Психология. Как научиться разбираться в людях

Понимать и чувствовать других людей очень важно - без этого сложно построить отношения, как личные, так и рабочие. Умение чувствовать людей приходит со временем, и научится этому легко, главное иметь желание. Ведь тот, кто чувствует своего собеседника, может видеть все ситуацию его глазами, благодаря этому устанавливается некая гармония.

Как понять другого человека - секреты психологии

Каждый человек уникален и неповторим, у каждого имеются свои достоинства и недостатки. Однако, наряду с этим, у всех нас есть общие черты, поэтому, узнавая больше об окружающих нас людях, мы больше узнаем о самих себе, и можем использовать полученные данные для того, чтобы научиться понимать другого человека.

При знакомстве с человеком, наверное, у многих, пожалуй, у всех возникает вопрос, каков он? Каким он проявит себя в будущем? В основном, наверное, этот вопрос задают сами себе влюбленные собирающиеся жить вместе. Ведь от этого, какой человек на самом деле зависит, как долго сможет пара прожить вместе.

Ниже мы хотим вам дать несколько нехитрых советов, с помощью которых вы поймете, как научиться понимать и чувствовать другого человека. При этом они не так сложны, главное вам иметь желание меняться.

Чтобы понять другого человека, осознайте и примите тот факт, что все люди разные, что каждый человек разговаривает на своем собственном языке, оценивает происходящие вокруг события и явления со своей точки зрения и, как правило, так же, как и вы, задается вопросом о том, как понимать другого человека.

И если одних людей, в силу схожести их взглядов на жизнь с вашими, вы еще можете понять, не прилагая к этому особых усилий, то для того, чтобы понять других, вам, как минимум, придется научиться разговаривать с ними на их языке и всякий раз пытаться взглянуть на мир их глазами.

Беседуя с тем или иным человеком, концентрируйте свое внимание именно на нем, на его словах, на мимике и жестах. Не упускайте тех сигналов, которые, в дополнение к его словам, посылает вам его тело.

Если вы хотите научиться понимать другого человека, постарайтесь мысленно сформулировать высказывание, характеризующее внутренние чувства вашего собеседника, те, о которых он, быть может, не сказал вам прямо.

Общаясь с посторонними людьми, используйте психологический прием – «подстройку». Незаметно копируйте позы ваших собеседников, темп и тон их речи, а также глубину и частоту их дыхания. Данный прием незаметно располагает к вам других людей, и общение между вами становится более открытым.

Никогда не «додумывайте» за окружающих. Если вам не понятна точка зрения или намеки собеседника – прямо скажите ему об этом. Неправильное истолкование чужих слов зачастую становится основной причиной многих наших неприятностей и бед.

Как понимать и чувствовать людей во время разговора

Научится чувствовать людей можно перечитав книги великих писателей, благодаря им можно понять переживания персонажей, заглянуть в душу человека, понять, что он чувствует.

Кроме этого, чтобы понять другого человека, можно посмотрев фильмы (но только серьезные), то есть фильмы о целях, идеалах, обязательно в фильме должна быть затронута нравственность, благодаря таким фильмам у людей вырабатываются такие качества как поддержка близких людей, самоотверженный труд, постоянная взаимовыручка.

Работа с детьми учит чувствовать людей, так как дети сразу же определяют обман и фальш, постоянно требуют справедливости, поэтому если вы не работаете с детьми тесто, то постарайтесь пообщаться с ними. Обратите тщательное внимание на то, как ведут себя дети, как они оценивают поступки, во что играют. Как сказал великий ученый – человек, не понимающий детей, не постиг в жизни многого.

Кроме этого многому научат вас люди более старшего возраста. Тщательно прислушивайтесь к ним, во время разговора с ними говорите как можно меньше, ведь вам нужно вникать в происходящее с людьми. Очень много мудрых людей более зрелого возраста, ведь мудрость приходит со временем.

Поэтому найдите несколько мудрых советчиков, общайтесь с ними, внимательно слушайте их. Впитывайте всю информацию полученную от таких мудрых людей, так как можно многое получить на невербальном уровне.

Если вам нужно понять другого человека, посмотрите на своих одноклассников или коллег со стороны. Подумайте, как бы вы отреагировали бы на их переживания, поступки, и чтобы сделали дети и люди более старшего возраста. Проведите анализ, попытайтесь понять каждое поколение и делайте выводы. Научиться чувствовать людей совсем не сложно, главное делать это искренне.

Общение с теми, кто переживает несколько иное состояние души, даст вам возможность чувствовать людей еще больше. Поэтому советуем вам побывать в больницах, клубах, музеях, общежитиях, церкви, обязательно пообщайтесь с тем контингентом, так как именно общение передают эти чувства, не бойтесь задавать вопросы, многие из них с удовольствием пообщаются с вами, если увидят в вас искренний интерес.

Очень часто мы не можем понять окружающих нас людей: родственников, друзей, коллег, да и просто знакомых. Даже себя мы, порой, понимаем с трудом. Еще вчера мы удивлялись действиям того или иного человека, а сегодня сами совершаем поступки, которых от нас никто не ждет.

Иногда причины того или иного поведения могут лежать на самой поверхности, а иногда для того, чтобы докопаться до истины, приходится приложить немало усилий. Но, все же, в этой статье мы попробуем предложить вам несколько общих рекомендаций, с помощью которых вы сможете, наконец, разобраться с тем, как понимать себя и окружающих, как оценивать свои и чужие поступки, слова и решения.

Наверное, многие скажут, что нет ничего общего между пониманием между людьми, и воспитанием которое они получили. Но здесь существует абсолютно четкая связь. Понять, как увидеть, каким будет человек можно. Надо только проанализировать его взгляды, как и где он живет, с какими людьми общается.

То, что одни считаю явным лежащим на поверхности, для других является полной загадкой. Почему это так происходит? Ответ лежит на поверхности. Все зависит от воспитания и взглядов человека на данный момент. Преимущественное количество конфликтов возникает от непонимания друг друга людьми.

Чтобы избежать их возникновения постарайтесь понять другого человека, что он хочет сказать вам, и что он при этом подразумевает. Для того чтобы понимать людей и разбираться в них необходимо выполнять несколько рекомендаций:

Во-первых, научитесь внимательно выслушивать человека. Старайтесь при разговоре не упускать ничего, даже мелочей. Вы что-то не услышите, а человек подумает, что вы разговор с ним пропускаете мимо ушей. С другой стороны в будущем вам может не хватить этой детали, чтобы понять, как увидеть, каким будет человек в будущем, как проявит себя.

Если вы хотите научиться чувствовать другого человека, перед тем как сделать выводы про характер человека и его привычки, взгляды на жизнь, наведите справки, в какой среде он обращается, какой круг общения, какие интересы.

Всегда стоит сделать маленькую скидку, если знаете, что у человека проблемы. Но не давайте при этом злоупотребить вашим доверием.

Понять человека помогут его мимика, жесты и слова. Если вы хотите понять другого человека, будьте более наблюдательными и легко определите тип человека, находящегося рядом с вами. Если человек находясь с вами, прячет глаза, при разговоре старается отвести в сторону взгляд, значит, он от вас пытается что-то скрыть.

Скрещенные на груди руки, говорят о том, что ваш собеседник, пытается закрыться, не хочет идти на контакт. Поднятые вверх ладони и свободно опущенные руки, расскажут о том, что человек открыт и доверяет вам полностью.

Если при общении с вами вас не пытаются обмануть, значит и в будущем с вами будут честны и открыты. Главное не пытаться переделать человека под свои требования а понять того кто находиться рядом с вами.

Как научиться разбираться в людях? Как научиться понимать, что за человек перед тобой, почему он ведет себя так или иначе? В чем секрет успешного общения с разными людьми?

Один из путей познания разнообразия человеческих миров — изучение характеров людей, изучение разных типов личности. Психологическая наука накопила огромное количество информации на эту тему. Оставляя в стороне распространенные «достижения» и «открытия» астрологии, физиогномики, хиромантии и прочих околонаучных направлений человековедения, мы все равно оказываемся перед сложной задачей разобраться в многочисленных типологиях, которые в чем-то совпадают, а в чем-то противоречат друг другу.

Психологическая практика предлагает целые батареи тестов, с помощью которых можно, кажется, определить про человека все что угодно, вот только сам человек, живой и уникальный, ну никак не желает укладываться в прокрустово ложе теста, всегда какая-то часть ему не соответствует, не вписывается… Более того, многие психологи вообще не признают типологизацию как методологический подход, считая его принципиально неверным. Тем не менее, типологии реально оказывают очень большую помощь, как в психотерапевтической работе, так и в управленческой деятельности, поскольку помогают вносить некоторую определенность в бесконечное разнообразие человеческой индивидуальности и находить ориентиры для понимания особенностей данного конкретного человека.

Вот как поэтично, но в то же время ясно и точно пишет о соотношении индивидуальности и характера Марк Евгеньевич Бурно, московский психиатр:

«Как существуют уникальные листья березы, и листья липы, и листья осины и еще другие, объединенные общими свойствами (березовыми, липовыми, осиновыми), так существуют и определенные характеры, объединяющие неповторимых людей по общим свойствам в какую-то группу-характер. Так, человек с сангвиническим характером уникален, неповторим среди других сангвиников, но все они объединяются общими сангвиническими свойствами, составляющими сангвинический характер вообще».

В этой статье мы познакомим читателей с некоторыми типологиями темперамента, характера, личности. Мы не будем, как правило, приводить описаний типов (что потребовало бы по отдельной статье на каждую типологию). Цель нашей статьи — помочь читателям сориентироваться в многообразии типологий, узнать теоретические основы их построения, разобраться в причинах совпадений и различий «конкурирующих» систем. Читатель может выбрать типологию, близкую ему по духу, и изучить ее более подробно с помощью психологической литературы.

Типология темпераментов, предложенная еще древнегреческим врачом Гиппократом. Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре вида жидкости: кровь (sanguis), лимфа (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melan chole). Преобладающий вид жидкости определяет тип темперамента человека: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Концепция четырех темпераментов получила научное подтверждение в работах русского физиолога И.П. Павлова, несмотря на то, что медицинские познания со времен Гиппократа, разумеется, серьезно переменились.

И.П. Павлов установил, что в основе темперамента лежат такие свойства нервной системы, как:

* сила процессов возбуждения и торможения;

подвижность (скорость смены возбуждения и торможения);

уравновешенность (соответствие силы возбуждения силе торможения).

Комбинации этих свойств дают четыре типа высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем типам темперамента:

* Сильный уравновешенный, подвижный. Соответствует сангвиническому темпераменту.

Сильный, уравновешенный, инертный. Флегматический темперамент.

Сильный неуравновешенный. Холерический темперамент.

Слабый. Меланхолический темперамент.

Свойства нервной системы, о которых говорил И.П. Павлов, являются наследственными и почти не поддаются изменениям, а поскольку темперамент основан на свойствах нервной системы, его можно считать биологическим «фундаментом» личности.

Психологи подчеркивают, что ни темпераменты, ни типы высшей нервной деятельности не делятся на «хорошие» и «плохие». Свои сильные и слабые стороны есть у каждого, а последние могут сыграть даже положительную роль при соответствующих условиях. Чувствительный меланхолик, например, — прекрасный друг, и именно он, «слабый» тип способен на жертвенный героический поступок.

Перейдем от темперамента к характеру. В психологии понятие характер (греч. charakter -«печать», «чеканка»), означает устойчивые индивидуальные особенности человека, которые проявляются в деятельности и общении, и включают в себя то, что придает поведению человека специфический, свойственный для него оттенок. Характер — это устоявшийся, определенный стиль поступков, рисунок поведения.

Характер и темперамент тесно связаны. Но если темперамент, как мы видели, имеет биологическую основу и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то формирование характера в значительной степени происходит в мире людей, благодаря влиянию различных социальных групп (семьи, школы, трудового коллектива), в особенности тех, которые являются для человека референтными.

Интересно, что тема характеров и их типологий привлекала исследователей самых разных школ и направлений. Большой вклад в исследования характеров внесли психиатры — немецкие: Э. Кречмер, К. Леонгард и российские: А. Е. Личко и М.Е. Бурно.

В 1921 году Эрнст Кречмер опубликовал свою работу «Строение тела и характер», в которой предложил строить типологию характера, исходя из строения тела человека. Карл Леонгард разработал широко известную и применяемую практиками типологию акцентуаций характера. Акцентуация характера — это усиление отдельных черт, при котором поведение человека не выходит за пределы норм. Одна из известнейших типологий акцентуаций характеров принадлежит А.Е.Личко. Особенность его типологии заключается в том, что построена она на основе наблюдений за подростками. По мнению А.Е. Личко, акцентуации характера, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте, что и стало предметом его исследований. В начале статьи мы цитировали московского психиатра Марка Евгеньевича Бурно. Он разработал целую методику психотерапевтической помощи — терапию творческим самовыражением, основанную на характерологическом подходе.

«Характер данного человека — пишет М.Е. Бурно, — это его душевная человеческая природа в своей особенности-неповторимости, его душевно-телесная индивидуальность. Сплошь и рядом несчастен тот, кто не только в юности, но и в паспортной зрелости пытается выпрыгнуть из рамок своего характера, завидуя людям с другим складом и не обращая серьезного внимания на собственные личностные богатства, не зная толком о них, а то и презирая их».

М.Е. Бурно выделяет и рассматривает такую «гирлянду» характерологических типов:

* Сангвинический или синтонный характер (циклоид)

Тревожно-сомневающийся (психастеник)

Застенчиво-раздражительный (астеник)

Педантичный (ананкаст)

Замкнуто-углубленный или аутистический (шизоид)

Демонстративный (истерик)

Неустойчивый

Смешанные (мозаичные) характеры: «грубоватый», «эндокринный»,

Полифонический

Отметим, что типологии, построенные на основании наблюдений психиатров, вызывают критику со стороны многих психологов, которые считают неправильным делать выводы о психически здоровых людях, глядя на них сквозь «психиатрическое окошко».

Если черты характера отражают то, как действует человек, то черты личности — то, ради чего он действует. Другими словами, если описание характера есть ответ на вопрос «как? каким образом?», то описание личности отвечает на вопрос «что? ради чего?» Ответы на эти вопросы человек находит, разумеется, в социуме, в его культуре.

Большой вклад в развитие учения о типах личности внесли последователи З. Фрейда. Знакомясь с их системами, необходимо учитывать, что исходили они из соответствующих теоретических предпосылок — ортодоксального психоанализа и неофрейдизма. Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг сотрудничал с З. Фрейдом, но впоследствии создал свой вариант психоаналитического учения — аналитическую психологию. Исходя из ее позиций, К. Юнг создал типологию личности, впервые опубликованную в знаменитой работе «Психологические типы», в которой он выделил два основных типа: экстравертов и интровертов. Юнг затрагивает исключительно описательную часть этих типов, не касаясь их генезиса.

К.Г. Юнг был убежден в «несоединимом разрыве между психическими и физическими явлениями», и для него психологические типы есть «структурные элементы психического». Таким образом, мы с вами видим не просто разные типологии, а разные исходные предпосылки их построения.

Экстраверт и интроверт воплощают два способа отношения к миру, два пути организации опыта. При первой установке интересы человека направлены во внешний мир, к тому, что находится в нем, при второй — направлены к субъективному миру, обращены на себя.

Экстраверт живет, ориентируясь на окружающий его снаружи мир. Его внимание концентрируется на людях и вещах, которые его окружают. Экстраверт стремится отвечать непосредственным сиюминутным запросам окружения и воздерживается от любых новшеств, которые выходят за пределы внешних ожиданий. Экстраверт принимает решения, большие и малые, исходя из норм и требований окружающего его социума.

Интроверт отгораживается от внешнего мира и строит искусственный субъективный мир. Он в большей или меньшей степени боится новых людей и вещей, испытывает дискомфорт от столкновения с внешним миром. Интроверт теряет энергию, взаимодействуя с социумом, и восполняет ее в уединении.

Юнг утверждал, что существуют четыре основные психологические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуиция. Каждый человек обладает всеми четырьмя функциями в различной степени, но преобладающей становится какая-либо одна.

Мыслительный тип рассматривает любую ситуацию в холодной, отвлеченной, рациональной манере. Чувствование у него относительно неразвито, так как препятствует логическому мышлению. У чувствующего типа, наоборот, мышление выполняет подчиненную роль.

Ощущение рассматривается Юнгом как восприятие непосредственной реальности, а интуиция направлена на усмотрение будущего.

Ощущающий тип, слабый в интуиции, быстро и точно воспринимает внешний мир с помощью органов чувств, а интуитивный тип, у которого слабее развиты функции ощущений, обладает способностью предвидеть возможные варианты развития ситуации.

У мужчин, согласно Юнгу, доминирующими обычно являются мышление и ощущение, а у женщин — чувствование и интуиция.

Помимо типологий Юнга, Хорни и других исследователей, в современной психоаналитической практике приняты восемь типов ориентации характеров:

* Шизоидный

Нарциссический

Параноидный

Обессивно-компульсивный

Истерический

Психопатический

Маниакально-депрессивный

Мазохистский

Если мы принимаем, что каждый человек обладает качествами и чертами, свойственными определенному типу (темперамента, характера, личности), то мы можем, опираясь на эти психологические ориентиры, стараться лучше и точнее понять, почувствовать своих близких, коллег или пациентов.

Но не для того, чтобы поставить им всем диагнозы, а чтобы научиться понимать, как устроен их внутренний мир, разглядеть их особые качества, умения и возможности, знать, что ожидать и как общаться с разными людьми.

Психологические знания о типологиях помогут и нам самим в поиске своего жизненного смысла, в выборе тех дел и дорог, которые соответствуют нашей природе, нашей индивидуальности.

«. »

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение. Вывод.

4.

Введение.

Общение - это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение включено в практическое взаимодействие людей. Оно удовлетворяет и особую потребность человека в контакте с другими людьми. В процессе общения осуществляется также воспитание детей и молодежи. Общение является необходимым условием формирования личности. Общение между представителями различных национальностей выполняет информационную, регулятивную и эмоциональную функции. Важная роль в процессе общения принадлежит познавательному фактору - взаимный обмен сведениями о конкретно-исторических особенностях того или другого народа, его новейших достижениях в науке, технике, хозяйстве, культуре, искусстве и т.д. Всякое проявление пренебрежения к истории, культуре и достижениям того или другого народа порождает чувство обиды, недоверия, ведет к обособленности, отчужденности.

Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является чрезвычайно важным фактором его жизни. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него. Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо обществ Цель работы:

Задачи работы:

Сделать вывод.

Объект исследования:

Гипотеза:

Основная часть.

Понимание людей

Существует множество факторов, влияющих на восприятие и понимание других людей. Среди них: возраст, пол, профессия, индивидуальные особенности личности, такие, как "Я" - образ и уровень принятия самого себя.

Поучительны в этом отношении данные, полученные советскими психологами. Двум группам людей показали фотографию одного и того же мужчины и попросили дать этому человеку словесную характеристику. Первой группе сказали, что мужчина — герой, а второй группе ту же фотографию предъявили как снимок преступника. Те, кому сказали, что это фотография героя, дали характеристику «геройскую». «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое». По той же фотографии человеку, которого назвали преступником, дали «преступные» характеристики. Вот одна из них: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами…»

Факторы восприятия

«Чтобы изменить мир вокруг, вы должны изменить себя» (Махатма Ганди)

Человек, развивающий навыки общения, становится мудрее. Он всегда в более хороших условиях, в более хороших отношениях с людьми. Подобно тому, как мы следим за чистотой в наших домах — нам следует следить за порядком мыслей, поведения, манер и нашего общения. Изменяясь сами, мы изменяем мир вокруг нас. Если вы можете признать, что все мы уникальны и у всех нас есть различия, это будет первым шагом к вашей личной свободе. Это не легкая задача, однако если вы изо дня в день будете слушать и стараться понимать людей, вы будете находиться на пути к счастливой жизни. Представление человека о том, как его воспринимают окружающие, в значительной мере определяет его поведение. Как подметил Нуттин: "В присутствии другого человека мы ведем себя иначе, нежели в окружении предметов". По-видимому, не только отдельные индивиды, но и целые группы, организации или сообщества придают весьма большое значение тому, как их воспринимают и оценивают другие. Нередко люди готовы сделать очень многое, чтобы выглядеть определенным образом в глазах окружающих, и прилагают немало усилий, чтобы понять, какое впечатление они производят. Это явление представляет собой источник и основу процесса, который определяет результаты взаимного познания людей. В ходе этого процесса у каждого из партнеров складываются представления типа "я думаю о том, что он думает о том, что я думаю, что он думает" и т.д.

Я считаю, что ряд особенностей, связанных с индивидуальными чертами и качествами личности, имеют большее значение, нежели пол и возраст. Важную роль играет, например, образ "Я" и самооценка - они как бы являются психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения с людьми. Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно себя самого, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить.

Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения - мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: "Хорошо ли знают меня другие люди?", "Легко ли им понимать меня?", "Знаю ли и понимаю ли я сам себя?", "Помогаю ли я другим лучше понять меня?". Самой лучшей и самой непосредственной формой помощи здесь является наша собственная открытость.

Проблемы личностей

Всего исследователи выделили 18 основных проблем, с которыми сталкиваются индивиды в ситуации межкультурного взаимодействия. Ситуации, отражающие эти проблемы, можно сгруппировать в три более широкие рубрики:

Примеры потенциально конфликтных ситуаций могут быть взяты из этнографической и исторической литературы, прессы, наблюдений самих разработчиков. Используется метод незаконченных предложений, где испытуемые формулируют возможные причины и последствия событий. Проводятся также интервью с использованием методики «критического инцидента»: респондентов просят вспомнить события, в которых произошло что-то, что резко - позитивно или негативно - изменило их мнение о членах другой культуры

3.Заключение.

Великой мудростью в жизни является понимание того, что вы видите и воспринимаете мир иначе, чем его воспринимают другие. А великая задача в жизни заключается в том, чтобы научиться понимать людей. Ведь понять человека иногда не так просто. Некоторые из нас идут по жизни, принимая решения в зависимости от того, как только мы думаем - и никто другой. Мы часто действуем исходя только из наших представлений о том, как именно жизнь должна происходить и как другие должны действовать или реагировать на наши слова и дела. А когда дела идут не “по-нашему”, или окружающие нас люди действуют не так, как мы думаем - это приводит нас к разочарованию. Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы вы могли принять или понять чужую точку зрения. Как правило, в большинстве случаев мы считаем себя правыми в какой-либо ситуации. Иногда мы все-таки можем увидеть другую точку зрения, но, по большей части, последнее слово все равно остается за нами. Строить отношения с другими и понимать людей - одна из самых сложнейших задач в жизни. Это весьма непросто. Посмотрите на это так - мы все являемся частью большой семьи. Мы все абсолютно разные, и это делает жизнь очень интересной. Было бы вам интересно жить, если бы вас окружали только ваши двойники?

Просмотр содержимого документа
««.Что помогает нам лучше понимать другого»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43»

Школьная конференция исследовательских работ

«. Что помогает нам лучше понимать другого (представителя другой национальности, вероисповедания, иных мировоззренческих позиций) »

Работу выполнил:

Казановский Кирилл Викторович

учащийся 10 класса

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

г.Симферополь

Симферополь-2016 г.

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение. Вывод.

4. Список использованной литературы.

Введение. Общение - это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией. Общение включено в практическое взаимодействие людей. Оно удовлетворяет и особую потребность человека в контакте с другими людьми. В процессе общения осуществляется также воспитание детей и молодежи. Общение является необходимым условием формирования личности. Общение между представителями различных национальностей выполняет информационную, регулятивную и эмоциональную функции. Важная роль в процессе общения принадлежит познавательному фактору - взаимный обмен сведениями о конкретно-исторических особенностях того или другого народа, его новейших достижениях в науке, технике, хозяйстве, культуре, искусстве и т.д. Всякое проявление пренебрежения к истории, культуре и достижениям того или другого народа порождает чувство обиды, недоверия, ведет к обособленности, отчужденности. Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является чрезвычайно важным фактором его жизни. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него. Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо обществ Цель работы:

Понять восприятие людей разных культур и народов и выяснить, что способствует пониманию целей одних другими.

Задачи работы:

Найти и изучить отношения людей между группами разных восприятий.

Найти аргументы в пользу того, что понимание между людьми необходимо.

Сопоставить полученные данные;

Сделать вывод.

Объект исследования:

Общество, восприятия людей друг друга, а так же их совместное нахождение в одной системе.

Гипотеза:

Человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом? Артур Шопенгауэр (немецкий философ)

Основная часть.

Понимание людей

Каждый день мы встречаем множество людей, наблюдаем их поведение, слушаем то, что они говорят, думаем о них, пытаемся их понять. Нам кажется, что мы не только видим, какого цвета глаза и волосы у того или иного человека, высокий он или нет, худощавый или полный, но и то, грустно ему или весело, умный он или глупый, солидный или нет и так далее.

Существует множество факторов, влияющих на восприятие и понимание других людей. Среди них: возраст, пол, профессия, индивидуальные особенности личности, такие, как "Я" – образ и уровень принятия самого себя.

Широко распространено представление о том, что чем старше человек, тем лучше он понимает других. Это мнение, однако, в экспериментальном исследовании не подтвердилось. Исследования не подтвердили также и то, что женщины более проницательны, чем мужчины. Правда, в последнем случае вопрос до конца еще не выяснен.

Поучительны в этом отношении данные, полученные советскими психологами. Двум группам людей показали фотографию одного и того же мужчины и попросили дать этому человеку словесную характеристику. Первой группе сказали, что мужчина - герой, а второй группе ту же фотографию предъявили как снимок преступника. Те, кому сказали, что это фотография героя, дали характеристику «геройскую». «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое». По той же фотографии человеку, которого назвали преступником, дали «преступные» характеристики. Вот одна из них: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами…»

Факторы восприятия

«Чтобы изменить мир вокруг, вы должны изменить себя» (Махатма Ганди)

Человек, развивающий навыки общения, становится мудрее. Он всегда в более хороших условиях, в более хороших отношениях с людьми. Подобно тому, как мы следим за чистотой в наших домах - нам следует следить за порядком мыслей, поведения, манер и нашего общения. Изменяясь сами, мы изменяем мир вокруг нас.
Если вы можете признать, что все мы уникальны и у всех нас есть различия, это будет первым шагом к вашей личной свободе. Это не легкая задача, однако если вы изо дня в день будете слушать и стараться понимать людей, вы будете находиться на пути к счастливой жизни. Представление человека о том, как его воспринимают окружающие, в значительной мере определяет его поведение. Как подметил Нуттин: "В присутствии другого человека мы ведем себя иначе, нежели в окружении предметов". По-видимому, не только отдельные индивиды, но и целые группы, организации или сообщества придают весьма большое значение тому, как их воспринимают и оценивают другие. Нередко люди готовы сделать очень многое, чтобы выглядеть определенным образом в глазах окружающих, и прилагают немало усилий, чтобы понять, какое впечатление они производят. Это явление представляет собой источник и основу процесса, который определяет результаты взаимного познания людей. В ходе этого процесса у каждого из партнеров складываются представления типа "я думаю о том, что он думает о том, что я думаю, что он думает" и т.д.

Я считаю, что ряд особенностей, связанных с индивидуальными чертами и качествами личности, имеют большее значение, нежели пол и возраст. Важную роль играет, например, образ "Я" и самооценка – они как бы являются психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения с людьми. Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно себя самого, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить.

Проблема восприятия и понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: "Хорошо ли знают меня другие люди?", "Легко ли им понимать меня?", "Знаю ли и понимаю ли я сам себя?", "Помогаю ли я другим лучше понять меня?". Самой лучшей и самой непосредственной формой помощи здесь является наша собственная открытость.

Степень открытости не может носить случайный характер, она зависит от актуальной ситуации и особенностей развертывающегося контакта. Желательно, чтобы она была связана с тем, что происходит в данный момент в партнерах и между ними.

Некоторые люди в такие моменты подозревают другого в коварстве, и, к сожалению, это порой оправданно. Это одна из самых больших невзгод, которые сваливаются на человека. Я имею в виду несчастье утраты доверия к другим. Оно, как правило, проявляется в тотальной и слепой подозрительности. Трудно бывает преодолеть барьер такой подозрительности и сблизиться с подобным человеком. Очень часто глобальное недоверие к другим сочетается с недоверием к самому себе.

Естественно, трудно встретить такого человека, которого бы хоть раз в жизни кто-нибудь не обманул. Будучи однажды обманутыми, мы стараемся избегать впредь подобных ситуаций и связанных с ними разочарований. Стараемся быть осторожными, внимательными, подозрительными, решаем, что "никогда больше никому не будем доверять". Но все это является мнимой гарантией безопасности, потому что в результате мы оказываемся в одиночестве и изоляции. Я говорю о мнимых гарантиях, потому что мы, хотя уже и не рискуем, доверяясь другим, но и не избавляемся от чувства беспокойства и внутреннего напряжения, которые к тому же подкрепляются нашими воспоминаниями. Нас мучают при этом ужасные представления о том, что могло бы произойти, если бы мы вдруг открылись кому-то или позволили другим вести себя с нами более откровенно.

Мы можем помочь друг другу избавиться от подозрительности, если постараемся держаться более открыто и доверять партнеру. Однако все это очень нелегко, требует усилий и стараний, и, к сожалению, не существует готовых рецептов, как помочь в такой ситуации. Ведь когда мы пытаемся изменить что-то в лучшую сторону, у нас нет гарантий, что все будет действительно хорошо.

Каждый из нас располагает более или менее разнообразным репертуаром ролей, позиций и ситуаций, которые мы можем воспроизвести в воображении, и понятно, что у двух разных людей не может быть двух одинаковых репертуаров. Все эти представления о возможных формах поведения, мыслях и чувствах других как бы прячутся за кулисами нашего сознания. Но вот наступает момент, когда нам надо представить себе, что происходит во внутреннем мире какого-то человека, и мы обращаемся к уже готовым образам, пытаясь выбрать среди них те, которые кажутся нам подходящими для данного человека.

Хотя такое внутреннее представительство мира других является частью нашей личности, иногда возникает чувство, будто мы действительно проникаем во внутренний мир другого человека. Это чувство сопровождается уверенностью: "Я знаю наверняка, что с ним происходит". Конечно, такая уверенность иллюзорна, поскольку никогда нельзя быть уверенным в том, что абсолютно точно представляешь себе состояние чувств и мыслей другого. Мы не знаем в точности, каков механизм формирования подобных представлений. Известно, однако, что их выбор основывается не на систематической и упорядоченной мыслительной деятельности, а посредством интуиции. Интуицию можно развивать, совершенствуя навыки адекватного представления о том, что происходит во внутреннем мире других. Самым лучшим критерием оценки правильности наших представлений о переживаниях другого человека является его реакция на наши предположения, подтверждающая или опровергающая их обоснованность.

Проблемы личностей

Всего исследователи выделили 18 основных проблем, с которыми сталкиваются индивиды в ситуации межкультурного взаимодействия.
Ситуации, отражающие эти проблемы, можно сгруппировать в три более широкие рубрики:

    Интенсивные эмоциональные реакции (тревожность, несбывшиеся ожидания, ощущение недостатка эмоциональной поддержки со стороны местных жителей, неопределенность отношений с ними, борьба с собственными предубеждениями и этноцентризмом);

    Сфера знаний, важных для понимания межкультурных различий (социальные установки на труд и собственность; пространственно-временная организация общения; отношение к иностранным языкам; ролевые структуры; индивидуализм/коллективизм; ритуалы и суеверия; иерархические структуры - классовые и статусные; личностные и социальные ценности);

    Когнитивные психологические процессы и явления, лежащие в основе межгрупповых различий (категоризация, дифференциация, этноцентризм, атрибуция, стиль приобретения знаний).

Примеры потенциально конфликтных ситуаций могут быть взяты из этнографической и исторической литературы, прессы, наблюдений самих разработчиков. Используется метод незаконченных предложений, где испытуемые формулируют возможные причины и последствия событий.
Проводятся также интервью с использованием методики «критического инцидента»: респондентов просят вспомнить события, в которых произошло что-то, что резко - позитивно или негативно - изменило их мнение о членах другой культуры

3.Заключение.

Великой мудростью в жизни является понимание того, что вы видите и воспринимаете мир иначе, чем его воспринимают другие. А великая задача в жизни заключается в том, чтобы научиться понимать людей. Ведь понять человека иногда не так просто. Некоторые из нас идут по жизни, принимая решения в зависимости от того, как только мы думаем – и никто другой. Мы часто действуем исходя только из наших представлений о том, как именно жизнь должна происходить и как другие должны действовать или реагировать на наши слова и дела. А когда дела идут не “по-нашему”, или окружающие нас люди действуют не так, как мы думаем – это приводит нас к разочарованию. Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы вы могли принять или понять чужую точку зрения. Как правило, в большинстве случаев мы считаем себя правыми в какой-либо ситуации. Иногда мы все-таки можем увидеть другую точку зрения, но, по большей части, последнее слово все равно остается за нами. Строить отношения с другими и понимать людей – одна из самых сложнейших задач в жизни. Это весьма непросто. Посмотрите на это так – мы все являемся частью большой семьи. Мы все абсолютно разные, и это делает жизнь очень интересной. Было бы вам интересно жить, если бы вас окружали только ваши двойники?

Список использованной литературы

    Еже Мелибруда «Я-Ты-мы» Перевод: Е.В.Новиковой

    Зигмунда Фрейда "Психопатология обыденной жизни"

    "Психология влияния" Роберта Чалдини

    http://psylib.org.ua/books/melib01/txt10.htm

Всем известно, что по своей природе человек является существом социальным. Это значит, что он постоянно должен общаться с себе подобными. И все же, большинство людей сталкивается с непониманием окружающих, или не понимают их самих. Таким образом, возникает вопрос, как научиться понимать людей? Почему одних всегда ждет любовь и уважение, внимание окружающих, а другие всю жизнь только мечтают об этом. Оказывается, секрет очень прост - люди правильно реагируют на окружающих и умеют понимать их в первом случае и сталкиваются с непониманием - во втором.

Причины непонимания

Разберемся вместе, как завоевать симпатию людей и научиться понимать их. Какова же причина непонимания вас окружающими? Прежде всего, у вас могут быть разные представления о том, как вы одеваетесь. Попробуйте посмотреть на себя со стороны и оденьтесь так, чтобы вы выглядели максимально просто. Но самое главное при этом отличать безвкусицу и дешевку от простоты.

Второй причиной этой проблемы может стать ваш характер. В народе говорят, что если будешь проще, к тебе потянутся люди. Но, насколько часто в жизни каждый из нас пользовался этим советом? Загляните к себе в душу и разберитесь, как часто вы испытываете затруднения и неловкость при общении с другими людьми. Найдите объяснение сложившейся ситуации и попробуйте с ней справиться. Если не получится с первого раза, не расстраивайтесь, лишь оступившись несколько раз, вы сможете узнать, как научиться понимать людей.

Еще одной причиной непонимания вас окружающими может стать незнание вами чего-либо. Вы предпочитаете отмолчаться вместо того, чтобы спросить об этом у друзей и знакомых, и не показаться глупее остальных. Никто не запретит вам молчать, а потом, обратившись к средствам массовой информации, спешить на поиски новых знаний. Это, конечно, похвально, но существуют и другие, более приятные и эффективные методы получения информации. Можно просто спросить у собеседника о том, чего вы не знаете, и, если он - адекватный человек, то без проблем поможет во всем разобраться.

Стать душой компании - просто

Не надо бояться разговора, если тема, предложенная вами, покажется окружающим неинтересной и бессмысленной. Если собралась компания друзей, не стоит напрягаться и подбирать какие-то сложные темы для беседы, они приходят сами собой. Разговор лучше начать с какой-то простой темы, чем задавать сложный вопрос и испытывать неловкие паузы в дальнейшем разговоре.

Для тех, кто задумывается над тем, как научиться понимать друг друга, есть маленький секрет: наиболее благосклонны окружающие к веселым людям, умеющим приукрасить беседу непринужденной шуткой. Но, надо обратить внимание, что именно на весельчаков, а - не шутов.

Если вы хотите стать душой компании, научитесь придерживаться своей точки зрения, не терять уверенности в себе, при случае вставить уместную шутку. Проследить это можно на примере ваших друзей, которые пользуются авторитетом в компании. Для того чтобы быть в центре внимания, им необязательно стоять на голове. Это самые обычные люди, отстаивающие свои убеждения и проявляющие уважение к мнению окружающих. Пробуйте сами осваивать эти приемы, с помощью которых люди начинают лучше понимать людей.

Но, иногда случается так, что у вас ничего не получается, как бы вы не старались, в то время, как у других – налицо положительные результаты, а не прилагаются никакие усилия. Может быть, секрет успеха в том, что они естественны и непринужденны. Пробуйте расслабиться, быть просто самим собой, необязательно менять свои взгляды и убеждения, просто выработайте уверенность в себе, поставьте себя на место другого человека и переживайте вместе с ним.

Что мешает понимать друг друга

Существует несколько факторов, которые являются основными точками преткновения на пути к взаимопониманию.

  • Спор - ненужная трата времени и сил, каждый останется при своем мнении.
  • Непонимание, из-за которого разгораются ссоры.
  • Отсутствие точки зрения. Понимание другого человека заключается в принятии его мнения.

У каждого человека преобладают свои ценности, разное воспитание и круг общения, поэтому порой вообще невозможно понять его психологию. Никогда нельзя говорить человеку, что он не прав, просто вы можете этого не понимать. Чтобы понимать мотивы чужих поступков, надо поставить себя на место этого человека, но не у каждого это получается.

Информация, предоставленная собеседником, состоит наполовину из его внутреннего состояния, остальная половина-тема разговора. Существуют различные курсы и тренинги, которые специализируются на чтении мимики человека, жестов и интонации. Данные знания также играют большую роль во взаимопонимании.

Теперь вы имеете представление о том, как научиться понимать близких вам людей и первых встречных. Важным шагом на пути к этому является преодоление внутреннего барьера, состоящего из страха, скованности, агрессии и некомпетентности. Очень сложно понять внутреннее состояние человека, но каждый из нас может овладеть искусством, которое поможет вам лучше понимать друг друга.