Программы. Особенности устной речи Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти

Вплоть до середины XX в. в языковой жизни национальных об­ществ и в современной цивилизации в целом превалировало печат­ное слово. Функции звучащего слова ограничивались сферами не­формального общения (разговорная речь, нормированная и ненормированная), сельскохозяйственного производства, примитив­ной промышленности и ремесел, театра, частично образования (школьного, специального среднего и высшего), публичной речи. При этом для русского речевого узуса советского времени публичная речь ограничивалась узкими рамками судебных процессов, админи­стративно-хозяйственных совещаний; широкое распространение по­лучили: устная политическая пропаганда, однако с жестким набором обязательных, разрешенных тем, ритуальных словесных формул, сте­реотипной композицией устных выступлений, и научная популяри­зация - в виде публичных лекций весьма ограниченного репертуара, однообразных по своему построению, со стандартизированным ил­люстративным материалом.

С развитием радио, кинематографа и особенно - с середины
XX в. - лавинообразного распространения телевидения, подкреп­ленного прогрессом в области дальней космической связи, монопо­лия печатного слова сменяется все более возрастающей конкурен­цией устной речи.

В результате исторических процессов 1980 – 1990-х гг. получила широчайшее развитие и распространение публичная речь, преимущественно речь политическая, в рамках многочисленных митингов, выборных кампаний, заседаний федерального парламента и региональных за­конодательных собраний, разнообразных «тусовок» молодежи, твор­ческой интеллигенции, культурных акций и т.п.

Различие между устной и письменной речью ярче всего обнару­живается при сопоставлении фонозаписи и письменной записи (стенограммы) одного и того же устного текста. Как правило, очень яркая, эмоциональная, что называется зажигательная речь, произне­сенная на митинге, в суде, парламенте и т.п., будучи напечатанной, сильно проигрывает по сравнению с устным оригиналом. Это связа­но с тем, что печатный текст не может передать всю силу слова про­изнесенного, гамму экспрессивных оттенков, звучащих в произноси­мом тексте, именно вследствие специфичности речи письменной и речи устной.

Эта специфичность обусловлена различной формой манифеста­ции языка, а главное - психолингвистическими различиями в по­рождении и восприятии речи звучащей и воспроизводимой на пись­ме. Выяснение таких различий - за рамками настоящего учебника. Ограничимся оценкой В.В. Вересаева, данной выслушанной им речи известного адвоката Ф.П. Плевако (чьи выступления в суде отлича­лись яркой оригинальностью и часто неожиданностью построения, выразительностью, страстностью убеждения) и опубликованному тексту этой речи в газете: «Речь эта на бумаге, в печати, даже в отда­ленной мере не передает ее потрясающей силы, которая заключалась в интонациях, в неодолимой, какой-то прямо колдовской заразите­льности чувства».

Стилевую специфику устных функциональных разновидностей литературного языка определяет сосуществование в текстах устной книжной речи черт, свойств книжной (письменной) речи и речи раз­говорной. Наиболее четко и последовательно гибридный характер организации речевых средств выявляется в текстах УПР.

Устная публичная речь - функциональная разновидность лите­ратурного языка, относящаяся к сфере книжной речи. Ее тексты консолидируются, объединяются в особую функциональную разно­видность, в силу, с одной стороны, того, что в них находит Свое ре­чевое воплощение групповая коммуникация, которая пред­полагает речевое общение в рамках нестабильных социальных коллективов. В таких коллективах носители языка объединены ка­ким-либо занятием, общей работой, преходящими интересами, об­стоятельствами, например учащиеся школы, класса, работники фир­мы, фабрики, люди одной профессии, рода занятий, члены парламента, участники митинга, избиратели и т.п.

С другой стороны, все тексты этой функциональной разновидно­сти имеют устную форму. Важно также отметить, что тексты устной публичной речи представляют собой выступления перед аудиторией. Это всегда выступления на публике, они посвящены об­щественно актуальным темам, вопросам (что предполагает офици­альность ситуации, в которой происходит выступление: вузовская аудитория, парламент, суд, митинг и т.п.). Отсюда и ее название: устная публичная речь; «устная» - реализуется только устно, как звучащая речь, в виде выступления оратора; «публичная» - от лат.- «общественный». В УПР находят осуществление те же задачи и цели социального общения, которые присущи письменным стилям - публицистиче­скому, научному, официально-деловому. Соответственно в рамках УПР выделяются фрагменты: политическое красноречие (политическая речь; выступления на митинге, в парламенте, на съез­дах, конгрессах, форумах общественных организаций, национальных и международных, и т.п.); академическое красноречие (на­учная речь: доклад на научной конференции, семинаре, участие в научном диспуте, лекция и т.п.); административно-юриди­ческое красноречие (судебная речь: речь обвинителя, адвока­та, судоговорение и др.; доклад административно-хозяйственного со­держания, деловые переговоры и др.).

Очевидно, эти фрагменты УПР соотносительны с публицистиче­ским, научным, официально-деловым стилями:

По основным функциональным параметрам - задачам и целям
социального общения в политической деятельности, в области нау­ки, в сфере юридической, административной и деловой деятельно­сти; в этих фрагментах находят реализацию те же общественные
функции языка, что и в соответствующих стилях;

По основным лингвостилистическим категориям и явлениям,
принципам и приемам сочетания, объединения, использования ре­чевых средств, специфическим для речевой структуры каждого из
«письменных» стилей, представленных в устных текстах политиче­ского, научного, административно-юридического, «делового» содер­жания и назначения.

Между тем УПР рассматривается как самостоятельное функци­онально-стилевое образование (функциональная разновидность литературного языка), поскольку, с одной стороны, в ее текстах осуществляется речевое общение в условиях групповой коммуни­кации. С другой стороны, тексты УПР - устные (стенограмма - лишь вербально-грамматический «слепок» устного текста), они не читаются, а произносятся, окончательно создаются в процессе про­изнесения.

Именно устная форма таких текстов и служит тем лингвистиче­ским (речевым) основанием, которое интегрирует их - на базе груп­повой коммуникации - в особую функциональную разновидность литературного языка.

Наиболее исследованный фрагмент УПР - устная научная речь (УНР).

На речевом материале УНР отчетливо прослеживаются основные стилевые характеристики УПР, складывающиеся в результате соот­ношения и взаимодействия в ее текстах речи письменно-книжной, общелитературной (общелитературных речевых средств) и разговор­ной (литературной).

Простые предложения, как показывает исследование синтаксиса УНР, составляют 41,6% общей представленности синтаксических структур в устной научной речи. Для простых предложений харак­терно актуальное употребление глагольного времени. Если, в пись­менной научной речи практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы как наиболее конкретные, очень мал процент форм 1-го лица единственного числа, преимущественно ис­пользуются формы 3-го лица и местоимения он, она, оно как наибо­лее отвлеченные по значению, то в УНР все эти формы (за исключе­нием форм 2-го лица единственного числа и местоимения ты) используются активно. Формы 1-го лица в позиции субъекта состав­ляют 53% (21% из них - форма 1-го лица, выраженная местоимени­ем я в именительном падеже. Например: я предлагаю временное реше­ние; Ну и с вашего разрешения я тоже буду использовать этот термин. Если в письменной речи местоимение мы выступает в качестве «мы совместности» и как компонент формулы вежливости, то в УНР мы представляет реальную множественность и определенность субъекта. Значение «совместности» тоже довольно активно в УНР (21% из почти 32% всех употреблений), причем в УНР такое мы - не ка­кая-то абстрактная аудитория, а та, которая слушает и совершает вместе с говорящим конкретные действия, т.е. субъект в данном слу­чае представлен определенно 2 .

Сложносочиненные предложения. Среди предложений открытой структуры (т.е. допускающих соединение более двух предикативных единиц) преобладают предложения с замыкающим союзом и или а. Например: Ну скажем / вот у вас / четыре / восьмеричных разряда / и вам нужно выделить вот этот разряд;, От Главного ботанического сада / в работе этого конгресса / приняло участие / тридцать три человека / и было сделано двадцать докладов. В письменной научной речи многие из таких конструкций невозможны.

Среди сложносочиненных предложений закрытой структуры в УНР обращают на себя внимание сочинительно-распространитель­ные предложения с союзом «.Вторая часть таких предложений слу­жит для распространения содержания первой. Например: Но следую­щий конгресс было решено созвать в Австралии, и он остался ботаническим конгрессом.

Сложноподчиненные предложения. В УНР наиболее широко ис­пользуются предложения с определительными и изъяснительными
придаточными. Эти два типа придаточных составляют 73,69% всех
придаточных предложений. .

В УНР наблюдается тенденция к избыточности речи в сложно­подчиненном предложении, которая проявляется в повторении в главном и придаточном подлежащего, выраженного местоимением (что не свойственно письменной речи). Например: Когда он обосно­вывал закон тенденции нормы прибыли к понижению, он этим подчер­кивал, что...

Однако повторы, связанные с дублированием подлежащего, вы­раженного существительным, являются отклонением от норм пись­менной речи, особенно дублирование подлежащего главного предло­жения после придаточного (это характерно для УНР): Проблемы,
которые стоят перед созданием этой системы, они разные, эти проб­лемы.

Для УНР характерна общая тенденция к сокращению объема синтаксических построений по сравнению с речью письменной. Так, для устной речи нежелательны громоздкие, многокомпонентные [предложения с вводными и полупредикативными конструкциями {причастными и деепричастными оборотами).

В УПР представлен основной состав лексических единиц и со-] ставных наименований (прежде всего терминологических и номенклатурных), актуальный для соответствующих «письменных» .стилей. < Например, наряду с одно­словными терминами в УПР используются и такие, как оборачиваемость средств, тренировочные упражнения, корреляционный анализ, распад ткани, болезнеустойчивость растений и т.п.

В отличие от письменных научных и официально-деловых тек­стов в тексты УПР (в рамках устной научной речи и особенно поли­тической речи) широко привлекаются эмоционально окрашенные, лексические и фразеологические единицы как из книжной, так и из! разговорной речи.

Использование в УПР, в том числе в устной научной речи, сти­листически сниженных, разговорных и в то же время книжных экспрессивно окрашенных лексико-фразеологических единиц объясня­ется фактором адресности выступления оратора (он обращается к определенной аудитории) и функцией воздействия, т.е. стремлением оратора придать своей речи максимальную доходчивость для аудито­рии и убедительность.Среди привлекаемых в устные тексты, в том числе в тексты УНР, экспрессивных средств, выражающих эмоционально-субъективную оценку, есть лексико-фразеологические единицы, выражающие положительную и отрицательную оценку. Эти лексические единицы одинаково могут принадлежать как к книжной, так и к разговорной речи. Из книжной речи: непостижимый, феноменальный (феноменальная мять), великолепный; мудрость, самоотвержение, элита, корифей науки); эклектичный, надуманный, невразумительный, схоластика элементы схоластики), красивости (стиля) и др.; из разговорной речи: здорово, затравка, прикидки (предварительные), задумка, вранье и т.п.В текстах УНР практикуется также метафорическое использова­ние слов. Эти слова в контекстах научного дискурса приобретают экспрессию «сниженности».

В аналогичной функции выступают фразеологизмы. Например: Правда, он немного перегнул палку и считал, что это вообще должны психологи

Итак, устная форма, являясь речевой базой устной публичной; речи как самостоятельной функциональной разновидности литературного языка (наряду с условиями создания и существования] устных книжных текстов в рамках групповой коммуникации), определяет основные функционально-стилевые характеристики УПР.] особенности использования речевых средств в ее текстах, четко соотнесенные с речевой структурой «письменных» стилей.

Прежде чем говорить об особенностях такой разновидности устной речи, как публичная, необходимо рассмотреть вопрос различия устной и письменной речи.

Между формами устной и письменной речи существуют принципиальные различия, которые связаны с условиями производства речи и ее восприятием. Они находятся один к другому в известных отношениях, но не тождественны – элементы одного не совпадают с элементами другого.

Озвученная письменная речь не является речью устной. Письменная речь обладает особенными средствами выражения, которые не применяются в устной речи: буквы алфавита, пунктуационные знаки, шрифты, знаки, пробел, курсив и т. п. Слуховое восприятие речи совершенно иное, чем зрительное восприятие. Написанную речь можно перечитывать по несколько раз. Озвученная письменная речь воспринимается слушающими не более чем на 50 %.

Основным орудием устной речи является звук. В звучащей речи важны интонация, изменениевысоты тона, усиление и ослаблениезвука, логические ударения, темп и т. д.

Своеобразие устной речи заключается в том, что в связи с расширением своей сферы действия, проникновением в публицистику, науку в устной речи стали сочетаться средства книжного и разговорного стилей. В устной речи стили колеблются, в такой речи оказывается возможным совмещение языковых средств, которые считаются несовместимыми по признанным стилистическим нормам.

В публицистике, на радио и телевидении взаимодействие стилей должно быть разумным, сдерживаемым, так как здесь существуют сознательный выбор средств выражения и более или менее тщательный отбор языковых средств. Письменная речь готовится заранее, ее можно исправлять, пользуясь словарями и справочниками. Речь, произведенная в устной форме, не дает возможности исправить ошибку без ведома слушающего. Для корректировки устной речи практически нет времени, так как часто формирование мысли и ее воспроизведение вслух происходит в одно и то же время, а это в свою очередь требует владения навыками правильной и связной речи. Устная речь может быть выражена двумя формами: диалога и монолога. Эти формы состоят из реплик. Наиболее употребительные виды реплик диалогический формы устной речи – побудительные и вопросно-ответные. монологическая форма предусматривает повествовательно-информативные и экспрессивно-эмоциональные реплики. Величина реплик может быть различна. В диалоге чаще всего употребляются однофразовые реплики, для монолога характерны развернутые высказывания. Некоторые интервью включают в себя речь монологического типа, но, однако, форма беседы при этом не утрачивает своего диалогического характера.

Монологические формы устной публичной речи характеризуются удаленностью собеседников, отсутствием их непосредственного общения. Если диалог чаще всего подразумевает разговор двух лиц, тем или иным образом связанных между собой, то монолог адресуется целому ряду лиц, возраст, образование и состав которых разнообразны и неоднородны. Этот факт не позволяет рассчитывать на непосредственное понимание и заставляет пользоваться традиционными формами литературного языка. Монологическая форма построения текста теле– и радиопередач отличается от формы построения текста газеты тем, что монолог на телевидении и радио всегда ориентирован на невидимого собеседника.

В основе ораторского искусства лежит публичная речь.

Оратор должен обладать следующими знаниями и навыками:

1) уверенностью в себе во время публичных выступлений;

2) умением непрерывно говорить на определенную тему;

3) умением четко выражать свои мысли и выстраивать их в точной последовательности;

4) умением привлечь внимание аудитории;

5) экспрессивностью и яркостью при выступлениях;

6) артистизмом;

7) умением убеждать и т. д.;

Выступление допускает чтение по подготовленному заранее тексту, однако это может привести аудиторию к мысли о неумении оратора (лектора) говорить публично. Речь, произносимая без листка, воспринимается легче, доходчивее и вызывает доверие и уважение к говорящему. В качестве подсказки допускается наличие тезисов, плана-конспекта, чтобы оратор не потерял нить изложения. Однако к публичному выступлению следует готовиться заранее, чтобы речь звучала убедительно, интересно. Но на каких-либо официальных собраниях допускается чтение по подготовленному материалу, если речь идет о статистических данных. Приблизительность цифр неуместна и недопустима.

Выступление должно быть четким, компактным, оно должно содержать определенные идеи в развернутом виде. Мастерство оратора заключается и в том, чтобы суметь наладить психологический контакт со слушателями. Необходимы обоюдное внимание и взаимопонимание с аудиторией. По ходу выступления допускаются и даже приветствуются небольшие паузы, реплики, обсуждения, чтобы оратор мог увидеть реакцию слушателей на сказанное. Это возможно лишь при хорошем, грамотном владении материалом. Длинные паузы в речи свидетельствуют о плохом знании предмета. При возможном возникновении диалога со слушателями оратор должен проявлять такт.

Оратор и его аудитория

Оратор(от лат. orator, orare – «говорить») – тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть ораторское искусство.

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать.

Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой – слушатель, или аудитория.

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.

Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:

1) однородность (неоднородность), т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный состав присутствующих;

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей. Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить 3 группы моментов:

а) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;

2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;

3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;

4) старайтесь психологически воздействовать на публику. Люди должны разделить ваш творческий поиск, пойти за вами;

5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у вас в голове;

6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.

К этим условиям можно причислить хорошее знание языка и умение пользоваться этим знанием.

Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Хотя следует отметить, что на официальных заседаниях, собраниях, где речь идет о цифрах и точных данных, нужно именно читать по подготовленному материалу, так как приблизительность здесь недопустима.

Большое значение при произнесении речи имеют произношение, ударение и интонации. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Слушатели должны ощущать внимание с вашей стороны, должна присутствовать обратная связь с аудиторией. Следует делать небольшие паузы и обсуждения по ходу выступления, чтобы понять, как публика реагирует на содержание. Но все это возможно при полном овладении материалом. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Грамотность является основой любого публичного выступления. Отсюда вытекает необходимость тщательной подготовки такового, неоднократность правки. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Неточности, штампы, отсутствие логики делают самую интересную тему провальной. Автору можно посоветовать хорошо продумать содержание, критически оценить свою возможность подать материал. Этот вопрос включает в себя не только громкость и ясность речи, но и умение быстро осмыслить то, что вам предстоит передать слушателю.



Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.

Публичная речь – сложный вид работы, поэтому готовиться к выступлению следует тщательно и заранее.

ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ

Слово «оратор» (от лат. orare – «говорить») применяется в двух значениях:

1) человек, произносящий речь, выступающий публично;

2) человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

По словам А. Ф. Мерзлякова, «Оратор. старается не только убедить разумом, но особенно хочет действовать на волю. Убеждение рассудка служит ему средством к достижению цели – сильнейшему воспламенению страстей».

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Под этим искусством понимаются умелое владение словом, высокая степень мастерства говорящего. Находясь в центре внимания самой аудитории, оратор подвергается всесторонней оценке, начиная от внешнего вида, манеры поведения и заканчивая личным обаянием, т. е., чтобы рассчитывать на внимание и уважение этой аудитории, оратор должен обладать определенным набором навыков и умений. Это должен быть человек высокоинтеллектуальный, эрудированный и визуально притягивающий внимание. Он должен свободно ориентироваться как в области литературы и искусства, так и в области науки и техники.



Особым моментом в ораторском искусстве является аудитория. Человек, который выступает, должен учитывать, что в начале лекции или собрания люди, сидящие перед ним, еще не аудитория. Оратор должен привлечь к себе внимание не одного десятка людей, чтобы из отдельных слушателей они сложились в социально-психологическую общность людей с особенными коллективными переживаниями.

Уже сложившаяся аудитория обладает некоторыми признаками. Например, один из таких признаков – это однородность (неоднородность) аудитории, т. е. пол, возраст, уровень образования и профессиональные интересы слушателей. Важен и количественный состав присутствующих. Не стоит устраивать дискуссию в большой аудитории, где трудно использовать аргументы, понятные всем. А вот маленькую аудиторию отличает отсутствие целостности. Но малочисленной аудиторией легче управлять и обсуждать с ней спорные вопросы, можно акцент делать на дискуссионный характер общения. В этом случае оратор должен очень хорошо знать предмет и задачи своего выступления. А вот читать с заранее заготовленных конспектов в данной ситуации вряд ли получится.

Чувство общности – это еще один признак, отличающий аудиторию. Оно проявляется при определенном эмоциональном настрое слушателей, когда весь зал в одном эмоциональном порыве аплодирует оратору или неодобрительно качает головой. В такой аудитории у каждого человека отсутствует личное «я», каждый подчиняется общему и бессознательному «мы».

Еще один мотив – мотив действия слушателей. Посещая лекцию, люди руководствуются определенными соображениями. Психологи выделяют три группы моментов:

1) интеллектуально-познавательного плана (приходят, так как интересна тема);

2) морального плана (обязаны присутствовать);

3) эмоционально-эстетического плана (нравится оратор, приятно его слушать). Отсюда разный настрой слушателей на восприятие выступления. Оратор должен сразу понимать и учитывать все перечисленные признаки. Хорошего оратора отличает умение согласовать свои цели с уровнем подготовки аудитории.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

В любом споре главным является правильно и логично доказать свою точку зрения. Доказывать означает устанавливать истинность какого-либо положения. Различают доказательства прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. При построении логического доказательства выступающему необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. Например, в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения, реальные факты, где такие явления, как приблизительность и неточность, не допустимы. Истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса. Аргументы должны быть достаточными и весомыми для данного тезиса. При нарушении этих правил происходят логические ошибки. Существует множество классификаций аргументов. Начиная с античных времен принято делить аргументы на логические, обращенные к разуму слушающего, и на психологические, оказывающие воздействие на чувства.

К логическим аргументам относятся следующие суждения: теоретические или эмпирические обобщения и выводы; ранее доказанные законы науки; аксиомы и постулаты; определения основных понятий конкретной области знаний; утверждения о фактах.

В процессе аргументации нужно разделять понятия «факт» и «мнение».

Факт – это несомненное, реальное явление, то, что произошло на самом деле.

Мнение же выражает оценку, собственный или чей либо взгляд на какое-то событие, явление. Факты существуют сами по себе независимо от нашего желания, от того, как мы их используем и относимся к ним. На мнения влияют различные субъективные факторы, а также они могут быть предвзятыми и ошибочными. И именно поэтому факты являются более надежными аргументами, которым следует доверять и верить. Одними из самых серьезных доводов являются статистические данные. С цифрами трудно поспорить, но нельзя ими злоупотреблять, так как можно потерять внимание аудитории. Но главное, чтобы эти данные отражали реальное положение дел.

При споре между выступающим и самой аудиторией важную роль также играют психологические аргументы. Если оратор во время выступления умело воздействует на чувства слушателей, то его речь становится более красочной и лучше запоминается. С помощью психологических аргументов можно затрагивать любые чувства, что помогает добиться желаемого результата. Данный вид аргумента можно подразделить на следующие подвиды: к чувству собственного достоинства; от сочувствия; аргумент от обещания; от осуждения; от недоверия; от сомнения.

При использовании психологических аргументов нельзя забывать, что риторическая этика запрещает оратору обращаться к низменным чувствам людей, вызывать эмоции, которые порождают конфликт между дискуссирующими.

Следует помнить, что психологические аргументы могут быть использованы в качестве уловок и спекулятивных приемов.

Вести спор – это целое искусство. Опытный оратор не рвется вперед, он изучает ошибки противника, но не спешит ими воспользоваться. Он старается завоевывать аудиторию хорошими и правильными репликами, приберегая главное для решающей части дискуссии. В споре всегда надо иметь четкое представление о предмете спора и самые сильные аргументы оставлять в запасе.

ПОДГОТОВКА РЕЧИ: ВЫБОР ТЕМЫ, ЦЕЛЬ РЕЧИ, ПОИСК МАТЕРИАЛА, НАЧАЛО, РАЗВЕРТЫВАНИЕ И ЗАВЕРШЕНИЕ РЕЧИ

Любое публичное выступление должно быть хорошо подготовлено. Это большая ошибка – надеяться только на собственные силы. А подготовка речи в свою очередь определяется многими факторами. Следует учитывать вид речи, тему выступления, цели и задачи, которые стоят перед выступающим, и конечно же состав аудитории. Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом.

Выбор темы – один из важнейших начальных этапов подготовки публичной речи. Зачастую оратору приходится не самому выбирать тему выступления, а работать над тем, что предлагают организаторы мероприятия. В этом случае оратор должен определить круг вопросов и конкретизировать эту тему.

Если выступающий сам выбирает тему, то следует учитывать следующие моменты: тема должна соответствовать его собственным интересам и знаниям, лучше, если это будет тема, подкрепленная его теоретическими знаниями, круг вопросов должен быть освещен таким образом, чтобы дать слушающим что-то новое.

Желательно, чтобы тема была приурочена к какому-либо событию, т. е. уместна в данный момент.

Тема должна быть интересна всей аудитории и была ей чем-то полезна. Оратор должен представлять себе проблемы, интересы данной публики.

Эффективность речи – это реализация цели, которая была поставлена в начале работы. Оратор должен сформулировать цель не только для себя, но и для аудитории. Выступающий должен отдавать себе отчет в том, что его тема может и не соответствовать уровню знаний и интересам данной аудитории.

Чтобы не было подобных несоответствий, автор должен серьезно подойти к поиску материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому материал по теме нужно выбирать как можно более интересный и полезный.

Источники, из которых можно брать материал, – это официальные документы; научная и популярная литература; справочная литература; художественная литература; газеты; социологические опросы; наблюдения.

Источников должно быть несколько. Нужно уметь работать с материалом, чтобы не упустить ничего важного. Неотъемлемой частью подготовки к выступлению является составление плана, изготовление всевозможных выписок и небольших конспектов.

Для успешного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, нужно подумать над вопросом, как расположить данный материал, т. е. над композицией своего выступления. Выступление должно содержать начало (вступление), развертывание (главную часть) и завершение речи (заключение). Успех выступления во многом зависит от того, как автор начал выступление. Во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы и заинтересовать аудиторию.

В развертывании излагается основной материал. В этой части должны быть доказаны основные положения и автор должен подвести слушателей к логическому выводу.

Основное правило композиции – это логичность и стройность изложения материала.

В завершение речи подводятся итоги сказанного, делаются выводы и даются ответы на возникшие вопросы.

Публичная речь – это основа ораторского искусства. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;

2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;

3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;

4) старайтесь психологически воздействовать на публику. Люди должны разделить ваш творческий поиск, пойти за вами;

5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у вас в голове;

6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.

К этим условиям можно причислить хорошее знание языка и умение пользоваться этим знанием.

Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Хотя следует отметить, что на официальных заседаниях, собраниях, где речь идет о цифрах и точных данных, нужно именно читать по подготовленному материалу, так как приблизительность здесь недопустима.

Большое значение при произнесении речи имеют произношение, ударение и интонации. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Слушатели должны ощущать внимание с вашей стороны, должна присутствовать обратная связь с аудиторией. Следует делать небольшие паузы и обсуждения по ходу выступления, чтобы понять, как публика реагирует на содержание. Но все это возможно при полном овладении материалом. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Грамотность является основой любого публичного выступления. Отсюда вытекает необходимость тщательной подготовки такового, неоднократность правки. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Неточности, штампы, отсутствие логики делают самую интересную тему провальной. Автору можно посоветовать хорошо продумать содержание, критически оценить свою возможность подать материал. Этот вопрос включает в себя не только громкость и ясность речи, но и умение быстро осмыслить то, что вам предстоит передать слушателю.

Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.

Публичная речь – сложный вид работы, поэтому готовиться к выступлению следует тщательно и заранее.

Культура устной речи, в том числе беседы, выступления, лекции, предполагает не абсолютное следование законам языка и письменной речи, а сознательное использование всех языковых средств для достижения цели в конкретных условиях. Бытует мнение, что культура речи основывается на правильной литературной речи. Это неверно! Литературная речь требует соблюде­ния правил грамматики, что несвойственно живому слову. В грамматике в основном рассматривается анализ, а не синтез, необходимый для живой речи. Развитию последней помогает овладение ораторским искусством.

Мы привыкли считать оратором человека, часто выступаю­щего с трибуны перед большими аудиториями. Однако ораторское ис­кусство – это умениеубеждать словом в любой аудитории. Люди давно поняли объединяющую и мобилизующую роль слова.

История ораторского искусства очень древняя, но вершин сво­его развития оно достигает в демократическом обществе или в борьбе за демократию и свободу. Для менеджеров и предпринимателей из всех видов ораторского искусства (политическое, дипломатическое, судебное, академическое и другие) важнейшим является самый молодой вид – деловая риторика, возникшая в XIX веке.

Часто рассуждают, что говорить – не делать, что выступление – это только слова. Но речь – тоже деятельность, имеющая все признаки последней: цель, мотив, средства и результат. Си­ла слова давно известна: словом можно исцелить и убить. Слово поднимает массы людей на различные свершения. Любая речь является процессом, составляющие которого обычно ставят в такой последовательности: содержание, цель, аудитория (слушатели), речь (средства), ситуация . Действительно, основное внимание обращают на содержание, тогда как первым и важнейшим элементом является сам выступающий (оратор). Наибольший эффект от выступления имеет место при другой расстановке приоритетов: оратор (кто говорит), содержание (о чем говорит), аудитория (кому говорит), цель (зачем в данной аудитории говорить об этом), ситуация (место, условия, состояние аудитории), речь (как раскрыть содержание в данной аудитории с учетом ситуации).

Читая речь, мы чувствуем позицию автора, но все-таки восприни­маем ее более нейтрально, чем устное выступление хорошего оратора. Говорящий может подчеркнуть главную мысль. Он обязательно должен выражать свою позицию, прочувствовать излагаемый материал и видеть его системно: только это обеспечивает успех выступления. Изложение вслух заранее заготовленной письменной речи не является устной речью, а будучи подготовлено другими, не выразит позиции выступающего. Не ясно, есть ли у такого выступающего своя позиция? Хороший оратор может поднять даже слабую мысль, а слабый – погубить великую идею.

Целью выступления всегда является формирование убеждений у слушателей. Необходимо добиться того, чтобы эти убеждения стали основой поступков. Убеждение – это сложный процесс, соединяющий мировоззрение и поступки человека. Необходима убежденность оратора, чтобы вызвать адекватную реакцию у слушателей, сделать их союзниками и соратниками.

Часто основой выступления делают передачу информации, и в этом случае устное выступление превращается в способ трансля­ции, опускается на репродуктивный уровень. Цель выступления – не передача содержания, а его осмысление, организация которого зависит от конкретной аудитории, ситуации и содержания, которое реализуется в выступлении опосредованно.

Следует помнить, что ораторское искусство – это искусство публичногомышления. Осмысление не только придает достоверность выступлению и настраивает слушателей в резонанс с выступающим, но и позволяет оратору проверить и уточнить свои положения, а иногда найти новые непосредственно в процессе выступления. Проблемное выступление – это постановка мыслительной задачи, которая решается перед аудиторией или совместно с ней. По­следнее предпочтительнее, так как слушатели, самостоятельно подошедшие к решению, начинают считать дело своим и более активно участвуют в решении задач, выдвинутых выступающим.

Оратор и его аудитория.

В специальной литературе, посвященной ораторскому мастерству, большое внимание уделяется личности оратора , тем качествам, которые от него требуются (эрудиция, культура и так далее). Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушате­лей. Он может выступать и в роли лидера или трибуна , и в роли человека , как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и так далее. Это вопрос стратегии.

Очень важно для оратора владение приемами, которые помогают ему сразу привлечь внимание слушателей, заинтересовать их.

Так, можно начать выступление с яркого эпизода, нарисовать картину события, дать афоризм, цитату, начать с парадокса. Однако, несомненно, что они не явля­ются характеристиками вступления. Образное описание ценно как в главной части, так и может успешно применяться в любой части речи.

Следует помнить, что яркое начало в значительной степени теряет свое значение и даже вредит, будучи самодовлеющим. Интерес слушателей дол­жен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть силь­нее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным – с эффектным, поражающим воображение началом, и «серым» продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, об­раз нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.

В искусстве публичного выступления существуют правила, с помощью которых можно привлечь слушателей. Так, необходимо:

– «разбудить» слушателей;

– заинтересовать их;

– показать с самого начала, что данная речь не будет похожа ни на что из того, что они слышали ранее;

– дать понять, что факты, которые будут изложены в речи, интересны им.

С чего следует начать выступление? Зачастую неопытные ораторы склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно подобная попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того, чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту, а не приводиться только лишь для того, чтобы их рассказать. Извиняться перед выступлением не следует, так как обычно это раздражает слушателей.

Не нужно говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Лучше, если оратор обведет всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом. Этот прием является первым возможным контактом оратора со слушателями. Первое позитивное впечатление, которое слушатели получат от оратора, часто является решающим.

Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, для того чтобы заставить слушателей быть внимательными. В древности учителя ораторского мастерства рекомендовали даже произносить первые предложения как бы колеблясь и с мнимой неуверенностью, чтобы таким способом достичь напряжения и благодаря этому – сосредоточенности.

Очень важнообращение к слушателю. Многие испытывают за­труднение, как именно обратиться к слушателям. Если в предыдущие века обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то в настоящее время ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стали проще, без прикрас, более деловитыми.

Обращение к слушателю – это первый шаг к сближению с ним. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. В большинстве случаев используются нейтральные обращения, но они бесцветны. Обращение по возможности учитывает состав слушателей, например: «дорогие сослуживцы», «уважаемые друзья», «дорогие коллеги». Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение «уважаемые присутствующие» достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь «присутствующие». Обращение используется не обязательно в начале речи, его можно вставлять в любую ее часть. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Если отношения со слушателями стали более теплыми, то больше не требуется употреблять слишком дистанционированное обращение, однако, оно должно быть без неуместной близости. Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важнанастроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни их недооценки, ни их переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и так далее). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.

Нелегко одновременно говорить правильно по отношению как к специалистам, так и к дилетантам (слишком велика разница в обра­зовании). К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно, если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его, мысленно задать себе вопросы: «Каковы эти люди, которые меня слушают?»; «Что они думают?»; «Что они чувствуют?»; «Что они знают?»; «Что хотели бы услышать и что я должен им сказать?»; «То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?».

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому. Но вот внимание слушателей завоевано. Как его удержать и уси­лить? Для этого существует довольно много средств.

Кратко перечислим некоторые средства и их воздействие на слушателя.

Пример. Подробность. Сравнение. Важнейшее правило гласит: все абстрактное следует представлять наглядно, с помощью метких срав­нений и примеров, а также образов и включаемых в речь коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок, то речь должна быть особенно наглядной. Отыскивайте хорошие при­меры и сравнения: они создают ясность, так как связаны с извест­ным, а это известное служит мостиком, помогающим пониманию. Сравнение редко обладает доказательной силой. Однако, благодаря наглядности, а часто и остроумию, оно охотно используется. Осо­бенно хорошо запоминаются смешные сравнения.

Образ (метафора), образный рад. Образ – особая форма сравне­ния. Конечно, образы не создаются искусственно. Они приходят, когда мы зорко наблюдаем жизнь – людей и предметы, и обдумыва­ем их в образах. Яркий образ остается в памяти людей, а абстракт­ные рассуждения, как правило, не остаются. С помощью образов все можно представить нагляднее, но нельзя ничего доказать. Точ­ный образ действенен, но следует избегать его искажения. От разру­шения образа никто не застрахован. И если это случается, то вред для речи уже неустраним.

Короткие рассказы. Небольшие воспоминания о пережитом, встав­ленные в речь анекдоты – все это разнообразит речь. Хорошо дей­ствуют подробности и прямая речь. Память слушателей долго удер­живает увлекательное описание события.

Повтор. Он вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Существует большое количе­ство основных видов повторов: дословный повтор («Никто, абсо­лютно никто не имеет на это права!»); частичный повтор («Я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз»); расши­ренный повтор. Важно помнить, что небольшая доза повтора дей­ствует ободряюще, а слишком большая – усыпляет или разочаро­вывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.

К расширенному повтору также относитсяразъяснение. Выра­жение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют.

Призыв (восклицание). Им охотно пользуются в речах, в которых необходимо выразить определенное мнение. Призыв – это настой­чивое обращение к слушателям (в большинстве случаев краткое и точное): «Подумаем об этом!»; «Этого мы не можем допустить!». Восклицание не употребляют часто, так как его действие притупля­ется. Восклицание должно быть убедительным и неназойливым.

Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь мно­жеством цитат, но они необходимы в научных лекциях, в популяр­ных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателей.

Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.

Предуведомление. Оно призвано создать у слушателей повышенное ожидание.

Игра слов. Она остроумна и смешна. Игра слов с «подтекстом» охотно воспринимается слушателями. Любая игра слов основана на богатстве связей языка.

Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий вы­сказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт. При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению.

Вставка. Вставкой называется замечание, которое делается мимоходом. Ее функция – приобщить слушателя к моменту высказывания («...но, возможно, вы еще не полностью разделяете мой взгляд, поэтому я хочу привести вам дальнейшие доказательства...»).

Все перечисленные выше средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство «встроено» в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется. Многие из выступающих применяют эти средства неосознанно, но при подготовке речи нужно сознательно «встраивать» эти средства в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.

Кроме того, немаловажным является то, как закончить выступ­ление. Это объясняется тем, что слушатели, скорее всего, будут дольше помнить заключительные фразы. Никогда нельзя заканчивать выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу», «Так что, пожалуй, на этом я закончу».

Заканчивая выступление, оратор не должен говорить о том, что он его заканчивает.

Вот некоторые варианты возможного завершения выступления:

– сделайте краткое резюме высказанных вами положений;

– сделайте слушателям подходящий комплимент;

– вызовите улыбку или смех;

– процитируйте подходящие поэтические строки;

– создайте кульминацию.

Оратору важно подготовить хорошее начало и хорошее окончание выступления и сделать так, чтобы они были связаны друг с другом. Следует помнить, что закончить выступление нужно прежде, чем слушатели захотят этого.

Подготовка речи.

Подготовка речи включает в себя работу над теоретическим и фактическим материалом и составление самой речи, то есть ее композиционно-стилистическое оформление. Как отмечал известный судебный деятель XIX века П.С. Пороховщиков, «… речь должна быть написана в виде подробного логического рассуждения; каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого, и эти части соединены между собой в единое целое». Не следует писать текст речи полностью, так как при произнесении ее в зависимости от реакции аудитории на те или иные фрагменты требуется импровизация, акцентирование одних моментов высказывания и упоминание вскользь других. Однако, тезисный план, конспект основной фактологической части необходим. Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты, излагаемые оратором, выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Первые могут быть изложены ярко и эмоционально, а вторые – кратко, точно, логично. Отобранные факты должны быть яркими, но не случайными, отражать суть явления, изложение их должно быть системно и связано с общей идеей речи. При подготовке выступления следует обращаться к различным письменным источникам. Параллельно должна осуществляться работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей.

Следующий этап в работе над речью – репетиция, в процессе которой следует обратить внимание на темп речи и технику произношения, стараясь достичь образцового литературного произношения, соответствующего нормам литературного языка. Большую роль играют паузы, расстановка фразового и логического ударения.

Целостность ораторского выступления заключается в единстве темы – главной мысли текста, и основной проблемы, поставленной в нем. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. В этом плане максимально важнакомпозиция текста – закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. В композиции можно выделить следующие части: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Одна из частей, кроме основной, может отсутствовать.

Начало речи должно захватывать аудиторию, что достигается искусным построением зачина. Чаще всего, зачин содержит этикетные формулы и создает четкое представление об уважительном отношении оратора к аудитории, направлении и теме выступления. По мнению видного теоретика и практика ораторского искусства, знаменитого русского юриста XIX века А.Ф. Кони, чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории, привлечь слушателей в первый, самый ответственный момент в речи. Внимание возбуждается простым, интересным, интригующим, близким к тому, что переживал и испытывал в жизни каждый. Следовательно, первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны: что-нибудь из жизни, что-нибудь интересное, неожиданное, парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, а на самом деле связанная со всей речью. Вот один из примеров зачина, который использовал в своей практике сам А.Ф. Кони: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то...».

Вступление содержательно насыщенно, психологически подготавливает слушателя к существу речи и вводит его в процесс восприятия текста. При построении вступления следует учитывать несколько моментов:

– психологический – закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя;

– концептуальный – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление помогает оратору перейти к главной части, где, собственно, излагается основной материал.

В основной части следует использовать факты, логические формы аргументации, анализировать примеры, спорить с воображаемыми оппонентами – словом, применять полный арсенал полемических средств. При этом необходимо следовать критериям построения публичного выступления:

– правильность речи (орфоэпическая, грамматическая, речевая);

– точность речи (недопустимость двусмысленных, неоднозначных толкований);

– логичность речи (доказательность, аргументированность изложения);

– богатство и выразительность речи (использование стилистического арсенала выразительных речевых средств);

– уместность речи (корректность в применении оценок, уважительность к аудитории).

В заключении подводятся итоги всему сказанному, суммируются, обобщаются мысли, высказанные в основной части, кратко повторяются основные тезисы выступления или связываются воедино отдельные его части, еще раз подчеркивается главная мысль и важность для слушателей разобранной темы, намечаются пути развития идей, высказанных автором, ставятся перед аудиторией какие-либо задачи, закрепляются или усиливаются впечатления, произведенные содержанием речи.

Концовка содержит этикетные формулы призыва или пожелания. Нередко содержание и концовка тесно связаны между собой.

Все части ораторской речи тесно связаны, переплетены. Связанность достигается когезией, ретроспекцией и проспекцией .

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга и в то же время связанные между собой. Этот тип связи выражается различными повторами, словами, обозначающими различные временные, пространственные и причинно-следственные отношения: «таким образом», «итак», «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «в настоящее время», «затем», «посмотрим далее», «перейдем к следующему», «принимая во внимание», «с одной стороны», «с другой стороны», «между тем» и так далее.

Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может и ссылаться на информацию, которая имеется у аудитории помимо его выступлений, отсылать к предшествующим выступлениям. Ретроспекция вводится словами типа: «как мы знаем», «как мы понимаем», «как было сказано ранее», «как я говорил об этом», «это заставляет нас вспомнить» и так далее.

Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи.

К публичному выступлению следует готовиться.

Перед выступающим стоят три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать . Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной и доступной; она не должна быть перегружена проблемами. Основная цель выступления – информировать слушателей о чем-либо, дать им определенные сведения о чем-либо, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, или, иными словами, определенный стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором – оценка обстановки и состава слушателей, так как неожиданная атмосфера может вызвать у него дискомфортное состояние. При подготовке к речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно; следует знать и учитывать состав аудитории. Оценивать аудиторию можно по социальным параметрам: социально-профессиональный состав и культурно-образовательный уровень. Здесь принимается во внимание интеллектуальный потенциал слушателей, степень их подготовленности, характер деятельности. Не менее важно учитывать пол, возраст, национальные особенности аудитории, а также степень однородности аудитории по всем параметрам. Оратору следует иметь в виду, что тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией, так как у нее разные цели, разный уровень и особенности восприятия.

Вопросы.

1. Какие роды ораторского искусства выделяются в современной практике публичного общения?

2. В каких сферах жизнедеятельности общества распространено социально-политическое красноречие?

3. Перечислите основные жанры академического красноречия.

4. Какова главная цель судебного красноречия?

5. Какие типы речей относятся к социально-бытовому красноречию?

6. Что такое духовное красноречие?

7. Какие подвиды духовного красноречия Вам известны?

8. Какие типы построения могут лежать в основе ораторской речи?

9. Почему ораторская речь полемична по своей природе?

10. Какие виды полемичности Вам известны?

11. Назовите основные средства полемического арсенала оратора.

12. В чем состоит специфика культуры ораторской речи?

13. Что является главным условием для развития ораторского искусства в обществе?

14. Какая последовательность должна быть соблюдена в ораторской речи?

15. Что необходимо предпринять оратору для достижения своей речью максимального эффекта?

16. Как Вы понимаете выражение: «ораторское искусство - это искусство публичного мышления»?

17. Охарактеризуйте понятие «образ оратора».

18. Что такое композиция текста речи?

19. Какие части выделяются в композиции речи?

20. Что должно содержать начало ораторского выступления?

21. Что должна содержать основная часть выступления?

22. Что должно содержать заключение выступления?

23. Что такое ретроспекция?

Тест 6.

1. Одним из древнейших видов русского красноречия является:

 судебное красноречие;

 академическое красноречие;

 духовное красноречие;

 социально-политическое красноречие.

2. Дидактическое красноречие является подвидом:

 социально-политического красноречия;

 социально-бытового красноречия;

 духовного красноречия;

 судебного красноречия;

 академического красноречия.

3. Панегирическими принято называть:

 обличительными речи;

 убеждающие речи;

 торжественные, хвалебные речи;

 речи информационного характера;

 развлекательные речи.

4. К подготовленным ораторским речам относятся:

 лекция;

 застольная речь;

 проповедь;

 митинговая речь;

 предвыборная речь кандидата;

 речь адвоката в суде.

5. Расположите в правильной последовательности приоритеты ораторского выступления:

 ситуация;

 оратор;

6. Главной целью ораторского выступления является:

 произвести максимальный эффект на слушателей;

 достичь взаимопонимания между оратором и аудиторией;

 с помощью ораторских приемов навязать слушателям собственные убеждения, заставить их поверить в истинность этих убеждений;

 пробудить у слушателей определенные мысли и чувства.

7. Успех ораторского выступления главным образом зависит от:

 эффектного начала речи;

 умения заинтересовать слушателей;

 внешности и манер оратора;

 компетентности оратора;

 владения арсеналом ораторских приемов;

 эффектной концовки речи.

8. Если во время произнесения речи оратор упускает какой-то важный момент, то он должен:

 извиниться и вернуться к пропущенному пункту;

 отдельно остановиться на этом пункте в конце речи;

 использовать иной речевой прием.

9. Когезией называется:

 начало речи;

 особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи.

10. Ретроспекцией называется:

 концовка речи;

 эффектная вставка;

 ораторский прием, отсылающий слушателей к предшествующей содержательной информации;

11. Проспекцией называется:

 игра слов в речи;

 отнесение содержательной информации к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления;

 образный ряд, содержащийся в речи;

 противопоставление.