Праздничные намазы. Молитва Таравих

Совершение коллективного праздничного намаза – символ братства и единства верующих. Праздники являются милостью Аллаха, они играют большую роль в примирении и сближении мусульман.

Существует два мусульманских праздника:

1. Праздник Разговения (арабск. «‘ид аль-фитр», тюрк. «ураза - б айрам ») – 1 число месяца Шавваль;

2. Праздник Жертвоприношения (арабск. «‘ид аль-адха»», тюрк. «к урбан- б айрам ») – 10 число месяца Зуль-хиджа.

Праздничные намазы относятся к категории ваджиб (необходимое) для тех же, кому обязателен пятничный намаз (аль-джум а ). Праздничный намаз состоит из 2-х ракяатов и совершается коллективно. В этом намазе азан и икамат не читается. Праздничная проповедь (хутба ) является желательным (сунн а ) и читается после намаза, в отличии от проповеди пятничного намаза (аль-джум‘а ), которая является обязательной (фард ) и читается до совершения самого намаза.

Порядок совершения праздничного намаза отличается от других намазов тем, что в нем совершается шесть дополнительных такбиров: три в первом ракяате и три во втором.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПРАЗДНИЧНЫХ МОЛИТВ

1-й рак яат :

  1. Молящиеся за имамом становятся ровными рядами за ним. Совершают намерение: «Намерился выполнить праздничный намаз (ураза-байрам или курбан-байрам ), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха»;
  2. Имам, подняв руки, произносит: «Аллаху Акбар» . Молящиеся за ним повторяют такбир, затем складывают руки, как в других намазах.
  3. Имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «С ана » ;
  4. После этого произносят три дополнительных такбира. Имам вслух, молящиеся за ним шепотом произносят такбир «Аллаху Акбар» , поднимая при этом руки (как во время вступительного такбира акбир а ль-ифтитах ) ), затем опускают руки. После короткой паузы таким же образом делаются второйи после еще одной короткой паузы третий такбиры.
  5. Имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях» , вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Молящиеся за имамом в это время ничего не читают и слушают имама.
  6. Имам и молящиеся за ним совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), после чего встают на 2-й ракяат.

2-й рак яат :

  1. Имам читает шепотом «Бисмиллях» , затем вслух суру «Аль-Фатиха» и другую суру.
  2. После этого так же, как и в первом ракяате, имам вслух и молящиеся за ним шепотом, поднимая руки на уровень ушей, произносят три такбира «Аллаху Акбар» , делая паузу между ними. После третьего такбира, не поднимая рук, со словами «Аллаху Акбар» совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ).
  3. После чего совершается последнее сидение, во время которого имам и молящиеся за ним шепотом последовательно читают: «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» . Затем выполняют приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

После намаза имам поднимается на минбар и читает праздничную проповедь (хутб а ).

Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – Такбир

«Ат-ташрик»

Начиная с утреннего намаза дня ‘Арафа (9 число месяца Зуль-хиджа) и заканчивая послеполуденным намазом (аль-‘аср ) 4 дня праздника жертвоприношения (13 число месяца Зуль-хиджа) после каждого фард-намаза (всего 23 намаз) ваджибом (необходимым) является чтение специального такбира «ат-ташрик»:

Чтение этого такбира является ваджибом как во время коллективного, так и во время индивидуального совершения намаза. Мужчины читают такбир вслух, а женщины – про себя. После намаза «аль-в итр » такбир «ат-ташрик» не читается.

Возмещая пропущенные намазы (када ) в эти праздничные дни также необходимо читать такбир «ат-ташрик». При возмещении пропущенных намазов этих праздничных дней в другое время такбир «ат-ташрик» не читается.

Действия, которые желательно совершать в праздничные дни.

В день праздника желательно встать утром пораньше, сделать полное омовение (гусль ), надеть самую красивую одежду. Мужчинам надушиться благовониями и отправиться в мечеть. По пути быть приветливым, раздавать милостыню (садака ), поздравлять с праздником единоверцев.

В праздничные дни следует навещать друзей и родственников, прощать обиды и мирить поссорившихся. Также желательно дарить друг другу подарки, особенно детям. Кроме этого можно посещать могилы, читать Священный Коран и делать ду‘а .

НАМАЗ «АТ-ТАРАВИХ»

Намаз «а т-таравих » совершается в месяц Рамадан. Он состоит из 20 или 8 ракяатов. Намаз « ат-таравих » относится к категории желательного (сунн а муаккада ) как для мужчин, так и для женщин, как для постящихся, так и для тех, кто не соблюдает пост. Совершать намаз « ат-тарави х» коллективно в мечети более желательно (сунна ), но можно совершать его и индивидуально.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Тому, кто совершает намаз «ат-т аравих » в месяце Рамадан, веря в благословенность этого месяца , с надежд ой получить награды только от Аллаха, прощаются все его прошлые грехи » .

«Аллах сделал для вас пост в месяц Рамадан обязанностью. Я же сделал выстаивание ночной молитвы , то есть намаз «ат- таравих », сунной. Тот, кто с вер ой в сердце, с надежд ой получить вознаграждение (саваб ) будет поститься в месяц Рамадан и выполнять намаз «ат- таравих », избавится от грехов, став подобным новорожденному» .

Порядок совершения намаза «ат-таравих».

Намаз « ат-таравих » можно совершать только после обязательного ночного намаза (аль-‘иша’ ). Намаз « аль-витр » в месяц Рамадан обычно совершается после намаза « ат-таравих » , однако совершение намаза « аль-витр » до намаза « ат-таравих » допускается.

20 или 8 ракяатов намаза « ат-таравих » совершают по 2 или 4 ракяата.

«ат-таравих » по 2 рак яата.

Намаз « ат-таравих » совершают после выполнения 4 ракяатов фарда и 2 ракяатов сунны ночного намаза (аль-‘иша’ ).

« ат-таравих »

такбир аль-ифтитах) ду‘а «С ана » . Имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях» руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ).

«Бисмиллях» руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), потом садятся.

Сидя, последовательно читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , затем выполняют приветствие (а с-салям ).

Вышеперечисленные действия повторяются 10 раз по 2 ракяата, и таким образом число ракяатов достигает 20-ти. После этого коллективно совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

Совершение намаза «ат-таравих » по 2 рак яата в одиночку.

2 ракяата совершается так же, как намаз сунна утреннего намаза (аль-фаджр « ат-таравих » ради Всевышнего Аллаха». Намаз из 2-х ракяатов повторяют 10 раз. После этого совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

Совершение коллективного намаза «ат-таравих » по 4 рак яата.

Делается намерение: «Намерился выполнить намаз « ат-таравих » ради Всевышнего Аллаха». Имам также оговаривает в намерении желание быть имамом, а молящиеся за ним – то, что они будут следовать за имамом.

Подняв руки, совершается вступительный такбир (такбир аль-ифтитах) . Затем имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «С ана » . Имам шепотом читает «А узу-Бисмиллях» , потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Молящиеся за имамом в это время слушают его молча и ничего не читают. После этого совершаются поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ).

Встав на 2-ой ракяат, имам читает шепотом «Бисмиллях» , потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. Далее все совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), потом садятся и последовательно читают «Ат-тахият» и «Салават».

Поднявшись на 3-й ракяат имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «С ана » . Потом имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях» и вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. После этого совершаются поясной поклон (руку‘ ), 2 земных поклона (суджуд ) и встают на 4-й ракяат.

В 4-м ракяате имам шепотом читает «Бисмиллях» и вслух суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. Потом все совершают поясной поклон (руку‘ ), 2 земных поклона (суджуд ) и садятся.

Сидя, последовательно читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» и выполняют приветствие (а с-салям ).

Вышеперечисленные действия повторяются 5 раз по 4 ракяата, таким образом число ракяатов достигает 20-ти.

После этого коллективно совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

Совершение намаза «ат-таравих » в одиночку по 4 рак яата .

4 ракяата совершаются так же, как сунна послеполуденного намаза (аль-‘аср ). Отличается только намерение: «Намерился выполнить намаз « ат-таравих » ради Всевышнего Аллаха». Намаз из 4-х ракяатов повторяют 5 раз. После этого совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

По примеру сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, после каждых четырех ракяатов намаза «ат-таравих» (при этом не имеет значения по 2 или по 4 ракяата совершается намаз) желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одна из форм восхваления Всевышнего, принятая для чтения после каждых 4-х ракяатов намаза «ат-таравих» :

«Субхана зиль-мульки валь-малякут. Субхана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияи валь-джабарут. Субханаль-маликиль - хай й иль-ллязи ля ямут. Суббухун куддусун раббуль-маляикяти вар-рух» .

Таравих намаз (араб. تراويح‎ - перерыв, отдых, передышка) совершается после обязательного намаза Иша только в месяц Рамадан и известен как "молитва выстаивания Рамадана".

Таравих – это желательный намаз (намаз-сунна). Таравих намаз начинают совершать с первой ночи и завершают в последнюю ночь поста Рамадан.

Желательно также совершать после Таравих намаза, но допустимо совершать Витр и до Таравих намаза.

Пропущенный Таравих намаз не возмещается ни по отдельности, ни коллективно.

ВАЖНОСТЬ ТАРАВИХ НАМАЗА

Ученые-факихи едины во мнении, что Таравих намаз является сунной как для мужчин так и для женщин. Пророк, мир ему и благословение, сам совершал Таравих намаз и при наступлении Рамадана говорил: "Аллах обязал вас поститься в Рамадан, а я наставляю вас его выстаивать (в молитвах)" (ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмад).

В достоверном хадисе говорится:

“Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари 37, Муслим 759)

Имам аль-Баджи сказал: “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в месяце Рамадан, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).

В другом хадисе рассказывается: “Однажды один человек пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан верующий ведет два вида джихада против своего нафса! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

ТАРАВИХ НАМАЗ: ДЖАМААТОМ ИЛИ В ОДИНОЧКУ?

Коллективное совершение Таравих намаза является сунной для мужчины, а женщина совершает Таравих дома, но нет ничего предосудительного, если она исполнит эту молитву в мечети.

Достоверно передается что Пророк, мир ему и благословение, совершал Таравих намаз коллективно.

Приводится в "Сахих Бухари" и "Муслим" от Аиши, да будет доволен ею Аллах:

"Посланник Аллаха, мир ему и благословение, молился в одну из ночей и люди молились за ним. Затем он молился на следующую ночь и людей стало только больше. Они собирались на молитву и на третью и на четвёртую ночи, но Посланник Аллаха, мир ему и благословение, не вышел к ним. А вышел только на утро и сказал: "Я видел что вы собрались, но не вышел к вам, потому что боялся что эта молитва будет предписана вам (как обязательная)".

После смерти Пророка, мир ему и благословение, Умар, да будет доволен им Аллах, постановил выполнять Таравих коллективно. Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Аддарими и Имам Ахмад, да будет доволен ими Аллах, приводят следующие слова Пророка, мир ему и благословение: "Соблюдайте мою сунну и сунну праведных халифов после меня, держитесь за неё крепко" .

Абу Юусуф, да будет доволен им Аллах, рассказывает: "Я спросил Абу Ханифу о Таравихе и о том как поступил Умар, да будет доволен им Аллах. Он ответил: "Таравих – обязательная сунна, и Умар не выдумал его сам по себе и не был в этом новатором, а велел его исполнять только потому, что у него был аргумент и завет от Посланника Аллаха, мир ему и благословение".

Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один Корана с тем, чтобы полностью прочитать Коран за месяц Рамадан, ведь не у всех мусульман есть возможность прочитать Коран самим в этот месяц.

Также, Таравих намаз совершают дома, вместе с семьей, соседями или в одиночку.

Известно, что некоторые сподвижники и табиины, такие как Ибн Умар, Урва, Салим, Касим, Ибрахим и Нафиг, да будет доволен ими Аллах, совершали Таравих намаз не коллективно, а поодиночке. Если бы совершение Таравиха джамаатом было обязательным, то все они совершали бы его коллективно.

Совершивший Таравих дома, выполняет сунну, но утрачивает воздаяние за посещение мечети и пребывание в ней.

8 РАКААТОВ ИЛИ 20 РАКААТОВ?

Обычно совершают восемь ракаатов Таравих намаза – четыре намаза по два ракаата. Но лучше выполнить двадцать ракаатов, т.е. десять намазов. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал как двадцать ракаатов Таравих намаза, так и восемь.

По окончании Таравих намаза, совершают три ракаата (вначале двухракаатный намаз, затем одноракаатный).

То, что Таравих намаз состоит из 20 ракаатов – это мнение большинства учёных и единое мнение сподвижников. Во время Таравиха совершается десять приветствий: молящийся делает приветствие после каждых двух ракаатов. Если же он исполнит четыре ракаата подряд, то молитва будет правильной, но это считается нежелательным. Лишь в тех случаях, когда ночь слишком короткая и остаётся мало времени между Таравихом и сухуром, допускается совершения Таравих намаза в четыре ракаата.

В подтверждение того, что Таравих исчисляется двадцатью ракаатами Альбайхаки приводит хадис с достоверной цепочкой о том, что во времена Умара, да будет доволен им Аллах, люди в месяц Рамадан совершали двадцать ракаатов Таравих намаза. А Имам Малик, да будет доволен им Аллах, приводит следующее: "Люди во времена Умара исполняли в Рамадан двадцать три ракаата", где три ракаата – это Витр намаз. Также аргументом является утверждение, что двадцать ракаатов Таравих намаза исполняли праведные халифы: Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах, за исключением Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. И именно двадцать ракаатов являются пророческой сунной, потому что сунна Умара – это сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение.

В то же время, сторонники 8 ракаатов намаза Таравих опираются на слова Аишы, да будет доволен ею Аллах. На вопрос: «Как молился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в ночи Рамадана?», она ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать ракаатов”. (аль-Бухари 1147, Муслим 738). То есть, 8 ракаатов Таравих намаза и 3 ракаата Витр намаза.

Однако, в этом хадисе нет явного запрета на совершение двадцати ракаатов. Большинство современных мусульманских ученых считают допустимым совершать Таравих намаз количеством и более двадцати ракаатов, хоть тридцать шесть. Ведь Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: "Кто будет выстаивать молитву вместе с имамом до её завершения, тому Аллах запишет будто он выстоял всю ночь" .

Ночное богослужение в Рамадан – прекрасная сунна, которая несет в себе много блага. Нельзя чтобы этот вопрос о количестве ракаатов становился предметом спора среди мусульман. Совершающему восемь ракаатов желательно молиться в мечети в последних рядах, чтобы, покидая мечеть, не становиться помехой для других и не вводить себя во грех.

ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ НАМАЗА

Как упоминалось выше, намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракаатов. Намаз выполняется по 2 ракаата 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 ракаата, как 2 ракаата Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и, соответственно, 20 ракатов. Можно так же читать по 4 ракаата 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракаатами делается перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если мусульманин совершает намаз дома, то можно в это время совершать зикр или читать Коран.

Молитва "таравих" такая же как и другие молитвы, поэтому молящийся или имам читают "Фатиху" и суру или несколько аятов после неё.

Как совершать 2 ракаата Таравих намаза?

1) Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.

2) Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.

3) Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях...”.

4) Прочитайте наизусть суру «Аль Фатиха» и далее известную вам суру или часть Корана. Если вы - хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить 1 джуз за ночь.

5) По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку (поясной поклон) и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».

6) Поднимитесь из руку (поясного поклона) и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».

8) Из саджда перейдите в сидячее положение.

9) Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».

10) Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.

11) Закончив чтение Корана, склонитесь в руку (поясной поклон). Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, - вплоть до второго саджда (земного поклона).

12) После второго саджда сядьте и произнесите «Аттахийату...», «Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.

13) Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

Сидение в молитве Таравих

Желательно сидеть после каждого четвёртого ракаата по времени равному исполнению четырёх ракаатов или меньше. При совершении Таравиха в 20 ракаатов получается 5 сидений. Молящийся может сам выбрать что ему делать в это время-делать зикр, читать Коран или молчать, однако зикр лучше чем молчание. Так же рекомендуется сидеть после последних ракаатов Таравиха и Витр намаза.

Вознаграждение за совершение Таравих намаза

В некоторых приданиях приводятся данные о степени вознаграждения за совершение Таравих намаза в течении всего месяца Рамадан.

Кто совершит Таравих намаз в 1-ю ночь , тот очистится от грехов, подобно новорождённому.

Если совершит Таравих намаз и во 2-ю ночь – грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь совершит Таравих намаз – призовёт ангел под Аршем: «Ты возобновляй свои деяния, Аллах простил все твои ранее совершённые грехи»!

Если и в 4-ю ночь – ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур и Коран.

в 5-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке, в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь совершит намаз-таравих – Аллах воздаст ему награду, равную совершению тавафа в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллаха о прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь исполнит намаз-таравих – он подобен человеку, который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тот выступил против Фиравна и Хамана.

в 8-ю ночь – Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему).

Если и в 9-ю ночь совершит намаз-таравих – ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха.

Если и в 10-ю ночь – Аллах даст ему все благое этого и Того мира.

Кто совершит намаз-таравих и в 11-ю ночь – покинет этот мир, подобно ребёнку, покидающему утробу матери (безгрешным).

Если и в 12-ю ночь – он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом.

Если и в 13-ю ночь совершит намаз-таравих – он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня.

Если совершит намаз-таравих и в 14-ю ночь – ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахом от допроса.

Если и в 15-ю ночь совершит намаз-таравих – его будут благословлять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь – Аллах убережёт его от Ада и одарит его Раем.

Если исполнит намаз-таравих и в 17-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам.

Если и в 18-ю ночь – Ангел воззовёт: «О раб Аллаха! Поистине Аллах доволен тобой и твоими родителями».

Если и в 19-ю ночь исполнит намаз-таравих – Аллах поднимет его степень в Раю Фирдавс.

Если совершит намаз-таравих и в 20-ю ночь – Аллах воздаст ему награду шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь – Аллах возведет для него в Раю дом из нура (сияния).

Если совершит намаза-таравих и в 22-ю ночь – этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня.

Если и в 2З-ю ночь – Аллах построит ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь – 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если исполнит намаз-таравих и в 25-ю ночь – Аллах избавит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь – Аллах возвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения.

Если и в 27-ю ночь – он молниеносно пройдёт через мост Сират.

Если и в 28-ю ночь совершит намаз-таравих – Аллах возвысит его на 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей.

Если совершит намаз-таравих и в 30-ю ночь – Аллах скажет: «О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Господь, ты - Мой раб». («Нузхатуль Мажалис»).

Дорогие братья и сестры!
Порадуемся же месяцу Рамадан, как велит нам Всевышний Аллах. Совершим как можно больше благих дел, молитв, Таравих намазов. Удержим себя от греховных деяний, очистим сердце свое от вражды, зависти и других пороков. ИншааЛлах, Всвышний Аллах воздаст нам благом в обоих мирах!

При подготовке статьи использовались материалы с сайта:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Молитва "Таравих": её предписанность и колличество ракаатов

Хвала Аллаху, Обладателю милости и щедрости, и благословение и приветствие Хозяину "Места достохвального", Господину нашему Мухаммаду, Владельцу "Источника неиссякаемого", и семейству Его и сподвижникам Его и последователям Его до Дня Судного.

Предлагаю сей скромный труд о молитве "таравих", её предписанности, правилах исполнения, количестве ракаатов. Молю Всевышнего Аллаха чтобы этот труд оказался полезным и был возложен на чашу добрых деяний, ибо Он - Всеслышащий, Откликающийся на мольбы наши.

Определение "таравих"

В арабском языке слово "таравих" является множественным числом слова "тарвиха", которое в свою очередь является отглаголенным именем предназначенным для количества. Лексически это слово означает отдых. Или состояние в положении сидя, во время которого молящийся отдыхает после исполнения четырёх ракаатов. Затем это название перешло и на сами ракааты, и это в риторике арабского языка связано с необходимостью отдыха каждые четыре ракаата.

По терминологии же факихов "таравих"- это молитва из двадцати ракаатов, которая исполняется установленным образом после ночной молитвы, только в месяц Рамадан и называется "молитвой выстаивания Рамадана".

Предписанность "таравиха"

Учёные-факихи едины во мнении, что молитва "таравих" является личностной обязательной сунной как для мужчин так и для женщин. Эта молитва является сунной потому что сам Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) её исполнял и помимо этого говорил когда наступал Рамадан: "Аллах обязал вас его пропостится, а Я наставлял вас его выстаивать". Хадис приводится Аннасаи и Ибн Маджа и Ахмадом в "Муснад". Также приводится Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал:"Кто выстоит Рамадан с верой и надеждой, прощены будут тому его предыдущие прегрешения". Приводят Бухари и Муслим. Солидарны все сподвижники и последующие учёные и в том, что эта молитва - сунна.

Время выполнения молитвы "таравих"

Время этой молитвы вступает в силу после прочтения ночной молитвы, так как она следует за ней, длится всю ночь и заканчивается с восходом зари. Желательно выполнять молитву "витр" после "таравиха", но допустимо также исполнение её до "таравиха". Пропущенный "таравих" не перечитывается ни по отдельности, ни коллективно.

Джамаат на "таравих"

Коллективное исполнение "таравиха" является сунной для мужчины, а женщина выполняет его дома, но нет ничего предосудительного в том что она исполнит эту молитву в мечети. Достоверно приводится что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял "таравих" коллективно. Приводится в "Сахих Бухари" и "Муслим" от Аиши (да будет доволен ею Аллах) : "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) молился в одну из ночей и люди молились за ним. Затем Он молился на следующую ночь и людей стало только больше. Они собирались на молитву и на третью и на четвёртую ночи, но Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) не вышел к ним.А вышел только на утро и сказал: "Я видел что вы собрались, но не вышел к вам, потому что боялся что эта молитва будет предписана вам".

И после ухода в "мир иной" Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) ушла и эта вероятность и поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) постановил выполнять "таравих" коллективно. Как приводится в "Бухари" от Абдуррахман бин Абд Алькари: "В одну из ночей Рамадана я отправился с Умар бин Альхаттаб в мечеть и войдя мы увидели что люди молятся вразброд, кто-то молился один, за другим молилось несколько человек. Умар сказал:"Я считаю что будет лучше если их собрать за одним чтецом". Затем он так и решил и собрал их за Убай бин Кагб. На следующую ночь мы с ним отправились в мечеть и увидев что люди молятся за одним чтецом, Умар сказал:"Какое прекрасное новшество! И те которые сейчас спят лучше тех кто сейчас молится". (то есть молиться лучше в последнюю часть ночи). А они исполняли его в начале ночи". И Ибн Хаджар упоминает в "Фатхуль-Бари" что это было впервые когда "таравих" исполнялся за одним человеком.

Но несмотря на это, коллективное исполнение "таравиха" является общественной сунной, то есть желающие исполнить молитву в мечети, выполняет "таравих" коллективно в мечети, другие же могут выполнять его по одиночке в домах. Известно, что некоторые сподвижники и табиины такие как Ибн Умар, Урва, Салим, Касим, Ибрахим и Нафиг исполняли "таравих" не коллективно, а по одиночке. Если бы было вменено в обязанность исполнение "таравиха" джамаатом как личностной сунны, то все они исполняли бы его коллективно. Исполнивший "таравих" дома в джамаате, то они выполняют эту сунну, но утрачивают воздаяние мечети.

Количество ракаатов "таравиха"

Молитва "таравих" состоит из двадцати ракаатов и это мнение большинства учёных и единое мнение сподвижников. Во время таравиха совершается десять приветствий, т.е. молящийся делает приветствие после каждых двух ракаатов. Если же он исполнит четыре ракаата подряд то молитва будет правильной, но это считается нежелательным. Лишь в тех случаях, когда слишком короткая ночь и остаётся мало времени между "таравихом" и сухуром, допускается исполнение "таравиха" по четыре ракаата.

В подтверждение того, что "таравих" исчисляется двадцатью ракаатами Альбайхаки приводит хадис с достоверной цепочкой как во времена Умара (да будет доволен им Аллах) люди в месяц Рамадан исполняли двадцать ракаатов. А Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) приводит следующее: "Люди во времена Умара исполняли в Рамадан двадцать три ракаата". И Альбайхаки объединяя оба риваята говорит: "Три ракаата - это витр". Также аргументом является утверждение, что двадцать ракаатов "таравиха" исполняли праведные халифы: Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) за исключением Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

И именно двадцать ракаатов являются пророческой сунной, потому что сунна Умара - это сунна Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует). Приводят Абу Дауд, Аттирмизи, Ибн Маджа, Аддарими и Имам Ахмад слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) : "Соблюдайте Мою сунну и сунну праведных халифов после Меня, держитесь за неё крепко". И в "Альмугни" от Али (да будет доволен им Аллах) приводится как Умар велел имаму исполнить с людьми двадцать ракаатов. У Имама Малика "таравих" тридцать шесть ракаатов и он аргументирует это действиями жителей Медины.

Абу Юусуф рассказывает: "Я спросил Абу Ханифу о "таравихе" и о том как поступил Умар (да будет доволен им Аллах). Он ответил: "Таравих - обязательная сунна, и Умар не выдумал его сам по себе и не был в этом новатором, а велел его исполнять только потому, что у него был аргумент и завет от Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)".

И передаётся от Абу Дауда, Аттирмизи, Ибн Маджа, Аттабарани и Альбайхаки от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах): "Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял в Рамадан двадцать ракаатов помимо витра". Есть мнение учёных, что этот хадис слабый.

Но некоторые идут вразрез мнению большинства учёных и единому мнению сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и считают, что "таравих" состоит из восьми ракаатов и большее количество ракаатов является скверным нововведением. Аргументируют они это утверждение хадисом приводённым в "Сахих Бухари" и "Муслим" от Аиши (да будет доволен её Аллах) : "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) ни в Рамадан, ни в другой месяц не молился более одиннадцати ракаатов. Сначала исполнял четыре ракаата (да благословит Его Аллах и приветствует) и даже не стоит упоминать об их красоте и продолжительности, затем исполнял ещё четыре ракаата, после исполнил три ракаата, и я спросила: "О Посланник Аллаха! Ты будешь спать прежде чем исполнишь витр?" Он ответил: "О Аиша! Воистину очи Мои спят, но не спит сердце Моё". И в "Сахих Ибн Хиббан" и "Ибн Хузейма" : "Три ракаата - это витр".

Учёные же говорят этот хадис не может быть аргументом в том, что "таравих" не двадцать ракаатов, так как действия самого Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) и увиденное Аишей (да будет доволен её Аллах) исполнение Им восьми ракаатов никак не отрицает возможность исполнения большего количества ракаатов. В хадисе нет явного запрета на исполнение двадцати ракаатов, а то, что приводится в сунне словесной или практической не следует понимать буквально.

Рассказанное Аишей (да будет доволен её Аллах), это лишь то, что она увидела в свою ночь, но не может рассказать о действиях Пророка в другие ночи, когда Он был с другими своими жёнами, ибо Он распределял ночи меж ними поровну. И порой, несмотря на свои глубокие познания она отправляла людей к другим жёнам дабы они задали этот вопрос им. Приводится в "Сахих Муслим" как кто-то из сподвижников спросил Аишу о двух ракаатах после асра, но она сказала ему: "Спроси об этом Умм Салама".

В хадисе Аиши нет бесспорного указания на то, что эти восемь ракаатов молитва "таравих", возможно она рассказала о тахаджуде Пророка в месяц Рамадан.

Абсолютное большинство современных учёных считают допустимым исполнение молитвы "таравих" количеством и более двадцати ракаатов, хоть тридцать шесть.

Поэтому, я настоятельно рекомендую всем исполнять за имамом "таравих" двадцать ракаатов, а затем три ракаата "витр", ибо Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто будет выстаивать молитву вместе с имамом до её завершения, тому Аллах запишет будто он выстоял всю ночь". Таким же образом молились и праведные халифы (да будет доволен ими Аллах).

Также и ночной дополнительный намаз не ограничен и чем больше будешь молится тем будет больше укрепляться богобоязненность и увеличиваться награда в эти благословенные ночи за богоугодные деяния. Нельзя чтобы этот вопрос становился предметом спора среди мусульман, а тот кто настаивает на восьми ракаатах, пусть поступает как ему угодно. Главное не мешать молится другим когда исполнив восемь ракаатов, он будет через ряды молящихся идти к выходу. В таком случае желательно молиться в последних рядах, дабы не становиться помехой другим и не вводить себя во грех.

Сидение в молитве "таравих"

Желательно сидеть после каждого четвёртого ракаата молитвы "таравих" по времени равному исполнению четырёх ракаатов или меньше, всего получается пять сидений. Молящийся может сам выбрать что ему делать в это время-делать зикр, читать Куран или молчать, но несомненно зикр лучше чем молчание. Так же рекомендуется сидеть после последних ракаатов "таравиха" и "витра".

Чтение и тасбих в молитве "таравих"

Молитва "таравих" такая же как и другие молитвы, поэтому молящийся или имам читают "Фатиху" и суру или несколько аятов после неё. "Таравих" исполняется вслух, так как это ночная молитва. Является сунной прочесть весь Куран за "таравих" читая каждую ночь по одному джузу, это в том случае если согласны молящиеся и они не устают. Если же они не могут выдержать, следует сокращать, дабы не отпугнуть молящихся, но не менее трёх коротких аятов или одного длинного. Также не оставлять дуа сана и тасбихи в поясном и земном поклонах, ташаххуд и благословения Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует) как и в остальных молитвах.

И Аллах лучше знает и Он мудрее!

И завершаем мольбою нашей-хвала Аллаху Господу миров!

السلام عليكم لو استطعت تترجم التراويح لان خيرا يوزع في أول أيام رمضان ولك من الله ثواب
عبدالرزاق السعدي

Шейх Абдурраззак Абдуррахман Асса"ди

Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин.

Пророк сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи» .

Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, в условиях определенной прострации, духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как «Таравих», способствует появлению в человеке чувства общности, единения. Мечеть - это место, где люди опосредованно общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома».

О том, что Пророк и его сподвижники читали в «Таравихе» до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба». Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы «Таравих».

С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны. В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах». Однако ритуал «Таравиха», состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода.

Совершается молитва «Таравих» после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.
Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.
Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.
Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.
Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар...»

«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть.
Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила).
Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада...»

«Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» (Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила)… В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»

В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства - твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз.

Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство - твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я - твой раб».

Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и слова «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.

Молитва таравих совершается только в месяце Рамадан. Она состоит из 20 ракаатов и входит в категорию действий верующего мусульманина в шариате, обозначающуюся как “сунна муаккада”. Сунна муаккада – это акты поклонения, которые Пророк Мухаммад, мир ему, неукоснительно соблюдал. Древние источники исламского права свидетельствуют, что Пророк, мир ему, и четыре его праведных сподвижника совершали эту молитву и рекомендовали совершать ее другим мусульманам. Совершение данной молитвы коллективно является “сунной кифая”, то есть действием желательным для совершения хотя бы группой лиц из всех жителей населенного пункта. Если все жители населенного пункта не будут собираться в мечети для совершения таравиха коллективно, то это будет противоречить сунне Пророка, мир ему.

Слово “таравих” является формой множественного числа слова “тарвиха” (отдых). После совершения четырех ракаатов, молящиеся немного отдыхают, поэтому совершение каждого четырехракаатного цикла намаза таравих называют одной “тарвихой”. Данный намаз состоит из пяти “тарвихов”.

Таравих желательно совершать в мечети с коллективом, если человек без причины молится у себя дома в одиночку, он не совершит грех, но при этом отдалится от достоинства данного вида поклонения. Если он будет совершать эту молитву дома с коллективом, он достигнет награды за чтение таравиха с коллективом, но будет лишен награды, даруемой за совершение коллективного намаза в мечети, так как совершение коллективного намаза в мечети более награждаемо.

Перед совершением таравиха, как и перед совершением любых других намазов необходимо совершить намерение в котором человек должен обозначить для себя вид, выполняемого им намаза. При совершении намерения человеку необходимо обозначить то, что он намеревается совершить молитву таравих. Согласно достоверным источникам, верующему можно также обозначить в своем намерении таравих намаз как нафиль (дополнительная молитва).

Лучше совершать эту молитву по два ракаата (давая завершительное приветствие после каждого второго ракаата), можно совершать и по четыре. Также разрешено совершать ее, давая приветствие после 8 ракаата, можно совершить все двадцать ракаатов разом, давая завершительное приветствие после 20 ракаата, но такой вид совершения таравиха является нежелательным с точки зрения шариата.

Порядок совершения таравиха по два ракаата соответствует порядку совершения сунната в вечернем намазе, порядок совершения таравиха по 4 ракаата соответсвует порядку совершения 4-х ракаатной дополнительной молитвы перед обязательной частью ночного намаза. При совершении таравиха с коллективом, стоящий позади имама должен сделать намерение на совершение таравиха и обозначить в своем намерении то, что он совершает его за имамом. Имам произносит вслух все такбиры, громко произносит тасми (произнесение слов “самиАллаху лиман хамидах” – “да услышит Аллах того, кто Его восхваляет”), громко читает суры.

Имаму желательно в каждом из двух ракаатов читать примерно равные по объему суры. Недолгое чтение аятов и сур Корана, а также совершение таравиха по 2 или 4 ракаата не даст молящемуся отвлекаться на посторонние мысли.

Является мустахабом (желательным) читать в каждом ракаате по 10 аятов. Так совершают таравих хафизы Корана, знающие священную книгу наизусть. Читая в каждом ракаате по десять аятов, они за месяц завершают чтение всей книги. Часть ученых считает, что полное прочтение Корана в таравихе желательно завершить к 27 ночи месяца Рамадан.

Человек, ведущий таравих намаз, помимо чтения Корана красивым голосом, в первую очередь должен правильно читать аяты Корана. Нет ничего предосудительного в том, что человек оставит мечеть, где имам читает Коран с ошибками и будет молится за имамом другой мечети.

Имаму не желательно читать большое количество аятов так как люди могут уставать, но в тоже время, аяты, читающиеся после фатихи не должны быть меньше одной суры или одного полного аята. В сидениях второго ракаата после аттахията должны читаться салаваты.

Является нежелательным совершение намаза таравих в полусонном состоянии, а также совершать таравих сидя если нет на то причины. Нежелательно опоздавшему на молитву дожидаться, когда имам совершит поясной поклон потом присоединяться к молитве.

Человек, который опоздал на таравих и присоединился к коллективному намазу, после завершения коллективного моления должен совершить оставшиеся неисполненными ракааты намаза. После этого ему самому следует совершить намаз витр и это будет лучше, хотя разрешается совершить витр с коллективом, а потом совершить неисполненные ракааты.

Тот, кто не совершил коллективную ночную молитву может присоединиться к коллективу при совершении таравиха, то есть если человек пришел в мечеть, а имам уже начал вести таравих, он должен сам совершить ночной намаз, потом присоединиться к коллективу для совершения таравиха. Оставшиеся ракааты таравиха он будет совершать отдельно. Тот, кто не совершил таравих за имамом может совершить за ним намаз витр. Это является достоверным мнением. Но не имам, ни коллектив не могут совершать коллективно таравих, не совершив коллективно ночную молитву, потому что коллективное совершение таравиха связано с коллективным совершением ночного намаза. Таравих, будучи добровольной, дополнительной молитвой, отдельно коллективно не совершается.

Таравих является сунной времени, а не поста, то есть это сунна месяца Рамадан, поэтому людям, не имеющим возможность соблюдать пост по болезни или из-за нахождения в путешествии желательно совершать намаз таравих, также как желательно совершать его постящимся. Для женщины у которой завершился месячный цикл является желательным совершить таравих в этот день. Для принявшего ислам является желательным совершить таравих в день принятия ислама.