛУКОЙЛ» по направлению деятельности «Добыча нефти и газа». И мы гордимся этим!

Вот и завершился большой праздник труда и спорта. За несколько дней, что каждый из вас провел в Котово, вы не только показали свои профессиональные умения и спортивную подготовку, но и имели возможность обменяться опытом, пообщаться, да и просто получить заряд положительных эмоций, - продолжил председатель ОПО «РИТЭК и ПС» Павел Иванов. - Мероприятия позволили вам почувствовать себя единой ритэковской семьей, которая за это время стала еще сплоченнее.

Светлана Усанова

фото Олега Литвина

Каждому шиннику известно, что важнейшим компонентом в производстве резины является технический углерод. При смешении с каучуком он вступает в химическое взаимодействие и придает резине прочность, износостойкость - качества, повышающие срок службы изделия. Технический углерод для заводов массовых и грузовых шин поставляет ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», давний и надёжный партнер ОАО «Нижнекамскшина». Доля отгруженной нижнекамским шинникам продукции в общем объёме производства технического углерода в прошлом году составила 57,5 процента. И эта цифра говорит о многом. Предлагаем совершить заочную экскурсию на «Нижнекамский завод технического углерода», чтобы коротко ознакомиться с историей, достижениями этого славного коллектива, а главное - проследить место ОАО «НКТУ» в технологической цепочке под названием «Как рождается шина».

Нижнекамский завод технического углерода своим рождением обязан бурным семидесятым, когда на Нижней Каме шло активное развитие нефтехимического комплекса. 17 мая 1977 года приказом Миннефтехимпрома СССР за №344 был утверждён технический проект на строительство завода технического углерода. Он призван был стать поставщиком сырья для шинной промышленности, в первую очередь для ОАО «Нижнекамскшина». 26 марта 1984 года вошло в историю предприятия как день ввода в эксплуатацию первой очереди I пускового комплекса, когда двумя технологическими потоками стал выпускаться среднеактивный технический углерод марки П-514. В декабре 1985-го, с введением второй очереди I комплекса, т.е. ещё двух технологических потоков, выпускающих среднеактивный технический углерод П-514, нижнекамские шинники были полностью обеспечены необходимым сырьём полуактивной марки для производства шин.

В рамках принятого Миннефтехимпромом СССР решения по обеспечению шинной промышленности в XII пятилетке высококачественным сырьём резко увеличилась потребность в высокоактивном техническом углероде марки П-245. И тогда Миннефтехимпром и ВПО «Союзтехуглерод» поставили перед Нижнекамским заводом технического углерода задачу особой важности: реконструировать два технологических потока с целью перевода их на выпуск технического углерода, пользующегося особым спросом. Коллектив и с этой задачей справился блестяще.

Но со временем мощность и этих двух технологических потоков перестала удовлетворять потребность шинников в техуглероде П-245. И тогда в марте 1988 года след за I пусковым комплексом вступила в строй первая очередь II пускового комплекса в виде опытно-промышленной установки по выпуску технического углерода П-245. Она была оснащена высокопроизводительным оборудованием, аналога которому в Советском Союзе не существовало.

Все последующие годы на заводе шла активная реконструкция, освоение новых марок технического углерода и наращивание действующих мощностей. Завод продолжал прирастать новыми объектами. В 1991 году прошли успешные испытания пиролизной смолы как компонента сырья для производства технического углерода, а через два года были налажены её регулярные поставки с «Нижнекамскнефтехима».

Сегодня ОАО «Нижнекамсктехуглерод» - одно из крупнейших российских предприятий, выпускающее конкурентоспособный на российском и зарубежном рынках технический углерод. В процессе его производства используются самые современные технологии. На предприятии действует автоматизированная система управления технологическими процессами CENTIUM CS.

Приподнять завесу над процессом подготовки сырья и производства технического углерода мы попросили начальника производственно-диспетчерского отдела
ОАО «Нижнекамсктехуглерод» Н.Г. Минабутдинова:
«Сырьём для получения технического углерода служат продукты переработки каменного угля и нефти. Коксохимическое сырьё поступает с металлургических заводов страны, нефтяное - по трубопроводу с завода этилена
ОАО «Нижнекамскнефтехим». В случае необходимости берём тяжёлую газойль из акционерного общества «ТАИФ». Хранится и готовится сырьё на сырьевом участке, оборудованном сливной эстакадой, резервуарами хранения рабочих смесей. Из двух видов сырья на двух линиях подготовки готовятся рабочие смеси с заданными параметрами для получения различных марок технического углерода. В ближайшей перспективе планируется построить ещё две линии, чтобы в зависимости от потребностей рынка сократить переход с одной марки на другую без ущерба для качества выпускаемой продукции. Способ получения технического углерода основан на разложении углеводородного сырья в высокотемпературном потоке продуктов сгорания природного газа в цилиндрических проточных реакторах. Основные стадии получения:
- разложение сырья в реакторе
- улавливание технического углерода в специальных фильтрах
- гранулирование
- сушка в сушильном барабане

В настоящее время на пяти технологических потоках производится 14 марок технического углерода, 10 из них поставляются в ОАО «Нижнекамскшина» для производства резины. Все марки разделяются на активные и полуактивные. Активные марки отличаются прочностными характеристиками и применяются на протекторах, где идет большее стирание резины. Полуактивные придают резине эластичность и идут на боковины, камеры».
В продолжение темы добавим, что под воздействием высоких температур сырьё в реакторе разлагается на технический углерод и отходящие газовые продукты, которые отличаются высокой горючестью и в свою очередь используются как топливо для котлов-утилизаторов, где вырабатывается пар для нужд завода. Это замечательное свойство газов легло в основу внедренного несколько лет назад ключевого проекта «Установка по выработке собственной электроэнергии», что позволило ОАО «Нижнекамсктехуглерод» практически полностью обеспечить себя собственной электроэнергией. Как, впрочем, собственным теплом и паром. Переход на автономное энергообеспечение позволил предприятию существенно снизить себестоимость выпускаемой им продукции и нагрузку на экологию региона.

На таком важном аспекте, как качество, есть смысл остановиться подробнее. Стабильное качество технического углерода обеспечивается высоким уровнем контроля как сырья, так и конечной продукции. Лаборатория ОАО «НКТУ» аккредитована на техническую компетентность в Госстандарте РФ и имеет всё необходимое для контроля качества продукции как по российским требованиям ГОСТ, так и по международной методике ASTM. ОАО «Нижнекамсктехуглерод» внедрило и успешно применяет систему качества в области производства технического углерода на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008 г. Качественные характеристики отслеживаются на всех этапах производства продукции. Поступающее на предприятие сырьё проходит входной контроль. В случае несоответствия требуемым качествам пишется претензия, и сырьё возвращается поставщику. Во время подготовки сырья и в процессе производства продукции через каждые два часа делается контрольный анализ, через каждые четыре часа - полный. Готовая продукция в обязательном порядке проходит окончательный контроль. Забракованная отделом технического контроля партия возвращается на переработку. Из бункера готовой продукции технический углерод загружается в вагоны-сажевозы, запаковывается в бумажные 4-слойные ламинированные мешки или полипропиленовые пакеты типа «Биг-Бэг» и отправляется потребителям. В первую очередь обеспечиваются потребности ОАО «Нижнекамскшина». Остальная продукция поставляется российским и зарубежным компаниям. Она широко известна в Европе, Турции, Южной и Северной Америке, Польше, Болгарии, Китае, Вьетнаме, Индии и ряде других стран. Последние годы на «Нижнекамсктехуглероде» ведется активная инвестиционная политика. По объёмам капвложений на рубль основных средств на действующих производствах нефтехимического комплекса предприятие занимает лидирующие позиции. В нынешнем году здесь намерены продолжить реализацию крупного проекта по модернизации производства технического углерода. Мировой экономический кризис заставил руководство ОАО «НКТУ» пересмотреть приоритеты в инвестиционной политике. Если раньше основные усилия направлялись на увеличение производственных мощностей, то теперь главная задача коллектива - расширение рынка сбыта своей продукции.

Нацеленность на успех, выраженная в серьёзном и вдумчивом подходе руководства предприятия к вопросам инвестиционной и кадровой политики, техники безопасности, экологии, промышленной безопасности, ресурсосбережения, качества продукции и другим гарантируют ОАО «Нижнекамсктехуглерод» дальнейшую экономическую устойчивость, а ОАО «Нижнекамскшина» - ритмичные и надёжные поставки технического углерода.

Если в основе нашей деятельности лежат побуждения, которые не исчерпываются стремлением к ценностям, значимым самим по себе, к ценностям, с которыми мы непосредственно имеем дело, то наша мотивация искажена изначально, поскольку вторгается во владения не подвластного нам успеха. Попытка сориентировать человека на успех противоестественна, обречена на экзистенциальную фрустрацию. В сущности, такая попытка чревата тремя последствиями, а именно:

чувством пустоты (его часто принимают за проявление депрессивности)
внутренним спазмом (который сопровождается мышечным)
вселением неуверенности (психической и духовной неустойчивости).

Человек, нацеленный на успех, сосредоточен на своем желании достичь успеха и постепенно все больше отрывается от реальности (того фундамента, на котором зиждется настоящий успех). К тому же, его цель, то, «ради чего» он действует, - достижение успеха. Когда успех приходит, «ради чего» больше не существует. В любом случае - приходит успех или нет, - рано или поздно наступает внутренняя пустота. Либо он не пришел (что вполне возможно), либо, поскольку успех был единственной целью, она оказывается бессодержательной.
Возникшая пустота требует заполнения. В попытках компенсировать ее люди снова и снова устремляются на штурм вершины под названием счастье, вооруженные все той же концепцией успеха - то ли потому, что не знают, то ли потому, что не хотят знать иного пути. Но вершина не покоряется, и усилия становятся все более интенсивными. Упорствуя в попытках достичь счастья, человек цепляется за свою модель поведения (ригидность). Напряжение распространяется на тело (развивается спазм плечевых мышц, повышается кровяное давление, дыхание становится поверхностным). Начинается стресс.
Глубоко внутри зарождается чувство неуверенности - часто неосознанное, не замечаемое в течение долгого времени. Это состояние подпитывается двумя переживаниями:
а) Люди ощущают угрозу, постоянно сталкиваясь с тем, что их успех зависит от чего-то, кроме их усилий. Чувствуют себя отданными на произвол этой неведомой силе. Страдают от сознания ограниченности собственной возможности влиять.
б) Высокие ставки, «пост-успешная пустота» или постепенно растущее ощущение бесплодности собственных усилий, направленных на успех, порождают все более серьезные сомнения в том, стоит ли жить ради успеха. Эти сомнения могут привести к потрясению мировоззренческих основ, и тогда любая собственная деятельность начинает казаться человеку пустой и бессмысленной (хотя он и не депрессивен).

Помимо трех перечисленных симптомов, нацеленность на успех может приводить и к некоторым формам психических расстройств, а именно - к поведению, сходному с манией, к фобиям и к психической блокаде.

Обратимся для начала к поведению, сходному с манией, в первую очередь - к одержимости успехом. Зависимость от успеха очень похожа на болезненную страсть. Успехозависимый способен работать день и ночь только ради того, чтобы продвинуть свою карьеру; ценность всей жизни в его глазах определяется обладанием того, в чем он видит успех: престижем, деньгами, властью, роскошью, авторитетом. Жажда обладания может завести так далеко, что он готов «играть крапленой колодой» - создавая видимость успеха, манипулировать, хвастать вымышленными победами, приписывать себе чужие заслуги. Успехозависимая деятельность внутренне пуста. Поскольку человек чувствует это, то суетится все больше и больше, чтобы не встретиться со своим экзистенциальным вакуумом, со своей внутренней пустотой. Так он себя одурманивает. На более поздних стадиях в игру включается алкоголь.

Успехозависимый входит в группу риска - что ему остается, когда рушится его карточный домик? Он сознает бессмысленность своего стиля жизни, перед ним раскрывается бездна пустоты и скуки. Успехозависимый нуждается в успехе; он определяет себя через успех; но отчасти он становится чужим себе (потому что успех приходит и благодаря чему-то внешнему).

Кроме того, как уже было сказано, нацеленность на успех приводит и к фобиям, которые проявляются прежде всего в виде страха неуспешности. Страх неуспешности - зеркальное отражение успехозависимости. Он заключается в боязни всего, что сопряжено с риском. Часто возникновению такой фобии предшествует неудачный опыт игры со случаем, который приводит к сверхосторожости. Люди, получившие такой опыт и напуганные им, стараются по возможности подстраховываться - как однажды обжегшиеся дети. В основе этого расстройства тоже лежит завышенная ценность успеха, в котором видится высшая цель жизни. В представлении таких людей нет ничего хуже, чем старание, не приведшее к результату. Они считают позорным вернуться с охоты без добычи, принять участие в соревновании, не прославив себя победой. Эти люди не умеют проигрывать. Из боязни получить отказ, они не приглашают на танец даму сердца. Страшась неуспеха, ошибок, отказов и неудач, они лишают собственную жизнь расцвета.

Расстройство третьего типа приводит к психической бокаде. Тогда процессы, спонтанные от природы, протекающие сами собой (и только тогда - безотказно), становятся принудительными. Франкл подробно разбирает этот феномен на примере «паттерна сексуального невроза», потому что ошибочная установка, лежащая в основе такого расстройства, наиболее заметно проявляется при нарушениях в сексуальной сфере. Однако этот паттерн можно наблюдать не только при сексуальных неврозах; все сказанное о нем относится к любым процессам, которые (после некоторых предварительных усилий) должны происходить самопроизвольно (собственно, в противном случае истинный процесс или подменяется имитацией или вообще не происходит).

Если некто преисполнен решимости быть в определенный час веселым и счастливым и пытается добиться этого напрямую, вряд ли его попытки увенчаются успехом. Чем больше усилий он станет прилагать, тем скованней будет себя чувствовать, тем более принужденным, натужным, а главное - пустым будет его веселье.

В сексуальной сфере подобная установка рано или поздно приводит к таким нарушениям, как импотенция или фригидность. Попытки напрямую регулировать или организовывать процессы, по своей природе спонтанные (благодаря автономности нервной системы на телесном, а в сексуальной области - и на психическом уровне), затрудняют и в конечном счете полностью блокируют эти процессы.

Люди дают себе «установку на счастье» и на протяжении многих лет стремятся быть счастливыми независимо от обстоятельств, пытаются «законсервировать» состояние счастья, защитить его от любых невзгод. Вряд ли что-либо может спугнуть удовольствие сильнее, чем борьба за удовольствие.

Почему? Потому что подлинное переживание удовольствия - следствие чего-то иного. Собственно говоря, адекватное переживание удовольствия приходит как побочный эффект, а именно - как «побочный эффект близости с другим человеком или исполнения своего предназначения».

Попытка изменить чувства директивно (вызвать приятные или подавить неприятные), - насилие, совершаемое над собой: предпринимая такую попытку, мы игнорируем причину, порождающую чувства.

(Цитаты из книги "Жить осмысленно", Альфрид Лэнгле)

Человек, который ставит перед собой задачи, помимо реализации планов, имеет еще одно преимущество - он не проживает жизнь зря. Но мало просто обозначить ту или иную цель. В процессе работы над ней необходимо помнить о концентрации на конечном итоге данной работы.

Определение понятия

Нацеленность на результат - это умение человека придерживаться поставленной цели, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Есть и другое определение данного термина: это умение полностью мобилизовать свою деятельность ради достижения нужного итога. Иногда нацеленностью называют полное сосредоточение внимания человека на работе, направленной на достижение обозначенного результата.

Преимущества

Тот, кто постоянно помнит о желаемом итоге, выполнит задачу быстрее, чем беспорядочно мечущийся от одного дела к другому. Нацеленность на результат имеет немало преимуществ. Человек, который не просто размышляет о достижении некой абстрактной мечты, но ставит перед собой конкретные и измеримые задачи, пользуется следующими выгодами:

  1. Сосредоточенность. Высокая концентрация позволяет четко представить желаемое, а это способствует повышению продуктивности. Также сосредоточенность позволяет обрести умственное спокойствие.
  2. Направленность. Тот, кто нацелен на достижение определенного результата, ощущает движение к намеченному задолго до того, как будут видны первые плоды его деятельности. Например, если человек начинает заниматься спортом, чтобы обрести стройную фигуру, то первые результаты будут видны задолго до того, как он обретет нужные формы. А это подарит ему ощущение направленного движения к своей мечте.
  3. Чувство срочности. Данное ощущение возникает, если человек работает целенаправленно и в темпе. Иногда бывает так, что с самого утра работа спорится, человек не отвлекается на ненужные мелочи, не мечется, словно угорелый, в попытках все успеть. Верно сформулированная задача позволяет зарядиться энергией и выполнить нужную работу в срок.

Работа ради процесса является противоположностью нацеленности на результат. Человек, для которого важнее не конечный итог, а сам путь к нему, ведет себя соответствующим образом. Если это менеджер по продажам, то он общается с клиентами ради самого процесса общения, а не ради работы. Другой пример: студент, который создает презентацию только для красоты, а не ради содержания.

Умение противостоять препятствиям

Нацеленность на результат - это также способность давать отпор текущим трудностям. Ведь в процессе работы над задачей человеку постоянно приходится сталкиваться с препятствиями, которые тормозят его движение вперед. Для того чтобы воплотить мечту в реальность, необходимо постоянно находить для себя мотивацию, поддерживать силу духа, быть смелым и решительным. Ведь никто не гарантирует беспроблемного получения результата.

Упорство и достижение целей

Здесь помогает такое свойство личности, как настойчивость, то есть волевое качество, которое позволяет добиваться нужных результатов, следуя принятому решению. Упорство позволяет работать даже при полном отсутствии у человека мотивации. Этот путь может быть долгим и тернистым, а задачи - непосильно велики; однако когда пропадает желание двигаться дальше, сохранить концентрацию на поставленной задаче позволяют данные личностные свойства.

Каким бы волевым ни был человек, он всегда может стать чуть более настойчивым. Для этого необходимо не только правильно обозначить задачу, но и организовать должным образом свою работу. Она должна выполняться разными методами и не вызывать истощения. Для развития настойчивости, а следовательно и нацеленности, полезно также подобрать для себя образец, пример для подражания. Это могут быть люди, сумевшие преодолеть препятствия и достичь желаемого: ученые, спортсмены, политики, музыканты.

Важность тайм-менеджмента

Не менее значимым показателем нацеленности на результат является умение методично следовать поставленной задаче. Ведь для достижения успеха необходимо практически вплести работу над целью в свой повседневный график. Многие люди мечтают о лучшей жизни, но не делают и шага в сторону изменений. Однако если поставить перед собой задачу заработать первый миллион, затем разбить ее на несколько частных подцелей, то шансы на успех будут гораздо выше.

Планирование и концентрация на задаче

Без умения управлять временем сложно постоянно поддерживать нацеленность на результат. В работе и в реализации личных планов тайм-менеджмент является тем инструментом, который позволяет добиться успеха. Уметь грамотно планировать время для работы над задачей - это настоящее искусство. Однако именно овладение им в конечном счете позволяет добиться желаемого. Психологи считают, что для наилучшей сосредоточенности на необходимом результате требуется планировать день заранее. Ведь когда человек обдумывает и записывает те действия, которые ему необходимо совершить на следующий день, он делает это спокойно и без спешки. А значит такое планирование будет более эффективным.

Правильная формулировка намерения

Чтобы нацеленность на результат была максимальной, необходимо точно обозначить желаемое. Попасть в мишень, которая не видна, невозможно. Поэтому и говорят, что правильно обозначенная задача обеспечивает половину успеха.

Также для формирования подлинной цели необходимо осознать те желания, которые стоят за стремлением добиться цели. Ведь чем большая у человека потребность, тем более сильным будет его желание стремиться вперед. Мотивация является тем «топливом», используя которое, можно достичь поставленного результата. Например, девушка хочет похудеть, чтобы понравиться симпатичному ей молодому человеку. Сын хочет бросить курить, чтобы не расстраивать свою престарелую мать. Женщина хочет открыть бизнес, чтобы обеспечить детей лучшими возможностями. Помня о своих истинных желаниях, человек может постоянно поддерживать нацеленность на будущий результат на достаточно высоком уровне.

Роль ответственности

Еще одно качество личности, с которым непосредственно связана нацеленность на результат - ответственность. Обычно данное понятие в словарях трактуется как обязательство человека отчитываться перед вышестоящим о своих действиях. Также есть и такое определение: ответственность - это особая сфера влияния, в которой личность может оказывать воздействие на окружающих ее людей и обстановку. Именно ответственность является тем инструментом, который позволяет в течение длительного времени сохранять нацеленность на результат. Компетенции, навыки тайм-менеджмента, умение расставлять приоритеты - все это также важно.

Однако если человек не осознает значимости своего влияния на окружающий мир и причинно-следственной связи, существующей между его действиями и конечным результатом работы, он не сможет в должной степени быть сконцентрированным на этом самом результате. Каждый может заметить, что инфантильные и безответственные люди редко достигают поставленных целей. Основная причина заключается в том, что они не сохраняют фокус внимания на задаче, поскольку не видят прямой связи между собственными действиями и изменениями в сфере своего влияния. Таким образом, ответственность за результат - основополагающий компонент длительной концентрации на работе и в конечном счете реализации задуманного.

Исследование деятельности

Постоянный анализ действий позволяет сохранять нацеленность на результат. Развитие личности и работа, учеба и занятия спортом - практически во всех сферах необходимо фиксировать выполненные действия, чтобы получить достойные плоды труда. Лучшим инструментом для этого послужит личный дневник. С его помощью можно постоянно замечать свои успехи и промахи, увидеть, каких именно знаний пока что не хватает, а какими мы уже научились пользоваться. Записи - это реальный опыт, позволяющий спланировать дальнейшую стратегию действий или следующий день, сконцентрироваться на цели. Нацеленность на результат можно существенно повысить, если регулярно анализировать свою деятельность при помощи дневника.

Беспощадная статистика свидетельствует, что целых 40% успеха зависят от того, насколько качественно человек оценивает свои действия и принятые решения. Выходит, что анализ деятельности - практически половина дела в достижении успеха. От такого простого действия, как ведение дневника, вероятность воплощения задуманных планов возрастает практически вдвое. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в дневнике информация предстает в зафиксированном виде, а это на порядок повышает нацеленность на результат.

Каждый человек может мечтать о лучшем будущем для себя, ставить перед собой те или иные задачи. Они могут быть связаны с самыми разными аспектами бытия: работой, семьей, здоровьем, хобби или спортом. Нацеленность на высокий результат позволяет воплотить эти мечты, изменить свою жизнь и стать счастливее. Задачи заряжают человека энтузиазмом, а реализация задуманного делает его жизнь более осмысленной.