Причины возникновения конфликта поколений. Как разрешить конфликт поколений? Как найти доверие и взаимопонимание

За всю историю человечества отцы и дети сменяли друг друга почти незаметно, но если раньше отец был наставником для сына в любой профессии (столярном, кузнечном деле, строительстве и т. д.), то современный школьник сам учит родителей открывать аккаунт в соцсетях и разбираться с навороченным айфоном...

Проблема отцов и детей стара, как наскальные рисунки, но каждое поколение проходит эту историю с нуля. И если кто-то ворчит: «В мое время молодежь такой не была», значит, он переходит в разряд «отцов» и начинает морально устаревать.

Если серьезно, давайте проанализируем, чем нынешние отцы и дети отличаются от поколений в прошлом, позапрошлом веке? Нуждаются ли сегодняшние дети в наставничестве так же, как 20–50 лет назад?

Опытные отцы и дети из другого мира

За всю историю человечества отцы и дети сменяли друг друга почти незаметно, но если раньше отец был наставником для сына в любой профессии (столярном, кузнечном деле, строительстве и т. д.), то современный школьник сам учит родителей открывать аккаунт в соцсетях и разбираться с навороченным айфоном.

Разрыв огромен, мы действительно живем в разных мирах. «Троллинг», «селфи» и «чекинг» такие же непонятные слова для многих взрослых, как для их детей «мажор», «самиздат» и «рыбный день».

В демографии, общественных науках, маркетинге широко применяется классификация поколений:

  1. Поколение Х - люди, рожденные в период 1965–1982 гг.
  2. Их дети - поколение Y, поколение Миллениума, рожденные до 2000 года.
  3. Поколение Z - нынешние дети и подростки.

Иксы воспитывались и росли на ценностях Советского Союза. Их становление пришлось на период распада страны, когда все вчерашние морально-нравственные ориентиры потеряли значение. В каком-то смысле символом этого поколения стал персонаж из мультфильма дядя Федор, который обосновался в деревне, завел хозяйство, стал почти самостоятельным фермером и вполне мог быть отцом для своих неприспособленных родителей. Можно сказать, что отцы и дети поменялись ролями.

Иксы не чувствуют связи с культурными идолами прошлых поколений, хотя их ценности (семейственность, стабильность, преданность) перекликаются с ценностями предыдущих поколений. В работе они преданы руководителю, делу, ценят стабильность, для них важна хорошая семья, уют и достаток.

Игреки, выросшие в любви и достатке, демонстрируют большую уверенность в себе, они энергичны и непоседливы, открытые и легкие - быстро учатся, легко адаптируются. Они легко меняют место работы, среди них много фрилансеров, в личной жизни предпочитают легкие отношения без обязательств.

Иногда игреков именуют поколением «ЯЯЯ», иногда - детьми индиго, пряча за этим термином полную неспособность понять сущность этого поколения.


Зеты, нынешние дети, вырастают еще более гибкими, открытыми, свободными, однако часто инфантильны, за что их именуют поколением памперсников.

Причины такого резкого различия отцов и детей ясны и понятны всем, кто живет на территории бывшего Советского Союза: страна развалилась, на ее осколках выросли люди с другими ценностями. Технический прогресс и развитие информационных технологий еще сильнее изменили качество жизни и повлияли на жизненные ориентиры вновь подрастающего поколения.

Однако европейские и американские эксперты разграничивают поколения примерно так же, хотя с европейскими странами ничего подобного не происходило. Разница в нравственных ориентирах отцов и детей в разных источниках объясняется пиками и спадами культурных течений или уровнем рождаемости - демографический спад, а затем демографический взрыв и снова спад. Так в чем же причина?

Системный взгляд на историю отцов и детей

Делать выводы всегда сложнее, чем собрать материал для анализа, и вовсе не потому, что эксперты что-то не учитывают, а потому, что иногда вывод находится в другой плоскости, как, впрочем, и причины отличий.

Для тех, кто знаком с системными знаниями, отличия поколений предельно ясны.

Базовое понятие, которым оперирует системное мышление, - это понятие вектора. Вектор определяет направление желаний человека, его способности и таланты. На физическом уровне вектор выражается эрогенной зоной.

Всего векторов восемь: четыре нижних, которые определяют либидо человека, а именно мышечный, анальный, кожный, уретральный, и четыре верхних вектора, определяющих интеллект человека, - зрительный, звуковой, оральный и обонятельный.

Подробнее о свойствах, которыми векторы наделяют человека, их взаимодействии, развитии и возможностях можно узнать на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. В контексте проблемы «отцы и дети» нас интересует два вектора - анальный и кожный, которые, кстати, подробно разбираются уже на бесплатных вступительных лекциях.

Итак, знаменитый . Носители анального вектора в хорошем состоянии обладают такими качествами, как надежность, порядочность, аккуратность, преданность делу, семье, работе, уважение. Они пугаются новшеств, для них новое - это хорошо забытое старое в лучшем случае.

Кожный вектор дает своим обладателям гибкость, приспособляемость, адаптивность; кожники - новаторы, склонные к изменениям. Не сидят на месте, боятся «покрыться пылью», их природная задача - охота и добыча (в наше время денег).

Легко заметить, что характеристики векторов практически полностью совпадают с основными характеристиками поколений. Иксы обладают свойствами анального вектора, игреки - ребята, проявляющие свойства . Хотя набор векторов каждого конкретного человека может быть любым, но общие тенденции в поведении поколений отслеживаются явно.

Человечество развивается от простого к сложному, проходя стадии одну за другой. Если рассматривать эпохи развития сознания, то, согласно системным знаниям, после мышечной доисторической эпохи, когда нарабатывалось количество человек вида Homo, последовала анальная историческая эпоха.

Ознаменовалась эта эпоха образованием этносов, народов, семей. Ценности анального вектора были в чести у всего человечества. Люди гордились принадлежностью к семье, клану, народу. Ценили спокойствие, стремились к стабильности, передавали знания от отца к сыну.

Но ничто не стоит на месте - человек изменяет мир, а мир меняет человека. Стремительный прогресс и скачок информационных технологий обусловил переход в другую, кожную эпоху развития человечества, а поколения X и Y как раз и оказались на границе двух эпох.


Иксы, впитавшие в себя опыт человечества длиною в две тысячи лет, вынуждены жить в другом измерении, в другой эпохе. Игреки вобрали в себя атмосферу кожной эпохи и соответствуют ей больше, чем иксы.

Сегодня нам крайне необходимо быстро учиться, хорошо ориентироваться, много коммуницировать, и это норма. Обычный менеджер в день выполняет гораздо больше работы, чем еще 20 лет назад выполнялось за неделю.

А дети, как лакмусовая бумажка, отражают особенности сегодняшнего дня, уже не говоря о том, что рождаются они с большим потенциалом, гораздо большим, чем их родители. Все воспитатели и психологи отмечают, поколение Z имеет врожденное чутье к гаджетам, на раз осваивает программы, с пеленок впитывая информацию из Интернета с родительских айфонов и планшетов. Однако есть и другая сторона медали: когда в детской игре возникает ситуация, где нужно договориться, то дети теряют всякий интерес к игре, уходят от проблемы.

Поколение Z не зря именуют памперсниками. С точки зрения поколения X (анального вектора), они не готовы заводить семью и скрупулезно изучать свою профессию; с точки зрения поколения Y (кожного вектора), у них нет желания охотиться, зарабатывать деньги и пробиваться по карьерной лестнице.

Кто же они, современные дети, отрицающие наши ценности, слова, образ жизни? Каким будет мир во времена поколения Z и какими будут их дети?

Но вернемся к дню сегодняшнему. Что мы можем сделать прямо сейчас? Родителям необходимо с особым вниманием относиться к детям, которые в какой-то момент перерастают взрослых, и не ломать ростки, а помогать им пробиться; преподавателям нужно попытаться догнать своих учеников в освоении современных технологий и не стесняться у них учиться, а работодателям - учитывать то, что нынешнее поколение хочет заниматься интересным делом.

И в первую очередь, всем нам необходимо понимать себя и причины процессов, проходящих в скрытом психическом каждого человека.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Конфликты поколений: определение, классификация, способы разрешения, положительные стороны.

Конфликт поколений – это появление разногласий между людьми разного возраста. Самыми яркими примерами могут послужить ситуации общения между детьми и родителями, бабушками, дедушками.

Однако главные роли здесь могут играть не только подростки и их взаимоотношения со старшим поколением, но и их родители в общении со своими отцами и матерями. Часто разногласия поколений так и называют – конфликты отцов и детей.

Причин, которые провоцируют такие конфликты, достаточно много. Но из всех можно выделить наиболее часто встречаемые. К ним относятся разные взгляды на следующие нюансы:

  • особенности мировоззрения (отношение к учебе, карьере, семье, положительных и отрицательных чертах людей, роль современности и пр.);
  • воспитание детей;
  • зона отдыха;
  • зона комфорта (одежда, техника, еда и пр.);
  • здоровье;
  • финансы и многое другое.

Конфликт поколений

Однозначно ответить на вопрос, как проявляются конфликты поколений, невозможно. Большую роль играет множество факторов: от степени важности сути обсуждаемого до особенностей нервной системы собеседников. Однако, наверное, самую большую роль играет то, где они происходят.

В семье

Такие конфликты происходят наиболее часто. Иногда даже каждый день. Но все они имеют разные масштабы:

  • Так, можно поставить в пример ситуацию, когда родители запрещают несовершеннолетней дочери гулять до ночи, она обижается, не понимает старшего поколения, так и тая на них обиду. Это относится к серьезным конфликтам, которые способны оставить большой отпечаток на семейных взаимоотношениях.
  • И вот, к примеру, такая ситуация: бабушка каждый раз «подбивает» внука на то, чтобы он больше ел, на что тот говорит, что итак наелся. Это тоже своего рода конфликт, но он не оставляет серьезных отпечатков на взаимоуважении, взаимопонимании, поддержке и пр.

Стоит также учитывать, что именно семейные разногласия поколений часто вызывают более острую реакцию, желание быть понятым. Поэтому они нередко считаются сравнительно опаснее для человека, чем те, что происходят в обществе между малознакомыми или даже незнакомыми людьми.

В обществе

К ним относят все те конфликты, которые произошли вне семьи: с соседями, в магазине, в поликлинике и т.д. Очень часто они происходят из-за каких-либо человеческих факторов: тот, кто спорит или затевает ссору не выспался/понервничал до этого/болен и т.д., поэтому он не в состоянии себя проконтролировать, чтобы не сорваться на постороннем человеке.

Однако некоторые личности специально провоцируют ссоры, из-за того, что хотят «оторваться» на незнакомом человеке, чтобы не сделать это при столкновении с близким или родным.

Опасность таких конфликтов заключается в том, что нередко собеседник впадает в ярость, когда посторонний человек, не зная всей жизненной ситуации оппонента, начинает ему говорить, что тот делает неправильно, неразумно и пр. Избежать всяческих разногласий вне дома удается при помощи равнодушия к происходящему за пределами «своей территории».

Способы разрешения

Для многих наверняка наиболее значимым вопросом считается не то, в чем заключается разногласие, а то, как его исчерпать. Здесь можно выделить три наиболее адекватных способа:

  1. Аргументирование своей позиции . Для доказательства правоты недостаточно просто стоять на своем. Можно попробовать убедить собеседника в том, что сказанное – это не просто мнение, а мнение, основанное на чем-то: на опыте, вычитки из достоверного источника, примере и пр. Но при этом важно выслушивать и собеседника, который придерживается другой точки зрения. В некоторых ситуациях верны оба мнения, поэтому при выяснении обстоятельств конфликт старшего и младшего поколений может быть быстро исчерпан.
  2. Компромисс . Особенно легко к нему приходят сдержанные люди, умеющие слушать и анализировать. Практика доказывает, что в ситуациях, где присутствуют два различных мнения, можно найти «золотую середину», суть и исход которой удовлетворит обе стороны. Компромисс иногда заключается и в том, что оппоненты следуют сначала одному мнению, затем – другому. Возможно, кто-то один из них наглядно убедиться в полезности/здравомыслии/целесообразности решения того, чья точка зрения сначала никак не принималась.
  3. Уступка . Если одна из сторон хочет прекратить конфликт, ей лучше просто отказаться от победы. Дело в том, что, вступая в прения, разные поколения могут долго спорить о том, кто прав, и каков исход будет. Это также может привести к самым различным последствиям, которые нередко негативно сказываются на взаимоотношении этих людей. Здесь есть три варианта решения ситуации:
  • каждый остается при своем мнении (то есть обе стороны прекращают доказывать свою правоту);
  • одна из сторон соглашается («Хорошо, может, ты и прав»);
  • конфликт не начинается изначально благодаря тому, что один из собеседников, имеющих противоположную точку зрения, попросту решает промолчать (этот способ особенно актуален при незначительных разногласиях).

Есть ли положительные стороны?

Казалось бы, какие могут быть положительные стороны в том, что происходят конфликты между двумя поколениями: родными, близкими или совершенно незнакомыми людьми?

Тем не менее плюсы в таких конфликтах есть:

  1. Общество шагает вперед большими шагами . Этого в большей степени получается добиться благодаря взглядам молодежи, которая стремится к развитию во всех сферах. Открывая все новые грани этого мира, удается достичь больших успехов во многих ситуациях, которые раннее казались проблемными или даже неразрешимыми. В большей степени это касается науки, технологий, медицины и пр. Однако стоит учитывать, что не всегда современное развитие положительно сказывается на обществе. Примером могут послужить некоторые модные тенденции, разлагающие моральные принципы, отношение к здоровью, ведомость от СМИ и многое другое.
  2. Обмен опытом . Каждая из конфликтующих сторон всегда аргументирует свою позицию определенными фактами: так будет лучше, полезнее, красивее, удобнее, дешевле и пр. Часто такие объяснения сначала кажутся недостаточными, неубедительными. Но потом, когда ошибка или победа в этом споре очевидна, старшее или младшее поколение перенимает этот опыт.

Видео: Конфликт поколений

Введение

В любом сообществе живых субъектов можно выделить три основных поколения: старшее, зрелое и молодое.

Конфликт между поколениями - нормальная постоянная составляющая взаимоотношений "старших" и "младших". Такие взаимоотношения обусловлены самим устройством биологической жизни. В природе на смену старого приходит новое, и этот процесс не останавливается в пространстве-времени. В человеческом сообществе естественную смену поколений следует рассматривать как постоянное воспроизводство культурных различий. При этом стороны конфликта разделяет способ, с помощью которого то или иное поколение проходит стадии взросления и обретает дееспособность. Современное в культуре может сохранять себя, лишь подвергаясь постоянному риску устаревания. Традиционное в культуре сохраняется благодаря непрерывному обновлению.

Конфликты поколений в семье

Всякий раз говоря о конфликте между поколениями, между "детьми" и "отцами", мы переходим к рассмотрению проблемы на микроуровне. То есть, в конечном счете, исследуем проблемы взаимоотношений в семье. Отношения в любой семье представляют собой актуальную модель конфликта поколений (хотя бы и скрытого). На примере семьи открываются типичные противоречия поколений, существующие в социуме. Взаимоотношения поколений в некотором множестве семей можно типизировать по определенным признакам, именно таким способом социология и конфликтология изучают возрастную и ценностную структуру всего социума. И так, обобщая результаты и делая выводы, мы можем исследовать конфликты каждого нового поколения с предыдущим на макроуровне.

В любом обществе на разных этапах его бытия - развития можно выделить группы, наиболее склонные к различным формам проявлениям конфликтности на разных уровнях. Также можно выделить и наиболее бесконфликтных представителей поколения, условно объединяя их по определенным ценностным, культурным и психологическим признакам. Каждое новое поколение характеризуется особым мировоззрением, духовным обликом, интересами, отношением к статусному положению в обществе.

Взаимоотношения в обществе в ХХ в. (особенно во второй половине) характеризовалось заметной конфликтностью молодых. То есть, доминирующую роль в инициации и развитии перемен в социуме играла молодежная культура (так, впрочем, было и ранее). Основное отличие этого процесса в ХХ в. и в настоящее время состоит в том, что культура "молодых" определяют вовсе не мейнстрим поколения, а различные андеграундные формы, то есть молодежные субкультуры. Вообще, конфликты поколений и молодежные субкультуры - объект постоянного изучения для современной культурологии, конфликтологии, социологии и социальной психологии.

Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

  • - преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
  • - приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
  • - передача собственности по наследованию;
  • - степень зависимости и ответственности между поколениями;
  • - государственная политика по отношению к разным поколениям;
  • - соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

  • - понижение социального статуса пожилых людей;
  • - изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;
  • - обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
  • - распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом) установки в массовом сознании.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60 - средний возраст; 60-75 -пожилой возраст; 75-90 - старческий возраст; свыше 90 - долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что "все великие эпохи прогресса человечества совпадают - более или менее непосредственно - с эпохами расширения источников существования". Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек - одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

  • - в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;
  • - представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие "отцов и детей". Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Вновь и вновь в средствах массовой информации муссируется так называемая проблема "отцов и детей". Сегодня эта проблема становится еще более актуальной, чем раньше. Исследование причин конфликтов показывает, что в последние десятилетия их становится больше. Ссоры между родителями в этот же период также возрастают.

Чаще всего у семейных пар они возникают на почве требований матери отдавать ей все, что отец заработал. При более близком рассмотрении эти конфликты по сравнению с общественными не имеют особенного значения в пределах семьи.

Что касается детей, то распространенный синдром «мама - обслуживающий персонал» намного больше устраивает их, чем когда бы то ни было. Так как сегодня дети имеют шансы стать независимыми от родителей, они однозначно не испытывают к родителям особых претензии, во всяком случае не так, как предыдущие поколения.

Почему возникает конфликт поколений?

Договор между детьми и родителями строится на основе гарантированной заботы в раннем возрасте и возможности получения свободного образования в подростковом. Это делает излишними традиционные конфликты и драматические сцены в пределах семьи. Молодой человек теперь имеет право свободного выбора профессии. И он уже не так зависит от материального обеспечения и присмотра за ним в семье, как это было раньше, так как имеет собственную ренту. И то и другое разрушает семью.

Следующая причина, по которой молодые люди занимают особое положение в семье, - это большая терпимость, проявляемая к ним в процессе родительского воспитания. Молодежь крутится в своем собственном мире, который целиком воспринимается взрослыми. Одновременно наблюдается сближение мира родителей и подростков. В ряде областей границы между степенью развития молодежи и расширением представления взрослых о современном мире стираются.

В будни сегодняшней семьи вторгается и мать, которая, помогая сыну, одновременно получает новое образование. Или муж еще раз становится отцом, когда его повзрослевшая дочь приносит в дом своего первенца.

В то время как конфликты между родителями и детьми сходят на нет, они возрастают у мужа с женой. Причины этого кроются и в тех общественных ожиданиях, которые возникают у отцов и матерей.

Еще раз остановимся на самых важных причинах возникающих конфликтов.

Очаг конфликта номер 1 : измененные реальности - несбывшиеся ожидания

Хотя требования предъявляются сегодня больше к воспитательным функциям родителей, распределение ролей остается все еще старым. А мать загружена даже больше прежнего. Современный отец воспринимает свои обязательства, относящиеся лишь к профессиональной деятельности, а не к воспитанию своего ребенка.

У женщины, напротив, материнская роль все больше возрастает в глазах общества, но ничем не подкреплена материально. Для современной матери обязательным условием является оплачиваемая работа и одновременно воспитание детей. В противоположность мужчине подобная двойная ориентация стала для женщины составной частью всей ее жизни, без которой она не видит своего существования.

Из последних публикаций «Организации экономического сотрудничества и развития» видно, что рождаемость не падает с увеличением числа работающих женщин, а, наоборот, даже возрастает. При всех условиях дети - это радость для состоящих в браке женщин. О росте рождаемости сообщает и семейный сайт в Интернете «Европейской торговой комиссии»: «Дипломированная женщина готова забеременеть, если государство предоставит ей материальные возможности для воспитания детей, а отец проявит желание принять на себя хозяйственные заботы о семье». В таких странах, как Швейцария, Германия, Италия и Испания, где статус женщины как хозяйки дома ощущается сильнее, рождаемость непрерывно падает. Напротив, в Англии, Дании и Швеции, где профессиональная деятельность женщины принимается за норму, а о детях заботится государство, рождаемость возрастает.

Даже если семья хорошо защищена и население не испытывает финансовых трудностей, семья все чаще и чаще возвращается к тому, чем она была перед индустриализацией, а именно - к объединению людей в едином домашнем коллективе, причем необязательно связанном родственными узами. За последние 150 лет бюргерская семейная идеология, которая скреплялась брачными узами и кровным родством, изменилась.

К концу XX столетия она снова приблизилась к социальной, или сборной, семье, которая представляет собой конгломерат из друзей, бывших супругов, новых брачных пар, близких и дальних родственников и приемных детей.

Новые формы сосуществования имеют массу оснований для возникновения конфликтов, так как родители постоянно вынуждены считаться с разнообразными потребностями, а для этого вовсе не обязательно четкое распределение ролей. Большое значение имеет компетентность и готовность взять на себя ответственность, которая постоянно обновляется. В частности, основные противоречия возникают в связи с новыми претензиями женщин, не желающих сохранять старое распределение ролей, к мужчинам. Каждая пара должна сама найти компромисс в соответствии с изменяющейся ситуацией, так как для этой цели не существует никаких заранее заготовленных моделей.

Чтобы найти успешное решение, обе стороны должны проявить корректность и твердую волю, учитывая все перемены, происходящие в нашей беспокойной жизни.

Очаг конфликта номер 2: изоляция современной маленькой семьи

Большинство людей рассматривают семью как источник счастья. Она обещает «гармонию в узком кругу, радость и стабильность». Но даже средняя семья редко соответствует этим пожеланиям. Традиционная небольшая семья проводит свою жизнь изолированно в маленькой трехкомнатной квартире или в небольшом собственном доме. В течение дня эта семья имеет всего лишь одного воспитателя, а именно мать, которая занимается с одним или с двумя детьми и вовсе не считает свою жизнь гармоничной. К такому результату пришло исследование Института Марии Мейерхофер, опубликованное в отчете

Каждое общество чревато конфликтами, однако особенно восприимчива к ним маленькая семья, так как она унаследовала конфликты XIX столетия, хотя они и не соответствуют возросшим потребностям современного общества XXI века. Если работа по специальности и связана со стрессами, то она все равно не выдерживает никакого сравнения с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Такого убеждения придерживается Бруно Рутишаузер, психотерапевт, доцент Цюрихского университета, который считает, что нет ничего сложней домашнего труда и создания в семье благоприятной и бесконфликтной обстановки.

Очаг конфликта номер 3 : вечные ожидания лучшей жизни

Любовь раньше не связывалась с браком. Период от возникновения любви до бракосочетания - явление молодое в истории. Брак до XIX столетия предусматривал любовь и общность цели. Общение друг с другом до брака было скорее исключением, чем правилом.

В XX веке требования к партнерами по жизни изменились и принесли целый ряд осложнений. Сегодня прошлые идеалы вечной любви и ожидание моря любви и заботы ушли в прошлое. Они едва ли могут удовлетворить пару, прожившую 20-40 лет. Готовность жертвовать собой ради супруга падала в той же пропорции, как рост уверенности в себе женщин и получение ею образования.

Материальное благополучие жены сейчас не зависит только от ее супруга. Однако всякая медаль имеет две стороны. И женатые мужчины уже не чувствуют себя сейчас обязанными играть роль защитника семьи до самой смерти и часто меняют своих партнерш. (Представляется, однако, что женатые мужчины обладают более крепким здоровьем и могут быстрее достичь успеха на производстве, чем холостые).

Упразднение традиционного распределения ролей заставило женщин предъявить свои права относительно участия мужчины в домашней работе прежде всего потому, что они сами трудятся на производстве. Вместе с тем был выдвинут тезис взаимного обмена: супруг снабжает жену деньгами, а жена мужа - любовью и услугами, позволяющими ему сохранять хорошую физическую форму.

Очаг конфликта номер 4: борьба вокруг привилегий Борьба полов в последние десятилетия - одна из наиболее дискутируемых тем в индустриальных странах. Однако характерно, что понятие банальности меньше используется женщинами, а больше мужчинами. Очевидно, речь идет именно о распределении ролей.

Однако, как кажется, имущие здесь чаще бьют тревогу, чем малоимущие.

Сегодня без мужчины прожить нелегко. Большинство женщин молодого поколения не желают теперь ждать, пока их мужчины станут помогать им добровольно. Они требуют, чтобы мужья отдавали им кое-что из своих прежних привилегий.

Это хорошо, что мужчины не считают ненадежными тех женщин, которые держат себя независимо и игнорируют естественное привилегированное положение мужа. Однако, хотя они и ценят уверенных женщин, но все же считают, что жена не должна быть слишком независимой, что подтверждает одно из исследований о современном мужчине.

«Проблемы с эмансипацией поставили мужчин в сложное положение, так как независимая жена угрожает обратить против них долговые обязательства и защитить в суде свои интересы. Мужчин смущает новый противоречивый статус женщин. Часто эмансипация и социализация не соответствуют собственным ожиданиям мужчин. Они готовят - открыто или нападение на мужскую самодостаточность. Почему мужчины сегодня не защищаются так бурно, как раньше, от нового распределения ролей и передачи им дополнительных обязанностей? Причина, как мне кажется, в том, что они стремятся избежать излишних конфликтов и ищут для себя новые возможности. И это тяжело дается мужчинам. Многие из них стараются подавить свои чувства и постоянное недовольство.

Однако напрашивается и другое предположение: давление на большинство мужей вовсе не означает принижение их роли как дефицитных партнеров и не выходит из нормы! Взгляды мужчин на сложившееся положение (наверное, более интуитивные, чем осознанные) говорят о том, что они умеют проигрывать. Более того, беря на себя новую ответственность и отказываясь от традиционного образа мужа, они могут даже выиграть, хотя это им еще не совсем ясно. Мужья пока еще не заметили, что в семье для них возникнет дополнительная работа, если они и дальше будут стоять на своих старых позициях.

Что бы мужчины ни хотели или ни намеревались делать, они будут постоянно сталкиваться с новыми реальностями, изменить которые не в их власти. Стремление женщин к самостоятельности уже нельзя повернуть вспять.

Введение

Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII- век остро поставил проблему ценности детской жизни ; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество ; в начале ХХ века - юность ; в 20-е годы ХХ века столетия - старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология - наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология - наука о пожилом возрасте, андрагогика - наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.

Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

  • преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
  • приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
  • передача собственности по наследованию;
  • степень зависимости и ответственности между поколениями;
  • государственная политика по отношению к разным поколениям;
  • соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

  • понижение социального статуса пожилых людей;
  • изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно – технического прогресса;
  • обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
  • распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом ) установки в массовом сознании.

В контексте конфликтологии: возраст и поколение.

Ощущает ли человек свои годы? Когда, при каких обстоятельствах он начинает обращать внимание на свой возраст? Каковы отношения между возрастом и поколением?

Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению , однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, - одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как « объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами».

Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

  • степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
  • сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.
  • современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.
  • отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование «этики дискурса»,т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.

Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

  • Индивидуальное развитие.
  • Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.
  • Возрастной символизм.

Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.

Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.

Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старост ь («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако – это не так.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На аре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков . П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате.

Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации . Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством . Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения.

Сократ ценил беседы со старыми людьми: из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. В процессе становления человеческого общества возникает первая социально политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявлялась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. Нормы первых связывались с высоким социальным престижем, с властными позициями в социуме, нормы же вторых с подчинением. Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам, и обладали, как предполагалось мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией. Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости – в древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства.

Платон и Аристотель говорили, что править должны старые люди.

Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества.

В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

Поэтому, преемственность поколений не всегда шла по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что утром все хозяева очутятся все в плену.

Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими.

История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства - как у Достоевского.

Конфликтность поколений снимает христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое. Достоевский пишет, что только христианизация может стать России защитой от всех бед.

Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек - одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

  • в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;
  • представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным . В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции . Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Специфика конфликта поколений в России.

Семья, как социальный индикатор , является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях

В России за последние 15 лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.

В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (гражданская и Великая отечественная), голод, государственный террор (раскулачивание, переселение народов, и затем ГУЛАГи). А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать или приспосабливаться к сильным мира сего.

Реформы в России и дестабилизация в стране, вынуждают человека выживать , что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям , власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. (Хотя Закон о молодежной политике в России еще не принят). Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков.

В общественном сознании (на территории СНГ, в том числе и в России) сравнительно недавно появилось такое понятие, как «частная собственность». Большинство людей частной собственности не имели и сознание и психология собственника в России еще не сформировалась. А поскольку в семейных отношениях все большее значение приобретает наличие собственности и факт передачи ее по наследству, то старики, которым нечего оставить своим детям в наследство, оказываются никому ненужными.

Но и у богатых людей, занимающихся бизнесом, появляются свои, специфические конфликты и проблемы по поводу передачи собственности . Одна из проблем – это как передать бизнес своим детям, которые не желают продолжать дело родителей, а хотят истратить капитал по своему усмотрению.

Поэтому специфика конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих фактах:

  • обесценивание старости в глазах молодого поколения;
  • поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;
  • передача собственности по наследству;
  • вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;
  • дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей.
  • увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.

В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали обузой» для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. В России произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как «старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность, что приводит к распространению суицида среди них. В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему:из традиционно почтительного в нетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное. Эта проблема особенно актуальна сегодня в России

Конфликт поколений: стабильность и изменчивость.

Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, родитель, дед.

Детство, отрочество и юность- это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества.

Период зрелости, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями.

В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.

Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которая важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой- «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важнейших социальных функций таких как:

  • воспитательная (социализация молодого поколения),
  • функция духовного общения,
  • социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),
  • досуговая (взаимообогащение интересов),
  • эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).

В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает унижение достоинства, потерю уважения и как результат стремление оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством и в большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.

Таким образом, старость можно рассматривать как стабильный и устойчивый элемент в жизни поколения, как основное звено механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствуюшую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современной жизни, которая изменчива и несет множество рисков. Старики не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно, как изменяющийся элемент в обществе, нуждается в стабильной компоненте, в котором также нуждаются, прежде всего, их дети, семья и общество, в котором каждый человек пройдет по разным возрастным группам и придет к старости.

Конструктивная функция конфликта поколений.

Конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин.

Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: "великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о конфликтах, и их причинах в отношениях поколений, но исходным в данный момент, является преемственность в развитии рода человеческого. Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни "абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.

Главной задачей в конфликте поколений является совместное обучение стариков и молодежи к быстро изменяющимся условиям социальной жизни без жесткой иерархии, без насилия, сохраняя уважении друг к другу, с обязательным утверждением авторитета и благодарности своим старым родителям, к пожилым людям, с доверием и любовью к растущему человеку.

Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты,порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений.

Научиться понимать другого, и, прежде, всего старшее поколение, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов, без понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие. Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность таких факторов, как мера доверия молодежи к старшему поколению, так и мера доверия к молодежи.

Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть КАК достойно и с почестями уходят из жизни старики (их дедушки и бабушки) и как достойно и уважительно провожают их дети (родители внуков). Ибо это«живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей. Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.

Любовь Цой , – кандидат социологических наук,
директор Московской школы конфликтологии
"Конфликтменеджмент в управленческом консультировании "
  • размещено в разделе: менеджмент семьи
  • найти еще статьи