Шорцы. Традиции, обычаи, обряды Национальный костюм шорцев

Медиаресурс «Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Сибирского федерального округа» создан в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» при поддержке Министерства культуры РФ (государственный контракт 6269-01-41/14-14 от19.12.2014 г. )

Рис. 1. Тканый и вязаный орнамент

Рис.2. Орнамент вышивок

Орнамент – декоративный узор, образуемый путём ритмического чередования геометрических (точки, линии, круги и т.д.) и изобразительных (зооморфных, антропоморфных и др.) элементов. С давних времён у разных народов орнамент служил не только украшением, но и защитой от злых духов. На рукавицах, чулках, вороте рубашек делались вышивки, которые выполняли охранную магическую функцию.

Шорский орнамент носит преимущественно геометрический характер (см. рис.1.). Он состоит из полос, горизонтальных линий, зигзага, покрытых сеткой или вписанных треугольников, квадратов, диагонально пересечённых квадратов, шевронов, ромбов, звёзд, крестов, косых линий, сетки, чередующихся между собой светлых и тёмных прямоугольников, разнообразных узоров, составленных из ломаных линий.

Рис.3. Образцы вышивок

Рис.4. Виды швов

Наряду с прямолинейным встречается и криволинейный орнамент: кружки, кружки с точкой в центре, дуги, овалы, «волна», простейшие розетки (рис.2, 5).

При изготовлении тканых поясов выбирался геометрический орнамент: это обусловлено технологией ткачества, при которой очень сложно добиться плавных волнистых линий.

Рис.5. Орнаменты вышивок на шорской одежде

Более сложный орнамент на одежде может создаваться посредством аппликации (нашивание на текстиль, мех, кожу элементов орнамента из материалов различной фактуры и цвета), пришиванием раковин каури, металлических элементов. Для украшения праздничной одежды использовались золотые галуны, шнуры. Но основным способом орнаментации одежды является вышивка. Как правило, использовались счётные швы: роспись или полукрест; набор, счётная гладь, косая стёжка, крест, гобеленовый шов (рис.4). Для вышивки использовались шерстяные нитки чистых, ярких цветов: красного, синего, зелёного.


Предлагаем вашему вниманию дайджест на тему "Шорцы. Традиции, обычаи, обряды". Из опыта работы мы знаем, что читатели часто спрашивают литературу по истории нашего края, в том числе и о шорцах.
Дайджест позволяет сконцентрировать в одном издании разрозненные сведения, избавляет от необходимости обращаться к старым газетным материалам.
Дайджест рассчитан на читателей среднего и старшего школьного возраста. Он поможет при подготовке к урокам, при написании реферата, расширит кругозор.

По каменным страницам
Горной Шории
Как по истлевшим
Древним письменам
Гуляет эхо грозовой истории
И гул невнятный
Долетает к нам.

С.Печеник


В бассейне р.Кондомы издавна обитал многочисленный род "Шор". По его имени стали называть всех жителей верховьев Томи и ее притоков - Мрассу и Кондомы. Ближайшие исторические предки шорцев - различные тюрко-язычные племена, роды и территориальные группы, известные в русских источниках под общим названием кузнецких, мрасских и кондомских татар.
На территории Горной Шории выделяются две этнографические группы: горно-таежная южная, предки которой входили в Алатырский улус енисейских кыргызов под общим названием "бирюсины" и северная лесостепная, исторические предки которых носили название "абинцы".
Большинство северных шорцев является потомками телеутов, живших в далекие времена на этой территории. Интенсивное освоение этой земли русскими привело к тому, что большинство северных шорцев переселились в города Междуреченск и Мыски, а селения их очень малочисленны. Компактно они проживают в селах Подобас, Чувашка, Косой порог, Бородино, Сыркаши.
Южные шорцы являются, в основном, потомками древнего населения этих мест, а именно кетов, самодийцев и, частично, древних тюрков.
В настоящее время шорцев насчитывается около 16,5 тысяч человек. 85,2% всего шорского населения проживают в городах, где они составляют меньшинство.

Обычаи и традиции шорского народа

К первым достоверным историческим сведениям о традиционных занятиях кузнецких татар, обитавших в верховьях Томи, следует отнести грамоту Б.Годунова от 20 января 1604 г. В ней помимо предписания в сооружения Томского острога сообщается, что в "Томской вершине живут 200 человек кузнецов, а делают доспехи и железца стрельные и котлы выковывают". По другим сведениям их было тысячи три.
На древность занятия кузнечным делом указывают и данные фольклора. В героическом эпосе северных шорцев говорится о богатыре (по другим данным, злом духе Эрлике), ковавшем раскаленное железо руками, употреблявшим пальцы вместо щипцов, а кулак вместо молота.
Еще Сибирские летописцы называли население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы "кузнецами". Отсюда и пошли названия Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля.
Там, где издавна шорские кузнецы добывали железную руду, а из нее выплавляли металл, в 1771 году был построен Томский железоделательный завод (ныне село Томское Прокопьевского района). Появились более качественные и дешевые изделия из железа, и примитивное шорское кузнечное железоделательное производство к концу XVIII века исчезло.
Из других занятий наибольшее распространение получила охота. Она имела ведущее значение в их хозяйстве вплоть до Октябрьской революции, а в горно-таежных местах сохранилось и до наших дней.
Промысловые угодья Кузнецкой тайги были поделены между отдельными родами, а внутри рода между большими семьями - тёлями.
Мрасские шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра "пел" сказки, но не только для развлечения, а чтобы умилостивить духов - покровителей охоты. Добытая пушнина или деньги, вырученные за нее, делились поровну между членами артели, включая сказочника.
Промысел "хорыг" состоял из двух периодов; осеннего и зимне-весеннего. Последний начинался обычаю в ноябре, когда выпадал глубокий снег и замерзали реки. Он состоял из малой охоты по первому снегу и дальней - большой охоты.
Малая длилась до середины декабря, большая с перерывами - до конца февраля - начала марта.
Зимой шорцы отстреливали белку, капканами добывали соболя, ловушками - зайцев, в апреле ставили петли на глухарей. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов. Осенью били барсуков и рябчиков.
Инвентарь охотника состоял из фитильного или кремниевого, а позднее пистонного ружья "малтыг", пороха, дроби, сетей "энных", самострелов "айа", деревянных капканов спускного типа "шергей", пулулейки "калып".
Добыча и инвентарь осенью и весной перевозились обычно на нартах "шанак", а зимой, по рыхлому снегу - на волокушах из шкуры лошади "сюртка". Но иногда груз просто носили за спиной в кожаных мешках.
Лыжи делали черемуховые, полозья их обивали "камусом" - шкурой с голени лошади или марала. Рулем при спуске с гор служила универсальная деревянная лопатка "каяк" или "курчек", которым также отгребали снег при постройке балагана и установке капканрв. Через плечо охотника была переброшена сумка "арченак" из телячьей или барсучьей шкуры мехом наружу, ремень-портупея "натруска" с набором охотничьих принадлежностей. На поясе у охотника висел нож "пычах" в деревянных или кожаных ножнах.
Запас продовольствия на весь сезон заготовлялся сообща и завозился с осени в охотничьи таежцые балаганы: это "талкан" в кожаных мешках, сытная брага "абыртка" в берестяных туесах, хлеб, сухари, соль, сушеное конское мясо "согум"
Промысловая одежда состояла из домотканой куртки "шабыра", поверх которой надевалась вторая - войлочная, простеганная, с пелериной - воротником из барсучьей шкуры; штаны тоже были из кендыря (домотканого холста). Обувью служили кожаные сапоги, вместо носков - трава "азагат". На голове - холщовая шапка, подбитая тряпьем, на руках - рукавицы из кожи.
Охотничьи балаганы, сооружались с осени и были двух типов: жердчатые - временные и срубные - бревенчатые, расчитанные на сезон или несколько.
Рыболовство носило сезонный характер и было наиболее развито у нижнемрасских шорцев. Хариусы, налимы, таймени, язи вывозились на продажу в Кузнецк.
Основным орудием лова были сети "энгме". На маленьких реках рыбу часто ловили мордами "суген" и корытами "ашпар".
Крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей.
Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом.
Земледелие было развито повсеместно: плужное у северных шорцев и мотыжное - у южных.
При первом типе земледелия, заимствованного от русских, использовались деревянная соха "салда" с железным наконечником, деревянная борона, серп. У богатых шорцев в начале XX века, появились железные плуги и простейшие конные жатки. Мололи они зерно на водяных мельницах. Размеры полей исчислялись гектарами, в отличие от южных шорцев, где участки измерялись загонами. Только у северных шорцев были приусадебные огороды. Терминология орудий труда при плужном земледелии была уже русской.
Мотыжный тип земледелия, распространенный в таежной части Кузнецкого уезда, более примитивный и древний. Возделывались, мотыгами "абылами" небольшие участки на солнечных склонах гор, которые приходилось очищать от леса с помощью топора и огня. Эти участки обрабатывали 3-4 года, затем бросали и переходили на новое место. Зерна разбрасывали руками, после чего боронили суковатой палкой или корягой, которую таскала лошадь.
Выращивали в основном ячмень, пшеницу, овес, коноплю, картофель.
Мотыжное земледелие было известно населению верховьев Томи, как полагают некоторые исследователи, с эпохи бронзы. С, периода позднего железа стал использоваться "абыл" и топор-тесло "адылга". Очевидно, земледелие у предков шорцев действительно появилось в глубокой древности и не было связано с влиянием русской культуры, оно получило слабое развитие. Так, к началу XX века 33,7 % шорских хозяйств вообще не имело посевов, 20,3% имело посевы от 0,1 до 0,5 десятин.
Собирательство . Недостаток продуктов питания шорцы восполняли заготовкой съедобных растений - корней кандыка, сараны, пиона, колбы, лука, чеснока, дягиля, борщевика и различных ягод, Орудием для выкапывания корней и клубней служила корнекопалка "озуп", состоящая из черенка длиною 60 см с поперечной перекладиной для ноги и железным наконечником.
С развитием товарных отношений и торговли в начале XX века широкое распространение получил сбор кедрового ореха. В конце XIX в. широкое распространение получил сбор кедрового ореха. В конце XIX в. им занимались 28,2% шорских хозяйств на Кондоме и 35,5% по Мрассу, и в отдельных волостях до 70%. Сезон начинается в середине августа и продолжался до первого снега. В кедровниках у каждой семьи был свой балаган. Из орудий промысла использовались: терки "паспак", молотки-колотущки "токпак", сита "элек", веялки "саргаш", лукошки для переноса ореха "тергеш".
Скотоводство у шорцев, по сравнению с другими народами Южной Сибири, было развито слабо. Около 9,4% всех шорских хозяйств не имело лошадей, а 18,9 % - коров. Причина - отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокосов. Наиболее удобной была долина Кондомы, но лучшие ее земли к концу XIX- началу XX вв. были заняты русскими переселенцами или сданы в аренду приискам. Шорцам остались средние и худшие участки по опушкам леса. Скученность скота на этих прогалинах приводила к быстрому вытаптыванию и гибели растительности, и, чтобы скот не голодал, шорцы во второй половине лета выгоняли его на выкошенные места, на "отаву". Но и она скоро исчезала.
Но, несмотря на неблагоприятные условия, даже в самых глухих местах к началу XX века шорцы разводили лошадей крупной породы, низкорослых коров. На одного жителя в среднем приходилось по две лошади и столько же голов крупного рогатого скота. Встречались семьи содержащие до 20 животных, овец не более 2-Зх.
Пчеловодство у шорцев сочеталось с бортничеством. Им занималось 14% хозяйств по Кондоме и 16% по Мрассу. Наилучшие условия для пчеловодства были в низовьях Кондомы, где, кроме медоносных трав, сохранился участок липового леса. При том самые большие пасеки располагались по притоку Кондомы Антропу, некоторые из них насчитывали до 1000 ульев.
Ремесло у шорцев носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Все производилось только для собственных нужд и лишь плетение сетей и гончарное дело у жителей низовьев Мрассу к концу XIX века приобрело характер кустарного промысла.
Наиболее развитым было ткачество. Основным сырьем для выработки нити служили стебли конопли и крапивы. Ткали шорки на особом станке ""кендырь тыбеге". Готовый холст шел на изготовление всего набора одежды и голенищ обуви. Части одежды сшивали кендырными нитями или сухожилиями марала.
Повсеместно была распространена обработка кожи "сагары"
Обработка дерева выражалась в изготовлении седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды. Для этого употреблялся нехитрый инструмент: ножи, долота, резцы.
В первой четверти XX века шорцы начали изготавливать глиняную посуду .
Известна шорцам была и резьба по кости .

Пути сообщения и средства передвижения

В кузнецкой тайне существовало несколько путей сообщения. Наиболее удобными были тележные дороги от Кузнецка до села кондомского и улуса Красный яр. Пеший путь, по которому можно было также проехать верхом на лошади, соединял село Солтон со Спасским и Надеждинским приисками и шел далее к верховьям Абакана до улуса Матур. Это был древний торговый путь, называемый в народе "Улуг-гол". Третья дорога вела от улуса Мыски по правому берегу Таштыпа, а оттуда до Абаканских степей.
Летом передвигались также по рекам в лодках-долбленках "кебе", а зимой - на камусных лыжах, транспортируя груз на маленькой нарте "шаныг". К началу XX века северные шорцы начали использовать русские сани.

Таежные поселения и хозяйственные постройки

Наиболее древним жилищем шорцев можно считать прямоугольный каркасный шалаш "одаг" в форме усеченной пирамиды. Существовали летний и зимний "одаги". Зимний утепленный берестой, пихтовыми ветками, вторым слоем жердей, засыпанный землей.
Третий вид одага отличающийся плоской крышей сооружался на время полевых работ.
В конце XIX - начале XX вв. наибольшее распространение получила зимняя срубная бревенчатая юрта.
Русские срубные избы-одноклети и пятистенки стали на рубеже XX века основным зимним жилищем шорцев, особенно в низовьях Мрассу и Кондомы, а также в крупных таежных улусах.
Разбогатевшие на торговле пушниной, кедровым орехом и медом некоторые шорцы из улусов Красный яр, Мыски, Осинники к началу XX в. стали строить одно- и двухэтажные дома, крытые тесом или железом. Внутренняя обстановка этих домов напоминала дома кузнецких купцов,
Домашняя утварь была преимущественно деревянная или берестяная и изготавливалась самими хозяевами. Из железных изделий в употреблении были, котлы для варки пищи "козан", чаши для обжаривания ячменя "коргуш", чугунные кувшины для "араки".
К концу XIX - началу XX вв. в одежде шорцев все ощутимее сказывалось влияние русской культуры. Мужчины стали носить покупные ситцевые рубахи, суконные штаны, пиджаки, картузы, драповые пальто, халаты из черного сукна с кушаком, сапоги. Обычным костюмом женщины было платье "кунек" из покупного ситца различных цветов или черного сатина, подпоясанное кушаком. Поверх платья надевался фартук. На голову накидывали разноцветные шали, на ноги обували ботинки.
Традиционная одежда сохранилась в начале XX века только в самых глухих улусах верховьев, Мрассу и Кондомы. Шили ее из гладкого черного сатина сатина или домотканой ткани "кендыря". Мужчины носили традиционные рубахи "кунек" из грубого конопляного холста или из приобретенной у русских бязи "табы". Покрой их был туникообразный с косым или прямым воротом, обшитым цветной материей и застегивающимся на пуговицы. Штаны "шанбэр штан" шили из такой же материи. Пояс сплетали из конского волоса или конопляное верёвочки.
Верхний распашной халат "шабыр пантек" был также из домотканого холста. Ворот и нижняя часть подола обшивалась тесьмой "нака", связанной из синего, красного или желтого гаруса или английской шерсти. Халат застегивался вверху на одну пуговицу и подпоясывался кушаком "кур".
Зимняя одежда - шубы и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. Обязательным атрибутом мужского костюма являлся ситцевый кисет "нанчик" на поясе, деревянная с выгнутым чубуком трубка "канзэ", огниво "оттук", кремень "оттык таш", нож "пычах" в деревянных ножнах "калып".
На голове носили шапки "пюрюк" из домотканой материи в форме ермолки или меховые ушанки, а летом - картуз. На ногах у всех мужчин были сапоги "удук" из кожи домашней выделки, иногда, у бедных с холстяными голенищами. Встречалась и обувь из оленьего камуса.
Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета "кунек" длиною до пят, застегивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из черной ткани. Вязевые синие штаны "штан" не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата "пантек" украшалась двумя рядами раковин каури "чаланбаш" или вышивалась геометрическим узором их цветных ниток. Голову покрывади платком "плат" красного или желтого цветов, на ногах были кожаные галоши "чарык" или сапоги "удук".
Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в 3-5-7 косичек с украшениями на концах. Замужние женщины имели две косы.
Женщины применяли также украшения: серьги из стальной проволоки или меди с бисером, тонкие кольца или медные перстни. У зажиточных можно было увидеть ожерелье из 3-х рядов стеклянных бус разных цветов.
Основной пищей шорцев в конце XIX - начале XX вв. - пшеничный и ржаной хлеб "калаш" на Мрассу и "терптех" - на Кондоме, мука из обжаренных зерен ячменя "толкан" и ячменная крупа "шарык".
Пищей служило и обжаренное на костре мясо всех птиц и животных за исключением рыси, выдры и крота. С развитием торговли в пищу чаще стали употреблять конину, баранину, свинину.
Картофель варили в мундире или пекли в золе.
Из коровьего молока шорцы производили сметану "каймак", масло "сармай", мягкий сыр "пыштак", творог "кадыпсу".
Наибольшей популярностью пользовался покупной кирпичный чай, хотя употребляли для згой цели и травяные настои.
Традиционные напитки "арака", "абыртка", делались из ячменя и картофеля.

Христианство, традиционные верования, фольклор

Согласно традиционному мировоззрению кузнецких шорцев мир разделен на 3 сферы: небесную землю - "Ульхи гер" (Земля Ульгеня) - небо; среднюю землю - "Орти гер" или "бистын гер" - нашу землю и землю злых духов - "айна гер" - подземный мир.
Во владениях высшего божества - Ульгеня имеется 9 небес. Сам Ульгень живет на 9 небе. Ульгень, совместно со своим братом Эрликом, который в мифологии шорцев олицетворяет зло, сотворили мир и человека.
Человек по легенде обитает на средней земле в соседстве с многочисленными духами - хозяевами мест: тайги, гор, рек, озер. Духи эти почти не отличаются от людей по образу жизни, Наибольшим почитанием пользовались духи гор и духи воды.
Существовали также духи - покровители охоты, которых угощали перед выходом на охоту.
Религиозное наполнение охотничьего промысла было настолько обильным, что и сам промысел представлялся чем-то священным.
В каждой семье имелись изображения духов предков, являющихся покровителями домашнего очага.
Жизнь любого человека по воззрениям кузнецких татар-шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств, общение с которыми чаще всего происходило через посредника - шамана, особого избранника божеств среди живущих на земле людей.
К услугам шамана прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при родах, перед сбором урожая... Шаманы были неодинаковы по силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Слабый шаман "шабынги" камлал веником, рукавицей палкой или маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных.
К началу XX в. большинство коренного населения исповедовало официально православное христианство. Этому способствовала деятельность миссионеров, особенно Василия Вербицкого, который на средства Алтайской духовной миссии в с. Кузедеево построил церковь и небольшую школу для "инородческих" детей. Методы распространения христианства были самые различные - от прямого принуждения до введения различных льгот для "новокрещенных". Вместе с введением христианства миссионеры распространяли передовые методы ведения хозяйства, поощряли строительство новых бань. Христианство сливалось с традиционными представлениям шорцев, наслаивались на них. В мифологию шорцев вошли персонажи и сюжеты из библейских сказаний: Адам, Ноев ковчег и т.д.
Однако до конца на В.Вербицкому, ни продолжателям его дела, так и не удалось искоренить языческие обряды и верования.
Вплоть до коллективизации шаманы продолжали играть большую роль в общественной жизни.
Наряду с шаманизмом продолжали существовать и прежние родовые дощаманские культы - огня, гор, медведь и т.д. Моления в этих случаях осуществлялось без участия шамана с произвольными для каждого случая обращениями и действиями.
Шорский фольклор был представлен несколькими жанрами: героическими поэмами "кай", сказками бытового и фантастического содержания "нывак", "черчек", "нартпак", рассказами и легендами "порунгу чоок", "каен чоок", "эрбек", загадками "таптак", пословицами и поговорками "кен тос", "тагпаг сое", "улгер сос", свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми, жанровыим историческими песнями "сарын" - остатками древних героических поэм и охотничьими песнями.
Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни.
Из всех жанров наиболее развитым был героический эпос, распространенный только у населения низовьев Мрассу, Кондомы и верховьев Томи, а также на Пызасе. Носителями и создателями эпоса были не все шорцы, а только сеоки Аба, Челей, Чедибер, Калар, имеющие телеутское происхождение.

Семейные обряды. Новый год

Рождение ребенка у кузнецких татар отмечалось скромно. Для содействия родам проводился ряд обрядовых действий, После родов пуповину заворачивали в тряпку и прятали в сухое место. Затем зашивали в украшенный раковинами и пуговицами мешочек "чаарых" и привязывали к зыбке.
Если рождался мальчик, его отец делал лучок и стрелку -эмблему зверопромышленника и атрибут древнетюркского божества плодородия Умай-эке, подарившего жизнь ребенку. В случае если рождалась девочка, в углу над колыбелью прибивали к стене вершину молодой березки - символ свадебного шалаша и, значит, будущего замужества. С целью оберега от злых духов в детскую колыбель клали ножик или ножницы, привязывали к ней пулю или пуговицу. Шаман брызгал варевом из рябчика и кедровых орехов в сторону, где находились атрибуты, и обращался к божеству Умай с просьбой о помощи новорожденному.
В наречении имени ребенку могли принять участие отец, мать, родственники и даже случайные люди, оказавшиеся во время родов в юрте. Главное при этом- избежать совпадений с именем отца, брата или старшего из мужчин. При крещении священник давал другое имя по христианскому календарю.
В основе шорской свадьбы лежала социально-бытовая безрелигиозная обрядность.
Нормальным возрастом для вступления в брак считалась 14-17 лет. Большой удачей считалось взять в жены молодую крепкую здоровьем вдову с ребенком. В этом была гарантия от возможного бесплодия и залог будущего богатства. В конце XIX - начале XX вв. у кузнецких татар-шорцев существовало два основных способа заключения брака: умыканием "кыс аларга" и сватовством "уда". В обоих случаях свадьба "той" справлялась обычно весной.
Умыкание невесты проходило с ее согласия. Жених с друзьями увозили невесту в свой улус, где ее сдавали родственникам жениха по женской линии, а утром сооружали супружеское жилище "одаг". Жених с помощью огнива высекал в одаге огонь, а невеста одаривала всех присутствующих медными кольцами, которые собирались с
детства.
Затем жених и невеста садились рядом перед шалашом, и одна из родственниц заплетала невесте правую косу, приглаживая ее большой мясной костью и давая молодым откусывать от не кусочки мяса. Другая родственница заплетала левую косу, выполняя аналогичные действия со сметаной, Концы кос связывал вместе жених.
Все последующие три дня свадебного пира молодые должны были находиться в свадебном жилище, принимая подарки и угощая родственников жениха. По истечении трех дней молодые в плоть до постройки отдельной юрты переходили жить в дом свекра.
Через 5-10 дней к родителям «украденной» девушки приезжал посланник от жениха обговорить размер калыма и сроки проведения очередной пирушки - малой "байги". В назначенный день в улус невесты прибывали молодые в сопровождении родителей и других родственников мужа с большим количеством «араки». Целью обряда мирения "чараш" было показать уважение к народным традициям и наладить отношения между родителями путем уплаты калыма.
Вторая "байга" - табачная. Она справлялась так же весело через месяц после выхода девушки замуж. На ней родные жениха дарили родителям невесты табакерки.
Третья и четвертая "байга" - мясные, устраивались они через год или два.
Так же по установленным правилам проходила свадьба "сватовством".
Погребальный обряд кузнецких татар - шорцев претерпел, начиная с конца XIX века, под влиянием христианства некоторые изменения, но в целом продолжал сохранять традиционный комплекс представлений о смерти и потустороннем мире.
До распространения христианства гроб вообще не делался -покойника зашивали в кендырь или завертывали в бересту и подвешивали к дереву в чаще.
Кладбища, которые появились вместе с христианством, располагались на ближайшей от улуса горе. По окончании погребальной церемонии на могиле оставляли берестяную коробку с пищей для души умершего. Часть пищи шаман разбрасывал в разные стороны, заманивая душу в мир мертвых. Рядом с могилой закапывали после похорон куклу - вместилище души "сюне". После камлания все возвращались домой, запутывая следы, бросая через плечо пихтовые ветки и оставляя на тропе топор лезвием к кладбищу. Шаман окуривал всех присутствующих дымом лучины и камлал, уговаривая душу умершего не возвращаться.
В конце XIX - начале XX вв. сохранялись более древние типы захоронений, такие, как воздушный и наземный, но только для детей и некрещеных.
На седьмой, сороковой день и через год после смерти справляли поминки по душе, которая теперь переходила в другое состояние и называлась "узют".
Новый год у шорцев совпадал по времени с Рождеством. Праздники шли всю неделю. Из села в село приезжали гости. Молодежь устраивала "оюн": пляски, танцы, песни отдельно от взрослых. В гости ходили из одного дома в другой, долго не сидели. Вечером собирались в большой дом, устраивали оюн заполночь или даже до утра. Таким образом, празднование Нового года было одним из вариантов встреч и знакомств для молодых людей.
Старшие тоже ходили в гости. Причем, каждая хозяйка старалась накрыть стол не хуже, чем у соседки - вкусно и красиво.
Интересна и такая форма новогодних празднований, как «качаган». Он связан с древними тотемистическими представлениями - олицетворением рода с предком животных. (Подобная форма у русских - ряженые).
Кто-нибудь наряжался, например, в шкуру медведя, ходил по домам, изображая «хозяина тайги» со всеми медвежьими ухватками.
Наряжались и дети так, чтобы их не узнали, танцевали, плясали, пели.
Шорцы жили по лунному календарю и с этим был связан еще один праздник - весенний. По сути он также представлял собой встречу Нового года: весной шорцы встречали восход солнца. Вероятно, этот обычай был связан с весенним равноденствием. Вставали задолго до восхода солнца, шли на высокую гору, там ждали восхода солнца и наблюдали его. Встрече солнца шорцы придавали большое значение и это было закономерно: если солнце повернуло на лето, значит, оживет жизнь в тайге, будут и зверь, и рыба, и шишки, и ягоды, и урожай посевов.
Мы сейчас меньше зависим от природы, но смысл и символика народных обрядов и обычаев за годы, века не изменились: Новый год - это прощание со старым, надежда на новую жизнь!
Развитие культуры у малочисленных сибирских народов отличается сложностью и многообразием. Наряду с распространяющимися общими для страны формами культуры сохраняются, а в некоторых случаях возрождаются ее народные элементы. Возникают и новые обряды, имеющие традиционную основу.
Интенсивный приток многонационального населения в Горную Шорию привел к возникновению новых населенных пунктов со смешанным этническим составом. В таких поселках преобладают уличная планировка и стандартные дома. Особенно изменилась обстановка в Северной Шории, где началась разработка угольных месторождений. Там возникли города: Мыски, Междуреченск, Осинники, Калтан. Между населенными пунктами установлено регулярное железнодорожное, автомобильное или воздушное сообщение. Многие поселки в верховьях рек Мрассу и Кондомы прекратили свое существование. Похозяйственные книги сельских Советов показывают, что к 1985 году в Горной Шории осталось чуть более 40 поселков с преобладающим шорским населением, причем 82% из их числа - с населением до 40 человек.
Быт шорцев, проживающих в крупных поселках и городах, ничем практически не отличается от быта представителей других национальностей.
С середины 1985 года стали предприниматься попытки возрождения шорской культуры. В Таштаголе, Мысках, Новокузнецке, Междуреченске были созданы фольклорные ансамбли.
В 1986 г. в с.Чувашка предпринята попытка возрождения традиционного праздника "Пайрам", приуроченного к окончанию весенне-летних полевых работ. На этом празднике кроме исполнения народных песен "сарын" и героического эпоса "кай" проводились состязания об борьбе "куреш", стрельбе из лука, скачки.
С 1985 г. стал традиционным другой новый общешорский молодежно-спортивный праздник "Ольгудек", проводимый на горе Мустаг, а с 1988 г. «спустившийся» в долину реки Кондомы на Спасские луга. Проводится он перед началом сенокоса в первое воскресенье июля.
Иногда предпринимаются попытки привести традиционную шорскую свадьбу, но чаще в свадебной обрядности встречаются лишь элементы шорских традиций.

Приложение

Украшения
1. Медный перстень "чустуг", 2. Приплётка к косе "чинча", 3. Медный перстень "чустуг",
4. Приплётка к косе "чинча", 5. Железная ушная подвеска "ызырга",
6. Оловянная серьга "ызырга", 7. Латунная ушная подвеска "куйга"


Орнамент
1. Воротник "чага", 2. Пояс "кур", 3. Бархатный воротник "чола". 4. Ситцевый воротник "мончир",
5. Меховые рукавицы "мелей", 6. Кисет "нанчык", 7. Кисет "нанчык", 8. Кожаный кисет "сыксыш",
9. Меховые рукавицы "мелей"



Типы захоронений
1. Воздушное в гробе - ящике, 2. Погребение в земле на жердяном помосте



Типы захоронений
1. Воздушное в берестовом свёртке, 2. В детской колыбели


Музыкальные инструменты
1. Буден "тююр", 2 Буден "тююр", 3. Буден "тююр", 4. Буден "тююр", 5. Колотушка "орба",
6. Трёхструнный музыкальный инструмент "тулу пуяк", 7 Буден "тююр", 8. Буден "тююр",
9. Двухструнный инструмент "кайгомысек"


Предметы быта
1. Курительная трубка "канза", 2. Табакерка "тамерке", 3. Коробка "карчак",
4. Курительная трубка "канза", 5. Детская колыбель "пебей", 6. Нагайка,
7. Курительная трубка "канза", 8. Нагайка


Одежда
1-2. Мужской халат "шабыр", 3-6. Рубаха "кунек",
4-5. Женский халат "кендырь", 7. Штаны "чанбарштан"


Головные уборы и обувь
1. Охотничья шапка "пурук", 2. Берестяной куртуз, 3. Шапка "пурук", 4. Охотничья шапка "пурук",
5. Сапоги "удук", 6. Сапоги "удук", 7. Женские тапочки "шарык"

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 18»

Кукла

в национальном

костюме

коренных народов

Кузбасса

с региональным компонентом.

Учитель ИЗО

Ленинск-Кузнецкий

Технологическая карта урока

Чернова Марина Федоровна

Место работы

МБНОУ «Гимназия №18» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

Должность

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

Темы и номера уроков в теме

4 четверть (4)

Мода, культура и ты. Композиционно -конструктивные принципы дизайна одежды. Особенности костюма шорцев и телеутов.

Базовый учебник

Изобразительное искусство. учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменског. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.

Тип урока: изучение и нового материала

Класс: 8

Урок № 30

Тема: Мода, культура и ты. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Особенности костюма шорцев и телеутов.

Задание: Выполнить куклу в национальном костюме коренных народов Кузбасса

Цели для ученика

Познакомиться с особенностями костюма телеутов Выполнить куклу в национальном костюме.

Задачи

Образовательные:

Собрать информацию о народном костюме телеутов

Развивающие:

Развивать наблюдательность, память, речь, мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитательные:

Расширять кругозор, интерес к национальной культуре

Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, усидчивости

Тип урока : у рок изучения нового учебного материала

Опорные понятия, термины: : костюм, телеуты, тошток, чампар, телен, очкор, тагайа, чарык

Зрительный ряд: таблицы с национальным орнаментом телеутов, презентация преподавателя, готовая кукла,

Литературный ряд : Лаврина В. История Кузбасса в рассказах для детей. - Кемерово.: ИПП Кузбасс, 2007.- 28-29с.

Оборудование для учащихся : гуашь или восковые мелки или фломастер, карандаш, ножницы, клей, кисти, бумага, ткани.

1 Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9) классы [Текст] / [Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 200 с.

2 Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В., Павлова Г.В. / Под ред. Савенковой Л.Г Издательство Русское слово

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверяют наличие материалов и инструментов

Регулятивные УУД

Самооценка готовности к уроку

2.Введение в тему (2-3 мин.)

Решение ребуса [прил.№1]

Как называются коренные народы Кузбасса? Где проживают.

Решают ребус. Слово «костюм»

Личностные УУД сформированность уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

3.Восприятие учащимися учебными материалами (7-10 мин.)

Показывает презентацию. Знакомит с особенностями национального костюма телеутов[прил.№2]

Сравнивают телеутский костюм с русским национальным женским костюмом.

Отвечают на вопросы:

Какие особенности костюма телеутов вы узнали? Какие элементы русского женского костюма вы знаете? Что общего в этих костюмах и чем они отличаются? Какие новые слова узнали и что они обозначают?

Предметное УУД

сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Коммуникативные УУД

аргументировать свою точку зрения и давать оценку о выборе

4.Подготовка к практической работе (3-5)мин

Формулирует задание «Выполнить по шаблону куклу в национальном костюме»

Предлагает:

1.Вырезать куклу по шаблону;

2. Рассмотреть орнаменты в таблицах;[прил. №3]

3.Оформить шаблон материалами по выбору (гуашь, мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги, коллаж из ткани);

4. Собрать куклу

Выбирают материал для практической работы

Регулятивные УУД

Развивать умения планировать свои действия в соответствии творческой задачей,

фиксировать способ деятельности, составлять план работы над образом, формировать способы деятельности,

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

5.Практическая работа(15-20)мин

Показ работы с элементами шаблона.

Показ вариантов готовых кукол.

Выполняют работу индивидуально

6.Рефлексия деятельности на уроке (3-5)мин

Подводит обучающихся к выводу о особенностях национального костюма телеутов.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Выделяет оригинальные куклы.

Оценивание работ одноклассников

Познавательные УУД

Уметь определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения

Перечень оборудования Компьютер, проектор

Список информационных источников 1.Кацюба Д.В. Материальная культура бачатских телеутов [Текст]; учеб. пособие./Д.В. Кацюба - Кемерово, КемГУ,1991- с.128-139.

2.Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? [Текст] Этнографические очерки В.М. Кимеев - Кеме­ровское книжное издательствоД989. -с. 103-106.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШОРЦЕВ И ТЕЛЕУТОВ Шорцы и телеуты - это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам. В наше время они расселены по всей Западной Сибири. Основная масса проживает в Кемеровской области. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории. Телеуты наиболее распространены в Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области.


НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА Почему важно изучать национальные костюмы Почему важно изучать национальные костюмы Телеутский национальный женский костюм Телеутский национальный женский костюм Шорский национальный женский костюм Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов Таблица сходства костюмов


Почему важно изучать национальные костюмы Национальная одежда - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность..


Телеутский национальный женский костюм Одежда телеутов по сравнению с соседями- шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне-зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Женщины носили пояс всегда, повязывая его на левую сторону.ширина пояса была около 3-5 см,иногда до 12 см,длина до 2,5-3 см. Платья шили с подкладкой на плечиках которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица - кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба, размером около 10Х10см. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4- 5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали,обычно таким же, что и ластовица материалом.




Шорский национальный женский костюм Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеуток. Она изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Материя раскраивалась острым ножом, детали сшивались с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками.. Дифференциации по крою женской и мужской одежды у шорцев не было. Разве только женская одежда более обильно украшалась вышивкой. Особой ритуальной или праздничной одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи- платья (кунёк), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви.


Шорские украшения Очень популярными у шорок были украшения: серьги из стальной проволоки в виде полукольца, к которому подвешивались нити с бисером или раковинами, тонкие кольца или медные перстни с камнями, накосники и ожерелья. Шорский женский накосник


Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов При тщательном анализе можно обнаружить сходство, например: использование в крое платья клиньев, туникообразной выкройки, наличие воротников, украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисера. И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы (тон). Очень сходными были украшения и обувь.




ГПОУ ПТТ
РЕФЕРАТ
ШОРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Выполнила: студентка
1курса, гр. ТОА 15/1
Суслова Ксения
Проверил: Любчик Е.В.,
Преподаватель
Прокопьевск, 2016
ПЛАН
Введение……………………………………………………………..3
1. Общая характеристика традиционной культуры шорцев…….4
2. Особенности шорского национального костюма…………….8
Заключение…………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………15
Приложение …………………………………………………………16
Введение
В настоящее время этническое развитие шорцев представляет собой сложный клубок проблем, которые показывают взаимосвязь социальных, экономических, политических и культурных процессов, протекающих внутри российского государства в целом и определяющих интересы представителей коренных этносов указанного региона в частности.
Этническое самосознание коренного малочисленного народа Сибири – шорцев характеризуется следующими особенностями его содержания: высокой значимостью представлений об историческом прошлом своего народа; устойчивостью осознания своей тождественности с этнической общностью; преобладанием ценности семейной идентичности; позитивным отношением к собственной этнической принадлежности; большей значимостью традиционных ценностей в регуляции собственного поведения; приверженностью к сохранению языка, культуры, традиций, обычаев своего народа.
Рассмотрим в нашей работе особенности шорского национального костюма.
1. Общая характеристика традиционной культуры шорцев
Шорцы – потомки местных самодийских и угорских племен, смешавшихся с группами тюркоязычных (главным образом, уйгурских и енисейско-кыргызских) племен, мигрировавших на территорию современной Кемеровской обл. в период господства тюрок в Центральной Азии и Алтае-Саянском нагорье (Тюркский, Уйгурский, Кыргызский каганаты, середина VI - начало Х в.) и позже - вплоть до ХVIII в., когда с уже тюркизировавшимися местными племенами «кузнецких татар» (известных в русских источниках с 1618 г.) смешиваются пришедшие с Алтая группы телеутов (2, с. 12).
Общим самоназванием всех групп шорцев стало «татар-кижи» или «шорцы». Кроме того, различные группы исторических предков современных шорцев именовались в источниках по-разному: по местообитанию - черневые татары, мрасцы, кондомцы, верхотомцы или по названиям родов - абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы, а также по основному роду занятий - кузнецкие татары.
Первоначально основными продуктами питания шорцев были: мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты (4, с. 30).
Принцип иноговорения действовал и во время охотничьего промысла. Живя в тайге, шорцы соблюдали ряд правил, регламентировавших их быт и речевое поведение: ведь они временно находились на территории, закрепленной за родом, но одновременно являющейся собственностью могущественного духа, владельца всех промысловых зверей, хозяина гор и лесов. В этом мире нельзя было употреблять имена собственные для обозначения диких существ, природных объектов, орудий охоты и т.п. Требовался особый язык, а привычные обозначения на время как бы забывались. Согласно обычаю, охотники, разговаривая друг с другом, называли животных «секретными» именами: медведя - тир тон - «овчинная шуба»; волка - узун кузрук «длинный хвост» и т.д.
Удаляясь от жилища хотя бы на время, человек обретал статус иного существа. Преодолевая силу притяжения мира культуры, охотники для оставшихся дома людей временно превращались в чужаков. Чтобы не причинить промысловикам вреда, близкие остерегались произносить их имена. Нельзя было играть, веселиться, ругаться из опасения, что артель останется без добычи
Согласно традиционному мировоззрению шорцев, мир был разделен на три сферы: небесную землю, где находится высшее божество Ульгень; среднюю землю, где живут люди; и земля злых духов, подземный мир, где властвует Эрлик. Шорцы верили также и в духов - хозяев тайги, гор, рек, озер. Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана - особого избранника божеств. К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая. С участием шамана проходили традиционные родовые моления верховному божеству Ульгеню (5, с. 10).
Устный характер шорской культуры с его повышенным вниманием к слову превратил диалог в универсальный механизм взаимодействия человека с внешней средой. Складывается впечатление, что общество, еще только начиная осознавать свою объективную выделенность из природы, интуитивно пытается восстановить разрушаемое единство-тождество, стремится всеми возможными способами продлить контакт.
Напряженный и драматический процесс двусторонних взаимоотношений мира людей и не-людей сводился в итоге к обмену информацией и ее дешифровке. Мифический космос говорил на многих языках. Символическим смыслом у древних шорцев было наполнено все: одежда, еда, питье, труд и отдых. Поскольку «матрицей» иного существа был в конечном итоге человек, люди наделяли всевозможных духов способностью имитировать сугубо человеческое поведение. Охотники-шорцы рассказывали о хозяине тайги: «Ночью он (эзи) ходит около охотничьего балагана, иногда стучит, иногда говорит, но охотнику нельзя выйти на его стук из балагана. Ночью в тайге вдруг послышатся песни, словно играет кто-то, - это хозяева тайги развеселились. Или пугает около балагана, ревет кто-то, кричит по имени три раза. Надо промолчать - иначе душу возьмет, тогда по возвращении домой придется камлать и просить душу назад» (3, с. 19).
В мире духов, на их территории или в их присутствии считалось опасным проявить свою человеческую сущность: подать голос, отозваться на имя и т.п. - «отчуждаемые» части человека могли стать добычей существа иного мира, стремящегося тем самым как бы восполнить свою ущербность.
Иной мир давал знать о себе не только подражанием речи человека; диапазон его звучания был много шире. Угли в очаге, потрескивая, сообщали о настроении духа огня, звон колец тагана предвещал появление гостя. По представлениям шорцев, душа-тень за год до смерти человека предупреждала его об этом щелкающими звуками (4, с. 56).
Кедр – символ Мирового Древа шорского народа. Символическое значение для шорцев имели также лиственница и береза. В основном камлание происходило под березой. Потому у шорцев и у других родственных народов береза была особо почитаемым деревом и широко использовалась в различных церемониях, например, во время свадьбы. Береза в мировоззрении шорцев объединяет три мира. Кроме этого, береза неразрывно сопровождает человека на протяжении всей жизни. При рождении девочки к ее колыбели привязывали ветку березы – символ будущего замужества. И для новорожденных делали колыбель из березы. Во время свадьбы для молодых строили шалаш с использованием березовых веток. В быту из этого дерева изготавливалась вся домашняя утварь. В камлании пучок из ветвей березы - шорбу - использовали вместо бубна. Кам общался с верховным божеством, взбираясь по березе. Также она использовалась при изготовлении бубна для шамана, а при его оживлении использовали березовые веники.
У шорцев к мужу и его старшим родственникам женщина должна была обращаться так: ака «старший брат»; абагай «дед, брат деда»; эjе «старшая сестра», т. е. употребляя вместо личных имен обозначения их социальных позиций. Имена личные, собственные были запретными для нее. Поэтому женщина вынуждена была описывать тех, к кому обращалась. Например, в разговоре со свекровью молодая женщина «обозначает» ее, говоря, например: «имеющая серьгу». Но если свекровь зовут Сырга (Серьга), сноха вынуждена говорить: «то, что висит в ухе». Иноговорение снохи - своего рода «замаскированная» речь. При этом используемый прием - описание «маркеров» человека вместо произнесения его имени - сродни атрибутивному развертыванию имен в текстах шаманских камланий (6, с. 10).
Таким образом, можно отметить, что с середины 1980-х годов ХХ века идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников - праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых исполнением эпоса.
Следовательно, большое влияние на духовно-культурные традиции и особенности мировоззрения шорцев оказывали тесные контакты с русским населением.
2. Особенности шорского национального костюма
По своей религии шорцы были шаманистами. Поэтому шаманизм – это своего рода один из национальных символов шорцев. Костюм шамана, его бубен составляют целые символические системы. Даже тогда, когда наряда не существует, его заменяют шапка, пояс, бубен и другие магически-символические предметы, принадлежащие к ритуальному наряду шамана и заменяющие собственно одежду. Так, например, Радлов утверждает, что черные татары, шоры и телеуты не знают шаманского наряда; тем не менее часто случается (как, например, у лебединских татар), что используется ткань для обматывания вокруг головы, и без этой ткани совершенно недопустимо заниматься шаманством.
Нательной одеждой шорцев были рубахи туникообразного кроя из кендырной или недорогой хлопчатобумажной ткани (2, с.23).
Шаманский наряд сам по себе представляет религиозную космографию и иерофанию (священноявление): он означает не только божественное присутствие, но также космические символы и метапсихические пути. При тщательном исследовании он раскрывает систему шаманизма так же ясно, как и шаманские техники и мифы.
Зимой шорский шаман надевает свой наряд на рубашку, а летом - непосредственно на голое тело. Шаман обнажает свой торс, и единственной одеждой его остается только пояс. Очень вероятно, что эта почти полная нагота имеет религиозное значение, даже если тепло, царящее в жилищах, кажется достаточным объяснением этого обычая. Во всяком случае, независимо от того, идет ли речь о наготе ритуальной или о специальном наряде для шаманских занятий, существенно, что шаманское переживание не наступает, если шаман одет в обычную будничную одежду. Даже тогда, когда наряда не существует, его заменяют шапка, пояс, бубен и другие магические предметы, принадлежащие к ритуальному наряду шамана и заменяющие собственно одежду.
Сам по себе наряд представляет религиозный микрокосмос, качественно отличающийся от окружающего мирского пространства. С одной стороны, он составляет почти полную символическую систему, а с другой стороны, в связи с посвящением, он насыщен разнообразными духовными силами, прежде всего «духами». Благодаря самому факту одевания - или манипуляции заменяющими предметами - шаман преодолевает мирское пространство, готовясь войти в контакт с духовным миром. Обычно это приготовление является почти конкретным вхождением в духовный мир, поскольку наряд надевается после многочисленных приготовлений, непосредственно перед шаманским трансом.
Кандидат должен в своих снах точно увидеть место, где находится его будущий наряд, а искать его он будет сам. Затем он покупает его у родственников умершего шамана по цене коня. Но наряд не может покинуть пределы рода, поскольку в определенном смысле он имеет отношение к целому роду не только потому, что он был сделан или куплен благодаря вкладу всего рода, но прежде всего потому что он, насыщенный «духами», не должен носиться кем-то, кто не смог бы с ними совладать: в противном случае духи могут причинять вред всей общине (7, с. 10).
Наряд является таким же объектом чувств опасения и страха, как и всякое иное «место для духов». Когда он уж слишком изношен, его вешают на дереве в лесу: живущие в нем «духи» оставляют его, привязываясь к новому наряду.
После смерти шамана наряд хранится в его доме: «духи», населяющие его, подают признаки жизни: наряд вздрагивает, шевелится и т. п.
Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом кендырь-шабыр, с левосторонним запахом. Воротники халатов орнаментировались. В орнаменте прослеживаются мотивы северосибирского, южносибирского, иртышско-алтайского, саяно-алтайского, североазиатского и среднесибирского типов.
К поясу мужчины крепились: ситцевый или холщовый кисет нанчык, трубка канза, огниво оттык, кремень оттык таш, нож пычак в деревянных ножнах калып.
Дифференциации по покрою мужской и женской одежды у шорцев не существовало. Для детей шили такую же одежду, что и для взрослых, только меньших размеров.
Не повсеместно, но имелись особые элементы охотничье-промысловой одежды – наплечники узан, сшитые в виде капюшона из шкуры косули шерстью наружу, и простеганные куртки из войлока, покрытые кендырем (конопляным холстом). Из нательной одежды шорские мужчины и женщины носили рубаху кунек и штаны кендырь штан (5, с. 24).
Поясной одеждой мужчин и женщин у шорцев служили штаны из домотканого грубого холста или из дабы, женские отличались меньшей длиной.
Костюм дополнялся незатейливыми украшениями. Среди ушных бытовали серьги, гнутые из медной проволоки и украшенные бусинами, бисером, или литые – медные, серебряные. Шею женщины и девушки украшали ожерельями мончур или снизками бус. Концы кос соединяли приплетками-накосниками чынча из пучка косичек из конского волоса с раковинами каури и бусинами на концах.
Существенную символическую роль играют медные зеркала: говорят, что зеркало помогает шаману «видеть мир», то есть сосредоточиться, «локализировать духов» или отразить потребности человека и т. п. Глядя в зеркало, шаман может увидеть душу покойника или белого коня шаманов. Конь - в высшей степени шаманское животное: галоп, головокружительная скорость - это традиционные представления о «полете», то есть об экстазе.
По мнению самих шаманов, значительная часть их могущества сокрыта в этих колпаках. Поэтому когда шаманский сеанс демонстрируется по просьбе русских, то шаман обычно выполняет его без колпака (3, с. 84).
Иногда колпак заменяет широкая лента вокруг головы, на которой подвешены ящерицы и другие животные-покровители, а также множество ленточек.
Вызывает интерес орнитологическая символика. Шаманский колпак может быть украшен птичьими перьями: лебедя, орла, совы, - например, перьями золотого орла или коричневой совы. Некоторые шаманы делают свой колпак из шкуры (чучела) коричневой совы, оставляя крылья, а иногда и голову для украшения. Понятно, что украшенный всем этим шаманский наряд как бы наделяет шамана новым, магическим телом в облике животного. Три главных типа - птица, олень и медведь, но особенно птица.
Птичьи перья мы встречаем почти во всех описаниях шаманских нарядов. Более того, сама структура наряда стремится как можно более точно наследовать форму птицы (1, с. 29).
Следует учитывать мифические связи, существующие между орлом и шаманом. Орел считается отцом первого шамана, он играет важную роль в самом посвящении шамана, наконец он находится в центре мифического комплекса, включающего Древо Мира и экстатическое путешествие шамана. Тем более не следует забывать, что Орел определенным образом представляет Всевышнее существо, даже если он сильно соляризован. Нам кажется, что все эти элементы приводят к довольно точному определению религиозного значения шаманского наряда: надев его, шаман обретает мистическое состояние, обнаруженное и закрепленное во время долгих переживаний и церемоний посвящения.
К концу XIX – началу XX вв. в одежде шорцев все ощутимее сказывалось влияние русской культуры. Мужчины стали носить покупные ситцевые рубахи, суконные штаны, пиджаки, картузы, драповые пальто, халаты из черного сукна с кушаком, сапоги. Обычным костюмом женщины было платье «кунек» из покупного ситца различных цветов или черного сатина, подпоясанное кушаком. Поверх платья надевался фартук. На голову накидывали разноцветные шали, на ноги обували ботинки.
Традиционная одежда сохранилась в начале XX века только в самых глухих улусах верховьев, Мрассу и Кондомы. Шили ее из гладкого черного сатина сатина или домотканой ткани «кендыря». Мужчины носили традиционные рубахи «кунек» из грубого конопляного холста или из приобретенной у русских бязи «табы». Покрой их был туникообразный с косым или прямым воротом, обшитым цветной материей и застегивающимся на пуговицы. Штаны «шанбэр штан» шили из такой же материи. Пояс сплетали из конского волоса или конопляное верёвочки.
Верхний распашной халат «шабыр пантек» был также из домотканого холста. Ворот и нижняя часть подола обшивалась тесьмой «нака», связанной из синего, красного или желтого гаруса или английской шерсти. Халат застегивался вверху на одну пуговицу и подпоясывался кушаком «кур».
Зимняя одежда - шубы и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. Обязательным атрибутом мужского костюма являлся ситцевый кисет «нанчик» на поясе, деревянная с выгнутым чубуком трубка «канзэ», огниво «оттук», кремень «оттык таш», нож «пычах» в деревянных ножнах «калып».
На голове носили шапки «пюрюк» из домотканой материи в форме ермолки или меховые ушанки, а летом - картуз. На ногах у всех мужчин были сапоги «удук» из кожи домашней выделки, иногда, у бедных с холстяными голенищами. Встречалась и обувь из оленьего камуса (2, с. 26).
Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета «кунек» длиною до пят, застегивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из черной ткани. Вязевые синие штаны «штан» не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата «пантек» украшалась двумя рядами раковин каури «чаланбаш» или вышивалась геометрическим узором их цветных ниток. Голову покрывади платком «плат» красного или желтого цветов, на ногах были кожаные галоши «чарык» или сапоги «удук».
Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в 3-5-7 косичек с украшениями на концах. Замужние женщины имели две косы.
Женщины применяли также украшения: серьги из стальной проволоки или меди с бисером, тонкие кольца или медные перстни. У зажиточных можно было увидеть ожерелье из 3-х рядов стеклянных бус разных цветов.
Заключение
Шорская традиционная культура претерпела за последние десятилетия значительные изменения. Эти изменения в значительной степени происходили в форме межкультурного диалога, основанного на межличностной коммуникации, наиболее ярко выраженной в поселках с этнически смешанным населением. Большое влияние на духовно-культурные традиции и особенности мировоззрения шорцев оказывали тесные контакты с русским населением.
Шорцы делают все, чтобы для своего народа процесс этнической ассимиляции остановить. Праздники, обряды, национальные костюмы, пробуждение интереса к старине этому способствуют.
Список литературы
Алексеев, Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири [текст] / Н.А. Алексеев. - Новосибирск, 1984. – 120 с.
Алтын Шор / Золотая Шория / авт. Л. Чульжанова. – Междуреченск, 2010. – 47 с.
Духовная Шория. Шорский фольклор в записях и из архива профессора А.И. Чудоякова. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2008. – 352 с.
Кимеев, В.М. Шорцы. Кто они? [текст] / В.М. Кимеев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1989. – 179 с.
Потапов, Л.П. Шорцы [текст] / Л.П. Потапов // Народы Сибири. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – 187 с.
Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: независимый экспертный доклад [текст] / Под.ред. член-корр.РАН В.А. Тишкова. - Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. – 123 с.
Уртегешев Н. О шорской символике // «Туган Чер» (Родная земля), №7 Июль, 1998.
Приложение
Украшения1. Медный перстень «чустуг», 2. Приплётка к косе «чинча», 3. Медный перстень «чустуг», 4. Приплётка к косе «чинча», 5. Железная ушная подвеска «ызырга», 6. Оловянная серьга «ызырга», 7. Латунная ушная подвеска «куйга»
Орнамент1. Воротник «чага», 2. Пояс «кур», 3. Бархатный воротник «чола». 4. Ситцевый воротник «мончир», 5. Меховые рукавицы «мелей», 6. Кисет «нанчык», 7. Кисет «нанчык», 8. Кожаный кисет «сыксыш», 9. Меховые рукавицы «мелей»