Сказкотерапия психотерапия. Сказкотерапия как метод в психологии

Сказкотерапия
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок…
С рождения маленького ребёнка, родители читают ему сказки.
Сказки – это не просто детское развлечение? Роль и влияние сказок, которые вы читаете
своему ребёнку, очень огромная. Она может повлиять на будущее малыша. Сказки способствуют
развитию ребёнка и его воспитанию. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили
наказывать провинившегося ребёнка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным
смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от
напастей, учили их жизни.
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития
творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с
окружающим миром.
Сказкотерапия ­ означает «лечение сказкой». И. В. Вачков. писал: «Сказку
используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот
ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Как педагог я так же использую сказки в воспитательной работе. В сказкотерапии
используют пять видов сказок: художественные, дидактические, медитативные,
психотерапевтические, психокоррекционные.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя
быть жадным, нельзя предавать друзей и так далее. А самое главное, сказка учит, что добро всегда
побеждает зло. Добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим.
Формы работы со сказками разнообразны:
 Беседа по прослушанной сказке. Во время беседы учащимся задаются такие
вопросы, которые раскрывают данную проблему ученика или класса.
 Сочинение сказок. Дети очень любят сочинять сказки. Каждый ребёнок, сочиняя
сказку, отражает свою внутреннюю реальность. Его герои сказок переживают ту
проблему, которую переживает сам ребёнок. Герой начинает искать выход из
создавшейся ситуации. Он понимает свою неправоту и становится на путь
изменений.
 Переписывание сказок. Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее
соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант,
который позволяет ребёнку освободиться от внутреннего напряжения.
Рассказывание сказок (рассказывание известной сказки, рассказывание сказки с
придуманным к ней продолжением, групповое придумывание сказки, рассказывание
сказки от первого лица и от имени любого героя).

 Конструирование сказки на бумаге (рисунок, создание масок, костюмов).
 Инсценировка сказки. Не каждый ребёнок может быть актёром, но ему очень
хочется показать сказку и участвовать в ней. На помощь приходит кукла­
марионетка, пальчиковые куклы, теневые куклы. Через работу с куклой ребёнок
учится общаться с другими персонажами, как в сказке, так и в жизни, учится
избегать конфликтов с окружающими. Но не стоит забывать о том, что эта работа
должна проходить под руководством педагога или психолога, что бы беседа кукол
не переросла в сторону негатива и агрессии.
Приведу пример сказки «Осёл и колодец», где ребёнок учится, никогда и ни при каких
обстоятельствах не сдаваться.
­Ребята, закройте глаза и представьте себя осликом.
Гуляя около колодца вы упали в него. Что вы будете делать?
Дети дают разные варианты ответов. А теперь, послушайте мою сказку «Осёл и колодец».
­ Ребята, что делал осёл, когда упал в колодец?
(«Осёл стал громко вопить, призывая на помощь».)
­ Что пришло в голову хозяину осла?

(«Осёл мой уже стар, и ему недолго осталось, а я всё равно хотел купить нового молодого осла.
Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы
сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».)
­ Почему ослик не переставал вопить?
(«Осёл сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его
вопли и продолжали бросать землю в колодец».)
­ Что произошло с осликом?
(«Каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через
некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался на верху и выпрыгнул из колодца.»)
Мораль сказки: в жизни очень много всяких неприятностей. Они будут падать на вас, а вы
помните, что вы можете стряхнуть её и благодаря решённой проблеме, вы поднимитесь немного
выше. Таким образом, вы постепенно можете преодолеть все самые трудные неприятности.
Каждая проблема – это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы
можете перейти бурный поток.
В заключении хотелось бы сказать, когда ребёнок попадает в сказку, он подчиняется
сказочным законам (нормы и правила поведения). Путешествуя по сказочной стране, ребёнок
чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем ­ то ссориться,
производить вокруг себя разрушения, то сказка исчезнет и вместе с ней добрые сказочные
существа. Через сказку к ребёнку приходит осознание ответственности за свои поступки.
Сказкотерапия в психолого­педагогическом аспекте очень эффективна и значима как метод
воздействия на формирование межличностных отношений в детском коллективе.
Выполнила: Мачтакова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 15» г. Нижнекамска РТ

Одним из самых популярных методов решения наших проблем в современной практической психологии (и пси­хотерапии) является метод сказкотерапии.

С древних времён (до психотерапии) люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага, для того, чтобы каждый член данного сообщества (особенно юный) мог успешно выжить и не погибнуть раньше времени. Расска­зывание сказок было древнейшей психотерапией, древнейшей практической психологией.

Но с развитием цивилизации подлинная роль сказок была забыта.

Психотерапия, Сказкотерапия и другие звери...

Но вот пришла вторая половина ХХ века... А поскольку 20 век (его вторая половина) это эпоха возрождения всего прочно забытого в предыдущие века - века торжества узко понятого рационализма и узко понятой «науки» - то пришёл черёд и сказок, пришёл их черёд напомнить людям, зачем они существуют. (Понимайте в обоих смыслах - «зачем существуют люди» или «зачем существуют сказки»).

Сказкотерапия началась с того, что молодая наука психология (а точнее, её младшая сестра - психотерапия) обра­тились к сказочному наследию, собранному писателями-романтиками 19 века, и попытались увидеть в хорошо знакомых нам детских сказках ответы на волнующие их серьёзные «недетские» вопросы.

С тех пор, одно из уважаемых направлений в сказкотерапии - это вдумчивая работа с уже существующими, «ли­тературными» сказками.

Вот это направление сказкотерапии, в основном, поддерживает юнгианская психология, хотя сказкотерапия вся целиком вообще тесно связана с юнгианством.

Ведь именно в сказках собраны и сохранены все основные Жизненные Роли, которые мы, люди, передаём друг другу из поколения в поколение. Именно в сказках можно встретить все маски нашей личности и познакомиться со всеми аспектами своей души, со всеми её возможностями.

В жизни мы играем от силы только одну-две рольки... Но ведь душа наша способна сыграть весь репертуар миро­вого «театра»! Если не выпускать её на сцену в разных ролях, она захиреет и начнёт болеть. Но как узнать, на какие роли вообще может претендовать наша душа? Кем мы можем себя ощущать? Кем можем быть? Ответы на эти вопросы содержатся в сказках... А сказкотерапия только суммирует опыт и предлагает ещё и «практические упражнения». А это уже куда интересней, не так ли?!

Психология юнгианства (и сказкотерапия, на ней базирующаяся) подробнейшим образом разбирают каждую сказку. Ведь любая сказка - это карта внутреннего мира каждого человека, считает эта самая психология юнги­анства.

Сказкотерапия как арт-терапия

Но есть и ещё один способ работы со сказками в сказкотерапии. Это сочинение своих собственных незамыслова­тых историй-сказок.

Это занятие, этот метод сказкотерапии имеет две цели:

  1. диагностическую
  2. терапевтическую.

С одной стороны, написанная Вами своя сказка, помогает (если знать метод) увидеть, что с Вами не так, с точки зрения психологии.

А с другой стороны, каждая написанная Вами сказка на один шаг приближает Вас к самоисцелению. Верный признак прогресса в сказкотерапии - это переживание состояния психотерапевтического инсайта, который в пси­хотерапии называется ещё по-другому: «Ага-эффект!». Это момент, когда в тёмной комнате зажигается свет и Вы, наконец, видите то, что искали.

И именно при написании собственных сказок, в процессе сказкотерапии, нас чаще всего посещают подобные «ага-эффекты».

Сказкотерапия вскрывает неправильные (неработающие) жизненные сценарии, которым мы с упорством поче­му-то следуем. Метод сказкотерапии позволяет быстро победить стресс, снять последствия фрустрации. Сказко­терапия лечит застарелые обиды, не дающие нам двигаться дальше - во всей практической психологии нет мето­да, который бы лучше справлялся с этой задачей.

На нашем сайте есть много материалов, которые посвящены сказкотерапии.

«Сказкотерапия для детей» это чтение детям настоящих сказок, неадаптированных в викторианскую эпоху.

Ведь смотрите, что получается. Знаменитая викторианская эпоха (которая породила эпидемию неврозов и жен­ской истерии в Европе) давно осуждена как время, которое максимально закрепощало человека, не позволяя ему ничего человеческого. Весь двадцатый век это своеобразный «нюрнбергский процесс» над преступлениями вик­торианства. Преступлениями тихими и совершавшимися зачастую «в белых перчатках».

Отношение к женщине, к детству - мы уже давно пересмотрели. Отношение к сексу - и подавно заменено с викто­рианского, на более современный подход. «Вопросы» образования давно уже нашли свои новые, отнюдь не вик­торианские «ответы».

А сказки? Про сказки-то мы и забыли... А ведь они тоже нуждаются в модернизации и «рестайлинге». Поменяв круто всю свою жизнь, похоронив викторианство с его удушливой атмосферой, мы... всё ещё пользуемся именно викторианскими сказками, точнее их викторианскими адаптациями!

В Англии издавался «Шекспир для девственниц». Считалось, что неадаптированные тексты Шекспира непозво­лительно читать приличным девочкам из приличных семей - слишком они грубы и непристойны.

Эту проблему (только на материале русских сказок) освещает материал на нашем сайте, который называет­ся «Скромное обаяние неадаптированных сказок».

Там объясняется, почему детям нужны сказки, истории про смерть, насилие и прочие «Недетские Ужасы» и что бывает с детьми, которых искусственно от этого ограждают...

В статье «Что такое «Образ успеха»? (Сказкотерапия для родителей и педагогов)», Вы узнаете, как, читая психотерапевтическую сказку, можно вычленять уникальную информацию о системе ценностей человека, об Образе его Цели, для того чтобы не мешать развиваться ему в его же направлении, не вы­ступать фактором дополнительного стресса для человека. Это сказкотерапия для детей и сказкотерапия для взрослых.

В статье «Сказкотерапия» (базовой статье этого цикла) Вы узнаете подробней об этом методе практической пси­хологии и научитесь связывать сказкотерапию с психодрамой. Вы узнаете, как связаны между собой сказко­терапия и арт-терапия.

В статье «Игры со сказками: как развить воображение ребёнка с помощью сказкотерапии» рассматривается сказкотерапия для детей. В этой статье также приводятся четыре (4) замечательнейших упражнения из копилки практической сказкотерапии как для индивидуальных занятий, так и для занятий в группе.

Начиная работу со сказками, Вы не только работаете со своей собственной психологией, превращая её из психо­логии невротика в психологию здорового человека. Вы ещё и развиваете в себе Автора, пробуждаете дремавшие способности к творчеству. Вы пробуждает в себе Внутреннего Ребёнка, который один только и способен испыты­вать это странное ощущение бытия, которое мы называем «счастьем».

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, переноса сказочных смыслов в реальность; процесс объективизации проблемных ситуации, активизации потенциала личности, всестороннего образования и воспитания;

терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.

Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день. Трудно представить дату создания первой сказки. Конечно, устное народное творчество, как первый этап сказкотерапии, не имеет временных границ. Оно создается от каменного века до наших дней.

Второй этап - собрание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю. Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др.

Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Бабушки рассказывали притихшим на речке крестьянским ребятишкам сказки, девушки за рукоделием делились с подругами своими историями собирались сказителями и передавались из уст в уста. В сказках передавался от поколения к поколению житейский опыт и запас прочности. И сегодня, рассказывая детям сказки, мы повторяем этот исторический процесс. А еще мы ошибаемся, если считаем что изучение сказок - удел самых маленьких. Мудрость в них черпают люди разных возрастов.

Сущность сказкотерапии как метода в психологии

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основатель метода комплексной сказкотерапии - Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

В рамках сказкотерапии в основном используется следующая классификация.

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

* народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок;

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

4. Психотерапевтические сказки - сказки, направленные на «оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний.

5. Медитативные сказки создаются в основном для снятия психоэмоционального напряжения, создания положительных моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Народные, волшебные сказки являются основой методики сказкотерапии. В них проигрываются переживания и конфликты между персонажами. На этом построен весь сюжет сказки.

Ребенок и взрослый должны по методике сочинять сказку на заданную тему раздельно. Инициативу должен проявлять взрослый. Он ведет сюжет сказки, задает интонацию. Причем, здесь взрослый так же выступает в роли слушателя сочиненной ребенком истории. Ребенок-рассказчик должен подхватить интонацию сказителя.

Таким образом, он приобщается к национальной культуре. Родитель развивает с помощью сочинения сказки его художественно коммуникативные способности, приобщая его к традициям с помощью интонации.

В диалоге взрослый и ребенок должны быть равны. Нужно, чтобы малыш усвоил диалектику взаимоотношений автора и адресата. Он побывает по инициативе родителя во всех возможных коммуникативных позициях, несущих педагогическую и терапевтическую нагрузку. Это и есть психологические предпосылки, сказкотерапии.

С помощью сказкотерапии реализуются потребности в нарушении запретов и правил. Сказка становится посредником между внутренним и внешним миром ребенка. Она является мощным инструментом развития внутреннего мира человека. Отсюда к сказкам повышенный интерес психологов. Но только в ближайшие годы сказкотерапия называется самостоятельно.

Только сказочный язык открывает мир человеческих отношений в понимании психических особенностях дошкольников. Сказка развивает у детей воображение. Учит их видеть не только положительные, но и отрицательные черты характера людей.

Человек является субъектом саморазвития. Постепенно, он повышает уровень развития самосознания, учится управлять своим Я.

Ребенок осознает, что нужно преодолевать свою спонтанную активность развиваться творчески, как личность. И здесь сказка становится развивающим и психотерапевтическим средством за счет метафоричности. Через сюжет сказки малыш проживает собственные психические процессы и вникает в их смысл.

Через сказки люди черпают житейский опыт. У Пушкина мы читаем: «Сказка - ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок».

Но не всякая сказка поучительна. Терапевтически ценной является история, которая позволяет задавать вопрос, наводящий на размышления о смысле жизни, о сделанном выводе. Это есть сказкотерапия.

Язык сказки сближает взрослого и ребенка. Сказка пробуждает творчество в терапевте, у которого развивается интуиция, архетипы на основе первого впечатления. Она несет свободу, в которой происходит трансформация. Именно здесь маленький и слабый ребенок превращается в самодостаточного силача.

Сейчас термин «Сказкотерапия» часто кочует по специальным изданиям. Что же психология трактует под определением « Сказкотерапия»? Ну, прежде всего не только прямое лечение сказками.

Сказкотерапия - это совокупность следующих процессов:

Поиск смысла, расшифровка знаний о мире и система взаимоотношений в нем;

Образование связи сюжета с реальностью и перенос выводов сказки во внешний мир;

Объективная проблема;

Активизация личного потенциала;

Воспитание высокого интеллекта.

Сказка - волшебство и превращение. Отсюда сказкотерапия улучшает внутренний мир и природу. Она лечит особой сказочной обстановкой, которая будит потенциал личности. С её помощью мечта может материализоваться появится чувство защищенности и таинственности…

Метафоры в сказках изучают психология, философия, педагогика. Первые басни были написаны Эзопом, его продолжателями были И. А. Крылов и Лафонтен.

Благодаря использованию метафор текст сказки не является для ребенка однозначным и ограниченным некоторым набором значений. Напротив, любое значение любого сказочного содержания тут же ребенком доосмысляется, обогащается личностными смыслами, интериоризируется.

Например, волшебные способности представлены в виде предметов или существ (золотая рыбка, скатерть-самобранка), конфликты и споры решаются в конкретных действиях, чаще всего соревновательных (кто со Змеем справится, кто дальше стрелу пустит).

Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира.

С одной стороны, метафорические образы делают повествование более ярким, помогают ребенку лучше представить себе происходящее. С другой стороны, метафора обладает таким свойством, как универсальность. Наличие «стандартных» речевых оборотов («Жили-были», «В некотором царстве») позволяет ребенку «додумать» содержание истории, наполнить образы новым содержанием.

Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственным, индивидуальным интерпретациям сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценок, т.е. превращает слушателя их объекта воздействия и субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, эмоциональном переживании сюжета. сказкотерапия психологический воздействие ребенок

Слушая сказку, ребенок представляет себе сказочных героев - как они выглядят, что делают, как взаимодействуют между собой; воображает разные сказочные страны, принцев и принцесс, драконов и рыцарей, их побеждающих. Сказка может просто очаровать ребенка, вдохновить его на создание собственных волшебных историй.

Анекдот это тоже притча или басня, только в короткой форме, построенная на абсурде.

Создание анекдотов это тоже творчество мышления. Героическое содержание повествует о реальных исторических событиях в легендах, былинах, сагах, эпосах. Эти жанры воспитывают патриотизм.

В процессе использования сказкотерапии в работе у психологу следует учитывать следующие психологические механизмы воздействия сказок.

Во-первых, волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения - перехода на иной качественный уровень.

Во-вторых, сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Это может быть непосредственный телесный опыт, связанный с прохождением психофизиологических кризисов. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты Я, в частности, адаптационные механизмы, помогающие преодолеть кризис.

В-третьих, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы.

В-четвертых, образы сказки не только проецируются на реальную жизненную ситуацию слушателя и воспроизводят в метафорической форме моральные нормы и принципы взаимоотношений между людьми, но и включают глубинные механизмы бессознательного за счет непривычных для разума архетипических элементов.

В-пятых, сказка лишь тогда воздействует на человека, когда возникает сходство между семантическим пространством его души и семантическим пространством сказки.

И, наконец, в-шестых, при оценке силы воздействия сказки на слушателя не следует забывать о ее эстетической, художественной стороне. Особенно это касается авторских сказок (народные при внешней скудости используемых эстетических средств потрясающе отшлифованы столетиями использования).

Остается неясным: как, каким образом в процессе работы со сказкой происходит процесс построения границ между мирами - внутренним и внешним, реальным и вымышленным? Ведь вряд ли процесс идентификации себя с главным героем выступает в качестве единственного психологического механизма изменений в отношениях с самим собой и своей жизненной ситуацией.

Для разрешения этого вопроса оказалось продуктивным использование понятия семантического пространства, под которым понимается система функционально оправданных связей между значимыми для некоторого круга лиц семантическими элементами (смыслами и значениями). Семантическое пространство душевного мира человека содержит в себе множество подпространств - тех фрагментов внутреннего мира, которые соответствуют определенным фрагментам внешнего мира и жизненному опыту взаимодействия человека с ними.

Повседневную жизнь человека, согласно Е.Л. Доценко, можно рассматривать как непрерывное путешествие (переходы) из одного семантического пространства в другое - по мере того, как человек относит (идентифицирует) себя к той или иной общности людей, обладающей сходными смысловыми характеристиками: потребностями, интересами, знаниями, привычками, установками и пр.

Фактически, когда создается сказка, содержание которой соответствует особенностям жизненной ситуации человека в данный конкретный момент, два семантических пространства - психолога-сказочника и клиента - должны взаимно отобразиться. То есть определенному содержанию одного из этих двух семантических пространств ставится в соответствие некоторое содержание другого, так что язык каждого из них может быть иносказательно (метафорически) использован для описания содержания другого. Однозначного изоморфного отображения в большинстве случаев, как правило, не происходит, потому что психолог, предлагающий сказку, не может знать о человеке абсолютно все.

Следует обратить внимание на очень важный момент, на который указывает Е. Л. Доценко: задача состоит не в том, чтобы что-то узнать о фактах жизни человека, а понять то, какова эта жизнь в его представлениях. Создаваемая сказка позволяет (даже при недостатке информации) очертить общий контур проблемы, охватить ключевой круг реально работающих метафор, обозначить возможный баланс ресурсов клиента, вскрыть содержательные и динамические моменты, типичные затруднения и привычные стратегии взаимодействия, способы решения возникающих проблем.

В отношении психологических сказок заметим, что их воздействие на самосознание ребенка осуществляется, по-видимому, в соответствии с указанным выше психологическим механизмом.

В психологических сказках, конечно же, не существует прямой аналогии между жизнью ребенка и сказочного героя в силу большей обобщенности сюжета - ведь психологические сказки обычно нацелены не на одного конкретного ребенка, а на широкую группу детей одного возраста, обладающих сходными психологическими характеристиками.

Вместе с тем, прелесть сказок в том и заключается, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные им. Это происходит не только благодаря наполненности сказок архетипическими образами, но и потому, что типичные речевые обороты сказок задают условные ситуации в особом пространстве сказки, в котором происходят события, в той или иной форме имеющиеся в опыте практически любого человека. То, что ребенок взаимодействует со сказкой, сразу и неизбежно задает для него семантическое пространство, насыщенное метафорами. Текст сказки, поэтому не является для него однозначным и ограниченным некоторым набором значений.

Напротив, любое значение любого сказочного содержания тут же ребенком доосмысляется, обогащается личностными смыслами, интериоризируется. Отклик в душе слушателя возникает тогда, когда сказка сконструирована таким образом, чтобы, будучи конкретным, интересным, увлекательным, ярким художественным произведением, оставаться «открытой возможностью» для разнообразных толкований и чтобы между ее семантическим пространством и семантическим пространством детской души возникло взаимное отображение.

А как происходит установление сходства семантических пространств сказки и слушателя? Результат обнаружения этого сходства Е.Л. Доценко предлагает называть семантическим резонансом. Момент его возникновения переживается человеком как узнавание, понятность, сходство. Фактически речь идет о завершении поиска соответствия между актуальной ситуацией и фрагментами жизненного опыта, а механизмом этого поиска выступает семантический резонанс. Если он произошел, слушателя захватывают особые переживания, возникают ощущения значимости материала сказки. В результате становится возможным изменение способа видения мира и себя в этом мире и отношений к себе и к миру.

Можно обозначить следующие важные особенности применения сказкотерапии.

Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя (обычно ребенка), с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но - в первую очередь - его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г. Юнг и его последователи.

Во-вторых, все отдельные функции сказкотерапии (и не только сказкотерапии, кстати, но и других психологических методов) в конечном итоге направлены к одной цели - помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовое условие такого развития - повышение уровня самосознания - надо же иметь представление, что и как развивать в себе.

В-третьих, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В-четвертых, поскольку одной из важнейших задач практической психологии образования в настоящее время принято считать создание оптимальных условий для естественного психического развития детей, то следует помнить о значении социальных взаимодействий ребенка. А значит, в построении эффективного взаимодействия между субъектами образовательной среды - того, над чем приходится работать детскому психологу, - сказкотерапия может оказать неоценимую помощь.

Психологические предпосылки сказкотерапии

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей и через построение сюжета.

Важнейшее место в организации совместно - разделенной деятельности ребенка и взрослого по сочинению сказки должно отводиться собственно коммуникативной, диалогической составляющей (вопросам слушателя - взрослого).

Взрослый ведет сказку, задает интонацию (выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого персонажа). Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок -рассказчик.

Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток художественно - коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не только через структуру художественного текста, но и с помощью особой интонации.

В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной партнерской позиции - не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку). Это и есть психологические предпосылки сказкотерапии.

Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определённой степени наши потребности.

Проанализировав содержание сказок, П.И. Яничев выделил триаду тенденций или потребностей:

1 - потребность в автономности (независимости);

2 - потребность в компетентности (силе, всемогуществе);

3 - потребность в активности;

А также реализуются потребности в нарушении запретов и правил, потребность в абсурде, благодаря которым сказка становится посредником между внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром.

Есть еще немало людей, у которых термин "сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку.

Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой - доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

Определение понятия "сказкотерапия". Типология сказок

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка" .

В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Дадим несколько определений понятию "сказкотерапия" в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума . Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его . У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур .

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

этап - устное народное творчество;

этап - собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М. - Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

этап - интегративный, связанный с "формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков" .

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Вот небольшой перечень проблем, с которыми поможет справиться сказка: -бороться со страхами, - повысить самооценку ребенка, -привить определенные бытовые навыки, -спастись от капризов, - упокоится и расслабиться, - воспитывать культурные навыки, - беречь природу и окружающих близких, - скрасить будни, -развивать словарный запас ребенка и фантазию. И, конечно же, записывайте все сочиненные сказки и собирайте свою семейную коллекцию. С ребятами школьного возраста можно придумывать сказки вместе. Для этого можно завести специальную волшебную шкатулку , куда будут складываться самые обычные предметы, игрушки, безделушки. А потом, усевшись в круг можно доставить из шкатулки предметы и сочинять без конца. Или же поиграть в путаницу. Для этого достаточно взять любую сказку и перемешать в ней всех героев. А если смешать различные сказки, то получиться увлеченная игра не только для школьников, но и взрослых. Сказка «Потерялась буква» пройдет на ура в любой детской компании. Берется любая сказка и рассказывается (читается) без одной буквы. Еще можно сочинять сказки из известных пословиц и поговорок. К примеру, выражение «Доброе слово и кошке приятно» станет отличным подспорьем для сказки о культуре поведения и вежливости. Как видим, сказки – отличная палочка-выручалочка для родителей. Более того, это чудесный шанс вернутся в свое детство и снова его прожить. Пусть даже и на другом уровне. Конечно, детьми мы не станем, но мы можем чаще прикасаться к детству, отложив в сторону наши взрослые заботы. Ведь дети смотрят в нас, словно в волшебное зеркало и отражают то, что там видят.

Сказкотерапия как психотерапевтическая методика служит для достижения следующих целей: - психологическая диагностика и коррекция, - самопознание, - развитие творческих способностей, - раскрытие внутреннего потенциала, - адаптация личности к условиям окружающего мира. Сказкотерапия предназначена не только для детей, она подходит для людей любого возраста, так как в процессе сказкотерапии происходит взаимодействие с "детским" началом в человеке, его "внутренним ребенком", для которого свойственны чистота мировосприятия и связь с духовным началом. Жанры сказкотерапии : притча, басня, анекдот, легенда, былина, миф, сказка.

Что такое сказка?

В литературе сказка - это эпический жанр народного творчества. В арт-терапии сказка стала приемом психологической работы, доступным для каждого человека. Уникальные психотерапевтические свойства сказки были открыты на рубеже 19-20 веков и с тех пор используются во многих методиках. В сказкотерапии сказка понимается как зашифрованный в метафорической форме жизненный опыт предков. В сказке также зашифрованы архетипические процессы, происходящие на бессознательном уровне. Т.Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие свойства сказки : - сказка не носит дидактический характер, а ее смысл не навязывается, - собирательность образов, неопределенность места действия, имен персонажей, - многоуровневость зашифрованной информации, от бытового уровня до философского, - наличие благополучного исхода в истории, который служит психологической защитой, - возможность экзистенциального восприятия реальности, - мотивы волшебства, дающие ключ к раскрытию сверхспособностей в человеке. Методы сказкотерапии : - рассказывание сказок (групповое и индивидуальное), - сочинение сказок, - рисование сказок, - анализ сказки, - постановка сказки, - медитация на сказку.

Оказывается, что с помощью сказки можно лечить людей. Так и возникла сказкотерапия, которая подходит и маленьким, и взрослым.

Любите ли вы сказки так, как люблю их я?

Я убеждена, что любую сказку нельзя рассматривать, как выдуманную историю для несмышленых деток.

В любом даже самом коротеньком тексте зашифрован код, который помогает бороться со страхами, найти свою мечту, научиться препятствовать трудным жизненным обстоятельствам, найти ответы на интересующие вопросы.

Психологи давно поняли, что с помощью сказки можно лечить людей, так и возник метод сказкотерапия , который подходит как маленьким пациентам, так и тем, кто давно повзрослел.

Что такое сказкотерапия?

Если бы меня спросили, какой из самых древних, самых безобидных и самых приятных методов психотерапии, я бы, не задумываясь, ответила: «Сказкотерапия, то есть – коррекция поведения или полноценное лечение при помощи сказки».

Ведь еще много-много веков назад наши предки рассказывали своим деткам истории, которые формировали их мировоззрение, помогали избавиться от фобий, понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Уверенна, что и среди моих читателей есть те, кто испытал на себе всю эффективность сказкотерапии.

Моя мама, например, вовсю использовала этот способ.

Когда маленькой я совершала плохой поступок, меня не наказывали традиционными методами (крики, ремень, угол), мне рассказывали сказку.

Мама брала уже существующую сказку или адаптировала готовую историю под мою ситуацию, или и вовсе придумывала свою сказку и рассказывала ее мне, объясняя для полноты эффекта, почему главный герой поступил плохо.

Подобные методы действовали куда лучше, чем ругань или физическое наказание.

К сожалению, современные родители редко используют .

И напрасно!

Ведь дети, выбирая любимую сказку, которую они постоянно просят вас прочитать, намекают вам на свои проблемы или мечты, помогают лучше понять их.

Если любимая сказка изменилась, то изменился и сам ребенок, он подрос.

На это нужно обращать внимание, чтобы правильно воспитывать своего малыша.

4 способа использовать сказкотерапию

Сказкотерапию в свое время исследовали ученые с мировым именем, такие как Э. Фромм, Э Гарднер, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков и другие.

Они выделили 4 способа использования сказкотерапии, настаивая, что их следует отличать друг от друга.

Итак, сказку можно применять как:

    Инструмент воспитания ребенка.

    Рассказывая сказки, вы учите малыша жить в социуме, знакомите его с правилами и нормами поведения, которые приняты в современном обществе, прививаете ему моральные императивы.

    Инструмент развития, который применим и к детям, и к взрослым.

    При помощи сказки можно научить брать ответственность за свои поступки, принимать важные жизненные решения, учиться противостоять обстоятельствам.

    Вспомните сами: в сказках добро всегда побеждало зло, но героям приходилось потрудиться и преодолеть много препятствия, чтобы восторжествовать.

    То, что злые герои всегда терпели поражение и несли заслуженное наказание, учит детей (да и взрослых тоже) выбирать правильную сторону.

    Нарратив («повествование»).

    Ребенок или взрослый не просто слушает рассказ о чужой жизни, с его помощью он формирует собственную модель поведения и сценарий своей жизни.

    Психотерапию.

    Этот метод применяют специалисты (психологи, психиатры, педагоги, коучи).

    Групповая или индивидуальная сказкотерапия помогает решить клиенту жизненные проблемы, избавиться от фобий, принять правильное решение и т.д.

Функции, которые выполняет сказкотерапия

Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять одновременно множество функций, а может быть направлена на решение конкретной проблемы.

Итак, сказка может помочь:

  • у слушателя/читателя.
  • Избавиться от навязчивой фобии: страха темноты, высоты и прочих.
  • Понять жизненные ценности.
  • Принять трудное, но правильное решение.
  • Сформировать характер.
  • Освоиться в этом социуме.
  • Научиться ценить любовь, дружбу, близких людей.
  • Понять, как устроен этот мир и по каким законам он функционирует.
  • Избавиться от недостатков (агрессивности, жадности, тяги к вранью и т.д.).
  • Сформироовать положительные черты характера (справедливость, сострадание, ответственность и прочие).
  • Строить отношения с противоположным полом, друзьями, родителями.
  • Простить тех, кто поступил с вами плохо, и начать жить дальше и т.д.

Как применять сказкотерапию?


Сказкотерапию применяют по-разному, в зависимости от того, с кем ведется работа (с ребенком или взрослым).

Например, сказка для ребенка должна быть простой для восприятия и не слишком длинной, тогда как для психотерапии взрослых можно использовать рассказы с более глубоким смыслом, содержащие сложные символы и метафоры.

Наиболее распространенные способы использования сказкотерапии – это:

    Работа с уже готовой историей.

    Сказка зачитывается, а затем анализируется: почему герои поступили так, а не иначе, каковы последствия их поступков и т.д.

  1. Написание специалистом авторского повествования для взрослого или ребенка, адаптированной под конкретную проблему человека.
  2. Создание клиентом собственной сказки, в которой он смог бы описать свою проблему и найти способы ее устранения.

    Этот способ применяется в психотерапии для старших детей или взрослых.

  3. Постановка рассказа (старинной или авторской), например, при помощи кукольного театра.

    Подготовка.

    Клиент должен осознать свои проблемы, переосмыслить их и успокоиться перед тем, как начать писать сказку.

  1. Написание истории (если человек испытывает трудности, то специалист должен помочь ему).
  2. Прочтение и анализ.

Об особенностях применении сказкотерапии для ребенка

смотрите в в видеосюжете:

Пример использования сказкотерапии

Я не буду углубляться в сказкотерапию, как метод психиатрии, это слишком сложная и длинная тема, оставим ее для исследования специалистам.

Я лучше расскажу вам, как можно воспитывать деток при помощи сказки.

Допустим, что ваш ребенок постоянно врет.

Объяснения, почему так поступать плохо, на него не действуют.

Попробуйте устранить проблему при помощи написания авторской истории.

Алгоритм ваших действий:

  1. Придумать героя (или использовать любимого героя вашего ребенка), познакомить с ним малыша.
  2. Создать конфликтную ситуацию: герой постоянно всем врал, и это привело к ряду проблем в его жизни.
  3. Подчеркнуть, что герой осознал: он сам создал себе проблемы из-за того, что постоянно врал.
  4. Подвести героя к кульминационному моменту: он справляется со всеми трудностями благодаря тому, что переосмыслил свое поведение.
  5. Придумать счастливый финал.
  6. Обсудить сказку с ребенком.

    Малыш должен понять, что трудная ситуация, в которую попал главный герой, возникла лишь из-за его склонности к вранью и, если бы он не изменился, то никакого хеппи энда не было.

Сказкотерапия – эффективный метод психотерапии, который используют психологи, психиатры, учителя, воспитатели в детских садах для решения своих профессиональных задач.

Родителям тоже следует получше ознакомиться с этим методом, чтобы применять его для воспитания своих деток.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту