Развитие речи у ребенка: артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика для малышей В каком возрасте артикуляционная гимнастика наиболее эффективна

Марина Суздалева

Мамы, всерьез занимающиеся развитием речевых навыков своих детей, знают, что формирование и становление речи во многом обусловлено уровнем развития мышц артикуляционного аппарата. В логопедической практике существуют специальные комплексы упражнений, направленные на тренировку мышц, входящих в артикуляционный аппарат, а именно губ, языка, щек, челюстей, неба и т.д. Такие комплексы упражнений получили название артикуляционная гимнастика .

Помимо тренировки и укрепления мышц артикуляционного аппарата, в ходе данной гимнастики отрабатываются необходимые компоненты составляющих артикуляции звука, тем самым происходит коррекция неправильного произношения.

Когда и как делать артикуляционную гимнастику

Артикуляционной гимнастикой можно заниматься с детками в возрасте примерно от 2-х лет с целью профилактики нарушений звукопроизношения, а в более старшем возрасте для корректировки уже имеющихся нарушений.

Важное условие эффективности логопедической гимнастики – регулярность. Лучше всего проводить короткие упражнения для губ и язычка несколько раз в день буквально по несколько минут. Желательно делать это перед зеркалом, обращая особое внимание на соблюдение техники выполнения упражнений. Во время выполнения движений артикуляционной гимнастики не следует излишне напрягать мышцы артикуляционного аппарата и сопровождать упражнения лишними движениями. Важна плавность и четкая координация движений губ, языка и других органов артикуляции.

Для детей раннего возраста упражнения артикуляционной гимнастики необходимо сопровождать игровым компонентом, чтобы повысить мотивацию ребенка к правильному выполнению движений. Например, Вы можете вместе:

  • надувать щеки как хомячки
  • вытягивать губы трубочкой как хоботок у бабочки
  • фыркать как лошадка и т.д.

Игровые упражнения для артикуляционной гимнастики

Варенье

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Широким передним крем языка нужно облизать верхнюю губу (язык двигается сверху вниз), затем язык втянуть в рот, к центру неба.

Внимание! При втягивании боковые края языка скользят по зубам, кончик языка поднят. Нижняя челюсть неподвижна, губы не натягиваются на зубы.

Качели

Рот открыт. Губы — в улыбке. Широким языком выполнять следующие движения:

— поднимать к верхней губе и опускать к нижней губе;

— вставить между верхними зубами и губой, потом между нижними зубами и губой;

Пирожок

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Высунуть широкий язык, подняв его боковые края вверх (при этом посередине языка образуется продольная впадина). Удерживать такое положение языка на счет от 1 до 5.

Внимание! Губы неподвижны.

Снежинки

Губы растянуты в улыбке. Удерживая широкий кончик языка на нижней губе сдувать ватку или перышко.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Внимание! Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Щеки не надуваются, струя воздуха узкая, идет по средней линии языка.

Чистим зубки

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке, зубы видны. «Чистим» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения из стороны в сторону, затем сверху вниз.

Внимание! Губы неподвижны. Язык движется у десен, а не скользит по верхнему краю зубов.

Маляр

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. «Рисовать» на небе широким кончиком языка, делая движения назад — вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).

Внимание! Язык не сужается, доходит до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывается изо рта, губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть неподвижна.

Достань язычком до кончика носа

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Широкий язык поднимать к носу, одновременно прижимая его к верхней губе.

Внимание! Язык не сужается, губы и нижняя челюсть неподвижны.

Фокусник

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. На кончик носа положить ватку. Сдувать ее, удерживая язык в положении — боковые края и кончик подняты, средняя часть спинки языка прогибается вниз.

Внимание! Нижняя челюсть неподвижна, губы не натягиваются на зубы, ватка летит вверх.

Выполняйте по 2-3 упражнения из предложенного комплекса артикуляционной гимнастики несколько раз в день.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в этом видео:

Вам также может быть интересно:

А Вашему малышу нравится делать зарядку для язычка? Поделитесь в комментариях!



Написание этой статьи вызвано многочисленными просьбами и вопросами, с которыми родители обращаются ко мне. Очень часто задают вопросы: «Как заставить малыша говорить?», «Как помочь речевому развитию годовалого ребенка?», обращаются с просьбой: «Помогите разговорить малыша»

Пока ваш малыш совсем маленький, вы общаетесь с ним на уровне гуления, лепета, кряхтения «агу», «угу», гу-гу», «ма» и т.п. И в первые дни и месяцы все совершенно чудесно и замечательно. Малыш все это охотно повторяет. Естественно, что новоиспеченные родители в восторге - их чадо начало говорить. Но хочу вас разочаровать, все эти звуки, лепетные слова - не что иное, как подражание взрослому (формирование начатков отражательной формы речи). Для малыша совсем нетрудно произнести губные звуки «п», «м», «б», заднеязычные «г», «к», «х», гласные.

Видя артикуляцию родителей и слыша простые звуки и звкусочетания, он легко их воспроизводит самостоятельно. А вот для того, чтобы дело сдвинулось дальше, необходимо осознанное восприятие языковых единиц.


Слово - это языковая единица. И малыш учится пользоваться этими языковыми единицами для обозначения предметов и явлений. Сначала он усваивает название предмета, затем - обозначение его действия, признаков. Только потом - введение в речь все более сложных слов и словосочетаний. Построение сначала простых, а затем сложных предложений. И, наконец, умение сочинять истории, пересказы по картинкам, чтение и воспроизведение литературных произведений, описания.

Самой первой ступенькой речевого развития малыша будет воспитание потребности речевого общения.

Что же это такое, потребность в речевом общении?

Малыш учится понимать, что для нормального взаимодействия с взрослыми ему необходимо овладеть их языком, т.е. словесно обозначить свои просьбы, желания, потребности.

Как воспитывать?

1. Пытаясь объяснить с помощью слов и жестов.
2. Показывать на собственном примере.
3. Всегда пробовать вызвать ответную реакцию ребеночка.
4. Давать ему возможность высказаться.
5. Терпеливо ждать употребления этой самой «языковой единицы».
6. Помогать учиться пользоваться речевым аппаратом для общения.

Развиваем речь малыша

Начинать развивать речь ребенка необходимо как можно раньше. Как только вы его увидели и «познакомились», общение должно быть постоянным.

Развитие речевого общения в 2-4 месяца

Когда малышу исполнится 2 месяца, можно начинать занятия по стимуляции его голосовых реакций и речевой активности. Занятия проводятся по 1-1,5 минуте 3-5 раз в день.

Двух-, трехмесячный ребенок подолгу певуче гулит, а на ласковое обращение к нему взрослого отвечает общим оживлением, радостными звуками. В этот период, для того чтобы вызвать у ребенка гуление, достаточно создать общую положительную эмоциональную настроенность.

Если ребенок мало или совсем не гулит, то надо вызвать у него гуление. Его вызывают ласковым голосом или пением. Сначала дайте ребенку возможность прислушаться к нерезким, приятным звукам голоса.

Научить его вслед за вами произносить звуки гуления можно, когда у него есть зрительное и слуховое внимание. Поэтому важно, чтобы во время «занятия-общения» малыш смотрел на ваше лицо. Медленно произносите звуковые сочетания а, агы, гу и т.д., широко открывая рот, чтобы ребенок видел артикуляцию. Если же все-таки малыш до 3-4 месяцев не повторяет эти движения, то можно ему помочь пассивно выработать подражательную реакцию. Легко поглаживая губы крохи, в определенном ритме в момент произнесения вами звука открывайте рот ребенка. Этот прием надо повторять в течение дня 4-6 раз.

В результате произнесения первых непроизвольных звуков у ребенка развивается артикуляционный аппарат, слуховое сосредоточение. А это, как известно, служит предпосылкой развития речи ребенка, умения воспринимать слово взрослого.

На четвертом месяце важно продолжать развивать у ребенка голосовые реакции. Например, взрослый называет малыша по имени, меняя свое местонахождение и интонацию, побуждая малыша тем самым к радостному оживлению, к активному произнесению звуков.

Развитие речевого общения в 4-6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев как можно чаще используйте игры–подражания. Они необходимы для развития артикуляционных навыков, слухового внимания, эмоционального общения с малышом и поддерживают развитие лепета. Это совместные «разговоры», в которых вы активно и отчетливо произносите повторяющиеся слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Следите, чтобы ребенок видел ваше лицо во время такого «разговора», общайтесь очень эмоционально, слушайте «высказывания» малыша, кивайте и давайте ему понять, что вы его понимаете. Постарайтесь определить «любимый» звук ребенка, который он чаще всего повторяет, и активно используйте его в «диалогах». Когда ребенок начнет повторять звук за вами, постепенно вводите в «разговоры» и новые звуки (сначала гласные).

При уходе за ребенком не забывайте постоянно «оречевлять» все происходящее, называйте части тела малыша, предметы одежды, игрушки и т.д.

Говорите о себе в третьем лице, когда ухаживаете за малышом и общаетесь с ним: «Сейчас мама даст сок», «Мама оденет», чтобы ребенок связывал образ матери со словом «мама».

Очень полезно при общении с малышом использовать различную интонацию. При общении и «разговорах» с малышом поизносите слоги, которые он использует в лепете, с различными интонациями: удивленно, радостно, вопросительно, спокойно и т.д.

К 5-6 месяцам ребенок начинает произносить слоги. Он подолгу повторяет: ба-ба-ба, да-да-да и т.п. Это не только забава: малыш слушает себя, что важно не только для развития органов речи, но и для формирования речевого слуха.

Чтобы поддержать лепет малыша, подхватите произнесенные им звуки, и ребенок будет вторит им. Так постепенно формируется способность подражать речи взрослого.

Развитие речевого общения в 6-12 месяцев

С 6-7 месяцев у ребенка развивается способность понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослым. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать; например, когда надо взять ребенка из кроватки, приговаривайте: «Дай ручки, маленький» и маните его к себе.

Поднося его к предметам, находящимся в комнате, назвать их. После нескольких таких «уроков» ребенок научится поворачивать голову и находить взором то, о чем говорит взрослый. Для того, чтобы название предмета связывалось у ребенка именно с самим предметом, а не с местом, где он находится, нужно переместить этот предмет на глазах у ребенка. Теперь он ищет взором именно его, поворачивает головку направо, налево и радостно улыбается, наконец-то найдя игрушку. Постепенно малыш запоминает членов семьи: «Где мама?», и он отыскивает глазами маму, тянется к ней. «А где папа?» (бабушка, дедушка) - он отыскивает глазами отца.

Стремясь развить у ребенка понимание речи, старайтесь использовать любой повод для разговоров с ним. Одевая малыша, сопровождайте, словом свои действия: «Сейчас (имя ребенка) наденет рубашку. Дай мне ручку. Вот так». Берете его за руку, чтобы малыш знал, где у него рука, и что означает эта просьба. «А теперь наденем носок. Где ножка?»

Хотя смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Если такие приемы повторяются несколько раз в течение дня, он постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение: «Сейчас наденем рубашку, дай ручку» протягивает руку. Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой.

Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т.е. понимания речи.

Маленького ребенка берут на руки, ходят с ним но комнате, показывают предметы и называют их: «Это часы: тик-так, тик-так! Где часы? А это киса. Вот петушок: петушок-петушок, золотой гребешок!» Малыш прислушивается, взгляд его говорит о том, что он понимает название предмета, отыскивает его глазами.

Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.

Устное народное творчество - верный помощник речевого развития

Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия - поэзия народная. Согласимся на том, что ее надо сделать господствующей».

Для усвоения с детства мелодики и грамматики языка подойдут стихотворные тексты, взятые из устного народного творчества.

Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Взрослый сажает малыша к себе на колени, берет его ручки в свои руки и говорит с улыбкой:

    – Ладушки, ладушки!
    – Где были?
    – У бабушки.
    – Что ели?
    – Кашку.
    – Что пили?
    – Бражку.
    Кашка масленька,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    Домой полетели,
    На головку сели.
    Ладушки запели.
Произнося эту потешку, взрослый хлопает ручками ребенка в ритм стихотворения. При словах «домой полетели» поднимает руки малыша вверх. Он доволен, улыбается. «А ну-ка, еще раз!» - говорит взрослый, повторяя слова, с тем, чтобы ребенок понял, что определенные слова обозначают определенные действия. Малыш вскоре начинает делать ладушки самостоятельно: в такт стихотворению сам прихлопывает в ладоши, движениями рук сопровождает содержание потешки.

Или, поднимая ручки ребенка вверх, сказать: «Вот какой (имя ребенка) большой!». Повторить это движение несколько раз, сопровождая словами, а затем предложить: «Покажи, какой ты большой». Тот тянет руки вверх. При этом надо похвалить его: «Вот какой (имя ребенка) у нас большой! Молодец!».

Скажем, во время умывания: «Сейчас (имя ребенка) откроет кран. Видишь, вода льется? А теперь возьмем мыло. Намылим руки и водой польем. Вот какие чистые! Помоем лицо, вытрем полотенцем».

Когда слово сочетается с действием, ребенку оно особенно понятно.

Если ребенок боится воды или не любит умываться, постарайтесь сделать эту процедуру приятной для него, вспомните вслух народную потешку:

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки краснели.
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.
Во время купания в ванной, обливая малыша водой, приговаривайте «С гуся - вода, с младенца – худоба».

Пестушки

Пестушки – старинное народное творчество – оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ласке. Так вот с помощью пестушек осуществляются те эмоционально-тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям! А употребление пестушек связано с использованием ласковой интонации произношения, тактильных прикосновений к ребенку и, наконец, проведения с ним вместе какого-то времени! Вместе с использованием пестушек, я рекомендую родителям чаще петь своему малышу.

1. Эти пестушки проговариваются, когда малышок просыпается.

    а) Потягуси, потягуси,
    Пролетали низко гуси,
    Потягуси, потягушечки,
    Перья мягкие в подушечке,
    Эти перья-потягушеньки
    Подарили гуси Мишеньке.
Имя в конце можно варьировать в зависимости от того, как зовут ребенка.

Вариация «потягушеньки» может быть изменена для улучшения рифмовки с детским именем. Например: потягунечки - Ирунечке, Колюнечке, Зинулечке и т.п.; потягошеньки – Антошеньке, Алешеньке и т.п.

    б) Потягушки, потянись,
    Поскорей, скорей проснись!

    В) Тянись, тянись, маленький,
    Тянись, тянись, хорошенький,
    Вырастешь большой!

    Г) Тянись, тянись, детка,
    Стань большим и красивым!

    Д) Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Шелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Деткам спать не даешь?

    Е) Петя, Петя, Петушок,
    Золотой гребешок,
    Что ты рано встаешь,
    Оле спать не даешь?

Здесь также возможна замена имени на имя вашего ребенка.

2. Во время умывания или мытья рук перед едой (а зачастую перед едой или после приходится мыть не только руки, но и другие части тела запачкавшегося малыша).

    а) Ладушки, ладушки,
    С мылом моем лапушки.
    Чистые ладошки,
    Вот вам хлеб и ложки!
3. Малыш учится ходить, делает первые, еще неуверенные шажки. Обязательно надо подбодрить его. Для этого народ придумал также немало стишков. Как я уже объясняла ранее, если в пестушке используется имя, вы можете менять его на имя вашего малыша.
    а) Топ, топ, топ, топ,
    Ходи-ходи ножкой
    Твердо по дорожке!

    Б) Уходи с дороги, кот,
    Наша Танечка идет.
    Топ-топ, топ-топ
    Наша Танечка идет,
    Ни за что не упадет.
    Топ-топ, топ-топ,
    Вот какая Танечка!

    В) Наша Катя маленькая,
    Катенька удаленька
    Пройди, Катя, по дороженьке,
    Топни, Катя, ноженькой!

4. Малыш заплакал. Вы всеми силами стараетесь успокоить его. Но ничего не помогает. Попробуйте пестушку – верное народное средство!
    а) Ты, Катюшечка, не плачь,
    Я куплю тебе калач,
    На шею повешу,
    А потом утешу.

    Б) У нас Саша сын один,
    Мы в обиду не дадим.
    Пиджак сошьем
    И гулять пошлем.

5. Сколько сил и терпения нужно, чтобы снарядить малыша на прогулку! Но если вы не будете выказывать вашего неудовольствия, а лаской и уговорами постараетесь скрасить это нелегкое время, всеобщее спокойствие и нервные клетки будут сохранены!
    а) Наша Катя маленькая,
    На ней шубка аленька,
    Опушка бобровая,
    Катя чернобровая.

    Б) У нас Олеженька один,
    Никому не отдадим.
    Мы пальто ему сошьем,
    Погулять его пошлем!

    В) Валя вырастет большая,
    Будет в золоте ходить.
    Всех мамок и нянек
    Подарками дарить.

В 7 -9 месяцев научите малыша воспринимать звуки разных тембров: например, одну и ту же простую легко запоминающуюся мелодию дайте ему послушать в исполнении разных музыкальных инструментов (металлофон, дудочка, пианино, напойте ее), потанцуйте или подвигайтесь вместе под эту музыку.

Звукоподражательные комплексы, которые появляются у ребенка, включайте в стихотворные тексты, используйте для этого игрушки. Говорите в присутствие ребенка за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими, произносите междометья, которые помогают отразить эмоциональное состояние: «ай-ай-ай», «ох». Ваш малыш начнет заряжаться обстановкой взаимодействия и будет повторять вслед за вами.

Поиграйте с крохой, и тогда ему захочется повторять звукосочетания.

1. Предложите поскакать на лошадке – «но-но». Или можете использовать небольшое стихотворение.

    Гоп-гоп! Конь живой
    И с хвостом, и с гривой.
    Он качает головой,
    Вот какой красивый!
    Гоп-гоп-гоп!
2. Покормите вместе с малышом его любимую игрушку - «ням-ням».
    Говорит собака: «Ам!
    Кошке мясо не отдам:
    Ам-ам-ам!»
3. Игрушки сели на машину и поехали в гости - «би-би».
    Би–би-би - гудит машина -
    Не поеду без бензина!
4. Поиграйте с малышом в прятки, создавая ситуацию, в которой бы он повторял «ку-ку». Можно прочитать стихотворение.
    Считать кукушка научилась,
    На том ученье прекратилось.
    Ку-ку, ку-ку.
«Как кукушка кукует?» - спросите обязательно малыша после прочтения.

5. На зеленом лугу пасется корова. Попросите малыша показать (на картинке, игрушке), где у коровы копыта, хвост, уши, глаза. Проговорите стихотворение несколько раз. Спросите: «Как коровка разговаривает?»

    Му-му!
    Молока кому?
6. В гости киска к нам пришла. «Посмотри, какая киска. Какая у нее шерстка мягкая, беленькая, пушистая. Потрогай шерстку, погладь кошечку. А какие у нее глазки. Как киска мяукает?»
    Мяу-мяу! Кто пищит?
    У меня живот болит.
Ниже приведу несколько примеров стихотворений с разными звукосочетаниями, которые вы можете включить, создавая игровую ситуацию.
    Куры крыльями махали
    Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
    Куры клювами стучали
    Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

    Гуси, гуси,
    Га-га-га,
    Есть хотите?
    Да-да-да!

    Прилетели гули,
    Гули-голубочки,
    Гуля-гуля-гуля.
    На головку гули
    Сели моей дочке,
    Гуля-гуля-гуля.

    Маленькие мышки,
    Серенькие шубки,
    Длинные хвосты,
    Пищат: пи-пи-пи!

    Ду-ду, ду-ду,
    Потерял Иван дуду.
    А я дудочку нашла
    И Ванюше отдала,
    Ду-ду, ду-ду!

    С барабаном мы идем,
    Громко песенку поем!
    Бом-бом, бом-бом!

    Заблудились мы в лесу,
    Закричали все: «Ау-ау!»

    Вот поезд наш едет, колеса стучат:
    Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
    А в поезде этом ребята сидят,
    Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

    Наши часики стучат:
    Тик-так, тик-так
    Ходя часики вот так:
    Тик-так, тик-так.

7. Расскажите малышу сказку «Курочка Ряба. Ребенок должен участвовать в пересказе, добавляя за курочку: «ко-ко-ко»; за мышку: «пи-пи-пи»; изобразить, как упало яичко: «бах»; как плачет дед, баба: «ой-ой-ой».

8. Прочитайте стихотворение Даниила Хармса «Веселый старичок» (в нем очень много звуковых комплексов).

    Жил на свете стаpичок
    Маленького pоста,
    И смеялся стаpичок
    Чpезвычайно пpосто: «Ха-ха-ха Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи Да бyх-бyх! Бy-бy-бy Да бе-бе-бе, Динь-динь-динь Да тpюх-тpюх!»

    Раз, yвидя паyка,
    Стpашно испyгался.
    Hо, схватившись за бока,
    Гpомко pассмеялся: «Хи-хи-хи Да ха-ха-ха, Хо-хо-хо Да гyль-гyль! Ги-ги-ги Да га-га-га, Го-го-го Да бyль-бyль!»

    А yвидя стpекозy,
    Стpашно pассеpдился,
    Hо от смеха на тpавy
    Так и повалился: «Гы-гы-гы Да гy-гy-гy, Го-го-го Да бах-бах! Ой, pебята не могy! Ой, pебята, Ах-ах!»

Очень хорошо, если малыш будет договаривать стихотворение (звукосочетания) вместе с вами. И пусть это случится не после одного-двух чтений стихотворения, а после десяти-пятнадцати. Но это того стоит.

Игрушки для занятия в этом возрасте лучше подбирать яркие, без лишних деталей и несущие конкретный образ (мишка, машинка, уточка). Лучше, если они будут звучащими. Многократно и четко проговаривайте не только названия игрушек, но и их характеристики (прилагательные) и действия с ними (глаголы): «Пушистый зайка прыгает!», «Давай поиграем с красивым мишкой!» - дто способствует разностороннему развитию речи малыша.

Играя, малыш вслушивается в речь взрослого, учится действовать по словесному сигналу, испытывая при этом удовольствие. Таким образом, забава становится для него делом серьезным, своеобразной школой понимания речи.

К концу первого года жизни, когда ребенок становится самостоятельным «пешеходом», мир досягаемых для него вещей расширяется, а вместе с этим накапливается и его пассивный словарь. Малыш быстро начинает осмысливать новые слова, понимать указания, связанные с его перемещением в пространстве: «Подойди ко мне», «Постой!», «Иди туда» (указывается направление), «Положи здесь», «Подойди и возьми вот так».

Он понимает и с удовольствием выполняет требования взрослого: «Пойдем мыть руки», «Будем собираться гулять. Где твои носочки, туфельки?» и т.п.

Если подобные указания подкрепляются соответствующими действиями, то малыш быстро их осмысливает и вскоре пытается самостоятельно выполнить то, что от него требуют. В этом таится большой воспитательный смысл: ребенок учится действовать по указанию взрослого, что является при соответствующем воспитании залогом организованного поведения.

К концу года ребенок понимает уже довольно много слов: названия окружающих предметов, игрушек, имена близких взрослых и детей, названия действий, выполняет простые просьбы: найти указанное лицо или предмет, помахать ручкой, взять игрушку, дать, показать и т.п.

В этом возрасте речь взрослого становится важнейшим регулятором поведения ребенка. Он, к примеру, способен понимать слово нельзя. Малыш тянется к красивой чашке, но мама строгим тоном говорит: «Нельзя» и отодвигает хрупкую чашку, протягивая ему взамен красочную неваляшку.

Важным режимным моментом в жизни ребенка до 1 года является массаж . Эту процедуру также можно использовать для речевого общения.

Потешки, используемые при массаже

    (нежно гладим спинку ребёнка широким движением от ягодиц вверх - тыльной стороной кисти, от плеч вниз - ладонью)
    Идёт бай по стене,
    Несёт лапти на спине,
    Нес лапти в кошеле.
    Всем детишкам
    По лаптишкам,
    И себе, и жене.
    Ку-ка-ре-ку, петушок,
    На полатях мужичок,
    Он лапти плетет,
    И себе плетет,
    И жене плетет,
    Ребятишечкам
    По лаптишечкам!
    (разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке)
    Тятеньке - сажень,
    И маменьке - сажень,
    И сестрице - сажень,
    И братику - сажень,
    (и т.д.)
    А Ванюшеньке большую,
    Наибольшую, самую большую!

    Потягунюшки, порастунюшки,
    (поглаживаем от головы до пяточек)
    Поперек толстунюшки,
    А в ножки – ходунюшки,
    (двигаем ножками)
    А в ручки – хватунюшки,
    (сжимаем и разжимаем кулачки)
    А в ушки - слышунюшки,
    (показываем ушки)
    А в глазки - глядунюшки,
    (показываем глазки)
    А носику - сопунюшки,
    (показываем носик)
    А в роток - говорок,
    (показываем ротик)
    А в головку - разумок!
    (поглаживая спинку)
    Шершавая мама
    Шершавому сыну
    Гладит и гладит
    Шершавую спину.
    Мама не Петина,
    Мама не Светина,
    Мама не Гришкина,
    А мама слонишкина.

    На малышку глядя,
    Спинку мама гладит:
    Рыбка по морю плывет,
    Белка хвостиком метет,
    Как по небу облачкa,
    Мы погладили бочкa.
    Как летят снежинки,
    Так мы гладим спинку!

    Били лён, били,
    (стучим кулачками по спине)
    Топили, топили,
    (растираем ладонями)
    Колотили, колотили,
    (похлопываем)
    Мяли, мяли,
    (разминаем пальцами)
    Трепали, трепали,
    (трясём за плечи)
    Белы скатерти ткали,
    (чертим ребрами ладоней)
    На столы накрывали.
    (поглаживаем ладонями)

    (массаж стоп – растирание)
    Пяточки-топтаточки,
    Шекотки- щекотаточки,
    Розовы да гладеньки,
    Как конфетки сладеньки.
    Маленькие стопочки,
    Стопочки - топ-топочки,
    До чего прекрасны.
    Шелковы-атласны.
    Маленькие пальчики,
    Девочки и мальчики.
    Розовы подушечки,
    Крохотны ногтюшечки,
    Пальчики-горошинки,
    До чего ж пригоженьки.
    Вот какие ножки
    Ходят по дорожке!

    Как у нас ли журавель,
    Как у нас ли молодой!
    На палатах сидел,
    Лопаточки плел!
    И себе, и жене,
    Ребятишечкам
    По лаптишечкам,
    А девчоночкам
    По чулчоночкам.

    Рельсы, рельсы.
    (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
    Шпалы, шпалы
    (проводим поперечные линии)
    Ехал поезд запоздалый.
    («едем» ладонью по спине)
    Из последнего вагона
    Вдруг посыпался горох.
    (стучим по спине пальцами обеих рук)
    Пришли куры, поклевали.
    (стучим указательными пальцами)
    Пришли гуси, пощипали.
    (щипаем спинку)
    Прошёл слон,
    («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
    Прошла слониха,
    («идём» кулаками, но с меньшим усилием)
    Прошёл маленький слонёнок.
    («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
    Пришёл директор магазина,
    («идём» по спине двумя пальцами)
    Всё разгладил, всё расчистил.
    (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
    Поставил стол,
    («ставим» кулаком)
    Поставил стул
    («ставим» щепотью)
    Печатную машинку.
    («ставим» пальцем)
    Стал печатать:
    («печатаем» по спине пальцами)
    Жене и дочке,
    Дзинь-точка.
    (щекочем бочок)
    Шлю вам чулочки,
    Дзинь-точка.
    (щекочем бочок)
    Прочитал,
    (водим пальцем, как будто читаем)
    Помял, разгладил,
    (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
    Сложил,
    Отправил.
    («кладём письмо» за шиворот)

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик). Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:
    Розовый животик
    Мурлычет, словно котик,
    Заурчал щеночком,
    Забулькал ручеечком.
    Ах животик ты, живот,
    Кто же там внутри живет?
    Кто мешает баиньки
    Маленькому заиньке?
    Мы погладим пузики,
    Толстые арбузики.
    Спит щеночек, спит котенок.
    Улыбается ребенок.
А вот уже настоящая гимнастика .
    На лугу, на лугу
    (гладим животик по часовой стрелке)
    Стоит миска творогу.
    (кладём ладонь на животик)
    Прилетели две тетери,
    (строчка произносится по слогам, и одновременно с каждым слогом короткими бодрящими движениями, напоминающими детские "саечки", проходим по бочкам малыша снизу вверхх)
    Поклевали,
    (два пальца "скачут" вверх по центру малышового животика)
    Улетели.
    (снова делаем малышу "саечки" или же, наоборот, успокаиваем кроху нежными поглаживаниями)
Эти игровые упражнения не просто стимулируют мышцы живота, а способствуют их активной разработке. Ведь когда вы, например, двумя пальцами "ходите" или "скачете" по животику ребенка, он невольно напрягает брюшной пресс, а потом так же самостоятельно расслабляет его. Помимо прочего, эта гимнастика улучшает перистальтику кишечника.

Артикуляционная гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с ребенком можно начинать с 3-х месяцев. Но в этом возрасте гимнастика будет носить пассивный характер. Пассивная артикуляционная гимнастика направлена на усиление активности губ и языка, стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-6 месяцев

В возрасте 3-х месяцев гимнастика проводится по 1,5-2 минуте 3-5 раз в день. Проводится только гимнастика для губ.

Пассивная гимнастика для губ.
1. Собрать губы ребенка в трубочку.
2. Расстянуть губы в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ.
3. Поднимать верхнюю губу - движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажающие верхние десна.
4. Опустить нижнюю губу. Поставить пальцы в углы губ. Опустить нижнюю губу, обнажая десны.
5. Созать уклад губ, необходимых в дальнейшем для произнесения звуков «а», «о», «у», «и».
Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Активные движения языка на данном возрастном этапе можно стимулировать с помощью пищевых подкрепителей.
1. При раздражении середины губы сиропом шиповника стимулируют выдвижение языка вперед, вверх, слизывание.
2. При раздражении углов губ стимулируют боковые движения языка.
Эти приемы проводят по 2-3 раза ежедневно перед кормлением.

Артикуляционная гимнастика для детей 7-18 месяцев

В этом возрастном отрезке особое внимание уделяется активным движениям языка и губ, которые необходимы для развития четких артикуляционных кинестезий и кинестетического следового образа движений артикуляционных мышц.

К ранее выполняемым упражнениям добавляем новые упражнения активного характера. Обучаем малыша таким произвольным движениям, как: «поцелуй», «подуй», «плюнь», «улыбнись», «покажи зубки», «открой рот», «закрой рот», «пощелкай язычком».

Продолжаем учить облизывать верхнюю и нижнюю губу, слизывать из уголков рта, для этого по-прежнему используем сироп шиповника или варенье. Время проведения упражнений увеличиваем до 2,5-3 минут.

Процесс развития артикуляционной моторики протекает быстрее, активнее, преодоление трудностей проходит легче, если использовать игровые формы работы. Малыш, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти условия игры, не замечает, что его учат.

Используемая литература

Гвоздева А.Н. «Вопросы изучения детской речи» - М., 1961.
Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка: актуальные проблемы дефектологии» - М., 1992, 1987.
Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста». - М., 2006.
Под редакцией Лисиной М.И. «Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми» - М., 1985.
Материал из книги «Правильно ли воспитываем малыша?" - Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л.Ф. Островской. - М., 1979.
Синицына Е. «Умные пальчики» Лист. - М., 1998.
Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?» - М., 2007.
Борисова Е.А. «Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем». – Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005.
Материал из статьи Плотникова В.И. «Использование игровых приемов для развития артикуляторной моторики у младших школьников с церебральным параличом» (Специальная школа интернат №31, г. Свердловск).
Материал из книги Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. «Учимся говорить», 1997.
Аксарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Ладыгина Н.Р., Эйгейс Н.Р. «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет» - М., 1969.
Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» - М., 1979.
Бельтюкова В.И., Салахова А.Д. «Лепет слышащего ребенка. Вопросы психологии» - №2, 1973.
Барто А.Л. «Избранные стихи» - М.: Планета детства, 1999.
Материал из книги Гурина И. «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем».
Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 томах. Т.2 - М.
Статья Джигкаева Ш. «Осетинские фольклорные колыбельные песни».
Ветухов А. «Народные колыбельные песни» - М., 1892.
Элиаш Н. «Русские колыбельные песни». Сызрань, 1944.
Аникин В. П. «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке»: Очерки. – М.: Детская литература, 1988.
«Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок», сост. Аникин В.П. - М.: Детская литература, 1975.
Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» – М., 1957.
Виноградов Д.С. «Русский детский фольклор», кн. 1 – Иркутск, 1930.
Камышанова С.А. Попова Н.М. Харламов Е.В. «Гимнастика и массаж ребенка первого года жизни», учебное пособие. Изд. 2-е/3-е
Попова Н.М. Харламов Е.В. «Гимнастика и массаж детей от рождения до года. Основы массажа. Лечебная гимнастика. Закаливание».
Красикова И. «Детский массаж (от 0 до 3-х лет)» - Спб: Корона, 2000.
Асонова Е.А., филолог, кандидат педагогических наук (цитаты из статьи).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Прежде чем приступить к упражнениям для артикуляционной гимнастики, давайте поговорим о понятии «артикуляционная гимнастика», какова ее цель в развитии речи ребенка и для чего она нужна.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка.

Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Чёткие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  • В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
  • В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом! Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребёнок видел в нём себя и взрослого.
  • Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребёнка с названиями артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, нёбо, язык).
  • Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.
  • Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребёнком ещё раз.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится!

Для тренировки и развития артикуляционной моторики

Предлагаю вам специальные игровые упражнения.

1. Упражнение «Жарко-холодно»

Широко откройте рот (жарко), затем закройте рот (холодно).

2. Упражнение «Шарик во рту»

«Показать фокус? Смотри малыш – у меня во рту шарик!» Надуйте щеки, через 2 секунды - сдуйте щеки, как будто проглотили шарик – «Я его проглотила!». Откройте широко рот. «А ты так сможешь?»

3. Упражнение «Вкусное варенье»

Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).

4. Упражнение «Слон на водопое»

«Киска пьет водичку язычком – а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку – втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.

5. Упражнение «Хомячок спрятал орешки»

Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».

6. Упражнение «Лошадка»

У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком – «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет), «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»

7. Упражнение «Заборчик»

Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) - «У моего язычка есть заборчик!»

8. Упражнение «Паровозик»

Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком-игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.

9. Упражнение «Пароходик»

Пароход гудит – приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».

10. Упражнение «Ходики»

Если есть возможность – покажите малышу часы с маятником, и в то же время - подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.

Успехов Вам!


Артикуляционная гимнастика

для малышей

Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной, чистой речи? Вполне. И сделать это в состоянии не только логопеды , но и педагоги детского сада, не имеющие специального дефектологического образования. Хорошо, если и родители не останутся в стороне от этой проблемы. Одним из самых доступных средств ее решения является артикуляционная гимнастика.

Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода возможно воздействовать на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, то есть добиваться их мягкости, эластичности и подвижности и тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.

Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и интересом даже детьми ясельной группы?

Посадите ребенка в удобном месте. Можно приготовить для каждого упражнения яркую мягкую игрушку или куклу. Уточните с детьми, где находиться язычок и его кончик, где губки, зубки, щечки. Познакомьте малыша с некоторыми упражнениями артикуляционного аппарата: губы в улыбке или вытянуты в трубочку, язычок поднят вверх, опущен вниз, двигается в стороны, щелкает и т. д.

Затем начинайте интересную игру «Веселый зоопарк».

Ребенок выбирает понравившуюся игрушку и выполняет задание под речевое сопровождение взрослого.

При проведении артикуляционной гимнастики, особенно на начальном этапе, взрослый выполняет упражнения вместе с ребенком. Каждое повторяется несколько раз. Благоприятный эмоциональный фон, столь необходимый на занятиях, достигается похвалой и поощрением занимающегося.


Выбирая игрушки, ребенок сам определяет последовательность заданий и поэтому чувствует себя самостоятельным и свободным.

Благодаря такой организации можно добиться хороших результатов в обучении!

Уважаемые родители, предлагаем Вам методичку-раскраску. В ней Вы найдете полезную информацию и практические рекомендации, а малыша заинтересуют картинки, которые можно раскрасить. Все изображения в раскраске крупные, без мелких деталей, а широкая контурная линия скроет естественные погрешности неумелой руки малыша. Картинки легко узнаваемы, симпатичные, добрые, интересные, каждый рисунок ребёнок может дополнить по своему желанию.

Игра « ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК»

«Рыбка»

Рыбка ротик открывает,

Говорить она желает.

Ребенок широко открывает

и закрывает рот.

«Добрый тигренок»

Наш тигренок не кусается,

Наш тигренок улыбается.

Ребенок растягивает губы

в широкой улыбке,

обнажая сомкнутые зубы.

«Слоник»

Тянет слоник хоботок,

Так он воду достает.

Ребенок вытягивает

губы трубочкой.

«Киска»

Тише, киске не легко,

Она лакает молоко.

Ребенок, открыв рот,

выполняет движения

языком вперед-назад.

«Любопытный гусь»

Шейку вытянул гусак,

Вот так, вот так.

Ребенок вытягивает вперед

узкий кончик языка.

«Обезьянка»

Обезьянка-озорница

Может целый день дразнится.

Ребенок, улыбаясь,

произносит «пя-пя-пя»,

зажимая губами широкий

кончик языка.

«Лошадка»

К нам лошадка скачет!

Что же это значит.

Ребенок щелкает языком,

широко открыв рот.

«Попугай»

Попугай волнистый мой

Вечно крутит головой.

Ребенок, открыв рот,

выполняет движения

языком вправо-влево

«Мишка-сладкоежка»

Мишка очень любит мед,

Он его сейчас слизнет.

Ребенок, открыв рот,

облизывает верхнюю

и нижнюю губу.

«Жираф»

У жирафа голова

Достает до потолка.

Ребенок, широко открыв

рот, достает кончиком

языка до верхнего неба.

«Лягушка»

На обед себе лягушка

Ловит комара и мушку.

Советы логопеда воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, разъяснение необходимости проводить артикуляционную гимнастику ежедневно.

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития общих речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка»

  • повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
  1. Формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике.
  2. Совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.

Известно, что в возрасте 3 – 4 лет идет интенсивный рост словаря и фразовой речи. Произносительная сторона речи часто далека от совершенства. Очень часто речь ребенка может разобрать только близкий ему человек.

В результате обследования произносительной стороны речи выявляются дефекты звукопроизношения: согласные звуки произносятся недостаточно четко, смягчаются, искажаются, пропускаются, заменяются другими звуками. Грубо нарушена слоговая структура слова. Так наблюдается сокращение слова, перестановка звуков и слогов в слове, вводятся дополнительные звуки в словах со стечением согласных. Движения речевых органов недостаточно четкие, у многих возникают проблемы с расслаблением языка, поднятием его вверх, вытягиванием губ трубочкой, страдает скорость переключения с одного артикуляционного уклада на другой и трудность в удержании позы в течение определенного времени.

Формирование правильного четкого произношения у детей – это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над собственной речью.

Развивать речь ребенка с раннего возраста, значит помочь ему быстрее научиться выражать словами свои мысли и желания.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом про-цессе.

Цель артикуляционной гимнастики : вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Каждое логопедическое занятие обязательно включает в себя комплекс таких упражнений. Но одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения - с родителями, в нашем случае с воспитателями.

В течение дня бывают моменты, когда необходимо успокоить детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, или требуется заполнить паузу, которая возникает при ожидании завтрака, обеда или ужина. Этот момент можно использовать для выполнения комплекса упражнений.

Хочется рассказать о видах артикуляционных упражнений и правилах их выполнения.

Виды артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика бывает активной – ребенок самостоятельно выполняет упражнение по указанию взрослого.

Для детей первого года жизни, а так же для детей с ДЦП используют пассивную артикуляционную гимнастику – взрослый выполняет движения за ребенка.

Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка (5−10 секунд): чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений (по 6−8 раз), координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

  1. 1 группа упражнений - вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата;
  2. 2 группа упражнений - способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
  3. 3 группа упражнений - специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, с детьми 2-3 лет, берутся упражнения на развитие основных движений, для детей 3-4 лет - на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), а для 4-5 летних упражнения - для сонорных звуков.

Организация работы

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, поэтому желательно гимнастику проводить перед зеркалом.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3−4 раза в день по 3−5 минут. Не следует предлагать детям более 2−3 упражнений за раз - разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Совместно с дефектологом комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и

закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

3. В комплексе должны присутствовать 2−3 упражнения статических и 2−3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10−15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 2−3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10−15 раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упражнение «трубочка» - имеет несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, слоники…)

Специфика нашей работы в том, что у нас разновозрастные группы. Поэтому на групповые занятия нужно выносить те упражнения, которые доступны и младшим детям. Учитывая склонность к подражанию, дети уже с 2-х лет способны выполнить такие упражнения, как «Заборчик», «Блинчик», «Часики», «Окошко». В конце можно включить 2-3 упражнения более сложного характера для старших детей.

Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

Регулярное проведение упражнений с детьми является своеобразной профилактикой возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Только совместная работа логопеда и воспитателей поможет улучшить речь наших детей.