Осознанность в повседневной жизни. Острая недостаточность сказочных событий в повседневной жизни Сделать пожертвование в детдом старыми вещами из детства, или денежный взнос или свое время

Способность видеть чудесное в обыкновенном — неизменный признак мудрости.
Ральф Уолдо Эмерсон

«Острая недостаточность сказочных событий в повседневной жизни» - часто в сети я встречаю подобные посты-картинки.


А тут я задумалась: А кто нам должен устраивать эти самые события? Откуда они возьмутся? Почему нам их не хватает? Почему острая? И зачем СКАЗОЧНЫМ событиям появляться в ПОВСЕДНЕВНОЙ жизни? Если их «недостаточность», значит, они были, но куда-то и почему-то делись? Куда? И почему?

И я решила для себя разобраться, откуда идут такие обильно пролайкиваемые утверждения.

Во-первых, мы боимся/не умеем жить «не повседневной жизнью», т.е. боимся жить своей жизнью/не знаем/ «не хотим знать» какая она наша жизнь, боимся не соответствовать шаблонам и стандартам.
Во-вторых, у нас отсутствуют цели, мы не знаем, для чего живём. Нет смысла.
В-третьих, знак равенства с этой фразой я могу поставить со словом «СКУКА». Нам скучно жить. А почему? См. предыдущий пункт.

(Вот с чем нужно работать! О том как это делать, кто это делает и пр. я писала в статьях ранее).

И неспроста перед маленькой девочкой на картинке стоят стаканы. Они, конечно, могут быть с кока-колой, а могут быть и с чем покрепче, особенно если процесс запущен и сказочных событий хочется уже много-много лет.

А что такое «Сказочные события»? Это «Чудеса». А что такое «чудеса»?
Очень точно, на мой взгляд об этих самых чудесах сказал в своей книге «Путешествие домой» мудрейший Радханатха Свами:

«Сев под раскидистым баньяном, я задумался, почему люди так жаждут чудес. Непревзойденные чудеса, творимые Богом, окружают нас повсюду, но мы видим их каждый день, привыкаем и потому не обращаем на них внимания. Подняв с земли семечко баньяна, я стал, внимательно рассматривать его. Господь поместил в это крошечное семечко огромное дерево, и каждое такое дерево даст еще тысячи семян. Это ли не чудо? Есть и другие примеры. В одной туче, легко плывущей по небу, Бог хранит столько воды, что ею можно затопить целый город. Когда мужчина и женщина соединяются для зачатия ребенка, они даже не задумываются о том, как будет развиваться зародыш в утробе. Это происходит само собой. Разве это не чудо? Разные виды жизни наделены разными способностями. Живые существа летают, плавают, бегают, лазают по деревьям, ползают по стенам и даже создают цивилизации. Разве может это быть случайностью? Все мироздание — нескончаемая череда чудес».

Вспомните, с вами постоянно происходят чудеса и сказочные события и, конечно, они вами или вашим окружением особенно не планируются. Самые лучше воспоминания от спонтанных действий, событий из разряда «вдруг», «а давай» и т.д. «Нечаянная встреча», «внезапно» начавшийся снегопад, неожиданно перенесённый рейс самолёта, благодаря которому вы попали на концерт своей любимой группы, знакомство с шумной компанией из соседнего купе, которые мешали вам спать, а теперь вы лучшие друзья….таких событий масса!
Помощники, волшебники, сказочники… они окружают нас каждый день! Чудеса происходят с нами постоянно, я просто настаиваю на этом! Но вот беда - мы их не видим.
Почему?
Нам некогда. Нам скучно. Нам лень. Нам неинтересно. Мы забыли. Мы не обратили внимания. Есть дела поважнее.

Особенно сильно ощущают все эти зажигательные депрессивные процессы у нас, когда заканчивается, например, такой масштабный праздник как Новый год. Ведь, в том числе, и для того, чтобы создать ощущение сказки, мы придумываем праздники, отмечаем их, устраиваем, «щекочим себя» предпраздничной суетой и самозабвенно ждём, что вот тут-то точно чудо должно случиться!

И каково же наше разочарование, когда, все гости наряженные, ёлка украшенная, подарки розданы, оливье съедены, президент речь произнёс, и даже часы пробили полночь, а чуда всё нет! И ничего не изменилось!!! Золушка Принцессой так и не стала, и не становилась и, самое печально, видимо, уже не станет. А ещё печальнее, что и не хочет становиться, а только делает вид.


Все условности вроде соблюдены, а настроение у нас как было на нуле так таким и осталось.
Мы хотим чуда по расписанию. По щелчку. По графику. Мы хотим радостных эмоций по взмаху руки. Эйфории с первыми звуками заигравшего оркестра.

Я очень чётко помню момент, когда осознала эту нестыковку. Это было на первом или втором курсе исторического факультета. Нас, мелочь перво-второкурсную гоняли на волейболы. И мы должны были активно и радостно болеть за какую-то определённую команду. Сначала для меня это было интересно, как всё новое и необычное. А так как фанат из меня ещё хуже чем продавец, такие события я посещала впервые, и какое-то время даже пыталась понять логику игры и следила за бросками мечей. Но потом, не испытывая никакого азарта, я просто задумчиво созерцала трибуны и думала: «Моё состояние сегодня совершенно не соответствует бравым крикам «гол», и грубо рифмованным речёвкам, и вчера не соответствовало и позавчера…что я тут делаю?» Иногда включались намеренно актёрские способности, и в ход шли душевные резервы. Тогда начинались танцы с мочалками, шутливые знакомства, кричалки до хрипоты. Но это было не искренне и энергозатратно.
И я подумала: «почему я должна радоваться тогда, когда совсем как-то не радуется? Зачем?»

У каждого из нас свой вкус счастья и радости.

И для каждого из нас сказочные события и чудеса так же выглядят по-разному. (Но совпадения всё-таки иногда бывают, не зря же сказочники трудятся, книжки пишутся, фильмы снимаются…) Воллейбол для меня совсем не радостное и не сказочное событие, теперь я это знаю точно (Смех).

Поэтому спросите себя: вы уверены, честно, что именно сейчас вы хотите находиться именно там, где вы находитесь?

Или вы вместо странного места с не менее странными людьми и в не меняя странное время хотели бы просто мирно прогуливаться по парку, кататься с детьми на каруселях, чесать пузико коту, сажать помидоры в палисаднике, сворачивать горы осуществляя немыслимые сделки на своей любимой работе… Да мало ли что вы на самом деле хотите делать! В чём вы действительно нуждаетесь?
Вы уверены, что хотите сейчас именно вот так «отмечать», допустим, тот же праздник?
Вы уверены, что именно этим делом вы сейчас хотите заниматься? Именно на эту работу ходить? С этим человеком общаться? Эту книгу читать? Этот фильм смотреть?
Вы будете от этого счастливее? Вы в этом подлинно нуждаетесь? Правда?

Притча о Нужде


Жил-был человек, который очень боялся нужды. «Всё что угодно, только не нужда! - часто причитал он. - Господи, дай мне любые испытания, только не посылай мне нужду!» - просил он у Бога.
За своим подопечным наблюдал Ангел-Хранитель. Он очень печалился из-за того, что человек так терзает себя тревогой, берет на себя лишние обязательства, старается сделать побольше накоплений и расстраивается от того, что их теряет.
«Как же мне помочь ему?» - размышлял Ангел. - Ведь я же Хранитель его бессмертной души! А это совсем нехорошо, что она отравляется тревогой и сребролюбием!» И Ангел-Хранитель решил отправиться за помощью к самой Нужде. Раз его подопечный так её боится, может, она сама и подскажет средство от его страхов.

Ангел-Хранитель отправился в путь. Дорога оказалась дальней и отняла немало сил. Но через некоторое время Ангел уже стоял у домика Нужды. Хозяйка вышла на крыльцо и приветствовала своего гостя. Ангел-Хранитель не ожидал, что Нужда окажется молодой женщиной. Её простые одежды точно и лаконично подчёркивали её красоту. «Неужели такое прекрасное существо может насылать на человека страхи и тревоги?» - подумал Ангел.
- Это не моя работа, - вслух ответила Нужда, прочитав его мысли. - Здравствуй, друг!
- Здравствуй, Нужда, - приветствовал хозяйку Ангел. - Если не ты, то кто отравляет душу моего подопечного?
- Изволь, я расскажу тебе историю, которая добавляет мне грусти уже не одну тысячу лет, - предложила Нужда и пригласила Ангела в беседку.
Стоявшая на столе еда позволила Ангелу быстро восстановить силы и приготовиться слушать.
- Моё имя отражает мои способности, - начала свой рассказ Нужда. - Я открываю всем существам в Мире то, что им нужно. Подлинно необходимо. Я несу точный камертон для формирования потребностей, желаний, мотивов. Среди всего многообразия возможностей, существующих в мире, я открываю каждому человеку наилучшее. Я даю знание о том, что Лучшее само по себе очень индивидуально, оно разное для всех.
- Поэтому ты так красива, - поддержал её Ангел.
- Да, - согласилась Нужда. - Может быть, ты знаешь тёмную колдунью по имени Злая Доля? И её дочь по имени Бедность, что означает «приносящая беды»?
- Я услышал о них от людей, но лично встречаться не приходилось, - ответил Ангел.
- А мне пришлось, - вздохнула Нужда, и по её прекрасному лицу пробежала тень.
- Я слушаю тебя, - сказал Ангел и взял её руку.
- Раньше я жила в мире людей, - начала свой рассказ Нужда. - Я помогала каждому человеку открывать Своё Собственное, то, что ему нужно. Поэтому каждому удавалось идти своим путём, не претендовать на чужое. Каждый, чувствуя Совё, ясно мыслил и принимал точные решения. Фраза «Я знаю, что мне нужно!» была не вызовом, как сейчас, а камертоном. Люди были свободны, потому что каждый понимал свою нужду, никого нельзя было сбить с толку и внедрить желание хотеть нечто ненужное.
Но, наверное, в мире должны были начаться другие процессы и времена, потому что в нём появилась тёмная колдунья Злая Доля. Она была так безобразна, что каждый понимал, что ему не нужно иметь с нею дело. Но колдунья появилась в мире людей не одна, а со своей дочерью Бедностью, способной привлекать беды. Они жаждали овладеть умами и сердцами людей, пить их жизненную силу. Но это было невозможным, пока я была рядом с людьми. Ведь тот, кто понимает, что ему подлинно нужно, никогда не даст себя в обиду, никогда не даст запутать себя. И тогда Злая Доля начала колдовать. Она сварила страх-дурман и выпустила его на людей. Дурман застил людям глаза.
Они смотрели на Бедность, и им казалось, что они видят меня. Они смотрели на меня и видели Бедность. В их одурманенном уме мы как будто поменялись с Бедностью местами. Я стала изгнанницей, а Бедность наставницей. А когда выветрился, люди увидели Бедность и испугались. Но я так и осталась для них с лицом Бедности. Они стали гнать от себя и Бедность, и меня. Гнать от страха. Таков был замысел колдуньи Злой Доли. Она знала, что тот, кто гонит Бедность от страха, легко оказывается в её власти.
Он перестаёт чувствовать свой камертон, свою подлинную нужду, то есть меня. Были среди людей и такие, что далеко от себя отогнали Бедность, но также они запретили к ним и мне приходить. И тогда они, и их дети начали терять смысл жизни. Отсутствие знания о том, что им нужно, опустошало их души и сердца…Ах, мой друг, как же это грустно! Так я и живу изгнанницей вдали от людей.
Люди до сих пор бояться меня, путая с Бедностью. Гонят меня и перестают чувствовать, что им подлинно необходимо… А Злая Доля со своей дочерью получают свою порцию человеческих страхов и тревог, - а это для них не просто хорошее питание, а деликатес.

- Какая печальная история, - вздохнул Ангел и обнял Нужду. - И что же, ничего нельзя сделать?
- Отчего же, можно, - сказал Нужда. - Если человек обратится к Богу со словами: « Я хочу знать, чувствовать, желать то, что мне действительно нужно!». Создатель пошлёт меня к этому человеку. И я ему буду помогать. Да только таких людей не много, - печально добавила хозяйка.
- Да, пожалуй, мой подопечный сам с такой молитвой к Богу не обратится, - покачал головой Ангел-Хранитель. - А мне ты можешь открыть, что ему подлинно нужно, подлинно необходимо, ведь ты это знаешь?
- Знаю, - сказала Нужда. - Ты Хранитель души этого человека, и тебе я всё расскажу. Твоему подопечному нужно, чтобы я открылась ему, к примеру, во сне. Ему действительно нужно, чтобы мы с ним подружились. Чтобы он научился слышать о, что ему действительно нужно, ярче, чем то, что ему навязывают другие.
- Так чего же мы ждём? - воскликнул обрадованный Ангел.- Летим же скорее в его сон!
- Раз ты попросил меня об этом, значит, это и есть для меня задание Бога, - склонила голову Нужда. - Летим!
…Той ночью человеку снился странный сон. Он видел себя запутавшемся в чёрной паутине и чувствовал, как страшный паук уже приготовился напасть на него. Но вдруг яркий свет опалил паутину, она прямо на глазах превратилась в прах и рассыпалась. Он увидел прекрасную женщину, которая одним тёплым взглядом придала ему сил встать на ноги. Глубоко в своём сердце он услышал такие слова: «Теперь ты всегда будешь знать, что тебе нужно. Я Нужда. Не бойся меня. Раньше ты путал меня с Бедностью и жил в тёмных сетях тревог. Теперь всё в прошлом. Ты будешь слышать свою настоящую нужду, и твоя жизнь постепенно выровняется, станет счастливой. Просто чаще проси у Бога открыть то, что тебе действительно нужно, свою подлинную нужду!»
Человек проснулся и ощутил необыкновенную лёгкость. Тревога, прежде сковывавшая его существо, ушла, будто её и не было. Человек улыбнулся и твёрдо сказал: «Я хочу знать, чувствовать, желать то, что мне действительно нужно!» И в глубине своего сердца услышал ответ: «Пусть так и будет!»
Ангел-Хранитель наблюдал за этим превращением и хлопал в ладоши. Он был счастлив.


Вся наша жизнь становится один большим сказочным событием, когда мы понимаем нашу истинную нужду. Нашу истинную природу.

А если в жизни вам не хватает чудес, просто вспомните их, запишите на листочке и повесьте над столом.
Ну, а если уж совсем с этим делом туго - приходите к сказкотерапевтам. Вся наша работа - сплошные сказочные события!

П. Бергер, Т. Лукман: Социальное конструирование реальности.

http://socioline.ru/_seminar/library/misc/berger/scr_11.php

…Среди множества реальностей существует одна, представляющая собой реальность par excellence. Это - реальность повседневной жизни. Ее привилегированное положение дает ей право называться высшей реальностью. Напряженность (с. 41:) сознания наиболее высока в повседневной жизни. т.е. последняя накладывается на сознание наиболее сильно, настоятельно и глубоко. Невозможно не заметить и трудно ослабить ее властное присутствие. Следовательно, она вынуждает меня быть к ней предельно внимательным. Я воспринимаю повседневную жизнь в состоянии бодрствования. Это бодрствующее состояние существования в реальности повседневной жизни и ее восприятие принимается мной как нормальное и самоочевидное, то есть составляет мою естественную установку.

Я полагаю реальность повседневной жизни как упорядоченную реальность. Ее феномены уже систематизированы в образцах, которые кажутся независимыми от моего понимания и которые налагаются на него. Реальность повседневной жизни оказывается уже объективированной, т.е. конституированной порядком объектов, которые были обозначены как объекты до моего появления на сцене. Язык, используемый в повседневной жизни, постоянно предоставляет мне необходимые объективации и устанавливает порядок, в рамках которого приобретают смысл и значение и эти объективации, и сама повседневная жизнь.

Я живу в географически определенном месте; я пользуюсь инструментами - от консервного ножа до спортивных автомобилей, - которые указаны в техническом словаре моего общества; я живу в переплетении человеческих взаимосвязей - от моего шахматного клуба до Соединенных Штатов Америки, - которые тоже упорядочены посредством словаря. Таким (с. 42:) образом, язык отмечает координаты моей жизни в обществе и наполняет эту жизнь значимыми объектами.

Реальность повседневной жизни организуется вокруг “здесь” моего тела и “сейчас” моего настоящего времени. Это “здесь-и-сейчас” - фокус моего внимания к реальности повседневной жизни. В том, как это “здесь-и-сейчас” дано мне в повседневной жизни, заключается realissimum моего сознания. Реальность повседневной жизни, однако, не исчерпывается этим непосредственным присутствием, но охватывает и те феномены, которые не даны “здесь-и-сейчас”. Это означает, что я воспринимаю повседневную жизнь в зависимости от степени пространственной и временной приближенности или удаленности. Ближайшей ко мне является та зона повседневной жизни, которая непосредственно доступна моей физической манипуляции. Эта зона включает мир, находящийся в пределах моей досягаемости, мир, в котором я действую так, чтобы видоизменить его реальность, или мир, в котором я работаю. В этом мире труда мое сознание руководствуется прагматическим мотивом, т.е. мое внимание к этому миру определяется главным образом тем, что я делаю, делал или собираюсь делать в нем. Так что это мой мир par excellence. Конечно, я знаю, что реальность повседневной жизни содержит и другие зоны, не столь доступные моему пониманию. Но либо у меня нет прагматического интереса в этих зонах, либо мой интерес не является непосредственным, поскольку потенциально они могут быть для меня зонами манипуляции. Обычно мой интерес в этих отдаленных зонах (с. 43:) менее интенсивен и, конечно, не столь настоятелен. Я очень заинтересован в ряде объектов, вовлеченных в мою повседневную работу, - скажем, в мире гаража, если я механик. Меня интересует, хотя и непрямо, то, что происходит в научно-исследовательских лабораториях автомобильной промышленности Детройта. Маловероятно, что когда-нибудь мне доведется побывать в одной из таких лабораторий, но работа, проделанная там, в конечном счете будет влиять на мою повседневную жизнь. Меня может интересовать, что происходит на мысе Кеннеди или где-то еще, но это интерес - частное дело, скорее выбор досуга, чем настоятельная необходимость повседневной жизни.



Реальность повседневной жизни представляется мне как интерсубъективный мир, который я разделяю с другими людьми. Именно благодаря интерсубъективности повседневная жизнь резко отличается от других осознаваемых мной реальностей. Я один в мире снов, но я знаю, что мир повседневной жизни столь же реален для других, как и для меня. Действительно, в повседневной жизни я не могу существовать без постоянного взаимодействия и общения с другими людьми. Я знаю, что моя естественная установка по отношению к этому миру соответствует естественной установке других людей, что они тоже понимают объективации, с помощью которых этот мир упорядочен, и в свою очередь также организует этот мир вокруг “здесь-и-сейчас”, их бытия, и имеют свои проекты действий в нем. Конечно, я знаю и то, что у других людей есть своя перспектива на наш общий мир, не тождественная (с. 44:) моей. Мое “здесь” - это их “там”. Мое “сейчас” не полностью совпадает с их. Мои проекты не только отличаются, но могут даже противоречить их проектам. В то же время я знаю, что живу с ними в общем мире. Но важнее всего то, что я знаю, что существует постоянное соответствие между моими значениями и их значениями в этом мире, что у нас есть общее понимание этой реальности. Естественная установка именно поэтому и является установкой повседневного сознания, что связана с миром, общим для многих людей. Повседневное знание - это знание, которое я разделяю с другими людьми в привычной самоочевидной обыденности повседневной жизни.

Реальность повседневной жизни в качестве реальности имеет само собой разумеющийся характер. Она не требует никакой дополнительной проверки сверх того, что она просто существует. Она существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность. Я знаю, что она реальна. Хотя у меня и могут возникнуть сомнения в ее реальности, я должен воздержаться от них, поскольку живу повседневной жизнью согласно заведенному порядку. Такое воздержание от сомнений настолько устойчиво, что, для того чтобы отказаться от него, как мне того хотелось бы, скажем, в процессе теоретического или религиозного размышления, я должен совершить резкий скачок. Мир повседневной жизни декларирует себя, и если я хочу бросить вызов этой декларации, то должен приложить немало усилий. Переход ученого или философа от естественной к теоретической установке хорошо иллюстрирует этот момент. Однако не все аспекты этой (с. 45:) реальности в равной степени непроблематичны. Повседневная жизнь разделена на сектора, одни из которых воспринимаются привычно, а в других я сталкиваюсь с проблемами того или иного рода. Предположим, я - автомеханик, хорошо осведомленный относительно автомобилей американских марок. Все, что связано с ними, - это обычный непроблематичный аспект моей повседневной жизни. Но однажды в гараже появляется тот, кто просит починить меня “фольксваген”. И теперь я вынужденно вовлечен в проблематичный мир машин иностранных марок. Я могу делать это из профессионального любопытства или потому, что вынужден, но в любом случае теперь я сталкиваюсь с проблемами, которые еще не стали для меня привычными. В то же время, я, конечно, не покидаю реальность повседневной жизни. В сущности, она становится богаче, поскольку в ней появляются знания и умения, необходимые для ремонта машин иностранных марок.

Реальность повседневной жизни включает оба вида секторов, поскольку то, что оказывается проблемой в одной реальности, не является таковой в других (например, в реальности теоретической физики или в реальности ночных кошмаров). Так как привычный порядок повседневной жизни не прерывается, то и воспринимается как непроблематичный.

Но даже непроблематичные сектора повседневной реальности являются таковыми лишь до тех пор, пока нет свидетельств об обратном, т.е. до тех пор, пока с возникновением проблемы не прерывается их последовательное функционирование. Когда это происходит, реальность (с. 46:) повседневной жизни стремится интегрировать проблематичный сектор в тот, который уже непроблематичен. Повседневное знание содержит множество рекомендаций по поводу того, как это следует делать. Например, люди, с которыми я работаю, непроблематичны для меня, пока они делают что-то знакомое, само собой разумеющееся, скажем, печатают на машинке за соседними столами в моей конторе. Они становятся проблематичными, если прерывают этот привычный порядок, например, собираясь в углу и говоря шепотом. Так как я должен понять смысл этих необычных действий, у меня есть несколько возможных вариантов решения этой проблемы и реинтеграции моего повседневного знания в непроблематичный привычный ход повседневной жизни: они могут советоваться по поводу того, как починить сломанную машинку, или, возможно, у одного из них есть какие-то срочные распоряжения шефа и т.д. С другой стороны, я могу обнаружить, что они обсуждают проведение забастовки, что выходит за пределы моего опыта, но еще находится в рамках тех проблем, с которыми связано мое повседневное знание. Для повседневного знания обнаружение этого факта выступает скорее в качестве проблемы, чем просто реинтеграции в непроблематичный сектор повседневной жизни. Однако, если я прихожу к выводу, что мои коллеги коллективно помешались, тогда эта проблема предстает совершенно в ином свете. Теперь я сталкиваюсь с проблемой, которая выходит за пределы реальности повседневной жизни и свидетельствует об абсолютно другой реальности. (с. 47:)

Действительно, вывод о том, что мои коллеги сошли с ума, ipso facto означает, что они попали в мир, больше не являющийся нашим общим миром повседневной жизни.

По сравнению с реальностью повседневной жизни другие реальности оказываются конечными областями значений, анклавами в рамках высшей реальности, отмеченными характерными значениями и способами восприятия. Высшая реальность окружает их со всех сторон, и сознание всегда возвращается к высшей реальности как из экскурсии. Это становится понятнее на уже приводившихся примерах реальности сновидений или теоретического мышления. Аналогичны “переключения” с мира повседневной жизни на мир игры, как играющих детей, так и взрослых. Блестящая иллюстрация такой игры - театр. Переход из одной реальности в другую отмечен тем, что поднимается и опускается занавес. Когда занавес поднимается, зритель “переносится” в другой мир со своими собственными значениями и устройством, не имеющими ничего или, напротив, много общего с устройством повседневной жизни. Когда занавес опускается, зритель “возвращается к реальности”, вернее, к высшей реальности повседневной жизни, по сравнению с которой реальность, представленная на сцене, теперь кажется незначительной и эфемерной, сколь бы живым ни было представление несколько минут назад. Эстетический и религиозный опыт богат такого рода переходами, поскольку искусство и религия создают конечные области значений.

Все конечные области значений характеризуются переключением на них внимания с (с. 48:) реальности повседневной жизни. Хотя, конечно, переключения внимания случаются и в рамках повседневной жизни, но переключение внимания на конечную область значений - гораздо глубже и основательнее. Происходит радикальное изменение напряженности сознания. В контексте религиозного опыта его называли просто “скачком”. Впрочем, нужно подчеркнуть, что реальность повседневной жизни сохраняет свой верховный статус даже и в случае таких “скачков”. Если не что-то иное, то язык убеждает нас в этом. Обычный язык, объективирующий мой опыт, укоренен в повседневной жизни и сохраняет с ней связь, даже если я пользуюсь языком для интерпретации опыта в конечных областях значений. Поэтому обычно я “искажаю” реальность последних, как только начинаю пользоваться языком для их интерпретации, т.е. я “перевожу” неповседневный опыт в высшую реальность повседневной жизни. Это хорошо видно на примере сновидений, а также характерно для тех, кто пытается описать теоретический, эстетический и религиозный миры значений. Физик-теоретик говорит нам, что его концепция пространства невыразима на разговорном языке, так же, как артист говорит то же самое о смысле его произведений, а мистик - о встрече с божественным. Однако все они - сновидец, физик, артист и мистик - живут также и в реальности повседневной жизни. Одной из важнейших проблем для них оказывается то, как интерпретировать сосуществование этой реальности с другими, вкрапленными в нее реальностями.

Мир повседневной жизни имеет пространственную и временную структуры. (с. 49:) Пространственная структура здесь нас мало интересует. Достаточно сказать лишь то, что она имеет социальное измерение, благодаря тому факту, что зона моих манипуляций пересекается с зоной манипуляций других людей. Гораздо важнее для нашей цели временная структура.

Темпоральность - это свойство, присущее сознанию. Поток сознания всегда упорядочен во времени. Можно различать разные уровни темпоральности, поскольку она характерна для любого субъекта. Каждый индивид ощущает внутреннее течение времени, которое основано на психологических ритмах организма, хотя и не тождественных ему. Для того чтобы детально проанализировать уровни интерсубъективной темпоральности, следовало бы значительно расширить рамки данных пролегомен.

Как мы уже отмечали, интерсубъективность повседневной жизни тоже имеет темпоральное измерение. В мире повседневной жизни есть свое интерсубъективное доступное стандартное время. Стандартное время можно понять как пересечение космического времени и существующего в обществе календаря, основанного на временных циклах природы и внутреннего времени с его указанными выше различиями. Не существует полной одновременности этих различных уровней темпоральности, о чем свидетельствует восприятие ожидания. Как мой организм, так и мое общество накладывают на меня и мое внутреннее время определенную последовательность событий, включающую и ожидание. Мне может хотеться принять участие в спортивном состязании, но приходится ждать, пока заживет мое ушибленное (с. 50:) колено. Или опять приходится ждать, пока будут готовы бумаги, необходимые для официального признания моей квалификации. Вполне понятно, что темпоральная структура повседневной жизни необычайно сложна, так как разные уровни эмпирической темпоральности все время должны приводиться в соответствие друг с другом.

Я сталкиваюсь с темпоральной структурой повседневной жизни как с фактичностью, с которой я должен считаться, т. е. я должен постараться, чтобы мои проекты совпадали с ней по времени. В повседневной жизни я воспринимаю время как непрерывное и конечное. Все мое существование в этом мире, постоянно упорядочиваемое временем, насквозь проникнуто им. Моя собственная жизнь - лишь эпизод во внешнем условном потоке времени. Оно существовало до моего рождения и будет существовать после того, как я умру. Знание неизбежности моей смерти делает это время конечным для меня. У меня есть лишь определенное количество времени, отпущенное мне для реализации моих проектов, и знание этого влияет на мое отношение к этим проектам. Поскольку я не хочу умирать, это знание отравляет тревогой мои проекты. Так, я знаю, что не смогу до бесконечности участвовать в спортивных состязаниях. Я знаю, что становлюсь старше. Может даже статься, что это последняя возможность моего участия. Мое ожидание будет тревожным в той степени, в какой конечность времени посягает на мой проект. Как уже отмечалось, эта темпоральная структура принудительна. Я не могу по своей воле повернуть вспять последовательность событий, налагаемых ею: “первое-сначала” - это (с. 51:) существенный элемент моего знания повседневной жизни. Так, я не могу сдать тот или иной экзамен, пока не усвою определенных образовательных программ, не могу приступить к работе, пока не сдам экзамена и т.д. Кроме того, та же темпоральная структура предполагает историчность, которая определяет мою ситуацию в мире повседневной жизни. Я родился в один день, пошел в школу - в другой, начал работать - в третий и т.д. Однако эти даты всегда “размещены” в более широких исторических рамках, и это “размещение” несомненно формирует мою ситуацию. Так, я родился в год полного банкротства, когда мой отец потерял все свое состояние, я пошел в школу прямо перед революцией, начал работать сразу после того, как разразилась мировая война и т.д. Темпоральная структура налагает предустановленную последовательность не только на “повестку” любого дня, но и на всю мою биографию. В рамках системы координат, установленной темпоральной структурой, я воспринимаю как ежедневный “ритуал”, так и всю мою биографию. Часы и календарь подтверждают, что я в самом деле “человек своего времени”. Лишь в рамках этой временной структуры повседневная жизнь сохраняет для меня свой акцент реальности. Так, в случаях, когда я по той или иной причине могу быть “дезориентирован” (скажем, если в результате автомобильной катастрофы я потеряю память), я чувствую почти инстинктивное стремление “переориентировать” себя в рамках темпоральной структуры повседневной жизни. Я смотрю на свои часы и пытаюсь вспомнить число. Уже только благодаря этим действиям я снова возвращаюсь в реальность повседневной жизни. (с. 52:)

Шюц А. Структура повседневного мышления//Социологические исследования. - 1988, № 2.

http://countries.ru/library/texts/shutz.htm

Как граничное условие человеческой деятельности. Исследования повседневности подразумевают подход к миру человека и самой его жизни как к ценности. Повседневность - значимая в культуре 20 в.

В рамках классических подходов (представленных, в частности, марксизмом, фрейдизмом, структурным функционализмом) повседневность полагали низшей реальностью и пренебргжимой величиной. Она представлялась поверхностью, за которой мыслилась некая глубина, завесой фетишистских форм, за которой лежала подлинная (“Оно” - во фрейдизме, экономические связи и отношения - в марксизме, устойчивые структуры, определяющие человеческой и мировосприятие, - в структурном функционализме). Исследователь повседневности выступал в качестве абсолютного наблюдателя, для которого живой выступал лишь в качестве симптома этой реальности. По отношению к повседневной жизни культивировалась “герменевтика подоз;)ения”. Повседневное и неповседневное представлялись разными онтологическими структурами, а сама повседневность проверялась на . В рамках классических методологий повседневность могла выступать в качестве объекта проекгирования и рационализации. Традиция эта достаточно устойчива (А Лефевр, . Геллер).

Ггрменевтические и феноменологические школы в социальной философии и социологии выступили в качестве альтернативы классической парадигме социального знания. Толчок к новому пониманию повседневности был дан Э. Гуссерлем в его трактовке жизненного мира. В социальной феноменологии А. Шюца был осуществлен этих идей и социологических установок М. Вебера. Шюц сформулировал задачу исследования повседневности в контексте поиска предельных оснований социальной реальности как таковой. Различные варинты такого подхода представлены в современной социологии знания (П. Бергер, Т. Лукман), с несколько иных методологических позиций в символическом интеракционизме, этнаметодологии и т. п. Эволюция исследований повседневности сопряжена со сменой парадигм социального знания. В наших представлениях повседневное и неповседневное уже не выступают в качестве различных и не соизмеримых по своему значению онтологических структур. Это - разные реальности лишь постольку, поскольку представляют разные типы опыта. Соответственно теоретические модели не противопоставляются конструктам повседневной ментальности и повседневного сознания. Напротив, критерием обоснования и валидности социального знания становится и соответствие понятий науки и конструктам обыденного сознания, и другим вненаучным формам знания. Центральным вопросом социального познания становится о соотнесении социального знания с повседневными значениями (конструктами первого порядка). Проблема объективности знания здесь не снимается, но сами формы повседневной жизни и мышления уже не проверяются на истинность.

Неотделимо от осмысления проблематики повседневности складывание “постклассической парадигмы” социального знания. Исследования повседневности из отрасли, занимающейся специфическим предметом, превращается в новую дефиницию “социологического глаза”. Природа исследовательского объекта - повседневной жизни людей - меняет к самой идее познания социального мира. Ряд совершенно различных исследователей (П. Фейерабенд и Ю. Хабермас, Бергер и Лукман, Э. Вщденс и М. Маффесоли, М. Де Серто и др.) обосновывают идею необходимости переосмысления социального статуса науки и новой концепции познающего субъекта, возвращения языка науки “домой”, в повседневную . Социальный исследователь утрачивает привилегированную позицию абсолютного наблюдателя и выступает лишь как участник социальной жизни наравне с другими. Он исходит из факта плюральности опытов, социальных практик, в т. ч. языковых. Реальность видится только как феноменальная. Смена угла зрения позволяет обратить на то, что раньше казалось, во-первых, незначимым, а во-вторых, подлежащим преодолению отклонением от нормы: архаику в современности, банализацию и технологизацию образов и пр. Соответственно, наряду с классическими методами изучения повседневности используются методы, основанные на приближении к нарративности повседневной жизни (case studies, илиисследование отдельного случая, биографический метод , анализ “профанных” текстов). В центре внимания подобных исследований - самоочевидностей сознания, привычных, руганных практик, практического , специфической “логики практики”. Исследование превращается в своего рода “коммонсенсологию” (от лат. - ) и “формологию”, ибо остается единственным устойчивым началом в условиях альтернативности и нестабильности социальных и плюральности культурных начал (М. Маффесоли). Формы жизни уже не трактуются как более высокие или более низкие, истинные или неистинные. Никакие знания не могут быть получены вне контекста культуры, языка, . Данная познавательная порождает проблему релятивизма, т. к. истины вытесняется проблемой коммуникации людей, культур. Задача познания сводится к исторически обусловленному “культурному действию”, которого - выработать новый способ “считывания мира”. В рамках этих подходов “истина” и “эмансипация” из непреложных законов превращаются в ценностные регулятивы.

Лит.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995; Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности.- В кн.: СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991; ИонинЛ. Г. Социология культуры. М., 1996; Щютц А. Формирование понятий и теории в общественных науках.- В кн.: Американская социологическая ; Тексты. М., 1994; ShutzA. On Phenomenology and Social Relations. Chi., 1970; GoffmanE. The Presentation of Self m Everyday Life. N.Y.-L., 1959; LefebvreA. La vie quotidienne dans le monde modem. P., 1974; MaffesoliM. La conquête du present. Pour une sociologie de la vie quotidienne. P., 1979; HellerA. Everyday Life. Cambr., 1984; De Сгнеаи M. The Practice of Everyday Life. Berkeley; Los Ang.; L„ 1988.

H. H. Козлова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПОВСЕДНЕВНОСТЬ" в других словарях:

    Повседневность … Орфографический словарь-справочник

    Повседневность область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека. Феномен повседневности изучается рядом гуманитарных наук: социологией, антропологией,… … Википедия

    Повседневная жизнь процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий. Социальные взаимодействия в контексте П. зиждутся на предпосылке единообразия восприятия ситуаций … Энциклопедия культурологии Толковый словарь Ожегова

    повседневность - ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (нем. Alltaeglichkeit; англ. everydayness, common sense) понятие, введенное в философию английским эмпиризмом и, позднее, феноменологией и лингвистической философией. Современная ситуация и контекст звучания терминов «П.»,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ПОВСЕДНЕВНОСТЬ - целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как естественное, самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Как специфическая область социальной реальности выступает в качестве объекта ряда наук и… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

    Ж. отвлеч. сущ. по прил. повседневный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Повседневность, повседневности, повседневности, повседневностей, повседневности, повседневностям, повседневность, повседневности, повседневностью, повседневностями, повседневности, повседневностях (

Иногда кажется, будто в нашей повседневной жизни не осталось больше ничего таинственного. Наши диеты расписаны до малейших подробностей, существует бесчисленное количество книг о том, как нужно воспитывать детей и обучать домашних питомцев. А если у нас возникают какие-либо вопросы, мы может просто зайти в интернет и найти необходимые ответы. Тем не менее, в нашей жизни всё же существуют вещи, способные озадачить экспертов.

10. Как работают средства по избавлению от икоты?

Икота - это очень странная вещь и учёные до сих пор не до конца уверены в том, почему она появляется. Не существует реальной, практичной причины для появления икоты и мы не знаем, как именно работают проверенные способы борьбы с икотой. У каждого есть своё любимое средство от икоты - от употребления ложки сахара до задержки дыхания. Существует такое огромное количество способов того, как избавиться от икоты, что кем бы вы ни были и где бы вы ни находились, у кого-то точно будет готов совет о том, что надо сделать, чтобы от неё избавиться. Как оказалось, методы борьбы с икотой не являются универсальными – то что помогает одному человеку, может оказаться бесполезным для другого, кроме того ни для одного из них нет научного основания. А как же насчёт тех, что отлично работают, спросите вы. Мы совершенно определённо не знаем, как они это делают.

По сути, икота является спазмом диафрагмы, который может быть вызван чем угодно, от смеха до лекарственного средства. Избавление от икоты, по всей видимости, зависит от нескольких факторов. Судя по всему, от икоты помогает избавиться повышенный уровень углекислоты, но никто не знает, как именно это влияет на процесс. Среди других относительно успешных методов находится зажимание блуждающего нерва, чья функция заключается в том, чтобы не позволить нам дышать и глотать одновременно. Мы также понятия не имеем, какое отношение он имеет к диафрагме, но, по всей видимости, он является причиной, по которой надавливание на глаза и оттягивание мочки уха помогает остановить икоту. Эти действия стимулируют блуждающий нерв. Ещё одним методом, который хорошо помогает, является, как ни странно, ректальный массаж. В 1988 году он использовался для лечения очень тяжёлых случаев икоты. Тем не менее, успех этого метода также обусловлен стимуляцией блуждающего нерва.

9. Почему мотыльков привлекает свет?


Все мы видели, как это происходит и, скорее всего, никогда об этом не задумывались. Насекомых привлекает свет, но почему? Это тот принцип, на котором построено большинство приспособлений для привлечения и уничтожения насекомых, но никто не знает, почему насекомых влечёт свет. Существует несколько теорий по этому поводу, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно правильной и обоснованной. На самом деле, против каждой из них можно привести несколько довольно веских аргументов.

Согласно одной теории, насекомых привлекают лишь искусственные лампочки, то есть свет созданный человеком. Предположительно, искусственный свет мешает навигационной способности насекомых, однако мы не уверены в том, что насекомые используют свет в качестве навигационной подмоги. Некоторые учёные также предполагали, что мотыльки могут путать частоты искусственного света с феромонами, источаемыми партнёрами, готовыми спариваться, однако не было найдено никаких аргументов в поддержку этой теории.

Исследователи обнаружили, что это довольно странное поведение, в частности, потому, что оно, судя по всему, распространяется на многие виды, но также работает против выживания этих видов. Несмотря на поведение камикадзе, которое должно было бы способствовать искоренению этой практики или, по крайней мере, уничтожению той части популяции, которая это делает, оно продолжает оставаться основной моделью поведения.

8. Что такое пена?


Каждый раз, когда вы моете посуду или намыливаете руки мылом, вы создаёте одно из самых загадочных веществ в домашнем обиходе – пену. Пена не считается жидкостью, газом или твёрдым веществом, а всеми тремя одновременно. Различные типы веществ образуют разные типы пены, которая работает по-разному. О том, как именно образуется пена, известно не слишком много, кроме того, практически невозможно с точностью определить какой тип пены образуется при сочетании разных веществ.

Большинство видов пены состоит в основном из газа, зажатого между частицами жидкости, однако в мире не существует математической формулы для определения того, как пена поведёт себя в тех или иных условиях. Некоторые виды пены являются плотными, такие как пены для бритья, в то время как другие являются разряжёнными, как мыльные пузыри. Размер пузырьков, скорее всего, не оказывает никакого влияния на то, как ведёт себя пена. Причина, по которой мы не может узнать о пене больше, является довольно странной.

Пузырьки пены по своей природе обладают необычной формой. Критическая точка пены, определяемая как момент, когда все пузырьки в пене обладают совершенно сферической формой, невозможно достичь на Земле из-за силы тяжести. Сила тяжести тянет пузырьки пены вниз и её воздействие настолько велико, что даже в слое пены толщиной всего несколько сантиметров существует определенная разница между формой пузырьков внизу и наверху. Это делает проведение экспериментов на пене невозможным без изменения того, чем она является.

7. Как образуется статическое электричество?


Это немного раздражающее явление обычно происходит, когда на улице стоит засушливая погода, а вы, например, прошлись по ковру. В то время как мы знаем то, как накапливается статическое электричество, вопрос о том, как оно образуется, является на удивление сложным с необычайно уклончивым и пространным ответом.

Проблема в поиске объяснения обнаруживается тогда, когда один из материалов, участвующих в процессе образования этого электричества, по сути, является электрическим изолятором. Не существует ни одной подтвержденной причины того, почему электрический заряд должен передаваться от или к изоляционному материалу. Изоляционный материал, по своей природе, не должен этого допускать. Проблема осложняется ещё и тем, что разные материалы и проводники обладают различными механизмами для проведения, накопления и передачи статического электричества.

Удар статическим электричеством может также произойти между двумя объектами из одинаковых материалов, что делает явление ещё более странным. В теории, разница в свойствах должна быть тем, что заставляет электрический заряд прыгать от одного материала к другому, но эксперименты, проведенные при трении двух одинаковых материалов, показали, что статическое электричество по-прежнему проходит между двумя объектами. В настоящее время не существует удовлетворительных ответов в области физики или химии, что позволяет сделать предположение о том, что это на самом деле гораздо более сложное явление, чем любая из этих наук может объяснить по отдельности.

6. Откуда появились собаки?


Они являются нашими самыми верными компаньонами, однако мы много не знаем о том, когда же собаки были впервые одомашнены, где это произошло и какими были первые одомашненные .

Исследования на эту тему оказались весьма неубедительными, по оценкам, первое одомашнивание произошло в диапазоне от 9 000 до 34 000 лет назад. Кроме того что это огромный период, исследование также оставило без ответов много вопросов о том, как именно это произошло. Собаки, которые были впервые одомашнены должны были каким-то образом столкнуться с группами охотников-собирателей, в то время как более поздние случаи одомашнивания произошли тогда, когда человеческая раса уже обнаружила сельское хозяйство и начала вести более оседлый образ жизни.

Исследователи из Университета Турку (University of Turku) выделили ДНК самых первых собачьих компаньонов человека, получив довольно потрясающие результаты. Некоторые из самых старых образцов ДНК были взяты у собак, которые жили вместе с людьми приблизительно 33000 лет назад. Их линии отследили до собак, которые жили в Гренландии приблизительно 1000 лет назад. Однако это особенное ДНК, по всей видимости, не имеет отношения к современным собакам, поэтому на данный момент существуют теории о том, что некоторые из «собак», которых одомашнивали тысячи лет назад, были не теми собаками, которые живут с нами сегодня, являясь на самом деле своего рода родственным видом. Древние собаки были найдены в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, однако до сих пор неизвестно, перешла ли идея одомашнивания из одной области в другую, или же оно произошло независимо во всех областях. Если это так, то мы никогда не узнаем, какой народ впервые занялся одомашниванием собак.

5. На самом деле мы не уверены в том, что такое цвета


Наш мир заполнен цветом и мы, в общем-то, пришли к соглашению о том, какими являются определённые цвета. Достаточно просто определить, что банан жёлтого цвета, а брокколи зелёного, но кто может сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек воспринимает зелёный цвет абсолютно одинаково. Никто. Как выяснилось, наука не уверена в том, что все люди одинаково воспринимают одни и те же цвета. Идея кажется весьма странной, особенно учитывая тот факт, что механизм, позволяющий нам видеть цвета по сути один и тот же. Свет попадает в наши глаза, интерпретируется там, а затем обрабатывается нашим мозгом. Однако, как оказалось, всё не так просто, как мы раньше считали и понятие дальтонизма является лишь частью причины.

Мы знаем, что у разных людей есть разное количество фоторецепторов в глазах. Люди, являющиеся дальтониками, обладают слабыми рецепторами и чаще всего страдают из-за отсутствия возможности увидеть зелёный цвет (или различные оттенки зелёного цвета). Тем не менее, существует ещё одна крайность, люди которые слишком чувствительны к цветам. Есть люди, которые видят больше цветов, чем в обычном цветовом спектре. Для них мы являемся дальтониками.

Тем не менее, это довольно экстремальные примеры и эксперименты позволяют предположить, что то, как мы видим цвета, может значительно отличаться от человека к человеку. Когда обезьяны, чьи фоторецепторы, как правило, позволяют им видеть только синий и желтый цвет, были заражены вирусом, изменившим тип цветов, которые их глаза могли воспринимать, они продемонстрировали способность видеть эти новые цвета. Они определили, что цвета были разными, но у нас нет возможности с точностью знать, как именно их мозг интерпретировал новый цвет. По сути, они видели новые цвета, которые их глаза никогда не могли обработать, сделав связь между глазами, получающими изображение, и мозгом, обрабатывающим цвет, ещё более расплывчатой.

4. Является ли вирус живым?


По большей части, всё разделено на две категории: живое и неживое. Ещё с тех пор как учёные узнали о существовании вирусов, им не удавалось определить, являются ли живыми или нет. Изначально считалось, что вирусы являются живыми сущностями. Ученые, которые обнаружили вирусы, рассматривали их как организмы, которые могли размножаться и распространяться, вследствие чего они считали, что вирусы явно живые. Однако к 1930-ым годам учёные из Рокфеллеровского университета (Rockefeller University) наконец-то смогли заглянуть внутрь вируса и определить, что происходит у него внутри. Так как в вирусе не было каких-либо метаболических функций, они решили, что вирус не являлся живой сущностью.

Однако кажущееся точным утверждение было подвергнуто сомнению, когда последующее исследование, проведённое той же командой, показало то, что вирус демонстрирует один из главных компонентов жизни: стремление к размножению. Он не только воспроизводит себе подобные клетки, но также создаёт белки и внутренние химические структуры. Как известно, вирусы также меняются со временем, эволюционируют и проводят такие процессы как исправление ущерба, нанесённого им. Всё это указывает на то, что вирусы являются живыми сущностями, если только не предполагать, что неживые сущности так же способны к эволюции, что является весьма странной теорией.

Вирусы также не могут выполнять эти процессы вне живого хозяина, в результате чего некоторые предполагают, что они функционируют в состоянии чего-то вроде жизни, заимствованной у другого организма, но это не делает ответ более ясным.

3. Почему мы стареем (причём, с разной скоростью)?


Каждый день нам приходится сталкиваться с процессом старения, даже если они не проходят очень быстро. Все представители нашего вида сталкиваются с этим процессом ещё с тех пор, как наш вид впервые появился. Однако мы до сих пор не знаем, чем он вызван. Мы знаем, что происходит с клетками по мере того как они стареют: мышцы теряют свою массу и упругость, связки становятся менее гибкими, а новые клетки становятся всё менее эффективными во впитывании полезных веществ и удалении отходов. Мы просто не знаем почему.

Существует несколько теорий о том, почему клетки стареют так, как они это делают, включая теорию о том, что процесс старения является побочным явлением переработки пищи и выработки отходов. Есть и те люди, которые предполагают, что старение вызвано сугубо внешними факторами, такими как ультрафиолетовые лучи. Некоторые учёные считают, что мы просто генетически запрограммированы стареть и то настолько быстро мы стареем и то, насколько хорошо мы это делаем, совсем не зависит от внешних факторов.

Ещё более странным является вопрос о том, почему мы стареем с разной скоростью. Рассмотрение закономерностей метилирования клеток даёт нам представление о том, сколько им лет, ведь все наши клетки стареют с разной скоростью. Например, ткани женской молочной железы демонстрируют закономерности и изменения, которые указывают на то, что грудь примерно на три года старше календарного возраста человека. На другом конце спектра находятся клетки сердца, которые стареют более медленно и на самом деле могут показаться на несколько лет моложе, чем организм в целом. Почему тело стареет так, как оно это делает и почему оно вообще стареет - эти вопросы до сих пор остаются без ответа.

2. Что вызывает мигрень?


Те люди, которые склонны к мигреням, чувствуют их приближение. Это особый вид головной боли, которая выходит за рамки простой боли и может вызвать тошноту, рвоту, сильную чувствительность к раздражителям, затуманенное зрение и даже привести к потере сознания. Однако мы до сих пор не знаем, почему некоторые люди страдают от мигреней и почему существует так много различных причин, которые их вызывают. Некоторые люди могут страдать от мигреней, которые вызваны сменой погоды, ярким солнечным светом либо физической нагрузкой. Для других причина заключается в сенсорных ощущениях - мигрень может быть вызвана определённым запахом или употреблением определённого продукта питания, напитка или пищевой добавки.

Даже те люди, которые чувствительны к определённым факторам, не всегда страдают от мигреней, когда они подвергаются воздействию этих факторов, а также могут начать страдать от мигрени без всякой на то причины. Почему это происходит с людьми учёным не известно, хотя они подозревают, что существует генетическая связь, потому что мигрени в большинстве случаев передаются из поколения в поколение. Одно из предположений состоит в том, что части мозга людей, склонных к мигреням, более чувствительны к определенным стимулам, чем другие, или что мигрень возникает в ответ на определённые изменения в химическом составе мозга. Тем не менее, до сих пор не было сделано никаких определённых выводов относительно того, что именно вызывает мигрень у одних людей, а у других не вызывает.

1. Почему аллергии появляются и исчезают?


Жизнь с аллергией может быть сплошным кошмаром. Аллергии могут сделать жизнь сплошным адом, начиная с отсутствия возможности насладиться мороженым или владением домашним любимцем до постоянного страха, что вы заболеете гриппом. От различных типов аллергии страдают очень многие люди, поэтому особенно странно то, что мы абсолютно не знаем причину, по которой они возникают и исчезают. Почти каждый тип аллергии может полностью исчезнуть и снова появиться через определённый промежуток времени. Некоторые люди с удивлением отмечают, что в определённые периоды их симптомы почти сходят на нет, даже если они и не исчезают полностью.

Аллергия на арахис является одним из самых потенциально опасных типов аллергии. Недавно было обнаружено, что приблизительно 20 процентов людей страдали от аллергии на арахис будучи детьми, но перестали чувствовать симптомы этой аллергии во взрослом возрасте. Приблизительно 80 процентов детей, которые страдают аллергией на молоко, во взрослом возрасте перестают испытывать симптомы этой аллергии, а те люди, которые страдают от аллергии на яйца, также со временем отмечают полное отсутствие симптомов. Анализы крови могут показать, исчезает ли аллергия или нет, а иногда десенсибилизации проводимая при помощи приёма небольшого количества продукта вызывающего аллергию или же пищи, приготовленной определённым образом, может помочь в устранении аллергии. Однако такие практики должны всегда проводиться под наблюдением врача. Ещё более странным является тот факт, что на сегодняшний день дети обладают гораздо лучшими шансами перерасти свои аллергии, чем дети из предыдущего поколения, что вызывает больше вопросов, чем ответов.

Казалось бы, в XXI веке, когда технологии сделали просто гигантский шаг вперёд, бытовых неудобств остаться просто не должно. Но хотя сегодня можно увидеть близкого человека и поговорить с ним, когда он находится на другом конце света, а «умным» домом уже никого не удивишь, вединговые автоматы принимают по-прежнему только монеты, интернет бывает ужасно медленным, а гаджеты приходится ежедневно заряжать. В нашем обзоре о неудобствах, которые, хочется надеяться, будут ликвидированы уже в недалёком будущем.

1. Шумные пылесосы


Практически любой пылесос сегодня очень сильно шумит при работе. Некоторые люди даже злословят, что бесшумные пылесосы не выпускают потому что люди не будут верить, что они работают.

2. Кариес


Несмотря на все достижения в области здравоохранения, основы стоматологии практически не изменились. До сих пор с кариесом борются с помощью высверливания больной полости зуба и замещения этого места пломбой.

3. Постоянная подзарядка телефона


Бесспорно, что развитие технологии батарей в целом отстает от развития телефонов. Но, при этом остается только удивляться, почему мобильный телефон до сих пор нужно заряжать каждый день.

4. Графические калькуляторы


Технологии не стоят на месте. Но при этом цена на графические калькуляторы не падает ниже $ 100 в течение последних 30 лет.

5. На светофоре включается красный свет, даже если нет машин


До сих пор не были разработаны светофоры, которые включаются по необходимости. Особенно это бесит, когда едешь на велосипеде и включается красный свет, даже если на дороге никого нет.

6. Идеальный сигнал


Остается только удивляться одному забавному факту. На вершине Эвереста индикатор сигнала сети максимальный, а в метро или в глубине квартиры он может отсутствовать.

7. Youtube не работает в фоновом режиме


Естественно, речь идет о лицензионных песнях. Но, тем не менее, в большинстве браузеров или телефонов Youtube проигрывается только при активном окне.

8. Рестораны, которые не выкладывают свое меню на сайте


У подавляющего большинства ресторанов есть только реклама относительно расположения и особенностей кухни. Какое блюдо сколько стоит - выяснится только по приезду в ресторан.


10. Составление резюме


Порой работодатель требует указывать в резюме определённую информацию. Истина заключается в том, что по этой информации фильтруют людей. При этом, никто полностью не читает резюме.

11. Раковины с короткими кранами


При мытье рук в таких раковинах они просто трутся о заднюю стенку раковины. Зачем были сделаны подобные короткие краны - загадка природы.

Интернет уже давно стал неотъемлемой частью жизни. Но почему он в Канаде, Соединенных Штатах, Австралии и Новой Зеландии бывает существенно медленнее, чем в развивающихся странах.

13. Невозможность восстановить водительские права онлайн


Некоторые страны позволяют подобное. Но далеко не все, в большинстве придется поднять свою пятую точку и ехать через полгорода.

14. Сайты, которые работают только в Internet Explorer


На самом деле, сегодня многие предпочитают другие браузеры. Но создается впечатление, что чем важнее сайт, тем меньше браузеров он поддерживает.

15. Автоматы, которые принимают только монеты


Нонсенс. Но для того, чтобы использовать добрую половину автоматов, придется разменивать купюры на мелочь.

16. Регистрация в университет, не доступная в ночное время


Ночью невозможно подать заявку в большинство учебных заведений. Предположительно, это сделано затем, чтобы пьяные студенты не промахнулись.

17. Трудно отрывающиеся ценники


Часто проще порвать вещь, чем сорвать с нее наклейку. А на твердых товарах после них остаются явные следы клея.


Обычно, на кассе дают мешочек или кулек. Но если покупка нестандартная, процесс упаковки может затянуться надолго.

19. Упаковки, которые невозможно открыть


Обычно это делается, чтобы предотвратить кражу в магазинах. Но когда дома приходится идти за ножом или ножницами, это несколько выводит из себя.