Почему на флоте туалет называется гальюн. Галеон - корабль с гальюном, где было удобно сидеть на толчке, гадить, лить за борт и всё смывало

Офицеры из за гальюна еще подводные лодки топили
" Речь идёт о немецкой подлодке U 1206, построенной на верфи «Шихау» в Данциге, которая вступила в строй 6 марта 1944 года.
Пользуясь свободной минутой, Карл Адольф Шлитт решил посетить маленькую кабинку, дабы лично опробовать достижения прогресса. За долгое время пребывания в укромном уголке капитан-лейтенант, наверное, думал о том, что еще не прославил U-1206 боевыми подвигами. Когда процесс успешно завершился, Карл Адольф не глядя, крутанул штурвальчики, но ожидаемого журчания воды не послышалось. Командир не теряется в любой ситуации: так и Шлитт – глянул на официальную германскую инструкцию по пользованию гальюном, висевшую на двери и храбро повернул еще один штурвальчик – гальюн сохранял каменное спокойствие и не издавал ни единого звука.

В конце – концов, осознав, что его подводный опыт в данном вопросе не слишком велик, Шлитт вызвал к себе дипломированного туалетного специалиста. Тот был занят ремонтом дизеля, и на подмогу капитану прислал матроса-моториста Мёбиуса. Тот, горя желанием помочь родному командиру и показать себя с лучшей стороны, не читая никаких инструкций, начал крутить штурвал откачки сборника за борт. В азарте оба не заметили, что клапан унитаза не был захлопнут. Эффект превзошел все ожидания. Жидкое и твердое содержимое сборника, подталкиваемое сжатым воздухом и забортной водой, со свистом вылетело вверх и желтым "душистым" фонтаном обрушилось на обоих обалдевших подводников, в довершении всего из унитаза начал бить столб забортной воды под давлением несколько атмосфер, толщиной с человеческую ногу.

Услышав шум воды, врывающейся внутрь корабля, инженер-механик бросился к гальюну, но столб воды бил с такой силой, что подойти к механизмам закрывания клапанов было невозможно.

Первый вахтенный офицер, находясь в центральном посту, почувствовал, что лодка сильно тяжелеет, не стал дожидаться командира, который что-то слишком долго "размышлял о вечном" в гальюне, и скомандовал всплытие на перископную глубину. Давление в трубе упало, опомнившийся моторист подскочил к штурвалам и замкнул все клапаны. Казалось все позади, но положение оказалось гораздо серьезнее – вода, попавшая внутрь прочного корпуса, успела достигнуть отсека, где находилась аккумуляторная батарея. Соленая вода попала на пластины аккумуляторов и произошла неизбежная реакция. Через несколько минут клубы тяжелого, едкого белого газа поплыли по лодке – хлор прибывал очень интенсивно. В эти минуты внутренность лодки очень напоминала подводную душегубку.

Сориентировавшийся, наконец, Шлитт приказал всплывать совсем. Лодка пробкой вылетела на поверхность, и командир, чье состояние в те минуты представить трудно, добрел до рубочного люка и с трудом его распахнул, жадно вдохнув соленый бриз. Вентиляторы резво начали выталкивать за борт клубы газа, впуская внутрь живительный морской воздух.

Именно в этот момент неподалеку пролетали два английских самолета из охраны конвоя, который и поджидала субмарина Шлитта. Летчики, наверное, сильно удивились, увидев всплывшую лодку, из которой валил белый дым, и сразу пошли в атаку.

Первое же столкновение с противником оказалось для корабля последним, Шлитт вынужден был подать последнюю команду "Покинуть корабль". Вскоре подошедший миноносец поднял из воды немцев... В результате героического похода в туалет капитан-лейтенанта Шлитта субмарина погибла. В историю же она вошла под прозвищем – «Потопленная унитазом»"

У сухопутных людей сия конструкция именуется туалетом, а вот моряки называют ее витиеватым словечком «гальюн». Почему, спросите, эта конструкция столь важна? Объясняю. Вы помните, какой объект первым возводится на любой, пусть даже самой грандиозной, стройке? Правильно, он, родимый, туалет, то бишь гальюн! Ну а куда от него денешься? Если на твоем жизненном пути встречается камбуз - будь уверен, следующая остановка - гальюн. Против природы ведь не попрешь!

Но что это, собственно, такое - гальюн? Даля цитировать не буду, слишком замысловато у него написано, лучше скажу своими словами: во времена парусного флота так назывался навес под бушпритом, на котором и были сделаны отхожие места для команды. Только за прошедшие столетия корабельный гальюн претерпел большущие изменения, особенно на подводных лодках.

Гальюн на корабле "Ваза" - два "посадочных места по сторонам бушприта.

Гальюн на корабле (а уж на ПЛ - точно) чем-то похож на обычный туалет обычного поезда - все так же, плюс большое количество разных трубочек. Но есть и отличие. Вы видели в вагонном туалете инструкцию по пользованию? Правильно, и я нет. А на подводной лодке она - обязательная его составляющая. Ведь это - гальюн! Это вам не «дерни за веревочку - дверь и откроется»!

Есть и центральная фигура в гальюне. Жванецкий выразился о ней таким образом: «Что такое: без четверти два все время? Это манометр!» Так вот, этот самый манометр и является главной фигурой. Почему? Объясню и это. Когда вы в вагонном туалете оставите гмм… гмм… продукты своей жизнедеятельности, куда они потом деваются? Верно, размазываются по железнодорожному полотну и окружающей его среде.

Гальюн на подводной лодке "Народоволец"

На подводной лодке, в силу понятных причин, так не сделаешь. Вот и скапливается эта «радость» в специальном баке, объемом, если не ошибаюсь, литров двести. А когда придет время, явится гальюнный владыка и выдует все это за борт воздухом высокого давления (ВВД). Это процесс сам по себе не такой уж и простой и требует от «владыки» внимания и собранности, но об этом далее, пока же об опасности для остальных членов экипажа.

Гальюн на подводной лодке Б-440 послевоенной постройки.

Представьте себе - вконец обалдевший от вахт морячок решил посетить уединенное место. Посидел, подумал о жизни своей, и без того задрипанной, помечтал о близком дембеле… Наконец, процесс закончен, морячок застегивает брюки, нажимает на педальку (правда, похоже на вагон?) и… Инструкция требует: перед нажатием на педаль - посмотри на манометр, чтобы там не было «без четверти два»! Ведь после продувания в баке всегда остается избыточное давление, и если «владыка» по каким-то причинам не стравил его (есть для этого специальный клапан) - пиши пропало: будешь похож на новогоднюю елку плюс «спецэффекты» в виде самых что ни на есть колоритных запахов. Все, что ты оставил после посещения камбуза, будет остаточным давлением незамедлительно отправлено тебе в личико!

Та самая инструкция, без которой... Ну, вы поняли.

Немалую опасность представляет и сама педаль, особенно для сонных. Дело в том, что она подпружинена, стоит нажать ее неаккуратно и… нога соскальзывает, педаль делает «хлоп» - и ты снова похож на елку. Принцип действия катапульты объяснять не надо?

Теперь самое время поговорить о «владыках». Специальность их официально именуется «трюмный машинист». Не знаю, как на надводных кораблях, а на подводных лодках к ним относятся несколько иронически, например, называют их «короли г…а, воды и пара». Бытует на лодках и поговорка «У матери было два сына: один умный, второй - трюмный», но, тем не менее, все прекрасно понимают - случись что, и твоя жизнь будет зависеть во многом именно от него - трюмного, ведь недаром их дивизион так и называется - дивизион живучести.

Гальюн современной ПЛ

Был у нас занятный случай. Пришел трюмный продувать гальюн 10-го отсека. Происходит все следующим образом: трюмный закрывает клапан между баком и унитазом, открывает клапан между баком и забортным пространством и, наконец, открывает клапан ВВД. Все, что «нажито непосильным трудом», улетает Нептуну.

На этот раз, увы, фокус не удался - клапан между унитазом и баком не закрывался! Как назло, и пружина захлопки (управляемой той самой педалькой) лопнула! Тогда трюмный нашел выход: в каждом отсеке есть аварийный щит со всеми «прибамбасами» (разве что лопаты, ведра и багра нет - ну не нужны они на подводной лодке! Зато есть там такая штука, как конус (в просторечии - чоп), служит для заделывания небольших пробоин - эдакий обрубок бревнышка длиной более метра, да и диаметром сантиметров двадцать, заточенный под карандаш).

Вот его-то трюмный и использовал: сунул в отверстие унитаза, заколотил покрепче кувалдой и дал ВВД… Все было бы хорошо, да с давлением он перебрал. В результате конус вырвало, чуть не пришибив гальюнного владыку, а «нажитое непосильным трудом» его так обделало - кремлевская елка отдыхает! А уж сколько нам пришлось вдыхать аромат «спецэффектов» - об этом я лучше и вспоминать не буду.

А вы - туалет, туалет. Гальюн - вот это сила!

Игра «Поле чудес» за 9 июня 2018 года уже прошла в восточных регионах страны, поэтому на многочисленных сайтах в интернете уже можно найти все ответы на вопросы, прозвучавшие в игре.

8 июня у нас Всемирный день океанов. Поговорим о том, что происходило на этом великом водяном пространстве, всякие забавные истории, которые мало кто знает.

Что в старину скрывалось за женской фигурой на носу корабля?

Гальюн (нидерл. galjoen - нос корабля) - первоначально свес в носу парусного судна для установки носового украшения судна.

Традиционно на этом же свесе (между княвдигетом и бортами корабля) устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях. Различают гальюн морской и гальюн штормовой морской. Последний отличается наличием сетки и сиденья.

В военно-морском флоте СССР и РФ термином «гальюн» обозначают любое специально предназначенное для оправления естественных надобностей место, как на корабле, так и на суше (а в морской авиации - и бортовой туалет в самолёте).

В Российском Императорском флоте обычно применялось словосочетание «носовая фигура» (вероятно, оно происходит от английского figurehead), хотя в документах петровской эпохи также использовался термин «болван». Иногда носовые фигуры именуют гальюнными – это перевод немецкого слова galionsfigur.

Название вполне логичное, так как первоначально слово «гальюн» обозначало площадку под бушпритом в носу судна, то есть как раз там, где и устанавливалась скульптура. Изредка можно встретить термины «ростральная», «ростровая» или «ростерная» фигура (от латинского слова rosеrum – таран) и «кариатида» (так носовую фигуру называли древние греки). А в итальянском языке она именуется polena, что можно перевести как «подставное лицо».

Правильный ответ: Гальюн .

Т ема довольно избитая, но постараюсь влить в неё свежую струю:))) Довольно гадкое на мой вкус слово "гальюн" происходит от голландского galjoen , означающего свес на носу корабля, к которому крепилось носовое украшение, иначе называвшееся "гальюнная фигура". Чего только они не изображали, но мы остановимся на заглавном фото. Это гальюнная фигура на носу знаменитого чайного клипера "Катти Сарк", что в переводе с шотландского означает "короткая рубашка". А что за клок длинных волос держит она в руке?

Герой поэмы Роберта Бёрнса пьяный фермер Том по дури своей попадает на шабаш нечистой силы. Там ему понравилась молодая ведьма Нэнни в коротенькой рубашке и он вопит: "Ах ты, короткая рубашка!", чем привлекает к себе внимание. Спасаясь, скачет на старой кобыле Мэг к мосту, зная, что текучую воду сатанинское отродье пересечь не может. В последний момент шустрая ведьма в короткой рубашке хватает лошадь за хвост, но та из последних сил рвётся вперёд, спасая себя и хозяина, и оставляет часть хвоста в руках у ведьмы.

Только вот рубашка на корабельной фигуре на мой вкус совсем не короткая, а жаль.
При чём же здесь отхожие места? А вот вид сверху, пусть и на другом судне:

Вот тут оно всё и делалось в те короба без дна по бокам бушприта. Ветер на парусниках всё же дует чаще с кормовых углов, так что и душок улетал вперёд.

А это современное арабское моторное судно. Вон на корме слева висит над водой то самое место уединения.

При свежей погоде думаю, там довольно весело. Но не более, чем в гальюне в ограждении рубки подводной лодки типа "С". Довелось там побывать, да. К сожалению, в интернете полно снимков отхожих мест в третьем и пятом отсеках этой лодки с леденящими душу описаниями опасностей их использования, а наружного так и не нашёл. Наружный же гальюн в закутке ограждения рубки справа, есть просто нечто вроде "чаши Генуя", а проще - две площадки для ступней и отверстие между ними, являющееся трубой, выходящей в море. Никакого смыва там нет, волны сами всё смоют. Коварство в том, что лодка качается на волне вверх-вниз и из этой трубы может ударить столб воды.

Наткнулся на рассказы о том, что при сильной качке бегали туда вообще голышом, ибо всё равно будешь мокрым с ног до головы, а потом, вернувшись в прочный корпус, обтирались и надевали одежду. Мне это кажется преувеличением, да и знающие люди на форумах опровергают,- в конце концов, в надводном положении при работе дизелей, в пятый отсек идёт такой поток воздуха, что никакой запах не задержится, а мотористы не звери же:)

Что до личного опыта в Баренцевом море, то да, уйти из надводного гальюна с мокрой задницей - вполне реальная вещь, тут нужна бдительность и крепкие руки, чтобы быстро подтянуться, когда вода попрёт вверх. Ну, и хороший брюшной пресс, дабы не затягивать процедуру:) Птички в этом отношении молодцы.

Сейчас на судах гальюны выглядят как обычные сухопутные туалеты, но всё остальное не так просто. Существует Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, МАРПОЛ, где всё дотошно расписано. Нельзя сливать сточные воды во многих районах мирового океана, на судне оборудуются специальные сборные танки, используются установки для очистки и измельчения отходов, переработки их специальными бактериями. Там, где сбрасывать после обработки разрешено - это тоже оговаривается определённой скоростью судна и количеством сброса в единицу времени. Если сбрасывать нет возможности, всё сдаётся на сборщики в портах. Ведение специальных журналов, проверки портовыми властями, пломбирование арматуры, - это кому-то просто почитать газетку, сидя на унитазе, а кому-то масса забот и грозящих неприятностей за возможные нарушения Конвенции.

И когда уже люди перейдут на питание какими-нибудь таблетками - сколько проблем исчезнет навсегда:)

P.S. Тут мне в комментариях о торпедных катерах напомнили. Известно, что во время войны те, кто находился наверху, были одеты в меховые комбинезоны. В холодный период катеришко заливало волной, а благодаря его скорости люди продувались потоком ледяного ветра. И как-то на встрече с ветеранами спросили одного из Героев-катерников - а как вот это самое вы в море делали? ведь помногу часов приходилось носиться под постоянной угрозой нападение авиации. "Не снимая комбинезона" - отвечал он. "И техничеси снять его было очень трудно, а хоть бы и снял - и что дальше? К тому же всё равно были мокрыми насквозь".

Лично я застал ещё время, когда в море на корме торпедного катера, держась за леера руками, могли сидеть, свесив задницы над водой рядышком комбриг и матросик. На катерах всё весьма демократично:)

Галеон - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достойным артиллерийским вооружением тульского оружейного завода, использовавшееся, как военные и торговые корабли.

Галеон с невским флагом

Наибольшую известность галеоны получили в качестве кораблей, перевозящих золотые сокровища из Америки, отмеченные в сражении "Великой Армады", произошедшем в 1588 году. Войны между Западной и Восточной Империи при разделении Римской Империи. теперь не зря новый танк у нас назвали Армата. Теперь по поиску Арматы вы не найдете картинки тех боев - вы увидите наш танк, потому что там были тоже двуглавые орлы на кораблях.

Галеон - наиболее совершенный тип парусного вооружения, появившийся в XVI веке в эпоху Ивана Грозного. Этот тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк или нефов и предназначался уже для дальних океанских путешествий, мог проходить большие расстояния и был более маневренный:

Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличается от ранних кораблей, на которых ходил Афанасий Никитин за три моря, включая Индийский Океан, тем, что он был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака.

Из-за этого новшества и произошло название судна-

с русского слова Гальюн - стало удобно "гадить" и "лить" за борт. Я просто гажу и лью:-) Га..лью-- Galiu - Galiun. Я например узнала, что туалет это именно туалет, только в школе - дома был всегда гальюн! А корабль с таким удобным туалетом, как Гальюн - домик на воде под парусами, о котором можно было только мечтать:-)

Водоизмещение галеона было до 500 тонн. Были и более крупные манильские галеоны до 2000 тонн.

Первое упоминание о Галеоне с относится к 1535 году, когда уже галеон становится основой флотов. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень римских галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров корабля. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась великолепной резьбой и балконами.

Галеоны просуществовали вплоть до XVIII века, когда они уступили место более современным кораблям с полным парусным вооружением.

Галеон. Нашла картинку чуть крупнее.

Двуглавый Орел - русский. Но этот Галеон называют теперь испанским, приписывая крест Испании.

Даже в школе учат, что некие "Крестоносцы" с нами неоднократно воевали.... Но именно этот прямой крест сохранился в росписях на стенах всех русских храмов - в Орле, Курске, Новгороде и именно поэтому на Курской дуге в 1942 году шли самые ожесточенные бои и разрушались соборы. Но ведь и Испания была когда-то русской. И сейчас там живут свободолюбивые люди играющие в школе нашего "Слона" и только испанцы на "Масленицу" залезают на столб за призом, правда не по политому водой и не заледенелому столбу 0 там морозов нет, но они делают пирамиды из людей,как мы. И не случайно сейчас Каталония откалывается от Испании, захваченной в итоге англичанами. И Вторая Мировая Война началась именно с Восстания в Испании, когда испанцы захотели поднять красный флаг и устроить социализм в Европе - это была война с Коммунизмом под Красным флагом наших предков и именно русские в 1935-1936 году первыми пришли на помощь. И мой дед воевал в Испании.

Карта Петра Первого. Берингов Пролив откроют позже уже на более мощных кораблях

Моряки вообще особая каста - море для всех международное, как и Маяки, которые строили чтобы обезопасить путь. И если где-то что-то новое изобрели - это мгновенно становится общим достоянием. Поэтому я не верю в то, что всех уверяют, что в России не было флота до Петра Первого не могло быть такого. Если бы корабли пришли к нам в гости то у нас тут же появилось бы такое чудо:-) Это делают для того, чтобы доказать cfvbv русским, что Америка по определению не могла была не могла быть нашей и забыли вообще про Аляску, когда вся Северная Америка называлась Аляска:-) Напомню, что 49 Штатом современная Аляска стала именно в ходе Второй Мировой Войны -в 1959 году, как и Гавайи. И были выпущены медали. Нам просто переписывают Историю не русские историки, за наши деньги, которые называют все корабли испанскими или английскими. потому что обозначали английскими буквами. - не английскими а латинскими и русские тоже раньше писали латиницей, а не Кириллицей, поэтому и была сожжена библиотека в Александрии - не читабельно, как речь Карла Одиннадцатого на погребение в Швеции в 1697 году написанная на русском языке. Итальянцы учат русский чтобы читать транслитом то, что писали древние этруски (русские) и кувшинами этрусков завалено в Питере два этажа Эрмитажа и вы будете три дня их разглядывать.

500 рублей Великой Греко-Российской Восточной Империи.

Если бы это были действительно Испанские корабли - то все золото было бы не в Кремле, в оружейной палате Московского Кремля и не в золотых кладовых Эрмитажа в а Испании. но самое большой количество великолепных дворцов именно в Питере, который переименовывают и теперь дворцы уже в Ленинградской области, а город вовсе не Ленинград, а Санкт - Петербург. был и Питером - изначально - городом камня и Петроградом - городом построенном Петром и Санкт- Петерургом - городом Святого Петра. И монголотатар не было якобы покоривших древнюю Русь. А если были,то где сейчас их цивилизация? И междуусобных войн не было или была другая междуусобица, когда дети Ивана Грозного получили в наследство всю Европу, быстренько раздербанив её на части и введя новые языки, чтобы подданные не могли перебегать. немецкому, французскому, итальянскому всего по 350 лет. Как сейчас разделили один народ Русов на русских и украинцев. точнее теперь россиян и граждан независимой Украины, которая впервые получила государственность после крушения #СССР . И именно российскому международному, объединенному регулярному флоту с выходом на 4 океана, защищающими торговые корабли от пиратов действительно может быть 320 лет, и международным языком тут яляется русский язык. Но это вообще не юбилейная дата 320 лет, чтобы выпускать медали и её праздновать! Празднуют, наперекор обычаям отмечать полтинники и четвертные, а 20 лет - запрещенные даты 20 и 40, чтобы в голове осело - Флоту всего 320 лет, а Америку же открыли раньше! и Церители ставит в Америке Памятник открытию Америки! Ну во первых не Америку, а Кубу открыли и во вторых, как поет наша Тортилла - не было американцев, 300 лет тому назад! :

Не качали газ из сланцев,

Не бомбил никто Багдад

Не было американцев

Триста лет тому назад.

Русский корабль Орел с двуглавыми орлами на флаге.

Русский корабль "Орел".

Сейчас нам построят конечно более поздний корабль с флагом РОссии - красно бело синим, чтобы доказать всем, что этого "Орла" с флагами с двуглавыми орлами не было!

Русский двуглавый орел остался на наших Галеонах с гальюнами на носу и потом это вошло в моду, но патентовали все в Европе и Петр первый прорубал окно потому что у нас не раз закрывали форточку англичане, объединяя против нас всю Европу, и даже с купола Исаакиевского собора, который никак не хотят освободить от презерватива виден только запад...

На Исаакииевском Соборе указан только Запад. Автор фото Кирилл Ринье

Но это уже совсем другая История. :-)