Постановка правильного звука «Л» у ребенка. Постановка звука ребенку поэтапно

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОСТАВИЛА И. П. ФЕДОТОВА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД МОУ « Белозерская СКОШ- интернат VIII вида Индивидуальное занятие класс ГУО Тема: «Звук (л)» Этап: Постановка звука (л)

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать правильное произношение звука (Л) изолированно. Формировать правильное произношение звука (л) в закрытых слогах. 2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Уточнить представления об артикуляционном укладе звуков. Развивать фонематический слух. Развивать фонематическое восприятие. Развитие памяти, внимания, мышления. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Формировать положительную мотивацию на занятии. Воспитывать самоконтроль за речью.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнение «ХОБОТ»

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение « Качели»

Предварительный просмотр:

МОУ « Белозерская СКОШ- интернат VIII вида»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО

ТЕМА: « ЗВУК [ Л ]

ЭТАП: Постановка звука (л)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОСТАВИЛА И. П. ФЕДОТОВА,

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

ТЕМА: Постановка звука (л)

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Формировать правильное произношение звука (Л) изолированно.

Формировать правильное произношение звука (л) в закрытых слогах.

2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

Уточнить представления об артикуляционном укладе звуков.

Развивать фонематический слух.

Развивать фонематическое восприятие.

Развитие памяти, внимания, мышления.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Формировать положительную мотивацию на занятии.

Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

Схемы, сигнальные карточки, зеркало.

Картинка клоуна.

Предметные картинки:

Компьютер

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 Организационный момент:

Правило занятия.

Речевая разминка.

Друг весёлый,мячик мой

Всюду, всюду он со иной,

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо с мячом играть.

Придумай слово, начинающееся со звука (м).

Какой месяц? День недели? Число? Время года?

Произношение гласных звуков с разной интонацией.

2 Основная часть.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯИЯ

К нам в гости пришёл клоун, чтобы сделать наше занятие весёлым и принёс интересные задания. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком (л). Будем стараться произносить его правильно и красиво в слогах и будем учиться слышать этот звук в слогах и словах.

Артикуляционная гимнастика.

А сейчас клоун нас приглашает в цирк, чтобы посмотреть на тех, кто там выступает. Скажи, ты знаешь, что такое арена. Арена-это место, где идёт цирковое представление. А поможет нам в этом наш рот и язычок.

Язычок – циркач у нас,

Нам покажет высший класс

В цирк пойдем мы с ним теперь,

Открываем шире дверь,

Улыбнемся широко,

Очень ловко и легко!

Улыбка-заборчик

Нас встречает добрый слон,

Длинный хобот тянет он.

Дрессирован лихо слон,

Хоботом вертеть учен!

Трубочка

Облизнулся тигр Фред,

Завтрак ждет он и обед.

Вкусное варенье

До свиданья, скажем мы

И помашем раз, два, три!

Качели

Молодец!

Погладим язычок и сделаем небольшой массаж.

Физкультминутка

Быстро встань и улыбнись,

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

И тихонечко садись.

  • Постановка звука

Ты, наверное, знаешь, что все клоуны часто ездят на гастроли. Гастроли-это выступления артиста или коллектива в другом городе или стране. Нашему клоуну нравится отправляться в путешествие на пароходе. Давай послушаем, как гудит пароход, отправляясь в дальний путь.

А сейчас давай мы покажем как гудит пароход.

(прикусить кончик языка и произносим ыыы, потом разжать зубы и опять прикусить, продолжая гудеть)

  • Анализ артикуляции

Когда мы произносим звук (л) :

  • Губы в улыбке
  • Язычок находится между передними зубами.
  • Голосовые связки напряжены.
  • Игра « Поймай мышек»

Клоун предлагает поиграть в игру. Будем ловить мышей и нам опять поможет наш язычок.

На арене цирка мыши.

Произнося звук а, будем кусать зубами кончик языка и опять отпускать, как будто ловим мышек за хвостики.

Ал,ол,ул,ыл. Молодец! Всех мышек поймали.

  • Игра « Поймай звук»

Посмотри, у клоуна в руках конверт. Давай посмотрим, что там.

Логопед называет изолированно звуки, слоги, названия картинок, а ребёнок, если услышит звук (л) хлопает в ладоши.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л: Л, Р, И, М, Л, Ж, Д, Л, Ч, Р, Л

Опознание из слогов

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л в слогах: ЛА, РУ, ЛЫ, СА, АЛ, ЛО, ЛЕ, РО

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л в словах: ЛАМПА, РУКА, НОРА, ПОЛКА, ЛАДОНЬ, ДОМ, ШОКОЛАД, ПИОН, СЛОН, СТОЛ, СТУЛ.

  • Работа в тетради.

Подписать число.

Клоун предлагает нам стать фокусниками. Ты любишь фокусы?

Нам даны 3 слова. Слон, слова, глаз. Но так как мы с тобой ещё не учились произносить звук в словах, то клоун предлагает этот звук убрать из этих слов. Давай прочитаем, что у нас получится.

Сон, сова, газ. Вот такой у нас получился фокус.

Запись слов в тетрадь.

3 Итог занятия

Чем занимались на занятии? Что больше всего тебе понравилось?

Подарок от клоуна-раскраска.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №27 «Василёк» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район



Конспектоткрытого логопедического занятия в старшей группе

с использованием здоровьесберегающих технологий

по теме: «Постановка звука [Л]»

2014 уч.год

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий

по теме: «Постановка звука [Л]»

Задачи.

Коррекционно - обучающие:

Поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

Учить точно и полно отвечать на вопросы;

Коррекционно - развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

2. Подготовка к постановке звука [Л]

Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево, не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз - нет ли луж?

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” - сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”

Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”

Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.

Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру “Повтори за мной”.

Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.

Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

3.Развитие дыхания.

Упражнение “Пароходы”. (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать.

4. Постановка звука [Л]

Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.

5. Физминутка

Раз — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

6. Задание на логику Игра “Четвертый лишний” (работа по картинкам).

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта).

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Задание: обведи по точкам и раскрась.

Что у тебя получилось? Пароход.

Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Повторение артикуляции.

8. Итог занятия

Наша сказка подошла к концу.

Она тебе понравилась?

Что тебе запомнилось?

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Практический материал по преодолению ламбдацизма у детей дошкольного и школьного возраста и предназанчена для логопедов, логопедов-дефектологов. В ней представлены инновационные разработки, которые создавались годами. Аналогов данного материала нет ни в интернете,ни в пособиях. Данная методика поможет как начинающим логопедам,так и людям со стажем. Также она будет полезна и родителям, которым небезразлична речь их детей.

Постановка и автоматизация звука [Л] в речи ребенка — материал для работы логопеда-дефектолога.

Произношение звука «Л» чаще всего бывает нарушено в речи детей и в норме появляется примерно к 5 годам.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Л»

1) Упражнение «Заборчик-трубочка»

Цель: Это упражнение необходимо для правильной артикуляции звуков таких как: ОЛ, УЛ, ИЛ и т.д.

Инструкция: Просим ребенка сомкнуть зубы и улыбнуться, а после вытянуть губы «трубочкой». Чередуем «улыбку» и «трубочку» несколько раз подряд. Я рисую детям забор, и они закрашивают за одно выполненное упражнение одну доску забора. Часто дети не понимают, как это вытянуть губы «трубочкой», поэтому не могут правильно выполнить задание. В таком случае можно спросить ребёнка: «Покажи, как ты целуешь маму, папу и т.д.».

2) «Покусать яблочко»

Цель: выработка и закрепление правильного положения языка в ротовой полости.

Инструкция: Просим ребенка чуть-чуть покусать самый кончик языка передними резцами. Один раз равен десяти повторам.

Для улучшения мелкой моторики можно после каждого раза предлагать ребенку закрасить нарисованное яблочко.

3) «Качели».

Цель: Умение чередовать определенные артикуляционные положения языка.

Инструкция: Спрашиваем ребёнка: «А ты качался когда-нибудь на качелях?», «Тебе понравилось?» «Давай покачаемся вместе и выполним упражнение?»

«Большие качели»

Просим ребенка поднять язычок и подержать сначала на верхней губе, а после дотянуться язычком до своего подбородка.

«Маленькие качели»

Просим ребёнка поднять и упереть язычок сначала в верхние резцы и подержать его, а после в нижние резцы.

Чередуем упражнения несколько раз подряд.

4) «Индюк».

Цель: Вырабатывает правильный подъём кончика языка, развивает его подвижность.

Инструкция: Спросить ребёнка: «Как говорит индюк?» «Правильно, он болбочет. Так давай и мы попробуем»

Попросить ребёнка широко открыть рот и широким кончиком языка, задевая верхнюю губу произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл». Постепенно ускоряйте темп.

5) «Чистим зубы».

Цель: Выработка и закрепление умения удерживать язык в верхнем положении.

Инструкция: «Ты же каждый день чистишь зубки? Так давай, и сейчас почистим» От чего мы будем чистить зубы?
Что ты любишь кушать?» (ребёнок называет любой фрукт, овощ или его любимое блюдо). Дальше «чистим» зубы, например, от яблока.

Просим ребенка улыбнуться, поднять язык наверх и широким кончиком языка провести из стороны в сторону сначала по внешней поверхности зубов, а потом по внутренней («почистить» зубы внутри и снаружи). Повторяйте упражнение 5-10 раз, после можно предложить ребёнку закрасить нарисованную зубную щётку.

6) «Иголочка».

Цель: Укрепление мышц языка, выработка умения удерживать язык напряженным, в статичной позиции.

Инструкция: Просим ребенка открыть ротик и высунуть язычок, сделать его похожим на «иголочку» или «жало» (как у пчёлки). Удерживать язык в таком статичном положении 10 секунд, после расслабление и снова повтор упражнения. Выполнять задание 3-4 раза.

7) «Лошадка».

Цель: Выработка верхнего положения языка, растягивание подъязычной связки, укрепление мышцы языка.

Инструкция: «Ты видел (а) когда-нибудь лошадку? А знаешь, как она скачет? Давай и мы попробуем поскакать как она?»

Просим ребёнка «поцокать» кончиком язычка. Показываем сначала сами, а уже после просим повторить ребёнка. Выполняем упражнение вместе с ребёнком 5-7 раз.

Постановка звука «Л»

Твёрдый звук «Л» можно поставить ребёнку, попросив его закусить кончик языка передними резцами и длительно произнести звук «лллллл…л». Если этого сделать у малыша не получается, тогда можно заменить длительное произношение звука «лллл…л» на звук «ыыыы…ы».

Чтобы ребёнку было не скучно вырабатывать правильное положение языка в ротовой полости и закреплять этот навык, возможны разные игры.

Например: Нарисуйте пароход и остров, на который пароход должен приплыть. Просим ребёнка произнести длительный звук «ыыыы…ыы» и при этом вести линию до острова.

Инструкция: «Пароход гудит «ыыыы..ыы». Давай поможем пароходу приплыть на остров. Проведи линию от парохода до острова и «погуди» вместе с ним».

После того, как у ребёнка стало немного получаться правильно выгибать спинку языка, удерживая такое положение, и при этом произносить звук «л» можно переходить к следующему этапу – «Автоматизации звука»

Автоматизация звука «Л» (АЛ)

Инструкция для логопеда: Просим ребёнка широко открыть рот на звук «А» и закрыть, закусив кончик языка, на звук «Л». Проговаривайте одно предложение, после ребёнок закрашивает одну картинку. В распечатке картинки рассчитаны как на урок, так и на домашнее задание. Я провожу черту, отделяя одни картинки в строке от других, и говорю: «Вот это мы сделаем сейчас, а вот это ты сделаешь дома с мамой, папой и т.д.»

1) АЛ-АЛ-АЛ — дождь из тучки капал.

2) АЛ-АЛ-АЛ — Я песок насыпал.

3) АЛ-АЛ-АЛ — Я землю копал.

4) АЛ-АЛ-АЛ — Я поехал на вокзал.

5) АЛ-АЛ-АЛ — К нам приехал самосвал.

6) АЛ-АЛ-АЛ – Я с полки взял бокал.

7) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал овал.

8) АЛ-АЛ-АЛ – Я букву «Л» писал.

9) АЛ-АЛ-АЛ – Я рисовал и устал.

10) АЛ-АЛ-АЛ – Павел крепко спал.

11) АЛ-АЛ-АЛ – Вандал разбил бокал.

12) АЛ-АЛ-АЛ – Павел взял пенал

13) АЛ-АЛ-АЛ – Я пошел в подвал и картошку взял.

14) АЛ-АЛ-АЛ – Лист с дерева падал.

15) АЛ-АЛ-АЛ – Павел мяч кидал.

16) АЛ-АЛ-АЛ – Мила поехала на бал.

17) АЛ-АЛ-АЛ – Лада искала квартал.

18) АЛ-АЛ-АЛ – Павел порвал журнал.

19) АЛ-АЛ-АЛ – Я держал штурвал.

20) АЛ-АЛ-АЛ – Я высыпал крахмал.

21) АЛ-АЛ-АЛ – Малыш украшал зал.

22) АЛ-АЛ-АЛ — Николай подал сигнал.

23) АЛ-АЛ-АЛ – Он догнал самосвал.

24) АЛ-АЛ-АЛ — Я достал коралл.

25) АЛ-АЛ-АЛ — Павел опоздал на вокзал.

26) АЛ-АЛ-АЛ — Адмирал зевал.

27) АЛ-АЛ-АЛ – Мы пошли на карнавал.

28) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал устроил скандал

29) АЛ-АЛ-АЛ – Для ритуала нужен кристалл.

30) АЛ-АЛ-АЛ – У Лады прекрасный вокал.

31) АЛ-АЛ-АЛ – У шакала страшный оскал.

32) АЛ-АЛ-АЛ – Генерал встал на причал.

33) АЛ-АЛ-АЛ – Адмирал встал на пьедестал.

34) АЛ-АЛ-АЛ – Для кинжала нужен материал.

35) АЛ-АЛ-АЛ – Галка на палке.

36) АЛ-АЛ-АЛ – Фиалка на балконе.

37) АЛ-АЛ-АЛ — Мальчик ел халву.

38) АЛ-АЛ-АЛ – Кто мал да удал?!

Стихотворение: «Веник»

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

Филиппова Ю.А., учитель-логопед МБДОУ ЦРР – Д/с № 86 “Колокольчик” г. Якутска.

Тема: Звук [Л].

Этап: Постановка звука [Л].

1. Коррекционно-образовательные:

  • формирование правильного произношения звука [Л];
  • уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];
  • закрепление представлений о механизме организации звука [Л].

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие мелкой моторики (шнуровка);
  • выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);
  • развитие плавного длительного выдоха (упражнение “Мыльный пузырь”);
  • развитие фонематических представлений (игра “Хлоп-топ”);
  • закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах;
  • развитие силы голоса и интонационной выразительности речи (игра на подражание).

3. Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

Ход занятия:

Этапы занятия

1. Организационный момент

“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Любит всех смешить чудак

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает

В цирке часто выступает”.

2. Сообщение темы

“- Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.

3. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

“- С нашим клоуном случилась не приятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.

4. Артикуляционная гимнастика

“- Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”.

5. Развитие длительного и плавного выдоха

“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”.

6. Постановка звука

Используемый приём:

От сохранного звука: “Теперь давай вспомним, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.

(Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка).

7. Произнесение изолированного звука

“Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”. (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт).

“А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!”

8. Анализ артикуляции

“Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок? (язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (работает)”.

9. Развитие фонематического слуха (игра “Хлоп-топ”)

“Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”.

машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.

10. Закрепление звука в слогах

“Повторяй за мной:

ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло - лэ ”

11. Закрепление звука в словах

“Посмотри, нашему клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим? Да это же загадка. Чтоб её разгадать надо назвать все предметы и подумать какая картинка лишняя и почему”.

12. Домашнее задание

1. Повторить артикуляционную гимнастику

2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л]

3. Раскрасить загадки.

“Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?

14. Оценка

“Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!”

Использованная литература:

1. Индивидуальные формы логопедической работы/ Авт.-сост. Н.Э. Куликовская, С.В. Семёнова -Якутск: Из-во Ин-та мерзлотоведения СО РАН, 2010 – 122 с.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, ЛЬ. Альбом 3

Предлагаемый конспект можно использовать в подгрупповой или индивидуальной работе.

При отсутствии специальной деревянной шнуровки в виде пуговицы, можно использовать обычную пластмассовую пуговицу большого диаметра и шнурок.

Для загадки используется упражнение “Четвёртый лишний”, предметные картинки можно подбирать исходя из лексической темы. Например, для лексической темы “Одежда” можно подобрать следующие картинки: платье, пальто, брюки, блузка. Ребёнок называет все картинки и находит лишний предмет (брюки), далее он должен объяснить, почему именно этот предмет лишний (нет звука Л).

Постановка звука [л]

Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [л]

При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

Создание слухового образа звука

Игровые приемы

— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.

Произносится многократно звук [л].

Формирование зрительного образа звука (л]

Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции

Формирование кинестетического образа звука

Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.

Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).

— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)

Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.

Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)

1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].

2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.

3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал ), затем между гласными (алла ) и, наконец, в открытом слоге (ла ). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).

4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)

1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.

2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)

1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.

2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].

3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.

4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)

Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.

Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)

Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.

Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании

Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».

Ещё по данной теме: