План борьбы с преступностью пример. Планирование мер борьбы с преступностью

В условиях сложной социально-экономической и криминальной ситуации в стране наиболее остро встает вопрос о скоординированной, четкой и отлаженной работе всех властных структур. Одним из способов реализации данной задачи является их взаимодействие. В теории социального управления под взаимодействием понимается совместной участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающие на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств.

В ст. 10 ФЗ «О полиции» закреплен один из основополагающих принципов деятельности полиции взаимодействие и сотрудничество, определяющий, что полиция при осуществлении возложенных на нее полномочий взаимодействует с другими правоохранительными органами государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями,. организациями и гражданами. Без эффективного взаимодействия полиции с указанными учреждениями, должностными лицами и гражданами невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед ней задач.

Правовой основой взаимодействия, помимо ФЗ «О полиции», выступают

различные подзаконные нормативные акты в зависимости от области решаемых задач.

Актуальными остаются задачи координированное™ действий правоохранительных органов, эффективности их взаимодействия, достаточности

Указ президента №567 который определяет, что координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

И соответствии с 4.1 ст.8 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»

деятельность правоохранительных органов по борьбе с-преступностью

координируют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры

субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.

В зависимости от сферы осуществления взаимодействие может быть не

только внешним, но и внутренним.

Внутреннее взаимодействие подразделений МВД РФ также регламентируется подзаконными нормативными актами. Общим документом по регламентированию всех направлений внутреннего взаимодействия является Приказ МВД РФ от 17 октября 2013 г. № 850 «Об утверждении Регламента МВД РФ»,



Взаимодействия подразделений полиции между собой в сфере предупреждения и пресечения преступлений регламентировано Приказом МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О детельности ОВД по предупреждению преступлений». Указанный нормативно-правовой акт подробно регламентирует полномочия отдельных подразделений полиции (например, подразделений ППСП, УУП, ПДН и т.п.) по предупрежденной пресечению преступлений, а также взаимодействие с другими службами ОВД по реализации данного направления деятельности.

Так, например, п.7.13 наделяет участковых уполномоченных полиции обязанностью оказывать содействие л сотрудникам полиции и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

Координация деятельности подразделений ОВД РФ между собой регламентируется Приказом МВД РФ от 12 февраля 1997 г. № 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов ОВД».

Вывод : Взаимодействие - это совместное участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающие на основе различных функций, полномочий, взаимных обязательств.


Эффективность противодействия преступности напрямую зависит от качества и уровня организации взаимодействия государственных и негосударственных структур по осуществлению профилактических мер. Основой взаимодействия подразделении ОВД в сфере профилактики преступности является Приказ МВД рф от 17.01.2006 г. № 19. Л



Борьба с преступностью. Прогнозирование, планирование и программирование предупреждения преступлений ОВД

Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений:

· общей организации борьбы;

· предупреждения преступности;

· правоохранительной деятельности.

Рассмотрим более детально такое направление как общая организация борьбы с преступностью. Общая организация борьбы с преступностью включает в себя следующие составляющие:

1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Осуществляется это путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.

2. Криминологическое прогнозирование. Криминологический прогноз - это опенка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений . Целями и задачами криминологического прогнозирования являются:

Установление показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении;

Выяснение всех обстоятельств имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;

Выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития правоохранительных органов;

Установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;

Выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.

Основными этапами криминалистического прогнозирования являются :

Предпрогнозная ориентация - определение целей, задач, гипотез, времени упреждения и.т.д.

Сбор данных о процессах и явлениях, определяющих развитие преступности и борьбы с нею;

Поисковый прогноз - отбор возможных вариантов будущего развития с учетом влияющих процессов и Факторов для определения перспективных проблем, подлежащих решению;

Нормативный прогноз - наложение на выявленные проблемы возможных средств их решения, исходя из нормативов, определяющих характер объем струк ту ру мер, сил и ресурсов;

Оценка обоснованности прогнозов;

Существует три вида криминологического прогнозирования науки криминологии (прогнозирование криминологических исследований и определение перспективы развития конкретных направлений науки криминологии), прогнозирование преступности (прогнозирование конкретных видов преступности) и прогнозирование индивидуального преступного поведения (определение вероятности совершения преступления в будущем тем или иным конкретным лицом).

При прогнозировании применяются следующие основные методы :

Экстраполирование (экстраполяция) - изучение истории прогнозируемого объекта и перенесение закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее;

Моделирование - разработка системы математических формул, описывающих динамику преступности исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на нее.

Экспертная оценка - заключается в обобщении мнений научных и практических работников, специально отобранных по признакам стажа, квалификации, круга интересов и знаний и т.п., о будущих параметрах преступности или некоторых ее видов, а также о процессах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции.

3. Определение стратегии борьбы с преступностью. На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство как основной субъект организации этой борьбы определяет ее стратегию.

4.Программирование (планирование борьбы с преступностью . Представляет собой целенаправленный процесс по выработке плана, в котором на основе целее и задач борьбы с преступностью намечаются пути и средства решения их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный временной период.

Различают долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на два года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Криминологическое планирование реализуется в форме управленческих документов-планов (программ). Базой криминологического планирования является прогноз преступности.

Программирование борьбы с преступностью увязывается с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе - как государственной, так и политической деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества. J

Программирование должно ноешь целевой характер, то есть сначала слелует эмулировать конкретные цели, затем - средства их достижения, указывать исполнителей, сроки. Характер ресурсного обеспечения этих средств (кадры финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.).

5. Законотворчество в сфере борьбы с преступностью Законотворческая работа тесно связана с программированием борьбы с преступностью. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых нормативных актов.

6. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью. Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения квалификации, переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых и корректировку

реализуемых программ.

7. Организация и развитие научных исследований в области борьбы с преступностью . В данном случае речь идет о развитии сети научно- исследовательских учреждений и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенное значение имеет развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.

8.подготовка и повышение квалификации профессиональных кадров в

области борьбы с преступностью.

9.Формирование правовой культуры населения и в их числе государственных служащих, политиков, журналистов и т.д.

В п. 1 ст. 1 данного Федерального закона «О полиции» "Назначение полиции" говорится, что одним из предназначений полиции является противодействие преступности. А в п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона установлено, что одним из основных направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений.

Отметим также, что, согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 рассматриваемого Закона, полиция обязана выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу.

В ходе рассмотрения нормативных правовых актов МВД России было установлено, что меры по предупреждению преступлений определены в базовом Приказе МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" <4>, которым, кстати, утверждена Инструкция "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (последняя редакция Инструкции от 30.12.2011 N

ПУНКТ6 L дается понятие предупреждения преступлений органами

oevmeo^r Дел: ЭТ0 деятельность служб, подразделений и сотрудников ОВД, уществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение


пплений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и ^ятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 2 Инструкции основными задачами ОВД по предупреждению преступлений, в частности, являются:

выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление;

установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отметим также, что согласно п. 6 Инструкции в задачи территориальных органов МВД России районного уровня также входит осуществление деятельности по предупреждению преступлений. В частности, они проводят комплексные и целевые оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению преступлений и улучшению криминогенной обстановки; выявляют и ставят на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений, осуществляя за ними контроль; привлекают общественные объединения правоохранительной направленности и граждан к деятельности но предупреждению преступлений.

Эти направления деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне являются предметами внешнего госконтроля.

Дополнительный анализ рассматриваемой Инструкции позволяет определить, что подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции в целях предупреждения экономических преступлений должны сфокусировать внимание на следующих направлениях:

на выявлении причин и условий совершения преступлений экономической направленности;

внесении предложений по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности;

проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления экономической направленности, а также своевременном принятии к ним мер предупредительного воздействия;

осуществлении ежемесячного анализа состояния преступности экономической направленности и принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению таких преступлений;

поддержании эффективного взаимодействия с другими подразделениями ОВД по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью экономической направленности, использовании имеющейся у них оперативной

леятеи^пГ В Раб0ТС П° пРеДУпРеждению и пресечению противоправной деятельности такими лицами;

Осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на ^mtf и разобщение организованных преступных групп или преступных ^фдсств. действующих в сфере экономики; 7

обобщении и предупреждении характерных способов уклонения от уплаты налогов» сокрытия доходов (прибыли);

осуществлении комплексных мероприятий по проверке финансово- хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, в отношении которых имеется оперативная информация о причастности к совершению экономических преступлений, финансированию терроризма и экстремизма;

анализе состояния правопорядка в сфере потребительского рынка, выявлении, документировании правонарушений в этой сфере, а также защите прав потребителей и борьбы с правонарушениями на потребительском рынке.

Вывод: Профилактическая деятельность ОВД базируется на законодательных и ведомственных правовых актах и выступает в качестве приоритетного направления деятельности. Для эффективного осуществления деятельности по противодействию преступности ОВД изучают состояние, динамику и другие количественные и качественные признаки преступности. На основе полученных данных составляются прогнозы и программы по

противодействии преступности.

Заключение: Согласно ст.2 ФЗ «О полиции» предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений является одним из направлений деятельности полиции. Приоритетность данного направления определяется огромной экономией ресурсов общества за счет уменьшения его непроизводительных «издержек» (содержание аппарата правоохранительных органов, затраты на исполнение различных видов наказаний, восстановление нарушенных прав и т.д.).

Криминологический прогноз является научной основой программирования и планирования деятельности общества, правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Программирование борьбы с преступностью и предупреждения преступлений - это деятельность по разработке и реализации соответствующих целевых, комплексных программ, в которых определяется система (комплекс) мер борьбы с преступностью, предупреждения преступлений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.

Программирование осуществляется республиканскими и местными органами исполнительной власти на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологических исследований, криминологических экспертиз и мониторинга, опросов общественного мнения населения, материалов деятельности правоохранительных органов.

Согласно Варчука Т.В: "планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание, и развитие позитивных объективны, и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей" .

Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.

Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

План - это решение, содержащее указание о путях его реализации.

Таким образом, необходимым элементом плана является, и комплекс организационных мер по обеспечению выполнения намеченной программы.

Субъекты разработки и принятия программ осуществляют их финансирование, ресурсное и кадровое обеспечение, контроль за их реализацией.

Разработка программ является сложным процессом, включающим следующие основные этапы:

1) обоснование программного решения проблемы;

2) формирование целей программы;

3) разработка вариантов программы;

4) разработка проекта программы;

5) разработка сценария реализации программы.

Программы борьбы с преступностью и предупреждения преступлений имеют достаточно сложное содержание, охватывающее: обоснование необходимости решения проблемы путем реализации соответствующей программы; цели, задачи, сроки и этапы ее реализации; систему программных мероприятий; меры финансового, материально-технического, кадрового обеспечения; объем и источники такого обеспечения.

Криминологическое планирование - это целенаправленный процесс выработки плана, в котором на основе целей и задач в сфере борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный период времени.

Планирование осуществляется на разных уровнях и реализуется в комплексных планах профилактики правонарушений, а также в ведомственных планах правоохранительных органов применительно к их задачам и функциям.

Наиболее распространенным видом планов деятельности по предупреждению преступлений длительное время были комплексные планы профилактики правонарушений. Они составлялись и реализовывались в масштабах республик, краев, областей, городов, районов, а также отдельных отраслей народного хозяйства.

Система комплексного планирования профилактики преступлений имела, таким образом, не только территориальный, но и ведомственно - отраслевой подход.

Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства.

В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению системы такого планирования.

Его основная задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные усилия разнообразных субъектов предупреждения преступлений и направить их в единое русло целенаправленной деятельности по более эффективному использованию своих возможностей в сфере борьбы с преступностью.

Комплексный подход позволяет заложить в основу деятельности субъектов профилактики слаженность в работе, последовательность выполнения профилактических мероприятий, взаимодействие, координацию и единство действий всех исполнителей в соответствии с предусмотренными сроками.

Комплексное планирование позволяет учитывать в сложной и многообразной деятельности конкретное решение вопросов, связанных с применением организационных, хозяйственных, правовых, воспитательных и иных факторов.

Мероприятия текущего плана должны быть всегда строго индивидуализированы и применительно к конкретной обстановке борьбы с преступностью.

Текущие планы строятся на основе краткосрочных прогнозов и в зависимости от характера их обычно на те же сроки. В деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, наибольшее распространение получило текущее квартальное, полугодовое и годовое планирование.

Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.

Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе, и в рамках планов социального развития регионов, и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный, и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном, и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.

Криминологическое планирование (программирование) представляет собой целенаправленный процесс по выработке плана, в котором на основе целей и задач борьбы с преступностью намечаются пути и средства решения их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный временной период.

Криминологическое планирование, реализуется в форме управленческих документов-планов (программ) "и имеет следующие виды:

1. по уровню масштабу:

Региональное,

Местное,

На отдельном объекте;

2. по органу власти, утверждающему план (программу);

3. по составу участников и их роли:

Комплексное, межведомственное, ведомственное;

По направленности:

4. территориальное или отраслевое;

5. по предмету:

Охватывающее борьбу с преступностью в целом и по видам либо только борьбу с отдельными видами преступлений;

6. по срокам:

Долгосрочное,

Среднесрочное,

Краткосрочное.

Базой криминологического планирования является прогноз, данные о преступности, влияющих на нее процессах и состоянии борьбы с нею. При этом разработчики оценивают существующие возможности воздействия на прогнозируемые неблагоприятные тенденции преступности и закладывают в план (программу) соответствующие мероприятия, стремясь разрушить или смягчить их и, наоборот, стимулировать позитивные для общества тенденции.

Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбой с преступностью. Они предусматривают цели и задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью, ресурсы, которые может выделить общество, и т. п.

Планы же детализируют по задачам, направлениям, функциям отдельных субъектов борьбы с преступностью, организацию этой борьбы,

предусматривая конкретные мероприятия, порядок, последовательность,

сроки исполнения, ответственных исполнителей.

Краткосрочное криминологическое планирование рассчитывается на квартал, полугодие, год и направлено на решение текущих проблем, вытекающих из существующей и прогнозируемой на ближайший период обстановки.

Среднесрочное и долгосрочное планирование исходит из прогнозов на эти же периоды. Такие виды планирования направлены на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку задач на продолжительный срок, определение путей и средств их решения.

Таким образом, среднесрочное и долгосрочное криминологическое планирование имеют форму крупномасштабных программ, определяющих стратегические цели, комплекс вытекающих из них задач, систему участников, направлений, средств (мер) их решения, обеспечение.

Комплексное и межведомственное криминологическое планирование охватывают соответственно разработку комплексов задач и средств борьбы с преступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни, отрасли народного хозяйства.

Такие планы включают в себя как решения экономических, социальны, идеологических задач, одновременно направленных на устранение причин преступности, так и меры по повышению эффективности работы правоохранительных органов, а также по искоренению из сознания людей пережитка прошлого, в том числе расширение правовых знаний и воспитание правовой культуры.

В настоящее время развивается практика создания единого плана, в котором содержатся разделы о мероприятиях по предупреждению правонарушений.

Планы составляются с учётом одного из основных принципов планирования - выделения ведущих направлений, т. е. актуальных задач, которые необходимо решить в определённый срок. Реальные возможности общества на каждый период ограничены.

Поэтому одновременное и интенсивное решение всех задач борьбы с преступностью невозможно. Среди них следует выделять наиболее важные и намечать меры по их разрешению. Выделение ведущих направлений способствует концентрации сил средств на решении узловых вопросов.

Ведущие направления определяют на основе изучения преступности, оценки эффективности средств борьбы с ней, криминологических прогнозов и с учётом реальных возможностей решения тех или иных задач.

Последним звеном в системе планирования является реализация плана. Организация работы исполнителей и нахождение оптимальных вариантов их деятельности обеспечивается контролем исполнения.

Поэтому контроль выполняет и регулирующую задачу, внося коррективы в намеченную плановую программу в соответствии с изменениями в законодательстве и с учётом процессов, происходящих в состоянии, в структуре и динамике преступности. Регулирующая функция контроля особо важна при реализации перспективных планов, исполнение которых рассчитано на длительное время.

Прогнозирование преступности тесно связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам.

Цель прогнозирования - выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, и обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо увеличению) преступности.

План устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т. д.

Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его сущность и содержание. Прогнозирование является научной основой для составления планов борьбы с преступностью, планов предупреждения преступности.

Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана.

Криминологический прогноз по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью. Криминологический прогноз является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества.

Таким образом, криминологическое прогнозирование обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью.

Этапу разработки профилактических мер, после анализа качественно-количественных характеристик обязательно предшествует прогнозирование, представляющее собой процесс получения, обработки и анализа необходимой для прогноза информации.

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений.

В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.

Предупреждение преступности - это сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях.

Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу.

По признаку или уровню принято выделять обще - социальное (или общее) и специальное предупреждение преступности.

В случае общего предупреждения речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропорций, питающих преступность, объективно способствуют ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.).

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности, т.е. они призваны решать задачи:

Устранения, нейтрализации, минимизации криминогенных факторов;

Оздоровления социальной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления, и т.д.

Таковыми являются, профилактические операции, ежегодно проводимые ОВД ПМР.

Такие как: Мак, Арсенал, Квадрат, Квартира, Подросток, или административный надзор за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.д.

В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:

Общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам;

Меры предупреждения, относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;

Индивидуальные.

Общегосударственные -- это, например, меры предупреждения преступности, предусмотренные законами, действующими на всей территории ПМР.

Предупредительные мероприятия, относящиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, района республики, применительно к определенному контингенту лиц.

Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе - это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с антиобщественной направленностью поведения.

Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, это экономические меры предупреждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).

Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий, в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев, безработных.

В качестве организационно - управленческих мер предупреждения преступности можно указать на его программно - целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности.

Культурно - воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению явлений моральной безнормативности и деградации, эффективному противостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

По стадиям принято выделять раннее, непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений.

Раннее предупреждение преступности. Предупредительные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться и вводиться в действие на основании прогнозов, предсказывающих возможное повышение криминогенности отдельных социальных факторов.

Непосредственное предупреждение преступности направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе.

Более значимо, с практической точки зрения, выделение в предупреждении преступности таких стадий (этапов), как профилактика, предотвращение, пресечение.

Профилактика -- это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия), причин, условий, других детерминант преступлений.

Под предотвращением понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений.

Наконец, пресечение - это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях.

Цель во всех случаях одна -- не допустить совершения преступления либо его повторения.

Предупреждения преступности представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере это упреждение самой возможности совершения преступлений.

Общее (обще - социальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.

Так, целенаправленные усилия сотрудников правоохранительных органов и специализированных общественных формирований по организации в каникулярное время досуга трудных подростков, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно - воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопросам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения.

Точно так же специальные меры предупреждения имущественных преступлений могут быть результативными в том случае, если они осуществляются в условиях нормальной работы экономических, финансовых, контрольных механизмов.

Общее (обще - социальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.

Например, в сфере экономики - это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.

В сфере политической -- это становление и развитие новой государственности, упрочение демократии; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам.

В сфере социальной большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований:

Устранение резкого социального расслоения общества;

Поддержка малоимущих граждан; укрепление семейных устоев;

Обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения;

Ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность усиливает ее.

Обще - социальное предупреждение действует и в правовой сфере.

Таким образом, меры обще - социального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности.

Обще - социальное предупреждение, специальные предупредительные меры, которые были целенаправленно осуществлены на территории ПМР, в 2011 и 2012 году, позволили снизить общее количество преступлений с 6853 в 2011 году до 5417 преступлений в 2012 году.

При этом общая раскрываемость преступлений в 2012 году составила 85,6%.

Раскрываемость тяжких преступлений составила 75,5% (на 5% больше), раскрываемость особо тяжких преступлений - 87,5% (практически на уровне 2011 года).

В октябре 2012 года в системе МВД было сформировано Управление специальных операций, которое вошло в состав криминальной милиции.

В числе главных задач подразделения: борьба с организованной преступностью; проведение оперативно-розыскных мероприятий по раскрытию разбойных нападений, умышленных убийств, в том числе заказных. Управление сформировано из самых опытных оперативников.

За непродолжительное время работы личным составом был раскрыт ряд резонансных преступлений. Среди них такие особо тяжкие преступления, как убийство, совершенное летом 2012 года в с. Чобручи, Слободзейского р-на.

Вывод: Криминологическое планирование - это целенаправленный процесс выработки плана, в котором на основе целей и задач в сфере борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный период времени.

Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется на обще - социальном уровне.

При этом сильной стороной такого предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер, а также способность на основе взаимного дополнения придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество.

Основная ударная сила обще - социального предупреждения направлена на причины и условия преступности.

План:

Введение……………………………………………………………………………………………………………………ст.3

1. Понятие, виды и значение прогнозирования преступности………………………………………………………………………………………………ст.4

1.1 Прогнозирование преступности…………………………………………ст.4

1.2 Классификация прогнозов………………………………………………………ст.5

1.3 Задачи научного прогнозирования преступности…ст.7

1.4 Планирование предупреждения преступности……………ст.7

2. Методы прогнозирования преступности……………………………………ст.9

3. Планирование борьбы с преступностью…………………………………ст.12

4. Практическое задание…………………………………………………………………………ст.14

Заключение………………………………………………………………………………………………………………ст.16

Библиография…………………………………………………………………………………………………………ст.17

Введение

Криминология изучает преступность как социально обусловленное, исторически изменчивое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени, которое с позиции общественных интересов относится к разряду социальной патологии и оценивается отрицательно. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики, которые и изучаются криминологией. К ним относятся: уровень, структура и динамика преступности. Причем, правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними, такие, например, как пьянство, проституция, наркомания и т.п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и разработке мер их предупреждения.

Одним из важных разделов криминологии является «криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью». Современная криминология исходит из того, что прогноз преступности не только возможен, но и необходим. Прогноз в современном значении слова - не просто предвидение, а специальный вид его, который существенно отличается от всех прочих видов высокой степенью обоснованности, научной основательностью. Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности либо приблизить, либо предотвратить.

Поэтому изучение этого раздела имеет большую важность для подготовки профессионала и даёт базу для его дальнейшего совершенствования.

1Понятие, виды и значение

прогнозирования преступности

1.1 Прогнозирование преступности

Прогнозирование преступности - это предвидение вероятностных изменений тенденций и закономерностей преступности в будущем.

Разумеется, прогнозы выявляют вероятностную картину ожидаемых событий. Но их ценность состоит в том, что они обладают необходимой достоверностью, которая обеспечивается выбором правильных методов прогнозирования и надежной исходной первичной информацией.

Основной целью прогнозирования преступности является установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в будущем, выявление нежелательных и положительных тенденций, закономерностей и отыскание способов изменения или стабилизации этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.

Степень вероятности прогноза преступности в значительной мере зависит от числа различного рода факторов, используемых при прогнозировании. Как справедливо указывают Г.А.Аванесов и С.Е.Вицин, “нужно учитывать и изучать не только данные о преступности, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность: социально-политические явления, организационно-правовые, экономические, демографические и т.д.”.

Конечно, при таком положении чрезвычайно сложно добиться абсолютного точного прогноза в данной области, да и вряд ли это будет возможно в будущем. Однако это не означает нецелесообразности составления прогнозов преступности. Даже прогноз, который лишь частично оправдывается, полезен и нужен. Основная задача прогноза состоит в том, “ чтобы найти хорошее или даже наилучшие решения в условиях неопределенности”.

Прогноз преступности должен опираться на учет: общих причин преступности причин, обусловливавших отдельные виды преступлений. К ним, в частности, относятся демографические данные об изменении населения, его численности, состава по полу, возрасту, образованию и др., миграции, в которой следует различать как внешнюю, так и внутреннюю. Во внутренней миграции, необходимо выяснение соотношения механического и маятникового /сезонного/ прироста населения. Важным обстоятельством, влияющим на прогноз, выступает урбанизация, характерной чертой которой является увеличения доли скрытого населения, т.е. населения, проживающего в сельской местности, но работающего в городах. Кроме того, урбанизации свойственны и отдельные своеобразные стороны, нередко имеющие криминогенный характер /например, ослабление социальных связей в городах/.

Нельзя не учитывать изменения, вносимые в уголовное законодательство. На основе новых законодательных актов активизировалась борьба с многими видами преступлений, что повлекло увеличение числа регистрируемых преступлений.

При прогнозе преступности следует обращать внимание и на преступность, ее характер и виды в зарубежных странах, которые в определенной мере могут оказывать свое влияние на преступность и ее характер в нашей стране в целом и в отдельных регионах в частности.

Необходимость увязки прогнозирования преступности с другими социальными причинами обуславливается многообразными социальными связями и взаимозависимостью самого объекта прогнозирования - преступности.

1.2 Классификация прогнозов

Классификацию прогнозов преступности можно проводить, исходя из различных критериев.

Основное значение имеет объект прогнозирования - преступность как социальное явление и преступное поведение отдельной личности. По этому критерию можно выделить два вида прогнозирования: общее и индивидуальное.

Общее прогнозирование может осуществляться на различных уровнях: на уровне преступности в целом, на уровне определенной категории преступности (рецидивной преступности, корыстной преступности и т.п.), на уровне отдельных видов преступлений.

Эти три уровня прогнозирования нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Они находятся в отношениях общего и особенного. При всей важности прогнозирования преступности в целом нельзя не учитывать развитие отдельных видов преступлений, и особенно тех из них, которые оказывают по своему характеру влияние на преступность как социальное явление.

1. Понятие криминологического прогнозирования и прогноза.

2. Цели криминологического прогнозирования (предпосылки).

3. Классификация криминологических прогнозов.

4. Методы криминологического прогнозирования. Прогнозиро­вание индивидуального преступного поведения.

5. Криминологическое планирование мер борьбы с преступнос­тью и виды планов.

за.

1. Понятие криминологического прогнозирования и прогнозов

Прогнозирование ныне очень модное явление. Интерес к пред­видению своей судьбы, наверное, волнует каждого человека.

Восприятие будущего обозначается в русском языке по-разному: пророчества, предвидение, предсказание, предвосхищение и наконец, словом иностранным - прогнозирование.

Прогнозирование - это процесс по разработке вероятного сужде­ния о состоянии какого-либо явления в будущем.

Прогнозирование преступности - одна из форм научного пред­видения дальнейшего развития преступности в целом или отдельных ее видов.

Прогнозирование позволяет установить возможные изменения состояния и динамики преступности в перспективе.

По Зелинскому криминологическое прогнозирование - это про­цесс получения, обработки и анализа информации для определения будущего состояния преступности или вероятности совершения прес­тупления.

От прогнозирования следует отличать прогноз. Прогноз - это ре­зультат прогнозирования.

Криминологический прогноз по Зелинскому - это вывод, полу­ченный в результате прогнозирования:

Предполагаемого развития преступности в целом и отдельных ее видов;

Прогноз возможного поведения отдельного лица.

Прогноз носит вероятностный характер. Это связано с тем, что знание о явлениях преступности ограничены, а методика прогнозиро­вания несовершенна.

Вместе с тем опыт криминологического прогнозирования дает в целом обнадеживающие результаты. Это обстоятельство подчеркива­ют многие ученые: Кудрявцев, Бауэр, Эйхгорн, Зелинский, Алексеев и др.

2. Цели и предпосылки криминологического прогнозирова­ния.

В криминологии различают общие и основные цели прогнозиро­вания.

К общей цели относится:

1)установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие преступности в перспективе;

2)выявление нежелательных тенденций и закономерностей.

Отыскание на этой основе способов изменения тенденций и за­кономерностей в нужном направлении.

Криминологи выделяют пять основных целей криминологичес­кого прогнозирования.

1. Обеспечение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов.

2. Принятие длящихся управленческих решений, разработка общей концепции борьбы с преступностью.

3. Выбор оптимального пути развития деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.

4. Установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем.

5. Определение возможностей появления новых видов преступ­лений и отмирания имеющихся в настоящем. Установление возмож­ного появления новых категорий преступников.

Следует отметить, что для прогнозирования движения преступ­ности необходимо определить предпосылки.

Такими преступлениями являются прежде всего:

1) знание закономерностей развития общества, изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, знание тен­денций, которые свойственны экономическим и социальным явлени­ям, связанным с преступностью;

2) конкретное изучение экономических, бытовых, культурных и иных особенностей жизни республики, края, области;

3) анализ предстоящих изменений в уровне жизни населения, демографических показателей и т. п.

Все это вместе взятое дает возможность делать обоснованные выводы о том, какие процессы в состоянии и структуре преступности будут происходить в ближайшие годы.

Предпосылкой реального криминологического прогнозирования является и обоснованная оценка состояния преступности в данный момент, которая берется за исходную позицию прогноза.

Источниками информации при криминологическом прогнозиро­вании служат статистические данные правоохранительных органов, экономической, социальной, демографической статистики, а также знания отдельных людей.

Криминологический прогноз преступности - это вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре) преступности, ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений и указание их примерных сроков.

Необходимо знать, что криминологическое прогнозирование является:

  • - разновидностью социального предвидения;
  • - отраслью юридического прогнозирования и
  • - самостоятельным видом прогнозирования.

Процесс криминологического прогнозирования по своей сути должен быть непрерывным, требующим постоянного систематического уточнения по мере накопления новых данных. Т.е. стремление к законченным, не нуждающимся в уточнении прогнозам может привести к ненадежным результатам или даже к ложным выводам.

Также необходимо знать, что существующая «проблема неопределенности» позволяет прогнозу быть только приблизительным, а не абсолютно точным. В самом слове «прогноз» уже заложена невозможность точного «прогнозирования». Но важно помнить в этом случае, что «даже плохой прогноз лучше хорошей неопределенности».

Источниками прогноза являются не только данные, отмеченные как качественно-количественные характеристики преступности, но и, так называемая, «опережающая информация». Например, отслеживание будущего изменения уголовного законодательства, обязательно внесет коррективы в прогноз преступности и соответственно в систему ее предупреждения.

Цели криминологического прогнозирования формулируются следующим образом:

Общая цель - установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей и отыскание способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.

Общая цель предопределяет основные цели следующего уровня:

  • - обеспечение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;
  • - принятие длящихся управленческих решений;
  • - выработку общей концепции борьбы с преступностью;
  • - выбор оптимального пути совершенствования деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью;
  • - установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;
  • - определение возможностей появления новых видов преступлений и «отмирания» имеющихся в настоящем, а также причин и условий, способных повлиять на это;
  • - установление возможного появления новых категорий преступников.

Перечисленные цели криминологических прогнозов являются основными. Другие цели соответствуют названным, вытекают из них и соотносятся с ними как частное с общим. Все они (цели) должны постоянно уточняться, конкретизироваться, обновляться в связи с непрерывностью самого процесса прогнозирования.

В зависимости от целей прогнозирования, объекта исследования и сроков прогнозирования определяются и задачи прогнозирования.

Основными задачами являются:

  • - получение информации об изучаемом будущем;
  • - соответствующая обработка этой информации;
  • - обобщение всех показателей «будущей» преступности; а самая основная задача состоит в том, чтобы на основе выявленных показателей определить в прогнозируемом периоде наиболее важные и эффективные пути (средства и меры) борьбы с преступностью.

Криминологическое прогнозирование в широком смысле классифицируется на два вида:

  • - прогнозирование науки криминологии (прогнозирование криминологических исследований, определение переспектив развития, конкретных направлений науки) и
  • - прогнозирование преступности (первичной и рецидивной).

Из теоретической части криминологии Вы помните специальные криминологические методы: типологии или изучение конкретного случая /case-study/. Применительно к рассматриваемой части вопроса Вами будет осуществляться два вида прогнозов:

прогноз преступности (в целом по ФПС, округу, отряду, заставе, взводу, отделению или отдельных ее составляющих) прогнозов индивидуального преступного поведения.

Эти виды криминологических прогнозов существенно между собой различаются (как общее и частное).

В каждом из этих направлений (первичном и рецидивном) выделяются прогнозирование преступности (различных категорий обследуемых: по контракту или призыву, офицеров, прапорщиков; мужчин или женщин); отдельных видов и групп преступлений; преступности в разных регионах (в масштабах ФПС, округа, отряда, заставы, отделения).

Самостоятельным видом прогнозирования является прогнозирование индивидуального антиобщественного (преступного) поведения (индивидуальное прогнозирование).

Объединение информации всех (или части) перечисленных прогнозов составляет совокупный криминологический прогноз.

Любое прогнозирование проводится с целью составления прогноза на тот или иной конкретный срок. Т.е. по времени прогнозы делятся на:

  • - кратносрочные (от одного до 2-х лет) - обслуживают текущие задачи борьбы с преступностью. Как правило, эти прогнозы достаточно достоверны;
  • - среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет) - позволяют учитывать возможное воздействие на преступность и ее изменение явлений макросоциального уровня; использовать антикриминальный потенциал этих явлений и процессов; своевременно разработать адекватные меры по нейтрализации или ослаблению возможных криминогенных последствий, подготовить соответствующие людские, материальные и иные ресурсы и т.д. и
  • - и долгосрочные (до 10-ти - 15-ти лет) при существующих методиках могут давать лишь некоторые общие оценки возможных тенденций преступности.

Практика деятельности органов Федеральной Пограничной службы также показывает необходимость сверхкраткосрочных криминологических прогнозов - на сутки, неделю, месяц, квартал.

В криминологическом прогнозировании используются общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания.

Наибольший интерес представляют последние, т.е. специальные методы криминологического прогнозирования, которые могут быть сгруппированы в три основные группы:

  • 1. методы экстраполяции;
  • 2. методы моделирования и
  • 3. методы экспертных оценок.

Методы эстраполяции лежат в основе всякого прогноза. Сущность этого метода состоит в изучении прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.

На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые распространяются на будущее. Степень точности прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации.

Следующий метод - моделирования, представляет из себя разработку математических моделей (на основе программирования) конечно в практике пограничной заставы не применим. Может быть использован на уровне округов и ФПС, но с привлечением специалистов. Ваша задача при его использовании - составление достоверной информации.

Последний - метод экспертной оценки - выяснение мнения научных и практических работников, отобранных по ряду признаков (стаж работы, квалификация, сфера научных интересов и пр.)

Как представляется, наиболее удобным для Вашей будущей деятельности наиболее приемлим метод экстраполирования.

Более подробно следует остановиться на индивидуальном прогнозировании преступного поведения.

Его принципами должны быть:

  • - системность (субъект является частью системы);
  • - преемственность;
  • - вероятностность (вероятностные прогнозы относительно поведения человека называются пропабилистическими /от лат. probabilic - вероятный/);
  • - относительность;
  • - многозначительность.

Планирование мер борьбы с преступностью

Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути работы, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей предупреждения преступного поведения в сложившейся конкретной ситуации.

Конкретность планирования индивидуальной работы, его обусловленность свойствами каждой данной ситуации не исключают возможности программирования по некоторым параметрам соответствующих действий субъектов предупредительной деятельности. Конечно, трудно рассчитывать на возможность разработки типового плана, пригодного для всех без исключения случаев, различных категорий лиц и отвечающего всем требованиям, предъявляемым к такого рода планам. Вместе с тем нельзя отрицать определенного практического значения примерных планов индивидуального предупреждения, разработанных с учетом некоторых типичных ситуаций, складывающихся в этой сложной деятельности.

Планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам населения и т. д.

Планирование - это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.

Основное значение имеет объект прогнозирования - преступность как социальное явление и преступное поведение отдельной личности. По этому критерию можно выделить два вида прогнозирования: общее и индивидуальное.

Общее прогнозирование может осуществляться на различных уровнях: на уровне преступности в целом, на уровне определенной категории преступности (рецидивной преступности, корыстной преступности и т.п.), на уровне отдельных видов преступлений.

Эти три уровня прогнозирования нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Они находятся в отношениях общего и особенного. При всей важности прогнозирования преступности в целом нельзя не учитывать развитие отдельных видов преступлений, и особенно тех из них, которые оказывают по своему характеру влияние на преступность как социальное явление.

Самостоятельное значение имеет индивидуальное прогнозирование. Прогнозирование индивидуального преступного поведения в отличие от прогнозирования преступности вообще в настоящее время недостаточно разработано теоретически, а на прикладном уровне делаются по существу лишь первые попытки.

Методологическое обоснование возможности прогнозирования поведения человека связана с детерминистической концепции поведения, рассматриваемого в качестве результата сложного взаимодействия личности, среды и конкретной жизненной ситуации. Безусловно, сложная сущность человека, различные свойства его природы обусловливают трудность методологии познания и прогнозирования поведения, затрудняют практическое их осуществление, но не делают таковые невозможными.

Следует подчеркнуть, что индивидуальное прогнозирование преступного поведения может применяться лишь в отношении лиц, которые в прошлом уже совершили преступления или допускали иное антиобщественное поведение. Роль индивидуального прогнозирования преступного поведения состоит именно в том, чтобы из указанного контингента лиц определить тех, в отношении которых необходимо вести индивидуальную предупредительную (профилактическую) работу, чтобы не допустить совершение преступления.

Прогнозирование может быть осуществлено в рамках различных социальных групп, сформированных по таким признакам, как образование, семейное положение, возраст, профессия и т.д. При классификации прогнозов по возрастному признаку специальное внимание должно быть уделено несовершеннолетним.

По масштабам территории прогнозы движения преступности могут быть классифицированы на прогнозы преступности в районе, городе, области, республике и в других регионах страны.

В зависимости от продолжительности прогностического периода прогнозы преступности делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Как отмечает В.Н. Кудрявцев, «Долгосрочные прогнозы общего характера определяют... «стратегию» борьбы с преступностью. Для повседневной «тактики» этой борьбы, для выработки наиболее эффективных мер предупреждения преступлений... необходимы более конкретные сравнительно кратковременные прогнозы состояния, динамики и структуры антиобщественных явлений».

Конкретные сроки отмеченных видов прогнозов в юридической литературе указываются самые разнообразные.

Представляется, что к кратковременным прогнозам преступности следует отнести прогнозы на срок до трех лет включительно. В этих пределах оценку преступности можно дать более однозначно, так как в такой период вряд ли могут произойти какие-либо существенные изменения.

В практике органов внутренних дел в последнее время получают распространение трехгодичные прогнозы возможного уровня рецидивной преступности. Срок три года избран в связи с тем, что большинство новых преступлений совершается в течение первых трех лет с момента отбытия наказания.

Наиболее целесообразным видом среднесрочного прогнозирования по срокам является пятилетние прогнозы. К долгосрочным прогнозам преступности можно отнести прогнозы на срок 15-20 лет. Именно за указанный период завершится в основном демографический цикл, охватывающий воспроизводство населения в течение одного поколения, нравственное и профессиональное формирование личности. В течение указанного срока обычно завершается технический цикл развития хозяйства.

В зависимости от цели прогнозирования движение преступности могут быть применены любые из названных критериев. Либо совокупность критериев, обеспечивающих комплексность и многоаспектность прогнозов.

Задачи повышения эффективности борьбы с преступностью обуславливают значимость обоснованного научного прогнозирования преступности. Прогноз преступности - это прежде всего информация для нужд практики; причём такая информация, на основе которой определяются и оцениваются возможности борьбы с преступностью в будущем с учётом всех имеющихся сил и средств. Прогноз также является важнейшей информацией, без которой не обойтись законодательным органам при определении перспектив развития законодательства вообще, и в том числе уголовного. Оценивая уровень, структуру, динамику и другие характеристики преступности с позиций настоящего и будущего, законодательные органы в необходимых случаях вносят изменения в уголовное (а также в уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое) законодательство, чтобы оно всегда отражало общественные потребности в защите тех или иных общественных отношений.

Прогноз преступности по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью.

Прогноз преступности является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества. Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью