Спортивный значок – больше, чем аксессуар. Что такое фалеристика

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова фалеристика

фалеристика в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фалеристика

    Научная дисциплина, занимающаяся изучением истории орденов, медалей и других знаков отличия.

    Коллекционирование нагрудных знаков, значков, сувенирных, юбилейных и т.п. жетонов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фалеристика

ФАЛЕРИСТИКА (лат. falerae, phalerae - металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греческого phalara - металлические бляхи, побрякушки)

    вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знаков отличия, традиционно включаемая в нумизматику.

    Коллекционирование значков, нагрудных знаков и др.

Фалеристика

(лат. falerae, phalerae √ металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греч. phalara √ металлические бляхи, побрякушки), вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знаков отличия и традиционно включаемая в нумизматику, в широком смысле √ коллекционирование нагрудных значков и знаков, а также жетонов (как правило, сувенирных, юбилейных, памятных, значительно реже √ служебных, членских, нагрудных и т.п.). Как вид коллекционирования стала популярной в 1-й половине 20 в. (в СССР √ с конца 50-х гг.) с расширением международных связей, развитием туризма и массовым выпуском как общегосударственными, так и местными (в капиталистических странах и частными) предприятиями различных сувенирных, памятных и др. значков (в СССР ежегодно около 1,5 тыс. видов). Обычно имеет тематический характер: геральдика, портретистика, история, спорт, транспорт, архитектура и т.д. В отличие от филателии, филокартии, филофонии не опирается на строгую систему, т.к. не поддаётся международной или национальной каталогизации. В СССР материалы по Ф. публикуются в сборнике «Советский коллекционер» и бюллетене «Филателия СССР» .

По просьбам читателей продолжаем публикацию советов и рекомендаций музейных специалистов. О специфике научного описания предметов нумизматики и фалеристики - монет, орденов, медалей, жетонов, знаков - рассказывают старшие научные сотрудники Центрального музея революции СССР Р. ГУРЕВИЧ и С. КИНИЦКАЯ.

Объектом научного описания служит отдельный предмет или группа одинаковых предметов. Оно включает в себя учетно-поисковые данные, справочные сведения, историю и характеристику внешних признаков предмета.

К учетно-поисковым данным относятся шифр музея (например: «ЦМР СССР»), номер по Книге поступлений, номер по Книге научного инвентаря (проставляемый после научной инвентаризации), номер негатива (в случае фотографирования предмета), шифр места хранения, проставляемый карандашом, так как в дальнейшем он может изменяться (например: «комната 1, шкаф 1, полка 2, коробка 3» или сокращенно «1 - 1 - 2 - 3»).

Если предмет сфотографирован, то на карточку научного описания (паспорт) наклеивается контрольный фотоотпечаток.

Справочные сведения включают наименование предмета, указание его географической принадлежности, датировки, материала и техники изготовления, размера, количества экземпляров, сохранности, источника поступления.

Наименование должно быть определено предельно точно и полно. Для орденов, наградных медалей и знаков дается их официальное название с указанием производственного номера, если он имеется. Например: «орден Ленина № 66055», «медаль «За оборону Севастополя».

Наименование памятных медалей и знаков можно давать в кавычках, если оно имеется на самом предмете или известно из литературы (медаль «250 лет Библиотеке Академии наук СССР»), или без кавычек на основании содержания медали или знака (значок в память 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции).

При описании членских, депутатских и делегатских значков указывается официальное название организации, съезда, конгресса и т. л, (значок делегата XXVII съезда КПСС, значок члена Добровольной народной дружины).

В наименовании отмечается также принадлежность предмета и дается краткая биография владельца. Последняя должна составляться с акцентом на периоде, к которому относится предмет.

В наименовании образцов орденов, наградных медалей и знаков обязательно отмечается - «образец».

В наименовании монеты указывается ее номинал («монета достоинством 50 копеек»).

Географическая принадлежность предмета указывается по месту выпуска. Монета, чеканенная Петроградским монетным двором в 1921 году, обозначается следующим образом: «РСФСР, г. Петроград». Ордена и наградные медали СССР: «СССР, г. Москва».

Основанием датировки личных наградных материалов служит время награждения, для образцов наград - время их учреждения. При этом желательно указывать год, месяц и число. Памятные медали, значки, а также монеты датируются по году выпуска. Данные об учреждении орденов и наградных медалей СССР можно найти в справочниках «Ордена и медали СССР», выпускавшихся в разные годы. При определении монет неоценимую помощь может оказать определитель «Монеты России и СССР», составленный А. Н. Дьячковым и В. В. Уздениковым (М., 1978).

Металл, из которого изготовлен предмет, указывается конкретно - «медь», «алюминий»; при невозможности определения вида металла можно ограничиться типовым обозначением - «металл».

При определении материала, из которого изготовлены советские ордена и наградные медали, следует пользоваться указанными выше справочниками, а также инструкцией Министерства культуры СССР о порядке учета и хранения музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Указывается также наличие позолоты, эмали и характер техники (штамповка, чеканка, литье). Например: «серебро - штамповка, позолота, эмаль», «медь - литье».

Размер дается в миллиметрах с точностью до 0,1 и определяется штангенциркулем. Для прямоугольных, овальных и фигурных предметов обозначаются высота и ширина, для круглых - диаметр. Например: «49,2 * 23,7 мм», «дм. 35,0 мм».

Количество экземпляров предмета проставляется цифрой.

С особым вниманием следует относиться к определению сохранности предмета, отмечать все имеющиеся дефекты: потертость, щербины, потемнение, сколы эмали, утраты, наличие на предмете деталей позднего происхождения и т. д. Например: «потертость, на звезде и знамени сколы эмали, гайка погнута, нарезка штифта стерта».

Недопустима расплывчатая оценка сохранности типа «хорошая», «удовлетворительная». Описание сохранности должно быть предельно конкретным. В случае полной сохранности предмета делается запись - «в сохранности».

Сведения об источнике поступления состоят из точного наименования организации или имени лица, от которых поступил предмет, с указанием номера и даты акта приема. Например: «от Московского монетного двора. Акт № 8854 от 11.06.1980».

В сведениях об источнике поступления личных материалов следует отмечать характер связи лица, сдавшего материал, с его владельцем: «от Ивановой В. П., дочери Иванова П. И.».

Важнейшим элементом научного описания предмета является раскрытие его истории: данные о происхождении, назначении, принадлежности, бытовании, об авторе и т. д. Эти сведения являются источником, определяющим свойства предмета как музейного и исторического памятника. Их совокупность должна обосновать право предмета находиться в музейной коллекции.

История предмета исследуется на основании анализа самого предмета (его внешних признаков, материала, техники изготовления, клейм и т. д.), изучается учетная документация, другие виды источников (фотографии, документы), научно-справочная и специальная историческая литература.

При описании личных предметов необходимо учитывать наличие в музее персональной картотеки, в которой содержатся подробные биографические данные. В истории предмета в этом случае следует указывать лишь самые краткие биографические сведения и более подробно данные, относящиеся непосредственно к предмету.

Для материалов наградного характера желательно указать не только дату, но и формулировку указа или постановления о награждении. Источником этих сведений могут служить наградные документы, а также публикации в периодической печати.

Цель описания внешних признаков предмета - фиксация его физического состояния и обеспечение быстрого поиска. Однако значение внешнего описания не ограничивается охранными и поисковыми функциями, так как именно внешние признаки играют важную роль в определении предмета, установлении его датировки, места происхождения. Примером этого может служить проведенное в Центральном музее революции СССР уточнение определения значка-звездочки, принадлежавшей Н. Ф. Рябову, бывшему рабочему-металлисту, красногвардейцу, впоследствии генерал-майору артиллерии. При поступлении в музей значок был записан как красногвардейская звездочка и датирован 1917 годом. На основании внешних особенностей (по наличию эмблемы скрещенных молота и плуга) было установлено, что это красноармейская звездочка периода 1918 - 1922 годов.

Внешнее описание должно в первую очередь давать общее зрительное впечатление о предмете - его форме, цвете металла и т. д. Затем описываются сюжетные изображения, тексты, клейма. Для двусторонних предметов вначале описывают лицевую, затем оборотную сторону (сокращенно «Л. ст.», «Об. ст.»). Лицевая сторона медалей, жетонов, монет определяется наличием герба, портрета, ведущим изображением.

Описание следует производить от общего к частному. Вначале описываются основные изображения и тексты, затем дополнительные детали: раскрывается содержание изображений, отмечаются цвета эмалевых и других покрытий, воспроизводятся тексты с разбивкой на строки вертикальными линиями, в случае необходимости конкретизируется техника. При этом указывается место расположения элементов рисунка, текстов, клейм. Клейма воспроизводятся графически или описываются и расшифровываются.

При отсутствии сюжетных изображений и текстов на оборотной стороне предмета отмечаются ее отличительные особенности («гладкая», «с обратным рельефом лицевой стороны», «по горизонтали булавка» и т. д.).

Особенности боковой стороны (гурта) медали или монеты отмечаются после описания лицевой и оборотной сторон. Например: «гурт гладкий», «на гурте текст «Один рубль».

Затем для предметов с колодкой дается внешнее ее описание: форма, наличие изображений и цвет ленты, способ крепления и др.

Внешнее описание должно давать полное представление о предмете и вместе с тем быть лаконичным, не повторять тех сведений (материал, техника и т. д.), которые содержались в справочных данных.

В описании указывается использованная при изучении предмета литература.

Ниже мы приводим примеры описания истории предмета и его внешних признаков.

Самоидентификация — очень важная штука в конкурентном мире, а уж тем более в среде спорта. Помимо ярких личностных качеств спортсмена, очень важным считается командная «химия». Фёдор Черенков, Эдуард Стрельцов, Григорий Федотов, Олег Блохин, Лев Яшин навсегда войдут в историю не только как талантливые игроки, но и представители определённых команд, спортивных обществ, социальных слоёв.

Каждая команда заботится о свой медийности и узнаваемости. Значки, как инструмент маркетинга, да и просто стильный аксессуар, приобрели довольно большую популярность среди болельщиков и фанатов футбола. Помимо тех, кто покупает значки разово, существуют люди, которые собирают уникальные коллекции разных тематик.

Общее увлечение значками получило название фалеристика (от лат. falerae, phalerae (фале́ра, мн. ч.; - металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия).

Нас же интересует фалеристика применительно к футболу, и тут есть о чём рассказать. В СССР культура выпуска значков была развита на очень высоком уровне. Промышленные заводы брали «в нагрузку» выпуск футбольных и хоккейных серий. Основными центрами выпуска являлись Москва и Киев. Отличались значки дизайном, тиражом и клеймом производителя.

Пример серии значков – набор «Футболист». Выпущен на Заводе продовольственных автоматов «Киевпродмаш». Представлены практически все ведущие клубы чемпионата Советского Союза. Серия отличается причудливыми цветами форм — есть значки, где «Спартак» в красно-синем, «Динамо» — красно-белом. Вообще разнообразная колористика знаков была присуща именно производителям из Советской Украины.

А следующая серия выпущена уже в Москве на заводе «Победа», который выпускал огромное количество значков и был, пожалуй, лидером в этой отрасли.

Помимо футбола и хоккея выпуск значков в СССР был сопряжен с Добровольными спортивными обществами – ДСО. Создавались такие общества в 1930-х годах и объединяли преимущественно молодёжь и трудящихся, занимающихся спортом и туризмом. Атрибутами каждого общества были флаг, эмблема, спортивная форма – «цвета» и нагрудный знак. При помощи ДСО популяризировался спорт, здоровый образ жизни, велась подготовка квалифицированных кадров для армии и флота.

Небольшой список Всесоюзных ДСО, знакомых каждому:

  • «Буревестник» (студенты и преподаватели вузов)
  • «Водник» (водный транспорт)
  • «Зенит» (некоторые высокотехнологичные отрасли промышленности)
  • «Крылья Советов» (авиационная промышленность)
  • «Локомотив» (железнодорожный транспорт)
  • «Спартак» (сферы услуг, культуры, общественное питание)
  • «Торпедо» (автомобильная промышленность)
  • «Трудовые резервы» (ПТУ и техникумы)

Вскоре республиканские ДСО были объединены в 2 всесоюзных — «Труд» и «Урожай». 30 республиканских обществ по 2 на каждую союзную республику: одно объединяло горожан, работников промышленности, второе - крестьян, жителей села:

  • РСФСР — «Труд», «Урожай»
  • Украина — «Авангард», «Колос»
  • Белоруссия — «Красное знамя», «Урожай»
  • Казахстан — «Енбек» (Труд), «Кайрат»
  • Узбекистан — «Мехнат» (Труд), Пахтакор»
  • Киргизия — «Алга» (Вперёд), «Колхозчу»
  • Туркмения — «Захмет» (Труд), «Колхозчи»
  • Армения — «Ашхатанк» (Труд), «Севан»
  • Таджикистан — «Таджикистан», «Хосилот» (Урожай)
  • Азербайджан — «Нефтчи», «Мэхсул» (Урожай)
  • Грузия — «Гантиади» (Рассвет), «Колмеурне» (Колхозник)
  • Молдавия — «Молдова», «Колхозникул»
  • Латвия — «Даугава», «Варпа» (Колос)
  • Литва — «Жальгирис», «Нямунас»
  • Эстония — «Калев», «Йыуд» (Сила)

Вот такой набор был выпущен специально для ДСО из 17 знаков. Каждое общество олицетворяло спортивную дисциплину.

Вот еще несколько примеров футбольно-хоккейных серий.

Это всего несколько наборов из обширной номенклатуры значков.

90-е годы

Время СССР безвозвратно ушло, а с ней культура значков резко приняла более коммерческий оттенок. Заводы по факту перестали выпускать значки, им на смену в 90-е пришли производители-энтузиасты, которые выпускали наборы на собственные средства. Одной из самых ярких серий является «Футбол России».

35 знаков (на фото не хватает Химок) отразили весь колорит российского футбола начала 90-х.

Или прекрасный набор команд из чемпионата 1992 года.

Что сейчас

Направленность коллекционирования ушла в сторону индивидуальности дизайна и лимитированности выпуска, ограничения тиража. Массовость больше не в цене. Очень хорошо прижились темы casual и фанатизма, брендов модной одежды. Эмблемы клубов и дизайн значков стали стилизовывать под региональные движения и фанатские группировки.

Пример — серия «Противостояния», выпущенная проектом

Коллекционирование наград и нагрудных знаков: тематики фалеристики

Фалеристика – это коллекционирование медалей, орденов, значков и других нагрудных знаков, в том числе юбилейных, почётных, об окончании учебных заведений, ведомственных, и пр. Также фалеристикой называется наука, являющаяся вспомогательной исторической дисциплиной, которая занимается изучением истории вышеперечисленных предметов и их систем.

Что такое фалеристика?

Это многогранное название – производное от слова «фалера», что означает награды римских легионеров. Впервые данное понятие было использовано в тридцатых годах прошлого столетия ученым и коллекционером Олджихом Пильцем из Чехословакии. Именно с тех пор этот термин входит в научный обиход.

Одно из самых распространённых хобби в мире – коллекционирование орденов и медалей. В СССР фалеристика была популярна еще с пятидесятых годов, в то время, когда началось расширение межгосударственных связей и туризма. Именно в тот момент начался массовый выпуск различных памятных знаков.

Виды коллекционирования нагрудных знаков

Объектом фалеристики может стать практически любой предмет, но, как правило, каждый вид такого коллекционирования строится на определенных принципах: портретистика, геральдика, история, спорт, архитектура и др. В фалеристике огромное количество знаков, поэтому и тематик тоже хватает. Чаще всего, увлечение начинается с обычных значков, которые достать не сложно, а потом переходит на более ценные предметы, такие, как награды и медали, стоимость которых более чем тысяча долларов.

Сегодня известно , и даже можно сказать, что и это цифра слегка занижена. Самая оживленная группа коллекционеров наблюдается среди собирателей значков. В коллекциях фалеристов можно встретить значки совсем крохотные и размером с пачку сигарет. Значки сделаны из разнообразных материалов: стали, пластмассы, дерева, стекла, кожи, ткани и др. Целью коллекционирования становится собирание значков, имеющих художественную и историческую ценность, некоторые особо редкие значки существуют в единственном экземпляре, естественно, что цены на них могут достигать просто космических размеров. Также коллекции становятся для своих обладателей памятью о том, где они путешествовали.

Фалеристика – молодой вид коллекционирования, но у него множество приверженцев в нашей стране.
Ежегодно в России выпускают полторы тысячи различных видов знаков. Они изготавливаются на Монетном дворе Гознака и на сувенирных фабриках. В Крыму можно встретить значки ялтинского, симферопольского, севастопольского, керченского и феодосийского производств.

Немногие фалеристы составляют каталоги собранных экспонатов. Те, кто не имеет такой возможности следуют своей интуиции. Поэтому у последних вместо пополнения коллекции могут появляться уже имеющиеся экспонаты. Но это не способно охладить их пыл, так как существует ещё и обмен разными объектами и целыми коллекциями.

Тематические коллекции

Ленинская тематика распространена в фалеристике. В Крыму существуют коллекции фалеристической Ленинианы, которые насчитывают более тысячи знаков. Коллекции представляют собой целую биографию Ленина.

Значки с изображением гербов городов особо ценятся фалеристами. Коллекционирование таких видов значков называется геральдической фалеристикой. Известно более двухсот выпущенных подобных значков.

Фалеристика – увлекательное и долговременное занятие. Важно в самом начале определить тему будущей коллекции и, после, делать все, чтоб дополнить её новыми, редкими и дорогими экспонатами. Кстати, нередко тот или иной экспонат становится более дорогим именно из-за его наличия в чьей-либо коллекции.

Фалеристика походит от латинского слова «фалеры», что означает – украшения из металла, которые являются знаками отличия легионеров Рима и воинов Античной эпохи, а также от греческого слова «фалары», что переводится, как листы металла и представляет собой вспомогательную дисциплину истории, которая занимается углублённым изучением медалей и орденов, и их коллекционирование. Также уделяет большое внимание служебным, наградным, академическим, мемориальным, сувенирным и прочим нагрудным знакам и жетонам. Последние иногда были заменой платежного средства, выпускали их по случаю значительных событий в жизни истории, в том числе коронации, военной победы и тому подобное. Существовали особые жетоны тессера (от латинского «тессера» - отличительный знак), которые изготавливали из бронзы, свинца, слоновой кости и терракота (предоставляли их владельцу определенные права).

В VI-III веках до н.э. в Афинах тессера выдавали присутствующим на народном собрании, судебном заседании и театральном представлении, а в Древнем Риме жетоны служили основанием для получения зерна, посещения общественных столовых и бань (терм). Римский писатель и ученый Плиний Старший (~ 23-79) в своем труде «Естественная история» описывает факт вручения фалеры всаднику за личное мужество в бою с врагами. Фалеры были круглой или овальной формы, крепились на доспехах воина.


Легионы и когорты, отличившиеся в боевых действиях, получали от верховной власти фалеры на вексиллум - флагах или крупных металлических бляхах различной формы, их на длинном шесте выносили перед строем.

Необходимо отметить, что понятие «фалеристика» впервые принял только в 1937 г. Чешский ученый-коллекционер Олдрджих Пильц. Впоследствии этот термин получил распространение в специальных изданиях Германии и Франции. Векторы изучения фалеристики многогранны. Она одновременно имеет дело со многими составляющими - всемирной историей, юриспруденцией, искусствоведением и еще с целым комплексом смежных дисциплин, таких как геральдика, сфрагистика, униформология, символика, эмблематика.

ХХ век

В начале ХХ века фалеристика становиться достаточно популярным явлением среди коллекционеров. Это происходит, благодаря расширению международных контактов и массовому выпуску местными предприятиями и государственными органами различных Фалеристическая материалов.

Фалеристика не опирается на строгую систему, поскольку не поддается каталогизации. Есть связь, исторически сложившееся между фалеристикой и геральдикой, в результате чего на орденах, жетонах и знаках часто используются гербовые символы. Знаки и жетоны изготавливают (изготавливали) из золота, серебра, латуни, меди, алюминия, дерева, пластмассы, кости, полудрагоценных минералов и т. Для украшения используются краска, горячая и холодная эмаль, позолота, серебрение, чернение и тому подобное.

Многие Фалеристические материалы имеют не только историческую, но и большую художественную (ювелирную ценность).

Фалеристика в первую очередь ассоциируется с наградами (до XVIII столетия так называемыми «подарками»). Следует отметить, что уже в XI веке в Киевской Руси существовал обычай награждать за ратные подвиги специальной наградой - золотой, серебряной и бронзовой шейной гривной. Впервые такой браслет как награда в нашей стране отмечается в летописи 1100 во времена Владимира Мономаха (1053-1125). В древнерусском государстве награда гривнами сопровождалась предоставлением земельных наделов, снаряжением, деньгами, золотой и серебряной посудой, драгоценным оружием и тому подобное. О наградной функции шейной гривны в Киевской Руси упоминается в связи со трагическими событиями 1051, когда Святополк (? -1113) причинил смерть отроку Георгию. Не сумев снять с убитого гривну, бояре вынуждены были отсечь ему голову и «тако сняша гривну». Свидетельство летописных источников (о киевском восстании 1147) дают основания для вывода, что тогда гривна считалась знаком награды.


Самым древним из наградных знаков считается английский орден Подвязки (1348), установленный королем из династии Плантагенетов Эдуардом III (1312-1377) как благородное братство, состоящий из короля и 25 рыцарей-компаньонов. Слаженная система награждения возникла в той же Англии после победы войск О. Кромвеля (1599-1658) над шотландцами при Дунбар, хотя реестр кавалеров ордена Слона в Дании ведется еще с 1559 года.

Современность

Все мы прекрасно знаем, что награждают человека за его полезную деятельность, выдающиеся заслуги, благородные поступки и достижения.

В наше время широко распространены награды государства, которые устанавливаются Президентом, правительственные, ведомственные, религиозные, общественных организаций и союзов, национально-культурных обществ, негосударственных структур. С примерами таких наград вы можете ознакомиться на сайте Военторг . Для фалеристики важными считаются изучение и анализ аспектов функционирования награды, то есть ее «вращения» в государстве.

Ну и для наглядного примера, предлагаем вам посмотреть, как выглядят награды, знаки отличия и т. д.





Ключевые слова: Медаль Ликвидатору ядерных катастроф,Знак Отличник ФСО России,Римские фалеры,швейная гривна золото,Фалеристика,Зарождение,история,Что такое ​Фалеристика​,тессера,отличительный знак,знаки, награды СССР