Первые шаги во фрирайд. Расскажи о всех своих стартах и победах

Тоска фрирайдера по снегу подобна тоске влюблённой девы, заточенной в монастыре. И как она вышивает гладью рубашку для возлюбленного, в надежде на скорое освобождение и встречу, так и бэккантрийщик покупает ещё одни лыжи или борд, раскрашивает шлем в яркие цвета, разглядывает фотографии снежных вершин, в надежде, что снег всё-таки придёт!

Как мы выбираем место для внетрассового катания? Конечно, красивые горы - это обязательно, это даже не обсуждается, ради их фантастической энергетики фрирайдеры терпеливо преодолевают все трудности и опасности. Смотрим, во-первых, на наличие достаточного количества натурального снега. Искусственный снег для фрирайда неприемлем, снег должен быть настоящим.

Во-вторых, на температуру воздуха. И дело даже не в том, что наши суровые носы боятся замёрзнуть. Нет, просто при температуре ниже -30°C никакой парафин не спасает, по перемороженному снегу лыжи и сноуборды едут очень медленно, а без скорости, сами знаете, желанный спуск по глубокому снегу превращается в мучение.

В-третьих, на возможность забросок подъёмниками, снегоходами, ратраками, автомобилями, лошадками, вертолётами и прочим транспортом. Конечно, скитурщикам это не столь важно, но и им приятно подброситься к подножию по зимней дороге, а не делать многокилометровые забеги по плоской долине, съедающие силы и драгоценный световой день.

В-четвертых, на немногочисленность конкурентов. Ибо именно первый след по девственному снегу снится нам в сладких снах. А не грустные нырки по разбитому в фарш склону.

А между тем снег идёт себе и идёт, удивляясь на наши горести. Только каждый месяц в другом месте. Как известно, гора не ходит к Магомету. Приходится ему собирать снарягу в чехол и лететь в горы самому!

Октябрь - чудесное время. Ещё лежит снег в южных странах, весеннее солнце и длинный день гарантирует нам возможность любых путешествий. И - на севере и востоке нашей родины уже вовсю открывают сезон, первый, мягчайший снег, первые радости и восторги ждут нас на бескрайних просторах. Фрирайд осенью - самый сладкий, потому что первый.

Россия

С начала октября и даже раньше начинаются снегопады в Сибири и долинах Прибайкалья. Как правило, к середине месяца уже готова для катания скитурная долина - Ульзыха. В Саянах - Ергаки, оснащённые подъёмником, и к концу месяца - Лужба. В начале октября начинает работать Приисковый, в Хакасии. Подъёмы на ратраках, очень снежное место. В середине-конце октября открывается для катания всеми любимый Шерегеш, где много фанового катания с подъёмников, а на дальние горки - Комсомолку, Утую, Тельбес, Мустаг - можно подброситься на снегоходах или ратраке.

Европа

Вот в Европе в октябре фрирайда, прямо скажем, не густо. Ледники ещё не засыпаны и жёстки, а снежники истоптаны за лето альпинистами. Но, кто ищет, тот найдёт! В хороший год вполне реально покататься в Шамони, Курмайоре, Или в Тине, на Гранд Мотт, где много длинных прогулочных скитурных маршрутов.

Южная Америка

Даже когда официально курорты закрываются, а это случается к середине октября, снег на вершинах остаётся. Поэтому выбирайте те горнолыжные базы, где горы повыше - и будет вам счастье и море сладостного весеннего катания, прогулки к озёрам и заброски на лошадях. В это время много заманчивых хели-программ, погода хорошая и вертолёты летают бесперебойно.

Это скорее Чили, чем Аргентина. Портильо, Валье Невадо, Эль Колорадо и другие - покрыты большим слоем снега. В Аргентине - Лас Леньяс, Серро Кастор - кроме подъёмников изобилуют длинными и прекрасными скатками по окрестностям.

Большую радость любознательному райдеру принесут и небольшие курорты, где всего один-два-три подъёмника, но зато море снежных просторов вокруг. Они не столь известны, но от этого не менее прекрасны!

Страны СНГ

В Кыргызстане начинает засыпать снегом высокогорье. С середины месяца возможны снегоходные заброски и скитурные выходы в Ала-Арче, недалеко от Бишкека и в Жыргалане, высокогорной базе на Тянь-Шане, в краю семитысячников. В Казахстане в тот же период начинается скитурное катание на Туюксу, где можно остановиться в альплагере. В Риддере засыпает основные склоны и начинает свою работу фрирайд-база Восточный Полюс, можно договориться в городе на снегоходные заброски.

Зона катания окончательно перемещается на Северное полушарие. Европейская часть ещё плохо засыпана, но на севере и востоке уже вовсю валит снег и радость не сходит с лиц райдеров, так долго ждавших этих дней.


Россия

В Сибири ноябрьские снегопады, праздник для всех. Вовсю катают фрирайд с подъёмников в Шерегеше, Ергаках. Сноукэты непрестанно поднимают лыжников в Приисковом. Скитурщики гуськом тянутся на Мамай, Ульзыху, в Лужбу, на Казыр. Северный Урал засыпан, много интересных маршрутов вокруг невысокой, но очень снежной горнолыжной базы Губаха. Открывается популярный среди вольных катальщиков Кукисвумчорр в Хибинах. Темновато и ветрено - но снежно! Время от времени засыпает Приэльбрусье. Чегет ещё каменист, а вот на Эльбрусе, особенно если подняться на ратраке к скалам Пастухова или Приюту Одиннадцати - то вас ждёт очень хорошая скатка по свежему снежку!

Европа

Открываются горнолыжные центры Норвегии - Лиллехаммер, Трисиль, Нарвик. Везде - много фрирайда, доступного с подъёмников. Хорошо засыпаны ледниковые зоны - во второй половине ноября отличное катание на Штубае, в Пицтале, в Шамони.

Страны СНГ

В Кыргызстане работают фрирайд-базы: Суусамыр, Жыргалан - это катание со сноукэтов и снегоходов, скитурные маршруты. Начинаются заброски снегоходами с перевала Тоо-Ашуу. В Казахстане есть скитурные маршруты выше Чимбулака, а его подъёмники уже работают, что существенно облегчает заброску. Уже полноценное катание в горах Рудного Алтая - в окрестностях Риддера и Усть-Каменогорска, работает фрирайд-база с кэтскиингом, по выходным включают подъёмники.

Северная Америка

Канада открывает сезон внетрассового катания. Из популярных фрирайдных курортов начинает работать Вистлер, Кимберли, везде есть катание, доступное с подъёмников. Начинается сезон в Мекке фрирайдера - на Аляске. Хели-программы в это время ещё редкость, но зато возможен скитур, катание со снегоходов.

Выбор уже существенно шире, во многих местах, где в ноябре приходится напряжённо следить за сводками погоды, глубокий, хороший снег для фрирайда зимой уже гарантирован. Смело можно ехать в Европу - основные фрирайд-регионы открыты. Начинает массово засыпать Кавказ. Солнечная Азия тоже открывает все двери и лепит манты сотнями. В общем, если не собрались открыть сезон раньше, то самое время! Однако, будьте осторожны, и помните, что один из самых лавиноопасных периодов - это период после первых снегопадов. А если снегопады были ливневыми и дали слой метр и больше, сходы снежных досок способны затронуть даже традиционно безопасные зоны катания.


Россия

Вся Сибирь работает в полную силу. Шерегеш, Ергаки, курорты Камчатки и Сахалина - море внетрассы, доступной с подъёмников. Из скитурных долин хитом становится Мамай, здесь собирается довольно много людей. А в Лужбе и Казыре заняты все приюты. В начале декабря открывает сезон и Камчатка. Подъём снегоходами, заброска катерами, скитурные маршруты. Те же радости готовит нам и Сахалин.

Готов для катания Кавказ: на Чегете и Эльбрусе достаточно снега, хотя бывает жестковато на выкатах. Начинаются ливневые снегопады в Красной Поляне, Архызе, на Домбае. Кроме катания с подъёмников везде множество скитурных маршрутов, есть заброски на снегоходах.

В Кировске снега много, но световой день, а вернее его отсутствие, сильно ограничивает разнообразие скитурных и снегоходных маршрутов. Зато можно покататься под северным сиянием.

Европа

Хороший месяц для катания в Европе. Ещё немного людей, всё недорого, никто не съест ваш снег ранним утром - но этого самого снега уже достаточно. Предпочтительнее для внетрассового катания, конечно, высокогорные районы, мягкие долины. Зельден, Штубай, Пицталь, Тинь, Шамони, Сер-Шевалье, Лез-Арк, Церматт, Санкт-Антон.

Страны СНГ

Средняя Азия наслаждается декабрьскими снегопадами - в это время идёт активное наращивание снежного покрова. В Кыргызстане открывается база Каракол, много фановых маршрутов, доступных с подъёмника. Работают Суусамыр, Жыргалан, снегоходчики забрасывают народ с Ала-Арчи и Тоо-Ашуу. Ещё довольно тепло и скитурные выходы ограничены только световым днём.

Выше Чимбулака в Казахстане уже холодновато, но снежно. В Риддере замерзают реки и для катания на сноукэтах доступны все окрестные хребты. В Грузии открываются Гудаури, Годердзи и Тетнульди - много оффписта на территории курортов, недлинные заходы по хребтам на фрирайдные маршруты. Фрирайд-база с кэтскиингом в Бахмаро открывает свои двери для гостей. В середине декабря ждёт гостей Армения. В Цахкадзоре фрирайд легкодоступен, хотя уклоны невелики - но и лавиноопасность невелика, хорошее место для тех, кто хотел бы перейти с трассы на внетрассу.

Северная Америка

Работает всё, что может работать. Начинаются хели-программы. Традиционно лучшими местами для фрирайдеров считаются курорты Западного побережья США, там больше снега. И, конечно, знаменитые долины Канады - Вистлер и Блэккомб.

Азия

Хорошо засыпает снегом Иран и его популярную среди внетрассовых катальщиков горнолыжную базу - Дизин. После снегопадов бурю эмоций вызывают горы Японии. Фрирайд, доступный с подъёмников в Нисеко, или Татэяма, Хаппоуане или Таэба - это стоит испытать!

Большинство гор уже просто купаются в снегу. Хорошее время для катания в Европе, Средней и Центральной Азии. Северные районы и континентальные горы переживают паузу в снегопадах, зато приходят сильные морозы.

В России первые недели января - время традиционных праздников. Поэтому, если выбираете для катания многолюдные горнолыжные базы, будьте готовы вставать раньше всех или стоять в очереди, терпеливо давая потрогать восторженным и хмельным желающим свои широкие лыжи и сплитборды.


Россия

В Сибири, как правило, прекращаются снегопады, приходят морозы. Не лучший месяц для фрирайда, а уж выходы с палатками - только для особо холодоустойчивых фанатиков. Однако, год на год не приходится и вполне можно поймать хорошие дни для катания даже в неделю крещенских холодов.

Красная Поляна в январе - очень хорошее место, если иметь в виду погоду и инфраструктуру. Много фрирайда, доступного с подъёмников или недалёких пеших забросок. Есть катание на снегоходах, начинаются хели-программы. Но все недостатки Новогодья в этом популярном регионе возводятся в квадрат. Если хотите спокойно, без гонки и суеты кататься - лучше предпочесть скитур.

Приэльбрусье и Домбай - тоже места очень популярные, канатки в январе работают на пределе возможностей. Однако, и снег, обычно, хороший. А во второй половине января, когда отдыхающие разъезжаются, наступает золотое время. Ещё не так ветрено, достаточно тепло, а камни уже хорошо засыпаны, желанный паудер ждёт первых следов каждую неделю. Кроме зоны подъёмников, в Приэльбрусье есть хорошие скитурные маршруты в Адыл-Су, Терскольском ущелье, южных долинах. Будьте осторожны, за «Югами» Чегета начинается пограничная зона. Если вы не позаботились о погранпропуске заранее, у вас могут быть неприятности с погранцами. В тюрьму не посадят, но два дня будете ходить писать объяснительные, теряя драгоценное время катания.

Архыз - прекрасные горы, но высота поменьше, поэтому здесь и сезон только начинается. Катание с подъёмников не представляет особенного интереса, а вот если подброситься на снегоходе или уйти скитуром в сторону - то разнообразие маршрутов существенно возрастает. В Хибинах - полярная ночь, холода. Фрирайд с подъёмников есть, но он крайне опасен, ибо традиционные для Хибин ветровые снежные доски плохо видны, да и наледи тоже. Очень приятный бэккантри на Урале. Красивейшие, лёгкие и средней сложности маршруты - в Губахе и Миньяре. Но смотрите прогноз погоды, морозы и здесь скорее правило, чем исключение.

Европа

В Европе - разгар сезона. Не самое дорогое время, но уже очень снежное. Шамони и Лез Арк, Тинь и Валь- Д"Изер, Ла Плань и Лез Дез"Альп во Франции, Вербье и Церматт в Швейцарии, Санкт-Антон, Пицталь и Штубай в Австрии, более мелкие курорты - все изобилуют оффпистом, т.е. фрирайдом, доступным с подъёмников, а также маршрутами с пешими забросками неподалёку от зоны катания. Альпы - очень обжитые горы, заблудиться там сложно. Хотя возможно! В конце декабря начинается внетрассовое катание в культовой для фрирайдеров долине Ла Грав.

Будьте осторожны, планируя поездку в Италию. При всей красоте Доломитовых Альп - на многих курортах катание вне трасс запрещено категорически, либо возможно только с местными гидами. Нарушителей отлавливает полиция, штрафует и лишает скипассов. Однако это не мешает Ливиньо, например, слыть одним из лучших фрирайд-курортом.

В Норвегии в этот период холодновато, но очень снежно.

Страны СНГ

Хороший регион для внетрассового катания в первой половине января. Во второй, как правило, со снегопадами затишье, нужно внимательно смотреть прогнозы.

В Казахстане ситуация та же - возможно катание выше Чимбулака. Алтайские Альпы и базы Риддера работают в полную силу, хотя континентальный климат на Алтае даёт свою корректировку фрирайд-программам. В Узбекистане выпадает очень хороший снег на Кумбеле и Чимгане. Если быть внимательным и мониторить лавинную обстановку, то с недалёкой пешей заброской в этом регионе множество чудесных, многоснежных спусков. Несмотря на обилие внизу снегоходов и багги, рассчитывать на них не стоит, они предназначены только для катания отдыхающих по трассам. В Кыргызстане прекрасная погода, нет сильных холодов, много снега везде. Работает Каракол - фрирайд с подъёмников, работает Тоо-Ашуу, работают базы с забросками на снегоходах и сноукэтах: Жыргалан на Тянь-Шане, Суусамыр на Памире. На Тянь-Шане, кроме того есть множество маршрутов с автомобильной заброской - Чон-Ашуу, Суек и т.п. А также с заброской на лошадях.

Скитурных маршрутов бесчисленное количество. В Грузии процветает Гудаури, где много оффписта, доступного с подъёмников, у скитурных групп популярны долины вдоль Военно-Грузинской дороги: Ломиси, Коби, Дедаена, Сиони, Трусо. В Годердзи и на Тетнульди праздник снега. Отлично засыпана невысокая, с лесным катанием, горнолыжная база близ Местиа - Хацвали.

Северная Америка

Начинается сезон хели-ски в Вистлере и в горах Калифорнии. В Канаде множество скитурных программ. На Аляске ещё темновато, но снег отличный и световой день используется фрирайдерами по максимуму.

Азия

В Иране прекрасно засыпан Дизин, много фрирайда доступного с подъёмников, но много и скитурных маршрутов на высокогорье. Открыт и доступен Шемшак, тоже довольно интересный для внетрассового катания курорт.

В Индии открывается Гульмарг (штат Кашмир) и небольшой, но живописный курорт Манали. Катание с подъёмников, катание с пешей заброской по хребту, но главное - очень мощные, ливневые снегопады, принесли заслуженную славу катанию в Гималаях.

В Японии аналогичная ситуация - начинаются мощные снегопады и тем, кто попал к их окончанию, гарантированы незабываемые ощущения от катания.

Высокий сезон во всём северном полушарии. Снега много, солнце дарит уже полноценный световой день в большинстве мест. Наиболее значимой проблемой становятся ветра, морозы и лавиноопасность. Большое количество снега её увеличивает, и сильно.


Россия

В Шерегеше - не лучшее время для катания. Снегопадов мало, а ветер дует сильно, жестковатый и холодный снег не очень похож на пух ноября-декабря. В Прибайкалье теплее, на Мамае скитурщики по утрам гуськом радостно бегут на вершины. Во второй половине месяца начинается сезон в Даване, рычат снегоходы, завозя катающихся на белоснежный мягкий хребет. В Ергаках холодновато, но снежно. Приисковый засыпан снегом по маковки елей, бывает слишком холодный снег, но сильные ветры - редкость. Приэльбрусье заполняется народом. Хотя наверху ветрено, зато февральские метели постоянно подсыпают свежего снежка. Чегет в это время манит обилием снега, но лавиноопасность нарастает и нарастает, нужно очень внимательно следить за погодой, ветровые переносы создают снежные доски, обрушивающие иногда сотни тонн снега.

Разгар хелиски в Архызе, Красной Поляне. В этих регионах ситуация сходная, лавиноопасность чуть меньше, чем в Приэльбрусье, но тоже весьма велика. Обычно хорошо засыпан Урал, даже Южный. Во второй половине февраля ослабевают морозы и Уральские горы становятся приятным местом для скитурных прогулок. В Кировске световой день растёт. К концу февраля растёт и количество лыжников на склонах. Ещё холодновато, но красота северных гор уже открывается глазу.

Европа

Студенческие каникулы наполняют канатки и парки народом. Но нам-то что до этого? Фрирайд - увлечение не студенческое, и свежезасыпанные склоны ждут ваших лыж и бордов спокойно. Частые снегопады, комфортные температуры делают февраль лучшим месяцем для катания во фрирайд-регионах Альп. В этот период проходят соревнования, этапы FWT, локальные кубки, соревнования спонсоров. Некоторые из них открыты и, если заранее подсуетиться, вполне можно зарегистрироваться и поучаствовать, попробовать свои силы.

Страны СНГ

В Средней Азии светит солнце, снегопады нечасты, но обильны. В горах Тянь-Шаня и Памира климат мягок, сильные морозы редкость и ветры выдувают снег разве что на перевалах выше 4 000. В Караколе, Тоо-Ашуу и на фрирайд-базах: Суусамыре, Жыргалане - разгар сезона. Однако, солнце нередко создаёт лавиноопасные ситуации, в это время катание уже требует осторожности. Хелиски-программы радуют фрирайдеров обилием безлюдных гор - в этом регионе дорог мало и до многих склонов иначе просто не добраться.

В горах над Чимбулаком ветрено, но солнечно и снежно. Роскошный фрирайд в окрестностях Риддера, мягкий, глубокий снег, живописные плоские вершины.

В Узбекистане также в разгаре сезон хелиски. Но и с подъёмников катание прекрасное. В Таджикистане фрирайд с подъёмников малоинтересен. Но в феврале засыпает северные Фанские горы, хорошее место для скитурных прогулок. В Грузии, Армении, Азербайджане - снега много и солнечно. Все виды катания: фрирайд с подъёмников, пешие заброски, скитур и хелиски - солнце позволяет радоваться каждому дню. Лавиноопасность довольно высока, нередки инсоляционные лавины - типичная лавинная активность южного Кавказа.

Северная Америка

В разгаре хелиски на Аляске. Знаменитый Wild Snow, светлые дни, метры снега под ногами - наслаждение в чистом виде. Работают все курорты, позволяющие катать вне трасс. Много соревнований, бывают открытые.

Азия

В Гульмарге - пик сезона. Снег сыплет каждую неделю, по метру снега за сутки - обычное дело. Но и катающихся немало.

В Японии также обильные снегопады, хотя и не такие частые.

В Дизине очень солнечно, вершины окрестных гор ждут ваших лыж и досок, местное население вне трасс практически не катает и с утра можно не торопиться. Чистые склоны дождутся своих райдеров.

Африка

В Атласских горах Марокко Уайкамедден славится фрирайд-маршрутами. А после недели катания можно спуститься к тёплому морю и красивейшим пляжам, где изобилие сёрфлагерей. Два в одном!

Начало и середина месяца - идеальное время для катания в большинстве стран Европы и Азии. Ближе к концу марта начинается прогрев и таяние снежных пластов, сначала в Азии и на Кавказе, потом в Европе. Сибирь держит позиции, для Зауралья это прекрасный сезон. А на Камчатке, в Хибинах - всё только начинается. Фрирайд весной - особенное удовольствие!


Россия

В Сибири везде прекрасно. Шерегеш переживает период весенних снегопадов. Уже солнечно и тепло, но ещё очень мягко и снежно, прекрасный месяц. На Даване и Мамае тоже отличный сезон, снега несколько метров, а удлинившийся световой день удлиняет и время катания - можно успеть забраться подальше в долины. Ергаки, Казыр и Лужба тоже манят скитурщиков огромными шапками снега на крупных камнях, комфортной температурой. В Приисковом сноукэты не отдыхают вообще. Метели случаются, но редко бывают долгими, солнечных дней очень много.

Лучшее время для катания на Кавказе. В Приэльбрусье к середине месяца метели и снегопады прекращаются, если даже и гремят лавины - после их схода склоны становятся безопаснее. Хотя год на год не приходится.

В Архызе очень тепло, лучшее время - до середины марта.

Красная Поляна становится местом паломничества. Частые, густые снегопады, комфортная температура, изобилие фрирайд-маршрутов, доступных почти с подъёмника, отличная компания - залог популярности этого красивого и ухоженного региона.

На Урале начинается сезон длительных лыжных прогулок, турклубы выходят в походы, а фрирайдеры самозабвенно исследуют хорошо засыпанные снегом окрестности курортов. В Хибинах начинается высокий сезон. В конце марта в Кировске проводится знаменитый турнир «Хибины OpenCup». Начинается полярный день.

Европа

Прекрасное, солнечное катание везде. Окрестности Шамони, Тиня, Церматта, Санкт-Антона, Пицталя и многих других высокогорных мест наполняются цепочками людей на широких лыжах и сплитбордах. В конце месяца начинает таять снег ниже 2 000 м, но на высоких местах он хорошо держится и регулярно подсыпает.

Лучшее время для катания в Норвегии. Слабеют ветры, выходит солнце, метры снега, накопленные горами за зиму, наполняют сердца внетрассовых катальщиков трепетом и страстью.

Начинается экзотическое катание в Исландии: Блэфьоль, Скэллафьоль и более мелкие курорты уже очень хороши, световой день позволяет насладиться катанием с вулканов с видом на океан и долины гейзеров. В это же время процветают хели-программы.

Страны СНГ

В Средней Азии отличное катание до середины марта. Позже солнце начинает прогревать, снег тяжелеет, увеличивается опасность мокрых лавин. Каракол, любимое место для любителей фанового фрирайда, закрывает подъёмники в последних числах месяца. Фрирайд-базы работают дольше, но ареал катания к концу месяца сильно сужается до северных, непрогретых склонов и тенистых долин. На окрестных диких склонах ситуация та же: северные склоны хороши, но прогреваемые солнцем уже либо малоснежны, либо очень опасны.

Чимбулак работает также, до конца марта, прекрасны маршруты Туюксу. Восточный Полюс в Риддере озабочен только работоспособностью ратраков, снегопадов и склонов изобилие. На Чимгане и в Бельдерсае катание мягкое, много снега. Но он уже активно тает, в конце месяца можно приезжать только под снегопады.

В Грузии весной катание зависит только от температур. Снега очень много, на высокогорье он достаточно холодный. В хороший год кататься можно весь март и даже дольше. Годердзи начинает таять первым, как самый южный курорт, но весь март снег ещё есть. Если приходит сильное тепло - то растаивают выкаты. Лавин очень много, почти все инсоляционные, от камней - или на травянистых прогреваемых склонах. Вторые - опаснее. Хотя и лавины из точки бывают очень большими. Начинаются бэккантри-лагери. В Армении и Азербайджане отличное катание в начале месяца. Шахдаг и Туфандаг держат снеговой покров дольше. А вот в Армении к концу месяца обычно всё уже тает.

Северная Америка

Аляска ждёт фрирайдеров до конца марта. И снег тоже ждёт. И вертолёты. И снегоходы. В общем, шикарно там, что тут скажешь?

Фрирайдные долины Канады - Вистлер и Блэккомб - переживают период весенних снегопадов. Бывает немного туманно, но очень мягко, прекрасное лесное катание. В США в этот период покрываются глубоким мягким снегом не только западные горы, но и восточные - Теллурайд, Вэйд и т.п.

Азия

В Гульмарге к середине марта уже нечего делать. Но в начале месяца ещё вполне снежно и знаменитый «Хэви сноу» не прекращает идти.

В Японии весь март - ещё сезон. В Нисеко снегопады часты и обильны.

В Дизине сезон закрывается в последних числах марта, в первой половине катание прекрасное, возможен скитур к пику Деваменд, на вершину горы Тошаль и т.п.

Север - это наше всё. Хотя в последние годы весна в большинстве регионов была очень поздней, так что не стоит отчаиваться и любителям южных гор. А для тех, кто не боится спать в палатке - наступает время бэккантри-лагерей.


Россия

В Шерегеше почти весь апрель - ещё сезон. Тепло, солнечно, многоснежно, весело, драйвово. В Приисковом тоже весь апрель идут программы, снега очень много и температура около нуля - вполне комфортна для катания. В Даване хорошее катание до середины апреля, потом солнце растапливает южные склоны. Прекрасное время для начала скитурных вылазок с ночёвкой. Ночи становятся теплее. Район Поднебесных Зубьев, Арадан манят любителей проснуться утром с видом из палатки на горы в любую сторону света.

Мамай, Ульзыха - засыпаны снегом по маковку, уже тепловато, но катание ещё очень хорошее.

На Камчатке начинаются бэккантри-лагери и катание с катамарана, уникальные программы. Ночами тепло, можно жить в палатках или в каютах катамарана. Более затратные, однако и более разнообразные хели-туры тоже действуют вовсю.

Традиционная фрирайдная тусовка в конце апреля - Кировск. Полярный день позволяет бродить по циркам Хибин сколько угодно. Конечно, ураганные ветры ещё случаются, но Хибины славятся ветрами. Будьте осторожны, лавинная опасность в это время часто высока.

Курорты Кавказа, как правило, в это время закрывают сезон. Но тем, кто не ленив, Эльбрус подарит радость катания по ледникам. Конечно, занятие это опасное и лучше взять местного гида, трещины неопытному человеку практически не видны, а многоснежная гладкая поверхность ледника - манит.

В Красной Поляне катание возможно только «под снег».

Европа

Катание в Норвегии возможно до самого конца апреля. Светло, тепло, много снега, прекрасные линии.

Весь апрель работают фрирайд-программы в Исландии. Снег её долго остаётся холодным, устойчивым.

В более южных странах Европы зона катания медленно уползает на ледники. Но в ледниковых зонах в апреле ещё вполне возможно найти некатаный снег, снегопады нередки.

Страны СНГ

В Казахстане и Кыргызстане наступает время высокогорного бэккантри. Лагери организуются в Ала-Арче, в долине реки Барскаун, в районе Тоо-Ашуу. Вступает в игру альплагерь Туюксу. Бывают снегопады и на горнолыжных курортах, но это негарантированно.

«Я должен выступить так, чтобы все пришли в ужас»

Фрирайдер Иван Малахов, единственный представитель России, сражающийся за звание чемпиона мира, вдохновенно рассказал о своём виде спорта.

Фрирайд – это безумие в его чистом виде. Занятие для сумасшедших. Спортсмены на огромных скоростях спускаются по девственным склонам гор, выполняя при этом всевозможные трюки. Может, они не хотят жить? А вот это вряд ли. По крайней мере, россиянин Иван Малахов, сражающийся за место на подиуме в Мировом туре Swatch Freeride World Tour 2016, оказался невероятно жизнерадостным и полностью вменяемым парнем. Прямо с Аляски он рассказал корреспонденту «Чемпионата», где в Смоленске найти горы, как ремонтировать пластиковые лыжи с помощью целлофановых пакетов, что нужно знать, чтобы спастись от лавины, и зачем нужно заставлять всех окружающих испытывать неподдельный ужас.

«Заливал лыжи жжёными пробками от шампанского»

– Иван, вы родом из Смоленска – вокруг нет высоких гор на сотни километров. И как же так получилось, что вы стали одним из лучших фрирайдеров мира?
– Начну с того, я на беговых лыжах катался со склонов местных холмов лет с шести. То есть горнолыжником, сам того не зная, стал ещё до того, как впервые увидел настоящие горные лыжи. Это было довольно странно. Что-то было внутри меня такое, из-за чего горнолыжные спуски меня всегда к себе влекли. Мне даже снилось, что в Смоленске есть какие-то необычные горы, крутые склоны. Гор я всё-таки не нашёл, но зато обнаружил в лесопарке довольно большую горку, на которой и катался.

Когда поворачивать становилось невозможно, брал целлофановые пакеты или пробки от шампанского и образовавшиеся в лыжах дыры заливал жжёным пластиком.

– И это всё ещё на беговых лыжах?
– Да. Когда я пришёл к тому, что стал прыгать дропы, лыжи стали ломаться. На горные я встал потому, что они не ломаются. Поначалу мне не понравилось: на беговых лыжах удобнее было, но потом осознал, что это даёт мне больше возможностей. В итоге начал работать над горнолыжной техникой. Выходит, катаюсь на горных лыжах с 16 лет – а это очень поздно. В этом возрасте горнолыжники, понимающие, что у них нет перспектив, уже заканчивают карьеру, поскольку понимают, что уже не будут чемпионами.

– Наверняка до сих пор помните свои первые лыжи?
– Конечно. У меня были очень старые болгарские лыжи, на которых катался года три, назывались «Младость». Я так много на них катался, что пластиковый «скользяк» в районе кантов просто стёрся. Когда поворачивать становилось невозможно, брал целлофановые пакеты или пробки от шампанского и образовавшиеся дыры заливал жжёным пластиком. Хватало его ненадолго, он крошился, выпадал, так что делать это приходилось почти каждый день. Так и катался – вечером заливал пластик, парафинил лыжи, а на следующий день шёл на склон.

– Горнолыжной технике вы обучались самостоятельно?
– Меня никогда не учил тренер. Просто дал пару советов – и на этом всё закончилось. Но, конечно, нельзя говорить, что я сам родил горнолыжную технику – смотрел по сторонам, пробовал повторить. У нас был горнолыжный клуб, была возможность кататься на горе с подъёмником, и это был главный стимул учиться. Я пользовался теми возможностями, которые у меня были, строил там сам себе трамплины, прыгал с них. В будние дни подъёмник не работал и я ходил по другим горам – пешком без разницы, где подниматься, так что выбирал склоны покруче. А потом понял, что в полёте можно какие-то трюки придумывать. Стал пробовать – и начало получаться.

– Родители не беспокоились, что вы себе шею могли сломать?
– Родители особо за меня не переживали: приглашал их на горку, они раз в год приходили посмотреть на полчаса – вот и всё. Поэтому разрешения у них не спрашивал. А вообще, к тому моменту, как начал делать трюки, прыгал по прямой много лет. Была выстроенная последовательность обучения. Сначала у меня было хорошее ОФП, потом годы горнолыжной техники, потом прямые прыжки, а в конце концов – трюки. Обычно люди получают травмы, когда перепрыгивают какие-то ступени. Современные горнолыжники иногда покупают лыжи для фристайла, идут и прыгают трюки, не умея толком кататься. Конечно, у них и риск травматизма выше.

«На велосипеде перетирал подшипники в колёсах»

– Летом местные склоны вас не отпускали? Отсюда и навыки велотриала, в котором вы тоже добились немалых успехов?
– Я всегда всё делал от души, для себя. И на велосипеде тоже очень любил кататься. Катался так много, что просто перетирал подшипники в колёсах. У меня ломался руль, рама – всё что угодно. И горным велосипедистом тоже стал, сам об этом не подозревая.

– Полагаю, навороченного горного велосипеда у вас тоже не было?
– Да, велосипед у меня был самый дешёвый – дорожный, советский, что-то типа «Минска». Мне с ним немного папа помогал, который работал на станции туристов. Мог отремонтировать что-то, заменить деталь, да и меня этому немного научил. А горные велосипеды, которые появлялись в 90-х годах, – это была для меня мечта.

– Трюки на велосипеде осваивали самостоятельно, как и горные лыжи?
– Об этом стоит рассказать подробнее. В 1997 году увидел, как один мальчик, когда подпрыгивает на велосипеде, как-то хитро давит на педали. Это называется банни-хоп, как я потом узнал. Стал осваивать этот элемент, на заднем колесе ездить – циркач такой! И только потом узнал из журнала, что преодоление препятствий на велосипеде называется велотриалом. Как-то мои упражнения увидела пара подростков. Объяснил им, что это, научил кое-чему. И эти мальчики взяли велосипед «Десна», заварили крепление, где он должен складываться и которое постоянно ломалось, приварили перекладину на раму, поставили прямой руль, как на горном велосипеде. И постепенно начали прыгать лучше меня. Один из этих мальчиков – Дмитрий Вавилкин – впоследствии стал участником Кубков России по триалу, способствовал проведению чемпионатов России в Смоленске. Любопытно, что я так повлиял на чужую жизнь.

– А вы не пробовали заниматься организационной деятельностью, собирать людей вместе, может, тренировать кого-нибудь?
– Пробовал. Основал смоленский экстрим-клуб, пытался развивать это движение, находить на это деньги. Мы сами варили перила, железные трамплины. Я думал, что это всё даст какой-то толчок, но в итоге всё шло очень туго. У меня даже была мечта горнолыжный склон в Смоленске построить. Но я по сути был ребёнком, и возможностей не было. А потом сосредоточился на своих собственных делах.

«Спуск – это выжимка всех ожиданий, переживаний и подготовки»

– Фрирайд как вид спорта ассоциируется с абсолютной свободой на горе. Так ли это на самом деле или ощущение обманчиво?
– Начну с того, что современный фристайл и фрирайд судить очень трудно. В спорте высших достижений очень трудно выделиться: уровень лыжников очень близкий. И победитель определяется по мелким, формальным признакам. Спортсмены, которые участвуют во фрирайде, стараются понять, что может понравиться судьям, и пытаются это сделать в рамках своего стиля катания и возможностей. Фрирайд – это, конечно, полная свобода. Но если ты просто съедешь по прямой с горы, то займёшь 15-е место. Ты должен набирать сложность, делать что-то такое, что, возможно, тебе не нравится.

– В чём состоят ваши сильные и слабые стороны?
– Я могу прыгать очень большие дропы и очень быстро ездить – и использую это преимущество. Другие лыжники ездят медленнее, но они прыгают трюки – так можно занять призовые места. От этапа к этапу критерии победы могут меняться. Например, на последних двух стартах первые места занимали лыжники, делающие трюки. А те, кто их не делал, вроде меня, остались в проигрыше. Но это моя проблема. Значит, я не сделал ничего такого страшного, чтобы быть лучше парней с трюками.

– Приходится ли на склоне бороться самому с собой, со своими страхами?
– Конечно, постоянно приходится себя переламывать. На Аляске просто съехал по прямой – и это был один из быстрейших спусков в моей жизни! Это всех поразило, а я преодолел себя. Раз от раза пытаюсь сделать что-то более сложное, более страшное и впечатляющее. Это усложнение элементов и есть преодоление себя.

– О чём думаете во время спуска - только о том, как и куда ехать?
– Вообще, участие в чемпионате мира – это огромный стресс. Я много раз участвовал в соревнованиях квалификационного тура – но это другое. А заставлять себя не нервничать – это очень трудно. Здесь просто нужно спокойно делать свою работу, но получается не всегда. На Аляске сделал отличный прыжок, проехал по прямой. Думал, что сделал самую важную часть, и осталось просто доехать до финиша. Такие мысли мне повредили: дальше ехал медленнее, чем нужно было, тем самым теряя баллы, а в конце ещё и упал. Это какая-то нелепица! Нужно было быть более агрессивным, собранным до конца. И так каждый раз, поскольку спуск, который длится несколько секунд – это выжимка всех твоих многодневных ожиданий, переживаний, подготовки. Нужно, чтобы всё сложилось.

Обычно я смотрю на склон и думаю, что бы сделать такого страшного, чтобы все пришли в ужас. Но всё надо делать разумно, я и сам жить хочу.

«Посмотрел где прыгал, и ужаснулся»

– Как фрирайдеры выбирают маршрут, по которому они поедут?
– Обычно мои соперники смотрят, где можно прыгнуть с кочки, чтобы набрать хорошие баллы. А я смотрю и думаю, что бы сделать такого страшного, чтобы все пришли в ужас. Но всё надо делать разумно, я и сам жить хочу. То есть у меня должна быть возможность упасть, если что-то пойдёт не так. В целом же пытаюсь выиграть соревнования, изображая на склоне что-то очень страшное.

– И сколько времени занимает разведка склона перед боем?
– Обычно всё очень просто: день просмотра – и ты стартуешь! На квалификационном туре дают час, иногда меньше. Но если ты стартуешь сотым, то у тебя есть часа три и возможность посмотреть на соперников. На Аляске было по-другому. Нам прислали фотографии в HD-качестве, и, когда нас привезли на гору, все примерно знали, куда поедут. Уже выбрали какие-то основные варианты, и стресса на старте было меньше.

– Цена ошибки при предварительном выборе маршрута высока?
– Когда спускаешься, гора выглядит совершенно иначе, чем со стороны. Почти всегда ты уже спускаешься и думаешь: «Твою мать! Всё совсем по-другому!» Бывают места, где просто нельзя проехать. Поэтому нельзя выбирать какие-то такие места, где есть вопросы, где можно остановиться. Сноубордист туда приезжает и всё, отстёгивает доску – это ноль баллов. С лыжниками похожее бывает, но им проще, они могут посмотреть и уйти пешком или траверсом, однако это сразу убивает оценку. Во фрирайде вообще нельзя останавливаться – за это очень сильно снижают баллы. Нужно ехать очень быстро и всё делать круто – зрителям это нравится больше всего. Правда, судьи не всегда с этим согласны: иногда для них лучше тот, кто притормозил, но проехал интереснее. Здесь нужен тонкий баланс между скоростью и сложностью.

– Вы на склоне делали что-то такое, что бы потом никогда в жизни не рискнули повторить? Что-то особенно дикое или страшное?
– Не припоминаю. Бывает, что ты ошибаешься при выборе маршрута и хочешь что-то переделать – но это другое. А так, чтобы я сильно испугался, – нет. Но здесь есть один нюанс: когда ты спускаешься, то едешь очень быстро, и пугаться просто не успеваешь. На соревнованиях порой действительно прыгал какие-то страшные вещи, которые в обычной жизни делать не стал бы. Зачем мне лишний риск? А на скорости нет времени думать – ты видишь, что высоко, но не успеваешь испугаться. Как-то в Австрии приехал на склон уже после старта, посмотрел, где прыгал и ужаснулся. Но в стрессе соревнований как раз и раздвигаются границы человеческих возможностей.

– Бывает ли так, что вы смотрите на выступления соперников и удивляетесь тому, что они делают?
– Конечно. В этом сезоне уже были такие суперпроезды. А в прошлом году Джереми Хайнц съехал по прямой. Со скоростью около 140 километров в час. Это нормально для горнолыжного скоростного спуска, когда едешь на специальных лыжах по гладкой, как стол, трассе. Но фрирайд – это совсем другое дело. А недавно Рене Баркеред прыгнул какой-то дикий 20-метровый дроп, причём через горизонтальную скалу, где нужно было очень далеко лететь в длину. Всё это выглядело просто ужасающе.

«Однажды я падал в лавине километр…»

– Какими качествами должен обладать фрирайдер мирового уровня?
– В первую очередь, конечно, нужно очень хорошо кататься на лыжах. И в это понятие входит очень много всего. Человек должен очень хорошо прыгать, владеть фристайлом, разными стилями катания. Иначе говоря, он должен обладать всеми навыками, а из них в конкретный момент выбирать нужные. У фрирайдеров нет рамок и ограничений, как у обычных лыжников. Во-вторых, важно хорошо ориентироваться на местности. Фрирайдер должен хорошо чувствовать рельеф горы, интуитивно понимать, куда ему ехать. И, конечно, должен уметь ориентироваться на горе, посмотрев на неё со стороны и понимая, что сверху она выглядит совсем иначе. Хороших фрирайдеров отличает то, что они, даже не видев гору со стороны, примерно могут угадать, где что можно делать, а что нельзя. И третий фактор – быть стрессоустойчивым, не нервничать и не бояться. Например, в случае схода лавины, если ты испугаешься, то просто попадёшь в неё и разобьёшься.

– Вам часто приходилось сталкиваться с лавинами?
– Много раз. Каждую зиму бывает хотя бы один случай. Это зимой было две небольших лавины. Один раз треснул склон – уехал в сторону. Другой – на меня сверху спустили струю снега, которая меня подхватила. Начал падать, но всё-таки сумел отъехать в сторону. Особого риска не было. Единственное, что помогает – ты всегда должен быть настороже, бояться лавин круглосуточно, ежеминутно, ежесекундно – это и позволяет уберечься. Когда выхожу на склон, то всегда думаю, что сейчас может пойти лавина, смотрю, откуда она может пойти, куда отъезжать. Так что в этих случаях был готов и особо не рисковал.

Когда спускаешься, гора выглядит совершенно иначе, чем со стороны. Почти всегда ты уже спускаешься и думаешь: «Твою мать! Всё совсем по-другому!»

– А бывали опасные для здоровья лавины?
– Бывали и опасные для жизни! Однажды падал в лавине километр и сломал левую ногу. При этом лавину тоже спустил кто-то сверху. Вроде оказался невинно пострадавшим, но всё-таки был виноват: не подумал за других людей – не предположил лавину.

– Фрирайд не входит в программу Олимпийских игр и вряд ли войдёт в ближайшие годы. Нет желания перейти во фристайл или горные лыжи?
– Да я уже старый. Если бы у меня в детстве была такая возможность, то занимался бы олимпийскими горными лыжами – это престижный вид спорта. А если говорить честно, то многие фрирайдеры – это фристайлеры-неудачники, у которых не сложилось, или они уже старые. Есть, конечно, и чистые фрирайдеры вроде того же Баркереда. А универсалов, способных успешно соревноваться в разных лыжных видах, немного. Кстати, были случаи, когда Мировой тур приглашал лыжников из Кубка мира, чтобы они приняли участие в одном из этапов. Их спуски, конечно, выглядят нелепо. Но лыжник уровня Кубка мира всё равно съедет с любой, даже самой сложной горы. Вот Дэрон Ральфс, например, был победителем этапов Кубка мира по горным лыжам, а в 36 лет перешёл во фрирайд. Катается сейчас, в фильмах снимается, у него всё отлично.

– Как оцените свои перспективы в Swatch Freeride World Tour 2016 перед финалом сезона?
– Сейчас борьба за высокие места не имеет значения. Заняв десятое место на этапе в Шамони, я выпал из этой борьбы. Тактика проста: есть пять этапов, худший из которых в зачёт не идёт. И ценой риска падения нужно стараться на каждом этапе быть в призах. Когда четыре раза попадаешь в призы при одном падении, то становишься чемпионом. А когда уже один раз стал десятым, то сам себя лишил возможности рисковать. Так что когда почти невозможно попасть в тройку, неважно, какое место займёшь. Важно было квалифицироваться на следующий сезон, и это уже сделал.

«Все одинаково рискуют, поэтому уважают друг друга»

– Какая гора в Мировом туре оказалась самой впечатляющей?
– Мнения разные: кого-то одна гора впечатляет, кого-то – другая. А меня все не впечатляют одинаково. Даже гора на Аляске… Она вроде бы лучшая, но ничего особенного в ней нет: короткая и препятствий немного. А в Австрии вообще 20 человек проехали одинаково. Представляете себе? 20! Это говорит о том, что гора не предлагала разнообразия вариантов. Самое смешное в этом, что я-то поехал по-другому, но мне дали только 14-е место за оригинальность – это глупо просто.

– Неужели в мире нет ни одной горы, которая вас впечатлила?
– Надеюсь, что меня впечатлит гора Бек-де-Рос в Швейцарии, где пройдёт финал. Это самая сложная гора в соревнованиях по фрирайду. Высота – 3300 метров, большая, очень крутая, вся в скалах, в камнях – выглядит страшно. Я ещё с этой горы никогда не катался, поэтому непонятно, что меня ждёт. То, что я с неё не катался, очень плохо для меня: чтобы бороться за призы, нужно обладать неким опытом. Я ведь только на старте пойму, как эта гора выглядит сверху. И, думаю, она должна меня поразить.

– Какие цели ставите перед собой на финал соревнований с учётом отсутствия опыта на конкретной горе?
– Всегда нужно ставить для себя самые высокие задачи. А это значит – бороться за самые высокие места, какие только позволяет ситуация. Иногда бывает так, что один лыжник весь сезон доминирует, и с этим ничего не сделаешь. А как самому стать таким лидером, пока не знаю. Многое в нашем спорте зависит от удачи. Хотя не верю ни в приметы, ни в суеверия, но иногда мне кажется, что против меня кто-то болеет.

– Неужели есть недруги среди соперников?
– Возможно. Но в целом здесь дружный коллектив, никто ни с кем не ругается, все занимаются одним делом, одинаково рискуют, поэтому относятся друг к другу с уважением. Так что призывы «показать америкосам на Аляске, что русские могут», которые иногда слышу, меня забавляют. Они все мои друзья, все хорошие ребята, так что ничего никому специально показывать не собираюсь. На Аляску пробился благодаря собственным усилиям. Когда я что-нибудь выиграю, все скажут, мол, Россия вперёд и так далее, но это ведь всё благодаря моим личным усилиям.

– То есть вы себя не ассоциируете со страной?
– Нет, я как раз большой патриот. Для меня это не пустые слова. Но дело в том, что никакой помощи от государства у меня никогда не было и нет. Я выступаю на соревнованиях за счёт своих спонсоров, а это просто продавцы одежды, горных лыж да другой экипировки, которые продвигают свои продукты. Знаете, в России вот принято с придыханием относиться к иностранцам, к тем же спортсменам, но ведь они-то же сделаны из мяса и ничем не лучше.

– Как думаете, ваш пример способен вдохновить ребят пойти на гору и заняться таким же экстримом или просто горнолыжным спортом или фристайлом?
– Напрямую, так чтобы кто-то подходил и говорил, что из-за меня начал заниматься спортом – такого не припоминаю. Но вообще, думаю, это возможно. Ко мне часто подходят сфотографироваться, каждый день пишут в социальные сети сообщения с вопросами, пожеланиями, в том числе и о том, что мой пример вдохновляет. Ведь мы действительно занимаемся популяризацией фрирайда, как вида спорта.

Перед началом горнолыжного сезона 2017/2018 мы решили взять интервью у профессионального фрирайдера и инструктора по горным лыжам и сноуборду с многолетним опытом, Григория Корнеева . У Гриши немало побед в соревнованиях по фристайлу и фрирайду за плечами, не один десяток выпущенных из горнолыжников и сноубордистов, а также путешествий в различных горных регионах России и Европы и съемок в медиа проектах. Гриша рассказал нам, что значат для него горные лыжи и фрирайд, где он любит открывать сезон и как его самое страстное увлечение в жизни стало работой, которая приносит удовольствие.

Что, прежде всего, для тебя «горные лыжи»? Что ты испытываешь, когда джибишь по перилам, участвуешь в соревнованиях или прокладываешь новую линию в больших горах?

То, что у меня получается лучше всего! Горные лыжи для меня - это работа, мое самое большое увлечение, хобби, спорт, физкультура, просто приятное времяпрепровождение, путешествия, друзья. Этот список можно продолжать бесконечно, но, главное, я не могу представить зиму без лыж. И неважно, где ты находишься, катаешь по перилам в пригороде мегаполиса, взрываешь пух в заснеженной Сибири или даже валишь по утреннему вельвету Розы Хутор на бритвенно-острых GS-когтях - я люблю все горные лыжи.

В прошлом году мы традиционно открывали сезон в Шерегеше, и это был старт одного из лучших сезонов лично для меня. За зиму, помимо Шерегеша, я успел побывать в Красной Поляне (где провёл большую часть сезона), потом были Архыз, Домбай, Приэльбрусье, Хибины (аж два раза) и г. Чусовой в Пермском крае, база олимпийского резерва. Какие тут могут быть ощущения, я просто пищу от счастья. Очень рад тому, что могу посвящать столько времени любимому делу.

Как давно ты катаешься на лыжах? С какого момента решил сделать это работой, а с какого стать профессиональным фрирайдером?

На лыжах я с 6 лет, родители катались и катаются, они и поставили меня на лыжи. В один прекрасный момент я понял, что местные горки (на Урале) себя исчерпали, и я обратил свой взор на горы Кавказа и Сибири (Шерегеш). Но где они, а где я? Стало очевидно, что необходимо жить в горах, потому как катать недельку-другую во время отпуска, вообще, не вариант. Так и вышло, после института уехал в Геш на сезончик и остался там на три.

Стать профессиональным фрирайдером? Наверно, и не решал, само как-то вышло. Просто для фристайла я уже старый, а для фрирайда в самый раз. В своё время я много участвовал в соревнованиях по фристайлу, были и победы, и подиумы. Но всегда было ощущение, что развиваться трудно. У всех топов во фристайле с акробатикой всё было хорошо (батуты, прыжки с вышки в бассейн), а я поздно начал, и акробат из меня, как из коровы балерина. С фрирайдом другая история - катишься себе под горку, объезжая деревья и скалы. Ну, подпрыгнешь иногда немного, главное, знать, что ты делаешь, и чувствовать лыжи.

Что такое фрирайд и как стать профессиональным фрирайдером? Как ТЫ стал им и какие дальше планы? Есть какая-то «планка»?

Фрирайд - это свобода, свобода выбора, отсутствие каких-либо границ и рамок. По сути, задан только общий вектор движения, а дальше - выбор из бесконечного числа вариаций. Снег и рельеф позволяют сделать уникальной каждую линию. Свобода выбора также подразумевает и полную ответственность за принятые решения. « Профессиональный» - хм, смотря что вкладывать в этот термин. Чтобы стать профессиональным, наверное, нужно набрать 100 000 подписчиков в Instagram. Но перед этим, как мне кажется, всё-таки, крайне желательно, много катать, и потом ещё катать, и ещё раз катать. Проще говоря, надо этим жить.

Расскажи кратко о своей работе инструктором, с какими группами по уровню приходилось работать, с кем больше нравится? Сколько лет ты уже преподаешь?

Официально я работаю инструктором с 2007 года, но и до этого не раз приходилось учить людей на домашней горке близ Екатеринбурга. В первые годы это была работа в Шерегеше, не с группами, а, в основном, с начинающими, которые приходят в школу на курорте. Полноценная работа с группами началась с момента знакомства со SnowPro. Естественно, поначалу были начинающие группы: « делаем пиццу» , « делаем спагетти» , коллеги меня поймут. Но по мере профессионального роста и совершенствования собственного уровня катания стал заниматься со спецгруппами в отдельных направлениях - фрирайд, фристайл.

И, кстати, я очень благодарен SnowPro за то, что она объединяет единомышленников из разных уголков страны и несёт своего рода просвещение людям, прививая достойную культуру катания на лыжах и досках, да и просто поведения в горах (в противовес до сих пор очень распространённому в России « долборайду» ).

В чем плюсы Шерегеша в ноябре-декабре? Какие будут основные направления Школы фрирайда с АльпИндустрией в Шерегеше?

Сезон в Шерегеше часто можно начинать в октябре, а гарантированный снег там лежит уже с ноября. Раньше в России вы не откроете сезон нигде (если говорить о полноценном катании с подъёмников по свежайшему пухляку). Ноябрь-декабрь для Шерегеша - это, пожалуй, самые снежные месяцы, лучшая каталка в это время. Несмотря на относительно малый перепад высот в Шерегеше, регион катания достаточно большой и разнообразный. Ещё не стоит забывать о том, что это начало сезона, и требуется раскатка. И Шерегеш со своим мягким рельефом для этого просто идеален.

Я рад сотрудничать с АльпИндустрией по одному из любимых мной направлений, а, именно, . Помимо обучения тактике и технике фрирайда мы планируем провести лавинную подготовку и вспомнить или научиться как обращаться с лавинным снаряжением. Навык просто необходим, если вы планируете кататься в больших горах, кататься с гидами и развиваться в этом направлении.

Расскажи о всех своих стартах и победах. Какое твое мнение о российских и европейских этапах по фрирайду? Это вообще можно сравнивать? Какие планы на старты в этом сезоне?

Пожалуй, это нереально написать список всех моих стартов, поэтому расскажу только про участие во фрирайд соревнованиях.

Первые соревнования по фрирайду, в которых я участвовал, были в 2008 году в Шерегеше (следующие соревнования по фрирайду были в 2015). Занял второе место и, наверное, впервые тогда оценил перспективы. Потом были соревнования в Красной Поляне, Хибинах, и все заканчивались на подиуме или где-то рядом. В этом году вообще карт-бланш сорвал, все старты выиграл. Кстати, в 2015 году участвовал в FWQ (Freeride World Qualifier), и, к своему позору, это мои единственные старты в Европе за всё время. Зарубежные райдеры очень круто «едут». Спорт с каждым годом набирает там популярность, и их уровень растет с бешеной скоростью. Много этапов разного уровня, большое количество разнообразных склонов, на которых проходят соревнования, огромное число участников. В России соревнования проходят лишь в Красной Поляне и Хибинах (склоны каждый год одни и те же), с прошлого года ещё добавился Мамай. Хорошо, что есть и это, но этого мало.

В этом сезоне надеюсь заработать себе на поездку в Европу и попасть на какое-то количество стартов. Традиционно рассчитываю принять участие в Поляне и Хибинах. Эти старты, по крайней мере, не требуют таких бюджетов, как европейские.

Как попасть на этапы FWQ (Freeride World Qualifier), как готовиться и какая конкуренция? И как дальше попасть на этапы FWT (Freeride World Tour)?

На FWQ Freeride World Qualifier попасть несложно, нужно зарегистрироваться на какой-нибудь этап с одной звездой, желательно не очень популярный среди райдеров и, заплатив все взносы, принять там участие. Если этап популярный, например Verbier Freeride Week , то вероятность попадания в списки участников резко снижается, так как первыми в эти списки попадают участники с очками (очки начисляются относительно места, которое райдер занимает в соревнованиях, и рейтинга соревнований). Сейчас в FWQ (если верить их сайту) почти три тысячи участников. Можно представить, какая там конкуренция! Лучшие райдеры FWQ по итогам сезона, набравшие наибольшее количество очков, попадают в FWT Freeride World Tour . Схема очень проста, но стоит как «крыло от Боинга».

Участвуй в FWQ* (с одной звездой), набирай очки, попадай на FWQ**** (четыре звезды) и побеждай, лучшие результаты сезона составят твой рейтинг и, вуаля, ты на FWT!

В каких Media проектах ты участвовал? Как ты попал команду Ride The Planet? Когда можно будет посмотреть фильмы с твоим участием?

В проект Ride The Planet попал по воле случая, мир не без хороших людей. RTP в этом году снимали в Архызе и Домбае, а из Красной Поляны туда можно очень быстро попасть на машине. К сожалению, снега в прошлом сезоне на Кавказ не насыпали, он был только в КП и Грузии. А всё, что находится дальше по хребту на восток, выглядело печально. Но в проекте был задействован вертолёт, что позволило нам найти интересные склоны и линии, плюс у организаторов всё в порядке со знанием региона, что резко повысило КПД всего процесса.

Проект снимался в очень сжатые сроки, на фоне плохой погоды и перманентно закрытого неба. До сих пор не могу понять, как всё удалось. В один из съемочных дней мы вернулись домой уже в темноте, простояв на вершине горы до заката в ожидании хорошего света для съемки (в тот день мы так и не проехали выбранные линии, а ушли обратно пешком, оставив склон нетронутым на будущий день).

Вообще, вся съемочная история - это отдельный разговор. По сути, ты не катаешься, а проводишь всё время в ожидании. В целом, процесс очень похож на соревнования, только снег лучшего качества. Совсем скоро будет презентован фильм «Дикий Снег» , который мы снимали в позапрошлом году, но потом производство было приостановлено из-за недостатка средств. Думаю, уже в октябре можно будет увидеть этот фильм , следите за новостями и не пропустите.

«День Фрирайдера» станет очень полезным фильмом , который поможет людям кататься более безопасно. Фильм пока в работе, съемки будут продолжены в будущем сезоне.

В этом сезоне 2017/2018 наша команда рада пригласить всех желающих на с такими опытными инструкторами как Григорий Корнеев, Юрий Шишкин, Кирилл Анисимов, Константин Либосан и Никита Печерский в Шерегеше, Красной Поляне, Приэльбрусье и Хибинах. Пока открыта запись на школу в Шерегеше для начинающих и продолжающих райдеров. Будет полезно и интересно!

Лично пообщаться с Григорием Корнеевым можно в социальных сетях на

Что такое фрирайд

Технически сложный спуск на лыжах или сноуборде с гор и возвышенностей за пределами проложенных трасс, часто вдали от горнолыжной инфраструктуры и области контролирования спасателями. Человек сам выбирает линию маршрута, стремясь найти максимально нетронутые снежные просторы и склоны с интересным рельефом. Фрирайд – от английских слов free – свободно, ride – кататься.

О возможности покататься по новым местам рано или поздно задумывается каждый горнолыжник и сноубордист после тщательного укатывания всех доступных трасс в период отпуска или каникул. И не удивительно, ведь так заманчиво выглядят опытные райдеры, вылетающие на огромной скорости откуда-то сбоку трассы. Или молчаливые люди с потертыми рюкзаками, с необычно широкими лыжами и с особенным взглядом как-то поверх или сквозь всего происходящего. Создается впечатление, будто они испытали нечто такое, что заставило их немного приподняться над суетой, вдохнуть какой-то особенный глоток воздуха, соприкоснуться с чем-то запредельно светлым и чистым.

Этот состояние возникает во время спуска райдера вдали от ухоженных трасс, длится мгновения и вызывает ощущения того, что человек живет. Обострены все органы чувств, полностью мобилизуется организм. Ощущение совсем недолгое – в длину спуска. Об этих переживаниях не любят говорить – их сложно сформулировать словами, потому что неизбежно что-то теряется, искажается. Это просто надо испытать, это очень личное. Но многие заболевают страстью к фрирайду и используют малейшую возможность, чтобы вырваться из круга привычных дел и рвануть на склон, ощутить полет, драйв и свободу.

С чего начать? Оттачиваем технику катания

Все профессиональные фрирайдеры сходятся во мнении, что получать удовольствие от внетрассового катания, сложного снега и рельефа можно только при условии уверенного владения техникой катания. Повышать свой уровень катания, отрабатывать различные элементы техники лучше на знакомом и удобном для вас склоне, постепенно перенося наработки на более сложный рельеф.

Для внетрассового катания нет какой-то одной универсальной техники – приходится применять все свои умения и наработки. Все зависит от склона, состояния снега, погодных условий и лавиноопасности. Фрирайд – это постоянная сосредоточенность, внимательность, физическая, умственная и психологическая работа. Нужно быть готовым к резким переменам рельефа, скорости, неожиданным неровностям.

Если райдер умеет держать баланс, контролировать скорость, не боится крутых склонов, то он очень быстро начнет кататься вне трасс.

Встречающиеся рельефы

Целина

Powder – самое желанное слово для фрирайдера. Мягкое, глубокое, быстрое белое облако снежной пыли – это и есть то лакомое состояние снега, которое дает ощущение, что ваш снаряд буквально плывет по снегу.

Часто поначалу, попадая в глубокий снег, лыжник приходит в замешательство, так как у него пропадает опора под ногами, ему не от чего оттолкнуться, чтобы сделать поворот. Особенно много хлопот может принести свежая некрутая целина для начинающего сноубордиста. Если райдер использует неподходящую технику катания и едет на низкой скорости, то легко можно упасть в снежный пух и потом уже будет очень непросто встать и заново стартовать.

Рекомендуется учиться кататься по такому снегу, начиная с комфортной неглубокой целины в 5-15 см, лежащей на твердой подложке. Будет привычно делать повороты и ощущать желанную мягкость снега, не бояться падений. Потом постепенно можно переходить на более глубокий снег-powder.

Снежная корка

Бывает двух видов – ветровая и изоляционная. Ветровая корка образуется под действием сильных ветров, переносящих с места на место и утрамбовывающих снежные массы. Корка, переходящая в наст, должна навести вас на мысль о лавиноопасности склона.

Изоляционная корка образуется под воздействием солнечных лучей чаще всего на южных экспозициях склонов.
Катание по такому снегу физически трудозатратно. Рекомендуется проходить такие участки на большой скорости, не забывая о хорошем контроле, поскольку в случае падений можно получить травмы.
Самым сложным условием катания считается комбинация леса и снежной корки.

Мокрый снег

Это весеннее состояние снега, раскисшего под горячими солнечными лучами. В таком снегу лыжи хуже скользят, поэтому можно использовать специальные смазки для плюсовых температур.
Весной повышается лавиноопасность. Поэтому нужно особенно тщательно выбирать места катания и принимать во внимание конфигурацию склона и время катания. Лучше не кататься на южных склонах во второй половине дня.

Лесная зона

Один из самых сложных рельефов для новичка. Если кажется, что деревья расположены слишком часто и близко друг к другу, то рекомендуется смотреть на просвет между ними. Если научитесь не обращать внимания на деревья, то обучение пойдет быстрее.

Также необходима серьезная физическая работа и повышенный контроль ситуации. Часто используются такие техники как прыжки, короткие резаные дуги с переменой амплитуды и ритма.

Частая ошибка начинающих райдеров – это уверенность, что в лесу не бывает лавин. Редкие деревья – не помеха снежной стихии, особенно на большом уклоне и в сильный снегопад. Если смотреть на горы из долины, часто можно увидеть на лесных склонах вертикальные зоны с впечатляюще погнутыми стволами деревьев – это последствия схода лавин.

Большая проблема в лесу – сложная ориентация, так как ограничена видимость. Есть вероятность выехать в места, откуда потом придется выбираться пешком – русла ручьев и распадки. Начинайте кататься по лесу только по знакомым склонам или с людьми, хорошо знающими местность.

Лучше кататься в горнолыжной маске для защиты от сучьев, застегивать все ремешки на рюкзаке и все карманы.

Ледники

Заманчивые просторы для катания. Однако ледники таят немало опасностей. Основные - это трещины открытые и самые коварные – закрытые снегом. Ледники год от года меняют свои очертания. Быть уверенным в безопасности места, на котором катались в прошлом году, достаточно легкомысленно. На ледниках нужно кататься либо с опытным гидом, либо со слаженной командой и иметь набор спасательного снаряжения для подъема человека из трещины.

Прыжки на разном рельефе

Это вершина мастерства фрирайдера. Рекомендуется начинать с небольших бугорочков на трассе. Перед прыжком изучить точку отрыва, точку приземления, потом только начинать движение. Точка приземления должна хорошо просматриваться и находиться на достаточно большой и не слишком пологой площадке.

Потом можно постепенно переходить на более сложный рельеф. Тренировки лучше проводить в хороший мягкий снег, чтобы максимально сгладить синяки от ошибок.

Все, кто планирует серьезно заниматься прыжками, лыжной акробатикой, рекомендуется проводить длительную подготовку перед горнолыжным сезоном на батутах, тренировать прыжки в воду, заниматься с опытными инструкторами, посещать специальные акробатические школы.

Правила безопасного катания


Список снаряжения для фрирайдера

  • Лыжи или сноуборд + ботинки. Начинать кататься фрирайд можно на любом снаряде, на котором вы чувствуете себя уверенно, к которому привыкли. Многое зависит от уровня катания и места, где вы собираетесь кататься.
  • Горнолыжная маска , которая защищает от ветра, снега, солнца, веток в лесу. В рюкзаке должна быть запасная маска на случай, если основная забьется снегом при падениях и будет запотевать.
  • Одежда , которая сохранит комфорт при частой смене активных движений и отдыха. Не даст замерзнуть и перегреться. В рюкзаке должна быть пуховка для непредвиденных ситуаций. Хорошие перчатки должны быть у вас в обязательном порядке.
  • Рюкзак объемом 25-30 литров с поясной и грудной застежкой. Хорошо, если будет возможность прикрепить лыжи/сноуборд к рюкзаку.
  • Лавинная лопата с одной или двумя звеньями.
  • Лавин щуп .
  • Аптечка – одна на всю группу.
  • Отвертка для регулировки креплений на снаряде.
  • Складной нож .
  • Скотч , лучше широкий. С его помощью можно быстро ремонтировать поломки.
  • Авалунг – система, позволяющая дышать при попадании в лавину.
  • Система с воздушной подушкой , которая помогает оставаться на поверхности лавины.
  • Веревка – для катания на ледниках, одна на группу.
  • Обвязка, карабины , альпинистская подготовка для того, чтобы вытащить друга, провалившегося в трещину ледника.
  • Связь – мобильные телефоны, рации . Также номера телефонов спасателей, частоты их позывных, записанные обязательно еще и на твердом носителе.
  • Бипер - лавинный датчик, который следует включить еще перед подъемом на гору. Необходимо иметь запасные батарейки. Бипером нужно научиться пользоваться заранее, так как шансы найти человека в лавине живым ограничиваются примерно 15-ю минутами. Обучаться лучше не самостоятельно по инструкции к прибору, а поучаствовать в практике по поиску, которую проводят большинство гидов.

Самые популярные места для фрирайда

Мест для внетрассового катания много – на любой запрос и кошелек. Кататься можно круглый год, перемещаясь в разные точки планеты.

Кто ищет снег, тот всегда его найдет!

Фрирайд - красивый и опасный вид спорта. Только опыт и хорошее знание гор смогут помочь в непредвиденных ситуациях во время катания. Любите горы, изучайте их, и катайтесь безопасно!