Подготовка первоклассника к школе. Как подготовить ребенка к школе – советы родителям

Рано или поздно приходит момент, когда родители задаются серьезным вопросом: как подготовить ребенка к школе самостоятельно? Безусловно, лучше эту важную миссию доверить профессионалу, но если такой возможности нет, то родители вполне могут подготовить свое чадо без посторонней помощи. Это выполнимая задача, если грамотно и взвешено подходить к каждому нюансу – от выбора времени занятий до обеспечения психологического комфорта ребенка в процессе обучения.

Многие родители уверены, что подготовительные занятия лучше начинать за год до поступления ребенка в первый класс. Специалисты готовы поспорить: по их мнению, самый благоприятный для старта подготовки возраст – чуть более 3 лет.

Полноценным обучением с трехлетними малышами заниматься пока рановато, а проводить эффективные игровые занятия в этом нежном возрасте не только можно, но и необходимо. Если занятия с трехлеткой – это, в большей степени, игра, то с ребенком пяти-шести лет нужно работать более серьезно и основательно. В любом случае, начинать подготовку к школе никогда не поздно, если выбирать интенсивность занятий в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными особенностями.

Если родители уверены, что ребенок готов к первым дошкольным урокам, можно приступать к составлению плана обучения. Отвечая на вопрос, как подготовить ребенка к школе дома, специалисты сходятся в одном: очень важна система, благодаря которой ребенок не только получит сумму определенных знаний, но и привыкнет к необходимости регулярно заниматься, станет более усидчивым и дисциплинированным.

В день желательно проводить не больше 2-3 «уроков» длительностью по 10-15 минут. Перерыв между занятиями должен быть заполнен подвижными играми и длиться от 20 минут до получаса. Оптимальное время для работы с малышом – утренние часы. Два дня в неделю должны быть свободными от занятий.

Важно, чтобы ребенок имел свое рабочее место, где ему было бы не только удобно, но и интересно заниматься. Малыш должен гордиться тем, что у него есть собственный письменный стол, на котором хранятся только его книжки, тетрадки и альбомы. Нелишним будет научить ребенка самостоятельно наводить порядок на своем «почти взрослом» рабочем месте.

Как подготовить ребенка к школе - занятия

В программу подготовки должны входить несколько занятий: чтение, математика, правописание и изобразительное творчество. Давайте рассмотрим подробнее каждое из занятий.

Занятия по чтению

Самый непростой для ребенка урок чтения желательно проводить в начале занятия. Начинать нужно с изучения букв в алфавитном порядке. Здесь родителям помогут специальные обучающие стишки, потешки, рассказы.

Выучив одну из букв, ребенок должен уметь найти ее в предложенном тексте. На этом этапе будущий ученик должен получить представление о гласных и согласных буквах, твердых и мягких звуках. Когда ребенок будет хорошо знать все буквы, можно приступать к чтению слогов.

Если малыш не спешит обретать такой навык, не стоит расстраиваться и давить на ребенка. Возможно, уже через несколько месяцев дошкольник будет более готов к пониманию азов чтения – вот тогда можно снова повторить попытку.

Правописание

Если учить читать ребенка можно уже с четырех лет, то с обучением письму следует повременить. Важно знать, что ручки маленьких деток в возрасте 4-5 лет еще недостаточно сформированы для того, чтобы научиться правильно выводить буквы в тетрадке.

В этом возрасте важно научить ребенка правильно держать в руках карандаш, рисовать по контуру, выводить простенькие «палочки и крючочки» и печатать буквы. Только ближе к шести годам можно учить дошкольника писать прописные буквы. В этом вопросе важно не спешить – каждой букве желательно уделять несколько занятий.

Математика

Занятия математикой можно начинать с игровых уроков: считать игрушки, деток на площадке, членов семьи, конфеты, пальчики. Отличный прием – составление простейших наглядных математических задачек. Важно, чтобы ребенок не только изучал название и внешний вид цифр, но и умел производить простые арифметические действия.

Чтобы закрепить материал, можно предложить ребенку написать выученную цифру по образцу. Ближе к 5 годам нужно знакомить ребенка с составом числа, понятиями «больше-меньше-равно». В комплекс математических занятий входят и азы геометрии: малыш должен легко отличать круг от квадрата, цилиндр от шара, треугольник от пирамиды.

Уроки творчества

Не стоит пренебрегать уроками творчества, налегая на изучение букв и цифр. Развитие малыша должно быть гармоничным и всесторонним, дошкольник должен умело пользоваться красками, кистью, пластилином, клеем, ножницами, бумагой.

В творческие занятия можно включать элементы чтения и математики, например, раскрашивать цифры или вырезать из бумаги буквы.

Пожалуй, самый важный этап подготовки ребенка к школе – это формирование его психологической готовности к обучению. Нет смысла заниматься изучением цифр и букв, если малыш не усидчив, медлителен, невнимателен, неаккуратен.

Непосредственно перед вступлением в ряды школьников ребенок должен быть полностью готов к обучению с психологической точки зрения: иметь развитый кругозор, уметь анализировать, классифицировать, обладать хорошей памятью и вниманием. Только в таком случае задачу подготовки малыша к школе родители могут считать успешно выполненной.

Видео: как подготовить ребенка к школе

Что-то появилось у меня мечта, переехать в будущем через года два - три в Финляндию (может), конечно это останется мечтой, но что-то пока сплю и вижу. Хотелось бы узнать, если на форуме есть кто из Финляндии, реально ли перехать? Найти работу! Тем более я не одна, с ребёнком.
Заранее благодарю, кто по теме ответит!))

225

Цирцея

Несколько раз перечитывала тему Все профессии хороши и представилась мне картинка. Город Н. Город форумских детей. В этом городе нет профессий,которые не захотели своим деткам родители. Что мы имеем. В этом городе нет врачей (может парочка в морге).больницы,поликлиники пустые,В детских садах и школах нет никого из персонала. Ну допустим,пофантазируем дальше,у всех квартиры(только кто построил эти дома),прорывы проблемы с электричеством тоже никто не устраняет,ведь никто не хочет,что бы ребенок был рабочей специальности. В магазинах нет продавцов,кассиров,грузчиков. Да и товаров видимо нет.Нет полиции,нет ГБДД,нет военных,самолеты облетают этот город,нет дворников,уборщиц. Вообщем,город-сказка,город-мечта. Бред конечно,но картина такая вырисовывается. Как выживать в таком городе,при условии,что покинуть его нельзя. Мамы и папы только могут наблюдать..

207

Аноним

По мотивам моей поездки на Сапсане. Почему не создают отдельный вагон для пассажиров с детьми? Ведь и родителям было бы удобно, и остальные пассажиры бы не страдали.

Сразу оговорюсь, я не против "мыжехотимездить" или детей и тп. Я просто думаю, что если в самолете возможности оградить одних от других нет, то уж в поезде-то это так легко сделать!

160

Аноним

Скучно на форуме и на работе(.Решила создать болтательную тему.
Еще нашла здесь на форуме человека, который тоже одновременно любил 2-х женщин -Тургенев это. И любил по настоящему, как мне из стихов видится.
Подружилась я на работе с одним мужчиной 21 год назад. Я была свободной, он-женат, один ребенок. Все как мне нравится в мужчинах, умный, с юмором, симпатичный, душа любой компании. Старше меня на 3 года. Как мы с ним отрывались, и не передать, творили черти-что, только с ним я напивалась до невменяемости (т.е. не контролировала ничего). Интим был (но он не главное)))). Ну и болтали обо всем, я знала в разы больше, чем жена, естественно. Была в него влюблена пару месяцев, а потом это переросло в любовь. У него тоже.
Параллельно я влюбилась, вышла замуж, развелась, родила ребенка, имею длительные сложные отношения с мужем, нынешним, которого люблю тоже уже много лет.
Общаемся с тем человеком редко, где-то 3-4 раза в год, но это ничего не меняет.
Моих мужей с ним знакомила, но ничего не вышло, они сильно ревновали((
к чему сей опус спросите? а задело меня неверие, что нельзя любить двух одновременно, и что это-не любовь, а всякие разные другие чувства!
Кроме Тургенева и меня, есть кто в это верит?

112

НикаНет

Здравствуйте. Сыну 2 года ровно. Речи нет. Щебечет на своем, и несколько нормальных слов есть - мама, папа, дай, это, еще, всё. В норме должно быть около 100 слов, фразы из 2 слов, новые слова каждый день появляться. Ничего этого и близко нет. Скоро плановый прием у педиатра, хочу оценить степень тяжести, посчитать слова, не знаю, как это правильно делается. Вот есть у него звуковые имитации типа му-му (корова), мяу-мяу (кошка) - это считается словами? Или если от слова только первый слог или слово сильно искажено, это считается? Например, у него автобус - это "ась", а поезд получился "вась". Это считать словами?

101

Расскажу про себя. круглая отличница все годы. причем всегда гордилась тем, что была не зубрилкой. а именно через понимание. и что? сейчас, через 15 лет после окончания школы, оказывается, что очень много пробелов, очень много забыла напрочь. моя теория, что мозг просто не способен качественно хранить такие огромные объемы информации. и сейчас часто оказывается, что в беседе другие люди помнят больше фактов интересных или деталей, из школы или фильмов даже, чем я. я честно очень разочарована, что столько сил было потрачено впустую в общем-то. к своим детям планирую относиться гораздо лояльнее в плане учебы...

91 by Записки Дикой Хозяйки

«Вот пойдёшь в школу, там тебя всему научат», - слышит малыш от родителей, заранее представляя школьную жизнь в виде каторги. «Да пускай набегается, наиграется в последние денёчки», - подкрепляют его опасения бабушки и дедушки. Так, сами того не осознавая, взрослые готовят свое чадо к некой «тюремной» жизни...

У ребёнка происходит наслаивание негативных ощущений, что, якобы, в школе ему будут навязывать что-то очень трудное, хочешь - не хочешь, а лишат всяких игр и развлечений. Это почти конец света! Ну, уж конец радостной и беззаботной жизни точно.

Есть и другие крайности - когда родители пытаются обучить ребенка чтению, письму и счету до школы. Причем в то время, когда сверстники гоняют мяч на солнышке, а ваш будущий ученый должен сидеть и считать ненавистные палочки. Или в качестве наказания за какую-нибудь провинность прочитать целый абзац! Этот ужас для малыша запомнится надолго, и вряд ли после этого он захочет стать главным бухгалтером, директором банка или разработчиком проектов.

Я бы в киллеры пошел, пусть меня научат...

Помните, раньше многие дети мечтали стать космонавтами? Думаете почему? Правильно, чтобы свалить, куда подальше от всех этих проблем. Потом приоритет был отдан профессиональным киллерам. Следите за ходом мыслей? То-то же! Сейчас, слава богу, не такие предпочтения. Лучшими профессиями среди современных шестилеток считаются создатели всевозможных программ: от роликов до фильмов, шоу и компьютерных игр. Это тоже не всегда хорошо, но о роли компьютеров чуть позже…

Для чего такое большое предисловие? Всё это к тому, что «как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». В смысле, как вы ребенка к школьной жизни подготовите, так он и будет к ней относиться. Спросите у своего малыша, кем он хочет стать. И главное – почему? Что привлекает ребенка в данной профессии? Так вы можете определить, в каком направлении вам работать.

Моя знакомая работает в детском садике. Когда шёл опрос детей, кто кем хочет стать, одна шестилетняя девочка сказала - учительницей. Когда у неё спросили почему, она ответила: «Чтобы всех учить, надоело, что все вокруг учат её». А один мальчик пожелал быть лесником. «Наверно, природу любишь?» «Не особо, просто хочется побыть одному!» Как же они бывают правы, наши дети!

Индивидуальный подход

Каждый ребенок индивидуален, подготовка к школьной жизни также должна происходить индивидуально. Работать над этим необходимо родителям. Даже, если ваш ребенок посещает детский сад, не нужно переваливать весь процесс на плечи воспитателей (а затем и учителей). Там, конечно, даются необходимые знания, но когда в группах и классах по 20-25 детей, сложно выделить именно вашего ребенка.

Поручения и оценки

Подготовить шестилетку к школьной жизни можно и дома. Для этого совсем не обязательно изучать программы чтения и письма – значительно важнее психологический настрой. Нужно показать ребенку, что школа - это рубеж, а не переход в ужасно сложную взрослую жизнь, всего лишь новый этап в его жизни, более серьезный, более ответственный. Давайте ребенку взрослые поручения. Не забывайте потом проверить и оценить работу. И сам ребенок пусть учится оценивать свой труд.

Чтение и мнение

Конечно, всё это должно происходить постепенно, не перед самым первым сентября, а задолго до школы. Приучая ребенка к самостоятельности, вы поможете малышу быстрее адаптироваться не только среди сверстников, но и в обществе взрослых.

Больше читайте. Не аудиокниги и мультфильмы, а именно живое чтение помогает развиваться малышу. Вы можете в любой момент остановиться и переспросить, как понял ребенок этот момент, попросить пересказать или выразить свое мнение. Побуждайте его к рассуждению. В начальных классах наибольшие трудности испытывают те дети, которые не умеют связно и последовательно излагать свои мысли.

Компьютер: «за и против»

В «век инноваций и компьютеризаций» глупо было бы отрицать компьютерное обучение вообще. Не нужно только делать из этого единственное общение и развлечение ребенка. Чтобы не потерять потом свое чадо во всемирной паутине, приобщайте его больше к живому общению, к развивающим играм на улице и дома.

Многие родители считают, что работа с мышкой развивает мелкую моторику, а компьютерные игры - мышление и память. Действительно, есть хорошие обучающие программы, но помните, что за компьютером ребенок может проводить не более часа в день. А насчет мелкой моторики, так куда полезнее рисование, раскрашивание, лепка и конструирование. Развиваются и все группы мышц кисти, и рука подготавливается к письму, уж не говоря о развитии фантазии и творческой активности.

Так что, если ваш малыш мнит себя будущим великим программистом, может означать и то, что ему просто-напросто не хватает коммуникаций. Поиграйте с ним в мяч во дворе или попросите помочь лепить пельмешки...

Продолжение следует…

Полина Вертинская

Благодаря дошкольным занятиям дома, развитию навыков речи, умению быстро адаптироваться к новым условиям, знанию элементарных основ письма и счёта, дети начинают учёбу в общеобразовательном учреждении успешно, легко и быстро усваивают любой материал, свободно контактируют со своими ровесниками. Поэтому трудно переоценить важность вопроса о том, как подготовить ребенка к школе. Более обеспеченные родители позволяют себе нанимать преподавателей для своих деток, но ничто не заменит их собственного участия в этом процессе, когда малыш в дружеской атмосфере постигает первые уроки жизни и расширяет свой кругозор.


Что необходимо уметь ребёнку
в преддверии школьных занятий

Выдержать современную учебную нагрузку бывает крайне сложно, если ребёнок плохо себе представляет, чем будет заниматься в школе. К тому же он вряд ли будет готов к этому физически, если всё своё время до этого периода проводил в играх. Поэтому задачей пап и мам является всесторонне подготовить своё чадо к таким переменам.
Не всегда сын или дочь способны справиться единовременно с большим объёмом информации, поэтому заранее следует провести проверку уровня развития своего ребёнка.
Педагоги предлагают родителям целый перечень необходимых знаний, которыми должен владеть малыш, для облегчения его вхождения в новый ритм жизни:

  • малыш должен твёрдо знать имена всех своих близких родственников и различать их лица визуально;
  • непременное условие – умение общаться, то есть уметь поддерживать разговор, рассказывать о себе и своих интересах, быть коммуникабельным и настроенным положительно;
  • понимать, как вести себя в обществе и выполнять негласные правила поведения;
  • знать, чем отличаются живые и неодушевлённые предметы;
  • с уважением относиться к окружающим людям и другим живым существам;
  • иметь своё собственное мнение и знать, как его доказать;
  • уметь постоять за себя, но решать конфликтные ситуации мирно;
  • запоминать события, картинки, содержание книги или фильма и иметь представление, как их можно пересказать;
  • различать дни, месяцы, время года и знать названия этих временных и сезонных промежутков;
  • хорошо ориентироваться во времени дня;
  • знать по названию и виду главные цвета и оттенки;
  • отличать похожие предметы и объяснять, в чём их различие;
  • уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, следить за порядком в своих вещах;
  • иметь знания о том, как нарисовать человека, а также его основные детали, такие как голова, руки и т.д.;
  • правильно отвечать на самые распространённые вопросы – «когда», «где», «почему».

В отношении учебных навыков дети должны уметь писать, хотя бы, печатными буквами, читать простые предложения, уметь считать минимум до 20, понимать, что такое сложение и вычитание, представлять и изображать основные фигуры геометрии – круг, квадрат, треугольник.
Кроме того, родители должны привить ребёнку элементарное умение концентрироваться, хотя бы в течение 15 минут. Если малыш не сможет усидеть спокойно даже это короткое время, трудно представить, как он сможет нормально учиться.

Как подготовить ребенка к школе

Подготовку к школьным урокам можно начинать уже в три с половиной года – это наиболее благоприятный момент, когда дитя уже ощущает себя личностью, имеет своё представление об окружающем мире и первичные черты его характера уже сформированы. В дальнейшем эта основа будет развиваться, и многое зависит от того влияния, каким будет окружён ребёнок.
Но в три года родители могут дать ему необходимые знания, которые в будущем облегчат ему обучение и адаптацию в социальном обществе.

Как готовить ребенка к школе

Для занятий по школьным дисциплинам родителям лучше всего использовать настоящие учебники, желательно чтобы они были максимально наглядными и материал сопровождался крупными, яркими картинками. Как подготовить ребёнка к школе и с чего начать – вопрос, волнующий многих взрослых. Те, кто уже прошёл этот путь, советуют сначала научить малыша читать.

1. – первейший предмет, успешное изучение которого даёт возможность постигать другие школьные предметы более легко и комфортно, поэтому начинать надо с него.
Как проще для ребёнка это сделать:

  • алфавит запоминать лучше визуально, поэтому вполне можно использовать интерес маленького ученика к прикладным видам искусства – рисованию и лепке из пластилина. Он может сам попробовать изобразить буквы тем или иным способом;
  • буквы изучаются постепенно, начиная с простых гласных и согласных. Продвижение зависит от скорости усвоения информации. В результате азбуку малыш должен знать безупречно, иначе он не сможет складывать слоги и слова;
  • рассказы и пересказы – хорошая практика для таких занятий. Родителям полезно использовать примеры из реальной жизни, так дети, помимо учёбы, лучше узнают окружающий мир.

2. Не менее важно письмо , для этого необходимо:

  • развивать мелкую моторику рук, предлагая развивающие игры, обязательно давать отдых малышу после 10 минут письма;
  • первым делом ребёнок должен научиться писать печатные буквы, после чего можно переходить к правилам написания прописных;
  • сразу же надо заострять внимание малыша на том, чтобы писал он аккуратно, в дальнейшем от этого зависит его почерк и, вообще, опрятность и добросовестность;
  • для большей мотивации можно приобрести красивую тетрадь, удобную, качественную ручку, конечно, предварительно, придётся объяснить и показать, как пользоваться этой принадлежностью;
  • для того, чтобы облегчить ребёнку усвоение, необходимо постоянно проделывать , игры с мелкими предметами лучше начинать уже с двух лет.

Нет никаких сложностей в том, чтобы самостоятельно подготовить ребенка к школе, за исключением времени, но родители могут поочерёдно заниматься с сыном или дочерью в разное время дня. К примеру, мать может преподавать малышу чтение, а отец – математику, тем более что у большинства представителей сильного пола этот предмет усваивается лучше.

3. Занятия математикой также необходимо делать наглядными и стараться применять красочные иллюстрации или реальные предметы:

  • начать можно со счёта кубиков, конфет, ярких карточек – главное, чтобы цифры были целыми;
  • изучать числа и их сочетания гораздо интереснее и полезнее парами – 2 и 3, 4 и 5, вначале каждый урок должен быть посвящён одной такой паре;
  • геометрические фигуры есть смысл рисовать, иногда полезно, чтобы малыш самостоятельно нашёл треугольник или квадрат, который расположен в пределах комнаты заранее – так ребёнок успеет отдохнуть, и, одновременно, будет запоминать вид и название фигуры;
  • так же, как и с чтением, письмом, математические уроки должны происходить в виде игры – так лучше запоминается материал, а сын или дочь чувствуют себя свободно и комфортно.

Чтобы малыш развивал все свои способности, с ним необходимо много разговаривать, рассказывать ему о разных видах творчества, учёба прекрасно сочетается с другими интересными для ребёнка занятиями – музыкой, аппликацией, логическими играми.

Судить о том, что сын или дочка готовы к школе, можно по следующим признакам:

  • ребёнок осознаёт себя личностью,
  • каждый день стремится узнать что-то новое;
  • интересуется многими вещами и выдаёт вполне разумные рассуждения и ответы на поставленные вопросы;
  • он адекватен по отношению к своим сверстникам, упорен в достижении своей цели, старается каждое дело довести до логического завершения.

Такому ребёнку не нужна постоянная опека, и по своим поступкам он вполне самостоятелен. Это говорит о многом и, прежде всего, о том, что ребёнок созрел для обучения и общения в большом коллективе. Конечно, останавливаться на достигнутом не надо, и родители могут пойти дальше в деле обучения – предложить своему ребёнку более сложную информацию, которая обязательно будет востребована в недалёком будущем.

При дошкольных занятиях важно соблюдать меру, иначе малышу будет ненавистна сама мысль о поступлении в общеобразовательную школу. Необходимо соблюдать и другие требования, чтобы такие уроки были плодотворными.

  • во время домашних уроков недопустимо злиться или ругать малыша за то, чего он не может понять сразу – нужно в спокойной обстановке более доходчиво ему объяснить трудный материал;
  • проводить занятия с маленькими детьми чуть старше трёх лет нужно в форме игры, самое главное заинтересовать их и, таким образом, повысить мотивацию;
  • нельзя на протяжении длительного времени заниматься одним и тем же предметом, например, математикой, обязательно надо чередовать дисциплины и включать в процесс физкультурные упражнения и гимнастику – такое переключение помогает ребёнку отдохнуть;
  • начинать следует с простых вещей, после чего требуется несколько уроков для повторения, только после этого можно приступать к более сложному материалу;
  • не надо торопить малыша – он только начал осваивать новую информацию, и ему необходимо вникнуть в смысл незнакомых понятий, на это нужно отводить достаточно времени;
  • учёба должна быть интересной, всегда хорошо, если есть наглядная информация, которая сопровождает урок – красочные картинки, мультики, книги, попутные занятия рисованием или лепкой.

В ходе занятий папы и мамы обязаны не только развивать кругозор и интеллектуальные способности – они должны прививать своему чаду доброе отношение к людям, животным, воспитывать в них чувство ответственности и самодисциплины.

Мнение психологов о подготовке к школе

На этот счет есть интересное мнение у детского психолога Марины Романенко:

Многие психологи категорически против раннего обучения детей, полагая, что в реальной жизни в три или четыре года ребёнку лучше играть в развивающие игры, а не учиться писать и складывать цифры. Более того, у некоторых детей болезненное состояние здоровья не позволяет обучаться, как того хотят родители. Повышенная мозговая деятельность в этом возрасте может негативно отразиться на самочувствии ребёнка, если не сразу, то – в дальнейшем.

Вот почему важным моментом является диагностика такой готовности к усиленным нагрузкам. Это может быть спокойная беседа и несколько предложенных малышу вопросов по самым важным темам. Отсутствие мотивации может напрочь перечеркнуть желание отца и матери, ведь многие дети бояться идти в школу, особенно стеснительные и неуверенные в себе. Если это детская черта характера, понадобится немало усилий, чтобы ребёнок смог чувствовать и вести себя иначе.

Поэтому, когда заходит разговор о том, как подготовить ребенка к школе, нужно отталкиваться, в первую очередь, от индивидуальных особенностей своих детей, от их физиологического и физического состояния. Психологическая подготовка также важна, а для этого отцу и матери необходимо поддерживать в своём ребёнке позитивный настрой по отношению к будущей учёбе.

Подготовка ребёнка к школе – фундамент для успешного обучения. Важно не только дать базовые навыки письма, счёта, чтения, но и обеспечить достаточное развитие речи, научить контактировать со сверстниками и взрослыми. Чем шире кругозор у первоклассника, тем проще заявить о себе в новом коллективе, завоевать авторитет.

Современные реалии таковы, что слабо подготовленный ребёнок всегда будет «белой вороной» на фоне более успешных одноклассников. Деткам, посещающим садик или развивающий центр для дошкольников, проще адаптироваться к новым условиям, выдержать учебную нагрузку. Родители также должны знать, как правильно подготовить ребёнка к школе в 6 лет, чтобы дома закрепить полученные знания.

Что должен уметь будущий первоклассник

Проверьте, насколько уровень развития вашего ребёнка соответствует требованиям дошкольной подготовки. Изучите перечень требований, подумайте готовы ли дочка или сын справиться с предложенными заданиями. За каждый отрицательный ответ начисляйте отрицательный балл. Чем больше «минусов», тем шире круг вопросов, которые нужно обсудить с дошкольником.

Ребёнок должен быть готов к определённым действиям:

  • называть всех членов семьи по имени, представляться, кратко рассказывать о себе и своих увлечениях;
  • хорошо ориентироваться в гласных, согласных буквах, читать несложные тексты, писать печатными буквами;
  • знать различия между временами года, объяснять, что сейчас – лето или зима, знать дни недели, месяцы;
  • ориентироваться в сутках, отличать утро, обед и вечер;
  • знать правила вычитания и сложения;
  • называть основные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, рисовать их;
  • запоминать короткий текст, пересказывать его;
  • в ряду предложенных предметов находить лишний, объяснять, почему он исключил именно его.

Существуют и другие требования. Будущий первоклассник должен:

  • владеть основными навыками ухода за собой: без помощи взрослых одеваться, раздеваться, шнуровать обувь, поддерживать чистоту рабочего места;
  • знать правила поведения в общественных местах, уважительно относится к окружающим;
  • различать, правильно называть основные цвета, желательно – оттенки;
  • описать, что изображено на картинке;
  • уметь считать до 20, затем обратно;
  • знать наименования частей тела человека, уметь рисовать людей со всеми основными «деталями»;
  • правильно отвечать на вопросы: «Где?», «Почему?», «Когда?»;
  • различать неодушевлённые/одушевлённые предметы;
  • общаться со сверстниками, отстаивать своё мнение, но не бить несогласных;
  • понимать, что нельзя оскорблять одноклассников и взрослых;
  • сидеть спокойно на занятиях хотя бы 15–20 минут. Вести себя прилично, не капризничать, не задирать других учеников.

Важно! Наверстать упущенное за летние месяцы сложно. Нельзя тратить время для оздоровления деток на многочасовые занятия. Так вы ухудшите здоровье нервной системы, дадите слишком высокую нагрузку на растущий организм, отобьёте охоту к учёбе. Как избежать перегрузок? Выход простой: начинайте подготовку к школе с 3,5–4 лет. Понемногу, в приемлемом темпе, без давления на психику вы научите малыша всему необходимому.

Запомните 5 важных правил:

  • педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия в игровой форме. Нельзя заставлять, тем более, кричать, бить малыша за отказ от изучения того или иного материала. Задача родителей – заинтересовать, объяснить, что образованный человек всегда заслужит уважение среди друзей, сверстников и будет успешным в жизни;
  • длительность мини-урока – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут, чтобы детки могли размяться, побегать;
  • чередуйте математику с чтением, рисование – с физкультурой и так далее. Длительное умственное напряжение негативно сказывается на растущем организме;
  • постепенно увеличивайте сложность материала, не спешите с новыми заданиями, пока малыш крепко не усвоит пройдённый материал;
  • используйте учебные пособия с яркими, крупными иллюстрациями. Выбирайте интересные тексты, описывающие животных, птиц, явления природы. Воспитывайте доброту, объясняйте, как важно помогать другим. Предлагайте для изучения добрые сказки и рассказы.

Уроки математики

Занятия для подготовки к школе по математике:

  • начните счёт со знакомых предметов: небольших игрушек, конфет, овощей и фруктов. Позже переходите на счётные палочки, специальные карточки. Вначале используйте только целые числа;
  • отличный вариант – изучение чисел парами, например 1 и 2, 5 и 6. Так ребёнку легче понять, что 5 яблок + 1 = 6 яблок. Целый урок изучайте одну пару, в начале следующего повторяйте 5–10 минут пройденный материал, затем перейдите к новой паре;
  • опытные педагоги рекомендуют изучать геометрию также в игровой форме. Покажите круг, треугольник и квадрат на примере печенья. В магазине легко найти кондитерские изделия любой формы;
  • маленький ученик запомнил названия и форму основных фигур? Учите чертить их при помощи линейки (треугольника) и карандаша;
  • максимальную пользу принесёт чередование счёта, решения примеров и изучение геометрии.

Занятия письма

  • тренируйте руку: малыши не приспособлены для длительного письма;
  • большую помощь оказывают занятия по развитию мелкой моторики. Полезные упражнения с подручными предметами (макаронными изделиями, фасолью, мягким тестом, шнурками начинайте с 2–3 лет);
  • учите пользоваться удобными ножницами с неострыми, закруглёнными краями. Вырезание фигуры по контуру готовит руку к письму;
  • вначале учите писать печатные буквы, только после запоминания всего алфавита переходите к прописным;
  • объясните малышу, что нужно писать аккуратно, не выходить за полоски/клеточки. Купите удобную ручку, расскажите, как её держать;
  • выучите гимнастику для пальчиков, выполняйте упражнения вместе с ребёнком. Проговаривайте вместе: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А теперь мы отдохнём и опять писать начнём».
  • подберите тетрадь для письма, соответствующую требованиям современной школы. В специализированных магазинах есть немало полезных пособий.

Уроки чтения

  • эти занятия – на первом месте. Чем скорее маленький ученик освоит чтение, тем проще ему будет изучать другие предметы;
  • изучайте буквы по алфавиту. Нарисуйте большую букву, вылепите из пластилина, расскажите, что похож символ. Например, О – очки, Д – дом, Ж – жук. Покажите букву, если получается при помощи пальцев, рук ног, туловища;
  • прочитайте короткий текст, положите рассказ перед малышом, попросите найти букву, которую только что выучили, например, А;
  • спросите, о чём текст, обязательно задайте несколько вопросов о прочитанном;
  • позже просите пересказать;
  • после занятия обязателен отдых, затем – переключение на другой вид деятельности.

Как подмывать мальчика? Прочтите полезные советы родителям.

Правила питания и меню при сахарном диабете у ребенка описаны странице.

По адресу и прочтите о диагностике пульпита молочных зубов и о методах его лечения.

Творческие задания

  • учите пользоваться красками, кисточкой, фломастерами;
  • пусть юный ученик штрихует пространство внутри очерченной области. Подходящий материал – раскраски с крупными и мелкими деталями;
  • совмещайте рисование, лепку, аппликации с изучением геометрических фигур. Например: домик – это квадрат, арбуз – круг, крыша – треугольник;
  • предлагайте слепить буквы, цифры, чтобы они лучше запомнились.

Психологическая готовность ребёнка к школе

Учтите мнение психологов и педагогов. Специалисты считают, что первоклассникам проще влиться в коллектив, принять новые правила, запреты, распорядок, если развиты определённые навыки.

Педагоги и психологи составили перечень требований, при соответствии которым ребёнок в 6 лет готов к посещению школы:

  • хочет учиться, имеет тягу к знаниям;
  • умеет сравнивать различные предметы, понятия, делает выводы на основании анализа;
  • понимает, зачем детки ходят в школу, имеет навыки общественного поведения, осознаёт собственное «я»;
  • хотя бы ненадолго удерживает внимание на предмете, который изучает;
  • пытается преодолевать трудности, доводит дело до конца.

Как психологически подготовить деток к школе: советы родителям:

  • беседуйте с малышом, читайте, общайтесь;
  • после чтения обсуждайте текст, задавайте вопросы. Спрашивайте мнение ребёнка, побуждайте к анализу ситуаций, описанных в сказке, стихах или рассказе;
  • играйте с сыном или дочкой в «Школу», меняйтесь ролями «учитель – ученик». Уроки – не дольше 15 минут, обязательны паузы, физкультминутки. Хвалите маленького ученика, давайте советы в корректной форме;
  • показывайте личным примером, как преодолевать трудности. Не разрешайте бросать дело на полдороге, подскажите, посоветуйте, но не дорисовывайте (дописывайте, доскладывайте) за ребёнка. Окончите дело вместе, но не вместо ребёнка;
  • откажитесь от излишней опеки. Вы никак не отвыкнете обращаться с сыном или дочкой, как с маленьким, не даёте действовать самостоятельно? Подумайте, комфортно ли будет маленькому неумехе в детском коллективе, если он один не сможет быстро одеться или завязать шнурки. Избежать насмешек, обидных прозвищ поможет признание права ребёнка на самостоятельность. Поощряйте стремление к независимости, учите одеваться, раздеваться, правильно кушать, справляться со шнурками и пуговицами;
  • учите общаться со сверстниками, чаще ходите в гости, организовывайте игры во дворе, если детки не всегда находят общий язык, тоже участвуйте в играх, подсказывайте, как играть и не ссориться. Никогда не смейтесь над сыном или дочкой при детях (с глазу на глаз тоже): низкая самооценка – причина многих бед, неуверенности в себе;
  • создавайте положительную мотивацию, объясняйте, зачем нужно учиться. Расскажите сколько нового и интересного детки узнают на уроках;
  • объясните, что такое дисциплина, для чего нужна тишина в классе во время объяснений нового материала. Учите задавать вопросы, если что-то непонятно, скажите, что учитель не может спросить у каждого, как усвоен материал. Ученики тоже должны думать о себе и максимальном получении знаний;
  • расскажите, что нужно отстаивать свои интересы без криков и кулаков, цивилизованными методами. Учите самоуважению, объясняйте, почему не стоит проявлять излишнюю боязливость либо агрессивность. Смоделируйте несколько ситуаций, которые часто возникают в школе при общении сверстников, подумайте, каков выход. Выслушайте мнение ребёнка, предложите свой вариант, если сын или дочка не знают, как поступить. Будьте внимательны к интересам ребёнка, учите правилам общения, побуждайте к хорошим делам и поступкам.

При подготовке ребёнка к школе учтите советы психологов и педагогов, проявите заинтересованность, вдохновите маленького ученика. С малых лет развивайте тягу к знаниям, общайтесь, изучайте окружающий мир. Подготовленному первокласснику всегда легче осваивать школьную программу, чем ребёнку с отсутствием элементарных навыков, ограниченным кругозором.

Больше полезных советов родителям будущих первоклассников в следующем видео: