Психология шахматной борьбы. Психология шахматных ошибок Претенденты на корону и фатальные изъяны

Психология шахмат

Человек, это существо, которое на 80% движим эмоциями и только на 20% логикой. Попадая в ту или иную ситуацию, в первую очередь мы ощущаем эмоциональную реакцию нашего организма, и только когда первый всплеск проходит, включается наш мозг. В некоторых случаях именно эмоции помогают принять нужное и правильное решение, но чаще всего в напряженных и стрессовых ситуациях они нам не советчики. Психология - это достаточно тонкая сфера деятельности нашего организма и ею необходимо научится управлять, особенно когда дело касается такой настольной игры как шахматы.

Психология шахмат - это та область, которую стараются изучить и понять многие ученые. Для этого они анализируют не только игру, но и самих игроков. Шахматы - это логическая игра. В ней необходимо угадывать стратегию соперника, просчитывать наперед по нескольку ходов. Эта настольная игра является одной из самых популярных и одной из самых сложных. Что бы достичь победы нужно приложить максимум усилий. Партия в шахматы может длиться достаточно долго и многие специалисты сходятся на том, что для победы важна не только прекрасно отработанная стратегия. Но и позитивное психологическое мышление, а также умение принимать быстрые решения в тех ситуациях, которые выходят за рамки так хорошо продуманного плана.

Психологический тренинг

Психологический тренинг очень важен для игрока в шахматы. Дело в том, что если этот момент не учесть, то психика игрока может значительно пошатнутся. Когда он снова и снова будет попадать в ситуации, которые не вписываются его стратегию. Если к таким моментам человек не бывает психологически подготовлен, то это его застает врасплох, выбивает из колеи, игрок теряется и победа ускользает у него из-под носа. Современная психология шахмат говорит о том, что необходимо подготавливать себя к различным ситуациям, быть оптимистом, но в тоже время не исключать возможности поражения. Последний аспект особенно важен. Многие люди, которые играют в шахматы, изначально являются перфекционистами. Таково мнение ряда ученых. Они считают эту игру идеальной в плане математических расчетов и логического мышления. И когда у них не получается соответствовать уровню этой игры - получить победу, то это приводит их к депрессии. Поэтому всем, кто решил играть в шахматы и кто хочет получить от процесса удовольствие, а не головную боль и нервный тик, необходимо тренировать свою психологическую устойчивость. Как это сделать? Поэтапных шагов или методик вам не расскажет никто. Просто потому, что в готовом варианте их нет и для каждого они индивидуальны. Но благодаря опыту игроков, вы сможете найти для себя оптимальный вариант.

Как провести очередные выходные?!Представляем вашему вниманию самые интересные события ближайших выходных. 1. Матч "Московских чародеев" против "Орлов Армении" Несмотря на матчевые победы, ситуация в групп...


Дорогие друзья!. В турнире Арена для участников нашего клуба будет участвовать известный стример ММ Михаил Лушенков - приходите играть и регистрируйтесь на Twitch, чтобы увидеть свои...

Здравствуйте, после долгого отсутствия вдохновения идей для блога не появлялось... Но вот новая! Если вы любите атаковать, жертвовать фигуры и красочно заканчивать партию, любите активные позиции, фигурную игру, обоюдные атаки с игро...

Где я? Кто все эти люди? Зачем все это?. Такие вопросы десятками приходят мне в последний день, за который клуб Русского шахматного телевидения вырос почти троекратно. Не беспокойтесь. ...


Невероятная, эпохальная неделя в развитии шахмат! Такого еще не бывало!У нас так много новостей, что пришлось даже добавить в блог оглавление: Итоги турнира Twitch Rivals Анонс Летней серии ПРО Лиги Чемпионат мира по шахматам-960 и конкурс с...


В минувшую субботу, 23 марта 2019 года на сайте сайт состоялся онлайн блиц турнир Кубок Василия Иванчука, посвященный пятидесятилетию легендарного украинского гроссмейстера. В соревновании приняли участие 124 шахматиста разного уровня игры (о...


Выпуск Chess Team Ukraine TV от 10 03 2019. Все события Team Ukraine транслируются онлайн https://www.twitch.tv/uaartur


Срочные новости! Поможем российским шахматистам выиграть призы Про Лиги. Григорий Опарин и Сергей Григорьянц набирают в матчах с шахматистами Дели и Мумбаи по 4 очка из 4 возможных и попадают в голосование за лучшего шахматиста игрового...


Следующая интересная партия была признана лучшей в XXVII томе «Шахматного информатора». (Шахматы (Рига) 1981г. №1). Примечания гроссмейстера М. Таля


Дорогие друзья!Уже в эту пятницу 18 января с 21:00 по московскому времени начинается грандиозный массовый командный блиц-турнир, где любители шахмат смогут могут играть вместе с профессионалами против команд любителей из других стран. Кто играет...


Выпуск Chess Team Ukraine TV от 13 01 2019.


Сегодня 30 декабря состоится матч команды России против команды Исландии: Исландцы учатся шахматам в школах (обязательная программа). Отсюда и столь мощная сборная у такой маленькой по размеру населения страны. Ожидается что Исландия в...


Выпуск Chess Team Ukraine TV от 02 12 2018. Свежее видео на нашем канале Cамое популярное на Chess Team Ukraine TV Chess Team Ukraine TV. Досрочная победа в чемпионате буллет! Chess Team Ukraine TV. Все о шахматах...


Выпуск Chess Team Ukraine TV от 25 11 2018. Также смотрите Самое популярное на Chess Team Ukraine TV Кубок гроссмейстера Станислава Богдановича


Дорогие друзья! В нашей группе ChessTV по-русски в воскресенье 25.11 пройдет Большая Арена в честь матча на Первенство мира по шахматам. Она начнется в 17:30 и будет продолжаться до 21:30. Играем с контролем по три минуты на парти...


Youtube-канал Chess Team Ukraine TV был создан администраторами группы Team Ukraine @UAArtur и @AlexanderMatlak для освещения событий из жизни сообщества украинских шахматистов на игровой площадке сайт. На сегодня канал содержит...


Шахматы на протяжении своей многовековой истории периодически находят отражение в изобразительном искусстве. Именно взаимосвязи живописи с шахматами и посвящена данная статья. Произведения живописи отразили многие этапы в истории шахмат: процесс...


Выпуск Chess Team Ukraine TV от 05 11 2018. Комментарий - лучший подарок автору Также вы можете принять участие в выборе моей лучшей игры https://www.сайт/blog/UAArtur/the-best-game-of-october


Ключевые слова: саморегуляция, спортивная форма, спортивный результат, дебют, миттель­шпиль, эндшпиль, цейтнот.

Key words: Self-Regulation, sportswear, athletic performance, debut, middlegame, endgame, pressed for time.

Резюме. Статья посвящена особенностям психологи­ческой подготовки шахматистов высших разрядов к спор­тивным соревнованиям. Психологический анализ в статье переходит в педагогические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса как для спортсменов пер­вого разряда и кандидатов в мастера спорта России, так и для их тренеров.

Summary. The article concerns the peculiarities of psychological preparation shahmatis comrade-top bits of sports. Psychological analysis of the article goes into pedagogical recommendations on the organization of training process for both athletes and first-dass candidates for master of sports of Russia, and for their coaches.

Введение.

Трудна и многогранна деятельность тренера при подготовке своих учеников к шахматным соревно­ваниям. Необходимо максимально полно обладать информацией о будущих противниках, наметить точ­ные планы действий, дебютные построения, страте­гию миттельшпиля и эндшпиля, произвести детали­зацию знаний и умений ученика, создать рабочую модель соревнования и т. д. Но самое главное тре­неру необходимо «войти» в роль друга - психолога-наставника, поскольку нельзя переоценить роль психологической подготовки к соревнованиям. Даже проигрыш одной партии может привести к нервному стрессу. Соревнования бывают разные по цели, масштабу и степени психологической напря­женности: отборочные, контрольные, командные, матчи и т.д. Самыми сложными в психологическом плане являются матчи на первенство мира, т.к. накал борьбы очень высок.

Лучшими матчевыми бойцами были Эм. Ласкер, А.А. Алехин, М. М.Ботвинник, ГК.Каспаров. Соревно­вания принято также делить на тренировочные,

подводящие и кульминационные (главные). К глав­ному старту необходимо подходить через серию тренировочных, а затем подводящих соревнований. Количество стартов в этих соревнованиях опреде­ляет тренер, исходя из индивидуальных особенно­стей спортсмена.

Методы и организация исследования.

В исследовании проведены экспертный опрос, психологический и педагогический эксперименты на базе кафедры теории и методики ИИВС РГУФКСМиТ.

Результаты и их обсуждение.

Невозможно достичь высоких, стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно там проверяются потенциальные возмож­ности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки теоретической, спортивной и психо­логической подготовки, воспитываются волевые качества, проверяется спортивная форма. Высшая спортивная форма характеризуется состоянием наибольшей работоспособности и определяется комплексом компонентов подготовленности, в част­ности психологической подготовкой. Одной из при­чин, обуславливающей взлёт или падение спор­тивных результатов - это работоспособность ЦНС Она, в конечном счете, управляет всеми силами и возможностями человека. Психофизиологический настрой спортсмена напрямую связан с ЦНС, поэто­му очень важно регулировать режим тренировок и отдыха спортсмена, т.к. все они имеют разные темпы становления спортивной формы и динамику рабо­тоспособности ЦНС, что требует особого внимания тренера. Прежде всего, спортсмена надо подгото­вить к возможным отклонениям от моделирован­ных условий, неожиданным ситуациям и непредви­денным трудностям (например, М.Ботвинник и его тренер-секундант В.Рагозин играли под шум радио и курение папирос).

В процессе подготовки к соревнованиям важно осуществлять психолого-педагогические и психоло­гические воздействия:

  • свести к минимуму отрицательные психоги­гиенические воздействия: работать на преодоление психологической несовместимости;
  • организовать разнообразную культурно-массовую программу, отдых и развлечение спор­тсменов;
  • проводить лекции, беседы психологов о воз­можностях и перспективах самоуправления психи­ческим состоянием в процессе поединка;
  • организовать обучение спортсменов методике психорегуляции (например - вариантам аутогенной тренировки, методике самовнушения и пр.).

Необходимо учитывать не только точное время старта, но и возможную продолжительность сорев­нования, создавая у спортсмена мощный психоло­гический настрой на высокий результат в опреде­лённое время. Накануне старта обычно спортсмен ощущает высокую нервозность. Чтобы её снять рекомендуются занятия такими видами спорта как лыжи, настольный теннис, бадминтон, игра в фут­бол, плавание и т.д. Основой психологической под­готовки спортсменов является воспитание таких морально-волевых качеств как:

  1. Сила воли - самое главное волевое качество, достигается за счёт образования мощной мотива­ции для занятий шахматами.
  2. Трудолюбие, настойчивость, терпеливость. Воспитывается путем постепенного увеличения нагрузок, часто используется групповой метод выполнения упражнения, игровые моменты.
  3. Выдержка и самообладание. Психическая устойчивость спортсмена, его хладнокровие и само­обладание в самых сложных и трудных соревнова­тельных ситуациях - основа успеха в любом виде спорта, а в шахматах особенно.
  4. Решительность. Молниеносно изменяющаяся ситуация на шахматной доске требует мгновенной оценки и решительных действий, готовности пойти на обоснованный риск.
  5. Мужество и смелость. Выражают моральную силу и волевую стойкость человека, присутствие духа в опасной ситуации, готовность смело и реши­тельно бороться за достижение благородной цели.
  6. Уверенность в своих силах. Это качество-главная основа бойцовского характера. Необходимо укреплять у спортсменов веру в свои силы - это поможет овладеть новыми тренировочными нагруз­ками и добиться успехов в соревнованиях, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в себе.
  7. Дисциплинированность. Это умение подчи­нять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Большое значение для воспитания дисциплины имеет соблю­дение тренировочного и гигиенического режима, в том числе полный отказ от курения и алкоголя.
  8. Воля к победе. Проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена, но, вместе с тем, необ­ходимо специально укреплять волю к победе. Борь­ба за спортивную честь команды и коллектива в зна­чительной мере усиливает стремление победить.

Помимо воспитания волевых качеств, необходи­мо изучать творчество своих потенциальных сопер­ников, их психологические особенности. Чем лучше спортсмен знает своего противника, тем легче ему бороться с ним.

Тренируясь в моделированных условиях пред­стоящего соревнования, необходимо подготовить спортсмена к возможным отклонениям от обыч­ных условий, неожиданным ситуациям и непред­виденным трудностям. Трезвая оценка ситуации и убежденность в ее преодолении - основа спортив­ного мастерства. Спортсменам необходимо знать, что преувеличенное восприятие трудностей может достигать таких крайностей, при которых возника­ет не только сомнение, но и страх. Поэтому очень важна психическая устойчивость. Еще Марк Авре­лий утверждал, что: «Перестрой отношение к вещам, которые тебя волнуют, и ты будешь от них в безопас­ности». Главное никогда не падать духом. Как прави­ло, причина поражения - это потеря психической устойчивости. Нужно научиться отражать психи­ческие атаки противника, но самому относиться к соперникам с уважением и добротой. Некоторые тренеры, стараются создать тепличные условия для своих воспитанников. Это неправильно. Здесь умест­но вспомнить слова И.П. Павлова: «Тепличная обста­новка при воспитании может привести к тому, что человек с сильной нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Каждый тренер должен понимать, что для того, чтобы воспитать в своем ученике различные спортивные и психологические качества, он сам должен обладать ими в полной мере. Воспитывая других - совершенствуйся сам!

И еще одно. Очень важно воспользоваться сове­тами спортивного психолога. «Шахматы - это не только сложная игра, но и борьба характеров, лич­ностей, интеллектов. Поэтому на ход шахматной партии действуют разнообразные факторы, в зави­симости от сильных и слабых сторон спортсменов, психологических особенностей партнеров. И многие проблемы, проявляющиеся в шахматной игре, имеют психологический характер (потеря концентрации внимания, ощущение ответственности, недооценка собственных сил, переоценка сил соперника, сни­жение продуктивности мыслительной деятельности в условиях цейтнота и т.д.).

Задача спортивного психолога - помочь шахматисту накопить такой запас воли, кото­рый поможет одержать победу над самим собой в самых сложных ситуациях, когда мышлению начинают мешать сомнения и страх.

При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных осо­бенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стра­тегию предсоревновательного и соревновательного поведения - это тоже область деятельности спор­тивного психолога.

Шахматы - один из самых сложных видов спорта по качеству и количеству психических нагрузок, поэтому так необходимо помимо освоения мето­дик саморегуляции вводить занятия с физически­ми нагрузками (бег, подвижные игры). Оптимально подобранные физические нагрузки положительно влияют на самочувствие, они придают уверенность и снимают психологическое напряжение, которое обычно накапливается за период участия в сорев­нованиях.

Несомненно, помимо тренера на спортивную жизнь своих детей большое влияние оказывают родители. Поэтому хорошо, если психолог взаимо­действуют с родителями спортсменов, в не зависи­мости от возраста спортсмена. Не всегда родители адекватно реагируют на проигрыши и выигрыши своих детей. И некоторые спортсмены испытыва­ют на себе негативную реакцию своих родителей, которые считают, что жесткий авторитарный стиль воспитания и постоянные порицания вплоть до окриков и «срывов» на своих детей за проигрыши, могут простимулировать к упорным занятиям детей. Однако, в первую очередь, результатом будет сниже­ние самооценки, уверенности в себе и понижение мотивации к достижению победы (и как противопо­ложность - будет формироваться мотивация избега­ния неудачи).

Но есть и другая крайность. Отрицательное вли­яние на соревновательный результат детей также оказывает гиперопека со стороны родителей, вслед­ствие которой в стрессовой, неопределенной ситу­ации спортсмен будет теряться, вместо того, чтобы обращаться к собственным ресурсам. Зачастую на соревнованиях некоторые родители слишком опе­кают своих детей, мешая мобилизоваться и войти в нужное состояние, а тревога, волнение родителей на турнире может передаваться детям. Поэтому пси­холог проводит консультации родителей, рассказы­вая, как они могут помочь детям в их спортивной жизни, как оказывать поддержку на соревнованиях, помогать переживать горечь поражения и быть союзниками в этом нелегком спортивном деле.

Большая результативность психологической работы достигается, если психолог сотрудничает не только со спортсменом и его родителями, но и с тренером, т.к. тренер - главный человек в спортив­ной жизни своего спортсмена. Зачастую приходится вырабатывать эффективные способы секундирования спортсмена, чтобы успокоить или, наоборот, активизировать спортсмена, и правильно подобран­ные слова, звучащие из уст тренера играют очень важную роль не только при настрое перед сорев­нованием, но и при обсуждении результатов игры. Ведь словом можно вдохновить, а можно и способ­ствовать уменьшению веры в себя. Поэтому, зная психологические особенности спортсмена (темпе­рамент, сила нервной системы, движущие моти­вы и т.д.) индивидуально к каждому можно найти эффективный подход, который будет сказываться на профессиональном росте спортсмена. Хорошо, когда «заказ» психологу о работе со спортсменом исходит именно от тренера, который лучше, чем другие знает своего подопечного и особенности его предсоревновательного и соревновательного поведения, тогда психологический контроль идет совместно с тренером, помогая психологу выраба­тывать оптимальные пути достижения поставленных целей. Поэтому взаимодействие тренера и психо­лога является оптимальным, ведь цель у них одна - успехи спортсменов.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что для достижения максимального спортивного результата в подготовке шахматистов необходимо гармоничное сочетание трех составляющих: технико-тактической, физической и психологической.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, осно­ванных на содержательном обобщении. -Томск: Пеленг, 1992, 112 с.
  2. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. ДБ. Эльконина, А.Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. Общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.- 136 с.
  3. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. - М.: Физкультура и спорт, 1981.- 183 с.
  4. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 272 с

Все мы смотримся в шахматы, как в зеркало, и они показывают нас такими, какими мы есть, а не какими хотим казаться.
Григорий Санакоев

Человек действует в жизни подобно тому, как двигает фигуры на доске, тут нечего добавить. В каждом ходе видна сущность характера.
Альберт Санчес Пиньоль. В пьянящей тишине

Шахматы, подобно музыке, или любому другому искусству, способны делать человека счастливым.
Зигберт Тарраш

Шахматы - это целительный пластырь на тысячах уколах судьбы.
Макс Вайс

Высокая самооценка

Шахматы ведут к духовности, так как они заставляют нас понять, что существует борьба между двумя силами – белыми и черными, которые символизируют добро и зло, положительное и отрицательное. Они дают понять, что у каждого из нас своя роль, но разные способности: пешка, дама или ферзь, но в зависимости от своего нахождения все мы, даже простые пешки, можем поставить мат.
Бернар Вербер. Последний секрет

Шахматы дают нашим мыслям совсем другое направление. Они так далеки от всего человеческого… от сомнений и тоски… это настолько абстрактная игра, что она успокаивает. Шахматы - мир в себе, не знающий ни суеты, ни… смерти.
Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы

– Отвлекает. Шахматы гораздо совершеннее карт. В картах все зависит от случая. Они недостаточно отвлекают. А шахматы – это мир в себе. Покуда играешь, он вытесняет другой, внешний мир. – Профессор поднял воспаленные глаза. – А внешний мир не так уж совершенен.
Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка

Я думаю, каждый из нас в разные периоды жизни становится пешкой или слоном, конем или ладьей, королем или королевой. Можно все время быть пешкой, а можно попробовать стать королем.
Гай Ричи

Ради свободы передвижения, пешка способна на многое, даже на то, чтобы стать ферзем.
Александр Пашинин

Слабости характера обычно проявляются во время шахматной партии.
Гарри Каспаров

«Шахматы облагораживают человека, так как они полны разочарований».
(Савелий Тартаковер)

Шахматы не для слабых духом.
Вильгельм Стейниц

Белые начинают… Черные мстят.
Игорь Карпов

На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера.
Иван Степанович Конев
(1897-1973),
Маршал Советского Союза

Из шахматных наблюдений: фигура долго бездейвствовавшая, внезапно может отбрести страшную силу. Для этого нужно, чтобы партия продолжалась.
Владимир Леви. Куда жить

Будучи психотерапевтом и специалистом в области психологии спорта, Джузеппе Сгро подчеркнул этическое измерение игры в шахматы: человечность, соблюдение правил, уважение другого человека, воспитание ответственности. «Все это, – подчеркнул психолог, – может быть передано на невербальном уровне нашим детям уже в раннем возрасте и может стать реальным противостоянием проблемам детской агрессивности и издевательств над сверстниками».

Жизнь - не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

Атакую…
- Если атака идет как по маслу - значит, впереди засада.
- Угу. А это-то откуда?
- Из жизни. Так… Е-3, Ж-5.
- Так, ну, у нас всё идёт по плану.
- А если всё идёт по плану - значит, о нём знает противник!
Номер сезона: 1
Номер серии: 1
Честь имею!

Все гроссмейстеры ненормальны. Они отличаются лишь степенью своего помешательства.
Виктор Корчной

С периодом политического угнетения одни ищут в шахматах забвения от повседневного произвола и насилия, а другие черпают в них силы для новой борьбы и закаляют волю.
Александр Александрович Алёхин

Весь этот мир - шахматы (если только, конечно, это можно назвать миром). Это одна большая-пребольшая партия. Ой, как интересно! И как бы мне хотелось, чтобы меня приняли в эту игру! Я даже согласна быть Пешкой, только бы меня взяли… Хотя, конечно, больше всего мне бы хотелось быть Королевой!
Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье

«Свойства идеального чемпиона мира можно схематично изобразить в виде квадрата, в котором, как известно, все стороны равны. Одна сторона — природное дарование, вторая сторона квадрата — разносторонняя теоретическая подготовка, точность расчета и мастерство анализа — то, что в сочетании с талантом и создает искусство игры. Первые две стороны квадрата характеризуют шахматиста-художника. Третья сторона квадрата — это безупречная спортивная форма: превосходное здоровье, железные нервы, и как следствие этого, воля к победе, выдержка, вера в себя. Четвертая сторона — спортивная: продуманный режим, умение понять сильные и слабые стороны самого себя и противника, дабы использовать такое знание для подготовки победы».
Василий Николаевич Панов (1903-1973), мастер по шахматам, журналист, автор многих шахматных книг.

Ласкер говорил: «В шахматах — есть элементы науки и искусства, но те и другие подчинены основному — борьбе!». Ласкер призывал игроков быть твердыми в борьбе: «Мне удалось спасать восемь или девять партий из десяти, которые авторитеты объявляли проигрышными, но я сам не считал их безнадежными даже в самый критический момент. Шахматы — это борьба между людьми, а не между фигурами, и ошибка — такая же составная часть партия, как и ее ходы». Ласкер видел в шахматах надежное средство воспитания: «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. И кто хочет воспитать в себе способность самостоятельно мыслить в шахматах, тот должен избегать всего, что в них мертво, надуманных теорий, которые опираются на очень немногие примеры и на огромное количество размышлений; привычки избегать опасности, привычки играть с более слабым противником; нежелания сознаваться в своих ошибках».

«Шахматы похожи на жизнь, только жизнь — тотальная война, а шахматы — война ограниченная».
Роберт Фишер

НАД ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ

И если сердце съедено тоской,
И если в нем не заживает рана, —

Здесь тот же мир, но только без обмана.

И если страстью, горькой, роковой
Терзаем ты без отдыха и срока, —
Склонись скорей над шахматной доской:
Здесь тоже страсть, но только без порока.

И если ты, замученный борьбой,
День ото дня томишься безысходней, —
Склонись скорей над шахматной доской:
И здесь борьба, но только благородней.

И если силу, радость и покой
Взяла она, та, что подобна лани, —
Склонись скорей над шахматной доской:
И здесь любовь, но только без страданий!

Шахматист должен научиться бороться с утомлением и с плохим настроением, уметь освобождаться от волнений, связанных с шахматными «неприятностями», неизбежными на трудном спортивном пути. Он должен научиться создавать необходимую психологическую настроенность и вырабатывать стойкость. Этого можно добиться только укреплением своей воли.

Хорошее настроение, психологическая настроенность - непременные спутники шахматного успеха. Неверие в свои силы, вялость, пессимизм несовместимы с шахматной формой.

Нервно - психологическая подготовка к соревнованиям, включающая в себя активный отдых, отработку точности расчета вариантов и другие элементы, прежде всего должна содействовать укреплению уверенности в своих силах, убежденности в своем превосходстве над силами противника.

Поучительный пример психологической подготовки к матчу с Хосе-Раулем Капабланкой продемонстрировал А. Алехин.

В статье «Нью-Иоркский турнир 1927 г. как пролог к борьбе в Буэнос-Айресе за мировое первенство», открывающей сборник партий этого выдающегося соревнования, А. Алехин глубоко и критично анализирует творчество Капабланки, указывая уязвимые стороны его игры. «Лишь тогда мне стало совершенно ясно, как преувеличены всеобщие восхищения, которыми приветствовали качественные достижения Капабланки в Нью-Йорке. Шахматная машина? Чемпион всех времен? Какие абсурдные утверждения об игроке», писал Алехин с целью не столь разубедить других, как окрылить себя, создать твердую уверенность в своей победе.

Перед матч-реваншем с М. Талем в конце 1960 г. М. Ботвинник весьма трезво и объективно оценивал недостатки в спортивной форме своего будущего соперника. Результат предстоящего матча, казалось, не вызывал у него сомнений.

Весьма интересной в психологическом отношении была спортивная борьба в финальном соревновании претендентов в 1965 и 1968 гг. В процессе подготовки к матчу с М. Талем (1965 г.) Б. Спасский и его тренер И. Бондаревский подготовили для М. Таля ряд «психологических» сюрпризов. Первый из них смелая контратака Маршалла в испанской партии. Ценой жертвы пешки М. Таль был поставлен в положение защищающегося, Таль привык вести дерзкую атаку, а тут скучная и изнурительная оборона (да еще при игре белыми). Второй ощутимый психологический удар - длительный «ничейный» прессинг, рассчитанный на лучшее физическое состояние и более крепкие нервы Спасского, оказался правильным.

Психологическая стойкость - весьма ценное для шахматной спортивной формы качество. Уметь играть энергично, зло и бескомпромиссно даже после поражения - удел далеко не каждого. К этому себя надо серьезно готовить. Следует помнить, что психологическая настроенность - жажда достижений и уверенность в них - естественно усиливают физиологический тонус. Только при таком сочетании возможны максимальная продуктивность и успех. Но в состоянии подъема и наибольшего вдохновения находиться все время нельзя. Оно таит в себе и опасность, как всякая выигрышная партия, о которой Э. Ласкер метко сказал: «Самые опасные позиции- выигрышные! При них и бывают такие психологические срывы, как головокружение от успехов, потеря бдительности. Каждый крутой подьем чреват падениями!»

В шахматах за такими примерами далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы последний финальный матч претендентов. В. Корчной пришел к нему в наилучшей форме. Победы над Решевским и Талем говорили сами за себя! И вдруг... срыв и почти разгромное по-ражение от Б. Спасского. Многие не узнавали в этом матче обычно упорного и изобретательного гроссмейстера.

Такие колебания формы, взлет и падение неизбежны. Величину амплитуды этих колебаний в известной степени можно и нужно регулировать психологической подготовкой к каждому спортивному рубежу.

Творческие возможности шахматиста зависят прежде всего от состояния его центральной нервной системы, Шахматисту, даже самому опытному, знакомо волнение, каждый раз наступающее перед турнирной или матчевой партией. Если такое волнение в меру, то это нормальная психологическая реакция нервной системы. Но часто бывает, что это состояние не проходит в течение всей партии, и тогда оно отрицательно сказывается на качестве игры,

Бывает немало случаев, когда, испытывая недостаток времени на обдумывание, нервы играющего совсем сдают, и он может совершить трагикомические поступки.

В одном из довоенных чемпионатов Ростова-на-Дону произошел занятный случай. Во время обоюдного цейтнота один из играющих вскочил со стула и, обращаясь к зрителям, истошным голосом закричал: «Какими я играю?». Такие слу-чаи, конечно, редки, но не-избежных промахов в состоянии нервного перевозбуждения сколько угодно.

Как же справиться с разбушевавшейся нервной системой? Как научиться преодолевать психологические барьеры?

Вопросы психологической подготовки весьма важны и ждут больших исследований. В области других видов спорта, особенно в легкой и тяжелой атлетике, специальные изыскания ученых научно-исследовательского института физической культуры уже дали положительные практические результаты. Например, создана специальная установка для наблюдения за состоянием технической и психологической подготовленности штангистов. Подходя к установке, штангист, так же как и в соревнованиях, выполняет ряд движений тестов. Показания приборов обрабатываются, и ученые совершенно точно могут сказать, готов ли штангист к соревнованиям.

Интересны приемы тренеров, помогающие их ученикам преодолеть психологический барьер. Вот один из них. Он называется «иллюзорный обман». Для того чтобы приучить прыгунов к высоте, тренер сближает стойки, на которых покоится планка. От этого будет казаться, что планка находиться выше, но зато потом, на соревнованиях, высота не будет пугать спортсмена.

Самый опасный враг для всякого спортсмена - усталость. Она вызывается как мышечным, так и нервным напряжением. Только настоящий спортсмен огромным напряжением воли сумеет преодолеть «мертвую» точку, когда все силы на исходе и легкие, казалось бы, уже не могут обеспечить надлежащую доставку кислорода. В какой-то момент наступает так называемое «второе дыхание». Спортсмен вдруг начинает чувствовать себя легко и свободно.

Победа над «мертвой» точкой лишь один из примеров самовнушения.

Тренировка самовнушением открывает большие возможности перед каждым спортсменом. Это можно подтвердить, в частности, таким примером: канадский атлет Рой Бьюмонт однажды подверг себя испытанию на выносливость. После 312 приседаний казалось, что сил больше нет. Но он сказал себе: «Ты сумеешь сделать гораздо больше. Ведь это совсем нетрудно. Ну же, смелее!». Самовнушение помогло, и Р. Бьюмонт сумел сделать около трех тысяч приседаний.

Этот пример лишний раз подтверждает, какие еще не испытанные резервы таятся в организме.

С помощью тренировки самовнушением можно воздействовать на эмоциональное состояние спортсмена, изменить его мышечную силу, температуру тела, вселить уверенность перед стартом. Иначе говоря, человек получает самую великую власть - власть над собой.

Несомненно, самовнушение - один из перспективных и важных разделов психологической подготовки шахматиста. Но это еще, к сожалению, почти неисследованная область.

Вопросы психологической подготовки шахматиста заслуживают большого внимания, В этой области первые и весьма полезные шаги сделал гроссмейстер Н.Крогиус. Много интересного и нужного для себя найдет молодой шахматист в его книге «Человек и шахматы». Поучительны также советы опытного гроссмейстера и психолога по развитию устойчивости внимания шахматиста.

«Неустойчивость внимания характерна также отказом от поисков скрытых, оригинальных возможностей в позиции. При этом шахматист часто доверяет первоначальной, порой поверхностной оценке или расчету.

Все ему кажется ясным и простым. Поэтому нередко неустойчивость внимания сочетается с такими чертами характера, как излишняя самоуверенность и легковесность.

Неустойчивость внимания связана с определенными особенностями мышления.

Такой шахматист зачастую больше доверяет интуитивной общей оценке или мгновенному «видению» вариантов, чем обстоятельному логическому анализу. Подобная манера игры, правда, как правило, избавляет от цейтнотов, но зато существенно сужает творческий диапазон шахматиста.

Как избавиться от этого недостатка? Вероятно, первопричина его кроется в индивидуальных свойствах характера. Необходима работа по воспитанию выдержки и решительности при выборе хода.

Полезным средством является чтение шахматной литературы, решение композиций без доски, а также тренировочные партии «вслепую». При игре «вслепую» повышается необходимость более концентрированного внимания к положению фигур на доске и к каждому возникающему замыслу. Представление «в уме» бледнее зрительного восприятия, но поэтому и повышается контроль за принятием решения, требуется особая тщательность, аккуратность обдумывания.

На основании собственного опыта могу посоветовать контролировать себя во время партии постановкой мысленного вопроса: «Не слишком ли поспешно я оценил позицию, план, идею? Не слишком ли рано закончил рассмотрение варианта?...»

Касаясь борьбы с «узостью» внимания, выражающуюся в просмотре «промежуточных» ходов и неожиданных ответов противника на «второстепенных» участках доски, Н.Крогиус рекомендует тренировочные блиц-партии, которые и на наш взгляд, совершенно не-заслуженно были отнесены некоторыми нашими авторитетами в разряд «вредных». «При игре «блиц» быстрая смена ситуаций не создает достаточных предпосылок к излишне углубленному анализу какого-то отдельного плана, а, наоборот, как правило, требует постоянной перестройки, переключения внимания на разрешение вновь возникающих проблем по всей доске.

Кроме того, на основании своей тренерской практики считаю возможным высказать предположение, что благоприятное влияние на расширение объема внимания шахматиста оказывают сеансы одновременной игры, особенно с часами при сокращенном контроле времени (сеанс на 8 - 10 досках, контроль 45 - 60 минут на 40 ходов).

Положительные результаты дали и первые опыты показа шахматистам 1-го разряда и кандидатам в мастера сложных позиций. После 10-секундного рассмотрения доска убиралась и предлагалось восстановить позицию, а также дать общую характеристику борьбы на каждом из флангов в отдельности...».

Для успешной игры в длительных шахматных соревнованиях необходимо создавать себе возможность для отдыха - временного покоя для центральной нервной системы,

При умственной работе мозг, как правило, не может полностью отключиться, даже если работа окончена. Шахматисту после напряженной игры очень трудно «выкинуть из головы» все ее перипетии. Он долго не может успокоиться, заснуть. Виной всему господствующий участок возбуждения в коре головного мозга - доминанта, продолжающая действовать как бы по инерции и притягивающая к себе возбуждения из других участков нервной системы. Доминанта длительное вре-мя сохраняет напряжение нервной системы и истощает ее. Иногда это напряжение сохраняется и во время сна, обычно вызывающего разлитое торможение коры головного мозга и обеспечивающего ей отдых.

Для того чтобы справиться с непокорной доминантой, нужно противопоставить ей еще более сильное воздействие - новый господствующий участок возбуждения в коре головного мозга. Здесь на помощь приходят физические упражнения, любимый труд, пешие прогулки и спортивные игры, особенно если они вызывают эмоциональный подъем. Они-то и смогут «утихомирить» доминанту. Хорошую службу шахматисту в этом отношении может сослужить и увлечение музыкой. Любимые мелодии- лучшая разрядка после на-пряженной игры для Т. Петросяна, В Смыслова и многих других гроссмейстеров.

М. Тайманов пишет: «музыка - это отдых от шах-мат».

Совершенствующемуся шахматисту надо укреплять волевые ка чества. Можно привести множество примеров, когда отсутствие должной организованности и волевой собранности приводило к досадным спортивным срывам.

В одной из партий международного турнира в Сараево гроссмейстер Ивков попал в сильный цейтнот и допустил грубую ошибку. Его партнер, немецкий мастер Питч, мог немедленно форсировать мат. Несмотря на то, что у немецкого мастера было еще 25 минут на обдумывание, он нервничал больше своего соперника. Поторопившись с ответным ходом, Питч умудрился сам получить мат. Таких примеров можно привести множество.

Во всех этих случаях шахматисты не справились с разбушевавшейся доминантой, хотя имели для этого вполне достаточно времени. Усилием воли следовало бы «оторваться» от доски и в течение 3 - 6 минут полностью отключиться от расчета вариантов, «остыть», стремясь «погасить» очаги возбуждения в коре головного мозга. Для этого полезно встать из-за доски, немного пройтись, постоять у окна или хотя бы посидеть за доской, закрыв глаза, и заставить себя поду-мать о чем угодно, только не о шахматах.

Конечно, все это не так просто, как кажется. Только систематически тренируя свою волю, нервную систему, можно приучить себя использовать во время многочасовой напряженной шахматной работы каждую свободную минуту для отдыха мозга - торможения очагов возбуждения в его коре.