Почему двухгодовалый ребенок. Почему двухлетний ребенок не говорит

Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:

  • вес: 12,3-12,7 кг.
  • рост: 84-86 см.

На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.

Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет

Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.

Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи .

Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.

Освоенные новые навыки и умения

Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

  • Уверенная ходьба.
  • Прыжки.
  • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
  • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
  • Удар ногой по мячу, броски мяча.
  • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Проходить сквозь обруч.
  • Удерживать равновесие на перекладине.

Умения

  • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
  • Листать страницы книжки.
  • Стоять на цыпочках.

В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.

Развитие речи в 2 года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу .

Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

Особенности развитие психологии детей 2-3 лет

Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.

Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете.

Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.

  • Речь более понятна , чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
  • Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
  • Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
  • Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
  • Выполняет простые указания и просьбы.
  • Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
  • Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
  • Разбирает игрушки , пытаясь изучить содержимое.

Познавательные способности ребенка 2-х лет

  • После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
  • Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
  • Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
  • Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
  • Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
  • Выделяет три-четыре цвета , некоторые называет или подбирает к данному образцу.
  • Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.

Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?

В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и .

Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.

  • «Кто быстрее»

Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.

Эта игра научит различать предметы по форме.

  • «Сходства и различия»

Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.

Игра развивает внимательность.

  • «Сравнение»

Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.

Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.

  • «Книга своими руками»

Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.

Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.

  • «Крепость»

Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.

Игра развивает воображение.

Питание и уход

В двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).

Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша

1. Салат «Снеговик»

Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.

2. Гречневые котлеты

На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.

3. Зразы из творога и тыквы

Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.

Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания.

Добрый день, дорогие читательницы! Я получаю очень много вопросов о воспитании малышей. Я постоянно подчеркиваю, что до 5 лет малыш должен сталкиваться с запретами как можно реже. Многие начинают возмущаться, считая, что я ввожу полную вседозволенность...

Я нисколько не переживаю за своего младшего сына, которому через несколько месяцев исполнится два года. Не переживаю за то, что он до 18 лет так и не выучит слово «нельзя», и не сможет воспринимать запреты до пенсии. Но слышу, как многие мамы переживают за своих детей... Поэтому пишу на эту тему снова и снова. Сегодня мы подробнее поговорим о границах, и о том, как воспитывать ребенка в 2 года.

Итак, запреты и границы у ребенка всегда есть. И в 2 года, и в год, и даже в несколько месяцев. Другой вопрос — как мы обозначаем эти границы. Кричим ли мы грозно «нельзя» или показываем запреты максимально мягко?

И опять подчеркну: все, о чем я буду здесь писать, касается только малышей до 5 лет. В 5-7 лет происходит значительный скачок в развитии ребенка. И после этого возраста отношение к запретам должно поменяться (со стороны родителей). Если же родители до 18 лет своего чада так ничего и не меняют, и разговаривают с подростком, как с годовалым карапузом... Тогда действительно начинаются большие проблемы. Но у нас речь идет именно о карапузах. Это очень важно!

Эта ужасная вседозволенность

Как же мне надоело отвечать на возмущенные комментарии к моим постам, грозящие моим детям страшное будущее из-за нашей «вседозволенности»! Надоело, потому что почти к каждому посту в соц.сетях о моем отношении к разлитому годовасиком маслу или о безобидных шалостях, найдется кто-то «неравнодушный». И каждый раз приходится писать одно и то же. Иногда уже хочется просто проигнорировать комментарий... Но потом понимаю, что это важно повторять. Много раз повторять. Чтобы у кого-то из мам разрушились старые стереотипы.

Так вот, хорошая новость: вседозволенность вашему ребенку не грозит. Ее организовать просто невозможно. Невозможно. Если вы нормальная мама, вы не позволите своему малышу играть с огнем, вылезать из окна, бегать по проезжей части и т.д. Так что у поведения вашего ребенка в любом случае будут какие-то границы. И он начнет осваивать их с рождения.

С рождения ребенок сталкивается с тем, что жизнь не всегда такая, как хотелось бы. Даже если вы практикуете , даете грудь по первому писку и круглосуточно носите дитя в . С первых месяцев ребенку уже что-то нельзя.

Например, грудничку нельзя переворачиваться у края дивана. Если он так перевернется — он упадет. Однако, ни одна нормальная мать не будет пытаться донести это до трехмесячного малютки.

Представьте себе мамашу, грозно размахивающую пальцем перед таким малышом и приговаривающую: «Нельзяяяяя!!» А потом, когда ребенок все-таки упал, приговаривающую: «Почему ты не слушаешься?! Какой ты непослушный! Вот теперь будешь знать! Я вижу, что ты все понимаешь! У тебя глаза уже умные, и „агу“ прекрасно выговариваешь! Все понимаешь, а не слушаешься! Кто же из тебя вырастет?!»

Примерно то же самое происходит даже тогда, когда ребенку исполняется год. Я писала об этом в статье « ». Такая ситуация продолжается и в 2 года. И даже дольше. Хотя в 2-3 года малыш уже реагирует на многие запреты. И кажется, что он уже такой умный... Реагирует на многие ваши слова и запреты, но... Не на все.

Что плохого в запретах?

До 5-7 лет мозг ребенка еще недостаточно созрел для адекватного восприятия запретов. Это не значит, что до 5 лет вы вообще не будете произносить слово «нельзя». К сожалению, это невозможно. Но надо произносить это слово как можно реже.

Нашей старшей дочери сейчас почти 4 года. И она уже хорошо знает «нельзя». И даже — о чудо! — в большинстве случаев она хорошо слушается. Но даже сейчас в 4 года любые запреты тяжелы для нее. И если я начинаю говорить «нельзя» часто, начинаются капризы, истерики и все признаки перевозбуждения. Это — в 4 года! Что уж говорить о малыше двух лет?

На самом деле, в 1-3 года запреты не так страшны — ребенок их легко игнорирует. В этом возрасте правильная стратегия звучит так: «Нельзя ругать или отчитывать малыша за то, что он не слушается».

До 5 лет детей вообще нельзя ругать. В этом возрасте малыш ни за что не поймет, что вы «его очень любите, но злитесь на его плохое поведение». И единственное, чего вы добьетесь — ребенок будет чувствовать себя плохим и нелюбимым.

Как ставить границы

Стратегия воспитания очень проста. Предельно проста. Если трехмесячный малыш лежит около края дивана — что вы делаете? Правильно, берете его и уносите в безопасное место. И вообще стараетесь не класть малыша на диван. Примерно также мы реагируем на поведение малыша 2-3 лет.

Конечно, унести двухлетку от края гораздо сложнее. Но суть остается той же. И постепенно, по мере роста, карапуз учится воспринимать эти границы.

Если малыш хватает что-то запретное и опасное — отбираем. Лезет на что-то слишком высокое или хрупкое — снимаем. Ведет себя неподобающе — уносим в другое место.

В идеале — отвлечь карапуза чем-то более интересным. Это — лучшее, что вы можете сделать. Не получается? Хотя бы просто пожалейте. Да, годовасик будет вопить, брыкаться и всячески выражать свой протест. Но вы все равно спокойно и с любовью забираете его из опасного места...

На что важно обратить внимание?

  • Запретов должно быть как можно меньше! Постарайтесь убрать все запретное и опасное туда, где малыш не достанет.
  • Когда малыш приближается к запретному — можно мягко сказать «не надо брать» или что-то подобное. Покачать головой. Но мягко, без угрозы или агрессии.
  • Малыш все равно залез на запретный шкаф? Спокойно снимайте его оттуда. И помогите ему пережить весь спектр эмоций. Помогите своим сочувствием, любовью и терпением.
  • Постепенно ребенок привыкнет к ним. Особенно, если ему уже два года. Постепенно в голове малыша сформируется связь: залезешь — все равно снимут. Поэтому нет смысла туда лезть. Но эта связь не будет иметь примеси страха!
  • Однако, периодически дети снова «проверяют границы». И ваша задача — снова отреагировать на это спокойно и с любовью.
  • Если ребенок все-таки что-то сломал, испачкал, разбил... Это не он виноват. Это вы не уследили. Это ваша ответственность, а не его. Поэтому ругайте не ребенка, а саму себя.
  • А если же никто не пострадал — и себя не ругайте. А просто вытрите лужу, вымойте шкаф или соберите осколки с пола. Небольшие неприятности не стоят того, чтоб из-за них переживать.

Чем старше ребенок, тем больше шансов, что он отреагирует на ваше словесное предупреждение. И в 3 года многие дети готовы слушаться родителей. Без криков и угроз! Но... Не всегда. И это тоже надо понимать. Когда малышу в 3-4 года чего-то очень хочется, он проигнорирует ваши просьбы. И снова ваша задача — не ругать и не требовать послушания.

Как общаться с малышом 3-4 года, если он не хочет идти домой, мыть руки или снимать дома сапоги — . Здесь уже можно постараться договориться. Но в 2 года это еще не имеет смысла.

Поэтому если наш младший сын начинает выливать воду из ванны на пол — я просто вытаскиваю его из ванны. Разбрасывает из тарелки еду? Забираю тарелку. Кидает в детей песок на детской площадке? Уношу его из песочницы. Все это можно делать спокойно, без угроз. И границы соблюдены, и мама осталась любящей.

Подпишитесь на новые статьи блога и сделайте репост в социальных сетях. Я желаю вам счастья. До новых встреч!

  • Дерется в садике
  • Дерется с родителями
  • Крохи всегда умиляют своих родителей. За одну беззубую улыбку им прощается многое. Но не все. И до поры до времени. Некоторые родители сталкиваются совсем не с тем поведением ребенка, о котором мечтали. Малыш в определенном возрасте начинает бить своих маму и папу. О том, что делать, если малыш дерется, притом с самыми близкими, рассказывает Евгений Комаровский.

    Почему это происходит

    Дракой малыши выражают свою накопившуюся агрессию. Первые попытки делать это многие мамы замечают уже в полгода. Ребенок еще не умеет говорить, но уже отлично умеет выгибать спинку «колесом» и отчаянно и довольно злобно орать, если что-то не по его. Чуть позже детки могут начать щипаться. После года малыш умеет отлично кусаться , и годовалый кроха делает это не из злого умысла, а потому, что еще не способен совладать с негативными эмоциями адекватно.

    Самый «проблемный» протестный возраст начинается с 2 года, ближе к трем годам. Тут даже тихие и спокойные ранее дети могут начать проявлять агрессию и раздражительность.

    Однако трехлетний драчун, который привык решать проблемы зубами и кулаками и дома, и в детском саду, уже более серьезно должен насторожить родителей. Одним только возрастным этапом и мелким хулиганством агрессию в 2-3 года не объяснить. Обычно это недостаточное развитие речи, которое мешает найти слова, чтобы описать свои чувства, хронический недостаток внимания со стороны взрослых, а иногда и симптомы нервного или психиатрического нарушения.

    Психологи практически единодушны - основная причина детской неосознанной агрессии - в раздражительности родителей, в первую очередь, мамы. По статистике, которой располагают детские психологи, четверо из десяти детей хоть раз пробовали применять силу в отношении близких, в половине случаев - проблема приобрела катастрофические масштабы, когда ребенок стал настоящим тираном в своей семье.

    Чаще всего родители таких агрессивных деток жалуются на то, что малыш кусается, плюется, а также бьет взрослых и даже кидается разными предметами, которые попадаются под руку.

    Комаровский о проблеме

    Авторитетный детский врач Евгений Комаровский таких детишек в своей практике видел, и не один раз. Он категорически несогласен с утверждением психологов о том, что нужно запастись терпением и мирно увещевать маленького тирана и убеждать его (на словах!), что «маме и бабушке больно».

    Все аспекты детской агресси рассмотрим с доктором Комаровским в следующем видео.

    Мягкие и демократичные педагогические меры в этой ситуации не работают , говорит Евгений Олегович. А если и работают, то в исключительных случаях. Это происходит потому, что агрессия - это не что иное, как инстинкт, один из самых сильных древних инстинктов человека. А с инстинктами никакими педагогическими методиками бороться невозможно.

    В большинстве ситуаций с маленькими драчунами срабатывает только одно: ответить идентично. Ни одно проявление детской агрессии не должно оставаться без внимания родителей, на каждый укус или удар взрослая «жертва» должна незамедлительно реагировать.

    Если укусил, Комаровский советует укусить в ответ, если ударил - сделать то же самое. Естественно, взрослым надо соизмерять силу, но и слишком щадящим ответ быть не должен, поскольку ребенок должен понять на собственном опыте, что такое больно и обидно.

    Причем, Евгений Олегович советует мамам как можно меньше утешать орущего или хнычущего ребенка после этого «идентичного ответа».

    Если интересует вопрос, как все-таки справиться с неуправляемым ребенком, посмотрите следующий выпуск доктора Комаровского на эту тему.

    Евгений Комаровский подчеркивает, что ответная, обязательно - контролируемая агрессия не может говорить о недостатке любви мамы к чаду, и даже наоборот.

    Если вы его сильно любите, вы вряд ли захотите вырастить патологическую личность с ощущением собственной безнаказанности и вседозволенности.

    Важно

    Вне конфликтной ситуации, в которой вы по методу Комаровского дали жесткий отпор маленькому агрессору, поведение по отношению к ребенку изменяться не должно. Мама должна оставаться все той же доброй и ласковой, готовой всегда прийти на помощь. Тогда у ребенка, по мнению известного педиатра, начнет формироваться еще один очень полезный инстинкт - он научится уважать старших и сильных, поймет, что болевые реакции лучше не провоцировать, а также быстрее сможет провести параллель между своей болью от вашего укуса и вашей во время его агрессии.

    Постепенно нападения на взрослых и ровесников станут все реже, а потом и вовсе сойдут на нет и забудутся.

    Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.

    Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками

    Физические изменения

    Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5-3 кг.

    1. Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
    2. Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
    3. Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
    4. Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
    5. Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.

    Навыки и умения

    Достигнув , ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.


    Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный

    Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения - одна из первых задач для родителей.

    Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:


    Становление речи

    В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.

    Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.

    Игры

    Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.

    Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.


    В два года с малышом можно играть ролевые игры

    В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой - купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.

    В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.

    Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.

    Кризис двухлетнего возраста

    Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.


    Истерики в два года — обычное явление

    Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.

    Характер поведения в переходный период

    Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.


    Истерика в магазине за игрушкой

    Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.

    Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.

    Причины изменения поведения ребенка

    Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.


    Проверка границы дозволенного

    В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.


    Негативизм в два года

    Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.

    Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.


    Истерика — это требование внимания

    Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.

    Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.

    Разрешение кризисной ситуации

    Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.


    Советы родителям

    Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.

    Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.

    Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.

    В этой статье:

    В 2 года у ребёнка продолжается активное психическое развитие. Он учится понимать взрослых, распознавать их эмоции. А ещё он учится получать желаемое от родителей самыми разными путями. Среди них присутствуют и истерики - не самое приятное событие. Про то,
    как помочь малышу выйти из этого состояния, пишет психолог Комаровский.

    Часто родители не понимают истинную причину поведения крохи. Ругать его или наказывать совершенно не нужно. Если у ребёнка случаются частые истерики, лучше всего разобраться во всем спокойно. Необходимо понять, что же стало причиной такой острой негативной реакции. Причин может быть много - от плохого самочувствия до неправильного подхода к воспитанию. Если малыш закатывает истерики, то родителям нужно реагировать на них мудро. Ищите компромиссы и учитесь понимать своего ребёнка.

    Что такое истерика

    Истерика - это сильная негативная реакция. Ребёнок кричит, плачет, его невозможно просто так успокоить. С каждым вашим словом ситуация становится только хуже. Часто кроха 2-3 лет падает на землю, на пол. Кажется, что его
    плач никогда не прекратится. Он в состоянии крайнего нервного возбуждения, когда человечек перестаёт себя контролировать.

    Истерика мешает малышу реагировать на ваши слова и действия. Она может становиться все сильнее. Некоторые дети полностью погружаются в это состояние. Они могут даже начать кусать себя, биться головой о стену или пол. Это уже довольно серьёзно, особенно если такие состояния возникают в 3-4 года. Внутренний протест малыша против ситуации выливается наружу очень бурно.

    Оставить его порыдать или начать успокаивать? Родителям не всегда понятно, что делать с крохой в таких ситуациях.

    Почему малыш так себя ведёт

    Многим родителям кажется, что маленький ребёнок устраивает истерики из-за того, что плохо воспитан. Но воспитание в случае с 1-3 летними малышами не имеет значения. Они ещё не умеют контролировать свои эмоции. Истерика, продолжительный плач - это попытка маленького человечка высказать свои эмоции, попросить помощи или заявить о чувствах, проблемах. Конечно, ничего приятного в детской истерике нет. Пускать ситуацию на самотёк не стоит, ведь воспитание малыша нужно начинать как можно раньше.

    Столкнуться с подобным поведением малыша может каждый родитель. Кто-то раньше, кто-то позже. Важно понимать, что
    ребёнок не хочет вас обидеть или поставить в неприятное положение. Такое истерическое поведение самим малышом тоже переносится тяжело. Это огромное эмоциональное и психологическое напряжение для маленького человечка. Ребёнку очень важно показать родителям, что он:

    • Чувствует, что ему плохо, больно;
    • не согласен с чем-то;
    • пытается отстаивать свои интересы (возможно, впервые);
    • таким образом реагирует на отказ;
    • переживает сильный дискомфорт (физический или психологический).

    Настоящая причина может заключаться в какой-то мелочи, но реакция психики ребёнка в два года может быть непредсказуема. Это возраст, когда малыши начинают лучше ощущать свою самостоятельность, проявлять характер более осмысленно.

    Причины

    Прежде чем ругать малыша за плохое поведение, лучше разберитесь в причинах появления истерического состояния. Часто родители могут нивелировать истерику посредством своего правильного поведения. В 2 года малыши уже многое понимают, так что ваша правильная реакция поможет им разобраться в ситуации.

    Психическое развитие.

    Психологи пришли к выводу, что истерика - один из этапов нормального процесса развития психики. Малыш учится контролировать свои эмоции, общаться, просить, получать согласие или отказ. Конечно, с первого раза понять, как
    это делается, невозможно. Но как только кроха научится выражать свои эмоции словами, сильные истерики должны пройти.

    Кстати, очень часто такое поведение малыш демонстрирует только перед родителями или родственниками. Таким образом он учится проверять границы дозволенного. Как только родители начнут реагировать - проявляется граница. Малыш скоро научится их различать и сам поймет, когда нужно соглашаться со взрослыми, а когда отстаивать своё мнение.

    Волнение, стресс.

    Комаровский советует обращать внимание на истерическое поведение малыша. Бывает, что за плачем, криками и валянием по полу скрывается боль, физический дискомфорт. Например, кроха не может вам сказать, что новые ботиночки натирают ему ногу. Мама ведет его за собой, просит не
    плакать. Малыш не хочет идти, садится, падает на землю. Про свою боль в 1,5 — 2 года он ещё сказать не может.

    Та же проблема может быть следствием усталости, нервного перенапряжения. Так, родители ведут ребёнка в парк. Весь день он активен, получает много внимания, игрушек, впечатлений от прогулки. После такого активного дня ему необходимо раньше вернуться домой и отдохнуть. Поэтому от нервного перевозбуждения может начаться истерика. Опять же, малыш не может объяснить, что устал.

    Болезнь

    Во время болезни и высокой температуры дети часто проявляют истерическое поведение. Организм находится под постоянным стрессом. Если быть честными, взрослые люди тоже часто
    ведут себя так во время болезни. Мы становимся плаксивыми, легко раздражаемся, даже плачем от обиды там, где не следовало бы.

    В такой ситуации в истерике малыша нет ничего негативного. Он точно не сможет контролировать поведение, ведь он не понимает, что с ним происходит. Стоит приготовиться, во время болезни излишняя эмоциональность ребёнка может сохраняться очень долго.

    «Хочу внимания».

    В возрасте 2 лет истерика часто бывает лишь средством привлечь внимание взрослых. Психолог Комаровский рекомендует родителям найти грань между удовлетворением потребностей малыша и его эгоизмом. Потакать капризам - не самая хорошая идея.

    В семье
    малыши находятся обычно на первом месте и получают много внимания. Если же кроха чувствует себя на большом празднике одиноким, лишённым внимания, он может закатить истерику. Возьмите его на руки, поговорите, поиграйте. Очень скоро он поймет, что на него обращают внимание. Так он просто пытается самоутвердиться в обществе.

    Лучше всего не допускать развития истерики. В 2 года дети ещё не понимают, что у взрослых могут быть свои дела, интересные разговоры. С этого возраста детей необходимо брать в компании, на праздники. Там они будут учиться взрослому поведению, умению находить себе дело и заниматься им.

    Получить желаемое.

    Возраст 2 года обычно характеризуется фразой «хочу здесь и сейчас». Малыш не может ждать, ему необходимо получить желаемое именно сейчас. Если родители не дают ему то, что он хочет, начинаются крики и плач.

    С одной стороны, не стоит искушать ребёнка 2-3 лет. Если вы не собираетесь покупать сладости или игрушки - не ведите ребёнка туда, где всё это попадётся ему на глаза. С другой стороны, с помощью истерик малыш определяет, где границы вашего терпения. Потакать ему тут не нужно. Если вы точно решили, что не будете покупать что-то или делать что-то, то будьте непоколебимы. «Нет» должно значить «нет». Иначе это становится настоящим испытанием на смекалку для вашего малыша. Если ребёнок поймет, что его крики, плач и катание по полу дают ему всё, что он захочет, то истерики станут только чаще и продолжительнее.

    Авторитарный стиль воспитания.

    Молодым родителям тяжело выработать какой-то свой стиль поведения с малышом. Если вы с ним слишком авторитарны, то в 2-2,5 года ребёнок начнёт бунтовать, что вполне естественно. Его психика развивается, он начинает задумываться
    о причинно-следственных связях. Это возраст, когда начинается пресловутый кризис трёх лет.

    В книге «Психология маленьких детей» Комаровский предлагает родителям найти баланс. Слишком жёсткое воспитание порождает нормальный бунт взросления. Малышу хочется отстаивать свою точку зрения – отсюда истерическое поведение.

    Если же вы слишком мягки с ребёнком, он начинает использовать капризы как способ манипуляции. А также он просто не представляет себе, что есть ещё чьи-то желания, потребности, нужды. Он на первом месте. Найти что-то среднее - вот задача родителей.

    Капризы.

    Сложнее всего приходится родителям, когда они не знают, что делать. Капризы приходят без причины. В 2 года многие свои потребности или желания кроха не может объяснить. Просто начинается плач, который может развиться в истерику. Мама может долго предлагать игрушки, любимые лакомства или пытаться развлечь. Такие стихийные истерики случаются. Не стоит злиться или волноваться – старайтесь отвлечь малыша.

    Что делать, если у малыша случилась истерика

    Маме и папе стоит подготовиться. Уже с 2 лет такие явления будут всё чаще. Раз и навсегда запретить ребёнку закатывать истерику не получится. Крошка вас просто не поймет, а плакать и кричать продолжит. При правильном поведении истерики скоро перестанут быть такими сильными и вообще пропадут. Ребёнок взрослеет, лучше начинает понимать родителей, появляются понятные границы дозволенного.

    Без агрессии

    Главное правило - никакой агрессии по отношению к малышу. Если вы проявляете агрессию и кричите, то почему он не может? Такое поведение родителей только
    настраивает кроху на истерики. В таком состоянии ваш спокойный добрый малыш может укусить, ударить, пнуть любого.

    Покажите, что конфликты должны решаться мирным путем. Психолог Комаровский советует в своих книгах вести с детьми обычный диалог. Стараться отвлечь его словами. Это может остановить нарастающую волну негатива и агрессии у ребёнка. Уж точно не нужно кроху шлепать и делать ему больно. Боль и обида только подстегнут его желание плакать.

    Пытаемся понять причину

    Малыш 2-3 лет падает на пол, плачет, кричит, отказывается вставать или успокаиваться. Первое, что вам нужно сделать, - попытаться понять причину. Может, его ужалило насекомое или он натёр ножки новыми ботинками. Попытайтесь понять, что же случилось. Если причина в физической боли, то помогите малышу.

    Если истерика
    началась после отказа что-то купить или сделать - тоже понятно. Запомните, дети редко плачут просто так, без причины. Обычно всему виной дискомфорт. Плохо, больно, обидно, очень сильно что-то хочется или не хочется.

    Понять своего ребёнка нужно даже не столько для того, чтобы скорее его успокоить. Если причина - частые капризы, стоит пересмотреть вашу систему воспитания. Возможно, нужно быть жёстче по некоторым вопросам. Или наоборот, давать больше возможностей для самостоятельного принятия решений. У ребёнка 2-3 лет уже есть воля, желания, потребности. И он всячески будет пытаться дать вам об этом понять.

    Возьмите ситуацию в свои руки

    Вы - взрослый, родитель. Вы можете и должны взять ситуацию в свои руки. Психолог Комаровский предлагает родителям в такой ситуации думать прежде всего о ребёнке. Необходимо понять, что для него лучше. Возможно, вы можете ему сейчас уступить. Скажите,
    что погуляете на площадке ещё 10 минут, чтобы он закончил игру. Или согласитесь купить что-то, если сейчас на это есть время, деньги и возможности.

    Если же вы понимаете, что ваше согласие ребёнку навредит в любом смысле - стойте на своем. Перед обедом никаких конфет, например. Вы устанавливаете эту границу. Сумеете здесь и сейчас выдержать попытки малыша вами манипулировать - в следующий раз он так уже делать не станет. Малыш учится, взрослеет. Возраст 2-3 лет очень важен в плане установления границ дозволенного.

    Ищем компромисс

    Если вам кажется, что в 2 года кроха вообще ничего не понимает, то вы сильно ошибаетесь. Очень многое дети чувствуют, особенно изменение поведения родителей. Предложите компромисс, попробуйте договориться с вашим маленьким плаксой.

    Старайтесь
    отвлечь ребёнка от плача и впадения в истерику игрушками, песенками, играми. В возрасте 2 лет ещё легко переключить внимание малыша на яркие предметы, новые вещи. Лучше немного постараться, чтобы вызвать его интерес к чему-либо, чем потом выводить его из истерики.

    Главная задача - не дать запуститься механизму истерики. Гораздо проще её остановить в начале, чем в конце. Тогда уже теряется смысл плача, а ребёнок капризничает по инерции. Однако не стоит использовать еду или сладости. Это привьёт малышу плохие пищевые привычки.

    Помощь психолога

    Стоит обратить особое внимание на эту проблему, если даже после 3-4 лет у ребёнка сохраняется такое поведение. Бывают ситуации, когда истерики у малыша частые и продолжительные. Ребёнок тогда становится просто неуправляемым.

    Он теряет ориентацию, чувство времени, может причинить боль себе или другим. Старания родителей не приводят ни к чему. Отвлечь не получается. В таких случаях родителям стоит обратиться к детскому психологу.

    К сожалению, иногда истерическое поведение - первый признак психологических или социальных проблем малыша. Тут необходима работа со специалистом. Он подскажет вам, что делать, как облегчить состояние крохи. Ведь ему самому очень плохо в такие моменты. Это большое психологическое потрясение.