Почему каннибалы. Современные каннибалы не отказываются от любимых деликатесов

Страница устарела, была удалена или не существовала вовсе, попробуйте перейти на главную страницу сайта или воспользуйтесь поиском.

Новые мифы

Сосудистые кризы представляют собой острые нарушения местного кровотока и системной гемодинамики. Их второе название - ангиодистонические кризы. Причиной возни...

Варикозное расширение вен, или варикоз, часто встречающийся процесс, который характеризуется увеличением диаметра просвета в венах, истончение их стенок и образ...

Вампиры - ожившие мертвецы, способные жить в теле после смерти, благодаря животной или человеческой крови. В ряде фольклорных представлений вампирами называются...

Бродячие собаки давно перестали быть дрожащими за свою жизнь существами, которые были рады объедкам, шарахаясь от случайных прохожих. Сегодня у дворняг исчез вс...

Твиттер стал уже культовым явлением в современном обществе. Пользователи поделились на тех, кто читает этот сервис и на тех, кто пишет в нем. Люди проводят в не...

Близнецы - случай рождения у одной матери одновременно нескольких детей. Детей может быть двое (двойняшки), трое (тройняшки) и т.д. Близнецы бывают однояйцевые...

Новые факты

Компания ECA International, являющаяся знаменитым международным консультантом по людским ресурсам, составила список самых дорогих городов мира. Обширное исследо...

Примечательно, но самыми дорогими марками в мире являются те, которые были выпущены с браком. Этот или изделия с типографской ошибкой или же те, в которых карти...

Мусульмане и христиане, проживающие в Палестине, не конфликтуют между собой, а считаются союзниками. Однако пережитки прошлого все еще преобладают над здравым с...

В современном мире проблема депрессии становится все более и более актуальной. К этому приводят многие факторы, среди которых недостаток в личном пространстве, ...

В путеводителях предупреждают о многих опасностях, которые могут поджидать путешественников в той или иной стране. Но никто не предупреждает о каннибализме. Сюрприз! Каннибализм все еще практикуют в некоторых племенах, например, в Индии, Камбодже и в западной Африке. И вот 7 стран, в которых племена все еще не прочь полакомиться людьми.

Юго-Восточная Папуа-Новая Гвинея

Племя короваи является одним из последних на Земле, которое регулярно питается человечиной. Они живут вдоль реки, и бывали случаи, когда те забивали случайных туристов. А еще теплые мозги знахари считали настоящим деликатесом.

Почему они едят людей? Когда кто-то в племени умирает без какой-либо видимой причины (болезни или старости), они считают это проделками черной магии и, дабы уберечь других от беды, должны съесть человека.

Интересный факт: В 1961 году Майкл Рокфеллер (сын губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера) исчез во время сбора артефактов о племени. Его тело так и не было найдено.

Индия


Северная индийская индуистская секта агхори ест добровольцев, которые завещают свои внутренности. Тем не менее в 2005 году индийские телевизионщики провели расследование и узнали, что те едят также разлагающиеся трупы из Ганга (местная традиция), а также крадут органы из крематориев.

Почему они едят людей?

Агхори считают, что это предотвращает старение организма.

Интересный факт: Они делают действительно хорошие ювелирные украшения из человеческой кости и черепов.

Фиджи

Ранее известный как «Остров каннибалов». До сих пор местные жители не могут навести порядок, и все еще находятся те, кто ест человечину, однако не всю, а только вражеских племен.

Почему они едят людей? Это ритуал мести.

Интересный факт: фиджийские людоеды вовсе не животные - они едят столовыми приборами и коллекционируют редкие вещи, оставшиеся от жертв. В музее археологии и антропологии Пенсильванского университета вы можете найти примеры таких коллекций.

Бразилия


Племя вари ело благочестивых и религиозных мертвецов до 1960 года, а после некие государственные миссионеры вырезали почти все племя. Тем не менее уровень бедности в трущобах Олинды с 1994 года запредельно высокий, и все еще случаются всплески каннибализма.

Почему они едят людей? Бедность и голод.

Интересный факт: В 2012 году появились сведения исследователей, которые опрашивали местных жителей, и те утверждали, что слышат голоса, которые говорят им убить того или иного человека.

Западная Африка


Общество активных людоедов Leopard начиная с прошлого века ело людей. Вплоть до 80-х в окрестностях Сьерра-Леоне, Либерии и Кот-д"Ивуар находили останки людей. Племя обычно одето в шкуры леопардов и вооружено их клыками.

Почему они едят людей? Племя считает, что поедание людей делает их сильнее и быстрее.

Интересный факт: У них есть последователи - сообщество Human Alligator, которое занимается подобным.

Камбоджа

Журналист Нил Дэвис сообщал, что каннибализм в этих регионах набрал обороты во время войн в Юго-Восточной Азии (в 1960-х и 1970-х). Ныне изредка наблюдаются проявления каннибализма.

Почему они едят людей? У камбоджийских войск был ритуал - есть печень врага.

Интересный факт: Множество людей в городах и селах находились под контролем организации «Красные кхмеры», которая строго контролировала всю еду в округе и искусственно создала голод в стране.

Конго


Известны случаи людоедства в Конго, и последние были зафиксированы не так давно - в 2012 году. Своего максимума они достигли во время гражданской конголезской войны (с 1998 по 2002 гг.).

Почему они едят людей? Во время войны повстанческие группировки считали, что врагов нужно съедать, особенно сердце, которое готовили с использованием особенных трав.

Интересный факт: Конголезцы и ныне верят, что человеческое сердце дает особенную силу, а если есть людей, то это будет отпугивать врагов.

Приятных приключений! :)

Название «каннибалы» произошло от «кани́ба» - имени, которым называли до Колумба жители Багамских островов обитателей Гаити , ужасных людоедов . Впоследствии название «каннибал» стало равнозначным антропофагу, хотя, по Геррере, canibal значило собственно «храбрый».

Синоним антропофагия происходит от греческого ἄνθρωπος, anthropos - «человек» и φαγειν, phagein - «поглощать».

Обзор

Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века , с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. В частности, нехваткой пищевых ресурсов в суровых условиях жизни объясняют каннибализм неандертальцев . Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тел убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему. У племён, практиковавших каннибализм, вследствие поедания мозга жертвы были распространены болезни, вызывавшиеся прионами , например, болезнь Куру .

О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков; у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) каннибализм был найден и описан у многих народов, во всех частях света (в том числе и в Европе). Достоверно известно, что он практиковался до недавнего времени во внутренней Африке , в Папуа - Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних частях Бразилии . Ещё в XIX и в начале XX века каннибализм был распространён и на многих группах островов Полинезии и Меланезии , в Австралии , у некоторых народов северо-западной Америки , в Южной Африке и т. д.

В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что каннибализм не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно отметить в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев, славян и т. д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития - род болезни, через которую должно было пройти всё человечество, все племена в известный, более или менее отдалённый период их жизни. Такое предположение невозможно доказать; доисторическая археология не даёт ему достаточных подтверждений. Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии , Италии , Франции , даже в некоторых древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребения, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных - но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или обгладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что каннибализм прежде был распространён гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях замечены у многих народов.

Вопрос о причинах, вызывавших людоедство, не разъяснён вполне и по настоящее время; они могли быть различны - то чисто физиологические, именно голод, то психические, соединённые с известными представлениями. С другой стороны, однажды возникнув, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе - вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых островов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут были известны народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами в известное время года население (напр., первобытные аборигены Австралии) вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далёкие поиски за дичью приводили его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в плен враги легко могли быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее первобытных мотивов каннибализма должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъярённая толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце , лёгкие и т. д. Такие случаи были отмечены в разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается впоследствии представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается, или что его дух переходит в дух его победителя, даёт ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела: глаза, сердце, печень , мозг , или пьётся кровь и т. д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их не умерла вместе с телом путём постепенной дряхлости, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в Греции показывались могилы Зевса, Диониса, Афродиты и т. д. Поэтому воплощённый бог или жрец его, а также царь у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других смертных. Впоследствии вместо царя или бога в жертву стали приноситься другие лица. У семитов в важных случаях приносился иногда в жертву для блага народа царский сын; обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось потом всеми присутствовавшими; у ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога заменяется съеданием посвящённого ему животного или хлеба, которому придаётся иногда человекообразная форма (как и теперь ещё кое-где в Европе после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих первобытных племён людоедство заключало в себе нечто религиозное, таинственное и совершалось ночью, при участии жрецов или шаманов и т. д. У других подобных народов оно превращалось просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимались набеги на соседние племена с целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто в культурном отношении стояли выше их окружающих, например монбутту тропической Восточной Африки или жители островов Фиджи . Когда путешественник Георг Швейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением.

Карта распространения каннибализма, изданная в Германии в 1893

К началу ХХ века племенное людоедство существовало только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии. Народ короваи , называемый также колуфо , населяющий юго-восток Папуа - Новой Гвинеи , можно считать последним в мире из сохранившихся людоедских племён. Американский антрополог Марвин Харрис занимался исследованием людоедства и табу на пищу. Он утверждал, что каннибализм бывал в традиции у небольших замкнутых групп, но исчезал при переходе к более крупным поселениям. Народ ацтеков был здесь исключением. Хорошо известен случай поедания покойников в племени фор в Новой Гвинее , приведший к эпидемии куру . Часто то, что, казалось бы, хорошо документировано, не имеет реальных свидетельств. Имеются мнения, что хотя посмертное расчленение практиковалось в погребальных ритуалах, людоедство при этом места не имело. Марвин Харрис заключил, что каннибализм имел-таки место в период голода, совпавший с прибытием европейцев, и был возведён в религиозный ритуал. В средневековой медицине существовало объяснение каннибализма, основной идеей которого было существование чёрной жёлчи , находящейся в оболочках желудочка сердца и ответственной за пристрастие к человеческой плоти .

Исторические факты

Ранняя историческая эпоха

Средние века

Начало Новой истории

… они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга; это - факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которых не мог выдумать… Будзило называет лиц, отмечает числа: лейтенант и гайдук съели каждый по двое из своих сыновей; другой офицер съел свою мать! Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые - больными. Ссорились из-за мёртвых, и к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам с товарищами. Обвиняемые ссылались на права полка на труп однополчанина, и полковник не решился прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая тяжбу сторона из мести за приговор не съела судью.

Служилых людей он бил и мучил напрасно и, пограбя у них хлебные запасы, из острожка их вон выбил, а велел им идти есть убитых иноземцев, и служилые люди, не желая напрасною смертию помереть, съели многих мёртвых иноземцев и служилых людей, которые с голоду померли, приели человек с пятьдесят; иных Поярков своими руками прибил до смерти, приговаривая: «Не дороги они, служилые люди! Десятнику цена десять денег, а рядовому два гроша». Когда он плыл по реке Зее, то жители тамошние его к берегу не припускали, называя русских людей погаными людоедами.

Тела братьев де Витт

  • В Нидерландах , в год бедствий - - когда страна подверглась нападению со стороны Франции и Англии в Франко-Голландскую войну (Третья Англо-Голландская Война) , Ян де Витт (влиятельная политическая личность) был убит выстрелом в шею, его обнажённое тело было повешено и обезображено, а сердце было выставлено на всеобщее обозрение. Его брат был также подстрелен, заживо выпотрошен, голова размозжена, его обнажённое тело было повешено и частично съедено.
  • Ховард Зинн описывает каннибализм среди первых поселенцев острова Джеймстаун (Jamestown), штат Виргиния в своей книге «А» - «История народа Соединённых Штатов».
  • Событие, случившееся на территории западного Нью-Йорка («Графство Сенека») в США в 1687 году , было описано в приведённом ниже письме губернатора Канады Маркиза де Денонвиля во Францию:

13-го июля, примерно в четыре часа дня, пройдя два опасных перевала, мы приблизились к третьему, где мы были атакованы 800 сенеками, 200 из которых пытались зайти к нам в тыл, а остальные силы атаковали нас спереди, но оказанное нами сопротивление навеяло такой страх, что они вскоре вынуждены были спасаться бегством. Наши войска были настолько утомлены необычайной жарой и длинным переходом, что мы решили стать лагерем на один день. Нам довелось увидеть обычные зверства дикарей, которые расчленяли тела на четверти, как в мясной лавке, чтобы засунуть их в котёл. Наши мерзавцы отоайи (оттавские индейцы) особенно отличались своим варварством и трусливостью, по тому, как они удирали с поля боя…

«Онорский людоед» Губарь на сахалинской каторге, 1903

Смертный приговор за каннибализм, Конго, до 1905

Современная эпоха

У цивилизованного человека не укладывается в голове организованный каннибализм, до которого скатилась японская армия к концу Тихоокеанской войны. При этом людоедство имело место даже тогда, когда хватало другой пищи. Этот факт подтверждает мысль о том, что японская армия была глубоко поражена дикими предрассудками и поверьями. Согласно одному из них, считалось, что съеденное тело поверженного врага укрепляет дух и прибавляет сил победителю.

По вкусу это напоминало хорошую телятину, не от самого молодого телёнка, но и не говядину. Это в точности соответствует указанному описанию, и не похоже на другие виды мяса, которые мне когда-либо приходилось есть. Думаю, человек с нормальным восприятием не смог бы отличить его от обычной телятины. Этот кусок мяса обладал мягким вкусом без какой-либо остроты или специфических характеристик, как например, у козлятины или свинины. Кусок был немного более жёстким, чем нормальная телятина, немного волокнистым, но не слишком, чтобы не быть пригодным в пищу. Поджаренный кусок, из середины которого я сделал срез и съел его, по цвету, фактуре, запаху и вкусу укрепил мою уверенность, что из всех привычных нам видов мяса телятина является наиболее близким аналогом.

William Bueller Seabrook. «Jungle Ways» London, Bombay, Sydney: George G. Harrap and Company, 1931

  • Американский писатель Лоуэлл Томас в книге «Крушение Думару» (1930) пишет о каннибализме среди выживших членов экипажа «Думару» после того, как их пароход был взорван и затонул во время Первой мировой войны.
  • Утверждая, что во всех областях Аппалачей никогда не практиковался каннибализм, Джеймс К. Криссман ссылается на недавние случаи поедания покойников в горах в восточной части штата Кентукки в конце 1930-х годов . Мясо усопшего поедали для выражения усопшему почтения и для утешения родственникам. Криссман размышляет, что этот редкий ритуал вышел из практики по мере развития американского общества и его проникновения в географически изолированный район. На одно из таких происшествий намекает местная газета в графстве Нокс, штат Кентукки , 1904 год . Статья «Погиб под поездом» описывает смерть Дж. Кокса под товарным поездом. В конце статьи указаны число и время посещений и содержится намёк на поедание «останков тех, кто пересёк тёмную реку смерти», что является скрытой метафорой, которую поймут практикующие этот ритуал. Когда говорят о вспышке большого количества заболеваний болезнью Крейтцфельдта - Якоба в Кентукки, возможно, это связано с поеданием мозгов белок; автор Бурхард Билгер полагает, что они могут использоваться в качестве заменителя мяса человеческих трупов при продолжении практикования погребальных ритуалов с каннибальским уклоном; как бы то ни было, этот факт даёт право принимать всерьёз слухи о поедании мяса трупов в Аппалачах в двадцать первом столетии.
  • Упоминание о поедании китайцами своих врагов часто появляется в поэзии Китая тех времён, когда страна находилась под гнётом династии Сун , хотя каннибализм здесь звучит скорее как поэтическая символика с целью выразить ненависть к врагу (см. Man Jiang Hong). Китайский каннибализм, как результат ненависти, отмечен также во время Второй мировой войны.
  • Журналист Нейл Дэвис писал о каннибализме во время войн в Юго-Восточной Азии в 1960-х и 1970-х . Дэвис писал, что камбоджийские партизаны в порядке ритуала поедали части тел убитых врагов, чаще всего печень. При этом он и многие беженцы рассказывают о неритуальном людоедстве, просто из-за голода. Обычно это происходило в городах и деревнях, где у власти оказывались Красные кхмеры , и пища распределялась строго порционно, что вызывало широкое распространение голода. Гражданские лица, уличённые в людоедстве, предавались немедленной казни.
  • Многочисленные случаи каннибализма происходили в регионах Африки - в нескольких недавних конфликтах, как Вторая конголезская война , а также гражданских войн в Либерии и Сьерра-Леоне Вполне очевидно, что такие вспышки происходят во время военных действий - в мирное время случаи каннибализма значительно более редкие. Но даже если так, то это неотъемлемо для районов Центральной Африки - среди Пигмеев в Конго . Также сообщается, что знахари якобы иногда используют части детских тел для приготовления своих снадобий.
  • Диктатор Уганды в 1970-х годах Иди Амин и император Центральноафриканской Империи Бокасса имели репутацию каннибалов.
  • 13 октября 1972 года уругвайская команда регби летела через Анды для участия в матче в Чили . Самолёт потерпел крушение вблизи границы Чили с Аргентиной . После нескольких недель голода и лишений большая группа приняла решение съесть замёрзшие тела умерших с целью выживания. Они были спасены спустя два месяца. (См. Авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года . На основе этой истории снят фильм 1993 года режиссёром Фрэнком Маршаллом «Живые »).
  • Беженцы из Северной Кореи сообщают об имевших место случаях каннибализма в период особо сильного голода в 1996 году .
  • Международная неправительственная организация «Врачи без границ » предоставила представителям «Международной амнистии» фотографии и документальные свидетельства о ставших ритуальными каннибальских пирах среди участников междоусобных войн в Либерии в 1980-х . Международная амнистия в то время занималась сбором фактов и материалов в соседней Гвинее и тем не менее отказалась опубликовать этот материал. Генеральный секретарь организации en:Pierre Sané сказал на внутреннем совещании: «То, что они делают с телами людей, при всех нарушениях прав человека, не входит в круг нашей компетенции». Факты существования каннибализма по всей территории Либерии были засняты на видео лондонской компанией Journeyman Pictures .
  • В декабре 2002 года в городе Ротенбург (Германия) был выявлен крайне необычный случай. В марте 2001 года 41-летний системный администратор Армин Майвес поместил в Интернете серию каннибальских объявлений в поисках молодого парня в возрасте от 18 до 25 лет, желающего умереть и быть съеденным. По крайней мере на один из своих запросов он получил положительный ответ. На объявление откликнулся Бернд Брандес (Jürgen Brandes), другой системный администратор, предложивший свои услуги. Два джентльмена договорились встретиться. Бернд Брандес был, по своему собственному согласию, убит и частично съеден Майвесом. Майвес был позже приговорён к восьми с половиной годам тюремного заключения за непредумышленное убийство (убийство второй степени). В апреле 2005 , немецкий Федеральный Суд потребовал пересмотра дела и в мае 2006 дело Майвеса было квалифицировано как умышленное убийство и он был приговорён к пожизненному заключению. На этот сюжет написана песня «Mein Teil» немецкой рок-группы Rammstein . Это был не первый случай убийства по согласию, предлагаемому через Интернет, как в случае Шарон Рины Лопатки , но это был первый в мире случай предварительно оговорённого каннибализма. Данный случай обыгрывается в английском ситкоме Компьютерщики в 3-ей серии 2-го сезона.
  • В сентябре 2006 года группа австралийского телевидения из передач 60 минут и Сегодня ночью пыталась спасти шестилетнего мальчика из племени Короваи в Папуа - Новая Гвинее , которого, по имевшимся данным, должны были ритуально съесть его сородичи.
  • 13 января 2007 года датский художник Марко Эваристти устроил обед для узкого круга друзей. Главным блюдом были пельмени agnolotti , начинённые фаршем из его собственного жира, извлечённого раннее в том же году при липосакции .
  • В июне 2007 в Катаре , в городе Доха были арестованы четыре выходца из Азии, предположительно убившие своего соотечественника и съевшие его. У этих четверых возникла тяжёлая реакция организма на съеденную человеческую плоть, и они вынуждены были срочно обратиться в больницу. Сделанный рентгеновский снимок показал наличие в желудке одного из них человеческого пальца, и врач вызвал полицию. (Имеются сведения, что это обвинение было впоследствии снято).
  • В -м году японский студент Иссэй Сагава , изучавший английскую литературу в университете Сорбонны в Париже , познакомился с 25-летней голландской студенткой. В ходе общения он убил её и съел, трогательно описав эту процедуру. Его богатый отец, мотивируя тем, что указанный случай не вписывается во французскую юрисдикцию, добился экстрадиции Иссэя в Японию, где он в конечном счёте был выпущен на свободу. Опубликованные описания процедуры сделали его поистине национальной знаменитостью; он выпустил несколько бестселлеров и продолжал публиковаться в газетных колонках. История явилась темой песен «La Folie» рок-группы Stranglers (1981) и «Слишком много крови» рок-группы Rolling Stones .
  • В январе 2009 года в городе Санкт-Петербург (Россия) в одном из домов по проспекту Космонавтов двое молодых людей утопили в ванной ученицу 11 класса, после чего расчленили тело и употребили в пищу части её тела, поджарив их с картофелем; останки сложили в пакеты и выбросили их в контейнеры для мусора и в водоём. Арестованные объяснили своё поведение возникшим чувством голода. Было выяснено, что молодые люди были музыкантами, один из них - лидером группы, поклонницей которой и была убитая девочка. В обвинительном заключении принадлежность каннибалов к молодёжным субкультурам не фигурировала. 5 мая 2010 г. каннибалы были приговорены к длительным срокам заключения.
  • 21 декабря 2010 г. 40-летний Стивен Гриффитс, преподаватель криминологии из Брэдфордского университета, был осуждён в городе Лидс графства Йоркшир , Великобритания, за то, что в 2009-2010 годах зверски убил, расчленил при помощи электроинструмента, а затем съел трёх проституток.
  • В 2011 году в Пакистане судили двоих братьев, выкапывавших на кладбище трупы и поедавших их.
  • В 2011 году во Французской Полинезии, на острове Нуку-Хива были найдены останки немецкого туриста, который, скорее всего, стал жертвой каннибалов.
  • В 2011 года голландские телеведущие в прямом эфире ели части друг друга.
  • 22 марта 2012 года двое жителей острова Русский (территория Владивостока) в процессе распития спиртных напитков убили своего третьего собутыльника. После этого два дня приятели употребляли мясо своего приятеля в пищу, готовя из него различные блюда. В холодильнике каннибалов полицейские обнаружили части тела и голову. Задержанные также рассказали, что успели продать часть мяса на местном рынке. Свой поступок каннибалы объяснили тем, что у них «кончилась закуска»…
  • В августе 2011 в Мурманске Иван Лебедев съел 32-летнего преподавателя истории с нетрадиционной сексуальной ориентацией, пригласив его к себе домой, перед этим познакомившись на сайте знакомств

Каннибализм как результат голода

В истории известны многочисленные случаи вынужденного каннибализма, когда люди, находящиеся перед лицом угрозы голодной смерти, вынуждены были ради выживания употреблять в пищу плоть тех, кто умер прежде них естественной смертью, или, реже, сами их убивали; в такой ситуации инстинкт самосохранения обычно оказывается сильнее морального табу на каннибализм, хотя психологическая травма и чувство вины у вынужденных каннибалов сохраняются долго. Известный случай такого рода - авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года . Выжившие в той катастрофе провели 72 дня в зоне вечных снегов и уцелели только потому, что употребляли в пищу тела погибших .

Другими примерами являются описанные выше массовые случаи: массовый голод в 20-е годы (особенно в Поволжье) голод в СССР (1932-1933) , ленинградская блокада в годы Второй мировой войны, в Северной Корее (1996), во времена правления красных кхмеров в Камбодже в 1970-х , многочисленные гражданские войны в странах Африки , а также отдельные случаи при кораблекрушениях и других катастрофах.

Каннибализм как средство пропаганды

«Каннибализм в Московии и Литве», Аугсбург, 1571

Каннибализм в пропаганде : финские солдаты демонстрируют кожу, снятую с советских солдат, которые якобы были съедены своими товарищами на Maaselkä. Подпись: «Солдаты вражеской разведроты, которые оказались отрезанными от продовольственного снабжения, убили нескольких своих товарищей и почти всех съели.»

Существуют необоснованные сообщения о каннибализме в среде групп, которых так или иначе презирают, боятся или плохо знают. Ещё в античное время греки упоминали о людоедстве удалённых не греческих племён варваров , или в мифах о примитивном подземном (хтоническом) мире до появления олимпийских богов : например, явный отказ от человеческого жертвоприношения на пиру, данном в честь Олимпа Танталом и его сыном Пелопом . В Европе с XV по XIX века цыганам и евреям нередко приписывали похищение людей из числа национального большинства стран проживания с целью их поедания; местами это была осознанная клевета, местами - бессознательная, вызванная мистическими ожиданиями населения по отношению к инородцам. В 1994 году распространялась брошюра с сообщениями о югославском концентрационном лагере Маняча (Manjaca), где боснийские беженцы якобы были вынуждены есть тела друг друга. Информация была ложной.

Яркими примерами являются описанные выше случаи с японским студентом Иссэем Сагавой во Франции (1981) и Армином Майвесом в Германии (2002).

Религиозно-мистический каннибализм

Среди многих племён и народов был распространён религиозно-магический каннибализм, выражавшийся в поедании различных частей тела убитых врагов, военнопленных, умерших сородичей (так называемый эндоканнибализм) и т. д. Такой обычай был основан на убеждении, что сила и др. положительные свойства поедаемого переходили к поедающему.

Каннибализм в фольклоре, мифологии и религии

Фольклор

Оргии каннибалов и элементы каннибализма появляются в фольклоре всего мира. Примерами являются ведьма в сказке «Гензель и Гретель » и Баба-Яга в русских народных сказках; Людоеды и людоедки являются действующими лицами нескольких сказок Шарля Перро («Кот в сапогах» и др.).

Античная мифология

Большое количество историй в древнегреческих мифах так или иначе несёт элементы каннибализма, например в историях о Тезее , Терее и особенно о Кроносе (аналогом которого в римском варианте является Сатурн). Эти мифы вдохновили Шекспира на каннибальскую сцену в драме «Тит Андроник ».

Индуизм

Иудаизм

Христианство

Людоедство, наряду с запретом употребления в пищу крови, согласно Библии , является первым пищевым запретом, данным Богом (Быт. 9:3-6). Несмотря на это, в I-III веках н. э. противники Христианства иногда обвиняли ранних христиан в каннибализме, толкуя «Кровь и Плоть» евхаристии буквально. Опровергая это, Тертуллиан отвечал: «Вы знаете дни наших собраний, почему нас и осаждают, и притесняют, и хватают на самых тайных наших собраниях. Однако наткнулся ли кто когда-нибудь на полуобъеденный труп? Заметил ли кто-нибудь на залитом кровью хлебе следы зубов?» . Некоторые историки , антропологи , этнографы , этологи , фольклористы , философы , представители других наук в христианской традиции причащения хлебом (телом Бога) и вином (кровью Бога) видят пережитки религиозно-магического каннибализма (см. Теофагия). Однако вопрос о непосредственной связи происхождения этой традиции и каннибализмом, даже в символической форме - вопрос дискуссионный . Традиционно в христианстве тема связи теофагии и евхаристии не была предметом специального рассмотрения и полемики, поскольку, как подчёркивает культуролог К. А. Богданов, «прямые аналогии между евхаристией и каннибализмом оказались востребованными - в контексте экспансии соответствующих сюжетов - только в культуре XX века» .

У православных, католиков и древневосточных церквей существует понимание, что при осуществлении таинства Причастия (Евхаристия) хлеб и вино пресуществляются в само Тело и Кровь Иисуса Христа, которое верующие и вкушают (причащаются) для оставления грехов и наследования жизни вечной, тем самым реально соединяясь с Христом Богом. В части протестантских церквей (англикане, лютеране) сохраняется представление о реальном присутствии крови и плоти Иисуса Христа в евхаристических вине и хлебе. В другой части протестантских церквей хлеб и вино только символизируют истинные кровь и плоть Иисуса Христа. Обвинения в каннибализме по адресу ранних христиан основаны на недоразумении, вызванном незнанием существа обряда, при котором христиане «пьют кровь и едят плоть Иисуса». Христиане, в свою очередь, обвиняли в каннибализме своих преследователей - римлян из-за их практики смертной казни путём сожжения , а также своих религиозных оппонентов - например, секту борборитов .

Ислам

В XVI-XVIII веках в Западной Европе использовались «лекарственные средства», изготовленные из частей человеческого тела. Историк медицины Ричард Сагг из университета Дарема (Великобритания) утверждает, что человеческую плоть и препараты, изготовленные из трупов, европейские медики применяли так же часто, как травы, коренья и кору, а части трупа и кровь являлись предметами первой необходимости и имелись в каждой аптеке. На лекарства шли трупы нищих, останки казнённых преступников и даже прокажённых. Самым известным пропагандистом такого лечения был Парацельс .

К примеру, считалось, что человеческий жир якобы помогал при ревматизме и артрите . В XVII веке немецкий фармаколог Иоганн Шрёдер прописывал своим пациентам следующий рецепт (не ясно от чего):

Человеческое мясо следует нарезать на мелкие кусочки, добавить чуточку мирры и алоэ, несколько дней выдержать в винном спирте, а затем провялить в сухом помещении.

Одни из последних рецептов, связанных с каннибализмом в медицинских целях, оставил британский проповедник Джон Кеоф, умерший в 1754 году . Среди каннибальских снадобий от различных болезней рекомендованы порошки из костей человеческого запястья и черепа, толчёное сердце, дистиллят мозга, экстракт жёлчи, свежая и сушёная кровь, а также «мох» (Usnea Cranii Humani), растущий на черепе мертвеца. Последний оставался официальным лекарством в английской фармакопее до 19-го века .

Неканнибальское потребление частей человеческого происхождения

Некоторые люди рассматривают потребность грызть ногти или куски кожи на пальцах как вид каннибализма, но обычно с этим не соглашаются, так как эти субстанции потребляются в виде пищи ненамеренно. Аналогичным образом, намеренное потребление собственной плоти или частей тела, такое как высасывание крови из ран гематофагия обычно не рассматривается как каннибализм; то же относится к глотанию собственной крови при ненамеренных травмах, таких как носовое кровотечение , глотанию жидкостей человеческого происхождения, таких как сперма или моча.

Знаменитости

Известные каннибалы

  • Иди Амин - президент Уганды в 1971-1979 гг., творец одного из самых жестоких авторитарных режимов в Африке.
  • Джеффри Дамер - (1960-1994) - известный американский серийный убийца и каннибал.
  • Александр Спесивцев (р.1970) - российский серийный убийца и каннибал.
  • Владимир Николаев - российский серийный убийца и каннибал.
  • Алексей Суклетин - (1943-1987) - советский серийный убийца и каннибал.
  • Альберт Фиш - (1870-1936) - американский серийный убийца и каннибал.
  • Армин Майвес (нем. Armin Meiwes; р. 1961) - немецкий гомосексуалист и каннибал, который в 2001 году съел своего любовника Бернда Юргена Брандеса.
  • Бокасса, Жан-Бедель - (1921-1996) - президент (позднее - император) Центрально-Африканской Республики (позже - империи), один из самых эксцентричных диктаторов XX века.
  • Филиппо Цаппи - участник экспедиции У. Нобиле , которого обвиняли в съедении другого участника экспедиции, Ф. Мальмгрена.
  • Иссеи Сагава - японец, убийца-каннибал, убивший и съевший свою однокурсницу Рене Хартевельт.
  • Джумагалиев, Николай Есполович (р. 1952, пос. Узунагач, Алма-Атинская область, Казахская ССР) - советский и казахский серийный убийца-каннибал, убил 9 женщин.
  • Александр Пирс - (1790-1824) - ирландский заключённый, дважды сбегавший из тюрьмы. Чтобы не умереть с голоду, Пирс убивал других заключённых, бежавших вместе с ним, и занимался каннибализмом.

Известные жертвы каннибалов

  • Джеймс Кук - (1728-1779) - английский мореплаватель.
  • Педро де Вальдивия - (1500-1554) - испанский конкистадор.

Другие использования термина людоедство

  • В эпитетах, характеризующих жестокость со стороны властей, чиновников, начальства и соответствующих поддерживающих их законов (людоедские законы ).
  • В разных производственных интригах. Например, если кто-то, двигаясь по служебной лестнице, становится начальником своего бывшего начальника, то говорят, что он его съел .
  • Иногда по отношению к банкам, берущим высокий процент под предоставляемые ссуды, говорят, что эти проценты людоедские .

Людоедство в культуре и искусстве

В музыке

Литература

  • Воеводский, «Каннибализм в греческих мифах» (СПб., ).
  • Schaffhausen в «Archiv für Anthropologie» (т. IV).
  • Bergemann, «Die Verbreitung der Anthropophagie» ().
  • Frazer, «The Golden Rough. A study in comparative Religion» (London, ) (Vol. - ).
  • Лев Каневский, «Каннибализм», М., «Крон-пресс», 1998.
  • путешествия и общие этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др.
  • Богданов К., «Каннибализм: История одного табу» // Пограничное сознание (Альманах «Канун». Вып. 5). СПб., 1999, с. 198-233.
  • Борис Диденко «Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть», М., 1996 г., 1999 г.

Ссылки

  • Алексей Иванов «Языческие боги больше всего любят в человеке сердце и печень»

См. также

  • Самоканнибализм

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. «От голода неандертальцы творили жуткие вещи»
  3. Brief history of cannibal controversies; David F. Salisbury, August 15, 2001
  4. Anthropophagy .
  5. Cannibalistic Celts discovered in South Gloucestershire 7 March 2001
  6. Ibn Ishaq (1955), 380-388, cited in Peters (1994) p. 218
  7. Amin Maalouf, The Crusades through Arab Eyes. Schocken, 1989, ISBN 0-8052-0898-4).
  8. Матфей Парижский «Великая хроника» (ок. 1200-1259)
  9. X. Л. Борхес - Девять эссе о Данте
  10. История Востока В 6 т. / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян, Н. И. Иванов. Т. III. Восток на рубеже Средневековья и Нового времени. XVI-XVIII вв. М.: Издат. фирма «Восточ. лит-ра» РАН, 2000. С. 101.
  11. «Юкатан до и после Завоевания», перевод с Relación de las cosas de Yucatan, 1566 (New York: Dover Publications, 1978: 4)
  12. (Alanna King, ed., Robert Louis Stevenson in the South Seas, London: Luzac Paragon House, 1987: 45-50)
  13. Е. Боун, 1747: 532.
  14. К. Валишевский. «Смутное время». М., 1993. С. 293-294. ISBN 5-8498-0037-9
  15. Dixon, Never Come to Peace , 111-114.
  16. The Wreck of the Whaleship Essex
  17. The Acadian Recorder , Saturday, May 27, 1826
  18. Beattie, Owen and Geiger, John (2004). Frozen in Time. ISBN 1-55365-060-3 .

Cлова «каннибал» и «ганнибал» звучат почти одинаково, многие путают их между собой, из-за чего теряется смысл фразы. Но если разобраться в толковании этих слов, использовать их по назначению будет несложно.

Кто такой «Ганнибал»?

«Ганнибал» - это имя древнего народа - финикийцев. В их языке было много имен, заканчивающихся на «бал». Это связано с именем божества - Баалом в Сирии, Палестине и Финикии называли бога-покровителя плодородия, войны, морей. «Ганнибал» в переводе означает «дар Баала» или «сын Баала».

О слове «каннибал»

«Каннибал» не имеет ничего общего с древним финикийским божеством. Родина слова - Испания, а первым его использовал Христофор Колумб. Считается, что он неверно расслышал название одного племени Карибских островов и назвал его «Каниба». На самом деле племя называлось «Калиби», что переводилось как «храбрецы». Аборигены из этого племени питались всем, в том числе и своими соплеменниками, поэтому «каннибалами» стали называть тех, кто поедает своих сородичей.

Жертвами не всегда были люди: если тигр съедает другого тигра, его тоже назовут «каннибалом». Одновременно и людоедом, и каннибалом может быть только человек.

В конце 90-х годов в киносфере появился вымышленный персонаж Ганнибал Лектер, который фигурировал в нескольких фильмах. По задумке Томаса Харриса, его создателя, Лектер был доктором и каннибалом. Возможно, это также повлияло на путаницу в употреблении слов.

Библиографический список

Большой толковый словарь русского языка. С.А. Кузнецов. 2008 г.

Каждому живому организму для поддержания нормальной жизнедеятельности, развития и роста необходимы микроэлементы, минералы и витамины. Обычно все полезные вещества человек получает через пищу и воду.

Основными продуктами здорового человека являются фрукты, овощи, мясо животных и рыб. Пьет человек воду с различными примесями фруктов и растений. Однако издавна известны случаи употребления пищи не только растительного и животного происхождения, но и человеческого. Таких людей называют каннибалами, а их психическое расстройство – каннибализмом.

Существуют другие названия данному явлению: людоедство, антропофагия. Если человек употребляет в пищу другого человека, тогда его относят к данному типу.

Какие причины толкают людей на поедание себе подобных?

Этот вопрос рассматривает статья в интернет-журнале сайт:

  • Бытовое людоедство характеризуется нехваткой пищи и воды. Когда человек попадает в условия, где нет иной еды, кроме другого человека, тогда со временем он может переступить грань. Нередко такие случаи происходят на кораблях, которые дрейфуют в открытых океанах и не имеют возможности достичь берегов суши.
  • Групповое людоедство часто встречается в отдаленных поселениях от развитых городов. До сих пор в отдаленных местностях и уголках планеты живут народы, где люди используют в пищу человеческое мясо. Либо они питаются только им, либо используют как дополнительный источник энергии, либо используют в ритуалах. В древние времена люди часто приносили в жертвы своих собратьев. В некоторых племенах использовался ритуал съедения мяса или испития крови человека. Кстати, само название «каннибал» произошло из поселения доколумбовских времен, где люди кушали человеческое мясо.
  • Людоедство как признак психического расстройства, который часто сопровождается бредовыми идеями или религиозными верованиями.

Каннибализм среди людей в былые времена нередко возникал по причине религиозных верований, которых придерживались народы. Люди верили, что употребление человеческих органов или крови в пищу даст им молодость, силу и даже способности того человека, которое поедают. На сегодняшний день больной, который верит в подобные идеи, может быть преследуемым ими, что будет заставлять его убивать и поедать своих жертв.

Речь идет часто не о поедании всего трупа, а лишь отдельных его органов или испития крови. Можно упомянут вампиров, которые пьют человеческую кровь, тем самым убивая собственных жертв. Их тоже относят к каннибалам.

Больной, страдающий антропофагией, преследуется бредовыми идеями о том, что употребляя в пищу конкретные человеческие органы или выпивая кровь себе подобного, он исцеляется, становится сильнее, получает божественное прощение или обретает знания и навыки своей жертвы. Часто данные бердовые идеи носят религиозный характер. Человек может оказаться верующим, поклоняющимся языческим богам.

Сексуальное людоедство

Одной из форм сексуального извращения на сегодняшний день является каннибализм. Люди поедают своих сексуальных партнеров либо просто возбуждаются при виде человеческих органов, испития крови. Пропаганда сексуального образа вампиров привела к тому, что люди начали заниматься кровопусканием во время полового акта, что нередко заканчивается смертью. Сексуальный фетишизм часто проявляется в сексуальных преступлениях серийного характера.

Речь идет об уголовно-наказуемых действиях, когда человек по необходимости (из-за голода) или по причине психического нездоровья прибегает к убийству людей или осквернению трупов, чтобы утолить свои бредовые идеи. Часто данный вид действий носит серийный характер, поскольку человек раз за разом требует удовлетворения своих бредовых идей посредством совершения каннибалических действий.