После трёх уже поздно Текст. «После трёх уже поздно» Масару Ибука Для ребенка проще запомнить «голубь», чем «девять»

Первая в истории Италии женщина - доктор медицины, талантливый педагог-дефектолог, свободолюбивая и темпераментная госпожа работала с детьми с ограниченными возможностями. То есть попросту с умственно отсталыми! А когда ее воспитанники заговорили, научились читать и считать, опередив многих своих сверстников, методику признали и стали применять для всех детей.

Отличительные черты методики

  • Ребенок сам выбирает, чем, как и в каком объеме ему заниматься.
    За пропаганду полнейшей свободы школы Монтессори запрещали и в России во времена Сталина, и на ее родине в режим Муссолини. Долой парты, неудобные позы, ответы у доски и домашние задания! Ребенку нужно дать свободу и развернуть перед ним красочную картину мира. Сначала он растеряется, но вскоре освоится и сам найдет то, что ему интересно.
  • Ребенок учится обслуживать себя сам.
    Другими словами, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы на рубашке, чистить ботинки гуталином, гладить одежду и чистить картошку. Отсюда берутся Монтессори-пособия, которые мир называет уникальными, но их можно создать из подручных средств: шнуровки, рамки и вкладыши, коробочки с крупой, бусинками и песком.

С какого возраста?

С 2-2,5 года.

Плюсы

  • Развитие логики, аналитического мышления, навыков письма, чтения и счета.
  • Приучение к порядку, который, по мнению автора, органичен для ребенка.

Минусы

  • Методика уделяет мало внимания творческому развитию ребенка.
  • Дети почти не играют в классические игры - прятки, дочки-матери, солдатики и пр.
  • Категорически не подходит для непоседливых и чрезмерно активных детей (один из главных принципов Монтесори-школы: "Не мешай другим!").
  • Детям, склонным к аутизму, нужно заниматься с осторожностью: занятия в Монтессори-клубе могут спровоцировать большую замкнутость, отстраненность от коллектива.
  • Система разделяет возраста, в которых у ребенка формируются те или иные качества (например, с 2,5 до 6 лет - коммуникация и социальные навыки). И если пропустить момент, подходящий для развития, уроки могут оказаться бесполезными.
  • Заниматься лучше вместе с очень опытным Монтессори-педагогом, по-настоящему "бездеятельным" (который не вмешивается в игру ребенка, а лишь наблюдает и координирует ее).

Мария Монтессори. "Дом ребенка. Метод научной педагогики", Мария Монтессори. "Воображение в творчестве детей и великих художников", Мария Монтессори. "Помоги мне это сделать самому".

Глен Доман

Американский военный врач-нейрохирург в сороковых годах прошлого века занялся реабилитацией детишек с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Его методы были спорными: Доман показывал больным карточки с ярко-красными точками, буквами, словами, затем целыми картинками. Но факт остается фактом: больные заговорили, проявили интерес к жизни и к миру, научились читать и считать...

Отличительные черты методики

  • Мозг ребенка необходимо интенсивно нагружать. Отсюда бесконечные демонстрации карточек, плакатов, слайдов. По мнению Домана, пичкать ребенка энциклопедическими знаниями очень полезно - так вы тренируете память и развиваете высокий интеллект.
  • Ребенок должен двигаться с рождения и обязательно ползать.

О знаменитом треке Глена Домана слышали даже те, кто не интересуется ранним развитием. На нем малыш должен проводить большую часть дня, ползая вперед-назад, здесь же засыпая от усталости и просыпаясь для новых двигательных подвигов. Доман напрямую связывает движение и развитие мозга: как только малыш освоил новый навык (например, научился переворачиваться или садиться), начинается развитие нового отдела мозга.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Better Baby Institute (Институт Глена Домана) уже успел разработать системы обучения не только чтению и счету, но и истории, географии, биологии, физике - словом, вся школьная и институтская программа за первые годы жизни.
  • Обучение чтению и счету по системе Домана приносит очень хорошие и быстрые результаты у 75% детей.

Минусы

  • Методика сложно приживается у непоседливых детей, не склонных воспринимать информацию только визуально (они будут тянуть карточки в рот, пытаться их порвать, смять). А давать карточки в руки и отвлекаться от просмотра Глен Доман настоятельно не рекомендует.
  • Матери предстоит заниматься по системе целыми днями (на первых порах "урок" длится 10-30 секунд и повторяется 5-10 раз за день, но постепенно увеличивается и продолжительность, и само число занятий).
  • Система очень ограничивает мир ребенка: он видит только карточки, которые ему демонстрируют, и почти не играет со своими сверстниками, более того, у него не остается времени даже на игры в обычные куклы и машинки.

Глен Доман. "Гармоничное развитие ребенка. Как сделать ребенка физически совершенным. Как увеличить умственный потенциал ребенка", Глен Доман. "Дошкольное обучение".

Сесиль Лупан

Эта предприимчивая француженка, в прошлом актриса и педагог по актерскому мастерству, провела много времени в Институте Глена Домана, а по возвращении написала собственную книгу, упростив методики своего учителя и адаптировав их для жителей Старого Света, которым, по ее мнению, традиционные американские подходы абсолютно не подходили.

Отличительные черты методики

  • Знакомство с миром при помощи слуха и тактильных ощущений.
    Что бы вы ни делали, читали малышу про лукоморье, меняли подгузник или любовались вместе в зеркало, обязательно разговаривайте с ним и давайте изучать предметы на ощупь. Только сочетая два этих аспекта, раннее развитие может быть успешным. И если в зеркале отражается любопытный носик, его нужно потрогать и назвать.
  • Любые занятия с малышом нужно завершать тем, что у него лучше всего получается. Иначе интерес к учебе будет утерян надолго! Никакого насилия, только веселая и увлекательная игра, в которую вы оба играете с удовольствием.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Усовершенствованная методика Домана, исключающая практически все минусы его системы.

Минусы

  • Требует от матери огромной отдачи и много свободного времени.

Сесиль Лупан. "Поверь в свое дитя".

Лена Данилова

Наша соотечественница и современница, мама четверых детей, увлеклась идеями раннего развития с рождением старшего сына, вместе с которым делала свои первые родительские открытия, изобретала авторские игрушки, придумывала . "Все, о чем я пишу, основано на родительском опыте. Всему, что я умею, научили меня мои дети", - заявляет Лена.

Отличительные черты методики

  • Дайте ребенку свободно двигаться!
    Не позволяйте угасать тем рефлексам малыша, с которыми он появляется на свет. Поощряйте рефлекторное ползание, ходьбу, попытки все схватить, потрогать и удержать в крохотных ручках.
  • Занимайтесь не столько ранним, сколько своевременным развитием.
    А значит, не форсируйте события и не заставляйте ребенка делать то, к чему он еще не готов. Вовсе не обязательно с пеленок учиться читать - вы вместе освоите эту науку, как только малыш проявит к ней интерес.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Все элементы методики разбиты по месяцам жизни малыша и усложняются по мере взросления.
  • Новые "уроки" вводятся постепенно, и малыш, и родители успевают приспособиться к ним.
  • Система совмещает как новые оригинальные подходы, так и их упрощенные варианты.
  • Используется масса самодельных игрушек для малыша (и приводятся советы по их изготовлению), а следовательно, методика не очень затратная.

Минусы

  • Родителям придется пересмотреть свой подход на обустройство детской (долой красивую кроватку в рюшечках, даешь кроватку с турничками, вертикальными поручнями).
  • Работа по методике требует полной отдачи от родителей и много времени.

Лена Данилова, Михаил Федотов. "Раннее развитие. Первый год", Лена Данилова. "Энциклопедия развивающих игр", Лена Данилова, Михаил Федотов. "Как дать ребенку энциклопедические знания".

Масару Ибука

Ибука-сан прославился не только как основатель фирмы Sony, но и как глава национальной Ассоциации раннего развития детей в Японии. Это он заявил о том, что к 3 годам развитие клеток головного мозга на 70-80% завершено и все усилия по образованию детей нужно сосредоточить на тех, кто еще не отпраздновал третий день рождения.

Отличительные черты методики

  • Новорожденный - это чистый лист.
    И на нем можно писать все, что вздумается родителям. Ребенок видит мир таким, какой он есть на самом деле, без всяких "хорошо" и "плохо". Ибука предупреждает родителей об ответственности и советует, как не поломать эту уникальную способность "видения".
  • Способности ребенка к переработке информации неисчерпаемы.
    Ему можно транслировать любые знания, чтобы дитя впитывало нужные сведения о мире. Способы подачи информации неограниченны.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Жажда исследований вашего малыша ничем не ограничена. Это и плюс, и минус одновременно (но только для вас, а для него - однозначно плюс!). Ибука не жалует детские игрушки, зато подталкивает родителей давать детям всякие жизненные игрушки (от вилок до ящиков комодов, от батареек до системных блоков компьютера).
  • По системе Ибука работает крупнейшая развивающая ассоциация в Японии, и ее работа приносит однозначно положительные плоды.

Минусы

  • Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию), который подходит не всем европейским детям.
  • Ибука-сан высказывает некоторые спорные идеи (например, о наказаниях детей, о половых различиях), которые могут не совпадать с вашими представлениями о воспитании.

Масару Ибука. "После трех уже поздно".

Семья Никитиных

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины воспитали семерых детей и на них же оттачивали свою уникальную методику НУ-ВЭРС (Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей). Как и многие другие авторы, Никитины считали: если до трех лет вы ничему не научили ребенка, значит, обрекли его на бездарную и скучную жизнь...

Отличительные черты методики

  • Ребенок занимается тем, чем хочет, столько, сколько хочет, сочетая физические и интеллектуальные нагрузки.
    Не нужно заставлять его слезть со шведской стенки (которую он наверняка освоит к 10-12 месяцам, если будет заниматься по Никитиным) и заставлять читать по слогам. Набирайтесь терпения, и он сам увлечется чтением настолько, что вы будете просить его оставить книжку и вернуться к спортивному снаряду!
  • Все в доме должно способствовать движению.
    Одежда должна быть легкой (пока за окном достаточно тепло, даже младенцу хватит подгузников), а спорткомплекс - всегда под рукой.

С какого возраста?

С рождения.

Плюсы

  • Методика не только затрагивает развитие ребенка, но и дает дельные советы родителям по общению с малышом.
  • очень быстро развивают логику малыша, аналитические способности, пространственное мышление, интеллект.

Минусы

  • Система делает упор на физическом и интеллектуальном аспекте развития и уделяет очень мало внимания эмоциональной составляющей.

Б.П. Никитин. "Развивающие игры", Б.П. Никитин. "Детство без болезней", Б.П. Никитин. "Резервы здоровья наших детей".

Развиваем своего малыша

Коробка-погремушка

О пользе контрастных черно-белых рисунков наверняка знают большинство мам: новорожденному можно предлагать их для разглядывания, малышу постарше - для более детального изучения и пробы "на вкус". Можно, конечно, обойтись карточками, но их нужно как-то закреплять или подвешивать, а коробка в этом смысле самодостаточна.

  • Возьмите любую коробку (лучше картонную, средних размеров), вложите внутрь крышку от пластиковой бутылки. Игрушка уже зазвучала! Оклейте коробку белой бумагой. Черным маркером разрисуйте коробку в меру своих художественных способностей (можно ограничиться кружочками, полосками, треугольниками). Отличная идея - предложить сделать такую игрушку кому-то из ваших старших детей.
  • Такая игрушка развивает не только зрение, но и мышление малыша.

Игрушка-выключатель

Для этой игрушки понадобятся обычный кнопочный выключатель, короткий шнурок и две крупные цветные бусины. Детали выключателя развинтите, внутрь положите шнурок - так, чтобы его кончики выходили в отверстия для провода, и снова соберите выключатель. На шнурок наденьте бусины, закрепите их узелками. Малыш может тянуть за кончики шнурка и попеременно притягивать бусины к выключателю, нажимать кнопку и щелкать ею. Игрушка отлично развивает пальчики крохи.

Первая фотогалерея

Возьмите любую коробку среднего размера (из-под детской обуви или мобильного телефона), внутрь насыпьте любой "звучащий наполнитель" (пригоршню гороха, пробки от бутылок, колпачки от фломастеров, бубенчики), оклейте коробку цветной бумагой или самоклеящейся пленкой.

  • На каждую грань коробки наклейте фотографии членов вашей семьи. Не забудьте и о фото самого малыша! На белой бумаге крупными буквами напишите, кто есть кто, и приклейте фотографии и подписи на коробку. Сверху можно укрепить конструкцию прозрачной пленкой и скотчем.
  • Игрушка развивает зрение, ручки ребенка, знакомит его с миром, заменяет первые книжки или карточки.

Игрушки из перчаток

Век обычных перчаток короток, и мы часто забываем их, теряем или просто рвем. Одинокая перчатка перевоплотится в отличную тактильную игрушку, если каждый пальчик набить различными наполнителями - бусинками, кусочками шуршащего пакета, бубенчиками, фасолью и пр. Основание каждого пальчика и ладошку перчатки набейте синтепоном и стяните основание прочной ниткой.

  • Такие перчатки прекрасно развивают ручки малыша.

Совет напоследок
Заведите "Дневник наблюдений" за малышом. Пускай это будет обычная тетрадка в клеточку, куда вы будете записывать каждую мелочь: как он отреагировал на , сколько времени учился ползать и когда вылез первый зуб. Не полагайтесь только на свою память: вы не сможете досконально запомнить каждый день малыша. А сведения о его развитии очень пригодятся, чтобы анализировать, где у вас пробелы и каким занятиям нужно уделять особое внимание.

P.S. Теперь, совершив эту экскурсию по вселенной раннего развития, вам стало проще ответить на вопрос, какой системы придерживаться. А быть может, вы создадите для своего малыша свою собственную методику, почерпнув элементы у разных педагогов. Но один совет мы все-таки позволим себе дать: как бы вам ни хотелось, не стремитесь с пеленок создавать гениального ребенка! Ваш малыш уникален, а какую роль выбрать, ребенок решит сам!

Книга японского новатора в сфере раннего развития Масару Ибуки.

Автор этой книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорождённых окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребёнка. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребёнком изо дня в день, может распознать это «вовремя». Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности.

Несколько десятилетий назад теория Масару Ибуки перевернула традиционные представления о раннем развитии детей. Книга стала популярна во всем мире (её называют Book of the Century) и у неё появилось множество последователей. Основная идея заключается в том, что в течение первых трёх лет жизни у ребёнка самый высокий потенциал к обучению. Главное - не опоздать.

Книга не даёт четких практических инструментов, как заниматься развитием детей, но она отвечает на главный вопрос «Зачем?». Зачем нужно заниматься развитием детей до 3 лет и почему это так важно для их будущего.

Глен Доман во вступлении к английскому изданию книги охарактеризовал её так: «Эта книга - одна из самых важных книг, когда- либо написанных. Я думаю, её должны прочитать все живущие на Земле родители».

Книга «После трёх уже поздно» стала очень популярной и в России. Практически все центры раннего развития включают книгу в число рекомендованных к прочтению в первую очередь.

Основные идеи книги «После трёх уже поздно» (краткое содержание)

  1. Самый важный период в развитии ребенка — до трех лет.
  2. «Нет отсталых детей — все зависит от метода обучения».
  3. Основная цель раннего развития — предотвратить появление несчастных детей.
  4. Недоразвитость человеческого детеныша говорит о его огромных потенциальных возможностях.
  5. Если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать.
  6. Распознавательные способности детей становятся очевидными примерно к полугоду.
  7. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем возрасте может только погубить в нем талант.
  8. Взрослые понятия «трудно» и «легко» не годятся для детей.
  9. Ребенок обладает замечательной образной памятью.
  10. Логичное объяснение алгебры ребенку легче понять, чем кажущееся легким нелогичное решение.
  11. Даже пятимесячный малыш может оценить Баха.
  12. Шестимесячный малыш может плавать.
  13. Детский мозг, как губка, впитывает знания.
  14. Ребенок запоминает только то, что ему интересно.
  15. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве.
  16. Иностранным языком можно овладеть на ранней стадии развития.
  17. Можно развить слух у ребенка с нарушениями слуха.
  18. Главное — окружение, а не гены.
  19. Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым.
  20. Сегодня ребенок будет совершенно другим, чем вчера.
  21. Влияние, оказываемое на ребенка в возрасте до трех лет, оказывает неизгладимое впечатление на всю жизнь.
  22. Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша.
  23. Младенчество — чрезвычайно восприимчивый период в жизни человека.
  24. Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый.
  25. Оставлять ребенка на попечение незнакомого человека — рискованное дело.
  26. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.
  27. Готовых рецептов обучения младенцев нет.
  28. Почаще берите ребенка на руки.
  29. Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
  30. Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха.
  31. Общайтесь с ребенком.
  32. Не сюсюкайте с ребенком.
  33. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.
  34. Детский страх иногда кроется в таких вещах, о которых взрослые и не догадываются.
  35. Глаза и нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  36. Только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  37. Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
  38. Ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери.
  39. Чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом.
  40. Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
  41. Общение детей между собой надо поощрять.
  42. Ссоры развивают у ребенка навыки общения.
  43. Воспитывать и приучать ребенка к дисциплине необходимо, пока ему еще нет года.
  44. Не высмеивайте ребенка в присутствии других.
  45. И похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
  46. Интерес — лучшее побуждение.
  47. Ребенку нравится все ритмичное.
  48. Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным.
  49. Интерес ребенка нуждается в подкреплении.
  50. Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка.
  51. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
  52. Развивайте у ребенка интуицию.
  53. До трех лет нет половых различий в воспитании ребенка.
  54. Говорите ребенку правду на половые темы.
  55. Не следует кормить ребенка только тем, что полезно.
  56. Распорядок дня развивает чувство времени.
  57. Неграмотная речь и плохое произношение — продукты среды, в которой растет ребенок.
  58. Музыкальная гармония exit всего усваивается в детстве.
  59. Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания.
  60. Игра на скрипке развивает черты лидера.
  61. Музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на внешности ребенка.
  62. Заучивание стихов тренирует память.
  63. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
  64. Ребенок — великий имитатор.
  65. Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.
  66. Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше.
  67. Стандартная бумага для рисования — стандартный человек..
  68. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка.
  69. Не стоит убирать подальше то, что может быть опасно для ребенка.
  70. У ребенка свое собственное представление о порядке.
  71. Предоставьте ребенку наблюдательный пост.
  72. Игрушки должны быть приятными на ощупь.
  73. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства.
  74. Лепка, вырезание узоров из бумаги, складывание бумажных фигур развивают задатки ребенка.
  75. Играйте по ролям.
  76. Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.
  77. Тренируйте левую руку так же, как и правую.
  78. Детям полезна ходьба.
  79. Двигательные способности также нуждаются в тренировке.
  80. Чем раньше начать занятия спортом,. тем лучше результаты.
  81. Для ребенка работа и игра — одно и то же.
  82. Раннее развитие — это не подготовка к детскому саду.
  83. Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег.
  84. Без перспектив на будущее невозможно правильное воспитание.
  85. Нет ничего важнее воспитания детей.
  86. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.
  87. Учитесь у своего ребенка.
  88. Отец может вырастит из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности.
  89. Не насилуйте волю малыша.
  90. Не прерывайте воспитание ребенка.
  91. Дети — это не собственность родителей.
  92. Неуверенность матери — во вред ребенку.
  93. Тщеславие матери прививает ложные понятия ребенку.
  94. Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя.
  95. Пусть ваш ребенок будет лучше вас.
  96. 21-й век будут строить те, кто доверяет другим.
  97. Сегодняшние дети покончат с войнами и расовыми предрассудками.

В настоящее время в обществе сложилось ошибочное мнение о раннем развитии, основанное на устаревших работах. В их числе популярная книга Ибука Масару «После трех уже поздно». Несмотря, на все большее количество публикаций о вреде раннего развития, родители торопятся вложить в ребенка как можно больше знаний до закрытия окна развития в трехлетнем возрасте.

После трех уже поздно — ошибочные выводы 60-х годов!

В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах . В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить. По учениям 60-х эта информация тоже усваивалась и впоследствии могла быть использована. Именно об этой теории писал Ибука Масару в своей книге «После трех уже поздно».

Я предлагаю вам изучить мнение современной возрастной физиологии. Для знакомства с этим мнением я приведу выдержки из выступлений Марьяны Михайловны Безруких — профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования . Обратите внимание, она не рядовой специалист, который имеет свою личную точку зрения по вопросу развития. Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология.

Краткое разъяснение для мам о мифе «После 3-х уже поздно»:

«Окно развития после трех лет не закрывается. Для правильного развития необходима обогащенная среда. Ребенку необходимо активное общение со взрослым в системе адекватных требований. Требования должны быть соразмерны возрасту:
Например, от года до двух актуальные задачи это — развитие речи и движений. (Обратите внимание, что конструирование в 2 года еще рано. А это еще один популярный пунктик в раннем развитии). В три-четыре года это — движение, речь, коммуникация, эмоции (социализация).»

Научное обоснование (выдержка из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития»):

Текст с выдержками из доклада в опровержение теории «После 3 уже поздно»:

«Последние десятилетия мы очень активно ведем исследования функционального и когнитивного развития ребенка. Нам было очень важно понять какой ребенок приходит в первый класс. Нам важно было понять с чего начинаются факторы риска обучения и дезадаптации. Одни и те же трудности чтения и письма могут иметь различные причины. На данный момент завершается большое исследование детей 6-7 лет. Включено более 60 000 детей. Аналогов такого масштабного исследования нам не известно.»

Основные проблемы детей, собирающихся в первый класс:

  1. Сверхраннее образование. Мы еще не поняли насколько порочной может быть практика, когда трехлетнего ребенка заставляют читать и писать.
  2. Неадекватные требования взрослых. От ребенка требуют то, чего он не может — умения читать и писать. Данный фактор является тормозящими функциональное развитие мозга
  3. Ограниченные контакты со сверстниками. Ребенок общающийся только с мамой и бабушкой не может полноценно развиваться. Исчезла культура двора со спонтанным общением. Происходит замена общения со взрослыми техническими гаджетами. Только 10% родителей читают детям книги, остальные предпочитают включить аудиокнигу или мультфильм.
  4. Исчезновение игры, как ведущего типа деятельности.

«Есть мнение, что современные дошкольники больше знают, умнее своих сверстников 20-30-летней давности. Исследование, проводимое последние 20 лет, показывает, что это не так. То, что определяет произвольную регуляцию деятельность, то что является основой деятельности не сформировано у 60 % детей! Общий запас сведений и знаний, это то чему уделяется очень большое внимание, это то что мы сегодня «дрессируем» очень рано. В этом отношении проблем меньше, но при несформированной произвольности никакой запас сведений и знаний длительного эффекта не дает. Это те дети, которые приходят в школу читающими, считающими, пересказывающими энциклопедии наизусть, но, к сожалению, уже к концу первого полугодия у них большой комплекс проблем. Причем проблемы нарастают, как снежный ком. У 40-60% детей страдает организация внимания. Функция селективного внимания формируется до 8-9 лет, это то без чего эффективное чтение и письмо невозможно. Память, речь, это то что нас огорчает очень сильно. Несформированность речи до 60% детей.

Ограничение контактов, исчезновение игры, как ведущего типа деятельности, технические средства. Моторное развитие, зрительное восприятие, зрительная память — это те функции, которые должны обеспечить эффективное формирование базовых учебных навыков — письма и чтения. У нас значительная часть детей не может освоить эти навыки без трудностей. По сравнению с 2005 годом ситуации не улучшилась. На тот момент не было провалов памяти.

Существует миф о том, что окно развития мозга закрывается в 4-6 лет. Концепция «закрытого окна» 60-ых годов. С тех пор возрастная физиология сделала огромный шаг в понимании механизмов функционирования и механизмах, обеспечивающих когнитивные процессы.»

Данный миф позволяет развенчать наглядные данные возрастных изменений нейронной организации коры головного мозга:

Сенсомоторная кора созревает очень рано. Срез сенсомоторной коры головного мозга в 3 года разительно отличается от 8 лет. В 3 года это практически единичные нейроны. Практически нет горизонтальных связей. А что такое организация деятельности без горизонтальных связей?
Но заканчивается ли развитие в 8 лет? Не заканчивается! Если мы посмотрим на изображения фронтальной ассоциативной коры (область, развивающаяся позже всего) в 6 и в 19 лет, то увидим, что в 6 лет слабое развитие. И даже в 19 лет не заканчиваются возможности создания связей.

«…Новые связи образуются в любом возрасте до глубокой старости. Нет ситуаций, когда не образуются новых связей! Но ситуация должна быть новой и нестандартной и поэтому в любом возрасте. Даже после инсульта больных поднимают уже на второй день больных, поднимают для формирования новых нейронных путей, и они формируются. 10 лет назад произвел фурор доклад на конгрессе нейрофизиологов о восстановлении деятельности за счет формирования принципиально новых нейронных путей. Тогда это было открыти ем. На данный момент мы это уже знаем и поэтому говорить о том, что окно развития ребенка закрывается в 4-6 лет закрывается и требовать от ребенка того, что он еще не может не имеет оснований. «

После трех уже поздно? | Раннее чтение

Еще один миф который развенчивает М.М. Безруких — раннее чтение:

«Я хотела бы вам доказать, что формирование навыков письма и чтения в 3-4 года, когда мы сегодня начинаем от ребенка это требовать, и создаёт систему неадекватных требований…»

Вырезка о вреде несвоевременного чтения из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М.М.»:

Текст видеоролика о вреде раннего чтения, для тех, кто не любит видеоформат:

…Только в 6-7 лет возможна эффективная зрительная дифференцировка (умение различать зрительные образы букв). Строго говоря, мы должны были бы начинать обучение чтению не раньше этого возраста и в соответствии со всеми документами ребенка до школы не должны учить читать и писать. То, что происходит сегодня происходит при нашем попустительстве. Педагоги недостаточно учитывают данные психологии, нейрофизиологии, которые должны учитывать при составлении методик.»

С помощью специального оборудования произведена запись движения глаз детей при чтении. Точки на графике — это фиксация на слове. Диаметр точки — время фиксации.

Это чтение хорошо читающего ребенка. И мы видим, что фиксируется внимание на слове. К 4-ому классу чтение становится экономным и эффективными. Но это далеко не у всех так.
Посмотрите на следующий пример. Мы попытались разобраться, что это за ребенок. Потому что у нас есть индивидуальные данные на всех изучаемых детей. Это ребенок которого учили читать с трех лет. Точно также читает ребенок в первом классе.

«Раннее и сверхраннее чтение формирует неадекватный механизм, при котором либо целостное восприятие нескольких букв в взгляд убегает, а затем возвращается. Даже появился термин — угадывающее чтение. Во втором варианте была затруднена зрительная дифференцировка. Вы видите фиксация на каждой букве, даже не на слоге. Вы видите какое количество возвратных движений, регрессов. Что очень затрудняет замедляет и делает процесс чтения бессмысленным. Понять смысл при таком чтении не возможно! Поэтому мы стараемся убедить воспитателей и педагогов. Мы считаем, что разработка сегодняшних методик подготовки ребенка к школе должна проходить существенную психологическую экспертизу.»


По мнению Безруких только 20% детей в 4 года имеют зрительную дифференцировку для чтения. Обратите внимание, что специалисты всегда ведут речь о полном возрасте. Т.е. в данном случае имеются ввиду дети, котором уже исполнилось 4 года.

После трех уже поздно |методика Гленна Домана (комментарий М.М. Безруких об эффективности)

Ответ на вопрос о методике Гленна Домана:

Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат:

«Я хочу сказать работы Домана — работы по интенсивной дрессировке ребенка. К сожалению, у Домана не прослежено дальнейшее развитие. Мы знаем ситуацию, что если показывать ребенку три картинки (Моне, Шишкин, Пикассо, Моне, Шишкин, Пикассо, Моне, Шишкин, Пикассо …), то произойдёт запоминание. Простите, но нас даже обезьянка начнет нажимать на кнопку чтобы получить банан.

На самом деле, Доман не настаивал на дрессировке карточками. Все, кто интересуется, почитайте его работы и узнаете, что он считал важным акцентом развития ребенка — движение и речь. Ребенку без разницы, что вы показываете лес или елочки. Он прочтет «лес». Это не чтение. Это квазичтение (ложное, мнимое чтение). Те психо-физиологические механизмы, которые либо обеспечат нам реализацию процесса чтения, либо это будет запоминание на какой-то период.

Если говорить о пользе приобщения к живописи, то чем больше мы смотрим, чем больше к ней обращаемся, тем лучше мы её знаем. При этом мы механически запоминаем. Наличие ассоциаций дает эмоции, от этого мы запоминаем лучше.

Но во всех популярных книгах Домана описывается ситуация с мамами, которые не имеют права на собственную жизнь, ни одного часа в течении суток. Они с утра до ночи заняты этим процессом. Это было в США в 60-ые годы прошлого века, когда брошюра «Сделайте своего ребенка гениальным» продавалась за 1 доллар. Это прошло в Америке, но пришло к нам. И сегодня у нас продают такие же карточки с рефреном «раньше читать, чем ходить «.

О нецелесообразности методики Гленна Домана Вы можете изучить мнение которой полностью совпадает с мнением Безруких М.М. В ней также приведены комментарии о неэффективности методики от других специалистов по развитию.

В завершение


Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»

Учитывая негативные комментарии к предыдущим статьям , прошу воспринимать информацию буквально, не домысливать несуществующего и не бросаться из крайностей в крайность. Развивать детей обязательно надо, но важно грамотно походить к выбору методик развития и их элементов.

Безруких М.М. во многих своих докладах рекомендует книгу о развитии Водовозовой Е.Н. (1844-1923) «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста». Что примечательно, впервые эта книга издавалась еще в 1871 году! В ней описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания, основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Для нашего времени книга необычна и привлекательна своим стилем изложения. Предлагаю .

Видеоматериалы рассмотренные в этой статье сняты еще в 2012 году, но стремление мам научить читать с пеленок все еще продолжается. Это происходит с подачи рекламы производителей развивающих товаров. В свою очередь, ваши репосты в соцсетях помогут узнать другим мамам о вреде преждевременного развития и его неэффективности:

Если вам понравился материал, Вы можете подписаться на или присоединиться к группе .


. Известно, что самое гармоничное развитие происходит при игре. Кинетический песок замечательный вариант развития мелкой моторики через игру. Читайте чем отличается кинетический песок разных производителей и какой лучше выбрать

Полные версии видеодокладов: «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М М» , Психофизиологические особенности обучения письму и чтению «
Сайт Института возрастной физиологии Российской Академии Образования — ivfrao.ru

"После трех уже поздно" — ошибочные выводы 60-х годов! : 14 комментариев

  1. Олета

    Мириам Безруких почему-то скрывает, что в ее же Институте Физиологии, в здании напротив окна ее кабинета слепых и глухих детей учат читать по азбуке Брайля и они читают в 2-2,5 года.
    Ни одному слову её, мне кажется, верить нельзя.

  2. Александра







  3. Александра

    Катя, третий день зависла на вашем сайте: (изначально искала, чем заняться с малышом 1 г 9 месяцев, но в процессе чтения цель забылась). Как здорово, что есть такие мамы-зануды:)
    Хочу добавить чуть своего опыта.
    Мне кажется, есть дети, у которых рано созревают центры, отвечающие за чтение. Моя старшая дочь читает в 7 со скоростью филолога:) («Хоббит» за три часа). Книги — это любовь её с полугода и (кажется) на всю жизнь. С 2 до 3 мы играли с карточками наподобие ваших (с одной стороны картинка, с другой слово). Я успела сделать слова трёх типов: КИТ (СГС), КАША (СГСГ), ГРОМ (ССГС), поскольку дальше она читала слова целиком. Первые книжки, которые мы читали — лабиринтовские сказки с наклейками и крупным шрифтом (как жаль, что их не переиздали!!) в 3,5. В 4 она читала бегло про себя. Моя роль — ограничивать чтение, чтобы не было чрезмерной нагрузки на глаза.
    В общем, по моим наблюдениям, все, что задействует центры чтения (ноты, например) — ей даётся очень легко (при том, что, скажем, в математике она звезд с неба не хватает — все по возрасту).
    А с младшей совсем иначе. Ей только что исполнилось 5, и она только-только доросла до совместного чтения книг (слова 7-8 букв бегло, длинные по слогам). С ней мы несколько раз начинали обучение чтению, но откладывали, потому что она явно была неготова.
    Посмотрим, как пойдёт с третьим. Пока его страсть к книгам упирается в мою нехватку времени:)
    Это к тому, что не всегда раннее обучение чтению — амбиция родителей в ущерб гармоничному развитию ребёнка. Иногда ребёнок «заточен» на математику / чтение / музыку и учится в этом направлении с жадностью. Главное, отличить жадность ребёнка от собственных амбиций:)

  4. Диага
  5. Диага
  6. Аноним
  7. Аноним

    Очень интересно, большое спасибо за статью.

  8. Марина



  9. Марина

    Интересно, М.М. Безруких сама читала Домана? Что она имеет в виду под лесом и елочками? В методике Домана НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ карточек, где одновременно есть изображение и надпись. Странно, что человек берется рассуждать, не изучив методику. Так что остается только одно возражение — довольно громоздко, если давать полную программу и самой готовить материалы, у мамы времени действительно тогда не будет свободного 🙁
    И существенный вопрос — КАК учили читать того несчастного ребенка, который плохо читает в 4 классе? Уж точно не по Доману и не по Зайцеву. Так что проблема не в том, что в 3 года начали, а в том, что без ума это делали. Либо у ребенка дислексия. Начали бы в 6-7, был бы тот же результат.
    И странно, что в комментариях нападают в основном на родителей, которые «мучают» детей. Вы попробуйте в школу привести ребенка, который букв не знает, и сказать — мы его не мучали, вам там точно не будут рады. Так что не только родители требуют от детей раннего развития, но и школы.

  10. Диля
  11. Диля

    Спасибо за статью. Все правильно написано. Ребенку необходимо общее развитие, а не умение писать и читать в 3 года. Хватить мучать детей, вспомните как сами росли. Играли, пели, танцевали, рисовали, лепили, слушали либо как родители сказки читают, либо пластинки.

  12. Стас
  13. Стас

    «Перевод» с русского на русский. Ну-ну.

  14. Стас


    Ролик «О неэффективности методики Гленна Домана» 0:50-1:13:

    Ещё мне бросилась в глаза фраза «Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология» — это ПЕРЛ. «Официальная точка зрения» в науке не существует и не может существовать, это ненаучно. В науке есть доказанные утверждения (теории) и не более того. Безруких говорит о проводящих исследованиях, тут ещё нет речи о доказательствах.

  15. Стас

    Ой-ой-ой! «Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат» — это мягко говоря некорректное цитирование, вы сместили акценты так, чтобы подтвердить собственный тезис «авторитетным мнением». Такая техника цитирования называется «фигурный квотинг».

    Ролик «О неэффективности методики Гленна Домана» 0:50-1:13:
    «Почитайте его работы. Не популярные книжки переведённые! Есть его работы, исследовательские работы. На самом деле Гленн Доман не настаивал как раз на этой дрессировке. Он считал чрезвычайно важным акцентом в развитии ребёнка первого и второго года жизни является движение и речь.»

    Ещё мне бросилась в глаза фраза «Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология» — это ПЕРЛ. «Официальная точка зрения» в науке не существует и не может существовать, это ненаучно. В науке есть доказанные утверждения (теории) и не более того. Безруких говорит о проводящих исследованиях, тут ещё нет речи о доказательствах.

  16. carolesja
  17. carolesja

    Честно, и не знала, что после 3-х уже поздно, а жаль, что это не так, еще пол годика помучилась бы — поразвивала и свободна до школы!)

  18. Елена
  19. Елена

    Согласна с содержанием статьи. Особенно в части о подготовке детей к школе. Возможно детки много знают, но совершенно не готовы принимать школьные правила, уживаться с одноклассниками, уважать окружающих. Развивая интеллектуальные способности детей не стоит забывать о социальных навыках.

  20. Светлана
  21. Светлана

    Ваша статья просто бальзам на душу! Полностью согласна с автором. Считаю, что родители должны не развивать всеми силами своих детей, а просто быть рядом с ними, жить их интересами. Просто читать сказки, играть в игры. Да просто погулять, не превращая каждую прогулку в урок-экзамен. А то встречаются такие дети, которые ловко переносят пинцетом горох с одной тарелки на другую, и при этом их в пять лет кормят с ложечки.

РУБРИКИ

  • Детская психология
  • Детский сад
  • Детский транспорт
  • Здоровье
      Витамины
  • Игрушки (обзоры)
      Неудачные покупки
  • Интерьер детской
  • Книги
      Книги для детей 3+ Книги для малышей
  • Конкурсы
  • Мультфильмы
  • Новогодняя атмосфера
      Книги Поделки Рецепты
  • О вреде
  • О Яне
  • Обо мне
  • Одежда и обувь
  • Осеннее настоение
  • Питание
  • Прикорм
  • Развитие практика
      Игры с карточками для малышей Книжки по развитию Лепка

Каждая мама желает видеть своего ребенка смышленым и творческим, открытым и уверенным в себе. Но, к сожалению, не каждая знает, как поспособствовать бережному развитию интеллекта своего малыша.

Книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» рассказывает о необходимости и важности раннего развития детей. Ведь первые три года жизни – неповторимый период в формировании интеллектуальных способностей ребенка, когда каждый день может стать важным этапом бурного и всестороннего роста.

Эта книга перевернула мою жизнь. Она помогла правильно и осознанно подойти к развитию моих собственных детей. И я не встретила еще ни одной мамы, которая, прочитав эту книгу, не прониклась бы идеей раннего развития. Мы уверены, что теперь таких мам и пап у нас станет больше.

Инициируя переиздание книги Масару Ибуки, мы хотим доставить родителям маленьких детей удовольствие от ее чтения. А еще большее удовольствие они получат от будущих успехов своих малышей. Мы очень хотим, чтобы в нашей стране стало больше умных детей и счастливых родителей.


Евгения Белонощенко,

основатель и душа компании «Бэби-клуб»

Masaru Ibuka


Kindergarten Is Too Late!


Масару Ибука


После трех уже поздно


Перевод с английского Н. А. Перовой



Издательство Студии Артемия Лебедева

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибуки делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибуки не дает этих обещаний, но проницательный читатель все время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялось и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель. Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители.


Глен Доман,

директор Института развития

потенциальных возможностей человека,

Филадельфия, США

Предисловие автора

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта, и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, – человек, а детеныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда.

Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70–80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Раннее развитие не предлагает насильственного вскармливания грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.


Масару Ибука

Часть 1
Потенциальные возможности ребенка

1. Важный период

Детский сад – это уже поздно

Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одаренный ученик, который без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой тянулся в хвосте, как бы ни старался.

В мои годы учителя поощряли нас примерно так: «Умный ты или нет, это не наследственность. Все зависит от своих собственных усилий». И все же личный опыт ясно показывал, что отличник – всегда отличник, а двоечник – всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределен с самого начала. Что было делать с этим несоответствием?

Я пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или то образование и воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Каждый ребенок может учиться хорошо – все зависит от метода обучения

Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии и в настоящее время президент компании, занялся вопросами раннего развития человека. Причины частично «общественные»: мне совсем не безразличны сегодняшние бунты молодежи, и я спрашиваю себя, насколько современное образование виновато в неудовлетворенности жизнью этих молодых людей. Есть и личная причина – мой собственный ребенок отставал в умственном развитии.

Пока он был совсем маленьким, мне и в голову не приходило, что ребенок, рожденный с такими отклонениями, может развиться в нормального образованного человека, даже если его правильно обучать с самого рождения. Глаза мне открыл доктор Шиничи Сузуки, утверждающий, что «нет отсталых детей – все зависит от метода обучения». Когда я впервые увидел, какие потрясающие результаты дал метод «Воспитание таланта» доктора Сузуки, метод обучения малышей игре на скрипке, то очень пожалел, что как родитель не смог в свое время ничего сделать для собственного ребенка.

Когда я впервые занялся проблемой студенческих беспорядков, то глубоко задумался о значении образования и пытался понять, почему наша система порождает столько агрессивности и неудовлетворенности. Сначала мне казалось, что корни этой агрессивности в системе университетского образования. Однако, углубляясь в проблему, я понял, что она характерна уже и для средней школы. Потом я изучил систему средней и младшей школы и в конце концов пришел к выводу, что и в детском саду влиять на ребенка уже поздно. И неожиданно эта мысль совпала с тем, чем занимался доктор Сузуки и его коллеги.

Доктор Сузуки практикует свой уникальный метод уже 30 лет. До этого он преподавал в младших и старших классах, используя традиционные методы обучения. Он обнаружил, что разница между способными и неспособными детьми очень велика в старших классах, и поэтому решил попробовать заниматься с детьми более младшего возраста, а потом и с самыми маленькими, постепенно продолжая снижать возраст детей, которых обучал. Доктор Сузуки обучает игре на скрипке, потому что сам скрипач. Когда я понял, что этот метод можно успешно применять в любой области образования, я решил серьезно изучить проблему «раннего развития».

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит об его огромных потенциальных возможностях

Я считаю, что раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности.

Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко. А детеныши животных, например собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти.

Зоологи утверждают, что новорожденный ребенок отстает от новорожденного детеныша животного на 10–11 месяцев, и одна из причин этого – человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения.

Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка – как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок.

Структуры мозга формируются к трем годам

Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.

Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, – это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70–80 процентов таких соединений. И по мере того, как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80 процентов. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Робость малыша в присутствии незнакомых людей – доказательство развития способности распознавать образы

Мне хотелось бы объяснить особое использование слова «образ» в моей книге.

Слово «образ» чаще всего используется в значении «схема», «устройство образца», «модель». Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого недоступен ребенку и придет к нему позже.

Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности – способность младенца различать лица людей. Мне особенно запомнился один малыш, которого я увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был различать 50 человек в возрасте, когда ему было всего чуть больше года. Более того, он не только узнавал их, но и давал каждому свое прозвище.

«50 человек» – цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому трудно запомнить 50 разных лиц в течение одного года. Попробуйте записать поточнее черты лица всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить одно лицо от другого аналитическим путем.

Распознавательные способности ребенка становятся очевидными примерно к полугоду, когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить знакомые лица, например мамы или папы, от незнакомых, и он ясно дает это понять.

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости» и период «все можно»

Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются «прогрессивными», полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте ребенок – эгоист и делает все только для своего удовольствия.

Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют принципу «оставить в покое».

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того ни с сего «ласковые» мамы превращаются в «грозных».

Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим, и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Главная цель книги «После трех уже поздно» - пропаганда идей раннего развития. Масару Ибука, больше известный в мире как основатель корпорации Sony, написал ее почти полвека назад. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство рецензентов оставляют отзывы на книгу в духе «ничего нового для себя не открыл». Однако тот факт, что эта работа по-прежнему переиздается на многих языках чуть ли не ежегодно, заставляет обратить на нее внимание.

Основные мысли книги просты, и, раскрывая их, автор логичен и последователен. К 3 годам развитие клеток головного мозга человека завершается на 70-80 процентов. Следовательно, крайне желательно начинать заниматься развитием ребенка буквально с рождения. При этом под ранним развитием автор понимает не насильственное вскармливание детей фактами и цифрами, а скорее наличие у них возможности познакомиться с как можно большим числом областей науки и искусства.

Автор утверждает, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. «Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста… Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером».

При этом автор достаточно безапелляционно заявляет, что несмотря на то, что мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, они используют базу, сформированную к этому возрасту. И если в первые три года не была создана прочная основа, учить в дальнейшем, как именно ее использовать, бесполезно. «Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, на плохом компьютере», - пишет он.

Наследственности и генам Ибука отводит весьма небольшую роль в формировании личности и способностей ребенка: «По моему мнению, в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. Именно благодаря окружающей среде и жизненному опыту дети, такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами».

Ибука - сторонник совместного сна и тесного физического контакта между родителями и малышом. По его мнению, чем чаще ребенка берут на руки, тем лучше для него. Также огромную роль он отводит атмосфере, которая царит в семье. «Совсем необязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию вашего ребенка. Самое лучшее для начала - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома». Ну и основной рецепт: «Самое лучшее воспитание для ребенка - это материнская любовь».

Раннее развитие для автора - это не пичканье малыша информацией и стремление научить его рано читать и писать. Скорее, это развитие у него умения рассуждать, оценивать. В качестве основного метода воспитания автор предлагает не целенаправленное обучение ребенка чему-либо, а попытку заинтересовать его предметом. Особое внимание Масару Ибука уделяет созданию необходимых условий: «Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы».

При этом в книге достаточно много спорных моментов. Так, утверждение, что «ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежен», вызывает как минимум недоумение. А фраза «шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал и не может воспринять это как оскорбление» вызывает оторопь у современных мам, привыкших к западным либеральным ценностям, где физические наказания неприемлемы в принципе. Постулат о том, что при воспитании ребенка не рекомендуется пользоваться услугами нянь («не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький»), также идет вразрез с современными условиями жизни, в которых профессиональная реализация в системе жизненных ценностей для многих женщин занимает не меньшее место, чем семья.

Книга написана простым языком, читается легко, и факты, которые автор приводит в доказательство своих идей, весьма наглядны. Из минусов можно отметить многочисленные повторения одних и тех же идей и достаточно большое количество «воды» в тексте, даже при том, что книга совсем не большая по объему. Можно отметить и то, что в процессе чтения не оставляет чувство, что автор притягивает за уши примеры и факты, да и постулирование глубоких выводов на основании одного-двух примеров не добавляет автору доверия. Равно как и многочисленные отсылки на неопределенный круг лиц: «многие взрослые», «некоторые психологи» и т.д. - для доказательства верности своих идей.

Тем не менее, уделить вечер прочтению книги не помешает. В конце концов, узнать мнение далеко не глупого человека, который рассуждает о таких важных вещах, как воспитание детей и атмосфера внутри семьи, довольно интересно.

Комментирует Галия Нигметжанова, детский, возрастной психолог, ведущий специалист Психологического центра поддержки семьи «Контакт»:

Сначала отметим, что «После трех уже поздно» была написана полвека назад, и ее идеи -это полемическое противопоставление традиционному воспитанию. Отголоски традиционного подхода, правда, мы видим и сегодня. Но десятилетия и даже столетия это было основным. Считалось, что маленький ребенок, новорожденный, младенец, малыш, который еще не разговаривает, нуждается, прежде всего, в хорошем уходе: сытная еда, достаточный сон, тепло, сухая чистая одежда. И этого довольно. Довольно для выживания. Детская смертность была высока, и выживание маленького ребенка было главной задачей окружающих взрослых.

Времена изменились. Японский автор Масару Ибука хорошо почувствовал это. Его взгляды произвели некогда революцию в умах родителей и по сей день интересны многим. Он заявил правильные вещи: с самого рождения ребенка мы имеем дело не с нежным ростком, требующим только ухода, а с индивидуальностью. Помогать индивидуальности реализовать все, что возможно, нужно начиная с рождения, не откладывая. И для этого есть сильная, заложенная природой, основа - мозг человека с большими возможностями обучения. К сожалению, многие возможности человеческого мозга мы пока еще не знаем, но и то, что знаем, зачастую не используем. Вот основное послание революционной книжки.

В развитых странах эта точка зрения сегодня всеми принята. Мало кто из родителей лишь выхаживает, ухаживает за ребенком. Еще до рождения малыша взрослые выстраивают концепцию его будущего развития. Они знают, кого бы им хотелось вырастить. Родители много читают, ходят на лекции и семинары. Полемика идет по другому вопросу: как именно понимать развитие ребенка. Если мы его понимаем просто как некоторую сумму приобретенных навыков - это одна позиция. Тогда чем больше навыков - от умения кататься на коньках и велосипеде до понимания и говорения на иностранных языках - освоено ребенком, тем больше мы, как родители, вложили в ребенка. Мы молодцы! И чем раньше, тем лучше.

Если развитие ребенка мы определяем как процесс понимания себя в этой жизни - кто я, зачем я, каков этот мир и я в этом мире, как я могу наиболее полно прожить свою жизнь - то эта другая позиция. В этом подходе развитие человека длится всю его жизнь, от первого до последнего дня. Оно не линейно, не поступательно, в этом процессе есть прорывы, и есть отступления, есть ровные периоды, и есть кризисы. Задачи родителей по отношению к ребенку здесь много сложнее. Не просто отвести ребенка в секцию, кружок, пригласить педагога, купить вовремя нужные кубики или карточки. Нет! Может, и это, но не только и не столько. Выстраивание глубоких, эмоционально теплых отношений с ребенком с первого его дня. Тогда и выбор секций, кружков и многого другого происходит в тонкой настройке на нужды, потребности ребенка, его уникальные интересы.

Каков он, мой ребенок? Азартный, застенчивый, очень общительный, тревожный, непоследовательный, упрямый. Согласитесь, мы видим это в ребенке очень рано. Что ему на самом деле нужно? Как я могу ему помочь? Быть ему опорой в достижении трудных целей (его, не моих целей!) и не вмешиваться в те процессы, с которыми он может справиться сам. Как различать эти ситуации, где мне надо вмешиваться, и где вмешательство затормозит развитие ребенка? Вот задача задач для родителей в плане развития их ребенка. Я бы отталкивалась от второй точки зрения.

Человеку для реализации себя можно опираться на три важнейших личностных качества. 1) На глубокое доверие к миру, ощущение того, что мир хорош, чтобы проживать в нем свою жизнь. 2) На доверие к себе, я в этом мире могу что-то сделать сам, я могу на себя полагаться. 3) На свое инициативное начало: я могу выдвинуть идею по преобразованию отношений или предметного мира и претворить это в жизнь. Эти личностные качества действительно закладываются в первые три года. Если все идет благополучно, то это создает очень крепкий фундамент человеку в жизни. Мы не можем предусмотреть все, что с нами случится, но качества эти помогут нам выстоять. Поэтому, может быть, и стоит почитать эту книжку, чтобы просто проникнуться важной идеей: человек родился, и он заслуживает того, чтобы сразу вкладываться в его развитие, с первого дня, никуда не откладывая.

Несколько слов все же о приобретении навыков. Чтение и счет - это тоже навыки, пусть сложные. Действительно, определенные навыки гораздо легче приобретаются в раннем возрасте. Мозг пластичен, высоки подражательные способности. Подражание, как свойство человека, примерно до 9 лет помогает обучаться новому. Пик приходится на возраст от 2 до 5 лет. Поэтому какие-то вещи после трех лет осваивать приходится действительно сложнее, дольше. То, что раньше усваивалось по схеме «вижу, подражаю, воспроизвожу», в более поздних возрастах требует речевой инструкции, опоры на логику, развернутой ориентировки и тренинга, тренинга, тренинга.

А что касается английского и бассейна, может быть, совсем не обязательно следовать заданному шаблону? Знаете ли вы, какой язык будет востребован, когда ваш ребенок вырастет? Вполне возможно, что не английский, а китайский. Или изучение иностранного языка через 20 лет вообще перестанет быть актуальной задачей. Например, корпорация Apple или кто-то еще выпустит универсальный портативный переводчик, который будет за нас говорить и переводить любую фразу. Мы не можем знать заранее, в каком мире будет жить наш ребенок завтра. Другое дело, если мы решаем иные задачи. Учить прилагать усилие, например. Или организовывать свое время. Или преодолевать барьеры. Или владеть своим телом, координацией, ловкостью. Вы ведь рано приобщаете к плаванию или роликам не ради своих амбиций, вот и придерживайтесь этих рамок, не требуйте от ребенка всего и сразу. Очень часто родители отдают своего ребенка в секцию с благородной целью развития полезных в жизни навыков, а потом начинают ждать от него результатов: участвуй в соревнованиях, занимай первые места и так далее. Но ведь ваша первоначальная задача не в этом состояла, правильно?

Повторимся. Стоит заняться формированием навыков уверенности, самостоятельности, инициативности, о которых мы говорили выше. Остальное приложится. Может, не до трех лет, но имеет высокие шансы случиться в жизни.

Давайте просто смотреть на то, кто у нас родился. Дети - как «инопланетяне», с ними надо сначала познакомиться. И деликатно создавать условия для развития личных индивидуальных способностей, убирая из поля детско-родительского взаимодействия наши амбициозные желания. Мы не можем программировать жизнь ребенка. Мы можем спокойно наблюдать за тем, какие интересы у него появляются, и одновременно показывать свой интерес к чему-либо. Жить свою насыщенную полную жизнь. Наше-то развитие тоже продолжается. И нам в любом нашем возрасте не поздно осваивать новое, а ребенок может к этому присоединяться.

Подводя итоги, скажу: да, после трех может быть поздно. Но поздно что? Сформировать важнейшие, по-настоящему жизненные навыки - доверия к миру и уверенности в себе, самостоятельности и инициативности. Если же эти качества в ребенке заложены в первые годы жизни, то, опираясь на них, все остальное задуманное он сможет реализовать сам.