Почему я не читаю намаз. Что делать, если нет возможности совершать намаз на работе? Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

(4:103)

Многие мусульмане сталкиваются с такой проблемой отсутствия специально отведенных для намаза мест на работе и мечети поблизости. И из-за этого им приходится пропускать молитвы и восполняют пропущенный намаз дома. И пока нет возможности сменить работу. Такие мусульмане задаются вопросом, если нет возможности молиться на работе, могут ли они восполнить их по возвращении домой.

Первое, о чем стоит помнить в такой ситуации, – это то, что намаз можно совершать в любом чистом месте. Вся Планета, каждый ее уголок является местом поклонения. Намаз можно совершить в любом чистом углу в офисе, при отсутствии специально отведенной для этого комнаты, например, в конференц-зале, столовой, даже в гардеробной.

Что же касается откладывания намаза, то мусульманину запрещается оттягивать свои молитвы от времени, в котором оно предписано, без существенных на это причин. Работа не является оправданием для откладывания намаза на потом. В Коране сказано: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).

Искренний верующий не допустит, чтобы работа отвлекла его от поминания Аллаха и совершения регулярного намаза. В Коране Всевышний Аллах сказал: «Мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (24:37).

Чтобы найти время для совершения намаза, невозможно работать длинный промежуток времени без перерыва. Вы можете сократить ваше обеденное время и использовать пять минут для каждого намаза. Если перерыв не совпадает со временем намаза, можно попросить другое время перерыва. Вам следует попробовать все возможные средства, даже если это может причинить некоторые неудобства, как например, вам придется работать сверхурочно. И все потому что духовность и душевный покой, который вы обретете от совершения намаза в нужное время, заставит вас забыть о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь.

Если не остается других вариантов, вы можете совершить зухр-намаз с аср-намазом одновременно. Если намаз-магриб совпадает со временем работы, вы также можете отложить его до иша-намаза. Ибн Аббас передал: «Посланник Аллаха (мир ему) часто совмещал зухр и аср намазы и магриб и иша намазы, из-за того, что находился в странствии».

Если случилось так, что вы пропустили намаз или отложили его на момент, когда его время уже вышло, то следует совершить покаяние, попросить прощения у Аллаха, и совершить приумноженное количество дополнительных молитв и благих деяний. В Коране сказано: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (19:59-60).

«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (3:135).

Я подросток, мне 15 лет. Я вырос и живу среди верующих людей, и ничто вроде не мешает читать мне намаз. Но вот в чём дело: когда я иду брать тахарат или уже иду читать намаз, сразу же начинаю плохо себя чувствовать. У меня возникает ощущение, будто бы меня кто-то держит и не хочет, чтобы я совершил молитву, и чаще всего я не читаю молитву из-за этого состояния. Знаю, что намаз обязателен для каждого мусульманина, но у меня не получается перебороть свой нафс, из-за чего совершаю грех. Да ко всему этому я вру матери, что читаю намаз. Мне становится плохо после каждого непрочитанного намаза, но я не могу себя заставить прочитать его. Пожалуйста, помогите мне, я уже просто не представляю, что мне делать.

Ответы

С точки зрения религии:

Ежедневная пятикратная молитва – это предписание, возложенное на нас нашим Создателем в самом Коране! До тех пор, пока человек находится в здравом уме и рассудке, он обязан читать молитву! Одним из первых вопросов, с которых начнут допрос в , будет вопрос о молитве, и если ответ будет исправным, то и весь остальной отчёт будет лёгким, а если нет, то и остальной отчёт будет суровым и тяжким.

По нормам Ислама Вы уже считаетесь совершеннолетним. Следовательно, Вы обязаны совершать и соблюдать все предписания Всевышнего, возложенные Им на Своих рабов. То, что Вам мешает, скорее всего, является происками сатаны, который всячески пытается помешать Вам исполнить свою обязанность перед Всевышним.

Во-первых, Вам необходимо решительно взяться за чтение намаза. При наступлении времени намаза ни в коем случае не откладывать его совершение. Наоборот, поспешите сделать омовение и помолиться. Чем больше Вы будете откладывать намаз, тем сильнее у Вас будет чувство лености и плохого состояния. Молитесь вместе с коллективом, а не отдельно. А ещё лучше – ходите читать намаз в мечеть.

Во-вторых, утром и вечером обращайтесь ко Всевышнему с (азкары), которые читал Пророк (мир ему и благословение). Побольше читайте Коран, читайте его на воду, пейте и купайтесь этой водой.

С точки зрения психологии:

К несчастью, подобное иногда случается в жизни мусульман. Но, к счастью, многим при их внутреннем и сильном желании удавалось преодолеть в себе подобное состояние. Я не стану затрагивать каноническую сторону данной проблемы, хотя, по всей видимости, Вы находитесь под посторонним влиянием. Попробую помочь вам советом в том вопросе, как можно подчинить себе свой характер и как правильно организовать самовоспитание.

Прежде всего проанализируйте то, что могло послужить причиной произошедшего с Вами. Вполне возможно, что Ваш образ жизни содержит поступки, которые противоречат нормам религии. Если такое есть, то Вам стоит отказаться от такого поведения. Большое внимание уделите своим взаимоотношениям с родителями. Ответьте на вопрос о том, довольна ли Вами Ваша мама, проявляете ли Вы по отношению к ней доброжелательность, почтение и другие положительные качества. Это очень важно. Нельзя допустить, чтобы Ваша проблема вела к тому, что Вы будете говорить ей неправду. Пересмотрите свои позиции и в других направлениях. Крайне важно, чтобы от Вас исходило как можно больше доброго: это не только придаст Вам сил, но и окажет лечебное воздействие.

Кроме того, уделите особое внимание распорядку своего дня – он должен быть чётко прописан. Это крайне важно, поскольку его соблюдение поможет Вам контролировать собственные чувства и волю. Приложите максимум усилий к тому, чтобы всё-таки , как бы трудно ни было. Дело в том, что чем больше Вы будет пропускать, тем труднее Вам будет, и наоборот – чем больше Вы приложите усилий для выполнения молитвы, тем легче Вам будет даваться новая попытка.

Самое главное – правильно сформулируйте происходящее с Вами. Вместо сказанного Вами «нечто меня не пускает » скажите: «в моих силах преодолеть то, что происходит со мной». Отбросьте тяжёлые мысли, просто поверьте, что Вы сможете перебороть себя, и заметите, как силы у Вас прибавятся.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов
теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Вопрос:

Я не совершаю намаз. Мне кажется, что из-за лени и депрессии я потерял к этому интерес. Но я знаю, что это неправильно, и чувствую себя виноватым, что не совершаю намаз. Я чувствую, как Аллах хочет вернуть меня к намазу, но, возможно, я слишком много грешил и поэтому отдалился от намаза?

Ответ:

Намаз является столпом ислама, следовательно, обязанностью каждого мусульманина. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Разница между верующим и неверующим – намаз».

Вам повезло, если вы осознаете свою обязанность совершать намаз.

Что касается грехов, не мне вас судить, но не забывайте, что милость Аллаха больше, чем ваши грехи. Излечением грехов является покаяние и стремление к прощению Всевышнего. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Все люди совершают грехи, а лучшими из тех, кто грешит, являются кающиеся».

Мусульманские ученые отмечают 3 условия покаяния (тауба): перестать совершать грехи, искреннее раскаяние и сожаление о совершении греха, сделать намерение не совершать греха снова.

Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему ином, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи».

Вы говорите, что депрессия и другие проблемы отдаляют вас от религии, но ведь главным оружием от мирских проблем и утешением от забот является момент уединения со Всевышним, так не лишайте себя этого счастья и покоя. Ведь пока вы со Всевышним, вам не грозит ни одна неприятность и ничто не сможет потревожить вас. В этот священный момент есть вы, Всевышний и ваша молитва, которая соединяет вас и показывает, что вы Ему не безразличны.

Приучайте себя к намазу постепенно. Начните с осознания и понимания важности намаза. Прочитайте хадисы и статьи, которые увеличат ваш иман и намерение совершать намаз. Ходите на пятничные молитвы и проповеди. ИншалЛах, Аллах не оставит вас и поведет благим путем. Начните молится пять обязательных молитв в день.

Как только вы привыкнете к пятиразовому намазу и уединению со Всевышним, желание поклонения в вас увеличится, вы захотите еще больше быть со Всевышним. Потом вы можете постепенно начать совершать сунны намазы и добровольные молитвы. Помните, что главными критериями намаза, после омовения и искреннего намерения, являются смиренность и концентрация внимания.

Окружите себя людьми праведными, которые не оставляют своих намазов, ходят в мечеть, окружение играет очень важную роль. От ваших друзей зависит то, каким будете вы, и ваша вера в том числе.

Важно, чтобы верующий понимал то, что он произносит в молитве. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Аллах Всевышний сказал: «Я разделил молитву между Мною и Моим рабом на две половины, а кроме того, Мой раб обретет то, о чем попросил». Когда раб говорит. «Хвала Аллаху, Господу миров», Аллах Всевышний произносит: «Мой раб поблагодарил Меня». Когда он говорит: «Милостивому, Милующему», Аллах Всевышний говорит: «Мой раб вспомнил обо Мне доброе». Когда тот говорит: «Владыке Дня Вероустава», Он отзывается: «Мой раб восславил Меня». Иногда Он говорит: «Мой раб будет принесен потоками ко Мне», когда тот говорит: «Тебе мы служим и Тебя о помощи просим»… Он произносит: «Это между Мною и Моим рабом. Мой раб будет иметь то, о чем попросил». Когда тот говорит: «Проведи нас путем прямым. Путем тех, к которым благодетельствовал Ты; не путем тех, на кого разгневан и не заблудших», Он произносит: «Это – Моему рабу и Мой раб будет иметь то, о чем попросил». Суфьян сказал: «Мне передал это Аль-Аля Ибн Абдуррахман Ибн Якуб, когда он был болен в своем доме и я приходил к нему и спросил его об этом».

Это «Фатиха», открывающая сура Корана, которая является разговором между верующим и его Творцом. Аллах обещает тому, кто Ему поклоняется, даровать то, о чем он просит. Намаз не будет полным без суры «Фатиха» в каждом ракаате.

Пусть Аллах благословит каждого из вас и вы познаете сладость совершения намаза, и облегчит для вас совершение намаза, увеличит ваши знания ислама и дарует счастье в обоих мирах, Амин.

Сайда Хайат

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Здравствуете ! Уважаемая Актоты, из-за отсутствия усердия ваш намаз отдалился от вас. Когда в нас уменьшается усердие и стремление к намазу, то намаз становится для нас словно комплексом спортивных упражнений. Хотя выполняются все движения, мысли заняты другими вещами. Если это и дальше будет продолжаться, то вполне вероятно, что вы совсем перестанете совершать намаз. Позже человек придет к тому что, будет совершать намаз только перед посторонними людьми, а когда останется наедине с собой, то вовсе забудет об этом. А, если передать это словами из Корана, то: «Горе же (таким) молящимся, 5) которые к молитве своей небрежны, которые (молятся) напоказ (перед людьми) . Пусть Аллах убережет нас от такого состояния.

Беспечность - появляется из-за отсутствия усердия, а отсутствие усердия из-за глубокого безразличия, и ослабления веры. В этой связи, мы бы посоветовали следующее:

Во-первых - по возможности вам следует слушать аудио-видео проповеди. Ведь Всевышний Аллах говорит: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим » .

Во-вторых - старайтесь быть далёким от пустословия и от ведения разгульного образа жизни, которые тушат свет веры в сердце. В Священном Коране говорится: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного» .

(Здесь нужно отметить то, что иногда во время совершения намаза дома , в соседней комнате телевизор остается включенным и мы слышим его или идет какая-нибудь интересная программа… В таких случаях, нужно сначала выключить телевизор и только потом совершать намаз. Таким образом, почувствуете важность намаза) .

В-третьих, приучите себя каждый день в определенное время семьдесят раз или более семидесяти раз говорить «Астагфируллах». «Астагфирулла» в переводе с арабского языка означает «Прошу прощение у Аллаха ». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Клянусь Аллахом, поистине, я прошу Аллаха опрощении и приношу Ему покаяние болеесемидесяти раз в день ». При этом нужно выбрать свободное и спокойное время. Например, после утренней молитвы, взяв в руки четки, осознавая смысл этих слов и с искренними намерениями нужно произносить «Астагфирулла», т.е. «Прошу прощение у Аллаха ». Таким образом, с помощью Аллаха в вашем сердце укрепится вера. Истигфар (Мольба о прощении грехов) смягчает и оживляет сердце, также как и вода смягчает высохшую почву. При этом не обязательно произносить мольбу на арабском языке «Астагфирулла», можете более семидесяти раз повторять про себя «О, Аллах прости меня» и на казахском (родном) языке. Мы считаем, что будет даже более эффективно (для тех, кто не знает арабского языка) повторять эту мольбу на родном языке. Пусть Аллах дарует нам быть из числа прилежных рабов!

Сура 107 «Подаяние», 4,5,6 аяты.
Сура 51 «Рассеивающие» 55 аят.
Сура 23 Аль-Муминун, 2-3 аяты.

Чуть- чуть совести и силы воли не хватает

Диалог между братом и сестрой:

Брат спрашивает старшую сестру: «Почему ты не одеваешь хиджаб?»

Сестра задаёт встречный вопрос: «Почему ты не делаешь намаз?»

– Я делаю, просто ты не видишь, – с неестественной улыбкой и застенчивостью отвечает он.

– Ну конечно, и в прошлую пятницу ты не лежал и не смотрел фильмы, а пошёл в мечеть, так? – с ухмылкой спрашивает она.

– Когда это такое было? – улыбается.

Давай не будем сейчас делать вид, как будто было не так. Тогда я тоже одеваю хиджаб, просто ты не видишь.

Всё, молчу, – опустив голову, сдаётся он.

Так этот диалог был переведён в шутку.

Сестра продолжает: «Вот ты понимаешь, что я должна носить хиджаб, и то, что намаз надо совершать ты тоже знаешь, но что тебе мешает совершать намаз?».

Брат, долго думая, всё-таки ответил: «Чуть-чуть совести и силы воли не хватает».

Интервью, взятое у того самого брата

Скажите, пожалуйста, в течение дня Вы вспоминаете о своём святом долге перед Всевышним Аллахом, то есть об обязательной пятикратной молитве?

– Да, вспоминаю.

И что Вам мешает сразу же совершить намаз, когда наступает время её совершения?

– Я смотрю на часы и вижу, что наступило время обеденной молитвы и говорю себе, что через десять минут я встану и пойду её совершать. Проходит десять минут, потом ещё десять потом ещё… Лень меня одолевает и так время намаза проходит, а потом уже ленишься до такой степени, что пропускаешь и следующие намазы с намерением возместить их потом. Мне хочется совершать все пять молитв в день, но лень берёт верх. Я думаю, что шайтан тоже мешает.

– Вот Вы сказали, что делаете намерение возместить пропущенные намазы, но всё-таки стабильно намаз не совершаете, не обманываете ли Вы себя?

– Намерение делаю искреннее, но в итоге понимаю, что занимаюсь самообманом.

– Знаете ли Вы о наказании за несовершение молитвы? Какие чувства Вы испытываете, когда пропускаете возложенную на Вас, да и на всю общину Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) молитву, не становится ли страшно?

– Я слышал на пятничных проповедях, что за один пропущенный намаз предусмотрено наказание семьдесят лет мучений в аду (да убережет нас Аллах). Также слышал и о том, что намаз нужно совершать правильно, без ошибок, иначе такая молитва не действительна. Зная о таком наказании, конечно, становится страшно. Определённое чувство страха наступает и перед выходом из дома. Неизвестно, вернусь ли я домой или нет, ведь Аллах может наказать нас в любое время. Если же умру, то предстану перед Всевышним с пропущенными молитвами, и в такие моменты хочется даже плакать. После определённых испытаний человек меняется, задумывается о своей жизни, так и я, попав в аварию и оставшись живым, понял, что Всевышний дал мне возможность исправиться, дал жизнь для того, чтобы начать совершать намаз, по возможности помогать людям, делать добро. Каждый человек по-своему осознаёт важность соблюдения предписанных Аллахом норм. И это испытание (авария) послужило поводом для осознания лично мной важности намаза и других обязательств перед Всевышним.

– И всё-таки страх проходит, и молитва вновь пропущена, происходит долгая борьба: один намаз совершается, а следующий может и нет. Как Вы думаете, почему проходит чувство страха за несовершение намаза?

– Стараюсь делать добро людям, например, помочь незнакомой бабушке донести пакеты до дома и тому подобные дела. Также стараюсь в другом богослужении, которое мне даётся легче, тем самым успокаивая себя. Но чувство вины за несовершение молитвы никогда не проходит. Я начинаю совершать молитвы с большим желанием, но в течение некоторого времени это желание как будто угасает. Угасает, наверное, из-за любви к мирскому, отвлечённости от ахирата. Так же, когда попадаешь в общество людей, где не совершают намаз, проводишь с такими людьми время, то и сам начинаешь забывать о молитве. К сожалению, таких людей больше чем тех, от которых идёт положительный заряд в духовном смысле, или же мне не повезло постоянно находиться в обществе таких богобоязненных людей.

– А что Вам помогает совершать молитву или что Вас побуждает к этому?

Когда хожу на пятничную молитву и слушаю проповедь, то сердце наполняется верой. Вижу богобоязненных людей, поклоняющихся Аллаху, и хочется брать с них пример. Например, когда на тренировках наступает время намаза и ребята делают джамаат намаз (коллективная молитва), то с радостью присоединяюсь к ним, и это тоже стимулирует на совершение молитвы. Если рядом находится человек, который не пропускает намаз, то это тоже очень сильно помогает.

– Желаю Вам и себе, и всей умме Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) помощи Аллаха в соблюдении всех обязанностей перед Ним.

– Что нам мешает и что помогает соблюсти второй столп Ислама?

Из этого интервью видно, что нам мешают совершать ежедневные молитвы: отвлеченность от ахирата, любовь к мирскому и занятость ею. Помогают: нахождение в обществе богобоязненных людей и размышления о творениях Аллаха, о Судном дне, о наказании за несовершение молитвы и о вознаграждении за совершение её. Так же посещение мечети для совершения коллективного намаза укрепляет иман (веру) и придаёт стимул и энергию для совершения последующих молитв. Но самое главное – это наши дуа (мольбы) к Всевышнему Аллаху, чтобы Он помог нам соблюсти все столпы Ислама, а иначе нет у нас силы для совершения благого и нет силы отказаться от плохого, кроме как при помощи Аллаха. Да поможет нам Аллах.