Оставление поста во время "месячных" и восполнение его в другие дни. Возмещение пропущенных постов Нужно ли восполнять пост нарушенный в рамадан

[كفارةُ إفسادِ الصومِ]:

Каффара за нарушение поста половым актом

يلزمُ من فسدَ صومهُ في رمضانَ بالجماعِ مع القضاءِ الكفارةُ

Если пост нарушается совершением полового акта, то, помимо восполнения [нарушенного поста], необходима каффара .

وهيَ:

عتقُ رقبةٍ مؤمنةٍ، سليمةٍ منَ العيوبِ المضرةِ، فإنْ لمْ يجدْ فصيامُ شهرينِ متتابعينِ، فإنْ لمْ يستطعْ فإطعامُ ستينَ مسكيناً، فإنْ عجَزَ ثبتَِ في ذمتهِ

Каффара – это:

1) освободить здорового раба-мусульманина без физических недостатков;

2) если это невозможно, то нужно поститься в течение двух месяцев подряд;

3) если это невозможно, тогда накормить 60 бедняков ;

4) если это невозможно, тогда каффара остается на человеке невыполненным долгом.

ولا يجبُ على الموطوءةِ كفارة

Не обязательна каффара женщине, с которой был совершен половой акт.

То, что не нарушает пост

فإنْ فعلَ جميعَ ذلكَ ناسياً، أوْ جاهلاً، أوْ مكرهاً، أوْ غلبهُ القيءُ، أوْ أنزلَ باحتلامٍ أوْ عنْ فكرٍ أوْ نظرٍ، أوْ نزلَ جوفهُ بمضمضةٍ أو استنشاقٍ بلا مبالغةٍ، أوْ جرى الريقُ بما بقيَ منَ الطعامِ في خلالِ أسنانهِ بعدَ تخليلهِ وعجَزَ عنْ مجِّهِ، أوْ جمع ريقهُ في فمهِ وابتلعهُ صِرْفاً، أوْ أخرجهُ على لسانهِ ثمَّ ردَّهُ وبلعهُ، أو اقتلعَ نخامةً منْ باطنهِ ولفظها، أوْ طلعَ الفجرُ وفي فمه طعامٌ فلفظهُ، أوْ كانَ مجامعاً فنزعَ في الحالِ، أوْ نامَ جميعَ النهارِ، أوْ أُغميَ عليهِ فيه وأفاقَ لحظةً منهُ

Если совершил всё это по забывчивости, по незнанию или по принуждению или из-за:

1) непроизвольной рвоты;

2) оргазма в результате поллюции, мысленного или зрительного образа ;

3) попадания внутрь небольшого количества воды при промывании рта и носа , при том, что для омовения используется умеренное количество воды;

4) слюны, в которой содержатся частички пищи, застрявшей между зубов, при условии, что они были оттуда вычищены и нет возможности выплюнуть их;

5) проглатывания собравшейся во рту или на языке слюны (даже если высунул язык, потом вернул слюну обратно), отхаркивания и выплевывания мокроты;

6) выплевывания еды, находящейся во рту в момент наступления рассвета;

7) полового акта, прерванного в момент наступления рассвета;

8) сна в течение дня или пребывания без сознания, при условии, что сознание возвращалось хотя бы раз в течение дня, –

لمْ يضرُّهُ في جميعِ ذلكَ ويصحُّ صومُهُ

– из-за всего этого пост не нарушается.

وإذا أكلَ معتقداً أنهُ ليلٌ فبانَ أنهُ نهارٌ، أو أكل ظاناً للغروبِ واستمرَّ الإشكالُ وجبَ القضاءُ

Если [кто-то] поест, будучи уверенным, что еще ночь, затем выяснится, что был уже день, или поест, думая , что солнце село, а затем не смог определить , то обязательно восполнить [пост].

وإنْ ظنَّ أن الفجرَ لمْ يطلعْ فأكلَ واستمرَّ الإشكالُ فلا قضاءَ

Если же поест, думая, что рассвет еще не настал, а затем не сможет определить , то восполнять не нужно .

وإنْ طرأَ في أثناءِ اليومِ جنونٌ ولوْ في لحظة منهُ، أو استغرقَ نهارهُ بالإغماءِ، أوْ طرأَ حيضٌ أوْ نفاسٌ بطلَ الصومُ

Если в течение дня потерял рассудок , даже на мгновение, или пробыл весь день без сознания, началась менструация или послеродовое кровотечение, то пост нарушается.

[سننُ الصومِ]:

Желательные действия поста

ويندبُ السُّحورُ وإنْ قلَّ، ولوْ بماءٍ، والأفضلُ تأخيرُهُ ما لمْ يخف الصبحَ

1) Является сунной сухур , можно даже ограничиться водой . Чем ближе сухур к рассвету, тем лучше, если нет опасности не успеть закончить есть до рассвета .

والأفضلُ تعجيلُ الفطرِ إذا تحققَ الغروبُ، ويُفطرُ على تمراتٍ وِتراً، فإنْ لمْ يجدْ فالماءُ أفضلُ، ويقولُ: اللهمَّ لكَ صمْتُ وعلى رزقكَ أفطرْتُ

2) Лучше торопиться с разговением, как только убедишься, что солнце село. Лучше всего разговляться нечетным количеством фиников. Если нет фиников, лучше всего водой. После говоришь: «اللهمَّ لكَ صمْتُ وعلى رزقكَ أفطرْتُ» (О Аллах, ради Тебя я постился и пропитанием, данным Тобой, разговляюсь).

ويندبُ كثرةُ الجودِ، وصلةُ الرحمِ، وكثرةُ تلاوةِ القرآنِ، والاعتكافُ سيما العشر الأواخرُ، وأنْ يُفَطِّرَ الصوَّامَ ولوْ بماءٍ، وتقديمُ غُسْلِ الجنابةِ على الفجرِ، وتركُ الغيبةِ والكذبِ والفحشِ والشهواتِ، والفصدِ والحجامةِ، فإنْ شوتمَ فليقلْ: إني صائمٌ.

3) Желательно [в Рамадан] быть особенно щедрым ;

4) улучшать отношения с родными и близкими;

6) совершать и’тикаф в мечети, особенно в течение последних десяти дней [месяца];

7) кормить постящихся после наступления заката, даже если имеется лишь вода .

8) если нарушено полное омовение, совершить гусль до наступления рассвета;

9) избегать злословия, лжи, сквернословия и чувственных удовольствий ;

10) не совершать кровопускание или лечение банками .

11) Если тебя ругают во время поста, скажи ему: «Я пощусь».

Запрещенное и нежелательное во время поста

وتحرُمُ القُبْلةُ لمنْ حركت شهوتهُ

Во время поста запрещены поцелуи тем, у кого они вызывают страсть.

والوصالُ بأنْ لا يتناولَ في الليلِ شيئاً، فلوْ شربَ ماءً ولوْ جرعةً عندَ السحورِ فلا تحريمَ.

Запрещен «висаль» – воздержание от еды и питья между днями поста, но не запрещено, если выпил на сухур [хотя бы] одну пригоршню воды.

ويكرهُ ذوقُ الطعامِ وعِلْكٌ، وسواكٌ بعدَ الزوالِ

Нежелательно пробовать пищу, жевать жвачку и пользоваться сиваком после полудня.

لا كُحْلٌ واستحمامٌ

Не является нежелательным во время поста подводить глаза сурьмой или купаться в бане.

ويكرهُ لكلِّ أحدٍ صمتُ يومٍ إلى الليلِ

Нежелательно хранить молчание в течение дня .

[قضاءُ الصومِ]:

Восполнение пропущенных дней поста

ومنْ لزمهُ قضاءُ شيءٍ منْ رمضانَ يندبُ لهُ أنْ يقضيَهُ متتابعاً على الفورِ

Тому, кто должен восполнять пропущенные дни поста в Рамадан, желательно восполнять их подряд и как можно раньше.

ولا يجوزُ أنْ يؤخرَ القضاءَ إلى رمضانَ آخرَ بغيرِ عذرٍ

Нельзя тому, кто имеет долги по посту, откладывать восполнение их до следующего Рамадана без уважительной причины.

فإنْ أخَّرَ لزمهُ معَ القضاءِ عنْ كلِّ يومٍ مدُّ طعامٍ

Тот, кто отложил восполнение до следующего Рамадана, помимо восполнения, должен отдать по мудду еды за каждый пропущенный день поста.

فإنْ أخرَ رمضانينِ فمدانِ، وهكذا يتكررُ بتكررِ السنينَ

Тот, кто отложил восполнение на два Рамадана вперед, должен два мудда. И так далее, увеличиваясь с каждым годом .

ومنْ ماتَ وعليهِ صومٌ تمكَّنَ منْ فعلهِ، أطعمَ عنهُ عنْ كلِّ يومٍ مدَّ طعامٍ

Если [верующий] умирает, не восполнив посты, которые он имел возможность восполнить, то отдает по мудду еды за каждый день поста .

فصلٌ: [الأيامُ التي يندبُ صومها]:

Желательные посты

يندبُ صومُ ستةٍ من شوالٍ، وتندبُ متتابعةً تلي العيدَ، فإنْ فرَّقها جازَ، وتاسوعاءَ وعاشوراءَ، وأيامِ البيضِ في كلِّ شهرٍ: الثالثَ عشَرَ وتالييهِ، والإثنينِ والخميسِ.

وعشْرِ ذي الحجةِ، والأشهُرِ الحُرُمِ، وهيَ أربعةٌ: ذو القعدةِ وذو الحجةِ والمحرَّم ورجب

Желательно держать пост:

1) шесть дней месяца Шавваль (желательно держать их подряд сразу после праздника , но можно и не подряд);

2) на девятый и десятый день месяца Мухаррам;

3) в «белые» дни каждого [лунного] месяца, то есть тринадцатого числа и два последующих дня;

4) в понедельник и четверг;

5) девять дней месяца Зуль-Хиджа ;

6) в «запретные» месяцы, их четыре: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб.

وأفضلُ الصومِ بعدَ رمضانَ المحرَّم ثمَّ رجبٌ ثمَّ شعبانَ، وصومُ يومِ عرفةَ إلا للحاجِّ بعرفةَ ففطرُهُ أفضلُ، فإنْ صامَ لمْ يكرهْ لكنَّهُ تركَ الأولى

После Рамадана лучше всего поститься в Мухаррам, затем в Раджаб, затем Ша’бан . [Желательно] поститься в день ‘Арафа , кроме совершающего хадж, который находится на ‘Арафате, ему лучше не поститься. Если будет поститься – нежелательности в этом нет, но лучше не поститься.

ويكرهُ صومُ الدهرِ إنْ ضرَّهُ أوْ فوَّتَ حقاً، وإلا لمْ يكرهْ

Нежелательно поститься весь год целиком, если от этого есть вред или мешает выполнять обязательства , если нет – то нет нежелательности .

[الأيامُ التي يحرمُ صومها]:

Дни, в которые запрещено поститься

ويحرُمُ ولا يصحُّ أصلاً صومُ العيدينِ، وأيامِ التشريقِ وهيَ ثلاثةٌ بعد الأضحى

Запретен и недействителен пост в дни праздников и дни ташрика, то есть три дня после [‘Ид] аль-Адха.

ى، ويومِ الشكِّ وهوَ أنْ يتحدَّثَ بالرؤيةِ يومَ الثلاثينَ منْ شعبانَ منْ لا يثبُتُ بقولهِ منْ عبيدٍ وفسقةٍ ونسوةٍ، وإلا فليسَ بيومِ شكٍّ، فلا يصحُّ صومهُ عنْ رمضانَ، بلْ عنْ نذرٍ وقضاءٍ، وأما التطوعُ بهِ فإنْ وافقَ عادةً لهُ أوْ وصلهُ بما قبلَ نصفِ شعبان صحَّ، وإلا حرمَ ولمْ يصحَّ.

В день сомнения, то есть 30-го Ша’бана, в котором кто-то, чье свидетельство не принимается, раб, фасик или женщина, говорит, что видел месяц Рамадана. Если нет , то это не день сомнения. Не действителен пост [в день сомнения] как пост в месяц Рамадан, но [действителен] как пост в исполнение обета или восполнение. Что касается дополнительного поста, то, если в этот день [человек] имеет обыкновение поститься или если постится все дни подряд, начав до середины месяца Ша’бан, [такой пост] действителен. Если нет – то запретен и не действителен ;

ويحرُمُ صومُ ما بعدَ نصفِ شعبانَ إنْ لمْ يوافقْ عادةً ولمْ يصلهُ بما قبلهُ

Запретно поститься во вторую половину месяца Ша’бан, если нет обыкновения поститься, или если постится все дни подряд, начав до середины месяца Ша’бан.

ومنْ دخلَ في صومٍ وصلاةٍ فرضاً -أداءً كانَ أوْ قضاءً أوْ نذراً- حرمَ قطعُهُما، فإنْ كانَ نفلاً جازَ قطعُهُما.

Если кто-то начал держать обязательный пост или совершать обязательный намаз, будь то выполняя своевременно, исполняя обет или восполняя, запретно прерывать его. Если же [пост или намаз] желательный, то можно прерывать .

[Запретно женщине держать желательный пост, если ее муж присутствует, без его разрешения или знания, что он не против (Тахрир аль-Масалик)]

Одно нарушение обязательного поста требует одну каффару. Таким образом, если нарушены два дня поста, то каффара требуется дважды, однако два нарушения в течение одного дня требуют одну каффару (Шарх).

Каждому бедняку по мудду (0,5 л.) еды.

То есть какое-либо действие, нарушающее пост.

Что это нарушает пост – если человек недавно стал мусульманином или живет там, где нет исламских ученых (Шарх).

Но только в том случае, если они обычно не вызывают оргазм, в противном случае [по самому достоверному мнению] пост нарушается (Reliance i1.21(2)).

Во время малого или полного омовения.

После еды при помощи зубочистки и т. п. (Шарх).

Но не на губах (Шарх).

; кто-то постился, а кто-то нет. Некоторые вовсе не постятся, ссылаясь на всякого рода причины. Но многие мусульмане хоть и не сразу, но всё же в силу каких-нибудь жизненных обстоятельств либо изменений в убеждениях с возрастом осознают важность соблюдения поста и тяжесть греха, совершённого им, когда они не соблюдали в своё время этот столп Ислама. И тут, конечно же, начинают рьяно навёрстывать пропущенные посты, но не все ведают, что помимо возмещения постов ещё необходимо выплачивать штраф!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Порой бывает и так, что человек покидает этот свет, не соблюдая посты либо пропустив их по уважительной причине, но не успев наверстать. И довольно часто в таких случаях наследники не знают своих обязанностей перед покойным, не знают, к чему их призывает Шариат в подобных ситуациях. В этой статье, иншаллах, мы постараемся прояснить некоторые моменты касательно возмещения обязательных постов.

Тот, кто пропустил хоть один пост месяца Рамадан , например из-за болезни, обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. В противном случае, т. е. если пропустивший пост не возместит его до наступления месяца Рамадан следующего года, он обязан помимо его возмещения ещё и выплатить штраф. За каждый пост, не возмещённый до наступления следующего Рамадана, необходимо выплачивать штраф в размере одного мудда. К примеру, если пост был пропущен по причине болезни, которая прошла до наступления следующего Рамадана, и у человека была возможность наверстать посты, то в таком случае необходимо выплатить штраф.

А если пост не был возмещён до наступления следующего Рамадана из-за того, что не было возможности возместить его, например из-за той же самой болезни, которая продолжалась до наступления следующего Рамадана, то штраф не накладывается. Если мусульманин, не имея на это никаких причин, будет откладывать возмещение поста в течение нескольких лет, то штраф ежегодно возрастает на один мудд. К примеру, если пост был пропущен пять лет назад и не был своевременно (до наступления очередного Рамадана) возмещён, то за каждый пост необходимо выплатить штраф в размере пяти муддов, а не одного. Возрастание муддов прекращается с момента возмещения постов. Например, если был пропущен один пост пять лет назад, но был возмещён ещё три года назад, то штраф будет составлять всего три мудда, а не пять.

К уважительным причинам, из-за которых разрешено не соблюдать пост, а также не возмещать его в срочном порядке, без опасения попасть в грех и наложения штрафа, относятся: дозволенное путешествие, болезнь, беременность, грудное кормление и немощность из-за старости. Беременной и кормящей матери, которые не соблюдали пост в месяце Рамадан, надо возместить посты в другое время.

Если они (беременная или кормящая мать) решили воспользоваться своим правом не соблюдать пост из опасений за свою жизнь или здоровье или за свою и ребёнка, им просто надо наверстать пропущенные посты. А если они не соблюдали пост из опасений за жизнь или здоровье плода или ребёнка, то помимо возмещения они обязаны ещё и выплатить штраф за каждый пропущенный пост.

Если человек, у которого были долговые посты, скончался, так и не сумев или не успев их возместить (по болезни и т. п.), то за такого человека нет необходимости соблюдать пост или выплачивать штраф из оставленного им имущества (наследства). А если человек умер, имея возможность возместить пропущенные им обязательные посты, но не сделал этого, то его родственникам желательно возместить их, соблюдая пост за него. Основанием в пользу не только допустимости, но и желательности возмещения постов за покойного является изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором говорится: «Однажды некий мужчина пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил его: "О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), моя мать умерла, имея долговые посты целого месяца. Стоит ли мне их возмещать за неё? " Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Да, долг перед Аллахом более достоин для возмещения "» («Сахих уль-Бухари», № 1852; «Сахиху Муслим», № 1148).

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ أُمِّي مَاتَتْ وَعَلَيْهَا صَوْمُ شَهْرٍ أَفَأَقْضِيهِ عَنْهَا قَالَ نَعَمْ قَالَ فَدَيْنُ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يُقْضَى

Возместить долговые посты за покойного может и человек, не приходящийся ему родственником, но при условии разрешения хотя бы одного из родственников покойного. Также не имеющий родства с покойным имеет право поститься за него, если покойный давал ему на это разрешение или наказал в своём завещании.

Если никто из родственников или посторонних людей с их разрешения не возьмётся возмещать пропущенные посты покойного, в обязательном порядке необходимо выплатить штраф в размере одного мудда за каждый долговой пост покойного. Средства для выплаты штрафных муддов выделяются из оставленного покойником после себя имущества. В хадисе, переданном Ибн Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), говорится: «Если кто умрёт, имея долговые посты, то пусть из оставленного покойным имущества накормят одного бедняка за каждый пропущенный пост » («Сунану ат-Тирмизи», № 817).

مَنْ مَاتَ وَعَلَيْهِ صِيَامُ شَهْرٍ فَلْيُطْعَمْ عَنْهُ مَكَانَ كُلِّ يَوْمٍ مِسْكِينٌ

Ещё одним доводом в пользу предписанности выплаты штрафа за пропущенные покойным посты является хадис, который приводится от ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах): «За того, кто заболел в месяце Рамадан и после умер, так и не возместив свои посты, кормят » («Сунан Абу Давуд», № 2401).

اذا مرض الرجل في رمضان ثم مات ولم يصم أطعم عنه

Один мудд есть одна пригоршня, что равняется 650 граммам. Штрафные мудды отдаются из злаковой культуры или плодов дерева (например, финики). Некоторые учёные разрешают выплачивать штраф ещё и сыром или творогом. Его необходимо давать строго основным продуктом питания того населённого пункта, в котором выплачивается штраф. В России, да и в Европе в целом, мудды следует выплачивать пшеницей, поскольку она является основным продуктом питания, в Азии – рисом, в Аравии – тоже рисом, но в былые времена и в наше время в некоторых бедуинских племенах – финиками, в Канаде – кукурузой и т. д.

Согласно ханафитскому мазхабу закят, а также штрафные мудды разрешается выплачивать их стоимостью.

Mishari Rashid - Нашид о месяце Рамазан

ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРОПУЩЕННЫХ ПОСТОВ Лица, пропустившие пост в месяц рамазан, подразделяются на несколько категорий 1. Это те, кто нарушил пост, совершив половой акт. На эти лица возлагается каффарат (штраф) вместе с обязательством его возмещения. Каффаратом является соблюдение поста в течение двух месяцев без перерыва. Если нарушится хоть один пост, даже если он последний, то отчет нужно начинать заново, даже несмотря на уважительную причину, к примеру, забыл прочесть намерение перед рассветом или заболел и т. д. В намерении следует отмечать, что этот пост – каффарат. Следует также отметить, что если в месяц рамазан совершением полового акта было нарушено 2 дня поста, то возлагается 2 каффарата, т. е. поститься надо 4 месяца по 2 непрерывно, и так сколько нарушено дней – столько каффаратов. Также надо знать, что если половым актом нарушен обязательный пост не в месяц рамазан, а в другой день, как, к примеру, нарушить совершением полового акта обязательный пост, идущий в качестве возмещения, то каффарат в этом случае не налагается. Возмещающий пост, который обязуется за тот, который нарушен совершением полового акта, в каффарат не входит. Его нужно держать отдельно. Если человек не может держать пост-каффарат, т. е. 2 месяца подряд, по состоянию здоровья, то нужно накормить 60 бедняков. «По состоянию здоровья» рассматривается здесь как неспособность поститься 2 месяца подряд. Каждому из бедняков необходимо отдать по одному мудду (600 г) зерна. 2. Особенно выделяется вторая категория лиц, пропустивших пост в месяц рамазан, – это те, на которых не возлагается обязанность возместить пост, а лишь выплатить за каждый пропущенный пост один мудд (600 г) пшеницы в пользу бедных. Это не способные поститься старики и безнадежно больные, с хроническими заболеваниями. Но если в какое-то время года они могут поститься, то в этом случае они все равно не должны возмещать пост, т.1к. им не было обращения в таких случаях от шариата. Определить неспособность держать пост нужно у одного или двух врачей. 3. Третья категория – это женщины, имеющие грудных детей, или беременные, пропустившие пост из-за беспокойства за жизнь ребенка. Беспокойством за жизнь ребенка считается то, когда велик риск выкидыша или может кончиться грудное молоко, вследствии чего ребенок может умереть или сильно ослабеть. В этом случае женщина должна возместить пост и выплатить в пользу бедных по одному мудду пшеницы. Но если женщина пропустила пост из-за страха за свое здоровье или за свое и за ребенка вместе, то она должна лишь возместить пост без выплаты мудда. По шариату беременным и кормящим женщинам является дозволительным прерывать пост по вышеназванным причинам, более того, если риск велик, пропустить пост является обязательным. Также разрешается прерывать пост женщине, которая бесплатно кормит чужого ребенка, и той, которая кормит за плату. 4. Четвертая категория – это те, которые обязаны лишь возместить пропущенный пост: а) женщины, которые пропустили пост по причине менструального цикла или послеродовых выделений. Этим женщинам держать пост является харамом, но они должны после месяца рамазан возместить пропущенные в те дни посты в обязательном порядке; б) путники. Человеку, находящемуся в сафаре, дозволяется прервать пост, даже если он не испытывает затруднений в пути. Но следует учесть, что после месяца рамазан он должен будет его возместить без штрафа; пропустившие пост по причине потери сознания, опьянения по своей вине, сумасшествия, голода, жажды или тяжелой работы. 5. Пятая категория лиц – это те, кто пропустил пост без какой-либо причины. Они обязаны сразу же при завершении месяца рамазан без откладывания возместить пост. Воздержание от того, что нарушает пост, в оставшийся день им также обязательно. Штраф за невозмещение постов до наступления следующего рамазана Те лица, которые должны возместить пост, если не возместят его до наступления следующего рамазана, обязаны выплатить штраф один мудд за каждый не возмещенный день. Исключением является, если до наступления следующего рамазана по причине, которая в шариате считается уважительной, не смог возместить. Если не возместить и до второго рамазана, то добавляется еще по одному мудду за каждый не возмещенный пост. Выплачивание штрафов Штрафы выплачиваются муддами пшеницы, т. е. из основного продукта питания данной местности, тем, кому по шариату положен закят. Но, следуя мазхабу имама Абу Ханифы, дозволяется выплатить штраф деньгами, оценив его стоимость. При этом надо заранее совершить намерение, что в выплате штрафа вы следуете мазхабу имама Абу Ханифы, плюс к этому надо учесть, что по мазхабу имама Абу Ханифы все штрафы выплачиваются по полсаха. Сиражудин КУРБАНОВ http://assalam.ru/content/story/980

Вопрос: Из-за менструации я не постилась несколько дней в Рамадане и я до сих пор не восполнила их. Можно ли мне поститься первые 10 дней месяца Зуль-Хиджа?

Ответ: Хвала Аллаху

Этот вопрос известен ученым как соблюдение добровольного поста прежде восполнения пропущенных дней поста в Рамадан. Среди ученых существуют разногласия по этому вопросу: некоторые говорят, что запрещено соблюдать добровольный пост до того, как восполнишь пропущенные дни Рамадана, потому что обязательное важнее дополнительного; другие говорят, что это разрешено.

Спросили шейха Мухамада ибн Салиха ибн Усеймина (да смилуется над ним Аллах) о совмещении восполнения пропущенного обязательного деяния с желательным: разрешено ли человеку совершать желательное перед восполнением обязательного или следует сначала возместить обязательное, например, поститься в день Ашура и совместить это с восполнением пропущенного дня Рамадана?

Он ответил: «Что касается обязательных и добровольных постов, то предписано Шариатом и подсказывает здравый смысл, что необходимо начинать с обязательного, а затем преступать к дополнительному, потому что обязательный пост является долгом, который необходимо возместить, тогда как дополнительный пост является добровольным и если человек может, то соблюдает его, а если не может, то нет на нем греха. Исходя из этого, мы скажем тому, кто не возместил пропущенные дни Рамадана: восполните то, что необходимо, а затем соблюдайте добровольный пост. Но если человек соблюдает дополнительное перед тем, как восполнить обязательное, то по правильному мнению, его пост действителен, если осталось достаточно времени для восполнения обязательного, потому что человек может восполнять пропущенные дни Рамадана до наступления следующего Рамадана. Пока у него достаточно времени, разрешено ему соблюдать добровольные посты. Тоже самое относится к обязательным молитвам: разрешено человеку совершать добровольную молитву перед обязательной, если есть достаточно времени. Действителен пост того, кто постится в день Ашура или Арафат, но при этом имеет долги за Рамадан. Но если он сделает намерение поститься в эти дни, чтобы восполнить пропущенные дни Рамадана, то получит две награды - одну за пост в день Ашура (или Арафат), другую за восполненный день Рамадана. Это правило относится ко всем добровольным постам, которые не связаны с Рамаданом. Что касается 6 дней поста в месяц Шавваль, то он неразрывно связан с Рамаданом, поэтому может быть соблюден только после возмещения пропущенных дней Рамадана. Если человек постится эти дни до того, как восполнить пропущенное в Рамадан, то он не получит желаемой награды, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постился в Рамадан, а затем 6 дней месяца Шавваль, тот как будто постился целый год». Известно, что тот, кто пропустил дни поста, не может считаться постившимся в Рамадан, пока не восполнит пропущенное. Некоторые люди полагают, что из-за страха пропустить Шавваль они могут поститься 6 дней, даже если имеют не восполненные дни Рамадана и что это допустимо. Но это ошибка, потому что человек не может держать шестидневный пост месяца Шавваль пока не восполнит пропущенные дни Рамадана.

«Маджму Фатава ибн Усеймин», 20/438.

Основываясь на вышесказанном, разрешено соблюдать дополнительный пост в первые 10 дней месяца Зуль-Хиджа, но лучше для вас, если вы сделаете намерение поститься эти дни и одновременно восполнять пропущенные дни из обязательного поста, и тогда вы получите две награды, если будет на то воля Аллаха.